Спасательные суда виды

Классификация спасательных средств

Спасательные средства — это устройства, способные обеспечить сохранение жизни людей, терпящих бедствие, с момента оставления ими судна. Все спасательные средства делятся на два основных вида: коллективного использования и индивидуальные.

Помимо этого существует еще один вид спасательных средств,не относящихся к вышеуказанной классификации, линеметательные установки.

Требования, предъявляемые к спасательным средствам, а также нормативы снабжения ими судов регламентируются Конвенцией СОЛАС-74 и Правилами Регистра.

Эти требования в общем случае сводятся к следующему:

спасательные средства не должны приходить в негодность при хранении их при темпе-ратуре воздуха от -30 до +65 °С; должны работать при температуре морской воды от -1 до +30 °С;

быть стойкими к гниению, коррозии, морской воде, нефти и грибкам;

быть хорошо видимого цвета для лучшего их обнаружения (обычно оранжевого);

быть снабжены светоотражающим материалом;

должны работать на волнении.

Коллективные спасательные средства

К ним относятся: спаса­тельные и дежурные шлюпки, спасательные плоты, спасательные приборы, плот-каюты.

Спасательные шлюпки. Изготавливаются из металла (сталь или алюминиевые сплавы) или стеклопластика. Дерево для изготовления спасательных шлюпок не применяется. Спасательная шлюпка непо­топляема за счет наличия воздушных ящиков под сиденьями вдоль бортов. Поэтому в перевернутом, затопленном состояниях она остается на плаву. Конвенция СОЛАС-74 определяет общие требования к шлюпкам и дополнительные к частично закрытым и закрытым шлюпкам.

Современные суда оснащены только закрытыми шлюпками. Каждая полностью закрытая спасательная шлюпка должна быть оборудована жестким водонепроницаемым закрытием, полностью закрывающим спасательную шлюпку.

Водонепроницаемое закрытие должно быть устроено так, чтобы отвечать следующим требованиям:

1) защищать находящихся на спасательной шлюпке людей от зноя и холода;

2) доступ в спасательную шлюпку должен обеспечиваться с помощью люков, которые могут герметично закрываться;

3) входные люки должны располагаться так, чтобы можно было производить спуск и подъем спасательной шлюпки, не прибегая при этом к выходу людей из закрытия;

4) входные люки должны быть способны открываться и закрываться как снаружи, так и изнутри спасательной шлюпки и быть оборудованы надежными средствами, позволяющими держать их в открытом положении;

5) обеспечивать возможность грести;

6) должно быть способно при закрытых люках и без значительных протечек поддерживать на плаву общую массу спасательной шлюпки с ее полным комплектом людей и снабжения, включая механизмы, когда шлюпка находится в опрокинутом положении;

7) на обоих бортах спасательная шлюпка должна иметь окна или прозрачные панели, пропускающие внутрь спасательной шлюпки достаточное количество дневного света при закрытых люках, с тем, чтобы исключить необходимость искусственного освещения;

8) наружная поверхность закрытия должна быть хорошо видимого цвета, а внутренняя — такого цвета, который не вызывает дискомфорта у находящихся на спасательной шлюпке людей;

9) должно быть снабжено поручнями, за которые могут надежно держаться люди, передвигающиеся снаружи спасательной шлюпки, и которые могут быть использованы при посадке и высадке людей;

10) люди должны иметь возможность проходить от входа к своим местам для сидения, не перелезая через поперечные банки или другие препятствия;

11) находящиеся на спасательной шлюпке люди должны быть защищены от воздействия разряжения воздуха в опасных для человека пределах, которое может возникнуть при работе двигателя спасательной шлюпки.

Сбрасываемая шлюпка имеет более прочный корпус специальной формы. После отдачи крепления шлюпка соскальзывает с платформы, с ускорением падает воду, а войдя в воду, кратковременно погружается под углом к вертикали, при этом отходит от судна и всплывает в стороне от него.

Остойчивость закрытой спасательной шлюпки должна быть такой, чтобы шлюпка сама по себе или автоматически возвращалась в прямое положение, когда она нагружена полным или частичным комплектом людей и снабжения, а также когда все ее входы и отверстия водонепроницаемо закрыты, а люди пристегнуты привязными ремнями.

После получения пробоины в любом месте ниже ватерлинии спасательная шлюпка должна поддерживать на плаву полный комплект людей и снабжения, а ее остойчивость должна быть такой, чтобы в случае опрокидывания она могла автоматически занимать положение, позволяющее находящимся на спасательной шлюпке людям покинуть ее через выход, расположенный выше уровня воды.

Все выхлопные трубы двигателя, воздухопроводы и другие отверстия должны быть устроены так, чтобы при опрокидывании спасательной шлюпки и возвращении ее в прямое положение исключалась возможность попадания воды в двигатель.

