Деятельность суда в россии

Содержание страницы:

Деятельность Верховного Суда РФ в случае его объединения с ВАС РФ будет регулироваться отдельным законом

Президент РФ внес в Госдуму пакет законопроектов о поправках в законодательство, обусловленных предполагаемым объединением Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ.

Напомним, предусматривающий такое объединение проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации» уже прошел второе чтение в Госдуме.

Согласно предлагаемой новой редакции ст. 126 Конституции РФ Верховный Суд РФ является высшим судебным органом по гражданским делам, делам по разрешению экономических споров, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам, образованным в соответствии с федеральным конституционным законом, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за деятельностью этих судов и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Поскольку в соответствии с этим новым статусом ВС РФ будет осуществлять судебный надзор за деятельностью не только судов общей юрисдикции, но и арбитражных судов, он более не будет относиться к судам общей юрисдикции. В связи с этим для регламентации полномочий, порядка формирования и деятельности этого суда необходимо принятие отдельного федерального конституционного закона – «О Верховном Суде Российской Федерации». Проект такого закона входит в пакет документов, внесенных вчера президентом в Госдуму.

Законопроектом регулируются вопросы обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации, включая финансовое и материально-техническое обеспечение.

Также документом предусматривается образование Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ в связи с тем, что к полномочиям суда будет дополнительно отнесено рассмотрение судебных дел по разрешению экономических споров, подсудных ВАС РФ. Определено, что общая численность судей Верховного Суда РФ составляет 170 судей.

Местом нахождения ВС РФ определен Санкт-Петербург, однако для обеспечения постоянной его связи с иными органами власти предусматривается создание представительства суда в Москве. Причем дата начала осуществления ВС РФ своих полномочий в Санкт-Петербурге должна быть установлена Президентом РФ по согласованию с самим судом, а до наступления указанной даты он будет осуществлять свои полномочия в Москве.

В случае принятия указанный федеральный конституционный закон вступит в силу через шесть месяцев после дня вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», а положения, определяющие состав суда – со дня вступления в силу названного закона.

Второй внесенный президентом законопроект определяет порядок отбора кандидатов в первоначальный состав ВС РФ. Он устанавливает порядок и сроки формирования Специальной квалификационной коллегии по отбору кандидатов на должности судей ВС РФ и порядок этого отбора, а также порядок и сроки избрания членов Специальной экзаменационной комиссии по приему квалификационного экзамена на должность судьи ВС РФ.

Также в документе закреплены требования к кандидатам на должности судей Верховного Суда РФ, предусмотрены перечни документов, необходимых для сдачи квалификационного экзамена и участия в конкурсе, определена процедура проведения квалификационного экзамена.

Предполагается, что в случае принятия данного федерального закона он вступит в силу одновременно с Законом РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

Третий внесенный законопроект предусматривает поправки в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации». Так, в ст. 19 закона предлагается закрепить положение о том, что Верховный Суд Российской Федерации рассматривает гражданские дела, дела по разрешению экономических споров, уголовные, административные и иные дела, подсудные указанным судам, в качестве суда надзорной инстанции, а также в пределах своей компетенции в качестве суда апелляционной и кассационной инстанций. Кроме того, ВС РФ рассматривает отнесенные к его подсудности дела в качестве суда первой инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам.

Также законопроектом предусматривается, что полномочия, порядок образования и деятельности ВС РФ будут устанавливаться отдельным федеральным конституционным законом о Верховном Суде Российской Федерации (проект которого описан выше).

В связи с тем, что ВС РФ будет осуществлять судебный надзор за деятельностью как судов общей юрисдикции, так и арбитражных судов и не будет относиться к системе судов общей юрисдикции, необходимо внести соответствующие изменения в ст. 4 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», устанавливающую перечень видов федеральных судов.

Федеральный конституционный закон в случае его принятия должен вступить в силу через шесть месяцев после вступления в силу Закона РФ о поправке к Конституции РФ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации».

С текстами законопроектов № 390470-6 «О Верховном Суде Российской Федерации», № 390479-6 «О порядке отбора кандидатов в первоначальный состав Верховного Суда Российской Федерации, образованного в соответствии с Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», № 390478-6 «О внесении изменений в Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» можно ознакомиться на нашем сайте.

