Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту

uristinfo.net

§ 7. Надзор за обеспечением права обвиняемого на защиту

В обязанности прокурора входит осуществление надзора за выполнением органами дознания или следствия требований Конституции Российской Федерации (ст. 48) об обеспечении права граждан на защиту. Речь идет, главным образом, об участии защитника-адвоката в производстве по уголовному делу. Конституционное регулирование деятельности адвокатов свидетельствует о важном значении деятельности адвокатуры в уголовном судопроизводстве, в постановлении судом законного, обоснованного и справедливого приговора. В Конституции подчеркивается, что каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления «имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения».
Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях — с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника. При этом следователь обязан также разъяснить право обвиняемого иметь защитника, расходы по оплате услуг которого может принять на себя коллегия адвокатов, если обвиняемый не располагает денежными средствами для оплаты услуг адвоката. Следователь не вправе навязывать обвиняемому в качестве защитника определенное лицо. В то же время следователь должен иметь в виду, что член коллегии адвокатов не вправе уклониться от осуществления защиты как по соглашению, так и по назначению коллегии адвокатов. Содержание обвиняемого под стражей не должно служить препятствием к реализации обвиняемым своего права на защиту. Для того, чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь в этом случае обязан предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника для участия в процессе. Если у обвиняемого нет такой возможности, а защитник должен принять участие в процессе со стадии предъявления обвинения, выполнение этой функции следователь должен принять на себя (ст. 49 УПК). Он направляет свое предписание в юридическую консультацию района или города по месту производства предварительного следствия. В тех случаях, когда защитник, избранный обвиняемым, не может явиться для участия в деле, следователь в соответствии со ст. 48 УПК должен предложить обвиняемому пригласить другого защитника, установив для этого 5-дневный срок. Если обвиняемый в указанный срок не воспользуется этим правом, следователь через юридическую консультацию назначает ему другого защитника. Следователь обязан принять меры к замене защитника, если позиция прежнего по вопросам доказанности или недоказанности преступления, его юридической оценки и т. д. не отвечает позиции обвиняемого. Такое решение следователь может принять в случаях, если по этому поводу есть обоснованные заявления (ходатайства) или самого обвиняемого, или его защитника.
Допуская защитника с момента задержания или ареста подозреваемого или с момента предъявления обвинения, следователь обязан создать защитнику необходимые условия для выполнения возложенных на него функций: предоставить свидание с подозреваемым или обвиняемым, дать возможность защитнику ознакомиться с материалами уголовного дела, заявить необходимые ходатайства и т.д. Иногда следователи предъявление обвинения почти объединяют по времени с окончанием предварительного следствия (иногда эти действия выполняются в течение одного дня), чем практически лишают защитника возможности осуществлять свои функции при производстве предварительного следствия.
Участие защитника при производстве расследования не должно сводиться лишь к его присутствию при выполнении следователем отдельных процессуальных действий, в том числе выполняемых по ходатайству защитника. Пленум Верховного Суда СССР в постановлении от 16 июня 1978 г. «О практике применения судами законов, обеспечивающих обвиняемому право на защиту» указал, что в случаях, когда защитник допущен к участию в деле с момента предъявления обвинения, он вправе присутствовать при производстве следственных действий, выполняемых не только по ходатайствам защитника или обвиняемого, но и других следственных действий, если иное не предусмотрено законодательством союзных республик.
Иногда назначение защиты сводится только к исправлению ошибок, допущенных органами предварительного следствия при расследовании ими уголовного дела. Это существенно сужает назначение защиты в стадии предварительного следствия, а следовательно, и права подследственных. Нельзя исходить из презумпции, что по каждому уголовному делу непременно допускаются нарушения закона, ошибки, промахи и упущения в их устранении и состоит основное назначение защитника. На предварительном следствии защитник выступает представителем обвиняемого, защищает и отстаивает его позиции, охраняет его права и законные интересы.
Защитнику обвиняемый может доверить сведения, которыми не располагают ни следователь, ни прокурор. Защитник не вправе самостоятельно распорядиться этими сведениями. Он выполняет волеизъявление обвиняемого. Некоторые следователи, располагая информацией о том, что защитник обладает данными, имеющими существенное значение по делу (например, обвиняемый признал свою вину в убийстве, изнасиловании и т.д., а на допросе у следователя отрицает это), допрашивает защитника в качестве свидетеля. Иногда это делается с согласия прокурора. Это является грубым нарушением закона: защитник обвиняемого не может быть допрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах дела, которые стали ему известны в связи с выполнением обязанностей защитника.
Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя. Эти жалобы направляются прокурору, который обязан рассмотреть их в течение трех дней и сообщить заявителю о результатах их рассмотрения (ст. 218, 219 УПК).

78. Надзор за обеспечением права на защиту

78. Надзор за обеспечением права на защиту

Этот вид надзорной деятельности прокурора обеспечивает защиту конституционной нормы, согласно которой каждый гражданин РФ, задержанный, заключенный под стражу или обвиняемый в свершении преступного деяния, имеет право на помощь защитника (адвоката) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Прокурор контролирует следующие моменты:

1. При задержании, аресте или предъявлении обвинения следователь должен разъяснить задержанному (обвиняемому) его право на защиту. Защитник привлекается к дознанию или предварительному следствию с момента задержания (ареста) и с момента предъявления обвинения соответственно.

