Правило ангела

Накануне Дня Ангела

Епископ Воскресенский Савва

Мы предлагаем вашему вниманию рассказ владыки о своем пути к монашеству, наших небесных заступниках и о том, как выбирать имена для детей.

— Владыка, как Вы приняли решение посвятить свою жизнь служению Богу и принять монашество?

— Я принял постриг в 21 год. Стать монахом хотел еще в семинарии, даже пошел за советом на исповедь к духовнику, отцу архимандриту Илариону. Но когда понес прошение ректору и уже вошел в приемную, что-то меня остановило, я испугался и решил повременить с этим решением.

После выпуска меня по распределению направили в распоряжение митрополита Рязанского и Касимовского Симона, — назначили преподавателем литургики и гомилетики в Рязанское духовное училище и одновременно — секретарем-референтом митрополита Симона. Владыка и помог мне утвердиться в решении принять постриг.

— То есть Вы даже не размышляли о том, что Вам ближе – семейная жизнь или монашество?

— После семинарии я даже не думал о том, что необходимо что-то решать. Появилось столько забот: хлопоты по училищу плюс работа секретаря, — так что думать было некогда. Определиться помог случай. Однажды я помогал митрополиту Симону надевать обувь, и он спросил: «Александр Евгеньевич, когда Вы будете монашество принимать?» И я как-то не раздумывая ответил: «Как благословите». Владыка сказал: «Завтра». Но у меня не было ни клобука, ни рясы, а только подрясник. Владыка Симон позвонил наместнику Троицкого рязанского монастыря и спросил, сколько нужно времени, чтобы все это пошить. Ответили, что неделя. И ровно через неделю, 27 ноября 2001 года, владыка Симон постриг меня в мантию в Иоанно-Богословском храме при Рязанском духовном училище с именем Савва — в честь преподобного Саввы Освященного.

— Как переживается сам постриг?

— Когда ползешь к алтарю (согласно чинопоследованию пострига в мантию, готовящиеся к постригу облачаются в белые длинные рубахи (хитоны) и ползут от притвора храма к алтарю – прим.), не слышишь ничего, кроме стука своего сердца. Сердце стучало очень сильно, и было ощущение, что оно ударялось об пол, словно я по полу полз сердцем, и даже слышал эхо от ударов. В алтаре, по велению владыки, я провел одну ночь, потому что, когда я принимал постриг, у нас не было монахов, которые могли бы за мной смотреть. Студенты помогли мне прочитать правило, кафизмы, Псалтирь. Всю ночь я молился, как положено, утром причастился, и меня отвели в келью. Со дня пострига я ни разу не пожалел, что стал монахом.

— А почему Вам дали при постриге имя «Савва»?

— Владыка Симон предложил тянуть жребий. На одной записке было написано имя, которое предложил сам владыка в честь преподобного Иоанна Дамаскина, а на другой — предложенное мною, в честь преподобного Саввы Освященного. Это имя было у нашего инспектора в Московской духовной семинарии архимандрита Саввы. К тому же я был благочинным храмов Рязанского училища, и моя должность в чем-то соотносилась с жизнью преподобного Саввы, автора Типикона.

Эти две записки вложил в требное Евангелие мой восприемник архимандрит Андрей (Крехов). Когда пришло время называть имя, владыка мне открыл Евангелие, я выбрал одну из записок, отдал ему, и в положенный момент он открыл ее и прочитал: «Брат наш Савва постригает власы главы своея».

— Владыка, чувствуете ли Вы по­мощь своего небесного заступника в Ваших делах, в жизни?

— Наверное, каждый человек, ощу­щающий себя христианином, не мо­жет не чувствовать покровительства Божиего в тех или иных случаях, об­стоятельствах. Оно может выражаться по-разному. Ведь каждому человеку при Крещении Господь дает Ангела- хранителя, который и сопровождает нас по жизни. Сопровождает настоль­ко, насколько мы это ему позволяем, насколько хотим этого сами. А имена, которые в честь святых даются нам при Кре­щении, еще и ко многому обязывают человека: хотя бы элементарно знать житие и почитать того, чье имя мы носим. Мы, конечно, понимаем, что достичь его святости невозможно простыми человеческими усилиями, но хотя бы в чем-то подражать, в чем-то соответс­твовать своему небесному покровителю необходимо.

Мы знаем подвижников, которые в юности вели один образ жизни, а становясь взрослыми или более зрелыми людьми, кардинально ме­няли свои взгляды и жизнь. Есть множество святых, которые по своему происхождению или воспи­танию были далеко не христиана­ми, но становились потом великими подвижниками, носителями явно христианского образа, которого, кстати, нам очень не хватает сегодня.

У Бога, на самом деле, как говорится, всего много, но Он может что-то сделать, если только человек сам твердо уповает на Него, на Его помощь, Его заступ­ление. Поэтому мы и должны благо­дарить Господа за то, что Он дал нам при Крещении Ангела-хранителя, должны молиться и тем святым, име­на которых носим по благословению родителей или, как монашест­вующие, наставников.

— Важно, что Вы это сказали, пото­му что многие родители, выбирая имя для ребенка, зачастую ориентируют­ся совсем на иное: на его красоту, по­пулярность, моду. Есть мнение, что человек как бы воплощает в себе характер, обозначенный в имени, которое носит.

— Если бы мы повторяли черты характеров людей, имена которых носим после Святого Крещения, тог­да бы и Церковь наша была совсем иной, поскольку бы все стремились к святости.

Раньше был такой обычай, правило: День Ангела и день рождения у человека практически совпадали. Ребенок родился, и никто не задумы­вался над тем, какое имя ему дать. Родился в день святителя Николая — называли Николаем. Были распространены редкие сегодня, красивые имена: Прохор, Феодор, Трифон. Надо бы вспомнить, узнать хотя бы имена своих бабу­шек, дедушек, других предков, и вы увидите, какие это были удивительные и красивые имена. А сегодня мы огра­ничиваемся десятком мужских и женских имен, причем в одно время пользуемся одним набором, в другое — другим, в зависимости от моды. Была в России и еще одна хорошая традиция: называть детей в честь бабушек и дедушек, сохраняя тем самым преемственность поко­лений.

