Христианская семья развод

Развод: взгляд церковного канониста

Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать канонические основания для развода, существующие сегодня, что является лишь его юридической, формальной стороной, логика которой такова: он допускается, когда брак фактически утратил свой смысл. Это не инструкция о том, как разводиться «по-церковному», а всего лишь указания на то, что делать, если брак уже распался. Недаром в Церкви нет никакого чина «развенчания» или «церковного» развода. Есть только благословение на второй брак, которое необходимо получить у епископа, если человек после распада брака решил вновь создать семью.

Основной вопрос темы нашей беседы должен был бы звучать иначе: «При каких обстоятельствах можно говорить о том, что брак утратил смысл?» Сам Господь в Евангелии вполне определенно указывает на одно единственное основание для расторжения брака – это вина прелюбодеяния: «кто разводится с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует; и женившийся на разведенной прелюбодействует» (Мф. 19:9).

Исповедуя этот взгляд на брак, Церковь, однако, не могла не считаться с человеческими слабостями, со злой волей людей, находящихся внутри Церкви. Исходя из принципа икономии снисхождения и милости к немощам людей, но основываясь на двух первоначальных причинах развода (смерти одного из супругов и измены одного из них) она сформулировала целый ряд других. Как например, к смерти супруга приравнивается его безвестное отсутствие в течение долгого времени: в таком случае оставшаяся сторона признается вдовствующей и не обязана томиться далее в безнадежном ожидании.

Развод, как наказание

Церковное брачное право, в том числе нормы, касающиеся расторжения брака, формировалось на протяжении столетий. При этом канонисты опирались на евангельские заповеди, хотя им приходилось учитывать особенности светского законодательства. Основные условия заключения и расторжения брака, запечатленные в канонах Русской Православной Церкви, заимствованы из Византии, однако со временем они претерпели некоторые изменения, впрочем, не очень существенные.

Когда развод на основании лишь взаимного согласия супругов был исключен из византийской правовой практики, сохранилось несколько причин, дававших законное основание для расторжения брака: прежде всего, измена, а также те случаи, которые можно было рассматривать как аналогию супружеской неверности или смерти.

Измена одного из супругов доказывалась в суде с помощью свидетельских показаний, либо фактом рождения ребенка или беременностью, при условии долговременного отсутствия мужа. К измене приравнивалось и добрачное распутство жены, в том случае если муж не знал о нем до свадьбы. Измена переставала быть причиной для развода, если обе стороны оказывались виновны в ней, а также, если пострадавшая сторона уже простила супругу его преступление прямо или косвенно, т.е. продолжая с ним жить семейной жизнью. Государственный преступник лишался гражданских прав, поэтому супруга была обязана прекратить брак. В России до 1917 года не требовалось обязательно разводиться с политическим преступником (всем известен случай с женами декабристов), однако лишение свободы на длительный срок или ссылка на вечное поселение в Сибирь давало право другой стороне требовать развода.

Расторжение брака не по вине супругов

Причинами безусловного расторжения семейного союза, не связанного с проступком одного из супругов, являлась, например, неспособность к супружескому сожитию, приобретенная до вступления в брак (жена могла искать развода по этой причине лишь через 2 года с момента начала семейной жизни). Бесплодие жены, в отличие от языческого римского права, не признавалось основанием для развода. Сумасшествие супруга, будучи препятствием к браку, не могло служить основанием для его расторжения, если проявлялось уже после создания семьи. По византийским нормам безвестное отсутствие одного из супругов в течение 5 лет для гражданского лица и 10 лет для воина, пропавшего на войне, приравнивалось к смерти, и оставшийся супруг был волен заключить новый союз. В том случае, если после вступления жены во второй брак первый муж возвращался, он имел право вернуть свою супругу. Однако, пленение воина не являлось основанием для развода с ним. Брачный союз также расторгался при обоюдном произнесении супругами монашеских обетов, равно как и в силу монашеского пострига одного из них, с согласия другого. При этом гражданские законы Византии, приравнивая монашество к естественной смерти, не лишали оставшегося в миру возможности вступления во второй брак.

Возрастные ограничения

Если браку предшествовали обстоятельства, делавшие его заключение невозможным, это также было основанием для расторжения семейного союза. В частности, это касалось возраста вступления в брак. В византийском праве он составлял 12-13 лет для женщины и 14-15 для мужчины. В России в начале XIX века было введено так называемое гражданское брачное совершеннолетие: 16 лет для женщины и 18 лет для мужчины соответственно (византийские нормы остались действительными для Кавказа). Если супруги по факту оказывались моложе, брак немедленно должен был быть прекращен принудительно, если только не родился ребенок или не наступила беременность. По достижении брачного совершеннолетия семейные отношения могли быть возобновлены без повторного венчания. Если муж и жена отказывались от этого, семейный союз считался расторгнутым. При вступлении во второй брак такие лица считались второбрачными и на них канонами налагались соответствующие ограничения.

Возрастные ограничения касались и вдовствующих, и старых дев, и старых женихов в равной степени. Предельным возрастом для вступления в брак для женщин считалось 60 лет, для мужчин предельный возраст канонами не был определен.

Вопросы, связанные с расторжением брака, рассматривались на Поместном Соборе Русской Православной Церкви в 1917 году. Перечень оснований для развода в итоговых документах Собора был значительно расширен. К их числу отнесено подтвержденное отпадение одного из супругов от Православной Церкви, систематическое издевательство одного супруга над другим либо тяжелая, неизлечимая душевная болезнь одно из них, причем приобретенная в браке. Причиной расторжения семейного союза признавалось также неизлечимая тяжкая заразная болезнь, в частности, сифилис и проказа.

О второбрачии

Церковь неодобрительно относится к повторным бракам и допускает их только по снисхождению к человеческим немощам. По каноническому праву повторно вступить в церковный брак может только тот супруг, который при расторжении брачного союза оказался пострадавшей стороной. Виновник развода мог вновь создать семью только в случае покаяния и готовности понести определенное Церковью наказание на это. Намеренное оставление супруга со времен Византии также рассматривалось, как основание для развода. При расторжении брака сторона, признанная виновной, лишалась права на создание новой семьи, невиновная сторона это право получала. С начала ХХ века было разрешено вступать во второй брак и тому, кто совершил супружескую измену, ставшую причиной развода. Однако, это было возможно не ранее срока окончания церковной епитимии, определяемого в 3,5-7 лет. Данная норма действует по сей день.

Как правило, вопрос о церковном разводе встает в тот момент, когда один из расторгнувших семейный союз супругов – как правило тот, который не был виновником распада семьи, избирает нового спутника жизни и решает обвенчаться с ним. Однако после отделения Церкви от государства гражданско-правовые последствия имеют только акты, совершенные в ЗАГСе, либо через суды, поэтому церковное признание факта прекращения брачных отношений ничего не значит при отсутствии государственной регистрации развода. Церковь может только учитывать сложившиеся семейные отношения. Если распад семьи – это объективная данность, в частности, если супруги уже давно не живут вместе, и восстановление семьи невозможно, церковный развод допускается по пастырскому снисхождению.

Церковное право, допуская повторный церковный брак (венчание), третий брак разрешает лишь в порядке исключения, при обязательном выполнении двух требований: лицо, вступающее в новый семейный союз, должно быть в возрасте не старше 40 лет и не иметь детей. Если после двух браков, даже в случае раннего вдовства, человек имеет ребенка, церковный брак не дозволяется. Если детей нет, но миновал сорокалетний возраст, брак также не дозволяется. Возможность четвертого брака церковными канонами вообще не рассматривается.

Беседовали Савельева A. и Кирьянова О.

Развод по-христиански?

Итак, если даже учеников Христа испугало Его бескомпромиссное отношение к браку, что уж говорить про современных читателей Нового Завета! Они и впрямь «не вмещают». Запрет на развод кажется жестоким. Житейский опыт усиливает сомнения: разве не бывает так, что дальнейшее пребывание в браке невыносимо и невозможно? Протоиерей Алексий Уминский, настоятель московского храма Святой Троицы в Хохлах, автор и ведущий программы «Православная энциклопедия» на ТВЦ, ищет, по сути, ответ на вопрос: как современному человеку принять и исполнить Евангелие?

И ненормальное нормально…

Отношение к браку, семье зависит от времени и социальных установок. Есть какие-то вещи, которые сознанием человек воспринимает как «возможность» или «невозможность». Например, сейчас возможно думать о том, что если первый брак неудачен, то не возбраняются новые попытки создания семьи. Или допускается иметь отношения с кем-то на стороне. Современное сознание воспринимает это как норму. В прежние века это воспринималось как отклонение от нормы, и хотя романтизация подобных отклонений в литературе сделала свое черное дело, взаимоотношения не были настолько свободными и люди не были так готовы к романам вне брака, как сейчас. Кроме того, вступающие в брак в большинстве своем были целомудренны и не имели опыта любовных приключений, что очень много значит.

