Кречетов из ликвидации

Содержание страницы:

Сериал «Ликвидация»: А Гоцмана — ликвидировать!

Не, я не против того, что мою родную Одессу перелицевала под себя московская шпана. Бог с ним: Одесса — город-легенда, и каждый видит в ней то, что хочет увидеть. Бабель в конце концов тоже не вел хроники Молдаванки. Пусть с языком пересолили поначалу, пусть с историческим фактом фильм не имеет ничего общего. Одессу выдумывали во все времена, и ничего с этим городом плохо не стало. Но вы дайте мне фильму! Детектив обещанный дайте!

И я вам прощу сотрудника милиции Якименко , командующего регулярными воинскими частями. Безумного эзотерика, сотрудничавшего с фашистами. «Лесных братьев», выползающих из приодесских степей. И даже подругу бандита Чекана Иду Кашетинскую с ее сном о возлюбленных, плывущих в лодке посреди воды, когда даже мальцы, воспитанные на Спайдермене, понимают: в следующей серии Иду и Чекана убьют в море.

У детектива есть два варианта развития событий:

1. Когда преступления раскрывают в последний момент и итог оказывается неожиданным для зрителя.

2. Когда нам, зрителям, преступник известен заранее и мы со стороны следим, удастся ли следователю его вовремя накрыть.

В «Ликвидации» детектив кончился, когда кончился Фима Полужид, который хоть что-то пытался выяснить. Что делают герои остальные десять серий и зачем?

Вечно с трехдневной щетиной замначотдела по борьбе с бандитизмом местного угро подполковник Гоцман:

Постоянно хамит старшим по званию, а те умиляются.

Покрывает бандитов и воров, хотя по должности обязан их искоренять.

Хлопает себя по галифе и приговаривает: «Картина маслом!»

Неоднократно и с особым цинизмом дерзит женщине, за которой ухаживает.

Дважды отправляется в СИЗО (тут уж окончательный кол сценаристам — нельзя один и тот же ход использовать два раза!).

Только следствие он не ведет никак. Можно догадаться, что он должен бы искать Академика. Но, видимо, авторы сами понимают, что засланного агента выслеживать милиция не может — это и впрямь дело контрразведки. Отсюда и выплывает волоокий супермен Платов, «посланный из Киева » (спасибо, не из Ташкента !).

А майор Кречетов (он же Академик)? Как он нежным взглядом Альхена, глядя на Гоцмана и одновременно отстреливаясь, признается: и врача, мол, убил, и Фиму, и мальчика. Товарищ бандит, а старушку-процентщицу случайно не вы?

Ощущение, что к последним сериям режиссер подустал, интрига развалилась, а герои стали, как говаривал Якименко, уж совсем шлемазл (неудачники, то есть).

Обидно, ребята! Вас же одесситы борщом и пирожками кормили.

Александр МИЛКУС

ДРУГОЕ МНЕНИЕ

И чего вам не хватает?

Господи! Да сколько можно оценивать каждый фильм с высоты Каннского фестиваля?

Напоминаю: это сериал, развлекательный, детективный и очень забавный. Мне было интересно. И еще — всей стране, если не ошибаюсь. А я, судя по рейтингам, не ошибаюсь.

Почему никто не ищет исторические ляпы в « Чапаеве » или в «Подвиге разведчика»? Нормально, когда актер Кадочников в одиночку рушит всю гитлеровскую Германию ? А мне опять же нравится.

Для начала — актеры в «Ликвидации» выложились на всю катушку. И актеры отличные. На художественное оформление денег явно не жалели. Придираться к сценаристам — последнее дело.

Они придумали свое — авторское — произведение.

По институтской программе помню, что критики весьма жестко высказывались о том, что Достоевский как-то сумбурно закончил роман «Униженные и оскорбленные». И где те критики?

Главное достоинство фильма, на мой взгляд, — начни его показывать снова, его снова и посмотрят. Все остальное — вкусовщина.

А может, дело в том, что зимой здорово было оказаться в теплой Одессе и все равно какого года. А не в тусклом, депрессивном Петербурге тоже очень качественного сериала «Преступление и наказание».

КСТАТИ

Сегодня на канале « Россия » в 18.05 повторят четыре заключительные серии «Ликвидации». А в 22.55 — документальный фильм «Маршал Жуков против бандитов Одессы. Правда о «Ликвидации».

Павел САДКОВ

Читайте также

Анна Котова-Дерябина: в сериале про футбол хотелось сыграть, как в «Служебном романе»

Популярная актриса рассказала о том, как снималась в роли врача сборной России по футболу

В Ленинграде приводнился самолет: как это было

55 лет назад это назвали русским чудом. Впервые на ТВ расскажут ранее неизвестные подробности происшествия

«Домашний арест»: как прошла премьера проекта Семена Слепакова

На закрытый премьерный показ нового телесериала ТНТ о трагедии чиновника «Домашний арест» пришли Светлана Ходченкова, Марина Александрова, Олеся Судзиловская, Гоша Куценко и режиссер проекта Петр Буслов

Самые скандальные тещи «Дома-2»: из-за кого распадается семья младшей Рапунцель?

Строить любовь под прицелами телекамер непросто. Но когда на проект приезжает мама возлюбленной, это становится просто невозможно. Из-за кого нервы Валерия Блюменкранца, Дмитрия Дмитриенко и Ильи Яббарова на пределе

Макс «+100500» опять перестанет материться

Популярное интернет-шоу возвращается на «Че!»

Второй сезон «Мистера Мерседеса»: Возвращение маньяка

Поклонники «короля ужасов» уже назвали сериал одной из лучших экранизаций Стивена Кинга

Издержки профессии: какие травмы российские звезды получали на съемках телешоу?

Фигурное катание — очень красивый и очень травмоопасный спорт. Это не понаслышке знают Вилле Хаапасало и Юлия Савичева. Акробатика еще более опасна — подтвердят Кристина Асмус, Настасья Самбурская и Роза Сябитова. Но травму можно получить и в шоу «Форт Бо

Пять убийственных причин посмотреть новый сезон криминальной комедии «Достать коротышку»

Продолжение криминально-комедийной истории незадачливого гангстера Майлза Дейли, который пытается выйти из мафиозного круга и стать кинопродюсером, порадует любителей кино в духе Тарантино, Зонненфельда и Содерберга

Лев Лещенко стал четвертым наставником в «Голос. 60+»

Народный артист будет оценивать вокал поющих пенсионеров вместе с Пелагеей, Агутиным и Меладзе

Марк Хэмилл присоединился ко второму сезону «Падения Ордена»

Исторический боевик о самом известном рыцарском братстве пополнился громкими именами

У любви партийное лицо

И вот опять. Опять сериальщики полезли в относительно недавнее прошлое

Полина Гагарина откровенно высказалась о шоу «Голос»

А чуть раньше Леонид Агутин заявил, что проект надо «закрыть на какое-то время»

Возрастная категория сайта 18+

Кречетов из ликвидации

Все мы наслаждались прекрасной игрой актеров в сериале Ликвидация: следователь УГРО Гоцман — Машков, бывший вор Фима — Маковецкий, Маршал Жуков — Меньшов, майор Кречетов — Академик — Пореченков. Мы переживали за обаятельного Гоцмана и пытались догадаться, кто же Академик и чего он добивается.

В течение всего сериала мне казалось странным одно — о каком таинственном Центре все время говорили бандиты? Действие происходит в 1946 году, когда фашистская Германия разгромлена. Там вроде бы не могло быть никаких тайных центров и шпионов. Но тайный враг в сериале присутствует, на этом основана вся фабула. Причем этот враг — не банальные воры и шпана, а сильный противник, угрожающий самой советской власти в лице маршала Жукова — победителя Германии.

Лишь в самой последней сцене фильма выясняется, что тайный враг Академик, он же майор Кречетов, вовсе не является фашистским наймитом, как это могло показаться в начале. Он просто антикоммунист, ненавидящий Советы и сражающийся за свободную Украину. Я был разочарован. Я не за того парня болел! Я — антикоммунист, и Кречетов — антикоммунист. А Гоцман — коммунист. Какого черта я сопереживал коммунисту Гоцману? Какого черта я хотел, чтобы антикоммуниста Академика выловили и наказали? Ведь оказалось, что Академик — вовсе не фашистский наймит. Да, он связан с Центром, но получается, что Центр — это никакая не тайная фашистская ставка, а организация патриотов Украины. Эти патриоты хотят жить в некоммунистической независимой от СССР Украине и отдают за это свои жизни. Получается, что Академик — эта кто-то вроде послевоенного батьки Махно одесского масштаба, герой, погибший от рук душителей свободной Украины.

Мы болели за Гоцмана против Академика, так как Академик показан жестокой бездушной машиной, не щадящей собственную жену, невинного сына Гоцмана и многих других мирных жителей Одессы. Не понятно, чего добивается Академик, но опирается он на уголовников и бандитов. По всем признакам Академик — отрицательный герой. Но если бы сериал снимали в сегодняшней Украине, то героем, очевидно, показали бы не Гоцмана, а Академика. Именно в этом сила искусства: в зависимости от желания заказчика положительных и отрицательных героев можно менять местами.

Заметьте, в сериале есть параллели с нашим временем. Идет соперничество между силовыми ведомствами: уголовный розыск против военной контрразведки. Еврейский следователь против русского разведчика. Следователь стоит за соблюдение закона. Разведчик идет на массовые незаконные убийства шпаны и блатных для скорейшего достижения цели — ликвидации преступности в городе. Маршал Жуков в начале поддерживает разведчика, потом под давлением обстоятельств занимает сторону Гоцмана и примиряет соперников.

Другая параллель — местные чиновники. Жуков откровенно издевается над ними и ни во что не ставит. Чиновники не нужны Жукову для наведения порядка, ему нужны лишь силовики. Реальная опора политика — военная сила и специальные агентства, но никак не чинуши — администраторы. Силовики не должны соперничать друг с другом. Сила — в единстве и сотрудничестве специальных агентств, реально управляющих городом. А советские администраторы — это бесполезные клоуны.

В общем, сценарист и режиссер очень сильно постарались, чтобы ублажить нашего Президента — любителя специальных агентств, силовиков и армии. И они не забыли, что нашему Президенту для сплочения народа России сейчас очень нужны враги к западу от России. И даже если эти враги не очень враждебные, все равно очень нужно нарисовать их коварными и злыми. А поскольку в 1946 году такой злой и коварный враг на Западе еще не нарисовался, то пришлось врагом Советов назначить патриота Украины и антикоммуниста.

Так вот и случилось это недоразумение, в том смысле, что положительным героем сериала оказался коммунист, а антигероем — патриот Украины и антикоммунист. В наше время торжества рыночных отношений и демократии в России как-то странно делать положительным героем коммуниста и борца с патриотами свободной Украины.

Вот Президент наш, в отличии от авторов сериала, демонстрирует уважение к патриотам суверенной некоммунистической Украины — встречается с Ющенко, миролюбиво решает с ним вопросы двусторонних отношений. По ТВ нам показали лишь один напряженный момент их последней встречи: в ответ на вопрос украинской журналистки Путин воскликнул, что ему даже представить страшно, как могут русские ракеты быть нацелены на Украину, вступившую в НАТО. Ющенко проигнорировал это восклицание. Он, очевидно, вполне может себе представить, что русские ракеты могут быть нацелены на Украину — члена НАТО, и ему от этого не страшно.

В общем, сериал получился хороший, но с очень странной идеей в основе сюжета: справедливая борьба положительного героя — коммуниста с негодяем — антикоммунистом. Должно быть ровно наоборот. Если бы Гоцман весь фильм гонялся за банальными уголовниками, как Жиглов в «Место встречи изменить нельзя» — это было бы честно, но без необходимой Путину идеологической подоплеки. А уж если коммунист Гоцман реально боролся с антикоммунистом и патриотом Украины Кречетовым, то, может быть, ради восстановления добрососедских отношений с Украиной стоило положительным героем сделать Кречетова?

«Ликвидация»: «В Одессе все – либо анекдот, либо легенда…»

«…Василий, едем! – Кудой?» – этот кинодиалог мгновенно пошел в народ и словно стал паролем. Если собеседник в ответ решительно рубил: «Тудой!» — значит, и он в рядах поклонников сериала «Ликвидация»…

В конце 2007 года россияне будто вернулись в события 20-летней давности, когда вечерние улицы вымирали на час: тогда народ с упоением убеждался в том, что «Богатые тоже плачут», или переживал за судьбу Изауры, которой домогался коварный рабовладелец Леонсио. Однако на этот раз соотечественников манило к экранам не бразильское «мыло», а наш «родной» киношедевр, который-то и сериалом назвать язык не поворачивается. В самом деле: каких-то 14 серий! И после просмотра каждой не смолкали восторженные пересуды: «Вчера «Ликвидацию» смотрели? Ой, я умираю с Крючковой! А Машков, Машков-то хорош. А как Одессу показали великолепно! Ну, молодцы, могут же, когда захотят. »

Конечно, могут. Тем более что давно хотели – снять детективную историю про Одессу-маму. С юмором, погонями и перестрелками. Режиссер Сергей Урсуляк собирался даже экранизировать «Одесские рассказы» Исаака Бабеля, и тут — на тебе! – сценарист Алексей Поярков предложил отличный сценарий. Дело оставалось за малым…

Давид Гоцман: «Не расчесывайте мне нервы!»
Главный герой картины – заместитель начальника Одесского уголовного розыска Давид Маркович Гоцман. Гоцман решителен, отважен, непримирим к уголовным «элементам» и в то же время справедлив, за что снискал заслуженное уважение и честного люда, и криминальных авторитетов. Говорят, прототипом героя стал Давид Курлянд: в послевоенные годы «тезка» работал в Одесском УГРО и среди коллег имел почтительное прозвище «профессор» — за успехи в борьбе с бандитизмом, мошенничеством и фальшивомонетчиками. Правда, режиссер Урсуляк отрицает сходство Гоцмана с любыми реальными персонажами: «Для нас это собирательный, очень абстрактный образ. Нам был важнее одессит вообще, а не конкретный человек».

После просмотра фильма трудно представить, что кто-то мог сыграть легендарного Гоцмана ярче, чем Владимир Машков. А ведь Урсуляк и не предполагал снимать его, кандидатуру Машкова предложили продюсеры картины и режиссер не испытывал по этому поводу восторга: «Я знал, что Володя хороший артист, но его масштабность оценил только в процессе работы. На роль Гоцмана был прописан человек с совершенно другим типажом. Идея продюсеров снимать Машкова поначалу энтузиазма не вызывала… Но пообщавшись с ним, понял, что продюсеры не всегда советуют глупости, да и рабом сценария не нужно быть. Сейчас с ужасом думаю, что из-за своих амбиций мог упустить Машкова…»

А что же сам Давид Маркович, то есть, Владимир Львович? «Когда мне в руки попали первые девять серий, читал, не отрываясь! И так мне было обидно, что в девятой серии еще непонятно, кто же главный предатель. Позвонил режиссеру: «Послушай, мне не прислали последние серии… кто же там злодей?! Не говори, я прочту…» — о лучшем признании, наверное, и мечтать не стоит. Машков настолько вошел в роль, что, научившись «шокать» согласно одесскому говору, долго не мог избавиться от колоритной южной «мовы». А также брал мастер-классы у настоящих одесских «авторитетов на пенсии» — и блатной жаргон разучивал, и азы картежного искусства постигал. И еще «пять копеек» в ту же копилку: все трюковые сцены актер исполнял сам. Тотальная самоотдача принесла плоды: за роль Гоцмана Машков получил в прошлом году премию ТЭФИ и был признан лучшим исполнителем мужской роли, а «Ликвидация» — лучшим художественным сериалом.

Виталий Кречетов: «Давид, ты же мне вроде поверил…»
Это потом, «под занавес», обаятельный капитан Виталий Егорович Кречетов признается: «Думаешь, я за немцев? По мне хоть с чертом, лишь бы не с вами…» А на протяжении всего фильма предатель по кличке Академик виртуозно «отводит глаза» всем вплоть до проницательного Гоцмана. Перевоплотиться в немецкого шпиона довелось актеру Михаилу Пореченкову: в стенах УГРО и военной прокуратуры это «пскопской» увалень–любитель театра и жизни на широкую ногу, а за пределами учреждений правопорядка – расчетливый холодный преступник Академик. «Он умеет быть разным, это человек без лица», — предупреждал старик-эзотерик о сущности главного врага.

Пожалуй, слова в большей степени можно отнести к персоне Пореченкова, который предстал в «Ликвидации» подтянутым офицером с безупречными манерами, в то время как зрителям он запомнился развязным хамоватым Лехой Николаевым из «Агента национальной безопасности». Прямо скажем, изобразить убийцу-душегуба Академика у Пореченкова получилось средне – уж слишком глаза добрые… Актер так вспоминает о съемках в проекте: «Мы работали в команде с режиссером Сергеем Урсуляком, настоящим мастером. И там все были профессионалы, поэтому было интересно и несложно». Судя по лаконичности, постфактум Пореченков все-таки вжился в роль…

Маршал Жуков: «Одесса должна быть освобождена от бандитов!»
Приезд в Одессу Георгия Жукова – единственный исторически достоверный факт в сериале, в 1946 г. маршал Победы был по приказу Сталина назначен военным командующим города. Георгию Константиновичу удалось освободить «жемчужину у моря» от криминальной нечисти, которая буквально житья не давала. Для достижения цели в фильме Жуков пошел на операцию «Маскарад», когда десятки бывших разведчиков работали приманкой для воров и грабителей, чтобы затем безжалостно расстрелять их в упор. В архивах нет данных о секретном мероприятии, но одесситы-старожилы утверждают, что печально известный «Маскарад» имел место быть…

По признанию Урсуляка, сыграть Жукова на все сто по силам было только Михаилу Ульянову – и портретное, и характерное сходство налицо. Но легендарный актер покинул этот мир, поэтому роль предложили Владимиру Меньшову: «У Меньшова мужская природа, а главное, у него есть внутреннее право играть Жукова, это его масштаб личности». Никто не спорит, маршал получился убедительным. Правда, самые ярые поклонники исторической точности попеняли создателям «Ликвидации»: Жуков никогда не употреблял бранное слово «тухес».

Фима Михайлов: «Я твой друг, Дава…»
Пожалуй, роль завязавшего щипача Фимы – самая трагическая в «Ликвидации». Изначально играть его должен был Андрей Краско. Увы, актер отработал всего два съемочных дня… А потом Андрея не стало. Он остался в картине – всего в одном эпизоде, где снят со спины — режиссеру важно было сохранить Краско… «Мы только отсняли сцену, где я вез убитого Фиму в машине. Потом это повторилось наяву», — вспоминал Владимир Машков.

Актера, похожего на Краско, искать не стали. «Я вдруг понял, что Фиму может сыграть Сережа Маковецкий. Мы учились с ним в Щукинском училище, он снимался почти во всех моих картинах. Маковецкий – артист редкого обаяния, потрясающей органики, плюс ко всему он замечательный товарищ. Сережа понимал всю трагичность ситуации и пришел на помощь, за что я ему благодарен», — рассказывал Сергей Урсуляк.

Безусловно, Фима в исполнении Маковецкого удался на славу. Но почему-то кажется, что если бы бывшего вора играл Андрей Краско, персонаж получился бы гениальным, бессмертным, легендарным…

Одесса: «В цветущих акациях город…»
И все же главная роль в «Ликвидации» по праву принадлежит красавице Одессе. Съемки проходили в квартирах и подъездах, полвека не знавших ремонта – упустить такую натуру для киношников было бы преступлением. «Никаких примет современности!» — главный лозунг съемок соблюдался неукоснительно. Зарешеченные окна первых этажей маскировали ставнями, газовые трубы, проходящие снаружи, «превращали» в заросли дикого винограда. Ну и, конечно, целый месяц бились над неповторимым одесским говором. Мягкий южный акцент актерам ставил местный лингвист, а сценарист Алексей Поярков несколько месяцев провел в «жемчужине у моря», чтобы раздобыть искрометные диалоги. Ведь невозможно представить одесский дворик без вездесущей тети Песи, которая радуется появившемуся в доме пианино: «Сыночка, ты посмотри, якая зверуга…» — или воюет с невесткой: «Разве ж эта Циля может нормально отгладить бруки?» Громко, сочно, заразительно.

И, конечно, отдельного спасибо и земного поклона заслуживает музыкальная подборка. Урсуляк самостоятельно решал, какой музыке место в его кинодетище, в результате атмосферу приморского городка 40-х изумительно передают песни Леонида Утесова и Изабеллы Юрьевой. Некий ропот вызвало появление в одном из эпизодов итальянской песенки «Два сольди», которая родилась только в 1954 году. Но Урсуляка не смутило опережение событий на несколько лет, к слову, таких «заимствований из будущего» в картине немало: «Фильм не претендует на абсолютную достоверность, это скорее фантазия на тему Одессы. Нам нужна была не правда, а некое правдоподобие…» Да и можно ли по-иному снять фильм о городе, где все становится либо анекдотом, либо легендой.

«Гоцман умер от инфаркта, а Нора с Мишкой уехали в Москву»

Среди телевизионных событий уходящего года под номером первым конечно же идет «Ликвидация» Сергея Урсуляка, показанная на канале «Россия». Это не сериал, а настоящий многосерийный художественный фильм, где остросюжетная интрига сочетается с поразительно точной атмосферой и великолепной актерской игрой. «Известия» пригласили в гости создателей «Ликвидации» — Сергея Урсуляка, его жену, актрису Лику Нифонтову, сыгравшую роль Норы, автора сценария Алексея Пояркова и композитора Энри Лолашвили. В разговоре принимали участие главный редактор Владимир Мамонтов, редактор отдела культуры Елена Ямпольская, обозреватели Вита Рамм, Анна Федина и Михаил Марголис.

Вита Рамм. 14-серийный фильм режиссера Сергея Урсуляка, снятый в кинокомпании «Централ Партнершип», на мой взгляд, встал в один ряд с такими телефильмами, как «Михайло Ломоносов», «Тени исчезают в полдень», «Семнадцать мгновений весны», «Место встречи изменить нельзя». Из новых в этот же ряд могу поставить «Штрафбат», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина». Я называю работы, вызвавшие не только большой интерес, но и дискуссии. Спорили не только зрители, но и специалисты. В случае с «Ликвидацией» особую активность проявили военные историки. Претензии к художественному фильму, на мой взгляд, были весьма странными. Мол, и Жуков не так приезжал, и с бандитизмом не так боролись, и, конечно, всех возбудила финальная часть. Все дружно удивились — откуда в одесских степях «лесные братья». Потому мой первый вопрос — к сценаристу Алексею Пояркову. В момент написания сценария использовались ли какие-то исторические документы или все, что мы видим в фильме, — это импровизация на тему Одессы и 1946 года?

Алексей Поярков. По «лесным братьям» могу объяснить, что в Одесский округ, куда Сталин сослал маршала Жукова, входила и Молдавия. А там были и леса, и «лесные братья». К сожалению, по финансовым соображениям мы не могли снять написанную сцену, как «братья» прибывают на поездах. В целях экономии им достались три грузовика. Хочу напомнить историкам, что «лесных братьев» ловили аж до 1956 года.

Рамм: А еще от чего пришлось отказаться по финансовым соображениям?

Поярков: От эпизода на стадионе. В августе 1946 года на одесском стадионе состоялся футбольный матч. Играли «Пищевик» со «Стахановцем» из города Сталина, счет был 5:3. По полю должны были бегать футболисты с реальными фамилиями, а на трибуне активно должен был «болеть» Исаак Гроссман, легендарный одесский футбольный эксперт, который после забитого гола всегда плясал, а человек был корпулентный. Но мы поняли, что бюджет фильма не выдержит, если мы начнем собирать целый стадион одетой и подстриженной по послевоенной моде массовку.

Владимир Мамонтов. Я обратил внимание, что у вас очень тщательно подобрана массовка. Нигде не случилось ляпов. На улицах, на трамвайных остановках — везде герои фильма помещены в аутентичную среду. И одеты люди правильно, и никаких инородных тел в виде случайных машин или рекламных щитов. Очень понравилась работа оператора Михаила Суслова, хотя можно лишь предположить, сколько трудностей ему пришлось обойти.

Елена Ямпольская. Что касается исторической точности, в фильме есть сцена, которая меня довела до слез, — это концерт Леонида Утесова. Полное впечатление, что у нынешнего зрителя появилась сказочная возможность прийти в зал и услышать Утесова живьем. Вот только песня «У Черного моря» была написана на десять лет позже.

Поярков. Я не считаю это ляпом. На самом деле, пройдет немного времени, и никто уже не вспомнит, когда была написана конкретная песня. Для нас важнее всего была не документальная история, а наше отношение к этому времени. Мы, естественно, знали, что той песни в 1946 году еще не было. Первоначально в сценарии был «Одессит Мишка», но в итоге выбрали ту, которая лучше передает эмоциональное состояние публики. И с афишей фильма «Подвиг разведчика» та же история. В сценарии я написал, что Гоцман с Мишкой-Карасем идут смотреть «Осаду». Но Сергей был прав, когда сказал, что этого фильма большинство людей не смотрело, что с ним не будет никаких чувственных ассоциаций, а «Подвиг разведчика» сразу затронет память.

Михаил Марголис. В фильме две основные музыкальные темы. Они уже были наработаны или сам фильм подсказывал, какая должна звучать музыка? Вам, Энри, задачу ставил режиссер, чтобы одна тема была лирической, а вторая тревожной?

Энри Лолашвили. Музыку к фильму я стал писать только после просмотра. Сергей меня пригласил, потому что ему понравилась моя работа в «Нежном возрасте» и «Статском советнике». Я же долгое время жил во Франции и потому о Сергее ничего не знал. А уж когда узнал, что предлагают писать для телесериала, и вовсе в ужас пришел. Но мне прислали первые три серии, посмотрел их на одном дыхании. Я был покорен тем, что увидел не сериал, а прекрасный телевизионный многосерийный художественный фильм. Я увидел почерк режиссера, я увидел время на экране. Эпизоды, в которых пели актрисы, были сняты синхронно. Как прекрасно они пели — Наталья Рожкова и Полина Агуреева! А как снят концерт Утесова! Могу сказать, что столь дотошного режиссера я в своей жизни еще не встречал. Музыка в эпизоде, например, должна была длиться 35 секунд или 38, и ни секундой больше. Режиссер добивался, чтобы музыка и изображение жили в абсолютной гармонии. И это правильно.

Рамм. Алексей, вы, когда писали сценарий, уже держали в уме конкретных исполнителей?

Поярков. Сначала я писал самостоятельно и свободно. Но потом Сергей начал выказывать свои актерские предпочтения. Эмик, например, у меня был маленький, худенький, такой шлемазл. И тут Сергей мне вдруг заявил, что в роли Эммика он видит Сашу Семчева. В таких случаях я всегда отхожу в сторону, проговариваю про себя все, что я думаю про Урсуляка, а потом выдаю ему информацию в сжатом виде. Но, подумав, я согласился, что история может получиться странной, а потому и более интересной.

Мамонтов. Фильм радует колоритностью всех второстепенных персонажей. Каждый с характером, каждый запоминается. Насколько, например, реален секретарь горкома Одессы? Пару раз мелькнул, но ведь запомнился! И диабетом, и тем, как Жуков на него наорал.

Поярков. Это реальный факт, когда Жуков орал на толстого партийного чиновника. В сценарии им стал секретарь горкома.

Мамонтов. Очень узнаваемый тип.

Поярков. Я же жил в советское время. Хорошо помню таких. Писал, что называется, с натуры.

Марголис. Мне бы хотелось спросить у режиссера. В «Ликвидации» я увидел много цитат и полуцитат из говорухинского «Места встречи. «. Ставилась ли задача сделать парафраз популярного фильма?

Сергей Урсуляк. Я заметил, что журналисты — люди образованные и потому часто приписывают мне цитирование картин, которых я и не видел. «Место встречи. » я смотрел один раз. Вот что действительно есть в «Ликвидации», это цитата из «Судьбы человека». Она сознательная. Это поклон тому времени, тем людям, которые снимали великое кино. Я на них рос, я ими воспитан. Я цитирую не Франсуа Озона, чьи фильмы мне очень нравятся, а Сергея Федоровича Бондарчука. Возвращаясь к «Месту встречи. «, могу сказать: если фургон «Хлеб» у Станислава Сергеевича и фургон «Хлеб» у меня воспринимать как буквальную цитату. В этом случае цитатой можно считать то, что у меня женщины в платьях, и у него тоже.

Марголис. Но Гоцман и Кречетов могут считаться подражанием Жеглову и Шарапову?

Урсуляк. Кречетов не может быть Шараповым, потому что он враг. А функции Жеглова в «Ликвидации» исполняет, скорее, маршал Жуков. Гоцман с его упертостью, что все должно быть по закону, на самом деле гораздо ближе к Шарапову. Сравнивать Машкова и Высоцкого я вообще считаю неправильным. Даже подход к ролям у них совершенно разный. Например, Высоцкий ради фильма прическу менять не стал. А Машков сделал полубокс.

Мамонтов. И все же общее между фильмами есть. Прежде всего, тонкое внимание к послевоенному времени. Понимание, что внутри того времени много вещей, знаков и деталей, отсутствие которых резало бы глаз.

Урсуляк. Согласен. И если мне еще скажут, что «Ликвидации» суждена такая же долгая и счастливая жизнь, как «Месту встречи. «, я буду просто счастлив.

Анна Федина. Я хочу спросить авторов, насколько им была важна идея законности. Ведь по многочисленным сериалам можно заметить, как серьезно персонажи на нашем телевидении стали относиться к проблемам закона.

Урсуляк. Для меня было принципиально, что Гоцман ведет борьбу с преступностью по правилам. Не зря его так уважают одесские бандиты. Противостояние с маршалом Жуковым осложняется еще и тем, что для Давида Одесса — это его родной город. Где свои понятия чести.

Марголис. В фильме замечательный актерский ансамбль. Можно ли считать, что все актеры из «труппы Сергея Урсуляка»?

Урсуляк. Да, за последние 15 лет у меня уже сложилась такая труппа. Но меняюсь я, меняются артисты, у них свои планы, своя жизнь. У меня только Лика снимается в каждом фильме. Но — по остаточному принципу. Вот читает она сценарий и говорит: ой, какая роль! Нет, отвечаю, ее будет играть Полина Агуреева. Ой, а вот это какой образ! Нет — он для Ксении Раппопорт. Зато, говорю я ей, есть Нора. И Лика соглашается. Я очень рад, что у меня сыграл Костя Лавроненко. Мы с ним давно знакомы, еще по театру «Сатирикон».

Рамм. Константин Лавроненко и Ксения Раппопорт в фильме «Ликвидация» могут претендовать на звание лучшей кинопары года. В одном форуме было написано: обратите внимание на сцену, когда Ида стирает и смотрит на Чекана.

Лолашвили. Когда я увидел эту сцену, музыкальная тема сложилась сама. Потому что на экране была настоящая страсть!

Поярков. Это только благодаря режиссеру. У меня в сценарии они давили абрикосы.

Урсуляк. В фильме есть пара на любой вкус. Идеальная — как Нора и Гоцман, сначала игривая, а потом трагическая — Кречетов и Тоня или такой европейский класс страстей в исполнении наших европейских лауреатов Кости Лавроненко и Ксюши Раппопорт. Мне важно было, чтобы отрицательные персонажи не вызывали примитивного отвращения. Я люблю людей, про которых снимаю кино. И потому мне хотелось, чтобы у зрителя возникало ощущение, что каждый из персонажей мог бы быть счастливым и правильным, если бы жизнь повела его по другой дороге.

Мамонтов. Ваш фильм стал возвращением на экран талантливой актрисы Натальи Рожковой из театра Юрия Погребничко «Около дома Станиславского». В свое время она интересно начинала и всегда очень хорошо пела. И будет большой справедливостью, если эта актриса вновь станет востребованной.

Нифонтова. В театре Погребничко есть спектакль, который так и называется — «Перед сеансом». Это бенефис Натальи Рожковой. Весь спектакль она поет те песни, которые звучат в ее же исполнении и в «Ликвидации». Мы с Сережей были покорены ее обаянием, талантом.

Ямпольская. Если мы уж стали сравнивать ваш фильм и фильм Станислава Говорухина, то, на мой взгляд, абсолютно принципиальное между ними различие в том, что в «Месте встречи. » за пять серий количество трупов можно пересчитать по пальцам. И каждая смерть была как-то «обставлена»: ей дается моральная оценка, за кого-то мстят. То есть каждая человеческая жизнь идет на вес золота, что, наверное, не соответствует исторической правде. В «Ликвидации» трупы множатся в геометрической прогрессии, просто, буднично и оттого особенно страшно. Поэтому меня разочаровал финал. «Было это или не было, знают только каштаны на бульварах. «. Столько народу положили, чтобы так идиллически, впустую выбраться из этой истории?

Урсуляк. Я готов согласиться, что натяжка есть, но мне хотелось избежать разговоров о подлинности сюжета. Хотя все равно раздались возмущенные голоса просто историков и военных историков. Специалисты по еврейскому вопросу начали подсчитывать количество евреев на метр пленки и сличать с официальной статистикой, — сколько евреев к концу войны оставалось в Одессе. У нас было несколько вариантов финала. В одном Гоцман вообще умирал. Но я подумал, что это будет несправедливо по отношению к зрителям, которые три недели смотрели кино, чтобы в итоге узнать: а главный герой-то умер. Мало того, по сценарию и Эммик должен был погибнуть! И даже был снят этот эпизод, но ввиду его антигуманизма из окончательной версии монтажа я его решил убрать. Вдруг случится «Ликвидация-2»? Тогда и у Володи Машкова, и у Саши Семчева появится возможность сыграть продолжение.

Ямпольская. А вот за Фиму, чью смерть мы до сих пор оплакиваем, вам придется ответить. Когда вы в конце второй серии убили такого замечательного персонажа, я подумала: а что же будет в оставшихся двенадцати? Царство Небесное Андрею Краско, он, наверное, сыграл бы Фиму не менее ярко, но Сергей Маковецкий в этой роли бесподобен. И чувствовалось, что он сам в кадре откровенно наслаждается. Не было соблазна продлить жизнь Фимы?

Урсуляк. В сценарии Фима погибал еще раньше. И только по моей личной просьбе Алексей Поярков продлил ему жизнь. Мне казалось, что очень правильно, когда зритель плачет о потере героя, потому что уже успел его полюбить.