— Но некоторые родители или родственники из суеверия как раз и боятся давать детям имена умерших предков.

— Это и в самом деле суеверие. В монастырях, напротив, существует традиция давать новому постриженику имя кого-то из ушедших перед этим в мир иной монахов.

— Раньше было и так: новорож­денного приносили в церковь, и батюшка сам нарекал ему имя. Сейчас такое бывает?

— Крайне редко, но и такие случаи тоже встречаются.

— А как нарекается имя священ­нослужителям?

— Имя меняют только монахам. В монашестве существуют три ступени, и имя может быть изменено три раза — это определяет постригающий: игуменья или настоятель монастыря, или правящий архиерей.

— Владыка, а сейчас много детей крестят? Много ли взрослых прини­мают Православие? Есть ли такие данные по епархии?

— Данные, конечно, есть. Но они очень приблизительные. Я бы обратил внимание на другое: сей­час много, к сожалению, отпевают. Россия вымирает, нация исчезает с лица земли, и наконец-то об этом серьезно заговорило руководство страны. Вот где беда. А крестить — да, приходят, и взрослые, и детей приносят, сейчас с этим, к счастью, проблем нет.

— Иногда родители, даже будучи крещеными, не стремятся крес­тить детей, мотивируя это тем, что, мол, ребенок вырастет и сам решит, делать это или нет.

— Тогда давайте говорить, что и учить ребенка не стоит. Вырастет — сам научится и читать, и писать. Я бы так ответил на это: чем раньше родители, бабушки, дедушки дадут направление человеку в жизни, тем легче будет и им самим. Ведь недаром же говорят, что характер ребенка формируется до семи лет, затем он приобретает более опре­деленные черты, — вот и помогите вашему чаду! Чем раньше младенец узнает Богом установленные законы, тем лучше будет и для него самого, и для родителей. Ведь, к сожалению, раньше он начинает узнавать грех, разврат, и только потом — то, что есть в жизни и что-то иное, светлое, возвы­шенное.

Ангелы-хранители ждут твоей молитвы: ежедневное молитвенное правило

Ангел-хранитель есть у каждого человека. Он посылается свыше, чтобы оберегать и направлять на верный путь. Очень важно научиться с ним разговаривать, формулировать свои просьбы так, чтобы они были услышаны.

Предлагаем тебе примеры обращений к покровителям. На их основе ты сможешь создать свои личные. Как только наладишь контакт со своим ангелом, получишь содействие в преодолении жизненных трудностей. Поймешь, что у тебя есть незримый помощник и защитник, который всегда рядом.

Молитвы ангелам на каждый день

Понедельник

Ангел-хранитель, заступник и покровитель, избавь меня от страхов, связанных с рабочей неделей. Дай сил на преодоление трудностей, укажи путь, ведущий к росту и процветанию.

© DepositPhotos
Вторник

Ангел мой, души хранитель, благослови меня на насущные и домашние дела. Подари мне больше энергии, чтобы я могла заботиться не только о себе, но и о близких.

© DepositPhotos
Среда

Ангел мой, в твоем совете нуждаюсь, без тебя не справляюсь. Пошли мне прозорливости и провидения, чтобы я могла отличать правду от лжи, добро от зла и не свернула с верного пути.

© DepositPhotos
Четверг

Ангела на помощь призываю, на его силу уповаю. Огради меня от недоброжелателей и дурного влияния. Спаси и сохрани от порч и сглазов, глупцами и недругами посылаемых.

© DepositPhotos
Пятница

Призываю своего ангела на защиту дома от воров, пожаров, стихийных бедствий. От бедности и тоски, горя и одиночества, от гостей с печальными вестями.

© DepositPhotos
Суббота

Ангел мой, спаси и сохрани меня от негативных мыслей, черноты души, от злых слов, избавь от корыстности, ревности и зависти. Научи меня чувству меры и подари состояние уравновешенности.

© DepositPhotos
Воскресенье

Ангела своего призываю, свою жизнь ему вверяю. Помоги мне отыскать свой путь, очисти его от скверны, не дай пропасть в дальней дороге.

Сильная молитва ангелу помогает открыть душу и впустить в нее доброту и благодать. Будь искренним и бескорыстным в своих обращениях, и вскоре ты начнешь замечать от покровителя знаки, указывающие на то, что диалог налажен. Чтобы молитва ангелу-хранителю на каждый день была всегда под рукой, сохрани ее на стену.

Молитвенное правило

Каково оно должно быть

Святитель Феофан Затворник

Ч то касается до правила, то относительно сего этак думаю: какое ни избери кто себе правило, всякое хорошо, коль скоро держит душу в благоговеинстве пред Богом. Еще: читать молитвы и псалмы до разшевеления души, а там самому молиться, излагая свои нужды, или без всего. «Боже, милостив буди»… Еще: иногда все время, назначенное для правила, можно провести в читании одного псалма на память, составляя из всякого стиха свою молитву. Еще: иногда можно все правило провести в молитве Иисусовой с поклонами… А то из того, другого и третьего по немногу взять. Богу сердце нужно (Притч. 23, 26), и коль скоро оно благоговейно пред Ним стоит, то и довольно. Непрестанная молитва в сем и состоит, чтобы всегда благоговейно стоять пред Богом. А при этом правило есть только подтопка, или подкинутие дров в печь (1, п. 2, с. 8 9).

