Новый закон для многодетных 2014

Детские пособия и выплаты на ребенка в многодетных семьях

По данным переписи населения России, проведенной в 2010 году, в стране в настоящий момент насчитывается более 1 млн. многодетных семей. При этом общее количество семейных союзов, включающих двух человек и более, составляет 40,7 млн., то есть в среднем многодетными являются родители в каждой сороковой российской семье (2,5% от общего количества). Такие данные приводятся в «Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года», утвержденной распоряжением Правительства от 25 августа 2014 года № 1618-р.

Меню для навигации по странице

Необходимо отметить, что сегодня многодетность в стране носит явно выраженный региональный характер. Для многих субъектов Российской федерации данное явление можно назвать, по крайней мере, нехарактерным. При этом более половины таких семей проживают не в городе, а в сельской местности.

Вопросы предоставления государственной социальной помощи и оказания материальной поддержки семьям с тремя детьми и более (включая детские пособия и иные денежные выплаты) имеют высокую общественную значимость, поскольку в целом именно многодетными родителями воспитывается 20% от общего количества детей.

Статус многодетной семьи и его правовое регулирование

Основным документом, устанавливающим социальный статус многодетных семей в России на федеральном уровне, является Указ Президента Российской Федерации номер 431 «О мерах по социальной поддержки многодетных семей» от 5 мая 1992 года (с дополнениями от 25 февраля 2003 года).

Определение многодетной семьи в данном нормативном акте не приводится. Дается лишь указание, что
в каждом регионе страны этот статус должен устанавливаться самостоятельно в целях оказания адресной социальной поддержки с учетом национальных и культурных особенностей, демографической ситуации и уровня экономического развития. В соответствии с этим на местах разрабатывается и назначается необходимый объем социальных льгот и денежных выплат.

Таким образом, в настоящее время вопросы правового регулирования статуса многодетных семей и их социальной поддержки решаются на уровне нормативных актов субъектов Федерации и органов местного самоуправления. При этом в большинстве регионов России многодетными считаются родители, если на их содержании находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет.

Необходимо отметить, что в настоящее время 77% от общего числа многодетных составляют семьи
с тремя детьми.

В 2014 году на сайте Российской общественной инициативы (РОИ) стартовал сбор голосов за инициативу № 77Ф13902 о принятии проекта федерального закона о многодетных семьях. Голосование инициировано Общероссийской общественной организацией «Семьи России» в целях установления юридических прав многодетных на федеральном уровне и улучшения качества их жизни.

В соответствии с текстом предлагаемого законопроекта, понятие «многодетной семьи» должно устанавливаться на территории страны в соответствии с динамикой естественного прироста населения:

  • при отрицательной динамике — в отношении семей с тремя детьми и более (включая усыновленных) возрастом до 18 лет (до 22 при обучении по очной форме в образовательных учреждениях);
  • при положительной — при количестве детей четыре и более.

Детские пособия и выплаты многодетным

Многодетные семьи в России характеризуются высокими социальными рисками независимо от фактических причин их появления:

  • семьи с запланированной многодетностью;
  • образовавшиеся от повторных браков родителей, в которых рождаются новые дети;
  • неблагополучные семьи, возникающие, как правило, по причине безответственного поведения родителей.

В связи с этим государство должно уделять значительное внимание вопросам обеспечения социальной поддержки семей при рождении третьего ребенка, четвертого и последующих, особенно в условиях социальной и экономической нестабильности.

Однако в январе 2015 года в рамках обсуждения антикризисных мер в социальной сфере глава Минтруда Максим Топилин сообщил, что дополнительные виды материального стимулирования рождаемости больше предусматриваться не будут, поскольку его возможности с учетом предпринятых ранее плодотворных мер уже исчерпаны.

В связи с этим в настоящее время можно рассматривать сложившуюся систему социальной поддержки семей с детьми (включая многодетных) как завершенную и не предполагающую существенного расширения.

Федеральные пособия на ребенка

Прежде всего, многодетные родители вправе претендовать на все виды социальных выплат, предусматриваемых законом номер 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» от 19 мая 1995 года, поскольку они устанавливаются независимо от количества детей и очередности их рождения. Данные виды выплат и их размеры на текущий год и предыдущие периоды подробно рассматриваются на главной странице нашего сайта.

Особо в этой связи необходимо отметить только ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет, поскольку в отношении него действующими нормами дифференцировано (нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей) устанавливаются фиксированные минимальные размеры с учетом очередности рождения:

  • на первого ребенка — 2908,62 руб.;
  • на второго и последующих — 5817,24 руб.

