Форма собственности на леса в рф

13.Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.

Формы и содержание права собственности на леса в РФ определяются Конституцией РФ, Лесным кодексом РФ, гражданским и земельным зако­нодательством. Необходимо иметь в виду, что владение, пользование и рас­поряжение лесным фондом и не входящими в него лесами осуществляется с учетом глобального экологического значения лесов, их воспроизводства, длительности выращивания и иных природных свойств леса (ст. 18 ЛК РФ), то есть с учетом особенностей леса как природного объекта, отличного от обычных объектов права собственности.

Леса РФ являются государственной собственностью. В соответствии со ст. 19 ЛК РФ лесной фонд и расположенные на землях обороны леса нахо­дятся в федеральной собственности. Однако законом допускается передача части лесного фонда в собственность субъектов РФ.

Формы собственности на леса, расположенные на землях городских по­селений (городские леса), устанавливаются специальным федеральным за­коном.

Древесно-кустарниковая растительность, которая не признается лесом, может находиться в частной собственности граждан и юридических лиц, ес­ли она расположена на земельных участках, принадлежащих этим субъектам на праве собственности.

Правовой режим древесно-кустарниковой растительности различен в за­висимости от условий ее появления на земельных участках. Если это про­изошло в результате хозяйственной деятельности или естественным образом на земельном участке после его передачи в собственность гражданина или юридического лица, то владение, пользование и распоряжение ею собствен­ник осуществляет по своему усмотрению.

В других случаях правомочия соб­ственником должны осуществляться в соответствии с требованиями лесного законодательства и законодательства о растительном мире (ст. 20 ЛК РФ).

Лесной фонд изъят из гражданского оборота. Купля-продажа, залог и со­вершение других сделок, которые влекут или могут повлечь за собой отчуж­дение участков лесного фонда, а также участков лесов, не входящих в лес­ной фонд, запрещены.

Сделки с правами пользования участками лесного фонда и лесов, не вхо­дящих в лесной фонд, осуществляются в порядке, установленном лесным за­конодательством РФ, а в части, не урегулированной им, гражданским зако­нодательством.

Животный мирв пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

Российская Федерация обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормами международного права.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории Российской Федерации относятся к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению объектами животного мира регулируются гражданским законодательством в той мере, в какой они не урегулированы настоящим Федеральным законом.

Объектами федеральной собственностиявляются:

– редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных, а также занесенные в Красную книгу РФ;

– обитающие на особо охраняемых территориях федерального значения;

– населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

– подпадающие под действие международных договоров РФ;

– отнесенные к особо охраняемым видам, ценным в хозяйственном отношении;

– естественно мигрирующие по территории двух и более субъектов РФ.

Приведенный перечень является открытым.

Право собственности от имени Российской Федерациии ее субъектов осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции.

Пользователи объектов животного мира обязаны вести учет используемых ими объектов, объемов их изъятия и ежегодно представлять эти и другие данные уполномоченным органам. Государственный учет, кадастр и мониторинг объектов животного мира ведутся по единым для РФ правилам с использованием унифицированных форм хранения информации.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Отношения по владению, пользованию и распоряжению такими животными регулируются гражданским законодательством Российской Федерации, ФЗ о животном мире, законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

13. Право собственности на леса в рф. Право собственности на животный мир.

Формы собственности на лесные участки: лесные зоны и не лесные, но предназначенные для восстановления и ведения хозяйства. Нелесные земли (вырубки, гари, участки занятие просеками, дорогами и т.д.).

До введения ЛК земли относились к федеральной собственности и их приватизация была запрещена. С новым кодексом прекращается монополия на лесные земли.

В ФЗ № 7 нет ни слова о праве собственности. Земли лесного фонда относятся к федеральной собственности. Лесные участки в составе лесного фонда относятся к федеральной собственности. Они не могут быть объектами купли-продажи.

Лесные участки предоставляются только на праве пользования.

Формы собственности на лесные участки в составе земель лесных категорий определяется в соответствии с земельным законодательством, земельные участки на которых произрастают леса могут предоставляться в частную собственность.

Объекты животного мира: формы собственности: федеральная и региональная

К федеральной собственности относится: редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в красную книгу, обитающие на особо охраняемых природных территориях относящиеся к федеральной собственности (ст. 4).

Водные биологические ресурсы. Ст. 10 этого ФЗ – водные биологические ресурсы находятся в исключительной федеральной собственности, за исключением если они обитают в прудах, обводненных карьерах которые принадлежат РФ, субъекта РФ, МО, физическим и юридическим лицам.