Желаете иметь молитвенное правило…. Вечером и утром совершайте утренние молитвы и молитвы на сон… К ним прилагайте краткие молитовки 24 святого Иоанна Златоустого, что находятся в числе молитв на сон, повторяя каждую по пять раз. Затем призовите всех святых: апостолов, пророков, святителей, мучеников и мучениц, преподобных отец и преподобных матерей и всех всякого рода благоугождением благоугодивших Богу. Это вообще, а поименно: Господа Иисуса Христа, Матерь Божию, Ангела-Хранителя, святую, коей имя носите, святых, коих в монастыре есть престолы, святых, вами, по вашим обстоятельствам, чтимых, как, например, святителя Тихона… и других. Заключайте поминанием живых и умерших, о коих молитесь… Никогда молитв спешно не проговаривайте, а не спеша, с мыслями и чувствами, кои выражаются в читаемых молитвах. Пред началом молитвословия всегда приготовляйтесь немного, собирая мысли и стараясь вниманием своим стать пред Господом, Коему молиться приступаете. Главное расположение молитвенное да будет покаянное, ибо мы много согрешаем все… Дух сокрушен, сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит… На всяком правиле о своих грехах молитесь, в коих погрешите… Чего достигнуть молитвою надо стараться? Того, чтоб сердце согрелось любовию к Богу и чувство к Богу не отходило… Для сего назначается молитва Иисусова: Господи Иисусе Христе, помилуй мя грешную… Сию молитву чаще повторяйте и дойдите до навыка, чтоб язык повторял ее сам собою. Извольте ведать, что для успеха в молитве надо стараться сердце украсить всеми добродетелями… наипаче же: смирением, сокрушением, покорностию и своей воли отвержением. Надо водрузить веру, что Бог все видит и слышит, и все сокровенности наши знает. Почему внимать себе надо и все худое отревать, а коль скоро проторгается в мыслях или чувствах, тотчас извергать его, и тут же каяться и просить прощения (3, п. 377, с. 10 11).

Им нельзя себя связывать

…Никогда не вяжите себя правилом и не думайте, что есть что-либо ценное в том, что имеете такое правило или всегда его совершаете. Вся цена в сердечном пред Богом припадании. Вон святые пишут, что если кто от молитвы не отходит осужденником, достойны всякой кары от Господа, то такой отходит от нее фарисеем. Другой говорил: «Стоя на молитве, стой как на Страшном Суде, когда готово изыти решительное Божие о тебе определение: отойди или прииди». Всячески избегать надо формальности и механизма в молитве… Будьте госпожа правила, а не раба. Раба же только Божия, обязанная все минуты жизни своей посвящать на угождение Ему (2, п. 249, с. 77).

Его можно сокращать и прибавлять

Когда дела не позволяют вполне совершать молитвенное правило, то совершайте его сокращенно. А спешить никогда не должно. Бог всюду есть. Скажите Ему утром благодарение и испросите благословение своими словами, несколько поклонов и довольно! К Богу никогда не обращайтесь кое-как. А всегда с великим благоговением. Не нужны Ему ни наши поклоны, ни наши многословные молитвы… Вопль из сердца краткий и сильный, вот что доходно. А это можно походя сделать… А следовательно и молиться непрестанно. О сем и заботьтесь и сюда все направляйте… У святого Василия Великого спрашивали: как непрестанно молиться? Он отвечал: имей в сердце молитвенное расположение и будешь непрестанно молиться. Руками работай, а ум к Богу возноси. Апостолы всю землю обошли, сколько трудов?! А между тем непрестанно молились. И заповедь эту они написали. Дух веры, упования и преданности в волю Божию, вот что надо возгревать в сердце. Правило молитвенное можете и сами сладить… Заучите молитвы, какие читаете, и читайте их на память с пониманием и чувством. Тут же и от себя вставляйте молитву свою; чем меньше зависеть от книжки, тем лучше. Заучите несколько псалмов и когда идете куда, или другое что делаете, а голова не занята, читайте их… Се беседа с Богом. Правило должно быть в вашей свободной воле. Не будьте рабом его (2, п. 250, с. 78 79).

Его можно заменить краткими молитвословиями

Читать ли канон Ангелу-Хранителю? Читайте. А когда немощь или дела много, вместо читания канона, краткую молитовку к нему возносите: «Ангеле Божий, хранителю мой святый, моли Бога о мне грешной», пятьдесят с поклонами по произволению (т. е. земные или поясные кладите поклоны). Этим можно (т.е. краткими молитовками) и все каноны заменять. Но внимание не на одних словах надо держать, а с соответственными помышлениями и чувствами. Трудитесь в молитве. Она источник утешения, мыслей просветление и доброго нрава утверждение (3, п. 378, с. 12 13).

Как его совершать во время физического утомления

После утомления плохо совершаете вечернее правило… Прежде правила походите немножко, даже снаружи, если удобно, и полежите немного, пока отдохнет голова и впечатления пережитые развеются… Тогда становитесь на правило… Правила никогда не давайте себе свободы исполнять кое-как… Сокращение сие при нужде сами придумайте и благословитесь на исполнение его у своего духовного отца. Или сократив в нужде, после дополняйте пропущенное, если оно общего свойства по содержанию. Держите в мысли и чувстве, что всякое себе принуждение и произволение на дело Божие видит Бог вездесущий и благословляет сие творящего (3, п. 477, с. 125).

Ангелы-хранители. Как с ними общаться?

Ангелы-хранители делают для нашего блага все, что в их силах. Но если мы хотим большего, достаточно просто попросить об этом наших «шефов». Давайте поговорим о том, как правильно общаться с ними.

Кто ты будешь такой?

Все ангелы, как и люди, разные, поэтому, чтобы найти к ним подход, нужно узнать, кто именно опекает вас. Для этого какое-то время нужно понаблюдать за… собой.

Еда. У каждого ангела-хранителя есть любимая еда. Разумеется, они не питаются ею в привычном понимании этого слова, у них это происходит на ментальном уровне. Но нам всегда приятен запах и вид таких продуктов. Например, вы не пьете крепких алкогольных напитков, но вид рюмки водки с закуской – маринованным огурчиком, салом и селедкой с кусочком черного хлеба – приводит вас в такой восторг, что вы можете долго смотреть на этот натюрморт. Значит, один из ваших ангелов-хранителей – мужчина средних лет, который позволяет себе «выпить» сто граммов перед обедом.

Мужской тип. С вышесказанным могут быть связаны и ваши симпатии в отношении мужского пола. Если вам нравятся мужчины в военной форме, то, вполне возможно, любитель аперитива с огурчиком является отставным военным – это коренастый мужчина средних лет с усами, командным голосом и громким хохотом, его слабость – медали, эполеты и аксельбанты.

Наряды и украшения. Вы обожаете всяческие побрякушки – браслеты, крупные бусы и серьги-кольца, хотя сами бижутерию не носите? Вполне возможно, что к ним неравнодушен ваш второй ангел – красивая женщина с золотистыми волосами, голубыми глазами и мелодичным смехом. От нее же у вас страсть к легким струящимся тканям ярких расцветок и индийским сари. Вы, опять-таки, ничего такого не надеваете, но всегда с удовольствием любуетесь такими вещами.

Разумеется, ваши ангелы вполне могут быть и не такими экзотическими, все вышесказанное – просто яркий пример, позволяющий понять, на что в данном случае нужно обратить внимание. К тому же это только малая часть тех признаков, по которым можно распознать своих ангелов-хранителей. Но если вы поняли принцип, по которому можно это сделать, их «идентификация» уже не составит для вас труда.

Ангелы говорят с нами все время

Ангелы-хранители все время разговаривают с нами. Конечно, мы не слышим их голосов в общепринятом смысле этого слова, но, когда это происходит, на душе у нас становится легко и приятно. В голову нам в таких случаях приходят только хорошие мысли. Если в этот момент мы с кем-то общаемся, собеседник говорит то, что мы хотим от него услышать, как будто бы слово в слово цитируя то, что думаем по обсуждаемому поводу мы сами.

Зона ответственности

У каждого из ваших ангелов-хранителей есть не только свой характер, но и свои обязанности – они отвечают за свои «сектора» в вашей жизни, это их зона ответственности.

Мама. Например, один из них заботится о том, чтобы все наши близкие и те, кого любим, были живы и здоровы, чтобы у них все было хорошо. Они также следят за тем, чтобы с нами везде обходились только по справедливости. Кстати, отвечает он и за то, чтобы мы хорошо выглядели и следили за собой, и – всеми доступными ему способами – создает нам для этого условия.

Любовь небесная и земная. У каждого человека обязательно должен быть ангел, который ответственен за любовь – к богу, к мужчине, к детям и родителям.

На все руки мастер. Еще один ангел – как правило, это мужчина – знает ответы на все вопросы, от философских до бытовых, и помогает нам решать связанные с ними проблемы, которые время от времени возникают в жизни каждого из нас.

В любой жизненной ситуации ангелы помогают нам чем только могут – подсказывают, что сделать и как поступить. Если мы к их подсказкам не прислушиваемся, они огорчаются, а то и откровенно сердятся.

Спрашивайтеотвечаем

Но случается, что наши ангелы молчат, а нам срочно нужно получить ответ на очень важный для нас вопрос. Как быть? Спросить их об этом напрямую, и ответ обязательно придет. Главное, смотреть во все глаза и внимательно слушать все, что нам говорят.

Например, в конце тяжелой морозной зимы вы, усталая и расстроенная, садитесь в такси. Кажется, что все в вашей жизни так плохо, что хуже уже и быть не может: на работе неприятности, с мужем размолвка, дети отбились от рук, выглядите ужасно. Эмоции у вас исключительно отрицательные, настроение – хуже не бывает, в общем, депрессия налицо. «Когда же все это закончится?!» – в отчаянии про себя спрашиваете вы. Поднимаете глаза и видите билборд, на котором рядом с букетом тюльпанов красуется яркая надпись: «Скоро весна!» Ну, разве это не ответ на ваш вопрос – ведь весной все в нашей жизни, как правило, меняется к лучшему.

Главное, получив совет, не забудьте поблагодарить тех, кто вам его дал, – мысленно сказанного «спасибо» будет вполне достаточно.

За помощь в раскрытии темы благодарим учителя с многолетней практикой, мастера, владеющего древними энергетическими техниками и знаниями, прошедшего обучение в Университете «Единства» в Индии, Диану Щербанскую (+38(067)401-92-32).

Именины. Христианские имена

Имени́ны – день памяти святого, чьё имя было дано человеку при Крещении. Каждый день церковного календаря посвящен памяти какого-либо святого (чаще всего – не одного). Список дней памяти святых находится в месяцеслове.
Чаще всего день памяти святого — это день его земной кончины, т.е. перехода в вечность, встречи с Богом, приобщиться к Которому и стремился подвижник.

Как определить день именин

В церковном календаре бывает по нескольку дней памяти одного и того же святого, также одно и то же имя носят многие святые. Поэтому необходимо найти в церковном календаре день памяти соименитого с вами святого, ближайший после дня вашего рождения. Это и будут ваши именины, а святой, память которого вспоминается в этот день, будет вашим небесным покровителем. Если у него есть и другие дни памяти, то для вас эти даты станут «малыми именинами».

Если мы хотим наречь имя ребенку строго по церковной традиции, то это будет имя святого, память которого празднуется в 8-й день по рождении ребенка. См. Наречение имени

При определении именин не имеет значения дата канонизации святого, ведь она лишь фиксирует свершившийся факт. Кроме того, канонизация как правило совершается через десятки лет после перехода святого в небесные обители.

Имя, полученное человеком при крещении, не только остается неизменным всю жизнь (исключение составляет лишь случай принятие монашества), но и сохраняется после смерти, переходит с ним в вечность. В молитвах об усопших Церковь так же поминает их имена, данные в крещении.

Именины и День Ангела

Иногда именины называют Днем Ангела. Это название именин напоминает о том, что в старину небесных покровителей иногда называли Ангелами их земных тезок; некорректно, однако, смешивать святых с ангелами. Именины – день памяти святого, именем которого человек назван, а День Ангела – день крещения, когда человеку приставляется Богом Ангел-Хранитель. У каждого крещёного свой Ангел-Хранитель, но имя его нам неизвестно.

