Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций

Налоговый контроль в РФ: формы, методы и виды

Отправить на почту

Налоговый контроль — комплекс мер по проверке исполнения норм налогового права. Целью этой процедуры является выявление нарушений законодательства. При этом налоговые органы используют различные формы налогового контроля и методы.

Формы и методы налогового контроля

Налоговые проверки — основная и наиболее эффективная форма налогового контроля. Они подразделяются на камеральные и выездные. Камеральные проверки проходят в налоговой инспекции, а выездные — у налогоплательщика. При камеральной проверке в рамках налогового контроля проверяется только тот налог, по которому подана декларация. Камеральная проверка не может быть назначена по истечении 3 месяцев со дня сдачи декларации. При выездной проверке налоговым контролем могут охватываться все налоги за проверяемый период, которые налогоплательщик обязан уплачивать в зависимости от выбранной формы налогообложения.

О том, планируются ли выездные проверки, читайте в статье «Налоговые проверки в 2018 году — список организаций».

Вторая форма налогового контроля — это получение объяснений. Налоговые органы вправе вызвать налогоплательщиков для дачи пояснений по любому вопросу в рамках исполнения законодательства. Пояснения предоставляются в устной или письменной форме и в ходе проведения налогового контроля протоколируются.

Третья форма налогового контроля — проверка данных учета и отчетности. В требовании налоговой инспекции, направленном налогоплательщику, перечисляются необходимые для налогового контроля документы, которые должны быть представлены налоговикам в течение 10 дней. В ходе выездной проверки в рамках налогового контроля может быть назначена инвентаризация, осуществление которой регламентируется положением, утвержденным приказом Минфина РФ и МНС РФ от 10.03.1999 № ГБ-3-04/39.

Осмотр помещений и территорий — еще одна форма налогового контроля. Налоговый инспектор вправе проводить его согласно ст. 92 НК РФ в рамках проводимой проверки. Осмотр происходит в присутствии понятых, при необходимости при этом мероприятии налогового контроля производится фото- и видеосъемка.

Налоговый мониторинг новая форма налогового контроля, введенная с 01.01.2015.

Подробнее о налоговом мониторинге смотрите здесь.

Период, проверяемый в ходе данного вида налогового контроля, проверяющие не вправе включать в план проверок (п. 1.1 ст. 88, п. 5.1 ст. 89 НК РФ). Деятельность организации при проведении налогового контроля в форме мониторинга становится прозрачной, но любые бухгалтерские и юридические документы инспекция вправе затребовать.

Налоговый контроль при мониторинге базируется на утвержденном регламенте, по которому инспекция может в течение года проверять хозяйственные операции, а организация сможет обезопасить себя от возможных ошибок при начислении налогов, ведь налоговая служба еще до момента сдачи деклараций даст разъяснения по интересующим вопросам.

В налоговом контроле используются следующие методы:

Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций

Главная > Реферат >Финансы

Отношение к налогам во все времена было не однозначным. Одни исследователи соглашались с тем, что налоги это неизбежное зло, в связи с чем, они должны быть минимальны. Другие — отводили налогам не только роль источника формирования доходной части бюджетов различных уровней, но и инструмента регулирования социально-экономических процессов. Богатый мировой исторический опыт и имеющиеся теоретические исследования свидетельствуют о том, что эффективная налоговая политика государства может способствовать ускорению темпов и улучшению тенденций социально-экономического развития. В настоящее время, в экономической теории достаточно подробно изучено влияние налогов и налоговой политики на социально-экономические процессы, определены научно-прикладные рекомендации по эффективной реализации налоговой политики с учетом конкретных условий. Одним из важных выводов, вытекающих из экономической теории, является необходимость обеспечения полноты и своевременности поступления законно установленных налогов и сборов в бюджетную систему. В случае невыполнения данного условия могут возникнуть системные искажения, не способствующие достижению поставленных перед налоговой политикой целей. В связи с этим, возникает необходимость организации системы государственного налогового контроля, позволяющей противодействовать в различных формах противоправным действиям налогоплательщиков, стремящихся избежать законно установленные налоговые обязательства.

Налоги, являясь инструментом перераспределения ресурсов хозяйствующих субъектов в пользу публичного субъекта (субъектов) общественных отношений, во все времена вызывали желание их не платить. Вот почему установление налогов как института обязательных платежей, как правило, везде и всегда сопровождалось организацией институтов их принудительного взимания. Российская Федерация не является в этом вопросе исключением. В целях предупреждения фактов уклонения от уплаты налогов и в целях обеспечения полноты и своевременности поступления налогов и сборов в бюджетную систему государства в нашей стране организована определенная система налогового контроля, основным субъектом которой являются налоговые органы в лице Федеральной налоговой службы.

К сожалению, отечественная налоговая система в целом и система налогового контроля в частности имеют значительное количество проблем, к числу которых необходимо отнести такие как: широкое распространение фактов уклонения от уплаты налогов, отсутствие действенного механизма для эффективного предотвращения налоговых преступлений, высокий уровень налогового бремени, отсутствие стимулов для осуществления эффективной производственной деятельности, сложность налоговой системы, ее нестабильность, а также то, что она не отвечает принципам справедливости и равенства налогообложения. Все вышесказанное, а также результаты экспертных оценок масштабов уклонения от уплаты налогов в Российской Федерации и результаты работы налоговых и правоохранительных органов свидетельствуют о том, что система государственного налогового контроля не достаточно эффективна и необходима разработка комплекса научно-практических рекомендаций, способствующих как совершенствованию системы государственного налогового контроля, так и налоговой системы государства в целом.

Актуальность рассмотрения данной темы подтверждается тем фактом, что камеральная налоговая проверка как одна из форм налогового контроля занимает особое место и является существенным элементом эффективного функционирования финансовой системы и экономии страны в целом.

Настоящая работа имеет целью обобщение и анализ законодательного материала, регулирующего налоговый контроль и налоговые проверки в Российской Федерации, выявление возникающих в процессе осуществления проблем и выработку рекомендаций для их решения.

Объект исследования – ООО «ТД Престиж».

Предмет исследования – камеральная налоговая проверка налога на прибыль организаций.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕЕРАЦИИ

Содержание и роль налогового контроля

Налоговый контроль занимает особое место в государственном финансовом контроле и является существенным элементом и обязательным условием эффективного функционирования финансовой системы и экономики страны в целом. Это вызвано следующими факторами:

— за счет налогов формируется 80% — 85% общего объема доходов консолидированного бюджета Российской Федерации, и в связи с этим значимость налогов в процессе формирования денежных фондов государства определяет его первостепенное значение. Объем налоговых поступлений в доходную часть бюджета во временном разрезе зависит как от темпов развития экономики, так и от изменений в налоговом и бюджетном законодательстве;

налоговый механизм используется в регулировании экономики. Следовательно, мероприятия налогового контроля выявляют и представляют информацию законодательным органам власти о реализации на практике тех или иных принятых законов. Например, при налоговой проверке правильности исчисления налога на добавленную стоимость можно определить, как ставка налога 0 % стимулирует развитие внешнеэкономической деятельности [2].

Сущность налогового контроля можно рассматривать двояко:

— как функцию и элемент государственногоуправления финансами и экономикой;

— как особую деятельность по исполнению законодательства по налогам и сборам.

Двойственная природа налогового контроля обусловлена тем, что, с одной стороны, он является формой реализации контролирующей роли налогов — возможности количественного отражения налоговых поступлений, их сопоставления с потребностями государства, выявления необходимости изменений налогового законодательства. С другой стороны, налоги — это принудительные денежные отношения, и налоговый контроль со стороны государства является объективной необходимостью для существования налогов, то есть контроль внутренне присущ данной экономической категории и необходим для того, чтобы налоги могли в полной мере выполнять свою фискальную функцию — образование денежных фондов государства.

С момента введения налоговой системы и до января 2007 года в налоговом законодательстве отсутствовало определение налогового контроля. В результате анализа работ специалистов по налогообложению можно выделить три основных точки зрения по этому вопросу [4]. Первая состоит в том, что налоговый контроль рассматривается как специфическая деятельность уполномоченных государственных органов по обеспечению соблюдения налогового законодательства. Другая точка зрения — налоговый контроль является совокупностью действий, приемов, операций, способов проверки соблюдения налогового законодательства. И, наконец, ряд специалистов подходят к определению налогового контроля более системно. Они подчеркивают, что налоговый контроль следует рассматривать в нескольких аспектах — организационном, методическом, техническом и других.

Официальное определение налогового контроля приведено в статье 82 НК РФ в редакции, действующей с 1 января 2007 г.: «Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном НК РФ» [1].

Исходя из определения налогового контроля можно сформулировать его цели:

— установление правильности исчисления и уплаты налогоплательщиками налогов и сборов;

— проверка исполнения обязанными лицами обязательств, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

— выявление налоговых правонарушений и иных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Именно поэтому проведение налоговыми органами иных проверок налогоплательщика, которые не обусловлены законодательством о налогах и сборах, неправомерно. Так, не соответствуют налоговому законодательству действия должностных лиц налоговых органов по проведению «проверок финансово-хозяйственной деятельности» организаций или по «анализу производственных показателей ее деятельности», без рассмотрения исполнения этой организацией соответствующих налоговых обязательств.

Налоговый контроль представляет собой систему мер по проверке законности, целесообразности и эффективности действий по формированию денежных фондов на всех уровнях государственного управления и является завершающей стадий налогового администрирования.

Объектом налогового контроля являются отношения, связанные с исчислением и уплатой налогов и сборов.

Предметом налогового контроля выступает законность, достоверность, полнота, своевременность, обоснованность, оптимальность и другие аспекты налогового контроля.

Согласно части первой Налогового кодекса РФ субъектами налогового контроля (органами, участвующими в осуществлении налогового контроля) являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения, таможенные органы (ст. 34 НК РФ) и финансовые органы (ст. 34.2 НК РФ). Они должны действовать в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 82 НК РФ определяет формы налогового контроля: налоговые проверки, получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сбора, проверка данных учета и отчетности; осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли), а так же в других формах, предусмотренных НК РФ. В литературе по налогообложению нет четких определений форм и методов налогового контроля. По мнению ряда авторов к формам налогового контроля следует отнести:

— учет налогоплательщиков (как организаций, так и физических лиц);

— налоговые проверки (камеральные и выездные);

— контроль за полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и

В качестве методов налогового контроля можно рассматривать получение информации и документов от различных государственных органов, банков, налогоплательщиков; получение объяснений налогоплательщиков; проверку данных учета и отчетности; истребование документов при проведении налоговой проверки; истребование документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках, проведение экспертизы и т.д. Общим для всех указанных методов является то, что они обеспечивают осуществление налогового контроля, но не имеют самостоятельного значения. Действительно, можно собирать информацию, получать объяснения налогоплательщика, проводить экспертизы и т.п., но без проведения собственно налоговой проверки сделать вывод о наличии или отсутствии в действиях налогоплательщика нарушений налогового законодательства невозможно. Более того, использование некоторых из этих методов вне рамок налоговой проверки не разрешено НК РФ [19].

Как отмечают специалисты в области налогообложения установлено очень важное правило, согласно которому налоговый контроль в предусмотренных формах могут осуществлять только должностные лица налоговых органов. Это фактически означает, что иные государственные органы, например органы внутренних дел, Федерального казначейства, иные министерства и ведомства, а также органы местного самоуправления не уполномочены осуществлять налоговый контроль посредством налоговых проверок, получения объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра помещений и территорий

и т.д. С другой стороны, необходимо учитывать, что все процедуры налогового контроля и производства по делам о налоговых правонарушениях также находятся в компетенции именно налоговых органов.

