Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника

Содержание страницы:

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника

Образцы документов.

Образцы договоров, контрактов,
приказов, соглашений. Далее—>

Образцы заявлений.

Образцы заявлений, обращений,
исков, резюме. Далее—>

Образцы для налоговой.

Образцы деклараций,
форм отчетности. Далее—>

Образцы для жизни.

Поздравления, тосты, рецепты
диеты, ремонт, здоровье. Далее—>

В ряде случаев банкротство организации наступает в результате действий (бездействия) руководителя этой организации, в результате чего организация – должник не может удовлетворить требования организации – кредитора в полном объеме. То есть организация – должник не имеет достаточной конкурсной массы для покрытия требований кредиторов.
Действующее законодательство позволяет в этом случае переложить ответственность по удовлетворению требований кредиторов (увеличение конкурсной массы) на руководителя организации – должника. Так, согласно (банкротстве)» target=»_blank»>части 4 статьи 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» «Если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам». Это положение предопределяет привлечение руководителя организации – должника к субсидиарной ответственности в следующих случаях: совершение контролирующим хозяйственную деятельность организации – должника лицом сделок, в результате которых причинен ущерб имущественным правам кредиторов, а также, если бухгалтерская документация организации – должника искажена, что делает затруднительным формирование конкурсной массы. В последнем случае к субсидиарной ответственности может быть привлечено лицо, в обязанности которого входит организация бухгалтерского учета и хранения бухгалтерской отчетности организации – должника.
В соответствии с частью 5 статьи 129 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» заявление в арбитражный суд о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих организацию — должника лиц может подать только конкурсный управляющий. При этом конкурсный управляющий должен доказать наличие оснований для привлечения контролирующих организацию – должника лиц к субсидиарной ответственности.
Ниже приведен примерный образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности на стадии конкурсного производства.
Также посмотреть примеры заявлений при банкротстве, юридические консультации Москва, подготовка исков и представительство в суде, а также:

Далее приведена форма заявления о привлечении к субсидиарной ответственности на стадии конкурсного производства:

В _____________________
(наименование арбитражного суда,
в который подается заявление)

Истец: _____________________
(наименование организации-должника)
место нахождения/адрес: _____________________ (вписать нужное)
ОГРН _____________________ (номер)
ИНН _____________________ (номер)
телефон: _____________________ (значение)

Ответчик: _____________________ (ФИО)
адрес: _____________________ (вписать нужное)
телефон: _____________________ (значение)

Исковое заявление
о привлечении к субсидиарной ответственности на стадии конкурсного производства