Почитание и подражание своему святому покровителю

О молитвенной помощи святых преподобный Силуан Афонский писал: «Святые, в Духе Святом видят нашу жизнь и наши дела. Они знают наши скорби и слышат наши горячие молитвы… Святые не забывают нас и молятся за нас… Они видят и страдания людей на земле. Господь дал им столь великую благодать, что они любовью обнимают весь мир. Они видят и знают, как изнемогаем мы от скорбей, как иссохли души наши, как уныние сковало их, и, не преставая, ходатайствуют за нас пред Богом».

Почитание святого состоит не только в молитве ему, но и подражании его подвигу, его вере. «По имени и житие твое да будет» — говорил преподобный Амвросий Оптинский. Ведь святой, чье имя носит человек – это не просто его покровитель и молитвенник, это еще и образец для подражания.

Но каким образом мы можем подражать своему святому, как хотя бы в чем-то следовать его примеру? Для этого нужно:

  • Во-первых, знать о его жизни и подвигах. Без этого мы не можем искренне полюбить своего святого.
  • Во-вторых, нужно чаще обращаться к ним с молитвой, знать тропарь ему и всегда помнить о том, что у нас есть защитник и помощник на небе.
  • В-третьих, конечно, нужно всегда думать о том, в чем мы могли бы последовать примеру своего святого в том или ином случае.

По характеру христианских подвигов святых традиционно разделяют на лики (разряды): пророки, апостолы, святители, мученики, исповедники, преподобные, праведные, юродивые, благоверные и др. (см. агиографический словарь).
Человек, носящий имя исповедника или мученика, вполне может бесстрашно исповедовать свою веру, поступать по-христиански всегда и во всем, не оглядываясь на опасности или неудобства, во всем угождать, прежде всего, Богу, а не людям, не взирая на насмешки, угрозы и даже притеснения.
Те, кто назван в честь святителей, могут пытаться подражать им, обличая заблуждения и пороки, распространяя свет Православия, помогая ближним найти путь ко спасению как словом, так и собственным примером.
Преподобным (т.е. монахам) можно подражать в отрешенности, независимости от мирских наслаждений, хранении чистоты помыслов, чувств и поступков.
Подражать юродивому – значит, прежде всего, смиряться, воспитывать в себе самоотверженность, не увлекаться стяжанием земных богатств. Продолжением должно стать воспитание воли и терпения, способности переносить трудности жизни, борьба с гордостью и тщеславием. Также нужна привычка кротко переносить все обиды, но вместе с тем не стесняться обличать явные пороки, говорить правду всем, кто нуждается во вразумлении.

Имена в честь Ангелов

Также человека могут назвать в честь Архангела (Михаила, Гавриила и др.). Люди названные в честь архангелов, отмечают именины 21 ноября (8 ноября по ст.стилю), в день Празднования Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных.

Если имени нет в святцах

Если имени, которым вас назвали, нет в святцах, то при крещении выбирается имя, наиболее близкое по звучанию. Например, Дина – Евдокия, Лилия – Лия, Анжелика – Ангелина, Жанна – Иоанна, Милана – Милица. По традиции, Алиса получает в крещении имя Александры, в честь св. страстотерпицы Александры Феодоровны Романовой, до принятия православия носившей имя Алиса. Некоторые имена в церковной традиции имеют иное звучание, например, Светлана – это Фотиния (от греческого photos – свет), а Виктория – Ника, оба имени в латинском и греческом означают «победу».
В церковных записках пишут только имена, данные в крещении.

Как встретить именины

Православные христиане в дни своих именин посещают храм и, заранее подготовившись, исповедуются и причащаются Святых Христовых Тайн.
Дни «малых именин» не так торжественны для именинника, но храм посетить в этот день желательно.
После причастия нужно хранить себя от всякой суеты, чтобы не утратить праздничную радость. Вечером можно пригласить близких на трапезу. Следует помнить, что если именины приходятся на постный день, то праздничное угощение должно быть постным. В Великий пост именины, случившиеся в будний день, переносятся на ближайшую субботу или воскресенье.
См. Именинный пирог Наталья Сухинина

Что дарить на именины

В празднование памяти святого покровителя лучшим подарком будет то, что способствует его духовному росту: икона, сосуд для святой воды, красивые свечи для молитвы, книги , аудио и видеодиски духовного содержания.

Молитва своему святому

О святом, в честь которого мы получаем имя, мы должны вспоминать не только в день именин. В ежедневном утреннем и вечернем молитвенном правиле есть молитва святому, также мы можем обращаться к нему в любое время и в любых нуждах. Самая простая молитва святому:
Моли Бога о мне, святой угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.

Также необходимо знать тропарь и кондак своему святому.

Помимо икон Спасителя – Господа Иисуса Христа, и Богородицы, желательно иметь икону своего святого. Может случиться так, что вы носите какое-то редкое имя, и икону своего небесного покровителя будет трудно найти. В этом случае можно купить икону Всех святых, на которой символически изображены все святые, прославленные Православной Церковью.
Некоторые молитвы ко святым.

Святоотеческие высказывания о именинах

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих.
святитель Феофан, Затворник Вышенский

«Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому.»
святитель Филарет, митрополит Московский

«Ребенок должен быть посвящен, вернее, вручен хранению, защите, молитвам того святого, имя которого ему дается. Родители должны были бы выбирать святого, который для них что-то значит, то есть житие которого их чем-нибудь поразило или который по чему-нибудь связан с зачатием этого ребенка. В старой России (вероятно, это и теперь еще порой делается) крестили ребенка именем того святого, в день которого были крестины. В этом есть какой-то смысл, при условии, опять-таки, что это будет не кличка, а будет как бы освящение нового храма во имя данного святого Родители должны были бы, когда хотят дать то или другое имя ребенку, узнать, каково житие святого, что в нем есть, что поражает их не благозвучием имени, а внутренним обликом, почему они хотят, чтобы их ребенок был под защитой этого святого или, во всяком случае, чтобы этот святой особенно молился о нем. Поэтому наименование ребенка может иметь громадное значение».