При одновременном нахождении матери в отпуске по уходу за несколькими детьми применяются следующее правило: представленные выше минимальные размеры ежемесячных выплат складываются (то есть объемы начислений не могут быть меньше суммы приведенных значений на каждого ребенка).

Максимально возможная сумма ежемесячного пособия до 1,5 лет на нескольких детей при его назначении в форме обязательного социального страхования не может превышать 100% среднего месячного заработка за два предыдущих года, или 53887,12 руб. с учетом установленных в 2014 и 2015 годах пределов страховой базы.

Региональные пособия и выплаты многодетным

В большинстве регионов страны социальная поддержка по многодетности оказывается адресно на основании правовых актов различного уровня и юридической силы:

  • определяющих социальный статус и меры социальной поддержки «отдельных категорий граждан» в наиболее общем случае;
  • определяющих меры поддержки семей с детьми из средств бюджетов субъектов Федерации;
  • исключительно адресованных многодетным семьям (наиболее удобно для практического применения).

Например, ежемесячное пособие на ребенка до достижения 16 или 18 лет, условия предоставления и размеры которого определяются в соответствии с требованиями ст. 16 закона № 81-ФЗ от 19 мая 1995 года, может устанавливаться в повышенном размере в отношении детей из многодетных семей субъектами Федерации самостоятельно на основе соответствующих нормативных актов.

Например, с 1 января 2015 года на территории Орловской области в соответствии с областными законами 350-ОЗ от 2 октября 2003 года и 439-ОЗ от 19 ноября 2004 года (с актуальными изменениями и дополнениями) размер ежемесячного пособия на ребенка составляет:

  • в общем случае — 270,47 руб.;
  • на ребенка в многодетных семьях — 473,30 руб. (на 75% выше базового размера).

В большинстве регионов страны жителям предоставляются также региональные единовременные пособия при рождении ребенка, поощряющие рождение 3 детей и более.

Например, в Московской области в соответствии с законом 1/2006-ОЗ от 12 января 2006 года при рождении третьего ребенка и последующих детей наряду с аналогичной федеральной единовременной выплатой в размере 15512,65 руб. выплачивается также:

  • разовое пособие 30 000 руб. — на каждого ребенка;
  • при рождении тройни — 150 000 руб. на семью.

Таким образом, данная региональная выплата существенно дополняет единую федеральную с учетом благосостояния и уровня жизни данного субъекта Российской Федерации — Подмосковья.

Кроме того, в целях стимулирования рождаемости в России и оказания материальной помощи многодетным семьям с 2013 года в соответствии с Указом № 606, подписанным Президентом РФ Владимиром Путиным
7 мая 2012 года, в большинстве регионов страны предоставляется ежемесячная выплата на третьего ребенка и последующих детей до трех лет.

  • По состоянию на середину 2014 года данное пособие выплачивалось 168 тысячам семей в 66 регионах страны.
  • С 1 января 2015 года к ним присоединились субъекты Крымского федерального округа (Республика Крым и город федерального значения Севастополь).

Правила предоставления и размер выплаты определяется в каждом конкретном субъекте Федерации самостоятельно, однако в большинстве случаев пособие предоставляется в размере регионального прожиточного минимума на ребенка при подтверждении семьей статуса малообеспеченной.

Например, по результатам 2014 года по стране сложилась следующая статистика по начисляемой сумме ежемесячного пособия на ребенка до 3 лет в многодетных семьях:

  • средний размер выплат — 7 724,37 руб.;
  • минимум — 6 432 руб. (Белгородская область);
  • максимум — 16 253 руб. (Камчатский край).

Региональными законами о статусе многодетной семьи могут устанавливаться дополнительные выплаты и денежные льготы по многодетности. О правах многодетных в каждом конкретном регионе России узнавайте в территориальных Управлениях (отделениях) социальной защиты населения (УСЗН).

Материнский капитал

Большинство российских семей после кризисных 1990-х годов не решаются на рождение нескольких детей, поскольку зачастую даже появление единственного ребенка может поставить семью на грань выживания.

Данная ситуация привела к тому, что в 1999 году рождаемость в России установилась на рекордно низкой отметке — 1,21 млн. родившихся человек (для сравнения: к 2015 году данный показатель превысил отметку 1,90 млн. детей, что почти на 60% выше указанного минимума).

Федеральный маткапитал на второго ребенка и последующих

В целях создания условий, способствующих обеспечению достойного уровня жизни семьям с детьми, законом 256-ФЗ от 29 декабря 2006 года на территории Российской Федерации с 1 января 2007 года впервые был установлен материнский (семейный) капитал в размере 250 тыс. рублей.