Отношения возникновения: первично это предоставления, затем гражданско-правовые сделки.

Основания прекращения: изъятие для государственных природных нужд, изъятие когда земли используются с нарушение законодательства, реквизиция, конфискация.

13.Право соб-ти на леса в рф. Право соб-ти на животный мир.

Лесной кодекс РФ от 2006г.

Статья 8. Право собственности на лесные участки

1. Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.

2. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (земельные участки на которых произрастают леса могут предоставляться в частную собственность).

В соотв со статьей 6 ЛК РФ земли, на которых располагаются леса — это земли лесного фонда и земли иных категорий (ст.101 ЗК к землям лесного фонда относятся лесные земли (земли, покрытые лесной растительностью и не покрытые ею, но предназначенные для ее восстановления, — вырубки, гари, редины, прогалины и другие) и предназначенные для ведения лесного хозяйства нелесные земли (просеки, дороги, болота и другие).

Формы собственности на лесные участки: лесные зоны и не лесные, но предназначенные для восстановления и ведения хозяйства. Нелесные земли (вырубки, гари, участки занятые просеками, дорогами и т.д.).

В ФЗ № 7 нет ни слова о праве собственности.

Лесные участки предоставляются только на праве пользования.

ФЗ от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ «О животном мире»

В соответствии со статьей 4 животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью.

РФ обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ в отношении объектов животного мира в порядке, определяемом настоящим ФЗ, другими ФЗ и иными нпа РФ, а также нормами международного права.

Разграничение государственной собственности на животный мир на федеральную собственность и собственность субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном ФЗ.

Вопросы владения, пользования, распоряжения животным миром на территории РФ относятся к совместному ведению РФ и субъектов РФ.

К федеральной собственности могут быть отнесены следующие объекты животного мира:

редкие и находящиеся под угрозой исчезновения, а также занесенные в Красную книгу РФ;

обитающие на особо охраняемых природных территориях федерального значения;

населяющие территориальное море, континентальный шельф и исключительную экономическую зону РФ;

подпадающие под действие международных договоров РФ;

отнесенные к особо охраняемым, ценным в хозяйственном отношении;

естественно мигрирующие по территориям двух и более субъектов РФ.

К объектам животного мира нормы ГП, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим ФЗ и иными ФЗ.

Перечень объектов животного мира, отнесенных к федеральной собственности, утверждается Правительством Российской Федерации.

Объекты животного мира, изъятые из среды обитания в установленном порядке, могут находиться в частной, государственной, муниципальной или иных формах собственности.

Отношения возникновения: первично это предоставления, затем гражданско-правовые сделки.

Основания прекращения: изъятие для государственных природных нужд, изъятие, когда земли используются с нарушение законодательства, реквизиция, конфискация.

Лес приравняли к земле

Сегодня Лесной кодекс публикует «Российская газета». 1 января будущего года он вступает в силу. До самого последнего дня вокруг него велись ожесточенные споры. И в первую очередь о том, будет разрешена частная собственность на лес или нет.

Беспокойство на этот счет абсолютно понятно и естественно. Лес — это наше все, это неотъемлемая часть нашего образа жизни, менталитета, истории, культуры. Лиши горожанина возможности хотя бы пару раз за лето съездить в лес за грибами, и он просто заболеет. А что говорить о тех, кто буквально живет в лесу! Так что же мы получили в итоге?

Статья 8 кодекса прямо говорит о том, что лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. А это значит — принадлежат государству и всему народу. Но дело в том, что леса у нас находятся не только на территории лесного фонда. Есть леса на землях поселений, на землях сельхозназначения, есть леса министерства обороны и министерства образования и науки и другие. Так вот, здесь уже, как говорится, возможны варианты. Формы собственности на такие лесные участки определяются в соответствии с земельным законодательством.

Для сведения: леса, не входящие в состав лесного фонда, составляют примерно полпроцента от общей площади всех лесов. Частная собственность возможна именно в их отношении.

Однако критически настроенные оппоненты настаивают на том, что при большом желании возможна и приватизация участков лесного фонда, и даже особо охраняемых природных территорий. Для этого нужно сначала взять участок лесного фонда в аренду, а потом перевести его в земли иных категорий. Это очень непросто, но возможность такую кодекс не отрицает.

Кодекс прямо говорит: граждане имеют право «свободно и бесплатно» пребывать в лесах, собирать грибы-ягоды и все, что можно съесть, для собственных нужд.

И все же ограничения есть. Доступ граждан может быть ограничен или вовсе запрещен в леса, расположенные на землях обороны и безопасности, на землях особо охраняемых природных территорий (заповедники и т.п.). И в обычных лесах пребывание может быть ограничено. Но оснований для этого всего два: для обеспечения пожарной и санитарной безопасности в лесах и для обеспечения безопасности граждан при выполнении работ. Никаких других оснований для ограничений входа в лес быть не может.

Для того чтобы получить в аренду лесной участок, необходимо принять участие в аукционе. Но если претендентов оказалось менее двух и аукцион не состоялся, то единственный претендент может получить участок по первоначальной цене аукциона.

Лесной участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, может быть передан в аренду на срок от 10 до 49 лет. Если в течение всего срока арендатор добросовестно соблюдал все условия договора аренды, то он имеет преимущественное право на заключение договора на новый срок. Цена зависит от того, для каких целей берется участок в аренду, будет там изыматься лесной ресурс или нет. Базовые ставки аренды определяют правительство, регион или муниципалитет, в зависимости от того, в чьем ведении находится данный лесной участок.

Кодекс четко говорит: использование лесов в Российской Федерации является платным. Это касается использования в любых целях.

Кодекс предусматривает, что граждане имеют право заготавливать древесину для собственных нужд: на дрова, на строительство и для других личных целей. Но, как и прежде, за это нужно заплатить. Исключение делается только для коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока. Им лес на рубку предоставляется бесплатно, но в пределах норм, установленных законами субъектов РФ.

Новый Лесной кодекс не допустит перехода прав собственности от государства к арендатору.

Об этом заявил вчера заместитель министра экономического развития и торговли РФ Андрей Шаронов. По его словам, документ лишь повышает экономическую привлекательность лесного фонда для временных хозяев. «Новый закон не предполагает перехода прав собственности к арендатору, — заявил Андрей Шаронов. — Если сейчас поводом для перевода может служить уничтожение леса, зачастую специальное, то, новый кодекс обязывает лесопользователя все восстановить».

Говоря об экономической составляющей Лесного кодекса, заместитель министра отметил, что новый закон поможет сделать лесную отрасль более прибыльной. По словам замдиректора Департамента имущественных и земельных отношений, экономики природопользования минэкономразвития Всеволода Гаврилова, доходы только от одной аренды лесов увеличатся как минимум в два раза. «Если сегодня средняя рентабельность лесного сектора составляет минус 20-30 процентов, то после вступления в силу кодекса мы планируем уйти в плюс, — говорит Гаврилов. — Когда леса получат реального хозяина, мы ожидаем увеличение инвестиций в лесозаготовку и снижение доли убыточных предприятий».

До 1 июля будущего года правительство должно подготовить необходимые нормативные акты для того, чтобы Лесной кодекс заработал полностью, а субъекты РФ могли определиться с административно-правовыми формами лесных хозяйств.

ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА И ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Уральский государственный юридический университет»

Институт заочного и ускоренного обучения

Кафедра: Земельного и экологического права

по дисциплине: ЗЕМЕЛЬНОЕ ПРАВО

на тему: ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ НА ЛЕСА И ЛЕСНЫЕ УЧАСТКИ

Проверил старший преподаватель:

Понятие «леса» и классификация лесов

Юридическое понятие «лес» , основывающееся на анализе сферы действия лесного законодательства и содержания института права лесопользования, может быть определено как совокупность всех растительных организмов, древесных, кустарниковых, травянистых и других растений (мхов, лишайников и т.п.). Следует уточнить, что речь идет о совокупности названных видов, произрастающих в пределах земель лесного фонда Российской Федерации и землях иных категорий.

По целевому назначению леса, расположенные на землях лесного фонда, подразделяются на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса. Леса, расположенные на землях иных категорий, могут быть отнесены к защитным лесам (ст. 10). В зависимости от целевого назначения Лесной кодекс РФ определяет особенности их использования, охраны, защиты, воспроизводства защитных лесов.