Управление двигателем и его передачей должно производиться с поста управления рулем.

Двигатель и относящиеся к нему устройства должны быть способны работать в любом положении во время опрокидывания спасательной шлюпки и продолжать работать после возвращения ее в прямое положение или автоматически останавливаться при опрокидывании, а затем вновь легко запускаться после возвращения спасательной шлюпки в прямое положение.
Конструкция топливной системы и системы смазки должна предотвращать возможность утечки из двигателя топлива и утечки не более 250 мл смазочного масла во время опрокидывания спасательной шлюпки.

Двигатели с воздушным охлаждением должны иметь систему воздухопроводов для забора и выброса за пределы спасательной шлюпки охлаждающего воздуха. Должны быть предусмотрены заслонки с ручным управлением, позволяющие забирать охлаждающий воздух изнутри спасательной шлюпки и выбрасывать его также внутрь спасательной шлюпки.

Полностью закрытая спасательная шлюпка должна иметь такую конструкцию и наружные привальные брусья, чтобы обеспечить защиту от возникающих при ударе опасных ускорений, нагруженной полным комплектом людей и снабжения спасательной шлюпки о борт судна со скоростью не менее 3,5 м/с.

Дежурные шлюпки (resque boat) являются специальным спасательным средством, которое должно находиться на судне в постоянной готовности для немедленного использования и предназначено для спасения упавших в воду людей, людей с аварийного судна, а также для сбора и буксировки спасательных плотов в условиях аварийного случая. Подготовка и спуск дежурной шлюпки должны быть произведены в течение не более 5 мин.

Спуск дежурной шлюпки

На грузовых судах валовой вместимостью более 20 000 per. т должен быть предусмотрен спуск всех спасательных, а на остальных судах — дежурных шлюпок с помощью фалиней на переднем ходу судна, следующего со скоростью до 5 уз на тихой воде.
Все грузовые и пассажирские суда валовой вместимостью менее 500 per; т должны иметь одну дежурную шлюпку, а пассажирские суда вместимостью более 500 per. т должны иметь дежурную шлюпку на каждом борту. Дежурные шлюпки могут быть жесткими, надувными и комбинированными. Они должны быть оборудованы стационарным или подвесным мотором. Подвесной мотор может быть бензиновым, в любом случае должна быть обеспечена скорость 6 уз в течение 4 ч.

В дежурную шлюпку должны помещаться 5 человек сидя и один лежа. Надувные дежурные шлюпки должны находиться на судне в надутом состоянии под спусковыми устройствами в постоянной готовности.
Прочность днища должна обеспечивать спрыгивание в шлюпку людей с высоты 3 м. В качестве дежурной может использоваться спасательная шлюпка, если она отвечает всем предъявляемым к ней требованиям.
Однако для этого существует одно непреодолимое препятствие: на подавляющем большинстве подъемно-спусковых устройств спасательных шлюпок произвести отдачу гаков шлюп-талей с одной точки нельзя, а это весьма важное требование к дежурной шлюпке.

Спасательные плоты (рис. 1.1) — очень эффективное спасательное средство, а на малых судах — основное. Плоты бывают мягкие и жесткие. Жесткие плоты являются раритетом и остались только на очень старых судах. Мягкие спасательные плоты различаются по вместимости и по методу спуска. Вместимость надувных плотов находится в пределах 6-25 чел.

На российских грузовых судах при-меняются в основном два типа: ПСН-6 и ПСН-10, т.е. шести- и десятиместные. По способу спуска они могут быть сбрасываемые и спускаемые. Конструкция спасательного плота должна быть такой, чтобы он не повреждался при сбрасывании с высоты 18 м и выдерживал нахождение на плаву в течение 30 сут при любых морских условиях. Спасательный плот должен выдерживать многократные прыжки на него с высоты 4,5 м как с поднятым тентом, так и без него. Его можно буксировать со ско-ростью 3 уз на тихой воде с полным комплектом людей.

Плот должен иметь тент для защиты людей от воздействия внешней среды, который устанавливается автоматически при спуске плота на воду. Общая масса сбрасываемого плота со снабжением и контейнером не превышает 185 кг.

Плот внутри разделен на отсеки, которые надуваются через отдельные клапаны. При повреждении половины отсеков плот должен выдерживать на плаву всех допускаемых к размещению людей.
Надувается он нетоксичным газом за 1 мин при температуре 18-20°С и за 3 мин — при температуре 30°С. Спасательные плоты крепятся к корпусу судна при помощи разобщающего устройства, которое приводится в действие нажатием на педаль, либо, когда судно уйдет под воду, на глубине 4 м срабатывает гидростат и освобождает плот от крепления.