Исходя из вышеизложенного можно дать определение налогового контроля как установленную законодательством совокупность приемов и способов проверки, осуществляемых всеми уровнями налоговых органов Российской Федерации, целью которых является обеспечение полноты и своевременности исчисления и уплаты в бюджеты разных уровней налогов и сборов, а также выполнение иных обязанностей налогоплательщиков [2].

Налоговый контроль призван мобилизовать в бюджетную систему запланированные налоговые доходы и другие обязательные платежи, осуществить полноту учета налогоплательщиков и объектов налогообложения, уменьшить число судебных разбирательств и жалоб налогоплательщиков на действия субъектов налогового контроля.

В соответствии с налоговым законодательством налоговые органы, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов и органы внутренних дел информируют друг друга об имеющихся у них материалах. Эта информация содержит сведения о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информацией в целях исполнения возложенных на них задач.

Мероприятия налогового контроля охватывают весь период финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика с момента его регистрации до момента закрытия или ликвидации. Даже когда организация не ведет деятельность, она обязана своевременно сдавать «нулевую» налоговую отчетность.

Таким образом, налоговый контроль является специализированным (только в отношении налогов и сборов) подведомственным государственным контролем. Налоговый контроль состоит не только в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, но и в проверке правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, а также в контроле за устранениями выявленных нарушений.

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

3.8 Налоговый контроль: формы и методы проведения

Налоговый контроль представляет собой комплексную и целенаправленную систему экономико-правовых действий компетентных органов государственной власти, которая базируется на законодательстве в области налогообложения и направлена на сбор и анализ информации об исполнении налогоплательщиками обязанности по уплате налогов.

Цель проведения налогового контроля — выявление фактов нарушения налогового законодательства, их пресечение, обеспечение достоверности данных о полноте и своевременности уплаты налогов и сборов, а также проверка законности операций и действий и привлечение к ответственности налогоплательщиков.

Налоговый контроль является необходимым условием функционирования налоговой системы. При отсутствии или низкой эффективности налогового контроля трудно рассчитывать на то, что налогоплательщики будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы. Таким образом, налоговый контроль позволяет пополнять государственный бюджет и дисциплинировать налогоплательщиков.

В широком смысле налоговый контроль охватывает все сферы деятельности уполномоченных органов, включая ведение налогового учета, налоговых проверок, а также все сферы деятельности контролируемых субъектов, связанные с уплатой налогов и сборов, предоставлением налоговой отчетности и т.д.

В узком смысле под налоговым контролем подразумевается проведение налоговых проверок уполномоченными органами.

Перед налоговым контролем стоят следующие задачи :

  • обеспечить полноту и своевременность выполнения налоговых обязательств перед бюджетом;
  • содействовать правильному ведению бухгалтерского и составлению налогового учета и отчетности;
  • обеспечить соблюдение действующего налогового законодательства;
  • выявить и пресечь налоговые правонарушения.

Методы налогового контроля — это совокупность приемов и способов, с помощью которых контролирующие органы осуществляют налоговый контроль. При проведении налогового контроля уполномоченные органы применяют общенаучные методы:

  • диалектический подход;
  • принципы логического и системного анализа;
  • методы экономического анализа и статистических группировок;
  • визуальный осмотр;
  • выборочная проверка документов и др.

Субъектами налогового контроля выступают участники налоговых правоотношений: налоговые, таможенные, финансовые органы; сборщики налогов; органы государственных внебюджетных фондов, которые действуют в рамках своей компетенции.

Объектами налогового контроля выступают действия (бездействие) налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов и сборов.

Место постановки на налоговый учет в зависимости от категории налогоплательщиков

Налоговый контроль

Налоговый контроль — это проверка соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, выявление налоговых правонарушений, установление причин неполной уплаты причитающихся платежей или полного ухода от уплаты налогов, а также как обеспечение поступления налоговых платежей в бюджет всех уровней.

Порядок осуществления налогового контроля регламентирован Налоговым кодексом РФ (часть первая), в котором определены его формы, порядок учета налогоплательщиков, постановки их на учет, переучета и снятия с учета, обязанности банка, связанные с учетом налогоплательщиков, обязанности органов, осуществляющих регистрацию организаций, индивидуальных предпринимателей и физических лиц. Необходимость осуществления налогового контроля объясняется рядом причин:

  • значительным недополучением налогов и сборов в государственный бюджет в результате налоговой недисциплинированности некоторой части налогоплательщиков;
  • несовершенством и нестабильностью самого налогового законодательства и нормативных документов, следствием чего является внесение большого количествава изменений, дополнений, отмена отдельных положений;
  • нечеткими формулировками и противоречиями в некоторых нормативных документах, дающими основание двойственного толкования вопроса об уплате налога, и позволяющими отдельным налогоплательщикам уйти от уплаты налога или уменьшить его размер;
  • несогласованностью в ряде случаев нормативных актов по налогообложению и положений по бухгалтерскому учету;
  • недостаточной подготовкой руководителей и главных бухгалтеров организаций, в частности малых предприятий, в области налогообложения;
  • преднамеренным уходом от уплаты налогов или занижением их суммы.

Органы налогового контроля

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля над соблюдением законодательства о налогах и сборах, над правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.

Налоговые органы осуществляют взаимодействие с государственными внебюджетными фондами, таможенными органами, органами внутренних дел и пр. в порядке, определяемом по соглашению между ними, информируют друг друга об имеющихся у них материалах о нарушениях законодательства о налогах и сборах и налоговых преступлениях, о принятых мерах по их пресечению, о проводимых ими налоговых проверках, а также осуществляют обмен другой необходимой информации в целях исполнения возложенных на них задач.

Формы налогового контроля

Форма налогового контроля — это способ конкретного выражения и организации контрольных действий. Под формой налогового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий. Основными формами налогового контроля являются:

  • проверки;
  • получение объяснений налогоплательщиков, налоговых агентов и плательщиков сборов;
  • проверки данных учета и отчетности;
  • осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода (прибыли).

