Разрешение коллективных трудовых споров трудовым арбитражем

Лекция №6. Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже.
Эффективность данной стадии.
Соглашение сторон о намерении рассмотреть спор в трудовом арбитраже
Что такое трудовой арбитраж, кем и как он формируется.
Кто может рекомендовать сторонам кандидатур трудовых арбитров?
Механизм работы трудового арбитража.
Форма принимаемых решений и их обеспечение.

Нормативно- правовые акты.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже – один из этапов разрешения коллективного трудового спора.

При недостижении согласия в примирительной комиссии и (или) с участием посредника стороны коллективного трудового спора стороны могут приступить к созданию трудового арбитража.

В случаях, предусмотренных статьей 413 Трудового кодекса РФ, когда не может быть проведена забастовка, создание трудового арбитража является обязательным.

Эффективность рассмотрения коллективного трудового спора в трудовом арбитраже в том, что если стороны сами не могут придти к соглашению, то решение принимается независимым органом, который создается не позднее трех рабочих дней решением сторон коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров. Участие трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора должно предоставлять сторонам коллективного трудового спора дополнительные возможности для его мирного разрешения.

При этом, если стороны не приходят к соглашению о создании трудового арбитража, его составе, регламенте и полномочиях, то решение по этим вопросам принимает государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора.

Решением соответствующей трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений при ней может создаваться постоянно действующий трудовой арбитраж для рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, передаваемых ему для рассмотрения по соглашению сторон.

Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соглашением сторон коллективного трудового спора.

Решение о создании трудового арбитража, его состав, регламент работы оформляются протоколом совместного заседания предста­вителей сторон и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Процедура рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем (регламент его работы) определяется сторонами и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

Регла­ментом могут быть установлены: продолжительность ежедневных заседаний; правила замены одного из трудовых арбитров в случае болезни и других непредвиденных обстоятельств; очередность объяснений лиц, представляющие стороны по существу спора; возможность и порядок отвода трудовых арбитров и т.д.

Дата подписания протокола считается днем создания трудового арбитража.

В протоколе следует отразить условия участия трудовых арбитров в рассмотрении коллективного трудового спора, согласовав их непосредственно с трудовыми арбитрами, руководителями орга­низаций, где они работают и государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров.

В Москве стороны коллективного трудового спора могут обратиться в Учреждение «Трудовой арбитражный суд для разрешения коллективных трудовых споров».

Учреждение окажет помощь сторонам спора в создании временного трудового арбитража с предоставлением помещения для проведения его заседаний, обеспечит трудовых арбитров необходимой оргтехникой и правовой документацией, окажет сторонам необходимую консультационную помощь, а также помощь в подготовке регламента.

Срок рассмотрения спора в трудовом арбитраже до трех рабочих дней.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Для реализации возложенных на него задач трудовой арбитраж наделяется соответствующими полномочиями.

Трудовые арбитры имеют право:

запрашивать и получать от сторон необходимые документы и сведения по существу коллективного трудового спора;

заслушивать объяснения и обращения сторон коллективного трудового спора.

Порядок рассмотрения коллективного трудового спора трудовым арбитражем состоит из нескольких этапов:

  • избрание председателя трудового арбитража,
  • изучение документов и материалов, представленных сторонами;
  • заслушивание представителей сторон;
  • заслушивание экспертов, если в этом есть необходимость;
  • разработка решений по существу коллективного трудового спора;

Решение трудового арбитража составляются в письмен­ной форме с учетом всех обстоятельств дела в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, под­писывается трудовыми арбитрами и передаются сторонам. Решение трудового арбитража оформляются протоколом заседания трудового арбитража. В протоколе, подписываемом членами трудового арбитража, указываются присутствующие на заседании трудовые арбитры, представители сторон спора, перечень мер, необходимых для разрешения коллективного трудового спора.

Портал «Юристъ» — Ваш успех в учебе и работе!

Трудовое право

В случае возникновения разногласий между сторонами работники формируют свои требования и выдвигают их перед работодателем, Правом выдвижения требований обладают сами работники и их представители. Моментом начала коллективного трудового спора считается день сообщения решения работодателя об отклонении всех или части требований работников или несообщение работодателем в установленный срок своего решения относительно требований работников, а также дата составления протокола разногласий в ходе коллективных переговоров.

Требования работников выдвигаются и утверждаются на общем собрании (конференции) большинством голосов.

Вместе с выдвижением требований работники избирают своих полномочных представителей для участия в разрешении коллективного трудового спора.

При выдвижении одинаковых требований различными представителями работников они вправе сформировать единый орган для участия в разрешении данного коллективного трудового спора.

На собрании (конференции) ведется протокол, в решении четко формулируются требования работников. Изложенные в письменном виде требования направляются работодателю.

Копия требований, оформленных в письменном виде, может быть направлена не только работодателю, но и в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров, созданную при Министерстве труда РФ и имеющую свои региональные органы. В этом случае Служба обязана проверить получение требований работников работодателем.

На работодателя возложена обязанность принять к рассмотрению направленные ему требования работников и сообщить о своем решении в письменной форме в определенный законом срок — в течение трех дней со дня получения требований.

В случае отказа со стороны работодателя удовлетворить требования работников или неполучения от него ответа в установленный срок спор вступает в стадии, на которых используются примирительные процедуры.

Примирительные процедуры — это рассмотрение коллективного трудового спора с целью его разрешения примирительной комиссией, сторонами с участием посредника, в трудовом арбитраже.

Ни одна из сторон не вправе уклониться от примирительных процедур.

Поэтапное рассмотрение коллективных трудовых споров в примирительных органах, процедура и сроки их рассмотрения в совокупности составляют порядок разрешения коллективных трудовых споров.

В ходе разрешения коллективного трудового спора работники в поддержку своих требований имеют право проводить собрания, митинги, демонстрации, пикетирование в соответствии с законодательством.

Каждая из сторон в любой момент после начала коллективного трудового спора вправе обратиться в Службу по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации. Примирительные процедуры проводятся в сроки, предусмотренные Федеральным законом от 23 ноября 1995 г.

В случае необходимости сроки, предусмотренные для проведения примирительных процедур, могут быть продлены по согласованию сторон коллективного трудового спора.

Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, Служба обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.

Федеральным законом от 23 ноября 1995 г. предусмотрено ведение документации при разрешении коллективного трудового спора. Действия сторон, соглашения и рекомендации, принимаемые в связи с разрешением коллективного трудового спора, оформляются протоколами представителями сторон, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

3. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом. При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора переходят к его рассмотрению с участием посредника или в трудовом арбитраже.

Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней с момента начала коллективного трудового спора и оформляется соответствующим приказом работодателя и решением представителя работников.

Примирительная комиссия формируется из представителей сторон на равноправной основе.

Порядок оформления инициативы в создании примирительной комиссии и выделения в ее состав представителей сторон законодательством не установлен. По этим вопросам складывается определенная практика. Стороны сами определяют этот порядок.

Инициатива в создании примирительной комиссии оформляется в письменном виде и передается другой стороне для уведомления.

Стороны выделяют представителей в примирительную комиссию каждая своим решением. Работодатель это оформляет приказом (распоряжением) администрации, работники — решением общего собрания (конференции), профсоюз (их представитель) — решением (постановлением) профсоюзного комитета с указанием фамилий, имен и отчеств всех выделяемых в комиссию представителей.

Работодатель не вправе уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.

На работодателе лежит обязанность создавать необходимые условия для работы примирительной комиссии.

Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании.

Комиссия консультируется с работниками (их представителями), администрацией, государственными органами, органами местного самоуправления, иными заинтересованными организациями.

Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон, оформляется протоколом, имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением.

Законодательно не урегулирован и порядок (процедура) разрешения коллективных трудовых споров в примирительных комиссиях. Это позволяет вести открытые заседания, избирать председательствующего большинством голосов членов комиссии, приглашать и заслушивать специалистов, экспертов, консультантов. Заседание комиссии протоколируется. В протоколе необходимо отмечать присутствие членов комиссии, подтверждение (оформление) их полномочий, избрание председательствующего (возможно поочередное председательствование от каждой стороны), а также фиксировать мнение сторон, весь ход обсуждения предмета спора, мнение сторон по спору, содержание решения по спору или отсутствие решения, если стороны к соглашению не пришли.

Место и время проведения заседания обычно определяется по соглашению между представителями сторон в комиссии.

В практику входит утверждение Положений о примирительной комиссии и порядке рассмотрения в ней коллективного трудового спора. Положение утверждается сторонами, образующими эту комиссию. Примерные положения и рекомендации о порядке ее формирования и работы разработаны в некоторых регионах органами по труду (органами службы по урегулированию трудовых споров) и профсоюзами.

Министерством труда и социального развития РФ 12 марта 1997 г. утверждены Рекомендации об организации работы по рассмотрению коллективного трудового спора примирительной комиссией’.

Для исполнения решения оно доводится до сведения сторон спора через их представителей в примирительной комиссии.

Срок исполнения решения примирительной комиссии законом не установлен. Следует полагать, что если для этого не требуется особо

1 См.: Бюллетень Минтруда РФ. 1997. № 4. производить оговоренные в решении действия, на которые необходимо время (например, дополнительное согласование с профсоюзом, утверждение нового локального нормативного правового акта), то решение примирительной комиссии должно быть выполнено немедленно.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже.

§ 3. Коллективные трудовые споры и порядок их разрешения

Коллективные трудовые споры — это конфликты, возникающие между трудовым коллективом (или профсоюзом, его представляющим) и работодателем (администрацией — его представителем).

Предметом данных споров являются различные вопросы, касающиеся социально-экономических условий труда и быта, например: изменение норм выработки, сдельных расценок, оплаты труда; установление систем заработной платы, режима рабочего времени; охрана труда и т. д., а также по поводу коллективных договоров и в связи с отказом учесть мнение профкома.

Иногда спорящими сторонами оказываются трудовой коллектив (или трудовые коллективы) и отраслевой вышестоящий орган управления. Такие споры могут возникать из-за недофинансирования организаций какой-либо отрасли и в связи с этим ущемлением прав и законных интересов работников (например, учителей, врачей, шахтеров и др.). Одним словом, если требования трудового коллектива выходят за пределы компетенции администрации, она направляет их в вышестоящие органы для рассмотрения и разрешения.

Требования трудовых коллективов или профсоюзов, не относящиеся к трудовым спорам (политические, экологические и т. п.), рассмотрению в порядке, установленном для трудовых споров, не подлежат.

Кратко рассмотрим основные стадии защиты коллективных трудовых прав.

Примирительные процедуры разрешения коллективного трудового спора. Исходя из того, что в цивилизованном обществе никакие проблемы не должны решаться с позиции силы, ТК РФ предлагает сторонам прежде всего примирительный порядок разрешения конфликта, не доводя его до забастовки. 1.

Трудовые коллективы (или профсоюзы) должны на общем собрании сформулировать письменно и утвердить большинством голосов свои требования и направить их работодателю. 2.

Работодатель в трехмесячный срок обязан рассмотреть требования и незамедлительно сообщить в письменном виде о своем решении трудовому коллективу (или профсоюзу). 3.

При отклонении работодателем требований трудового коллектива (и, следовательно, возникновении коллективного трудового спора) в срок до трех рабочих дней создается примирительная комиссия, формируемая из представителей сторон на равноправной основе. Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней с момента издания приказа о ее создании. Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон (т. е. единогласно), имеет для сторон обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены этим решением. 4.

При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны продолжают примирительные процедуры с участием посредника или в трудовом арбитраже. 5.

Кандидатура посредника определяется соглашением сторон. При необходимости стороны могут обращаться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника. Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи календарных дней и завершается принятием согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий. 6.

Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, создаваемый сторонами спора и указанным государственным органом не позднее трех рабочих дней с момента окончания рассмотрения спора примирительной комиссией или посредником. Трудовой арбитраж формируется по соглашению сторон в составе трех человек из числа трудовых арбитров, рекомендованных указанным государственным органом или предложенных сторонами коллективного трудового спора. Спор рассматривается в трудовом арбитраже в срок до пяти рабочих дней со дня его создания. Рекомендации трудового арбитража по урегулированию спора приобретают для сторон обязательную силу, если стороны заключили соглашение в письменной форме об их выполнении.

Порядок урегулирования забастовок. Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора либо работодатель (его представители) или представители законодателей от них уклоняются, не выполняют соглашение, работники вправе использовать собрания, митинги, демонстрации, пикетирование, включая право на забастовку.

Забастовка — это ультимативное действие трудового коллектива, выражающееся во временном добровольном отказе работников от выполнения трудовых обязанностей (полностью или частично) в целях разрешения коллективного трудового спора.

Забастовку следует признать крайней мерой разрешения споров, поскольку она может нанести большой урон не только бастующему коллективу, но и потребителям и поставщикам, а порой и всей экономике. Конечно, ее лучше не допускать и до нее лучше не доводить. Вот почему в ст. 413 ТК РФ перечислены ситуации, когда забастовка признается незаконной: 1)

в периоды введения военного или чрезвычайного положения; 2)

в органах и организациях Вооруженных Сил РФ и других организациях, непосредственно ведающих вопросами обороны, безопасности страны; 3)

в правоохранительных органах; 4)

в организациях, непосредственно обслуживающих опасные виды производства или оборудования; 5)

в организациях, непосредственно связанных с обеспечением жизнедеятельности населения (коммунальные службы, связь, больницы, авиационный, железнодорожный и водный транспорт), если ставятся под угрозу оборона, безопасность страны, жизнь и здоровье людей; 6)

если забастовка была объявлена без учета сроков, процедур и положений, предусмотренных ТК РФ.

Незаконной забастовку признает суд по заявлению работодателя или прокурора.

Организация незаконной забастовки и участие в ней рассматриваются как нарушение трудовой дисциплины. Работники, продолжающие признанную незаконной забастовку, приравниваются к прогульщикам и могут быть уволены по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ, подвергнуты иным санкциям дисциплинарного характера.

Наказываются и руководители (и другие должностные лица), виновные в возникновении таких острых трудовых конфликтов. Они привлекаются к дисциплинарной ответственности вплоть до освобождения от должности.

Правила проведения забастовки. 1.

Она может быть объявлена только по решению общего собрания (конференции) трудового коллектива (кворум — более 50% общей численности работников), принятому большинством голосов. 2.

Перед принятием решения о забастовке должны состояться решения примирительной комиссии и трудового арбитража, не удовлетворяющие трудовой коллектив (полностью или частично). 3.

Общее собрание (конференция) назначает уполномоченный возглавить забастовку орган (профком, совет трудового коллектива, стачечный, забастовочный комитет и т. п.). 4.

Данный орган не позднее чем за 10 календарных дней до ее начала обязан предупредить работодателя в письменном виде об объявлении забастовки с четким изложением требований трудового коллектива и указанием примерных ее сроков. 5.

Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке. Если работник не принимает в ней участие, а производство простаивает из-за нее, то ему оплачивается время простоя не по его вине в размере не ниже двух третей его средней заработной платы. 6.

Оканчивается забастовка подписанием соглашения спорящими сторонами. 7.

Контроль за соблюдением соглашения сторон по коллективному спору осуществляют сами стороны или уполномоченные ими органы.

В период проведения забастовки стороны обязаны продолжать разрешение коллективного трудового спора путем проведения примирительных процедур. Участие работника в законной забастовке не может рассматриваться как нарушение трудовой дисциплины и основание для расторжения трудового договора. Применение мер дисциплинарной ответственности к бастующим запрещено. На время за- бастовки за участвующими в ней работниками сохраняются место работы и должность. Работодатель вправе не выплачивать работникам заработную плату за время их участия в забастовке.

Одним словом, во всем должен быть порядок (существуют определенные правила даже для ведения драки!). Организация и проведение забастовки — это тот случай, где все должно быть упорядочено вдвойне.

Понятие коллективных трудовых споров

Конституция Российской Федерации признает право работников не только на индивидуальные, но и коллективные трудовые споры с использованием установленных законом порядка и способов их разрешения. Отношения в сфере рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров являются самостоятельной частью системы общественных отношений, регулируемых трудовым законодательством на федеральном и региональном уровнях. Порядок и способы рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в ходе их разрешения регламентируются нормами главы 61 Трудового кодекса РФ.

Что такое коллективный трудовой спор

Коллективный трудовой спор – неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов (ст. 398 Трудового кодекса РФ).

Разногласия становятся спором, если стороны (их представители) не достигли соглашения путем непосредственных переговоров, и у работников (их представителей) возникла необходимость обратиться в предусмотренные ТК РФ органы по разрешению коллективных трудовых споров. +

Характерными признаками коллективного трудового спора являются:

  • Неурегулированные разногласия между работниками (представителями) и работодателями (представителями) по поводу установления и изменения условий труда, включая заработную плату. Такие неурегулированные разногласия могут иметь место вне зависимости от заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашения.
  • Неурегулированные разногласия между работниками (представителями) и работодателями (представителями) по поводу заключения, изменения либо выполнения коллективного договора, соглашений.

Трудовой кодекс РФ (ч. 1 ст. 6) относит установление порядка разрешения коллективных трудовых споров к компетенции федеральных органов. Это означает, что установленный федеральным законом порядок разрешения коллективных (как и индивидуальных) трудовых споров обязателен для применения на всей территории Российской Федерации. +

Предмет коллективных трудовых споров (круг вопросов, по которым между сторонами возникают разногласия) – это практически любые аспекты условий труда как на стадии их установления, так и на стадии применения. Эти условия могут устанавливаться в организации коллективными договорами, локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права, а за пределами организации – на уровне соглашений.

Споры по вопросу применения законов и нормативных правовых актов (за исключением коллективных договоров и соглашений), даже если они затрагивают интересы всех работников организации, не могут рассматриваться в качестве коллективных. +

Не признаются коллективными трудовыми спорами и разногласия по поводу задержки выплаты заработной платы, если ее регулярность и конкретные сроки выплаты предусмотрены коллективным договором. Работодатель в этом случае нарушает не коллективный договор, а нормы Трудового кодекса РФ, предусматривающие обязанность работодателя выплачивать работнику заработную плату (ст. 56) и соблюдать порядок, место и сроки ее выплаты (ст. 136). Коллективный договор в данной ситуации лишь уточняет трудовое законодательство, определяет размер и конкретную дату выплаты заработной платы. Сами же обязательства работодателя вытекают из соответствующих норм Трудового кодекса РФ и факта заключения трудового договора с работником. Такой спор должен рассматриваться в порядке, предусмотренном законом для разрешения индивидуальных трудовых споров. +

Основным критерием отграничения коллективных трудовых споров от индивидуальных, но так или иначе связанных с содержанием коллективного договора, должен служить факт установления конкретной обязанности работодателя в законе либо в коллективно-договорном акте. +

В Трудовом кодексе РФ (ст.ст. 29 – 31, часть 5 ст. 40, ст. 399) четко обозначено понятие сторон коллективного трудового спора, к которым относятся не только работники и работодатели, но и их представители. В организациях такими представителями работников являются выборные профсоюзные органы и иные уполномоченные работниками представители (стачком и др.), выше организации — ассоциации профсоюзов и их представители. Представители выступают в интересах представляемой стороны (работников и работодателей), не имеют особых интересов в споре. Поэтому представители в силу закона не могут быть самостоятельной стороной коллективного трудового спора. +

Конвенции Международной организации труда (МОТ) N 87 (1948 г.) «Относительно свободы ассоциаций и защиты права на организацию» и N 98 (1949 г.) «Относительно применения принципа права на организацию и заключения коллективных договоров» закрепляют международные стандарты по защитной функции профсоюзов и ведению ими коллективных переговоров с работниками по вопросам условий труда и быта трудящихся. +

Указанные конвенции МОТ рекомендуют сторонам трудовых отношений все спорные вопросы решать методом коллективных переговоров, на основе стимулирования сторон к поиску компромиссных решений путем примирительных процедур, под которыми в соответствии с частью 2 ст. 398 ТК РФ понимается рассмотрение коллективного трудового спора в целях его разрешения примирительной комиссией, с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже. +

Стороны трудовых отношений могут воспользоваться положениями Рекомендации МОТ N 92 «О добровольном примирении и арбитраже» (1951 г.), которая определяет принципы формирования и деятельности названных в ч. 2 ст. 398 ТК РФ форм осуществления примирительных процедур. В частности, органы по примирению, создаваемые на смешанной основе, например примирительная комиссия, должны включать равное число представителей и работодателей, и работников. +

Примирительная процедура является бесплатной и оперативной: сроки рассмотрения должны сводиться к минимуму. В ходе разрешения спора МОТ рекомендует воздержаться от проведения забастовок. Все соглашения, достигнутые в ходе переговоров по примирению, составляются в письменной форме и имеют равную силу с иными договорами и соглашениями сторон, например коллективными договорами. +

Основываясь на международных нормах, Трудовой кодекс РФ принял три этапа разрешения коллективного трудового спора: примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж. Суд не назван в числе органов, рассматривающих коллективные трудовые споры. К его компетенции относится лишь рассмотрение вопросов о законности проведения забастовок. +

Процедурные правила рассмотрения разногласий между сторонами коллективного трудового спора устанавливаются сторонами спора и могут различаться в зависимости от специфики взаимоотношений между ними, характера рассматриваемых разногласия и иных обстоятельств. +

Принципы урегулирования коллективных трудовых споров

В трудовом праве признано, что коллективные трудовые споры урегулируются на основе следующих принципов:

  • Равноправие сторон спора.
  • Урегулирование спора по соглашению сторон
  • Непосредственность и полномочность представительства сторон спора в органах, рассматривающих трудовой спор.
  • Обязательность соглашения, достигнутого в ходе урегулирования коллективного трудового спора.
  • Реальность обеспечения обязательств, принимаемых в ходе урегулирования коллективного трудового спора.
  • Минимальный характер регулирования процессуальных правил разрешения коллективного трудового спора.

Следовательно, общий порядок урегулирование коллективных трудовых споров основывается на основных принципах социального партнерства, указанных в ст. 24 Трудового кодекса РФ.

День начала коллективного трудового спора

Для формирования четкого представления о коллективном трудовом споре законодатель вводит понятие «день начала коллективного трудового спора» (ч. 3 ст. 398 ТК РФ), которое обусловлено понятием самих коллективных трудовых споров как неурегулированных разногласий между работниками и работодателем (их представителями).

Возможны два варианта возникновения момента начала коллективного трудового спора:

  1. День сообщения решения работодателя (его представителя) об отклонении всех или части требований работников (их представителей).
  2. Несообщение работодателем (его представителем) в соответствии со ст. 400 Трудового кодекса РФ своего решения.

Право на коллективные трудовые споры, признанное Конституцией РФ, может быть реализовано с использованием установленных федеральным законом способов их разрешения и ограничения в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ государственного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Разрешение коллективных трудовых споров

Коллективный трудовой спор — неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов.
Правом выдвижения требований обладают работники и их представители.

Требования при коллективном трудовом споре

+ Требования, выдвинутые работниками и (или) представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю.

+ Требования профессиональных союзов и их объединений выдвигаются и направляются соответствующим сторонам социального партнерства.

+ Копия требований может быть направлена в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров. В этом случае государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязан проверить получение требований другой стороной коллективного трудового спора.

+ Работодатель обязан принять к рассмотрению направленные ему требования работников. О принятом решении работодатель сообщает в представительный орган работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя в письменной форме в течение трех рабочих дней со дня получения указанных требований.

+ Представители работодателей (объединений работодателей) обязаны принять к рассмотрению направленные им требования профессиональных союзов (их объединений) и сообщить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со дня получения указанных требований.

Порядок разрешения коллективного трудового спора состоит из следующих этапов:

  1. рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией;
  2. рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника и (или) в трудовом арбитраже.

Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является обязательным этапом.

  • Каждая из сторон коллективного трудового спора в любой момент после начала этого спора имеет право обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров для уведомительной регистрации спора.
  • Ни одна из сторон коллективного трудового спора не имеет права уклоняться от участия в примирительных процедурах.
  • Представители сторон, примирительная комиссия, посредник, трудовой арбитраж, государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров обязаны использовать все предусмотренные законодательством возможности для разрешения возникшего коллективного трудового спора.
  • Примирительная комиссия создается в срок до трех рабочих дней со дня начала коллективного трудового спора.
  • Примирительная комиссия формируется из представителей сторон коллективного трудового спора на равноправной основе.
  • Стороны коллективного трудового спора не имеют права уклоняться от создания примирительной комиссии и участия в ее работе.
  • Коллективный трудовой спор должен быть рассмотрен примирительной комиссией в срок до пяти рабочих дней со дня издания соответствующих актов о ее создании. Указанный срок может быть продлен при взаимном согласии сторон. Решение о продлении срока оформляется протоколом.
  • Решение примирительной комиссии принимается по соглашению сторон коллективного трудового спора, оформляется протоколом, имеет для сторон этого спора обязательную силу и исполняется в порядке и сроки, которые установлены решением примирительной комиссии.
  • При недостижении согласия в примирительной комиссии стороны коллективного трудового спора приступают к переговорам о приглашении посредника и (или) создании трудового арбитража.

Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника

  • После составления примирительной комиссией протокола разногласий стороны коллективного трудового спора могут в течение трех рабочих дней пригласить посредника.
  • При необходимости стороны коллективного трудового спора могут обратиться в соответствующий государственный орган по урегулированию коллективных трудовых споров за рекомендацией кандидатуры посредника.
  • Если в течение трех рабочих дней стороны коллективного трудового спора не достигли соглашения относительно кандидатуры посредника, то они приступают к переговорам о создании трудового арбитража.
  • Порядок рассмотрения коллективного трудового спора с участием посредника определяется соглашением сторон коллективного трудового спора с участием посредника.
  • Рассмотрение коллективного трудового спора с участием посредника осуществляется в срок до семи рабочих дней со дня его приглашения (назначения) и завершается принятием сторонами коллективного трудового спора согласованного решения в письменной форме или составлением протокола разногласий.

Рассмотрение коллективного трудового спора в трудовом арбитраже

+ Трудовой арбитраж представляет собой временно действующий орган по рассмотрению коллективного трудового спора, который создается в случае, если стороны этого спора заключили соглашение в письменной форме об обязательном выполнении его решений.

+ Трудовой арбитраж создается сторонами коллективного трудового спора и соответствующим государственным органом по урегулированию коллективных трудовых споров в срок не позднее трех рабочих дней со дня окончания рассмотрения коллективного трудового спора примирительной комиссией или посредником.

+ Создание трудового арбитража, его состав, регламент, полномочия оформляются соответствующим решением работодателя, представителя работников и государственного органа по урегулированию коллективных трудовых споров.

+ Коллективный трудовой спор рассматривается в трудовом арбитраже с участием представителей сторон этого спора в срок до пяти рабочих дней со дня его создания.

+ Решение трудового арбитража по урегулированию коллективного трудового спора передается сторонам этого спора в письменной форме.

+ Соглашение, достигнутое сторонами коллективного трудового спора в ходе разрешения этого спора, оформляется в письменной форме и имеет для сторон коллективного трудового спора обязательную силу. Контроль за его выполнением осуществляется сторонами коллективного трудового спора.

Если примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора:

  • работодатель (его представители) или представители работодателей уклоняются от участия в примирительных процедурах;
  • не выполняют соглашение, достигнутое в ходе разрешения коллективного трудового спора;
  • не исполняют решение трудового арбитража, имеющее обязательную для сторон силу;

то работники или их представители имеют право приступить к организации забастовки, за исключением случаев, когда в соответствии трудовым законодательством в целях разрешения коллективного трудового спора забастовка не может быть проведена

+ Участие в забастовке является добровольным. Никто не может быть принужден к участию или отказу от участия в забастовке.

+ Лица, принуждающие работников к участию или отказу от участия в забастовке, несут дисциплинарную, административную, уголовную ответственность в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

+ Представители работодателя не вправе организовывать забастовку и принимать в ней участие.

+ Действия сторон коллективного трудового спора, соглашения и решения, принимаемые в связи с разрешением этого спора, оформляются протоколами представителями сторон коллективного трудового спора, примирительными органами, органом, возглавляющим забастовку.

Еще по теме:

  • Беседа с несовершеннолетними об ответственности Классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс) на тему: Классный час «Ответственность несовершеннолетних за правонарушения и преступления» Цель: Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся Предварительный просмотр: Классный час […]
  • Правила саймона на jail сервере Правила саймона на jail сервере 1. Использовать любые Скрипты/читы и прочее. [Бан на 1 Неделю/Навсегда] 2. Использовать баги игры,карт. [Бан на 30 мин/1 день] 3. Использовать программы, меняющие голос/воспроизводящие посторонние звуки. [Бан на 30 мин/3 часа] 4. Использовать ники […]
  • Следственный комитет дипломная работа Дипломная работа «Следственный комитет при прокуратуре РФ» Год исполнения: 2010 год. Университет: Написана на заказ. Содержание Введение……………………………………………………………………………3 1. Становление и развитие органов предварительного следствия……………..6 1.1. История становления и развития органов […]
  • Закон о туристской деятельности республики крым Закон Республики Крым от 14 августа 2014 года №51-ЗРК "О туристской деятельности в Республике Крым" Комментарии Российской Газеты Принят Государственным Советом Республики Крым 30 июля 2014 года Настоящий Закон определяет принципы государственного регулирования туристской деятельности в […]
  • Как живут люди на пенсии на что жить на пенсии? понятно, что на российскую пенсию не проживешь. на детей надеяться тоже не хочется, тем более у нас дочь, может она будет из одного декрета в другой идти и работать не будет. Кто что думает о жизни на пенсию? Уходить в 56,60 хотите или дальше работать? Квартиры […]
  • Приказ мвд по дактилоскопированию Приказ МВД России от 11 августа 2017 г. № 625 "О внесении изменений в Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, […]
  • Распределительный закон умножения конспект урока Конспект урока: Распределительный закон. 6 класс I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока. II. Активизация знаний учащихся. 1 задание. Поставьте верное соответствие между выражением и названием данного выражения. а+в=в+а сочетательный закон умножения а•в=в•а […]
  • Пенсии в послание президента ВОЕННЫЕ ПЕНСИОНЕРЫ ЗА РОССИЮ И ЕЁ ВООРУЖЕННЫЕ СИЛЫ Послание Президента Федеральному собранию, по традиции, проходит в ноябре – декабре месяце каждого года. Сам процесс оглашения послания и его текст тесно связаны с подведением итогов заканчивающегося года и постановкой задач на […]