Федеральный закон 273 об образовании в российской федерации от 291212

Федеральный закон 273- ФЗ (29.12.12) « Об образовании в Российской Федерации » Изменение правового регулирования в сфере образования. — презентация

Презентация была опубликована 4 года назад пользователемЯн Толпежников

Похожие презентации

Презентация на тему: » Федеральный закон 273- ФЗ (29.12.12) « Об образовании в Российской Федерации » Изменение правового регулирования в сфере образования.» — Транскрипт:

1 Федеральный закон 273- ФЗ ( ) « Об образовании в Российской Федерации » Изменение правового регулирования в сфере образования

2 В чем необходимость принятия ? … явный разрыв между потребностями образовательной практики и ее законодательным обеспечением ( причина — динамичное развитие и процессы модернизации системы образования ). Пробелы и правовая неопределенность : статус примерных образовательных программ, электронные образовательные ресурсы, деятельность негосударственных образов. учреждений, порядок сетевого взаимодействия образовательных учреждений и иных организаций, оказание платных образовательных услуг, избыточные административные ограничения, связанные с типологией образовательных учреждений, и др.

3 История принятия нового закона об образовании Обсуждение концепции и структуры проекта на сайте с 1 декабря 2010 г. по 1 февраля 2011 г. – поступило почти замечаний и предложений. Текст новой версии закона рассмотрен в 2011 г. на традиционных августовских педагогических совещаниях работников образования. Общественные консультации на сайте Внесение законопроекта на рассмотрение в Государственную Думу. Продолжение общественной дискуссии. Предложения по внесению поправок в существующий текст. Конкурирующий законопроект О народном образовании (КПРФ). Рассмотрен, но отвергнут депутатами в первом чтении, т.к. не учитывает результаты модернизации образования, а также возможности бюджетов. 17 октября 2012 г. проект принят Государственной Думой в первом чтении. Сформированы три рабочие группы по его доработке. Рассмотрены тысячи замечаний и предложений. Парламентские слушания, на которых выступали представители регионов, профессиональных и других организаций. Общественная палата РФ провела общественную экспертизу нового закона. В декабре 2012 г. проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» был принят Государственной Думой во втором и третьем чтениях (18 и 21 декабря), одобрен Советом Федерации (26 декабря) и подписан Президентом РФ (29 декабря).

4 Статус нового закона об образовании Федеральный закон от ФЗ » Об образовании в Российской Федерации » — базовый нормативный акт, устанавливающий правовые основы функционирования системы образования. Прекращают свое действие более 100 нормативных актов РСФСР и РФ, в т. ч. Закон РФ » Об образовании » и Федеральный закон » О высшем и послевузовском профессиональном образовании «. Чтобы привести в соответствие с ним существующие нормативные акты, Государственная Дума приняла закон 185- ФЗ от 2 июля 2013 г. « О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу законодательных актов ( отдельных положений законодательных актов ) РФ в связи с принятием Федерального закона » Об образовании в РФ «. Изданные до дня вступления в силу Федерального закона » Об образовании в РФ » подзаконные нормативные правовые акты по вопросам, которые в соответствии с ним могут регулироваться только федеральными законами, действуют до дня вступления в силу соответствующих федеральных законов.

5 Основные особенности нового закона об образовании Федеральный закон » Об образовании в Российской Федерации » регулирует не только управленческие и финансово — экономические отношения в сфере образования, но и содержание образования ( в т. ч. устанавливает требования к образовательным программам и стандартам ), а также более подробно регламентирует права и ответственность участников образовательного процесса. В целом те права и гарантии, которые предоставлялись гражданам старым законом, новым законом сохраняются и даже расширяются. Одним из немногих исключений можно считать регулирование вопроса родительской платы в дошкольных образовательных организациях. В Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации нет гарантии ограничения размера такой платы, что теоретически ( если учредитель примет такое решение ) может привести к ее повышению.

6 Основные отличия от предыдущего Увеличился практически в 2 раза. Определены понятия, которые ранее не были определены в праве. Включил в себя вопросы, регулируемые ранее в других нормативно — правовых актах ( аттестация и аккредитация ОУ и др.) Регулирует подробно вопросы, ранее не регулировавшиеся – подробно или вообще ( электронное обучение, независимая оценка качества образования и др.).