Данная сумма ежегодно индексируется с учетом планируемого уровня инфляции и в 2016 году составляет уже более 453 тыс. рублей.

Выплаты по программе федерального материнского капитала полагаются в наиболее общем случае имеющей гражданство РФ женщине, родившей или усыновившей от момента начала действия программы до 31 декабря 2016 года включительно второго, третьего ребенка и последующих детей. При этом необходимо учитывать, что государственный сертификат на маткапитал может быть предоставлен отделениями Пенсионного фонда России (ПФР) только один раз.

Благодаря данной мере государственной социальной поддержки за последние годы существенно увеличилось количество семей, решившихся в том числе и на рождение третьего ребенка. Это, прежде всего, касается тех родителей, у которых до 1 января 2007 года уже было несколько детей. В связи с этим в последнее время количество многодетных в стране увеличивается ежегодно в среднем на 10%.

Более подробно об актуальных изменениях по программе материнского капитала и ее завершении можно прочитать в отдельной статье на нашем сайте.

Региональный маткапитал на третьего ребенка и последующих

В п. 2 ст. 1 Федерального закона о материнском капитале законодатель предусмотрел возможность введения на территории субъектов Федерации за счет соответствующих бюджетов дополнительных мер по предоставлению семьям с детьми материальной поддержки в форме регионального материнского капитала.

Выступая 30 ноября 2011 года с ежегодным посланием Федеральному собранию третий Президент России Дмитрий Медведев рекомендовал введение такой формы поддержки семей повсеместно, хотя программа регионального маткапитала стартовала в некоторых субъектах РФ значительно раньше.

  • Впервые в России региональные дополнительные меры поддержки семей с детьми были введены в Смоленской области областным законом от 28 февраля 2008 года № 15-з в размере 100 000 рублей при рождении второго ребенка и последующих детей с 1 января 2008 года.
  • Предусматривалось, что данное право может быть реализовано только при достижении ребенком трехлетнего возраста, то есть фактически первые выплаты были осуществлены только с 2012 года в виде суммы 132 000 рублей (с учетом ежегодной индексации).
  • В 2016 году размер областного маткапитала составил уже 163 300 рублей.

В большинстве других регионов страны право на местный маткапитал предоставляется только многодетным, то есть при рождении третьего ребенка и последующих детей. По общему правилу, выделяемые региональным бюджетом денежные средства могут быть реализованы не ранее, чем через 3 года после появления соответствующего права.

Об особенностях предоставления материнского капитала, обеспечиваемого средствами бюджетов субъектов РФ, можно прочитать в нашем региональном разделе.

Государственные награды

Кроме рассмотренных ранее денежных выплат, предоставляемых многодетным в форме единовременных или ежемесячных пособий, а также разовых государственных семейных субсидий, предусматривается дополнительное материальное вознаграждение родителей в форме государственных и региональных наград.

В частности, Указом Президента России № 775 от 13 мая 2008 года был учрежден орден «Родительская слава» как специализированная государственная награда многодетным родителям, при награждении которой выплачивается единовременное денежное поощрение в размере 50 000 рублей (с 1 января 2013 года — 100 000 рублей).

Награждение орденом производится в отношении:

  • обоих многодетных родителей (усыновителей), состоящих в зарегистрированном браке;
  • одного отца или матери в случае неполной семьи.

При этом необходимо соблюдение следующих условий:

  • указанные лица должны воспитывать или уже воспитать семь детей (до 2010 года — четырех), являющихся гражданами РФ;
  • награждение производится не ранее достижения седьмым ребенком возраста 3 лет;
  • остальные дети на момент награждения должны оставаться в живых (за исключением случаев, когда смерть детей возникла при защите Отечества и его интересов);
  • родители должны обеспечивать достойное воспитание и содержание всех детей не менее 5 лет.

Указом Президента также рекомендуется предоставление дополнительных мер социальной поддержки (в том числе денежных вознаграждений) из региональных бюджетов. Например, в Курганской области при награждении орденом «Родительская слава» предоставляется дополнительное разовое поощрение 50 000 рублей в соответствии с Постановлением областной администрации № 85 от 16 марта 2009 года.

Условия предоставления денежных выплат в связи с награждением многодетных семей различными государственными и региональными наградами устанавливаются регионами самостоятельно на основании соответствующих нормативных актов.