«Мы носим имена святых, которые прожили жизнь и осуществили на земле своё призвание; мы им посвящены, как храмы посвящаются тому или другому святому; и мы должны вдумываться и в значение его имени, и в ту личность святого, которая нам доступна из его жития. Потому что он не только является нашим молитвенником, заступником и защитником, но в какой-то мере и образом того, чем мы могли бы быть. Повторить ничью жизнь нельзя; но научиться от жизни одного или другого человека, святого или даже грешника, жить более достойно себя и более достойно Бога – можно.»
Антоний, митрополит Сурожский

История и символика празднования именин

Как и многие другие религиозные традиции, празднование именин в советское время находилось в забвении, более того, в 20-30-х годах ХХ века подвергалось официальному гонению. Правда, искоренить вековые народные привычки оказалось трудно: до сих пор на день рождения поздравляют именинника, а если виновник торжества совсем юн, поют песенку: «как на … именины испекли мы каравай». Между тем, именины — праздник особый, который можно было бы назвать днем духовного рождения, так как он связан прежде всего с таинством Крещения и с именами, которые носят наши соименные небесные покровители.

Традиция празднования именин известна на Руси с XVII века. Обычно накануне праздника семья именинника варила пиво, пекла именинные калачи, пироги и караваи. В день самого праздника именинник со своими родными ходил в церковь к обедне, заказывал молебен за здравие, ставил свечи и прикладывался к иконе с ликом своего небесного покровителя. Днем друзьям и родственникам разносились именинные пироги, причем часто начинка и величина пирога имела особый смысл, определяемый характером отношений именинника и его близких. Вечером устраивался праздничный ужин.

Особенно пышно справлялись царские именины (день Тезоименитства), которые считались государственным праздником. В этот день бояре и придворные являлись к царскому двору с тем, чтобы поднести подарки и принять участие в праздничном пире, за которым пели многолетие. Иногда царь самолично раздавал пироги. Народу разносились огромные именинные калачи. Позднее появились другие традиции: военные парады, фейерверки, иллюминация, щиты с императорскими вензелями.

После революции с именинами начали серьезную и планомерную идеологическую борьбу: обряд крещения был признан контрреволюционным, и его попытались заменить на «октябрины» и «звездины». Был детально разработан ритуал, при котором новорожденного в строгой последовательности поздравляли октябренок, пионер, комсомолец, коммунист, «почетные родители», иногда младенца символически зачисляли в профсоюз и проч. Борьба с «пережитками» доходила до анекдотических крайностей: так, в 20-х годах цензура запретила «Муху-Цокотуху» К. Чуковского за «пропаганду именин».

Традиционно именины относят на тот день памяти соименного (тезоименитого) святого, который следует непосредственно за днем рождения, хотя существует и традиция празднования именин в день памяти самого прославленного соименного святого, например, Св. Николая Чудотворца, апостола Петра, Св. Александра Невского и т. д. В прошлом именины считались более важным праздником, чем день «телесного» рождения, кроме того, во многих случаях эти праздники практически совпадали, т. к. традиционно ребенка несли крестить на восьмой день после рождения: восьмой день — это символ Небесного Царства, к которому приобщается крещаемый человек, в то время как число семь — древнее символическое число, обозначающее сотворенный земной мир. Крестильные имена выбирались по церковному календарю (святцам). По старому обычаю выбор имени был ограничен именами святых, память которых праздновалась в день крещения. Позднее (особенно в городском обществе) от этого строгого обычая отошли и стали выбирать имена, руководствуясь личным вкусом и иными соображениями — в честь родственников, например.
Именины обращают нас к одной из наших ипостасей — к личному имени.

Быть может, к древнему девизу «Познай себя» следует добавить: «Познай свое имя». Конечно, имя в первую очередь служит различению людей. В прошлом имя могло быть социальным знаком, указывать на место в обществе — сейчас, пожалуй, лишь монашеские (иноческие) имена резко выделяются из русского именослова. Но есть еще и почти забытый ныне, мистический смысл имени.
В древности люди придавали имени гораздо большее значение, чем сейчас. Имя считалось значительной составляющей частью человека. Содержание имени соотносилось с внутренним смыслом человека, оно как бы вкладывалось ему внутрь. Имя управляло судьбой («хорошее имя — хороший знак»). Удачно выбранное имя становилось источником силы и процветания. Наречение считалось высоким актом творения, отгадыванием человеческой сути, призыванием благодати.
В первобытном обществе к имени относились как к части тела, подобно глазам, зубам и т. д. Слитность души и имени казалась несомненной, более того, иногда считалось, что сколько существует имен — столько и душ, поэтому в некоторых племенах перед тем, как убить противника, полагалось выведать его имя с тем, чтобы использовать его в родном племени. Часто имена скрывались, чтобы не дать оружия врагу. От дурного обращения с именем ожидали вреда, неприятностей. В некоторых племенах категорически воспрещалось произносить (табуизировалось) имя вождя. В других — практиковался обычай присваивать старцам новые имена, придававшие новые силы. Считалось, что больному ребенку силу сообщало имя отца, которое кричали в ухо или даже называли его именем отца (матери), полагая, что часть жизненной энергии родителей поможет победить болезнь. Если же ребенок особенно много плакал — значит имя выбрано неверно. У разных народностей долго сохранялась традиция наречения «обманных», ложных имен: истинное имя не произносилось в надежде, что смерть и злые духи, быть может, не найдут младенца. Существовал другой вариант защитных имен — непривлекательные, безобразные, отпугивающие имена (напр. Некрас, Нелюба и даже Мертвой), отвращавшие невзгоды и несчастья.

В Древнем Египте личное имя тщательно оберегалось. Египтяне имели «малое» имя, известное всем, и «большое», которое считалось истинным: оно хранилось в тайне и произносилось лишь во время важных обрядов. Особым почтением пользовались имена фараонов — в текстах их выделяли специальным картушем. С огромным уважением египтяне относились к именам умерших — неправильное обращение с ними наносило непоправимый вред потустороннему бытию. Имя и его носитель составляли одно целое: характерен египетский миф, по которому бог Ра скрывал свое имя, но богине Исиде удалось-таки его выведать, вскрыв ему грудь — имя буквальным образом оказалось внутри тела!

