Содержание страницы:
Переход из одной части речи в другую: причины, особенности и примеры
Русский язык – явление развивающееся, поэтому нет ничего удивительного в том, что мы можем наблюдать переходы слов из одной части речи в другую. Рассмотрим особенности данного лингвистического процесса и приведем примеры.
Определение
Субстантивацией в науке является переход из одной части речи в другую. Чаще всего причастия и прилагательные становятся существительными, при этом образуются новые лексемы.
Слово, часть речи которого меняется, не подвергается более никаким изменениям, сохраняя все свои морфемы.
К числу основных причин перехода прилагательных в существительные следует отнести то, что само имя прилагательное часто употреблялось в речи без определяемого слова, поэтому и было переосмыслено. Это явление некоторые видные лингвисты называют законом экономии сил. Иногда упустить существительное и изменить часть речи становится возможным, если собеседники понимают, о чем они ведут диалог. Так, говоря школа для слепых, мы понимаем, что речь идет об учебном заведении для людей, поэтому и не нуждаемся в этом уточнении.
Еще пример: «Больной мужчина уже много дней не выходил из комнаты». В этом предложении больной является прилагательным и зависит от существительного мужчина. Смысл не меняется, если сказать «Больной уже много дней не выходил из комнаты». Слово больной в этом случае является существительным.
Или еще один пример: «Аня, сходи в столовую комнату за тарелками» (столовая – прилагательное). «Аня, сходи в столовую за тарелками» (столовая – существительное). Носители языка не будут испытывать трудностей в понимании значения предложения.
Лингвисты выделяют два вида субстантивации:
- Полную. Исходное слово окончательно переходит в новую часть речи (дневальный, портной, зодчий, лесничий).
- Неполную. И исходное, и вновь образованное слова существуют параллельно (учительская, больной, столовая). В речи носителей языка присутствуют два омонима.
И те, и другие в русском языке весьма распространены.
Приведем примеры перехода из одной части речи в другую:
Прилагательное – в существительное:
- Военный совет проходил в тайне. – Статный военный гордо шел по улице.
- Часовой механизм работал слаженно. – Часовой стоял на посту и зорко следил.
- Пленный летчик оказался очень стойким. – Пленный дал важные показания.
- Русский язык богат и интересен. – Русский за границей чувствовал себя уверенно.
- Знакомый город, прекрасные места! – Знакомый сказал мне, что все раскупили.
Причастие – в существительное:
- Отдыхающие на поляне подростки играли на гитаре. – Отдыхающие наслаждались солнечным теплом.
- Минувшее столетие принесло немало разочарований. – Горько вспоминать минувшее.
Эти примеры перехода из одной части речи в другую показывают, что явление субстантивации встречается весьма часто. И нередко не осознается носителями языка как таковое.
Особенности
Явление субстантивации используется двумя дисциплинами лингвистического цикла – словообразованием и морфологией. В качестве способа образования новых слов переход из одной части речи в другую относится к безаффиксным и характеризуется изменением грамматических признаков.
Причастия или прилагательные, ставшие существительными, могут распространяться согласованным определением (фисташковое мороженое, богатая столовая, современная учительская).
Изменение таких существительных по числам и падежам происходит по модели прилагательного. Например:
- И.п. Вишневое мороженое.
- Р.п. Вишневого мороженого.
- Д.п. Вишневому мороженому.
- В.п. Вишневое мороженое.
- Тв.п. Вишневым мороженым.
- П.п. (О) вишневом мороженом.
Как видим, существительное мороженое изменяется по падежам также, как и прилагательное вишневое.
Однако русский язык богат исключениями. Так, при смене части речи отдельные слова лишаются способности к определенным формам изменения:
- Только женский род есть у слов гостиная, учительская, столовая, горничная, если это существительные. Прилагательные же имеют все три рода (столовая комната – столовый прибор – столовое серебро).
- Сумчатые (сущ.) используется только во множественном числе.
- Больной (сущ.) не имеет среднего рода. При этом можно сказать больное животное, но часть речи в этом случае – прилагательное.
Как видим, отдельные грамматические признаки слово при субстантивации утрачивает, другие же сохраняет.
Существительные
Рассмотрим переход существительных в другие части речи и приведем примеры этого явления. Информация представлена в форме таблицы.
Образование слов путем перехода из одной части речи в другую
Слова некоторых частей речи исторически образовались путем перехода слов из одной части речи в другую.
Мы уже называли образование существительных путем перехода в них прилагательных и причастий (мороженое, заведующий) — субстантивацию. Если существительное, образованное субстантивацией прилагательного, не имеют никаких отличий в морфемной структуре от этих прилагательных, то существительное, образованное субстантивацией причастия, с точки зрения своего морфемного состава отличаются от соответствующего причастия: в существительном суффикс -ущ / -ющ, -ащ / -ящ не является формообразующими (существительное не является формой глагола) и входит в основу. Поэтому в лингвистике существует описание образования подобных слов суффиксацией: заведу-ющ-ий ¬ заведовать, заведующий — ‘тот, кто заведует’.
Переходом из других частей речи образованы многие наречия. Так, можно отметить наречия, образованные переосмыслением
— существительных (дома, весной),
— прилагательных (попусту, в открытую),
— деепричастий (сидя, лёжа),
Необходимо понимать, что переход слова из одной части речи в другую — процесс исторический. С точки зрения современном состояния языка (с синхронической точки зрения) все эти слова образованы при помощи суффикса или приставки и суффикса, омонимичного окончанию существительного, прилагательного или числительного, а также формообразующему суффиксу деепричастной формы глагола, например: зим-ой ¬ зима , леж-а ¬ лежа ть, по-пуст-у ¬ пуст ой.
Процесс перехода активен при образовании служебных слов. Так, например, можно назвать следующие группы предлогов, образованные переходом из других частей речи:
— отыменные: ввиду, в виде, в течение, за счет, по поводу,
— отглагольные: благодаря, включая, исключая, начиная, спустя,
— наречные: вблизи, вокруг, напротив, вдаль.
При этом разграничение предлога и наречия возможно только в контексте и зависит от реального наличия или отсутствия стоящего следом существительного: Я оглянулся вокруг (наречие) — Я обошел вокруг дома (предлог). Разграничение производного предлога и деепричастия опирается на различие в их значении — производный отглагольный предлог выражает значение отношения, например: Благодаря хозяевам вечер удался на славу (предлог) — Мы уходили, благодаря хозяев за гостеприимство (деепричастие).
Что касается отыменных предлогов, то степень их отхода от самостоятельных слов различна. В ряде случаев предлоги абсолютно обособились и утратили смысловую связь с базовым существительным, например: ввиду, в течение, путем, насчет, по мере; в современном языке эти предлоги следует считать непроизводными. В других случаях смысловые связи живы: в качестве, в сфере, с помощью, в пользу. Такие предлоги называют предложными сочетаниями, поскольку они сохраняют некоторые синтаксические свойства существительного: избирательную сочетаемость (в роли кого — в функции чего), возможность принимать определение (выступить в сомнительной роли умиротворителя). В этих случаях мы имеем дело с живым процессом «опредложивания» именных сочетаний.
С точки зрения современного состояния языка можно выделить следующие способы образования предлогов:
1) суффиксальный — от глаголов: исключа-я ¬ исключа ть,
2) приставочно-суффиксальный — от существительных: во-врем-я ¬ врем я,
3) сложение — от предлогов: из-за ¬ из + за .
Материал, касающийся образования слов одной части речи от слов другой части речи, наглядно показывает необходимость и пути разграничения исторической и синхронической производности.
Е. И. Литневская. Русский язык: краткий теоретический курс — М., 2000 г.
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ
Е.П. Холодова,
преподаватель русского языка и литературы СПбГУ
Переход слов одной части речи в другую
Этот способ образования новых слов является неморфологическим, поэтому необходимость «опознания» таких слов относится скорее к заданию А11, в котором требуется указать правильную морфологическую характеристику предложенного слова. Одна из трудностей при выполнении данного задания обусловлена тем, что абитуриенту очень трудно «смириться» с тем, что, например, слово «путём» может «оказаться» не именем существительным, а предлогом. Разумеется, данное задание позволяет проверить прежде всего ваше знание частей речи.
Однако причины ошибочных ответов нередко связаны именно с незнанием того, что слова могут образовываться путем перехода из одной части речи в другую. При этом, употребляясь в роли другой части речи, слово приобретает иное общее значение, теряет ряд своих грамматических признаков, но приобретает новые. Например, ехали шагом (слово шагом , являясь наречием, не изменяется).
Рядовой случай – прилагательное, обозначает признак.
Рядовой из соседней части – существительное, обозначает лицо.
Первый год учебы – числительное, обозначает порядок при счете.
Иванов – первый (лучший) ученик – прилагательное, обозначает признак.
Он шел впереди – наречие, обозначает признак действия.
Впереди колонны шел знаменосец – предлог, служит для выражения пространственных отношений.
Гость встал, благодаря хозяйку за обед – деепричастие, называет добавочное действие.
Благодаря заботливому уходу больной быстро поправился – предлог, служит для выражения причинных отношений.
Что он показал? – местоимение, указывает на предмет.
Он сказал, что устал – подчинительный союз, связывает части сложного предложения.
Мне нужна одна ручка, а не две – числительное, называет количество.
Одна ты мне дорога (только ты) – частица, ограничительное значение.
Чтобы лучше разобраться, как происходит образование нового (то есть данного вам) слова, следует составить словообразовательную пару , то есть найти слово, от которого непосредственно образовано данное. Например: глупость от глупый ( глупость — глупый ); влево от левый ( влево — левый ).
Словообразовательная цепочка – это ряд однокоренных слов, которые последовательно образуются друг от друга. Словообразовательная цепочка может состоять из трех и более однокоренных слов: боль — бол е ть — боле зн ь — болезн енн ый .
Составление таких цепочек помогает выяснить последовательность образования слова и правильность его морфемного состава. Именно цепочка позволяет выявить значение каждой морфемы и её верные границы.
Неисполнительность — исполнительность — исполнительн(ый) — исполнитель — исполни(ть) — полн(ый)
Переоснащение — оснащение — оснастить — снасти
Примирительница — примиритель — примирить — мирить — мир.
Анализируя морфемный состав слов и устанавливая способ образования, вы должны не забывать о таком явлении, как чередование звуков. Такая замена одного звука другим в пределах одной морфемы отражается на письме и называется чередованием .
Это явление лежит в основе многих орфографических правил, поэтому вам следует быть особенно внимательными, когда вы сталкиваетесь с чередованием, анализируя морфемный состав слова. Чередование – явление, которое происходит и при образовании форм одного слова, и при образовании новых слов. Напомним некоторые чередования:
свет — свеча — освещение ( т//ч//щ )
ситец — ситчик ( ц//ч )
любить — люблю ( б//бл )
воздух — воздушный ( х//ш )
водить — вожу — вождение ( д//ж//жд )
бросить — брошу ( с//ш ).
Чередоваться могут не только согласные, но и гласные:
загорать — загар ( о//а )
вытирать — вытер ( и//е )
вырасти — вырос — выращивать ( а//о, ст//с//щ ).
В корнях, приставках и суффиксах нередко происходит чередование о и е с нулем звука. Такие гласные иногда называют беглыми , потому что они то появляются, то исчезают в морфемах:
рот — рта ( о//0 )
огурец — огурца ( е//0 )
глазок — глазка ( о//0 )
кусочек — кусочка ( е//0 )
оторвать — отрыв ( о//0 ).
Следует опознавать чередования, обусловленные наличием в современном языке старославянских и исконно русских элементов:
золото — златокудрый ( оло//ла )
город — градостроитель ( оро//ра )
молоко — млечный ( оло//ле )
берег — прибрежный ( ере//ре ).
Словообразование
в английском языке
(Word Formation)
Способы образования слов в английском языке
Очень часто в английском языке слова, относящиеся к одной части речи, образуют слова, относящиеся к другой части речи. Чаще всего это происходит путем присоединения суффиксов : to work работать — a work er рабочий.
Возможен и другой способ, получивший название конверсия, — переход слова из одной части речи в другую без изменения формы: to work работать — a work работа. Конверсия очень характерна для английского языка: ей способствуют отсутствие развитой системы окончаний и большое количество односложных слов. Наиболее часто конверсии подвергаются глаголы и существительные: a hand рука — to hand вручить. Как правило, слова, имеющие одинаковое написание, и произносятся одинаково, но есть и исключения: в основном, различия заключаются в произношении звуков [ s ] и [ z ] или в переносе ударения: close [ -s ] близкий — to close [ -z ] закрывать, conduct [ ‘ kɔnd Λ kt ] поведение — to conduct [ kɔn’d Λ kt ] вести. Обычно в существительных ударение падает на 1-й слог, у глаголов — на последний. Иногда с переносом ударения не только меняется часть речи, но и теряется видимая связь значений: to refuse [ ri’fu:z ] отказываться — refuse [ ‘refju:s ] мусор. Конверсия затрагивает и оппозицию «существительное — прилагательное»: прилагательные часто субстантивируются, т. е. становятся существительными: brave смелый — the brave смельчак(и). То же можно наблюдать и в русском языке: больной (прил.) человек — больной (сущ.) выписан из больницы.
Словосложение — это способ словообразования путем соединения двух (или более) слов в одно, которое пишется слитно, или через дефис, а иногда раздельно: to pin-point уточнить, trailer-on-flat трейлер на платформе.
Сокращение — еще один способ образования новых слов: laser = light amplification by stimulated emission of radiation лазер (усиление света индуцированным испусканием излучения).
Путем использования префиксов : to do делать — to re do переделать.
НАИБОЛЕЕ УПОТРЕБИТЕЛЬНЫЕ СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
делать(ся) таким, как на то указывает основа
summar ize суммировать
hard en делать(ся) твердым
превращать в, делать то, на что указывает основа
gas ify превращать(ся) в газ;
electr ify электризовать
подвергать воздействию, превращать в то, на что указывает основа
2.13. Образование новых слов путём сложения, сращения и перехода из одной части речи в другую
1. Сложение – способ образования новых слов путём сложения двух (или нескольких) слов, основ производящих слов с соединительной гласной или без неё. В результате сложения всегда образуется сложное слово, то есть слово с несколькими корнями.
В зависимости от того, насколько полно производящие слова и основы входят в состав производного слова, выделяются следующие разновидности сложения:
сложение производящих слов.
Например: диван-кровать ← диван □ , кровать □ ; платье-костюм ← платье, костюм □ ; школа-интернат ← школа, интернат □ ; ракета-носитель ← ракета, носитель □ .
При склонении каждая из частей сложного слова склоняется самостоятельно, ср.: на диване-кровати, в школе-интернате;
сложение производящих основ с помощью соединительной гласной.
Например: лесостепь – лес- о -степь □ ← лес □ , степь □ ; каменотёс – камен- о -тёс □ ← камень □ , тес/а —ть (с усечением глагольного суффикса -а- ); серо-синий – сер- о -син —ий ← сер —ый, син —ий; научно-исследовательский – научн- о -исследовательск —ий ← научн —ый, исследовательск —ий; грязеводолечебница – гряз- е -вод- о -лечебниц —а ← грязь □ , вод —а, лечебниц —а; тренога – тр- е -ног —а ← тр —и, ног —а;
сложение производящих основ без соединительной гласной.
Например: Ленинград – Ленинград □ ← Ленин □ , град □ ; царь-колокол – царь-колокол □ ← царь □ , колокол □ ;
сложение начальной части слова (основы) с целым словом, то есть образование сложносокращённых слов.
Например: комроты ← ком андир рот ы; стенгазета ← стен ная газет а; медсестра ← мед ицинская сестр а; полдня ← пол овина дн я; пол-огурца ← пол овина огурц а;
сложение сокращённых основ (до слогов, букв, звуков), то есть образование сложносокращённых слов.
Например: облоно ← обл астной о тдел н ародного о бразования; Минфин ← Мин истерство фин ансов; ОНН ← О рганизация О бъединённых Н аций; вуз ← в ысшее у чебное з аведение.
Образование сложносокращённых слов называют также аббревиацией, а сами сложносокращённые слова называют аббревиатурами.
Примечание. В ряде пособий аббревиацию, то есть образование сложносокращённых слов, выделяют в самостоятельный тип словообразования.
водопровод- чик □ ← водопровод □ ; разноголос- иц —а ← разноголос —ый.
Для того чтобы не ошибиться в определении способа образования сложного слова, необходимо использовать приём перифраза – дать определение производного слова через производящее, мотивирующее, например:
1. Водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); вод- о -провод □ ← вод —а, провод/и —ть – сложение основ с соединительной гласной -о- (с усечением суффикса -и- в глагольной основе проводи- ).
2. Водопроводчик «тот, кто обслуживает, ремонтирует водопровод»); водопровод- чик □ ← водопровод □ – -чик – словообразовательный суффикс; суффиксальный способ.
2. Сложно-суффиксальный способ и сложно-приставочный способ – это смешанные способы словообразования, при которых новое слово образуется путём сложения основ с одновременным присоединением суффикса или приставки.
Сложно-суффиксальным способом могут образовываться существительные, прилагательные и наречия.
Мор- е -плава- тель □ ← мор —е, плава —ть – сложение основ мор- , плава- и суффиксация: -тель – словообразовательный суффикс.
Хлеб- о -убороч- н —ый ← хлеб □ , уборк —а – сложение основ хлеб- , уборк-/убороч- (беглость гласных, чередование к/ч в производящей и производной основах) и суффиксация: -н- – словообразовательный суффикс.
Мимоход- ом ← мимо , ход/и —ть – сложение основ мимо- , ходи-/ход- (с усечением глагольного суффикса -и- ) и суффиксация: -ом – словообразовательный суффикс.
Сложно-приставочным способом могут образовываться глаголы.
Например: у -мир- о -твори -ть ← мир □ , твори —ть – сложение основ мир- , твори- и приставочный способ: у- – словообразовательная приставка.
1. образование прилагательного гладкошёрстный – гладк- о -шёрст- н —ый ← гладк —ий, шерсть □ ; -н- – словообразовательный суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и суффиксальный способ – сложно-суффиксальный способ);
2. образование прилагательного гладкокожий – гладк- о -кож -Ø-ий ← гладк —ий, кож -а; нулевой суффикс (сложение основ с соединительной гласной -о- и нулевая суффиксация – сложно-суффиксальный способ).
3. Сращение, в отличие от морфологического способа сложения, образуется путём слияния воедино целого словосочетания, то есть слияние слов без каких-либо изменений в их морфемном составе и без участия соединительных гласных, в той форме, в какой они существуют в исходном словосочетании.
Умалишённый – слово образовано в результате слияния сочетания причастия лишённый и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа – ума , ср.: лишённый [чего?] ума человек, ума лишённый человек.
Сумасшедший – слово образовано в результате слияния причастия сшедший и зависимого от него существительного ум в форме родительного падежа с предлогом с – с ума , ср.: сшедший [откуда?] с ума человек, с ума сшедший человек.
Долгоиграющий – слово образовано в результате слияния причастия играющий и зависимого от него наречия долго , ср.: пластинка, играющая [сколько? как долго?] долго , долго играющая пластинка.
Ср.: водопровод («система сооружений, в которой по трубам воду доставляют (проводят) к месту потребления»); самолёт («воздушный аппарат, который летает сам»).
При определении слова, образованного путём сращения, слово и определение слова полностью совпадают:
4. Образование нового слова путём перехода из одной части речи в другую, как отмечалось, в современном русском языке типично для имён существительных, которые образуются из прилагательных или причастий без каких-либо изменений в морфемной структуре.
Например: учительская, учащийся, мороженое.
В лингвистике этот способ образования слов принято называть субстантивацией. Причиной субстантивации, то есть перехода прилагательных и причастий в существительные, становится использование бывших прилагательных и причастий без главного слова (существительного).
Ср.: Больной (прил.) мальчик уже выздоравливает → Больной (сущ.) уже выздоравливает; Зайдите в учительскую (прил.) комнату → Зайдите в учительскую (сущ.).
Более того, субстантивированное прилагательное или причастие, то есть существительное, образованное путём перехода из одной части речи в другую, как и другие существительные, может иметь при себе согласованные определения.
Ср.: мороженое (прил.) мясо → вкусное мороженое (сущ.); трудящиеся (прич.) массы → все трудящиеся (сущ.); столовая (прил.) комната → светлая столовая (сущ.).
При переходе из одной части речи в другую образовавшееся существительное сохраняет окончания прилагательного или причастия, то есть продолжает изменяться как прилагательное или причастие.
Ср.: мороженое мясо – мороженое, нет мороженого мяса – нет мороженого, с мороженым мясом – с мороженым.
Однако в ряде случаев субстантивированное прилагательное или причастие утрачивает способность прилагательных и причастий изменяться по родам или числам.
Например, существительное больной в значении «больной человек» не имеет формы среднего рода (больной, больная, больные); существительные столовая, гостиная, горничная, учительская имеют только форму женского рода; существительное мороженое имеет только форму среднего рода единственного числа; существительное сумчатые употребляется только во множественном числе.
а) не имеет каких-либо новых словообразовательных морфем – приставок, суффиксов.
Ср.: вход, выход, пропажа, синь, тишь, гладь;
б) относится к другой части речи, нежели производящее слово:
рассказ ← рассказать; зелень ← зелёный.
Однако при нулевой суффиксации смена части речи приводит к смене системы словоизменения (окончания производящего слова и производного слова не совпадают.
Ср.: рассказ □ , рассказ-а – рассказыва-ть, рассказыва-ю.
2) Не путайте переход одной части речи в другую с приставочным или суффиксальным способом! Особенно часто это происходит тогда, когда субстантивированное прилагательное или причастие имеет приставки и словообразовательные суффиксы.
Например, нельзя утверждать, что существительное гостиная образовано от существительного гость. Эти слова не составляют словообразовательную пару. Они входят в словообразовательную цепочку: гость → гостиный (прил.) → гостиная (сущ.). Таким образом, словообразование данного субстантивированного прилагательного можно графически обозначить так: гостиная (сущ.) ← гостиный (прил.) – переход из одной части речи в другую (субстантивация).