В дополнение к этому в регионах также устанавливаются дополнительные награды многодетным семьям с разовыми денежными выплатами. В той же Курганской области, в частности, предусматривается единовременное пособие матерям, награжденным знаком отличия «Материнская слава», в размере:

  • 100 000 руб. — за Почетный знак первой степени;
  • 50 000 руб. — второй;
  • 25 000 руб. — третьей.

Денежные льготы и компенсации

Указом Президента России № 431 от 5 мая 1992 года предусматривается минимальный федеральный стандарт льгот по многодетности, в том числе предоставляемых в виде разнообразных денежных послаблений, устанавливаемых во всех субъектах РФ:

  • скидки на оплату государственных и муниципальных услуг;
  • право на увеличение количества доходов родителей, не облагаемых налогом на доходы физических лиц (НДФЛ);
  • субсидирование строительства жилья и приобретения стройматериалов многодетными семьями в виде предоставления кредитов, дотаций и беспроцентных ссуд на льготных условиях;
  • льготы по обязательному пенсионному страхованию или государственному пенсионному обеспечению, позволяющие улучшить условия предоставления и увеличить размер соответствующих видов пенсий.

Однако президентский Указ не предусматривает конкретного механизма реализации данных направлений социальной поддержки. В связи с этим порядок предоставление льгот многодетным устанавливается дополнительными федеральными, региональными и местными нормативными актами.

Жилищные и коммунальные льготы

Указ «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» устанавливает денежные льготы многодетным семьям в виде скидки не менее 30% (в некоторых регионах в размере до 50% — в частности, в Республике Крым и городе Севастополь) на оплату:

  • коммунальных услуг — отопление, водоснабжение и канализация, электрическая энергия и природный газ;
  • топлива различных видов — при проживании в жилых домах, не имеющих централизованной системы отопления.

Однако поскольку в настоящее время значительные объемы коммунальных услуг населению предоставляются коммерческими управляющими компаниями, в виду несовершенства местного законодательства зачастую данные льготы не могут быть реализованы на практике.

Существующие нормы не предусматривают обязательства коммерческих организаций по предоставлению льгот населению за счет собственных средств. В данных условиях они могут оказываться только при полной или частичной компенсации затрат (на условиях софинансирования).

Иным образом механизм реализации жилищных и коммунальных льгот реализован правительством Санкт-Петербурга. В соответствии с городским законом № 228-45 от 21 мая 2009 года многодетным в зависимости от количества членов семьи предоставляется денежная выплата, начисляемая ежемесячно до очередного срока оплаты жилья и коммунальных услуг при условии отсутствия задолженностей по данным платежам.

Во многих регионах страны существуют также формы субсидирования расходов многодетных семей
на приобретение или строительство жилья:

  • социальная выплата (субсидия) на приобретение жилого помещения (например, в Республике Башкортостан);
  • программы льготного ипотечного кредитования в крупных банках страны (Сбербанк, ВТБ24 и др.) при участии региональных органов и Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию (АИЖК).

Для получения данных льгот, как правило, дополнительно необходимо состоять на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Налоговые льготы многодетным

Нормами налогового законодательства предусматривается вычет по НДФЛ на детей, предоставляемый родителям, на содержании которых находятся дети до 18 лет (до 24 лет при обучении по очной форме), в следующих размерах:

  • по 1400 рублей — на первого и второго ребенка;
  • по 3000 рублей — на третьего и каждого последующего, а также на ребенка-инвалида вне зависимости от очередности его рождения.

На данные суммы по месту работы может быть снижен ежемесячный объем дохода, облагаемого налогом по ставке 13%.

В расчете на год с учетом права на вычет по НДФЛ одновременно у обоих родителей (или у одного —
в двойном размере) прибавка к «чистой» заработной плате может составить существенную сумму, особенно ощутимую в многодетных семьях.

Подробнее о налоговом вычете на детей читайте в отдельной статье на нашем сайте.

Пенсионные льготы

В соответствии с нормами пенсионного законодательства России у многодетных матерей возникает право на досрочное установление страховой пенсии по старости (при достижении возраста 50 лет и страховом стаже не менее 15 лет) при выполнении двух основных условий:

  • рождение (или усыновление) пяти детей и более;
  • воспитание их, по меньшей мере, до возраста 8 лет.

В дополнение к этому по новым пенсионным законам с 1 января 2015 года за периоды отпуска по уходу за ребенком нарастающей суммой с увеличением числа родившихся детей начисляются пенсионные баллы (коэффициенты), из суммы которых за страховой период будет устанавливаться размер страховой пенсии по старости:

  • 1,8 пенсионных коэффициента за год отпуска — на первого ребенка;
  • 3,6 балла — на второго;
  • 5,4 — на третьего и последующих.