К защитным лесам, в частности, относятся:

— леса, расположенные на особо охраняемых природных территориях;

— леса, расположенные в водоохранных зонах;

— леса, выполняющие функции защиты природных и иных объектов (леса, расположенные в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; защитные полосы лесов, расположенные вдоль железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, автомобильных дорог общего пользования, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации; зеленые зоны, лесопарки; городские леса; леса, расположенные в первой, второй и третьей зонах округов санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов;

— ценные леса (государственные защитные лесные полосы; противоэрозионные леса; леса, расположенные в пустынных, полупустынных, лесостепных, лесотундровых зонах, степях, горах; леса, имеющие научное или историческое значение; орехово-промысловые зоны; лесные плодовые насаждения; ленточные боры.

При этом Лесной кодекс РФ выделяет особо защитные участки лесов, к которым относятся:

— берегозащитные, почвозащитные участки лесов, расположенных вдоль водных объектов, склонов оврагов;

— опушки лесов, граничащие с безлесными пространствами;

— постоянные лесосеменные участки;

— заповедные лесные участки;

— участки лесов с наличием реликтовых и эндемичных растений;

— места обитания редких и находящихся под угрозой исчезновения диких животных.

Кодексом определяется правовой режим отдельных категорий лесов. Так, в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, за исключением случаев, предусмотренных самим Кодексом. Выборочные рубки лесных насаждений в лесах, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, проводятся только в целях вырубки погибших и поврежденных лесных насаждений (ст. 105).

В зеленых зонах, лесопарках запрещаются:

— использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях;

— ведение охотничьего хозяйства;

— ведение сельского хозяйства;

— разработка месторождений полезных ископаемых;

— размещение объектов капитального строительства, за исключением лесных троп, гидротехнических сооружений.

Конкретные особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, выполняющих функции защиты природных и иных объектов, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Использование лесов осуществляется с предоставлением или без предоставления лесных участков, с изъятием или без изъятия лесных ресурсов (ст. 24).

Виды использования лесов

Кодексом определяются виды использования лесов. Согласно ст. 25 использование лесов может быть следующих видов:

— заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;

— заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;

— ведение охотничьего хозяйства и осуществление охоты;

— ведение сельского хозяйства;

— осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;

— осуществление рекреационной деятельности;

— создание лесных плантаций и их эксплуатация;

— выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;

— выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;

— строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;

— строительство, реконструкция, эксплуатация линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов;

— переработка древесины и иных лесных ресурсов;

— осуществление религиозной деятельности.

Право собственности на леса

Право собственности является наиболее полным вещным правом на лесные участки вместе с произрастающими на них лесами. Право собственности можно рассматривать в объективном и субъективном смысле. Право собственности в субъективном смысле можно определить как закрепленную за собственником юридически обеспеченную возможность владеть, пользоваться, распоряжаться принадлежащим ему имуществом по своему усмотрению и в своем интересе путем совершения в отношении этого имущества любых действий, не противоречащих закону и иным правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственного господства1. В объективном смысле право собственности представляет собой правовой институт, т.е. совокупность правовых норм, регулирующих особую сферу имущественных отношений по поводу земли и других природных ресурсов.

В соответствии с действующим ЛК РФ право собственности на леса прямо не закреплено в законодательстве. В нем право собственности на леса закрепляется посредством закрепления собственности на земельные участки, на которых произрастают леса. Лес представляет собой сложную вещь, состоящую из нескольких частей: из земельного участка, лесной растительности и других частей.

Леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 Л К РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Большинство лесов произрастает на землях лесного фонда, поэтому находится в федеральной собственности. Лесной кодекс РФ не предусматривает возможности приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Также в федеральной собственности находятся леса, произрастающие на землях обороны и безопасности, на территории заповедников, национальных парков и др.

Лесной кодекс РФ 2006 г. ввел собственность на леса субъектов РФ как разновидность государственной собственности. Субъекты РФ названы в качестве участников лесных отношений в ст. 4 ЛК РФ. Их собственность на леса, например, прямо предусмотрена ч. 1 ст. 82 ЛК РФ, в соответствии с которой к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ. Собственность субъектов РФ на земельные участки закрепляет ст. 18 ЗК РФ. В собственности субъектов РФ находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Лесной кодекс РФ предусматривает также введение новой формы собственности на леса — муниципальной собственности. К полномочиям органов местного самоуправления в отношении лесных участков относятся полномочия по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками (п. 1 ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Собственность муниципальных образований на земельные участки также предусмотрена ЗК РФ. В соответствии со ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ, право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Муниципальные образования как собственники лесных участков наделены ЛК РФ полномочиями по владению, пользованию и распоряжению такими лесными участками. К полномочиям органов местного самоуправления относятся также установление ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади такого лесного участка в целях его аренды; осуществление муниципального лесного контроля и надзора в отношении таких лесных участков, организация осуществления мер пожарной безопасности в лесах и др. (ч. 1 ст. 84 ЛК РФ). Кроме того, органы местного самоуправления осуществляют разработку и утверждение лесохозяйственных регламентов лесничеств, лесопарков, расположенных на землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса (ч. 1.1 ст. 84 ЛК РФ). При этом перечень полномочий органов местного самоуправления не является исчерпывающим: органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов в порядке, установленном законодательством РФ (ч. 2 ст. 84 ЛК РФ).

