Преступление против человечности срок

Конвенции и соглашения

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества

Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 года

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 170 (II) от 31 октября 1947 г. о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 г., подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Международного нюрнбергского военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 г. и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 г., в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074 D (XXXIX) от 28 июля 1965 г. и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 г. Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступников и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты прав человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей конвенции, принципа, согласно которому не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем:

Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

a) военные преступления, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 г.;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Международного нюрнбергского военного трибунала от 8 августа 1945 г. и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 г. и 95 (I) от 11 декабря 1946 г. Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.

Статья III

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, указанных в статье II настоящей Конвенции.

Государства — участники настоящей Конвенции обязуются принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II настоящей Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.

Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1969 г. для подписания любым государством — членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений или членом Международного агентства по атомной энергии, любым государством — участником Статута Международного Суда, а также любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VII

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Статья VIII

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у Генерального секретаря Организация Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством — участником Конвенции путем письменного уведомления, направленного на имя Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.

1. Настоящая Конвенция хранится у Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:

a) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;

c) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 г.

В УДОСТОВЕРЕНИЕ ЧЕГО нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

Срок давности

31-12-2003 Информация по правовым вопросам

Вопрос о сроке давности следует рассмотреть, исходя из того, что пресечение серьезных нарушений международного гуманитарного права имеет исключительное значение для его соблюдения. Это тем более важно, что некоторые нарушения, квалифицируемые как военные преступления, ввиду своей тяжести представляют собой посягательство, направленное против интересов всего международного сообщества.

Понятие срока давности охватывает две реалии. Во-первых, это — освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности: истечение определенного периода времени после совершения правонарушения является препятствием для возбуждения уголовного преследования и предания суду. Во-вторых, это — освобождение от наказания в связи с истечением срока давности: истечение определенного периода времени является препятствием к приведению в исполнение назначенного уголовного наказания. Вопрос о сроке давности следует рассмотреть, исходя из того, что пресечение серьезных нарушений международного гуманитарного права имеет исключительное значение для его соблюдения. Это тем более важно, что некоторые нарушения, квалифицируемые как военные преступления, ввиду своей тяжести представляют собой посягательство, направленное против интересов всего международного сообщества.

Срок давности в национальных правовых системах

В большинстве правовых систем освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением срока давности предусматривается для малозначительных правонарушений. В случае тяжких преступлений, во многих правовых системах срок давности не является препятствием к возбуждению преследования. Такая позиция характерна, в частности, для систем англосаксонского права. В континентальных правовых системах (базирующихся на кодексах) срок давности, предусматриваемый для тяжких преступлений, значительно более продолжителен, чем для малозначительных правонарушений, либо исключается вовсе.

Менее распространено освобождение от наказания в связи с истечением срока давност и. Оно не признается в правовых системах англосаксонского типа, в то время как другие системы налагают на возможность такого освобождения строгие ограничения. Для наиболее тяжких преступлений, как правило, устанавливается очень продолжительный срок давности. В отношении определенных правонарушений, а также в отношении особо опасных преступников и рецидивистов, сроки давности не применяются.

Неприменимость срока давности к военным преступлениям в международном праве

Женевские конвенции 1949 г. и Дополнительные протоколы к ним 1977 г. не содержат никаких указаний относительно срока давности для военных преступлений.

26 ноября 1968 г. Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Эта Конвенция предусматривает неприменимость срока давности как для привлечения к уголовной ответственности так и для исполнения наказания. Она касается военных преступлений, в число которых входят серьезные нарушения Женевских конвенций и преступления против человечности, совершаемые как в мирное, так и в военное время, в том числе апартеид и преступление геноцида. Эта Конвенция имеет обратную силу в том смысле, что она отменяет любой срок давности, истекший в соответствии с тем или иным законом либо другой нормой.

