Коммерческий менеджмент судов

Лекция № 9. МЕНЕДЖМЕНТ В МОРСКОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗМА

Услуги, предлагаемые компаниями шипменеджмента, разнообразны, что обычно включает следующее:

ü технический менеджмент, т.е. операции, необходимые для того, чтобы поддерживать судно в состоянии класса (на уровне требований классификационного общества), в соответствии с согласованным эксплуатационным бюджетом;

ü услуги по финансовому обеспечению, чтобы поддерживать инфраструктуру судовладельца и необходимые виды обслуживания судов, т.е. агентирование, эксплуатационные расходы и др. (финансовый менеджмент);

ü обеспечение квалифицированным судовым персоналом на базе мирового рынка рабочей силы (менеджмент судовых экипажей);

ü коммерческий менеджмент: выполнение коммерческих и маркетинговых операций, связанных с эксплуатационной деятельностью судоходных предприятий;

ü страхование и различные юридические процедуры, применяемые в судоходной индустрии;

ü обеспечение высоких стандартов безопасности эксплуатации флота в соответствии с международными нормами и требованиями.

В последние годы в этой сфере услуг выделилось два основных направления: полное (всестороннее) управление эксплуатацией судов и управление судовыми экипажами , их подбором, наймом и подготовкой.

Специалисты указывают на ряд преимуществ передачи владельцам своих судов под управление менеджеров по сравнению с самостоятельным управлением:

1. Судовладельцу не требуется подыскивать береговые организации, которые необходимо привлекать для поддержания судов в нормальном техническом состоянии. Таким образом, он может сосредоточить усилия на коммерческих аспектах максимизации прибыли своего предприятия.

2. Судовой менеджер занимается подбором и наймом членов экипажа и тем самым избавляет судовладельца от участия в этой работе, связанной с выходом на рынок труда, кроме того, менеджер обеспечивает возможность широкого варьирования по уровню компетентности и другим качествам судового персонала – применительно к типу и предназначению судна.

3. Благодаря международным связям в судоходной индустрии и накопленному опыту, судовой менеджер способен обеспечить поддержку судовладельца услугами высококвалифицированных специалистов, позволяя ему таким образом максимально использовать свой деловой потенциал.

4. Судовой менеджер при групповых закупках снабжения, зап. частей, оборудования способен добиться существенных скидок с первоначальной цены; во многих случаях ему удается, и страховать суда на более выгодных условиях.

5. Привлекая необходимые ресурсы, менеджер может помочь судовладельцу разработать и применить на судах необходимые системы безопасности в соответствии с требованиями классификационных обществ и международных конвенций.

6. Наконец, передача судов под менеджмент другой стороне дает возможность их владельцам более свободно и гибко действовать на рынке тоннажа.

Какие характерные особенности отличают одного менеджера от другого? Обычно к ним относят следующие:

1. Профессионализм персонала, работающего с судами и обязательства, даваемые менеджером их владельцам;

2. Способность менеджера предложить достаточно экономный бюджет судна и затем оставаться в пределах согласованных параметров.

3. Наличие (доступность) подходящего обслуживания. Соответственно для компании и для судов, занятых на основных перевозках.

В этой связи уместно указать на определенное изменение роли капитана на судне, находящемся под управлением компании шипменеджмента. Требования к нему возрастают, а работа становится более сложной и интересной в сравнении с коллегой, который служит на судне независимого владельца. Основные обязанности, конечно, остаются те же, но повышается ответственность перед менеджером за судно и людей на борту. Так, в инструкции одной из менеджерских компаний указывается: «Как капитана одного из судов, управляемых компанией, Ваше основное внимание должно быть постоянно направлено на безопасность Вашего судна и экипажа. Все остальные факторы должны быть подчинены этому принципу». Кроме этой приоритетной обязанности, на капитана возлагались и другие, а именно:

1. Ответственность перед судовладельцем за коммерческое использование транспортного потенциала судна.

2. Ответственность перед менеджером за эффективную (техническую) эксплуатацию судна.

3. Ответственность перед национальными и международными органами, регулирующими судоходство и охрану природной среды, за соблюдение действующих требований и стандартов.

4. Ответственность за управление судном и руководство его экипажем.