Вследствие этого многодетным родителям исходя из величины индивидуального пенсионного коэффициента будет гарантирована более высокая пенсия, особенно при невысоких официальных доходах, с которых работодатель производит отчисления в Пенсионный фонд России (ПФР).

Дополнительно к этому в отношении многодетных могут устанавливаться региональные пенсионные льготы, в том числе в виде ежемесячной денежной компенсации к пенсии. В частности, по закону города Москвы № 60 от 23 ноября 2005 года матерям, родившим 10 детей и более, устанавливается выплата к любому виду государственной пенсии (на 2016 год — в размере 10 000 рублей).

Право на бесплатное жилье многодетным взамен земельных участков

1 марта 2015 года вступил в силу ряд поправок в Земельный кодекс (ЗК) РФ, устанавливающих новый порядок передачи земельных участков в собственность муниципалитетов, юридических лиц и отдельных категорий граждан (включая многодетные семьи) в соответствии с требованиями статей 39.1 — 39.20 Главы V.1, введенной в ЗК законом от 23.06.2014 № 171-ФЗ.

Поправками в Земельный кодекс, внесенными законом № 138-ФЗ от 14 июня 2011 года, было впервые установлено право многодетных семей на бесплатное получение участков земли, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в том числе для целей индивидуального жилищного строительства (п. 2 ст. 28 ЗК РФ в старой редакции).

С 1 марта 2015 года эта статья и ряд других старых положений утратили юридическую силу, а взамен них была введена отдельная глава V.1, устанавливающая новые порядки передачи земли («земельная реформа» 2015 года).

Существенные дополнения в рамках нового земельного порядка устанавливаются в отношении прав семей, имеющих трех детей и более (в особенности с учетом изменений, внесенных законом от 29 декабря 2014 года № 487-ФЗ в п 6. статьи 39.5). Существовавшее ранее право на бесплатное предоставление участка земли за многодетными сохраняется, однако появляются два важных дополнения.

  1. При установлении порядка предоставления земли субъектами Федерации помимо самого статуса многодетности (наличие трех и более несовершеннолетних детей) теперь может предусматриваться дополнительное требование: для получения права на бесплатный участок многодетные родители должны стоять на учете в местной администрации в качестве нуждающихся в жилых помещениях (или должно быть соответствующее основание для их постановки на учет).
  2. Органы власти в регионах теперь могут также предоставлять с согласия многодетных семей на их выбор вместо бесплатного земельного участка «мер по обеспечению жилыми помещениями» (в зависимости от уровня нуждаемости), что может предполагать:
    • предоставление бесплатного социального жилья (квартиры или индивидуального дома) в собственность;
    • выделение квартир на условиях социального найма;
    • субсидии на частичное погашение стоимости жилья, приобретаемого семьей самостоятельно на коммерческих условиях, в том числе с привлечением ипотечных кредитов (уплата основного долга или процентов).

Необходимо отметить, что предусматриваемое новой редакцией Земельного кодекса РФ право выбора многодетными родителями дополнительных мер социальной поддержки по улучшению жилищных условий взамен права на бесплатный земельный участок в конечном виде будет реализовываться
на местах региональными законами и нормативными актами органов местного самоуправления, которые в настоящий момент все еще находятся в стадии обсуждения.

Особую остроту вопросу придает возможность установления субъектами Федерации дополнительного критерия «нуждаемости» многодетной семьи в улучшении жилищных условий:

  • до 1 марта 2015 года право на бесплатную землю предоставлялось гражданам России, как правило, независимо от материального положения семьи и имеющегося имущества, то есть исключительно по принципу многодетности;
  • в результате проведенной «земельной реформы» и земельный участок, и право выбора «мер по обеспечению жилыми помещениями» с марта 2015 года может предоставляться по решению властей на местах с учетом возможностей бюджетов только состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Причем конкретные меры по решению жилищных проблем многодетных также должны устанавливаться на местах, и они не обязательно будут предполагать предоставление права выбора бесплатного жилья вместо земельных участков.

Заключение

В большинстве субъектов Российской Федерации многодетной считается семья, на содержании которой находятся три ребенка и более в возрасте до 18 лет. В связи с наличием большого количества проблем, многодетные в России характеризуются высокими социальными рисками, поэтому нуждаются в различных мерах государственной социальной поддержки, предоставляемых как на федеральном, так и на региональном уровне.

