В исправительных центрах исполняются наказания

Правовое регулирование исполнения (отбывания) ограничения свободы

Ограничение свободы как вид уголовного наказания впервые введено в отечественное законодательство в 1996 г. В соответствии с Федеральным законом от 8 января 1997 г. № 2-ФЗ «О введении в действие Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации» (в ред. от 10 января 2002 г.) исполнение данного наказания было отложено до 2005 г., однако оно до сих пор не введено в действие.

Ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора (ст. 53 УК РФ). Согласно ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ такими учреждениями являются исправительные центры.

Ограничение свободы назначается только в качестве основного вида наказания: а) лицам, осужденным за совершение умышленных преступлений и не имеющим судимости, – на срок от 1 года до 3 лет; б) лицам, осужденным за преступления, совершенные по неосторожности, – на срок от 1 года до 5 лет. В случае замены обязательных работ или исправительных работ ограничением свободы оно может быть назначено на срок менее 1 года.

Ограничение свободы не назначается лицам, признанным инвалидами I или II группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет, женщинам, достигшим 55-летнего возраста, мужчинам, достигшим 60-летнего возраста, а также военнослужащим, проходящим военную службу по призыву.

В соответствии со ст. 47 Уголовно-исполнительного кодекса РФ осужденные к ограничению свободы отбывают наказание в исправительных центрах, как правило, в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены. Исключение здесь составляют осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены иного вида наказания, а также осужденные, по месту постоянного жительства которых отсутствуют исправительные центры. Они могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта РФ.

Направление осужденных к ограничению свободы к месту отбывания наказания осуществляется в двух формах: самостоятельно и под стражей. Самостоятельно следуют в исправительный центр осужденные к ограничению свободы или осужденные, которым это наказание назначено в порядке замены иного вида наказания. В отношении осужденных к ограничению свободы установлен следующий порядок. Уголовно-исполнительная инспекция по месту жительства осужденного к ограничению свободы не позднее 10 суток со дня получения соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) вручает осужденному предписание о направлении к месту отбывания наказания. В предписании с учетом необходимого для проезда времени указывается срок, в течение которого осужденный должен прибыть к месту отбывания наказания. Осужденному выдаются билеты и денежные средства на дорогу, так как осужденные в соответствии со ст. 48 Уголовно-исполнительного кодекса РФ следуют к месту отбывания наказания за счет государства.

Осужденные, которым неотбытая часть лишения свободы заменена ограничением свободы, освобождаются из-под стражи и следуют в исправительный центр также за счет государства и самостоятельно. Администрацией исправительного учреждения осужденному может быть также разрешен краткосрочный выезд на срок до 5 суток без учета времени нахождения в пути с последующим самостоятельным прибытием в исправительный центр.

С учетом личности осужденного, места расположения исправительного учреждения и исправительного центра осужденный по определению суда может быть направлен в исправительный центр в порядке, установленном для осужденных к лишению свободы, т.е. под конвоем. Конвоирование указанных лиц осуществляется сотрудниками соответствующих подразделений УИС в специальных вагонах и автомобилях, на пароходах и в самолетах по установленным маршрутам под стражей и постоянным надзором.

В случае уклонения осужденного от получения предписания или неприбытия к месту отбывания наказания в установленный в предписании срок осужденный объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток. После задержания осужденный направляется к месту отбывания наказания под конвоем либо в суд направляется представление о замене ограничения свободы лишением свободы в порядке применения ч. 3 ст. 53 УК РФ.

Срок ограничения свободы исчисляется со дня прибытия осужденного в исправительный центр. В срок ограничения свободы засчитываются из расчета 1 день пребывания под стражей за 2 дня ограничения свободы: время содержания осужденного под стражей в качестве меры пресечения; время следования под конвоем из исправительного учреждения в исправительный центр. Кроме того, в срок ограничения свободы засчитывается время краткосрочного выезда после освобождения из исправительного учреждения до прибытия в исправительный центр. В срок ограничения свободы не засчитывается время самовольного отсутствия осужденного на работе или по месту жительства свыше 1 суток.

Порядок исполнения ограничения свободы установлен нормами гл. 8 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Определенные обязанности по исполнению данного вида наказания и применению к осужденным средств исправления закон возлагает на сотрудников исправительных центров, а также на администрации организаций, в которых работают осужденные к ограничению свободы (рис. 6).

Порядок исполнения указанных обязанностей определяется УИК РФ, Положением об исправительном центре, которое разрабатывается и утверждается Правительством РФ, иными нормативными правовыми актами.

Рис. 6.Порядок исполнения ограничения свободы

В исправительных центрах будут действовать Правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые Минюстом России по согласованию с Генеральной прокуратурой РФ.

Порядок отбывания ограничения свободы установлен в ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, согласно которой в различных исправительных центрах отбывают наказание осужденные, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, и осужденные к ограничению свободы по приговору суда, а также осужденные за преступление, совершенное в соучастии. Отдельно от иных осужденных содержатся осужденные, ранее отбывавшие лишение свободы и имеющие судимость.

Осужденные к ограничению свободы находятся под надзором и обязаны: а) выполнять Правила внутреннего распорядка исправительных центров; б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра; в) постоянно находиться в пределах исправительного центра, не покидать его без разрешения администрации. Осужденным, которым ограничение свободы назначено в порядке замены более мягким видом наказания, в необходимых случаях администрация исправительного центра может разрешить выезд на срок до 5 суток за его пределы непосредственно после постановки осужденного на учет, если такой выезд не был разрешен администрацией исправительного учреждения после освобождения; г) проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях и не покидать их в ночное время без разрешения администрации исправительного центра; д) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности, как правило, в нерабочее время продолжительностью не более 2 часов в неделю; е) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.

Осужденные к ограничению свободы вправе иметь при себе наличные денежные средства и распоряжаться ими без ограничений. В то же время осужденным запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения таких предметов у осужденных они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, либо реализуются. Средства от реализации изъятых предметов зачисляются в соответствующий бюджет. В том же порядке передаются на хранение или уничтожаются изъятые вещества.

Основным средством обеспечения исполнения обязанностей и запретов, установленных для осужденных к ограничению свободы, является надзор. Он осуществляется администрацией исправительного центра и состоит в наблюдении и контроле за осужденными по месту жительства и месту работы, а также в нерабочее время. Так, осужденные, а также помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных – досмотру. Порядок осуществления надзора определяется нормативными правовыми актами Минюста России.

Для стимулирования правопослушного поведения осужденных к ограничению свободы уголовно-исполнительное законодательство предусматривает определенную систему мер. В частности, ч. 8 ст. 50 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает возможность улучшения условий отбывания данного вида наказания. Осужденным, не допускающим нарушений Правил внутреннего распорядка исправительных центров и имеющим семью, по постановлению начальника исправительного центра может быть разрешено проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади. Эти осужденные обязаны являться для регистрации до 4 раз в месяц. Периодичность регистрации устанавливается постановлением начальника исправительного центра. Кроме того, осужденным к ограничению свободы разрешается заочно обучаться в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования, расположенных в пределах территории субъекта РФ по месту отбывания наказания.

В ст. 57 Уголовно-исполнительного кодекса РФ закреплены меры поощрения, применяемые к осужденным к ограничению свободы. Основаниями их применения служат хорошее поведение и добросовестное отношение к труду осужденных. Администрация исправительного центра может применить следующие меры поощрения: а) благодарность; б) разрешение на проведение за пределами исправительного центра выходных и праздничных дней; в) разрешение на проведение отпуска с выездом за пределы исправительного центра; г) денежная премия; д) досрочное снятие ранее наложенного взыскания.

Условия отбывания ограничения свободы включают в себя материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение осужденных к ограничению свободы. Материально-бытовое обеспечение включает в себя создание в исправительных центрах необходимых жилищно-бытовых условий, обеспечение осужденных вещевым имуществом и питанием.

Осужденные размещаются в общежитиях исправительных центров, где им предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Норма жилой площади в расчете на одного осужденного в исправительном центре не может быть менее 4 м2.

Одежда, белье и обувь приобретаются осужденными самостоятельно за счет собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств по не зависящим от них причинам администрацией исправительных центров в индивидуальном порядке может быть оказана помощь.

Питание осужденных организуется администрацией исправительных центров и оплачивается осужденными за счет собственных средств. При отсутствии у осужденных собственных средств по не зависящим от них причинам питание обеспечивается за счет средств государства.

Кроме того, осужденные могут приобретать, хранить и использовать все предметы, изделия и вещества, за исключением предметов, изделий и веществ, перечень которых установлен законодательством РФ и Правилами внутреннего распорядка исправительных центров.

Медико-санитарное обеспечение состоит в оказании осужденным к ограничению свободы лечебно-профилактической и санитарно-профилактической помощи. Эти виды помощи оказываются в соответствии с законодательством РФ об охране здоровья с учетом установленного порядка отбывания наказания. Лечебно-профилактическая помощь оказывается в двух формах: амбулаторная и стационарная. Для амбулаторного медицинского обслуживания осужденных по решению Минюста России и Минздравсоцразвития России могут создаваться медицинские учреждения. Стационарное медицинское обслуживание осужденных осуществляется учреждениями органов здравоохранения по месту нахождения исправительных центров в порядке, установленном нормативными правовыми актами Минздравсоцразвития России по согласованию с Минюстом России.

Администрация исправительных центров несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований.

В законе регламентируется применение к осужденным, отбывающим наказание в виде ограничения свободы, практически всех основных средства исправления. Так, ст. 56 Уголовно-исполнительного кодекса РФ определяет, что с осужденными к ограничению свободы администрацией исправительного центра, а также администрацией организации, в которой работают осужденные, проводится воспитательная работа. Она организуется в различных формах (индивидуальная, групповая, массовая и др.) и направлена на нравственное совершенствование личности осужденного и формирование его правопослушного поведения. Активное участие осужденных в проводимых мероприятиях воспитательного характера поощряется и учитывается при определении степени их исправления.

Вместе с тем ст. 58 Уголовно-исполнительного кодекса РФ устанавливает ответственность за нарушение порядка и условий отбывания ограничения свободы и за злостное уклонение от отбывания ограничения свободы. Нарушением порядка и условий отбывания ограничения свободы являются нарушение трудовой дисциплины, общественного порядка или установленных для осужденного правил проживания, самовольное без уважительных причин оставление территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, оставление места работы или места жительства на срок не более 24 часов, за что на него налагались взыскания в письменной форме.

К осужденным, нарушающим трудовую дисциплину, общественный порядок или установленные правила проживания, а также самовольно без уважительных причин оставившим территорию исправительного центра, не возвратившимся или несвоевременно возвратившимся к месту отбывания наказания, оставившим место работы или место жительства на срок не более 24 часов, администрацией исправительного центра могут применяться следующие меры взыскания: а) выговор; б) запрещение покидать общежитие в определенное время суток на срок до 1 месяца; в) водворение в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных центров в дисциплинарный изолятор на срок до 15 суток. Кроме того, в случае нарушения осужденным общественного порядка он может быть водворен в дисциплинарный изолятор до решения вопроса о применении к нему мер взыскания, но не более чем на 24 часа.

Злостным уклонением от отбывания наказания являются самовольное без уважительных причин оставление осужденным территории исправительного центра, невозвращение или несвоевременное возвращение к месту отбывания наказания, оставление места работы или места жительства на срок свыше 24 часов. В отношении осужденного, злостно уклоняющегося от отбывания наказания, начальник исправительного центра или лицо, его заменяющее, направляет в суд представление о замене неотбытого срока ограничения свободы лишением свободы. При этом время отбытия ограничения свободы засчитывается в срок лишения свободы из расчета 1 день лишения свободы за 1 день ограничения свободы.

Со дня направления соответствующего представления и до решения суда осужденный с санкции прокурора может быть водворен в дисциплинарный изолятор на срок до 30 суток. Осужденный, оставивший территорию исправительного центра на срок свыше 24 часов, объявляется в розыск и подлежит задержанию на срок до 48 часов. Данный срок может быть продлен судом до 30 суток.

Порядок применения мер поощрения и взыскания к осужденным к ограничению свободы установлен в ст. 59 Уголовно-исполнительного кодекса РФ. Правом применения предусмотренных мер поощрения и взыскания пользуется в полном объеме начальник исправительного центра или лицо, его заменяющее. Начальник отряда имеет право объявлять осужденному благодарность. Решение о применении к осужденным к ограничению свободы мер поощрения и взыскания выносится в письменной форме.

При применении мер взыскания учитываются обстоятельства совершения нарушения, личность и предыдущее поведение осужденного. Налагаемое взыскание должно соответствовать тяжести и характеру совершенного нарушения. Взыскание налагается не позднее 10 суток со дня обнаружения нарушения, а если в связи с нарушением производилась проверка – со дня ее окончания, но не позднее 30 суток со дня совершения нарушения. Взыскание исполняется, как правило, немедленно, а в исключительных случаях – не позднее 30 суток со дня его наложения.

Таким образом, ограничение свободы заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора 18-летнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора. Согласно ст. 16 Уголовно-исполнительного кодекса РФ такими учреждениями являются исправительные центры. Ограничение свободы по объему правоограничений, устанавливаемых осужденным, и применяемых к ним средств исправления является наиболее строгим альтернативным наказанием. В процессе реализации наказания в виде ограничения свободы затрагиваются личная свобода осужденного, свобода его передвижения, выбора им труда и места жительства, на осужденного распространяются другие ограничения в соответствии с порядком отбывания наказания. Вместе с тем при исполнении указанного вида наказания нет такого объема правоограничений, детальной регламентации поведения осужденного, как при исполнении уголовных наказаний, связанных с изоляцией от общества.

