Правила воспитания ребенка в семье

Правила семейного воспитания ребёнка

Школа предлагает вам сотрудничество в воспитании вашего ребенка. Ваш ребенок для вас – это ваше будущее, ваше бессмертие. Ведь каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках своих потомках. И вы, конечно, хотите, чтобы ваше физическое продолжение было достойным, чтобы оно не только сохранило все ваши достоинства, но и преумножило их.

Мы — школа, учителя, — тоже крайне заинтересованы в том, чтобы ваш ребенок стал полноценным Человеком, культурной, высоконравственной, творчески активной и социально зрелой личностью. Для этого мы работаем, отдаем детям свои души и сердца, свой опыт и знания.

Для того чтобы наше сотрудничество было плодотворным, мы рекомендуем придерживаться в воспитании вашего ребенка следующих основных правил семейного воспитания.

Семья- это материальная и духовная ячейка для воспитания детей, для супружеского счастья и радости. Основой, стержнем семьи является супружеская любовь, взаимная забота, уважение. Ребенок должен быть членом семьи, но не ее центром. Когда ребенок становится центром семьи и родители приносят себя ему в жертву, то он вырастает эгоистом, с завышенной самооценкой, он считает, «что все должно быть для него». За такую безрассудную любовь к себе он отплачивает злом- пренебрежением к родителям, к семье, к людям.

Но не менее вредно, конечно, равнодушное, тем более пренебрежительное отношение к ребенку. Избегайте крайностей в любви к своему ребенку.

Главный закон семьи: все заботятся о каждом члене семьи, а каждый член семьи в меру своих возможностей заботится о всей семье. Ваш ребенок должен твердо усвоить этот закон.

Воспитание ребенка в семье — это достойное, непрерывное приобретение им в процессе жизни в семье полезного, ценного жизненного опыта. Главное средство воспитания ребенка-это пример родителей, их поведение, их деятельность, это заинтересованное участие ребенка в жизни семьи, в ее заботах и радостях, это труд и добросовестное выполнение им ваших поручений. Слова – это вспомогательное средство. Ребенок должен выполнять определенную, все усложняющуюся по мере взросления, работу по дому, для себя и для всей семьи.

Развитие ребенка- это развитие самостоятельности. Поэтому не опекайте его, не делайте за него то, что он может и должен сделать сам. Помогайте ему в приобретении умений и навыков, пусть он научиться делать все то, что вы умеете. Не страшно что он сделает что-то не так, как надо: ему полезен опыт ошибок и неудач. Разъясняйте ему его ошибки, обсуждайте их вместе с ним, но не наказывайте за них. Предоставьте ему возможность попробывать себя в разных делах, чтобы определит свои способности, интересы и склонности.

Основа поведения ребенка-это его привычки. Следите за тем, чтобы у него образовались добрые, хорошие привычки и не возникли дурные. Научите его различать добро и зло. Разъясняйте вред курения, алкоголя, наркотиков, распущенности, вещизма, лжи. Учите его любить свой дом, семью, школу, добрых людей, родной край.

Важнейшей привычкой для него должно стать выполнения режима дня .Выработайте вместе с ним разумный режим дня и строго следите за его выполнением.

Для воспитания ребенка очень вредны противоречия в требованиях родителей. Согласуйте их между собой. Еще более вредны противоречия между вашими требованиями и требованиями школы, учителей. Если вы не согласны с вашими требованиями или они вам не понятны, придите к нам и мы вместе обсудим возникшие проблемы.

Очень важно создать в семье спокойный, доброжелательный климат, когда никто ни на кого не кричит, когда даже ошибки и проступки обсуждаются без брани и истерики. Психическое развитие ребенка, формирование его личности в большей степени зависит от стиля семейного воспитания. Нормальный стиль – это демократический, когда детям предоставляется определенная самостоятельность, относятся к ним с теплотой и уважают их личность. Конечно, необходим некоторый контроль за поведением и учением ребенка с целью оказания ему помощи в трудных ситуациях. Но важнее всячески способствовать развитию у него самоконтроля, самоанализа и саморегуляции своей деятельности и поведения.

Не оскорбляйте ребенка своими подозрениями, доверяйте ему. Ваше доверие, основанное на знании, будет воспитывать у него личную ответственность. Не наказывайте ребенка за правду, если он признался в своих ошибках сам.

Приучайте заботиться о младших и старших в семье. Мальчик пусть уступает девочке, с этого наступает воспитание будущих отцов и матерей, счастливого супружества.

Следите за здоровьем ребенка. Приучайте его самому заботиться о своем здоровье, о физическом развитии. Помните, что ребенок в той или иной форме переживает возрастные кризисы за годы обучения в школе: в 6-7 лет когда у ребенка возникает внутренняя позиция, осознание своих чувств и переживаний; кризис полового созревания, проходящий обычно у девочек на 2 года раньше, чем у мальчиков, и юношеский кризис поиска своего места в жизни. Будьте внимательны к ребенку в эти кризисные периоды, меняйте стиль своего отношения к нему по мере перехода от одного возрастного этапа к другому.

