Политика налогов минимальная налоговая нагрузка на экономику

Содержание страницы:

Налоговая политика минимальных налогов

Данная модель налоговой политики характеризуется установлением минимальной налоговой нагрузки на экономику. Снижение налоговых доходов бюджета сопровождается сокращением государственных инвестиций и значительным уменьшением социальных расходов.

В рамках этой модели возможна реализация двух типов налоговой политики:

1) регулирующего типа;

2) фискально-конкурирующего типа.

1. Регулирующий тип модели налоговой политики минимальных налогов (политика экономического развития). Цель данной политики состоит в стимулировании инвестиционной активности за счет обеспечения наиболее благоприятного налогового климата. В связи с этим такую политику часто называют политикой экономического развития. Государство стремится всемерно снижать налоги, оставляя большую часть финансовых ресурсов в распоряжении хозяйствующих субъектов. Такая политика проводится в то время, когда намечается стагнация экономики, грозящая перейти в экономический кризис. Данный тип налоговой политики был разработан американскими экономистами в рамках теории экономики предложения в 1970–1980-е гг., которая была использована президентами США Р. Рейганом и Дж. Бушем при проведении экономических реформ, получивших название «рейганомики».

Попытки применить такую политику предпринимались в США и раньше, в 1920-х гг., тогда эта политика получила название «снижение Меллона» по фамилии министра финансов США в правительстве президента Кулиджа.

Итоги применения такой политики неоднозначны. В 1920-х гг. она привела в конечном итоге к Великой депрессии, а в 1980-х гг. – к гигантскому увеличению дефицита бюджета и поражению республиканской партии на выборах.

На первый взгляд именно к такой политике следует стремиться. Однако она может иметь тяжелые социально-экономические последствия, а именно: сокращение социальных программ из-за нехватки денежных ресурсов у правительства, снижение расходов на образование, науку, медицину и как следствие ухудшение конкурентоспособности страны, снижение уровня жизни пенсионеров, работников бюджетной сферы и т.п.

2. Фискально-конкурирующий тип модели налоговой политики минимальных налогов. Целью этого типа налоговой политики является не столько стимулирование развития национального производства, сколько передислокация юрисдикции органов управления зарубежных экономических агентов. К таким агентам относятся, в первую очередь, транснациональные компании, за размещение органов управления которых и превращение их в конечном итоге в национальных налоговых резидентов и конкурирует ряд фискальных юрисдикций. Кроме того, они конкурируют за изменение статуса наиболее обеспеченных людей, за привлечение инвестиций нерезидентов, т.е. за все, что не требует государственных расходов, но приносит налоговые доходы.

В данном случае конкуренция происходит не в области переноса реальной производственной деятельности на территорию конкурирующей юрисдикции, а в области управления финансовыми потоками. Недобросовестность подобной конкуренции основывается на игнорировании сформированных веками принципов и норм налогообложения.

Налоговая политика, реализованная в офшорных зонах или так называемых налоговых гаванях, широко используется, в том числе российскими предпринимателями для уклонения от уплаты налогов. К сожалению, в России до сих пор отсутствуют эффективные механизмы борьбы с этим явлением. Большинство российских олигархических структур управляются через офшорные компании.

Модель политики оптимальных налогов

Данная модель реализует фискально-регулирующий тип налоговой политики. Целью такой политики является нахождение компромиссного сочетания в реализации фискальной, регулирующей и распределительной (социальной) функций налогообложения. Суть состоит в установлении достаточно высокого уровня налогообложения юридических и физических лиц при одновременной реальной социальной защите граждан, наличии значительного числа государственных социальных программ, недопущении избыточного социально-экономического расслоения населения.

Для ее проведения необходим детальный научный анализ и осмысление экономической ситуации, прогнозирование последствий любых налоговых ситуаций, комплексность принятия решений. Успех оптимальной налоговой политики основывается на анализе и учете прошлого, знании опыта зарубежных развитых стран, на осмысленном применении этого опыта с учетом специфических особенностей национальной экономики, условий жизни, духовных ценностей и традиций народов, населяющих страну.

Налоговая политика государства

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Понятие налоговой политики, ее основные задачи и цели

Налоговая политика представляет собой набор экономических, финансовых, правовых методов и мер, способствующих формированию системы налогообложения в стране для обеспечения удовлетворения финансовых потребностей государства.

