Закона 88-фз субъект малого предпринимательства

Закона 88-фз субъект малого предпринимательства

О.В. Костина, старший преподаватель

НОВЫЙ ЗАКОН О РАЗВИТИИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РОССИИ

В статье рассмотрено российское законодательство в части правового регулирования малого и среднего бизнеса, которое соответствует современным условиям развития нашего общества, современным тенденциям государственной поддержки предпринимательства. Изучены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки, установлено понятие того, что же является поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО И СРЕДНЕГО БИЗНЕСА, ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО, МАЛЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ, ИНФРАСТРУКТУРА, ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА

Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», субъекты малого и среднего предпринимательства, инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, принципы государственной политики в области развития предпринимательства в России .

С 1 января 2008 г . вступил в действие новый Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» [1].

В российском законодательстве в последние годы наблюдался пробел в части правового регулирования малого и среднего бизнеса. Федеральный закон от 14 июня 1995 г . № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерацию) [2] явно устарел, т.к. принимался он на заре развития предпринимательства в стране. Хотя за прошедшие годы в этот закон вносились изменения, однако он практически не действовал, государственная поддержка малому предпринимательству по большей части была декларативной.

Так, с 1 января 2005 г . внесенными Федеральным законом от 22 августа 2004 г . № 122-ФЗ [3] изменениями были признаны утратившими силу ст. 2, 8, 9,10,15 и 22 Закона № 88-ФЗ (т.е. статьи, касающиеся разграничения полномочий между Федерацией и субъектами в отношении поддержки малого предпринимательства, фондов поддержки малого предпринимательства, многие из которых уже давно фактически не действовали, льгот по налогообложению, которые, в соответствии с проведенной налоговой реформой, могут устанавливаться только Налоговым кодексом, а также статья, посвященная поддержке внешнеэкономической деятельности малого бизнеса).

Отмены неработающих либо противоречащих современному Российскому законодательству положений Закона № 88-ФЗ было явно недостаточно для успешного нормативного регулирования и стимулирования деятельности малого бизнеса. Требовалось разработать новую законодательную базу, которая соответствовала бы современным условиям развития нашего общества, современным тенденциям государственной поддержки предпринимательства, а также вписывалась бы в Проводимую административную реформу.

Новый закон назван «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее Закон). Закон призван регулировать отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, органами государственной власти и местного самоуправления в сфере развития малого и среднего предпринимательства и хотя в названии Закона нет слов «государственная поддержка», этому в новом Законе уделяется много внимания.

В Законе определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства, инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, виды и формы такой поддержки.

Под субъектами малого и среднего предпринимательства в соответствии со ст. 3 Закона следует понимать хозяйствующих субъектов (это юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенных в соответствии с условиями, установленными Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям.

Такое деление субъектов малого бизнеса является новым для российского законодательства. В ст. 4 Закона определены условия, в соответствии с которыми субъекты малого предпринимательства относятся к той или иной категории. Если в ранее действовавшем законе № 88-ФЗ практически единственным критерием отнесения предприятия к числу малых был показатель численности работающих, то теперь вводятся еще и показатели, характеризующие денежный оборот предприятия и его имущественную состоятельность — это выручка от реализации товаров (работ, услуг) или балансовая стоимость активов за предшествующий год. Предельные значения этих показателей будут устанавливаться Правительством РФ для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства один раз в пять лет.

В соответствии с новым Законом изменены и критерии соотнесения малых предприятий по численности работающих. Если средняя численность работников за предшествующий календарный год (включая совместителей и работников по гражданско-правовым договорам) будет в пределах от 101 до 250 человек — предприятие относится к категории средних. При средней численности до 100 человек предприятие будет относиться к категории малых, при этом среди малых предприятий выделяются микропредприятия со среднегодовой численностью работников до 15 человек [4].