Плот, имея положительную плавучесть, всплывает и надувается автоматически. Для обеспечения положительной плавучести количество снабжения внутри плота уменьшено до минимума и, в частности, запасы воды меньше в 2 раза, чем на спасательной шлюпке, т.е. 1,5 л на человека.

Рис. 1.1. Спасательный плот ПСН и его снабжение:

1 — плавучий якорь; 2 — бросательный конец с плавучим кольцом; 3 — мешок с аварийными пробками; 4 — полиэтиленовый пакет с таблицей спасательных сигналов и инструкцией по сохранению жизни на спасательном плоту; 5 — черпак и губка для удаления воды; 6 — кармашек с плавающим ножом; 7 — мешок со складными веслами и вторым плавучим якорем; 8 — крест из световозвращающего материала.

Спускаемые плоты спускаются на воду с полным количеством людей. Посадка в сбрасы-ваемые плоты производится, как правило, из воды, куда предварительно нужно прыгнуть. Это является очень большим недостатком сбрасываемых плотов, так как для людей в процессе посадки возникает угроза гипотермии и холодового шока. Все надувные плоты подлежат ежегодному переосвидетельствованию вместе с гидростатами разобщаю­щих устройств.

Спасательные приборы это, по существу, упрощенный вариант жестких спасательных плотов, на которых отсутствуют снабжение, тенты и днище, но они меньше по размеру. В качестве плавучих приборов применяются также элементы палубной мебели, не закрепленные к-судну и имеющие воздушные ящики: скамьи, банкетки, столы и т.д.

Спасательные приборы возле борта судна

Используются на судах, где невозможно обеспечить установленные нормативы, а именно: на местных паромах и судах, перевозящих пилигримов в районах традиционной миграции мусульман в Мекку. Это, например, Средиземноморье, Персидский залив, Красное море.

Плот-каюта представляет собой техническую разработку спасатель­ного отсека, вмещающего весь экипаж судна, сочлененного с судном и отсоединяемого изнутри от гибнущего судна.

Плот-каюта (спасательный отсек):

а) крепление на корме судна; б) форма отсека и возможные положения-при падении в воду; 1 — корпус судна; 2 — плот-каюта; 3 — возможные положения плот-каюты при входе в воду спасательной шлюпки, а на малых судах — и основной формой спасательного оборудования.Изготовляются плоты различных размеров вместимостью от 6 до 25 чел

После отсоединения этот отсек начинает автономное существование, обладая определенными море­ходными качествами. Плот-каюта предназначена в основном для крупных судов — супертанкеров, балкеров и для морских буровых платформ.

Индивидуальные спасательные средства

К ним относятся спаса­тельные круги, спасательные жилеты, гидротермокостюмы, теплозащитные средства.

Спасательные круги должны отвечать определенным требованиям.

Так, их наружный диаметр должен быть не более 800 мм, а внутренний — не менее 400 мм. Они должны поддерживать в пресной воде груз массой 14,5 кг в течение 24 ч, сам круг должен иметь массу не менее 2,5 кг, выдерживать сбрасывание на воду с высоты 30 м, его плавучесть не должна обеспечиваться тростником, пробковой крошкой или надувными воздуш­ными камерами.

Круг спасательный. Положительная плавучесть — не менее 14500 гр.

Спасательный круг должен иметь спасательный леер и спасательный линь длиной около 30 м, а на каждой стороне — не менее четырех световозвращающих полос. Иметь маркировку, товарный знак. Количество спасательных кругов зависит от длины судна.Так, на пассажирских судах их может быть от 8 до 30, а на грузовых от 8 до 14 шт.

Спасательные жилеты должны быть предусмотрены для каждого находящегося на борту человека. На пассажирском судне должно быть 10% детских жилетов от общего количества пассажиров. Спасательный жилет для взрослых должен быть снабжен огнем с источником энергии на 8 ч и свистком.

Спасательный жилет «Штурман»

Если спасательный жилет надувной, то он должен иметь не менее двух камер, надуваться либо автоматически при погружении в воду, либо иметь устройство для надувания от специального баллончика со сжатым воздухом, а также может надуваться ртом. В случае потери плавучести одной из камер жилет не теряет своих качеств. Применение надувных жилетов на танкерах и пассажирских судах не допускается.

Все спасательные жилеты независимо от конструкции должны обеспечивать всплытие лицом вверх упавшего в воду человека, потерявшего сознание, и поддержание его над водой таким образом, чтобы рот находился на высоте 12 см, а тело было наклонено назад от вертикали под углом от 20 до 50°. Также должен обеспечиваться поворот тела человека в бессознательном, состоянии из положения лицом вниз за 5 с. Спасательный жилет должен обеспечивать возможность удобно одеть его не дольше, чем за 1 мин.