2. При отсутствии у задержанного (обвиняемого) финансовой возможности оплатить услуги адвоката следователь разъясняет ему, что эти расходы в таком случае берет на себя коллегия адвокатов.

3. Ни при каких условиях следователь не имеет права настаивать на привлечении в качестве защитника какого-либо определенного лица. Следователь обязан обеспечить право обвиняемого на выбор защитника, предоставив ему для этого свидание с близкими, которым будет поручено пригласить адвоката. При отсутствии таких людей следователь уполномочен взять эту функцию на себя.

4. В ходе предварительного следствия защитник представляет обвиняемого, отстаивая и защищая его права и интересы. Получая от обвиняемого какие-либо сведения, недоступные для следователя и прокурора, адвокат не имеет права распоряжаться ими. Закон запрещает требовать от адвоката раскрытия этих сведений, допрашивать его в качестве свидетеля.

5. В обязанности следователя входит создание условий для выполнения адвокатом его функций: защитник должен иметь возможность встречаться с обвиняемым, изучать материалы уголовного дела, подавать ходатайства и пр.

6. Адвокат имеет право обжаловать решения и действия следователя, направляя жалобы прокурору. В обязанности прокурора входит рассмотрение таких обращений в трехдневный срок, с обязательным уведомлением заявителя о принятом в результате рассмотрения решении.

Прокурорский надзор за соблюдением прав обвиняемого на защиту в суде (2)

Главная > Контрольная работа >Государство и право

Калининградский пограничный институт

Федеральной службы безопасности Российской Федерации

Центр дополнительного образования

По Прокурорскому надзору

Прокурорский надзор за соблюдением прав

обвиняемого на защиту в суде

Выполнила: Павлова Алина Владимировна

69/3 учебной группы

Глава I. Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту. …. 5

Глава II. Процессуальное положение обвиняемого

2.1 Процессуальные права обвиняемого. 9

2.2 Процессуальные обязанности обвиняемого.…….…. 12

Глава III. Содержание и особенности процессуальных гарантий правосудия. 13

Список используемой литературы ……………. ……. …19

Прокурорский надзор — специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры, осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точности исполнения законов, действующих на ее территории.

Согласно ч. 2 ст. 48 Конституции РФ каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. Данное право служит для этих лиц гарантией осуществления других закрепленных в Конституции РФ прав — на получение квалифицированной юридической помощи (ч. 1 ст. 48), на защиту своих прав и свобод всеми способами, не запрещенными законом (ч. 2 ст. 45), на судебную защиту (ст. 46), на разбирательство дела судом на основе состязательности и равноправия сторон (ч. 3 ст. 123) — и находится во взаимосвязи с ними. Прокурор представляет сторону обвинения и одной из его задач является обеспечение права бвиняемого на защиту в суде. В современной Росси люди, по мнению автора, стали чаще решать свои конфликты через суд и естественно появилось больше интереса к праву на защиту. Указанные обстоятельства обуславливают своевременность и актуальность настоящего исследования.

Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы на основе уголовно-процессуального законодательства, научной литературы и правоприменительной практики комплексно исследовать актуальные проблемы участия прокурорского надзора по защите прав обвиняемого.

Для достижения указанной цели автором поставлены следующие задачи:

— уточнить понятие защитника обвиняемого (подозреваемого);

— выделить основные полномочия и обязанности прокурора;

— проанализировать основы процессуально-правового статуса обвиняемого;

— определить особенности процессуальных гарантий правосудия;

— на основании проделанной работы сделать соответствующие выводы по теме.

Нормативно-правовая база исследования представлена Конституцией РФ, уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также подзаконными нормативными правовыми актами министерств и ведомств.

Теоретическая база исследования основана на трудах ученых в области теории государства и права, криминалистики и уголовного процесса.

Структура работы соответствует выдвинутым целям и задачам.

Глава I. Надзор прокурора за обеспечением права обвиняемого на защиту

На обязанности прокурора лежит осуществление надзора за выполнением органами дознания или следователями требований Конституции РФ об обеспечении права обвиняемого на защиту. Речь идет об участии защитника-адвоката. Прокурор осуществляет надзор за тем, чтобы защитник был привлечен к участию в производстве дознания или предварительного следствия с момента задержания или ареста подозреваемого, а во всех остальных случаях-с момента предъявления обвинения. Прокурор следит за тем, чтобы следователь как при задержании и аресте, так и при предъявлении обвинения разъяснил обвиняемому его право иметь защитника. Для того, чтобы обеспечить право обвиняемого на защиту, следователь или прокурор в этом случае обязаны предоставить ему свидание с близкими или родственниками, которые смогут пригласить защитника. Защитник вправе обжаловать любые действия и решения следователя. Эти жалобы направляются прокурору, который обязан рассмотреть их в течении 3 дней и сообщить заявителю о результатах их рассмотрения.

Государственное обвинение могут поддерживать несколько прокуроров. Если в ходе судебного разбирательства обнаружится невозможность дальнейшего участия прокурора, то он может быть заменен. Вновь вступившему в судебное разбирательство прокурору суд предоставляет время для ознакомления с материалами уголовного дела и подготовки к участию в судебном разбирательстве. Замена прокурора не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в ходе судебного разбирательства. по ходатайству прокурора суд может повторить допросы свидетелей, потерпевших, экспертов либо иные судебные действия.

Государственный обвинитель представляет доказательства и участвует в их исследовании, излагает суду свое мнение по существу обвинения, а также по другим вопросам, возникающим в ходе судебного разбирательства, высказывает суду предложения о применении уголовного закона и назначении подсудимому наказания.

Допуск защитника с момента фактического задержания лица, подозреваемого в совершении преступления означает, что последнему возможность иметь защитника должна быть предоставлена сразу после доставления в милицию (иной орган предварительного расследования). Уже с этого момента, вне зависимости от того составлен или нет протокол о задержании лица в соответствии со ст. ст. 91 и 92 УПК РФ, подозреваемый вправе требовать приглашения защитника, а защитнику должна быть предоставлена возможность свидания с подзащитным наедине и конфиденциально без ограничения их числа и продолжительности.

Защитник приглашается обвиняемым (подозреваемым). Соглашение с защитником могут заключить и родители, усыновители, опекуны, попечители обвиняемого, представители учреждений и организаций, на попечении которых находится обвиняемый, а также любое другое лицо по поручению или с согласия обвиняемого (подозреваемого). Процедура приглашения защитника другими лицами обычно следующая. Кто-либо, к примеру, отец обвиняемого заключает соглашение с адвокатом, после чего сам обвиняемый дает письменное согласие или заявляет ходатайство о допуске этого адвоката в качестве его защитника.

Если явка защитника, избранного подозреваемым (обвиняемым) или его близкими родственниками, невозможна (к примеру, в течение двадцати четырех часов с того момента, с которого исчисляется течение срока задержания или заключения под стражу), дознаватель, следователь, начальник следственного отдела, прокурор вправе предложить подозреваемому (обвиняемому) сообщить о том, кого бы он желал пригласить в качестве другого защитника, и обеспечивают ему явку выбранного им нового защитника, а при невозможности этого приглашают ему любого другого адвоката через совет адвокатской палаты субъекта Российской Федерации или действующие в районе адвокатские образования.

В судебных стадиях, роль прокурора не менее важна, чем в досудебных, т.к. в судебном заседании по рассмотрению уголовных дел частно-публичного и публичного обвинения на нем лежит обязанность от имени государства поддерживать обвинение (ст. 15 УПК РФ). Прокурор не только представляет в судебном заседании доказательства обвинения, но также активно участвует в исследовании доказательств, представленных стороной защиты, выражает о них свое мнение, а также излагает свое мнение по любым правовым вопросам, возникающим в ходе рассмотрения уголовного дела.

Наиболее существенным моментом полномочий прокурора при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции является то, что в случае, если прокурор в ходе судебного заседания придет к выводу о том, что представленные им доказательства не подтверждают предъявленного подсудимому обвинения, либо они опровергаются доказательствами, представленными стороной защиты, прокурор, по смыслу ч.7 ст. 246 УПК РФ в обязательном порядке отказывается от поддержания обвинения, излагая, при этом, суду мотивы отказа. Такой отказ, который может быть полным или частичным, влечет за собой прекращение (полное или частичное, соответственно) уголовного преследования либо уголовного дела.

В ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор является ключевой фигурой уголовного процесса, он уполномочен: проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях; возбуждать уголовное дело, поручать его расследование дознавателю, следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству; участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимых случаях лично производить отдельные следственные действия; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела; давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайства об избрании меры пресечения или о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения; разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, а также их самоотводы; отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего ведения следствия, если ими допущено нарушение норм УПК при производстве предварительного расследования; изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать следователю, передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательным указанием оснований такой передачи; передавать уголовное дело от одного органа предварительного следствия другому с соблюдением правил подследственности; отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора, следователя, дознавателя; поручать органу дознания проведение следственных действий, а также давать указания о проведении оперативно-розыскных мероприятий; продлевать срок предварительного расследования; утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства по уголовному делу; утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлять уголовное дело в суд; возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями о производстве дополнительного расследования; приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу (ст. 37 УПК РФ).

Глава II. Процессуальное положение обвиняемого

ПИСЬМО ГТК РФ от 11.02.97 N 11-01/526 «О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ»

5. ОСОБЕННОСТИ НАДЗОРА ПРОКУРОРА ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ ЗАКОННОСТИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ ПРИ УЧАСТИИ В НИХ ЗАЩИТНИКА

Надзор прокурора за исполнением законов органами, осуществляющими дознание и предварительное следствие, является одним из направлений прокурорской деятельности, предусмотренной гл. 2 Закона о прокуратуре Российской Федерации от 17 января 1992 года.

Целью этой деятельности является обеспечение верховенства закона, регулирующего порядок расследования преступлений и определяющего полномочия должностных лиц, ответственных за его производство, а также права и обязанности всех участвующих по делу лиц.

Особое место в системе процессуальных обязанностей органов расследования занимают обязанности по соблюдению требований закона о правах подозреваемого и обвиняемого на защиту, в том числе право иметь защитника (ст. ст. 19, 46, 47 УПК). Реализация этого права является неотъемлемой стороной законности дознания и предварительного следствия.

Как уже указывалось, необеспечение участия защитника в уголовном деле, когда его участие является обязательным, относится к существенным нарушениям уголовно-процессуального закона, влекущим возвращение дела на дополнительное расследование (ст. ст. 232, 345 УПК).

Участие защитника и оказываемая им юридическая помощь подозреваемому и обвиняемому является не только действенным способом защиты их прав и законных интересов. Выявляя обстоятельства, оправдывающие и смягчающие ответственность подозреваемого и обвиняемого, защитник тем самым способствует всестороннему, полному и объективному исследованию обстоятельств уголовного дела, способствует установлению истины. Поэтому обеспечение участия защитника в предусмотренных законом случаях должно неукоснительно соблюдаться при расследовании преступлений. Это обязанность не только лица, производящего дознание, и следователя, но также и прокурора. Это прямо следует из статьи 19 УПК, согласно которой все они обязаны обеспечить подозреваемому и обвиняемому возможность защищаться установленными законом средствами и способами. Но в отличие от лица, производящего дознание, и следователя, которые в обеспечение указанной возможности непосредственно применяют нормы уголовно-процессуального права, регулирующие расследование преступлений, прокурор обеспечивает ему возможность, как правило, опосредованно — путем использования в пределах своих полномочий, предусмотренных ст. 211 УПК, средств надзора за точным применением органами расследования правовых норм, а также за законностью и обоснованностью принимаемых на их основе процессуальных решений. Прокурор вправе отменить, например, постановление следователя об отказе в удовлетворении ходатайства защитника об истребовании доказательств, имеющих значение для дела, если следователь не мотивировал свой отказ, и дать указание истребовать эти доказательства; дать указание допустить к участию в деле избранного обвиняемым защитника, если для его участия нет препятствий, предусмотренных законом, а следователь не допускает его. Лишь в необходимых случаях (а они обычно представляют исключение) прокурор непосредственно применяет указанные нормы. Осуществляя надзор в интересах обеспечения законности, прав подозреваемого и обвиняемого на защиту, прокурор производит лично процессуальные и следственные действия или участвует в них. Так, если следователь не исполнит указания ст. 48 УПК о порядке замены защитника, то прокурор вправе предложить подозреваемому или обвиняемому, находящимся под стражей, пригласить другого защитника либо обеспечивает им защитника через юридическую консультацию, когда явка избранного ими защитника невозможна. Прокурор вправе, реализуя свои полномочия, допросить обвиняемого в присутствии защитника. В целях наиболее полного и объективного расследования по делу, по которому у прокурора есть основания полагать, что он в большей степени, чем следователь, обеспечит соблюдение всех требований закона, в том числе создаст все необходимые условия для реализации прав обвиняемого и его защитника, прокурор может принять дело к своему производству и провести расследование в полном объеме.

Используя различные средства в соответствии с предоставленными законом полномочиями, прокурор осуществляет надзор за соблюдением всех требований закона, обеспечивая таким образом их неуклонное исполнение лицом, производящим дознание, и следователем при расследовании преступлений. При участии защитника в дознании и предварительном следствии у прокурора возникает также обязанность по обеспечению исполнения требований закона, определяющих порядок участия защитника в уголовном деле на данной стадии процесса.

Эту деятельность прокурора по осуществлению им надзора за исполнением законов при проведении расследования с участием защитника можно условно выделить в самостоятельную часть, имеющую свой предмет . В него входит как соблюдение закона о праве подозреваемого и обвиняемого иметь защитника с момента, указанного в ст. 47 УПК, и пользоваться его юридической помощью, так и создание необходимых условий для реализации защитником своих функций, позволяющих ему наиболее полно использовать предоставленные законом права и эффективно участвовать в производстве дознания и предварительного следствия. Кроме соблюдения органом расследования прав подозреваемого, обвиняемого и защитника, в эту часть предмета надзора входит также исполнение защитником своих процессуальных обязанностей. Он должен использовать все указанные в законе средства и способы защиты (ст. 51 УПК), иначе говоря, добросовестно, неформально оказывать подозреваемому и обвиняемому юридическую помощь, отстаивая его права и законные интересы.

В теории иногда такую структурную часть предмета прокурорского надзора именуют объектом. Представляется, что такое разграничение не является принципиальным. Им лишь подчеркивается, что предмет прокурорского надзора шире объекта.

Предметом надзора прокурора в стадии предварительного расследования, осуществляемого с участием в нем защитника, определяется и особенность этого надзора. Он направлен на обеспечение законности действий, таким образом, не только лица, производящего дознание, и следователя, но и защитника, который, кроме прав, имеет и процессуальные обязанности. Особенность надзора состоит также в том, что меры реагирования на нарушение требований закона, принимаемые прокурором в отношении указанных субъектов уголовного процесса в стадии предварительного расследования, различны.

Нарушения закона, допущенные по уголовному делу лицом, производящим дознание, и следователем, устраняются прокурором теми средствами, которые предусмотрены его полномочиями, закрепленными уголовно-процессуальным законодательством. Такими средствами в отношении защитника прокурор не располагает. Он не вправе, например, потребовать от защитника для проверки документы, материалы и иные сведения по уголовному делу, которые имеются у защитника, если он их сам не представит и не заявит ходатайства о приобщении к делу. Прокурор не вправе отстранить допущенного на законном основании защитника от участия в деле так, как он это может сделать в отношении следователя. Однако это не значит, что прокурор не должен реагировать на неисполнение защитником своих обязанностей. В таких случаях прокурор использует другие средства, о которых будет сказано ниже.

Содержанием предмета прокурорского надзора по обеспечению законности дознания и предварительного следствия при участии в них защитника определяется также круг и характер тех специальных вопросов, которые входят в сферу внимания прокурора, к ним относятся следующие:

1. Своевременно ли были разъяснены подозреваемому и обвиняемому их права на приглашение защитника и порядок использования его юридической помощи?

2. Соблюдено ли право подозреваемого и обвиняемого пользоваться юридической помощью избранного ими защитника и обеспечено ли его участие в деле?

3. С какого момента фактически был допущен защитник для участия в деле?

4. Правомочно ли лицо, допущенное в качестве защитника, осуществлять защиту, то есть соответствует ли его статус требованиям ч. 4 ст. 47 УПК, определяющей лиц, которые допускаются в качестве защитников?

5. Не имеется ли обстоятельств, исключающих возможность участия защитника в деле: не защищает ли он двух обвиняемых с противоположными интересами; не находится ли он в родственных отношениях с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором; не являлся ли он по данному делу свидетелем, следователем или иным процессуальным участником?

6. Обеспечено ли участие защитника по делу, по которому его участие обязательно; является ли отказ подозреваемого и обвиняемого от участия защитника добровольным, и правильно ли удовлетворен этот отказ?

7. Соблюдены ли права подозреваемого и обвиняемого на защиту и права защитника, предусмотренные ст. ст. 46, 51, 52 УПК?

8. Были ли созданы условия для эффективного осуществления защитником своих функций? Своевременно ли он ставился в известность о производстве процессуальных и следственных действий, в которых он должен был участвовать?

9. Своевременно ли рассматривались ходатайства подозреваемого, обвиняемого и их защитника, обоснованность их удовлетворения или отказа в удовлетворении?

10. Использовал ли защитник все указанные в законе средства и способы в защите прав и законных интересов подозреваемого и обвиняемого? В достаточной ли мере и своевременно ли оказывал им юридическую помощь, в частности, в обжаловании в суд ареста и продления срока содержания под стражей?

Этот комплекс вопросов, который должен быть в поле зрения прокурора, осуществляющего надзор, не является ни исчерпывающим, ни неизменно постоянным. Он может быть расширен или сокращен в зависимости от обстоятельств, связанных с моментом вступления в дело защитника и этапа расследования, в котором он участвует, с момента объявления протокола задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или постановления об его аресте до предъявления обвинения либо с момента предъявления обвинения или объявления об окончании предварительного расследования. Круг вопросов может зависеть также от того, обязательно ли участие защитника по делу или нет, и некоторых других обстоятельств.

Нельзя не отметить, что прокуроры уделяют недостаточно внимания надзору за соблюдением требований закона по обеспечению прав подозреваемого, обвиняемого, а также защитника, равно как и требований должного исполнения последним своих обязанностей при участии в уголовном деле в стадии предварительного расследования. Происходит это в силу как объективных причин, связанных с перегрузками в работе, так и с недооценкой значения роли защитника в реализации прав подозреваемого и обвиняемого, а подчас и негативного отношения отдельных прокуроров к защитникам, участие которых значительно расширено в последнее время в связи с изменениями и дополнениями, внесенными в уголовно-процессуальное законодательство .

См. Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» от 23 мая 1992 года.

Повышение уровня прокурорского надзора в этом направлении, важном для охраны прав и свобод личности подозреваемого и обвиняемого при расследовании преступлений, в немалой степени зависит как от преодоления недооценки роли в этом профессионального защитника, так и в осознании необходимости усиления прокурорского надзора путем более рациональной организации деятельности прокурора. Отправными при осуществлении надзора являются все вышеуказанные обстоятельства, определяющие круг специальных вопросов, подлежащих проверке прокурором. Именно на них должен акцентировать он свое внимание и с их учетом строить свою работу.

Для наиболее эффективного использования своих полномочий и принятия необходимых мер для предупреждения, выявления и быстрого устранения нарушений закона прокурор должен располагать соответствующей информацией. Прежде всего такая информация нужна о лицах, задерживаемых по подозрению в совершении преступлений, так как они имеют право, чтобы в производимых в отношении них процессуальных действиях участвовал защитник.

Информацию о лицах, задержанных по подозрению в совершении преступления и о реализации их права на защиту, прокурор получает из сообщения органа дознания о задержании и тех материалов, которые направляются ему в течение 24 часов с момента задержания для решения вопроса о даче санкции на заключение под стражу данного лица либо его освобождение (ст. 122 УПК).

По сложившейся практике орган дознания направляет прокурору материалы лишь в случае необходимости получения его санкции на арест. При отсутствии оснований избрания меры пресечения в виде заключения под стражу, убедившись в этом, орган дознания сам в течение 24 часов освобождает задержанного и сообщает в письменной форме об этом прокурору.

Решение вопроса о санкции на арест прокурор обязан принять в течение 48 часов после получения сообщения о произведенном задержании, тщательно изучив все материалы, содержащие основание для заключения под стражу. Такими материалами являются: протокол задержания подозреваемого, протокол его допроса, другие материалы. В них должны содержаться зафиксированные данные о разъяснении подозреваемому права иметь защитника, ходатайстве подозреваемого обеспечить ему возможность воспользоваться услугами выбранного им по соглашению или назначению защитника, о фактическом допуске и участии последнего в уголовном деле.

Отсутствие этих данных в представленных прокурору материалах о задержанном свидетельствует о нарушении требований закона по обеспечению подозреваемому права на защиту. В такой ситуации прокурор возвращает материалы и дает указание органу дознания незамедлительно устранить нарушение закона или же сам принимает в соответствии с требованиями ст. ст. 19 и 47 УПК меры по обеспечению права подозреваемого на защиту. Для этого при необходимости следует допросить подозреваемого, разъяснить ему, что он может пригласить защитника. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого производится в обязательном порядке (ст. 96 УПК и Указание Генерального прокурора Российской Федерации N 46/20 от 10 ноября 1992 года). Целесообразен допрос во всех случаях также подозреваемых лиц, страдающих физическими или психическими недостатками или не владеющих языком, на котором ведется уголовное судопроизводство.

При заявлении соответствующего ходатайства подозреваемого прокурор принимает меры к допуску защитника для участия в деле. Все это должно быть осуществлено в пределах срока, отведенного законом для решения вопроса о даче санкции на арест задержанного подозреваемого.

При отсутствии оснований для ареста прокурор отказывает в даче санкции, и задержанный подозреваемый немедленно подлежит освобождению.

Помимо указанного источника сведений, важных для осуществления прокурорского надзора, прокурор получает нужную информацию путем личных проверок в изоляторах временного содержания (ИВС) граждан, задержанных и арестованных по подозрению в совершении преступлений. Производя периодически такие проверки (в соответствии с Приказом Генерального прокурора РФ N 10 от 21 февраля 1995 года не реже одного раза в десять дней) , прокурор получает возможность выяснить также и соблюдение требований закона об обеспечении права задержанного или арестованного подозреваемого иметь защитника и принять меры к устранению выявленных нарушений закона. Здесь же он может проверить поступление жалоб арестованных на применение в качестве меры пресечения заключения под стражу и своевременного направления в суд. Если прокурор лично получит такую жалобу, он обязан в течение 24 часов направить ее в суд вместе с материалами, подтверждающими законность и обоснованность применения этой меры пресечения, а при необходимости также и со своими объяснениями (ст. 220.1 УПК).

Согласно названному Приказу рекомендуется практиковать проверки во внерабочее время, незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания.

Если лицо не задерживалось по подозрению в совершении преступления и не подвергалось аресту до предъявления обвинения, защитник, как указывалось, допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения по всем уголовным делам. Надзору за законностью на этом этапе расследования прокурор должен уделять серьезное внимание, тщательно проверяя материалы уголовного дела, послужившие основанием для вынесения постановления о привлечении лица к уголовной ответственности, а также соблюдение требований закона о порядке предъявления обвинения, об обеспечении права на защиту обвиняемого, о реализации прав и обязанностей защитником. Участие защитника в деле находит свое отражение в его материалах: протоколах допроса обвиняемого, протоколах других следственных действий, производимых с его участием, в постановлениях об отказе в удовлетворении ходатайств защитника и др. Все эти материалы дают основание для выводов прокурора о том, как соблюдались требования закона об обеспечении права обвиняемого на защиту, а также о том, как выполнял свои обязанности защитник по использованию всех предусмотренных законом способов и средств защиты.

Важное значение здесь имеет для прокурора получение на основе проверки материалов уголовного дела представления о том, были ли созданы со стороны лица, производящего дознание, или следователя необходимые условия защитнику для реализации его процессуальных прав и обязанностей.

Исследования, проведенные рядом правоведов, показывают, что такие условия не всегда создаются. Наиболее часто это выражается в том, что обвиняемый и его защитник практически не имеют возможности своевременно заявить ходатайства и принять участие в следственных действиях, так как следователи предъявили обвинение по значительному числу дел в день окончания следствия. В лучшем случае это происходило за два — три дня до завершения расследования, хотя основания для предъявления обвинения появляются, как правило, гораздо раньше .

См. Синяткин В.Н. Роль защитника в выявлении и устранении следственных ошибок / Вопросы укрепления законности и устранения следственных ошибок в уголовном судопроизводстве. — М., 1988. — С. 81 — 82.

Совершенно очевидно, что в таких случаях защитники практически не могли рассчитывать ни на участие в следственных действиях, ни на удовлетворение каких-либо иных ходатайств. Расследование по делу фактически заканчивалось, а сроки следствия и содержания под стражей обвиняемого к этому моменту обычно истекали.

Прокурорам эта порочная практика хорошо известна. Средством предотвращения таких нарушений закона является контроль прокурора за своевременностью предъявления обвинения. Он может осуществляться путем личного заслушивания следователя о ходе расследования по делу и проверки содержащихся в нем материалов. При этом для обеспечения своевременности предъявления обвинения прокурор может использовать свое право давать следователю указания по делу, предлагая предъявить обвинение определенному лицу в определенный срок .

См. об этом Соловьев А.Б. Прокурорский надзор за законностью и обоснованностью предъявления обвинения / Прокурорский надзор за исполнением законов при раскрытии преступлений. — М., 1988. — С. 43.

Прокурор должен оказать методическую помощь следователю, если тот испытывает трудности в сборе и оценке доказательств, в определении их достаточности для привлечения лица к уголовной ответственности и времени предъявления обвинения, а также обеспечении участия защитника в порядке, предусмотренном законом. Прокурор может дать указание следователю о проведении следственных действий с участием защитника, если последний допущен к участию в деле, но не проявляет достаточной активности в этом и не участвует в тех следственных действиях, в которых он вправе участвовать. Разумеется, это указание для защитника не обязательно.

Основанием для прокурорского реагирования нередко являются жалобы обвиняемых и их защитников об ущемлении их прав на защиту, сообщения средств массовой информации, официальных учреждений, общественных организаций и просто граждан. Внимательное их рассмотрение и анализ является обязанностью прокурора.

С постановлением об избрании обвиняемому меры пресечения в виде заключения под стражу и постановлением о продлении его сроков должен быть ознакомлен не только обвиняемый, но и его защитник. При проверке соблюдения этого требования закона прокурору следует выяснить, было ли разъяснено обвиняемому право обжаловать в суд арест и продление срока заключения под стражу и была ли принесена им или его защитником такая жалоба, своевременно ли они были направлены с необходимыми материалами. Несколько сложнее обстоит вопрос с надзором прокурора за соблюдением этих требований закона по делам, находящимся в производстве органов расследования МВД. Здесь поможет договоренность с руководством этих органов о том, что после предъявления обвинения копия постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого незамедлительно направляется прокурору.

Если в постановлении нет отметки, удостоверенной подписью обвиняемого о разъяснении ему его прав, в том числе и права пригласить защитника, прокурор может потребовать дело для проверки и принятия мер к устранению нарушений закона. Разумеется, при осуществлении надзора в этой части следует использовать и периодические проверки дел. Кроме того, накопленная в результате таких проверок информация о систематических нарушениях закона, допущенных по делам, находящимся в производстве органов расследования МВД, используется прокурором для обобщения и внесения представлений на имя начальника соответствующего органа внутренних дел. Являясь дополнительной мерой прокурорского реагирования на нарушения законности, представление прокурора служит основанием для постановки вопроса об ответственности должностных лиц, допускающих эти нарушения.

При поступлении дела с обвинительным заключением прокурор получает возможность при его изучении вновь проверить: были ли выполнены требования закона о разъяснении лицу, привлеченному к уголовной ответственности, права на защиту; был ли допущен защитник к участию в деле с момента, предусмотренного законом, если об этом ходатайствовал обвиняемый. Следует также выяснить: была ли предоставлена возможность обвиняемому и его защитнику ознакомиться со всеми материалами дела; обосновано ли было отказано в удовлетворении заявленных им ходатайств о дополнении предварительного расследования. Особое внимание прокурор должен уделить соблюдению прав обвиняемых и их защитников на ознакомление с материалами законченных сложных многоэпизодных групповых дел, по которым обвиняемые обычно содержатся под стражей длительное время.

По делам, по которым имело место продление срока содержания обвиняемого под стражей в качестве меры пресечения до полутора лет, материалы оконченного расследованием уголовного дела должны быть предъявлены для ознакомления обвиняемому и его защитнику не позднее чем за месяц до истечения указанного предельного срока содержания под стражей (ч. 4 ст. 97 УПК). Длительные сроки содержания обвиняемых под стражей свидетельствуют о трудностях расследования преступлений и сложности доказывания вины обвиняемых. Объем материалов по таким делам бывает чрезвычайно велик, и для ознакомления с ними должен быть предоставлен достаточный срок. Необходимость обеспечения этого требования закона средствами прокурорского надзора подчеркивается указанием Генерального прокурора Российской Федерации N 46/20 от 10 ноября 1992 года.

При выявлении нарушений права обвиняемого на защиту, которые следует отнести к существенным, прокурор не утверждает обвинительное заключение и возвращает дело своим постановлением на дополнительное расследование .

Нарушения других требований уголовно-процессуального закона, являющиеся основанием для возвращения прокурором дела на дополнительное расследование (полная или частичная неисследованность существенных обстоятельств или же неправильная квалификация действий обвиняемого) здесь не рассматриваются.

В этой связи возникает вопрос: необходимо ли возвращать дело для предъявления обвинения с участием защитника, если ранее при предъявлении обвинения обвиняемому не были разъяснены его права на защиту и защитник был допущен к ознакомлению с материалами дела только при окончании по нему предварительного расследования. Думается, что решение этого вопроса можно оставить в зависимости от усмотрения обвиняемого. Если он не настаивает на том, чтобы обвинение ему было предъявлено вновь с участием защитника, поскольку это право обвиняемого и он может воспользоваться или отказаться от него в любой момент после того, как по закону приобретает это право, то дело с утвержденным обвинительным заключением может быть направлено в суд. Прокурор в этом случае ограничивается указанием лицу, производившему дознание, или следователю на допущенное нарушение закона и предупреждением о недопустимости их впредь.

Если обвиняемый не признает свою вину и считает, что было нарушено его право иметь защитника с момента привлечения его к уголовной ответственности, так как это право не было ему разъяснено и он не воспользовался юридической помощью защитника, не смог активно защищаться и опровергнуть предъявленное обвинение, то ходатайства обвиняемого и его защитника, допущенного к участию в деле лишь к моменту его окончания, подлежат удовлетворению, и дело направляется на дополнительное расследование для предъявления обвинения вновь с участием защитника.

Не допускается альтернатива при решении данного вопроса в случае, когда участие защитника по делу является обязательным. Если прокурор выявит, что обвиняемый несовершеннолетний или страдающий физическими или психическими недостатками, лишающими его возможности самостоятельно осуществлять защиту, или же не владеющий языком, на котором ведется судопроизводство, не имел защитника с момента, с которого по закону он должен был иметь, хотя не выразил явного отказа от него, то дело возвращается на доследование для нового предъявления обвинения с участием защитника и последующего его участия в допросах обвиняемого и других следственных действиях, в которых по закону он вправе участвовать. При этом, представляется, что обвиняемому должны быть разъяснены причины возвращения дела на доследование. Однако следует иметь в виду, что такая ситуация возможна, когда обвиняемый не задерживался и не арестовывался, ибо, в противном случае, нарушение закона, связанное с необеспечением участия защитника, не должно пройти мимо внимания прокурора санкционирующего арест и имеющего возможность принять меры к устранению нарушения закона на более раннем этапе.