В России за десять лет почти на треть сократилось число заключенных

Введенное в прошлом году наказание в виде принудительных работ отбывали около шестисот осужденных

Москва. 23 января. INTERFAX.RU — Число заключенных, отбывающих наказание в местах лишения свободы в России, за десять лет сократилось более чем на 200 тысяч человек, сообщил директор Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Геннадий Корниенко.

«С 2008 года количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, сократилось с 730 тыс. человек до 497 тыс. человек или на 32%. На 100 тыс. населения России в местах лишения свободы отбывает наказание 431 человек», — сказал Корниенко во вторник на встрече с депутатами партии «Единая Россия» в Госдуме.

Он отметил, что по данным Международного центра исследования тюрем Россия находится на 12-м месте по численности заключенных под стражу и отбывающих наказание в виде лишения свободы, при этом в 2008 году Россия была на втором месте после США. «Количество лиц, находящихся в следственных изоляторах за указанный период сократилось с 153 тыс. человек до 104 тыс. человек или на 32%», — подчеркнул директор ФСИН.

Корниенко также сообщил, что около шестисот человек в течение прошлого года отбывали наказание в виде принудительных работ. «С 1 января 2017 года исполняется новый вид уголовного наказания — принудительные работы. В настоящее время созданы восемь исправительных центров и 15 изолированных участков исправительных учреждений, функционирующих как исправительные центры, с общим лимитом наполнения 1900 человек. В течение 2017 года в исправительных центрах отбывало наказание около 600 осужденных», — сказал Корниенко.

По его словам, количество таких осужденных возрастает. «Согласно статистике, судами Российской Федерации наказание в виде лишения свободы назначается по менее 30% приговорам, по остальным — применяются наказания, не связанные с изоляцией от общества», — подчеркнул директор ФСИН.

Согласно статье 53.1 УК РФ, принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые. В случае уклонения осужденного от наказания оно заменяется лишением свободы на тот же срок. Планировалось, что после введения принудительных работ как нового вида уголовного наказания численность приговоренных к принудительным работам должна составить в первый год до 6 тысяч человек, а в перспективе может увеличиться до 30 тысяч.

Итоговый отчет ФСИН

13 января ФСИН опубликовала на своем сайте итоговый отчет, в котором говорилось, что число осужденных в России в прошедшем году возросло более чем на 52 тысячи человек, в то же время тюремное население сократилось почти на 30 тысяч узников. «По состоянию на 1 января 2018 года в учреждениях уголовно-исполнительной системы (УИС) содержалось 602 тыс. 176 человек (на 27,9 тыс. человек меньше, чем на 1 января 2017 года)», — говорится в итоговом отчете.

В частности, в исправительных колониях отбывало наказание почти 495 тыс. человек (на 24,5 тыс. меньше), в том числе 2014 преступников, осужденных к пожизненному лишению свободы (за год поступило девять человек) и в колониях-поселениях — порядка 35 тыс. человек, говорится в отчете ведомства.

В следственных изоляторах (СИЗО) содержалось более 104 тыс. арестантов (почти на 3000 меньше).

На протяжении 2017 года в России уголовному преследованию было подвергнуто почти 1 млн 94,6 тыс. граждан (на 52 тыс. больше, чем в 2016г.), свидетельствует статистика.

Статья 16 УИК РФ. Учреждения и органы, исполняющие наказания

1. Наказание в виде штрафа исполняется судебными приставами-исполнителями по месту жительства (работы) осужденного.

2. Наказание в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства (работы) осужденного, исправительным учреждением или дисциплинарной воинской частью. Требования приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью исполняются администрацией организации, в которой работает осужденный, а также органами, правомочными в соответствии с законом аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью.

3. Наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняется судом, вынесшим приговор. Требования приговора о лишении специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются должностным лицом, присвоившим звание, классный чин или наградившим государственной наградой, либо соответствующими органами Российской Федерации.

4. Наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

5. Наказание в виде исправительных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.

6. Утратил силу. — Федеральный закон от 08.12.2003 N 161-ФЗ.

7. Наказание в виде ограничения свободы исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.

7.1. Наказание в виде принудительных работ исполняется исправительным центром.

8. Наказание в виде ареста исполняется арестным домом.

9. Наказание в виде лишения свободы исполняется колонией-поселением, воспитательной колонией, лечебным исправительным учреждением, исправительной колонией общего, строгого или особого режима либо тюрьмой, а в отношении лиц, указанных в статье 77 настоящего Кодекса, следственным изолятором.