7 Определены следующие понятия : Образование Воспитание Обучение ФГОС Образовательная программа Обучающийся Учащийся Образовательная организация Организация, осуществляющая образовательную деятельность

8 Определены следующие понятия : Учебный план Индивидуальный учебный план Направленность ( профиль ) образования Инклюзивное образование Качество образования Конфликт интересов педагогического работника

9 «Образовательное учреждение» или «образовательная организация»? О наименовании образовательных учреждений Федеральным законом об образовании не предусмотрено включение в наименование образовательной организации общеродового названия всех юридических лиц – «организация», из чего следует, что в наименовании образовательных учреждений слово «учреждение» не требуется заменять словом «организация». Согласно части 5 статьи 108 наименования образовательных учреждений подлежат приведению в соответствие с ФЗ-273 не позднее 1 января 2016 года.

10 Переименование образовательного учреждения, в первую очередь, будет связано с приведением его типа с учетом его организационно-правовой формы (казенное, бюджетное, автономное) в соответствие с ФЗ об образовании. Если в отношении образовательного учреждения тип не меняется, то их переименование в рамках Федерального закона об образовании не потребуется. образовательные учреждения, в отношении которых тип, в соответствии с ФЗ об образовании, меняется, либо образовательные учреждения, в наименовании которых в настоящее время тип не содержится, должны привести свои наименования в соответствие с ФЗ об образовании. Так, с учетом части 5 статьи 108 Федерального закона об образовании: муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Школа» должно быть переименовано в муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа»; образовательные учреждения дополнительного образования детей — в учреждения дополнительного образования.

12 Дополнительное образование в Федеральном законе Об образовании в Российской Федерации дополнительное образование детей ; дополнительное образование взрослых ; дополнительное профессиональное образование. закон предполагает, что взрослые могут обучаться не только в рамках повышения своей квалификации, но и в рамках образовательных программ, интересных с точки зрения личностного роста и развития.

13 Закон РФ от Об образовании Федеральный закон от ФЗ Об образовании в Российской Федерации Управление системой образования Отсутствуют положения, обязывающие Правительство РФ представлять Федеральному Собранию РФ доклад о реализации государственной политики в сфере образования Согласно ч. 2 ст. 3 Правительство РФ ежегодно представляет Федеральному Собранию РФ ДОКЛАД о реализации государственной политики в сфере образования и публикует его на своем официальном сайте в сети Интернет Отсутствуют положения, регулирующие инновационную и экспериментальную деятельность в сфере образования В ст. 20 раскрыты понятия ИННОВАЦИОННОЙ и ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ деятельности в сфере образования. Экспериментальная деятельность в образовании направлена на разработку, апробацию и внедрение новых образовательных технологий, образовательных ресурсов и осуществляется в форме экспериментов, порядок и условия проведения которых определяются Правительством РФ (ч. 2 )

14 Последовательно проводится принцип светскости в образовании Ст. 87 посвящена особенностям изучения основ духовно- нравственной культуры народов РФ и получения теологического и религиозного образования. Примерные ООП в части учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), направленных на получение обучающимися знаний об основах духовно-нравственной культуры народов РФ, о нравственных принципах, об исторических и культурных традициях мировой религии (мировых религий), проходят экспертизу в централизованной религиозной организации на предмет соответствия их содержания вероучению, историческим и культурным традициям данной организации (ч. 3 ст.87) Организация образовательного процесса Отсутствуют положения, детально регламентирующие разработку и утверждение примерных образовательных программ (ООП) Примерные ООП разрабатываются с учетом их уровня и направленности на основе ФГОС (ч. 9 ст. 12 ) и включаются по результатам экспертизы в реестр примерных основных образовательных программ, являющийся государственной информационной системой (ч. 10).