Обеспечение безопасности судебной деятельности

В соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»:
Судебный департамент принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
орган Судебного департамента в субъекте Российской Федерации принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей;
администратор суда организует охрану здания, помещений и другого имущества суда в нерабочее время.

Обеспечение надлежащего уровня безопасности судебной деятельности осуществляется в соответствии с Концепцией обеспечения безопасности федеральных судов общей юрисдикции техническими системами и средствами защиты (одобрена постановлениями Президиума Совета судей Российской Федерации от 19.10.2006 № 98 и от 23.05.2011 № 262).

Меры по обеспечению в зданиях (помещениях) судов условий безопасности при отправлении правосудия осуществляются по следующим НАПРАВЛЕНИЯМ:

• Организация (на основе взаимодействия с Федеральной службы судебных приставов) исполнения судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов функций по обеспечению безопасности защищаемых лиц в помещении судов, а также в иных помещениях, где проводится судебное заседание, в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 1997 года № 118-ФЗ «О судебных приставах» и Инструкцией о порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда, судьи или председательствующего в судебном заседании и взаимодействия судебных приставов с должностными лицами и гражданами при исполнении обязанностей по обеспечению установленного порядка деятельности судов и участия в исполнительной деятельности (согласована с Высшим Арбитражным Судом РФ и Верховным Судом РФ; утверждена приказом Минюста РФ от 3 августа 1999 г. № 226).

Арбитражный суд Свердловской области

О проведении информационной сессии, посвященной вопросам применения положений АПК РФ об упрощенном и приказном производстве, а также положений главы 9 АПК РФ, касающихся судебных расходов

Второй этап конкурса с целью формирования кадрового резерва на должность старшего специалиста 2 разряда отдела обеспечения судопроизводства по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений

Объявлен конкурс с целью формирования кадрового резерва старшей группы должностей (секретарь судебного заседания, специалист) Арбитражного суда Свердловской области

Деятельность суда

В соответствии со статьей З6 Федерального Конституционного закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», арбитражный суд Свердловской области:

  • рассматривает в первой инстанции все дела, подведомственные арбитражным судам в Российской Федерации, за исключением дел, отнесенных к компетенции Верховного Суда Российской Федерации, арбитражных судов округов и специализированных арбитражных судов,
  • пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
  • обращается в Конституционный Суд Российской Федерации с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
  • изучает и обобщает судебную практику;
  • подготавливает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов;
  • анализирует судебную статистику;

При Арбитражном суде Свердловской области действует Научно-Консультативный Совет

Деятельность суда в россии

Оценка эффективности судебной системы в представлениях граждан России является одним из ключевых показателей становления института судебной власти как основного доступного механизма правовой защиты в стране.

В последние годы исследователи общественного мнения в России отмечают, что в массовом сознании россиян сформировался устойчивый негативный образ судов и судебной системы в целом. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), в рейтинге доверия основным политическим и государственным институтам (включая органы федеральной и местной власти, правоохранительные органы, СМИ, политические и общественные организации) судебная система устойчиво занимает лишь 9-10-е место из 14. В основе такого восприятия населением судебной системы лежат как факторы объективного порядка (организационные, кадровые, финансовые проблемы судов, известные в обществе практики нарушения прав граждан и т.д.), так и субъективные обстоятельства, в том числе низкий уровень информированности граждан о работе судебной системы в целом, в значительной степени обусловленный как отсутствием доступной информации о работе судебных органов для широких слоев населения, так и отсутствием интереса значительной части населения в подобного рода информации.

Цель исследования: исследование восприятия и отношение населения России к судебной системе и принципам ее функционирования в современной России, оценки уровня защиты прав и свобод граждан, обеспечиваемый судебной защитой, представлений и установок в отношении реформирования судебной системы.

Методика исследования: количественный опрос, персональное интервью по месту жительства респондентов с использованием формализованной анкеты.

Выборочная совокупность — случайная, бесповторная. Объем выборки 1579 респондентов.

Схема реализации выборочной совокупности обеспечивала многоступенчатую стратифицированную территориальную случайную выборку респондентов и репрезентирует взрослое (старше 18 лет) население России по полу, возрасту, образованию и типу населенного пункта, в котором проживает респондент, а также представленность федеральных округов Российской Федерации. Опрос проводился в 46 регионах страны, 153 точках опроса, в том числе число точек опроса в городах составило 90, в сельских населенных пунктах -63. Статистическая погрешность данных не превышает 3,4%.

Опрос респондентов был реализован методом формализованного интервью, при котором интервьюер устно задает вопросы, зачитывает варианты ответов и собственноручно фиксирует ответы, отмечая номера соответствующих кодовых позиций в анкете. В случае открытых вопросов интервьюер разборчиво записывает за респондентом его высказывание.

  1. Описание исследования
  2. Оценка уровня информированности населения россии о работе судов
  3. Оценка деятельности судов
  4. Информированность граждан о судебной реформе и их оценки результатов реформирования
  5. Уровень информированности населения россии о деятельности европейского суда
  6. Сравнительные оценки работы российского суда и европейского суда

Принципы организации и деятельности судебной власти в Российской Федерации

Принципы организации и деятельности судебной власти закреплены в универсальных международных документах (Всеобщая декларация прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах), в Конституции РФ и отраслевом процессуальном законодательстве.

Условно данные принципы разделяют на две группы, в совокупности образующие систему демократических основ правосудия:

– общие принципы организации и деятельности судебной власти как ветви государственной власти;

– специальные принципы организации и функционирования судебной власти [1] .

К общим основополагающим началам относятся следующие принципы:

1. Принцип конституционности и законности, который заключается в точном и неукоснительном соблюдении при организации судебной власти и в деятельности судов Конституции РФ и принимаемых в соответствии с ней законов, иных правовых актов.

Основные положения данного принципа закреплены в ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, где сказано, что органы государственной власти, ораны местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ; в ч. 3 ст. 118 Конституции РФ обозначено, что судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом, а согласно ст. 120 Конституции РФ суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

2. Принцип самостоятельности и независимости предполагает внешнюю и внутреннюю автономию судебной власти, что гарантируется существованием определенного круга функций и полномочий, стабильным функционированием системы органов судебной власти; особенностями статуса судьи как носителя судебной власти, наличием необходимых материальных ресурсов для организации и деятельности судебной власти. Суды осуществляют судебную власть самостоятельно, независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону. Установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа, а равно должностного лица Конституции РФ, федеральному конституционному закону, федерал [.ному закону, общепризнанным принципам и нормам международного права, международному договору РФ, конституции (уставу) субъекта РФ, закону субъекта РФ, суд принимает решение в соответствии с правовыми положениями, имеющими наибольшую юридическую силу. В Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовые акты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей. Лица, виновные в оказании незаконного воздействия на судей, присяжных, и арбитражных заседателей, участвующих в осуществлении правосудия, а также в ином вмешательстве в деятельность суда, несут определенную юридическую ответственность. Присвоение властных полномочий суда наказывается в соответствии с уголовным законом.

3. Принцип государственного (бюджетного) финансирования закреплен в ст. 124 Конституции РФ и заключается в том, что финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия. Федеральный закон от 10 февраля 1999 г. № ЗО-ФЗ «О финансировании судов Российской Федерации» регламентирует финансовые основы обеспечения и деятельности российских судов. Для судов общей юрисдикции в этих целях создан специальный орган – Судебный департамент при Верховном Суде РФ.

4. Принцип федерализма определяется особенностями государственного устройства Российской Федерации и реализуется в возможностях ее составных частей участвовать в решении вопросов организации и осуществления судебной власти, а также в существовании двух уровней судебной власти: федеральных и субъектов РФ.

Согласно п. «л» и «н» ст. 72 Конституции РФ к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов отнесены вопросы комплектования кадров судебных органов и установление общих принципов организации системы органов государственной власти, в том числе и судебной.

5. Принцип единства означает, что в целом в Российской Федерации функционирует единая судебная система в виде определенных судебных органов – судов, деятельность которых основывается на соблюдении единых правил судопроизводства; применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ; признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных решений, вступивших в законную силу; законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

К специальным принципам относятся:

– принципы статуса судьи;

Судопроизводство ведется на основе определенных принципов, которые выражают сущность этого процесса по разрешению юридических дел: осуществление правосудия только судом и разрешение дела надлежащим судом; обеспечение конституционного права на судебную защиту (доступ к правосудию); самостоятельность и независимость суда как органа правосудия; открытость суда и судебной деятельности; гласность; свобода выбора языка общения в судопроизводстве; состязательность и равноправие сторон; объективность и беспристрастность суда; непрерывность производства; участие граждан в судопроизводстве (арбитражные и присяжные заседатели); процессуальная экономия; право быть судимым без неоправданной задержки; безусловное исполнение судебных решений; обязательное исправление судебных ошибок [2] .

К принципам судоустройства относятся: автономность системы судебных органов и осуществление правосудия только судом, универсальность судебной защиты, доступность правосудия, публичность судебной власти, открытость судебной власти, участие общественности в осуществлении правосудия.

К принципам статуса судьи относятся: независимость, несменяемость и неприкосновенность. Данные принципы закреплены в ст. 120, 121 и 122 Конституции РФ.

  • [1] См.: Анишина В. И. Основы судебной власти и правосудия в Российской Федерации: курс лекций. М.: Эксмо, 2008.
  • [2] См.: Правоохранительные и судебные органы России / под ред. Н. А. Петухова, А. С. Мамыкина. М., 2010; Конституционное право Российской Федерации / под ред. Н. В. Витрука. М., 2010.

Еще по теме:

  • Меркурий 130 сделать возврат Меркурий 130Ф инструкция кассира Содержание: Видео: руководство кассира Меркурий-130Ф Клавиатура Меркурий-130Ф Пробитие чеков Перед пробитием чека нужно войти в кассовый режим включите кассовый аппарат нажмите ИТ → ИТ на экране отобразится КАССОВЫЙ РЕЖИМ нажать ИТ ввести пароль […]
  • Причины развода что писать Причины развода в исковом заявлении Задайте вопрос юристу бесплатно! Кратко опишите в форме вашу проблему, юрист БЕСПЛАТНО подготовит ответ и перезвонит в течение 5 минут! Решим любой вопрос! Все данные будут переданы по защищенному каналу Заполните форму, и уже через 5 минут с вами […]
  • Разрешение на пользование картой Услуги торгового эквайринга. Организация приема платежей банковскими картами на предприятии Согласно данным статистики количество владельцев банковских карт в России неуклонно растет. Так, по результатам исследования, проведенного Центральным банком России, в 2015 году количество […]
  • Ст 1592 ч 3 ук рф Статья 159.2. Мошенничество при получении выплат 1. Мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем […]
  • Какие пошлины в суде общей юрисдикции Госпошлина в суд общей юрисдикции Актуально на: 28 июня 2017 г. О государственной пошлине в арбитражный суд мы рассказывали в нашей консультации. В этом материале расскажем о размерах госпошлины в суды общей юрисдикции. Расчет госпошлины в суд общей юрисдикции 2017 Размеры […]
  • Авторское право споры Топ-10 самых интересных споров по интеллектуальной собственности за полгода За прошедшие полгода в сфере интеллектуальной собственности рассмотрено больше тысячи споров, некоторые из которых содержат важные выводы. Например, Верховный суд сформировал новый подход, в соответствии с […]
  • Сладковский суд Сладковский суд Сладковский районный судТюменской области Уважаемые посетители! Приветствуем вас на официальном сайте Сладковского районного суда Тюменской области! Достижение высокого уровня гласности, открытости и прозрачности правосудия является важнейшим условием успешного развития […]
  • Сайт гибдд штрафы липецк Узнать штрафы гибдд липецк 20.03.2014 | автор: Ayan | Штрафы гибдд мопеды | Просмотров: 262 Быстрая загрузка: Узнать штрафы гибдд липецк Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим […]