Правило августина

Природа Бога в понимании Августина Блаженного

Дата публикации: 05.08.2015 2015-08-05

Статья просмотрена: 1465 раз

Библиографическое описание:

Писаревская А. А. Природа Бога в понимании Августина Блаженного // Молодой ученый. — 2015. — №15. — С. 703-706. — URL https://moluch.ru/archive/95/21424/ (дата обращения: 19.08.2018).

Одним из выдающихся произведений и первым памятником исповедального жанра является трактат «Исповедь» Аврелия Августина. В этом сочинении блаженный Августин повествует о своем пути прихода к Богу. В первых десяти книгах рассказывается психологическая автобиография до крещения Августина, в следующих трех объяснение сотворения мира Богом. Что же есть Бог и какую роль он играет в жизни человека согласно мировоззрению Августина?

Августин пытается понять, что есть Бог, ибо как можно верить в то, что не понимаешь и не знаешь. «Но кто воззовет к Тебе, не зная Тебя? Воззвать не к Тебе, а к кому-то другому может незнающий. Или, чтобы познать Тебя, и надо «воззвать к Тебе?»» [1]. Только Бог является источником знания, само знание есть откровение Божье. Таким образом, Августин приходит к тому, что Бог это истина. Познать Бога можно только отыскав истину. Здесь мне сразу вспоминается мир мнений и мир истины Парменида в поэме «О природе». Герой встречается с Богиней, которая рассказывает о мире истины и мире мнений. Мир мнений — это мир, в котором существует человек. Почему человек существует в мире мнений? Потому что мы живем в окружении множества людей, а это множество ориентируется друг на друга. Каждый раз человек пытается ассоциировать себя с другими, спрашивая: «что он бы сделал на моем месте?». Также человек обладает чувствами. Эти чувства являются залогом существования мира мнений, благодаря которому есть мысли. Богиня Дика (Правда) символизирует мир истины, который следует понимать как мир единый и неизменный. Так и Августин в своих поисках на вопрос «что есть Бог» обращается к различным стихиям, но все они отвечают, что они только созданы им. Бог не есть что-то телесное, а значит, чувственные ощущения не могут дать ответ на этот вопрос. Однако каким способом можно понять Бога, если как пишет Августин, Бог существует в самом человеке: «Но ведь и я существую; зачем прошу я Тебя прийти ко мне: меня бы не было, если бы Ты не был во мне?» [2]. Бог не постигаем, ведь он не является телесным. Тем не менее, «Бога можно постичь, возвращаясь к самому себе под руководством Бога в «самые глубины свои» [3].

Бог это есть высшее благо. Что такое высшее благо? Высшее благо-это то, к чему стремится всё в мире, это то, что мы называем абсолютным счастьем. То есть по Августину Бог это абсолютное счастье. «Для них было благом мое благо, получаемое от них, но оно шло не от них, а через них, ибо от Тебя все блага, и от Господа моего все мое спасение» [4]. Из этого можно сказать, что Бог это центр вселенной, спасение человека. Если Бог центр вселенной, то значит, что он вечен, так как вечна вселенная. Изменяется ли вселенная? По мнению Августина, вселенная неизменна, и поэтому Бог тоже неизменчив по своей форме. Но если Бог неизменен и в тоже время является центром мира, и находится в каждой точке этого мира, и даже в душе человека, а как мы знаем мир меняется с каждой минутой, как и душа человека, которая в течение всей жизни ищет свой путь и изменяется, то почему Бог неизменчив? В этом случае, Бог бы был неизменчив, если бы наблюдал за всем этим миром со стороны, но как пишет Августин, Бог есть в каждой точке мира. Если взять отдельное понятие вселенной, то она вечна, а если мира то он нет, ибо даже в священном писании библии говорится, что наступит конец света, конец мира. Так как Бог есть также свет, то когда наступит конец света, вместе с этим наступит и конец Бога? И чем будет заниматься Бог, когда придет конец тому, что он создал? Конец человечеству и всему сущему. Если Бог это спасение человечества, то конец света также является спасением человека от земной жизни, жизни полной грехов. Здесь я вижу противоречие, что Бог является центром вселенной и одновременно вне мира. Мое объяснение может быть такое-Бог вездесущ, он одновременно присутствует повсюду. Даже если наступит конец мира, то Бог останется, ибо он вечен.

Бог есть некая субстанция, однако вместе с этим в исповеди Августина Бог очеловечивается, он говорит, дает советы, открывает истину. Впервые перед нами Бог осмысливается как личность. Бог никогда не изменяется, ведь именно он владеет временем. «До сотворения неба и земли Бог не делал ничего, ибо делать для Бога — значит творить», значит ли это, что до создания мира Бога не было? Опять же если Бог есть в каждой точке мира, а до того, как мира не существовало, то и Бога не было? «Не было такого времени, когда Ты еще ничего не создал, ибо и время — творение Твое» [5]. Бог вечен потому что он существует вне времени, в нем есть только вечное настоящее.

До того как Бог сотворил мир ничего не было, но ведь Бог сотворил этот мир из ничего, а значит и ничего есть что-то из чего можно творить. По Августину «ничего», это нижний уровень, небытие, то есть мир сотворен из небытия. Если мир сотворен из небытия, то Бог вне этого небытия. Первоначало всего это Бог и «ничего», из которого он создает мир. Бог — это несотворенное сущее.

На философию Августина оказало влияние такое направление античной философии, как неоплатонизм. Августин взял учение Платона и неоплатоников в качестве фундамента для своей теологии. С его точки зрения, именно эти взгляды наиболее широко способны доказать истинность христианского учения. Бог является центром философско-христианской концепции Августина. Исходя из неоплатонизма, Августин пишет то, что Бог это бестелесный совершенный Абсолют, выше которого нет ничего. Но можно ли сказать, что Бог у Августина тождественен Божеству Платона?

Также как и у Августина, Бог Платона является высшим благом: «Невозможно ныне и было невозможно издревле, чтобы тот, кто есть высшее благо, произвел нечто, что не было бы прекраснейшим» [6]. По мнению Платона, только Бог есть источник блага. Зло, которое творится в мире — не происходит от него. Но если Бог не является причиной зла, то кто? В этом случае, либо Бог не благо, либо помимо него в этом мире существуют другие причины. Августин объясняет зло, отсутствием добра, или искаженное божественное добро. Это добро искажено материальным телом человека. Здесь он обращается к Платону, считавшему, что зло порождается телом, которому присущи страсти и страдания: «И вот они, подражая ему, приняли из его рук бессмертное начало души и заключили в смертное тело, подарив все это тело душе вместо колесницы, но, кроме того, они приладили к нему еще один, смертный, вид души, вложив в пего опасные и зависящие от необходимости состояния: для начала — удовольствие, эту сильнейшую приманку зла, затем страдание, отпугивающее нас от блага, а в придачу двух неразумных советчиц — дерзость и боязнь — и, наконец, гнев, который не внемлет уговорам, и надежду, которая не в меру легко внемлет обольщениям» [7].

В диалоге «Тимей» Платон называет Бога Демиургом, что с греческого «demiurgos» переводится как мастер, ремесленник, от «demos» народ, «ergon», «urgos» работа. Бог создал космос из хаоса, суть его работы заключалась в том, что он привел в порядок все видимые вещи, прибывавшие в беспорядочном движении. Здесь мы видим различие между Демиургом и Богом Августина. У Платона Бог не создал мир из ничего, как в христианской теории. Космос от греческого языка «kosmos» переводится как порядок, строй, мир. Бог является причиной бытия, нематериальным и вечным. Также как и у Августина, Бог все сотворил, сам не являвшись сотворенным. Демиург создал вселенную по собственному желанию «чтобы все было хорошо». И в учении Августина решение Бога сотворить мир было разумным, на основе собственного замысла. Бог совершенен и сотворенный им мир является также совершенным. Также как и у Платона, в философии Августина существуют два мира. Идеальный мир, который содержится в Боге и реальный — воплощение идеи в материю, на земле.

Еще одной схожей чертой является истинность божества Платона. Бог не может обманывать человека и являться в разных обличиях. «Значит, Бог — это нечто вполне простое и правдивое и на деле, и в слове; он и сам не изменяется и других не вводит в заблуждение ни на словах, ни посылая знамения — ни наяву, ни во сне» [8]. Бог все знает, от него нельзя ничего утаить. За недостойным поступком всегда следует Божья кара и презренье. В этом состоит отличие от христианского Бога. Там стоит человеку покаяться в своих грехах и Бог сразу же примет человека в свое царство. И вообще, по моему мнению, главной разницей между Богом Платона и Августина является отношение к людям. В диалоге «Тимей» Платон пишет, что Демиург создал божественных существ, а создание людей доверил тем, кого сотворил. Здесь Бог представляется нам как статический, наслаждающийся самим собой. Ему чужды проблемы людей, он от них удален и не принимает участия в мире, безличный высший Абсолют. В философии Августина Бог предстает как личность, которая заинтересована в судьбе каждого человека. В довершение сего, Бог даже облачился в смертное тело и пришел на землю, чтобы искупить грехи людей, пожертвовав собой. Согласно Платону Богу чужда материя, тело, которое является злом для него. Бог не может прикасаться к земле и помимо этого облачаться в жалкую плоть.

И так, мы можем наблюдать, что Божество Платона отличается от представлений Августина, тем не менее, между ними есть схожие черты, что подтверждает то, что Августин опирался на неоплатонизм. Однако неоплатонизм это не только комментирование диалогов Платона. Начиная с Порфирия в неоплатонизм вводятся учения Аристотеля. Так, для меня является крайне важным разобраться в понимании Бога у Аристотеля.

Как писал британский философ Б. Рассел «Метафизику Аристотеля, грубо говоря, можно описать как разбавленные здравым смыслом взгляды Платона. Аристотеля трудно понять потому что нелегко соединить взгляды Платона со здравым смыслом» [9]. В «Метафизике» Аристотель подвергает критике учение Платона о мире идей. По Аристотелю, идея это не нечто что-то отдаленное и идеальное, а идея — это форма материи. Идея сочетается с предметом. При том невозможно, чтобы материя существовала без формы, однако форма может существовать без материи. Бог у Аристотеля — это форма, начисто лишенная материи. Аристотель мыслит совсем не религиозным путем, а рациональным. Бог — это перводвигатель, причина всех происходящих в мире движений. Так как он является причиной всех движений, то также как и у Платона с Августином Бог Аристотеля вечен. «Поэтому должно быть такое начало, сущность которого — деятельность. А кроме того, такие сущности должны быть без материи: ведь они должны быть вечными, если только есть хоть что-нибудь вечное; следовательно, они должны пребывать в деятельности» [10]. Этот перводвигатель постоянно поддерживает мир в движении, так как движение это проявление сущего, то есть Бог это неиссякаемый источник энергии. Сам перводвигатель является неподвижным, так как каждая вещь имеет началом какое-то движение, это движение имеет другое движение, так может продолжаться до бесконечности, но Аристотель отрицает бесконечность, потому что ее невозможно познать.

Аристотель приходит к тому, что Бог — это мышление. Так как, Бог это нечто совершенное, то и мыслить он должен также что-то совершенное. А что-то совершенное это мысль, то Бог Аристотеля мыслит сам себя. Он предстает перед нами как чистый философ, который познает сам себя. Конечная причина всех действий это ум, и здесь мы видим, что действующая причина и цель совпадают. «А ум через сопричастность предмету мысли мыслит сам себя: он становится предметом мысли, соприкасаясь с ним и мысля его, так что ум и предмет его — одно и то же» [11]. В отличие от Бога Августина, перводвигатель не совпадает с миром, он находится вне вселенной. Бог Аристотеля является высшим Абсолютом, так как его главный признак есть совпадение субъекта с объектом. Он не мыслит ничего, кроме себя. В этом его главное отличие от понимания Бога у Августина. Возможно, Бог даже не знает о существовании мира и человечества, так как если бы он мыслил о чем-то кроме себя, он не был бы совершенным. Получается, что мир не был сотворен, он вечен и все сущее в нем двигается перводвигателем (Богом).

Таким образом, мы можем наблюдать различные теории понимания Бога. Христианское учение о Боге совпадает в большей степени с философией Платона. Аристотель же критикует идеи Платона и создает свою концепцию, на основе разума. И так, что общего между Богом Августина, Платона и Аристотеля? Бог не был рожден, он всегда существовал в этой вселенной. Бог вечен, он не стареет, не изменяется. Бог бестелесен, материя относится только к миру реальному. Бог существует вне мира. Бог совершенен, он является высшим благом, то к чему стремится человек. На этом сходства заканчиваются.

Чем же отличается представление о Боге Августина от философии Платона и Аристотеля? В христианской теории Бог создал мир из ничего, в учении Платона Демиург привел в порядок беспорядочные вещи, в понимании Аристотеля мир уже существовал. Главное отличие христианского мировоззрения Августина заключается в отношении Бога к людям, его роли в жизни человека. Бог очеловечивается, он наделяется чувствами. Для того чтобы спасти человека Бог послал на землю своего сына. Бог всегда помогает человеку и заботится о нем. Цель каждого — это следовать Богу, стремится в его царство. Даже сам Иисус назван Спасителем. Он спасает человека от зла и введет в добро. Души Бог создает для каждого человека индивидуально, в этом также состоит отличие от учения Платона, в котором душа существовала всегда. Божество Платона не имеет любви к людям, как христианский Бог. Он презирает материю, тело. Согласно христианскому учению тело-это храм души и мы должны заботиться о нем, ровно также как и о мире, в котором живем, ведь он был создан из небытия и наделен божественными чертами. Бог любит свое творение и поэтому прощает ему грехи. Божество Платона сурово наказывает человека за проступки. Бог Аристотеля даже не мыслит о людях и возможно не знает, что они существуют. Конечно, вопрос о существовании Бога и его роли в жизни человека до сих пор остается открытым. Люди всегда хотели понять, кто их создал и что же ими руководит. К сожалению, мы не можем найти единственный верный ответ, остается только верить… или не верить.

1. Августин Аврелий. Исповедь / Аврелий Августин; пер. с лат. М. Е. Сергеенко. — СПб.: Издательский Дом «Азбука-классика», 2008. — 400 с.

3. Гагарин А. С. «Homo interior» Августина Аврелия (Блаженного) // Дискурс-Пи. Выпуск 6: Дискурс современных мифологий. Екатеринбург. Изд-во Уральского ун-та. 2006. С.64–67

4. Августин Аврелий. Исповедь. Книга 1, Глава 6.

5. Там же. Книга 11, Глава 14.

6. Платон. Тимей // Платон. Собр. соч.: в 4 т. Т. 3. М.: Мысль, 1994.

Правило Святого Августина

Правило Св. Августина использовалось не только его последователями, но позже было использовано Св. Домиником как «свод законов» для его ордена. Если это не так — направьте меня на правило Св. Доминика — А.П.

Смысл и основа монастырской жизни.

1. Превыше всего, братия, возлюбите Господа своего, а после ближнего своего, ибо таковы главнейшие заповеди, нам дарованные свыше.

2. Ниже следуют предписания, кои соблюдать вам должно, обитая в монастыре.

3. Наиглавнейшая цель ваша, с каковой собрались вы жить в согласии в доме (в монастыре — А.П.) своем, есть надежда на Бога в единстве разума и души.

4. Не называйте ничего своим, но пусть будет все общим. Еда и одежды будут даны вам настоятелем вашим не каждому равно, как не всем нам дано равное здравие, но каждому по надобности. Ибо сказано в Деяниях святых Апостолов: «И полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, в чем кто имел нужду.» (Деян. 4:35)

5. Те же, что пришли в дом сей, обладая благами мирскими, да будут готовы, переступив порог монастырский, разделить их между всеми обитателями.

6. Но те же, кто не имели ничего, не должны искать в монастыре благ, какими не могли владеть они в мире. Но должно им быть дано все, что требует здоровье их, даже если, живя в миру, не могли они из-за бедности своей позволить себе многих жизненных благ. И они не должны считать себя счастливыми, нашедши еду и одежду, которою не могли иметь прежде.

7. И да не возгордятся они, ступая рядом с людьми, к которым не смели и приблизиться прежде, но пусть очистят они сердца и не будут пребывать в гордыне и желать вещей низменных. А иначе монастыри пойдут на пользу лишь богатым, а не бедным, если богатые усмирятся там, а бедняки возгордятся.

8. Богатым же, в свою очередь, не должно смотреть свысока на братьев своих, пришедших в святое братство, будучи бедняками. И должно им искать счастья в дружбе с бедными братьями, а не во славе богатых родственников. Не должны они быть возвышены над другими, если пожертвовали часть своего состояния монастырю, и не должны они возгордиться оттого, что вкушают все блага мирские в монастыре, а не за его стенами. Ибо каждый грех проявляется в делах дурных, но гордыня скрывается даже и в делах добрых, чтобы извратить их и разрушить. И что же есть хорошего в том, что ты раздашь золото нуждающимся и сам станешь бедным, а душа твоя возгордится отречением от богатств больше, чем их обладанием?

Живите же вместе, одной душой и разумом, прославляя Господа в себе, ибо стали вы Его храмами.

1. Усердны будьте в молитвах, во время и час назначенный.

2. В молельне не следует творить ничего иного, кроме того, для чего она была создана и от чего получила свое название. А потому, если кто-либо пожелает сотворить там молитву в свое свободное время, пусть даже не в назначенный час, то не должны ему мешать те, кто считает, что там следует заниматься чем-то иным.

3. Когда молитесь вы Господу в псалмах и гимнах, задумывайтесь в сердцах ваших над словами, что звучат из уст ваших.

4. Пойте лишь то, что петь надлежит; свыше того, пусть ничто не будет пропето без указания.

Смирение и самоотречение.

1. Усмиряйте плоть, насколько это позволит здоровье ваше, постясь и воздерживаясь от еды и питья. А если кто из вас не может поститься, то не должен он вкушать никакой другой пищи, кроме назначенных трапез, если только он не болен.

2. Когда собираетесь вы у стола, без суеты и шума преклоняйте слух свой к тому, что обычно читается во время трапезы. Пусть питаются не только рты ваши, но и сердца ваши пусть вкушают слова Господа.

3. Если же братья со здоровьем хрупким получают еду, отличную от общей, то это не должно служить причиной недовольства тех, кто в силу своего крепкого здоровья ведет иной образ жизни. И не должно здравствующим братьям считать больных счастливыми из-за того, что получают они иную еду, но должно считать счастливыми себя, ибо имеют здоровье крепкое, которого лишены другие.

4. И если что-то из еды, одежды или постели дается тем, кто пришел в монастырь, проведя в миру жизнь более изнеженную, и не дается более сильным (а потому более счастливым) братьям, должно последним помнить, как нелегко было слабым братьям из жизни мирской прийти в жизнь монастырскую, пусть даже и не удалось им пока достичь умеренности, в которой пребывают все сильные духом братья. И не должны все остальные желать себе того же, чего в избытке дано другим не как награда, но как помощь в их слабости. Не должно быть такого беспорядка, чтобы в монастыре богатым пришлось претерпевать лишения, а бедным нежиться.

5. И как больным следует получать столько еды, чтобы поправить здоровье, так же и после болезни должны они получить лечение, которое быстро восстановит их силы, хотя бы и пришли они в монастырь из страшной бедности. Болезнь их позволяет им испробовать блага, доставшиеся на долю богатым в прежней мирской жизни. Но когда отойдут от болезни, возвратив былые силы, должно им вернуться к благому образу жизни. Во здравии не должны они стать рабами наслаждения едой, которая дана была им, чтобы поддержать их в болезни. Ибо лучше жить с нуждой малой, чем иметь слишком многое.

Целомудрие и братское наставление

1. Ничто в одежде вашей не должно привлекать взгляда. Кроме того, должно вам желать выделяться не внешностью своей, а благочестивыми деяниями.

2. Куда бы вы ни шли, ступайте вместе, а прибыв куда необходимо, вместе оставайтесь.

3. Во всех делах ваших, не дозволяйте проявления того, что может оскорбить или обидеть тех, кто видит вас, но вершите то, что сообразно святому образу вашей жизни.

4. И хотя взгляд ваш может упасть на одну или другую женщину, не пристало вам взгляд задерживать ни на одной. Видеть женщин во время пути вашего не запрещено, но грешно возжелать их или мечтать о том, чтобы они возжелали вас, ибо не только от сильных или страстных чувств, но и от взгляда одного порождаются похотливые желания. И не говорите вы, что сердца ваши чисты, если глаза ваши развратны, ибо в невоздержанном глазу отражается нечистое сердце. И когда такие сердца открывают свои похотливые желания во взаимных взглядах, пусть даже не произнося ни слова, то уже и тогда уходит из их жизни целомудрие, пусть даже тела их и незапятнанны развратными делами.

5. А любой, кто положит глаз свой на женщину и рад будет взаимным взглядам женским, не должен думать, что другие братия не видят, что творит он. Очень часто видят его те, о ком он и не подозревает. Но даже если допустить, что дела его не будут увидены человеком, что же сделает он с Богом, кто с небес взирает на нас и от ока чьего ничто не укрыто? Или же должны мы вообразить, что не заметит Он проступки наши, поскольку взирает с Небес на нас с терпением величайшим как Его мудрость? Так пусть же религиозные мужи убоятся Бога так, что и помышлять не будут о том, чтобы доставить греховное удовольствие женщине. И помня о том, что Господь видит все, пусть не желает никто даже и взглянуть на женщину с вожделением. Побойтесь Бога, ибо написано: «Преисподня и Аваддон — ненасытимы; так ненасытимы глаза человеческие» (Прит. 27:20).

6. Итак, если вы находитесь вместе в церкви или любом другом месте, где присутствуют и женщины, взаимно заботьтесь о чистоте жизни вашей. И благодаря вашей взаимной бдительности, Господь, что внутри вас, дарует вам Свою защиту.

7. И если же в ком из братьев своих заметите подобную блудливость глаза, о коей говорю я, предостерегите его немедля, дабы зло, что в нем находится в зародыше, не разрослось и не развилось, а было бы тотчас искоренено.

8. Но если увидите, что снова и снова повторяет он проступки свои, даже после предостережения вашего, в таком случае любой, кому удастся заметить такое, должен сообщить об этом человеке, как бы сообщил он о раненом, нуждающемся в лечении. Но прежде, пусть прегрешение это засвидетельствуют еще двое или трое, чтобы вина ослушавшегося была доказана показаниями этих троих или двоих и была покарана с должной строгостью. И не вините себя в злом поступке, если обличите вы подобное прегрешение. Напротив, вас должно будет винить, если вы позволите своим братьям потеряться во тьме из-за молчания вашего, когда могли вы способствовать их спасению своим рассказом. Если бы, например, брат ваш страдал от тяжелой раны телесной и скрывал ее, боясь лечения, не было бы жестоко с вашей стороны оставаться в молчании? Не было бы милостью с вашей стороны рассказать об этом? Гораздо же важнее ваша обязанность рассказать о прегрешении, чтобы не продолжал ваш брат страдать от раны более страшной, чем телесная — от раны душевной.

9. Но если не исправит он свей ошибки после выговора, должно доложить о нем настоятелю до того как прегрешение его станет известно всем братьям, что должны будут доказать вину его, если решит он отрицать обвинение. И когда наставления будут даны ему настоятелем в уединении от прочих братьев, тогда, вероятно, будет возможно не разглашать его вину перед всеми. Но если будет он притворно отрицать вину свою, следует созвать братьев, чтобы в присутствии их, а не на словах одного человека, доказать вину его. Как только вина будет доказана, должен будет он подвергнуться благотворному наказанию, в соответствии с решением настоятеля или священника, которому дана власть соответствующая. Если же откажется он принять наказание, то пусть будет он изгнан из лона братства нашего, даже если этого не желает. Ибо это тоже не делается из жестокости, но из сочувствия и жалости, чтобы другие братия не последовали его дурному примеру.

10. И пусть все, что сказал я о запрещении насыщать глаза наши, пусть будет отнесено и выполняемо тщательно и истово и по отношению к другим прегрешениям: ищите их, предотвратите их, откройте их, докажите и накажите их — все из любви к человеку и из ненависти к греху.

11. Но если же кто в своем грехе зайдет так далеко, что будет получать письма от любой женщины или небольшие подарочки, смилуйтесь над ним и молитесь за него, если признается он в этом по собственной воле. Но если же прегрешение это будет открыто и вина его доказана, должен он быть наказан сурово, в соответствии с решением настоятеля или старшего.

Забота о вещах общинных и Лечение хворых

1. Пусть одежда ваша хранится в определенном месте, под надзором одного или двух человек или стольких, сколько необходимо для того, чтобы позаботиться о ней и сохранить от моли. И подобно тому, как еду свою вы получаете из одной кладовой, так пусть же и одежда вам будет выдаваться из одной гардеробной. По возможности, не думайте много о том, что за одежда выдана вам при смене времен года, получил ли каждый из вас одежду, что когда-то снял или какую-либо другую, при условии, что каждый из вас получил в соответствии с нуждами своими. Если же споры и роптание возникают оттого, что кто-то жалуется на то, что выдали ему одежду хуже, чем он носил раньше и считает ниже своего достоинства носить такую одежду, что принадлежала раньше другому, то из этого увидите вы, как бедны вы священным одеянием сердца, если спорите об одеянии телесном. Но если же скидка на ваши слабости вам дана и получаете вы то же платье, что и раньше, все равно, хранить его должно в общем месте.

2. И так же никто из вас не будет совершать дел для своей личной выгоды, но будете вы все трудиться на общее благо вашей общины, с большим упорством и старанием, чем если бы каждый из вас трудился для себя. Ибо милосердие, как писано, «не ищет своего» (1 Кор. 13:5), а это значит, что милосердие общее благо ставит прежде собственного, а не собственное прежде общего. И каждый раз как вы заботитесь о благе общем, а не о своем, знайте, что милосердие растет в вас. Так пусть же смиренная благость милосердия преобладает во всех вещах, что сопутствуют скоротечным надобностям жизни.

3. Следует из этого, что если кто-нибудь принесет что-либо для сына своего или другого родственника, живущего в монастыре — будь то одежда или что-то еще, что им вздумается — то не должно быть ничто принято в тайне, как свое собственное, но должно быть отдано в распоряжение настоятеля, чтобы как общей собственностью могли бы этой вещью воспользоваться те, кому это понадобится. Но если кто-то утаит подаренное ему, то будет он обвинен в воровстве.

4. Одежда ваша должна содержаться в порядке либо вами, либо теми, кому надлежит выполнять подобные обязанности — как решит настоятель, чтобы излишнее стремление к чистоте одежды не запятнало бы ваши души.

5. Что же касается чистоты телесной, то брат не должен отказываться от ванны, когда это способствует укреплению его здоровья. Но только с назначения доктора, без возражений, пусть даже и нехотя, должен он сделать то, что необходимо для поправления его здоровья, когда того требует настоятель. Однако, если брат желает этого в момент, когда исполнение желания не пойдет ему на пользу, не должны вы уступать его желаниям, ибо иногда мы думаем, что что-либо полезно приятностью своей, хотя на самом деле это вредно.

6. Если же причина телесной хвори брата не очевидна, то поверьте слову слуги Господнего, когда он говорит вам, что причиняет ему боль. Однако, если сомневаетесь вы в том, что лечение, предпочтенное им, идет ему на пользу, то в таком случае следует спросить совета лекаря.

7. Если же возникнет необходимость в посещении общественной бани или другого места, не менее двоих или троих человек должны идти вместе. И любой, кто должен отлучиться, не должен идти в сопровождении тех, кого выберет сам, но с теми, кого назначит настоятель.

8. Уход за больными — как за уже выздоравливающими, так и за недомогающими, пусть даже и без лихорадки — пусть будет поручен брату, который лично сможет принести из кладовой все, что будет необходимо каждому больному.

9. Те же, кто поставлен присматривать за кладовой, одеждой или книгами, должны оказывать своим братьям услуги дружелюбно.

10. Книги можно требовать каждый день в означенный час и любой, кто явится в час неурочный, пусть получит отказ.

11. Однако те, кто присматривает за одеждой и обувью, пусть не медлят и выдают их всегда, когда потребует этого нуждающийся.

Испрошение прощения и Прощение прегрешений.

1. Старайтесь либо избегать споров, либо прекращайте по возможности быстро, а иначе злость может перерасти в ненависть, делая из мухи слона, и превратить душу в убийцу. Ибо написано: «Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца» (1 Иоан. 3:15).

2. Всякий, кто ранит другого оскорблением, грубым или обвиняющим словом, пусть загладит вину свою извинением так быстро как можно, а тот, кто был подобным образом ранен должен дать прощение, без лишних пререканий. Но если же обидели они друг друга, должны они простить друг другу ошибки ради молитв, которые должны произноситься с растущей искренностью каждый раз, как их повторяют. И брат, хоть и впадающий часто в гнев, но скоро просящий прощения у обиженного им, лучше, чем тот, кто хотя и не будучи часто гневливым, не стремится испросить прощения. Но брат, который никогда не просит прощения или делает это не от всего сердца, не имеет причин оставаться в монастыре, даже если его и не исключают. А потому остерегайтесь быть грубыми в словах, а если сорвутся они с губ ваших, пусть не стыдятся ваши губы залечить те раны, что они нанесли.

3. Но если же необходимость в дисциплине заставляет вас разговаривать сурово с теми, кого хотите вы наставить на путь истинный, даже если вы и считаете, что были непомерно суровы в словах ваших, то нет вам нужды просить за это прощения, чтобы не подорвали вы власть свою, демонстрируя смирение перед теми, что должны подчиняться вам. Но все же надлежит вам испросить прощения у Господа, который знает, как истово вы любите даже тех, кого иной раз браните с излишней резкостью. Любить ближнего своего должны вы любовью духовной, а не земной.

Управление и подчинение

1. Настоятелю должно подчиняться как отцу, с должным уважением, чтобы не оскорбить Господа в его лице, а так же пастыря, который несет на себе ответственность за всех вас.

2. Но только наставнику подобает следить за тем, чтобы все заповеди неукоснительно соблюдались и если кто и пренебрег каким-либо правилом, позаботиться о том, чтобы подобный проступок не был бы беспечно оставлен без внимания, но наказан и исправлен. И поступая так, должен он за помощью, если какая проблема превышает границы его власти, обращаться к наставнику, обладающему властью большей.

3. Настоятель, со своей стороны, не должен радоваться возможности показать свою власть, но возможности служить вам в любви. В глазах ваших пусть занимает он первое место среди вас по достоинству своего долга, но в страхе Божием будет он последним из вас. И должен он быть для вас примером хороших деяний во всем. «Вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпивы ко всем» (1 Фес. 5:14). И пусть, по капле вселяя страх, поддерживает он дисциплину. И хотя и то и другое необходимо, должен он стремиться быть любимым, но не ужасным, ежеминутно помня о том, что должен он будет отчитаться за вас всех перед Богом.

4. И таким образом, проявляя покорность, оказываете вы милость не только себе, но и настоятелю вашему, чье высокое положение среди вас, подвергает его еще большим опасностям.

Соблюдение правила

1. Господь желает, чтобы могли вы соблюдать все эти заповеди в духе милосердия, как поклонники красоты душевной, проявляя славный дух Христа в святости жизни своей: не как рабы, живущие под пятой закона, но как люди, живущие свободно в милости.

2. А чтобы могли вы себя увидеть в этом правиле как в зеркале, пусть читают его вам единожды в неделю, чтобы ни слова не пропустили бы вы мимо себя по забывчивости. И когда поймете вы, что делаете вы все то, о чем написано было, возблагодарите Господа, Подателя всего благого. Но если же кто из вас обнаружит, что не сумел он выполнить то или иное предписание, пусть скорбит он о своем прошлом, но охраняет свое будущее, молясь о том, чтобы были прощены ему все долги его и чтобы не был он введен во искушение.

О Христианской борьбе

DE AGONE CHRISTIANO

Содержание

От редакции
ПРЕДИСЛОВИЕ
Адресат трактата
Название и дата написания
Содержание

Часть I. Заповеди жизни

8. Страдания праведников и правосудие Божие.

VIII.9. Бог есть Промыслитель.
IX.10. Служение Богу приятно.
X.11. Сын Божий воспринял нашу слабость, отделявшую нас от Бога.
XI.12. Тайна Боговоплощения не должна быть соблазном.
XII.13. Упование жизни вечной во Христе вдохновляет весь мир.
ХШ.14. Вера и добродетель побеждают диавола.

Часть II. Правило веры

Вера во Св. Троицу

15. Вера сохраняется в Церкви.

XIV.16. Бог един в трех Лицах. Заблуждение Савеллия.
XVI.17. Единство Св. Троицы. Заблуждение тритеизма.
XVI.18. Равенство Лиц Св. Троицы. Заблуждение арианства.

Иисус Христос – Бог и человек.

Иисус Христос – Искупитель

Рукописи и переводы трактата

Уже само название произведения De agone christiano («О христианской борьбе»), равно как и его авторство способствовало его известности и популярности в течение последующих столетий христианской истории. Текст трактата сохранился относительно хорошо. Существует более десяти рукописей, восходящих к первому тысячелетию. Первые печатные издания появляются уже в XV веке. Трактат публикуется как отдельно, так и в составе знаменитых изданий собрания сочинений Августина XVI века. В издании Эразма Роттердамского (Базель, 1528 г.), а также в лейвенском издании (Антверпен, 1577 г.) трактат находится в 3-м томе. Следует особо отметить публикацию «О христианской борьбе» в издании мавристов (Edido Maurinorum. Париж, 1686 г.), где используется более двадцати различных рукописных источников. Это издание со значительными исправлениями было переиздано братьями Гом (Gaume fratres) в Париже в 1836–1839 г., а затем перепечатано практически без изменений Ж.-П. Минем в 40-м томе латинской серии его знаменитой «Патрологии» (PL. Т. 40. Соl. 289–310) в Париже в 1841–1812 гг. В основе большинства современных переводов De agone christiano лежит венское критическое издание, подготовленное в 1900 И. Зиха (J. Zycha) в серии CSEL (Vol. 41. Р. 101–138). Испанский перевод трактата вышел в 1715 г., французский – в 1822 г., английский – в 1947 г., а немецкий – лишь в 1948 г. На русский язык De agone christiano переводится впервые 14 .
диакон Августин Соколовски

Источник: Перевод с латыни и примечания — диакон Августин Соколовски. Перевод выполнен по венскому изданию: CSEL. Vol.41. Ed. J. Zycha Wien. 1900. P. 101-138. В сносках дается перевод основных разночтении, приводимых в «Патрологии» Ж.-П. Миня (PL. Т. 40. Соl. 289-310).

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

Еще по теме:

  • Законы краснодарского края о патентной системе налогообложения С 1 января 2016 года на территории Краснодарского края для субъектов малого и среднего предпринимательства вводятся пониженные ставки по упрощенной и патентной системам налогообложения В России существуют две формы упрощенной системы налогообложения (далее – УСН), предусмотренные […]
  • Расчет пенсии женщинам 1965 года рождения ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 21 сентября 2016 Нередко граждан, обращающихся в Отделение ПФР по Владимирской области, интересует, какие существуют условия для назначения пенсии. […]
  • Штрафы платон с 15 ноября Штраф за неоплату проезда в системе "Платон" с 15 июля может возрасти в 4 раза Проект соответствующего закона 1 размещен Минтрансом России на Федеральном портале проектов нормативных актов для проведения независимой антикоррупционной экспертизы. Министерство предлагает с 15 июля […]
  • Возврат ндфл за обучение в 2014 году Возврат НДФЛ за обучение Ольга К / 17 января 2017 г. Начала обучение в 2014 году. Хочу вернуть налоговый вычет за 1 учебный год (2014/2015) В 2014 году оплатила первый семестр(на тот момент не работала). После оплаты обучения через месяц устроилась на работу,отработала 2 месяца и […]
  • Пенсия по вредности женщинам Пенсия по вредности Юридические консультации по вопросу получения и оформления документов для пенсии по вредности Ваша работа считается "вредной"? Значит вам положена пенсия по вредности. Полноценные юридические консультации по вопросу получения её досрочно. Кто в праве получать данное […]
  • Статистика юристов в россии Рынок труда юристов: что нарушает баланс спроса и предложения Хотя спрос на современном кадровом рынке превышает предложение, кандидаты месяцами разыскивают своих идеальных работодателей. А компании не могут дождаться очереди из соискателей, чтобы выбрать самого лучшего. Почему так […]
  • Подоходный налог с аренды жилья Подоходный налог с аренды Актуально на: 25 апреля 2016 г. Физические лица, сдающие в аренду принадлежащее им жилье, должны с полученного дохода заплатить в бюджет НДФЛ (ст. 209, п. 1 ст. 210 НК РФ), который, кстати, многие до сих пор называют подоходным налогом. Как посчитать НДФЛ с […]
  • Рсв-1 страховой стаж РСВ-1: отражаем нестандартные ситуации Продолжаем отвечать на вопросы читателей, связанные с заполнением расчета РСВ-1. На этот раз разберемся, как составлять отчетность в ПФР в различных нестандартных ситуациях, с которыми может столкнуться любой работодатель. Отпуск сразу после […]