Издавна изменение имени соответствовало изменению человеческой сути. Новые имена давались подросткам при инициации, т. е. при вступлении во взрослые члены общины. В Китае до сих пор существуют детские «молочные» имена, от которых отказываются с возмужанием. В античной Греции новоиспеченные жрецы, отрекаясь от старых имен, вырезали их на металлических дощечках и топили в море. Отзвуки этих представлений можно увидеть в христианской традиции наречения иноческими именами, когда принявший постриг оставляет мир и свое мирское имя.

У многих народов табуизировались имена языческих богов и духов. Особенно опасно было называть злых духов («чертыхаться»): таким образом можно было накликать «недобрую силу». Древние евреи не смели называть Имя Божие: Яхве (Иегова) в Ветхом Завете — это «неизреченное Имя», священная тетраграмма, которую можно перевести как «Я есмь, Который есмь». По Библии акт называния часто становится Божиим делом: Господь дал имена Аврааму, Сарре, Исааку, Измаилу, Соломону, переименовал Иакова в Израиль. Особый религиозный дар еврейского народа проявился во множестве имен, которые называют теофорными — в них присутствует Божие «неизреченное Имя»: так через свое личное имя человек связывался с Богом.

Христианство, как высший религиозный опыт человечества, со всей серьезностью относится к личным именам. Имя человека отображает таинство неповторимой, драгоценной личности, оно предполагает личное общение с Богом. При таинстве Крещения христианская Церковь, принимая в свое лоно новую душу, связывает ее через личное имя с именем Божиим. Как писал о. Сергий Булгаков, «человеческое именование и имявоплощение существует по образу и подобию божественного боговоплощения и наименования… всякий человек есть воплощенное слово, осуществленное имя, ибо сам Господь есть воплощенное Имя и Слово».

Предназначением христиан считается святость. Нарекая младенца именем канонизированного святого, Церковь старается направить его на путь истинный: ведь это имя уже «реализовалось» в жизни как святое. Носящий святое имя всегда хранит в себе возвышающий образ своего небесного покровителя, «помощника», «молитвенника». С другой стороны, общность имен объединяет христиан в одно тело Церкви, в один «избранный народ».

Благоговение перед именами Спасителя и Богородицы издавна выражается в том, что в православной традиции не принято давать имена в память Богородицы и Христа. Раньше имя Богородицы отличалось даже иным ударением — Мария, в то время, как другие святые жены имели имя Мария (Марья). Редкое монашеское (схимническое) имя Иисус присваивалось в память не Иисуса Христа, а праведного Иисуса Навина.

Русский христианский именослов складывался веками. Первый обширный пласт русских имен возник в дохристианскую эпоху. Причины возникновения того или иного имени могли быть самыми различными: помимо религиозных мотивов, играли роль обстоятельства рождения, внешний облик, характер и т. д. Позднее, после Крещения Руси, эти имена, порой трудно отличимые от прозвищ, сосуществовали с христианскими календарными именами (вплоть до XVII века). Даже священники иногда носили прозвища. Бывало, что один человек мог иметь целых три личных имени: «прозвищное» имя и два крестильных имени (одно — явное, другое — потаенное, известное лишь духовнику). Когда христианский именослов полностью вытеснил дохристианские «прозвищные» имена, они не ушли от нас насовсем, перейдя в другой класс имен — в фамилии (напр. Некрасов, Жданов, Найденов). Некоторые дохристианские имена канонизированных русских святых впоследствии стали календарными (напр. Ярослав, Вячеслав, Владимир ).
С принятием христианства Русь обогатилась именословом всей человеческой цивилизации: с византийскими святцами к нам пришли греческие, еврейские, римские и иные имена. Иногда под христианским именем скрывались образы более древних религий и культур. Со временем эти имена обрусели, да так сильно, что самими русскими именами стали древнееврейские — Иван да Марья. Вместе с тем следует иметь в виду высокую мысль о. Павла Флоренского: «нет имен ни еврейских, ни греческих, ни латинских, ни русских — есть только имена общечеловеческие, общее достояние человечества».

Послереволюционная история русских имен складывалась драматично: проводилась массовая кампания «дехристианизации» именослова. Революционное мракобесие некоторых слоев общества, сочетаемое с жесткой государственной политикой, было направлено на переустройство, а значит — и на переименование мира. Вместе с переименованием страны, ее городов и улиц, переименовывались люди. Составлялись «красные святцы», выдумывались новые, «революционные» имена, многие из которых теперь звучат просто как курьезы (напр. Малентро, т.е. Маркс, Ленин, Троцкий; Даздраперма, т.е. Да здравствует Первомай и т.д.). Процесс революционного имятворчества, характерный для идеологических революций вообще (он был известен и во Франции в конце XVIII века, и в республиканской Испании, и в странах бывшего «социалистического лагеря») продолжался в Советской России недолго, около десятилетия (20-30-е годы). Вскоре эти имена стали достоянием истории — здесь уместно вспомнить другую мысль о. Павла Флоренского: «имена не придумаешь», в том смысле, что они «наиболее устойчивый факт культуры и важнейший из ее устоев».

Изменение русского именника шло и по линии заимствования из других культур — западно-европейских (напр. Альберт, Виктория, Жанна) и общеславянских христианских имен (напр. Станислав, Бронислава), имен из греческой и римской мифологии и истории (напр. Аврелий, Афродита, Венера) и т.д. Со временем русское общество опять вернулось к календарным именам, но «дехристианизация» и перерыв в традиции привели к необычайному оскудению современного именослова, состоящего ныне всего лишь из нескольких десятков имен (сыграло свою роль и общее свойство «массовых культур» — стремление к усреднению, стандартизации).

