Таможенная пошлина это федеральный налог

Таможенная пошлина

После изучения тридцатой главы студент будет:

– экономическое содержание и виды таможенной пошлины;

– методы определения таможенной стоимости товара;

– виды ставок таможенной пошлины и их характеристику;

– классификацию тарифных льгот и преференций;

– порядок исчисления таможенной пошлины;

–рассчитывать сумму подлежащей уплате таможенной пошлины;

– формулами расчетов сумм подлежащей уплате таможенной пошлины.

Экономическое содержание таможенной пошлины

Таможенная пошлина – один из видов косвенного налогообложения. Она играет существенную роль, как в формировании доходов государства, так и в регулировании внешнеэкономической деятельности.

В период существования СССР таможенная пошлина определялась согласно Таможенному тарифу. Первый советский Таможенный тариф был издан в 1922 г. (до этого продолжал действовать с небольшими изменениями Таможенный устав 1910 г.). Данный тариф был близок к тарифу царской России. Второй тариф, принятый в 1924 г., (с последующий редакцией в 1927 г.), был направлен на реализацию мер новой экономической политики по стимулированию экономического развития народного хозяйства. Тариф создавал благоприятные условия для стимулирования производства промышленной продукции, развития сельского хозяйства. Начиная с 1929 г. в результате реформ по государственному регулированию внешнеэкономической деятельности и введению монополии государства на внешнеэкономическую деятельность таможенный тариф утратил фактически свою роль регулятора внешнеэкономической деятельности.

Одной из сфер структурных преобразований, проводившихся в России в 1990-х гг., явилась внешнеэкономическая политика. Переход на рельсы рыночных отношений потребовал иного тарифного регулирования, чем и было обусловлено принятие Закона РФ от 21.05.1993 № 5003-1 «О таможенном тарифе» (далее – Закон о таможенном тарифе).

В настоящее время таможенная пошлина не только выполняет функцию регулятора внешнеэкономической деятельности, но и играет важную роль в формировании доходной части бюджета. Ее удельный вес в доходах консолидированного бюджета по отчету за 2011 г. составил 28,6%. В доходах же федерального бюджета, в который она полностью зачисляется, поступления таможенной пошлины по отчету за 2011 г. составили 43% всех налоговых доходов (включая таможенную пошлину). Особенно резко повысилась фискальная роль таможенной пошлины начиная с 2005 г. в связи с резким повышением мировых цен на энергоносители, экспорт которых преобладает в общем объеме российских поставок за рубеж. Если по отчету за 2004 г. таможенная пошлина занимала в доходах консолидированного бюджета России четвертое место, уступая по объему поступлений налогу на добавленную стоимость, налогу на прибыль и единому социальному налогу, то в настоящее время она вышла на первое место.

В последующие годы в связи с падением мировых цен на энергоносители таможенная пошлина делит с НДС 1–2 места в доходах федерального и консолидированного бюджета.

Таможенная пошлина представляет собой обязательный платеж, взимаемый таможенными органами при ввозе товара на таможенную территорию или вывозе товара с этой территории и являющийся неотъемлемым условием такого ввоза или вывоза.

Таким образом, таможенная пошлина взимается как при импорте, так и при экспорте товаров и транспортных средств. Таможенная пошлина в настоящее время не входит в налоговую систему России и взимается согласно ТК ТС, Федеральному закону от 27.11.2010 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» и Закону о таможенном тарифе, а также ряду нормативных документов. К числу таких документов относятся Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности ТС, постановления и решения Правительства РФ, с помощью которых регулируются ставки ввозных и вывозных таможенных пошлин, виды льгот и преференций.

Вопрос о статусе таможенной пошлины возник не сегодня, и законодатель достаточно длительное время не мог определиться с местом таможенной пошлины в системе государственных доходов. Как известно, в принятой и вступившей в действие с 1 января 1999 г. части первой НК РФ (ст. 13) таможенная пошлина была включена в число федеральных налогов. Но до полной отмены Закона об основах налоговой системы данная статья не действовала. Одновременно с этим в утвержденных соответствующими федеральными законами и вступившими в действие первыми редакциями БК РФ и Бюджетной классификации таможенная пошлина также была определена в качестве налогового дохода.

После принятия Федерального закона от 29.07.2004 № 95-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации о налогах и сборах» и внесения соответствующих поправок в НК РФ статус таможенной пошлины был коренным образом изменен – она была выведена из российской налоговой системы.

Думается, что данное решение противоречит принципу единства налоговой системы. Таможенная пошлина непременно должна классифицироваться как налог. Она имеет налоговую природу, поскольку является одним из видов налогов, позволяющих государству активно вмешиваться в экономическую жизнь страны и экономическими способами (таможенно-тарифные меры) регулировать внешнеэкономическую деятельность.

Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой

политики страны. В любой грамотной классификации налогов она всегда присутствует в качестве классического образца косвенного налогообложения.

К тому же таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми признаками, сформулированными в НК РФ:

1) уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением, поскольку утверждается законодательно;

2) она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

3) поступления от уплаты таможенной пошлины направляются в государственную казну для финансового обеспечения деятельности государства. При этом поступления от ее уплаты не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов;

4) правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и исключает предоставление возможности субъектам таможенно-тарифных правоотношений договариваться по вопросам оснований взимания, размера, сроков уплаты и других аспектов налогообложения;

5) таможенная пошлина представляет собой вполне индивидуальный платеж, взыскиваемый с организаций и физических лиц;

6) таможенная пошлина, безусловно, взимается в форме отчуждения денежных средств, принадлежащих плательщикам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления.

Кроме того, таможенной пошлине присущи, и это следует особо подчеркнуть, все основные элементы налога: субъект налога, объект обложения, единица обложения, налоговая база, налоговая ставка и налоговый оклад.

Таможенную пошлину необходимо классифицировать как налог. Иначе вопросы регулирования этих платежей становятся прерогативой исполнительной власти со всеми вытекающими негативными последствиями.

Противникам включения таможенной пошлины в состав налоговой системы страны хотелось бы задать достаточно простой вопрос и получить на него исчерпывающий ответ. Чем юридически, экономически и логически отличаются друг от друга таможенная пошлина и взимаемые при пересечении границы акцизы на отдельные товары и налог на добавленную стоимость? Наш ответ – практически ничем. НДС и акцизы также могут выполнять и при необходимости выполняют специфическую для таможенной пошлины функцию регулятора внешнеэкономической деятельности. Достаточно вспомнить длительное время существовавший порядок уплаты НДС при экономической торговле со странами СНГ. А ведь именно этот аргумент – невозможность регулирования внешнеэкономической деятельности – послужил едва ли не основным для исключения таможенной пошлины из налоговой системы страны. Хотелось бы на данном «аргументе» остановиться подробнее.

По утверждению оппонентов, включение таможенной пошлины в налоговую систему страны не позволит исполнительной власти своевременно и в полном объеме реагировать на изменение внешнеэкономической конъюнктуры. Это связано с тем, что в условиях утверждения ставок таможенных пошлин НК РФ их изменение возможно только путем принятия соответствующего законодательного акта, на что требуется достаточно длительное время. В условиях же невключения данных пошлин в налоговую систему страны их изменение, так же как и введение, и отмена, могут оформляться решением правительства. При этом необходимо подчеркнуть, что в настоящее время изменение ставок таможенной пошлины производится исполнительными органами в основном не для регулирования внешнеэкономической деятельности, а для решения внутренних проблем российской экономики. Вспомним, в частности, регулярные изменения размеров пошлин на ввозимые в страну подержанные зарубежные автомобили, основная направленность которых состояла в поддержке «неподдерживаемого» отечественного автомобилестроения.

Что же касается действительного регулирования внешнеэкономической деятельности, то это относится в основном к ставкам на экспортируемые энергоносители, в основном, на нефть и нефтепродукты. Но сохранение экспортных таможенных пошлин – это аномалия. Ни в одной цивилизованной стране их нет. Кстати, и в Российской Федерации вывозные таможенные пошлины не применялись в 1997 и 1998 гг.

При этом не следует забывать, что для действительно эффективного регулирования внешнеэкономической деятельности существуют и широко используются в мировой практике два таможенных инструмента. Первый – это специальные таможенные режимы, второй – особые виды таможенных пошлин: специальные, антидемпинговые и компенсационные.

Статья 50. Налоговые доходы федерального бюджета

В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:
налога на прибыль организаций по ставке, установленной для зачисления указанного налога в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций (в части доходов иностранных организаций, не связанных с деятельностью в Российской Федерации через постоянное представительство, а также в части доходов, полученных в виде дивидендов и процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) — по нормативу 100 процентов;
налога на прибыль организаций при выполнении соглашений о разделе продукции, заключенных до вступления в силу Федерального закона от 30 декабря 1995 года N 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции» (далее — Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции») и не предусматривающих специальных налоговых ставок для зачисления указанного налога в федеральный бюджет и бюджеты субъектов Российской Федерации, — по нормативу 20 процентов;
налога на добавленную стоимость — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спирт этиловый из пищевого сырья — по нормативу 50 процентов;
акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением пищевого, — по нормативу 100 процентов;
акцизов на спиртосодержащую продукцию — по нормативу 50 процентов;
акцизов на табачную продукцию — по нормативу 100 процентов;
акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей — по нормативу 40 процентов;
акцизов на автомобили легковые и мотоциклы — по нормативу 100 процентов;
акцизов по подакцизным товарам и продукции, ввозимым на территорию Российской Федерации, — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых (за исключением полезных ископаемых в виде углеводородного сырья и общераспространенных полезных ископаемых) — по нормативу 40 процентов;
налога на добычу полезных ископаемых на континентальном шельфе Российской Федерации, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (газ горючий природный) — по нормативу 100 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) при выполнении соглашений о разделе продукции в виде углеводородного сырья (за исключением газа горючего природного) — по нормативу 95 процентов;
регулярных платежей за добычу полезных ископаемых (роялти) на континентальном шельфе, в исключительной экономической зоне Российской Федерации, за пределами территории Российской Федерации при выполнении соглашений о разделе продукции — по нормативу 100 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (исключая внутренние водные объекты) — по нормативу 70 процентов;
сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов (по внутренним водным объектам) — по нормативу 100 процентов;
водного налога — по нормативу 100 процентов;
единого социального налога по ставке, установленной Налоговым кодексом Российской Федерации в части, зачисляемой в федеральный бюджет, — по нормативу 100 процентов;
государственной пошлины (за исключением государственной пошлины, подлежащей зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты и указанной в статьях 56, 61.1 и 61.2 настоящего Кодекса) — по нормативу 100 процентов.

В комментируемой статье перечислены основные составляющие налоговых доходов федерального бюджета:
1) федеральные налоги и сборы;
2) таможенные платежи;
3) государственная пошлина.
1. Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации (п. 2 ст. 12 НК РФ).
Перечень федеральных налогов и сборов содержится в ст. 13 НК РФ. В соответствии с ней к федеральным налогам и сборам отнесены:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;
3) налог на прибыль (доход) организаций;
4) налог на доходы от капитала;
5) подоходный налог с физических лиц;
6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;
7) государственная пошлина;
8) таможенная пошлина и таможенные сборы;
9) налог на пользование недрами;
10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;
11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;
12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;
13) лесной налог;
14) водный налог;
15) экологический налог;
16) федеральные лицензионные сборы.
Однако данная статья НК РФ с перечнем федеральных налогов и сборов вводится в действие со дня признания утратившим силу Закона об основах налоговой системы (ст. 32.1 Закона о введении в действие части второй НК РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах. В настоящее время продолжает действовать ст. 19 данного Закона, в соответствии с которой перечень федеральных налогов и сборов составляют:
1) налог на добавленную стоимость;
2) акцизы;
3) налог на доходы физических лиц;
4) единый социальный налог;
5) налог на операции с ценными бумагами;
6) таможенная пошлина;
7) платежи за пользование природными ресурсами, зачисляемые в федеральный бюджет, в республиканский бюджет республики в составе РФ, в краевые, областные бюджеты краев и областей, областной бюджет автономной области, окружные бюджеты автономных округов и районные бюджеты районов в порядке и на условиях, предусмотренных законодательными актами РФ;
8) налог на прибыль организаций;
9) налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляемые в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в РФ;
10) государственная пошлина;
11) налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;
12) сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;
13) налог на игорный бизнес;
14) плата за пользование водными объектами;
15) сборы за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции;
16) налог на добычу полезных ископаемых.
Ставки федеральных налогов и сборов определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции распределения федеральных налогов и сборов в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней утверждаются ФЗ о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год.
2. К таможенным платежам в соответствии с п. 1 ст. 318 ТК РФ относятся:
1) ввозная таможенная пошлина;
2) вывозная таможенная пошлина;
3) налог на добавленную стоимость, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
4) акциз, взимаемый при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
5) таможенные сборы.
Таможенные платежи взимаются, если они установлены в соответствии с законодательством РФ. Следует обратить внимание, что перечень таможенных платежей, приведенный в ст. 318 ТК РФ, является закрытым.
В случае введения специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин, устанавливаемых в соответствии с законодательством РФ о мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами, они взимаются по правилам, предусмотренных ТК РФ для взимания ввозной таможенной пошлины.
3. Под государственной пошлиной в соответствии с Законом о госпошлине понимается обязательный и действующий на территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.
Государственная пошлина взимается:
1) с исковых и иных заявл
ений и жалоб, подаваемых в суды общей юрисдикции, арбитражные суды и Конституционный Суд РФ;
2) за совершение нотариальных действий нотариусами государственных нотариальных контор или уполномоченными на то должностными лицами органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и консульских учреждений РФ;
3) за государственную регистрацию актов гражданского состояния и другие юридически значимые действия, совершаемые органами записи актов гражданского состояния;
4) за выдачу документов указанными судами, учреждениями и органами;
5) за рассмотрение и выдачу документов, связанных с приобретением гражданства РФ или выходом из гражданства РФ, а также за совершение других юридически значимых действий, определяемых Законом о госпошлине.
В соответствии с п. 3 ст. 6 Закона о госпошлине государственная пошлина по делам, рассматриваемым арбитражными судами, Конституционным Судом РФ и Верховным Судом РФ, зачисляется в доход федерального бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж. В остальных случаях государственная пошлина зачисляется в доход местного бюджета по месту нахождения банка, принявшего платеж.

Таможенная пошлина это федеральный налог

Государственное учреждение, контролирующее ввоз и вывоз всех товаров, пропускаемых через границу страны, включая багаж, почтовые отправления и все грузы, в том числе транзитные. Т. осуществляет проверку грузов и взимает установленные таможенные пошлины и таможенные сборы сверх таможенных пошлин (марочный сбор, сбор за сохранность и складирование товаров, сбор за пломбирование, санитарный сбор и т.п.). [c.383]

Федеральные налоги и сборы (1) налог на добавленную стоимость (2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья (3) налог на прибыль (доход) организаций (4) налог на доходы от капитала (5) налог на доходы физических лиц (6) единый социальный налог (взнос) (7) государственная пошлина (8) таможенная пошлина и таможенные сборы (9) налог на пользование недрами (10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы (11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов (12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами (13) лесной налог (14) водный налог (15) экологический налог (16) федеральные лицензионные сборы. [c.112]

Итак, можно сделать несколько выводов. Во-первых, таможенная пошлина относится к косвенным налогам. Во-вторых, таможенная пошлина и таможенные сборы являются источником доходов федерального бюджета (это закреплено в Налоговом кодексе РФ). В-третьих, таможенная пошлина является общим налогом, поскольку не имеет целью покрыть какие-либо конкретные расходы. В-четвертых, таможенные платежи относятся к разовым налогам, так как их уплата зависит от факта импорта (экспорта) товаров. [c.154]

Применение упрощенной системы для юридических лиц предусматривает замену уплаты совокупности установленных законодательством РФ федеральных, региональных и местных налогов и сборов уплатой единого налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности этих юридических лиц за отчетный период. Для юридических лиц, применяющих упрощенную систему, сохраняется действующий порядок уплаты таможенных пошлин и таможенных сборов, государственных пошлин, налога на приобретение автотранспортных средств, лицензионных сборов, взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. [c.370]

Н — отпускная цена без учета акциза или таможенная стоимость, увеличенная на таможенную пошлину и таможенные сборы, которые выступают в качестве налогооблагаемого объекта [c.301]

Особое значение имеет Налоговый кодекс Российской Федерации для таможенных платежей. Согласно ст. 13 части первой НК РФ таможенная пошлина и таможенные сборы отнесены к федеральным налогам и сборам. Однако законодатели исходили из того, что к моменту принятия Налогового кодекса Российской Федерации уже имелось довольно обширное законодательство, регулирующее отношения по исчислению и уплате таможенных платежей Таможенный кодекс Российской Федерации, Закон РФ О таможенном тарифе и др. Поэтому ст. 2 части первой НК РФ определено, что к отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим в процессе осуществления контроля за уплатой таможенных платежей и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. [c.233]

ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА — органичная составная часть экономической и внешнеторговой политики государства. По своему содержанию она представляет собой систему мер, применяемых государством с целью установления определенного режима таможенного налогообложения на импортируемые в страну товары и прохождения ими таможенных формальностей. Основными средствами осуществления ТАМОЖЕННОЙ ПОЛИТИКИ являются участие в таможенных союзах, зонах свободной торговле и таможенных конвенциях применение таможенных тарифов, таможенных пошлин и таможенных сборов, таможенных формальностей установленный режим прохождения грузов через границу система государственных органов таможенного контроля и т.д. [c.218]

ТАМОЖНЯ — государственное учреждение, через которое обязаны ввозиться в страну и вывозиться с территории страны все импортируемые и экспортируемые товары, в т.ч. багаж, почтовые отправления и др. грузы, с целью их таможенного контроля и взимания установленных таможенных пошлин и таможенных сборов. [c.220]

Таможенным кодексом РФ (ст. 110) к таможенным платежам отнесены таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, акцизы и таможенные сборы, уплачиваемые при перемещении товаров через таможенную границу РФ. Вместе с тем налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина и таможенные сборы в ст. 13 НК отнесены к федеральным налогам и сборам. Следовательно отношения по их установлению, введению и взиманию регулируются также нормами НК. [c.15]

В состав неналоговых доходов федерального бюджета в отличие от бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов включаются помимо вышеперечисленных доходов отчисления от прибыли Банка России, доходы от внешнеэкономической деятельности, консульский сбор, взимаемый на территории РФ, доходы от операций с государственным материальным резервом. С 1 января 2005 г. согласно Федеральному закону от 20.08.2004 № 120-ФЗ неналоговые доходы федерального бюджета формируются также за счет лицензионного сбора на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, таможенных пошлин и таможенных сборов, патентных пошлин. [c.351]

Реализация таможенной политики осуществляется через таможню — государственное учреждение, контролирующее ввоз и вывоз всех товаров, пропускаемых через границу. На таможне проверяются грузы и взимаются установленные таможенные пошлины и таможенные сборы (за сохранность и складирование, марочный сбор и т.п.). [c.294]

ТАМОЖЕННАЯ ПОШЛИНА И ТАМОЖЕННЫЕ СБОРЫ i Товары, перемещаемые через таможенную гра-1 ницу РФ. [c.45]

Оплата экспортных таможенных пошлин и таможенных процедур [c.417]

Пункт 8 ст. 13 ТК РФ гласит, что таможенная пошлина и таможенные сборы относятся к федеральным налогам и сборам, а ст. 110 раскрывает состав таможенных платежей. Это прежде всего таможенная пошлина, налог на добавленную стоимость, которым облагаются практически все ввозимые в коммерческих целях на территорию Российской Федерации товары, акцизы и др. В той же ст. в п. 9 раскрывается юрисдикцион-ный характер деятельности таможенных органов в подведомственной им сфере налогообложения посредством обеспечения борьбы с нарушениями таможенных правил и налогового законодательства, относящихся к товарам, перемещаемым через таможенную границу. [c.252]

Предприятия, осуществляющие экспортно-импортные операции, уплачивают в бюджет государства таможенные пошлины и таможенные сборы. Таможенные пошлины — обязательные взносы за ввоз или вывоз груза через границу. Пошлины систематизированы в соответствии с товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности ТНВЭД. Ставки таможенных пошлин устанавливаются 1) адвалорные — в процентах от таможенной стоимости, 2) специфические — абсолютный размер пошлины за единицу груза, 3) комбинированные — определенное количество процентов, но не менее данной суммы специфической ставки. Например, ставка 10%, но не менее 10 евро за тонну груза. Таможенная стоимость сделки определяется как сумма контрактной цены, расходов по доставке, комиссионного и брокерского вознаграждения. При ввозе товара уплачивается импортная пошлина плюс акциз плюс НДС. Величина НДС определяется по формуле [c.275]

3. Налоги и пошлины.

Налог — это обязательный, индивидуально безвозмездный, безвозвратный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме от­чуждения денежных средств в различные уровни бюджетной системы.

Сбор определяется как обязатель­ный взнос, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами ме­стного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (ли­цензий).

К пошлинам относятся сборы, которые государство берет с тех, кому приходится обращаться к органам власти или госучре­ждениям за определенными услугами гражданско-правового ха­рактера, не имеющими промышленного элемента; при этом раз­мер сбора устанавливается государственной властью без участия заинтересованных сторон.

Совокупность взимаемых налоговых платежей, форм, методов и принципов их построения называется налоговой системой. Характеристика налога осуществляется по следующим критериям: субъект и носитель налога, объект налога, налоговая база, налоговое бремя, ставка налога, процедура его исчисления, наличие налоговых льгот и их субъектов.

Субъект налога — лицо, которое в соответствии с действующим налоговым законодательством, обязано платить налог. Однако при наличии определенных условий можно переложить частично или полностью выплату налога на другое лицо. Степень переноса тяжести налогов (как косвенных, так и прямых) зависит от возможности включения их в цены готовой продукции, услуг, ресурсов, от эластичности спроса и предложения последних Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы..

Носитель налога — лицо, которое фактически уплачивает налог.

Объект налога — доход или имущество, с которого начисляется налог. Он распадается на две части: налогооблагаемую и необлагаемую налогом.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения.

Под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов, по итогам которых уплачиваются авансовые платежи.

Налоговая база — налогооблагаемая часть объекта налога (сумма, с которой исчисляются налоги). Она определяется разностью между величиной объекта налога и налоговыми льготами.

К налоговым льготам относятся:

— понижение налоговых ставок;

— сдвиг во времени вперед налоговых платежей (налоговый кредит);

— необлагаемый минимум объекта налога;

— освобождение от уплаты налога;

— вычет из налоговой базы (уменьшение величины налоговой базы);

— изъятие из обложения определенных частей объекта налога.

Налоговое бремя — общая величина суммы налога в абсолютном исчислении (налоговое обязательство).

Налоговая ставка — величина налога на единицу обложения, выражаемая в твердой квоте (абсолютной сумме) в процентной квоте по специальной шкале, зависящей от вида налогообложения: пропорциональной, прогрессивной и регрессивной (относительное исчисление). Различают следующие виды налоговых ставок: средние и предельные.

Средняя налоговая ставка — общая сумма выплачиваемого налога, деленная на общий размер части объекта, облагаемой налогом (отношение налогового бремени к налогооблагаемой базе).

Предельная налоговая ставка — отношение прироста суммы выплачиваемого налога к приросту части объекта, облагаемой налогом (отношение изменения в налоговом бремени к изменению в налогооблагаемой базе).

Динамика средней налоговой ставки следует за динамикой предельной ставки. Чем выше (ниже) предельная налоговая ставка, тем выше (ниже) средняя ставка.

Существуют различные критерии классификации налогов:

С точки зрения объекта налогообложения: прямые и косвенные налоги. Прямые налоги взимаются с дохода и имущества. Косвенные налоги — это налоги на товары и услуги, оплачиваемые в цене товаров или включенные в тариф.

-налог на доходы физических лиц;

— налог на прибыль предприятий;

— социальные налоги (отчисления на социальное страхование);

— налог на имущество физических лиц;

— налог на имущество предприятий;

— налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и др.

Прямые налоги носят адресный характер, они взимаются с конкретного физического или юридического лица.

— налог на добавленную стоимость;

— акцизы, таможенные пошлины, сборы.

С точки зрения целевого использования налоговых поступлений: общие и специальные. Общие налоги не имеют строго целевого использования. Они поступают в бюджет для финансирования общегосударственных мероприятий. Спецналоги имеют строго целевое назначение (например, для формирования дорожного фонда, воспроизводства лесного фонда, поддержки важнейших отраслей н/х).

С точки зрения уровня поступлений налоговых платежей в бюджетную систему: федеральные и местные налоги.

К федеральным налогам и сборам относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

3) налог на прибыль (доход) организаций;

4) налог на доходы от капитала;

5) подоходный налог с физических лиц;

6) взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

7) государственная пошлина;

8) таможенная пошлина и таможенные сборы;

9) налог на пользование недрами;

10) налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

11) налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

12) сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

13) лесной налог;

14) водный налог;

15) экологический налог;

16) федеральные лицензионные сборы.

К региональным налогам и сборам относятся:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на недвижимость;

3) дорожный налог;

4) транспортный налог;

5) налог с продаж;

6) налог на игорный бизнес;

7) региональные лицензионные сборы.

К местным налогам и сборам относятся:

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц;

3) налог на рекламу;

4) налог на наследование или дарение;

5) местные лицензионные сборы

С точки зрения изменения налоговых ставок: прогрессивные, пропорциональные, регрессивные. Прогрессивный налог — налог, ставка которого увеличивается в относительных величинах по мере увеличения объекта налогообложения. Пропорциональный налог — налог, ставка которого не зависит от величины объекта налогообложения. Регрессивный налог — налог, ставка которого снижается по мере увеличения объекта налогообложения.

Вместе с тем следует отметить, что степень прогрессивности налогообложения определяется не только шкалой колебания налоговых ставок, но и фактическим расширением налогового бремени. Например, налог на добавленную стоимость является пропорциональным. Тяжесть выплаты этого налога несут на себе конечные потребители, оплачивая его в цене товаров. Однако эта тяжесть выплаты различна для лиц с высоким и низким уровнем дохода. Поскольку тяжесть налогового бремени выше у лиц с низким уровнем дохода (они выплачивают большую долю своего дохода на приобретение товаров первой необходимости), постольку налог на добавленную стоимость является регрессивным.

Таким образом, прогрессивность налогообложения должна оцениваться не только с точки зрения субъекта, но и носителя налога.

Под процедурой исчисления налога понимается последовательность применения соответствующих правил (расчетов) с учетом времени и места, в результате которой определяется величина налоговой суммы и урегулируется налоговое обязательство.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

При уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым Кодексом РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено

В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном Налоговым Кодексом РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Подлежащая уплате сумма налога уплачивается (перечисляется) налогоплательщиком или налоговым агентом в установленные сроки.

Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.

В рыночной системе хозяйствования к числу основных источников бюджетных централизованных налоговых поступлений можно отнести: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы, пошлины, социальные налоги, поимущественные налоги.

Налог на доходы физических лиц — прямой налог на доходы отдельных лиц и семей.

Налог на прибыль предприятий — прямые фиксированные в процентах налоговые отчисления из валовой прибыли предприятия.

Налог на добавленную стоимость — косвенный налог на разницу между стоимостью проданных предприятием товаров и услуг и стоимостью их факторов производства, купленных предприятием со стороны.

Акциз — косвенный налог на некоторые продукты массового потребления в виде повышения розничных цен.

Таможенная пошлина — плата, взимаемая таможней при провозе грузов через границу согласно установленному таможенному тарифу.

К социальным налогам относят взносы предприятий на социальное обеспечение.

Поимущественные налоги включают в себя налоги на имущество физических и юридических лиц, дарение и наследство.

Налоги могут взиматься несколькими способами:

1. После получения дохода налогоплательщиком на основе заполнения декларации.

2. В процессе получения им дохода, исходя из признаков, позволяющих установить размеры налоговой базы.

3. До получения дохода в форме налоговых авансовых платежей с последующим их окончательным урегулированием.

В налоговой практике стремятся соблюдать следующие экономические принципы налогообложения:

1. Издержки взимания налогов должны быть как можно более низкими.

2. Уровень налогообложения не должен отрицательно влиять на хозяйственную мотивацию налогоплательщика.

3. Налогоплательщик должен заранее знать размер налоговых отчислений и условия их выплаты. Способ уплаты налога должен быть удобным для налогоплательщика.

4. Налогообложение не должно носить двойного характера.

Двойное налогообложение — ситуация, при которой один и тот же доход подлежит обложению двумя налогами, например, на федеральном и региональном уровне. Ситуация двойного налогообложения может возникнуть при налогообложении доходов акционеров (вначале облагается прибыль акционерного общества, затем дивиденды акционеров), зарубежной деятельности отечественного предприятия (налогообложение одних и тех же доходов за рубежом и внутри страны).

5. Обязательность и своевременность уплаты налогов должны быть более выгодными, чем нарушение налоговой дисциплины. На это должны быть направлены соответствующим образом система наказания и общественное мнение в стране.

6. Справедливость по вертикали и горизонтали. Справедливость по горизонтали означает, что налогоплательщики, получившие одинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать одинаковые налоговые суммы. Справедливость по вертикали означает, что налогоплательщики, получившие неодинаковый доход при прочих равных условиях должны выплачивать неодинаковые налоговые суммы.

Налоги выполняют следующие функции в экономической системе:

Фискальная функция налогов заключается в том, что взимание их составляет основную часть бюджетных доходов, из которых финансируются государственные расходы.

Социальная функция налогов в экономической системе заключается в устранении чрезмерных различий в уровне доходов различных групп населения, создании условий для социальной защищенности самых бедных социальных слоев. Помимо налогов для реализации этих функций существует система государственных трансфертных платежей.

Уровень реализации налогами социальной функции обусловлен степенью прогрессивности налогообложения доходов населения, налоговыми льготами, дифференциацией ставок косвенных налогов на потребительские блага.

Регулирующая функция налогов заключается в их прямом и косвенном (через превращение налоговых поступлений в бюджетные расходы) воздействии на уровень производимого ВНП. При помощи соответственно сконструированных налоговых систем и бюджетных расходов правительство может влиять на структурные изменения в экономике, формировать уровень накопления и темп экономического роста, регулировать уровень и направления потребления, уровень занятости и т.п.

Российское законодательство выделяет три вида пошлин:

Государственная пошлина взимается за совершение ряда услуг в пользу плательщика (принятие исковых заявлений и других до­кументов судебными органами, совершение нотариальных дейст­вий, регистрация актов гражданского состояния, выдача ряда доку­ментов, предоставление особого права (например, права на охоту)).

Регистрационная пошлина взимается с юридических и физиче­ских лиц, например при обращении лица с заявкой о выдаче па­тентов на изобретение и т. д.

Таможенная пошлина взимается с юридических и физических лиц при осуществлении экспортно-импортных операций, а также при транзите товаров.

Таможенная пошлина выполняет три основные функции: а) фискальную, т. е. функцию пополнения доходной части государ­ственного бюджета (относится как к импортным, так и к экспортным пошлинам); б) протекционистскую (защитную), призванную защищать местных производителей от нежелательной иностранной конкуренции (характерна для импортных пошлин); в) балансиро­вочную, вводимую для предотвращения нежелательного экспорта товаров, внутренние цены на которые по тем или иным причинам ниже мировых (присуща экспортным пошлинам).

Таможенные пошлины классифицируются по различным признакам, в частности:

¨ по направлению движения продукции: импортные; экспортные; транзитные (облагаются товары, перевозимые транзитом через территорию данной страны);

¨ по способу взимания: адвалорные (исчисляются в процентах к таможенной стоимости товаров); специфические (исчисляются в установленном размере за единицу облагаемого товара); комби­нированные (сочетают оба вида таможенного налогообложения);

¨ по характеру происхождения: автономные (являются макси­мальными по размеру и применяются к товарам, которые проис­ходят из стран и их союзов, не пользующихся в данной стране режимом наибольшего благоприятствования); конвенциальные (применяются к товарам, происходящим из стран и их союзов, пользующихся в данном государстве режимом наибольшего бла­гоприятствования в торговле; их размеры устанавливаются в соот­ветствии с международными договорами и являются минимальными);

¨ по цели применения: антидемпинговые; специаль­ные; компенсационные; преференциальные.

Антидемпинговые таможенные пошлины, призваны не допус­тить на национальный рынок товары, продаваемые экспортерами по заведомо низким ценам.

Специальные пошлины применяются в качестве за­щитной меры для отечественных производителей от иностранных конкурирующих товаров либо как ответная мера на дискримина­ционные действия со стороны других стран.

Компенсационные пошлины вводятся в случае установления факта запрещенного международным законодательством получе­ния экспортером прямой государственной субсидии в целях по­вышения его конкурентоспособности.

Преференциальные таможенные пошлины отличаются пониженным размером ставок и применяются в отношении товаров, про­исходящих из государств, заключивших договоры о взаимном снижении размеров таможенных пошлин на определенные това­ры, образующих таможенный союз или зону свободной торговли, обращающихся в приграничной торговле, происходящих из раз­вивающихся государств, пользующихся Всеобщей системой пре­ференций в соответствии с нормами международной торговли.

Пол­ностью освобождаются от пошлины перемещение ряда товаров и услуг, в том числе:

• транспортные средства для международных перевозок пасса­жиров и грузов;

• предметы материально-технического снабжения, вывозимые для обеспечения деятельности российских судов, ведущих мор­ской промысел, а также ввозимая продукция их промысла;

• товары, ввозимые или вывозимые для официального или лич­ного пользования представителями иностранных государств — фи­зическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений;

• валюта и ценные бумаги (положение не распространяется на ввоз или вывоз, осуществляемый в нумизматических целях);

• товары, подлежащие обращению в собственность государства;

• товары, представляющие собой гуманитарную помощь;

•товары, предназначенные для оказания технического содействия;

• товары, перемещаемые под таможенным контролем в режи­ме транзита и предназначенные для третьих стран;

• товары, перемещаемые через таможенную границу физиче­скими лицами и не предназначенные для производственной или иной коммерческой деятельности.

Еще по теме:

  • Наказание врачей Наказание врачей Разъясняет начальник уголовно-судебного управления прокуратуры г.Москвы Маргарита Сандровна Ерицян Врачебная ответственность основана на особенностях врачебной деятельности: взаимном доверии пациента и врача. Это породило много толков о том, что медики вообще не должны […]
  • Стратегия защиты в суде Баламутов К.А. Конечным потребителем деятельности полиции, Следственного комитета, прокуратуры, ФСКН (Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков), ФСБ и других правоохранительных организаций является суд. Суд - это вершина пирамиды, на которую ориентированы все участники […]
  • Отказ от гражданства туркменистана в россии Выход из гражданства Туркменистана Выход из гражданства Туркменистана возможен, только если в результате этого человек получит подданство другой страны это прописано в законе. Итак, если человек планирует получить российское гражданство, то для него отказ является обязательным. В 2015 […]
  • Как отозвать работника из отпуска приказ Отзыв из отпуска по производственной необходимости Отзыв из отпуска по производственной необходимости инициируется руководством компании, но только с согласия самого работника. Если такое согласие получено, то процедура отзыва подлежит официальному оформлению, что в дальнейшем поможет […]
  • Штрафы проверка без водительского удостоверения Как проверить штрафы ГИБДД по водительскому удостоверению: лучшие способы В мире, где технологически все возможно. Давно уже стали привычными оплаты разных платежей через онлайн-сервисы. Если раньше, чтобы узнать сумму штрафов ГИБДД, нужно было обратиться в соответствующее отделение. А […]
  • Правила установок электрических ПУЭ: правила устройства электроустановок Предисловие Правила устройства электроустановок (ПУЭ) седьмого издания в связи с длительным сроком переработки (не менее двух лет) будет выпускаться и вводиться в действие отдельными разделами и главами по мере завершения работ по их пересмотру, […]
  • Штраф ип фмс Штрафы ФМС для иностранных граждан Кто такой индивидуальный предприниматель (ИП)? Это субъект хозяйственной деятельности, существование которого прописано в законодательстве Российской Федерации. Проведя соответствующую регистрацию, он имеет право осуществлять коммерческую деятельность, […]
  • Разрешение экономических кризисов Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения Главная > Реферат >Экономика по курсу «Антикризисное управление» по теме: «Кризисы: виды, тенденции возникновения и разрешения» 1. Кризисы в социально-экономическом развитии Слово «кризис» происходит от греческого слова «crisis», […]