Суды таможенных органов

Содержание страницы:

Представление интересов в суде

В настоящее время таможенные органы очень часто принимают неправомерные решения, ущемляющие интересы участников внешнеэкономической деятельности. Данная практика объясняется множеством причин, начиная от стремления выполнить план по сбору средств в бюджет и заканчивая элементарной некомпетентностью отдельных должностных лиц. Как правило, данные решения предполагают корректировку таможенной стоимости, изменение заявленного кода ТН ВЭД ТС в сторону увеличения пошлин, требование о предоставлении излишних документов при таможенном оформлении, необоснованные задержки выпуска товаров, необоснованный отказ в возврате таможенных платежей и т.п. Поэтому решения таможни по корректировке таможенной стоимости и решения по классификации товаров самые популярные по обжалованию в судебном порядке.

В связи с этим основной услугой в рамках нашей юридической практики является защита интересов клиентов при спорах с таможней в рамках судебного обжалования решений (действий, бездействий) таможенных органов. Именно этот способ обжалования является наиболее эффективным, так как согласно практике в большинстве случаев суды становятся на сторону участника ВЭД и отменяют решения таможенных органов.

В определенных случаях мы также предлагаем клиентам ведомственное обжалование (в вышестоящий таможенный орган).

Как показывает практика, общая стоимость наших услуг по обжалованию одного решения таможенного органа в значительной степени зависит от сложности вопроса и начинается от 40 тысяч рублей. При этом мы оказываем Вам полный комплекс услуг, включающий: составление жалобы, подготовку всех необходимых документов, прилагаемых к ней, направление их в суд (вышестоящий таможенный орган), участие в судебном заседании, проведение всех иных необходимых действий/мероприятий.

ВНИМАНИЕ! Таможенные органы могут применять неправомерные методы работы, и бороться этим в России всегда было сложно. Но эпоха безраздельного господства и правоты государственных структур все же отходит в прошлое! Наша задача – ускорить этот процесс. Защищайте свои интересы законными средствами!

ТАМОЖЕННЫЙ КОДЕКС — Глава 7. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ (БЕЗДЕЙСТВИЯ) ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ И ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ

Статья 45. Право на обжалование
1. Любое лицо вправе обжаловать решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, если такими решением, действием (бездействием), по мнению этого лица, нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.2. Отказ лица от права на обжалование решения, действия (бездействия) таможенного органа или его должностного лица недействителен.

Статья 46. Порядок обжалования
1. Решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц могут быть обжалованы в таможенные органы и (или) в суд, арбитражный суд.Подача жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в таможенные органы не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, поданная в таможенные органы и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.2. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяются законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и судопроизводстве в арбитражных судах.3. Порядок подачи, порядок рассмотрения и порядок разрешения направляемых в таможенные органы жалоб на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц устанавливаются настоящей главой и применяются в случае обжалования любых решений, действий (бездействия) таможенных органов или их должностных лиц, за исключением постановлений таможенных органов (должностных лиц таможенных органов) по делам об административных правонарушениях, а также иных решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, в отношении которых предусмотрен специальный порядок обжалования.

Статья 47. Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа подается в вышестоящий таможенный орган.Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа подается в таможенный орган, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — в вышестоящий таможенный орган.Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий таможенный орган, так и через таможенный орган, решение, действие (бездействие) которого или начальника которого обжалуется.2. Таможенный орган, на решение, действие (бездействие) которого или начальника которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий таможенный орган вместе с подтверждающими материалами в пятидневный срок со дня ее поступления.В случаях, когда таможенный орган, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее в трехдневный срок в таможенный орган, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением в письменной форме лица, подавшего жалобу.3. Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, подается в этот орган.

Статья 48. Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев:со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо незаконном возложении на него какой-либо обязанности;со дня истечения установленного срока для принятия таможенным органом или его должностным лицом решения или совершения действия, принятие или совершение которых предусмотрено в соответствии с настоящим Кодексом.

Статья 49. Восстановление срока для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. В случае пропуска по уважительным причинам срока для обжалования этот срок по заявлению лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может быть восстановлен таможенным органом, правомочным рассматривать эту жалобу.2. Восстановление пропущенного срока для обжалования выражается в фактическом принятии к рассмотрению жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица.

Статья 50. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, обратившимся с жалобой.2. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна содержать:наименование таможенного органа или должность, фамилию, имя и отчество должностного лица таможенного органа (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;фамилию, имя, отчество или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или местонахождение;существо обжалуемых решения, действия (бездействия).3. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может не представлять документы, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в таможенном органе, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, таможенный орган, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего. В этом случае срок рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица приостанавливается до представления лицом запрошенных таможенным органом документов, но не более чем на три месяца. В случае непредставления лицом запрошенных таможенным органом документов решение по указанной жалобе принимается без учета доводов, в подтверждение которых не были представлены документы.

Статья 51. Последствия подачи жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица
1. Подача жалобы на решение, действие таможенного органа или его должностного лица не приостанавливает исполнения обжалуемых решения, действия.2. При наличии достаточных оснований полагать, что обжалуемые решение, действие не соответствуют законодательству Российской Федерации, а также в случае, если неприостановление исполнения решения, действия может иметь необратимый характер, таможенный орган, рассматривающий жалобу, вправе полностью или частично приостановить исполнение обжалуемых решения, действия до принятия решения по существу жалобы.

Статья 52. Основания для отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу
1. Таможенный орган отказывает в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу в случае, если:
1) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо не обратилось с заявлением о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо заявление о восстановлении пропущенного срока для обжалования отклонено;
2) не соблюдены требования, установленные пунктами 1 и 2 статьи 50 настоящего Кодекса;
3) лицо уже обратилось с жалобой аналогичного содержания в суд и такая жалоба принята судом, арбитражным судом к рассмотрению либо по ней вынесено решение;
4) предметом указанной жалобы являются решение, действие (бездействие) органа, не являющегося таможенным органом, или должностного лица органа, не являющегося таможенным органом.2. Решение об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу должно быть принято не позднее трех дней со дня поступления указанной жалобы, а в случае, предусмотренном подпунктом 3 пункта 1 настоящей статьи, — со дня получения таможенным органом, рассматривающим эту жалобу, определения суда, арбитражного суда о принятии жалобы аналогичного содержания к рассмотрению или судебного решения.3. Решение таможенного органа об отказе в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица по существу может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Статья 53. Отзыв жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Лицо, обратившееся с жалобой на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, может отозвать ее в любой момент до принятия решения по жалобе.2. Повторная жалоба по тому же поводу может быть подана в пределах сроков, установленных статьей 48 настоящего Кодекса.

