Создание учебного пособия

Содержание страницы:

Создание учебного пособия

Среди предпосылок идеи таких пособий было также и то, что умение грамотно пользоваться современными информационными технологиями резко повышает рейтинг современного специалиста. Особо следует отметить, что важнейшей задачей, которая решалась при помощи использования мультимедийных технологий, является повышение уровня теоретической подготовленности выпускников ВУЗов. Главное условие этого — повышение активности самостоятельной работы студента. Первоначально решение этой задачи привело нас к разработке мультимедийного сопровождения курса лекций по физиологии, а позднее — к обобщению опыта и созданию данного пособия.

В процессе создания учебного пособия нового типа мы полагали, что оно должно сделать максимально доступным для студента обязательный минимум знаний, необходимый для формирования специалиста. Текст данного пособия более доступен для понимания среднего студента по сравнению с имеющимися учебниками. В то же время он содержит и определенные новые научные сведения, необходимые для ВУЗов физической культуры.

Учебно-методическое пособие «Общая физиология» предназначено для студентов очной и заочной форм обучения, а так же для магистрантов и аспирантов по специальности 03.00.13 — физиология. В нем изложена основополагающая информация по курсу «Общая физиология». Построение текстовой части достаточно традиционно. Каждую тему завершают вопросы для самоконтроля, как обязательный компонент. Принципиальной особенностью пособия является то, что каждый экземпляр снабжается CD — диском. На нем представлены презентации, выполненные в среде Power Point 2003, по всем темам, входящим в пособие. В этих презентациях широко представлены текстовые слайды с наиболее существенными теоретическими положениями, слайды со схемами, рисунками, видеоматериалами и анимациями. Использование такого рода дополнительного материала помогает лучшему освоению курса физиологии, что и подтвердилось его использованием в течение 3 лет на кафедре физиологии ВГАФК. При комплектации мультимедийного сопровождения нами были использованы в основном ресурсы Internet в связи с тем, что собственная база для создания иллюстраций такого уровня крайне ограничена.

Нужно подчеркнуть, что, несмотря на определенную специфику подготовки спортивных специалистов, данное пособие может быть успешно использовано и для ВУЗов других профилей. Несомненно, что такого рода пособие должно явиться первым шагом по пути создания полноценного учебника, в котором наряду с иллюстрациями в тексте, будут присутствовать компьютерные презентации.

Создание и выпуск для широкого пользования пособия по физиологии с мультимедийным сопровождением привел к возникновению новых задач, реализуемых в учебном процессе.

Все более насущной стала необходимость постоянной работы лектора по переработке своих лекций и их мультимедийного сопровождения, а также по качеству чтения лекций. При наличии учебников и учебных пособий такого рода, как представляемое в настоящей статье, работа лектора уже не может быть сведена к простому озвучиванию определенного текста — требуется постоянное совершенствование качества лекции. Тем не менее, следует помнить, что неформализуемые знания (к которым относится и физиология) могут быть переданы только в результате личного общения, а основную роль в передаче таких знаний играет традиционный урок и личность преподавателя. Построение учебного процесса должно учитывать, что при работе с ПК, с поисковыми системами происходит потеря контекста, знания становятся точечными, исчезают формы интуитивной прозорливости, формируется «клиповое» создание. Увеличение скорости доступа к интересующему факту может означать существенно большую потерю, чем мы это себе представляем. Следующей «жертвой» ИКТ является память учащегося. Творческий потенциал совершенно определенно зависит от наличия достаточного контента в нашем мозгу (А.А.Богуславский, И.Ю. Щеглова, 2007). Вследствие этого мы особое значение придавали разработке вопросов для самостоятельной работы студентов — только плотная работа с учебным пособием позволит студентам запомнить основные положения физиологии.

В процессе создания и при внедрении мультимедийного пособия в учебный процесс несколько меняется роль преподавателя в группе. Он должен совершенствовать систему контроля за самостоятельной работой студентов, в особенности с учебным пособием и теми вопросами для самоконтроля, которые в этом пособии имеются. В то же время важной задачей является фиксирование тех сложностей, которые возникают у студентов, а также возможных погрешностей или недочетов, которые могут быть выявлены лишь при непосредственном практическом использовании пособия. Без этого невозможно совершенствование данного пособие и повышение эффективности его использования.

В процессе повышения активности самостоятельной работы одной из форм может стать создание отдельными студентами новых презентаций с оригинальными схемами, новыми рисунками и анимациями, которые могут применяться в учебном процессе и при разработке новых изданий кафедральных пособий как по физиологии, так и для спецкурсов.

Одним из дальнейших направлений совершенствования учебных пособий с использованием мультимедийного сопровождения видится в создании электронных хрестоматий. Нами уже подготовлено и апробируется такого рода пособие для одного из физиологических спецкурсов.

Использование нашего пособия в учебном процессе показало, что большая часть студентов, несмотря на наличие у них данного пособия, стала более продуктивно работать на лекции, повысилось качество их записей. Результаты опросов показали, что для многих студентов облегчилась подготовка к занятиям, зачетам и экзаменам.