Зачастую предоставляемых в настоящее время мер на практике оказывается недостаточно, в том числе в связи с несовершенством нормативной базы и недостаточной информированностью населения. Многим многодетным родителям требуется юридическая помощь для получения права на предусматриваемые социальные денежные выплаты (в том числе детские пособия) и льготы.

Многодетным готовят единый закон

Валентина Матвиенко поручила сенаторам приступить к разработке нормативного акта

Валентина Матвиенко. Фото: Пресс-служба Совета Федерации

В Совете Федерации разрабатывают закон, закрепляющий в федеральном законодательстве статус многодетных семей. С таким предложением обратился к палате регионов Патриарх Московский и всея Руси Кирилл в ходе ежегодных Рождественских парламентских встреч. Спикер палаты Валентина Матвиенко согласилась с инициативой немедленно, больше того, поручила коллегам начать разработку единого закона о поддержке многодетных

НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ГОСГАРАНТИИ

«Сейчас меры поддержки многодетных разбросаны по разным законам. Но мне представляется, что сегодня надо проанализировать, достаточны ли эти меры. И собрать их в один закон», — пояснила Валентина Матвиенко.

Заниматься подготовкой законопроекта будут комитеты Совета Федерации по социальной политике и по науке, образованию и культуре, курировать работу — вице-спикер Галина Карелова. Подключиться к работе готовы и в Госдуме — об этом сообщил заместитель председателя палаты Петр Толстой.

«Такой единый закон, систематизирующий меры поддержки многодетных семей, в первую очередь станет удобным инструментом для родителей, позволит им лучше знать свои права и гарантии, — считает Галина Карелова. — Нужно единое понимание статуса многодетной семьи, систематизация действующих гарантий».

Сенатор напомнила о том, что за последнее время появилось много новых мер поддержки и льгот для многодетных семей: «Они прописаны в Жилищном, Трудовом, Налоговом и Земельном кодексах, в пенсионном законодательстве, во всех базовых социальных законах и множестве других, в указах президента. Даже опытным юристам нужно время, чтобы сориентироваться в этом обилии правовых норм. Что же говорить о гражданах, не имеющих специального образования».

По ее мнению, сведение всех мер поддержки в единый закон даст возможность по-новому взглянуть на государственные гарантии, предоставляемые многодетным семьям, увидеть пробелы и повторы в системе и, возможно, инициировать дополнительные правовые нормы, касающиеся семей с детьми. «Нам есть на что опираться, — констатировала сенатор. — Есть Национальная стратегия действий в интересах детей, есть указ Президента РФ о проведении Десятилетия детства. Эти документы лягут в основу концепции нового закона».

В СЕМЬЯХ ИНИЦИАТИВУ ОЦЕНИЛИ

«Тему поддержки многодетных семей не раз поднимали на самом высоком уровне, — напомнила председатель Комитета Совета Федерации по науке, образованию и культуре Зинаида Драгункина. — И обратите внимание: отношение к семьям с тремя и более детьми в обществе изменилось — я больше нигде не слышу каких-то пренебрежительных высказываний о них. Наоборот, люди осознали: именно многодетные семьи — залог успешного демографического развития нашей страны. Вырабатывая меры поддержки таких семей, мы заботимся о будущем нашего государства. И, разумеется, сложно переоценить значение того, что Патриарх Московский и всея Руси Кирилл предложил определить статус многодетной семьи именно в федеральном законе, а Валентина Ивановна Матвиенко добавила, что в этом же едином законе нужно объединить все меры поддержки таких семей. Как сопредседатель Национальной родительской ассоциации, могу сказать, что защита многодетных семей — один из приоритетов государственной политики».

По ее словам, предложение патриарха и спикера Совета Федерации уже нашло отклик в обществе. «Я встречалась со своими избирателями из Зеленограда, которые присутствовали на Рождественских парламентских встречах, и знаете, они были в хорошем смысле слова потрясены. Одна многодетная мама мне рассказала, насколько им важно, что о них говорят на таком уровне, что о них заботятся, что скоро у них будет «свой», отдельный закон», — рассказала Зинаида Драгункина. И подчеркнула: мощный импульс дальнейшей работе в интересах семьи и детей придал Президент России Владимир Путин.

«На итоговом заседании Координационного совета по реализации Нацстратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы глава государства предложил ряд новых конкретных мер поддержки российской семьи и детей, — напомнила сенатор. — Это подтверждает постоянное личное внимание главы государства к вопросам семьи, материнства и детства, физического и нравственного здоровья детей, защите традиционных семейных ценностей».