Статья 54. Таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным органом.2. Жалоба на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа рассматривается таможенным органом, в котором проходит службу (замещает государственную должность) это лицо, а жалоба на решение, действие (бездействие) начальника таможенного органа — вышестоящим таможенным органом.3. От имени таможенного органа решение по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимает начальник этого таможенного органа или должностное лицо, им уполномоченное. При этом рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица не может производиться должностным лицом, принявшим обжалуемое решение, совершившим обжалуемое действие (бездействие), или нижестоящим по отношению к нему должностным лицом.

Статья 55. Сроки рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Жалоба на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должна быть рассмотрена таможенным органом в течение одного месяца со дня ее поступления в таможенный орган, правомочный рассматривать указанную жалобу.2. Если таможенный орган, рассматривающий жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, признает необходимым продлить срок рассмотрения указанной жалобы, этот срок может быть продлен начальником этого таможенного органа, но не более чем еще на один месяц, о чем сообщается лицу, подавшему эту жалобу, в письменной форме с указанием причин продления.

Статья 56. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица
1. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица принимается в письменном виде по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. В таком решении должны быть указаны:наименование таможенного органа, рассмотревшего жалобу;должность, фамилия и инициалы должностного лица таможенного органа, принявшего решение по жалобе;фамилия и инициалы или наименование лица, обратившегося с жалобой;краткое изложение жалобы по существу;принятое по жалобе решение;доводы и основания принятого решения;сведения о порядке обжалования принятого решения.2. По результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица таможенный орган:
1) признает правомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица и отказывает в удовлетворении жалобы;
2) признает неправомерными решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично и принимает решение об удовлетворении жалобы полностью или частично.3. В случае удовлетворения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица полностью или частично таможенный орган:отменяет полностью или частично принятое таможенным органом или его должностным лицом решение;отменяет принятое таможенным органом или его должностным лицом решение и обязывает этот таможенный орган или его должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством Российской Федерации либо самостоятельно принимает такое решение, если его принятие относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу;признает действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица неправомерным и определяет меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений, либо самостоятельно совершает необходимые действия, если их совершение относится к компетенции таможенного органа, рассмотревшего жалобу.4. Действия по реализации решения таможенного органа об удовлетворении жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица должны быть совершены таможенным органом, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого признаны неправомерными, в течение 10 дней со дня поступления решения по указанной жалобе в этот орган, если в указанном решении не установлен иной срок для их совершения.5. Должностное лицо таможенного органа, рассматривающее жалобу на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица от имени таможенного органа, при обнаружении признаков виновного неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом таможенного органа возложенных на него должностных обязанностей принимает меры по привлечению этого должностного лица к дисциплинарной ответственности в установленном порядке.6. Копия решения, принятого по результатам рассмотрения жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, в пределах сроков, установленных статьей 55 настоящего Кодекса.7. Решение таможенного органа по жалобе на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица может быть обжаловано в вышестоящий таможенный орган или в суд, арбитражный суд.

Статья 57. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа
1. В упрощенном порядке могут быть обжалованы решение, действие (бездействие) должностного лица таможни или таможенного поста в связи с перемещением через таможенную границу товаров, стоимость которых не превышает 1,5 миллиона рублей, и (или) одного транспортного средства.2. Упрощенный порядок обжалования решения, действия (бездействия) должностного лица таможенного органа заключается в обращении лица с устной жалобой к вышестоящему должностному лицу соответственно таможни или таможенного поста, а в случае обжалования решения, действия (бездействия) начальника таможенного поста — к начальнику таможни, в регионе деятельности которой находится данный таможенный пост.3. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке осуществляется безотлагательно, и решение по ней принимается незамедлительно.4. При обжаловании в упрощенном порядке по желанию лица, обратившегося с жалобой на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа, должностным лицом таможенного органа, рассматривающим указанную жалобу, составляется акт о рассмотрении этой жалобы в упрощенном порядке, в котором указываются сведения о рассматривающем жалобу должностном лице таможенного органа, о лице, обратившемся с жалобой, краткое содержание жалобы и принятое решение. В случае отказа в рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке в этом акте указываются причины такого отказа. Форма акта определяется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Акт о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке подписывается должностным лицом таможенного органа, рассматривающим жалобу, и лицом, обратившимся с жалобой. Копия акта о рассмотрении жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке вручается лицу, обратившемуся с жалобой.5. Рассмотрение жалобы на решение, действие (бездействие) должностного лица таможенного органа в упрощенном порядке и принятие по ней решения не являются препятствием для подачи жалобы на решение, действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица в общем порядке.

Как стать победителем в таможенном споре?

Российские предприниматели называют себя «стреляными воробьями» — многие из них пережили «лихие 90-ые», кризисы 1998-го и 2008-го, санкционную войну (которая, кстати, еще не закончена). Отечественного бизнесмена трудно выбить из колеи, однако иногда это все же удается — сотрудникам таможенных органов. Во что для бизнеса могут вылиться таможенные споры и как их избежать? Об этом — в нашей статье.

Таможенное право: двуликий Янус?

Участие во внешнеэкономической деятельности (ВЭД) для многих компаний становится не только способом увеличить доходы, но и серьезным источником проблем: штрафы и пошлины, продолжительные задержки товара способны привести к огромным расходам. В чем же причины таких сложностей?

Правовая база. Таможенное право зафиксировано в тысячах различных документов, включающих в себя как международные правовые акты и договоры, так и внутренние — от Конституции РФ до внутренних распоряжений руководства таможни. Этому неизбежно сопутствуют противоречия и коллизии, не говоря уж о том, что ориентироваться в правовой базе может только высококлассный специалист, но никак не рядовой участник ВЭД.

Еще одна глобальная проблема таможенного права — большое количество оценочных понятий. Представители таможенных органов самостоятельно решают вопросы достаточности доказательств, привлекаемые таможней эксперты не всегда объективны как в вопросах оценки стоимости товара, так и отнесения продукции к тому или иному типу.

Размер штрафа по КоАП для юридических лиц зависит от экспертной оценки стоимости товара, а она может многократно превышать реальную стоимость груза. Например, в начале 2016 года индивидуальный предприниматель К. из Екатеринбурга вез в родной город образцы товара из Китая. Груз не был задекларирован надлежащим образом, таможенные органы составили протокол о привлечении ИП к административной ответственности. По экспертной оценке стоимость товара составила 690 тысяч рублей, при фактической уплаченной цене менее 70 тысяч рублей.

Проблемы взаимодействия с таможенными органами заключаются не только в пробелах правового регулирования, но и в особенностях работы органов, в частности — некомпетентности сотрудников таможни. Вопреки распространенному мнению, должностные лица зачастую не являются специалистами в таможенном праве: они могут не учитывать даже некоторых внутренних инструкций.

К примеру, большую огласку получило дело гражданина Н., который решил приобрести стройматериалы для личного пользования в Китае и привезти их в Россию. Он задекларировал груз надлежащим образом и уплатил пошлину. Спустя некоторое время после поездки Н. был привлечен к административной ответственности: как оказалось, на момент пересечения им границы вступила в силу новая инструкция, меняющая порядок исчисления пошлины на данный груз. Несмотря на то, что сами сотрудники таможни не знали об изменениях, гражданину был назначен внушительный штраф. Решение таможенного органа удалось оспорить в суде, однако это заняло продолжительное время.

Влияет и политическая ситуация в стране: ею обусловлен высокий уровень заинтересованности сотрудников таможни в завышении пошлин и штрафов. Не секрет, что таможенные органы являются одним из основных источников бюджетных поступлений в нашей стране, уступая только налоговым. В кризисной ситуации, когда все более ощутим дефицит бюджета, к сотрудникам таможни предъявляют претензии эксперты Госдумы, Счетная палата и другие структуры, требуя увеличивать поступления в казну. В результате за последние годы ситуация в сфере таможенного оформления сильно ужесточилась: должностные лица скрупулезно ищут способы увеличить сборы с бизнеса, иногда забывая при этом о правах бизнеса.

О чем спор? Типовые таможенные разногласия

В зависимости от предмета, таможенные споры можно условно подразделить на несколько видов.

Административные — связанные с наложением санкций, предусмотренных главой 16 КоАП: штрафов и конфискации имущества. В эту группу входят жалобы предпринимателей на несправедливое привлечение к административной ответственности.

Административные штрафы зачастую накладывают «постфактум» по результатам проверки исчисления стоимости контролирующими ТО. К примеру, компания ввезла в РФ видеоаппаратуру, предоставив необходимые документы и уплатив пошлину. По факту проверки контролирующие органы выявили неверное указание кода ТН ВЭД и вынесли решение о привлечении фирмы к административной ответственности. В дальнейшем действия таможенных органов удалось оспорить через суд, поскольку вина компании не была доказана.

Коммерческие — связанные с применением таможенного законодательства. Самая обширная категория споров, включающая в себя такие глобальные вопросы, как неверное начисление пошлин, жалобы на действия должностных лиц. Большинство причин для споров — некорректное исчисление таможенной стоимости грузов, несогласие с решениями о классификации товаров и отказами в предоставлении положенных льгот и преференций.

Налоговые — связанные с законодательством о налогах, то есть жалобы на неверное начисление НДС.

Как разрешить таможенный спор? Существует два основных метода:

  • Досудебный. Подача жалобы в вышестоящие таможенные органы в некоторых случаях поможет оспорить действия должностных лиц. Сделать это можно в течение трех месяцев со дня нарушения права от имени предпринимателя или его представителя. Преимущества метода — быстрое рассмотрение, отсутствие дополнительных затрат в виде пошлин, вступление решения в силу со дня принятия.
  • Обращение в суд. Если обжаловать решение в досудебном порядке не удалось, участник ВЭД может подать иск в арбитражный суд.

Многие компании боятся судебных разбирательств, однако совершенно напрасно: по словам профессиональных юристов по таможенным спорам, любое решение по делу не повлияет на дальнейшие взаимоотношения с органами. О том, какова вероятность выиграть в суде у государственного органа, мы поговорим в следующей части.

Судебная практика: кто прав, кто виноват?

Согласно статистике по частоте участия в судебных разбирательствах таможенные органы в нашей стране занимают второе место после налоговых. С каждым годом число исков растет: это связано не только с ростом количества нарушений в этой сфере, но и с повышением уровня правовой грамотности, квалификации юристов. Повлиял и кризис: если раньше компании предпочитали закрыть глаза на некоторые нарушения со стороны таможенных органов, то сейчас для предпринимателей штрафы стали более ощутимой потерей.

В свою очередь, суды часто идут навстречу предпринимателям, которые борются за свои права. Вот, к примеру, официальная статистика решений судебных органов за 2015 год:

Глава 2. Таможенные органы (ст.ст. 9 — 35)

Глава 2. Таможенные органы

§ 1. Система таможенных органов

О службе в таможенных органах РФ см. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 114-ФЗ

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 9 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 9. Таможенные органы и их место в системе государственных органов Российской Федерации. Должностные лица таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 9 настоящего Федерального закона

1. Таможенные органы составляют единую федеральную централизованную систему.

2. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения не могут вмешиваться в деятельность таможенных органов при осуществлении ими своих функций.

3. Должностными лицами таможенных органов являются граждане Российской Федерации, замещающие в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, должности сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих таможенных органов Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 10 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 10. Система таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 10 настоящего Федерального закона

1. Таможенными органами являются:

1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;

2. Создание, реорганизация и ликвидация региональных таможенных управлений, таможен и таможенных постов осуществляются в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

3. Компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пунктах 2 — 4 части 1 настоящей статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

О компетенции таможенных органов по совершению отдельных таможенных операций и местах таможенного оформления отдельных видов товаров см. справку

4. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, вправе создавать специализированные таможенные органы, а также свои структурные подразделения (департаменты, управления), компетенция которых ограничивается отдельными правомочиями для выполнения некоторых функций, возложенных на таможенные органы, либо для совершения таможенных операций в отношении определенных видов товаров.

5. Региональные таможенные управления, таможни и таможенные посты действуют на основании общих или индивидуальных положений, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Таможенные посты могут не обладать статусом юридического лица.

6. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет свои представительства в иностранных государствах, создаваемые в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 11 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 11. Принципы деятельности таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 11 настоящего Федерального закона

Деятельность таможенных органов основана на принципах:

2) равенства лиц перед законом, уважения и соблюдения их прав и свобод;

3) единства системы таможенных органов и централизованного руководства;

4) профессионализма и компетентности должностных лиц таможенных органов;

5) ясности, предсказуемости, гласности действий должностных лиц таможенных органов, понятности требований таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций, доступности информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности, таможенном законодательстве Таможенного союза и законодательстве Российской Федерации о таможенном деле;

6) единообразия правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций;

7) недопущения возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела;

8) совершенствования таможенного контроля, применения современных информационных технологий, внедрения прогрессивных методов таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах — торговых партнерах Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 12 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 12. Функции (обязанности) таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 12 настоящего Федерального закона

1. Таможенные органы выполняют следующие основные функции (обязанности):

1) проводят таможенный контроль, совершенствуют методы совершения таможенных операций и проведения таможенного контроля, создают условия, способствующие ускорению товарооборота при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации;

2) содействуют развитию внешней торговли Российской Федерации, внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, ускорению товарооборота;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. N 510-ФЗ в подпункт 3 части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3) ведут таможенную статистику внешней торговли, статистику взаимной торговли Российской Федерации с государствами — членами Евразийского экономического союза и специальную таможенную статистику;

4) взимают таможенные пошлины, налоги, антидемпинговые, специальные и компенсационные пошлины, таможенные сборы, контролируют правильность исчисления и своевременность уплаты указанных пошлин, налогов и сборов, принимают меры по их принудительному взысканию;

5) обеспечивают на территории Российской Федерации соблюдение порядка перемещения товаров и транспортных средств международной перевозки через таможенную границу Таможенного союза;

См. План мероприятий («дорожная карта») «Совершенствование таможенного администрирования», утвержденный распоряжением Правительства РФ от 29 июня 2012 г. N 1125-р

6) обеспечивают, если иное не установлено законодательством Российской Федерации, соблюдение установленных в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза и законодательством Российской Федерации запретов и ограничений в отношении товаров, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации;

7) обеспечивают в пределах своей компетенции защиту прав на объекты интеллектуальной собственности;

8) выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, а также иные связанные с ними преступления и правонарушения, проводят неотложные следственные действия и осуществляют предварительное расследование в форме дознания по уголовным делам об указанных преступлениях, осуществляют административное производство по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела (о нарушениях таможенных правил), оказывают содействие в борьбе с коррупцией и международным терроризмом, осуществляют противодействие незаконному обороту объектов интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия и боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза и (или) через Государственную границу Российской Федерации;

9) содействуют осуществлению мер по защите государственной безопасности, общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, охране окружающей природной среды, защите интересов потребителей товаров, ввозимых в Российскую Федерацию;

10) осуществляют в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования;

См. Административный регламент ФТС России по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в РФ и вывозом из РФ товаров, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования, утвержденный приказом ФТС России от 24 декабря 2012 г. N 2621

11) содействуют развитию экспортного и транзитного потенциала Российской Федерации, оптимизации структуры экспорта, защищают с использованием средств таможенного регулирования интересы отечественных товаропроизводителей, постоянно совершенствуют систему таможенного контроля, способствующую оптимальному использованию ресурсов таможенных органов;

12) обеспечивают в соответствии с международным договором государств — членов Таможенного союза меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма при осуществлении контроля за перемещением через таможенную границу Таможенного союза валюты государств — членов Таможенного союза, ценных бумаг и (или) валютных ценностей, дорожных чеков;

См. инструкцию о порядке действий должностных лиц таможенных органов при приостановлении и принятии на хранение наличных денежных средств и (или) денежных инструментов, перемещение которых приостановлено, утвержденную приказом ФТС России от 18 марта 2013 г. N 503

13) разъясняют заинтересованным лицам их права и обязанности в области таможенных правоотношений, оказывают содействие в пределах своих полномочий участникам внешнеэкономической деятельности в реализации ими своих прав при совершении таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств международной перевозки;

14) обеспечивают выполнение международных обязательств Российской Федерации в части, касающейся таможенного дела, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;

15) осуществляют информирование и консультирование в области таможенного дела, обеспечивают в установленном порядке государственные органы, организации и граждан информацией по вопросам таможенного дела;

16) проводят научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в области таможенного дела.

2. Федеральными законами на таможенные органы могут быть возложены иные функции (обязанности).

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 13 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 13. Флаг, вымпел и эмблема таможенных органов

См. комментарии к статье 13 настоящего Федерального закона

1. Таможенные органы имеют флаг и эмблему. Морские суда, суда внутреннего плавания и суда смешанного (река — море) плавания (далее — водные суда) таможенных органов имеют вымпел. На автотранспортных средствах и воздушных судах таможенных органов размещается эмблема. Описание и рисунки флага и эмблемы таможенных органов, а также вымпела водных судов таможенных органов утверждаются Президентом Российской Федерации.

2. В Российской Федерации запрещается использование на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках таможенной символики (рисунки флага и эмблемы таможенных органов, вымпела водных судов таможенных органов), а также обозначений, схожих с наименованиями таможенных органов, при осуществлении коммерческой деятельности юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, за исключением юридических лиц, указанных в статье 34 настоящего Федерального закона, и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, указанных в главе 5 настоящего Федерального закона. Организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим торговую деятельность, запрещается использование на вывесках, бланках, в объявлениях и рекламе, на товарах и их упаковках слова «таможенный» и словосочетаний с ним.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 14 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 14. Места нахождения таможенных органов

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

О местах нахождения и регионах деятельности таможенных органов см. справку

1. Таможенные органы находятся в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации (далее также — пункт пропуска). Другие места нахождения таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, исходя из объема пассажиро- и товаропотоков, степени интенсивности развития внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, уровня развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребностей участников внешнеэкономической деятельности и транспортных организаций.

2. Таможенные органы находятся в помещениях, находящихся в федеральной собственности. По инициативе лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, участников внешнеэкономической деятельности, осуществляющих регулярные экспортно-импортные поставки товаров, транспортных и экспедиторских организаций и организаций федеральной почтовой связи таможенные посты и структурные подразделения таможен могут находиться в помещениях, принадлежащих указанным лицам.

§ 2. Обязанности, права и ответственность таможенных органов и их должностных лиц

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 15 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 15. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации таможенными органами и их должностными лицами

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 15 настоящего Федерального закона

1. Принятие таможенными органами и их должностными лицами решений, совершение ими действий осуществляются в пределах их компетенции и в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации.