15 Отсутствуют положения, регулирующие использование сетевой формы реализации образовательных программ, технологий электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Ст. 15 посвящена использованию СЕТЕВОЙ ФОРМЫ реализации образовательных программ, ст. 16 – вопросам реализации образовательных программ с применением ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ и ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Отсутствуют положения, регулирующие проведение независимой оценки качества образования Закон регламентирует функционирование независимых институтов оценки качества образования (общественная, профессионально- общественная аккредитация, образовательные и профессиональные стандарты). Ст. 95 посвящена проведению независимой оценки качества образования Отсутствуют положения, детально регламентирующие обеспечение образовательного процесса учебниками и учебными пособиями Ст. 18 регламентирует использование в образовательном процессе печатных и электронных ресурсов, формирование библиотечных фондов, отбор организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий

16 Правовой статус образовательных учреждений и организаций Нормы закона о локальных актах образовательного учреждения не имеют регулятивного значения В ст. 30 устанавливаются требования к содержанию и порядку принятия локальных актов образовательной организации. При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников образовательной организации, должно учитываться мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (ч. 3 ст. 30)

17 Закон содержит положение, согласно которому ликвидация сельского образовательного учреждения допускается только с согласия схода жителей населенных пунктов, обслуживаемых данным учреждением (п. 5 ст. 4) принятие федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ или органом местного самоуправления решения о реорганизации или ликвидации государственной и (или) муниципальной образовательной организации допускается на основании положительного заключения комиссии по оценке последствий такого решения (ч. 11 ст. 22), а также положение, согласно которому принятие решения о реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, не допускается без учета мнения жителей данного сельского поселения (ч. 12 ст. 22)

18 Правовой статус обучающихся и их родителей (законных представителей) Ответственности и обязанностям обучающихся посвящены отдельные положения закона В ст. 43 детально прописаны ответственность и обязанности обучающихся. Обучающиеся обязаны добросовестно осваивать образовательную программу, выполнять индивидуальный учебный план, в т.ч. посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом занятия, осуществлять самостоятельную подготовку к занятиям, а также выполнять задания, данные педагогическими работниками в рамках образовательной программы (п. 1 ч. 1 ст.43) Отсутствуют положения, детально регламентирующие получение образования лицами особых категорий Ст. 77. регламентирует получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, ст. 78. – получение образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях, ст. 79 – получение образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья Не закреплено право родителей (законных представителей) обучающихся получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого- педагогических) обучающихся Согласно п. 6 ч. 3 ст. 44, родители (законные представители) обучающихся имеют право получать информацию обо всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся

19 Правовой статус педагогических работников Отсутствуют положения, раскрывающие академические права, свободы, ответственность и обязанности пед.работников В ст. 47 подробно прописаны академические права и свободы педагогических работников, а в ст. 48 – их ответственность и обязанности Закон не устанавливает гарантии уровня заработной платы педагогических работников В закон включена фактическая гарантия уровня заработной платы педагогических работников – в привязке к средней зарплате по экономике субъекта РФ. Расходы на оплату труда пед. работников муниципальных общеобразовательных организаций не могут быть ниже уровня, соответствующего средней заработной плате в субъекте РФ, на территории которого расположены данные общеобразовательные организации (ч. 3 ст. 99) Отсутствуют положения, регулирующие рабочее время педагогических работников педагогические работники имеют право на сокращенную продолжительность рабочего времени (ч. 5 ст. 47), а в рабочее время пед. работников включается учебная, воспитательная работа, индивидуальная работа с обучающимися, научная, творческая и исследовательская работа, а также другая пед. работа, предусмотренная трудовыми (должностными) обязанностями и (или) индивидуальным планом (ч. 6 ст. 47). Соотношение учебной и другой пед. работы в пределах рабочей недели или уч. года определяется соответствующим локальным нормативным актом организации

20 Права учащихся в соответствии с новым законом об образовании в РФ Федеральный закон от ФЗ » Об образовании в Российской Федерации » дает новые определения понятий » учащийся » и » обучающийся «. Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу ( п. 2 ч. 1 ст. 33 ). Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу ( п. 15 ст. 2). Т. о., с 1 сентября 2013 г. всех учеников школ, гимназий, лицеев и других общеобразовательных учреждений правильно будет называть учащимися. Понятие » обучающиеся » лучше использовать в тех случаях, когда имеются в виду не только учащиеся, но и, например, воспитанники. Если в образовательный комплекс входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также называть учащимися, а детей, которые посещают детский сад, – воспитанниками.