_____________________ (Число, месяц, год) _____________________ (наименование арбитражного суда) по заявлению кредитора _____________________ (наименование организации-кредитора) возбуждено дело о несостоятельности (банкротстве) _____________________ (наименование организации-должника), ОГРН _____________________ (значение), ИНН _____________________ (значение), место нахождения общества: _____________________ (вписать нужное).
Определением _____________________ (наименование арбитражного суда) _____________________ (число, месяц, год) заявление кредитора признано обоснованным, к _____________________ (наименование организации-должника) применена процедура банкротства — наблюдение, временным управляющим утвержден _____________________ (Ф. И. О.).
_____________________ (Число, месяц, год) по результатам рассмотрения отчета и ходатайства временного управляющего арбитражный суд окончил процедуру наблюдения и перешел к рассмотрению дела о банкротстве _____________________ (наименование организации-должника) в соответствии с положениями, предусмотренными параграфом 2 главы 11 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве).
Решением _____________________ (наименование арбитражного суда) от _____________________ (число, месяц, год) _____________________ (наименование организации-должника) признано банкротом, открыто конкурсное производство по упрощенной процедуре отсутствующего должника на срок шесть месяцев, конкурсным управляющим утвержден _____________________ (Ф. И. О.).
В соответствии с реестром требований кредиторов должника _____________________ (наименование организации-кредитора) является _____________________ (единственным/неединственным) конкурсным кредитором _____________________ (наименование организации-должника) с суммой требований _____________________ (сумма) рублей.
Из заключения временного управляющего и материалов дела следует _____________________ (указать обстоятельства, послужившие основанием для признания организации-должника банкротом).
Таким образом, вышеперечисленные обстоятельства привели к невозможности исполнить обязательства перед кредитором _____________________ (наименование организации-кредитора) и к прекращению хозяйственной деятельности в целом, а в последующем и к банкротству _____________________ (наименование организации-должника).
В соответствии с решением общего собрания акционеров, оформленного протоколом _____________________ (N, число, месяц, год), _____________________ (Ф. И. О.) избран генеральным директором _____________________ (наименование организации-должника).
Решением общего собрания акционеров, протокол _____________________ (N, число, месяц, год) к его исключительной компетенции отнесено совершение всех действий от лица _____________________ (наименование организации-должника) при осуществлении взаимоотношений с _____________________ (наименование организации).
Таким образом, _____________________ (Ф. И. О. генерального директора) имел право подписи в платежных документах _____________________ (наименование организации-должника), что подтверждается карточкой с образцами подписи банка _____________________ (наименование банка).
Из изложенного следует, что _____________________ (Ф. И. О. генерального директора) имел возможность и фактически определял действия _____________________ (наименование организации-должника) и что именно в результате осуществления им контроля, выразившегося в _____________________ (вписать нужное), наступило банкротство _____________________ (наименование организации-должника).
Данные о _____________________ (Ф. И. О. генерального директора), как о единоличном исполнительном органе _____________________ (наименование организации-должника), содержались в Едином государственном реестре юридических лиц в период производства по делу о банкротстве.
Согласно отчету конкурсного управляющего от _____________________ (число, месяц, год) и реестру требований кредиторов _____________________ (наименование организации-должника), который закрыт _____________________ (число, месяц, год), требования конкурсного кредитора — _____________________ (наименование организации-кредитора) на общую сумму _____________________ (сумма) рублей не удовлетворены ввиду отсутствия конкурсной массы.
В соответствии с п. 5 ст. 129 Закона о банкротстве конкурсный управляющий наделен полномочиями предъявлять требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Согласно п. 4 ст. 10 Закона о банкротстве если должник признан несостоятельным (банкротом) вследствие действий и (или) бездействия контролирующих должника лиц, такие лица в случае недостаточности имущества должника несут субсидиарную ответственность по его обязательствам.
В соответствии с п. 5 ст. 10 Закона о банкротстве заявление о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности по основаниям, предусмотренным Законом рассматривается арбитражным судом в деле о банкротстве должника. Указанное заявление может быть подано в ходе конкурсного производства конкурсным управляющим по своей инициативе либо по решению собрания кредиторов или комитета кредиторов.
Конкурсная масса _____________________ (наименование организации-должника) не сформирована из-за отсутствия у должника имущества.
В силу п. 8 ст. 10 Закона о банкротстве денежные средства, взысканные с контролирующих должника лиц, привлеченных к субсидиарной ответственности, включаются в конкурсную массу.
На основании изложенного и, руководствуясь ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 г. N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», ст. ст. 184-185, 223 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

1.Привлечь к субсидиарной ответственности по денежным обязательствам должника _____________________ (наименование организации-должника) руководителя юридического лица _____________________ (Ф. И. О. генерального директора).
2.Взыскать с _____________________ (Ф. И. О. генерального директора) _____________________ (сумма) рублей в пользу _____________________ (наименование организации-должника).

Приложение:
1) документ, подтверждающий направление ответчику копии искового заявления;
2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины;
3) выписка из ЕГРЮЛ;
4) копия определения арбитражного суда _____________________ (наименование) от _____________________ (N, число, месяц, год) о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства;
5) копия протокола _____________________ (N, число, месяц, год) общего собрания акционеров об избрании генерального директора;
6) копия протокола _____________________ (N, число, месяц, год) общего собрания акционеров о компетенции генерального директора;
7) отчет конкурсного управляющего от _____________________ (число, месяц, год);
8) _____________________ (документы, подтверждающие обстоятельства, изложенные в исковом заявлении).