На региональном уровне существует также Конвенция Совета Европы от 25 января 1974 г. о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности. Она вступила в силу 27 июня 2003 г. и также предусматривает неприменимость срока давности как для привлечения к уголовной ответственности, так и для исполнения наказания. Однако данная конвенция касает ся только преступлений, предусмотренных Конвенцией о предупреждении преступления геноцида и наказании за него от 9 декабря 1948 г.

Согласно Конвенции, неприменимость срока давности к военным преступлениям распространяется на:

серьезные нарушения Женевских конвенций или

любые аналогичные нарушения законов войны, действующих во время вступления в силу Конвенции 1974 г., и обычаев войны, действующих в это время, которые не являются серьезными нарушениями Женевской конвенции,

» когда соответствующее конкретное нарушение носит особо серьезный характер либо по фактическим обстоятельствам и преднамеренному характеру, либо по масштабам предвидимых последствий » .

Кроме этого, Конвенция предусматривает для государства-участника возможность путем заявления распространить действие данной Конвенции на любые нарушения международного права, которые Договаривающиеся государства рассматривают как имеющие аналогичный характер по отношению к преступлениям против человечности и военным преступлениям, определенным в Конвенции.

Конвенции ООН и Совета Европы не придают неприменимости срока давности статуса нормы, которая подлежала бы прямому применению в праве государств-участников. Последние должны принять соответствующие законодательные меры в рамках своей правовой системы.

Римский статут 1998 г. Международного уголовного суда (МУС) гласит, что » в отношении преступлений, подпадающих под юрисдикцию Суда, не устанавливается никакого срока давности » (ст. 29). Таким образом, неприменимость срока давности распространяется на военные преступления, преступления против человечности, преступление геноцида и преступление агрессии.

Государства, желающие воспользоваться принципом д ополнительности и сохранить за своими судебными органами компетенцию по осуществлению правосудия в отношении преступлений. определенных в Статуте, должны установить в своем внутреннем законодательстве неприменимость срока давности к указанным преступлениям.

Международное обычное право

Ряд факторов способствуют признанию обычного характера неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечности:

растущее число государств, установивших в своем внутреннем законодательстве неприменимость срока давности для этих преступлений;

кодификация соответствующего понятия в статье 29 Статута МУС. Составители Статута видят в нем важнейшее средство предотвращения безнаказанности таких правонарушений;

рост числа участников Конвенции ООН и Конвенции Совета Европы.

Конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям

11 ноября 1970 года вступила в силу Международная конвенция о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, одобренная Генассамблеей ООН 26 ноября 1968 года.

Индивидуальная ответственность лиц, совершивших преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности, установлена рядом международно-правовых актов (декларации, договоры, соглашения); ответственность за некоторые виды военных преступлений (убийство военнопленных, насилие над мирным населением) — также уголовным законодательством отдельных стран.

В Сент-Джеймсской (Великобритания) декларации (1942) предусматривалось наказание путем организованного правосудия тех, кто виновен и ответственен за эти преступления, независимо от того, совершены ли последние по их приказу, ими лично или при их соучастии в любой форме.

Московская декларация правительств СССР, США и Великобритании (1943) предупреждала военных преступников, что союзные державы «наверняка найдут их даже на краю света и передадут их в руки обвинителей с тем, чтобы могло совершиться правосудие». В декларации, наряду с выдачей военных преступников для суда и наказания в те страны, где они совершали свои преступления, устанавливалась ответственность главных военных преступников, чьи преступления не были связаны с определенным географическим местом.

Окончательно вопрос об ответственности главных военных преступников получил разрешение в заключенном в Лондоне 8 августа 1945 года соглашении между СССР, США, Великобританией и Францией. В Потсдамских соглашениях (июль-август 1945 года) вновь было подтверждено, что военные преступники и те, кто участвовал в планировании или осуществлении нацистских мероприятий, влекущих за собой или имеющих своим результатом зверства или военные преступления, должны быть арестованы и преданы суду. 11 декабря 1946 года Генеральная Ассамблея ООН подтвердила принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского трибунала и нашедшие выражение в приговоре трибунала.