Применение электронных учебных пособий на уроках информатики

Коробкова Маргарита Владимировна, студентка специальности математика с дополнительной специальностью информатика, ФГБОУ ВПО «Брянский государственный университетим.академика И.Г.Петровского», г.Новозыбков[email protected]

Применение электронных учебных пособий на уроках информатики

Аннотация.В данной статье рассматриваются основные аспекты организации обучения учащихся с помощью электронного учебного пособия.Ключевые слова:электронное учебное пособие, элективный курс, личностноориентированное обучение.

Наше общество не стоит на месте и на современном этапе развития образовательного пространства одним изболееэффективных способов активизации учебной деятельности учащихся и студентов является использование информационнокоммуникационных технологий(ИКТ).Средства ИКТ, которые используются в учебном процессе в качестве средства усиления наглядности и автоматизации рутинных процессов, развиваются, совершенствуются, обретают все новые и новые возможностии активно применяются учителями в разных видах учебной деятельности на современном этапе. Этисредства способны трансформировать традиционную систему образованияи для этого необходимо шире использовать ИКТ для достижения целей развития личности ребенка,его творческих способностей[1].Применение педагогических технологий на базе средств информатизации и коммуникации позволит реализовать принципиально новый подход к обучению и воспитанию личности ребенка —подход, основанный на формировании мировоззренияиндивидуума современного информационного общества[1]. Урок, на котором происходит применениеинформационных технологий,таких, например, как использованиеэлектронных учебных пособий, презентаций,в процессе усвоения новой темы,

показываетреальные возможности проведения урока с помощью применениямультимедиа технологий, а также преимущества данных технологийв образовании..В силу своих возрастных ипсихологических особенностейучащиеся легче воспринимаюти запоминаютпреподаваемый материал. Восприятие информации в таком виде даётся учащемуся болеепонятно[3].Визуализация интегрирует в себе на сегодня самые разнообразные объекты: видеоролики (кино фрагменты, видеозаписи реальных процессов и явлений, видео уроки, видео опыты, видеозапись просмотра экспонатов музея, природных объектов), анимационные объекты и мультимедиа (реконструкции, коллекции объектов –виртуальная реальность, компьютерные модели), и видео взаимодействие в реальном времени, выход через вебкамеры на реальные объекты, фоторяды (с автопрокруткой), иллюстративные подборки (рисунки, стоп кадры) с возможностью их «оживления», то есть вызова анимаций или видео на экран по гиперссылкеиллюстрации на нем, конечно же,слайды и слайд шоу, интерактивные графики, диаграммы, карты, чертежи, схемы, ссылки в виде скриншотов с переходом на нужную страницу сайта. Все эти возможности помогают обогащатьучебный материал по мере развития экранного воспроизведения информации в новом поколении компьютерной (назовемболее обще экранной) техники[2].Это значит, что мультимедиа, интегрируя в себя массу разных по типу визуальных интерактивных экранных объектов, стало феноменом 21 века и,несомненно,оказывает значительное влияние на наше понимание учебной информации, выведя ее из вербального и символического восприятия в визуальносимволическое. Внастоящее время в рамках формирования нового типа учебных материалов –электронных учебников, –произошел качественный переход от учебных текстов в их традиционном понимании и их опосредованном дополнении мультимедиа ресурсами к новым интерактивным учебным материалам с опорой на текст учебника, интегрирующим в себе все виды представления информации с возможностью управления ими на экране устройства, переходов по гиперссылкам на любые визуальные объекты и тексты, втом числе присутствующие в Интернете[2].Электронный текст,обогащенный гиперссылками,становится основой для управления любым учебным материалом, позволяя вызывать в любом местена странице (экране) любые видео объекты, сайты, а также вложенные тексты,причем с аудио подстрочником на любых языках.Информатизация образования приводит к расширению спектра применения в учебном процессе возможностей ИКТ; к изменениям организационных форм обучения, обеспечивающих переход от иллюстративнообъяснительных методов к активным, самостоятельным методам обучения.Рассмотрим,что же такое электронное учебное пособие и как оно применяетсяна уроках информатики в школе.Если мы откроем любой учебник информатики, то увидим там следующее определение электронного учебника и электронного учебного пособия:электронное учебное пособие –компьютерное, педагогическое программное средство, предназначенное, в первую очередь, для предъявления новой информации, дополняющей печатные издания, служащее для группового, индивидуальногоили индивидуализированного обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения учащихся.