«___»______________ ____ г. ______________________________(подпись конкурсного управляющего, Ф.И.О.)

Как составить заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц

Статьи по теме

С 1 июля 2017 года действуют новые правила, по которым кредиторы подают заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц. Изменился порядок подачи и рассмотрения заявления о субсидиарной ответственности и срок, в течение которого можно обратиться с заявлением.

С 1 июля 2017 года кредиторы получили возможность привлечь контролирующих лиц к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве.

Теперь заявление о привлечении к субсидиарной ответственности можно подать и в том случае, когда:

  • конкурсное производство завершилось;
  • суд вернул заявление о банкротстве;
  • суд прекратил производство по делу о банкротстве из-за того, что имущества должника недостаточно, чтобы возместить судебные расходы на проведение банкротства.

Порядок подачи и рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности

Заявление нужно подавать в суд, который рассматривал дело о банкротстве. Такие правила устанавливает пункт 5 статьи 10 Закона о банкротстве.

Порядок рассмотрения заявления о о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, которое заинтересованное лицо подает после окончания конкурсного производства, зависит от оснований заявления и времени подачи.

Если уполномоченное лицо подает заявление до окончания конкурсного производства, то суд его рассматривает в рамках дела о банкротстве (п. 5.1, 5.4 ст. 10 Закона о банкротстве).

Если уполномоченное лицо подает заявление о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц после завершения конкурсного производства, то суд рассматривает его по правилам дел о защите прав и законных интересов группы лиц (п. 4, 5.5 ст. 10 Закона о банкротстве, гл. 28.2 АПК РФ).

К заявлению нужно приложить перечень лиц, которые заинтересованы в привлечении к ответственности контролирующих лиц. В противном случае суд оставит заявление без движения.

Такое заявление может подать помимо прочих и любой кредитор, то есть:

  • конкурсный кредитор;
  • кредитор по текущим обязательствам;
  • кредитор, требования которого погашаются после требований реестра кредиторов.

Если уполномоченное лицо подает заявление о привлечении к субсидиарной ответственности в связи тем, что контролирующее лицо нарушило обязанность своевременно заявить о банкротстве, то суд рассматривает его по правилам искового производства. При этом должника к участию в деле не привлекают.

Такой порядок действует в случае, когда уполномоченное лицо подает заявление после того, как суд вернул заявление о банкротстве или прекратил производство из-за недостаточности средств (п. 5.7 ст. 10 Закона о банкротстве).

Сроки подачи заявления о привлечении к субсидиарной ответственности

С 1 июля 2017 года увеличили срок, в течение которого можно обратиться с заявлением о привлечении контролирующего лица к субсидиарной ответственности. Раньше он составлял год, а теперь – три года со дня, когда суд признал должника банкротом.

После завершения конкурсного производства с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, которые предусматривает пункт 4 статьи 10 Закона о банкротстве, можно обратиться в течение трех лет, если о соответствующем основании стало известно после завершения конкурсного производства.

Суд восстановит пропущенный срок, если причина пропуска уважительна.

Такой вывод следует из пункта 5 статьи 10 Закона о банкротстве.

Кто может обратиться с заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности

С заявлением о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц в рамках конкурсного производства могут обратиться:

  • конкурсный управляющий;
  • конкурсный кредитор;
  • представитель работников должника, работник, бывший работник должника;
  • уполномоченный орган.

Как указать размер ответственности в заявлении

Если в момент подачи заявления, а также в процессе рассмотрения дела невозможно установить конкретный размер ответственности, то суд рассматривает дело по существу и выносит определение. В нем он делает вывод о том, есть ли основания, чтобы привлечь к субсидиарной ответственности контролирующих лиц.

Если такие основания есть, суд приостанавливает дело до окончания:

  • расчетов с кредиторами;
  • рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Такой вывод следует из пункта 5.1 статьи 10 Закона о банкротстве.

Пленум ВС РФ № 53 о субсидиарной ответственности

21.12.2017 Пленум ВС РФ принял Постановление № 53 «О некоторых вопросах, связанных с привлечением контролирующих должника лиц к ответственности при банкротстве», в котором даны разъяснения как относительно общих принципов и оснований привлечения контролирующих должника лиц к ответственности, так и относительно процессуальных вопросов подачи и рассмотрения заявлений о привлечении к ответственности.

Ниже приводятся наиболее существенные разъяснения.

Исключительный характер субсидиарной ответственности

На фоне существенного расширения практики привлечения контролирующих лиц к субсидиарной ответственности ВС РФ подчеркнул исключительный характер такой ответственности. ВС РФ отметил значимость конструкции юридического лица и недопустимость ответственности, если действия, повлекшие негативные для должника последствия, не выходили за пределы обычного делового риска и не были направлены на нарушение прав кредиторов. Судам при этом следует руководствоваться практикой защиты делового решения, сложившейся в корпоративных отношениях.

Также Верховный Суд указал на субсидиарное применение общих положений глав 25 и 59 ГК РФ об ответственности за нарушение обязательств и об обязательствах вследствие причинения вреда.

Детализированы критерии для признания лица контролирующим

В Постановлении сделан акцент на неформальном подходе при установлении статуса контролирующего лица и необходимости исходить из реального оказания контролирующим лицом определяющего влияния на условия сделок, изменяющих экономическую или юридическую судьбу должника, а также на учете преимуществ, вытекающих из положения привлекаемых к ответственности лиц. При этом, отсутствие оснований субсидиарной ответственности не исключает привлечение контролирующего лица к ответственности в силу иных норм.

ВС РФ разъяснил, что как управляющая компания должника, так и руководитель такой компании могут быть признаны контролирующими должника лицами, а номинальный руководитель по общему правилу подлежит привлечению к ответственности наряду с лицами, осуществлявшими фактическое управление компанией.

Не исключается признание контролирующим участника, обладающего менее 50% голосов (акций) или члена органа управления должника, голосовавшего совместно с иными лицами за решения, оказавшие существенное влияние на деятельность компании.

Верховный суд детализировал понятие выгоды, необходимой для применения презумпции контроля в связи с извлечением выгоды. Во-первых, выгода должна быть существенной относительно масштабов деятельности должника, а во-вторых, ее извлечение невозможно в ситуации добросовестного осуществления руководством должника своих обязанностей.

Содержащийся в Законе о банкротстве презумпции и критерии статуса контролирующих лиц являются опровержимыми, в связи с чем при формировании позиции в спорах о привлечении к субсидиарной ответственности рекомендуем детально анализировать фактические обстоятельства, относящиеся к характеру вменяемых в вину деловых решений и роли конкретного лица в их принятии и реализации.

Детализированы круг лиц и основания привлечения к ответственности за неподачу (несвоевременную подачу) заявления должника о собственном банкротстве

Разъяснено, что учредительным документом полномочия по обращению в суд с заявлением должника о собственном банкротстве не могут быть предоставлены только одному из его директоров, и по общему правилу несколько директоров, действующих совместно или независимо друг от друга, солидарно несут субсидиарную ответственность.

Руководитель должника может быть освобожден от ответственности, если:

  • несмотря на наличие признаков неплатежеспособности, должник не находился в состоянии объективного банкротства;
  • руководитель добросовестно рассчитывал на преодоление в разумный срок финансовых трудностей, приложил необходимые условия для достижения такого результата, выполняя экономически обоснованный план.

Ограничение ответственности руководителя возможно только на тот период, когда выполнение такого плана являлось разумным

Также Верховный суд смягчил условия ответственности иных, кроме руководителя, лиц (например, участника или акционера) за непринятие мер по инициированию банкротства, подчеркнув, что такие лица должны быть осведомлены о возникновении у руководителя обязанности по обращению в суд с заявлением о банкротстве и невыполнении им данной обязанности.

Постановление содержит разъяснение о том, что ответственность такого лица ограничена обязательствами должника, возникшими после истечения совокупности предельных сроков, отведенных на созыв, подготовку и проведение заседания уполномоченного органа управления должника.

ВС РФ обратил внимание на то, что для ликвидатора и членов ликвидационной комиссии срок обращения с заявлением о банкротстве должника составляет не 1 месяц, а 10 дней, и что для членов ликвидационной комиссии по общему правилу ответственность за неисполнение соответствующей обязанности является солидарной.

Размер ответственности за непринятие мер по инициированию банкротства должника может быть увеличен на сумму расходов, необходимых для проведения процедур банкротства, если будет доказано, что он был бы меньше в случае своевременного исполнения контролирующим лицом обязанности по подаче заявления о банкротстве.

Публикация бывшим руководителем информации о наступлении обязанности обращения в суд с заявлением о банкротстве освобождает такого руководителя от ответственности по обязательствам перед кредиторами, возникшими после такой публикации.

Уточнены основания субсидиарной ответственности за невозможность полного погашения требований кредиторов

ВС РФ ориентирует суды на необходимость установления действий контролирующих лиц, которые явились необходимыми причинами объективного банкротства должника. Такие действия могут выражаться, в частности, в принятии ключевых деловых решений недобросовестно и неразумно, в назначении на руководящие должности лиц, результат деятельности которых будет очевидно не соответствовать интересам организации, в создании системы управления, при которой во вред должнику выгоду из его деятельности извлекают третьи лица и т.д.

Особо отмечается необходимость исследовать совокупность сделок и иных операций, так как не может быть признана единственной предпосылкой банкротства последняя сделка (операция), хотя бы она и привела к критическому изменению возникшего ранее неблагополучного финансового положения.

ВС РФ обращает внимание на важность оценки как внутренних, так и внешних факторов, которые могли повлечь невозможность полного погашения требований кредиторов (финансовый кризис, существенное изменение условий ведения бизнеса и т.п.).

Поскольку солидарная ответственность предполагает согласованность, скоординированность и направленность действий контролирующих лиц на реализацию общего для них намерения, при определенных обстоятельствах возможна замена такой формы ответственности на пропорциональную, например, в зависимости от периодов осуществления ими фактического контроля за должником.

Списание кредитором, в том числе уполномоченным органом в порядке ст. 59 НК РФ, задолженности, не является препятствием для последующей подачи заявления о привлечении контролирующего лица к ответственности по таким обязательствам, как и не является единственным основанием исключения суммы задолженности из объема субсидиарной ответственности

Финансовые проблемы компании нередко протекают в период неоднократной смены участников и менеджмента. Разъяснения нацеливают на персонализацию ответственности, установление лиц, по вине которых наступило объективное банкротство, и с очевидностью повлекут расширение круга привлекаемых к ответственности субъектов за счет бывших участников, бенефициаров, руководителей и иных оказавших влияние на деятельность компании лиц.

С учетом изложенного мы рекомендуем при продаже доли участия в компании или прекращении полномочий как члена органа управления или сотрудника учитывать риски потенциального привлечения к ответственности и последствия утраты доступа к документации, подтверждающей ее финансовое состояние.


Закреплены широкие полномочия суда в вопросе квалификации правовых оснований заявленного требования

Независимо от того, каким образом заявитель поименовал вид ответственности и на какие нормы права он сослался, суд самостоятельно квалифицирует предъявленное требование. При недоказанности оснований привлечения к субсидиарной ответственности, но доказанности оснований для применения иных видов ответственности суд принимает решение о привлечении к такой ответственности.

Заявление о привлечении к субсидиарной ответственности

Как вы знаете, с 2017 года в делах о банкротстве наметился определенный тренд: все убытки компании возлагаются на ее владельцев и директоров. Это, конечно, защищает права кредиторов. Судите сами. Теперь ни один бизнесмен не может спокойно ликвидировать юрлицо, через которое он работал, забыв и забив на его долги, потому что над ним будет висеть дамоклов меч субсидиарной ответственности.

Фактически ограниченная ответственность учредителей по долгам общества становится дополнительной. Вот такие изменения организационно-правовой формы, диктуемые реалиями нашей с вами жизни.