В ЛК РФ не предусмотрена возможность передачи участков леса из земель лесного фонда в собственность субъектов РФ и муниципальных образований.

В частной собственности могут находиться леса, произрастающие на земельных участках, которые предоставлены в частную собственность, например земельные участки из состава земель сельскохозяйственного назначения.

Важной особенностью государственной собственности является то, что она создается и функционирует для выполнения государственных задач. При этом государство защищает свое право собственности на тех же основаниях, как и другие собственники. В государственной собственности находят свое выражение известные властные, публичные элементы, которые при последовательно демократической организации общества ограничены законом1.

В Конституции РФ раскрывается содержание права собственности на землю и другие природные ресурсы. В соответствии со ст. 36 Конституции РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Общее понятие права собственности независимо от объекта права собственности сформулировано в ст. 209 ГК РФ, которое в полной мере согласуется с вышеуказанной нормой Конституции РФ. Содержанием права собственности являются правомочия владения, пользования, распоряжения. В соответствии с гражданским законодательством собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом (п. 2 ст. 209 ГК РФ).

В лесном законодательстве не раскрывается содержание указанных правомочий, однако в цивилистической науке ученые практически единодушны при решении данного вопроса. «Под правомочием владения понимается основанная на законе (или юридически обеспеченная) возможность иметь у себя данное имущество, содержать его в своем хозяйстве (числить на балансе и т.п.); под правомочием пользования — аналогичная возможность эксплуатации (хозяйственного использования) имущества путем извлечения из него полезных свойств, его потребления; под правом распоряжения — соответствующая возможность определить судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния или назначения (в форме отчуждения, уничтожения и т.д.)»1.

В лесном законодательстве определяются специфические черты и характер содержания права федеральной собственности на леса, произрастающие на землях лесного фонда, а также особенности механизма реализации правомочий собственника на этот природный ресурс. Нормы гражданского законодательства о праве собственности конкретизируется в лесном законодательстве. Это обстоятельство обусловлено содержанием п. 3 ст. 129 ГК РФ, согласно которому земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Таким образом, гражданским законодательством установлен приоритет природоресурсного законодательства. Кроме того, согласно ч. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется собственником в той мере, в какой их оборот допускается законом, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц. Данной нормой установлен предел осуществления права собственности.

На первый взгляд Российская Федерация обладает такими же правомочиями, что и частные земельные собственники, т.е.

содержание права федеральной собственности на леса составляют правомочия владения, пользование и распоряжения. Однако право государственной собственности на леса обладает значительной спецификой. Это позволило проф. О. И. Крассову сделать вывод о том, что «правовая конструкция субъекта права публичной собственности, при которой осуществление права собственности возлагается на органы государственной власти или органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов, не дает оснований для признания за этими субъектами двух правомочий: владения и пользования»1. О. И. Крас-сов проанализировал содержание правомочий собственника применительно к содержанию права публичной (государственной) собственности на землю, включая произрастающие на ней леса. «По действующему законодательству, пожалуй, единственными правовыми формами осуществления владения землей является учет земельных участков, отражение соответствующих сведений в документах государственного земельного кадастра и государственная регистрация соответствующего права на земельный участок»2, однако этого не достаточно для того, чтобы признать, что Российская Федерация осуществляет правомочие владение в его традиционном понимании.

Правомочие пользования земельным участком представляет собой его непосредственную эксплуатацию и извлечение доходов. Но субъект права публичной собственности никогда сам не использует землю. Правомочия по владению и пользованию земельным участком всегда осуществляет субъект права на земельный участок, производного от права собственности на него (постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения), но не субъект права государственной собственности. Физические и юридические лица, реально использующие земельные участки, находящиеся в государственной собственности, наделяются этими правомочиями исключительно в силу закона. «Субъект права публичной собственности на землю обладает только одним, но самым главным правомочием собственника — правомочием распоряжения»3.

Ввиду того, что субъект права государственной собственности не обладает правомочиями владения и пользования землей, к нему неприменим комплекс прав и обязанностей, предусмотренных ст. 40 («Права собственников земельных участков на использование земельных участков») и 42 («Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков») ЗК РФ. Это объясняется тем, что весь комплекс прав и обязанностей, адресованный собственникам земельных участков, касается исключительно правомочий владения и пользования земельным участком, которыми наделены физические и юридические лица, реально использующие земельные участки. Неприменимы также к субъектам права публичной собственности на землю и требования ст. 13 ЗК РФ, касающиеся охраны земель.

Данная точка зрения обоснована еще и потому, что при характеристике права федеральной собственности на леса правомочия, составляющие содержание права собственности, исходя из цивилистической «триады», не наполнены реальным содержанием. В ЛК РФ не предусмотрено, что Российская Федерация (в отличие от субъектов РФ) осуществляет правомочия по владению, пользованию, распоряжению лесами. Такие правомочия субъектов РФ предусмотрены п. 1 ст. 82 ЛК РФ, согласно которому к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ относятся владение, пользование, распоряжение лесными участками, находящимися в собственности субъектов РФ.

Следует отметить, что применить традиционную «триаду» правомочий собственника затруднительно к раскрытию содержания права федеральной собственности еще и потому, что в соответствии с действующим ЛК РФ основные полномочия Российской Федерации в области лесных отношений переданы субъектам РФ, которые они и осуществляют.

Право собственности на леса характеризуется еще такой особенностью, как неразрывной связью с природными объектами (земельными участками, объектами животного мира), что отражает интересы населения РФ.

Анализ законодательства с уверенностью позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет право собственности, а полномочия в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов РФ.

Таким образом, «цивилистическая триада» рассчитана, прежде всего, на раскрытие содержания права частной собственности, но ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

Субъектом права федеральной государственной собственности на леса является Российская Федерация, обладающая рядом особенностей.

Российская Федерация в соответствии с законодательством не является юридическим лицом. Тем не менее в соответствии со ст. 124 ГК РФ она является субъектом гражданско-правовых отношений, поскольку выступает на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами. Однако существует большие различия между публичными образованиями (Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями) и физическими и юридическими лицами как субъектами права. Пункт 2 ст. 124 ГК РФ допускает применение к публичным образованиям общих норм о юридических лицах, если иное не следует из закона или особенностей этих образований.

Российская Федерация может иметь любое имущество на праве собственности, в том числе изъятое из оборота, в отличие от субъектов РФ, которые не могут иметь имущество на праве собственности, отнесенное к исключительной собственности РФ.

Российская Федерация как таковая не может непосредственно сама осуществлять право собственности, поскольку понятие «государство» носит абстрактный характер. Управление и распоряжение принадлежащим ему имуществом осуществляют органы исполнительной власти, а также специально уполномоченные юридические и физические лица. Российская Федерация осуществляет право собственности через разветвленную сеть своих органов.

В соответствии со ст. 7 ЛК РФ 1997 г. все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, образовывали лесной фонд. В ЛК РФ 1997 г. на лесной фонд была установлена федеральная собственность (ст. 19). Леса, расположенные на землях обороны, также находились в федеральной собственности (ст. 19 ЛК РФ 1997 г.). Вопрос о форме собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, не был решен в законодательстве. Тем самым ЛК РФ 1997 г. устанавливал исключительную федеральную собственность на леса.

Ситуация изменилась с принятием нового ЛК РФ в декабре 2006 г. В нем предусмотрено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий (ч. 1 ст. 6 ЛК РФ). Лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности (ч. 1 ст. 8 ЛК РФ). Леса на других участках могут находиться в иных формах собственности. Так, в п. 3 ч. 3 ст. 23 ЛК РФ 2006 г. в отличие от ЛК РФ 1997 г. прямо закреплено, что леса могут находиться на землях особо охраняемых природных территорий, которые могут быть в частной собственности1. Хотя следует обратить внимание, что подавляющее большинство лесов все же находятся в федеральной собственности, поскольку большинство лесов произрастает на землях лесного фонда.