В Законе теперь установлено понятие того, что же является поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства. Это -деятельность органов государственной власти РФ, органов власти субъектов РФ и органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Отсюда следует, что должна быть развита инфраструктура поддержки малого бизнеса и предполагается, что будут разработаны программы по развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на различных уровнях [5].

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются или привлекаются в качестве поставщиков, исполнителей или подрядчиков для размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

Инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства включает в себя также центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов малого и среднего предпринимательства, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, лизинговые компании, консультационные центры и иные организации.

Да, хорошо бы, если бы все названные организации могли достаточно легко возникать и имели возможность продуктивно работать в условиях административно-правовых барьеров современной России!

В Законе декларируются основные цели и принципы государственной политики в области развития предпринимательства в России. Основными целями политики государства в области развития малого и среднего предпринимательства являются: формирование конкурентной среды в экономике, обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и обеспечение их конкурентоспособности; оказание содействия малому предпринимательству в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг) результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств; увеличение количества субъектов малого и среднего предпринимательства; обеспечение занятости населения и развитие самозанятости; а также увеличение доли уплаченных субъектами малого и среднего предпринимательства налогов в доходы бюджетов всех уровней.

В качестве основных принципов государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации провозглашаются:

1. разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;

2. ответственность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства;

3. участие представителей субъектов малого и среднего предпринимательства, некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе проектов нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, регулирующих развитие малого и среднего предпринимательства;

4. обеспечение равного доступа субъектов малого и среднего предпринимательства к получению поддержки в соответствии с условиями ее предоставления, установленными программами развития малого и среднего предпринимательства.

Отдельными статьями Закона закреплены полномочия органов государственной власти РФ по вопросам развития малого и среднего предпринимательства (ст.9), полномочия органов государственной власти субъектов РФ (ст. 10) и органов местного самоуправления (ст. П).

Ст.7 Закона установлено, что в качестве особенностей нормативно-правового регулирования развития малого и среднего предпринимательства могут предусматриваться следующие меры: специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета и упрощенные формы налоговых деклараций; упрощенная система составления бухгалтерской и статистической отчетности; льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество; меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и другие направления.

К основным принципам поддержки субъектов предпринимательской деятельности отнесены (ст. 14): равный доступ к участию в программах развития, доступность инфраструктуры, открытость процедур оказания поддержки.

Собственно поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки, включает в себя финансовую, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников. Особо выделяется поддержка таких сфер деятельности, как инноваций и промышленного производства, ремесленничества, субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую и сельскохозяйственную деятельность.

При этом определено, что государственная поддержка не может быть оказана кредитным и страховым организациям, инвестиционным фондам, негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, а также в сфере игорного бизнеса. Финансовая поддержка не может оказываться субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Очевидно, для того чтобы принятый Закон о развитии малого и среднего предпринимательства в России заработал, необходимо обеспечить принятие развивающих его нормативных актов исполнительной власти, внести поправки в действующее Налоговое законодательство, Бюджетный кодекс и другие законы.

1. Федеральный закон № 209-ФЗ от 29 июля 2007 г . СЗ РФ 30.07.2007. — № 31. — Ст. 4006.

2. СЗ РФ. 19.06.1995. — № 25. — Ст. 2343. Отменен в связи с принятием нового закона.

3. Федеральный закон от 22 августа 2004 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»».СЗ РФ. 30.08.2004. — № 35. — Ст. 3607.

4. Федеральный закон от 14 июня 1995 №88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Какие НКО являются субъектами малого предпринимательства?