Развитием международно-правовых норм о защите жертв войны стали четыре Женевские конвенции, подписанные на Дипломатической конференции 12 августа 1949 года и два Протокола к ним (1977). Но ни в одном из этих актов не говорилось о применении срока давности к военным преступникам.

В связи с тем, что в ФРГ в середине 1960-х годов неоднократно ставился вопрос о том, что военные преступники не могут более преследоваться за истечением давностных сроков, 23-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН 26 ноября 1968 года приняла Конвенцию о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества.

Конвенция является одним из основных документов международного гуманитарного права, наряду с Женевскими конвенциями.

Конвенция не определяет сама военные преступления и преступления против человечества, но ссылается на их определение в Уставе Международного Нюрнбергского военного трибунала и Женевских конвенциях. Данная Конвенция устанавливает недопустимость применения срока давности к указанным преступлениям.

Согласно статье I Конвенции, срок давности не применяется к военным преступлениям и преступлениям против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время. Под действие Конвенции подпадают не только непосредственные исполнители таких преступлений (в военное или мирное время), но также и соучастники, подстрекатели и представители государственной власти, допустившие совершение этих преступлений.

От имени СССР Конвенция подписана 6 января 1969 года, ратифицирована Указом Президиума ВС СССР от 11 марта 1969 года.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Версия 5.1.11 beta. Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи.

© 2018 МИА «Россия сегодня»

Сетевое издание РИА Новости зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 08 апреля 2014 года. Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-57640

Учредитель: Федеральное государственное унитарное предприятие «Международное информационное агентство «Россия сегодня» (МИА «Россия сегодня»).

Главный редактор: Анисимов А.С.

Адрес электронной почты Редакции: [email protected]

Телефон Редакции: 7 (495) 645-6601

Настоящий ресурс содержит материалы 18+

Регистрация пользователя в сервисе РИА Клуб на сайте Ria.Ru и авторизация на других сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» при помощи аккаунта или аккаунтов пользователя в социальных сетях обозначает согласие с данными правилами.

Пользователь обязуется своими действиями не нарушать действующее законодательство Российской Федерации.

Пользователь обязуется высказываться уважительно по отношению к другим участникам дискуссии, читателям и лицам, фигурирующим в материалах.

Публикуются комментарии только на тех языках, на которых представлено основное содержание материала, под которым пользователь размещает комментарий.

На сайтах медиагруппы МИА «Россия сегодня» может осуществляться редактирование комментариев, в том числе и предварительное. Это означает, что модератор проверяет соответствие комментариев данным правилам после того, как комментарий был опубликован автором и стал доступен другим пользователям, а также до того, как комментарий стал доступен другим пользователям.

Комментарий пользователя будет удален, если он:

  • не соответствует тематике страницы;
  • пропагандирует ненависть, дискриминацию по расовому, этническому, половому, религиозному, социальному признакам, ущемляет права меньшинств;
  • нарушает права несовершеннолетних, причиняет им вред в любой форме;
  • содержит идеи экстремистского и террористического характера, призывает к насильственному изменению конституционного строя Российской Федерации;
  • содержит оскорбления, угрозы в адрес других пользователей, конкретных лиц или организаций, порочит честь и достоинство или подрывает их деловую репутацию;
  • содержит оскорбления или сообщения, выражающие неуважение в адрес МИА «Россия сегодня» или сотрудников агентства;
  • нарушает неприкосновенность частной жизни, распространяет персональные данные третьих лиц без их согласия, раскрывает тайну переписки;
  • содержит ссылки на сцены насилия, жестокого обращения с животными;
  • содержит информацию о способах суицида, подстрекает к самоубийству;
  • преследует коммерческие цели, содержит ненадлежащую рекламу, незаконную политическую рекламу или ссылки на другие сетевые ресурсы, содержащие такую информацию;
  • имеет непристойное содержание, содержит нецензурную лексику и её производные, а также намёки на употребление лексических единиц, подпадающих под это определение;
  • содержит спам, рекламирует распространение спама, сервисы массовой рассылки сообщений и ресурсы для заработка в интернете;
  • рекламирует употребление наркотических/психотропных препаратов, содержит информацию об их изготовлении и употреблении;
  • содержит ссылки на вирусы и вредоносное программное обеспечение;
  • является частью акции, при которой поступает большое количество комментариев с идентичным или схожим содержанием («флешмоб»);
  • автор злоупотребляет написанием большого количества малосодержательных сообщений, или смысл текста трудно либо невозможно уловить («флуд»);
  • автор нарушает сетевой этикет, проявляя формы агрессивного, издевательского и оскорбительного поведения («троллинг»);
  • автор проявляет неуважение к русскому языку, текст написан по-русски с использованием латиницы, целиком или преимущественно набран заглавными буквами или не разбит на предложения.