Электронные учебные пособия имеют многопреимуществпо сравнению с печатнымиучебниками:Электронные учебные пособия очень сильно облегчает пониманиеучащимисяизучаемого материала за счет особенных способов подачи материала, а именно, индуктивногоподхода, воздействияна слуховую и эмоциональную память и т.п.Электронные учебные пособия допускаютадаптацию в соответствии с потребностями учащегося,его уровнемподготовки,амбициямии интеллектуальными возможностями Электронные учебные пособияпредоставляют широчайшие возможности для самопроверкиучащимся своих знаний на всех этапахегоработыЭлектронные учебные пособиядают возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечаткиЭлектронные учебные пособиявыполняют роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказокЭлектронные учебныепособиядают возможность выполнения интерактивных упражнений и тестовЭлектронные учебные пособиядают наглядность: широкие возможности построения визуальных моделей, представления графической и аудио информации;Электронные учебные пособия имеют хорошуюструктурированность (гипертекстовая организация информации).Кроме данных факторов,подтверждающих актуальность создания электронных пособий,необходимо указать на возможность использования для их создания различного рода языков программирования, таких какPHP, Java, Perl и т. д. Использование скриптов,написанных на данных языках совместно с языком разметки вебдокументов, составляющих электронный учебник, дает неограниченные возможности для создания поистине интерактивного учебного пособия в реальном времени взаимодействующего с учащимся.В рамках исследования данной проблемы был создан учебныйпроект, состоящийиз следующих компонентов:электронное учебное пособие «Accessпомощник» интерактивные обучающие тесты по изучаемым темамиллюстрированные лабораторные работы с пошаговыми инструкциями для выполнения;Все компоненты были реализованы с использованием языков HTMLи JavaScriptи связаны между собой с помощью гиперссылок.Основной целью проекта является обобщение и распространение опыта создания электронных учебных пособий с использованием гипертекстовых технологий. Для достижения поставленной цели решены следующие задачи:разработаны методические материалы по использованию электронного учебного пособий на уроках информатики, элективных и факультативных курсах;созданы отдельные компоненты с использование языков HTMLи JavaScriptи произведён подбор иллюстративного материала по всем компонентамэлектронных учебных пособий;разработаны учебные тестыпо темамданного курса информатики;Реализация проекта дает возможность использоватьопыт примененияэлектронных учебных пособий на уроках, реализовать принципы личностноориентированного обучения, повысить интерес учащихся к изучению предмета, и, как следствие, поднять уровень знаний учащихся.Приведемподробно структуру и организацию электронного учебного пособия «Accessпомощник». Данное электронное учебное пособие состоит из трех основных разделов: теория, лабораторные работы, тестирование (рис.1).

Рисунок 1. Электронное учебное пособие «Accessпомощник»В разделе«Теория» учащимся предоставляетсяподробно изложенный материал работы с базами данных в MSAccess, а именно:Начало работы−Как устроена база данных MS Access−Проектирование структуры данных−Этапы работы с базой данных−Приступим к работе−Пользовательский интерфейс Access 2007−Настройка элементов интерфейса−Справочная система Access 2007−РезюмеРабота с таблицами−Порядок работы с таблицами−Создание, переименование и удаление таблицы−Редактирование данных в режиме таблицы−Настройка полей таблицы в режиме конструктора−Настройка связей между таблицами−Просмотр таблицы−РезюмеРабота с формами−Создание новой формы−Изменение существующей формы−Печать формы−Работа с формой−РезюмеИмпорт и экспорт данных−Импорт данных и их связывание−Экспорт данных из базы Access 2007−Автоматизация импорта и экспорта−РезюмеЗапросы на выборку−Создание простого запроса−Изменение запроса−Сложные запросы−Использование запроса−РезюмеИзменение данных с помощью запросов−Запросы на изменение−Создание таблиц с помощью запроса−Создание запросов на добавление данных−Создание запросов на обновление таблиц−Создание запросов на удаление записей−Анализ данных с помощью запросов−Удаление повторяющихся записей с помощью запросов−РезюмеСоздание и печать запросов−Автоматическое создание отчета на основе данных таблицы или запроса−Создание отчета с использованием мастера−Экспорт отчетов Access−Создание снимков отчета и работа с ними−Режимы работы с отчетами−Форматирование элементов отчета−Панель элементов−Изменение свойств отчета и его элементов−Оформление внешнего вида отчета−Применениеавтоформата для отчета−Предварительный просмотр и печать отчета−РезюмеВ разделе «Лабораторныеработы»представлено семнадцать лабораторных работ, которые снабжены подробной инструкцией по выполнению, поэтому у учащихся во время выполнения не должно возникать никаких вопросов. Что же касается раздела «Тестирование», топосле изучения теориипо той или иной теме, учащийся может проверить свои знания при помощи обучающего теста, в который дает возможность увидеть количество правильных ответов и вопросы, в которых он допустил ошибки. При необходимости можно сделать работу над ошибками(рис.2).Рисунок 2. Тестирование. Анализ результатов.

Данное электронноеучебное пособие было апробировано в10«А»классево время прохождениягосударственной аттестационнойпедагогической практикив МБОУ «СОШ №9» г.Новозыбкова, Брянской области. Элективный курс по информатикепо темеMSAccessв однойподгруппе проводилсяс использованиемэлектронного учебного пособия«Accessпомощник», а второй подгруппе обучение проходило без его использования в виде обычных классических уроков, с демонстрацией материала в виде презентаций. Задания лабораторных работ второй подгруппе были предоставленыв виде документов в формате doc.. После изучения материаладля учащиеся обеих группбыло проведено компьютерное тестирование, результаты которого представлены на диаграмме(рис.3).

Рисунок 3. Результаты тестирований первой и второй подгрупп

По результатампроведенного нами исследования, можно сделать вывод, что учащиеся первой подгруппы, которые изучали темыпо электронномуучебномупособию быстрее иболеекачественновыполниливсе задания лабораторных работ, не нуждались вконсультациипреподавателя, чегонельзя сказать овторой подгруппе учащихся. Таким образом, обучение с помощью электронного учебного пособия становится личностоориентированным, дающим возможность учащемуся структурировано, в индивидуальном темпе,переходитьк изучению каждого раздела, не ориентируясь при этом на своих одноклассников.

Принципы создания и методика использования электронного учебного пособия как открытой информационной системы :На примере курса «Алгебра-7» тема диссертации и автореферата по ВАК 13.00.02, кандидат педагогических наук Калинин, Илья Александрович

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Калинин, Илья Александрович

Глава 1. Теоретические и практические предпосылки разработки электронного учебного пособия.

1.1. Основные определения, объект и цель работы.

1.1.2. Основные определения.

1.1.3. Перспективы использования электронных учебников.

1.2. Психолого-педагогические основы разработки и использования педагогических программных средств.

1.2.1. Интеллект. Иерархическая факторная модель Д.Векслера.

1.2.2. Память. Виды памяти и их особенности.

1.2.3. Теории обучения.

1.3. Новые педагогические технологии.

1.3.1. Обучение в сотрудничестве.

1.3.2. Метод проектов.

1.3.3. «Портфель ученика ».

1.4. Существующие технологии разработки педагогических программных средств.

1.4.1. Логические элементы, используемые для разработки ППС.

1.4.2. Эргономические и санитарные требования к программным средствам учебного назначения.

1.5. Анализ существующих подходов к разработке электронных учебников.

1.5.2. Анализ существующих способов реализации программных средств учебного назначения.

1.5.3. Существующие средств подготовки ППС.

1.5.4. Существующие разработки электронных учебников по математике .

Глава 2. Модель электронного учебника и её реализация.

2.1. Требования к электронному учебнику.

2.2. Модель электронного учебника.

2.2.1. Предпосылки и основные принципы модели.

2.2.2. Основа построения учебника.

2.2.3. Структурная схема построения электронного учебника.

2.2.4. Средства расширения учебника.

2.2.5. Первоначальный комплект модулей расширения.

2.2.6. Порядок разработки электронного учебника в реализованной системе.

2.4. Вариативное изложение материала.

2.5. Использование учебника.

2.5.1. Основные цели.

2.5.2. Методические средства.

2.6. Пример практической реализации.

2.6.1. Выдержки из примера реализации.

2.6.2. Построение методики использования.

2.6.3. Использование учебника и технологии его подготовки для работы со студентами.

2.7. Экспериментальная проверка действенности методики и технологии.

2.8. Выводы главы 2.

Введение диссертации (часть автореферата) На тему «Принципы создания и методика использования электронного учебного пособия как открытой информационной системы :На примере курса «Алгебра-7″»

За неполные шестьдесят лет « электрические счетные устройства » прошли путь от дорогой, капризной и редкой принадлежности крупнейших научных и военных центров до огромного количества простых в использовании, доступных и широко распространённых компонентов самых разных устройств. Трудно найти хотя бы одну область современного общества, где бы компьютеризированные устройства не использовались.

Причин столь широкого распространения вычислительной техники можно назвать множество. Как отмечает Р.А.Абедеев, наиболее общей формулировкой для подавляющего большинства причин будет выделение из самых разных процессов информационной компоненты. Эта часть не только выделилась, но и приобрела самостоятельное значение. С выделением этой компоненты очень существенную роль стала играть организация обработки информации, её получение и хранение. Изменения общества, связанные с этим явлением, получили название перехода к информационной цивилизации.

С этой точки зрения компьютер — устройство, которое позволяет значительно повысить скорость и точность обработки информации за счёт автоматизации некоторых операций. Таким образом широкое распространение компьютеров — следствие необходимости повышения качества и скорости обработки информации. Способствует этому универсальность, доступность и надёжность современных ЭВМ .

С развитием промышленных и коммерческих систем в сфере информационных технологий было разработано большое количество методов представления, обработки, интеграции и поиска самой разнообразной информации. Активно развивались и средства взаимодействия с пользователем.

Широкое распространение компьютеров и технологий автоматизированной обработки данных не могло не породить потребности в людях, для которых компьютер — давно знакомое устройство, атрибут повседневной жизни.

Образование, как одна из важных областей человеческой деятельности, имеет свои задачи, в которых компьютер используется не менее активно, чем в других. При этом сфера применения компьютеров в образовании имеет существенную специфику. Дело в том, что в образовательной деятельности ЭВМ выступают и как объект изучения в общем образовании и при подготовке специалистов самых разных областей, и как средство обучения — учебное пособие и техническое средство обучения, и как средство автоматизации управленческой деятельности.

Наибольший интерес для методических разработок представляет применение компьютера как средства обучения. Именно наличие таких возможностей и определяет значительную долю интереса к использованию вычислительной техники и информационных технологий в образовании, указывается ([41], [55], [35]) как наиболее перспективное и многообещающее направление развития.

Как указывает Е.И.Машбиц, первыми разработками такого рода стали программы, использующие возможность автоматизации обратной связи — системы автоматизированных опросов.

Следующим шагом стали попытки автоматизировать не только оценку результатов, но и процесс обучения в целом. Для этих целей использовалась концепция программированного обучения. Попытки разработки таких систем выявили массу проблем, как чисто технического (сравнительная ограниченность средств предъявления учебного материала), так и системного характера.

С появлением и распространением персональных компьютеров, появлением технических средств качественного ввода и вывода самой разнообразной информации, распространением технологий и методов её представления и обработки, стали появляться более сложные и совершенные учебные программы.

Помимо собственно обучающих программ, широкое распространение получили и различные справочно-информационные системы, т.е. программные средства энциклопедического характера.

Существует большое количество разработок программных средств, призванных решать самые разные задачи образования. Во многих теоретических и методических работах ([55], [24], [41] и др.) отмечают такие преимущества использования ЭВМ в обучении, как: возможности автоматизированного контроля и обратной связи; возможности иллюстрирования и сопровождения учебных материалов;

— хранение и поиск информации;

— использование сложных интерактивных моделей и многие другие.

Перспективы и проблемы использования компьютеров в образовании в качестве средства обучения рассматривались многими авторами, такими как Е.И.Машбиц, И.В.Роберт, В.М.Монахов, Е.С.Полат и др.

Наряду с этим приходится отметить, что в отечественной методике разработок и исследований, касающихся использования средств ЭВМ в качестве основных средств обучения на предметах, находящихся за рамками специализированных курсов информатики и информационных технологий не так много, хотя перспективность их разработки и внедрения отмечается часто. Например, в журнале « Математика в школе», за период с 1999 по 2002 год было три публикации на эту тему, но необходимость широкого применения отмечена даже в государственных программах по развитию образования.

Малое распространение связано с тем, что компьютер чаще всего выступает в роли вспомогательного технического средства, средства быстрого повторения, средства создания игрового момента, то есть дополнения к учебному процессу. Причем такого дополнения, без которого легко можно обойтись. В результате такой « игрушкой » гораздо чаще остальных интересуются и пользуются учителя информатики.

Такой подход логичен в настоящее время, когда компьютеры недостаточно распространены (в том числе в школах) и число их слишком мало для организации учебного процесса с их активным использованием. Кроме этого ощущается недостаток преподавателей-предметников, имеющих достаточный уровень соответствующей методической и технической подготовки.

На примере множества других отраслей можно сказать, что через какое-то время компьютеры вполне естественным путём вытеснят из производственного процесса большую часть других средств обработки и хранения информации. Процесс этот уже идёт, как подтверждение можно процитировать мнение аналитика исследовательской фирмы Eduventures.com Егин Чен: «Через пять лет электронное книгоиздание станет значительной силой в образовательной отрасли». Согласно сделанным фирмой оценкам, в этом году объём рынка для образовательных электронных библиотек составляет около 250 млн. долл., а к 2004 году он утроится и достигнет 850 млн. долл.

Для полноценного использования всего потенциала информационных технологий при решении задач образования необходимы соответствующие технические и методические разработки.

В настоящей работе предпринимается попытка найти подходы к созданию « компьютерных вариантов » одного из традиционно основных средств обучения — учебных пособий.

Как отмечается в диссертации М.В.Лось, проблемами разработки учебных пособий и, в частности, учебников занимались в частности Д.Д. Зуев , И.Я. Лернер, Н.М. Шахмаев, Л.Я. Зорина и другие исследователи.

Существуют работы и в области создания и использования различных мультимедийных средств — С.А. Христочевского, Е.С. Полат и др.

Учитывая требования, предъявляемые к учебным пособиям в целом и к учебникам в частности в целом, надо отметить, что электронное учебное пособие имеет свою специфику. Поскольку основой разработки в данной работе послужил действующий учебник алгебры, далее разрабатываемое электронное учебное пособие будем называть для краткости электронный учебник.

На наш взгляд, при разработке такого средства, нужно учитывать следующие обстоятельства:

• электронное учебное пособие предназначено не только для обучения собственно предмету, оно должно служить средством изучения методов и способов работы и с другими информационными системами;

• электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;

• электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;

• основная цель применения компьютеров — повышение эффективности за счёт автоматизации механических операций, таких как проверка решения типовых задач, поиска нужной информации и т.п.;

• необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;

• электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.

В то же время использование электронных учебных пособий тем же способом, что и обычных, вряд ли возможно как по техническим (для работы с ними требуется специальное оборудование), так и по эргономическим соображениям (соблюдение санитарных норм).

В уже упоминавшейся статье С.А.Христочевского отмечается, что существующие электронные учебники разрабатываются коллективами программистов как законченные продукты, ориентированные на устаревшие способы организации обучения, воспринятые со стороны ученика . Кроме того, такие продукты не имеют в своём составе методики, с помощью которой могла бы быть построена работа с таким учебником в классе.

Подтверждается это также тем, что существующие классификации педагогических программных средств (электронных изданий), их описания в основном опираются не столько на методику использования продукта, сколько на наличие технических возможностей и особенностей использования программных средств. То есть большая часть методики применения диктуется самим программным продуктом и не нуждается в пояснении, а сам продукт не может изменяться.

Между тем, применение электронного учебного пособия требует наличия в нём средств адаптации к конкретному учебному процессу, в частности — реструктурирования, изменения содержания тем, добавления новых материалов, интеграции с дополнительными приложениями (например, средствами тестирования и иллюстрирования). Таких средств в составе современных электронных учебных пособий нет.

Всё это делает применение существующих электронных учебных пособий в качестве основного средства обучения невозможным, особенно на уроках математики, где требования к учебному материалу традиционно высоки, а обучение не может быть сведено к набору тренировочных ситуаций.