10. Наказание в виде пожизненного лишения свободы исполняется исправительной колонией особого режима для осужденных, отбывающих пожизненное лишение свободы.

11. Наказание в виде смертной казни исполняется учреждениями уголовно-исполнительной системы.

12. В отношении военнослужащих наказания исполняются военной полицией Вооруженных Сил Российской Федерации: содержание в дисциплинарной воинской части — в специально предназначенных для этого дисциплинарных воинских частях; арест — на гауптвахтах. Ограничение по военной службе исполняется командованием воинских частей, в которых проходят службу военнослужащие (далее — командование воинских частей).

13. Условно осужденные находятся под контролем уголовно-исполнительных инспекций, которые также осуществляют контроль за применением принудительных мер медицинского характера, назначенных в соответствии с частью второй.1 статьи 102 Уголовного кодекса Российской Федерации. За условно осужденными военнослужащими контроль осуществляется командованием воинских частей.

14. Учреждения, указанные в частях четвертой, пятой, седьмой, седьмой.1, восьмой, девятой и десятой настоящей статьи, являются учреждениями уголовно-исполнительной системы.

Комментарии к ст. 16 УИК РФ

1 — 6. Исполнение наказания преследует цели исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами (ст. 1 УИК РФ). Наказание всегда связано с ограничениями прав, свобод и законных интересов лиц, его отбывающих. Поэтому деятельность, связанная с исполнением наказания, должна быть не только урегулирована государством на законодательном уровне (причем, как устанавливает ст. 71 Конституции РФ, это законодательство является исключительно федеральным), но и осуществляться государственными органами.

С системой уголовных наказаний, предусмотренных ст. 44 УК РФ, корреспондирует система учреждений и органов, их исполняющих, закрепленная ст. 16 УИК РФ. Поэтому виды исполняемых наказаний расположены в основном в той последовательности, которая предусмотрена УК РФ. Исключение составляют наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих, сгруппированные УИК РФ в одной части статьи.

УИК РФ дифференцирует учреждения и органы, исполняющие наказания, по двум основаниям в зависимости от того, что лежит в основе классификации — вид наказания или вид учреждения либо органа, его исполняющего. В зависимости от вида наказания учреждения и органы подразделяются на следующие группы: 1) исполняющие наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества (разд. II УИК РФ), — штраф; лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательные работы; исправительные работы; ограничение свободы; 2) исполняющие наказания, связанные с изоляцией от общества (разд. III и IV УИК РФ), — арест; лишение свободы; содержание в дисциплинарной воинской части; 3) исполняющие наказания в отношении осужденных военнослужащих (разд. V УИК РФ) — ограничение по военной службе; арест; содержание в дисциплинарной воинской части; 4) исполняющие наказание в виде смертной казни.

По второму основанию органы и учреждения, исполняющие наказания, дифференцируются на следующие категории: 1) суд, исполняющий лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Реально никаких функций по исполнению данного наказания суд не осуществляет, поскольку требования приговора выполняются соответствующими государственными органами либо должностными лицами, перечисленными в ч. 3 комментируемой статьи. Следует подчеркнуть, что они согласно п. 3 ст. 5 Закона об исполнительном производстве не являются органами принудительного исполнения и потому не относятся к учреждениям и органам, исполняющим наказания. Вместе с тем ч. 3 ст. 16 УИК РФ, наделяющая суд несвойственной ему функцией — исполнением наказания, — нуждается в редакции, так как противоречит принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции РФ; 2) Федеральная служба судебных приставов, исполняющая наказание в виде штрафа; 3) командование воинских частей, исполняющее наказания в отношении осужденных военнослужащих в виде содержания в дисциплинарной воинской части, ареста, ограничения по военной службе, а также осуществляющее контроль за условно осужденными военнослужащими; 4) учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, исполняющие остальные виды наказаний.

Статья 3 Закона об исполнительном производстве возлагает исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации на службу судебных приставов, а непосредственное осуществление этих функций — на судебных приставов-исполнителей. Их права и обязанности предусмотрены ст. 12 Закона о судебных приставах. Исполнение наказания в виде штрафа является одной из функций судебных приставов-исполнителей (см. комментарий к ст. 31 — 32 УИК РФ).

Уголовно-исполнительная инспекция, входящая в уголовно-исполнительную систему, исполняет наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; обязательные работы; исправительные работы; осуществляет контроль за условно осужденными, осужденными беременными женщинами и женщинами, имеющими детей, к которым применена отсрочка исполнения наказания. Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими деятельность инспекций, являются: УИК РФ, Положение об уголовно-исполнительных инспекциях и Инструкция о порядке исполнения наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества (см. комментарий к ст. ст. 25 — 30, 33 — 46, 177 — 178, 187 — 190 УИК РФ).