Поярков. В сценарии, в самом конце, была краткая информация о дальнейшей судьбе каждого персонажа. Жукова отправили в Уральский округ, Чусова отстранили от должности и посадили. Гоцман умер от инфаркта, а Нора уехала в Москву с Мишкой, который потом вырос и стал кинорежиссером. Это такой маленький привет Николаю Губенко, который в 1952 году окончил тот же самый дипломатический интернат в Одессе.

Ямпольская. Фильм радовал не только глаз, но и ухо. «Дел за гланды», «картина маслом», «кудой — тудой». Вы, Алексей, это сами сочинили или в Одессе подслушали?

Поярков. Я восемь месяцев занимался Одессой. Месяца через четыре на улицах и в магазинах меня уже стали спрашивать, из какого я района. Особо закрученные фразы я проверял на одесситах и принимал все их поправки.

Мамонтов. Почему на роль главного героя вы выбрали Владимира Машкова?

Урсуляк. История с выбором актера на роль Гоцмана стоит отдельного фильма. Алексей Поярков писал о большом, лысом мужике. Не очень обаятельном таком биндюжнике. Я честно искал артиста в соответствии с внешним портретом, предложенным автором. Круг актеров такой фактуры весьма ограничен. Типаж Александра Балуева, к примеру. Продюсеры терпеливо относились к моим поискам, но осторожно так, мягко намекали: а может быть, Машкова попробовать? Я решил проверить. Пришел домой и говорю Лике: представляешь, Машкова мне предлагают на главную роль! Лика сразу стала меня лучше кормить. Своей группе сказал — увидел вдруг радостные лица. И тут я испугался, что Машков откажется. Живет он в Лос-Анджелесе, у него контракты с Голливудом, эдакий «властелин с горы». Послали ему сценарий, Володя прочитал, и — семь месяцев съемок я каждый день радовался, что именно он играет Гоцмана. То, что его воспринимают как секс-символ, мне кажется ошибкой. Он тонкой и ранимой органики человек, с особой энергетикой. И невероятной нежности и доброты. Он — Белоснежка, а вовсе не крутой мачо.

Мамонтов. Во время съемок у вас было ощущение, что фильм станет событием телегода?

Урсуляк. Меня удивило, что первый показ был запланирован под выборы. Я думаю, что наш фильм опровергает известный миф о пещерном антисемитизме России. Рейтинги «Ликвидации» от этого мифа камня на камне не оставляют. В антисемитской стране никто не стал бы смотреть фильм про еврея, да еще с псевдоисторической интригой. Давида Марковича Гоцмана можно было назвать как-то по-другому, нейтрально. Но и меня, и Володю Машкова национальность главного героя не пугала. И мы не делали вид, что он якут, а не еврей.

Еще по теме:

  • Нотариус в заларях рп Залари, Заларинский район 61. ИП Хакимов Исломджон ДустмуродовичПрочая розничная торговля в специализированных магазинах 62. ИП Скроботов Вячеслав ВладимировичОптовая торговля через агентов (за вознаграждение или на договорной основе) 63. ИП Буркина Оксана СтепановнаРозничная […]
  • Вид движение денежных средств по налогам Движение денежных средств 1С: статьи и учет Обновлено 25.12.2017 в 20:37 12 480 просмотров Управлять денежными потоками удобно в программе: Управление денежными средствами. БДДС. Казначейство Основными целями, стоящими перед системами учета движения денежных средств являются: […]
  • Все законы о взятке Понятие взятки могут расширить Соответствующий законопроект 1 разработан заместителем председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Анатолием Выборным. Документ предусматривает три нововведения: расширение понятия взяточничества. Предлагается считать […]
  • Отделы организации опек Организация стран-экспортеров нефти, ОПЕК ОРГАНИЗАЦИЯ CTPAH-ЭКСПОРТЁРОВ НЕФТИ, ОПЕК (Organization of the Petroleum Exporting Соuntries, OPEC), — межправительственная организация, координирующая и унифицирующая нефтяную политику стран-членов и разрабатывающая пути и методы защиты их […]
  • Административные штраф на воде Административные штраф на воде г. Выкса Нижегородская область Во-первых, определимся, что такое маломерное судно и какие суда подлежат штрафам. Примечанием к ст. 11.7. Кодекса дано понятие маломерного судна: "под маломерным судном в статьях 11.7 - 11.13 настоящего Кодекса следует […]
  • Правила заговоров Основные правила заговоров Заговоры - часть народной медицины. Основные правила заговоров в их произнесении Заговоры, специальные тексты, имеющие магическое значение, составляют неотъемлемую часть народной медицины. Наши далекие предки пользовались заговорами для излечения от различных […]
  • Общее правило и исключение из него в праве Общее правило и исключение из него в праве Исключения в праве – это допускаемые юридическими нормами и закрепленные в них, отличные от общеустановленных правил положения, реализуемые уполномоченными на то субъектами при определенных условиях. Суть исключения заключается в возможности […]
  • Налог с завещания как берется Налог при вступлении в наследство по завещанию — практические советы Наследство — это движимое и недвижимое имущество, которое после смерти владельца, передается в собственность другому лицу. Наследством может стать дом, дача, машина, мебель, акции или другие ценные бумаги, книги, […]