Пожалуйста, пишите грамотно — комментарии, в которых проявляется пренебрежение правилами и нормами русского языка, могут блокироваться вне зависимости от содержания.

Администрация имеет право без предупреждения заблокировать пользователю доступ к странице в случае систематического нарушения или однократного грубого нарушения участником правил комментирования.

Пользователь может инициировать восстановление своего доступа, написав письмо на адрес электронной почты [email protected]

В письме должны быть указаны:

  • Тема – восстановление доступа
  • Логин пользователя
  • Объяснения причин действий, которые были нарушением вышеперечисленных правил и повлекли за собой блокировку.

Если модераторы сочтут возможным восстановление доступа, то это будет сделано.

В случае повторного нарушения правил и повторной блокировки доступ пользователю не может быть восстановлен, блокировка в таком случае является полной.

Преступления против человечества (человечности)

Понятие преступлений против человечества долго не было определено. Впервые в практике международных договоров определение этих преступлений было дано в принятом 17 июля 1998 г. Римском статуте МУС [1] . В дальнейшем высказывалось мнение о введении понятия «преступления против человечности».

Термин «преступление против человечности» (crimes against humanity) впервые был использован в Декларации правительств Англии, России и Франции 1915 г. для обозначения геноцида армян в Турции, что по сегодняшним критериям подпадает под понятие геноцида. В дальнейшем понятие «преступления против человечности» стало частично совпадать с понятием военного преступления и вообще связываться с наличием вооруженного конфликта. Современная трактовка преступления против человечности весьма широка, включает в себя широкий круг массовых злодеяний против личности и достоинства человека независимо от того, в мирное или военное время такие злодеяния совершены.

Термин «человечность» еще с тех времен, когда Нюрнбергский трибунал впервые ввел его в правовой оборот, вызывает немалые затруднения у русских переводчиков. Дело в том, что слово «humanity» можно перевести с английского и как «человечность», и как «человечество»; отсюда разногласия в отечественной юридической литературе, которые не преодолены и по сей день.

Трудно сказать, какой из вариантов предпочтительнее. Возможно, омонимия понятий «человечность» и «человечество», существующая в английском языке, полна смысла. Человечность — понятие, относящееся скорее к нравственности, чем к юриспруденции. И посему преступление против человечности — это всегда преступление против человечества в целом, против всего людского рода, несмотря на то что объектом этого преступления, как правило, становится конкретное лицо или группа лиц.

К преступлениям против человечности относят тягчайшие международные преступления, включающие в соответствии с квалификацией Устава Нюрнбергского трибунала убийства, истребление, порабощение, ссылку и другие жестокости, совершенные в отношении гражданского населения до или во время войны, или преследование по политическим, расовым либо религиозным мотивам с целью осуществления или в связи с любым преступлением, подлежащим юрисдикции трибунала, независимо от того, являлись ли эти действия нарушением внутреннего права страны, где они были совершены, или нет.