Семья-это дом, и как всякий дом он может со временем ветшать и нуждаться в ремонте, в обновлении.

Желаем вам успехов в трудном и благородном деле семейного воспитания вашего ребенка, пусть он приносит радость и счастье!

Правила для ребенка

В каждой семье могут быть свои правила. Живешь в этой семье — будь любезен, правила соблюдай.
скачать видео

Правила, регулирующие взаимоотношения между родителями и детьми, есть в каждой семье. Правила необходимы. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребенка. Человеческая жизнь всегда идет по тем или иным правилам, и осваивая правила, ребенок взрослеет, из звереныша становится человеком.

Любопытно: если правила исчезают, ребенок вначале радуется, а потом чувствует себя забытым и ненужным («никому до меня нет дела»).

Правила — это то, что было когда-то установлено и стало привычным. Бывает, что правила настолько врастают в нас, что мы уже забываем, что это когда-то были правила, и начинаем называть это отношениями между нами. Плохие отношения в семье — это следствие плохих правил в этой семье. Если не мы устанавливаем правила ребенку, ребенок сам устанавливает их для нас, и едва ли это хорошо. «Вы обязаны делать все, о чем я вам буду плакать!» — плохое правило. С другой стороны, сердитое родительское: «Что мне сейчас в голову пришло, то тебе и делать!» — ничем не лучше.

К сожалению, в плохих семьях в установлении правил возможны две перекоса — или это негласное правило «Ребенок главный, родители на побегушках», или вполне гласное «Ребенок никто, Родители все». В хороших семьях правила строятся на основе уважения к детям и главенства родителей.

Чтобы правила в вашей семье работали, они сами должны соответствовать некоторым правилам. А именно, правила должны быть разумными, заботиться обо всех членах семьи; минимальными (Правил не должно быть слишком много); понятными и четкими; с обозначенной жесткостью (жесткие и мягкие); общими, согласованными между родителями и — твердыми. Или улыбайтесь и вас все устраивает, или говорите правило твердо: не уговаривая, а формулируя требование: «Компьютер выключаем, идем спать». Подробнее см.→

Правила или договор?

Правила обязывают одну сторону, договор — обе стороны. А в семье должны быть правила для детей или договор между родителями и детьми? Или — справедлив ли договор, в котором прописаны обязанности только ребенка? На наш взгляд, всё это не важно. Можно назвать это Правила, можно — договор, и в договоре могут быть указаны обязанности только ребенка — всё будет честно. Почему? Во многих семьях требования к детям либо завышенные, либо нечеткие и плавающие, при этом за что и как будет наказан ребенок, неизвестно никому, и предупредить это ребенок не может​. Этот же договор говорит, что с ребенка требуются достаточно понятное и определенные вещи, санкции известны также, а это делает ситуацию для ребенка более понятной. Подобные договор можно назвать договором о границах дружеских отношений: если ребенок его выполняет, родители обязаны относиться к нему только дружественно, а не как им в голову взбредет под настроение.

Аналог — правила дорожного движения: в них определены обязанности водителя и обозначены санкции за то или иное нарушение. Нормально. Это ПДД, а не кабальный договор между водителями и государством.

Если же ребенок вдруг поинтересуется, каковы же обязанности родителей, то это пункт легкий: родители обязуются о ребенке заботиться и воспитывать его. Это огромная работа, здесь множество очень серьезных пунктов, если прописать хотя бы основные, то работа быть родителем уже маленькой не покажется.

Типовые Правила для ребенка

Здесь приводятся правила, которые зарекомендовали себя во многих семьях и которые вы можете примерить к своей семье. Если вы хотите избежать особо частых проблем, необходимо научить ребенка как можно раньше следующим правилам:

  • Я должен иногда развлекать себя сам
  • Упрямство не принесет мне никакой выгоды
  • Я могу засыпать в одиночестве и спать всю ночь
  • Если это важно, я должен делать то, что скажут мои родители.

Пример семейных правил для дошкольника — смотри Статью

Также интересные формулировки для детей от от 7 лет:

  • Хороший человек все делает сам;
  • Хороший человек ничего не боится;
  • Хороший человек развязывает все узлы сам;
  • Хороший человек умеет терпеть. Тот, кто плачет, всегда проигрывает.
  • Хороших людей вокруг все равно больше, чем плохих, надо только, чтобы твоя обида на жизнь их не заслоняла.

​​​​​​​Примеры более подробных правил для детей разного возраста:

Основные правила воспитания детей

Нередко молодые родители, воспитывающие маленьких детей, не имеют того жизненного опыта, который необходим, чтобы установить в семье нормальные, здоровые отношения. У каждого ребенка — свой характер, свои желания и требования. А у родителей — полным-полно забот: работа, обслуживание членов семьи… На разбор мелких внутрисемейных конфликтов, как правило, не остается времени. Сама необходимость улаживать проблемы может вызывать у взрослых раздражение, которое, накапливаясь, нарушает внутреннее равновесие. Не в силах себя сдерживать, родители кричат на детей. В свою очередь, дети либо реагируют на крики взрослых плачем, либо — замыкаются в себе. Многие дети капризничают, если их желания немедленно не выполняются. И повышают голос в разговоре с матерью или отцом… Знакомые картины, не правда ли?