Что такое субсидиарная ответственность?

Напомним, о чем мы здесь говорим.

Субсидиарная ответственность контролирующего должника лица — это возможность возложить на его руководителя, учредителя, участника или даже представителя по доверенности обязанность погасить долги общества.

Размер ее считается просто: сумма всех требований в реестре кредиторов минус сумма удовлетворенных требований.

Пример. В реестр включены 3 кредитора с требованиями в 10, 20 и 30 миллионов рублей. У должника выявлено имущество, оно продано за 15 миллионов рублей, 1 миллион из которых пошел на текущие расходы в деле о банкротстве (вознаграждение управляющего, публикация объявлений и прочее).

Следовательно, размер субсидиарной ответственности = (10 + 20 + 30) — (15 — 1) = 46 миллионов рублей.

Кто и когда может подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности?

С 1 июля 2017 года установлен максимально широкий круг заявителей по делам о субсидиарной ответственности. Ими могут быть:

  • арбитражный управляющий (действующий по собственной инициативе или по решению собрания или комитета кредиторов),
  • любой конкурсный кредитор (то есть тот кредитор, который включен в реестр),
  • представитель работников должника,
  • работник или бывший работник должника,
  • налоговый орган.

Об основаниях привлечения к ответственности мы подробно рассказывали ранее. Их немало, и почти для каждого директора и учредителя можно найти повод для огорчения.

Заявление можно подать как во время процедуры банкротства (теперь — на любой стадии), так и в течение трех лет после ее прекращения.

Где найти образец заявления о привлечении к субсидиарной ответственности?

Образец заявления вы, как обычно, можете найти в специальном разделе сайта.

Точнее, заявлений два:

Обращаем внимание на следующие моменты:

  • в заявлении не обязательно указывать сумму, которую вы требуете взыскать с бывшего директора (или иного контролирующего лица), т.к. размер ответственности будет известен после окончания расчетов с кредиторами.
  • если вы пропустили срок подачи, то в заявлении необходимо изложить просьбу суду восстановить пропущенный срок.
  • не забудьте приложить документы, подтверждающие связь ответчика (физического лица) с должником (если, например, ответчик — учредитель должника, то к заявлению прикладывается выписка из ЕГРЮЛ).
  • вместе с подачей заявления вы можете просить арестовать счета или имущество контролирующего лица.

Если у вас есть вопросы по заполнению заявления — задавайте их через специальную форму.

Субсидиарная ответственность при банкротстве с 28 июня 2017 года

Статья 3 Федерального закона от 28.12.2016 N 488-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ввела существенные изменения в институт субсидиарной ответственности при банкротстве.
Первое, на что стоит обратить внимание — это возможность рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения дела о банкротстве должника. Ранее такая возможность отсутствовала.
Согласно нововведениям если соответствующие заявления поданы после завершения конкурсного производства, либо после того, как судом возвращено заявление о признании должника банкротом, или после того, как прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, заявление о привлечении к субсидиарной ответственности может быть подано в Арбитражный суд, который рассматривал дело о банкротстве.

На этом моменте стоит остановиться подробнее.

За рамками банкротства привлечение к субсидиарной ответственности фактически является, на наш взгляд, иском о возмещении убытков по правилам ст.15 ГК РФ, так как банкротства, как такового нет.

Остается открытым вопрос, каким образом будет истцом доказываться виновность руководящих лиц должника. Кто будет финансировать проведение процедуры финансового анализа бухгалтерской отчетности должника. А без этого, как представляется, будет весьма затруднительно доказать виновность действий руководящих органов для привлечения к субсидиарной ответственности.

Например, в рамках Дела № А12-20422/2017 13.06.2017 в Арбитражный суд Волгоградской области (далее — суд) поступило заявление ФНС России в лице МИФНС №10 по Волгоградской области о признании общества с ограниченной ответственностью «Ворошиловская Эксплуатирующая Компания» несостоятельным (банкротом). Производство по делу было прекращено 05.07.2017 года в связи с отсутствием финансирования процедуры. Как представляется, по новым правилам уполномоченный орган в лице ФНС России в лице МИФНС №10 по Волгоградской области теперь может подать исковое заявление в тот же Арбитражный суд о привлечении к субсидиарной ответственности контролирующих лиц должника по правилам ст.15 ГК РФ. https://kad.arbitr.ru/Card/3ed1f097-6045-4d34-b0f8-b12bc1bac338.

Как будет складываться судебная практика по таким искам и какую доказательную базу будут требовать суды, покажет время.

Нововведения разграничили основания привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственно по основаниям п. 2 и п. 4. ст. 10 Закона о банкротстве.

Ранее Закон о банкротстве предусматривал единый подход к рассмотрению заявлений по основаниям п. 2. и п. 4. ст. 10 Закона о банкротстве. Сейчас законодатель данные составы указывает в разных абзацах правовой нормы, тем самым подчеркивая их различия.

Круг лиц, которые могут обратиться в арбитражный суд, законодателем не изменился. Таким правом все так же обладают:

  1. Конкурсный управляющий по своей инициативе
  2. Конкурсный управляющий по инициативе собрания кредиторов или комитета кредиторов,
  3. Конкурсный кредитор
  4. Представитель работников должника,
  5. Работник должника
  6. Бывший работник должника
  7. Уполномоченный орган.

Однако, при подаче заявления на основании пункта 2 ст. 10 Закона о банкротстве теперь необходимо учитывать, что бы задолженность перед соответствующими лицами образовалась после истечения срока, предусмотренного пунктами 2 и 3 статьи 9 Закона о банкротстве.

Исковое заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по п.2 ст. 10 Закона о банкротстве теперь может быть подано в течение трех лет с момента, когда заявитель узнал или должен был узнать о наличии у него оснований, но не позднее трех лет с момента признания должника банкротом. Этот срок может быть восстановлен судом при наличии уважительных причин.

Ранее этот срок составлял один год.

Заявление о привлечении контролирующего должника лица к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному пунктом 4 ст. 10 закона о банкротстве, может быть подано также не позднее трех лет со дня завершения конкурсного производства в случае, если лицо, имеющее право на подачу такого заявления, узнало или должно было узнать о наличии соответствующего основания для привлечения к субсидиарной ответственности после завершения конкурсного производства и если аналогичное требование по тем же основаниям и к тем же лицам не было предъявлено и рассмотрено в деле о банкротстве. В случае пропуска этого срока по уважительной причине он может быть также восстановлен судом. При этом, какие-либо особенности в данном случае учитывать не нужно.

Нововведения коснулись и порядка рассмотрения обособленного спора о привлечении к субсидиарной ответственности.

Ранее дело о банкротстве могло быть приостановлено, если на момент рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности по основанию, предусмотренному ч. 4. ст. 10 Закона о банкротстве, невозможно определить размер ответственности.

В настоящее же время дело может быть приостановлено не только по ч. 4. ст. 10 Закона о банкротстве, но и по другим основаниям.

При этом, изменения теперь обязывают арбитражный суд после установления всех имеющих значение для привлечения к субсидиарной ответственности фактов указывать в резолютивной части определения выводы о доказанности наличия оснований для привлечения контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности и о приостановлении рассмотрения этого заявления до окончания расчетов с кредиторами либо до окончания рассмотрения требований кредиторов, заявленных до окончания расчетов с кредиторами.

Аналогичная обязанность возлагается теперь и на суд апелляционной инстанции в случае отмены определения суда первой инстанции об отказе в привлечении к субсидиарной ответственности.

Для возобновления дела о банкротстве после расчетов с кредиторами конкурсный управляющий одновременно с отчетом о результатах проведения конкурсного производства теперь должен направить в арбитражный суд ходатайство о возобновлении производства по рассмотрению заявления о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности, указав размер субсидиарной ответственности, подлежащей взысканию в пользу каждого лица, чьи требования остались непогашенными в связи с недостаточностью имущества должника.

Иными словами теперь арбитражный суд при разрешении вопроса о привлечении контролирующих должника лиц к субсидиарной ответственности взыскивает недостающие суммы в пользу каждого кредитора, чьи требования остались неудовлетворенными в связи с недостаточностью имущества. При этом, арбитражный суд указывает в обязательном порядке очередность погашения требования каждого кредитора и выдает выдаются исполнительный лист или исполнительные листы по правилам пункта 5.6 ст. 10 Закона о банкротстве.

Кроме всего изложенного следует отдельно обратить внимание на положения нового пункта 5.8. Закона о банкротстве.

Указанная правовая норма определяет, что в случае возврата арбитражным судом заявления о признании должника банкротом или прекращения производства по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве, кредитор, обратившийся с указанным заявлением, кредиторы в деле о банкротстве, производство по которому было прекращено, вправе обратиться с исковым заявлением о взыскании в свою пользу с лиц, указанных в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (контролирующие должника лица), убытков, причиненных по их вине должнику, в сумме, не превышающей размера требований такого кредитора к должнику, при наличии оснований для возмещения убытков должнику, указанных в пунктах 1 — 3 статьи 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Т.е. новеллы Закона о банкротстве теперь дают прямую отсылку на положения ГК РФ и позволяют взыскивать убытки с контролирующих должника лиц убытки вне рамок дела о банкротстве.

Поводя итоги всему изложенному, следует отметить, что теперь законодатель существенно усилил ответственность контролирующих должника лиц, более детально регламентировал процессуальный порядок привлечения к субсидиарной ответственности. Данные меры направлены на борьбу с теневым бизнесом. Однако, не исключено, что могут пострадать добросовестные предприниматели.

К чему это приведет? Покажет время и судебная практика.

Еще по теме:

  • Как оформить решение задачи Решение и оформление простых задач в 1 классе Простые задачи на нахождение суммы 1. Ира прочитала 6 книг, а Петя 3 книги. Сколько всего книг прочитали дети? 2. В вазе лежало 5 груш, положили ещё 4 груши. Сколько груш стало в вазе? 3. На первом окне стояло 2 горшка с цветами, а на втором […]
  • Соглашение о передачи в долевую собственность Соглашение об определении долей по материнскому капиталу В соответствии с п. 4 ст. 10 Закона № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон № 256-ФЗ) родители обязаны выделить доли детям (всем, в том числе рожденным в будущем) в жилом […]
  • Действие уголовного закона во времениВремя совершения преступления Действие уголовного закона во времени Действие уголовного закона во времени Вполне очевидно, что применению подлежит только тот уголовный закон, который вступил в силу и не утратил ее на момент совершения преступления. Между тем, в результате совершенствования уголовного законодательства […]
  • П4 ст13 закон 115-фз Ст. 13 закона n 115 ФЗ Положения ФЗ РФ 115 Ст. 13 Ст. 13 1 закона 115 ФЗ Концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона. 2. Концессионные […]
  • Патент по орловской области Стоимость патента в Орловской области - одна из самых высоких в ЦФО Только 4% предпринимателей в Орловской области применяют патентную систему налогообложения. Наибольшее количество патентов - в розничной торговле, по 18 видам деятельности патенты не выдавались совсем. Об этом сообщил […]
  • Юристы в тольятти комсомольский район Информация о бесплатной юридической помощи 27 августа 2013 Департамент социальной поддержки населения мэрии городского округа Тольятти информирует, что в настоящее время на территории Самарской области бесплатная юридическая помощь оказывается в соответствии с законом Самарской области […]
  • Среднеарифметическое правило Среднее арифметическое Определение. Среднее арифметическое нескольких величин — это отношение суммы величин к их количеству. Примером среднего арифметического служат такие показатели, как урожайность, производительность, посещаемость, скорость движения на определенном участке. Вычисление […]
  • Закон о рекламе часть 6 ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О РЕКЛАМЕ» СОДЕРЖАНИЕ Статья 1. Цели настоящего Федерального закона Статья 2. Сфера применения настоящего Федерального закона Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 4. […]