Преступления против порядка управления и их виды

ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПОРЯДКА УПРАВЛЕНИЯ

Понятие, система и юридическая характеристика преступлений против порядка управления

Преступления против порядка управления — это предусмотренные статьями [317-3301] гл. 32 УК умышленные общественно опасные деяния (действия или бездействие), посягающие на установленный порядок деятельности органов государственного управления вследствие противодействия должностным лицам или невыполнения их требований и причиняющие вред либо создающие угрозу причинения вреда охраняемым законом интересам личности, организаций, государства.

Система преступлений против порядка управления (по объекту преступного посягательства) включает:

— преступления, посягающие на честь, достоинство, свободу, здоровье, жизнь человека (см. ст. 317-321, частично ст. 330 УК);

— преступления, посягающие на порядок обеспечения российской государственности (см. ст. 322, 322323, 328, 329 УК);

— преступления, посягающие на установленный порядок изготовления или использования документов, бланков, штампов, печатей, наград, знаков соответствия, осуществления права собственности, исполнения обязанностей по представлению документов (см. ст. 324-3271, частично ст. 330, ст. 3301 УК).

Общественная опасность данных преступлений заключается в подрыве установленной законом деятельности государственных органов и учреждений, создании этим угрозы причинения вреда их представителям, в нанесении вреда иным правоохраняемым интересам.

Основным объектом преступных посягательств является установленный законом порядок управления. Возможны дополнительные объекты — жизнь человека (см. ст. 317 УК), его физическая неприкосновенность (см. ст. 321 УК), честь, достоинство (см. ст. 319 УК). В качестве факультативных объектов можно выделить жизнь, здоровье (см. ч. 3 ст. 321 УК), собственность (см. ч. 2 ст. 320 УК) потерпевшего; межгосударственные отношения (см. ч. 2 ст. 323 УК). Факультативными объектами наряду с физической неприкосновенностью личности, со здоровьем человека (см. ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 330 УК) могут стать и прочие конституционные права и свободы гражданина (см. ст. 330 УК).

Преступные деяния, ответственность за которые предусмотрена ст. 320, 324-3271, 329 УК, являются предметными. Предметами посягательства могут быть сведения о фактах на соответствующем материальном носителе, официальные документы и государственные награды (см. ст. 324, 327 УК), наряду с официальными документами штампы, печати, марки акцизного сбора, специальные марки и знаки соответствия, защищенные от подделок (см. ст. 325, 327, 3271 УК), транспортное средство и его части с соответствующим идентификационным номером, государственный регистрационный знак транспортного средства (см. ст. 326 УК), Государственные герб и флаг РФ (см. ст. 329 УК).

Объективная сторона составов преступлений выражается деянием, как правило, в форме действия. Активное преступное поведение имеет место, например, в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа (см. ст. 317 УК), применении насилия в отношении представителя власти (см. ст. 318 УК), его оскорблении (см. ст. 319 УК). Уклонение от прохождения военной или альтернативной гражданской службы (см. ст. 328 УК), злостное уклонение от исполнения обязанностей, определенных законодательством РФ о некоммерческих организациях, выполняющих функции иностранного агента (см. ст. 3301 УК), могут осуществляться в форме как действия, так и бездействия.

По законодательной конструкции составы преступлений являются, как правило, формальными. Преступления окончены (составами) в момент осуществления соответствующих общественно опасных действий или бездействия независимо от наступления материальных общественно опасных последствий.

Материальную конструкцию имеют составы преступлений, предусмотренные ч. 2 ст. 320, ч. 2 ст. 323, ч. 2, 3 ст. 325 УК. Преступления окончены (составами) в момент наступления соответствующего материального общественно опасного последствия.

Составы преступлений, отраженные в ч. 2 ст. 318, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 1 ст. 323, ч. 1 ст. 325, ст. 326, 330 УК, — формально-материальные. Преступления окончены (составами) либо в момент наступления материального общественно опасного последствия (в частности, причинения вреда здоровью человека, нанесения имущественного ущерба собственнику), либо в момент наступления нематериального общественно опасного последствия (например, причинения морального вреда потерпевшему, нанесения вреда деловой репутации организации).

Распространено суждение о том, что закрепленный в ст. 317 УК состав преступления по законодательной конструкции является усеченным. Однако некоторые сомнения на сей счет вносит охватываемая диспозицией нормы, закрепленной в данной статье, альтернативная покушению на жизнь возможность причинения потерпевшему лицу смерти. По-видимому, состав посягательства на жизнь сотрудника правоохранительного органа сконструирован по типу формально-материальных. Преступление окончено (составом) в момент покушения на жизнь или наступления смерти потерпевшего.

Субъект преступных посягательств, как правило, общий, т.е. физическое вменяемое лицо, достигшее к моменту совершения преступления 16-летнего возраста.

Специальные субъекты определены в ст. 320, ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 3221, ч. 2 ст. 326, ст. 328, 3301 УК. Ими могут быть: лицо, которому доверены сведения о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа, а также его близких (см. ст. 320 УК), участник преступной группы (см. ч. 3 ст. 321, ч. 2 ст. 322, ч. 2 ст. 3221, ч. 2 ст. 326 УК), призывник на военную службу или гражданин, которому предписано пройти альтернативную гражданскую службу (см. ст. 328 УК), лицо, обязанное в силу закона представлять документы, необходимых для включения в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента (см. ст. 3301 УК).

Субъективная сторона составов преступлений характеризуется виной в форме умысла, как правило, прямого. На квалификацию деяния как преступления могут повлиять цели, мотивы противоправного поведения лица (см. ст. 317, 320, 321, п. «б» ч. 2 ст. 3221, 323, 325-3271 УК).

Преступления против порядка управления и их виды

Лекция 36. Преступления против порядка управления

1. Понятие и виды преступлений против порядка управления
2. Посягательства на представителей власти
3. Посягательства на неприкосновенность Государственной границы
4. Посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами
5. Посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы
6. Посягательства на авторитет государства
7. Посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав

1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Важным условием нормального функционирования общества является управление людьми, осуществляемое властными органами и их работниками — должностными лицами, в том числе представителями власти. В процессе управленческой деятельности возникают многообразные отношения, которые можно разделить на две группы: внутренние отношения в органах управления и отношения органов управления с гражданами. Все преступления, посягающие на эти отношения, являются преступлениями против государственной власти (разд. X), однако в первом случае речь идет о преступлениях против интересов государственной службы (гл. 30), а во втором — против порядка управления (гл. 32). Поэтому основным объектом группы деяний, предусмотренной гл. 32, признается нормальная деятельность органов государственного управления в той ее части, в которой указанными деяниями нарушаются отношения между этими органами и гражданами.
Еще одно отличие между сопоставляемыми главами заключается в том, кто выступает в роли нарушителя: субъектами составов гл. 30 являются должностные лица, а гл. 32 — граждане, не обладающие полномочиями в сфере управления.
Таким образом, преступления против порядка управления — это посягательства на управленческие отношения, совершенные гражданами, не являющимися субъектами управления.
Весьма близкими к этим преступлениям являются административно-правовые деликты, о чем свидетельствует частое перемещение правонарушений из уголовного права в административное и наоборот. О тесной связи между этими отраслями свидетельствует наличие в КоАП РФ специальной гл. 19, предусматривающей ответственность за посягательства на порядок управления, которые отличаются от соответствующих преступлений главным образом степенью опасности. Например, в обоих кодексах есть ответственность за самоуправство, которое в зависимости от того, был ли причиненный вред существенным, признается либо преступлением (ст. 330 УК РФ), либо проступком (ст. 19.1 КоАП РФ).
Из-за широты понятия “порядок управления” возникают трудности при классификации норм данной главы. Наиболее целесообразной представляется классификация, основанная на объектах посягательства — составных частях порядка управления, условиях нормального функционирования его механизма. Такая классификация выглядит следующим образом:
1) посягательства на представителей власти:
— посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ);
— применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК РФ);
— оскорбление представителя власти (ст. 319 УК РФ);
— разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица
правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК РФ);
— дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК РФ);
2) посягательства на неприкосновенность Государственной границы:
— незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК РФ);
— противоправное изменение Государственной границы (ст. 323 УК РФ);
3) посягательства на порядок обращения с документами и государственными наградами:
— приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК РФ);
— похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК РФ);
— подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК РФ);
— подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК РФ);
— изготовление, сбыт поддельных марок акцизного сбора, специальных марок или знаков соответствия или их использование (ст. 3271 УК РФ);
4) посягательства на порядок комплектования Вооруженных Сил и прохождения альтернативной службы:
— уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК РФ);
5) посягательства на авторитет государства:
— надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК РФ);
6) посягательства на порядок осуществления гражданами своих прав:
— самоуправство (ст. 330 УК РФ).
Таким образом, преступления против порядка управления представляют собой деяния, посягающие на нормальную деятельность органов государственного управления по выполнению ими управленческих функций, совершаемые гражданами (частными лицами). Эти деяния отличаются от преступлений против интересов государственной службы главным образом по субъекту, а от административных правонарушений — по степени общественной опасности.

Понятие и виды преступлений против порядка управления

Работа государственных органов регулируется конституционным, административным, финансовым, гражданским и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, они могут причинить значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к преступлениям против порядка управления.

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.

Родовым объектом преступления против порядка управления является нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также нормальная деятельность должностных лиц.

Исходя из непосредственных объектов, все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы.

1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата: а) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК);
б) применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК);
в) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК);
г) оскорбление представителя власти (ст. 319 УК);
д) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК);
е) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК);
ж) приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК).

2. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: а) незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК);
б) противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК);
в) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК);
г) самоуправство (ст. 330 УК).

3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: а) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК);
б) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК);
в) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК).

§ 1. Понятие и виды преступлений против порядка управления

Работа государственных органов регулируется конституционным, административным, финансовым, гражданским и другими отраслями права. Посредством уголовного права охраняются наиболее ценные отношения, возникающие в связи с осуществлением нормальной деятельности государственного аппарата. Посягательства на нормальную деятельность органов законодательной и исполнительной власти препятствуют выполнению их функций, они могут причинить значительный вред порядку управления. Наиболее опасные посягательства такого рода законодатель относит к преступлениям против порядка управления.

К преступлениям против порядка управления относятся деяния, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата и сопряженные с совершением насильственных действий над должностными лицами, препятствующие их деятельности.

Родовым объектом преступления против порядка управления является нормальная деятельность государства и его аппарата: органов законодательной и исполнительной власти, а также нормальная деятельность должностных лиц.

Исходя из непосредственных объектов, все преступления против порядка управления можно разделить на следующие группы.

1. Преступления, посягающие на нормальную деятельность государственного аппарата: а) надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации (ст. 329 УК); б) применение насилия в отношении представителя власти (ст. 318 УК); в) посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); г) оскорбление представителя власти (ст. 319 УК); д) разглашение сведений о мерах безопасности, применяемых в отношении должностного лица правоохранительного или контролирующего органа (ст. 320 УК); е) дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321 УК); ж) .приобретение или сбыт официальных документов и государственных наград (ст. 324 УК).

2. Преступления, посягающие на общественные отношения, установленные специальными правилами для обеспечения порядка управления: а) незаконное пересечение Государственной границы Российской Федерации (ст. 322 УК); б) противоправное изменение Государственной границы Российской Федерации (ст. 323 УК); в) уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы (ст. 328 УК); г) самоуправство (ст. 330 УК).

3. Преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации: а) похищение или повреждение документов, штампов, печатей (ст. 325 УК); б) подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков (ст. 327 УК); в) подделка или уничтожение идентификационного номера транспортного средства (ст. 326 УК).

Преступления против порядка управления

В результате изучения данной темы студент должен:

знать

• понятие и систему преступлений против порядка управления;

• особенности квалификации данных преступлений;

• проблемы установления признаков объективной и субъективной стороны составов преступлений против порядка управления;

• основные понятия, характеризующие основные элементы данного вида преступлений;

уметь

• квалифицировать преступления против порядка управления с учетом присущих соответствующим составам преступлений особенностей;

владеть

• навыками применения норм об ответственности за преступления против порядка управления с учетом отдельных бланкетных элементов нормативного материала;

• понятийным аппаратом, необходимым для квалификации рассматриваемых деяний.

Понятие и виды преступления против порядка управления

Выполнение гражданами предписаний российских законов и основанных на них нормативных правовых актов органов государственной власти, приказов и распоряжений их должностных лиц – необходимое условие нормальной деятельности органов государственной власти и управления. Любые посягательства на порядок управления, а тем более преступные, существенно нарушают нормальную деятельность указанных органов, подрывают их авторитет. Нередко эти преступления сопровождаются насилием над представителями власти, что еще более усугубляет тяжесть рассматриваемой категории преступлений.

Порядок управления в нашей стране призван, в сущности, обеспечивать государственную власть, которая должна решать разнообразные экономические, социальные, культурные и другие проблемы общества, в том числе предупреждать преступления. Опасность посягательств на порядок управления заключается в том, что они нарушают нормальную, планомерную деятельность органов государственной власти по обеспечению нужд населения, а порой подрывают ее авторитет, что негативно сказывается на общественном мнении. Таким образом, преступления против порядка управления носят комплексный характер: наряду с общеуголовной природой в них проявляются и политические черты.

Родовым объектом преступлений против порядка управления признаются отношения, обеспечивающие государственную власть. Видовой объект – отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов государства, которая осуществляется на правомерной основе.

Отношения в сфере исполнительной и распорядительной деятельности органов государства нарушаются и при совершении должностных преступлений, однако объект должностных преступлений значительно шире объекта преступлений, против порядка управления. Последний входит в рамки первого как часть в целое. Кроме того, субъектом преступлений в сфере должностных отношений является преимущественно должностное лицо, тогда как субъектом преступлений против порядка управления выступает частное лицо. Этими параметрами и отличаются два вида названных преступных посягательств.

Объективная сторона преступлений против порядка управления представляет собой совокупность деяний, которые по своим признакам (момент окончания деяния) относятся к формальным составам. Исключениями являются ст. 325 и 330, которые законодатель сконструировал как материальные.

Субъективная сторона характеризуется преимущественно прямым умыслом, поскольку многие составы преступлений содержат указание на специальную цель.

Субъект преступления – физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, за исключением преступления, предусмотренного ст. 328, поскольку на военную службу призываются лица, достигшие 17-летнего возраста (речь идет в данном случае о приеме в военные училища).

Преступления против порядка управления целесообразно квалифицировать в зависимости от непосредственного объекта. Такая схема позволяет выделить четыре категории рассматриваемых преступлений.

1. Группа преступлений, посягающих на субъектов управленческой деятельности (ст. 317–321 УК РФ).

2. Группа преступлений, посягающих на отношения, связанные с обеспечением режима Государственной границы РФ (ст. 322, 322.1-322.3, 323 УК РФ).

3. Группа преступлений, посягающих на предметы управленческой деятельности (ст. 324–327.1, 329 УК РФ).

4. Группа преступлений, посягающих на содержание управленческой деятельности (ст. 328, 330, 330.1 УК РФ).

Еще по теме:

  • Льготы на оплату садика матерям одиночкам Льготы матерям — одиночкам: следуем букве закона Одинокая мама в наше время не редкость. Социологи спорят о причинах столь массового развала семей. Кто-то грешит на феминизацию общества. Кто-то обвиняет безответственных мужчин, которые привыкли перекладывать весь груз ответственности на […]
  • Приказ 668 от 2011 Приказ министра внутренних дел России, значительно усиливающий гражданский контроль над полицией О порядке посещения без специального разрешения членами общественных советов при Министерстве внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органах помещений, занимаемых органами […]
  • Граждане имеют право на защиту их жизни Статья 24 Конституции РФ 1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. 2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с […]
  • Как восстановить право на собственность Восстановление права собственности Обычно для восстановления права собственности самый надежный вариант - обращаться в суд. Хотя есть и ряд исключений. Справочный тел. (812) 939-31-93 Вот наиболее частные варианты восстановления права собственности: наследование; гражданские дела; […]
  • Налог на имущество шпаргалка 57. Налог на имущество организаций Налог на имущество организаций относится к региональным налогам, устанавливается НК и региональными законами, вводится в действие в соответствии с законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего […]
  • Сколько семей получили материнский капитал Сайт о программе Материнский капитал — новости и изменения В настоящее время в России действует федеральная программа «Материнский капитал», принятая еще в 2006 году и начавшая действовать c 01.01.2007. Этот проект призван повысить рождаемость в нашей стране и оказать сопутствующую […]
  • Среднемесячная пенсия Средняя пенсия в 2018 году превысит 14 тысяч рублей в месяц Госдума приняла в первом чтении проект бюджета Пенсионного фонда на 2018 - 2020 годы. Как следует из документа, расходы на пенсионное обеспечение в следующем году вырастут на 279 млрд. рублей - до 7,15 трлн. А расходы на […]
  • Пособия гражданам имеющим детей документы Финансово-экономическая деятельность Пособие по беременности и родам. Категория граждан: женщины-военнослужащие, проходящие военную службу по контракту. Нормативные правовые акты: статьи 6 – 8 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, […]