21 Особенности дошкольного образования Согласно п. 2 ст размер родительской платы за содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, реализующих ООП дошкольного образования, не может превышать 20% затрат на содержание ребенка (присмотр и уход за ребенком) в соответствующем учреждении, а с родителей (законных представителей), имеющих трех и более несовершеннолетних детей, – 10% указанных затрат Согласно ч. 2 ст. 65 за присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей). При этом родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами субъектов РФ, но не менее 20% среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории соответствующего субъекта РФ, на первого ребенка, не менее 50% – на второго ребенка и не менее 70% – на третьего ребенка и последующих детей (ч. 5 ст.65) Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными требованиями Освоение образовательных программ дошкольного образования регламентируется федеральными государственными образовательными стандартами, но не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся

22 Особенности школьного образования Закон предусматривает наличие лицеев и гимназий В законе нет упоминания о лицеях и гимназиях, но говорится о том, что образовательные организации вправе реализовывать программы повышенного уровня, которые могут финансироваться в повышенном объеме (повышенный объем финансирования в данном случае будет связан не со статусом субъекта, а с полученным заданием) Закон не предусматривает проведение отбора обучающихся при приеме в образовательное учреждение для получения основного общего и среднего общего образования Согласно ч. 5 ст. 67 при приеме либо переводе в государственные и муниципальные образовательные организации для получения основного общего и среднего общего образования с углубленным изучением отдельных учебных предметов или для профильного обучения допускается индивидуальный отбор в случаях и в порядке, которые предусмотрены законодательством субъекта РФ

23 Особенности дополнительного и профессионального образования Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Организация дополнительного образования детей относится к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов и органов государственной власти субъектов РФ

24 Устав образовательной организации Должен стать существенно меньше и включает информацию: 1) тип образовательной организации; 2) учредитель или учредители образовательной организации; 3) виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности; 4) структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Многие вопросы уйдут в локальные акты.

25 Управление образовательной организацией (ст. 26) В образовательной организации формируются коллегиальные органы управления, к которым относятся: — общее собрание (конференция) работников образовательной организации, — педагогический совет, а также могут формироваться -попечительский совет, — управляющий совет, — наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, предусмотренные уставом соответствующей образовательной организации.

26 К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся (ст. 28) разработка и утверждение образовательных программ образовательной организации; разработка и утверждение по согласованию с учредителем программы развития образовательной организации; определение списка учебников в соответствии с утвержденным федеральным перечнем учебников; осуществление текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения; индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ;

27 К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся (ст. 28) использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения; проведение самообследования, обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования ; установление требований к одежде обучающихся, если иное не установлено настоящим Федеральным законом или законодательством субъектов РФ; организация научно-методической работы, в том числе организация и проведение научных и методических конференций, семинаров; обеспечение создания и ведения официального сайта образовательной организации в сети «Интернет»…

28 Сроки вступления в силу нового закона об образовании Основная часть норм Федерального закона Об образовании в Российской Федерации вступает в силу с 1 сентября 2013 г. Исключение составляют положения, регулирующие изменения финансирования, которые вступают в силу с 1 января 2014 г. (т. е. с первого года, в котором реально составить бюджет с учетом нового закона)… Федеральный закон Об образовании в Российской Федерации за исключением отдельных положений вступит в силу с 1 сентября 2013 г.

29 С принятием закона не требуется экстренно осуществлять какие-либо действия и нести незапланированные расходы: уставы меняются достаточно регулярно по массе различных причин, и в случае, если такая необходимость возникнет в течение ближайших трех лет, одновременно можно будет внести в них изменения и в связи с новым законом. Если же к моменту окончания 2015 г. устав все еще сохранится в неизменном с 2012 г. виде, то придется предпринять специальные действия по его корректировке. прохождения повторного лицензирования. Организации, осуществляющие образовательную деятельность, могут осуществлять образовательную деятельность на основании лицензий на осуществление образовательной деятельности и свидетельств о государственной аккредитации, выданных им до дня вступления в силу данного закона. Вместе с тем, ранее выданные лицензии на осуществление образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации должны быть переоформлены до 1 января 2016 г. Срок также довольно длительный, что позволит большому числу учреждений избежать дополнительных затрат.

30 Образование в России : новое правовое регулирование

Федеральный закон от 29.12.2012 n 273-фз «Об образовании в Российской Федерации»

Закон разработан в целях совершенствования законодательства РФ в области образования и является основополагающим нормативным правовым актом в сфере образования.

Законом определяются уровни общего образования (дошкольное образование, начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) и уровни профессионального образования (среднее профессиональное образование, высшее образование — бакалавриат; высшее образование — специалитет, магистратура; высшее образование — подготовка кадров высшей квалификации). Вводится еще один уровень высшего образования — подготовка кадров высшей квалификации, к которой отнесены программы подготовки научно-педагогических кадров, программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки.

Наряду с основными образовательными программами в сфере образования выделяются также дополнительные образовательные программы различной направленности и степени сложности, формируемые с учетом возрастных особенностей, интересов, способностей, уровня образования и профессиональной квалификации обучающихся.

Законом расширен круг субъектов, имеющих право на ведение образовательной деятельности, в том числе закреплены правовые возможности доступа «необразовательных» организаций к образовательной деятельности. Кроме того, в законе выделена отдельная статья, посвященная регламентации правового положения индивидуальных предпринимателей, ведущих образовательную деятельность.

Законом теперь также регулируется стипендиальное обеспечение обучающихся образовательных организаций профессионального образования.

В законе выделены отдельные нормы, посвященные:

— кредитно-модульной системе организации образовательного процесса и системе зачетных единиц;

— сетевому взаимодействию при реализации образовательных программ, включая механизм зачета результатов освоения отдельных частей образовательной программы в сторонних организациях;

— использованию дистанционных образовательных технологий в образовательном процессе;

— обучению по интегрированным образовательным программам;

— образовательным и информационным ресурсам в образовательном процессе и другим.

Регламентированы условия ведения экспериментальной и инновационной деятельности в сфере образования. Кроме того, обновлены модели экономической деятельности в сфере образования.

Со дня вступления в силу данного закона Закон РФ «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» признаются утратившими силу.

РОО ПРАВО РЕБЕНКА

Предложения по внесению изменений в Закон 273-ФЗ от 29.12.12 «Об образовании в РФ»

для восстановления статуса ППМС-центров как образовательных организаций

Статья 19. Научно-методическое и ресурсное обеспечение системы образования

1. В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности научно-исследовательские организации и проектные организации, конструкторские бюро, учебно-опытные хозяйства, опытные станции, а также организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное, психолого-педагогическое и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

Статья 31. Организации, осуществляющие обучение

1. К организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.

2. Научные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по программам магистратуры, программам подготовки научно-педагогических кадров, программам ординатуры, программам профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам.

3. Организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения.

4. Центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности.

5. Дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее — загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации) вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных статьей 88 настоящего Федерального закона.

5. Иные юридические лица вправе осуществлять образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам.

6. Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение.

Статья 42. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации

1. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, в том числе детям-инвалидам и детям с ОВЗ, несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, в центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, создаваемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также психологами, педагогами-психологами организаций, осуществляющих образовательную деятельность, в которых такие дети обучаются. Органы местного самоуправления имеют право на создание центров психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.

2. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь включает в себя:

1) психолого-педагогическое консультирование обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;

2) коррекционно-развивающие и компенсирующие занятия с обучающимися, логопедическую помощь обучающимся;

3) комплекс реабилитационных и других медицинских мероприятий;

4) помощь обучающимся в профориентации, получении профессии и социальной адаптации.

3. Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь оказывается детям на основании заявления или согласия в письменной форме их родителей (законных представителей).

4. Деятельность центра психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи является междисциплинарной. Основу составляет образовательная деятельность по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности. Центр вправе осуществлять образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, программам дошкольного образования, дополнительным общеобразовательным программам (ст.31, п.4) — как самостоятельно, так и в сетевой форме.

5. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет деятельность по психолого-педагогическому обеспечению образовательной деятельности (ст.19, п.1), инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ст.79.п.3), оказывает помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, по вопросам реализации основных общеобразовательных программ, обучения и воспитания обучающихся, в том числе осуществляет психолого-педагогическое сопровождение реализации основных общеобразовательных программ, адаптированных основных общеобразовательных программ, оказывает методическую помощь организациям, осуществляющим образовательную деятельность, включая помощь в разработке образовательных программ, индивидуальных учебных планов, выборе оптимальных методов обучения и воспитания обучающихся, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, детей с ОВЗ, выявлении и устранении потенциальных препятствий к обучению, а также осуществляет мониторинг эффективности оказываемой организациями, осуществляющими образовательную деятельность, психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации.