В процессе расширения и развития предоставляемых клиентам услуг очевидной стала необходимость обеспечения их высокого качества, что можно было достичь только совместными усилиями. С этой целью в 1988 году пять ведущих компаний шипменеджмента на добровольной основе образовали ассоциацию, известную как «группа пяти» , которая позднее разработала и предложила для использования в судоходной индустрии «Кодекс стандартов управления в судоходстве». Цель разработки указанного документа – стремление создать и стандартизировать условия, позволяющие существенно повысить безопасность судоходства и транспортировки грузов, исключить гибель людей, сохранить и защитить морскую среду. Многие положения этого Кодекса нашли свое отражение в принятых для применения всем странам-членам Организации.

В апреле 1991 года на встрече в Лондоне представителей 35 компаний шипменеджмента была образована международная ассоциация судовых менеджеров (ИСМА) (International Association of Ship Managers) , призванная работать над повышением качественного уровня обслуживания клиентов и безопасности эксплуатационной деятельности судоходных предприятий, сохранением природной среды. В 1994 году в состав ИСМА входили 38 компаний, под управлением которых находилось 1840 судов общим дедвейтом более 60 млн. тонн. Кодекс «группы пяти» был существенно переработан и применяется членами ИСМА и многими независимыми компаниями судового менеджмента в качестве основного руководящего документа. Предусмотрена внутренняя проверка (аудит) выполнения требований Кодекса членами ИСМА, которая осуществляется наиболее авторитетными классификационными обществами (Британский регистр судоходства, Германский Ллойд и др.). По результатам успешной проверки компании выдается сертификат, удостоверяющий высокое качество предоставляемых ею услуг. ИСМА постоянно сотрудничает со страховыми компаниями, банками, клубами Пи & Ай, многими международными организациями. Плодотворная деятельность ИСМА по решению практических задач безопасной и эффективной эксплуатации судов положительно оценивается и поддерживается мировым морским сообществом.

Подведем итог. Далее приводится классификация судового менеджмента в такой форме, как она дается большинством авторов. Компании судового менеджмента оказывают судовладельцам следующие услуги (наиболее крупные компании обычно осуществляют полный менеджмент, более мелкие – одну или несколько функций полного менеджмента):

Коммерческий менеджмент судов

ЭКСПЛУАТАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ СУДАМИ (ШИП МЕНЕДЖМЕНТ)

Эксплуатационное управление судами и его разновидности

Эксплуатационное управление судами (шип менеджмент) — новая форма управления судами, относящаяся к сфере услуг в области судоходства.

По договору «Шип менеджмента» управляющий (менеджер) за воз­награждение оказывает судовладельцу одну или несколько услуг, относящихся к эксплуатации судов последнего. В пределах своих полномочий менеджер обеспе­чивает соответствие судна требованиям национальных, международных норм и правил, безопасность, экономичность и техническую грамотность его эксплуата­ции, соблюдение требований по защите окружающей среды.

Управляющая компания предоставляет услуги судовладельцу по договору, выступая либо в качестве его агента (договора «Шип менеджмента»), либо в ка­честве доверительного управляющего. В первом случае ответственность управляющей компании, включая экономические результаты эксплуатации судна, весьма ограничена. Во втором случае, когда управляющая компания выступает до­верительным управляющим по договору, подлежащему государственной ре­гистрации, его ответственность значительно шире. Так, ст. 1023 ГК РФ предусматривает, что «доверительный управляющий имеет право на воз­награждение, предусмотренное договором доверительного управления имуществом, а также на возмещение необходимых расходов, произведенных им при доверительном управлении имуществом, за счет доходов от использования этого имущества».

В теории менеджер и судовладелец должны быть полностью независимыми юридическими лицами. Однако на практике судовладельцу может принадлежать до 100% акций управляющей компании, или управляющая компания имеет долю в компании судовладельца. Но в любом случае в договоре менеджмента они вы­ступают как независимые юридические лица, и их взаимоотношения определяются условиями этого договора.

Офисы компаний менеджера и судовладельца и район плавания судна могут находиться как в одном, так и в различных географических регионах. Ранее считалось, что менеджер должен находиться поблизости от своих клиентов, поэтому в конце 1980-х гг. крупные менеджеры предпринимали попытки охватить сетью своих офисов большинство крупных центров морского бизнеса и районов интенсивного судоходства. Развитие информационных технологий снизило значи­мость местонахождения офисов менеджера. Главное — чтобы менеджер мог предоставить своему клиенту сервис 24 часа в сутки вне зависимости от временных зон, в которых они находятся.

Целью договора «Шип менеджмента» является передача части функций судовладельческой компании менеджеру. Такими функциями наиболее часто являются набор персонала и экипажа и управление их работой, управление каче­ством и безопасностью, снабжение, обслуживание и ремонт, сертификация, привлечение грузов, страхование, бункеровка. Стратегические функции: разработ­ка стратегии компании, купля-продажа судов, финансирование и пр., — судовладельческая компания выполняет самостоятельно. При этом каждая из функций представляет собой набор элементов, которые также могут по-разному рас­пределяться между судовладельцем и менеджером.

Объем передаваемых функций зависит от судовладельца и целей, для которых привлекается менеджер. Если в роли судовладельца выступает кредитная органи­зация или крупный концерн, вложившие средства в судоходство, то очевидно, что у них нет опыта и ресурсов для управления флотом. В этом случай наем менеджера для оказания широкого спектра услуг по эксплуатации судна представляется наи­более целесообразным.

Некоторые судовладельцы оперируют специализированным флотом, на­пример, танкерами. В случае, если судовладелец приобретает флот другой специализации (рефрижераторы, Ро-Пакс), следует рассмотреть возможность привлечения менеджера, обладающего необходимым опытом и навыками, для обеспечения работы такого специализированного флота. Наем менеджера целесо­образен в качестве временной меры в случае, если судовладелец произведет незапланированную покупку флота, и его персонал окажется перегружен увеличив­шимся объемом работ.

Среди целей обращения к менеджеру также фигурируют снижение эксплуата­ционных затрат на флот и доступ к дешевым ресурсам, получение специальных преимуществ, например, налоговых льгот, дополнительной защиты от ответствен­ности, разработка и внедрение системы управления безопасностью и качеством.

Степень свободы в принятии решений, которую судовладелец предоставляет своему менеджеру, различна. Например, менеджер может действовать свободно в соответствии с рамочными инструкциями судовладельца или же каждый раз на­правлять судовладельцу запрос на подтверждение своих действий.

Услуги, предоставляемые по договору об эксплуатационном управлении судами, подразделяются на 4 категории: технический менеджмент, набор экипажа, коммерческий менеджмент, дополнительные услуги. Договор на оказа­ние услуг технического менеджмента и набора экипажа принято называть договором полного менеджмента. Предоставление услуг только технического менеджмента или услуг по набору экипажа является целью договора частичного менеджмента.

Основной целью оказания услуг технического менеджмента является безопасная и экономически эффективная эксплуатация судна в соответствии с международными правилами при одновременном противодействии его износу.

Технический менеджмент представляет собой совокупность следующих элементов: снабжение, обслуживание, инспекции, мониторинг работы судов, составление бюджетов, отчетность, система управления безопасностью, докование, сертификация, противоаварийные процедуры, страхование. Элементы, в свою очередь, состоят из набора связанных между собой задач, которые решаются назначенным персоналом в море и на берегу в соответствии с их полномочиями, кругом обязанностей и регламентом компании. Рассмотрим в качестве примера несколько элементов технического менеджмента.

Один из важнейших элементов обеспечения эффективной каждодневной работы судна — снабжение. Оно включает в себя организацию снабжения про­визией, запасными частями, смазочными и расходными материалами, которые не­обходимы для работы судна, а также управление запасами и контроль по­ставщиков, субподрядчиков и договоров с ними. Несмотря на то, что снабжение является частью технического менеджмента, оно — отдельное направление работы и в качестве такового может предлагаться судовладельцу. Целесообразность передачи функций по снабжению судна менеджеру заключаться в том, что профес­сиональный снабженец имеет наработанные связи и опыт работы с поставщиками, и, как следствие, возможность осуществлять закупки по более низким ценам и с более высокой гарантией качества, чем сам судовладелец.

Менеджеры по закупкам работают в тесном контакте с техническим персона­лом в офисе и с капитанами и начальниками служб на судах, которым предостав­лено право делать заказы на снабжение. Эффективность работы службы снабже­ния зависит от грамотного планирования и должного внимания, что гарантирует доставку необходимых материалов на борт судна в нужное время в нужном месте.

Контроль состояния судна и последующие мероприятия по поддержанию его эксплуатационных качеств невозможны без организованных надлежащим обра­зом осмотров судна. Для повышения эффективности мониторинга состояния судна в штате компании-менеджера имеются должности суперинтендантов, каждому из которых поручено наблюдение за одним или группой судов. Основные задачи суперинтенданта при осмотре судна следующие: мониторинг технического со­стояния корпуса, машины, оборудования и эксплуатационных характеристик судна; контроль выполнения инструкций и предписаний компании экипажем судна; помощь экипажу в выявлении и решении технических и эксплуатационных проблем.

Обычно судно посещается от 2 до 5 раз в год, в зависимости от удаленности района плавания судна от офиса менеджера. Каждый визит длится от 2 до 5 дней.

Посещения судна планируются заранее и проводятся по отработанной схеме. В процессе составляется отчет стандартной формы, в котором отражается состояние всех осмотренных систем (внешнее и внутреннее состояние судна, со­стояние машинного отделения, палуб, трюмов, танков, грузового оборудования, надстройки, навигационного и радиооборудования и т. д.). Отдельно выделяется список неисправностей и предполагаемый период их устранения.

Отчет является источником информации для остальных элементов менедж­мента, например, закупок, сертификации, ремонтов, отчетов судовладельцу, а также служит основой для последующих осмотров судна и позволяет заранее выработать их эффективный план.

Неизбежным мероприятием при осуществлении грамотной эксплуатации судна является его докование. Проведение докования в соответствии с требованиями классификационного общества и судовладельца всегда влечет крупные расходы для последнего, поэтому менеджер должен предоставлять своему клиенту эффективный план докования, услуги по его организации и контролю проведения. Перед докованием менеджер составляет детальный список работ, которые необходимо выполнить в процессе его проведения, оценивает факторы, которые должны помочь судовладельцу выбрать судоремонтный завод (включая стоимость, условия оплаты). Во время докования — осуществляет контроль выполнения работ, их приемку, решает вопросы, связанные с необходимостью проведения до­полнительных работ, не включенных в бюджет докования.

Менеджер должен иметь хорошие связи с судоремонтными заводами, чтобы иметь возможность организовать докование по ценам ниже, чем это сделают его конкуренты.

Если менеджер осуществляет также и коммерческий менеджмент, он дополнительно оценивает потерю возможного фрахта и другие коммерческие аспекты, которые влияют на выбор судоремонтного завода, и предоставляет эту информацию судовладельцу.

Услуги по набору экипажа

Основная цель оказания услуг по набору экипажа — укомплектование судна опытным и квалифицированным экипажем для обеспечения его эффективной и безопасной эксплуатации в соответствии с международными и национальными нормами и правилами. Поскольку работа идет с человеческими ресурсами, оказа­ние услуг по набору экипажа требует других подхода и навыков, чем технический менеджмент.

Как и в случае технического менеджмента, набор экипажа включает в себя различные элементы: поиск и наем моряков, маркетинг, укомплектование судов экипажами, анализ работы моряков, сертификационный контроль, продвижения по службе, расчет зарплат, репатриации, социальное обеспечение, контроль оборота наркотических препаратов, повышение квалификации, страхование, отчетность.

Элементы разбиваются на отдельные задачи. Так, поиск и набор экипажа включают планирование отпусков, обработку личных дел моряков, заявлений о приеме на работу, результатов профессионального обучения и переподготовки, послужных списков, медицинских карточек и др. Кроме этого, поддерживается тесная связь с персоналом, отвечающим за набор моряков в различных гео­графических точках. Обычно это капитан на судне, менеджер по работе с экипа­жем в офисе менеджера, представитель менеджера в стране, откуда набираются моряки, а также портовые агенты, медицинские учреждения, правительственные учреждения и т. д.

