Понятие налог и налоговая система

Понятие налог и налоговая система

19. Понятие «налоговая система РФ». Соотношение понятий «налоговая система» и «система налогов»

Система налогов – это совокупность установленных в РФ федеральных налогов, региональных и местных налогов. Ее структура закреплена в ст. 13–15 НК РФ.

В соответствии с положениями ст. 13 НК РФ, к федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

3) налог на доходы физических лиц;

4) единый социальный налог;

5) налог на прибыль организаций;

6) налог на добычу полезных ископаемых;

Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды пользования водными объектами:

1) забор воды из водных объектов;

2) использование акватории водных объектов, за исключением лесосплава в плотах и кошелях;

3) использование водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

4) использование водных объектов для целей сплава древесины в плотах и кошелях;

5) обязательные сборы;

6) государственная пошлина.

Под сбором понимается обязательный взнос, который взимается с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (п. 2 ст. 8 НК РФ).

Под государственной пошлиной понимается сбор, который взимается с лиц, указанных в ст. 333.17 НК РФ, при их обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами РФ, законодательными актами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий, предусмотренных соответствующей главой НК РФ, за исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями РФ.

В соответствии с положениями ст. 14 НК РФ к региональным налогам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

В соответствии с положениями ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

В налоговую систему РФ входят следующие понятия:

1) система налогов и сборов;

2) налоговые органы;

3) налоговое законодательство;

4) налоговые представители;

5) формы и методы налогового контроля.

Налоговая система – это более широкий институт, чем понятие система налогов. Система налогов представляет собой конкретный набор способов систематизации различных типов налогов и занимается группировкой налогов.

Налоговая система РФ: понятие, элементы и структура

Отправить на почту

Налоговая система РФ — это основа для выполнения государством своих функций и главный источник доходов федерального, региональных и местных бюджетов. В статье мы рассмотрим структуру и основные элементы налоговой системы РФ.

Кратко об истории системы налогообложения в России

Налоговая система РФ начала формироваться после распада СССР, а именно в декабре 1991 года. Тогда был принят закон «Об основах налоговой системы РФ». Он вводил в действие новые налоги и сборы, к примеру, НДС, подоходный налог, акцизы на алкогольную и табачную продукцию и другие. В 1998 году была утверждена 1-я часть Налогового кодекса РФ, в 2000-м — 2-я часть. Этот кодекс стал главным законодательным актом в российской налоговой системе. НК РФ определил взаимоотношения государства и налогоплательщиков, структуру и элементы российской налоговой системы.

Отдельно стоит выделить образование государственных органов по надзору за налогообложением в Российской Федерации. В 1990 году была создана Государственная налоговая инспекция, которая затем была преобразована в Государственную налоговую службу. В 1998 году появилось Министерство по налогам и сборам. В 2004 году оно было реорганизовано, и его функции перешли к Минфину РФ. С этого же года начала функционировать хорошо знакомая нам Федеральная налоговая служба, которая осуществляет свою деятельность до сих пор.

Налоговая система — это. (понятие и структура)

Налоговую систему РФ можно определить как совокупность всех налогов и сборов, принятых в России, а также администраторов налогов и сборов (государственных органов) и их плательщиков.

Структура российской системы налогов подразумевает комплексное взаимодействие всех ее составляющих элементов: налогов (а с 2017 года также страхзносов) и сборов, их плательщиков, правовой основы и государственных органов.

Структура налоговой системы РФ имеет 3 уровня:

Уровень налога определяет соответствующий уровень бюджета, зачислению в который он подлежит.

Поскольку налоговая система РФ имеет 3-уровневую структуру, законодательная база о налогах и сборах также делится на 3 уровня:

  • Федеральное законодательство — это высший уровень законодательной базы. Он действует на всей территории РФ. Подзаконные и другие нормативно-правовые акты не должны противоречить ему. К этой категории относятся обе части Налогового кодекса РФ, федеральные законы, которые согласованы с положениями НК РФ, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и, конечно, Конституция РФ.
  • Региональное законодательство включает в себя законы субъектов РФ по налогообложению в конкретном регионе нашей страны.
  • Местное законодательство состоит из нормативно-правовых актов, которые принимаются представительными органами местного самоуправления (советами депутатов, законодательными собраниями).

Кроме того, на основании НК РФ Минфин РФ и ФНС РФ разрабатывают приказы, разъяснения, пояснения, письма и другие подобные документы. Они необходимы для конкретизации положений и статей НК РФ и других федеральных законов РФ в области налогообложения. Такие документы разъясняют непонятные с точки зрения налогоплательщиков ситуации и могут составляться на основании их обращений.

Элементы налоговой системы Российской Федерации

Как уже отмечалось ранее, налоговая система РФ, предполагает взаимодействие всех ее элементов и комплексный подход к решению налоговых задач. Все составляющие элементы образуют налоговую структуру РФ.

В структуру налоговой системы России включены:

  • все налоги, страхвзносы и сборы, принятые на территории нашей страны согласно НК РФ;
  • субъекты обложения налогами и сборами;
  • нормативно-правовая основа;
  • государственные органы власти в области налогообложения и финансов.

Теперь рассмотрим каждый элемент российской налоговой системы более подробно.

Налоги и сборы, установленные в России, обязательны к уплате для тех категорий налогоплательщиков, на которых возложена обязанность по их уплате в соответствии с положениями НК РФ.

Субъектами налогообложения являются налогоплательщики (юридические и физические лица) и налоговые агенты, то есть те, кто, согласно НК РФ, уплачивает налоги и сборы. В качестве примера налоговых агентов можно привести предприятия и организации, которые рассчитывают и перечисляют НДФЛ с начисленных доходов своего персонала, а также подают соответствующую налоговую отчетность (2-НДФЛ, 6-НДФЛ) после окончания налогового периода (года).

К системе налоговых органов РФ относятся:

  • Министерство финансов РФ.
  • Федеральная налоговая служба РФ.

Минфин РФ определяет главные направления налоговой политики нашего государства, прогнозирует налоговые поступления и вносит предложения по улучшению налоговой системы РФ в целом. В его ведомстве находится ФНС РФ как исполнительный орган государственной власти.

Главными функциями ФНС РФ являются:

  • учет плательщиков налогов и сборов;
  • контроль за выполнением требований налогового законодательства;
  • надзор и проверка начислений налогов, их уплаты в соответствующий бюджет и налоговой отчетности.

О налоговых проверках читайте в нашей одноименной рубрике «Налоговые проверки».

ФНС РФ — это объединенная система всех налоговых органов. В ее состав входят:

  • Управление в каждом субъекте РФ. Ему подчиняются территориальные налоговые органы и инспекции ФНС РФ.
  • Межрегиональные инспекции ФНС по каждому федеральному округу. У них в подчинении находятся межрегиональные инспекции по крупнейшим налогоплательщикам, по централизованной обработке данных (ЦОД), а также межрайонные инспекции.

Какие бывают налоги в РФ

Всего в нашей стране насчитывается 14 налогов: 8 федеральных, в том числе государственная пошлина, 3 региональных и 3 местных. Немного обособленно стоят 5 специальных систем налогообложения. И также обособленно выделим страхвзносы.

Федеральные налоги на всей территории нашего государства имеют одинаковые налоговые ставки, правила расчета и перечисления в соответствии с НК РФ. К ним относятся:

  • НДФЛ;
  • налог на прибыль организаций;
  • НДС;
  • акцизы;
  • водный налог;
  • налог на добычу полезных ископаемых;
  • госпошлина.

В эту категорию попадают и специальные налоговые системы: УСН, ЕНВД, раздел продукции, ЕСХН и ПСН (патент).

Региональные налоги также утверждаются НК РФ на федеральном уровне. Власти регионов имеют возможность изменять условия налогообложения по своему усмотрению и в пределах, принятых Налоговым кодексом. Например, регионы могут устанавливать налоговую ставку, но не более размера, прописанного в НК РФ. Все изменения закрепляются законами субъектов РФ. Сюда относится транспортный налог, налог на игорный бизнес, на имущество организаций. Органы регионального управления также могут вводить в действие специальные налоговые режимы и вносить в них собственные изменения, но согласно положениям НК РФ.

Местные налоги, впрочем, как и остальные налоги и сборы в России, также утверждаются НК РФ. Местные органы самоуправления могут вносить в них изменения и дополнения в рамках Кодекса. К местному налогообложению относятся:

  • земельный налог;
  • налог на имущество физических лиц;
  • торговый сбор.

В зависимости от порядка взимания налоги можно разделить на 2 основные категории: прямые и косвенные. Прямые налоги начисляются непосредственного на доход либо стоимость имущества налогоплательщика. Косвенные налоги включаются в стоимость товаров, услуг и работ. Фактически их уплачивает покупатель продукции, а продавец выступает в роли посредника между косвенным налогом и государством. В Российской Федерации косвенных налога всего 2: НДС и акцизы. Все остальные являются прямыми.

Виды систем налогообложения в РФ: основная, УСНО, ЕНВД и т. д.

Выбор системы налогообложения в России для хозсубъектов – важное мероприятие, позволяющее определить налоговое бремя для бизнеса. Рассмотрим основные виды налогообложения в России.

Налоговая система РФ включает в себя 5 режимов налогообложения:

  1. Основная система налогообложения (ОСНО).

Данный режим присваивается хозсубъекту автоматически сразу после регистрации в ИФНС. Его могут использовать как ООО, так и ИП. Налогоплательщик вправе перейти на спецрежим при соблюдении установленных налоговым законодательством условий.

  1. Упрощенная система налогообложения (УСНО).

УСНО вправе применять налогоплательщики, у которых:

  • среднесписочная численность работников не превышает 100 человек;
  • остаточная стоимость амортизируемых основных средств не более 150 млн руб.;
  • доходы за 9 мес. не превышают 112,5 млн руб.

Подробности см. здесь.

  1. Единый налог на вмененный доход (ЕНВД).

Данный спецрежим могут применять только те хозсубъекты, деятельность которых поименована в п. 2 ст. 346.2 НК РФ, а среднесписочная численность персонала не превышает 100 человек.

Кто вправе применять ЕНВД см. здесь.

Данный режим вправе использовать только сельхозпроизводители.

О подробностях применения ЕСХН читайте в рубрике «ЕСХН».

ПСН вправе применять исключительно индивидуальные предприниматели. Смысл данного режима заключается в том, что коммерсант покупает патент на определенный срок, не превышающий 12 месяцев.

Подробности см. здесь.

Как лучше выбрать систему налогообложения

Данный режим имеет самую высокую налоговую нагрузку:

Понятие налог и налоговая система

История налогов насчитывает тысячелетия. Считается, что один из первых регулярных денежных налогов был трибут-поголовный налог на всех граждан Римской империи во II веке до н.э. Еще средневековый философ Ф. Аквинский называл налоги «дозволенной формой грабежа» и даже формой «грабежа без греха», если собранные средства употребляются на «всеобщее благо».

Налоги неизменно находятся под пристальным вниманием всех слоев населения. Классы и социальные группы, объединения по хозяйственным интересам и отдельные регионы, фирмы и индивидуальные предприниматели, крестьяне и землевладельцы, рабочие и рантье чаще всего считают, что, во-первых, система сбора налогов в их стране неправильная, и, во-вторых, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, с них берут несправедливо много налогов. Любое изменение в налогах становится объектом политической борьбы, критики в средствах массовой информации.

Такое внимание вполне оправдано, так как налоги — это:

1) вычеты из доходов плательщиков;

2) основной источник доходов государства;

3) один из эффективных инструментов регулирования экономики.

В общем виде под налогом понимают обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в размере, порядке и на условиях, соответствующих действующему законодательству. Основные характеристики налога:
1) безэквивалентное изъятие части дохода или собственности плательщика; 2) определенные по размерам и срокам платежи; 3) юридически обоснованные для каждого вида размеры и порядок внесения; 4) общественное принуждение к уплате.

Рассмотрим основные элементы налога (налогообложения):

— субъект налога — лицо (юридическое или физическое), которое по закону является его плательщиком;

— объект налога — экономический феномен, подлежащий налогообложению, т.е. доходы, собственность, цена товаров и услуг, отдельные виды деятельности, пользование природными ресурсами, передача имущества, добавленная стоимость продукции (работ, услуг) и некоторые другие объекты, установленные законодательными актами;

— источник налога — доход (общественный продукт), за счет которого уплачивается налог;

— единица обложения — единица измерения объекта;

— налоговая ставка — размер налога на единицу обложения. Подразделяются на регрессивные, пропорциональные и прогрессивные (с простой и сложной прогрессией);

— налоговые льготы — полное или частичное освобождение плательщика от налога, в том числе необлагаемый налогом минимум дохода;

— налогооблагаемая база — часть объекта налогообложения (за вычетом налоговых льгот), на которую практически начисляются налоги;

— налоговое бремя — доля всех уплачиваемых налогов в годовых доходах групп налогоплательщиков. Рассчитывается также национальное налоговое бремя, или налоговая нагрузка на ВВП и чистый социальный продукт.

Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей; формы и методы их построения; компетенция органов власти в отношении налогов; распределение поступающих платежей по звеньям бюджетной системы; государственные органы, собирающие налоги и контролирующие правильность их уплаты, — все это входит в понятие налоговой системы.

Принципиальным в налоговой системе является ее логичность, эффективность и эластичность. При этом важна не только официально декларированная налоговая система, сколько реально действующая, в том числе:

отклонения от провозглашенных принципов и правил;

бюрократизм, коррумпированность налогового аппарата;

необязательность выполнения налоговых предписаний.

Налогоплательщики — это хозяйствующие субъекты и избиратели. Они оценивают не преимущества и недостатки формализованной в юридических актах налоговой системы, а конкретный механизм обложения и размеры взимаемых налогов. Не меньшее значение имеет также то, куда и как расходует государство налоговые поступления.

Эффективное налогообложение (с точки зрения существующего в стране социально-экономического строя) должно быть справедливым в глазах общественного мнения. При этом речь идет не о рекламе, убеждении населения перед выборами или в критической политической ситуации. В долгосрочной перспективе без реального подтверждения такие действия обычно вызывают обратную желаемой реакцию населения. В этой связи перечислим основные условия справедливого и эффективного налогообложения:

1) равномерность и прогрессивность распределения налогового бремени;

2)глобальность и всеобъемлемость;

3) реальность и целенаправленность налоговых поступлений.

Рассмотрим основные правила, обеспечивающие справедливость налоговой системы:

1) один и тот же объект может облагаться налогом одного вида только один раз за установленный период;

2) обязательна регистрация всех субъектов налогообложения в контролирующих органах;

3) льготы по всем налогам применяются только в соответствии с законодательством;

4) запрещается предоставление индивидуальных льгот отдельным физическим и юридическим лицам;

5) штрафы за нарушение налогового законодательства взыскиваются с плательщиков в бесспорном порядке;

6) для налогообложения нерезидентов и доходов за рубежом применяются международные соглашения о налогообложении.

Укажем также на основные признаки несовершенной налоговой системы, многие из которых характерны и для российской системы:

1) неясное определение налоговой базы в законодательстве, множество нормативных актов, поправок, разъяснений; 2) множество налогов, взимаемых с одной налоговой базы, сложность распределения налоговых поступлений по бюджетам различных уровней; 3) отсутствие прогрессивности в обложении прибыли, доходов; 4) нарушение системы ценообразования путем исключения отдельных субъектов или товаров из обложения добавленной стоимости; 5) множество льгот и вычетов ( в том числе индивидуальных), облегчающих возможность уклонения от налогов.

Следует отметить, что самую лучшую, идеально продуманную и спланированную налоговую систему может погубить некомпетентность, безответственность, незаинтересованность и коррумпированность ее кадров, отсутствие доступной и достоверной информации о ее работе, а также независимого и постоянного контроля.

21.4. Налоговая система понятие налога и налоговой системы; исходные принципы построения налоговой системы; функции и классификация налогов; организация налоговой службы

Сущность налогов и принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику — экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства — бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», — справедливо подчеркивал К.Маркс.

Налоги, таким образом, — это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий — рынков сырья и сбыта готовой продукции — казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

— работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

— хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах.

Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства — с другой, по поводу формирования государственных финансов.1

Налог выполняет две функции: экономического рычага, регулирующего соотношение потенциалов экономических субъектов; формирования доходной части бюджета, без которой теряется смысл всей экономической системы из-за нарушения цикличности действия элементов структуры экономики.

Функция налога — это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов государства. Отсюда возникает главная распределительная функция налогов, отражающая их сущность как особого централизованного звена распределительных отношений.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная (бюджетная) функция.

Формирование доходной части государственного бюджета на основе стабильного и централизованного взимания налогов превращает само государство в крупнейшего экономического субъекта.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления его собственных функций (военно-оборонительных, социальных, природоохранных и др.).

Другая функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность количественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах, что обуславливает контрольную функцию налогов. Благодаря контрольной функции налогов оценивается эффективность каждого налогового канала и налогового «пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. Контрольная функция налогово-финансовых отношений проявляется лишь в условиях действия распределительной функции.

Таким образом, обе функции налогов, фискальная и контрольная, в органическом единстве определяют эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина в известной мере зависят от налоговой дисциплины. Суть ее в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги. Практика работы налоговых органов показывает, что нарушение сроков и полноты уплаты налогов явление частое: число привлеченных налоговыми органами к уплате граждан-предпринимателей составило 343,5 тыс. в 1992 г. и 726,4 тыс. в 1993 г., а из общего числа проверенных налоговыми органами выявлено нарушений у 13,5% в 1992 г. и 14,6% в 1993 г., т.е. каждый седьмой гражданин-предприниматель пытался (намеренно или по незнанию) недоплатить в казну.

Распределительная функция налогов обладает рядом свойств, характеризующие многогранность ее роли в воспроизводственном процессе. Это прежде всего то, что изначально функция налогов носила чисто фискальный характер: наполнить государственную казну, чтобы иметь возможность содержать армию, чиновничий аппарат, а со временем и социальную сферу (просвещение, здравоохранение и т.д.). Но с тех пор, как государство посчитало необходимым активно участвовать в организации хозяйственной жизни в стране, у него появились регулирующие функции, которые осуществлялись через налоговый механизм.

В налоговом регулировании появились стимулирующие и сдерживающие (дестимулирующие) подфункции, а также подфункция воспроизводственного назначения.

В отлаженной налоговой системе реализуются все функции и подфункции налогов. На начало 1994 г. на территории РФ было установлено 44 вида налогов, сборов и других платежей, в том числе 16 федеральных, 5 региональных, т.е. налогов субъектов РФ — республик в составе РФ, краев, областей и автономных образований, и 23 местных. Большая их часть имеет чисто фискальное предназначение, и лишь по некоторым просматривается регулирующая функция.

Казалось бы, акцизы на табачные и алкогольные изделия, увеличивающие их продажную цену, призваны сдерживать рост потребления этих изделий, так как интересы здоровья нации для государства превыше всего. Однако даже в условиях экономического кризиса производство табачных и алкогольных изделий и их потребление в России (сюда надо добавить и импортируемое количество) не уменьшаются. В целях предотвращения наплыва в страну импортируемых винно-водочных изделий низкого качества Правительство РФ в феврале 1994 г. ставки ввозных пошлин увеличило более чем в 2 раза.

В 1994—96 гг. в связи с Указом Президента РФ от 22.12.1993 г. № 227 «О некоторых изменениях в налогообложении во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» налоговое творчество региональных и местных властей довело перечень налогов до 200 (в каждом субъекте РФ было принято по 1-2 местных налога). В правительственном проекте Налогового кодекса РФ (1998 г.) предлагается установить закрытый перечень налогов и сборов — 12 федеративных, 8 региональных и 12 местных.

Стимулирующая подфункция налогов реализуется через систему льгот, исключений, преференций, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки.

В законе «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусмотрены следующие виды льгот: необлагаемый минимум объекта; изъятие из обложения определенных элементов объекта; освобождение от уплаты налогов отдельных лиц или категорий плательщиков; понижение налоговых ставок; целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочки взимания налогов), вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период), прочие налоговые льготы.

Действующие льготы по налогообложению прибыли предприятий направлены на стимулирование:

— финансирования затрат на развитие производства и непроизводственное строительство; малых форм предпринимательства;

— занятости инвалидов и пенсионеров; благотворительной деятельности в социально-культурной и природоохранной сферах.

Преференции установлены в виде инвестиционного налогового кредита и целевой налоговой льготы для финансирования инвестиционных и инновационных затрат. Налоговый кредит, как и всякий кредит, предоставляется на условиях возвратности и платности, оформляется соответствующим договором между предприятием и региональным налоговым органом.

Целевая налоговая льгота в отличие от инвестиционного налогового кредита может предоставляться любому предприятию органами исполнительной власти субъекта РФ на взаимовыгодной основе, но в пределах суммы налоговых поступлений в региональный бюджет. Порядок и условия предоставления те же, что и у налогового кредита.

Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе плата за воду, потребляемую промышленными предприятиями, платежи за пользование природными ресурсами, отчисления в дорожные фонды, на воспроизводство минерально-сырьевой базы и лесной доход. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность.

Особое значение имеет дифференциация налогов по источнику обложения: издержки производства (себестоимость), прибыль. Правильность расчетов налога на прибыль требует знания состава затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и порядка формирования финансовых результатов (прибыли или убытка). Непосредственно в себестоимость включаются налоги, идущие на формирование дорожных фондов, транспортный налог, земельный налог, платежи за пользование природными ресурсами.

При классификации налогов по объектам налогообложения образуются пять групп: налоги на имущество, ресурсные налоги (включая земельный налог), налоги на доход или прибыль, налоги на действия (хозяйственные акты, финансовые операции, обороты по реализации) и прочие, охватывающие некоторые налоги и разовые сборы.

Основополагающим принципом построения налоговой системы является разделение на налоги прямые и косвенные, что в своей сущности формирует основные структуры налоговой системы, а корректировка их осуществляется в случае вариации пропорционального соотношения тех и других в конкретном случае.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В течение 1992—93 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».2

Основным фактором воздействия на форму создания налога является определение момента взаимодействия с текущим экономическим действием. Выделение этапа включения в него и служит основанием для разделения налогов:

— платежи, включаемые в себестоимость продукции;

— платежи, уплачиваемые из балансовой прибыли;

— платежи, уплачиваемые из выручки от реализации продукции.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которым служат основанием для обложениг. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).

В развитых странах роль прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и составила в 1987 г.: в США — 91,1%, Японии — 71,2, Англии — 54,3, в ФРГ — 44,1%. В России на долю прямых налогов приходится примерно 45% (1995 г.).

По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления — к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т.е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В нашей стране платежи государственных предприятий из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги — всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий из прибыли и налог с оборота — 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.

Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его (принятого в 1991 г.) «сателлита» — налога с продаж — были введены два других косвенных налога: акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, ибо охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.1

Как и любая система в сфере экономики, налоговая система требует систематизации и контроля, поэтому организация налоговой службы представляется объективно необходимым действием в рамках любой экономики. Таким образом, создание налоговой системы представляет собой способ упорядочения и анализа экономических потоков между субъектами хозяйствования.

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения. Вносились они и в другие годы в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления — во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных; доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников — в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов — в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

— прибыль (доход); стоимость определенных товаров;

— добавленная стоимость продукции;

— имущество юридических и физических лиц;

— передача имущества (дарение, продажа, наследование);

— операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности;

— другие объекты, установленные законом.

Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ, на 1 января 1997 г. в России зарегистрировано более 26625 тыс. налогоплательщиков — юридических лиц, из которых две трети (66,4%) действующие предприятия, а остальные — «неживые» налогоплательщики (не предоставляют отчетность, не платят налоги, находятся в розыске).1

Действующие предприятия удерживали на 1.1.1994 г. подоходный налог с 115,7 млн. физических лиц, включая совместителей. Численность граждан-предпринимателей составила 1024 тыс. человек. Рыночные преобразования способствовали количественному росту налогоплательщиков: за 1993 г. их общее число (без физических лиц, уплачивающих подоходный налог) возросло в полтора раза.

Налоговая система РФ на начало 1994 г. представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других, платежей (всего 44, а на начало 1992 г. было 40), взимаемых в установленном порядке с плательщиков — юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% (1993 г.) суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:

— в пенсионный фонд — 28% (кроме того, 1% уплачивается работником из его заработной платы);

— в фонд социального страхования — 5,4;

— в фонд занятости населения — 2;

— в фонд обязательного медицинского страхования — 3,6%.2

Еще по теме:

  • Оформить заявку на кредит миг кредит Миг Кредит Онлайн заявка на получение займа, информация об условиях и процентной ставке. Краткая информация о кредите: До 50 000 рублей Подробная информация о кредите Организация: ООО "Миг Кредит" Документ: ОГРН №1107746671207 Сумма кредита: до 50 000 рублей Ставка по кредиту: от 2% […]
  • Можно ли отправить заявление на развод по почте Как подать на развод по почте? Переезжая в другой город, часто нет возможности подать иск о расторжении брака без участия истца. Можно ли подать на развод по почте? Через сколько времени после подачи иска судья рассмотрит дело? В этой статье мы подробно разберем эту проблему. Важно! […]
  • Каско или осаго при дтп Каким полисом воспользоваться, ОСАГО или КАСКО, если пострадал в аварии? Начнем с того, что подобная альтернатива возникает только для тех водителей, которые признаны пострадавшими (невиновными) в ДТП. Далее, при обсуждении вопроса подобного рода, конечно, необходимо исходить из условий […]
  • Групповой иск в арбитражный суд ГРУППОВЫЕ ИСКИ В РОССИЙСКОМ АРБИТРАЖНОМ ПРОЦЕССУАЛЬНОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ - ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ Как известно, с 1 января 2010 г. вступили в силу изменения к Арбитражному процессуальному кодексу Российской Федерации (далее - АПК РФ), дополнившие данный нормативный правовой акт, […]
  • Юрист бесплатная консультация екатеринбург Юрист бесплатная консультация екатеринбург Вы здесь: Главная Юридическая фирма, контакты в Екатеринбурге Телефоны для консультаций: ул. 8 Марта 179 в, офис 3 Юридическая компания «Абак» г. Екатеринбург Компания «Абак» является высокопрофессиональной организацией и надежным партнером в […]
  • Понятие виды состава преступлений ПОНЯТИЕ И ВИДЫ СОСТАВОВ ПРЕСТУПЛЕНИЙ Учение о составе преступления является основополагающим в теории уголовного права. Установление в действиях лица, совершившего преступление определенного состава преступления является единственным основанием уголовной ответственности этого […]
  • Более мягкое наказание назначается 6.4. Назначение более мягкого наказания, чем предусмотрено за данное преступление (ст. 64) В качестве оснований назначения более мягкого наказания в уголовном законодательстве предусмотрено две группы обстоятельств. Во-первых, это исключительные обстоятельства, существенно уменьшающие […]
  • Пособие по уходу до 1 5 лет неработающим Пособие по уходу за ребенком для безработных в 2018 году Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет оформляют через Управление социальной защиты населения (УСЗН) российские и иностранные граждане, ухаживающие за ребенком и имеющие статус официального безработного или обучающиеся очно. Это […]