6. На центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи может быть возложено осуществление функций психолого-медико-педагогической комиссии, в том числе проведение комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей, выявление индивидуальных особенностей детей с ОВЗ, подготовка по результатам обследования детей рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания, а также подтверждение, уточнение или изменение ранее данных рекомендаций. ПМПК осуществляет системную помощь детям с ОВЗ в определении специальных условий обучения в условиях совместного (инклюзивного) образования со сверстниками или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Положение о психолого-медико-педагогической комиссии и порядок проведения комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

7. Психолого-педагогическая помощь в центре психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи оказывается педагогами-психологами, социальными педагогами, учителями-логопедами, учителями-дефектологами и иными специалистами, необходимыми для надлежащего осуществления функций такого центра. Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи осуществляет также комплекс мероприятий по выявлению причин социальной дезадаптации детей и оказывает им социальную помощь, осуществляет связь с семьей, а также с органами и организациями по вопросам трудоустройства детей, обеспечения их жильем, пособиями и пенсиями.

Статья 79. Организация получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

3. Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья в настоящем Федеральном законе понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий по дополнительным общеобразовательным программам коррекционно-развивающей направленности, обеспечение доступа в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

12. Государство в лице уполномоченных им органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивает подготовку педагогических работников, владеющих специальными педагогическими подходами и методами обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, и содействует привлечению таких работников в организации, осуществляющие образовательную деятельность или обеспечение образовательной деятельности (центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, методические центры и т.п.).

Статья на тему:
Закон об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ

Закон об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ

Предварительный просмотр:

Закон об образовании в Российской Федерации № 273 ФЗ

Статья 44. Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся

1. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, образовательные организации оказывают помощь родителям (законным представителям) несовершеннолетних обучающихся в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право:

1) выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения, организации, осуществляющие образовательную деятельность, язык, языки образования, факультативные и элективные учебные предметы, курсы, дисциплины (модули) из перечня, предлагаемого организацией, осуществляющей образовательную деятельность;

2) дать ребенку дошкольное, начальное общее, основное общее, среднее общее образование в семье. Ребенок, получающий образование в семье, по решению его родителей (законных представителей) с учетом его мнения на любом этапе обучения вправе продолжить образование в образовательной организации;

3) знакомиться с уставом организации, осуществляющей образовательную деятельность, лицензией на осуществление образовательной деятельности, со свидетельством о государственной аккредитации, с учебно-программной документацией и другими документами, регламентирующими организацию и осуществление образовательной деятельности;

4) знакомиться с содержанием образования, используемыми методами обучения и воспитания, образовательными технологиями, а также с оценками успеваемости своих детей;

5) защищать права и законные интересы обучающихся;

6) получать информацию о всех видах планируемых обследований (психологических, психолого-педагогических) обучающихся, давать согласие на проведение таких обследований или участие в таких обследованиях, отказаться от их проведения или участия в них, получать информацию о результатах проведенных обследований обучающихся;

7) принимать участие в управлении организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в форме, определяемой уставом этой организации;

8) присутствовать при обследовании детей психолого-медико-педагогической комиссией, обсуждении результатов обследования и рекомендаций, полученных по результатам обследования, высказывать свое мнение относительно предлагаемых условий для организации обучения и воспитания детей.

4. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны:

1) обеспечить получение детьми общего образования;

2) соблюдать правила внутреннего распорядка организации, осуществляющей образовательную деятельность, правила проживания обучающихся в интернатах, требования локальных нормативных актов, которые устанавливают режим занятий обучающихся, порядок регламентации образовательных отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) и оформления возникновения, приостановления и прекращения этих отношений;

3) уважать честь и достоинство обучающихся и работников организации, осуществляющей образовательную деятельность.

5. Иные права и обязанности родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся устанавливаются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, договором об образовании (при его наличии).

6. За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации

  • Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  • Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.
  • Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях.
  • Каждый имеет право на образование.
  • Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
  • Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении и на предприятии.
  • Основное общее образование обязательно. Родители или лица, заменяющие их, обеспечивают получение детьми основного общего образования.
  • Российская федерация устанавливает федеральные государственные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования

Конституция Российской Федерации, Москва, 2001, с.12, 14

Семейный кодекс Российской Федерации

Статья 63. Права и обязанности родителей по воспитанию и образованию детей

  • Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей.
  • Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном, нравственном развитии своих детей.
  • Родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.
  • Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования
  • Родители с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения до получения детьми основного общего образования.

Статья 65. Осуществление родительских прав.

  • При осуществлении родительских прав родители не вправе причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию. Способы воспитания детей должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или эксплуатацию детей.
  • Родители, осуществляющие родительские права в ущерб правам и интересам детей, несут ответственность в установленном порядке.

Статья 69. Лишение родительских прав.

Родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов;
  • отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома либо из иного лечебного учреждения, воспитательного учреждения, учреждения социальной защиты населения или из других аналогичных учреждений;
  • злоупотребляют своими родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют физическое или психическое насилие над ними, покушаются на их половую неприкосновенность,
  • являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией;
  • совершили умышленное преступление против жизни и здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга.

Административная ответственность родителей, иных законных представителей

1. Административная ответственность родителей, иных законных представителей

1.1.Злостное невыполнение родителями или лицами, их заменяющими, обязанностей по воспитанию и обучению несовершеннолетних детей влечет предупреждение или наложение штрафа на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до одной третьей минимального размера оплаты труда, установленного законодательством РФ на момент совершения правонарушения, но не ниже 50 рублей (ч. 1 ст.164 КоАП).

«Под невыполнением обязанностей по воспитанию и обучению детей следует понимать различные меры бездействия, в результате которого отсутствует должная забота о воспитании и образовании несовершеннолетних»(104, с. 492)

«О злостности может свидетельствовать, в частности, повторность (неоднократность) нарушений несовершеннолетним правовых норм и нравственных норм поведения, характер этих нарушений; наличие ранее предупреждений родителей различными органами (комиссиями по делам несовершеннолетних, органами внутренних дел, администрацией школы др.) о неудовлетворительном поведении либо неуспеваемости ребенка и т.п.» (104, с. 492).

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч.1 ст. 164 КоАП, пользуются районные, городские комиссии по делам несовершеннолетних (ст. 201 КоАП).

Потребление несовершеннолетними наркотических веществ без назначения врача (ч.1 ст164 КоАП);

Появление в общественных местах в пьяном виде подростков в возрасте до шестнадцати лет, а равно распитие ими спиртных напитков, что влечёт наложением штрафа на родителей или лиц их заменяющих в размере от одной третьей (но не менее рублей) до одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ч. 4 ст. 162 КоАП);

Доведение несовершеннолетнего до состояния опьянения что наказывается штрафом в размере от одной второй минимального размера оплаты труда установленного законодательством Российской Федерации на момент совершения правонарушения (ст. 163 КоАП);

Мелкое хулиганство или хулиганство совершенное подростком в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет (ч. 2 ст. 164 КоАП);

Совершение несовершеннолетними детьми других правонарушений (ч. 1 ст.164 КоАП).

Ответственность по перечисленным статьям, кроме ст.163 КоАП, наступает за необеспечение родителями надлежащего надзора за своими детьми.

Правом наложения административных взысканий, предусмотренных ч. 4 ст. 162, ст. 163 и ч.1 ст.164 КоАП РСФСР, пользуются районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних (с. 201 КоАП), а предусмотренных ч. 2 ст. 164 КоАП – органы внутренних дел (милиция).

2. Гражданско-правовая ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

Как уже отмечалось, родители по закону имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами (ч. 3 ст. 63.1 СК). Обязанности по воспитанию налагаются также на опекунов и попечителей. Поэтому они несут полную и субсидиарную (дополнительную) гражданско-правовую (имущественную) ответственность за действие своих несовершеннолетних детей, причинившие вред имуществу юридических и (или) физических лиц или вред здоровью граждан, если причинение этого вреда связанно с виновным пренебрежением своими родительскими (опекунскими, попечительскими) обязанностями. В частности:

2.1. за вред, причиненный несовершеннолетним, не достигшим четырнадцати лет (малолетним), отвечают его родители (усыновители) или опекуны, если не докажу, что вред возник не по их вине

2.2. в случае, когда несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет нет доходов или иного имущества, достаточных для возмещения вреда, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями (усыновителями) или попечителями, если они не докажут, что вред возник не по их вине (ст. 1074.2 ГК).

