Как уплачивают налоги нотариусы

ГЛАВБУХ-ИНФО

Типовые бланки

Полезности

Бухгалтерский учет

Налоговый учет

Управленческий учет

Классификаторы

Разработка сайта:

Главный редактор:

«Финансовая газета», 2013, N 27

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют и уплачивают в бюджет налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от такой деятельности. Об особенностях исчисления и уплаты НДФЛ указанными лицами пойдет речь в настоящей статье.

Перед тем, как рассмотреть порядок исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц лицами, занимающимися частной практикой, необходимо определить, кто входит в число указанных лиц. Ими являются частные нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, другие лица, имеющие право вести частную деятельность без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Нотариус, занимающийся частной практикой, согласно ст. 8 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (далее — Основы законодательства о нотариате), вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Адвокат, принявший решение осуществлять адвокатскую деятельность индивидуально, учреждает адвокатский кабинет (п. 1 ст. 21 Федерального закона от 31.05.2002 N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации») (далее — Федеральный закон N 63-ФЗ). Адвокатский кабинет не является юридическим лицом (п. 3 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ). Адвокат, учредивший адвокатский кабинет, открывает счета в банках в соответствии с законодательством, имеет печать, штампы и бланки с адресом и наименованием адвокатского кабинета, содержащим указание на субъект Российской Федерации, на территории которого учрежден адвокатский кабинет. Адвокат вправе использовать для размещения адвокатского кабинета жилые помещения, занимаемые адвокатом и членами его семьи по договору найма, с согласия наймодателя и всех совершеннолетних лиц, проживающих совместно с адвокатом (п. 6 ст. 21 Федерального закона N 63-ФЗ).

Адвокатская деятельность осуществляется на основе соглашения между адвокатом и доверителем (п. 1 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Соглашение представляет собой гражданско-правовой договор, заключаемый в простой письменной форме между доверителем и адвокатом (адвокатами), на оказание юридической помощи самому доверителю или назначенному им лицу (п. 2 ст. 25 Федерального закона N 63-ФЗ). Одним из существенных условий соглашения является выплата доверителем вознаграждения за оказываемую юридическую помощь либо указание на то, что юридическая помощь оказывается доверителю бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации». Арбитражным управляющим согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Федеральный закон N 127-ФЗ) признается гражданин Российской Федерации, являющийся членом одной из саморегулируемых организаций арбитражных управляющих.

Арбитражный управляющий — субъект профессиональной деятельности и осуществляет регулируемую Федеральным законом N 127-ФЗ профессиональную деятельность, занимаясь частной практикой. В абз. 5 п. 1 ст. 20.3 Федерального закона N 127-ФЗ закреплено право арбитражного управляющего на получение вознаграждения за период осуществления им своих полномочий. Пунктами 1, 3 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ определено, что арбитражный управляющий имеет право на вознаграждение в деле о банкротстве, при этом сумма вознаграждения состоит из фиксированной суммы и процентов от балансовой стоимости активов должника. Вознаграждение в деле о банкротстве выплачивается арбитражному управляющему за счет средств должника, если иное не предусмотрено Федеральным законом N 127-ФЗ (п. 2 ст. 20.6 Федерального закона N 127-ФЗ). В Письмах Минфина России от 06.04.2012 N 03-04-09/8-34, ФНС России от 26.03.2012 N ЕД-4-3/[email protected] «О налогообложении доходов арбитражных управляющих с 01.01.2011» указано, что поскольку в соответствии со вступившей в действие с 1 января 2011 г. редакцией ст. 20 Федерального закона N 127-ФЗ арбитражные управляющие признаются субъектами профессиональной деятельности, занимающимися частной практикой, то начиная с 2011 г. доходы арбитражных управляющих, полученные от частной практики, осуществляемой в соответствии с Федеральным законом N 127-ФЗ, подлежат обложению НДФЛ согласно гл. 23 НК РФ. Аналогичная позиция изложена в Письмах Минфина России от 26.08.2011 N 03-11-10/50, от 19.05.2011 N 03-04-05/8-359, ФНС России от 17.01.2012 N ЕД-3-3/[email protected], от 10.06.2011 N ЕД-4-3/[email protected] Согласно пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и другие лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату НДФЛ по суммам доходов, полученных от осуществления такой деятельности.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (ст. 23 Основ законодательства о нотариате).

