Взаимосвязь налогов и государства

Функции налогов. Их взаимосвязь

Главная > Контрольная работа >Финансы

Филиал Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета в

Кафедра финансы и кредит

По дисциплине: «Налоги и налогообложение»

Студента 4 курса

1. Функции налогов. Их взаимосвязь. 3

2. Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы,

установленные Кодексом ставки транспортного налога и полномочия

регионов по его регулированию. 5

3. Какие лица (физические и юридические) для целей налогообложения

признаются взаимозависимыми? 9

4. Какие обстоятельства при наличии налогового нарушения

признаются отягчающими? 10

5. Какой порядок уплаты акциза при реализации алкогольной продукции

через акцизный склад? 16

6. При каких условиях по НДС устанавливается налоговый период в один

7. В состав каких доходов в целях исчисления налога на прибыль следует

включать доходы от долевого участия? 17

Список литературы 19

1. Функции налогов. Их взаимосвязь.

Функции Налогов — устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налогов. В современной экономической литературе нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о различающихся подходах к определению сущности налогов. Выделяют, как правило, три основных функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения. Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач. Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам. Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производств, и социальные инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значит, части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите. Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками — агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производств, процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством. Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов определяет уровень оплаты труда, т.к. она включает налоговые платежи; 3) от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производств, мощностей для предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей. На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплаты налогов, а затем облагаются налогом на уровне акционеров. Следовательно, необходимо предусмотреть: освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности при обложении налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные инвесторы. Контрольная функция налогов как экономические категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

2. Объект налогообложения, определение налогооблагаемой базы, установленные Кодексом ставки транспортного налога и полномочия регионов по его регулированию.

2.1 Объект налогообложения.

Объектом налогообложения признаются транспортные средства. В главе 28 Налогового кодекса РФ под транспортными средствами понимаются: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Исходя из данного определения, транспортные средства можно подразделить на:

— наземные транспортные средства, к которым относятся автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, снегоходы и мотосани;

— водные транспортные средства, к которым относятся теплоходы, яхты, парусные суда, катера, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные транспортные средства;

— воздушные транспортные средства, к которым относятся самолеты, вертолеты и другие воздушные транспортные средства.

Некоторые транспортные средства не подлежат налогообложению. К ним относятся:

— весельные лодки, а также моторные лодки с двигателем мощностью не свыше 5 лошадиных сил;

— автомобили легковые, специально оборудованные для использования инвалидами, а также — автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 лошадиных сил (до 73,55 кВт), полученные (приобретенные) через органы социальной защиты населения в установленном законом порядке;

— промысловые морские и речные суда;

— пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок;

— тракторы, самоходные комбайны всех марок, специальные автомашины (молоковозы, скотовозы, специальные машины для перевозки птицы, машины для перевозки и внесения минеральных удобрений, ветеринарной помощи, технического обслуживания), зарегистрированные на сельскохозяйственных товаропроизводителей и используемые при сельскохозяйственных работах для производства сельскохозяйственной продукции;

— транспортные средства, принадлежащие на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти, где законодательно предусмотрена военная и (или) приравненная к ней служба;

— транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтверждения факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом;

В декабре 2002 года у ООО «Орион» был угнан легковой автомобиль «ВАЗ-2106». ООО «Орион» заявило об этом в милицию. Там организации выдали справку о том, что автомобиль угнан. В данном случае ООО «Орион» с 1 января 2003 года не должно платить транспортный налог по автомобилю «ВАЗ-2106».

— самолеты и вертолеты санитарной авиации и медицинской службы.

2.2. Определение налогооблагаемой базы.

Согласно статье 359 Налогового кодекса РФ налоговая база для расчета транспортного налога определяется:

— в отношении транспортных средств, имеющих двигатели, — как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;

— в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, — как валовая вместимость в регистровых тоннах;

— в отношении водных и воздушных транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, — как единица транспортного средства.

Функции налогов, их взаимосвязь

ФУНКЦИИ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ — способы выражения различных свойств налогов; они показывают, каким путем реализуется общественное назначение налогов как инструмента распределения и перераспределения государственных доходов. Именно посредством налогов государство решает экономические, социальные и многие другие общественные проблемы.

Налоги призваны обеспечивать:

относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, необходимыми для их удовлетворения;

рациональное использование природных богатств, в частности, путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств;

решение экономических, социальных и многих других общественных проблем.