Добрый день!
Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»

Статья 4. Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

1. К субъектам малого и среднего предпринимательства относятся внесенные в единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее — индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим условиям:

1) для юридических лиц — суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) указанных юридических лиц не должна превышать двадцать пять процентов (за исключением активов акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов), доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать двадцать пять процентов;

2) средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения средней численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:

а) от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;

б) до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия — до пятнадцати человек;

3) выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета .налога на добавленную стоимость или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Еще как то на запрос от клиента я предоставила вот это письмо, хоть и старенькое , но думаю еще актуально так как ничего нового больше на эту тему не нашла ( МЫ НКО образовательные услуги)
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ

ПИСЬМО
от 3 мая 2006 г. N 18-11/3/36722

В соответствии с п. 1 ст. 3 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке субъектов малого предпринимательства в Российской Федерации» под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия РФ, субъектов РФ, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней (малые предприятия), определенных данным пунктом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» учреждением признается некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая полностью или частично этим собственником.
Таким образом, некоммерческая организация, имеющая организационно-правовую форму негосударственного образовательного учреждения, не может являться субъектом малого предпринимательства в соответствии с критериями, установленными Федеральным законом N 88-ФЗ.

Заместитель
руководителя Управления
действительный государственный советник
налоговой службы РФ
II ранга
С.Х.АМИНЕВ

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса

До 1 января 2008 г. вопросы поддержки и развития малого бизнеса регулировались Федеральным законом от 14.06.1995 N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 88-ФЗ).

Однако с 1 января 2005 г. из Закона был исключен целый ряд статей, в результате чего он стал носить формальный характер, сохранив в себе по большей части декларативные принципы.

Таким образом, отсутствие реального нормативного регулирования поддержки такого важного сектора экономики, как малый и средний бизнес, существенно ограничивает его развитие в целом.

В свете этого был принят Федеральный закон от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон N 209-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 г. и признающий утратившим силу положения Закона N 88-ФЗ.

Вместе с тем стоит отметить, что, несмотря на то что данный Закон адаптирован под существующие условия российской экономики, он носит рамочный характер.

Для того чтобы нормы данного Закона работали и предприятия малого и среднего бизнеса в РФ могли получать реальную помощь от государства, должна быть проведена серьезная работа на всех уровнях власти (федеральном, региональном и местном).

Большинство норм Закона отсылают получателей поддержки к федеральным, региональным и муниципальным программам развития субъектов малого и среднего предпринимательства, которые должны быть еще разработаны, а также к постановлениям Правительства РФ, которые должны быть приняты во исполнение норм Закона N 209-ФЗ.

Принятый Закон, в отличие от Закона 1995 г., не только регулирует сферу развития малого предпринимательства, но и распространяет свое действие на средний бизнес.

Категории субъектов малого и среднего предпринимательства

К субъектам малого и среднего предпринимательства новым Законом относятся (ст. 4 Закона N 209-ФЗ):

— внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (кроме ГУПов и МУПов);

— внесенные в ЕГРИП физические лица;

— крестьянские (фермерские) хозяйства.

Причем перечисленные выше субъекты должны соответствовать следующим критериям: только для юридических лиц — ограничение 25% суммарной доли участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, а также доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства. Исключение составляют активы акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

Ограничение участия 25% перешло в новый Закон из Закона N 88-ФЗ.

Для всех субъектов обязательными являются два критерия (ограничения).

Первый критерий — ограничение средней численности работников (вне зависимости от сферы деятельности) за предшествующий календарный год:

— для средних предприятий — от 101 до 250 человек;

— для малых предприятий — до 100 человек.

Причем среди малых предприятий законодатель выделил микропредприятия, средняя численность работников которых составляет до 15 человек.

Средняя численность работников определяется с учетом всех работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

В Законе N 88-ФЗ средняя численность ставилась в зависимость от сферы деятельности предприятия.

Второй критерий — выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС, определяемая в соответствии с нормами НК РФ, или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов), определяемая в соответствии с законодательством РФ о бухучете, за предшествующий календарный год не должны превышать предельные значения, установленные Правительством Российской Федерации.

Предельные значения второго критерия отданы на усмотрение Правительства РФ, которое будет своим постановлением определять их для каждой категории субъектов малого и среднего бизнеса. По словам директора Департамента госрегулирования в экономике Минэкономразвития России Андрея Шарова, такое постановление уже разработано и находится на согласовании. Определены следующие размеры выручки: для микробизнеса — 60 млн руб., для малого бизнеса — 400 млн руб., для среднего бизнеса — 1 млрд руб.

Предельные значения активов будут устанавливаться Правительством РФ один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за малыми и средними предприятиями.

Обратите внимание, что данное положение вступит в силу с 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства изменяется только в случае, если предельные значения выше или ниже предельных установленных значений средней численности и показателей выручки в течение двух календарных лет, следующих один за другим.

Вновь созданные организации и зарегистрированные ИП могут быть отнесены к субъектам малого и среднего предпринимательства в течение года, в котором они зарегистрированы, если перечисленные выше показатели не превышают предельных значений со дня их регистрации.

Отдельно стоит отметить, что законодатель сохранил за субъектами малого предпринимательства, получающими поддержку в настоящее время в соответствии с нормами утратившего силу Закона N 88-ФЗ, при их несоответствии новым критериям право на получение ранее оказанной поддержки до 1 июля 2008 г. (п. 3 ст. 27 Закона N 209-ФЗ).

Нормативное правовое регулирование поддержки. Полномочия органов власти

В ст. 7 Закона N 209-ФЗ обозначены правовые меры, с помощью которых государство может оказывать поддержку малому и среднему бизнесу. Так, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться, например:

— специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий;

— упрощенная система ведения бухгалтерской отчетности для малых предприятий, осуществляющих отдельные виды деятельности;

— упрощенный порядок составления субъектами малого и среднего предпринимательства статистической отчетности;

— льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами малого и среднего предпринимательства государственное и муниципальное имущество и иные меры (перечень открытый).

Статьями 9, 10, 11 Закона N 209-ФЗ разграничиваются полномочия федеральных органов власти, органов власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления в части оказания поддержки.

В целом закрепленные за каждым уровнем власти полномочия должны способствовать динамичному развитию малого и среднего бизнеса, его интеграции в мировую экономику.

Но во многом это будет зависеть от реализации программ в области развития поддержки малого и среднего предпринимательства.

О налогообложении субъектов малого и среднего предпринимательства

В Законе N 88-ФЗ до 1 января 2005 г. содержалось положение, в соответствии с которым в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации. То есть это означало, что налоговая нагрузка для них не может быть увеличена. На основании Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ данная норма утратила силу.

Вместе с тем в проекте нового закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при принятии его в первом чтении указанная норма о неизменности налоговой нагрузки в течение первых четырех лет в случае увеличения налогового бремени была также закреплена. Но уже при подготовке текста законопроекта ко второму чтению данное положение было исключено.

Поэтому норма, имеющая важное гарантийное значение, о нераспространении на субъекты малого и среднего бизнеса в течение первых четырех лет изменений в законодательстве, ведущих к увеличению у них совокупной налоговой нагрузки, к сожалению, не вошла в окончательный текст Закона N 209-ФЗ, вступившего в силу 1 января 2008 г.

Таким образом, государство берет на себя обязательства по оказанию поддержки субъектам малого и среднего бизнеса в области налогообложения только в рамках правовых мер, определенных ст. 7 Закона N 209-ФЗ.

Ведение реестров субъектов малого и среднего предпринимательства

Органы власти всех уровней, которые оказывают поддержку малому и среднему бизнесу, должны вести реестры получателей поддержки (ст. 8 Закона N 209-ФЗ), порядок ведения которых определяется постановлением Правительства РФ.

В реестры заносятся следующие сведения о получателях поддержки:

1) наименование органа, предоставившего поддержку;

2) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица;

3) фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя, государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя;

4) вид, форма и размер предоставленной поддержки;

5) срок оказания поддержки;

6) идентификационный номер налогоплательщика;

7) дата принятия решения о предоставлении или прекращении оказания поддержки;

8) информация (в случае, если имеется) о нарушении порядка и условий предоставления поддержки, в том числе о нецелевом использовании средств поддержки.

Причем информация в реестр вносится после принятия решения об оказании или прекращении поддержки в течение 30 дней.

Законом N 88-ФЗ в ст. 4 был определен иной порядок. Субъектам малого бизнеса необходимо предварительно зарегистрироваться в качестве субъектов, а только потом обращаться за получением привилегий и льгот от органов власти.

Информация, содержащаяся в реестрах, будет открыта для ознакомления с ней физических и юридических лиц.

Сведения, содержащиеся в реестре по конкретному субъекту, исключаются из него по истечении трех лет с даты окончания срока оказания поддержки.

Порядок предоставления и условия поддержки. Инфраструктура

Поддержка оказывается на следующих принципах:

1) заявительный порядок обращения субъектов;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов;

3) равный доступ всех субъектов, соответствующих критериям, к участию в программах, оказывающих поддержку;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26.07.2006 N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

В момент обращения субъектов за оказанием им поддержки они должны представить документы, подтверждающие их соответствие критериям субъектов малого и среднего предпринимательства и условиям, предусмотренным программами поддержки.

Сроки рассмотрения обращений устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект должен быть проинформирован о решении в течение пяти дней со дня его принятия.

Условия и порядок оказания поддержки устанавливаются программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ст. 16 Закона N 209-ФЗ).

Обращаем внимание! Поддержка будет оказываться не всем!

Государство оставило за собой право отказать в поддержке следующим категориям субъектов:

1) по формальным критериям:

а) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

б) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

в) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

г) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации (пп. 7 п. 1 ст. 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле»), за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации;

2) в финансовой поддержке субъектам, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых;

3) субъектам, допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, если:

а) не представлены или представлены недостоверные сведения и документы, определенные программами развития малого и среднего предпринимательства;

б) не выполнены условия оказания поддержки;

в) ранее в отношении заявителя было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;

г) с момента признания субъекта допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Статьей 15 Закона N 209-ФЗ предусмотрено создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Под инфраструктурой понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые функционируют в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд при реализации программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства и оказания им поддержки.

Требования к данным организациям устанавливаются в программах развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Виды оказываемой поддержки

В соответствии с Законом N 209-ФЗ поддержка малого и среднего бизнеса оказывается в следующих формах.

1. Финансовая поддержка (ст. 17) — может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

2. Имущественная поддержка (ст. 18) — осуществляется в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях. Указанное имущество должно использоваться по целевому назначению. Статьей 18 установлен также ряд ограничений и запретов, связанных с оказанием имущественной поддержки.

3. Информационная поддержка (ст. 19) — осуществляется в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем и информационно-телекоммуникационных сетей и обеспечения их функционирования в целях поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

4. Консультационная поддержка (ст. 20) — осуществляется в виде:

— создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих консультационные услуги субъектам малого и среднего предпринимательства, и обеспечения деятельности таких организаций;

— компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами малого и среднего предпринимательства, на оплату консультационных услуг.

Кроме того, в Законе N 209-ФЗ отдельно определены особенности оказания поддержки по определенным направлениям деятельности:

— поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров (ст. 21);

— поддержка в области инноваций и промышленного производства (ст. 22);

— поддержка в области ремесленной деятельности (ст. 23);

— поддержка субъектов, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность (ст. 24);

— поддержка субъектов, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность (ст. 25).

Вместе с тем п. 3 ст. 16 Закона N 209-ФЗ определено, что субъекты Российской Федерации вправе наряду с установленными этим Законом формами поддержки самостоятельно оказывать иные формы поддержки за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Новый закон о поддержке малого и среднего бизнеса

В конце июля Президент подписал Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 209-ФЗ).

Прежний Федеральный закон от 14.06.1995 № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» (далее — Закон № 88-ФЗ) был принят в 1995 году и устанавливал определенные льготы и привилегии. Например, если изменения налогового законодательства были невыгодны для субъекта малого предпринимательства, он мог в течение первых четырех лет своей деятельности платить налоги по закону, который действовал на момент создания*. Такой мораторий в течение многих лет спасал малый бизнес от повышенных ставок ЕНВД, введения НДС для частных предпринимателей и других сложностей. Законодатели и фискальные органы пытались игнорировать оговорку закона, но Конституционный суд РФ неоднократно указывал на обязательность ее применения.

Примечание:
* Арбитражную практику по этому поводу см. здесь.

Закон № 88-ФЗ предусматривал также право малых предприятий на ускоренную амортизацию: они могли применять двойные нормы, а также дополнительно списывать как амортизационные отчисления до 50 процентов первоначальной стоимости основных фондов. Большинство этих льгот были отменены с 2005 года*, однако предоставленный мораторий продолжает действовать. Например, если компания был зарегистрирована 30 декабря 2005 года, то она может использовать действующее на тот момент налоговое законодательство почти до конца 2009 года (хотя отстаивать это право ей придется в суде).

Примечание:
* Мы писали об этом здесь.

Новый закон определяет, на какую поддержку может рассчитывать малый и средний бизнес.

Малые и средние предприятия: критерии

В статье 3 и 4 Закона № 209-ФЗ определены понятия субъектов малого и среднего предпринимательства. К ним относятся внесенные в ЕГРЮЛ потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие определенным критериям.

Первый критерий — состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юрлицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.

Второй критерий — средняя численность работников. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий — выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ — без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете.

Предельные значения этих величин будет определять Правительство РФ раз в пять лет на основе данных сплошных статистических наблюдений за субъектами малого и среднего предпринимательства.

Органы статистики вправе будут проводить выборочное наблюдение путем ежемесячных или ежеквартальных исследований (для микропредприятий — раз в год).

Категория предприятия изменяется, только если в течение двух календарных лет подряд численность сотрудников и выручка оказывается выше или ниже установленных законом предельных значений.

Принципы поддержки малого и среднего бизнеса

В статье 6 Закона № 209-ФЗ определены основные цели и принципы государственной политики по развитию малых и средних предприятий.

Среди основных принципов: обеспечение равного доступа субъектов к участию в программах поддержки, разграничение полномочий различных уровней власти, участие представителей малого и среднего бизнеса в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства, экспертизе законопроектов.

В числе основных целей и принципов государственной политики в этой области в статье 7 названы: введение специальных налоговых режимов, упрощение правил ведения налогового, бухгалтерского учета и статистической отчетности, форм налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам, установление льготного порядка приватизации государственного и муниципального имущества, специальных форм участия в процедурах размещения заказов на поставку товаров и выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд.

Поддержка оказывается тем субъектам, которые включены в реестры субъектов малого и среднего предпринимательства — получателей такой поддержки (ст. 8 Закона № 209-ФЗ). Порядок его ведения устанавливается Правительством РФ.

Конкретные льготы в Законе № 209-ФЗ не поименованы. Они будут закладываться в программах развития, которые на основании данного закона будут принимать органы власти всех уровней. В числе форм поддержки: финансовая, имущественная, информационная, консультационная, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров и др. Возможные их виды названы в отдельных статьях Закона.

В статье 14 Закона № 209-ФЗ установлен заявительный порядок обращения субъектов за оказанием поддержки на местах, а также открытость процедур поддержки. Однако она не может быть оказана субъектам малого и среднего предпринимательства, которые являются кредитными или страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционным и негосударственным пенсионным фондам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, ломбардам, участникам соглашений о разделе продукции, лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса, нерезидентам по валютному законодательству (за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ).

Статьей 17 Закона № 209-ФЗ предусмотрено, что финансовая поддержка субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки, осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам этих организаций.

Финансовая поддержка не оказывается: осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых.

Предусмотрена и имущественная поддержка (ст. 18 Закона № 209-ФЗ), которая может выражаться в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной и безвозмездной основе или на льготных условиях. Имущество должно использоваться по целевому назначению и не может быть переуступлено или внесено в уставный капитал других предприятий.

Кроме того, в законе названы формы информационной, консультационной и кадровой поддержки. Предполагается выделение льготных субсидий, кредитов, имущества, создание информационной инфраструктуры и консультационных центров и т. д.

Переходные положения закона о поддержке малого и среднего бизнеса

Закон № 209-ФЗ вступает в силу с 1 января 2008 года, за исключением положений, касающихся полномочий Правительства РФ по установлению предельных значений выручки и балансовой стоимости активов, а также проведения сплошных статистических наблюдений за их деятельностью. Данные положения вступают в силу с 1 января 2010 года.

С 1 января 2008 года субъекты малого предпринимательства, действовавшие в рамках старого закона, и не отвечающие условиям отнесения к субъектам малого предпринимательства, установленным новым Законом № 209-ФЗ, сохраняют право на ранее оказанную поддержку в соответствии с федеральными и региональными программами развития малого и среднего предпринимательства в течение шести месяцев, т. е. до конца июня 2008 года.

Еще по теме:

  • Кировоград адвокаты Адвокат Кировоград, хорошие юристы в г. Кропивницкий Адвокат Кировоград, юридическая компания «За и Против» очень рады видеть Вас. При любой юридической задачи, мы поможем, проконсультируем, защитим. Как правило, первое, что приходит в голову обычному человеку от слова «адвокат», это […]
  • Независимая экспертиза в кингисеппе "Оценочная Компания в Кингисеппе" ООО Часы работы пн-пт с 10 до 18, сб и вс - выходные Отзывы о "Оценочная Компания в Кингисеппе", ООО К сожалению, нашими пользователями пока еще не было оставлено ни одного отзыва о компании "Оценочная Компания в Кингисеппе", ООО. Вы можете быть первым и […]
  • 7 статья закона о рекламе Законодательная база Российской Федерации Бесплатная консультация Федеральное законодательство Главная ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 13.03.2006 N 38-ФЗ (ред. от 23.07.2013 с изменениями, вступившими в силу с 22.10.2013) "О РЕКЛАМЕ" В данном виде документ опубликован не был Документ в […]
  • Заверить у нотариуса подпись генерального директора Подскажите необходимые документы для смены генерального директора банка У нас меняется генеральный директор. Со старым заканчивается срочный трудовой договор. Мы его работой недовольны. Трудовой договор с ним продолжать не будем. Нашли другого гендиректора. Старый директор все документы […]
  • Вакансия юриста в кирове Работа Юрист Киров Чтобы устроиться на должность Юрист в г. Киров, часто требуется: В юридическую организацию, требуются new_releasesюристы, в связи с открытием. Обязанности: юрид. оформление различного рода документации, договорная работа, запросов, писем, подготовка доверенностей. […]
  • Отношение ребенка к разводу родителей Развод родителей В каждой семье есть день рождения. Кто-то отмечает день самого бракосочетания, кто-то – день венчания, если он не совпадает с днем официальной регистрации брака. Никто и никогда не отмечает и не запоминает день "похорон семьи, особенно если в семье есть дети - развод […]
  • Камера скорость штраф Превышение скорости является самым распространенным нарушением! Штраф или лишение? Превышение скорости — это самое распространенное нарушение ПДД. Его может зафиксировать сам инспектор ГАИ или радар – камера. Не так давно изменился нижний порог, с которого налагается штраф. Все […]
  • Товар не находится в залоге Договором поставки предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа. Поставляемый товар считается находящимся в залоге до его полной оплаты. Отдельный договор залога сторонами не заключается, залог товаров в обороте не используется. Сохранится ли залог, если покупатель продаст товар до его […]