Молодым парам следует знать, что нарушение гармонии в отношениях с членами семьи — не «приговор». Приложив определенные усилия, каждый человек способен сделать так, чтобы в семье царила здоровая атмосфера.

Многие традиционные еврейские семьи многодетны. На определенном этапе молодой паре приходится воспитывать, скажем, четырех малышей, старшему из которых едва исполнилось шесть лет. И это, несомненно — чрезвычайно сложная задача, даже в самых благоприятных обстоятельствах.

Мне знакома эта ситуация. Я вырастила 11 детей, и знаю, что родители не могут быть всегда «идеальными». Все мы допускаем ошибки, и это — естественно. Главное — обнаружив просчеты, не выносить себе приговоры и не считать каждую ошибку фатальным поражением. Наоборот, воспринимать ее как «трамплин» — повод для разработки иной стратегии.

Детьми, конечно же, необходимо руководить, а если нужно — жестко «командовать». Как при этом не нанести удар их самолюбию, не травмировать их?

Прежде всего — четко придерживаться принципа сбалансированности.

Общаясь с детьми, я старалась сдерживать свои негативные эмоции, компенсируя их проявлениями любви. Очень важно не пропускать моменты, когда представляется случай поощрить ребенка, сопровождая похвалу поцелуями и объятиями. Руководствуясь данной стратегией, я воспитала детей, которые, с помощью Всевышнего, неплохо ориентируются в жизни, умеют преодолевать трудности и принимать правильные решения.

Отдаю себе отчет в том, что порой начинает казаться, что усталость и возникающая от этого раздражительность вот-вот прорвутся наружу и их не победить. В таких ситуациях мне всегда помогало ощущение, что я постоянно, каждый миг — под наблюдением Всевышнего, который «приставил» ко мне особого посланника, снимающего на пленку мои реакции на те или иные обстоятельства. Осознавая это, ты стараешься изменить свое отношение к окружающим и управлять своим поведением. Вы, к примеру, поскользнулись на кухне, наступив в лужу пролитого кем-то из детей сока. Или — обнаружили, что по всей комнате разбросано печенье… Вы готовы дать волю справедливому гневу. Но тут вспоминаете, что ваши действия и мысли — «регистрируются». И — сдерживаетесь, контролируя ситуацию. Назревающий конфликт оборачивается свойственной маленьким детям неаккуратностью. Не выясняя, кто из них пролил сок или разбросал печенье, вы спокойно, но настойчиво просите старших детей произвести небольшую уборку.

Если вы чувствуете, что не в силах подавить гнев, уединитесь на несколько минут в другой комнате, где в данный момент никого, кроме вас, не будет — чтобы привести в порядок мысли и избежать громкого скандала (это известная вариация на тему «посчитайте в уме до десяти, и расслабьтесь»).

Еврейская традиция уделяет проблемам воспитания детей очень много внимания. Из того, что мне известно, я выделяю четыре основных принципа, которыми, на мой взгляд, следует руководствоваться родителями, воспитывая ребенка.

1. Мы в глазах наших детей — пример для подражания. Они без устали наблюдают за нами, и подмечают все наши реакции и особенности поведения. Их интересуют малейшие проявления наших эмоций, особенно — в экстремальных ситуациях.

Характер человека, — разъясняют наши Учителя, — узнается по трем основным параметрам: как он ведет себя в гневе, как относится к деньгам и что может вывести его из состояния эмоционального равновесия.

Наши дети перенимают у нас шкалу оценок, которые мы, как они видят, даем тем или иным обстоятельствам. Они отмечают, что вызывает у нас наиболее сильную негативную реакцию: плохая оценка в дневнике, или недостойное поведение по отношению к соседскому ребенку. Карандашные рисунки на обоях, или — драка с одноклассниками. Они запоминают, какие события нас больше всего радуют: встреча с другом, к примеру, или приобретение нового наряда. Их память фиксирует, на что мы с большей легкостью тратим деньги: на благотворительные нужды или же на покупку, скажем, новой мебели.

Время от времени на лекциях, которые я читаю для родителей, меня спрашивают: как привить детям способность справляться с трудностями, которые их ожидают в жизни?

Ответ лежит на поверхности: дети воспринимают модель поведения родителей в сложных стрессовых ситуациях. Если вы умеете преодолевать трудности, они тоже этому научатся.

2. Огромную роль в воспитании детей играет время, которое вы проводите дома, исполняя родительские обязанности. Не корите себя за то, что вам не хватает материнского или отцовского опыта. Мои самые теплые и радостные воспоминания детства связаны с тем, что я всегда могла найти маму на кухне. Мне казалось тогда, что для мамы нет ничего важнее, чем заботиться обо мне и моих братьях и сестрах.

Наша мама, конечно же, не имела возможности целыми днями играть с нами, у нее было множество других забот. Но мы знали, что она — всегда рядом, и, если нам срочно потребуется ее помощь, она оставит свои дела и поможет решить возникшую проблему.

Разумеется, современные условия жизни таковы, что не всякая женщина имеет возможность сидеть дома с детьми и заниматься хозяйством. Работающим женщинам рекомендую всякий раз, возвращаясь домой, демонстрировать свою радость от встречи с ними. Ребенок должен почувствовать, что его мама работает для того, чтобы детям жилось лучше, но главное в ее жизни — дети, забота о них. Матери ни в коем случае не следует допускать даже намека на то, что ее тяготят домашние обязанности.

3. Каждый хороший поступок ребенка заслуживает родительского одобрения. Не бойтесь хвалить детей и не демонстрируйте им, что примерное поведение — нечто само собой разумеющееся и реагировать стоит лишь на неправильные поступки. Если мы приучим себя замечать в детях все их хорошие проявления, включая «сущие мелочи», и поощрять их при каждом удобном случае, это, возможно, в корне изменит их поведение. Чтобы укрепить их стремление к хорошему, позвольте им как-нибудь «подслушать», как мы рассказываем об их успехах своим друзьям.

До сих пор отчетливо помню, как однажды мне довелось услышать разговор моего отца со своим лучшим другом, в котором он превозносил мои положительные качества и делился своими чувствами, которые он ко мне испытывает. Не передать, какой прилив сил и уверенности в себе я в тот момент ощутила. И сегодня я все еще черпаю вдохновение из этого чудесного воспоминания.

Один из самых могущественных стимулов для человека — уверенность в том, что его ценят, любят, и уважают как личность. Помня об этом, он постарается не обмануть доверие дорогих ему людей, а особенно — родителей, не испортить то хорошее впечатление, которое у них складывается о нем.

4. Из наставлений Учителей поддерживающую меня в трудные минуты истину: успех в воспитании ребенка наполовину зависит от молитв, которые мы возносим Творцу, прося Его о помощи, а на вторую половину — от того, насколько удается мужу и жене сохранить мир в семье, в своих отношениях.

Об этом говорят и современные психологи. Один из таких специалистов рассказывал мне, что большинство подростков, которых приводят к нему, жалуясь, что они грубы и не умеют уважать людей, воспитываются в семьях, где родители не ладят между собой. Из своей многолетней практики этот психолог вынес заключение: отсутствие уважения к родителям чаще всего — отражение общей атмосферы, царящей в семье. Я, со своей стороны, могу подтвердить, что очень многие семейные пары, с которыми мне приходится работать, настолько поглощены удовлетворением нужд детей, что на заботу о собственных взаимоотношениях у них не остается ни сил, ни времени.

Еврейская традиция объясняет, что основу любой семьи составляют муж и жена — отец и мать. Поэтому детей необходимо с малых лет приучать к тому, что на первом месте всегда ставится внимание матери к отцу и отца к матери. Если ребенок усвоит, что его родители живут, прежде всего, друг для друга, убедится, что их взаимоотношения пропитаны уважением, любовью и заботой, он будет чувствовать себя защищенным. А, кроме того, подобное поведение родителей — прекрасный пример для подражания. Именно такие отношения он постарается создать в собственной семье, когда вырастет.

Вспоминая свое прошлое, я хотела бы дать всем родителям один важный совет: каким бы сложным ни представлялось вам ваше сегодняшнее положение, попытайтесь найти в нем светлые, прекрасные стороны. В конце концов, жизнь наша не настолько длинна, чтобы «терять» годы, месяцы, часы, погружаясь в ощущение, что вас преследуют неудачи. Как-нибудь ночью прокрадитесь тихонько в детскую, посмотрите, какими трогательными и беззащитными выглядят ваши ребятишки во сне, и поблагодарите Творца за то, что Он их вам послал. И все трудности, которые вам приходится преодолевать, воспитывая их и заботясь об их благополучии, представятся мелкими и незначительными.

Наши старшие дочери, появились на свет с промежутком в 14 месяцев. Помню, как однажды ночью заглянула в их спальню и, обернувшись к мужу, сказала: «Обе — такие крохи, трудно представить себе, что в один прекрасный день они заговорят, начнут общаться друг с другом, станут подружками…». Не успели мы и глазом моргнуть, как обе они — уже бабушки…

Цените каждое мгновение радости, которую приносит вам общение с детьми.

Смотрите: Что подарить на Новый год малышу

Проблемы семейного воспитания могут стать глобальными проблемами того общества, в котором нам предстоит жить. Если мы плохо воспитываем своих детей или вовсе стараемся переложить заботу о них на чужие плечи, — мы своими руками строим себе будущее, в котором нас будут окружать, может быть, успешные и деловые, но равнодушные люди.