Контроль за деятельностью налогоплательщиков может осуществляться и в иных формах, предусмотренных Налоговым кодексом.

Мероприятия налогового контроля

Мероприятия налогового контроля – это различные действия налоговых органов с целью проверки соблюдения налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах (п.1 ст.82 НК РФ). В каких случаях проводятся мероприятия налогового контроля Мероприятия налогового контроля проводятся во время налоговых проверок, а также при рассмотрении материалов проверок. Некоторые мероприятия налогового контроля могут проводиться вне рамок налоговых проверок (в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом). Налоговые инспекторы вправе проводить следующие мероприятия налогового контроля:

  • Инвентаризация (п.13 ст.89 НК РФ). Во время инвентаризации инспекторы проверяют достоверность данных, содержащихся в документах налогоплательщика.
  • Осмотр (ст.91,92 НК РФ). (ст.91,92 НК РФ). Проверяющие вправе осматривать любые производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения.
  • Истребование документов, информации (ст.93,93.1 НК РФ). Если налоговому инспектору, который участвует в проверке, необходимы документы, он имеет право истребовать их у проверяемого лица или организации. Выемка (ст.94 НК РФ).
  • Выемка документов и предметов производится для того, чтобы выявить и подтвердить доказательствами нарушения налогового законодательства. По словам самих налоговиков, это одно из самых маловероятных мероприятий, которое может ждать компанию на проверке. Непопулярность процедуры объясняется сложностью ее оформления. Малейшая формальная ошибка, и компании удается признать выемку незаконной.
  • Экспертиза (ст.95 НК РФ). В необходимых случаях при проведении выездных налоговых проверок, на договорной основе может быть привлечен эксперт. Отметим, что с 2015 года ФНС жестко сократила объем средств, выделяемых инспекциям на почерковедческие и технические экспертизы. Что на руку компаниям, особенно в налоговых спорах, где теперь можно стоит ссылаться на отсутствие экспертизы подписей.
  • Получение экспертного заключения (ст.95 НК РФ). Если эксперт при производстве экспертизы установит имеющие значение для дела обстоятельства, по поводу которых ему не были поставлены вопросы, он вправе включить выводы об этих обстоятельствах в свое заключение.
  • Вызов в качестве свидетеля (ст.90 НК РФ). Налоговые органы вправе вызывать для дачи показаний любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.
  • Допрос (ст.90 НК РФ). В необходимых случаях при проведении налоговых проверок проводится допрос свидетеля, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Как правило, без допросов не обходится ни одна налоговая проверка.
  • Привлечение переводчика (ст.97 НК РФ). В необходимых случаях для участия в действиях по осуществлению налогового контроля на договорной основе может быть привлечен переводчик.

Налоговые инспекторы также могут проводить фото- и киносъемку, видеозапись хода проведения мероприятий налогового контроля, использовать копировально-множительную технику, иные технические средства. Применение таких средств должно быть отражено в протоколе.

Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций Солярик Марина Анатольевна

Диссертация — 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат — бесплатно , доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

Солярик Марина Анатольевна. Налоговый контроль по налогу на прибыль организаций : диссертация. кандидата экономических наук : 08.00.10 Москва, 2007 148 с. РГБ ОД, 61:07-8/3490

Содержание к диссертации

Глава 1. Теоретические основы налогообложения и налогового контроля прибыли

1.1. title1 Понятие налогового контроля 12

1.2. Экономическое содержание категории прибыли и налога на прибыль 19

1.3. Ретроспективный анализ развития налога на прибыль 28

1.4. Ретроспективный анализ порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль 50

Глава 2. Развитие методологических основ налогового контроля по налогу на прибыль организаций 66

2.1. Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль 66

2.2. Налоговая отчетность как инструмент налогового контроля 77

2.3. Особенности учета доходов и расходов в налоговых расчетах 85

2.4. Технология использования ПБУ 18/02 при налоговом контроле 94

Глава 3. Направления применения налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль 108

3.1. Информационные источники и основные направления налогового контроля прибыли 108

3.2. Методика предварительных аналитических процедур налогового контроля 115

Список использованной литературы 129

Введение к работе

Актуальность темы исследования. Переход национального хозяйства России на рыночные отношения, изменение общественных отношений между государством и хозяйствующими субъектами, становление и развитие эффективной, справедливой и стабильной налоговой системы, обусловили необходимость организации нового вида государственного контроля -финансового контроля в сфере налогообложения.

Развитие правовой основы налогообложения, постоянное увеличение количества законодательных актов и нормативных документов, регулирующих взимание налогов с организаций и физических лиц, активное вовлечение хозяйствующих субъектов в налоговые отношения предопределили возникновение потребности в организации и проведении налогового контроля, позволяющего обеспечить необходимые доходы государственного бюджета без увеличения налоговой нагрузки, путем повышения собираемости налоговых изъятий. Назначение налогового контроля заключается не только в содействии успешной реализации фискальной политики государства, но и обеспечении баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязательства.

Важное место в системе налогового администрирования отведено организации налогового контроля по налогу на прибыль организаций. Несмотря на меняющийся удельный вес налога на прибыль в формировании доходной части бюджета на различных этапах развития национального хозяйства России, он является одним из основных инструментов налоговой политики государства. Налог на прибыль выполняет не только фискальную функцию по аккумулированию денежных средств в соответствующих бюджетах, но и регулирующую, позволяющую государству активно влиять на темпы развития экономики.

Необходимость усиления контроля за правильностью исчисления налога на прибыль связана с тем, что произошли качественные изменения в порядке взимания налога на прибыль организаций в условиях ведения самостоятельной

системы налогового учета. То есть возникает насущная потребность своевременно отслеживать и правильно применять изменяющиеся и обновляющиеся нормы налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль. Исследование этих преобразований, безусловно, позволит качественно организовать систему государственного налогового контроля, повысить его результативность.

Проблема повышения качества системы налогового контроля за исчислением налога на прибыль организаций, приобретает особую значимость в современных условиях, поскольку стоит задача не только выявления позитивных и негативных тенденций в развитии контроля за доходами и расходами организаций, причин снижения эффективности налогового контроля, но и разработки новых стратегических направлений его совершенствования, обеспечивающих качественно новое содержание.

Таким образом, имеется насущная необходимость в разработке теоретических и развитии методологических вопросов, связанных с функционированием налогового контроля, исходя из его принципов, выработанных финансовой наукой и особенностей развития национальной экономики страны.

Степень разработанности проблемы. В трудах ученых и практиков, в периодических печатных изданиях достаточно широко обсуждаются вопросы, связанные как с налогообложением прибыли организаций, так и с налоговым контролем по налогу на прибыль организаций.

В системе экономической теорий, теория прибыли традиционно характеризуется экономистами как одна из наиболее сложных. Сущность прибыли с экономической точки зрения изложена в трудах таких представителей мировой и экономической мысли как А. Смит, Д. Риккардо, К.Р. Макконелл и Брю С.Л., Дж. Кейнс, М. Фридман, Л.И. Якобсон, А. Бабо. Значительный вклад в развитие теории и практики налогового контроля внесли такие отечественные ученые-экономисты как: Брызгалин А. В., Гусева Т.А, Джамурзаев Ю.Д., Зверев А. П., Князев В.Г., Ногина О.А, Павлова Л.П.,

Паскачев А.Б., Родина О.В, Тедеев А.А., Хубеев Г.Н., Черник Д.Г.> Шаталов С. Д., Шувалова Е.Б,, Юткина Т. Ф. и другие авторы. В опубликованных работах глубоко проанализированы проблемы государственного налогового контроля, обоснованы идеи их системной организации исходя из требований рыночной экономики.

Однако теоретические и методологические вопросы налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль организаций исследованы недостаточно.

Существующая в настоящий момент система контроля правильности исчисления налога на прибыль не вполне соответствует реформированию налоговой системы на современном этапе, что обусловлено несовершенством работы налоговых органов по контролю за соблюдением налогового законодательства в части налогообложения прибыли организаций и применения норм налогового учета при определении прибыли, подлежащей налогообложению.

Существующие подходы по повышению эффективности системы налогового контроля правильности исчисления налога на прибыль организаций, в условиях, когда уклонение налогоплательщиков от выполнения налоговых обязательств приобретает масштабный характер, не обеспечивают должным образом результативность налоговых проверок. Не отводится внимание вопросам предварительных налоговых контрольных процедур для выявления основных направлений налоговой проверки по налогу на прибыль. В настоящее время в практике работы отечественных налоговых органов предварительный налоговый контроль носит пока вспомогательный характер и, к сожалению, такая особенность налогового контроля, как его упреждающий характер, не получила еще должного распространения.

Вопрос теоретического обоснования формирования налоговой базы по налогу на прибыль исследован не достаточно глубоко. Кроме того, остро стоит проблема повышения результативности выездных и камеральных налоговых

проверок, процедур отбора налогоплательщиков для проведения контрольных мероприятий.

Актуальность и недостаточная научная разработка теоретических основ налогового контроля прибыли, необходимость определения стратегических направлений развития налогового контроля определили цель и задачи исследования.

Цель и задачи исследования. Цель проведенного исследования состояла в том, чтобы на основе обобщения теоретических положений, накопленного практического опыта разработать методологические основы налогового контроля по налогу на прибыль организаций для повышения качества системы налогового контроля Российской Федерации.

Для достижения указанной цели были поставлены задачи, определяющие логику исследования и структуру:

уточнено понятие налогового контроля соответствующее современным требованиям контроля налогообложения прибыли;

проанализировано экономическое содержание категории прибыли и налога на прибыль;

проведен ретроспективный анализ развития налога на прибыль и дана оценка качества налогового контроля;

проведен ретроспективный анализ порядка формирования налоговой базы по налогу на прибыль;

уточнено содержание принципов налогового контроля по налогу на прибыль и принципов предпроверочного контроля;

определена роль налоговой отчетности как инструмента налогового контроля;

выявлены особенности учета доходов и расходов в налоговых расчетах по налогу на прибыль;

систематизированы информационные источники и выявлены основные направления налогового контроля прибыли;

разработана методика предварительных аналитических

процедур налогового контроля.

Предметом исследования является совокупность налоговых отношений, складывающихся в процессе организации и совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль организаций.

Объектом исследования является система налогового контроля за правильностью исчисления налога на прибыль.

Методология исследования и его теоретическая основа. Теоретическую и методологическую основу исследования составили фундаментальные положения современной экономической теории; концепции, представленные в трудах отечественных и зарубежных ученых в области теории налогового контроля. Были использованы рекомендации российских и зарубежных ученых, занимающихся вопросами государственного финансового и налогового контроля, использованы действующие методики налогового администрирования, работы в области финансовых инструментов налогового процесса.

Общей методологической основой исследования послужили принципы диалектической логики, единства логического и исторического. В процессе исследования применялись общенаучные методы познания, такие как метод исследования противоречий в развитии объекта, анализ и синтез, системность, аналогии, а также специальные: сравнения, группировки, обобщения, интерпретации и др. В изучении и анализе материалов по теме исследования использовались статистические методы и др.

В работе обобщены тенденции и определены закономерности развития налогового контроля прибыли за пятнадцать лет, что позволило усовершенствовать методы его организации в системе налоговых органов Российской Федерации.

Информационную базу исследования составили законодательные акты РФ, Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ и другие документы органов государственной власти и управления, нормативные документы Министерства финансов РФ и Федеральной налоговой службы РФ,

материалы российской и зарубежной печати, информационных обзоров, аналитических и статистических материалов, а также иные документы, опубликованные в различных изданиях сети «Интернет», в справочно-правовых системах «Гарант», «Консультант плюс».