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

При осуществлении нотариальной деятельности, для которой законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе, и с учетом особенностей, определенных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (ст. 22 Основ законодательства о нотариате). Размер нотариального тарифа устанавливается в соответствии с требованиями ст. 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Размеры государственной пошлины за совершение нотариальных действий предусмотрены ст. 333.24 гл. 25.3 «Государственная пошлина» НК РФ.

Налогоплательщики самостоятельно исчисляют суммы налога, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, в порядке, установленном ст. 225 НК РФ (п. 2 ст. 227 НК РФ).

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется налогоплательщиком с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате налогоплательщику дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (п. 3 ст. 227 НК РФ). При этом убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу (п. 4 ст. 227 НК РФ).

Налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 227 НК РФ). Налоговая декларация по форме 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 10.11.2011 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ)».

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 6 ст. 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у налогоплательщиков доходов, полученных от занятия частной практикой, налогоплательщики обязаны представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 27.12.2010 N ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)» с указанием суммы предполагаемого дохода от указанной деятельности в текущем налоговом периоде (п. 7 ст. 227 НК РФ). Таким образом, обязанность налогоплательщика представить декларацию по форме 4-НДФЛ связана с появлением у него в этот период доходов, полученных от осуществления деятельности. Следовательно, если налогоплательщик не получал доходов от своей деятельности, то представлять указанную декларацию в налоговые органы он не обязан. Аналогичный вывод сделан арбитрами в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2010 N А66-3075/2010, от 17.05.2006 N А26-9328/2005-28. Однако в Письме УФНС России по г. Москве от 02.09.2011 N 20-14/2/[email protected] разъясняется, что НК РФ не предусматривает освобождения от представления налоговой декларации налогоплательщика, не осуществляющего предпринимательскую деятельность в соответствующем налоговом периоде.

Налоговая декларация представляется в 5-дневный срок по истечении месяца со дня появления таких доходов. При этом сумма дохода, предполагаемого к получению, рассчитывается налогоплательщиком самостоятельно.

Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода от указанных видов деятельности за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218, 221 НК РФ (п. 8 ст. 227 НК РФ).

Авансовые платежи уплачиваются налогоплательщиком на основании налоговых уведомлений (п. 9 ст. 227 НК РФ):

— за январь — июнь — не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

— за июль — сентябрь — не позднее 15 октября текущего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей;

— за октябрь — декабрь — не позднее 15 января следующего года в размере 1/4 годовой суммы авансовых платежей. Форма налогового уведомления по уплате авансовых платежей по НДФЛ утверждена Приказом МНС России от 27.07.2004 N САЭ-3-04/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц». В налоговом уведомлении должны быть указаны (п. 3 ст. 52 НК РФ):

— размер налога, подлежащего уплате;

— расчет налоговой базы;

— сроки уплаты налога.

Налоговое уведомление может быть передано физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (п. 4 ст. 52 НК РФ). Приказом ФНС России от 23.05.2011 N ММВ-7-11/[email protected] утверждены формат и Порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом

периоде дохода налогоплательщик обязан представить новую налоговую декларацию с указанием суммы предполагаемого дохода от осуществления деятельности на текущий год. При этом налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты (п. 10 ст. 227 НК РФ, Письмо Минфина России от 01.04.2008 N 03-04-07-01/47).

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Обратите внимание! Нарушение порядка исчисления и (или) уплаты авансовых платежей не может рассматриваться в качестве основания для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 3 ст. 58 НК РФ). В случае уплаты авансовых платежей в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки на сумму несвоевременно уплаченных авансовых платежей начисляются пени в порядке, предусмотренном ст. 75 НК РФ (Письма Минфина России от 18.03.2008 N 03-02-07/1-106, УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 N 20-14/2/[email protected]). Поскольку размер годовой суммы авансовых платежей может быть определен только после окончания налогового периода, то и начислять пени налоговый орган начнет не раньше, чем посчитает НДФЛ за год. В случае прекращения деятельности до конца налогового периода согласно п. 3 ст. 229 НК РФ налогоплательщики обязаны в 5-дневный срок со дня прекращения такой деятельности или таких выплат представить налоговую декларацию о фактически полученных доходах в текущем налоговом периоде.