2. Соблюдение требований таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации при принятии таможенными органами и их должностными лицами решений, осуществлении ими действий (бездействии) обеспечивается правом обжалования, прокурорским надзором, а также ведомственным контролем деятельности таможенных органов, в том числе контролем со стороны вышестоящих таможенных органов и вышестоящих должностных лиц таможенных органов.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 16 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 16. Обязанности должностных лиц таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 16 настоящего Федерального закона

1. При исполнении должностных обязанностей должностные лица таможенных органов обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы граждан, участников внешнеэкономической деятельности и лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела;

2) поддерживать уровень квалификации, необходимый для исполнения должностных обязанностей;

3) исполнять иные обязанности в соответствии с законодательством Российской Федерации, установленные для федерального государственного гражданского служащего или сотрудника таможенного органа.

2. Исполнение должностных обязанностей должностным лицом таможенного органа осуществляется в соответствии с его должностным регламентом. Должностной регламент утверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной службе Российской Федерации.

3. Должностное лицо таможенного органа не вправе исполнять данное ему поручение (приказ, распоряжение), не соответствующее таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Российской Федерации. При получении такого поручения указанное должностное лицо должно представить в письменной форме обоснование несоответствия данного поручения (приказа, распоряжения) положениям таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руководителя подтверждение данного поручения (приказа, распоряжения) в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме должностное лицо таможенного органа обязано отказаться от его исполнения.

4. В случае исполнения должностным лицом таможенного органа поручения (приказа, распоряжения), не соответствующего таможенному законодательству Таможенного союза и (или) законодательству Российской Федерации, должностное лицо и давший это поручение руководитель несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 17 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 17. Время работы таможенных органов

См. комментарии к статье 17 настоящего Федерального закона

1. Время работы таможенного органа определяется начальником таможенного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации должно соответствовать времени работы государственных контролирующих органов и служб в этих местах. Время работы таможенных органов в иных местах проведения таможенных операций устанавливается с учетом потребностей транспортных организаций, участников внешнеэкономической деятельности. Время работы таможенных органов в местах ввоза товаров в Российскую Федерацию и вывоза товаров из Российской Федерации, которые по месту нахождения совмещены с пунктами пропуска сопредельных государств, по возможности должно совпадать с временем работы таможенных органов этих сопредельных государств.

3. По мотивированному запросу заинтересованного лица и при наличии у таможенных органов возможности таможенные операции могут совершаться вне времени работы таможенного органа. Отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени его работы должен быть обоснованным. Заинтересованное лицо вправе обжаловать отказ таможенного органа в совершении таможенных операций вне времени работы таможенного органа.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 18 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 18. Оценка работы таможенных органов

См. комментарии к статье 18 настоящего Федерального закона

1. Основными критериями оценки работы таможенных органов являются:

1) скорость совершения таможенных операций при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе товаров из Российской Федерации, а также сокращение издержек заинтересованных лиц при совершении таможенных операций;

2) своевременность и полнота поступления таможенных платежей;

3) эффективность противодействия преступлениям и административным правонарушениям.

2. Правительство Российской Федерации, исходя из указанных в части 1 настоящей статьи основных критериев оценки работы таможенных органов, определяет систему показателей, порядок и методику их мониторинга, а также порядок участия в таком мониторинге лиц, указанных в части 3 статьи 53 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 19 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 19. Права таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 19 настоящего Федерального закона

1. Таможенные органы для выполнения возложенных на них функций обладают следующими правами:

1) принимают меры, предусмотренные актами таможенного законодательства Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле, а также иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы, в целях обеспечения лицами соблюдения этих актов;

2) требуют документы, сведения, представление которых предусмотрено положениями таможенного законодательства Таможенного союза, законодательства Российской Федерации о таможенном деле и иного законодательства Российской Федерации, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы;

3) проверяют у граждан и должностных лиц, участвующих в таможенных операциях, документы, удостоверяющие их личность;

4) требуют от физических и юридических лиц подтверждения полномочий на совершение определенных действий или осуществление определенной деятельности в сфере таможенного дела;

5) осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации оперативно-розыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, а также в целях обеспечения собственной безопасности;

6) осуществляют неотложные следственные действия и дознание в пределах своей компетенции и в порядке, которые определены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

7) привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

8) используют в случаях, не терпящих отлагательства, средства связи или транспортные средства, принадлежащие организациям или общественным объединениям (за исключением средств связи и транспортных средств дипломатических представительств, консульских и иных учреждений иностранных государств, а также международных организаций), для предотвращения преступлений, предварительное расследование по уголовным делам о которых отнесено уголовно-процессуальным законодательством к компетенции таможенных органов, преследования и задержания лиц, совершивших такие преступления или подозреваемых в их совершении. Имущественный ущерб, понесенный в таких случаях владельцами средств связи или транспортных средств, таможенные органы возмещают по требованию владельцев средств связи или транспортных средств за счет средств федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;

9) задерживают и доставляют в служебные помещения таможенного органа или в органы внутренних дел Российской Федерации лиц, подозреваемых в совершении преступлений, совершивших или совершающих преступления или административные правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), в соответствии с законодательством Российской Федерации;

10) производят документирование, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемку фактов и событий, связанных с ввозом товаров в Российскую Федерацию и их вывозом из Российской Федерации, осуществлением перевозки, хранения товаров, находящихся под таможенным контролем, совершением с ними грузовых и иных операций;

11) получают от государственных органов, организаций и физических лиц информацию, необходимую для выполнения своих функций, в соответствии с настоящим Федеральным законом;

12) предъявляют в суды или арбитражные суды иски и заявления:

а) о принудительном взыскании таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов, процентов и пеней;

б) об обращении взыскания на товары в счет уплаты таможенных пошлин, налогов, таможенных сборов;

в) о признании имущества бесхозяйным;

г) в иных случаях, предусмотренных таможенным законодательством Таможенного союза, законодательством Российской Федерации о таможенном деле и иным законодательством Российской Федерации;

13) разрабатывают, создают и эксплуатируют информационные системы, системы связи и системы передачи данных, технические средства таможенного контроля, а также средства защиты информации, включая средства криптографической защиты, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

14) реализуют иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Права таможенных органов, предусмотренные частью 1 настоящей статьи, могут быть использованы исключительно при осуществлении таможенными органами функций в области таможенного дела. При возложении на таможенные органы надзорных или контрольных функций в других сферах полномочия таможенных органов по выполнению указанных функций определяются федеральным законом, в соответствии с которым на таможенные органы возлагаются иные контрольные или надзорные функции.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 20 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 20. Права таможенных органов при осуществлении таможенного контроля с использованием судов таможенных органов

См. комментарии к статье 20 настоящего Федерального закона

1. При осуществлении таможенного контроля с использованием водных и воздушных судов таможенных органов эти органы вправе:

1) при обнаружении признаков того, что на транспортном средстве незаконно перемещаются товары, подлежащие таможенному контролю, останавливать такое транспортное средство и проводить его таможенный досмотр;

2) задерживать находящихся на транспортном средстве лиц, подозреваемых в совершении преступлений, производство неотложных следственных действий и дознания по которым отнесено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации к ведению таможенных органов, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

3) преследовать и задерживать за пределами территориального моря Российской Федерации водные суда, убывшие с территории Российской Федерации без разрешения таможенных органов, в прилежащей зоне Российской Федерации до захода их в территориальное море иностранного государства, если преследование было начато во внутренних водах, в территориальном море Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

4) при обнаружении признаков административного правонарушения в области таможенного дела (нарушения таможенных правил) (далее — административное правонарушение в области таможенного дела) задерживать транспортные средства для их изъятия или ареста в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

5) в случаях, предусмотренных Таможенным кодексом Таможенного союза, осуществлять сопровождение транспортных средств, в том числе с размещением на них должностных лиц таможенных органов.

2. Экипажам водных и воздушных судов таможенных органов предоставляется право:

1) безвозмездного использования водного и воздушного пространства Российской Федерации, акватории морских и речных портов, а также аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на территории Российской Федерации независимо от их принадлежности и предназначения;

2) безвозмездного пользования преимущественным правом входа в порт и выхода из порта в порядке, согласованном с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти;

3) безвозмездного получения навигационной, гидрометеорологической, гидрографической и иной информации;

4) безвозмездного обеспечения полетов и судовождения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 21 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 21. Права таможенных органов в отношении автомобильных транспортных средств, перевозящих товары, находящиеся под таможенным контролем

См. комментарии к статье 21 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

1. Таможенные органы вправе останавливать автомобильные транспортные средства, в том числе не осуществляющие международные перевозки товаров, если на указанных транспортных средствах перевозятся товары, находящиеся под таможенным контролем, в целях проверки соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле путем проверки товаров и документов на них.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена частью 1.1 с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

1.1. Самостоятельно таможенные органы могут останавливать автомобильные транспортные средства, указанные в части 1 настоящей статьи, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а в случае, если масса снаряженного указанного транспортного средства составляет три с половиной и более тонны, в зонах таможенного контроля, созданных вдоль Государственной границы Российской Федерации, а также на территориях Республики Алтай, Республики Дагестан, Республики Ингушетия, Кабардино-Балкарской Республики, Карачаево-Черкесской Республики, Республики Северная Осетия — Алания, Чеченской Республики, Алтайского края, Ставропольского края, Астраханской области, Брянской области, Курганской области, Новосибирской области, Омской области, Оренбургской области, Псковской области, Самарской области, Саратовской области, Смоленской области, Тверской области, Тюменской области и Челябинской области.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена частью 1.2 с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

1.2. В местах, не предусмотренных частью 1.1 настоящей статьи, остановка автомобильных транспортных средств, указанных в части 1 настоящей статьи, осуществляется органами внутренних дел, уполномоченными в области обеспечения безопасности дорожного движения, при взаимодействии с таможенными органами.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена частью 1.3 с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

1.3. Остановка автомобильного транспортного средства в соответствии с частью 1.1 настоящей статьи осуществляется по требованию уполномоченного должностного лица таможенного органа, а в случае, предусмотренном частью 1.2 настоящей статьи, по требованию уполномоченного должностного лица органов внутренних дел.

Информация об изменениях:

Статья 21 дополнена частью 1.4 с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

1.4. Лицо, управляющее автомобильным транспортным средством, указанным в части 1 настоящей статьи, обязано по требованию уполномоченных должностных лиц, указанных в части 1.3 настоящей статьи, остановить указанное транспортное средство и предъявить указанное транспортное средство, находящиеся в нем товары и документы на них уполномоченному должностному лицу таможенного органа для проведения таможенного контроля.

Информация об изменениях:

Часть 2 изменена с 30 августа 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 232-ФЗ

2. В случаях остановки автомобильных транспортных средств вне зон таможенного контроля время проверки таможенными органами товаров и документов на них и фиксации результатов проверки не может превышать два часа. О проверке товаров и документов на них составляется акт по форме, определенной Комиссией Таможенного союза, один экземпляр которого подлежит вручению перевозчику. Принудительное помещение указанных транспортных средств на территорию склада временного хранения или в иное место, являющееся постоянной зоной таможенного контроля, допускается только в случае возбуждения дела об административном правонарушении с вручением копии соответствующего решения или протокола перевозчику либо лицу, управляющему данным транспортным средством. При этом такое транспортное средство может находиться на территории склада временного хранения или в ином месте, являющемся постоянной зоной таможенного контроля, в течение времени, необходимого для его разгрузки, за исключением случая, когда это транспортное средство подлежит изъятию или аресту в соответствии с законодательством Российской Федерации об административном правонарушении либо уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 22 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 22. Обязательность исполнения требований таможенных органов и их должностных лиц

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 22 настоящего Федерального закона

1. Законные требования таможенных органов и их должностных лиц обязательны для исполнения всеми лицами.

2. Требования таможенных органов и их должностных лиц, предъявляемые лицам при совершении таможенных операций и проведении таможенного контроля, не могут служить препятствием для ввоза товаров в Российскую Федерацию, вывоза товаров из Российской Федерации, их выпуска, а также для осуществления деятельности в сфере таможенного дела в большей степени, чем это минимально необходимо для обеспечения соблюдения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

3. Неисполнение законных требований таможенных органов и их должностных лиц влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 23 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 23. Взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами

См. комментарии к статье 23 настоящего Федерального закона

1. Таможенные органы осуществляют свои функции самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

2. Таможенные органы в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами. В отдельных случаях законодательством Российской Федерации исполнение отдельных функций, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к компетенции таможенных органов, может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

3. При выявлении таможенными органами признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, таможенные органы обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 24 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 24. Ведомственный контроль деятельности таможенных органов

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 24 настоящего Федерального закона

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий таможенный орган или вышестоящее должностное лицо таможенного органа в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации о таможенном деле решение нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела, а также принять любые предусмотренные таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих таможенных органов или нижестоящих должностных лиц таможенных органов в области таможенного дела.