В ст. 7 Римского статута МУС определенны 11 типов действий, составляющих преступления против человечества: «а) убийство;

d) депортация или насильственное перемещение населения; е) заключение в тюрьму или другое жестокое лишение физической свободы в нарушение основополагающих норм международного права; г) пытки;

g) изнасилование, обращение в сексуальное рабство, принуждение к проституции, принудительная беременность, принудительная стерилизация или любые другие формы сексуального насилия сопоставимой тяжести;

— преследование любой идентифицируемой группы или общности по политическим, расовым, национальным, этническим, культурным, религиозным, тендерным, как это определяется в пункте [2] , или другим мотивам, которые повсеместно признаны недопустимыми согласно международному нраву, в связи с любыми деяниями, указанными в данном пункте, или любыми преступлениями, подпадающими под юрисдикцию Суда;

— насильственное исчезновение людей;

к) другие бесчеловечные деяния аналогичного характера, заключающиеся в умышленном причинении сильных страданий или серьезных телесных повреждений, или серьезного ущерба психическому или физическому здоровью».

Параллельно с развитием нормативной базы об ответственности за преступления против мира, военные преступления и преступления против человечности в рамках ООН вскоре после окончания Второй мировой войны началась (и продолжается до сих пор) кропотливая работа по кодификации соответствующих норм об ответственности за эти и близкие к ним (по характеру общественной опасности) международные преступления.

Преступления против человечности наряду с военными преступлениями предусмотрены также в Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества от 26 ноября 1968 г.

В ст. 1 Конвенции к соответствующим преступлениям отнесены:

а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 года;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены».

В Конвенции о пресечении преступления апартеида и наказании за него от 30 ноября 1973 г. [3] апартеид был признан преступлением против человечества, которое нарушает принципы международного права, цели и принципы Устава ООН и создает серьезную угрозу для международного мира и безопасности.

3 декабря 1973 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию 3074 (XXVIII) «Принципы международного сотрудничества в отношении обнаружения, ареста, выдачи и наказания лиц, виновных в военных преступлениях и преступлениях против человечества». В резолюции не раскрывается содержание этих преступлений, а просто на них указывается. В п. 7 резолюции наряду с военными преступлениями и преступлениями против человечества упоминаются и преступления против мира.

В Римском статуте МУС международное преступление определяется как «международно-правовое деяние, возникающее в результате нарушения государством международного обязательства, столь основополагающего для обеспечения жизненно важных интересов международного сообщества, что его нарушение рассматривается как преступление международным сообществом в целом». В проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, над которым в рамках ООН ведется работа, к таковыми относятся:

— вмешательство во внутренние и внешние дела другого государства;

— колониальные и другие формы иностранного господства;

— систематическое и массовое нарушение прав человека;

— исключительно серьезные военные преступления;

— вербовка, использование, финансирование и обучение наемников;

— незаконный оборот наркотических средств;

— преднамеренный ущерб окружающей среде [4] .

По сравнению с Уставом Нюрнбергского трибунала в проекте Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества перечень указанных преступлений был значительно расширен. Это вызвало справедливые, на наш взгляд, замечания, поступившие от 22 государств. Принципиальные возражения были выдвинуты относительно включения в кодекс некоторых составов. Высказывалось, например, мнение, что такой уголовно-правовой запрет, как вмешательство, является слишком юридически общим и неконкретизированным (Швейцария, Англия, Нидерланды) и что понятие колониального господства не обладает четким юридическим содержанием, последнее фактически исчезло из политической жизни и носит уже исторический, а не современный характер (Англия, США, Швейцария). Те же возражения были высказаны и против введения в кодекс норм об ответственности за апартеид (как указывалось, эта проблема в настоящее время уже не существует в ЮАР).