Земельное законодательство не урегулировало в полной мере вопрос о праве собственности на земельные участки с произрастающими на них лесами. В соответствии с абз. 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ ограничиваются в обороте земельные участки из состава земель лесного фонда. Также ограничены в обороте леса, произрастающие в пределах земель особо охраняемых природных территорий, а также на земельных участках, предоставленных для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Вопрос о праве собственности на леса на землях обороны раньше был прямо урегулирован п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»: «Земли и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности». В настоящее время из формулировки этой статьи «леса, воды» изъяты. Однако леса относятся к природным ресурсам, поэтому можно путем логического толкования данной статьи установить, что леса, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, относятся к федеральной собственности.

При этом земли и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ (п. 11 ст. 1 Федерального закона «Об обороне»).

Действующий Лесной кодекс РФ, так же как и ЛК РФ 1997 г. не урегулировал вопрос о праве собственности на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, включая городские леса. Городские леса не входят в состав земель лесного фонда. Формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством (ч. 2 ст. 8 ЛК РФ). Однако земельное законодательство не решает эту проблему3.

Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов. Это повысит их защищенность, не допустит их отчуждение для использования земельных участков для других целей, благоприятно скажется на экологической обстановке в городах, поскольку она прямо зависит от состояния лесов. Городские леса очень значимы для населения, проживающего на землях населенных пунктов.

Ведение лесопаркового хозяйства в городских лесах достаточно затратный процесс, убыточно с точки зрения возможности получения прибыли, поэтому для сохранения полезных качеств городских лесов необходимо финансирование мероприятий по охране, защиты, воспроизводству лесов из федерального бюджета. Финансовые возможности РФ превосходят, например, финансовые возможности органов местного самоуправления. Федеральная собственность на городские леса необходима для обеспечения единого правового режима всех лесов на территории РФ.

При всех столь значительных изменениях лесного законодательства главным достоинством нового ЛК РФ, как и ранее действовавшего ЛК РФ 1997 г., является то, что им не допускается возможность приватизации лесов, произрастающих на землях лесного фонда. Это согласуется со ст. 27 ЗК РФ, в соответствии с которой земли лесного фонда ограничены в обороте. Как гласит абз. 2 п. 2 ст. 27 ЗК РФ, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

В настоящее время вводить частную собственность на леса явно преждевременно. Крупные лесопромышленники не собираются скупать большие участки леса для заготовки древесины. Не следует идеализировать самосознание частных собственников участков лесного фонда. Если они займутся вырубкой древесины, то при цикле ее выращивания до 100 лет придется ждать плодоношения плантаций более века, а рассчитывать на обогащение смогут лишь их внуки или правнуки1.

Зарубежный опыт США, Канады и других стран также свидетельствует о нецелесообразности частной собственности на леса. Государственная (федеральная в США) собственность является формой собственности, наилучшим образом отвечающей как экономическим, так и экологическим национальным интересам2.

Таким образом, можно констатировать, что новый ЛК РФ ввел многообразие форм собственности на леса с некоторой оговоркой. Хотя физических и юридических лиц ЛК РФ не называет в качестве субъектов права собственности на леса, но в ч. 1 ст. 6 ЛК РФ закреплено, что леса располагаются на землях лесного фонда и землях иных категорий. При этом в ч. 2 ст. 8 ЛК РФ законодатель развивает далее мысль: формы собственности на лесные участки в составе земель иных категорий определяются в соответствии с земельным законодательством. Иными словами, леса могут произрастать на землях, находящихся в частной собственности (например, на землях сельскохозяйственного назначения) в соответствии с земельным законодательством.

Федеральная собственность на лесные участки на землях лесного фонда имеет целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем.

Использование лесов в соответствии с ЛК РФ осуществляется на определенных титулах. Лесной кодекс РФ закрепляет следующие права пользования лесными участками (ст. 9 ЛК РФ):

— постоянного (бессрочного) пользования лесными участками;

— ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут);

— безвозмездного срочного пользования лесными участками;

— аренды лесных участков.

Права на участки земель лесного фонда возникают и прекращаются по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством РФ о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено ЛК РФ.

В аренду предоставляются лесные участки гражданам и юридическим лицам. При предоставлении лесных участков в аренду заключается договор аренды лесного участка.

1. Цивилистическая «триада» правомочий собственника рассчитана преимущественно на раскрытие содержания права частной собственности. Ее затруднительно применить к конструкции права федеральной собственности на леса, поскольку последняя обладает значительной спецификой.

2. Анализ законодательства позволяет сделать вывод о том, что Российская Федерация реально не осуществляет правомочия собственника, поскольку большинство полномочий в области использования и охраны лесов передано субъектам Российской Федерации.

3. В соответствии со ст. 83 ЛК РФ большинство полномочий Российской Федерации в области лесных отношений переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации, которым на эти цели передаются субвенции из федерального бюджета. В целях совершенствования государственного управления в области использования и охраны лесов необходимо дополнить ст. 83 ЛК РФ ч. 7 (1), устанавливающей, что порядок изъятия соответствующих полномочий у органов государственной власти субъектов Российской Федерации в случае ненадлежащего осуществления переданных им полномочий определяется Правительством РФ на основе предложений уполномоченного федерального органа исполнительной власти.

4. Федеральная собственность на леса носит целевой характер: ее правовое регулирование подчинено обеспечению рационального и неистощительного использования лесов, сохранению биологического разнообразия лесных экосистем. Она предназначена для сохранения лесов.

5. Необходимо закрепить в ЛК РФ федеральную собственность на леса, произрастающие на землях населенных пунктов, поскольку эта форма предпочтительна для сохранения и рационального использования лесов.

1.Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) /с учётом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 01.01.01 г. N 6-ФКЗ и от 01.01.01 г. N 7-ФКЗ)//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2009. N 4, ст. 445.

2.Земельный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г. N 95-ФЗ// Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4147.

3.О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г N 137-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001 г. N 44, ст. 4148.

4.Часть первая Гражданского кодекса Российской Федерации: федеральный закон от 01.01.01 г. N 51-Ф3//Собр. законодательства Рос. Федерации. 1994. N 32, ст. 3301.

5.Лесной кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ//Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006 г. N 50, ст. 5278.

6. Боголюбов С. А. Земельное право : учебник для вузов / С. А. Боголюбов, В. В. Никишин, В. В. Устюкова. — М. : НОРМА, 20с.

7. Гусев Р. К. Земельное право : учебное пособие / Р. К. Гусев. — Изд. 3-е, перераб., испр. и доп. — М. : ИНФРА-М ; КОНТРАКТ, 2005. — VI, 199 с.

Еще по теме:

  • Документы на развод и правила ЮрФинансКонсалтинг Брачные взаимоотношения в России регулируются Семейным кодексом РФ (СК РФ), ФЗ «Об актах гражданского состояния», Гражданско-процессуальным кодексом РФ (ГПК РФ) и другими действующими нормативными документами. В соответствии со ст. 16 СК РФ брак между супругами может […]
  • Образец заявления о возврате денег за мебель Самозащита потребителя претензия мебель образец В претензии Вам необходимо указать, кому Вы ее предъявляете, представиться и своими словами описать суть дела и свои требования. Обратите внимание в соответствии со ст. 18, 19 Закона "О защите прав потребителей" до истечения гарантийного […]
  • Людовик 19 правил сколько лет ЛЮДОВИК XIX Другое имя: герцог Ангулемский Имя латиницей: Louis Antoine; duc d`Angouleme Пол: мужской Дата рождения: 06.08.1775 Место рождения: Версаль, Франция Дата смерти: 03.06.1844 Возраст (68) Место смерти: Герц, Италия Знак зодиака: Лев По восточному: Коза Ключевой год: 1820 XIX […]
  • Зао иском курган Зао иском курган Курган +7 (3522) 55-00-29 КУПИ КВАРТИРУ МЕЧТЫ ГРУППА КОМПАНИЙ ​Кургансельстрой ГК «Кургансельстрой» — один из крупнейших застройщиков Курганской области. Главные направления деятельности компании — строительство и ремонт жилых, общественных, административных и […]
  • Изменения в закон о прокуратуре рф Внесены изменения в закон о прокуратуре Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «0 прокуратуре Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 22 февраля 2017 года и одобрен Советом Федерации 1 марта 2017 года. Справка […]
  • Приложение 3 к приказу министерства труда и социальной защиты Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н "Об утверждении форм бланков личного дела получателя государственных услуг в области содействия занятости населения" Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 26 февраля 2015 г. N 125н"Об утверждении […]
  • Налог на квартиру льготы детям Ребенок-инвалид и налог на имущество Обязанность по уплате налога Платить налог должны лица, признаваемые плательщиками данного налога (ст. 19 НК РФ). Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане, обладающие правом собственности на имущество, […]
  • Приказ фтс от 19072013 1349 Приказ Федеральной таможенной службы от 8 июля 2016 г. N 1339 "О внесении изменения в Инструкцию о действиях должностных лиц таможенных органов, совершающих таможенные операции и проводящих таможенный контроль в отношении судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также […]