2. В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего таможенного органа или нижестоящего должностного лица таможенного органа в области таможенного дела требуется принятие нового решения в области таможенного дела, такое решение принимается уполномоченным таможенным органом в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле в сроки, установленные для проведения таможенного контроля.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 25 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 25. Ответственность таможенных органов и их должностных лиц

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 25 настоящего Федерального закона

1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица таможенных органов несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц таможенных органов при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный лицам правомерными действиями таможенных органов и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

§ 3. Применение должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использование служебных собак

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 26 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 26. Условия применения должностными лицами таможенных органов физической силы, специальных средств, оружия и использования служебных собак

См. комментарии к статье 26 настоящего Федерального закона

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, специальные средства, оружие и использовать служебных собак в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

2. Применению физической силы, специальных средств и оружия должны предшествовать ясно выраженное предупреждение о намерении их применить и в случае применения оружия — предупредительные выстрелы. При этом должностные лица таможенных органов обязаны:

1) предоставить достаточно времени для выполнения своих законных требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность их жизни и здоровью, может повлечь иные тяжкие последствия, при внезапном или вооруженном нападении, нападении с использованием боевой техники, судов и транспортных средств или при иных обстоятельствах, когда предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным;

2) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, оказание первой помощи и немедленно уведомить о происшедшем начальника таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов.

3. При применении физической силы, специальных средств и оружия в зависимости от характера и степени опасности правонарушения, а также степени оказываемого противодействия должностные лица таможенных органов обязаны исходить из того, что ущерб, причиненный при устранении опасности, должен быть минимальным.

4. В случае применения физической силы, специальных средств и оружия, использования служебных собак с нарушением установленного порядка должностные лица таможенных органов несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 27 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 27. Применение физической силы должностными лицами таможенных органов

См. комментарии к статье 27 настоящего Федерального закона

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять физическую силу, в том числе боевые приемы рукопашного боя, только в тех случаях, когда ненасильственные способы не могут обеспечить выполнение возложенных на таможенные органы обязанностей.

2. Физическая сила применяется:

1) для пресечения правонарушения;

2) для задержания правонарушителей;

3) для преодоления противодействия законным требованиям должностных лиц таможенных органов;

4) для воспрепятствования доступу в помещения, на территорию, к товарам, находящимся под таможенным контролем, и (или) товарам, в отношении которых осуществляется таможенный контроль.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 28 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 28. Применение специальных средств должностными лицами таможенных органов

См. комментарии к статье 28 настоящего Федерального закона

1. Должностные лица таможенных органов имеют право применять специальные средства в следующих случаях:

1) отражения нападения на должностных лиц таможенных органов;

2) отражения нападения на здания, сооружения или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, а также для освобождения указанных объектов в случае их захвата;

3) задержания правонарушителей, их доставления в служебное помещение таможенного органа или органа внутренних дел, если эти правонарушители оказывают неповиновение либо сопротивление или могут причинить вред окружающим или себе;

4) пресечения оказываемого должностному лицу таможенного органа физического сопротивления;

5) остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требования должностного лица таможенного органа остановиться в зоне таможенного контроля.

2. Запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения группового или иного нападения, угрожающего жизни и здоровью людей, сохранности товаров и транспортных средств, находящихся под таможенным контролем.

3. Перечень специальных средств, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 29 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 29. Использование должностными лицами таможенных органов служебных собак

См. комментарии к статье 29 настоящего Федерального закона

1. Должностные лица таможенных органов имеют право использовать служебных собак в следующих случаях:

1) поиска и выявления наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других товаров, незаконно ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации и обладающих индивидуальным запахом, при проведении таможенного контроля;

2) поиска и выявления наркотических средств, взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов и других предметов, обладающих индивидуальным запахом, при производстве следственных действий и проведении оперативно-розыскных мероприятий;

3) производства одорологических экспертиз;

4) поиска и обнаружения человека по его индивидуальному запаху;

5) осуществления охраны объектов таможенной инфраструктуры.

2. Запрещается использовать служебных собак в случаях возникновения угрозы жизни, здоровью, чести и достоинству человека, выполнения действий, не соответствующих предназначению служебной собаки, а также в условиях, способствующих нанесению ущерба ее работоспособности, жизни либо здоровью.

3. Порядок использования служебных собак при проведении таможенного контроля, обучения и содержания определяется Правительством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 30 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 30. Применение оружия должностными лицами таможенных органов

См. комментарии к статье 30 настоящего Федерального закона

1. В состоянии необходимой обороны или в случае крайней необходимости должностные лица таможенных органов вправе применять оружие или использовать любые подручные средства.

См. Правила применения оружия должностными лицами таможенных органов РФ, утвержденные приказом ГТК РФ от 18 августа 1997 г. N 497

2. Должностные лица таможенных органов при исполнении должностных обязанностей вправе применять оружие в следующих случаях:

1) отражения нападения на должностных лиц таможенных органов, когда их жизнь или здоровье подвергается непосредственной опасности, если нападение не может быть отражено иными способами и средствами;

2) пресечения попытки завладеть оружием должностных лиц таможенных органов, в том числе попытки лица, задерживаемого должностным лицом таможенного органа, приблизиться, сократив при этом указанное должностным лицом таможенного органа расстояние, или прикоснуться к оружию указанного должностного лица;

3) отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, воздушные, водные суда или транспортные средства, принадлежащие таможенным органам или используемые ими, на товары и транспортные средства, находящиеся под таможенным контролем, на объекты, где находятся такие товары и транспортные средства, а также для освобождения указанных объектов, судов, товаров и транспортных средств в случае их вооруженного захвата;

4) задержания лиц (лица), оказывающих вооруженное сопротивление, а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

5) остановки автомобильных и железнодорожных транспортных средств, водных и воздушных судов путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;

6) обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц таможенных органов;

7) предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

3. Запрещается применять оружие:

1) в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и несовершеннолетних, когда возраст очевиден или известен сотруднику таможенного органа, за исключением случаев оказания ими вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни людей;

2) при значительном скоплении людей, когда от этого могут пострадать посторонние лица.

4. О каждом случае применения оружия должностное лицо таможенного органа обязано незамедлительно в письменной форме доложить начальнику таможенного органа, который сообщает об этом прокурору не позднее 24 часов с момента применения оружия.

5. Перечень видов оружия и боеприпасов к нему, используемых таможенными органами, определяется Правительством Российской Федерации.

6. Должностное лицо таможенных органов имеет право привести оружие в готовность, если считает, что в создавшейся обстановке могут возникнуть основания для его применения, предусмотренные частью 2 настоящей статьи.

§ 4. Обеспечение деятельности таможенных органов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 31 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 31. Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов

См. комментарии к статье 31 настоящего Федерального закона

Материально-техническое обеспечение деятельности таможенных органов осуществляется за счет средств федерального бюджета и из других источников, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 32 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 32. Размещение объектов таможенных органов

См. комментарии к статье 32 настоящего Федерального закона

1. Объекты таможенных органов размещаются на земельных участках, находящихся в федеральной собственности. Земельные участки, предназначенные для размещения объектов таможенных органов, предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

2. В случае размещения структурных подразделений таможен и таможенных постов на объектах организаций, указанных в части 2 статьи 14 настоящего Федерального закона, эти организации предоставляют для размещения таможенных органов необходимые помещения на основании договора безвозмездного пользования, за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации. Материально-техническое оснащение указанных помещений осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 33 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 33. Защита сведений о деятельности таможенных органов

См. комментарии к статье 33 настоящего Федерального закона

1. Документы и материалы, содержащие сведения о кадровом составе таможенных органов, об организации, о тактике, методах и средствах осуществления оперативно-розыскной деятельности, подлежат хранению в архивах таможенных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 18 июня 2017 г. N 127-ФЗ часть 2 статьи 33 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 30 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

2. Документы архивов таможенных органов, представляющие историческую и научную ценность, рассекреченные в соответствии с законодательством Российской Федерации, передаются на хранение в архивы уполномоченного федерального органа исполнительной власти в сфере архивного дела и делопроизводства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Защита государственной, банковской и налоговой тайны и информации ограниченного доступа в таможенных органах обеспечивается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 34 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ наименование статьи 34 настоящего Федерального закона изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 сентября 2013 г.

Статья 34. Организации таможенных органов

См. комментарии к статье 34 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 1 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

1. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, имеет в ведении научные организации, образовательные организации высшего образования, организации дополнительного профессионального образования, медицинские организации, печатные издания, информационно-вычислительные центры и другие организации, а также государственные унитарные предприятия, деятельность которых способствует решению задач, возложенных на таможенные органы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ в часть 2 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 сентября 2013 г.

2. Определение функций организаций и государственных унитарных предприятий, указанных в части 1 настоящей статьи, производится в соответствии с требованиями антимонопольного и иного законодательства Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 декабря 2013 г. N 339-ФЗ статья 34 настоящего Федерального закона дополнена частью 3, вступающей в силу по истечении 180 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

3. Организации и государственные унитарные предприятия, указанные в части 1 настоящей статьи, включая их филиалы и представительства, а также иные организации, участниками (членами) которых прямо или косвенно являются эти организации или государственные унитарные предприятия, не могут осуществлять деятельность в сфере таможенного дела, предусмотренную главами 5 и 6 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 августа 2018 г. N 289-ФЗ статья 35 признана утратившей силу с 4 сентября 2018 г.

Статья 35. Имущество таможенных органов и организаций таможенных органов

См. комментарии к статье 35 настоящего Федерального закона

Имущество таможенных органов и указанных в части 1 статьи 34 настоящего Федерального закона учреждений и государственных унитарных предприятий находится в федеральной собственности. Распоряжение указанным имуществом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Еще по теме:

  • Добавка к пенсии за стаж Какая добавка к пенсии за стаж 40 лет? Отправить на почту Добавка к пенсии за стаж 40 лет играла свою роль в расчете пенсии до вступления в действие последнего закона о пенсиях. Поскольку в настоящее время существует возможность выбора правил расчета пенсии (по старому или новому […]
  • Вакансии юриста на госслужбе Вакансии юриста на госслужбе Деятельность по профилю организации Прием документов заканчивается через 3 дня Суд по интеллектуальным правам г. Москва, Северо-Восточный от 17 000 до 19 000 руб. Деятельность по профилю организации Прием документов заканчивается через 3 дня Полномочное […]
  • Птэ тэ правила ПТЭТЭ — Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок В Правила технической эксплуатации тепловых энергоустановок (ПТЭТЭ) изложены основные организационные и технические требования к эксплуатации тепловых энергоустановок, выполнение которых обеспечивает их исправное […]
  • Страны где правит женщина 10 сильнейших стран мира, которыми правят женщины Страны, где правят женщины Принято считать, что власть во всем мире принадлежит мужчинам. Но, как оказалось, то, что мужчины — лучшие лидеры и руководители, всего лишь стереотипы. На самом деле богатыми странами мира, которые имеют […]
  • Русский стандарт страхование правила страхования Страховая компания «Русский Стандарт» Как купить полис страховой компании "Русский Стандарт"? Для того, чтобы оформить полис, необходимо перейти в «онлайн-калькулятор» и совершить следующие действия: Ввод данных о стране поездки, сроках поездки и количестве застрахованных лиц. Выбор […]
  • Заявление о сдачи крови Если работник – донор Для граждан, решившихся стать донорами крови и ее компонентов, законодатели предусмотрели ряд гарантий (ст. 186 ТК РФ). Прежде всего сотрудник-донор освобождается от работы в день сдачи. Также работодатель должен отпустить его и в день назначения медицинского […]
  • Расчет осаго калькулятор 2018 новосибирск Расчет осаго калькулятор 2018 новосибирск Калькулятор ОСАГО использует официальные коэффициенты и тарифы (указание ЦБ РФ от 19 сентября 2014 г. № 3384-У и указание ЦБ РФ от 20 марта 2015 г. № 3604-У). Стоимость ОСАГО зависит от: типа(категории) и назначения транспортного средства от […]
  • Пенсия почетному донору Льготы почётным донорам Донорство во всём мире считается добровольным делом, однако при этом сами различные государства по-разному поощряют людей, безвозмездно сдающих кровь. В нашей стране гражданам, которые сдали кровь более 40 раз или её плазму более 60 раз, вручается значок «Почётный […]