Не хочу преувеличивать, говоря, что до революции все было так хорошо — сплошное благочестие, а сейчас времена такие плохие: если бы это было так, тогда бы мы до сих пор жили «до революции». Понятно, что не все было хорошо, а многое было совсем плохо, но, однако же, сознание людей отличалось от сегодняшнего.

Люди были более ответственны за свои поступки и более, я бы сказал, трезвенны: они с самого начала понимали, что такое супружество, и имели вполне реалистичный, немечтательный взгляд на своего избранника. Например, познакомили родители молодых людей друг с другом: «Приглянулся он тебе? — Да вроде симпатичный…». «А тебе? — Да вроде ничего…». И начинается более близкое узнавание: они пьют чай в присутствии родителей, ходят на прогулки вместе, общаются друг с другом, осторожно друг друга узнают. Ко дню венчания и он, и она уже имеют представление: с кем придется строить дальнейшую совместную жизнь. И не было ни романтики, ни страсти, ни мечтательства, которые так часто встречаются у нашей православной (да и не только) молодежи. Было четкое понимание ответственности и долга: я как муж должен буду делать для своей избранницы то и то, должен буду уважать ее и заботиться о ней. И жена знала: я должна быть с мужем ласковой и внимательной, должна заботиться о детях — быть «доброй супругой и добродетельной матерью». Взаимоотношения основывались, прежде всего, на уважении, симпатии и трезвом понимании, что это — на всю жизнь. А если так, значит, обоим надо стараться делать все, чтобы благополучно созидать семью. Сейчас у подавляющего большинства молодых людей вместо подобного мировосприятия — туман в голове, ни на чем не основанная мечтательность и инфантильность.

Расторгнуть нельзя. Только разрушить

В каких случаях допускается развод? Многие относятся к разводу именно с точки зрения причинности, повторяя вопрос фарисеев: по какой причине человеку можно разводиться? (ср.: Мф. 19, 3; Мк. 10, 2). А Христос отвечает, что нет таких причин, и только по жестокосердию вашему Моисей заповедал давать разводное письмо (ср.: Мф. 19, 8; Мк. 10, 5). Поэтому когда мы будем говорить о причинах развода, то вернемся к этому самому жестокосердию, или нежеланию, или невозможности, или неимению сил человеку нести свой крест до конца. По сути своей природа брака такова: его нельзя расторгнуть, его можно только разрушить.

Посему канонических причин, которые допускали бы развод, нет: развод недопустим в принципе! Христос говорит в Евангелии, что никто не может отказаться от своей жены, если только по причине прелюбодеяния (см.: Мф. 19, 9; Мк. 10, 11, 12). Но это не столько допуск к разводу, сколько констатация разрушенной любви, разрушенной семьи, невозможности сохранять то, чего уже нет. Потому что супружеская измена — это та убийственная сила, которая может все уничтожить. Это то, о чем Христос говорит как о наиболее весомом обстоятельстве, которое может разбить любовь, а значит, и семью до основания, когда от нее уже ничего не остается. И тогда пострадавшая сторона может отпустить вторую половину, так как между ними уже нет того, что их может связывать. Даже насилие в семье — не причина развода, а свидетельство того, что брака как такового уже давно нет.

Хотя, конечно, известны случаи, когда даже супружеская измена не приводит к разводу; брак сохраняется, несмотря на такое тяжелейшее испытание грехом. И покаяние человека — с одной стороны, прощение — с другой могут восстановить уже, казалось бы, сломанные отношения. Это говорит о том, что и прелюбодеяние не всегда повод к тому, чтобы расставаться.

Можно сказать, что все, приведенное в канонах или обозначенное Синодальными решениями (за последнее столетие), фиксирует не столько процедуру развода, сколько распад самого брака, его несостоятельность. А вот причиной распада может быть перечисленное там, например: все то же прелюбодеяние, детоубийство во чреве матери, алкоголизм или наркомания одного из супругов, скрытое сумасшествие — когда человек знает, что он психически болен, но скрывает это, обманывая того, с кем собирается вступить в брак.

Самая большая проблема нашего времени — проблема психических повреждений, причем в разной степени: заметных, малозаметных, воспринимаемых просто как форма поведения, даже поведения религиозного. Смещение целых пластов общественного сознания, происшедшее за последнее столетие, повредили очень многих людей,— тех, которых раньше общество держало в состоянии более-менее стабильном и адекватном.

Бурное развитие тоталитарных сект стало возможным только благодаря появлению в огромном количестве садомазохистов. Ведь они нуждаются в подобных организациях. Мазохисту нужен жесткий лидер, который всячески уничтожал бы его и унижал. А человеку с садистическими наклонностями нужен тот, кого он мог бы давить, над кем он мог бы издеваться. И они друг друга находят. К сожалению, это и в Церкви существует, и в огромных количествах, просто мы не умеем трезво на это взглянуть, честно назвать все своими именами. Меж тем понять, с чем мы имеем дело, просто необходимо. Тем более что и в семье мы тоже можем столкнуться с подобными вещами. Поэтому священнику необходимо знать, какие бывают патологии, как устроена человеческая психика. Для этого нужно, чтобы в семинариях были прочитаны серьезнейшие курсы по психологии и психиатрии. Да еще и каждый священник сам должен быть серьезно проверен на этот счет.

Была без радости любовь…

Но все-таки в большинстве своем браки рушатся не по таким серьезным и явным причинам, а по обыденным и бытовым, причем как невенчанные, так и венчанные. Подчас просто от того, что людям скучно друг с другом. Потому что они или изначально не были близкими, или не сумели сохранить любовь. Современное сознание успокаивает разводящихся супругов: «Никто не виноват, просто вы не сошлись характерами» и т. д. Но когда исчезает любовь — люди ответственны за это. Ведь сама по себе она не умирает. Просто ее не берегут, и она не сохраняется. А любовь надо поддерживать, как огонь, в который кладут дрова, чтобы он не потух.

Давайте вспомним слова апостола Павла о любви, а соответственно, о семье, потому что она на любви должна строиться. Там написано: Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает (1 Кор. 13, 4–8). К сожалению, это те свойства любви и супружества, которые мало кому сейчас доступны.

Долготерпит, не раздражается — когда теряются эти свойства любви, то что угодно может произойти с браком. Любовь не ищет своего, а в браке люди часто ищут именно своего: дай, принеси, приготовь, почему не так постирала, почему не то сделала. Или: почему так мало денег принес, почему ты делаешь то и не делаешь это, почему ты мне не помог. И начинается дележка: кто кому должен. Когда вопрос ставится: ты должен мне, а не наоборот: я всегда должен тебе, тогда и уходит любовь. Тогда люди стремятся расстаться и начать все заново с кем-то другим.

Что Церковь может сделать, чтобы предотвратить такие браки без любви? Надо создать, причем законодательно (как обязательное для исполнения в каждом приходе), своего рода «защитное поле для брака» — испытательный срок до венчания, некую катехизацию, чтобы людей к браку подготовить, дать им возможность и время присмотреться друг к другу, пройти определенный путь в Церкви через общую молитву, участие в богослужении. Тогда многие браки и не состоялись бы. У меня в приходе было несколько таких случаев: люди симпатичные, очень верующие, нравятся друг другу, желают вступить в брак. Говоришь им: «Хорошо, давайте так: помолитесь, походите друг к другу в гости, поезжайте вместе в паломничество…». Смотришь, а через три-четыре месяца они «остаются лишь хорошими друзьями». И слава Тебе, Господи.

Подводные камни православных браков

Итак, первая опасность — браки по легкомыслию. Вторая причина недолговечности браков в православной среде — женская неустроенность. Женихов мало православных! И у девиц возникает «навязчивая идея» — выйти замуж за православного при первой же возможности. «Господи, я молюсь Тебе об этом! Где он? Подай мне знак!». Такой человек может принять за знак свыше любое обстоятельство, истолковать его по-своему и — замуж выйти. Почему, зачем. Да потому, что очень хотелось, потому что надо замуж! «Хочу замуж! Но я православная, значит, мне надо православного мужа!». Такие скоропалительные браки во многом являются «браками риска» — есть очень большая вероятность, что в этом случае ничего может не получиться с семейной жизнью.

Третье, что требует правильного осмысления и разрешения, это то, что священники начинают заниматься не свойственным им делом — составлять внутриприходские пары. Благословлять на супружество под тем видом, что «вот хорошая девушка, вот хороший юноша, пора бы им пожениться». Это так называемые «браки по послушанию». Таких браков, к сожалению, очень много, они даже популярны. Такова беда некоторых приходов, где царит такое умонастроение: батюшка лучше знает и видит людей. И по послушанию духовнику, без особой любви и даже симпатии создаются семьи. Они бывают довольно крепкими, но не уверен, что счастливыми. Они призваны являть собой пример образцовой многодетной православной семьи, но что они являют собой на самом деле? Ну, дети рождаются. Жена занимается детьми, всю нерастраченную любовь она отдает им. И слава Богу. А муж — уходит с головой в работу, в зарабатывание денег. Какие у них между собой отношения? Да, по большому счету, никаких. Радости большой в этих браках нет.