Гидротермокостюм защитный костюм из водонепроницаемого материала, предназначен-ный для предохранения организма человека от переохлаждения в холодной воде. Он должен закрывать все тело человека, кроме лица. Руки также должны быть закрыты. В районе ног он должен иметь приспособление для стравливания излишков воздуха. В определенных случаях гидротермокостюм может быть спасательным жилетом (если предусмотрено его надувание) или использоваться в комплекте со спасательным жилетом.

Гидротермокостюм должен обеспечивать защиту от холода так, чтобы внутренняя температура тела человека не снизилась более чем на 2 °С после пребывания в цирку­лирующей воде с температурой +5°С в течение 6 ч. Гидротермокостюм не должен повреждаться при прыжках с высоты 4,5 м, обеспечивать возможность действий по спуску спасательной шлюпки, возможность лезть по вертикальной лестнице до 5 метров высотой. Снабжается огнем поиска, сигнальным свистком, спасательным поясом с карабином и свето-возвращающими полосами. Гидротермокостюмы подлежат переосви­детельствованию через 12-24 месяца. Для каждого члена команды дежурной шлюпки должен быть предусмотрен гидротермо-костюм.В открытых спасательных шлюпках должно быть три гидротермокостюма.

Теплозащитное средство — это мешок или костюм из водонепро­ницаемого материала с низкой теплопроводностью. Оно должно закрывать все тело человека с надетым спасательным жилетом, за исключением лица, работать в пределах температуры воздуха от +20 до -30°С.

Теплозащитное средство должно позволять надеть его на воздухе и снять в воде не более чем за 2 мин. Предназначено для обогрева людей в спасательном средстве, а также после поднятия человека из воды для транспортировки к месту оказания медпомощи.

Линеметателъное устройство служит для подачи тонкого проводника с судна на судно или с судна на берег для подачи буксира при устройстве канатной дороги и в других аварийных случаях. Оно такой конструкции, что его может использовать 1 чел.

Линеметательное устройство УЛМ-1

В комплект входит пистолет, четыре ракеты и четыре линя длиной, позволяющей обеспечить дальность метания 230 м. Линеметательным устройством снабжаются все суда морского района плавания.

Спасательные суда виды

Для скачивания каталога «Водолазное снаряжение и оборудование для подводных работ» заполните «АНКЕТУ — ЗАЯВКУ».

Уважаемые коллеги! [X]

Для скачивания каталога «Необитаемые подводные аппараты и гидроакустические системы» заполните «АНКЕТУ — ЗАЯВКУ».

Спасательное судно «Игорь Белоусов» и ГВК-450 — зачем и почему?

Генеральный Директор ОАО «Тетис Про», кандидат технических наук

В 1988г. окончил Высшее Военно-морское училище ордена Красной звезды им. А.С. Попова, проходил службу офицером в составе соединения больших атомных подводных лодок Северного Флота. С 1994 года служил в 40 Государственном Научно-исследовательском институте Аварийно-спасательного дела и глубоководных работ МО РФ. В должности начальника лаборатории 40 Гос. НИИ работал по созданию поисково-обследовательского и аварийно-спасательного оборудования. Неоднократно участвовал в учениях и фактических работах поисково-спасательных сил флотов РФ, экспедиции по обследованию, и подготовке к подъему затонувшего АПРК «Курск», а также в работе государственной комиссии по расследованию причин катастрофы. В настоящее время Генеральный директор ОАО «Тетис Про».

Последние годы значительно усилилась работа по техническому перевооружению поисково-спасательной службы ВМФ. Основой ПСС являются океанские специализированные суда-спасатели неограниченного района плавания. В 2012 году, после почти полувекового перерыва в строительстве спасательных кораблей, на воду было спущено судно проекта 21300 «Игорь Белоусов». «Игорь Белоусов» пр. 21300 — спасательное судно, целевым назначением которого является спасание и оказание помощи экипажам аварийных подводных лодок на предельных глубинах их плавания, используя спасательные подводные аппараты, совместно с декомпрессионным комплексом базирующихся на судне, а также выполнение водолазных работ на глубинах до 450 м.

Судно оборудовано комплексом поисково-спасательных технических средств, в состав которого входит буксируемый гидролокатором бокового обзора комплекс рабочего глубоководного необитаемого подводного аппарата — робота для выполнения широкого круга подводно-технических работ, обитаемый спасательный аппарат и глубоководный водолазный комплекс.

Зачем все это нужно.

В соответствии с «Военной доктриной России» основой морской мощи России по-прежнему остается подводный флот, он же сохранит эту роль и в будущем — так считают не только эксперты, но и высокопоставленные представители военного ведомства.

Активное строительство подводных лодок в соответствии с «Российской государственной программой развития вооружений на 2011 — 2020 годы», подразумевает развитие системы поисково-спасательного обеспечения (ПСО) ВМФ, в т.ч. системы спасения подводников с затонувших подводных лодок. В связи с этим строительство спасательных судов, оснащенных комплексами поиска подводных лодок и спасения подводников сегодня приобретает особое значение.