С этих позиций налогообложение выполняет некие функции, каждая из которых реализует практическое назначение налогов. Функции не существуют отдельно, все они взаимосвязаны между собой. Кратко охарактеризуем четыре важнейшие функции налогообложения.

ФИСКАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — основная функция, которая обеспечивает формирование и мобилизацию финансовых ресурсов государства, аккумулирование в бюджете необходимых средств. «Налоги являются кровеносной системой любого правительства».

Реализация фискальной функции по своей сути заключается в достижении определенного компромисса между тяжестью налогообложения и доходами государственного бюджета.

С помощью фискальной функции осуществляется дальнейшее распределение средств бюджета для реализации государственных программ, а также перераспределение части ВВП в территориальном, отраслевом и социальном разрезах.

СОЦИАЛЬНАЯ (РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ) ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — перераспределение общественных доходов между различными категориями граждан, передача средств в пользу слабых и незащищенных слоев населения. Примерами реализации этой функции являются: прогрессивная шкала налогообложения личных доходов, налоговые скидки, акцизы на предметы роскоши.

РЕГУЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — проявляется через систему особых мероприятий в сфере налогообложения, направленных на вмешательство государства в экономические процессы (спад или рост производства, научно-технический прогресс, распределение и перераспределение национального дохода, спрос и предложение, объем доходов и сбережений населения). Суть регулирующей функции общественного воспроизводства в том, что налогами облагаются ресурсы, направляемые на потребление, и освобождаются от обложения ресурсы, направляемые на накопление производственных фондов. Поэтому данная функция подразделяется на три компонента:

1. стимулирующая подфункция проявляется через систему льгот и освобождений, например, для сельскохозяйственных производителей.

2. дестимулирующая подфункция имеет цель — повысить таможенные пошлины, приостановить вывоз капитала из страны, ограничить развитие игорного бизнеса через повышение ставок налогов.

3. воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. В настоящее время она реализуется, в частности, путем введения налога на добычу полезных ископаемых.

КОНТРОЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ НАЛОГОВ — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их величину с потребностями в финансовых ресурсах. Через эту функцию обеспечивается контроль над финансовыми потоками, определяется необходимость реформирования налоговой системы и бюджетной политики. Налоговые санкции есть проявление контрольной функции, ибо перераспределение финансовых ресурсов неотделимо от проверки за качественными и количественными параметрами налогообложения.

Все функции налога неразрывно взаимосвязаны между собой. Рациональность действующего законодательства определяется степенью относительного равновесия между налоговыми функциями. Однако на практике фискальная функция налога всегда реальна, а регулирующая функция может существовать номинально или быть деформирована. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности; создавать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги воздействуют на экономику через расходную часть бюджета.

Действие регулирующей функции налогов проявляется через налоговые льготы, введение новых налогов, отмену отдельных налогов, государственные инвестиции в экономику.

Фискальная и регулирующая функции тесно связаны.

Фискальная функция обусловливает действие и развитие регулирующей функции. Возросшее фискальное значение налоговых доходов создает более широкие возможности проявления регулирующего воздействия налогов.

Регулирование производства направлено на ускорение темпов экономического роста, повышает доходность предприятий и расширяет базу для фискальной функции.

Внутреннее единство функций предполагает и противоречие в каждой и между ними. Каждая функция отражает определенную сторону налоговых отношений, противостоящих друг другу. Фискальная функция отражает отношение налогоплательщика к государству, а регулирующая — государства к налогоплательщику. В фискальной функции, снабжающей финансовыми средствами государство, заложено противоречие между необходимостью постоянного и все большего увеличения доходов государства и ограниченными возможностями членов общества обеспечивать такое увеличение. Противоречие регулирующей функции состоит в том, что реальная потребность вмешательства государства в процесс производства наталкивается на узкую экономическую базу, определяемую частнокапиталистической собственностью на средства производства. Частная собственность исключает регулирование всего производства из единого центра, допуская это регулирование в определенных пределах.

Элементы налога (их определение и характеристика)

Элементы налога – необходимый минимум параметров, без нормативного закрепления которых налог не может считаться законно установленным.