3. Уголовная ответственность родителей (законных представителей) обучающихся.

3.1. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, если это деяние соединено с жестоким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до 3 лет, либо лишением свободы на срок до 2 лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового (ст. 156 УК).

3.2. Уголовная ответственность родителей и других лиц, на которых законом возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего, установлена также за:

  • вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (чч.2,3,4 ст. 150 УК);
  • вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, т.е. в систематическое употребление спиртных напитков, одурманивающих веществ, в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством (чч.2 и 3 ст. 151 УК).

Уголовный кодекс РФ

Статья 156. Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего родителем или иным лицом, на которое возложены эти обязанности, а равно педагогом или другими работниками образовательного, воспитательного, лечебного либо иного учреждения, обязанного осуществлять надзор за несовершеннолетним, если это деяние соединено с жёстким обращением с несовершеннолетним, наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осуждённого за период до одного месяца, либо ограничением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью на срок до трёх лет или без такового.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему «Основные отличия нового закона об образовании от старого» с презентацией.

Данное пособие предназначено для педагогических работников ГАОУ СПО Технологический колледж № 28 для ознакомления с особенностями ФЗ № 27.

выступление на педагогическом ликбезе для пдагогов дополнительного образования по теме: «Федеральный закон об образовании» статьи про образовательную программу.

Повышение востребованности выпускников учреждений профессионального образования субъекта Российской Федерации на региональном рынке труда.

Закон Об образовании в вопросах и ответах.

Презентация «ФГОС Дошкольного образования» как нормативно-правовой документ. Материал подготовлен для слушателей КПК по программе «Дошкольное образование» Из ФГОС ДОО выд.

В соответствии с Федеральным законом РФ от 29.12.12 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральными государственными образовательными стандартами СПО, Уставом ГБПОУ .

Еще по теме:

  • Изменить правила землепользования "Неустановленный факт" в проекте Правил землеустройства и застройки Москвы В конце 2016 года прошли публичные слушания по долгожданному проекту Правил землепользования и застройки (далее – ПЗЗ) в Москве. Уже было высказано много мнений относительно содержания и качества предлагаемых к […]
  • Что такое valve в реестре Удаление Steam Как удалить Steam? Этот процесс удалит Steam и все установленные с помощью него игры на вашем компьютере. Если вы собираетесь в ближайшее время переустановить Steam и связанные с ним игры, то переместите папку Steamapps (C:\\Program Files\\Steam\\Steamapps) в другую […]
  • Приказы минздравсоцразвития по беременности Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря 2007 г. N 736 "Об утверждении перечня медицинских показаний для искусственного прерывания беременности" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 3 декабря […]
  • Прокурора республики дагестан Прокурора республики дагестан Заместитель прокурора Республики Дагестан старший советник юстиции Гамидов Абдулгамид Бахмудгаджиевич А.Б. Гамидов родился в 1956 году в с. Первомайск, Шурагатского района, Республики Дагестан. В 1981 году окончил Свердловский юридический институт. В […]
  • Алименты на ребенка с какого момента можно взыскать С какого момента (дня) начисляются алименты на ребенка? Как правило, женщина подает в суд одновременно и на развод, и на алименты. Но в некоторых случаях обращение за алиментами происходит позже (например, если первое время после развода бывший муж выплачивал деньги исправно и […]
  • Приказ министерства экономического развития 424 от 30082011 Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424 "Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества" Приказ Министерства экономического развития РФ от 30 августа 2011 г. N 424"Об утверждении Порядка ведения […]
  • Независимая экспертиза после дтп новосибирск Автоэкспертиза АВТОЭКСПЕРТИЗА Одним из направлений деятельности экспертной компании в составе консалтинговой группы АВАНГАРД является производство независимой автотехнической экспертизы об определении стоимости восстановительного ремонта транспортного средства после ДТП в […]
  • Ст 90 123 федерального закона Разъяснение требований ФЗ от 22.07.2008 г. №123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», а также Правил противопожарного режима в РФ утв. Постановлением Правительства РФ от 25.04. 2012 г. №390 Внимание! Конференция завершена, все остальные вопросы вы можете задать […]