При прекращении в течение календарного года иностранным физическим лицом деятельности, доходы от которой подлежат налогообложению в соответствии со ст. 227 НК РФ, и выезде его за пределы территории Российской Федерации налоговая декларация о доходах, фактически полученных за период его пребывания в текущем налоговом периоде на территории Российской Федерации, должна быть представлена им не позднее чем за один месяц до выезда за пределы территории Российской Федерации.

Уплата налога, доначисленного по налоговым декларациям, производится не позднее чем через 15 календарных дней с момента подачи такой декларации.

В налоговых декларациях физические лица указывают все полученные ими в налоговом периоде доходы, источники их выплаты, налоговые вычеты, суммы налога, удержанные налоговыми агентами, суммы фактически уплаченных в течение налогового периода авансовых платежей, суммы налога, подлежащие уплате (доплате) или возврату по итогам налогового периода (п. 4 ст. 229 НК РФ).

Налогоплательщики вправе не указывать в налоговой декларации доходы, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии со ст. 217 НК РФ, а также доходы, при получении которых налог полностью удержан налоговыми агентами, если это не препятствует получению налогоплательщиком налоговых вычетов, предусмотренных ст. ст. 218 — 221 НК РФ.

В заключение отметим, что непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет за собой взыскание штрафа в размере 5% неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).

О вопросе налогообложения нотариусов

Думая о проблемах в российском налоговом законодательстве мы вдруг подумали, что гражданско-правовые сделки у нас в России проходят в кабинетах нотариусов, а интересно, как они платят налоги и какие проблемы на этой основе в сфере налогового законодательства существуют.

При обсуждении темы необходимо остановится на уже устоявшихся вопросах в сфере налогообложения нотариусов, но так же выявить проблематику этой довольно не простой темы.

Налогообложение доходов частнопрактикующих нотариусов носит отличный характер от налогообложения других категорий налогоплательщиков. Отличие это связано со статусом нотариуса — нотариальная деятельность является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Поэтому на основании вышесказанного нельзя относить правовой статус частных нотариусов со статусом индивидуальных предпринимателей. Это согласуется с Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, в соответствии со ст. 1 которых нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

Не противоречит данному пониманию положения и то, что деятельность занимающихся частной практикой нотариусов является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, чем предопределяется специальный публично-правовой статус нотариусов (данная правовая позиция изложена в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 1998 г. по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что для нотариусов и для предпринимателей не может быть одинакового режима в налогообложении.

Определение статуса частнопрактикующего нотариуса накладывает отпечаток на статус нотариуса как налогоплательщика.

Объектом налогообложения согласно ст. 209 НК РФ признается доход, полученный нотариусом от нотариальной деятельности, разумеется, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Это вполне согласуется с положениями ст. 23 Основ законодательства РФ о нотариате, согласно которой денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса. Ст. 224 НК РФ налоговая ставка устанавливается в размере 13%.

В налоговых правоотношениях нотариус выступает в нескольких статусах: как физическое лицо, как налогоплательщик-нотариус и как налоговый агент.

Как физическое лицо нотариус вправе получить вычеты, представляемые по налогу на доходы физических лиц, которые сгруппированы в блоки: социальные, стандартные, имущественные, профессиональные.

На основании ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) некоторые виды доходов физических лиц — нотариусов, в частности, при оплате палатой нотариусу расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределами.

Частнопрактикующие нотариусы, являясь налогоплательщиками и налоговыми агентами, имеют в качестве таковых как права, так и обязанности, возложенные на них ст. 22, 23, 24 НК РФ, гл. 23, 24 НК РФ.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент, в частности нотариус, несет ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Являясь самостоятельными плательщиками налога на доходы физических лиц, нотариусы самостоятельно исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц, что регламентируется главой 23 НК РФ.

Как показывает практика, наиболее спорным в вопросах налогообложения частнопрактикующих нотариусов, является вопрос о праве вычесть из налоговой базы фактически произведенные и документально подтвержденные расходы, связанные с извлечением доходов (п. 1 ч. 1 ст. 221 НК РФ). В состав расходов нотариусов относят следующие затраты: членские взносы, платежи по страхованию нотариальной деятельности, расходы на повышение квалификации, суммы тарифов, не взысканные с лиц, имеющих льготы по оплате, оплата труда лица, замещающего нотариуса.

Нотариус не вправе выполнять свои обязанности без заключения договора страхования. Следовательно, нотариус вправе включить в состав расходов суммы, уплаченные им на страхование нотариальной деятельности з размере, установленном договором страхования.