Объект налогообложения – юридические факты (действия, события, состояния), с наличием которых у налогоплательщика налоговое законодательство связывает возникновение налоговой обязанности.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которых у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога

Имущество – вид объектов гражданских прав (за исключением имущественных прав), относящихся к имуществу в соответствии с ГК РФ.

Товар – любое имущество, реализуемое либо предназначенное для реализации.

Работа – деятельность, результаты которой имеют материальное выражение и могут быть реализованы для удовлетворения потребностей организации и (или) физических лиц.

Услуга – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности.

Доход – экономическая выгода в денежной или натуральной форме, учитываемая в случае возможности ее оценки и в той мере, в которой такую выгоду можно оценить.

Прибыль – доходы налогоплательщика, уменьшенные на величину произведенных им расходов.

Дивиденд – любой доход, полученный акционером (участником) от организации при распределении прибыли, остающейся после налогообложения.

Процент – любой заранее заявленный (установленный) доход, полученный по долговому обязательству любого вида.

Налоговая база определяется законодателем как стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения. Функция налоговой базы – выразить объект налогообложения количественно, т. е. его измерить.

Налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки выражаются: 1) в процентах к налоговой базе; 2) в твердой денежной сумме, когда на единицу налогообложения устанавливается фиксированный размер налогового платежа; 3) в комбинированной форме, сочетающей твердую и процентную составляющие.

Налоговый период представляет собой календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Порядок исчисления налога состоит в определении суммы налога, подлежащего к уплате в бюджет (внебюджетный фонд). Налог может быть исчислен: 1) самим налогоплательщиком; 2) налоговым агентом; 3) налоговым органом.

Порядок и сроки уплаты налога. Сроки уплаты устанавливаются применительно к каждому налогу и определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено.

Течение срока, исчисляемого годами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.

субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

объект налога — это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

источник налога, то есть доход, из которого выплачивается налог;

налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;

Взаимосвязь функций;

Дискуссионные вопросы функций налогов.

Многочисленные последствия влияния налогов на экономические и социальные процессы трактуются как их разнообразные функции. Количество функций, присущих налогам как категории перераспределительных отношений, и в настоящее время является предметом дискуссий. Исходя из научного обоснования сущности, налоги следует рассматривать лишь как форму субъективного волеизъявления государства при распределении финансовых ресурсов общества, а функции налогов определяются задачами осуществления государственной политики. В итоге в рекоендациях по построению налоговой системы доминирует не сущностная (объективная) основа принудительных денежных изъятий, а их практическая целесообразность для наполнения бюджета.

Рассмотрение функций налогов необходимо также и для выявления внутреннего содержания и назначения налогов. В современной экономической литературе нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о неординарных подходах к определению сущности налогов. При этом имеются такие полярно противоположенные точки зрения, как налоги не выполняют ни каких функций, а функции выполняет налоговая система; налогам присуща одна единственная функция ; налоги выполняют много функций – от двух и более.

Так, А.Соколов считал, что налоги как финансовый инструмент государства обеспечивают собирание денежных сумм с населения, регулирование денежных доходов и частнохозяйственного накопления, перераспределение полученных доходов и прибыли, принудительное накопление средств, равновесие между спросом и предложением .[4] Нетрудно заметить, что первая функция нуждается в уточнении: налогоплательщиками являются не только физические лица, но и юридические лица. Кроме того, регулирование равновесия между спросом и предложением является больше функцией цены, нежели налогов. В целом, на ваш взгляд, такое выделение форм воздействия налогов на экономику страны в качестве их основных функций нецелесообразно.

Г.Я. Киперман, О.Ф. Тимофеева различают четыре основные функции налогов: фискальную, регулирующую, стимулирующую и распределительную. [5] В.Г. Пансков выделяет фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.[6]

В связи с тем, что налоги используются в качестве инструмента для мобилизации доходов в государственную казну, относительно первой функции больших разногласий нет. Что касается остальных, то стимулирующую функцию следует рассматривать в составе регулирующей, а распределительная функция наиболее адекватна финансам, а не налогам. На наш взгляд, налогам присущи три основных функции : фискальная, регулирующая, контрольная.

Фискальная (или бюджетная) функция налогов вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства. Фискальная функция обеспечивает формирование финансовых ресурсов государства, которые аккумулируются в бюджетной системе и внебюджетных фондах и далее направляются на реализацию собственно государственных функций (оборонных, социальных, экологических).

Значение фискальной функции возросло в связи с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства. Это связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета, происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач. Регулярные и стабильные поступления налоговых платежей в федеральный, региональный и местные бюджеты и внебюджетные фонды превращают государство в самого крупного субъекта экономических отношений. Фискальную функцию характеризует степень покрытия расходов бюджета за счет налоговых поступлений и тяжесть бремени налогов для экономики в целом и для ее отдельных объектов.

Огосударствление части национального дохода посредством налогов создает объективные предпосылки для участия государства в регулировании экономики. Следовательно, фискальная функция налогов в значительной мере обуславливает реализацию их регулирующей и контрольной функций.

Итак, можно сделать выводы, что фискальная функция налогов как бы породила остальные функции: контрольную и регулирующую. Нельзя сказать, что они второстепенные . Но выделились в отдельные функции они не сразу: первоначальной функцией налогов была фискальная.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения.

Регулирующая функция налогов проявляется в их воздействии на масштабы и динамику воспроизводственных процессов. Изменение налогов способно вызвать снижение или расширение платежеспособного спроса и предложения товаров (работ, услуг), уменьшение или увеличение сбережений и инвестиций. Налоги также в состоянии создавать или разрушать экономические условия для трудовой активности, ресурсосбережения, инноваций, охраны окружающей среды. Поэтому налогообложение может ускорять или замедлять экономический рост, социальные преобразования. В антикризисных программах развитых стран налоги используются как обязательный инструмент государственного регулирования экономики. Регулирующая функция налогов связана с применением особого (льготного или упрощенного) порядка обложения отдельных субъектов экономики. Путем понижения общеустановленных ставок, сужение налогооблагаемой базы, введения отсрочки (рассрочки) налоговых платежей, предоставление налогового кредита, консолидации нескольких видов налогов в единый обязательный налог и других аналогичных мер государственные органы управления налогообложением предоставляют в распоряжение конкретных предприятий и граждан дополнительные денежные средства. Эти ресурсы расширяют финансовые возможности хозяйствующих субъектов и физических лиц в организации производства, увеличении потребления благ. Льготное и упрощенное налогообложение является методом государственной поддержки важнейших экономических и социальных приоритетов. Его использование сродни косвенному бюджетному субсидированию национальной промышленности, мелкого и среднего бизнеса, отраслей, обслуживающих население.

Регулирующая функция налогов направлена на смягчение цикличности производства и обеспечение более устойчивого поступательного развития эономики в целом. Эта функция реализуется не путем прямого директивного вмешательства государства в воспроизводственный процесс, а посредством целенаправленного управления потоками инвестиций в отдельные отрасли, усиления или ослабления накопления капитала в различных сферах экономики, расширения или уменьшения платежеспособного спроса населения. Данная функция налогов, с одной стороны, ориентирована на макроэкономические процессы и пропорции, а с другой – более приближена к микроэкономике и учитывает конкретную мотивацию хозяйствования на данном уровне.

Контрольная функции налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет налогово-финансовых отношений и бюджетной политики государства.

Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы плательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

Взаимосвязь функций. Налог един во всех своих сущностных проявлениях. Его фискальная, регулирующая и контрольная функции действуют одновременно, переплетаясь между собой. Однако они не сливаются в некое аморфное общее свойство налогов, каждое из них не растворяется в других.

Недостаток сбережений и инвестиций в экономике, «уход» предприятий и граждан от налогов могут быть следствием излишней тяжести бремени налогообложения . Однако установку на его снижение на хозяйство и население не удается реализовать без учета наполнения бюджета, без замены выпадающих из него налоговых сумм другими источниками финансовых ресурсов (от внутренних и внешних заимствований, доходов от государственной собственности). Массовые нарушения налоговой дисциплины (несвоевременные взносы в бюджет , искажение налоговых расчетов)нередко вызываются усложненным порядком уплаты налогов, запутанностью правовой регламентации налогообложения.

Регулирующая функция неотделима от фискальной и находится в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективное условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками – агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Связь фискальной функции налогов с другими функциями можно проследить также через принципы налогообложения и инструменты их реализации. Например, одним из важнейших принципов является принцип справедливости налогообложения. В связи с тем, что возможности различных налогоплательщиков неодинаковы, то и обложение их доходов или имущества должно быть дифференцировано. Инструментом реализации этого принципа служит прогрессивная шкала налоговых ставок, которая обеспечивает как лучше(по сравнению с пропорциональной шкалой налогообложения) выполнение фискальной функции , так и участвует в реализации регулирующей функции налогов.

Функции налогов реализуются в практике через меры, предусматриваемые налоговой политикой государства.

?Покажите взаимосвязь фискальной и контрольной, а также регулирующей и контрольной функций налогов.

4.3. Взаимосвязь налогов с экономическим и социальным развитием общества

Ее появление обусловлено одной из наиболее характерных особенностей развития мирового хозяйства на современном этапе ? усилением процессов взаимозависимости национальных экономик и глобализацией экономики. Налоги стали средством формирования единого экономического пространства для государств, связанных региональными, хозяйственными и политическими интересами.
Реализация интегрирующей функции налогообложения осуществляется посредством: 1) развития двухсторонних и многосторонних договоренностей между странами о снятии таможенных барьеров; 2) расширения системы соглашений об избежании двойного налогообложения доходов в целях поощрения импорта и экспорта капитала; 3) развития международного налогового законодательства; 4) процессов унификации и гармонизации национальных налоговых систем.
Интегрирующая функция налогообложения все более активно проявляется в необходимости учитывать при разработке национальной налоговой политики такие внешние факторы, как состояние налогового климата в других странах, налоговые ставки, применяемые государствами-партнерами, опыт и перспективные направления осуществления налоговых реформ за рубежом.
Наиболее наглядно проявление интегрирующей функции налогообложения просматривается в рамках Европейского союза. Она проявляется в двух направлениях:
? в изменении и согласовании налогового законодательства стран ? членов ЕС в целях выравнивания налоговых условий для потребителей, производственного и финансового капитала;
? в налоговых последствиях (изменение условий налогообложения) приспособления членов регионального сообщества к возможностям и рискам, возникающим в результате создания единого регионального рынка.
Так, в ЕС унифицировано акцизное обложение: некоторые из акцизов по договоренности между странами ? членами ЕС отменены (в 1993 г. в рамках ЕС были упразднены акцизы на чай, соль, сахар), остальные после преобразования национальных налоговых законодательств и адаптации их к праву ЕС через закон Европейского внутреннего рынка об акцизах от 21 декабря 1992 г. взимаются по единым тарифным позициям. С 1 января 1993 г. введена единая система регулирования НДС в рамках ЕС, которая предусматривает:
? унификацию принципов исчисления НДС;
? изменение правил взимания НДС с экспортно-импортной продукции в целях создания внутри ЕС налогового режима, обеспечивающего беспрепятственное движение товаров;
? программу сближения уровня налоговых ставок НДС. Специальной комиссией Европарламента ведется активная работа по унификации налога на прибыль предприятий, которая выражается в:
? сближении ставок налога на прибыль от предпринимательской деятельности в странах ? членах ЕС;
? унификации налоговой базы;
? унификации методов начисления налоговых льгот для инвесторов при взимании корпоративного налога;
? устранении двойного налогообложения корпораций (фирм) в странах ? членах ЕС;
? взаимопомощи государственных структур стран членов сообщества в сфере борьбы с уклонениями от налогообложения компаний (корпораций).
Результаты, достигнутые в процессе гармонизации и унификации налогообложения, существенно стимулируют активность миграции капиталов и рабочей силы внутри Европейского союза, развитие производственных и научно-технических связей.
Итак, в условиях современной экономики возрастает значение регулирующей, стабилизирующей, социальной и интегрирующей функций налогообложения. Осуществление же налоговыми системами фискальной функции в экономически развитых государствах с демократической системой управления неизменно координируется с необходимостью реализации четырех других.
Оптимизация налогообложения. Проблема определения границ налогового бремени существовала всегда. Поскольку время существования государства не ограничивается никакими календарными, а тем более налоговыми сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах, и оно обязано принимать во внимание необходимость возобновления своих финансовых ресурсов в будущем, сознавая, что это реально лишь при наличии нормального производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики. Угнетая же экономику, подавляя налогоплательщика, налог уничтожает собственную основу, а государство лишается будущих доходов со всеми вытекающими отсюда последствиями. При этом проблема определения оптимальной налоговой нагрузки актуальна для любой государственной структуры и любой экономической системы, но каждый разрешение этой проблемы будет иным в зависимости от особенностей функционирования и намеченных целей развития того или иного хозяйственного образования.
Осуществляемое сегодня в условиях современной российской экономики последовательное реформирование налоговой системы в целом представляет собой стремление государства определить оптимальные границы налоговой нагрузки, способной удовлетворить его финансовые интересы и не взорвать наметившийся хрупкий баланс социальных и экономических условий существования современного российского общества.
Необходимо понимать, что оптимальность налоговой нагрузки ? понятие достаточно сложное, относящееся к группе показателей и характеристик, не поддающихся точному количественному определению.