Следующий пример предоставляемых услуг — услуги, направленные на повышение показателей работы экипажа, цель которых — оценка работы экипажа, определение необходимости в дополнительной подготовке, переподготовке или повышении квалификации, продвижение по служебной лестнице (как вверх, так и вниз). Информацию о работе экипажа предоставляет капитан судна, а также собирает суперинтендант во время осмотров судна. Как и в случае с техническим менеджментом, документирование играет ключевую роль, а именно широко используются стандартизированные отчеты и базы данных личных дел моряков. Повышение показателей работы экипажа зависит от других элементов услуг в рамках набора экипажа: подготовка и переподготовка моряков, правильно проводимый набор экипажа, контроль оборота наркотических средств и алкоголя на борту судов.

Коммерческий менеджмент включает в себя предоставление различных брокерских услуг по фрахтованию судна в соответствии с инструкциями судовладельца. Стандартный пакет услуг состоит из:

• Маркетинга судна на рейсовом, тайм- или бербоут-чартерном рынках, сбора материалов о состоянии рынка и расчета показателей работы судна при различных вариантах фрахтования.

• Ведения переговоров с представителями фрахтователей для получения наиболее выгодных условий чартера, инструктирования капитана судна.

• Пост-фиксинга, включая ведение счетов, получение фрахта, назначение агентов, проверку инвойсов и их оплату в соответствии с инструкциями судовладельца.

• Урегулирования споров и претензий по чартеру.

Вознаграждение за перечисленные услуги обычно определяется как процент от брутто-фрахта и перечисляется коммерческому менеджеру в момент получения фрахта.

Дополнительно коммерческий менеджер может предоставить судовладельцу услуги купли-продажи судов.

Выполняя свои функции, коммерческий менеджер нацелен на увеличение до­ходности эксплуатации судна, а в случае купли-продажи судов — на покупку или продажу по наиболее выгодной цене. Для этого менеджер работает в тесном сотрудничестве с другими лицами, ответственными за эксплуатацию судна. Во многих случаях менеджеры предоставляют услугу коммерческого менеджмента судам, которые принадлежат их материнской компании или входят в одну группу компаний с ней.

У коммерческого менеджмента есть потенциал развития, однако с увеличением числа судов у одного менеджера последний может столкнуться со сложностями в управлении судами конкурирующих компаний.

В целях повышения конкурентоспособности компании менеджеры стремятся расширить спектр предоставляемых услуг. Ключевыми направлениями для этого стали оказание консультационных, финансовых и страховых услуг, правовой помощи. Вкратце рассмотрим данные направления.

Наличие знаний и опыта позволило многим менеджерам предложить консультации в качестве самостоятельной услуги. Более того, в некоторых случаях были организованы независимые консультационные компании. Ранее такие услуги были востребованы в связи с разработкой и выполнением технических проектов, например, постройкой судна, его модернизацией или перестройкой.

Однако в последние годы в связи с вступлением в силу МКУБ, а также распространением стандартов ISO , менеджеры открыли для себя новый рынок сбыта своих услуг, связанный с разработкой, внедрением и поддержанием систем управления безопасностью и качеством. Услуга была особо востребована маленькими компаниями, которые не обладали достаточными ресурсами для самостоятельного развертывания и поддержания таких систем.

Негативное воздействие на расширение сферы консультационных услуг оказывает то, что клиенты менеджеров зачастую воспринимают консульта­ционные услуги как услуги, которые идут в составе общих услуг по менеджменту и поэтому должны предоставляться бесплатно.

В последние годы увеличилась доступность ипотечного финансирования, например, привлечение средств для обновления флота путем кредитования под залог существующих судов. Однако не все судовладельцы обладают познаниями в области финансов или связями с финансово-кредитными организациями, достаточными для организации такого финансирования. Поэтому некоторые менеджеры нашли себе новую нишу — предоставление брокерских услуг в области долгового финансирования.

Клиентами менеджеров в этом случае будут не только судовладельцы как заемщики, но и заимодавцы, которых они могут консультировать по вопросам кредитных рисков и техническим вопросам.

Рынок страхования не испытывает недостатка в специалистах, готовых предоставлять услуги страхового брокера и заниматься урегулированием претензий. Однако менеджеры также могут оказывать своим клиентам-судо­владельцам услуги в области страхования. Конкурентные позиции менеджеров по сравнению с профессиональными брокерами определяются тем, что между ними и их клиентами уже существуют тесные деловые связи, поэтому весьма вероятно, что судовладелец, если ему понадобятся услуги страхового брокера, обратится к своему проверенному менеджеру, который такие услуги оказывает.

Работа судна связана с постоянным риском возникновения различного рода претензий, например, за повреждение груза, причала, нанесение ущерба окружа­ющей среде, неоплату фрахта и пр. Для ведения претензионной работы судо­владельцу необходим собственный юридический отдел; либо он может обратиться к своему менеджеру и уполномочить его вести указанную работу. Богатая практика позволяет менеджерам накапливать собственный опыт и налаживать связи с клуба­ми взаимного страхования и юридическими фирмами по всему земному шару. Поэтому обращаясь к менеджеру, судовладелец получает доступ и к его опыту и контактам, что важно в претензионной работе. Тем не менее, судовладельцу все же стоит задуматься о создании собственного юридического отдела, который будет вести и координировать претензионную работу.

Организационная структура компании менеджера должна создаваться с учетом тех задач, которые возложены на компанию. Рассмотрим примерную структуру компании, управляющую флотом из 20—30 судов по договору полного менеджмента.

В целях эффективного контроля и обслуживания переданных менеджеру судов все суда разбиваются на группы. В рассматриваемом примере — на 2 или 3 группы.

Для управления группой судов создается группа управления флотом. Она состоит из суперинтендантов, специалистов по снабжению, техническим и административным вопросам. Группа управления флотом работает как одна команда и ежедневно взаимодействует с другими отделами компании.

Практика показывает, что, независимо от размера флота каждой группы управления, за каждым суперинтендантом должно быть закреплено не более 5 судов, чтобы он мог в деталях знать работу каждого судна. Суперинтендант посещает каждое контролируемое им судно в среднем 3 раза в год. Визит длится около 5 дней. Таким образом, суперинтендант проводит до 75 дней в году вне офиса (не считая отпуска). С учетом докований и наблюдений за ремонтом супер­интендант может проводить более 50% своего рабочего времени на борту судна. На время его отсутствия возможно назначение лица, его замещающего.

Все группы управления флотом условно объединяются в технический отдел, который возглавляет директор по эксплуатации. Кадровые вопросы находятся в ведении отдела кадров. Финансовые вопросы решает финансовый отдел, в кото­рый входят финансисты каждой группы судов и бухгалтер компании-менеджера. В зависимости от спектра оказываемых услуг в компании могут быть должности специалистов по страхованию, системам управления качеством и безопасностью, юристы и т. д.

Во главе компании стоит генеральный директор или совет директоров.

Приведенная организационная структура является лишь примерной, в каждой отдельной компании возможна иная организация работы. Например, снабжением может заниматься не специалист в каждой группе, а отдельный отдел. Или финансист каждой группы судов может входить в состав группы управления флотом, вместо того чтобы находиться в отдельном отделе. Если управляемый флот разбит на крупные группы, каждую группу возглавит менеджер флота, кото­рый будет осуществлять подготовку бюджета и общий менеджмент.

Если компания — шип менеджер крупная, в ней могут быть созданы специальные отделы: расчета докований, договоров, проектов, суперинтендантов-электриков или морских архитекторов. При их отсутствии для выполнения перечисленных задач возникает необходимость привлекать к работе субподрядчиков или вводить должности на неполный рабочий день. Хорошей практикой является привлечение к работе командного состава судов. Командному составу это дает опыт работы на берегу и понимание специфики такой работы. В любом случае гибкое управление человеческими ресурсами — один из важных активов менеджера, поскольку прибыльность его работы во многом зависит от соотношения количества сотрудников и судов под контролем.

С течением времени организационная структура компании эволюционирует, отвечая требованиям времени, а также новым нормам и правилам. Так, должность специалиста по организации и поддержанию системы управления безопасностью и качеством появилась в компаниях относительно недавно. Для этих целей привлекались специалисты из других отраслей или переучивался существующий персонал, обладающий достаточным опытом работы в море и на берегу.

Аналогичным образом внедрение и поддержание компьютерных систем потребовало наличия в компании должности системного администратора. Но, в свою очередь, компьютеры снизили объем бумажной работы и позволили оптимизировать количество персонала.

Одним из эффективных направлений работы с персоналом признана подготовка специалистов широкого профиля. Это позволяет оперативно увеличивать количество сотрудников на наиболее загруженных участках работы. Дополнительный плюс — преодоление традиционного недопонимания между представителями различных отделов.

Коммерческий менеджмент (commercial management);

Классификация судового менеджмента

Тема 6

Лекция 10 — 13.02.12

Судовой менеджмент: содержание и организация

6.1. Понятие «судовой менеджмент»

Судовой менеджмент – профессиональное обеспечение судна на основе соглашения всеми услугами со стороны управляющей компании, которая, как правило, отделена от судовладения.

Представленное определение можно сузить, например, до обеспечения судна продовольствием или расширить до предоставления всего необходимого для того, чтобы судно приносило прибыль.

Причины привлечения субподрядчиков (менеджерских компаний):

· судовладелец делегирует полномочия реализовывать все функции управления или их часть специализированной компании, поскольку не имеет возможности, знания, опыта и/или желания делать это самостоятельно

· судовладелец делегирует полномочия менеджерской компании с целью организации и управления работой специализированных судов в неспецифическом для судовладельца сегменте фрахтового рынка

· судовладелец делегирует полномочия менеджерской компании, работающей в сфере предоставления крюинговых услуг (проформы CREWMAN A и CREWMAN B)

· судовладелец приглашает менеджера для осуществления рефлагации судов

· судовладелец приглашает менеджера для вывода судов из эксплуатации и их постановки на прикол

· судовладелец делегирует полномочия менеджерской компании с целью заключения договоров купли/продажи судов

Судовой менеджмент делится на:

ü операционный менеджмент

ü финансовый менеджмент

ü фрахтовый менеджмент (фрахтование)

Весьма важной, если не самой главной, составной частью судового менеджмента является коммерческий менеджмент. Этот элемент судового менеджмента связан с непосредственной ежедневной эксплуатацией судна путем принятия тех или иных управленческих решений, а также финансовым обеспечением и сопровождением производственного процесса. Учитывая такой подход к понятию и содержанию коммерческого менеджмента, целесообразно выделить в нем операционный и финансовый менеджмент и вывести из него фрахтование в качестве самостоятельной части судового менеджмента.

Операционный менеджмент является ядром судового менеджмента, поскольку связан непосредственно с эксплуатационной деятельностью судна по перевозке грузов и пассажиров.

Операционный менеджер является своеобразной «нянькой» судна, ежедневно сопровождая его работу путем дачи указаний, осуществления контроля, оказания помощи в различных штатных и нештатных ситуациях. При этом данное сопровождение начинается с момента отфрахтования судна и продолжается до момента окончания рейса. Нахождение судна на ремонте также не слагает с оперативного менеджера ответственности за то, что происходит с судном.

Основные функции, выполняемые менеджментом, состоят:

· в пост-фиксинге (оперирование или коммерческая эксплуатация флота (отфрахтовка судов — фиксинг))

· в подробном инструктаже капитанов судов о предстоящем рейсе, включая указания по:

ü портам погрузки, выгрузки и бункеровки

ü времени и адресам подачи нотисов

ü нормам грузовых работ

ü коммерческим и технологическим условиям перевозки грузов

ü режиму скорости хода и пр.

Операционный менеджер (пост-фиксинг менеджер) работает в тесном контакте со специалистами по отфрахтованию судна (фиксинг менеджер), своевременно снабжая их уточненной информацией о месте и времени освобождения судна от предыдущего рейса, состоянии судна и сроках действия регистровых документов, сроках плановых ремонтов, возможных ограничениях по перевозке тех или иных грузов и пр.

Операционный менеджер в своей работе постоянно связан со специалистами технического, финансового менеджмента и крюинга.

Финансовый менеджмент, являясь, безусловно, важным элементом общего процесса управления судном, выполняет, вместе с тем, в нем достаточно пассивную роль. Она заключается в мониторинге поступающих финансов, в виде доклада от специалистов по фрахтовому менеджменту, и выплачиваемых сумм, составляющих расходы по содержанию и эксплуатации судна, осуществляемых специалистами по техническому, операционному менеджменту и крюингу. Специалисты финансового менеджмента совместно со своими коллегами операционного менеджмента и фрахтования (или на основании информации, полученной от них) на стадии отфрахтования судна выполняют расчеты ожидаемых финансовых показателей того или иного предложения по предстоящему рейсу, на основании чего принимается впоследствии решение об отфрахтовании судна. Работа по пост-фиксингу ведется совместно с операционным менеджером в части, касающейся ведения судовых счетов, отслеживания и получения фрахта, возможного демереджа, проверки счетов, их оплаты и пр. От компетентности финансового менеджера и точности в его работе во многом зависит своевременность и уровень получения дохода, а также возможность сокращения расходов.