Как указывалось, в предмет прокурорского надзора включается не только законность действий лиц, производящих расследование, по обеспечению прав подозреваемого, обвиняемого и защитника. Его участие в дознании и предварительном следствии может быть эффективным только в том случае, если используемые им средства и способы защиты соответствуют требованиям закона. Защитник обязан действенно реализовать свои права по защите законных интересов подозреваемого и обвиняемого.

Деятельность многих защитников по исполнению своих процессуальных обязанностей высоко оценивается теми следователями и прокурорами, которые осознают, что опытный, профессиональный защитник вносит весомый вклад в реализацию требований закона по уголовному делу и способствует проведению расследования на высоком уровне.

Наряду с этим следует, к сожалению, признать, что активность и добросовестность при осуществлении защиты присущи не всем защитникам. Деятельность некоторых из них все еще оставляет желать лучшего. Как показывает практика, нередки случаи, когда адвокаты, участвуя в предварительном расследовании, весьма формально относятся к исполнению своих процессуальных обязанностей. Присутствуя при допросе подозреваемого или обвиняемого, они ограничиваются лишь подписью протокола допроса, не участвуя в самом допросе. Известны случаи, когда откладывалось предъявление обвинения, проведение следственных действий по вине защитника, который, будучи извещен об их проведении, тем не менее не являлся в назначенный следователем день. В ходе расследования адвокат не всегда использует свое право для заявления ходатайств в интересах установления истины.

Прокурор не вправе оставлять без реагирования случаи, когда защитник не выполняет свои процессуальные обязанности и уклоняется от участия в деле или же использует недозволенные средства и способы защиты. Служебный долг прокурора повелевает ему принять меры реагирования, когда защитник игнорирует требования закона об использовании всех указанных в нем средств и способов защиты подозреваемого и обвиняемого.

Не располагая процессуальными средствами воздействия на нарушителя, прокурор в данном случае может использовать свое право на внесение представления об устранении нарушений закона (ч. 2 ст. 21 Закона о прокуратуре Российской Федерации). О неисполнении или ненадлежащем исполнении защитником своих обязанностей, предусмотренных законом (ст. 51 УПК), прокурор может внести представление в Президиум коллегии адвокатов.

Адресат представления не позднее чем в месячный срок должен сообщить в письменной форме прокурору о результатах рассмотрения представления и принятых мерах (ст. 23 Закона о прокуратуре Российской Федерации).

В связи с расширением участия защитника в предварительном расследовании в практику прокурорского надзора было бы целесообразно ввести периодические проверки исполнения требований закона.

Прокурорский надзор должен быть гарантом неуклонного соблюдения требований закона как должностными лицами, производящими расследование, так и участвующим в нем защитником.

Еще по теме:

  • Нотариус щербаковская ул Нотариус щербаковская ул Нотариусы ВАО http://anticor-granit.ru - антикор авто СПб в автосервисе, импортные материалы. Нотариус 111402, Москва, Вешняковская ул., д. 14, корп. 2 +7(495) 9187690 Нотариус МИРАКИНА О.Ю. И САРЫЧИХИНА Е.Ю. 111123, Москва, Владимирская 3-я ул., д. 8, корп. […]
  • Секретарь суда в минске Суд Минского района (220028, г.Минск, ул.Маяковского, 119А) РЕЖИМ РАБОТЫ СУДА МИНСКОГО РАЙОНА Время работы суда Минского района с 09.00 часов до 18.00 часов, обед с 13.00 до 14.00 часов. Прием граждан по организационным вопросам и неэтичного поведения сотрудников суда осуществляется в […]
  • Пунктом 122 правил Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 5 октября 2017 года №409 "О внесении изменений в Федеральные авиационные правила "Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей", утвержденные […]
  • Телефон жалоб на общественный транспорт Tранспорт Пензенской области. Расписание транспорта. Объявление Сайт в стадии обновления оформления и информации. Извините за неудобства Учим знаки Областные автовокзалы Транспорт Пензы Такси в Пензе МРЭО ГИБДД Полезные материалы Голосование Куда пожаловаться на кондуктора или водителя […]
  • 1344 н приказ Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1344н "Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" Приказ Министерства здравоохранения РФ от 21 декабря 2012 г. N 1344н"Об утверждении Порядка проведения диспансерного наблюдения" В соответствии со статьей 46 […]
  • Приказы о коечном фонде Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 17 мая 2012 г. N 555н "Об утверждении номенклатуры коечного фонда по профилям медицинской помощи" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФот 17 мая 2012 г. N 555н"Об […]
  • Приказ смк Приказ смк Всем доброго дня Хочется отдать на строгий суд приказ о разработке, внедрении и сертификации СМК на нашем предприятии. На мой взгляд что-то вот не то, а что - не могу уловить. Общество с ограниченной ответственностью«ХХХХХ»ПРИКАЗОт __ .__.2012г. № -Пг. УУУУУ Содержание: «О […]
  • Приказ от 24032010 г 209 Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" МИНИСТЕРСТВО […]