Утв. Постановлением Правительства РФ от 16.06.1997 N 729 (в ред. от 20.02.1999) // СЗ РФ. 1997. N 25. Ст. 2947; 1999. N 10. Ст. 1228.

7. Наказание в виде ограничения свободы должны исполнять исправительные центры. Данный вид наказания задумывался, с одной стороны, как наказание, которое должно быть достаточно суровым для реализации такой цели наказания, как восстановление социальной справедливости, с другой, чтобы у него отсутствовали те негативные последствия, которые свойственны лишению свободы, и главное — отсутствие изоляции от общества. Поэтому условия и порядок отбывания ограничения свободы урегулированы в соответствии с данными целями. Однако как материальные возможности государства, так и внутренние противоречия законодательства (конкуренция с институтом колоний-поселений) не позволяют на протяжении уже свыше 10 лет исполнять это наказание. За это время было принято два Федеральных закона, которыми продлялось действие отлагательных норм о введении в действие наказания в виде ограничения свободы. По последнему из них (Федеральному закону от 10.01.2002 N 4-ФЗ) намечалось применять это наказание не позднее 2005 г.

8. Наказание в виде ареста должно исполняться арестными домами. Арест, так же как и ограничение свободы, не назначается и не исполняется с момента принятия УК РФ и УИК РФ, и перспектив в обозримом будущем это наказание не имеет. Срок действия отлагательных норм о введении в действие наказания в виде ареста истек в 2006 г.

9 — 10. Лишение свободы — наиболее часто назначаемый судами РФ вид наказания. Его удельный вес на протяжении многих лет стабильно составляет свыше 30% от всех уголовных наказаний. Лишение свободы может быть назначено как на определенный срок, так и пожизненно. Для его исполнения законодательством предусмотрена разветвленная система исправительных учреждений, включающая исправительные колонии, воспитательные колонии, тюрьмы, лечебные исправительные учреждения и следственные изоляторы, выполняющие функции исправительных учреждений в отношении осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, а также в отношении осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в следственных изоляторах с их согласия (ст. 74 УИК РФ). В соответствии с доктриной уголовно-исполнительного права основными учреждениями, исполняющими лишение свободы, являются исправительные колонии, подразделяемые на колонии-поселения трех видов, исправительные колонии общего, строгого и особого режима. Отбывание части срока наказания в тюрьмах назначается достигшим совершеннолетия осужденным мужчинам, представляющим на момент совершения преступления наибольшую общественную опасность. Отбывание лишения свободы в воспитательных колониях назначается лицам, не достигшим на момент вынесения приговора 18 лет. Лечебные исправительные учреждения и лечебно-профилактические учреждения предназначены соответственно для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, и для медицинского обслуживания осужденных (см. комментарий к разд. IV УИК РФ).

11. Смертная казнь впредь до ее отмены согласно ст. 20 Конституции РФ является исключительной мерой наказания. Обвиняемому предоставляется право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. В целях обеспечения безопасности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, предупреждения преступлений и правонарушений УИК РФ не называет вид исправительных учреждений, в которых смертная казнь приводится в исполнение. В то же время на законодательном уровне подробно урегулированы порядок применения этого наказания и особенности правового положения осужденных к смертной казни.

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.02.1999 N 3-П наказание в виде смертной казни на территории Российской Федерации не может ни исполняться, ни назначаться впредь до реального обеспечения права каждого обвиняемого на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, т.е. до создания судов присяжных в каждом субъекте РФ (см. комментарий к ст. ст. 184 — 186 УИК РФ).

12. В связи с особенностями правового статуса обеих сторон правоотношений наказания, исполняемые в отношении осужденных военнослужащих, выделены в самостоятельный раздел УИК РФ. Наказания, перечисленные в ч. 12 комментируемой статьи, а также осуществление контроля за условно осужденными военнослужащими исполняются командованием воинских частей в соответствии с уголовно-исполнительным и военным законодательством, включая нормативные правовые акты, изданные Минобороны России (см. комментарий к разд. V УИК РФ).

13. Контроль за условно осужденными осуществляют уголовно-исполнительные инспекции. Их деятельность регламентирована федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ, постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, нормативными правовыми актами Минюста России (см., например, Инструкцию о порядке исполнения наказаний без изоляции от общества). Для повышения эффективности поставленных перед ними задач инспекции тесно взаимодействуют с органами внутренних дел, главным образом с участковыми уполномоченными милиции и инспекциями по делам несовершеннолетних (см. комментарий к ст. ст. 187 — 190 УИК РФ).