Она достигается посредством выполнения следующих основных условий: а) достаточности налоговых поступлений для удовлетворения нужд государства, б) приемлемости уровня налогового обложения для налогоплательщиков (как юридических, так и физических лиц), т. е. взиманием налогов на таком уровне и такими методами, которые позволяют обеспечить социально стабильную ситуацию в обществе; в) возможности стимулирования с помощью налоговой системы роста инвестиционной и предпринимательской активности. Сам же процесс оптимизации, т. е. достижение оптимального уровня налоговой нагрузки, обеспечивается посредством реализации комплекса функций налогообложения:
? фискальной и контрольной функций, обеспечивающих изъятие законодательной установленной части дохода налогоплательщиков и поступление налогов в бюджеты органов государственного управления;
? стабилизирующей функции, способствующей финансовому обеспечению гражданских прав населения и сохранению действующей государственной системы;
? регулирующей, обеспечивающей финансовые условия (объем средств, остающихся после уплаты налогов) для возобновления воспроизводственных процессов в рамках национальной экономики на расширенной основе и создание системы экономических стимулов и рычагов, инициирующих инвестиционную активность производителей и основной части трудоспособного населения, а также активизацию конкурентных сил рынка;
? социальной, способствующей использованию налогового механизма для удовлетворения экономических потребностей социально незащищенных групп населения, а также защиты и восстановления окружающей среды, человеческого потенциала общества;
? интегрирующей, создающей условия для адекватного включения национальной налоговой системы в систему экономических регуляторов глобального регионального межгосударственного сообщества и эффективной интеграции отечественной экономики в мировое экономическое пространство.
Полноценная реализация всех этих функций, собственно, и формирует оптимальную налоговую систему или единство налоговых систем на различных бюджетных уровнях, способных в полной мере удовлетворить интересы государства и налогоплательщиков.
При этом необходимо учитывать, что в рамках современной теории налогообложения проблема оптимизации налоговой нагрузки включает в себя несколько основных направлений:
? поиск оптимального уровня налоговой нагрузки, способного согласовать интересы государства и налогоплательщика (юридических и физических лиц) на макроуровне;
? поиск вариантов оптимального распределения налогового бремени на региональном уровне;
? поиск вариантов распределения оптимального налогового бремени в рамках отраслевой структуры национальной экономики.
В современной налоговой практике для оценки оптимальности налоговой нагрузки в рамках конкретной национальной экономики используется целый комплекс критериев. В расчет принимается динамика следующих показателей:
? общий уровень налогообложения (удельный вес налогов в ВВП);
? уровень бюджетного дефицита по отношению к ВВП;
? уровень совокупного объема налогов с населения к объему уровня доходов граждан, а также расчет этого показателя по социальным группам населения;
? темпы роста общественного производства в целом и по структурным секторам экономики и т. д.
Как видим, практически отсутствуют прямые показатели, однозначно (в положительном или отрицательном аспекте) характеризующие результативность функционирования налоговой системы. Главным недостатком этих показателей является подверженность их влиянию дополнительных факторов, под воздействием которых они формируются.
В сНалоговом кодексе РФ оптимальное налогообложение трактуется как налогообложение, соизмеряющее интересы государства в наполнении бюджета с возможностями налогоплательщика удовлетворить эти интересы без ущерба его экономических и социальных (конституционных) прав: «при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к их уплате»6 (п. 1 ст. 3 НК РФ); «налоги и сборы должны иметь экономическое обоснование и не могут быть произвольными, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав» (п. 3, ст. 3 НК РФ). Оптимизация же налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна, по положению Налогового кодекса РФ, достигаться за счет реализации принципов «горизонтальной» и «вертикальной» справедливости. Первый означает, что все налогоплательщики с одинаковыми объектами налогообложения должны платить одинаковые налоги, второй ? что налогоплательщики, имеющие однородные объекты налогообложения, но разные налоговые базы, должны платить налоги, дифференцированные по налоговой базе. Таким образом, оптимизация налоговой нагрузки для налогоплательщиков должна достигаться посредством перераспределения налоговых отчислений через механизм дифференциации налоговых ставок.
Характерно, что в качестве одного из важнейших критериев оптимизации рассматривается поиск максимального объема налоговой нагрузки (доли ВВП), взимание которой не вызовет обострения социально-экономических противоречий в обществе либо ухода плательщиков в теневые структуры. Конституционный Суд прямо указал, что реализация основных прав и свобод, закрепленных сКонституцией РФ, не может ставиться в зависимость от уплаты или неуплаты каких-либо налогов и сборов, поскольку основные права граждан РФ гарантируются Конституцией РФ без каких-либо условий фискального характера. При этом размер налога или сбора, подлежащего уплате, должен в целом соответствовать ценности этого объекта, его важности для налогоплательщика. Налог должен быть таким, чтобы не провоцировать налогоплательщика на отказ от имущества, доходов или определенного вида деятельности.
В целом трактовка основных направлений оптимизации налогообложения в Налоговом кодексе РФ по основным своим параметрам совпадает с критериями, присущими современной налоговой теории.

Рекомендация:
Для самоконтроля полученных знаний выполните тренировочные задания
из набора объектов к текущему параграфу

1 Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: ОГИЗ: Соцэгиз, 1935. Т. 2. С. 337.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 7. С. 82.
3 Симонд ди Сисмонди Ж. Новые начала политэкономии. М., 1897. С. 149.
4 Нитти Ф. Основные начала финансовой науки. М., 1904. С. 241.
5 Твердохлебов В. Н. Финансовые очерки. М., 1916. С. 49.
6 Налоговый кодекс Российской Федерации. М.: Омега-Л., 2002. С. 4.

Еще по теме:

  • Заявление формы 262-1 образец заполнения Заявление форма 262-1 образец Заполнение для ИП заявления на получение патента – форма 26.5-1 Патентная система налогообложения представляет собой особый способ оплаты налоговых начислений, доступный только для индивидуальных предпринимателей. В большинстве случаев приобретение патента […]
  • Образец приказа о замене спецодежды Приказ об обеспечении работников специальной одеждой Обеспечение работников спецодеждой и средствами защиты в соответствии с требованиями охраны труда Выдача специальной защитной одежды регулируется действующим законодательством, постановлениями министерств, в частности, Приказом […]
  • Закон о едв в рф Ежемесячная денежная выплата О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации и полным кавалерам ордена Трудовой Славы С 01.01.2014 Федеральный закон Российской Федерации от 28.12.2013 года № 397-ФЗ «О внесении изменений в отдельные […]
  • Куда писать жалобу на жкх по московской области Ещё один великолепный шаг как жить в свое удовольствие Куда жаловаться на проблемы ЖКХ в Подольске? Обращения в администрацию города Подольска и выше Мы с Настей, всё ещё живем в Подольске, пусть бываем тут с каждым годом реже и реже. Для меня Подольск родной город, где проживает моя […]
  • Март 1917 приказ 1 Приказ № 1 Петроградского Совета, 1(14) марта 1917 года ПРИКАЗ № 1 ПЕТРОГРАДСКОГО СОВЕТА - первый после победы Февральской революции 1917 приказ по гарнизону Петроградского военного округа, принятый 1(14) марта 1917 года на объединенном заседании рабочей и солдатской секций […]
  • Расторжение дду госпошлина Юридические услуги дольщику по расторжению договора долевого участия При расторжении договора долевого участия, дольщик имеет право на получение процентиов по ФЗ-214. Калькулятор процентов при расторжении договора долевого участия дольщиком – это компьютерная онлайн программа, […]
  • Признаки уголовно процессуального закона Вопрос. 6: уголовно-процессуальное право и уголовно -процессуальные закон: понятие, признаки и соотношение. Источники уголовно-процессуального права Уголовно-процессуальное право России – одна из отраслей российского права, призванная надлежащим образом регулировать общественные […]
  • Сроки оформления осаго при покупке автомобиля Сроки оформления осаго при покупке автомобиля Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Сколько дней можно ездить без страховки по договору купли-продажи в 2018 году Покупая автомобиль, вы должны четко знать все […]