Можно сделать вывод о том, что порядок учета нотариусами полученного дохода и произведенных расходов не должен определяться по аналогии с ведением бухгалтерского учета юридических лиц или учетом доходов и расходов предпринимателей. Но при этом необходимо учитывать, что налоговые послабления, как в частности, упрощенная система налогообложения, на которую позволительно перейти предпринимателю, совершенно с точки зрения налоговых служб, не может быть применена в отношении нотариусов, поскольку они предпринимателями не являются, нотариусы не являются участниками УСН.

Поэтому основным источником к определению дохода частнопрактикующего нотариуса служит реестр для регистрации нотариальных действий. Вторым источником, как доходов, так и расходов служит, как правило, книга учета доходов и расходов нотариуса.

Таким образом, формируя вывод нужно отметить, что данная тема на текущий момент очень актуальна и в ней присутствует определенное количество проблем. Проблемы берут начало в определении социальноправового статуса нотариуса. А система налогообложения частнопрактикующих нотариусов является обычной, включающей в себя НДФЛ(13%) и взносы в социальный и внебюджетный фонды. Таким образом, нотариусы не являются плательщиками НДС, налога на прибыль, налога на имущество орг. и т. д. При этом нотариусы еще выступают в роли и налогоплательщика и налогового агента — это их отличительная специфика.

Все это в совокупности создает ряд разногласий в освещении темы частной практики нотариата, которая является неотъемлемой частью современного общества. Но нужно отметить, что законодательство по данной теме постоянно совершенствуется, что, скорее всего, приведет к решению разногласий и развитию частнопрактикующих нотариусов на территории РФ.

Е. В. Косцов, Н. Е. Хамидуллина Уральский государственный экономический университет (Екатеринбург)

Как уплачивают налоги нотариусы

Налогообложение НДФЛ нотариусов

Особенности налогообложения доходов, получаемых нотариусами, зависят от их профессионального статуса, поскольку нотариус может осуществлять свою деятельность как самостоятельно, так и с привлечением наемных работников.

Об особенностях налогообложения НДФЛ нотариусов мы и поговорим в нижеприведенном материале.

Прежде чем рассмотреть обложение налогом на доходы физических лиц (далее – НДФЛ) доходов нотариусов, занимающихся частной практикой, необходимо определить, кто может быть нотариусом.

Согласно статье 2 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации от 11 февраля 1993 года № 4462-1 (далее – Основы законодательства о нотариате) нотариусом в Российской Федерации может быть гражданин Российской Федерации:

– получивший высшее юридическое образование в имеющей государственную аккредитацию образовательной организации высшего образования;

– имеющий стаж работы по юридической специальности не менее чем пять лет;

– достигший возраста двадцати пяти лет, но не старше семидесяти пяти лет;

– сдавший квалификационный экзамен.

Нотариусом в Российской Федерации не может быть лицо:

– имеющее гражданство (подданство) иностранного государства или иностранных государств, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

– признанное недееспособным или ограниченное в дееспособности решением суда, вступившим в законную силу;

– состоящее на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;

– осужденное к наказанию, исключающему возможность исполнения обязанностей нотариуса, по вступившему в законную силу приговору суда, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости за умышленное преступление;

– представившее подложные документы или заведомо ложные сведения при назначении на должность нотариуса;

– ранее освобожденное от полномочий нотариуса на основании решения суда о лишении права нотариальной деятельности по основаниям, установленным Основами законодательства о нотариате, в том числе в связи с неоднократным совершением дисциплинарных проступков или нарушением законодательства (за исключением случаев сложения нотариусом полномочий в связи с невозможностью исполнять профессиональные обязанности по состоянию здоровья).

Должность нотариуса учреждается и ликвидируется в порядке, определяемом федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, на что указывает статья 12 Основ законодательства о нотариате. Отметим, что на сегодняшний день Порядок учреждения и ликвидации должности нотариуса утвержден Приказом Минюста России от 23 декабря 2009 года № 430 «Об утверждении Порядка учреждения и ликвидации должности нотариуса».

Нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой (статья 1 Основ законодательства о нотариате).

Нотариальная деятельность не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли.

При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу (статья 2 Основ законодательства о нотариате).

Нотариус, занимающийся частной практикой, должен быть членом нотариальной палаты субъекта Российской Федерации, на территории которого он осуществляет нотариальную деятельность.