По классической схеме при организации спасательных работ необходимо решить три последовательных задачи: найти и обследовать аварийную подводную лодку, снять с нее экипаж спасательными подводными аппаратами и выполнить подводно-технические работы с помощью необитаемых подводных аппаратов, нормобарических скафандров для подготовки к судоподъемной операции либо утилизации или консервации затонувшей подводной лодки.

Именно эти задачи, в числе прочих, будет решать спасательное судно пр. 21300 «Игорь Белоусов».

Необходимость создания океанского судна-спасателя, в т.ч. спасателя подводных лодок, была осознана Военно-Морским Флотом еще в первые послевоенные годы. Усилия ВМФ и судостроительной промышленности привели к появлению в составе Флота судов-спасателей, несущих на борту глубоководные водолазные комплексы (ГВК). Это были суда проекта 527 (до настоящего времени в строю осталось одно судно «Эпрон» в составе Черноморского Флота), обеспечивавшие спуски водолазов до глубины 200 м и суда проекта 537 (до настоящего времени в строю осталось одно судно «Алагез», в составе Тихоокеанского Флота), обеспечивавшие спуски водолазов до глубины 250 м.

Начавшийся в 1970-х годах застой привел к нарастающему отставанию технической базы поисково-спасательной службы от аналогичных ведущих зарубежных структур. Можно найти много причин этому – и объективных, и субъективных, но факт остался фактом, что и было подтверждено катастрофой АПРК «Курск». Стометровая глубина, где находилась лодка, которая в 1970-х годах вообще не была проблемой для наших водолазов, в 2000 году оказалась для нас непреодолимой. Освоив еще в 1980-х годах в лабораторных условиях методику водолазных спусков на глубины до 500 м, специалисты ВМФ не смогли реализовать ее на практике по объективным причинам – в России просто не существовало судов, способных обеспечить спуск человека на глубину в полкилометра в реальных морских условиях. Судостроительная промышленность 1970-х – 1990-х годов не создала глубоководный водолазный комплекс на современном для тех лет уровне.

Еще раз повторим, что катастрофа АПРК «Курск» в 2000 году показала с полной очевидностью неспособность России вести сколько-нибудь серьезные водолазные работы за пределами «воздушного» диапазона глубин, т.е. глубже 60 м, где дыхание водолазов воздухом уже невозможно. Практически же сегодня для России необходимо иметь возможность и уметь вести водолазные работы на глубинах в сотни метров – т.е. на глубинах, которые выдерживают корпуса подводных лодок. Там, где в случае невозможности всплытия подводной лодки по тем или иным причинам, корпус еще сохраняет прочность и герметичность, могут находиться живые члены экипажа.

Поэтому строительство специализированного флота спасательных судов, подготовка водолазов-глубоководников, разработка нормативной базы для проведения водолазных работ на глубинах 450 и более метров является сегодня одной из важных задач.

Что такое ГВК спасательного судна «Игорь Белоусов».

ГВК «Игоря Белоусова» расположен на 5 палубах в самой середине судна и занимает более 20 % от объема корпуса. С небольшой натяжкой можно сказать, что само судно построено вокруг ГВК.

Основу комплекса составляют 5 барокамер (разделенных на 8 отсеков), каждая диаметром 2,3 м и длиной от 4,5 до 5,5 м (в зависимости от ее назначения) и имеющими рабочее давление 45 атм. Барокамеры имеют различное внутреннее оборудование и в соответствии с этим разделяются на жилые, санитарно-бытовые и приемно-выходные.

Жилые барокамеры оборудованы койками, столами, стульями, шкафчиками для личных вещей водолазов, прикроватными светильниками, наушниками для прослушивания музыки и другими предметами, необходимыми для организации нормального быта экипажа. В санитарно-бытовых отсеках располагают туалет и душевые – ведь в камере водолазы должны провести две – три недели. В приемно-выходном отсеке водолазы надевают снаряжение перед погружением и раздеваются после погружения, через приемо-выходной отсек они попадают в водолазный колокол для погружения на объект.

Жизненную среду в барокамерах создают и поддерживают специальные системы жизнеобеспечения: они измеряют состав и параметры газовой среды в отсеках, пополняют ее кислородом, удаляют углекислый газ, запахи и другие вредные газообразные примеси, регулируют температуру и влажность дыхательной смеси и пр. В состав системы жизнеобеспечения входят специальные аппараты для очистки газовой среды в отсеках, газоанализаторы, датчики температуры и влажности, насосы, компрессора, холодильные машины и масса других механизмов и устройств.

Давление в камерах поднимается до рабочего путем подачи сжатых газов из баллонов, расположенных тут же, на борту судна, а при снижении давления специальная система отделяет дорогостоящий гелий от других находящихся в атмосфере отсека газов и закачивает его обратно в баллоны для повторного использования.

К месту работы водолазов доставляют в водолазном колоколе – маленькой барокамере, способной разместить внутри двух рабочих водолазов в полном снаряжении и водолаза — оператора колокола. Колокол герметично стыкуется с приемо-выходным отсеком и обеспечивает водолазам переход в колокол и обратно в отсек без изменения давления благодаря специальным люкам в колоколе и в приемо-выходном отсеке.

Спуск колокола под воду и подъем его на поверхность производится спуско-подъемным устройством (СПУ). СПУ – это сложное техническое устройство, которое не только опускает и поднимает водолазный колокол, но и нейтрализует воздействие на колокол качки судна, обеспечивает безопасность водолаза в нештатных ситуациях.

Работой ГВК управляют круглосуточно в три смены. Это – операторы пультов, компрессорщики, холодильщики, врачи – спец физиологи. Спуском водолазов под воду руководит специальная бригада под руководством водолазного специалиста. Вся информация о физическом и психологическом состоянии водолазов, об условиях пребывания людей в барокамерах и под водой, состава и параметров дыхательной смеси, состоянием и работой механизмов и систем комплекса, собирается и обрабатывается мощной электронно-вычислительной машиной в составе интегрированного пульта управления ГВК.

Всего в обслуживании ГВК предполагается задействовать 21-го человека.

Описанная технология проведения водолазных спусков называется «метод длительного пребывания под давлением» и применяется на глубинах более ста метров, хотя бывают и исключения – все зависит от объема предстоящей работы. Реально на сегодняшний день водолазы могут находиться под давлением непрерывно в течение двух – трех недель, за этим следует т.н. декомпрессия – т.е. медленное, в течение многих суток, снижение давления до атмосферного, после чего водолазы выходят из барокамер «на свободу».

Именно этот принцип и заложен в основу ГВК спасательного судна «Игорь Белоусов».

Два круга проблем было необходимо решить, чтобы обеспечить многосуточное пребывание человека под давлением в десятки атмосфер: это медико-физиологические и технические.

Медико-физиологические проблемы заключаются в выборе режимов подъема давления до необходимого уровня и графика его снижения, т.е скорости подъема и снижения давления, изменения состава искусственной газовой смеси для дыхания (на этой глубине воздух уже не подходит), режимов труда и отдыха, питания, параметров микроклимата (температуры и влажности) среды пребывания и десятков других вопросов, которые в обычных условиях даже не возникают, поскольку были решены вековой эволюцией, приспособившей организм человека к существованию на дне воздушного океана планеты Земля.

Технические проблемы заключаются в том, чтобы обеспечить в реальных условиях с необходимой точностью все жизненно важные параметры газовой среды, в которой находится водолаз с момента закрытия люка барокамеры и до момента его открытия.

Отдельная, и, по крайней мере, не менее сложная задача – обеспечение работы водолаза непосредственно в воде, на объекте. И здесь снова возникает несколько проблем. Основная – обеспечение сохранения жизни и здоровья человека, находящегося на 450 метровой глубине под давлением 45 атм в холодной воде в полном мраке.

Надо особо отметить, что все, описанное выше, должно выполняться с абсолютной технической надежностью. Находящийся под давлением в десятки атмосфер человек, не может просто выйти из воды или из барокамеры – на каждые 10 м глубины, в самом общем случае, ему нужен один час декомпрессии – продолжительной остановки для выравнивания давления. (Тело человека, находящегося под давлением газовой среды, подобно бутылке с шампанским. Резкое снижение давления – а для шампанского это открытие пробки – приводит к вспениванию растворенного в тканях тела и в крови газов дыхательной смеси и, как следствие этого, к тяжелому заболеванию и даже к гибели человека. Водолазная практика, как и высотные и космические полеты человека, знает немало подобных случаев). Процесс декомпрессии – снижения давления – сам по себе медленный и неизбежный: с глубины 450 м водолаза надо «поднимать» на поверхность более четырех суток, и что бы не происходило вокруг – эти четверо суток сократить невозможно, иначе человек погибнет. Можно смело сказать, что космонавта с орбиты доставить на Землю можно в разы быстрее, чем поднять на поверхность Земли водолаза-глубоководника.