Формулировка проекта Кодекса об ответственности за международный терроризм фактически дублирует нормы о составах специальных преступлений в национальных уголовных законодательствах (Англия, Норвегия, США). Аналогичное замечание было высказано и в отношении нормы проекта Кодекса об ответственности за незаконный оборот наркотических средств, также предусмотренный в качестве преступления в национальном уголовном законодательстве большинства стран (Англия, Норвегия, США).

Трактовка проектом этого кодекса наемничества вызвала возражения в связи с тем, что уголовная ответственность устанавливалась не за действия самих наемников, а лишь за вербовку, использование, финансирование и обучение наемников агентами или представителями определенного государства (США).

Включение в кодекс нормы об ответственности за причинение преднамеренного и серьезного ущерба окружающей среде не представляется пока возможным в силу того, что в международном праве еще не выработано четкого понятия этого преступления (Англия, Нидерланды, США).

Перечисленные в проекте кодекса международные преступления, за исключением агрессии, должны рано или поздно уйти в прошлое; колониализм, рабство, геноцид, апартеид изживают себя. Преступления будущего — это лишение человека окружающей среды, природных источников существования, осуществление климатических изменений и т.д.

Всестороннее развитие получает сотрудничество государств по оказанию взаимной правовой помощи в расследовании преступлений, розыске преступников, их выдаче для привлечения к уголовной ответственности или для приведения в исполнение приговора, передаче осужденных для отбывания наказания и решении других вопросов. В данном случае речь идет об уголовных делах с иностранным элементом, международным элементом. Правоотношения, связанные с такой помощью, регламентируются как в многосторонних конвенциях, так и в специальных договорах о правовой помощи. Ответственность же при этом наступает в соответствии с национальным законодательством.

  • [1] Проект Устава Международного уголовного суда // Российский ежегодник международного права. СПб., 1996. С. 23.
  • [2] Принята резолюцией 2391 (XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 26 ноября 1968 г. Подписана от имени СССР в г. Нью-Йорке 6 января 1969 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 марта 1969 г. № 3667-VII. Вступила в силу для СССР 11 ноября 1970 г. — Примеч. ред.
  • [3] Принята резолюцией 3068 (XXVIII) Генеральной Ассамблеи ООН от 30 ноября 1973 г. Подписана от имени СССР 12 февраля 1974 г. Ратифицирована Указом Президиума Верховного Совета СССР 15 октября 1975 г. Вступила в силу для СССР 18 июля 1976 г. — Примеч. peд.
  • [4] См.: Организация Объединенных Панин. Генеральная Ассамблея. Комиссия международного нрава. XLV сессия. 3 мая 23 июня 1993 г. Комментарии и замечания правительств в отношении проекта Кодекса преступлений против мира и безопасности человечества, принятого в нервом чтении Комиссией международного права на ее XL11I сессии. С. 3—15.

Преступление против человечности срок

Резолюция 2391(XXIII) Генеральной Ассамблеи ООН*

КОНВЕНЦИЯ О НЕПРИМЕНИМОСТИ СРОКА ДАВНОСТИ К ВОЕННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ И ПРЕСТУПЛЕНИЯМ ПРОТИВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

26 ноября 1968 года*

* Конвенция вступила в силу 11 ноября 1970 г. Ратифицирована Президиумом Верховного Совета СССР 11 марта 1969 г.

Государства — участники настоящей Конвенции,

ссылаясь на резолюции Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 170 (II) от 31 октября 1947 года о выдаче и наказании военных преступников, на резолюцию 95 (I) от 11 декабря 1946 года, подтверждающую принципы международного права, признанные Уставом Нюрнбергского международного военного трибунала и приговором этого Трибунала, и на резолюции 2184 (XXI) от 12 декабря 1966 года и 2202 (XXI) от 16 декабря 1966 года, в которых ясно осуждаются как преступления против человечества нарушение экономических и политических прав коренного населения, с одной стороны, и политика апартеида, с другой,