В том, что в государственной сфере и в обществе произошел поворот в сторону проблем детей, активизировалась работа по их преодолению, важную роль играл президентский статус Национальной стратегии, утвержденный указом главы государства 1 июня 2012 года, в День защиты детей, считает Зинаида Драгункина. «В 2018 году мы вступили в Десятилетие детства, объявленное в нашей стране указом Президента России. Важно обеспечить преемственность с принятыми стратегическими документами в сфере детства и с учетом новых вызовов, объединяя усилия государства и общества, выстроить дальнейшую эффективную работу в интересах семьи и детей. Каждый ребенок должен чувствовать себя защищенным, нужным и искренне любимым, иметь возможность реализовать свои способности, состояться в жизни, созидать будущее своей страны. Благополучие семьи и детей — приоритетная сфера наших общенациональных интересов», — заявила она.

МНОГО ДЕТЕЙ — ЭТО СКОЛЬКО?

СПРАВКА Существующие меры господдержки многодетных семей

2011 год. Бесплатное предоставление земельного участка многодетным семьям, проживающим на территории региона не менее пяти лет. Предельные размеры участка устанавливаются региональным законом.

2012 год. Ежемесячная субсидия родителям на оплату детского сада.
Размер выплаты устанавливается в регионе. При этом в федеральном законодательстве закреплен нижний порог субсидии: 20 процентов среднего размера родительской платы за государственные и муниципальные детсады в данном субъекте на первого ребенка, 50 процентов — на второго, 70 процентов — на третьего.

2014 год. Меры социальной поддержки по обеспечению жильем (взамен бесплатного предоставления земельного участка). Основания — граждане должны состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания встать на этот учет.

2017 год. Программа поддержи многодетных семей с 1 января 2018 года. О начале ее реализации объявил Президент России Владимир Путин на заседании Координационного совета по реализации Национальной стратегии действий в интересах детей.

«Идея единого закона для многодетных семей возникла не спонтанно, — напомнила член Комитета Совета Федерации по социальной политике Елена Попова. — Важно, чтобы многодетные семьи, приезжая, к примеру, из Новосибирска в Москву, имели те же самые льготы и скидки при посещение музеев или проезде в метрополитене».

Почему же до сих пор не удалось сделать лучшие практики шаблоном? «В данном случае важно вспомнить об указе президента от 1992 года о мерах социальной поддержки многодетным семьям», — сказала сенатор. Именно этот документ предписывает, что статус многодетной семьи определяют власти субъектов Федерации, они же закрепляют это понятие в региональных законах. То есть в одном регионе многодетной может считаться семья с тремя детьми, а в соседнем — с пятью. Этот же указ подразумевает, что в каждой области, крае и республике могут быть свои законодательные акты, регулирующие меры поддержки многодетных. Также документ определяет минимальный список льгот, но это носит скорее декларативный характер, поскольку в нем не содержится конкретного механизма их реализации. «Проблема в том, что указ не является федеральным законом и не подлежит отмене, — отметила Елена Попова. — В связи с этим мы договорились промониторить и выбрать лучшие практики субъектов в этой сфере. Именно они и попадут в единый федеральный закон».

При этом сенаторы не забывают и о принятой в 2016 году законодательной инициативе о разграничении полномочий между различными уровнями власти. «Исходя из этого, мы не всегда можем спустить регионам новые обязательства, — отметила сенатор. — Зачастую мы просто даем им право принять на своей территории дополнительные законы».

Еще одна проблема, по мнению Елены Поповой, — это отсутствие контролирующего органа, который мог бы отслеживать политику в отношении многодетных на всей территории России и указывать регионам на недостатки в их практиках. «Есть, конечно, контрольно-счетные палаты и координационные советы по оказанию помощи многодетным семьям, но они действуют далеко не везде, — пояснила она. — А в Министерстве труда и социальной защиты даже нет обособленного департамента, который бы отвечал за поддержку многодетных. Но если мы говорим о том, что семьи с тремя и более детьми — это оплот России, что впереди — демографический провал и без увеличения числа многодетных мы эту проблему не решим, конечно, эту ситуацию нужно менять». Здесь также мог бы помочь единый федеральный закон.

НЕЛЕГКАЯ РАБОТА

Легкой работы по созданию указанного нормативного акта не будет, прогнозируют в Совете Федерации. «Скорее всего, нам придется создавать специализированную рабочую группу и перед ней будет поставлена достаточно сложная задача — проанализировать множество законов и аргументировать, почему те или иные практики лучшие», -отметил председатель Комитета по социальной политике Валерий Рязанский. При этом сенаторы пообещали не забыть о главном — прописать источники финансирования тех бонусов, которые попадут в единый федеральный закон.

«Важно, чтобы этот закон содержал конкретные меры поддержки, — призвал член Общественной палаты, руководитель рабочей группы по мониторингу законодательства и правоприменительной практики в сфере защиты прав детей и укрепления традиционных семейных ценностей Сергей Рыбальченко. — Если же он просто будет повторять указ президента от 1992 года, то мало что изменит в ситуации, связанной с улучшением положения многодетных семей».

В частности, по мнению эксперта, «было бы очень хорошо», если бы в федеральном законе было предусмотрено реальное пособие на каждого ребенка в многодетной семье, выплачиваемое до тех пор, пока младший не достигнет совершеннолетия. «В качестве положительного примера можно привести Сахалинскую область, в которой в 2011 году были введены дополнительные меры поддержки многодетных семей, в том числе выплата регионального пособия на каждого ребенка. Благодаря этому в области достигнуты существенные успехи, связанные с ростом рождаемости, — пояснил он. — Конечно, грандиозным достижением будет, если такие меры будут закреплены федеральным законом». Не менее важно, по его мнению, закрепить на федеральном уровне критерии многодетности.

Льготы для многодетных семей

(из указа Президента РФ, 1992 год)

1. Скидка в размере не ниже 30 процентов установленной платы за пользование отоплением, водой, канализацией, газом и электроэнергией, а для семей, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления, — от стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению на данной территории.

2. Бесплатная выдача лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, для детей в возрасте до шести лет.

3. Бесплатный проезд на внутригородском транспорте (трамвай, троллейбус, метрополитен и автобус городских линий, кроме такси), а также в автобусах пригородных и внутрирайонных линий для учащихся общеобразовательных школ.

4. Прием детей в дошкольные учреждения в первую очередь.

5. Бесплатное питание (завтраки и обеды) для учащихся общеобразовательных и профессиональных учебных заведений за счет средств всеобуча и отчислений от их производственной деятельности и других внебюджетных отчислений.

6. Бесплатное обеспечение в соответствии с установленными нормативами школьной формой либо заменяющим ее комплектом детской одежды для посещения школьных занятий, а также спортивной формой на весь период обучения детей в общеобразовательной школе за счет средств всеобуча либо иных внебюджетных средств.

7. Один день в месяц для бесплатного посещения музеев, парков культуры и отдыха, а также выставок.

8. Содействие в предоставлении многодетным семьям льготных кредитов, дотаций, беспроцентных ссуд на приобретение строительных материалов и строительство жилья.

Еще по теме:

  • Перечисление отпускных и алименты С отпускных алименты удерживаются или нет Алименты — представляют из себя денежные средства, удерживаемые на основании законодательства РФ. Выплаты начисляются когда одному из членов семейства нужно уплачивать деньги на содержание других нетрудоспособных членов семьи. Удерживаются ли […]
  • Продажа залога от банков Реализация заложенного имущества Дорогие партнеры! АО «ОТП Банк» предоставляет вам возможность на выгодных условиях приобрести заложенное имущество: автотранспорт, недвижимость, а также спецтехнику и оборудование. Объекты недвижимости представлены в следующих городах: Омск […]
  • В приложении к иску 7 непроцессуальных ошибок при написании гражданского иска Адвокат (Адвокатская палата г. Москвы) специально для ГАРАНТ.РУ Обращению в суд за защитой нарушенных прав всегда предшествует стадия подготовки и предъявления иска. Статьи 131-132 ГПК РФ и ст. 125-126 АПК РФ содержат требования […]
  • Приказ о перечне лиц имеющих право подписи You are here Приказ на право подписи Все хозяйственные операции должны оформляться первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах […]
  • Исковое заявление о расторжении брака причины расторжения брака Причины развода в исковом заявлении о расторжении брака: что указать При подаче искового заявления в суд, всегда требуется указывать причину развода. Но что нужно указывать? Можно ли промолчать об истинной причине? Как правильно указывать причину, чтобы у судьи не возникало […]
  • Не так ли на английском правило Ох уж этот английский "Хвостатые" вопросы Многие из нас со школы знают, что существуют разные типы вопросительных предложений: общие, специальные, альтернативные, к подлежащему, разделительные. Разделительные вопросы — это обычные предложения, но со специальным "хвостиком". Хвостику […]
  • Приказы минздравсоцразвития по беременности Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря […]
  • Проверка полиса осаго по датам Проверка полиса осаго по датам Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Проверка полиса ОСАГО по номеру автомобиля на официальном сайте РСА По базе Российского союза автостраховщиков (РСА). - убедиться, что […]