Часто задают вопрос: зачем подвергать риску здоровье и даже жизнь человека, помещая его в столь нечеловеческие условия, как условия глубоководного водолазного спуска, когда современные подводные роботы могут решить все задачи на объекте? К сожалению, это не так. Робот, какой бы он ни был совершенный, как и всякая машина, даже снабженная искусственным интеллектом, имеет ограниченные возможности, в то время как любая операция под водой, особенно спасательная, всегда может обернуться неожиданной стороной и потребовать для ее разрешения действий, выходящих за пределы возможностей машины, требующих быстрых нестандартных решений. Да, конечно, основную часть работ на объекте должны выполнять подводные роботы, но на борту судна-спасателя должны находиться и водолазы, поскольку может сложиться такая ситуация, что именно от их опыта, профессионализма и рук может зависеть жизнь десятков попавших в западню членов экипажа аварийной подводной лодки.

Но функцией обеспечения глубоководных водолазных работ задачи комплекса не исчерпываются. На судне предусмотрено наличие обитаемого спасательного аппарата для подъема подводников. Для этого барокамеры комплекса имеют два узла стыковки: один — для уже упоминавшегося водолазного колокола, а второй – для стыковки со спасательным аппаратом, размещенном в специальном эллинге на борту судна. Этот аппарат имеет специальный отсек, выходной люк которого, прочно и герметично состыкуется как со специальным люком отсека-убежища подводной лодки, так и с барокамерой на борту судна. При использовании спасательного аппарата экипаж подводной лодки после стыковки с ней аппарата, переходит из подводной лодки в отсек спасательного аппарата, и закрывает за собой люк. Аппарат отстыковывается, всплывает на поверхность и подходит к борту «Игоря Белоусова», где его подхватывает спуско-подъемное устройство, поднимает из воды, вводит в эллинг и опускает на комингс-площадку стыковочного узла барокамеры. После стыковки в отсеках аппарата и барокамеры выравнивается давление, люки открываются, и спасенные члены экипажа лодки переходят в судовую барокамеру в руки врачей.

За один «рейс» спасательный аппарат способен доставить на поверхность 20 человек, а отсеки барокамер ГВК могут принять и обеспечить всем необходимым одновременно до 60 человек спасенных.

«Тетис Про» в судьбе «Игоря Белоусова»

29 мая 2012 года завод-строитель спасательного судна «Игорь Белоусов» — ОАО «Адмиралтейские верфи» заключил с ОАО «Тетис Про» контракт на поставку ГВК-450.

Изготовителем основных элементов комплекса на основании проведенного анализа мировых производителей ГВК выбрана компания «Divex» (Великобритания).

На сегодняшний день для обеспечения строительства судна на Адмиралтейских верфях компанией ОАО «Тетис Про» уже поставлено основное оборудование для обеспечения жизнедеятельности водолазов. В июне завершились заводские испытания и началась приемка барокамер и других сосудов, работающих под давлением, спуско-подъемного устройства и другого основного оборудования ГВК, подлежащего приемке Заказчиком. К заводским испытаниям и приемке оборудования привлечены надзорные органы Заказчика: Военная приемка и Гостехнадзор Министерства обороны РФ.

Для оперативного управления контрактом ОАО «Тетис Про» создал в Санкт-Петербурге свою инженерно-конструкторскую группу, работающую совместно со специалистами проектанта судна – «ЦМКБ «Алмаз» и строителем судна – ОАО «Адмиралтейские верфи» и обеспечивающую оперативное решение вопросов, возникающих в процессе работ. Исполнитель контракта на поставку ГВК – ОАО «Тетис Про» координирует деятельность производителей оборудования, его представители, не ограничиваясь информационными письмами, регулярно посещают заводы-изготовители и лично контролируют выполнение контрактов. Благодаря четкой организации работы выполнение контракта на поставку ГВК идет по согласованному с Заказчиком графику.

Помимо собственно поставки оборудования, ОАО «Тетис Про», согласно контракта, производит шеф-монтаж комплекса и сдачу Заказчику окончательно смонтированного и работающего ГВК-450 на борту судна «Игорь Белоусов».

Обязательства ОАО «Тетис Про» не ограничиваются только поставкой на СС «Игорь Белоусов» глубоководного водолазного комплекса. В объем поставляемого нашей фирмой оборудования входят буксируемый поисковый комплекс с рабочей глубиной 2000 м, включающий в себя гидролокатор бокового обзора и магнитометр, рабочий необитаемый подводный аппарат с глубиной погружения до 1000 м, глубоководное водолазное снаряжение, специальная технологическая оснастка и глубоководный инструмент для работы водолазов на объекте.

Поисковый комплекс состоит из подводного буксируемого блока (несущего в себе гидролокатор бокового обзора, магнитометр и другую поисковую технику), судовой специализированной аппаратуры обработки и отображения собранной информации, а также соединительного-буксирного кабеля со специальной лебедкой. Буксируемый комплекс осуществляет поиск — «просматривает» поверхность дна при движении судна-носителя и может обнаружить аварийную подводную лодку в полосе поиска более 1000 м.

Обнаруженная подводная лодка или иной объект на дне обследуется необитаемым подводным аппаратом «Пантера Плюс» или нормобарическими скафандрами «HS-1200» . Необитаемый подводный аппарат и нормобарические скафандры оборудованы высокочувствительной гидроакустической и телевизионной аппаратурой, рабочими манипуляторами, которые позволяют не только опознать найденный объект и оценить его состояние, но и провести необходимую подготовку объекта для дальнейшей работы обитаемого спасательного аппарата или водолазов. И на самом заключительном этапе спасательной операции в дело вступают водолазы.

Таким образом, комплект оборудования, поставляемого ОАО «Тетис Про» и превращает судно «Игорь Белоусов» в судно-спасатель, в полной мере отвечающее современному уровню развития подводных технологий.

Надо отметить, что поставка для ВМФ поисковой аппаратуры и подводных роботов не является новой задачей для ОАО «Тетис Про»: уже не один десяток комплексов подобного оборудования поставлен нашим предприятием на флот, в другие министерства и коммерческие организации России, причем год от года уровень востребованности поставляемого оборудования неизменно возрастает.

Также многие годы ОАО «Тетис Про» производит и поставляет государственным поисково-спасательным службам России и коммерческим фирмам выполняющим подводные работы мобильные и стационарные судовые водолазные комплексы с рабочей глубиной до 100 и более метров, водолазное рабочее и специальное снаряжение, подводное оборудование и инструмент.

ГВК «Игоря Белоусова» с рабочей глубиной 450 м, конечно, неизмеримо более сложный проект, но тем не менее инженерно-технический потенциал и опыт коллектива ОАО «Тетис Про» несомненно позволит решить поставленную задачу на высоком техническом уровне и в запланированные сроки.

Сегодня уже с уверенностью можно сказать, что «Игорь Белоусов» будет построен и успешно сдан Заказчику, и что его ввод в эксплуатацию будет переломным моментом в деле вывода ПСС ВМФ на современный уровень – уровень, отвечающий реалиям сегодняшнего дня. Создание современного ГВК и введение его в практику работ ПСС ВМФ позволит сделать первый шаг вперед не только в деле спасения экипажей аварийных подводных лодок, но и в решении возникающих в практике ВМФ задач проведения глубоководных водолазных работ

Еще по теме:

  • Единый срок уплаты налогов для физических лиц В России 1 декабря истекает срок уплаты имущественных налогов Пени на неуплаченные налоги будет начисляться со 2 декабря МОСКВА, 1 декабря. /ТАСС/. Последний день уплаты имущественных налогов в России - земельного и транспортного налога, а также налога на недвижимое имущество наступает 1 […]
  • Как оформить временную прописку для ребенка Временная прописка ребенка для школы Согласно законодательству нашей страны каждый человек в России должен иметь регистрацию по месту проживания или по месту временного пребывания. Чтобы определить ребёнка в школу, также необходима регистрация. Временная регистрация ребенка для школы […]
  • Запчасти из литвы растаможка Запчасти из литвы растаможка Растаможка запчастей и автозапчасти на заказ Растаможка запчастей – услуга, в которой нуждаются автосервисы и предприятия, занимающиеся продажей и ремонтом автомобилей, а так же компании, реализующие запчасти. Растаможка запчастей происходит на общих […]
  • Штраф за продажу сигарет 2014 Какой штраф за продажу сигарет несовершеннолетним в 2018 году По официальной статистике, в России курение стало вредной привычкой 44 миллионов взрослого населения. Из них 65% мужчины, 30% – представительницы слабого пола. Это 40% от всего количества россиян. Несмотря на то что сигареты […]
  • Новое в трудовых пенсиях в 2018 году Новый закон о пенсиях 2018 года Не успели улечься страсти по обсуждению пенсионной реформы 2013-2015 гг, как на подходе новый закон о пенсиях 2018 года? Решение о повышении пенсионного возраста принято, о чем объявил Дмитрий Медведев 14 июня 2018 года, поэтому пенсионные реформы […]
  • Прием на муниципальную службу с судимостью Судимость может стать препятствием для поступления на муниципальную службу Ранее судимым гражданам могут запретить поступать на муниципальную службу. Соответствующий законопроект внесен в Госдуму Законодательным собранием Нижегородской области. Предлагается внести пункт о неснятой […]
  • Как получить расчет пенсии из пенсионного фонда ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ ознакомиться с инфографикой скачать лифлет (88,5 кб) В системе обязательного пенсионного страхования у работающих граждан формируются страховые пенсии и пенсионные накопления. Страховые пенсии бывают трех видов: по старости, по […]
  • 51 н приказ минфина Приказ Минфина России от 30 марта 2017 г. № 51н “О порядке введения в действие приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 г. № 27н” В связи с признанием Министерством юстиции Российской Федерации приказа Министерства финансов Российской Федерации от 1 марта 2017 […]