Территория деятельности нотариуса (нотариальный округ) устанавливается в соответствии с административно-территориальным делением Российской Федерации. В городах, имеющих районное или иное административное деление, нотариальным округом является вся территория соответствующего города (статья 13 Основ законодательства о нотариате).

Нотариус обязан оказывать физическим и юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных интересов, разъяснять им права и обязанности, предупреждать о последствиях совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность не могла быть использована им во вред (статья 16 Основ законодательства о нотариате).

Нотариус не вправе заниматься предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности (статья 6 Основ законодательства о нотариате). Также нотариус не вправе оказывать посреднические услуги при заключении договоров.

Государственные нотариальные конторы открываются и упраздняются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере нотариата, или по его поручению его территориальным органом (статья 7 Основ законодательства о нотариате).

Нотариус, занимающийся частной практикой, согласно статье 8 Основ законодательства о нотариате, вправе иметь контору, открывать в любом банке расчетный и другие счета, в том числе валютный, иметь имущественные и личные неимущественные права и обязанности, нанимать и увольнять работников, распоряжаться поступившим доходом, выступать в суде, арбитражном суде от своего имени и совершать другие действия в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Нотариус пользуется услугами системы государственного социального обеспечения, медицинского и социального страхования в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Нотариус имеет личную печать с изображением Государственного Герба Российской Федерации, указанием фамилии, инициалов, должности нотариуса и места его нахождения или наименования государственной нотариальной конторы, штампы удостоверительных надписей, личные бланки или бланки государственной нотариальной конторы (статья 11 Основ законодательства о нотариате). Для совершения нотариальных действий с электронными документами и передачи сведений в единую информационную систему нотариата нотариус использует усиленную квалифицированную электронную подпись, созданную в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года № 63-ФЗ «Об электронной подписи».

Нотариус, занимающийся частной практикой, обязан заключить договор или договоры страхования гражданской ответственности нотариуса при осуществлении им нотариальной деятельности со страховой организацией, аккредитованной Федеральной нотариальной палатой, так как нотариус не вправе выполнять свои обязанности и совершать нотариальные действия без заключения указанного договора страхования гражданской ответственности (статья 18 Основ законодательства о нотариате).

За совершение нотариальных действий, для которых законодательством Российской Федерации предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, взимает государственную пошлину по ставкам, установленным законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (статья 22 Основ законодательства о нотариате).

За совершение вышеуказанных действий, нотариус, занимающийся частной практикой, взимает нотариальный тариф в размере, соответствующем размеру государственной пошлины, предусмотренной за совершение аналогичных действий в государственной нотариальной конторе и с учетом особенностей, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

При осуществлении нотариальной деятельности, для которой законодательством Российской Федерации не предусмотрена обязательная нотариальная форма, нотариус, работающий в государственной нотариальной конторе, а также нотариус, занимающийся частной практикой, взимают нотариальные тарифы в размере, установленном в соответствии с требованиями статьи 22.1 Основ законодательства о нотариате.

Источником финансирования деятельности нотариуса, занимающегося частной практикой, являются денежные средства, полученные им за совершение нотариальных действий и оказание услуг правового и технического характера, другие финансовые поступления, не противоречащие законодательству Российской Федерации (статья 23 Основ законодательства о нотариате).

Денежные средства, полученные нотариусом, занимающимся частной практикой, после уплаты налогов, других обязательных платежей поступают в собственность нотариуса.

Нотариус, занимающийся частной практикой, вправе открыть расчетный и другие счета, в том числе валютный, в любом банке.

Денежные средства и ценные бумаги, внесенные в депозит нотариуса, занимающегося частной практикой, не являются доходом нотариуса и не поступают в его собственность. Обращение взыскания на них по долгам нотариуса не допускается.

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, выполняют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, – нотариальные палаты (статья 34 Основ законодательства о нотариате). Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Налог на доходы физических лиц

Согласно статье 227 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) нотариусы, занимающиеся частной практикой, самостоятельно исчисляют суммы НДФЛ, подлежащие уплате в соответствующий бюджет, исходя из сумм полученных ими доходов. При этом исчисление сумм НДФЛ осуществляется указанными налогоплательщиками в порядке, установленном статьей 225 НК РФ.

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисляется нотариусом, занимающимся частной практикой, с учетом сумм налога, удержанных налоговыми агентами при выплате ему дохода, а также сумм авансовых платежей по налогу, фактически уплаченных в соответствующий бюджет (пункт 3 статьи 227 НК РФ).