ссылаясь на резолюции 1074D (XXXIX) от 28 июля 1965 года и 1158 (XLI) от 5 августа 1966 года Экономического и Социального Совета Организации Объединенных Наций о наказании военных преступлений и лиц, совершивших преступления против человечества,

отмечая, что ни в одной торжественной декларации, акте или конвенции, касающихся судебного преследования или наказания за военные преступления и преступления против человечества, не содержится положения о сроке давности,

считая, что в соответствии с международным правом военные преступления и преступления против человечества относятся к самым тяжким преступлениям,

исходя из убеждения, что эффективное наказание за военные преступления и преступления против человечества является важным фактором в деле предупреждения таких преступлений, защиты против человека и основных свобод, укрепления доверия, поощрения сотрудничества между народами и обеспечения международного мира и безопасности,

отмечая, что применение к военным преступлениям и преступлениям против человечества внутренних правовых норм, касающихся срока давности в отношении обычных преступлений, является вопросом, вызывающим серьезную озабоченность мирового общественного мнения, так как оно препятствует судебному преследованию и наказанию лиц, ответственных за такие преступления,

признавая необходимость и своевременность утверждения в международном праве, посредством настоящей Конвенции, принципа о том, что не существует срока давности в отношении военных преступлений и преступлений против человечества, а также обеспечения повсеместного применения этого принципа,

согласились о нижеследующем:

Никакие сроки давности не применяются к следующим преступлениям, независимо от времени их совершения:

а) военные преступления, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются резолюциями 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, а также, в частности, «серьезные нарушения», перечисленные в Женевских конвенциях о защите жертв войны от 12 августа 1949 года;

b) преступления против человечества, независимо от того, были ли они совершены во время войны или в мирное время, как они определяются в Уставе Нюрнбергского международного военного трибунала от 8 августа 1945 года и подтверждаются в резолюциях 3 (I) от 13 февраля 1946 года и 95 (I) от 11 декабря 1946 года Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций, изгнание в результате вооруженного нападения или оккупации и бесчеловечные действия, являющиеся следствием политики апартеида, а также преступление геноцида, определяемое в Конвенции 1948 года о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, даже если эти действия не представляют собой нарушения внутреннего законодательства той страны, в которой они были совершены.

В случае совершения какого-либо из преступлений, упомянутых в статье I, положения настоящей Конвенции применяются к представителям государственных властей и частным лицам, которые выступают в качестве исполнителей этих преступлений или соучастников таких преступлений, или непосредственно подстрекают других лиц к совершению таких преступлений, или участвуют в заговоре для их совершения, независимо от степени их завершенности, равно как и к представителям государственных властей, допускающим их совершение.

Государства-участники настоящей Конвенции обязуются принять все необходимые внутренние меры законодательного или иного характера, направленные на то, чтобы в соответствии с международным правом создать условия для выдачи лиц, указанных в статье II настоящей Конвенции.

Государства-участники настоящей Конвенции обязуются принять в соответствии с их конституционной процедурой любые законодательные или иные меры, необходимые для обеспечения того, чтобы срок давности, установленный законом или иным путем, не применялся к судебному преследованию и наказанию за преступления, указанные в статьях I и II настоящей Конвенции, и чтобы там, где такой срок применяется к этим преступлениям, он был отменен.

Настоящая Конвенция открыта до 31 декабря 1969 года для подписания любым государством-членом Организации Объединенных Наций или членом любого из ее специализированных учреждений или членом Международного агентства по атомной энергии, любым государством-участником Статуса Международного суда, равно как и любым другим государством, приглашенным Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций стать участником настоящей Конвенции.

Настоящая Конвенция подлежит ратификации. Ратификационные грамоты депонируются у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

Настоящая Конвенция открыта для присоединения любого государства, указанного в статье V. Документы о присоединении депонируются у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

1. Настоящая Конвенция вступает в силу на девяностый день после депонирования у генерального секретаря Организации Объединенных Наций десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении.