Учителя и воспитатели наших нежно любимых чад жалуются — родители (то есть мы с вами) совершенно перестали интересоваться воспитанием детей. Как же так, возмущаемся мы, мы же читаем специальную литературу, осваиваем методики Домана, Монтессори, Никитина и Зайцева, с ранних лет отдаем ребенка на английский, бальные танцы и в спортивную секцию, приглашаем на дом логопеда. Ключевые слова тут «отдаем» и «приглашаем», и это одна из основных проблем семейного воспитания. Мы стараемся всеми силами переложить на чужие плечи воспитание собственных отпрысков, совершенно забывая о том, что семейное воспитание закладывает основу личности. И это именно та сфера, где нельзя полностью довериться специалистам, нужно вложить собственную душу.

Особенности психологии семейного воспитания

Ребенку очень важно знать, что родители любят его, причем просто так, независимо от его успехов в учебе, поведения или спортивных достижений. Это нам, взрослым, кажется само собой разумеющейся любовь родителей к детям, а им, детям, требуются доказательства. Малыш всеми силами пытается обратить внимание на себя, если не хорошими поступками, то хулиганством или упрямым нежеланием слушаться. Родители же часто не понимают подаваемых им сигналов и утверждаются в мысли, что допустили какие-то промахи в воспитании в семье и, опять же, стараются занять дитя какими-то полезными делами, желательно, в присутствии профессионального педагога.

Каждому родителю следует помнить, что особенностью воспитания детей в семье является то, что на первое место ставятся чувства и эмоции. Вы не оцениваете ребенка, вы его любите и принимаете таким, какой он есть.

Вопреки распространенному мнению, любовью нельзя испортить ребенка. Если вы действительно любите свое чадо, вы не станете потакать его капризам и поощрять развитие дурных наклонностей. Как правило, позволяют ребенку делать все, что он хочет, люди, прикрывающие любовью слабость характера. Если ваша любовь не настолько сильна, чтобы отказать ребенку в чем-то, что может навредить ему, то можно говорить о проблемах воспитания в семье.

О семейном воспитании как о залоге комфортной жизни в обществе

Семейное воспитание позволяет ребенку получить первые знания о том мире, в котором ему предстоит жить, представление о том, что такое хорошо и что такое плохо, как нужно поступать в той или иной ситуации. Благодаря воспитанию в семье, малыш получает начальные навыки общения и взаимодействия в коллективе, пусть даже этот коллектив ограничен тремя членами семьи. Кстати, вот почему важно, чтобы у ребенка были братья и сестры. Дети из многодетных семей более приспособлены к жизни в обществе, такому семейному воспитанию можно присвоить звание «школы жизни».

Одной из положительных особенностей семейного воспитания является общение ребенка с представителями различных возрастных категорий. Он учится строить взаимоотношения с людьми не только разного склада характера, но и разного возраста. Воспитание в большой семье готовит человека к жизни, создавая миниатюрную модель социума.

Несколько простых правил семейного воспитания

В каждой семье свои особенности, приемы и традиции семейного воспитания. Нельзя дать универсальные советы всем-всем-всем, не учитывая возрастной и количественный состав и социальный уровень. Тем не менее, некие общие правила существуют. Они просты и банальны, но, как и многие очевидные вещи, иногда забываются нами.

Семейное воспитание предполагает атмосферу любви, счастья, тепла и доброжелательности.

– Родители принимают ребенка таким, какой он есть, стараются развить его способности, все лучшее, что в нем есть.

– Семейное воспитание учитывает особенности (возрастные, гендерные, личностные) ребенка и строится на основе этих особенностей.

– Воспитание детей в семье строится на взаимном уважении, из которого и берут начало высокие предъявляемые требования.

– Проблемы семейного воспитания часто коренятся не в ребенке, а в личности родителей, чью модель поведения дети неосознанно копируют.

Воспитание в семье строится на том положительном, что есть в маленьком человеке. Нельзя акцентировать внимание исключительно на недостатках. Такой подход ошибочен и приводит к развитию комплексов.

– В семейном воспитании достаточно просто соблюсти следующий принцип, на котором настаивают специалисты по детской психологии: любое обучение, любые мероприятия, направленные на развитие ребенка, должны строиться в форме игры.

– Общий тон воспитания в семье должен быть позитивным и оптимистичным.

Негативные факторы и проблемы семейного воспитания

Также существуют и недостатки семейного воспитания, которые могут сыграть негативную роль в жизни человека. Таким отрицательным особенностям семейного воспитания стоит уделить особое внимание, поскольку именно они заставляют некоторых педагогов говорить о целесообразности системы интернатов, то есть всеобщего образования в отрыве от семьи. Назовем наиболее распространенные негативные факторы воспитания детей в семье.

– Материальные факторы можно считать наиболее влиятельными в благополучных семьях. Семейное воспитание как в более обеспеченных семьях, так и в семьях с небольшим достатком часто основаны на культивировании идеи превалирования материальных ценностей над духовными.

– Ценность семейного воспитания падает, если родители не просто являются людьми бездуховными, но и настроены агрессивно противодействовать развитию духовного начала в ребенке.