иеромонах Макарий (Маркиш):
С древнейших времен установился обычай давать вновь принятому члену Церкви имя какого-либо святого. Тем самым возникает особая, новая связь между землей и Небом, между человеком, живущим в этом мире, и одним из тех, кто достойно прошел свой жизненный путь, чью святость Церковь засвидетельствовала и прославила своим соборным разумом. Поэтому каждый православный должен держать в памяти святого, в честь которого он назван, знать основные факты его жизни, по возможности помнить хотя бы некоторые элементы богослужения в его честь.
Но одно и то же имя, особенно из распространенных (Петр, Николай, Мария, Елена), носили многие святые разных времен и народов; поэтому нам предстоит выяснить, в честь какого именно святого, носившего данное имя, будет назван младенец. Сделать это можно, пользуясь подробным церковным календарем, где приведен алфавитный список почитаемых нашей Церковью святых с датами празднования их памяти. Выбор делается с учетом даты рождения или крещения ребенка, обстоятельств жизненного подвига святых, семейных традиций, ваших личных симпатий.
Помимо того, у многих известных святых в течение года бывает несколько дней памяти: это может быть день смерти, день обретения или перенесения мощей, день прославления – причисления к лику святых. Вам предстоит выбрать, какой из этих дней станет праздничным днем (тезоименитством, именинами) вашего ребенка. Часто его называют Днем ангела. В самом деле мы просим Господа дать новокрещеному своего Ангела-Хранителя; но этого Ангела ни в коем случае нельзя смешивать со святым, в честь которого назван ребенок.
Иногда при наречении имени возникают некоторые сложности. Есть немало православных святых, известных в истории, но не внесенных в наши календари. В их числе – святые Западной Европы, жившие и прославленные еще до отпадения Рима от Православия (вплоть до 1054 г. Римская Церковь не была оторвана от Православия, и почитавшихся в ней к тому времени святых мы также признаем святыми), чьи имена приобрели у нас популярность в последние десятилетия (Виктория, Эдуард и др.), но числятся иногда как «неправославные». Бывают и обратные ситуации, когда привычное славянское имя не принадлежит ни одному из православных святых (например, Станислав). Наконец, нередки и формальные недоразумения, связанные с написанием имени (Елена – Алена, Ксения – Оксана, Иоанн – Иван) или его звучанием на разных языках (по-славянски – Светлана и Злата, по-гречески – Фотиния и Хриса).
При необходимости ребенку можно дать в крещении имя, отличное от того, которое записано в свидетельстве о рождении, выбрав его, например, по созвучию (Станислав – Стахий, Каролина – Калерия, Элина – Елена). В этом нет ничего ущербного: у сербов, к примеру, практически все имеют одно имя в быту и другое – в крещении. Заметим, что в Русской Церкви, в отличие от некоторых других Православных Церквей, любимое всеми имя Мария никогда не дается в честь Пресвятой Богородицы, но лишь в честь других святых, носивших это имя. Также следует знать, что начиная с 2000 г. наша Церковь причисляет к лику святых множество наших земляков и сограждан – новых мучеников и исповедников XX века – и призывает верующих называть своих детей в их честь и память.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Еще по теме:

  • Адвокат лукьянов герман Гимназия "Эллада" Лучшая частная школа Москвы! Виртуальный тур по гимназии 8 (499) 324-83-29 8 (499) 324-83-28 Primary menu «Герман Лукьянов рассказывает» Герман Лукьянов — адвокат Российского ИМПЕРАТОРСКОГО Дома Герман Юрьевич Лукьянов, один из верных и преданных друзей гимназии […]
  • Реестр товарных знаков по названию Онлайн проверка товарного знака бесплатно Мы предлагаем вам уникальную возможность — воспользовавшись нашим онлайн-сервисом, вы можете самостоятельно провести бесплатный экспресс-поиск товарного знака онлайн (в отношении словесных обозначений) по официальным реестрам […]
  • Переселения ванги Ванга: начнутся опыты по превращению животных в полулюдей Дело в том, что Ванга вообще никогда ничего не предсказывала конкретно, она говорила намеками… И многое из сказанного ею стало понятно людям лишь гораздо позднее. Так, еще в 1989 году Ванга сказала о том, что скоро "мясо овец, […]
  • Прокуроры обнинска Прокуратура Адрес: 249035, Калужская область, г. Обнинск, пр. Ленина, д. 127 Телефон: (484) 39 33171, канцелярия: (484) 39 76821 Руководитель: прокурор города, старший советник юстиции Гульчак Павел Михайлович Дежурный телефон: (484) 39 76821 Прокуратура г. Обнинска образована приказом […]
  • Приказом мз ссср 1440 от 21121984 г Приказом мз ссср 1440 от 21121984 г МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УСЛОВНЫХ ЕДИНИЦ НА ВЫПОЛНЕНИЕ ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР, НОРМ ВРЕМЕНИ ПО МАССАЖУ, ПОЛОЖЕНИЙ О ФИЗИОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ И ИХ ПЕРСОНАЛЕ» (с изменениями от 18 июня 1987 г.) В целях улучшения […]
  • Как найти в реестре файл Что такое реестр? Само слово реестр часто вызывает некую обескураженность из-за того, что сразу ассоциируется с чем то сложным и непонятным. Поэтому многим не хочется вдаваться в подробности и они просто в него не лезут. И это правильно. Но знать о реестре нужно хотя бы в общих […]
  • Закон об капремонте многоквартирных домов Ваши права и обязанности: закон 271 — ФЗ о капитальном ремонте, изменения и поправки к закону о ремонте жилых многоквартирных домов Капитальный ремонт стал обычной вещью для лиц, проживающих в многоквартирных домах. Данная модернизация обязательна для многоэтажки, в первую очередь по […]
  • Закон от 05032018 Ученые доказали нарушение законов физики в черных дырах Поделиться в социальных сетях: Ученые из Калифорнийского университета в Беркли нашли условие существования голых сингулярностей в черных дырах, в которых нарушаются законы физики. Это поставило под сомнение сильный принцип […]