Расставаться или нет?

Один из русских классиков сказал, что все семьи счастливы одинаково, а несчастливы по-разному. И это несчастье всегда имеет множество выражений и оттенков. Поэтому невозможно назвать однозначно повод (входящий ли, нет ли в каноны или Синодальные постановления), достаточный для развода, потому что названный сам по себе, отдельно от ситуации, он никогда не будет звучать достаточно убедительно. Оправданно говорить что-то только в контексте конкретного случая. Слишком тонкий вопрос: взаимоотношения в браке.

Но развод, как, например, и аборт,— те случаи, которые священник вообще не может благословлять, поскольку это в принципе противоречит Евангелию. Он не может даже советовать, но может сказать так: если ты считаешь, что так нужно, делай так. Он может, скажем, не противодействовать, а оставить это решение на волю самого человека.

Но есть одно правило на все случаи жизни. Если семейный корабль дал течь, то супругам надо прежде всего подумать над вопросом: можно ли вообще сохранить семью? И если да, то каким образом? Если есть хоть какой-то шанс восстановить брак, то его, конечно, надо использовать. Это возможно при условии ясного видения причин разлада, искреннего раскаяния и желания сохранить семью. Но, к сожалению, чаще всего человеку не хочется смотреть на себя критически, признавать свою вину. Потому-то они и рассматривают разрушение взаимоотношений как уже свершившийся факт.

Конечно, жизнь многообразна и многосложна, она не вмещается в схемы. Это надо четко понять, соотнести с нашим временем, с современным сознанием. Втянуть всех в каноническое поле XIX века уже невозможно. Сейчас люди нередко даже не понимают того, что послужило причиной развала их семьи. Поэтому Церковь колоссально снисходительно, по сравнению с прошлыми столетиями, относится ко вторым бракам. Этот процесс ничем нельзя остановить. Сказать человеку: «Неси свой крест, это твоя судьба» — по сути, это, без сомнения, правильно. Но реальность остается реальностью, и человек не может жить, противореча самому себе, если он не умеет относиться к жизни как к несению креста, как к подвигу, как к духовной борьбе. И заставить делать его то, к чему он не способен, невозможно. Говорить об ответственности и долге тоже оказывается бесполезным. Эта проблема, по большому счету, неразрешима. Сегодня Церковь не может подвести законную (каноническую) базу под бракоразводный процесс, потому что хотя и есть утвержденные основания для расторжения брака, о которых мы говорили выше, но в большинстве своем супружеские союзы распадаются по иным, не подпадающим под каноны, причинам.

Да, нельзя исправить мир и вернуться туда, откуда пришли, но можно, общаясь с каждым конкретным человеком, пытаться в нем что-то преобразить, затормозить или удержать в узде. Для этого нужно, по крайней мере, понимать, кто он, современный человек, и что в нем есть.

Мы сейчас переходим в новую эпоху, а что она принесет — пока непонятно. Компьютерный виртуальный мир уже сдвинул новый пласт сознания общества — жизнь в блогах, не имеющая ничего общего с реальностью, бурлящий мир сериалов, реклама безнравственности — все это сейчас окончательно разрушает ту социальную атмосферу, которая может защитить супружеские отношения. Поэтому семья в современном мире может держаться только на настоящей, серьезной, ответственной любви, когда люди действительно уверены, что любят друг друга, и что за эту любовь они будут бороться и нести ее до конца. А иначе в супружестве и смысла нет.

Записала Татьяна Бышовец

«Церковь настаивает на пожизненной верности супругов и нерасторжимости православного брака. Крайне беспокоит современное положение, при котором расторгается весьма значительная часть браков, особенно среди молодежи. Происходящее становится подлинной трагедией для личности и народа. Единственным допустимым основанием развода Господь назвал прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. В 1918 году Поместный Собор Российской Православной Церкви в ”Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью” признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также отпадение супруга или супруги от Православия, противоестественные пороки, неспособность к брачному сожитию, наступившую до брака или явившуюся следствием намеренного самокалечения, заболевание проказой или сифилисом, длительное безвестное отсутствие, осуждение к наказанию, соединенному с лишением всех прав состояния, посягательство на жизнь или здоровье супруги либо детей, снохачество, сводничество, извлечение выгод из непотребств супруга, неизлечимую тяжкую душевную болезнь и злонамеренное оставление одного супруга другим. В настоящее время этот перечень оснований к расторжению брака дополняется такими причинами, как заболевание СПИДом, медицински засвидетельствованные хронический алкоголизм или наркомания, совершение женой аборта при несогласии мужа».