Убытки прошлых лет, понесенные физическим лицом, не уменьшают налоговую базу.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом. Отметим, что в настоящее время налоговая декларация по форме 3-НДФЛ утверждена Приказом ФНС России от 24 декабря 2014 года № ММВ-7-11/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), порядка ее заполнения, а также формата представления налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц в электронной форме».

Общая сумма налога, подлежащая уплате в соответствующий бюджет, исчисленная в соответствии с налоговой декларацией по форме 3-НДФЛ, уплачивается по месту учета налогоплательщика в срок не позднее 15 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 6 статьи 227 НК РФ).

В случае появления в течение года у нотариуса, занимающегося частной практикой, доходов от такой деятельности, нотариус обязан представить в налоговый орган налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ, утвержденной Приказом ФНС России от 27 декабря 2010 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ), Порядка ее заполнения и формата налоговой декларации о предполагаемом доходе физического лица (форма 4-НДФЛ)». При этом представить указанную декларацию нотариус должен в пятидневный срок по истечении месяца со дня появления доходов от частной практики. В декларации должна быть указана сумма предполагаемого дохода, которая рассчитывается им самостоятельно (пункт 7 статьи 227 НК РФ).

Исчисление суммы авансовых платежей производится налоговым органом. Расчет сумм авансовых платежей на текущий налоговый период производится налоговым органом на основании суммы предполагаемого дохода, указанного в налоговой декларации, или суммы фактически полученного дохода за предыдущий налоговый период с учетом налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 и 221 НК РФ.

Авансовые платежи уплачиваются нотариусом, занимающимся частной практикой, на основании налоговых уведомлений:

– за январь – июнь – не позднее 15 июля текущего года в размере половины годовой суммы авансовых платежей;

– за июль – сентябрь – не позднее 15 октября текущего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей;

– за октябрь – декабрь – не позднее 15 января следующего года в размере одной четвертой годовой суммы авансовых платежей.

Форма налогового уведомления на уплату НДФЛ утверждена Приказом МНС России от 27 июля 2004 года № САЭ-3-04/[email protected] «О форме налогового уведомления на уплату налога на доходы физических лиц».

В случае значительного (более чем на 50%) увеличения или уменьшения в налоговом периоде дохода нотариус, занимающийся частной практикой, обязан представить новую налоговую декларацию по форме 4-НДФЛ с указанием суммы предполагаемого дохода на текущий год. В этом случае налоговый орган производит перерасчет сумм авансовых платежей на текущий год по ненаступившим срокам уплаты.

Перерасчет сумм авансовых платежей производится налоговым органом не позднее пяти дней с момента получения новой налоговой декларации.

Для доходов частного нотариуса, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 – 221 НК РФ (пункт 3 статьи 210 НК РФ).

Как сказано в письме ФНС России от 10 августа 2012 года № ЕД-4-3/[email protected] «По вопросу предоставления частным нотариусам имущественного налогового вычета», в связи с тем, что нотариусы, занимающиеся частной практикой, не имеют работодателя и самостоятельно уплачивают НДФЛ по окончании налогового периода, имущественный налоговый вычет в сумме фактически произведенных ими расходов на приобретение на территории Российской Федерации жилого дома и земельного участка не может быть применен до окончания налогового периода. Указанным налогоплательщикам имущественный налоговый вычет в соответствии с пунктом 2 статьи 220 НК РФ может быть предоставлен при подаче налоговой декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

О возможности получения нотариусом, занимающимся частной практикой, социального вычета по НДФЛ в сумме доходов, перечисляемых в виде пожертвований в нотариальную палату, отмечено в письме Минфина России от 16 декабря 2014 года № 03-04-05/64803. Согласно указанному письму при определении налоговой базы по НДФЛ в соответствии с пунктом 3 статьи 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение социального налогового вычета, в частности, в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований социально ориентированным некоммерческим организациям на осуществление ими деятельности, предусмотренной законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, а также некоммерческим организациям, осуществляющим деятельность в области науки, культуры, физической культуры и спорта (за исключением профессионального спорта), образования, просвещения, здравоохранения, защиты прав и свобод человека и гражданина, социальной и правовой поддержки и защиты граждан, содействия защите граждан от чрезвычайных ситуаций, охраны окружающей среды и защиты животных (подпункт 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ).

В соответствии со статьей 24 Основ законодательства о нотариате нотариальная палата является некоммерческой организацией, представляющей собой профессиональное объединение, основанное на обязательном членстве нотариусов, занимающихся частной практикой.

При этом сама нотариальная палата не осуществляет виды деятельности, поименованные в подпункте 1 пункта 1 статьи 219 НК РФ.

Исходя из изложенного оснований для получения социального налогового вычета в сумме доходов, перечисляемых налогоплательщиком в виде пожертвований в нотариальную палату, в статье 219 НК РФ не содержится.

Согласно разъяснениям Минфина России, изложенным в письме от 30 декабря 2014 года № 03-04-05/68708, в составе профессиональных налоговых вычетов нотариусов могут учитываться фактически произведенные и документально подтвержденные расходы на общие нужды нотариальной палаты в размерах, установленных общим собранием членов палаты в соответствии со статьей 27 Основ законодательства о нотариате. Аналогичное мнение высказано в письмах Минфина России от 16 декабря 2014 года № 03-04-05/64810, УФНС России по городу Москве от 3 июня 2009 года № 20-15/2/[email protected]

В составе профессионального налогового вычета по НДФЛ также могут учитываться расходы на оплату коммунальных услуг, размер которых зависит от их фактического потребления в ходе осуществления нотариальной деятельности (например, горячее и холодное водоснабжение, электроснабжение и газоснабжение). На это указывает Минфин России в письме от 25 октября 2012 года № 03-04-08/4-366.

Согласно положениям статьи 226 НК РФ нотариусы, занимающиеся частной практикой, от которых или в результате отношений с которыми физическое лицо – налогоплательщик НДФЛ получило доходы, признаются налоговыми агентами в отношении таких доходов, выплачиваемых физическому лицу, и обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.

Исчисление сумм и уплата налога производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм и уплата налога производятся в соответствии со статьями 214.3, 214.4, 214.5, 214.6, 226.1, 227 и 228 НК РФ), с зачетом ранее удержанных сумм налога, а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227.1 НК РФ, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая ставка, установленная пунктом 1 статьи 224 НК РФ, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Налоговым агентом отдельно исчисляется сумма налога в отношении доходов, облагаемых по разным налоговым ставкам. Сумма налога, исчисляемого по разным ставкам, определяется налоговым агентом отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

Исчисление суммы налога производится без учета доходов, полученных налогоплательщиком от других налоговых агентов, и удержанных другими налоговыми агентами сумм налога (пункт 3 статьи 226 НК РФ).

Налоговые агенты обязаны удержать начисленную сумму налога непосредственно из доходов налогоплательщика при их фактической выплате.

Удержание у налогоплательщика начисленной суммы налога производится налоговым агентом за счет любых денежных средств, выплачиваемых налоговым агентом налогоплательщику, при фактической выплате указанных денежных средств налогоплательщику либо по его поручению третьим лицам. При этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы выплаты (пункт 4 статьи 226 НК РФ).

Согласно пункту 5 статьи 226 НК РФ при невозможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент обязан не позднее одного месяца с даты окончания налогового периода, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог и сумме налога.

Форма сообщения о невозможности удержать налог и сумме налога и порядок его представления в налоговый орган утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Отметим, что на сегодняшний день форма указанного сообщения утверждена Приказом ФНС России от 17 ноября 2010 года № ММВ-7-3/[email protected] «Об утверждении формы сведений о доходах физических лиц и рекомендаций по ее заполнению, формата сведений о доходах физических лиц в электронном виде, справочников».

Налоговые агенты обязаны перечислять суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня фактического получения в банке наличных денежных средств на выплату дохода, а также дня перечисления дохода со счетов налоговых агентов в банке на счета налогоплательщика либо по его поручению на счета третьих лиц в банках.

В иных случаях налоговые агенты перечисляют суммы исчисленного и удержанного налога не позднее дня, следующего за днем фактического получения налогоплательщиком дохода, – для доходов, выплачиваемых в денежной форме, а также дня, следующего за днем фактического удержания исчисленной суммы налога, – для доходов, полученных налогоплательщиком в натуральной форме либо в виде материальной выгоды (пункт 6 статьи 226 НК РФ).

Совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.

Удержанная налоговым агентом из доходов физических лиц, в отношении которых он признается источником дохода, совокупная сумма налога, превышающая 100 рублей, перечисляется в бюджет в установленном порядке. Если совокупная сумма удержанного налога, подлежащая уплате в бюджет, составляет менее 100 рублей, она добавляется к сумме налога, подлежащей перечислению в бюджет в следующем месяце, но не позднее декабря текущего года (пункт 8 статьи 226 НК РФ).

Уплата налога за счет средств налоговых агентов не допускается. При заключении договоров и иных сделок запрещается включение в них налоговых оговорок, в соответствии с которыми выплачивающие доход налоговые агенты принимают на себя обязательства нести расходы, связанные с уплатой налога за физических лиц.

В завершении хотелось бы обратить внимание на то, что с 1 января 2016 года в НК РФ будут внесены изменения Федеральным законом от 2 мая 2015 года № 113-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях повышения ответственности налоговых агентов за несоблюдение требований законодательства о налогах и сборах» (далее – Закон № 113-ФЗ).

В частности, некоторые пункты статьи 226 НК РФ будут изложены в новой редакции.

Так, например, налоговые агенты, руководствуясь пунктом 3 статьи 226 НК РФ, должны будут исчислять сумму налога на дату фактического получения дохода, определяемую в соответствии со статьей 223 НК РФ, нарастающим итогом с начала налогового периода применительно ко всем доходам (за исключением доходов от долевого участия в организации), в отношении которых применяется налоговая ставка 13%, начисленным налогоплательщику за данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.

Сумму налога применительно к доходам, в отношении которых применяются иные налоговые ставки, а также к доходам от долевого участия в организации налоговые агенты должны будут исчислять отдельно по каждой сумме указанного дохода, начисленного налогоплательщику.

При невозможности в течение налогового периода удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога налоговый агент будет обязан в срок не позднее 1 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом, в котором возникли соответствующие обстоятельства, письменно сообщить налогоплательщику и налоговому органу по месту своего учета о невозможности удержать налог, о суммах дохода, с которого не удержан налог, и сумме неудержанного налога (пункт 5 статьи 226, подпункт «в» пункта 2 статьи 2, пункт 3 статьи 4 Закона № 113-ФЗ).

Еще по теме:

  • Новые законы по расчету пенсии Новый пенсионный закон Каждый работающий человек, на протяжении всех рабочих лет, обязан выплачивать взносы в социальный и страховой фонды Российской Федерации. Производятся отчисления для получения пенсии при достижении определенного возраста и страхового стажа. Все нюансы, касающиеся […]
  • 74 закон кировской области Закон Кировской области от 3 ноября 2011 г. N 74-ЗО "О бесплатном предоставлении гражданам, имеющим трех и более детей, земельных участков на территории Кировской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Кировской области от 3 ноября 2011 г. N 74-ЗО "О бесплатном предоставлении […]
  • Закон no 94 фз последняя редакция Скачать 44 ФЗ с последними изменениями Основная информация Документ: Федеральный закон Когда принят Думой и подписан Президентом: одобрен СФ 27 марта, подписан 5 преля 2013 года Официальное название: "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения […]
  • Об увольнении из мвд перовой Апелляция обобщила тяжбы полицейских со своим начальством Саратовский областной суд сегодня представил на своем сайте обобщение судебной практики разрешения судами региона дел по спорам, связанным со службой в органах полиции, рассмотренных в 2012–2013 годах. Всего за указанный период […]
  • Приказ минрегиона 207 от 13102008 Приказ Министерства регионального развития РФ от 11 октября 2013 г. № 434 “О признании утратившими силу отдельных приказов Министерства регионального развития Российской Федерации” В целях приведения нормативных правовых актов Министерства регионального развития Российской Федерации в […]
  • Новый закон об образовании в рт Закон РТ от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ "Об образовании" (с изменениями и дополнениями) Закон Республики Татарстан от 22 июля 2013 г. N 68-ЗРТ"Об образовании" С изменениями и дополнениями от: 23 июля 2014 г., 16 марта, 8 октября 2015 г., 6 июля, 17 ноября 2016 г., 23 декабря 2017 г. Принят […]
  • Федеральный закон 401 фз от 01122014 Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 401-ФЗ"О внесении изменений в Федеральный закон […]
  • Когда был принят закон рф об обороне Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ "Об обороне" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ"Об обороне" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 1999 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 7 марта, 4 апреля, 26 […]