14. Часть 14 комментируемой статьи устанавливает перечень учреждений и органов, исполняющих наказания, входящих в уголовно-исполнительную систему. Структура, содержание и правовое регулирование деятельности уголовно-исполнительной системы предусмотрены Законом об органах, исполняющих уголовные наказания, и Постановлением Правительства РФ от 01.02.2000 N 89 «Об утверждении Перечня видов предприятий, учреждений и организаций, входящих в уголовно-исполнительную систему» (в ред. от 29.10.2003) .

СЗ РФ. 2000. N 6. Ст. 769; 2003. N 44. Ст. 4317.

Принудительные работы исполняются на свободе или в заключении?

Здравствуйте. Подскажите, пожалуйста, принудительные работы — связано ли это наказание с лишением свободы. Я имею ввиду, принудительные работы исполняются на свободе или в заключении?

Ответы юристов (3)

Не на свободе, но и не в колонии. Отбывается в специальных учреждениях — исправительных центрах. Их по моему только 4 построено.

Статья 53.1. Принудительные работы

(введена Федеральным законом от 07.12.2011 N 420-ФЗ)

1. Принудительные работы применяются как альтернатива лишению свободы в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части настоящего Кодекса, за совершение преступления небольшой или средней тяжести либо за совершение тяжкого преступления впервые.
2. Если, назначив наказание в виде лишения свободы, суд придет к выводу о возможности исправления осужденного без реального отбывания наказания в местах лишения свободы, он постановляет заменить осужденному наказание в виде лишения свободы принудительными работами. При назначении судом наказания в виде лишения свободы на срок более пяти лет принудительные работы не применяются.
3. Принудительные работы заключаются в привлечении осужденного к труду в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы.
4. Принудительные работы назначаются на срок от двух месяцев до пяти лет.
5. Из заработной платы осужденного к принудительным работам производятся удержания в доход государства, перечисляемые на счет соответствующего территориального органа уголовно-исполнительной системы, в размере, установленном приговором суда, и в пределах от пяти до двадцати процентов.
6. В случае уклонения осужденного от отбывания принудительных работ они заменяются лишением свободы из расчета один день лишения свободы за один день принудительных работ.
7. Принудительные работы не назначаются несовершеннолетним, лицам, признанным инвалидами первой или второй группы, беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до трех лет, женщинам, достигшим пятидесятипятилетнего возраста, мужчинам, достигшим шестидесятилетнего возраста, а также военнослужащим.

Есть вопрос к юристу?

В дополнение коллеги Добавлю, что по режиму и условиям отбывания чем-то очень похоже на колонию-поселение.

УИК РФ, Статья 60.1. Места отбывания принудительных работ

1. Осужденные к принудительным работам отбывают наказание в специальных учреждениях — исправительных центрах, расположенных в пределах территории субъекта Российской Федерации, в котором они проживали или были осуждены.
2. При отсутствии на территории субъекта Российской Федерации по месту жительства осужденного к принудительным работам или по месту его осуждения исправительного центра или невозможности размещения (привлечения к труду) осужденных в имеющихся исправительных центрах осужденные направляются по согласованию с соответствующими вышестоящими органами управления уголовно-исполнительной системы в исправительные центры, расположенные на территории другого субъекта Российской Федерации, в котором имеются условия для их размещения (привлечения к труду).
3. Изолированные участки, функционирующие как исправительные центры, могут создаваться при исправительных учреждениях. Порядок создания указанных участков определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
4. Осужденные, которым принудительные работы назначены в порядке замены иного вида наказания, могут быть направлены для отбывания наказания в исправительный центр, расположенный на территории другого субъекта Российской Федерации, в порядке, предусмотренном частью второй настоящей статьи.

УИК РФ, Статья 60.4. Порядок отбывания принудительных работ

1. В исправительных центрах действуют правила внутреннего распорядка исправительных центров, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
2. Осужденные к принудительным работам находятся под надзором и обязаны:
а) выполнять правила внутреннего распорядка исправительных центров;
б) работать там, куда они направлены администрацией исправительного центра;
в) постоянно находится в пределах территории исправительного центра (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом), проживать, как правило, в специально предназначенных для осужденных общежитиях, не покидать их в ночное и нерабочее время, выходные и праздничные дни без разрешения администрации исправительного центра;
г) участвовать без оплаты труда в работах по благоустройству зданий и территории исправительного центра в порядке очередности в нерабочее время продолжительностью не более двух часов в неделю;
д) постоянно иметь при себе документ установленного образца, удостоверяющий личность осужденного.
3. Осужденным к принудительным работам для решения неотложных социально-бытовых и других вопросов администрация исправительного центра может разрешить краткосрочный выезд за его пределы на срок до пяти суток непосредственно после постановки осужденного на учет и его регистрации по месту пребывания (для гражданина Российской Федерации) или постановки на миграционный учет по месту пребывания (для иностранного гражданина или лица без гражданства).

4. Осужденным к принудительным работам запрещается приобретать, хранить и использовать предметы и вещества, перечень которых установлен законодательством Российской Федерации и правилами внутреннего распорядка исправительных центров. В случае обнаружения у осужденных таких предметов и веществ они по постановлению начальника исправительного центра подлежат изъятию и передаются на хранение либо уничтожаются, о чем составляется соответствующий акт.
5. Осужденные к принудительным работам и помещения, в которых они проживают, могут подвергаться обыску, а вещи осужденных могут подлежать досмотру. Основания и порядок проведения обысков и досмотров определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний.
6. Осужденным к принудительным работам, не допускающим нарушений правил внутреннего распорядка исправительных центров и отбывшим не менее одной трети срока наказания, по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается проживание с семьей на арендованной или собственной жилой площади в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр. Указанные осужденные обязаны являться в исправительный центр для регистрации четыре раза в месяц. Дни регистрации устанавливаются постановлением начальника исправительного центра.
7. Осужденным к принудительным работам, не имеющим взысканий, администрацией учреждения по их заявлению на основании постановления начальника исправительного центра разрешается выезд за пределы исправительного центра на период ежегодного оплачиваемого отпуска.
8. Осужденным к принудительным работам разрешается обучение по заочной форме в профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования, находящихся в пределах муниципального образования, на территории которого расположен исправительный центр.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Еще по теме:

  • Приказ 1030 минздрава ссср 1980 Приказ Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. N 1030 "Об утверждении форм первичной медицинской документации учреждений здравоохранения" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Минздрава СССР от 4 октября 1980 г. N 1030"Об утверждении форм первичной медицинской документации […]
  • Распределительный закон умножения конспект урока Конспект урока: Распределительный закон. 6 класс I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. II. Активизация знаний учащихся. 1 задание. Поставьте верное соответствие между выражением и названием данного выражения. а+в=в+а сочетательный закон умножения а•в=в•а […]
  • Приказы по прививкам в рб Приказы по прививкам в рб Инструкция по тактике проведения профилактических прививок среди населения в Республике Беларусь Глава 2. Планирование профилактических прививок Глава 3. Оценка показателей качества иммунизации Глава 4. Тактика проведения профилактических прививок против […]
  • Джеймс стерлинг смена правил Читать онлайн "Смена правил (ЛП)" автора Стерлинг Джеймс - RuLit - Страница 1 (Идеальная игра #2) Переводчик и редактор – Ольга Синячкина Переведено специально для группы http://vk.com/eabooks_com Любое копирование без ссылки на группу и переводчика ЗАПРЕЩЕНО! Пожалуйста, уважайте чужой […]
  • Ситуационная задача по налогам Ситуационная задача по налогам 1. Налоговые проверки, их виды и порядок проведения. 2 2. Ситуационная задача по НДС. 7 3. Ситуационная задача по НДФЛ 8 Список использованной литературы 10 2. Ситуационная задача по НДС. ООО «Колобок» изготавливает плюшки и ватрушки, а также пирожное […]
  • Правило jail сервера Обсуждения ★★★Правила jail сервера ★★ (upd 24.12.17) 6 сообщений Обязательные правила для всех: 1. Не флудить во время игры. – [kick, бан от 30мин до 1 дня.]2. Запрещено злоупотреблять матом. - [kick, бан 5-30 мин]3. Не оскорблять других игроков и администрацию . – [kick, бан от 30 мин, […]
  • Максимальная пенсия в россии в 2018 Пенсии в 2018 году. Подробности Среда, 10.01.2018, 15:13:56 С 01 января 2018 года для получения пенсии нужно иметь 9 лет стажа и 13,8 балла (коэффициента). Кому не хватит трудового стажа, придется дожидаться социальной пенсии, а это – плюс 5 лет к обычному возрасту. Или - "купить" Сразу […]
  • 144 ст ук рсфср Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. (УК РСФСР) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Уголовный кодекс РСФСР от 27 октября 1960 г. С изменениями и дополнениями от: 25 июля 1962 г., 6 мая, 14 октября 1963 г., 16 января, 3 июля 1965 г., 18 марта, 4 августа, 16 сентября 1966 […]