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви

Развод среди христиан: оправдывать, осуждать или молчать?

На сегодняшний день среди христиан большое количество разводов. Иногда даже пасторы, тоже допуская это в своей жизни, показывают пример своим прихожанам. Как нам реагировать? Можем ли мы это осуждать, обсуждать, молчать об этом или оправдывать?

К ак сказала бы Сова из мультфильма про Винни-Пуха — животрепещущий вопрос!

Конечно же, я остановлюсь на разводах пастырей, в первую очередь. Это, конечно, самая больная тема, связанная с разводами. Слава Богу, в русскоязычном пространстве верующих — это пока явные исключения. Но, к сожалению, медленно, но количество и этих исключений растет.

Наш портал в Facebook:

Мы знаем, что для верующих Нового Завета есть одна несомненная причина, по которой верующий может развестись и имеет право на повторный брак. Есть некоторые другие еще — тут нужно быть очень осторожным! — моменты, но я бы хотел сказать, что, в принципе, тенденция такова, что заповеди Нового Завета перестают рассматриваться как однозначные заповеди среди верующих уже довольно солидное время. Это постепенно размывается.

И в тех деноминациях, где давно посчитали возможными разводы по любым причинам, там перешли уже к следующему этапу — там принимают гражданский брак как чуть ли не полноценный брак, и там перешли к принятию гомосексуального сожительства, а некоторые — к принятию и гомосексуальных браков…

То есть, этот вопрос развода и повторного брака без библейского основания оказался детонатором…

Подписывайтесь на наш канал в Youtube

Развод в христианской семье.

Здравствуйте, ответьте, пожалуйста, возможен ли развод по желанию одного из супругов(в данном случае мужа) в христианской (!!) семье?

Мы оба считаем себя верующими, молимся, читаем библию, свидетельствуем о Божьем прощении и покаянии людям, которые не спасены, но имеем разные взгляды на вопрос о разводе.

Мы не венчались в церкви, была только церемония в загсе, затем мы покаялись, стали верующими, теперь муж встретил девушку, чьи взгляды совпадают с его взглядами больше, чем мои, хочет развестись со мной и создать новую семью, дальше служить Богу.

Все-таки, что говорит библия о разводе и повторном браке верующих людей? большое спасибо за ответ на этот и предыдущий вопрос.

Комментарии

Давайте сразу определимся с понятиями «верующий». Верующий в христианстве, это человек который верою принимает Иисуса Христа как Господа и Спасителя, и верит в совершенную истинность слова Божьего, т.е. что Библия это ИСТИНА к которой нечего добавить и нечего убавить. Это то слово, которое сказал Бог, и оно является наивысшим авторитетом и критерием оценки для каждого человека и его жизни перед Богом. Во 2-й главе БЫТИЯ ст.24 написано, что создав человека- мужчину и женщину, Бог сказал»да оставит человек отца и мать своих, и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть». Иисус, отвечая на вопрос о разводе фарисеям (верующим людям), в Мтф19:3-9 подчеркнул это место Писание, как единственно верное и приемлемое для рожденых свыше людей. То что вы не венчались в церкви не говорит о том, что Бог вас несочетал. Вы давали обещание друг другу в загсе перед Богом, который был невидимым свидетелем этого события, о любви и верности. С тех пор перед Богом вы стали одним целым. Развод в данном случае говорит, что у вас не было личных взаимоотношений с Богом в вопросах понимания, что есть семья. И как правило, это недоработка обеих сторон. Вы, как супруги, до конца не поняли кто такой муж и какова его роль в семье, и кто такая жена и какова её роль в семье. Бог против развода в верующей семье. Если оба познают кто такой Иисус, для чего Он пришел в вашу жизнь и что Он сделал с сатаной, сеющим раздоры и разделения, то разных взглядов на истину не будет. Истина одна и нет другой. Анна, не отчаивайтесь, начинайте общаться с Богом через Его слово, познавать кто есть жена и какое её предназначение. Попросите, чтобы Господь показал что Вам, что необходимо изменить в себе, чтобы не потерять мужа. Но прежде всего, получите откровение в своем сердце об Иисусе Христе, кто Он для Вас лично, где Он определил место дьяволу и что сделал со грехом, разрушающим Вашу жизнь и счастье. А познав истину об Иисусе, займите твердую позицию в своей семье, в соответствии со словом Божьим. БОГ на вашей стороне. (Ин12:31;19:30; Евр9:26;Колос2:15;1Кор15:57; Мтф19:8-9). С любовью «ЛИНИЯ ЖИЗНИ».