2. Для каждого государства, которое ратифицирует настоящую Конвенцию или присоединится к ней после депонирования десятой ратификационной грамоты или документа о присоединении, настоящая Конвенция вступает в силу на десятый день после депонирования им его ратификационной грамоты или документа о присоединении.

1. После истечения десятилетнего периода со дня вступления в силу настоящей Конвенции просьба о пересмотре настоящей Конвенции может быть выдвинута в любое время любым государством-участником путем письменного уведомления, направленного на имя генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций принимает решение о том, какие меры, если таковые необходимы, следует провести в связи с такой просьбой.

1. Настоящая Конвенция хранится у генерального секретаря Организации Объединенных Наций.

2. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций препровождает заверенные копии настоящей Конвенции всем государствам, указанным в статье V.

3. Генеральный секретарь Организации Объединенных Наций уведомляет все государства, указанные в статье V, о нижеследующем:

а) о подписании настоящей Конвенции и о сдаче на хранение в соответствии со статьями V, VI и VII ратификационных грамот или документов о присоединении;

b) о дате вступления в силу настоящей Конвенции в соответствии со статьей VIII;

с) о сообщениях, полученных в соответствии со статьей IX.

Настоящая Конвенция, английский, испанский, китайский, русский и французский тексты которой являются равно аутентичными, датирована 26 ноября 1968 года.

В удостоверение чего нижеподписавшиеся, надлежащим образом для этого уполномоченные, подписали настоящую Конвенцию.

По статьям V и VII Советский Союз сделал следующее заявление: «Союз Советских Социалистических Республик заявляет, что положения статей V и VII Конвенции о неприменимости срока давности к военным преступлениям и преступлениям против человечества, препятствующие некоторым государствам подписать Конвенцию или присоединиться к ней, противоречит принципу суверенного равенства государств».

Еще по теме:

  • Налог на машину закон Новый транспортный налог с 2018 года в России О совсем новом транспортном налоге с 2018 года говорить не приходится. Однако изменения в законодательстве (гл. 28 НК РФ и др.) не обошли его стороной. Рассказываем о них в этом обзоре. Тем более что новости для владельцев авто […]
  • Как правильно оформить инвентаризацию годовую Как провести инвентаризацию перед годовой отчетностью Отправить на почту Перед составлением годовой бухгалтерской отчетности в обязательном порядке проводится инвентаризация. Зачем она нужна и каковы основные принципы ее проведения, читайте в нашей статье. Обоснование обязательности […]
  • Изменения в закон о политических партиях Опубликованы изменения в закон "О политических партиях" Закон о внесении изменений в федеральный закон №95-ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 года опубликован 4 апреля 2012 года в "Российской газете". Таким образом, поправки вступают в действие уже со среды. Минимальная […]
  • 379 приказ от 2013 Приказ ФМС России № 379 от 26.05.2014 Зарегистрировано в Минюсте России 11 июня 2014 г. N 32682 ФЕДЕРАЛЬНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СЛУЖБА от 26 мая 2014 г. N 379 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К СПЕЦИАЛИСТАМ, ВХОДЯЩИМ В СОСТАВ КОМИССИИ ПО ПРИЗНАНИЮ ИНОСТРАННОГО ГРАЖДАНИНА ИЛИ ЛИЦА БЕЗ […]
  • Приказ мвд рф 647 от 16082003 Приказ МВД РФ от 29 июня 2012 г. N 647 "Об утверждении Положения о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением […]
  • Федеральным законом от 28122013 n 396-фз Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ"О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" С […]
  • Федерального закона от 31122014 n 528-фз Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 528-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения" Принят Государственной Думой 16 декабря 2014 года Одобрен […]
  • Приказ 665 от 16102013 МЧС России Приказ МЧС России от 16.10.2013 № 665 Об утверждении административного регламента МЧС России исполнения государственной функции по контролю за соблюдением лицензионных требований при осуществлении деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств […]