Каковы способы разрешения конфликтов

Способы разрешения социальных конфликтов

Существующие способы (модели) решения социальных конфликтов

Разрешение социального конфликта – это преодоление основного противоречия в интересах сторон, устранение его на уровне причин конфликта. Решение конфликта может быть достигнуто самими конфликтующими сторонами без помощи каких-либо посторонних лиц, либо путем подключения к решению какой-либо третьей стороны (посредника). Таким образом, модель решения конфликта – это совокупность определенных методик его преодоления. Это далеко не случайно выбранный способ, а непосредственно зависящий от показаний проведенной диагностики конкретного конфликта.

Модели, применяющиеся при разрешении конфликтов, складываются на основе имеющихся в обществе культурных и правовых установок по отношению к конфликту, поощряющих или запрещающих тот или иной способ разрешения конфликта. Модель разрешения любого конфликта строится на применении различных методов – насильственных (репрессии, демонстрация силы, разные формы принуждения) или мирных (переговоры, соглашение, компромиссы).

Существуют четыре принципиальных способа (модели), посредством которых конфликтующие стороны могут решить свои противоречия и выйти из состояния конфликта:

1. силовой (одностороннее доминирование),
2. компромисс,
3. интегральная модель,

4. разъединение сторон. Возможна и определённая комбинация названных четырех способов (симбиозная модель).

Одностороннее доминирование (силовая модель) – способ, предполагающий удовлетворение интересов одной из конфликтующих сторон за счет интересов другой. Силовые cпособы разрешения конфликта, по сути, ведут к уничтожению или полному подавлению интересов одной из сторон конфликта. При этом используются разнообразные средства принуждения, от психологических до физических. Часто это способ переноса вины и ответственности на более слабую сторону. Таким образом, подменяется подлинная причина конфликта и в одностороннем порядке навязывается доминирующая воля более сильного субъекта.

Силовой способ используется, когда один из субъектов весьма активен и намерен идти в конфликте до победного конца. Стремление решить конфликт с «позиций силы» обычно выражается в ультиматумах, угрозах, насильственных действиях с целью добиться от противника подчинения и принудить его делать то, что от него требуется. Слабая сторона с помощью силы принуждается к подчинению и выполнению требований более сильной стороны. Эту модель чаще применяют люди, переоценивающие свои силы. Силовой она называется потому, что победа одной стороны всегда является итогом применения какой-либо силы. Доминирование одной стороны над другой осуществляется с помощью различных средств, в зависимости от характера конфликта: использования власти, экономических ресурсов, влияния, авторитета, морального воздействия и др. Должностное положение – солидное преимущество в конфликте с подчиненным. Неопытные руководители для разрешения конфликта в свою пользу применяют такие способы силового воздействия на оппонента, как увеличение его рабочей нагрузки, создание ему неудобств, сложностей, применение дисциплинарных санкций и т.д. Такие действия раздражают подчиненного, делают его неуступчивым, затрудняют разрешение конфликта. Разрешиться конфликт таким способом может и с помощью драк, кулачных схваток, бытовых действий. Подобное доминирование обычно порождает противоположные действия в виде массового несогласия, протестных форм поведения (забастовки, манифестации, пассивное сопротивление и пр.). Силовая модель решает конфликт по принципу: «сильный всегда прав». При этом имеется в виду, как уже неоднократно отмечалось, не только применение физической силы: насилие может принимать формы административного, служебного и пр. воздействия. «Начальник всегда прав» – это одна из частных формулировок того же принципа.

История человечества наполнена множеством примеров обращения к силе для разрешения конфликтов на самых различных уровнях – от рукоприкладства в личных отношениях до драконовских мер власти против своего народа и мировых войн. Насилие постоянно было источником трагедий и человеческих потерь, но оно еще долго будет существовать. Принцип «сильный всегда прав» знаменует в первую очередь торжество глупости. Возможность быстро завершить борьбу, «одним махом» – едва ли не единственное преимущество силового способа разрешения социального конфликта. Однако стратегически силовое разрешение конфликта всегда малоэффективно. Подавленная силой сторона остается неудовлетворенной подобным решением конфликта. Это толкает ее к скрытому сопротивлению, а порой и к открытому противодействию победившему оппоненту, к реваншу, для подавления, которых снова и снова потребуется насилие. Принято считать, что при разрешении конфликта с позиции силы страдает лишь проигравшая сторона. Но на самом деле победившая силой конфликтующая сторона, чтобы сохранить свое превосходство, должна постоянно прикладывать усилия для поддержания своей победы. А это значит, что победителю постоянно требуется расходовать свои ресурсы (военные, материальные, интеллектуальные, психологические). Неизбежность расплаты за насилие неизмеримо возрастает. Задавленные силой люди, как правило, не мирятся с участью побежденных. Погашенный на время конфликт разрастается вновь, как только ослабнет сила, его сдержавшая. Конфликт таким способом может окончательно разрешиться разве только с полным уничтожением проигравшей стороны. Пока она жива, остается жить и ее недовольство – постоянный источник проблем и напряжения победителя. И даже при полном уничтожении другой стороны победители все равно часто получают моральное осуждение в обществе. Так, Дантес и Мартынов, победившие в конфликтах на дуэлях А.С. Пушкина и Ю. Лермонтова, всю свою жизнь вынуждены были оправдываться и расплачиваться за эти победы, – даже их потомки не могли им простить пролитую кровь великих поэтов. Таким образом, разрешение социального конфликта с позиции силы часто оказывается для победителя очень дорогим по затратам и к тому же весьма сомнительным успехом. К сожалению, надо сказать, что данная модель достаточно распространена в России.

Силовую модель можно применять только в редких случаях, – если при диагностике конфликта одновременно существует набор следующих показателей:

• спровацированность конфликта оппонентом,
• поддержка конфликта со стороны общественного мнения и авторитетных посредников,
• большое число невинных жертв в конфликте,
• антагонизм интересов и целей конфликтеров,
• рост зоны разногласий,
• конфликт находится в порочном круге,
• актуальный знак конфликта – «плюс-минус» и «плюс» для социальной системы.

На стороне конфликтёра (при этом должна быть полная уверенность в том, что данная сторона конфликта действительно олицетворяет «плюс», а другая «минус»:

• оба конфликтера ориентируются только на победу,
• баланс сил в пользу конфликтера, который намерен эту модель применить.
• значительная длительность конфликта,
• высокая цена сохранения конфликта; цена силового выхода из конфликта меньше, чем цена сохранения конфликта,
• предмет конфликта социально значим.

Указанные ограничители использования силовой модели известны не каждому. К сожалению, этот способ у нас в обществе используется гораздо чаще, чем следует.

Разъединение сторон конфликта. В этом случае конфликт разрешается путем прекращения взаимодействия, разрыва отношений между конфликтующими сторонами, изоляцией их друг от друга (например, развод супругов, разъезд соседей, перевод работников на разные участки производства). Разъединение конфликтующих сторон может совершаться путем их отступления, когда они обе покидают «поле битвы». Так завершается, например, перепалка между пассажирами автобуса при выходе одного из них на своей остановке или ссора между соседями в коммунальной квартире, которая прекращается после их переселения.

Модель обеспечивает эффективное и кардинальное преодоление конфликта, но грозит разрушением социальной системы, элементами которой были конфликтеры. В результате разрыва контактов между сторонами происходит развал их общего дела, распад организации, деятельность которой обеспечивала их существование.

Поэтому, она применима только при выполнении строго определенных условий:

• наличие «партий конфликтеров» и отсутствие «болота конфликта»,
• вмешательство авторитетных и независимых посредников,
• рост числа невинных жертв в конфликте,
• антагонизм интересов и целей конфликтеров,
• рост зоны разногласий и границ конфликта,
• стадия развития конфликта – «порочный круг»,
• актуальный знак конфликта – «минус-минус»,
• примерно равный баланс сил сторон,
• большая длительность конфликта,
• повышенный психологический фон конфликта,
• цена сохранения конфликта, больше цены выхода из него.

Разъединение конфликтеров не всегда полностью разрешает социальный конфликт. И оно не всегда возможно. Супругов связывают дети, да и не всегда в наших жилищных условиях разведенные в состоянии разъехаться; враждующие национальные общности не могут и не хотят уходить с территории, где они живут вперемешку друг с другом, бок о бок. Расставшиеся стороны, избавившись от конфликтных отношений, друг с другом, вынуждены искать замену разрушенных социальных контактов новыми, и неизвестно, не станут ли последние менее конфликтными (как это нередко случается, когда разведенные супруги вступают в новые неудачные браки). Поэтому неудивительно, что расставшиеся конфликтеры через некоторое время иногда вновь возобновляют контакты, а то и снова сходятся. Силовая модель решения конфликта и разъединительная модель решения конфликта являются самыми примитивными, но, к сожалению, в России они используются чаще всего.

Модель компромисса – способ согласования конфликтных интересов, заключающийся во взаимных уступках в позициях конфликтующих сторон. Важно знать, что компромиссная модель решения конфликтов основана на уступках конфликте ров именно в их интересах. Таким образом, понятие компромисса используется в разных смыслах: в обыденном понимании – это различные уступки друг другу, а в конфликт логии – это взаимный отказ сторон конфликта от какой-либо части своих претензий, взаимное жертвование интересами, ради достижения согласия.

Главное преимущество мирного разрешения конфликта с помощью компромисса – это введение конфликта в конструктивные рамки и налаживание процесса коммуникации сторон, нахождение определённых моментов согласия (компромисса). Тем не менее, компромисс, по словам известного западного конфликтолога К. Ласуэла, – «это лоскутное одеяло, которое конфликтеры перетягивают на себя». Компромисс, как модель решения конфликта, безусловно, предпочтительнее, цивилизованнее, чем силовая или разъединительная, но она не универсальна и имеет свои границы применимости. Не надо думать, что на ее основе можно легко решить любой конфликт.

Она лучше всего работает, если конфликт характеризуется тем, что:

• мотивировки конфликтеров в главном – совпадают,
• общих интересов у сторон, больше чем противоположных,
• цели конфликтеров соответствуют их интересам,
• зона разногласий сторон заметно не расширяется,
• конфликт в своем развитии не дошел до стадии идейной конфронтации сторон,
• актуальный знак конфликта – «плюс-минус» или «плюс-плюс»,
• преобладание «плюсов» над «минусами» на предшествующих фазах развития конфликта,
• присутствует намерение сторон пойти на уступк,.
• примерно равный баланс сил сторон,
• конфликт имеет неострый характер. Психофон конфликта в норме,
• цена сохранения конфликта больше, чем цена выхода из него.

Интегральная модель (интегральная стратегия) – предусматривает возможность удовлетворения интересов всех конфликтеров при условии пересмотра (ревизии) ими своих ранее сформировавшихся позиций, тех целей, которые они намерены были достичь в конфликте. Она называется интегральной не потому, что объединяет качества и достоинства предыдущих моделей, а потому, что способна интегрировать интересы конфликтеров. При ее использовании никто не жертвует своими интересами. Каждый конфликтер добивается удовлетворения своих интересов, а потому чувствует себя победителем. Для достижения столь желательного итога конфликтеры должны отказаться от своей позиции, пересмотреть те свои цели, которые они ставили в данном конфликте.

Приведем пример, демонстрирующий различия моделей решения конфликта. Предположим, что Вы с группой студентов находитесь в аудитории университета на занятиях, в которой достаточно жарко и душно. Вы предложили открыть единственное окно. Вас поддержали слушатели, сидящие рядом. Но коллеги, пришедшие в аудиторию раньше Вас и занявшие места под окном, воспротивились Вашему предложению. Они заявили, что им и так хорошо, что они боятся сквозняков и простуды и не намерены рисковать своим здоровьем ради прихоти других людей. Как решить возникший конфликт?

Рассмотрим возможные варианты решения:

1. (силовой) будет иметь место, если Вы и Ваши сторонники устроите скандал, попытаетесь силой аргументации и голосовых связок доказать свою правду, попробуете сами открыть окно, преодолевая физическое сопротивление своих оппонентов. Вместо прекращения конфликта произойдет его разрастание, конфликтная ситуация перерастет в инцидент. Даже если Вам удастся открыть окно и удерживать его открытым, стать победителем, то фактически Вы проиграете, т.к. не удовлетворите тот интерес, ради которого пришли в аудиторию – послушать лекцию.
2. (разводной способ) будет заключаться в том, что Вы покинете аудиторию, пропустив, таким образом, важное для Вас занятие.
3. (компромиссный) способ сработает, если Вы (и Ваши сторонники) договоритесь с оппонентами о частичном открытии окна (чуть-чуть) или его части – форточки или фрамуги. Но при этом ни Вы, ни Ваши оппоненты не будете в полной мере довольными подобным решением, ибо до Вас свежий воздух почти не доходит, а боящиеся сквозняков все-таки рискуют простыть. И все это мешает и Вам, и Вашим сторонникам, и Вашим оппонентам нормально работать на занятии.
4. (интегральная) модель. Освежить аудиторию можно не только тем способом, на котором Вы настаивали, но и путем:
а) открытия двери, ведущей в коридор;
б) включения кондиционера или вентилятора;
в) организации короткого проветривания помещения на перерыве, на время которого все выйдут из аудитории;
г) наконец, боящиеся простуды могут пересесть на места подальше от окна – туда, где не дует.

Как видим, если не зацикливаться на достижении поставленной цели – иметь открытое или закрытое окно, то можно найти такие варианты решения проблемы, при которых не произойдет ущемления чьих-либо интересов, а, следовательно, дальнейшего разрастания конфликта. Интегральная модель совершеннее как силовой, разводной так и компромиссной. Эта стратегия признается конфликтологией универсальной и подходящей к любому типу социального конфликта, наиболее результативной и социально полезной. Только на ее основе можно решать «минус-минусовые» конфликты. Интегральная модель вполне применима к конфликтам со всеми прочими знаками и формулами, а также разными соотношениями конструктивных и деструктивных функций. Разработка этой стратегии и конкретных технологий ее реализации считается важнейшей заслугой конфликтологии. Интегральная модель в литературе обозначается по-разному: в американской конфликтологии ее называют – «третий путь поведения конфликтеров» или «модель не для дураков», в европейской научной традиции – «ревизия целей», в Россия – «интегральный способ» или «интегративная стратегия». Как правило, интегральная модель достигается в результате переговоров между конфликтующими сторонами, заканчивающихся принятием согласованного решения. Для того чтобы конфликт разрешился по-настоящему, важно, чтобы конфликтующие стороны договаривались между собой, чтобы они сами нашли наиболее устраивающий их способ выхода из конфликтной ситуации. На практике конфликтующие стороны обычно вступают в какие-то переговоры, прежде чем обращаться к насилию и или разъединяться. Интегральная модель решения конфликта – важное открытие ХХ века в области общественных институтов. Одним из многих парадоксов современного российского общества является то, что наиболее эффективный и рациональный способ решения конфликтов используется в нем гораздо реже, чем следовало бы. В России большинство наших сограждан не знают о том, что существует подобная модель решения конфликтов, а если знают – то не любят использовать. Объясняется это комплексом причин, среди которых отметим особенности менталитета россиян, выражающиеся в повышенной приверженности к силовым решениям, с особенностями воспитания – нас всегда учат, что цель превыше всего и превратного представления русских о принципиальности. Многие отождествляют принципиальность с упертостью на своем, с отказом от возможности пересмотра своей позиции в конфликте, независимо от того, чем эта позиция вызвана. При этом упускается из виду, что интересы людей и их групп всегда важнее, чем те цели, которые они ставят перед собой ради достижения этих интересов. Надо быть гибким в постановке и изменении своих кратковременных целей, постоянно заботясь о своих долговременных жизненно важных интересах. К сожалению, многие поступают наоборот. Отказываясь от пересмотра своих позиций, не учитывая новых условий, сделавших их неразумными, они продолжают отстаивать их, что осложняет достижение коренных интересов.

Существуют также и симбиозные cпособы разрешения конфликта – модели, сочетающие в себе в определённой последовательности – силовую, компромиссную, разъединительную и интегральную модели разрешения конфликта.

Деловое письмо
Служебная записка
Объяснительная записка
Докладная записка
Формы собственности

Назад | | Вверх

Способы разрешения политических конфликтов

Возникновение, развитие и способы урегулирования поли­тического конфликта во многом зависят от типа политической системы (политического режима), в которой происходит конфликт.

В тоталитарном обществе все конфликты условно институ­ционализированы, но только со стороны самого правящего ре­жима, который может обычный социальный конфликт предста­вить как политический, а своим карательным мерам по отно­шению к реальным и мнимым противникам придать правовой характер или оправдать насилие «революционной целесообраз­ностью». Например, в 20—30-е гг. XX в.в СССР постоянно проходили показательные судебные процессы, которым прида­вался политический характер, а обвиняемых судили как «врагов народа».

Тоталитарный режим не допускает никакой оппозиции даже по вопросам о способах построения «идеального» (тоталитарно­го) государства. Так, например, в 1934 г. состоялся XVII съезд ВКП(б), на котором более половины из 1961 присутствовавших делегатов по тем или иным вопросам не поддержали «сталин­скую линию» построения коммунистического общества, и все «несогласные» впоследствии были репрессированы, а сам съезд вошел в историю страны как «съезд расстрелянных».

Реальные социальные и политические противоречия и кон­фликты режим старается скрыть, а любое их проявление подавля­ет силой. Например, в период коллективизации (1929—1932 гг.) крестьян, не желавших вступать в колхозы, объявляли политиче­скими преступниками и арестовывали (расстреливали, ссылали), а крестьянские волнения (восстания) жестоко подавлялись регу­лярными войсками. Таким образом, тоталитарный режим пре­вращает индивидуальный и массовый террор в основной способ предотвращения и подавления очагов политического конфликта. Но политические противоречия, как бы жестоко они не подавля­лись, существуют и в тоталитарной политической системе и во­круг нее. Однако реально противостоять тоталитарному режиму может лишь субъект, примерно равный ему по силе. Иначе про­тивоборство превращается не в политический конфликт, а в од­ностороннее насилие.

Возможны четыре основных способа свержения (трансформа­ции) тоталитарного политического режима: внешнее воздействие, народное восстание (революция), реформирование сверху, комбини­рование внешних и внутренних факторов. Рассмотрим каждый из перечисленных вариантов.

1. Внешнее воздействие, как правило, предполагает непосред­ственное вторжение иностранных вооруженных сил и насильст­венное свержение (уничтожение) правящей элиты тоталитарного режима, а также последующий контроль за формированием но­вой «демократической» политической системы. Подобным обра­зом были свергнуты тоталитарные режимы в таких странах, как фашистская Германия, милитаристская Япония (1945 г.) и др. А такие косвенные способы внешнего воздействия на тоталитар­ный режим, как экономическая блокада (эмбарго), бойкоты, по­литическая изоляция, не столь эффективны. Их результативность во многом зависит от наличия других факторов, например, таких, как внутренняя оппозиция тоталитарному режиму. В качестве примера неэффективного косвенного внешнего «воздействия» можно привести Северную Корею и Кубу, в которых тоталитар­ные режимы существуют многие десятилетия, несмотря ни на ка­кие «блокады» и «эмбарго».

2. Народное восстание (революция) как способ свержения тота­литарного режима возможен в ситуации, когда одновременно «сходятся», накладываются друг на друга следующие условия (факторы): 1) в рядах правящей элиты нет должного единства — наблюдается слабость централизованной власти; 2) в обществе на­копился достаточный протестный потенциал; 3) в массовом созна­нии существует психологическая готовность (установка) бороться за свои права; 4) в рядах оппозиции есть лидеры (группы), способные и готовые возглавить восставший народ. Так, например, 25 апреля 1974 г. в Португалии восставшие войска под руководством Дви­жения вооруженных сил свергли фашистский режим, и в стране началась демократическая революция.

3. Реформирование тоталитарного режима сверху становится возможным, когда в рядах самой правящей элиты возникает по­нимание необходимости (вынужденности) изменения условий своего политического господства. Нередко возможности такого реформирования возникают после смерти «вождя». Например, в СССР начало трансформации тоталитарного режима в автори­тарный стало возможным только после смерти Сталина (1953 г.); в Испании после смерти генерала Франко (1975 г.) началась де­мократизация всей политической системы страны.

4. Комбинированный (смешанный) вариант свержения тотали­тарного режима становится возможным, когда внешние и внут­ренние факторы как бы совпадают, способствуют друг другу. На­пример, распад Варшавского военного блока и вывод советских войск из стран Восточной Европы (конец 80-х гг. XX в.) способ­ствовали победе демократических революций в этих странах, и, в частности, в ходе народного восстания был свергнут тоталитар­ный режим Н. Чаушеску в Румынии.

Авторитарный политический режим также старается не до­пускать публичные политические конфликты, а в случае их возникновения — подавляет силой. Например, в 1962 г. в Ново­черкасске войска расстреляли демонстрацию рабочих, требовав­ших повышения заработной платы и снижения цен на хлеб; в 1968 г. были арестованы и осуждены представители молодежно­го движения, выступившие против ввода советских войск в Чехо­словакию.

Даже горизонтальные политические конфликты в авторитар­ной политической системе приобретают форму заговора или дворцового переворота. Примером горизонтального конфликта в авторитарном государстве может служить факт смещения в 1964 г. с поста Первого секретаря ЦК КПСС Н.С.Хрущева. Пленум ЦК КПСС (14 октября 1964 г.), решавший вопрос об ос­вобождении Н.С. Хрущева от занимаемой должности, был вне­очередным и собрался в отсутствие своего секретаря и больше по­ходил на заговор.

Способы урегулирования политических конфликтов в де­мократической системе прежде всего зависят от определения вида конфликта. Если мы имеем дело с горизонтальным (час­тичным) конфликтом, субъектами которого, как правило, вы­ступают политические институты и организации, функциони­рующие в рамках существующей политической системы (на­пример, исполнительная и законодательная ветви власти), то данный конфликт является полностью институционализиро­ванным и его урегулирование предопределено законодательно закрепленными правилами политической борьбы (например, Конституцией). Урегулирование таких конфликтов во многом зависит от существующих правовых норм и от умения полити­ческих лидеров находить компромиссы. Если в ходе дискуссий, дебатов, переговоров, работы согласительных комиссий не уда­ется найти компромисс и конфликт заходит в тупик, то в демо­кратической политической системе существуют следующие ва­рианты его разрешения:

1)обращение в Конституционный Суд;

3)роспуск парламента (Госдумы) и назначение досрочных парламентских выборов;

4)организация и проведение референдума по спорным во­просам и др.

Более сложными в плане урегулирования являются верти­кальные статусно-ролевые конфликты, возникающие между цен­тром и регионами. Регионы могут претендовать не только на повышение своего социально-экономического и политического статуса, но и стремиться к полной политической независимости. Такие конфликты могут привести к широкомасштабным боевым действиям и многочисленным жертвам.

Но, пожалуй, самыми сложными для урегулирования и разре­шения являются вертикальные режимные политические конфлик­ты. Субъектами таких конфликтов выступают, с одной стороны, государственные институты и организации, выражающие интере­сы господствующих слоев населения и правящей элиты, с другой — оппозиционные организации, представляющие под­властные массы. Конечной целью режимного политического кон­фликта является смена (сохранение) существующей политиче­ской системы. В таких конфликтах особенно велика цена ошибок и просчетов. Негативное развитие такого конфликта может при­вести общество к гражданской войне.

Для того чтобы не допустить негативного хода развития ради­кального политического конфликта, необходим своевременный и всесторонний анализ конфликтной ситуации, в котором долж­ны быть выявлены следующие ключевые вопросы:

1)Каковы основные причины возникновения конфликта?

2)Каковы истинные намерения и цели сторон?

3)Какие силы задействованы в конфликте и какие силы мо­гут принять участие в ходе развития конфликта?

4)Кому выгодно конфликтное развитие событий?

На основании полученных данных появляются возможности:

• составить прогноз возможного развития событий;

• определить возможные варианты урегулирования конфликта;

• разработать план урегулирования и разрешения конфликта, определить тактические и стратегические задачи.

Практическая реализация плана предполагает следующую по­следовательность действий:

1)уменьшить (снять) эмоциональное напряжение конфлик­тующих (например, информацией о намерениях);

2)четко определить предмет спора и тем самым локализовать конфликт;

3)установить (оговорить) нормы и правила взаимодействия конфликтующих сторон;

4)организовать диалог между конфликтующими сторонами и открыто информировать общественность о позициях сторон и принимаемых мерах по урегулированию конфликта;

5)отделить проблемы от субъективной заинтересованности уча­стников конфликта и сосредоточить внимание на их разрешении.

Если в результате принятых мер урегулировать или локализо­вать конфликт не удалось и его дальнейшее развитие представля­ет угрозу для общества, то властные структуры должны быть гото­выми применить силу или остановить развитие конфликта угро­зой применения силы.

Каковы способы разрешения конфликтов

Демократия как образ жизни и политическая система появилась не как выражение естественных предрасположений людей. Она проявляется в установлении власти и в государственных институтах, которые дают возможность народу реализовывать свою политическую волю. Под демократией понимается больше, чем просто политическая система и ее институты, это понятие охватывает все аспекты общественной жизни граждан. В демократическом государстве граждане являются владельцами своего правительства, оно их собственность. Это означает, что основная цель демократических институтов — выражать интересы граждан и служить им.

I. Как решаются конфликты в демократическом обществе

При некоторых государственных строях конфликты подавляются, причины их устраняются. Часто при этом не учитывается природа человека и подавляется свобода граждан. Демократия, наоборот, использует конфликтные ситуации как источник своего развития.

Однако в демократическом государстве в целях самосохранения власть не может проявлять терпимость ко всем видам конфликтов в обществе. Некоторые виды конфликтов благотворно сказываются на развитии демократического общества, демократия предоставляет мирные способы их выражения и разрешения, некоторые конфликты, угрожающие демократическим ценностям, подавляются.

Конфликты, укрепляющие демократию. Это конфликты идей и интересов, конфликты политических взглядов, понимания и реализации фундаментальных принципов и ценностей демократии.
Конфликты, угрожающие демократическому обществу. Это борьба не на жизнь, а на смерть политических лидеров, столкновения на этнической, религиозной почве.
Разрешение конфликтов при демократии. Способы разрешения их должны соответствовать демократическим ценностям и принципам, необходимо соблюдать баланс конфликтов и согласия в политической жизни. К средствам разрешения конфликтов в обществе можно отнести свободные и честные выборы, надлежащие правовые процедуры, арбитраж, согласительные процедуры, использование полицейских сил в должном объеме.

II. Общественные институты

При любом общественном строе власти для исполнения своих функций нуждаются в институтах. Институтами называются соглашения и установившиеся практики, служащие общественным интересам или интересам какой либо части общества. Они предоставляют средства направления конфликтных ситуаций в обществе на пользу обществу и подавления общественно опасных конфликтов.

Характеристики общественных институтов
╥ Постоянство и предсказуемость.
Институты, как правило, существуют долгое время, работая в соответствии с установленными процедурами, что дает им доверие общества и предсказуемость действий.
╥ Долгое время существования и неизменяемость.
Институты могут существовать неопределенно долгое время, что, помимо чувства уверенности в них, может привести к застою в их деятельности и потери видения цели.
╥ Историческая память и квалифицированность подходов к решению проблем.
За время своего существования в институтах накапливается так называемая институциональная память, выражаемая в традициях, воспоминаниях, легендах. Эта память может выражаться в накопленных знаниях, профессиональности ведения деятельности, но также может привести к тому, что прошлое может доминировать в их жизни и институты могут сопротивляться переменам.
╥ Концентрация власти в институтах.
В установившихся общественных институтах может быть собрана большая власть, например суды, мнение толпы. Эта власть может иметь отрицательное значение в жизни общества.
╥ Баланс сил различных институтов.
Институты могут конкурировать в своей деятельности, тем самым формируя баланс сил в обществе, способствуя диверсификации общественного мнения и свободам. В то же время они могут преобрести огромное значение, задавливать индивидуальность и другие организации.

Виды демократических институтов
╥ Формальные структуры и организации: религиозные и благотворительные организации, школы и университеты, армия, органы государственной власти.
╥ Общественные процедуры: принятие решения большинством голосов, суд присяжных.
╥ Установившиеся отношения между людьми в обществе: брак, дружба, политические союзы, коалиции.
╥ Признанные нормы поведения: принимается во внимание мнение, выработанное кабинетом министров, уход его в отставку после выражения вотума недоверия.

III. Почему демократия для своего функционирования нуждается в институтах власти

Институты необходимы для функционирования любой демократии, так как они способствуют ежедневному протеканию общественной жизни и реализации народом самоуправления. Государственные институты основываются на положениях конституции страны, традициях и договоренности проводить политическую жизнь в согласии с существующими правилами и законами.

Сложность, специализированность и масштаб современного демократического общества требуют того, чтобы в большинстве решений жизненно важных вопросов участвовали институты власти, действующие в интересах народа.

Основные цели государственных институтов

╥ Обеспечение общественной безопасности.
╥ Поддержание общественного спокойствия путем решения конфликтных ситуаций.
╥ Защита свободы граждан
╥ Обеспечение прогресса и благосостояния
╥ Регулирование производства, распределения и использования ресурсов
╥ Защита прав и обеспечение выполнения обязанностей гражданами
╥ Обеспечения права граждан на образование
╥ Представление интересов государства в международной жизни.

Определение задач, которые должны решать государственные институты.
Решение задач, стоящих перед государственными институтами.
Оценка гражданами эффективности решения задач, стоящих перед государственными институтами.

IV. Стандарты, которым должны соответствовать государственные институты при демократии

Условия, которым должны соответствовать институты, для того чтобы служить демократическим ценностям и принципам. Существует два перечня стандартов, которые дополняют друг друга и определяют оценку деятельности государственных институтов.

Стандарты, отвечающие соблюдению принципов и ценностей демократии

╥ Открытость для общества
╥ Подотчетность гражданам страны
╥ Обеспечение существования различных подходов к решению задач
╥ Обдуманность принимаемых решений
╥ Обоснованность процедур
╥ Возможность контроля за использованием властных полномочий
╥ Стабильность и предсказуемость.

Стандарты, обеспечивающие работоспособность и эффективность институтов

╥ Доступ к информации
╥ Четко определенные задачи
╥ Дифференциация функций в соответствии с поставленными целями и возможностями
╥ Координация усилий для достижения целей института
╥ Эффективность и своевременность деятельности государственного института.

Институциональные условия соблюдения демократических ценностей и принципов и жизнеспособности государства
Для того чтобы демократия была возможна, политическая власть не должна быть сконцентрирована в одном государственном институте или в руках одного человека. Власть должна быть распределена между институтами различного уровня и различного назначения.

Централизация и децентрализация государственной власти

╥ Унитарная система
╥ Федеративная система
╥ Конфедеративная система

Способы организации отправления трех функций демократического управления

╥ Парламентская система
В этой системе власть принадлежит законодательному органу, обычно называемому парламентом, состоящим, как правило, из верхней и нижней палаты. Глава правительства назначается в результате решения партии большинства в нижней палате, или создается коалиционное правительство.
╥ Система разделения власти между ветвями.
Здесь власть в стране делится между ветвями власти (законодательная, исполнительная, судебные ветви), имеющими определенные функции и обязательства, часть которых, однако, разделена с другими ветвями власти.
╥ Президентская система.
В президентской системе глава страны назначает главу правительства и может распустить парламент, который, в свою очередь, может через вотум недоверия отправить в отставку правительство.

Структура трех ветвей власти при демократии

╥ Однопалатное законодательное собрание
╥ Двухпалатное законодательное собрание

V. Как институты демократического государства служат интересам граждан

Публичное обсуждение общественных проблем играет центральную роль при демократии. Для того чтобы демократическое обсуждение общественных проблем служило целям демократии, выводы, к которым приходят отдельные граждане и решения, принимаемые государственными институтами, должны определятся демократическими ценностями и принципами.

Демократические убеждения отдельных граждан
╥ Влияние демократических убеждений на определения проблем, стоящих перед обществом.
Демократические убеждения граждан определяют круг задач, которые ставит перед собой общество. Это означает, что общественное благо ставится выше интересов отдельных групп населения и защита прав личности получает приоритетное значение.
╥ Влияние демократических убеждений на выбор средств и способов решения общественных проблем.
Эти убеждения граждан определяют выбор средств и способов решения общественных проблем. Конечно, нахождение решения определяется его реализуемостью и эффективностью, но требование соблюдения ценностей и принципов демократии сужает выбор целей и средств их достижения.

Формы публичного обсуждения проблем, стоящих перед обществом.
Обсуждение общественных проблем может принимать публичные и непубличные формы. Этот процесс требует свободного доступа к информации в обществе и возможности свободного обмена идеями и мнениями.

Публичные формы
╥ Законодательные органы, суды, органы власти, политические съезды, митинги
╥ СМИ
╥ Обсуждение гражданами в частных беседах политических проблем
╥ Обсуждение проблем в стенах общественных и образовательных организаций.

Непубличные формы в рамках конкретных организаций и органов. Поскольку демократия дает народу право на знание, большое значение придается публичности и гласности процедуры принятия решений. Существует тем не менее много проблем, при решении которых могут быть нарушены неприкосновенность частной жизни или надлежащие правовые процедуры, поставлена под угрозу национальная безопасность. Тем не менее такая форма принятия решений поставлена под контроль общества путем контроля СМИ за процессом, публичных слушаний, выборов, возможности импичмента. Непубличные формы обсуждения проходят в и проводятся:

╥ В законодательных органах и их комитетах
╥ Представителями высшей администрации и их советниками
╥ Членами различных судов
╥ Работниками центральных банков
╥ В органах административной власти.

Роль элит в демократическом обществе. В любой большой группе людей существует небольшая группа, члены которой лучше представляют проблемы и интересы своей группы, чем остальные. Они способны, как правило, более эффективно и профессионально решать стоящие проблемы, они обладают большим авторитетом и властью. При демократии такая группа людей (элита) обычно вызывает подозрение у народа, владеющего правом самоуправления. Однако для своего функционирования демократии необходимы услуги групп людей, обладающих политическими знаниями и навыками, которые могут принести пользу при решении проблем общества.

Для того чтобы заслужить право участвовать в управлении страной, элита должна продемонстрировать народу свою приверженность интересам общества, гласность своей деятельности и открытость для новых членов. Демократическое общество порождает множество элит, конкуренция между ними защищает общество от возможности концентрации власти и экономических ресурсов в одних руках, стимулирует рождение новых идей, предоставляет обществу больше альтернатив решения своих проблем.

Роли элиты включают в себя:
╥ Обеспечение компетентными кандидатами занятие государственных должностей
╥ Формирование общественного мнения
╥ Руководство негосударственными институтами, влияющими на политическую жизнь в стране, такими, как религиозные, социальные, образовательные организации
╥ Формулирование инновационных концепций и подходов к общественным проблемам
╥ Создание центров по разработке планов на далекую перспективу развития общества.

Возможности для гражданина участвовать в обсуждении и принятии решений по общественно значимым проблемам

╥ Участие в свободных и справедливых выборах
╥ Контакты с государственными служащими
╥ Пользование средствами массовой информации
╥ Занятие государственных должностей
╥ Участие в политических организациях
╥ Участие в митингах, маршах, демонстрациях
╥ Перевод денежных средств в политические партии и общественные организации.

Критерии оценки деятельности государственных органов при демократии.

Критерии, относящиеся к фундаментальным ценностям

╥ Защита прав личности
╥ Защита общественного блага: обеспечение общественного порядка, материального преуспевания граждан
╥ Защита других ценностей, принципов и интересов граждан: личной независимости граждан, ограничение власти правительства.

╥ Анализ затрат на решение государственных проблем
╥ Анализ экономических и социальных показателей, таких как индексы инфляции, безработицы, состояние образования и т.п.
╥ Краткосрочные и долгосрочные показатели эффективности принятия решений органами власти.

Средства воздействия граждан на политическую жизнь

╥ Голосование за смещение с поста неудовлетворяющего политика
╥ Выдвижение новых политических предложений
╥ Голосование на новый политический курс
╥ Подача петиций в органы власти
╥ Подача жалоб на действия властей в суд
╥ Создание новых политических партий
╥ Подача жалоб в международные организации
╥ Иммиграция.

VI. Роль институтов, отвечающих за соблюдение закона при демократии

Закон на самом деле является институтом, посредством которого общество организует свою жизнь. На практике специфические правовые институты действуют в двух сферах общественной жизни: в размытой сфере жизни гражданского общества и более четко определеной √ в государственных институтах. В каждой сфере существуют институты, задача которых — создание, применение, толкование законов и правил. Эти институты не только выполняют эти специфические функции, но и являются хранителем ценностей и принципов демократии, привлекая граждан к задачам самоуправления.

Правовые институты, действующие в гражданском обществе (правила заключения договорных отношений, уставы организаций, местные законы и постановления органов самоуправления).

Правовые институты, действующие в системе государственной власти.

VII. Взаимоотношения между демократическими государственными институтами и политическими партиями

Задача государственной власти — обеспечение благосостояния граждан. В обществе могут существовать различные точки зрения на то, что является общественным благом и как его можно достигнуть. Это положение приводит к возникновению политических партий.

Функции политических партий

Инициативные группы граждан, как правило, занимаются одним конкретным вопросом общественной жизни. Политические партии занимаются целым спектром проблем общества и имеют систематический план генерального движения общества к поставленным ими целям.

Политические партии помогают организовать деятельность правительства страны и ветвей власти, осуществляют контроль за деятельностью государственных институтов, представляя интересы определенных слоев общества. Партии осуществляют связь между гражданами и властями страны и участвуют в поиске кандидатов в государственные лидеры.

Политические партии и правительство страны.

Сращивание отдельных партий с властными институтами, приводящее к впечатлению, что эти партии приватизировали власть в стране, является угрозой демократии. Без разделения политических партий и власти, деятельность партий не может адекватно контролироваться обществом и не позволит другим партиям конкурировать за власть.

В демократическом обществе не существует монополии на истину, нет единой точки зрения на то, что является благом для страны, что порождает конфликт идей и конкуренцию точек зрения, что жизненно необходимо для существования демократии.

VIII. Роль выборов в демократическом процессе

Выборы при демократии служат для выражения мнения народа. Открытые, свободные, регулярно проводимые выборы необходимы демократии, такова форма участия народа в управлении государством.

Выборы могут показаться аристократическим элементом современных демократических процессов, так как при этом предполагается, что некоторые граждане более квалифицированны, чем остальные, для роли представителя или руководителя. Выборы приводят не только к отбору граждан, которым народ доверяет власть в стране. Они также являются средством привлечения внимания граждан к проблемам общества и целям, стоящим перед страной. Также они являются средством контроля граждан за деятельностью правительства, которое осуществляется посредством перевыбора своих представителей.

Выборы, в сравнении с другими формами участия в жизни государства, предоставляют самый простой способ участия большого числа граждан в управлении страной, средство выражения их взглядов и предпочтений. Различные концепции представительства приводят к различным подходам к тому, как избранные представители должны выражать волю своих избирателей.

Концепция представительской власти. Существует два подхода к тому, какими должны быть роль и функции представителей.
При определении роли и функции необходимо задать вопрос: как обеспечить выполнение воли народа депутатом? То есть, в чем заключаются интересы и воля народа, как лучше реализовать эти интересы и волю.

╥ Реальное (депутат, представляющий интересы конкретных избирателей и являющийся одним из них) и виртуальное (депутат, представляющий обобщенные интересы избирателей и необязательно являющийся представителем той же части общества, что и его избиратели) представительство.
╥ Доверительное и делегированное представительство. Доверительное представительство предполагает, что представитель стремится к общественному благу своих избирателей, действуя самостоятельно, поступая по своему пониманию проблем, часто не принимая во внимание мнение своих избирателей по конкретным проблемам. Делегированный представитель должен выражать специфические требования и пожелания своих избирателей, часто не принимая во внимание свое понимание общественного блага.

Виды выборов
╥ Всеобщие выборы дают возможность народу переизбрать или заменить своих руководителей. Обычно на всеобщих выборах замещается большое количество выборных должностей: законодательных, исполнительных, иногда судебных.
╥ Дополнительные выборы: голосование по конкретным общественным проблемам, довыборы на замещение вакантных депутатских мест и т.п.
╥ Плебисцит дает возможность электорату выразить свою позицию по важным конституционным вопросам.
╥ Референдум позволяет законодателям узнать мнение избирателей по конкретным общественным проблемам или получить одобрение (ратифицировать) принятых законодателями решений.
╥ Законодательная инициатива — возможность группы граждан предложить меры, которые могут приобрести силу закона.
╥ Процедура отзыва дает возможность избирателям отозвать своего, не оправдавшего доверия представителя.

Избирательные системы. Избирательные системы различаются между собой тем, по каким правилам нарезаются избирательные участки, как агрегируются и аккумулируются голоса избирателей, т.е. как происходит процесс подсчета голосов. Все это влияет на то, как отдельные группы населения будут представлены на выборах.

╥ Избирательные участки. Избирательные участки разделяют и объединяют избирателей по географическим, национальным, социоэкономическим признакам. Чем более общество поделено по этим признакам, тем большую роль это играет при принятии властями решений. Участки могут быть: одномандатными (избирается один представитель), многомандатными (несколько представителей от различных сегментов электората), общими (избирается представитель всего электората).
╥ Агрегирование голосов избирателей. Существуют три принципа подсчета:
Плюралитарный принцип. Выбор большинством поданных голосов, даже если это не составляет общего большинства голосов избирателей.
Мажоритарный принцип. За представителя проголосовало более половины всего числа избирателей.
Пропорциональный принцип. Существует большое количество подсчета по этому принципу, в которых производится попытка учесть в гетерогенном обществе интересы представителей различных партий, вероубеждений, национальностей и т.п.
╥ Сложение (кумулирование) голосов избирателей при определении результатов выборов. Существуют различные формулы подсчета:
Один избиратель √ один голос.
Взвешенный голос √ голос одних избирателей весит больше, чем голос других (например, на основании национальности избирателя, сельский или городской житель и т.п.).
Голосование по нескольким альтернативам одновременно.

IX. Влияние гражданского общества на политические и государственные институты в демократическом обществе

Что такое гражданское общество.

Гражданское общество определяется как автономная, самоорганизующаяся сфера свободных, личностных, социальных и экономических отношений и объединений, которые, хотя и регламентируются законом, независимы от государственных институтов. Гражданское общество включает в себя семью, экономические предприятия, инициативные группы, религиозные организации. В соответствии с этой точкой зрения гражданское общество является основанием проявления индивидуальной свободы.

Функции гражданского общества
╥ Защита независимости граждан и воспитание сознания суверенитета народа в государстве. Гражданское общество уменьшает зависимость граждан от государственных институтов и их роли в жизни общества.
╥ Ограничение власти государства. Путем создания многочисленных организаций, ассоциаций граждан гражданское общество обеспечивает уверенность граждан в том, что никакая политическая партия или религиозная организация не сможет занять доминирующее место в обществе, иметь монополию на информацию, оказывать решающее политическое влияние.
╥ Укрепление связей граждан в обществе. Участие в различных организациях гражданского общества дает возможность гражданам бороться с процессами отчуждения и социальной фрагментации общества.
╥ Защита граждан от доминирования в обществе одной социальной прослойки и любых попыток монополизировать общественные отношения.
╥ Развитие гражданского потенциала членов общества. Участие в работе общественных организаций и союзов дает гражданину необходимые навыки управления, политической деятельности, воспитывает в нем гражданские чувства, уверенность в своих силах.
╥ Выполнение роли посредника между гражданином и государством. Гражданское общество, объединяя усилия многих, участвуя в политическом процессе, способно донести до властей мнение отдельных граждан.
╥ Объединение граждан в общественной жизни.
╥ Выражение взглядов и интересов граждан.
╥ Помощь государственным институтам.
╥ Продвижение инноваций и реформ в обществе. Это является результатом определения нерешенных проблем общества, поиска альтернативных установившемуся порядку вещей.

Взаимоотношения власти и гражданского общества.
Необходимость государственного регулирования гражданского общества представляется многим весьма проблематичным. Такое вмешательство в жизнь общества со стороны государства возможно только на основе конституционных принципов в соответствии с фундаментальными ценностями и принципами демократии. Отсутствие государственного регулирования влиятельных институтов гражданского общества может привести к подрыву влияния институтов демократического государства.

Отношения между экономическими институтами и гражданским обществом при демократии

Необходимость регулирования экономических отношений в государстве (государственная валюта, правовое пространство, страхование, банки, защита прав собственности, налоговая политика и т.п.)

Экономическое регулирование и демократия
Приоритет экономической свободы.
Приоритет политической свободы.
Экономическое регулирование, демократия и права личности
Решение социальных и экономических проблем в демократическом обществе.
Государственная защита прав личности.
Распределение экономических ресурсов при демократии
Концентрация экономических ресурсов при демократии

Отношения СМИ и гражданского общества при демократии

╥ Роль СМИ в демократическом государстве сводится к следующим задачам:
Информирование о общественно значимых проблемах в СМИ.
СМИ и контроль действий властей.
Воспитание граждан в уважении демократических ценностей и процессов.
Создание форума для обсуждения проблем общества.
СМИ как центр власти в государстве.
╥ Характеристика СМИ как средства поддержки демократии. Такие СМИ должны обладать следующими характеристиками:
Независимость.
Свобода от цензуры.
Разнообразие.
Качество подачи информации.
Профессионализм.
Доступность.
╥ Характеристика СМИ, являющихся помехой демократическим процессам в обществе:
Концентрация собственности на СМИ в одних руках.
Искажение фактов.
Несбалансированная подача информации.
Интерес к темным сторонам человеческой личности.
Тривиализация фактов.
Отсутствие профессионализма.
Недоступность.

Возврат к заглавной странице CivicNet

Еще по теме:

  • Реестр организации оказывающие услуги в области охраны труда Аккредитация организаций, оказывающих услуги в области охраны труда Порядок аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда установлен в Правилах, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 1.04.2010 г. № 205н. Цели и принципы аккредитации Аккредитация […]
  • Ликвидация сельских школ Будущее не для сельских школ? Закрытие учреждений образования ведет к вымиранию российской деревни, что чревато рисками потерь огромных пространств. 11:31, 07.04.2018 // Росбалт, Москва Школы и больницы — два столпа, которые поддерживают российское село, их закрытие оборачивается […]
  • Благодарственное письмо с выходом на пенсию образец Благодарность за многолетний труд сотруднику при выходе на пенсию Заполненный образец приказа о поощрении работника». Когда принимают решение Обязательное условие оформления рассматриваемого документа – добросовестное исполнение обязанностей в соответствии: с должностной […]
  • Ч3 ст 30 ч4 ст 159 ук рф Мошенничество - возможно ли наказание без лишения свободы? Я являюсь обвиняемой по ч.3 ст.159, ч.3 ст.159, ч.3 ст.30, ч.4 ст.159 УК РФ по незаконному возмещению НДС. Могу ли я избежать наказания или получить срок без реального лишения свободы, если преступление я совершила впервые и […]
  • Как дается материнский капитал за двойню Материнский капитал за двойню Рождение близнецов — это радость, умноженная на два, дополнительные комплекты вещей, бутылочек, игрушек, пара свидетельств о рождении. Но материнский капитал за двойню принесет счастливой маме только один из малышей. Значит, родив сразу хоть десятерых, вы […]
  • Приказ минобрнауки от 25122013 г 1394 Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 декабря 2013 г. N 1394 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 […]
  • Патент порядок его получения Понятие «патент», получения патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, сроки патентования Патент (лат. brevet ) — это документ, подтверждающий исключительное право патентообладателя на изобретение, полезную модель либо на промышленный образец. Патент также […]
  • Автоответчик коллекторов Как воздействовать на коллекторов, чтобы отключили звонки автоответчика на мой телефон? Здравствуйте! У меня такая ситуация.Мой бывший коллега по работе взял кредит и указал мой номер телефона.Мне уже 3 недели звонят из коллекторского агентства Константа.Первый день больше 30 […]