Дорогая Анна было бы хорошо , если бы Вы получили духовную консультацию, вместе с мужем. Если он ослеплен на данный момент, но по настоящему любит Бога и желает служить Ему, он может прислушаться к словам пастора, чтобы начать разбираться в этом вопросе и не спешить. Даже если он подаст на развод не спешите ему отвечать. Зная истину, твердо стойте на ней. И конечно же делайте все возможное , чтобы прооявлять любовь и заботу о муже, независимо от поведения мужа, и будьте готовы прощать. Просите, чтобы были выявлены нечистые мотивы той девушки, на которой он хочет жениться. Потому что ни одна настоящая христианка, не будет разрушать существующий брак.

Большое вам спасибо за ответ, но проблема то и началась , собственно , с противления пастору, сейчас мой муж не живет дома, он ушел и из церкви, сейчас пастор для него не авторитет , так как мой муж считает, что он поступает правильно, то все , кто говорит ему, что он не прав, автоматически становятся его «врагами»

Эта девушка тоже ушла из церкви по неизвестной причине, они встречаются, ходят вместе свидетельствовать,и она тоже считает, что есть все-таки исключения из правил, то есть в некоторых случаях развод это единственный выход, и наш случай именно такой.

И пока речь идет только о разводе(в библии нет прямой ссылки , что это грех), там сказано «если разведется и женится на другой», а не о повторном браке моего мужа с этой девушкой.

Можно ли еще задать вам вопрос, возможно, он не по теме, но если вы ответите, я буду вам очень благодарна.

2Тим. 3, 1-5 Павел перечисляет признаки последнего времени, и в том числе он говорит о «предателях» . Кто такой предатель?

Я верю, что Бог против развода в любом случае, он учит прощать, а не жить чувствами, я молюсь и пощусь и верю, что Бог сделает чудо. Спасибо.

Здравствуйте Анна. Сегодня нашла в вашей благодарности вопрос. Простите что не заметили сразу. Предатель это человек предающий того кто ему верит.. Рекомендую вам не соотносить это с вашим мужем. Усиленная молитва и Ваше правильное сердце очень могут ему помочь.Бог да благословит Вас.

Прошел почти год с тех пор, как вы описали возникшую в вашей семье, печальную ситуацию. Изменилось ли, что-нибудь за этот год? Очень хотелось бы узнать.

Также, хочу высказать свою позицию по вашему вопросу.

Вопрос развода — один из не многих библейских вопросов, который достаточно четко и ясно освещен в Писании: «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает.» Мат.19:6 Почему же возникают «проблемы», да еще и в христианских семьях? Как правило, молодые люди вступают в брак не зрелыми. Да и сколько книжек не читай, сама семейная жизнь, является школой. И рано или поздно, в семье, человек встречается с тем, чего не ожидал от брака. Первые месяцы (год-второй), вроде бы все замечательно, а потом период «розовых очков» уходит в небытие. И человек сталкивается с дилеммой «как быть дальше». Христианину легче. Его совесть питается, черпает, не достающий ему опыт из Писаний. Писания являются светильником для его совести. Такой человек начинает приводить свои поступки в согласие с Божьей волей, а, оказывается на это нужно время. Человек, вдруг, сталкивается с самим собой, со своим не простым, греховным естеством. Начинается узкий путь, который не все выбирают. Вдруг, при подобных испытаниях, обнаруживается, что твой «партнер» по браку был «душевным», а не «духовным» и т.д.

Господь желает видеть Своих детей счастливыми в браке, чтобы среди Его детей царила гармония. Но Его первоочередная задача — привести Своих детей «на небо». Брак — лучший способ показать человеку, каким он является на самом деле. На улице мы можем быть одними, в компании друзей — другими и т.д. Но, дома, ты никуда не скроешься. Ты таков, какой ты есть. И в своей половинке, ты можешь увидеть себя самого.

В нашем городе есть одна очень не ровная дорога. Когда кто-нибудь покупает машину, — едет в то место, чтобы проверить состояние автомобиля. Если в этой машине, что-нибудь «стучит», то ее растрясет на этой дороге. Так вот, покупатель автомобиля не бранит эту дорогу за ее «кривость», а наоборот благодарит.

Так и в браке, Господь через вашего партнера покажет вам самого себя: ваш крик, срывы, отсутствие смирения, терпения, верности, прощения, снисхождения и т.д., всплывут мигом. И если кто-то хочет решить свои «проблемы» просто сменив партнера, то такой человек уходит от Божьих обличений самого себя, от Божьего «инструментария» выполнить условия Своего Завета, — привести нас «на небо». Ведь Царство Небесное внутрь нас есть. А если мы от себя убегаем, надевая на себя одежды иллюзии о себе, то о нас стоит поплакать. Это дорога вникуда. Каждый, кто готов отвергнуть настолько ясную позицию Господа о браке — глубоко заблудший и несчастный человек.

Господь не будет заставлять человека, который «вдруг разлюбил свою половинку» хранить ей верность. Господь заставлять не будет. Но Его воля от этого не меняется. Каждый любящий Господа будет хранить, лелеять Божьи наставления, в том числе и относительно брачных отношений.

Желаю благословений каждому, кто выбрал дорогу смирения, дорогу любви. Писание говорит, что многими скорбями нам надлежит войти в Царствие небесное. Трагедии в семьях — одна из таких скорбей. Сатана ненавидит семьи, поэтому прикладывает здесь особые усилия. Грубые измены, легкие флиртики (в словах, смс или соц.сетях) — одного поля ягоды. Трудно найти слова, чтобы утешить скорбящих в этом вопросе. Но, каждый надеящийся на Господа, каждый выбравший узость узкого пути, будет обогащен уже в пути, потому, что ЛЮБОВЬ — это само по себе ЧУДО! Божья любовь — это чудо, которое может воскресить не только мертвого человека, но и умершие чувства, и возвысить их до высот невиданных даже человеческим воображением!

Еще по теме:

  • Были ли суды по капитальному ремонту ВС разобрался, куда уходят деньги на капремонт дома Платежи всех собственников помещений в многоквартирных домах идут в коллективную "копилку" – фонд капитального ремонта. Но может ли собственник квартиры рассчитывать на полную компенсацию в случае, если в ходе ремонта его имуществу был […]
  • Страховка кредита от сокращения Что дает страховка в случае потери работы Если верить статистическим данным, большая часть простых граждан нашей страны никогда не слышали о такой современной услуге как страховка от потери работы. Данный вид страхования предлагают своим потенциальным клиентам кредитные организации во […]
  • Административные штраф на воде Административные штраф на воде г. Выкса Нижегородская область Во-первых, определимся, что такое маломерное судно и какие суда подлежат штрафам. Примечанием к ст. 11.7. Кодекса дано понятие маломерного судна: "под маломерным судном в статьях 11.7 - 11.13 настоящего Кодекса следует […]
  • Права собственности на товар переходит Как определяется момент перехода права собственности на товар? Переход права собственности на товар является актуальным вопросом, который затрагивает практически любого предпринимателя, поэтому важно знать все тонкости и нюансы данной процедуры. В статье рассмотрим особенности перехода […]
  • Приказ n 274 Приказ министерства культуры Краснодарского края от 11 мая 2018 г. N 274 "О проведении конкурса "Лучший муниципальный кинотеатр Краснодарского края" Обзор документа В 2018 году на Кубани проведут конкурс "Лучший муниципальный кинотеатр Краснодарского края". Принято решение […]
  • Картина сбор налогов Древний Египет - 5класс помогите выполнить задание Я могу чуток помочь. Глядя на это задание и рисунок я сразу вспомнил, что выполнял ЭТО САМОЕ задание в своё время. Итак, начнём: На рисунке показан сбор налогов в Древнем Египте. Египтианен в белой одежде и с посохом в руке это сборщик […]
  • Повар правила личной гигиены Раздел III. Организация труда при производстве мясных блюд из натуральной рубленой массы. 1. Личная гигиена повара. Ряд санитарных правил, которые должны соблюдать работники предприятий общественного питания. Выполнения правил личной гигиены имеет важное сначение в предупреждении […]
  • Нотариус доверенность на дому Вызов нотариуса для оформления доверенности Наиболее частой причиной выезда нотариуса на домашний адрес клиента является заверение доверенности. Заявитель может иметь ряд обстоятельств, которые лишают его возможности приехать в юридическую контору, перечислим основные: временные […]