– Две стороны одной медали — безнаказанность и авторитаризм — также не идут на пользу воспитанию детей в семье. У ребенка складывается превратная картина мира, что провоцирует последующее неадекватное поведение и развитие скрытых комплексов.

– Совершенно недопустимо воспитание в семье в атмосфере безнравственности, внушение ребенку аморальных представлений о поведении людей.

– Тяжелый психологический климат в семье — к сожалению, явление настолько распространенное, что этот фактор даже не считают нужным упоминать. Тем не менее, воспитание в неблагополучных семьях в атмосфере скандалов, рукоприкладства, ссор родителей оказывает на ребенка крайне негативное влияние и может стать источником последующих психологических проблем.

– Часто воспитание в, казалось бы, благополучной семье приносит совершенно не те плоды, которые должно приносить. Так бывает, если родители уверены в своей психологическо-педагогической доктрине (обычно устаревшей или ошибочной), применяя в семейном воспитании психологическое давление, физические наказания, причиняя детям не только телесные, но и душевные страдания.

К счастью, сегодня существуют службы психологической помощи и правовые службы, куда ребенок может обратиться, если его здоровью, рассудку или жизни угрожает опасность.

Однако, несмотря на все подводные камни, семья остается важнейшим условием правильного развития детей. Тенденция, которая наметилась в семьях, не может не радовать. Родители, особенно молодые, воспринимают и анализируют информацию о воспитании и методиках развития ребенка, применяют полученные знания на практике и стараются уделять своим детям больше внимания, чем им самим доставалось в детстве. Помните, что знания, представления о мире, привычки, заложенные семьей, останутся с человеком на всю жизнь и во многом станут определяющими условиями его поведения и успешной жизни.

10 главных принципов воспитания детей от Найджела Латты

Новозеландский психолог Найджел Латта — маг и кудесник современной детской психологии. Латта более десяти лет проработал с проблемными детьми и подростками, пока не понял, что ценнейшие знания и опыт, накопленные им, требуются не только родителям «трудных» детей. Эти знания нужны всем, в том числе тем, кто только начал всерьёз задумываться о родительстве. И тогда Латта написал свой бестселлер «Прежде, чем ваш ребёнок сведёт вас с ума».

Мы публикуем десять правил воспитания детей Найджела Латты, которые очень пригодятся вам на нелёгком родительском пути.

1. Главное — это отношения

«Отношения между людьми — это всё. Тот, кто об этом забывает, рискует потерять всё», — Найджел Латта.

Это — самое важное правило, о котором должен помнить любой родитель. Ребёнок — не просто маленький человек, за которого вы в ответе, он ещё и личность. Поэтому его нужно уважать и строить отношения на взаимном уважении. Именно от этого зависит то, каким ребёнок станет в подростковом возрасте и каким он вырастет.

Найджел Латта

Вы как родитель своим примером учите ребёнка общаться с другими людьми. Без искреннего человеческого отношения это невозможно.

Речь идёт не о контроле. Контролировать детей, особенно маленьких, легко — достаточно их запугать. Но от этого толку мало: если вы заставляете ребёнка «вести себя хорошо» с помощью запугивания, то он не поймёт главного — зачем это делать. Кроме того, рано или поздно ребёнок вырастет и перестанет вас бояться. Возможно, он перестанет бояться чего-либо вообще, и тогда стимула блюсти мораль у него и вовсе не будет.

2. Относитесь к ребёнку с симпатией

«Любить детей легко, находить в этом удовольствие трудно»

Дети уверены в то, что родители их любят, это врождённое чувство. Даже если вы в какие-то моменты не уделяете детям достаточно внимания или наказываете за провинности, они всё равно верят в вашу любовь.

Но симпатия — дело совсем другое. Большинство детей чувствует, когда посторонние люди относятся к ним прохладно и даже с безразличием. И так же прекрасно они замечают, когда несимпатичны собственным родителям, хотя вы их и любите. В этом нет никакого парадокса: каждый родитель в глубине души знает, что ребёнка можно одновременно и любить, и не любить.

«Я люблю его, но с трудом выношу», — такие слова можно услышать от родителей, к сожалению, достаточно часто. Родительская любовь — это автоматическое чувство, инстинкт. А вот симпатия возникает, когда ребёнок нравится вам как личность, когда вам с ним интересно, когда от общения вы оба получаете удовольствие.

Постарайтесь проявлять к своему ребёнку искренний интерес, и воспитывать его таким человеком, который будет вам приятен и симпатичен.

3. Детям нужно много внимания

«Дети — это пираньи, требующие внимания. Они жадно пожирают его»

Всем детям нужно внимание. Внимания никогда не бывает много. Порой дети идут на всё, чтобы их заметили. При этом они, конечно, не учитывают, что способ, которым они привлекают внимание (например, капризы), может обернуться против них. Если есть возможность привлечь ваше внимание — ребёнок ею воспользуется.

Это заложенный в детях инстинкт: они знают, что присмотр родителей означает безопасность, и будут стараться сделать всё, чтобы вы ни на минуту не могли выпустить их из виду.

При недостатке внимания ребёнок превратится в кровожадную пиранью и высосет из вас все соки своим баловством, поэтому совет такой: уделяйте детям побольше внимания.

© www.fromtheheartimagery.com

4. Поощряйте хорошее, игнорируйте плохое

«Если подпитывать что-то, оно будет расти. Если не подпитывать, то оно будет постепенно угасать»

На первый взгляд, правило очевидное: уделяйте особенное внимание хорошим поступкам. К сожалению, на ребёнка порой уходит столько сил, что родитель идёт на всё для сохранения собственного душевного спокойствия. Но как бы вы ни устали, важно поощрять хорошее поведения и игнорировать плохое. Если ребёнок делает что-то не так, не обращайте на это внимания. Если он делает что-то действительно хорошее, то это как раз игнорировать нельзя.

Поощряйте хорошее поведение, и ребёнок будет чаще вести себя хорошо. Игнорируйте плохое поведение, и ребёнок постепенно прекратит капризничать сам. Да, прекратит. Вам кажется, что это невозможно, но вспомните: любое поведение — это поиск внимания. Обращая большое внимание на капризы, вы даёте ребёнку понять, что самый эффективный способ привлечь к себе взгляд и вызвать реакцию — баловство и истерика.

Это простой принцип. Приглядитесь к себе: часто родители не задумываются, какое поведение на самом деле поощряют и закрепляют у ребёнка.

Старайтесь чаще хвалить за хорошее поведение — переборщить с этим невозможно. А плохое игнорируйте.

5. Ставьте детям границы

«Если вы не ставите своим детям границы, то вы идиот»

Грубо, но правда. Границы не ставят по разным причинам. Например, хиппи не ограничивали детей ни в чём, потому что считали, что они должны свободно знакомиться с миром. Также детей не ограничивают лентяи — им легче не делать вообще ничего, и воспитание они пускают на самотёк. Беспокойные мамочки бояться ограничить в чём-то драгоценное чадо и тем самым повредить и без того хрупкой детской психике. Слюнтяи не ограничивают, потому что хотят быть детям не родителями, а друзьями.

Но если позволять детям абсолютно всё, то они будут вести себя как маленькие чудовища. Изначально у детей нет ни границ, ни правил, и вы должны обозначить эти правила и строго их придерживаться.

Ребёнок движется, пока не встретит ограничения — такова его природа. Однако, все дети разные: один не переступит границу просто зная о её существовании, другому надо врезаться лбом в стену , чтобы понять, что она есть. Но мир без границ для ребёнка представляется очень опасным местом, и потому он будет требовать ещё больше вашего внимания для собственного спокойствия.

Облегчите себе задачу: установите твёрдое «Нельзя» на ряд поступков ребёнка и удерживайте оборону всеми силами. Наступит момент (довольно скоро), когда ребёнок примет ваше «нельзя» как аксиому — и тогда вы сможете вздохнуть чуточку свободнее.

6. Постарайтесь быть последовательным

«Всё относительно. Всё, даже последовательность — в особенности последовательность»

Не стоит то хвалить, то игнорировать, то наказывать за одни и те же поступки. Да, быть последовательным сложно. Порой очень сложно. Быть родителем — тяжёлая работа, и часто человек готов на всё, лишь бы сохранить свой душевный покой. Но уступка — большая ошибка. «Нельзя» должно значить «нельзя» всегда, в любое время дня и ночи.

Ещё раз: наметьте правила и придерживайтесь их сами, не путайте ребёнка.

Но если не сдержитесь — не корите себя. Все мы люди, а самобичевание может далеко оттолкнуть вас от цели.

7. Не прощайте ужасного поведения

«Не перестаю удивляться тому, что некоторые люди способны стерпеть от своих детей самое ужасное поведение»

Если ребёнок ругается, оскорбляет родителей или устраивает истерики, прощать этого нельзя. Да, невозможно требовать, чтобы ребёнок всегда вёл себя идеально. Все дети время от времени шалят. Но это не означает, что нужно спокойно за этим наблюдать и спускать на тормозах, потому что дальше будет только хуже.

Может показаться, что это правило противоречит четвёртому пункту, но это не так: если ребёнок не перестаёт вести себя плохо, то это уже нужно не игнорировать, а пресекать, потому что скорее всего раньше родитель это поведение поощрял, сам того не желая. Ситуация не может исправиться сразу, но она исправится.

При этом ребёнок вовсе не обязан во всём с вами соглашаться. Не подавляйте его волю, но помните, что спорить — это нормально, а проявлять к родителям неуважение — нет. Споры означают, что родители растят ребёнка, способного думать и задавать вопросы, а значит, справляются со своей работой.

Собственное мнение — это хорошо, потому что рано или поздно ребёнок вырастет и будет жить своим умом. Но неуважение — дело иное. Это нельзя прощать или тем более поощрять. С ним надо бороться.

© Mike Henry

8. Составьте план

«Единственное, что случается неожиданно — это неожиданности»

Если вы намерены перевоспитать капризного и баловливого ребёнка, первое, что вам понадобится — это план. Конечно, необязательно чертить графики или по пунктам расписывать все цели с точностью до последнего слова. Не нужно писать ежегодные отчёты о проделанной работе. Но план вам необходим.

Он пригодится вам в процессе работы над поведением ребёнка: выберите одно проблемное поведение, опишите, набросайте идеи для борьбы, а потом строго придерживайтесь плана, пока не добьётесь цели.

9. Любое поведение — это общение

«Вылезти ночью из окна и сбежать из дому — это своего рода высказывание»

Что бы ребёнок ни делал, он всегда пытается, пусть и неосознанно, что-то до вас донести. Нечто, чего не хочет или пока не может выразить словами.

Даже самое плохое поведение — это общение ребёнка с родителями. Если он шалит, значит, хочет что-то этим сказать. Дети вообще с большей охотой выражают мысли и чувства с помощью действий, а не слов — просто потому, что слов пока знают немного.

Если ребёнок ведёт себя плохо, то это обычно говорит о том, что предыдущие восемь правил не выполнялись полностью или частично. Например, ребёнку катастрофически не хватает внимания или его ужасное поведение всё время поощряли.

Важно вовремя понять, что именно ребёнок хочет сказать своим баловством. Если выяснить это, полдела уже сделано.

10. Дети — это хаос, сражаться с которым бесполезно

«С неизбежным хаосом и безумием нужно смириться»

Дети всегда привносят хаос в жизнь родителей. Всегда. Как только родился ребёнок, в жизнь проникают тысячи неожиданностей, неотложных дел или происшествий, которые предугадать невозможно. И всегда может произойти нечто, что сломает любой ваш заботливо подобранный распорядок.

Это нужно понять и смириться. Не смиритесь — вступите с хаосом в борьбу и проиграете, так как победить его невозможно. И кстати, не забывайте, что у ваших детей есть целый арсенал способов довести вас до белого каления.

Например, ребёнок может обидеться на вас, потом нашалить, а потом спорить. Если уж безумие началось, то его лучше переждать. Наберитесь терпения — в конце концов, после бури солнце светит особенно ярко.

Конечно, эти советы не могут вместить в себя все правила Найджела Латты, кроме того, в его книге содержатся превосходные примеры и конкретные рекомендации, поэтому советуем вам прочесть книжку «Прежде, чем ваш ребёнок сведёт вас с ума» целиком.

Еще по теме:

  • Какие суды не относятся к федеральным Федеральные суды Российской Федерации Финансовый словарь Финам . Смотреть что такое "Федеральные суды Российской Федерации" в других словарях: Федеральные суды РФ — 3. К федеральным судам относятся: Конституционный Суд Российской Федерации; Верховный Суд Российской Федерации, верховные […]
  • Законы осаго с 1 октября 2014 Последние изменения в Законе об ОСАГО от 4 июля 2014 года Два последних года страховой рынок буквально лихорадило. Шло активнейшее обсуждение многочисленных проблем и недостатков российского Закона об ОСАГО . Возрастал накал противостояния между автовладельцами и страховщиками. Стороны […]
  • Как платить за 2 патента Как, когда и где оплачивать патент? Вопрос - ответ Какой крайний срок оплаты патента: дата первой оплаты или дата выдачи патента? Дата выдачи патента. Фиксированный авансовый платеж по патенту (НДФЛ) уплачивается до дня начала срока, на который продлевается патент. Срок, на который […]
  • Изменения в закон о рекламе в 2018 году Письмо Федеральной антимонопольной службы от 4 июня 2018 г. N АК/40664/18 “О внесении изменений в Федеральный закон "О рекламе" ФАС России в связи с принятием Федерального закона от 03.04.2018 N 61-ФЗ "О внесении изменений в статьи 5 и 38 Федерального закона "О рекламе" сообщает. 3 июня […]
  • Опека декабристов Елизавета Г. Девочка родилась в январе 2008. Возможные формы устройства: усыновление, опека (попечительство). Братья/сестры: нет. Группа здоровья: V Опека: МО «Остров Декабристов» (куда обращаться). Лиза – добрая, открытая, отзывчивая девочка. Она очень любознательна и общительна, всегда […]
  • Штрафы платон с 15 ноября Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Министерство предлагает с 15 июля […]
  • Как найти постановление о штрафе гибдд по номеру постановления Постановление о штрафах онлайн: Как получить копию постановления Что делать если потерялась постановление о штрафе за нарушение ПДД? Количество камер фото и видео фиксации неуклонно растет. Наверное нет такого водителя, который бы не получал бы по почте постановление о наложении штрафа […]
  • Увольнение по ст81 п8 Увольнение с работы на основании п. 2 ч. 1 ст 81 ТК РФ Здравствуйте! Работодатель ОАО Управляющая Компания №2 ДЖКХ г.Нижневартовск. (директор Дадеркин Дмитрий Николаевич) подписал приказ о сокращение моей должности согласно п.2.ч.1. ст.81 ТК РФ. Я отец четверых малолетних детей(младшему […]