Основными задачами налоговой политики являются:

  1. Снижение темпов инфляции.
  2. Рост национального дохода.
  3. Борьба с безработицей.
  4. Выравнивание экономических колебаний.

Основными целями налоговой политики являются:

  1. Фискальные – удовлетворение потребностей государственных органов власти в финансовых ресурсах, необходимых для осуществления экономической и социальной политики государства, а также для выполнения государственных функций управления.
  2. Экономические – способствуют эффективному участию государства в регулировании экономики страны, помогают поддерживать темпы экономического роста, устраняют неравенства в общественном воспроизводстве, стимулируют инвестиционные поступления и увеличивают физический капитал.
  3. Социальные – способствуют ликвидации неравенства уровней дохода различных групп населения, защищают малоимущие слои населения, стимулируют инвестиции в человеческий потенциал.
  4. Экологические – способствуют охране окружающей среды и рациональному природопользованию, стимулируют инвестиционные поступления в сохранение природного достояния.
  5. Международные – осуществляют контроль за устранением двойного налогообложения, ликвидируют возможности уклонения от налогов, унифицируют налоговые системы национальных хозяйственных систем разных стран.

Субъектами налоговой политики в Российской Федерации являются уровни правления государства: федеральный, региональный и местный.

Модели и методы налоговой политики

Существует 3 модели налоговой политики:

  1. Политика максимальных налогов.
  2. Политика экономического развития.
  3. Политика разумных налогов.

Политика максимальных налогов устанавливает в стране максимально возможное число налогов с максимально высокими ставками, сокращает или отменяет налоговые льготы, и, таким образом, увеличивает налоговое бремя в экономике страны. Применение этой политики целесообразно во-первых, в период кризиса в экономике или в период военных действий. В этих случаях нужно максимально повысить приток финансов в бюджет страны, увеличить инвестиции в военную сферу и сократить социальные расходы. Во-вторых, в мирное время применяется с целью максимального увеличения социальных расходов.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

В случае проведения политики экономического развития налоговая нагрузка на экономику страны является минимальной. Сокращаются налоговые поступления в бюджет, что приводит к сокращению государственных инвестиций и уменьшению социальных расходов. Применение этой модели целесообразно в период экономического спада в условиях стимулирования экономической активности бизнеса, поскольку налоговое давление на производителей существенно сокращается, но при этом сохраняются определенные программы инвестирования.

Политика разумных налогов предполагает сбалансированный уровень налоговой нагрузки, что способствует развитию экономики и значительному объему социальных расходов государства. Используется при стабильном экономическом росте.

В современных условиях выделяются следующие методы налоговой политики:

  1. Контроль за соотношением прямого и косвенного налогообложения
  2. Контроль за соотношением федеральных, региональных и местных налогов
  3. Контроль налогового бремени по отраслям, грамотный перенос налоговой нагрузки с одних категорий налогоплательщиков на другие
  4. Контроль соотношения прогрессивных и пропорциональных налоговых ставок
  5. Регулирование масштабов предоставления льгот по уплате налогов и их направленности
  6. Регулирование состава налогов и их элементов

Так и не нашли ответ
на свой вопрос?

Просто напиши с чем тебе
нужна помощь

Налоговая политика до 2018 года

Автор: Е. П. Зобова

27 июля 2015 года на сайте Минфина были опубликованы Основные направления налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (далее – Основные направления налоговой политики). Это уже стало традицией – определять действие власти в области налогообложения и налогового администрирования на ближайшие три года.

Напомним, что этот документ не является нормативным, при этом он дает возможность понять вектор движения в данной области. Об основных положениях документа читайте в предложенном материале.

Заявлен главный вектор развития налоговой политики Российской Федерации до 2018 года: в течение очередного трехлетнего периода приоритетом Правительства РФ останется недопущение какого-либо увеличения налоговой нагрузки на экономику.

Это должно, наверное, радовать всех субъектов предпринимательской деятельности. При этом хотелось бы, чтобы налоговая нагрузка не просто не увеличивалась, а поэтапно снижалась. В ближайшие три года такой конкретной задачи не ставится.

Текущее положение дел в области налоговой политики

Прежде чем строить планы на будущее, надо понять, на каком этапе развития мы находимся сейчас. Как и в предыдущем аналогичном документе, в Основных направлениях налоговой политики дан анализ налоговой нагрузки и налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в российской экономике и зарубежных странах.

Принципиально структура налоговых поступлений в России по сравнению с прошлыми годами не изменилась: по прежнему доходы от налогов и пошлин, связанных с обложением нефти, газа и нефтепродуктов, составляют в среднем около трети от общей величины налоговых изъятий в ВВП[1]. Таким образом, налогообложение нефтегазового сектора стабильно обеспечивает около трети совокупных доходов.

Стабильно высокий уровень налоговой нагрузки наблюдается по следующим налогам: НДФЛ, НДС, налогу на прибыль, акцизам.

По сравнению с экономиками других стран уровень налоговой нагрузки в экономике России (по данным МВФ) выше, чем в странах БРИКС и Евразийского экономического союза (исключения – Бразилия и Беларусь, в которых показатель налоговой нагрузки выше, чем в России).

Это свидетельствует о более низкой конкурентоспособности России в данном аспекте, чем в указанных странах. Именно поэтому, а также исходя из необходимости улучшения инвестиционного климата и создания условий для экономического роста, было принято решение не допускать увеличения налоговой нагрузки в стране в ближайшие годы, а по возможности – использовать все имеющиеся возможности для ее снижения (в первую очередь, для малого бизнеса и новых инвестиционных проектов).

Что касается налоговых условий ведения предпринимательской деятельности в России, то в отчете DoingBusiness – 2015, который оценивает условия ведения деятельности по итогам 2013 года, Российская Федерация занимает 62-ю позицию:

  • по агрегированному значению индикатора «Налогообложение» – 49-е место;
  • по индикатору «Регистрация предприятий» – 34-е место.

По итогам 2012 года Россия соответственно занимала 92-е место в общем рейтинге, 56-е место («Налогообложение») и 88-е место («Регистрация предприятий»).

В Основных направлениях налоговой политики сделан анализ принятых решений в области налоговой политики и их последствий. Приведем ключевые моменты этого анализа. Основные итоги реализации налоговой политики приведены в приложении 1 к названному документу.

Консолидированные группы налогоплательщиков в 2012 – 2014 годах.

Как уже отмечалось в предыдущем аналогичном документе, изменения в налоговом законодательстве, позволяющие создавать КГН, затронули интересы субъектов РФ, бюджеты которых получали доходы от налога на прибыль, не соответствующие объективным показателям экономической активности на территории таких субъектов – численности работающих и стоимости основных фондов.

В 2014 году были внесены изменения в законодательство о налогах и сборах, направленные на приостановление процесса создания новых и расширения действующих КГН в 2015 году. При принятии этого решения предполагалось, что на протяжении 2015 года будет проведен анализ их деятельности и влияния на доходы бюджетов, а также сформулирована дальнейшая стратегия по отношению к таким группам. Изменения внесены Федеральным законом № 366-ФЗ[2]. Участники КГН, договоры о создании которых зарегистрированы в 2014 году, будут применять особый порядок определения налогооблагаемой прибыли и исчисления налога на прибыль организаций, начиная с отчетных (налоговых) периодов 2016 года.

Налоговый маневр в нефтяном секторе.

Последние несколько лет в России проводится реформа налогообложения в нефтяной сфере: декларировались различные цели и делались разные шаги в налоговой политике.

Как сказано в Основных направлениях налоговой политики, уже в начале 2014 года стало очевидно, что комплексную модернизацию отрасли, по итогам которой выравнивание пошлин на темные нефтепродукты и нефть привело бы к уменьшению масштабов неэффективной нефтепереработки, к началу 2015 года завершить не удастся.

Налоговый маневр 2014 года состоял в снижении предельной ставки экспортной пошлины на нефть с 59% в 2014 году до 30% в 2017 году при одновременном увеличении базовой ставки НДПИ на нефть с 493 руб. за тонну в 2014 году до 919 руб. в 2017 году. Также были увеличены ставки экспортных пошлин на нефтепродукты и снижены ставки акцизов на моторные топлива.

Освобождение от налога на имущество организаций движимого имущества.

В 2012 году в Налоговый кодекс были внесены изменения, согласно которым из объекта обложения налогом на имущество организаций были исключены объекты движимого имущества, принятые на учет в качестве объектов основных средств с 1 января 2013 года. Планировалось таким образом простимулировать обновление оборудования без существенных потерь для бюджета, а также в ближайшее время перейти на налогообложение недвижимого имущества организаций по кадастровой стоимости, что вообще исключает движимое имущество из-под налогообложения.

На практике указанные новшества позволили вывести из-под налогообложения не только старое оборудование, но и вновь принятое на учет в результате реорганизации, перепродажи и иной передачи между организациями, сопровождавшейся постановкой оборудования на учет.

Для исправления ситуации и предотвращения уклонения от налогообложения в 2014 году была принята норма, которая полностью исключала из объекта налогообложения основные фонды, относящиеся к 1 – 2-й амортизационным группам (Федеральный закон № 366-ФЗ). Освобождение прочего движимого имущества, принятого к учету после 1 января 2013 года, от налогообложения не допускалось, если такое принятие к учету производилось в результате реорганизации или ликвидации юридических лиц либо в результате передачи имущества между взаимозависимыми лицами.

Однако новые поправки вызвали проблемы: проведение реорганизации юридического лица в условиях действующего законодательства приводит к налогообложению имущества даже в тех случаях, когда это имущество ранее правомерно освобождалось, а передача имущества от взаимозависимого лица не обязательно является признаком злоупотребления (например, при осуществлении централизованных закупок оборудования через зависимое лицо). Таким образом, необходим дальнейший мониторинг ситуации и с учетом обязательства по неповышению налоговой нагрузки разработка вариантов модификации этой нормы.

Налоговые расходы бюджетов бюджетной системы РФ.

Анализ налоговых расходов – это количественный анализ всех ранее принятых решений в области налоговой политики в отношении предоставления налоговых льгот и преференций.

Ранее ставилась цель провести инвентаризацию всех имеющихся льгот по всем налогам и сборам.

Согласно отчетности ФНС с 2011 по 2013 год сумма налоговых расходов увеличилась в 1,3 раза – с 1 491,5 млрд руб. до 1 930,5 млрд руб.

Основные меры в области налоговой политики до 2018 года

Как уже было заявлено выше, на ближайшие три года не планируется повышение налоговой нагрузки.

Отметим, что перечисленные ниже меры уже частично реализуются в виде принятых законов.

Легализация капиталов и активов, в том числе их возврат в РФ

В рамках исполнения Послания Президента РФ предполагается внесение изменений в законодательство РФ, предусматривающих добровольное декларирование физическими лицами имущества (счетов и вкладов в банках) с предоставлением гарантий безопасности со стороны государства – амнистия капиталов.

8 июня 2015 года вступили в силу:

  • Федеральный закон от 08.06.2015 № 140-ФЗ «О добровольном декларировании физическими лицами активов и счетов (вкладов) в банках и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
  • Федеральный закон от 08.06.2015 № 150-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ и статью 3 Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» (далее – Федеральный закон № 150-ФЗ).

Декларация может быть представлена в налоговый орган по месту жительства (месту пребывания) декларанта либо в ФНС в период с 1 июля по 31 декабря 2015 года.

Антикризисные меры

В условиях сложной экономической ситуации предлагается ряд антикризисных мер со стороны государства (см. таблицу).

Льготы по налогу на прибыль организаций для новых производств(«гринфилды» и специальные инвестиционные контракты)

Расширение прав субъектов РФ посредством предоставления всех необходимых инструментов для проведения политики экономического развития на своей территории

Разработан проект федерального закона, направленный на предоставление по решению субъектов РФ налоговых льгот вновь создаваемым предприятиям промышленности («гринфилдам») в пределах общего объема осуществляемых ими капитальных затрат по аналогии со льготами для Дальнего Востока:

– снижение до 10% ставки налога на прибыль организаций в части, поступающей в бюджет субъекта РФ;

– 0% – в части, поступающей в федеральный бюджет;

– ряд других норм.

Планируемое вступление в силу указанных норм – 2016 год

Увеличение первоначальной стоимости амортизируемого имущества для целей налогообложения

Повышение порогового значения стоимости амортизируемого имущества вплоть до 80 тыс. – 100 тыс. руб.

Стоимость амортизируемого имущества увеличена до 100 тыс. руб. для объектов, введенных в эксплуатацию начиная с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 150-ФЗ)

Налоговое стимулирование развития малого предпринимательства через специальные налоговые режимы

Расширение перечня видов деятельности, в отношении которых может применяться ПСН

С 1 января 2016 года будет увеличено количество видов предпринимательской деятельности, в отношении которых можно применять ПСН, с 47 до 63 (Федеральный закон от 13.07.2015 № 232-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 части первой и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 232-ФЗ))

Распространение права на применение двухлетних «налоговых каникул» по УСНО и ПСН на деятельность в сфере бытовых услуг

Принятые поправки вступят в силу с 1 января 2016 года (Федеральный закон № 232-ФЗ)

Предоставление субъектам РФ права снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих УСНО с объектом налогообложения в виде доходов, с 6 до 1% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности

Принят Федеральный закон № 232-ФЗ, который вводит указанную норму с 1 января 2016 года

Предоставление права представительным органам муниципальных образований, законодательным органам городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя снижать ставки ЕНВД с 15 до 7,5% в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности

Данная норма начнет действовать с 1 октября 2015 года (Федеральный закон № 232-ФЗ)

Патент для самозанятых физических лиц, не имеющих наемных работников

Введение регистрации по принципу «одного окна» для самозанятых лиц (не имеющих наемных работников и осуществляющих отдельные виды деятельности) возможно без получения статуса индивидуального предпринимателя

Авансовые платежи по налогу на прибыль организаций

Повышение порога по выручке, которая позволяет уплачивать авансовые платежи по налогу на прибыль организаций только по итогам квартала, в 1,2 – 1,5 раза

С 1 января 2016 года пороговое значение выручки увеличено с 10 млн до 15 млн руб. за квартал, для вновь созданных организаций с 1 млн до 5 млн руб. в месяц и с 3 млн до 15 млн руб. за квартал (Федеральный закон № 150-ФЗ)

Учет процентных платежей в целях налогообложения

Снижение на 2015 год до 0 минимальной величины процентной ставки по займам между взаимозависимыми лицами, совершаемым внутри России (Федеральный закон от 08.03.2015 № 32-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»). Продление действия этой меры возможно при придании ей постоянного характера.

Рассмотрение вопроса о введении в законодательство о налогах и сборах присутствующего в налоговом законодательстве других стран понятия займа, направленного на капитализацию дочерних предприятий

Применение НДС к авансовым платежам

Упрощение начисления и принятия к вычету НДС, уплаченного в составе аванса, а также решение ряда других вопросов, связанных с соотношением НДС, начисленного при получении авансового платежа, и НДС, начисленного при фактической отгрузке товара, выполнении работы, оказании услуги

Порядок освобождения от акцизов при экспорте подакцизных товаров

Упрощение процедуры подтверждения обоснованности освобождения от уплаты акциза при экспорте по аналогии с подтверждением обоснованности применения ставки НДС в размере 0% при экспорте.

Предлагается освобождать крупнейших налогоплательщиков от уплаты акцизов по товарам, реализуемым на экспорт, без предоставления банковских гарантий

Контроль за трансфертным ценообразованием по внутрироссийским сделкам

– увеличение суммового порога, при превышении которого внутрироссийские сделки будут признаваться контролируемыми, с 1 млрд руб. до 2 – 3 млрд руб. с последующей периодической индексацией в зависимости от уровня инфляции;

– введение суммового критерия или иного критерия существенности в целях представления документации или в целях проведения (непроведения) контроля (например, если сумма доходов по сделке (группе сделок) составляет менее 5% от суммы доходов по совершенным за соответствующий календарный год сделкам между сторонами этой сделки (группы сделок), но не превышает 10 млн руб.);

– корректировка условий, при соблюдении которых сделки не признаются контролируемыми с целью учета степени значимости обособленных подразделений: предлагается не признавать контролируемыми внутрироссийские сделки налогоплательщиков, у которых есть обособленные подразделения, не оказывающие существенного влияния на деятельность налогоплательщика

Упрощение порядка возмещения НДС при экспорте

Установить порядок вычета сумм НДС по товарам (работам, услугам, имущественным правам), используемым для осуществления операций по реализации товаров (работ, услуг), НДС по ставке в размере 0%, в порядке, аналогичном порядку, применяемому по товарам, используемым для осуществления операций по реализации товаров, облагаемых НДС по ставкам в размере 10 и 18%

Налогообложение доходов физических лиц

Предполагается уточнение порядка освобождения отдельных видов доходов от обложения НДФЛ, в том числе при увольнении гражданских служащих, военнослужащих и судей, при получении доходов в иностранной валюте, уточнение отдельных положений по налогообложению выигрышей в лотереи.

Совершенствование порядка обложения НДС

НДС является одним из самых сложных налогов, его совершенствование происходит постоянно, не будут исключением и предстоящие три года.

Сокращение срока возмещения НДС и отвлечения оборотных средств

  • распространение на операции, облагаемые по ставке в размере 0%, общего порядка применения налоговых вычетов по мере постановки приобретенных товаров (работ, услуг) на учет и получения от поставщиков счетов-фактур;
  • предоставление права на применение заявительного порядка возмещения налогоплательщикам, предоставившим поручительство материнской компании, у которой совокупная сумма НДС, акцизов, налога на прибыль организаций, НДПИ, уплаченная за три календарных года, предшествующие году, в котором подается заявление о применении заявительного порядка, без учета сумм налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ и в качестве налогового агента, составляет не менее 10 млрд руб.

Обеспечение единообразного толкования норм НК РФ

  • установление порядка определения налоговой базы в отношении исчисления НДС при получении авансов в рамках договоров, заключенных в иностранной валюте (условных единицах), оплата по которым производится в рублях;
  • установление права налоговых агентов принимать к вычету сумму НДС, перечисленную в составе авансового платежа, по аналогии с налогоплательщиками;
  • уточнение нормы НК РФ, касающейся вычетов по имущественным правам

Противодействие неправомерному возмещению НДС и занижению налоговой базы

  • освобождение от налогообложения операции по реализации макулатуры;
  • установление обязанности при реорганизации юридического лица восстанавливать НДС по имуществу, передаваемому правопреемнику, не являющемуся плательщиком НДС;
  • уточнение размера НДС, подлежащего восстановлению покупателем в случае перечисления авансовых платежей;
  • уточнение порядка определения налоговой базы при реализации имущественных прав на нежилые помещения, кроме гаражей и машино-мест;
  • установление обязанности налогоплательщика восстанавливать НДС, принятый к вычету по авансовому платежу, в случае если поставка не состоялась в течение определенного времени

Приведение в соответствие с международной практикой порядка применения НДС по телекоммуникационным услугам

Продолжить рассмотрение вопросов, касающихся необходимости внесения изменений в НК РФ, определяющих лиц, обязанных уплачивать НДС и устанавливающих элементы обложения налогом указанных услуг

Акцизное налогообложение

Акцизное налогообложение предполагается совершенствовать в двух направлениях:

  • индексация ставок акцизов;
  • уточнение порядка исчисления и уплаты акцизов.

На 2016 и 2017 годы предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим законодательством о налогах и сборах. На 2018 год предполагается индексация ставок акцизов с учетом индекса потребительских цен.

Налогообложение природных ресурсов

В рамках совершенствования НДПИ планируются следующие мероприятия:

  • анализ практики применения НДПИ в отношении драгоценных и полудрагоценных камней и камнесамоцветного сырья;
  • подготовка предложений о приведении положений гл. 26 НК РФ в соответствие с нормативной правовой базой в части классификации запасов углеводородного сырья;
  • проработка возможности определения объектом обложения НДПИ при добыче руд черных, цветных, драгоценных и радиоактивных металлов химически чистого металла, содержащегося в добытой руде или в конечной продукции разработки соответствующего месторождения полезных ископаемых;
  • рассмотрение целесообразности передачи региональным органам власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по видам полезных ископаемых, относящимся к общераспространенным полезным ископаемым.

Оценка эффективности налоговых льгот

Впервые вопрос об отмене ряда налоговых льгот был поставлен в Основных направлениях налоговой политики на 2011 – 2013 годы. В основном речь идет о федеральных льготах по налогу на имущество и земельному налогу.

По оценкам Минфина, выпадающие доходы от указанных льгот на момент их существования в 2012 году составляли около 85% объема всех выпадающих доходов региональных и местных бюджетов от предоставления льгот на федеральном уровне по региональным и местным налогам. В настоящее время до 2018 года идет поэтапная отмена указанных льгот.

Предполагается окончательно отказаться от установления новых льгот на федеральном уровне (включая освобождение от налого­обложения, изъятие из налоговой базы и объекта налогообложения) по региональным и местным налогам.

Страховые взносы на обязательное пенсионное, медицинское и социальное страхование

Несмотря на то, что сегодня страховые взносы выведены из-под действия НК РФ, в Основных направлениях налоговой политики затронуты и вопросы исчисления и уплаты страховых взносов.

Во-первых, на период 2016 – 2018 годов предполагается сохранение тарифа страховых взносов в государственные внебюджетные фонды РФ на уровне 2015 года.

Во-вторых, в соответствии с уже принятыми решениями будет происходить постепенный выход отдельных категорий плательщиков из льготного обложения страховыми взносами на общеустановленный тариф.

В-третьих, будет дана оценка эффективности действующей системы уплаты страховых взносов взамен ЕСН (единого социального налога).

Обязательные платежи неналогового характера и фискальная нагрузка на бизнес

Кроме налоговых платежей, значительную часть совокупной нагрузки на бизнес формируют неналоговые платежи, являющиеся обязательными.

Неналоговые платежи имеют различную правовую природу.

Значительная группа неналоговых платежей перечисляется в бюджеты бюджетной системы РФ, при этом их перечень является открытым.

По оценкам Минэкономразвития, экономия бизнеса от введения до 2019 года моратория на увеличение ставок отдельных неналоговых платежей может составить 1,8 трлн руб. или около 3% ВВП.

В плановом периоде предполагается рассчитывать дополнительный показатель внутрироссийской «фискальной» нагрузки, отражающий уплату как налоговых, так и отдельных видов неналоговых платежей, а сами неналоговые платежи, как и политику в области их регулирования, рассматривать в Основных направлениях налоговой политики на очередную трехлетку.

[1] Подробнее о данном вопросе можно прочитать в статье Н. А. Петровой «Наше налоговое будущее» в № 2, 2015.

[2] Федеральный закон от 24.11.2014 № 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Модели налоговой политики.

Сайфуллина Гульшат Наиловна, Магистрант СПбГУ, экономический факультет. Россия, г. Санкт-Петербург, e-mail: [email protected]

Санкт-Петербургский государственный университет, экономический факультет, доцент кафедры экономической теории и экономической политики.

Модель налоговой политики (далее Н.П.) – это сформированный образец налоговой политики в практике ряда стран.

В зависимости от уровня налоговой нагрузки можно выделить четыре модели Н.П.

Первая модель – политика максимальных налогов. Данная политика проводится в основном в экстренных случаях, например, в случае военных действий. Характеризуется высоким налоговым бременем, высоким уровнем государственных инвестиций в определенных секторах экономики, социальные расходы – невелики. Приоритет – фискальные цели налогообложения, а остальные цели пренебрегаются.

Вторая модель – Н.П. при достаточно высоком уровне налогообложения, но при значительной социальной защите населения. В качестве приоритетных целей – фискальная и перераспределительная функция. Сущность этой политики состоит в аккумулировании значительных средств за счет высокопрогрессивных подоходных и поимущественных налогов, причем облагаются средства наиболее обеспеченных экономических агентов и перераспределяются посредством бюджетных механизмов в доходы наименее обеспеченной части населения, таким образом нивелируя социальное неравенство в обществе. Разработан основоположниками фрайбургской школы неолиберализма Ойкеном и Эрхардом. Проследить данную политику можно в скандинавских странах, государство несет высокий уровень социальной ответственности перед своими гражданами.

Третья модель – политика разумных налогов. Это политика компромисса фискальной, регулирующей и социальной функций Н.П. Эта модель является промежуточной формой Н.П. между политикой максимальных и минимальных налогов. Характеризуется сбалансированным уровнем налоговой нагрузки, которая не мешает развитию экономики, но в то же время поддерживает значительный уровень социальных расходов. Достигается комбинированием разумных налогов на производство и потребление (необходимо в первую очередь для поддержания конкурентных преимуществ своих товаров на международном рынке) и сравнительно высокий (с политикой минимальных налогов) уровень подоходных и поимущественных налогов. Благодаря адресности налоговых преференций, а также перераспределению налоговой нагрузки среди отраслей позволяет этим государствам осуществлять структурную перестройку экономики в соответствии с перспективами развития мирового рынка. Модель характерна для высокоразвитых стран, таких как Канада, США, Великобритания и др.

Четвертая модель – политика минимальных налогов. Снижение налогового бремени сопровождается снижением государственных инвестиций и социальных расходов. Данная политика может преследовать две цели – стимулирование национальной экономики и создание привлекательных налоговых режимов для передислокации фискальной юрисдикции зарубежных экономических агентов. Данная модель остается популярна последние десятилетия, а глобализация и повышающаяся мобильность факторов производства становятся питательной почвой для увеличения востребованности среди стран, офшоров и налоговых гаваней. Первая цель, преследующая экономическое развитие, была характерна для США в 80-х гг. 20в. («рейганомика»), для Японии в период послевоенного восстановления, в последнее десятилетие ее успешно реализуют страны, которые проводят экспансию на мировых рынках, такие как Китай, Индия, Бразилия, Мексика и др. Модель получила свое развитие в рамках теории эффективного предложения, сформулированной Лаффером. Снижение налоговых ставок простимулирует экономическую активность, что в свою очередь увеличит налогооблагаемую базу.

1. Аникин А. Экономика США на исходе века: итоги и проблемы// Мировая экономика и международные отношения, 1998, № 11

2. Балацкий Е.В., Эффективность фискальной политики государства // Проблемы прогнозирования. 2000. № 5. С. 32-45.

3. Белова И.А. Типы фискальной политики государства// Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 6. С. 69-75.

4. Белова И.А. Эволюция теоретических основ фискальной политики государства // Вестник Челябинского государственного университета. 2010. № 27. С. 17-20.

5. Грачев М. С. Налоговая система России: закономерности развития и перспективы реформирования. – СПб.: СПб.: Издательство СПбГУ, 2009.

6. Налоги и налогообложение: учебник для вузов / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. СПб.: Питер, 2009

7. Налоговая политика Рейгана // Экономический обзор. Москва-США: Экономика, политика, идеология. 1987. №4.

8. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. В.Г. Князева, Д.Г. Черника. М., 1997

9. Налоговые системы зарубежных стран / Под ред. М.Р. Бобоева. М.: Гелиос АРВ, 2002

10. Никитин С., Никитин А. Налог на прибыль: опыт развитых стран // Мировая экономика и международные отношения.1996. №4

11. О налоговом бремени в странах ЕС // БИКИ. 2011. №97.

12. Орлов В. Налогообложение в ФРГ // Финансы. 1989. №3.

13. Пансков В.Г. Налоги и налогообложение в РФ. М., 2006

14. Рудый К.В. Налоговая система США. М.: ЗНАНИЕ. 2003

15. Сергеев И.В. Налоговое планирование в зарубежной практике. М., 2007

Еще по теме:

  • Детское пособие в неполной семье Льготы для неполных семей Неполные семьи – к сожалению, довольно распространенное в России явление. По статистике каждый 10-й ребенок растет без отца или матери. Обычно такие ячейки общества являются еще и малообеспеченными. Сложное положение таких граждан немного облегчают […]
  • Договор купли продажи для автоприцепа Договор купли-продажи прицепа Для оформления купли-продажи используется договор. При продаже прицепа покупатель и продавец также должны составить и подписать договор. Договор для продажи прицепа является таким же, как и для легкового автомобиля. Он составляется обязательно в трех […]
  • Втб навязывают страховку Втб навязывают страховку 18 мая я подал заявку на получение кредита через колл-центр банка ВТБ 24. На следующий день мне перезвонила сотрудница банка и уточнила недостающие данные. При подаче заявки я сделал особый упор на то, что хочу оформить кредит без страховки, уточнил является […]
  • Как получить разрешение на оружие рф Как получить разрешение на оружие: Что нужно, чтобы получить лицензию на оружие 1. Как получить разрешение на оружие - Сбор документов Согласно закону «Об оружии», право на приобретение газового, огнестрельного гладкоствольного длинноствольного оружия самообороны, спортивного или […]
  • Роскомнадзор электронные формы заявлений Роскомнадзор электронные формы заявлений В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных», организации, осуществляющие обработку персональных данных, уведомляют уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных путем подачи […]
  • Подлежат ли возврату аккумуляторы Можно ли вернуть аккумулятор в магазин, если он нас не устраивает? Доброе утро! Мы купили 14 ноября аккумулятор на машину. В магазине нам его проверили и оказалось, что он разряжен. Продавец посоветовал его зарядить, так как он стоял на полке и видимо разрядился. Мы его заряжали сутки, […]
  • Елфимов суд Кассационное определение Тюменского областного суда от 19 октября 2011 г. N 33-5234/2011 (ключевые темы: неустойка - договор займа - день просрочки - оплата государственной пошлины - судебные расходы) Кассационное определение Тюменского областного суда от 19 октября 2011 г. N […]
  • Что даёт патент на полезную модель Заблуждения о патентовании В этой статье мы рассмотрим некоторые заблуждения, в которые верят молодые изобретатели или руководители фирм и состоявшихся компаний. Хотя само понятие «патент» и «патентование изобретений» достаточно плотно вошли в словарный запас бизнесменов, суть […]