Область исследования соответствует подпунктам Паспорта специальности 08.00.10 — Финансы, денежное обращение и кредит: 2.3. «Бюджетно-налоговая система и бюджетная политика государства в рыночной экономике»; 2.9. «Концептуальные основы, приоритеты налоговой политики и основные направления реформирования современной российской налоговой системы».

Научная новизна исследования заключается в разработке методологических основ организации контроля по налогу на прибыль организаций, осуществляемого налоговыми органами Российской Федерации с целью формирования системы предварительных налоговых контрольных процедур, позволяющих повысить качество налогового контроля.

Наиболее существенные результаты, полученные автором в ходе исследования и характеризующиеся научной новизной, заключаются в следующем:

уточнено и научно обосновано понятие налогового контроля как разновидности государственного финансового контроля, реализуемого в налоговой сфере, при этом руководство самим процессом контроля становится возможным посредством реализации системы мероприятий и процедур, действий, способов и методик контрольного, проверочного и аналитического характера, что позволяет полнее раскрыть сущность и назначение налогового контроля; исследована экономическая природа прибыли как основы для повышения эффективности механизма использования этой категории в процедуре налогового контроля.

построена классификация и раскрыто экономическое содержание принципов организации налогового контроля по налогу на прибыль, с выделением трех групп: юридические (принцип обеспечения законности,

принцип юридического равенства, принцип гласности, принцип ответственности, принцип защиты прав); экономические (принцип независимости, принцип планомерности, принцип регулярности, принцип объективности и достоверности, принцип документального оформления результатов налогового контроля, принцип взаимодействия) и специфические (принцип всеобщности, принцип единства, принцип презумпции невинности налогоплательщика, принцип соблюдения налоговой тайны, принцип возмещения ущерба, причиненного в результате неправомерных действий при проведении налогового контроля). Реализация этих принципов позволяет обеспечить эффективный и качественный налоговый контроль с учетом его целей и задач. Разработаны принципы предпроверочного контроля: принцип целенаправленности, принцип системности, принцип объективности, принцип соответствия, принцип поэтапности, характеризующие возможность проведения первичного контроля для оценки и отбора хозяйствующих субъектов для углубленных камеральных и выездных проверок.

3) построена система классификаций налоговых аналитических процедур
по нескольким признакам (методические приемы, стадии проведения, полнота
охвата объекта) и в разрезе элементов налогообложения. Использование этих
классификаций в процессе предварительных налоговых аналитических
процедур в части контроля правильности расчета налога на прибыль позволяет
выявить недобросовестных налогоплательщиков и обоснованно сформировать
совокупность хозяйствующих субъектов для налогового контроля за
правильностью исчисления налога на прибыль.

4) определены направления проведения предварительных налоговых
аналитических процедур, систематизированы информационные источники
формирования отчетности по налогу на прибыль для проведения качественной
проверки исполнения налогоплательщиком норм налогового законодательства.
Реализация этих направлений обеспечивает при проведении проверок
налоговыми органами комплексное использование контрольных методов и
инструментов.

5) разработана методика проведения предварительных аналитических процедур налогового контроля по налогу на прибыль в виде взаимосвязанных и взаимодействующих между собой блоков для выявления нарушений налогового законодательства и проведения своевременных контрольных мероприятий по идентифицированному кругу налогоплательщиков. Разработана классификация причин возникновения нарушений по налогу на прибыль по признакам и в разрезе элементов класса причин возникновения этих нарушений, позволяющая повысить качество и результативность последующего налогового контроля.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в выработке рекомендаций по совершенствованию законодательной базы по налоговому контролю, что позволит повысить результативность и снизить затраты налогового администрирования, упростить налоговый учет, провести обоснованное реформирование налоговых отношений. Результаты исследования могут быть использованы государственными органами для совершенствования законодательной базы и нормативной базы по налогу на прибыль организаций, а также системы налогового администрирования.

Выводы и рекомендации могут применяться в работе органов налогового контроля за соблюдением законодательства по исчислению налога на прибыль организаций.

Содержащиеся в диссертации теоретические разработки могут быть использованы в научно-исследовательской работе, в преподавании дисциплин «Налоги и налогообложение»; «Налоговый учет и отчетность»; «Правовое регулирование налогообложения»; «Организация и методика проведения налоговых проверок».

Апробация результатов исследования. Теоретическая концепция, методология диссертации получили конкретное отражение в учебном процессе в рамках педагогической деятельности при чтении лекций автором и проведении семинаров в МЭСИ.

Основные положения и практические выводы исследования апробированы и получили одобрение на международной научно-практической конференции «Практика подготовки менеджеров: опыт и проблемы» г. Калуга, 2005 год.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Понятие налогового контроля

До принятия Федерального закона № 137-ФЗ1 понятие налогового контроля было лишь предметом дискуссий на страницах научной литературы. Налоговое законодательство не раскрывало понятия «налоговый контроль», а также не содержало четкой и логичной структуры, позволяющей предельно точно выделить аспекты, которые имели бы непосредственное отношение к налоговому контролю. Вместо общей характеристики понятия «налоговый контроль» законодатель ограничивался перечислением составных элементов. Причем, зачастую путая или отождествляя его методы и формы2.

Следует отметить, что в характеристике сущности налогового контроля расходятся позиции большинства российских авторов.

А.П. Зрелов, определяя налоговый контроль в, так называемом, первом приближении, уточняет, что данное понятие, равно как и, например, «финансовый контроль», является сложносоставным. Структуру анализируемого термина составляют два самостоятельных понятия «налог» и «контроль», каждое из которых несет определенную смысловую нагрузку .

Налоговый контроль — это разновидность контроля, выделяемая по признаку отраслевой принадлежности. Границами применения налогового контроля являются границы самой налоговой сферы .

Налоги и налогообложение (научно-практический журнал). — 2004. — № 9. — С.38. В свою очередь теория налогового контроля является институтом налогового права и одновременно одним из элементов налогового администрирования5.

В России в настоящее время действует единая система контроля соблюдения налогового законодательства. Эту систему образуют налоговые органы Российской Федерации .

Главной задачей налоговых органов России является проведение налогового контроля соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты и своевременностью внесения в соответствующие бюджеты налогов и сборов, установленных на территории Российской Федерации.

Налоговые органы как система контроля решают блок взаимоувязанных задач. Это совокупность действий и операций по проверке финансовых, налоговых и связанных с ними вопросов деятельности субъектов хозяйствования и управления с применением специфических форм и методов его организации и проведения, и обусловленных, главным образом, мобилизацией в государственный бюджет налогов и других обязательных платежей.

Контроль в данном случае следует понимать в его общеупотребительном значении, как проверка, а так же наблюдение с целью проверки:

а) исполнения налогового законодательства,

б) правильности исчисления налоговой базы,

в) полноты учета объекта налогообложения,

г) своевременности внесения суммы налогов и сборов.

Выделим основные задачи налогового контроля:

проверка соблюдения налогового законодательства;

обеспечение своевременного и полного учета налогоплательщиков; контроль своевременности представления налогоплательщиками бухгалтерской отчетности, налоговых деклараций, расчетов и других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов;

контроль полноты и своевременности внесения налогов и сборов в бюджет;

защита интересов государства в судах различной юрисдикции;

анализ формирования доходной базы бюджета .

Фактически можно говорить о блоке взаимоувязанных задач, решение которых возлагается на сотрудников налоговой службы. При этом контроль исполнения налогового законодательства носит основополагающий, базисный характер, в то время как проверка правильности исчисления, полноты и своевременности внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей относится к функциям-задачам налоговиков. Проверяя правильность исчисления налогов, полноту и своевременность их внесения в бюджет, налоговый инспектор тем самым в каждом конкретном случае контролирует исполнение налогового законодательства физическими и юридическими лицами.

Основные принципы налогового контроля по налогу на прибыль

Действующее налоговое законодательство не содержит нормативно установленных принципов, которым должен соответствовать налоговый контроль. Статья 3 «Основные начала законодательства о налогах и сборах» НК РФ касается только материально-правовых аспектов налогообложения.

Законодательный пробел в плане отсутствия нормативно установленных принципов налогового контроля частично восполняется правовыми позициями Конституционного Суда РФ. Однако отсутствие закрепленных на уровне закона принципов налогового контроля представляется не вполне нормальной ситуацией. По степени воздействия на проверяемых субъектов налоговый контроль практически не имеет себе равных в сравнении с иными формами государственного финансового контроля. Поэтому формализация в конкретных правовых нормах его принципов, а также их раскрытие представляются необходимой законодательной мерой.

Для целей совершенствования налогового контроля по налогу на прибыль, автор считает целесообразным выделять юридические, экономические и специфические принципы налогового контроля, непосредственно связанные с сущностью налога на прибыль и методикой налогообложения прибыли в современных условиях. Классификация основных принципов налогового контроля по налогу на прибыль представлена в таблице 2.

Юридические принципы включают в себя: принцип обеспечения законности, принцип юридического равенства, принцип гласности, принцип ответственности, принцип защиты прав. Таблица 2

Принцип взаимодействия Приведем краткую характеристику каждого юридического принципа применительно к налоговому контролю по налогу на прибыль.

Принцип обеспечения законности состоит в том, что каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога . То есть все, на кого распространяется закон о данном налоге, обязаны правильно и своевременно уплатить налог, причем плательщику бессмысленно (по экономическим либо по иным соображениям) искать пути обхода требований закона, подвергаясь риску быть выявленным.

Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными настоящим Кодексом признаками налогов или сборов, не предусмотренные

Пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации (часть первая) (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 №154-ФЗ) настоящим Кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено настоящим Кодексом . При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить93.

Иным аспектом принципа законности можно считать соблюдение требований законодательства о правах и обязанностях налогоплательщиков, налоговых органов, других участников налоговых правоотношений, формах и методах налогового контроля, налоговой ответственности за совершение налоговых правонарушении .

Дополнительным аспектом данного принципа можно также считать определение места нормативных актов федеральных органов исполнительной власти в вопросах налогообложения, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, с одной стороны, а с другой стороны, являются обязательными только для подразделений этих федеральных органов95.

На наш взгляд, помимо указанных аспектов данного принципа можно считать право отменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах96.

Информационные источники и основные направления налогового контроля прибыли

В предыдущем параграфе было рассмотрено целевое назначение ПБУ 18/02, технология его применения, проведен анализ изменений в порядке ведения бухгалтерской отчетности, связанных с введением данного документа. Сделан основной акцент на изложении практических рекомендаций по применению ПБУ 18/02 как контрольного элемента при проведении проверок по налогу на прибыль. Возможность реализации контрольных функций проявляется при наличии методологических материалов.

При осуществлении налогового контроля за налогоплательщиками налога на прибыль, предлагаются направления применения предварительных налоговых аналитических процедур, в целях установления единых принципов, возникающих в результате использования различного порядка учета стоимостной оценки объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете. Они основаны на использовании информации о разницах, изложенной в ПБУ 18/02, при осуществлении налогового контроля.

Рассматриваемые направления предусматривают выборочный анализ операций, произведенных налогоплательщиком в проверяемом периоде. Критерием отбора для выборочного анализа является отношение к конкретной проверке исходя из параметров деятельности проверяемой организации.

Как уже отмечалось, возможность проведения предварительных налоговых контрольных процедур обусловлена различным порядком признания доходов и расходов для целей формирования бухгалтерской и налоговой отчетности, и тем самым, возникновением разницы в оценке объектов и операций в бухгалтерском и налоговом учете. Эти разницы должны быть учтены налогоплательщиком налога на прибыль по исчислению размера подлежащей налогообложению прибыли.

Должностное лицо налогового органа, проводящее проверку, вправе истребовать у налогоплательщика в соответствии с пунктом 1 ст. 93 НК РФ необходимые для проверки документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременности уплаты налогов в бюджет.

Для повышения качества системы налогового контроля по налогу на прибыль организаций автором разработана таблица, содержащая значения всех необходимых информационных источников формирования отчетности по налогу на прибыль (Табл. 11).

Формы бухгалтерской и налоговой отчетности Показатели бухгалтерской и налоговой отчетности Источник информации

Бухгалтерский баланс Текущееобязательство поналогу на прибыль Отложенноеналоговоеобязательство илиактив Аналитические регистры налогового и бухгалтерского учета

Отчет о прибылях и убытках Прибыль,рассчитанная поданнымбухгалтерского учета Текущий расход поналогу на прибыль Аналитические регистры бухгалтерского учета

Декларация по налогу на прибыль Прибыль,рассчитанная поданным налоговогоучета Текущий расход поналогу на прибыль Текущееобязательство поналогу на прибыль Аналитические регистры налогового и бухгалтерского учета

Данные таблицы свидетельствуют о необходимом наличии запрашиваемой информации для проведения качественной проверки исполнения налогоплательщиком норм налогового законодательства.

Далее выделим условные направления проверки правильности исчисления налога на прибыль с использованием данных бухгалтерского учета.

Первым шагом проведения предварительных контрольных процедур может стать запрашиваемая у проверяемого налогоплательщика, на основании требования на получение документов, следующая информация:

учетная политика организации для целей бухгалтерского и налогового учета.

По налоговому учету, в соответствии со статьями 271-273 НК РФ можно учитывать доходы и расходы по методу начислений или по кассовому методу (выбор одного из них закрепляется в учетной политике). При этом следует учесть требования указанных статей в отношении даты признания отдельных видов доходов и расходов для целей налогообложения 09.

регистры бухгалтерского учета, ведение которых предусмотрено статьей 10 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (с последующими изменениями и дополнениями);

аналитические регистры бухгалтерского учета, предназначенные для систематизации и накопления информации о постоянных и временных разницах по доходам и расходам, налоговым обязательствам (активам), учет которых необходимо вести в соответствии с пунктом 6 и 13 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль»;

аналитические регистры налогового учета, сформированные в соответствии со статьями 313 и 314 НК РФ.

Годовой отчет: просто о сложном с учетом последних указаний Минфина России и требований налоговых органов/ Под ред. Г.Ю. Касьяновой. — М.: АБАК, 2006. — С.499.

Вторым шагом, полученная информация анализируется на предмет установления расхождений в определении базы по расчету прибыли для бухгалтерского учета и для целей налогообложения, возникающая из-за разницы в оценке и признании доходов и расходов, активов, обязательств, а также выявления постоянных и временных разниц. Информация о разницах позволяет определить источники расхождений между бухгалтерской и налогооблагаемой прибылью отчетного (налогового) периода.

Сложностью проведения налоговых аналитических процедур, по мнению автора, в том числе и предварительных, в условиях действующего налогового законодательства, является отсутствие однозначного установленного порядка ведения налогоплательщиком аналитического учета возникающих разниц, о чем уже упоминалось в данном исследовании.

Проверяющему лицу на данном этапе следует акцентировать внимание отсутствию в аналитическом учете налогоплательщика разниц по операциям, имеющим отличный порядок признания в бухгалтерском и налоговом учете.

По операциям, имеющим одинаковый порядок признания в бухгалтерском и налоговом учете, разниц возникать не должно. Данный факт может свидетельствовать о наличии ошибок или искажений, допущенных налогоплательщиком при расчете налоговой базы или ведении бухгалтерского учета.

Еще по теме:

  • Что должен знать юрист на предприятии Задачи юриста на предприятии Главная > Реферат >Экономика Контрольная работа по теме «Задачи юриста на предприятии» 1. Юрист на предприятии: партнёр или наёмный работник? 2. Роль и функции юриста на предприятии 3. Задачи юриста на предприятии Список используемой литературы По прогнозам […]
  • К чему сниться переселение К чему снится? :: Сонник Значение снов — сонник К чему снится Переселение - сонник Переселение Если Вам снится Переселение и Вы хотите узнать к чему снится Переселение, то в первую очередь нужно обратиться к значению слова Переселение: ПЕРЕСЕЛЕНИЕ, переселения, ср. Действие по глаг. […]
  • Праведница размножающаяся спорами кроссворд Ответы на кроссворд дня № 16631 из "Одноклассников" По горизонтали: - Общее для штурма и припадка - Дорожная табличка со стрелкой - Жертва собственных навязчивых идей - "Коллега" акции и лотерейного билета - Уроженка средиземноморской страны - Город руководства Кении - Лучшая […]
  • Финансовых претензий не имеет Соглашение о расторжении договора аренды Соглашение о расторжении договора аренды заключается между арендодателем и арендатором в случаях, когда по каким-либо причинам одна из сторон не имеет возможности выполнять обязательства по ранее заключенному договору аренды. Соглашение, как […]
  • Спор между наукой и религией конфликт между наукой и религией Также рекомендуем прочитать (для перехода нажмите на название статьи): Лаборатория храма или храм лаборатории. Наука и религия ищут одну и ту же истину, только с разных сторон и разными способами. Поэтому настало время прекратить войну между ними и […]
  • Адвокат терских Адвокатская палата Республики Северная Осетия-Алания История адвокатуры РСО-Алания До присоединения Осетии к России (1774 г.) на ее территории правосудие вершилось на народных сходках, по правилам, которые устанавливали сами жители аулов. Судьями или правозащитниками на них […]
  • Надо ли платить налог на авто Платится ли транспортный налог, если машине больше 25 лет? Транспортный налог – государственная пошлина на все транспортные средства, которую необходимо уплачивать как физическим, так и юридическим лицам. Его размер определяется не только законодательными актами субъекта, в котором […]
  • Исключен из реестра росстата Исключен из реестра росстата ОТКРЫТЫЕ ДАННЫЕ В настоящем разделе представлена информация о деятельности Федеральной службы государственной статистики , размещаемая в сети «Интернет» в форме открытых данных. Открытые данные - информация о деятельности государственных органов и органов […]