Самостоятельной частью судового менеджмента является фрахтование.

Если технический и коммерческий менеджмент взаимосвязаны и взаимообусловлены, то фрахтование носит достаточно самостоятельный характер.

Операционный и финансовый менеджменты направлены, в первую очередь, на обеспечение эксплуатации судна с наименьшими расходами.

Фрахтование же судна имеет единственную задачу – получение наибольшего дохода. Конечно, от того, на сколько правильно операционный менеджер совместно с грузовым помощником капитана и стивидором составят карго-план, зависит количество погруженного груза, а следовательно, и размер полученного фрахта. Правильно составленная схема бункеровки судна также влияет на величину полученного фрахта. И в этом смысле, операционный и фрахтовый менеджменты близки по достижению поставленной цепи получения максимально возможного дохода.

В целом же задачи, решаемые операционным менеджментом, намного шире, чем те, которые решаются фрахтовым менеджментом.

Многие судовладельческие компании либо создают собственные выносные фрахтовые конторы, стремясь разместить их в таких мировых фрахтовых центрах, как Лондон, Нью-Йорк, Сингапур, либо обращаются к независимым фрахтовым брокерам, либо делегируют полномочия по выполнению данной управленческой услуги менеджерским компаниям.

Как правило, такие брокеры работают за стандартную брокерскую комиссию, начинающуюся с 1,25 % брутто-фрахта (gross freight – фрахт без вычетов расходов по текущему рейсу и скидок).

Еще по теме:

  • Приказ о бесплатном посещении музея Все студенты получат право бесплатного посещения музея раз в месяц Подписан документ, которым всем студентам предоставляется гарантия на бесплатное посещение государственных и муниципальных музеев не реже одного раза в месяц. Для этого им необходимо будет предъявить студенческий билет. […]
  • Приказ по нефтепродуктам Анализ текущей ценовой ситуации на рынке нефтепродуктов «ФАС России постоянно контролирует ситуацию на рынке нефтепродуктов. За последние годы можно констатировать, что рост цен на нефтепродукты во всех сегментах был близок уровню инфляции. Ситуация 2018 года более сложная. Цены […]
  • Узнать штраф по правам гибдд Штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению онлайн проверка Сегодня проверить штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению можно через Интернет. Этот способ является одним из самых быстрых и удобных для водителей, у которых несколько автомобилей. Через номер ВУ выгружаются только […]
  • Приказ фмс россии 391 от 2012 Приказ Федеральной миграционной службы от 30 ноября 2012 г. N 391 "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче и замене паспорта гражданина Российской Федерации, удостоверяющего личность гражданина […]
  • Правила делового письма на английском Деловое письмо на английском Составление любого делового письма на английском языке подчиняется общим правилам: Весь текст разделяется на абзацы без использования красной строки. В верхнем левом углу письма указывается полное имя отправителя или название компании с адресом. Далее […]
  • Расчет процентов в суд Десятый арбитражный апелляционный суд Расчет процентов по ст. 395 ГК РФ 1. За пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате либо неосновательного получения или сбережения за счет другого лица подлежат […]
  • Развитие папоротника из споры Цикл развития папоротника Говоря о цикле развития папоротника, следует выделять следующие общие признаки: Чередование поколений, при котором доминирует спорофитное поколение. Гаметофит редуцирован до крошечного, простого заростка. У спорофита есть настоящие корни, стебли и […]
  • Долг по наследству 2 пеппер винтерс Пэппер Винтерс - Долг по наследству (ЛП) Пэппер Винтерс - Долг по наследству (ЛП) краткое содержание «Ты моя собственность. У меня есть клочок бумаги, чтобы доказать это. Это неоспоримо и невозможно расторгнуть. Ты принадлежишь мне пока не выплатишь свои долги». Семья Нилы Уивер […]