Разные математические дисциплины за время своего долгого существования накопили огромный объём интересных и важных задач, фактов, методов решений, который в значительной степени проходит мимо учеников в силу недоступности литературы, сложности поиска нужной информации, недостатка учебного времени. Вносить эти материалы в содержание обычных учебников нецелесообразно — большинство этого материала никогда не будет использоваться обычными учениками . Между тем, как отмечает Л.М.Фридман, по мнению специально исследовавшей этот вопрос У.К.Шематовой, элементы историзма должны стать основой для постановки перед учащимися проблем изучения основных разделов программы, способом ознакомления их с методологической стороной изучаемых вопросов.

Электронный учебник по математике позволил бы предоставлять ученикам дополнительные сведения по отдельному запросу, сделать изучение материала значительно более индивидуальным, значительно лучше готовить учеников к дальнейшей деятельности.

Анализируя имеющиеся электронные учебники (а точнее, разработки отнесённые авторами к этой категории) по школьной математике (обзор В.А.Карнаво), можно заметить, что подавляющее большинство этих программных продуктов ориентированы на применение их в качестве средств повторения и отработки навыков и приёмов решения типовых задач. Это отражается в первую очередь в названии: « Репетитор », «Репетитор по математике.», «Обучающая программа для школьников и абитуриентов» и т.д. Отмечает это обстоятельство и А.Семёнов ([17])

Такой подход оправдан с коммерческой точки зрения, но не позволяет полноценно использовать возможности информационных технологий на уроках. Дело в том, что каждое такое средство содержит ограниченное количество сведений и направлено в первую очередь на выполнение запланированной разработчиками методики. Причём другое использование будет, в силу технических особенностей, гораздо более затруднительным, чем в обычном учебнике.

Такой способ нельзя считать достаточным для решения поставленной задачи наиболее полного и эффективного использования средств информационных технологий в обучении (см. [17]), а разработки — соответствующим самому понятию « учебника ».

Таким образом, разработка технологии создания электронных учебных пособий по математике, позволяющих использовать компьютер как основное средство обучения, применимое и во время уроков и для самостоятельной работы, дающих учителю возможность вносить структурную и содержательную правку в содержание пособия — актуальная тема исследования.

Объектом исследования в настоящей работе является учебный процесс с использованием электронных учебников и учебных пособий.

Предмет изучения в настоящей работе — технологии разработки и методики использования электронных учебных пособий.

Проблема исследования: разрешение противоречия между общепринятым понятием учебного пособия как основного средства обучения и сложившейся практикой проектирования и использования электронных учебных пособий, как вспомогательного средства, снижающей их потенциал.

Цель исследования: разработка принципов подготовки и методики использования электронного учебного пособия по алгебре для 7-го класса.

1. анализ литературы по современным теориям обучения, новым педагогическим технологиям, требующим воплощения в электронных учебных пособиях по математике;

2. анализ существующих программных средств с целью выявления характерных черт, основных тенденций их развития и возможных способов интеграции;

3. определение требований к электронному учебному пособию по алгебре как открытой информационной системе и соответствующей технологии его построения и использования, предоставляющий учителю возможность адаптации и реструктурирования пособия;

4. разработка модели электронного учебного пособия как открытой информационной системы;

5. разработка и апробация программных средств, реализующих описанную модель, и методики их использования;

6. разработка методики использования комплекса программных средств.

Методологическую основу исследования составляют существующие теории обучения, закономерности процессов восприятия и запоминания , существующие технологии для реализации информационных систем работы с разнородной информацией, принципы эргономики программных продуктов, новые педагогические технологии.

Новизна исследования — предложена совокупность принципов, позволяющих создавать электронные учебные пособия по математике на современном уровне развития информационных технологий, а также адаптировать созданные пособия к конкретному учебному процессу во время работы; предложена методика их использования как во время работы в классе так и в самостоятельной работе не только как пассивного средства обучения, но и как средства активизации умственной деятельности учащихся, как объект совершенствования и доработки со стороны ученика и учителя.

Теоретическая значимость работы состоит в разработке подхода к электронному учебному пособию как к открытой информационной системе. Подход позволяет учителю перестраивать и модифицировать содержание и порядок его изложения для применения в конкретном учебном курсе, а учащимся — создавать дополнительные модули информации, что способствует формированию навыков самостоятельного добывания и переработки информации, поддержанию актуальности пособия, а также интеграции модулей учебного, проверочного и справочного материала в рамках единой среды.

Практическая значимость работы состоит в том, что учителю предлагается учебное пособие по алгебре для 7 класса общеобразовательной школы, которое можно использовать в практической работе, для чего разработан комплекс методических и программных средств.

Достоверность и объективность результатов исследования обоснованы с теоретических позиций, подтверждены проведенным экспериментом по замеру показателей восприятия материала до и после применения методики. Результаты статистической обработки подтвердили улучшение показателей с уровнем значимости 0,95.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Основные принципы построения электронного учебного пособия по алгебре, а именно: построение как модульной открытой информационной системы на основе гипертекстового представления материала, с использованием средств классификации, поиска и сопоставления информации, предоставляющей учителю возможность адаптации существующего пособия к конкретному учебному курсу за счёт интеграции дополнительных программных средств, создания новых модулей учебного материала и задания порядка их просмотра.

2. Способы структурирования и переработки материала для последующего его внесения в содержание пособия, с учётом необходимости создания вариантов изложения учебного материала, а именно: выделение ключевых слов и понятий, выделение логических последовательностей, поиск и внесение дополнительных материалов по заданным учителем критериям, интеграция имеющихся модулей с помощью механизма ссылок.

3. Методика использования электронного учебного пособия по математике как открытой информационной системы для работы с учащимися на занятиях и организации самостоятельной работы.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения — примера реализации части электронного учебника в разработанной программной среде.

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Калинин, Илья Александрович

2.8.Выводы главы 2

1. Для решения задач, поставленных в главе 1, была разработана модель электронного учебника, позволяющая учитывать самые разные подходы к организации и использованию педагогических программных средств.

2. Важными качествами этой модели является её интегрирующий характер и расширяемость, что позволяет использовать её для самых разных целей.

3. Были разработаны программные средства, делающие возможным реализацию электронных учебников в соответствии с описанной моделью.

4. Важной частью работы является и методика применения (одна из возможных) этого комплекса средств, направленная в первую очередь на самостоятельную работу учащихся с использованием современных педагогических технологий, описанных в главе 1.

5. Результативность применения программных и методических средств была проверена в ходе экспериментальной работы.

6. Таким образом, можно говорить о создании технологии разработки и использования электронных учебников как комплекса технических и методических средств, направленных на повышение эффективности обучения. Надо отметить, что речь здесь идёт не о педагогической технологии (как последовательности действий по организации обучения), а о, скорее, технической — с описанной структурой может быть применён практически любой современный подход к обучению.

1 .Проведенный анализ литературы по психологии и педагогике позволяет утверждать, на основании результатов психологических и педагогических исследований, что активное использование и переработка материала значительно эффективнее его механического запоминания и заучивания. Аналогичные результаты были получены при разработке новых педагогических технологий, где ученик не пассивный « объект обучения », а участник процесса, в котором учебный материал выступает в качестве средства выполнения работы. За счет этого достигается не только улучшение показателей усвоения учебного материала, но и развитие творческого мышления , навыков работы в коллективе и т.д. Электронный учебник по математике должен быть средством, удобным в таком учебном процессе, позволять решать задачи, которые при этом возникают.

2. Существующие доступные программные средства в основном предназначены для использования в домашних условиях и не пригодны для использования в учебном процессе, не совпадающим с заранее запланированным при разработке. Предлагаемые средства не имеют возможностей для адаптации к учебному процессу. Вместе с тем, можно отметить наличие практически во всех этих средствах информационной и инструктивно-обучающей компоненты, связанных между собой в соответствии с концепцией программированного обучения. При этом чем более современным и развитым является программное средство, чем лучшие отзывы оно получает, тем больше места в нём отводится информационной компоненте и тем больше возможностей для адаптации и разнообразной активной работы пользователей оно имеет.

3. В соответствии с изложенными положениями можно определить требования к электронному учебнику по математике как к открытой информационной системе, имеющей средства как представления и поиска информации, так и разработки и интеграции дополнительных компонентов. Как программное средство, учебник должен соответствовать эргономическим требованиям.

4. При построении модели электронного учебника были взяты за основу существующие информационные технологии для представления и обработки разнородной информации, а именно гипертекстовое представление материала, средства организации поиска, мультимедийные технологии, а также методы расширения функциональных возможностей системы с помощью модулей расширения. Построенная модель позволяет выполнять в разработанном на её основе программном средстве подготовку n использование учебника и решать при этом упомянутые выше задачи

5. На основе созданной модели было разработан комплекс программных средств и подготовлен демонстрационный комплект модулей учебного материала. Разработанная система может использоваться в операционных системах Windows 95/98/NT/2000. Система была проверена при разработке учебных модулей и при проведении занятий со школьниками и студентами. При проведении занятий основное внимание уделялось методам анализа и эффективной переработке материал для его представления в учебнике, способам выполнения поиска информации. Проведённый эксперимент показал наличие положительного эффекта после применения методики

6. На основе предложенной модели обучения была разработана методика использования электронного учебника, ориентированная в первую очередь на формирование навыков активной обработки и использования знаний.

Таким образом можно сказать, что поставленные задачи были решены и цель научной работы достигнута.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Калинин, Илья Александрович, 2003 год

1. HyperMethod версия 3.0. Система разработки мультимедиа-приложений. » Гиперметод » — руководство пользователя по работе с системой.

2. Абедеев Р.Ф., «Философия информационной цивилизации», М., 1994 г.-335 с.

3. Алимов Ш.А., Колягин Ю.М., Сидоров Ю.В. и др., Учеб.для 7 кл.общеобразоват.учреждений, М.: Просвещение, 1998. 191 с.

4. Арнольд В.И., Жёсткие и мягкие математические модели. Доклад на научно-практическом семинаре «Аналитика в государственных учреждениях» при администрации президента РФ. М. 1997 г.

5. Аткинсон Р., Адаптивные обучающие системы: Попытки оптимизировать процесс обучения // Р.Аткинсон. Человеческая память и процесс обучения. М. 1980.

6. Брагин В.Е., Гомулина H.H., Касьянов O.A., Мамонтов Д.И., Соболева H.H., Электронный учебник нового поколения//»Информатика в образовании», 2002 г., №6

7. Брунер Дж., Психология познания, М: Прогресс, 1977 г — 412 с.

8. Гиндикин С.Г., Рассказы о физиках и математиках . 3-е изд., расширенное. М.: МЦНМО, 2001. — 448 с.

9. И.Григорович Д.Б., Романов А.Н., Торопцов B.C., «Технология дистанционного обучения», М., ЮНИТИ-ДАНА, 2000 г. — 303 с.

10. Гультяев А.К., Машин В.А., «Проектирование и дизайн пользовательского интерфейса», С-Пб, «Корона-принт», 2000 г. 349 с.

11. Далингер В.А. Компьютерные технологии в обучении геометрии // » Информатика в образовании», 2002 г. , №8

12. Дарахвелидзе П.Г., Марков Е.П., Delphi среда визуального программирования, — СПб.: BHV — Санкт-Петербург, 1996 г. — 352 с.

13. Дашковская О., Учебник как зеркало российского образования // «Первое сентября», №75, 2001.

14. Дорофеев Г.В., Арифметика. Алгебра. Анализ данных:7 кл.: Учеб. для общеобразоват . учеб. заведений, М.: Дрофа, 1999. 283 с.

15. Зуев, Д. Д., Школьный учебник.-М.:Педагогика, 1983.-240с.

16. Иванов B.J1., Электронный учебник: система контроля // «Информатика в образовании», 2002 г. , №1

17. Каймин В.А., Горелов Ю.Н., «Об электронных учебниках по информатике и финансовому менеджменту», / Материалы конференции «Информационные технологии в образовании», Троицк, 1998 г.

18. Карлащук В.И., «Обучающие программы», М.: «Солон-Р», 2001 г. -529 с.

19. Каталог программного обеспечения Softline-direct, №3, 1999 г., с.31

20. Кирсанов Д., Веб-дизайн: книга Дмитрия Кирсанова. СПб: Сим вол-Плюс, 2001. — 376 с.

21. Ковалев С.В., НЛП педагогической эффективности. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2001. — 208 с.

22. Конопка Р., «Создание оригинальных компонент в середе Delphi», -К.: НИПФ «ДиаСофт Лтд.», 1996 г — 512 с.

23. Кравченко Л.Ю., Подготовка будущих учителей к применению компьютерных технологий в условиях личностно ориентированного обучения, автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Волгоград 1998

24. Краснов М., OpenGl графика в проектах Delphi, СПб.-.БХВ -Санкт-Петербург, 2000 — 352 с.

25. Кривошеева А.О. Электронный учебник что это такое, М., «Университетская книга», 1998 г.

26. Крицкий С.П., Кудрявцева А.А., «ИНТЕГРАТОР» инструментальная система для создания электронных учебников.

27. Лапчик М.П., «Информатика и информационные технологии в системе общего и педагогического образования», монография научное издание, Омск, 1999 год. — 295 стр.

28. Литош И., «Зам. Director’a по мультимедиа «, PC Magazine/Russian Edition, №9, 1999 г.

29. Лось М. В., Школьный учебник и новые информационные технологии обучения (на примере учебников математики ), автореферат диссертации на соискание учёной степени кандидата педагогических наук, Владикавказ -1999.

30. Лойд Л., Гриндер М., НЛП в педагогике М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001. — 320 с.

31. Макаров С.И., Методические основы создания и применения образовательных электронных изданий (на примере курса математики), автореферат диссертации на соискание учёной степени доктора педагогических наук, Москва 2003.

32. Макарычев Ю.Н., Миндюк Н.Г., Нешков К.И. и др., Алгебра, учеб.для 7 кл.сред.шк., М.: Просвещение, 1991. 240 с.

33. Машбиц Е.И., «Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения», М.: » Педагогика «, 1988 г. — 192 с.

34. Мордкович А.Г., Алгебра. Учеб. Для 7 кл. общеобразоват. шк. М: Мнемозина, 1997 г — 160 с.

35. Мордкович А.Г., Алгебра 7-9 кл. Методическое пособие для учителя. М: Мнемозина, 2000 г — 80 с.

36. Немов P.C., «Психология, книга 1, Общие основы психологии», М., «Просвещение, Владос «, 1994 г. 576 с.

37. Нильсен Якоб., Веб-дизайн: книга Якоба Нильсена пер. с англ. -СПб:Символ-Плюс, 2002. — 512 с.

38. Обучение и развитие. Экспериментально-педагогическое исследование под ред .Л.В.Занкова, М.: Педагогика, 1975 г.

39. Орлова Гаяна Рубеновна, Методические рекомендации автору вузовской книги, Уфа, 2001. — 45 с.

40. Першиков В.И., Савинков В.М., «Толковый словарь по информатике», М., «Финансы и статистика», 1995 г.

41. Петрова Г.В., Семёнов И.А., Искусственный или естественный язык общения в АОС

42. Пишем формулы, «Компьютерра», №10, 2000 г., с 85-86.

43. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В., Петров А.Е., «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования», М.: Издательский центр «Академия», 2001 г. — 272 с.

44. Пчелин М., «Открывая стереометрию «, «Мир ПК», №6, 1998 год.

45. Торрес Р.Дж., Практическое руководство по проектированию и разработке пользовательского интерфейса. :Пер. с англ.

46. М.¡Издательский дом «Вильяме», 2002. 400 с.

47. Разработка мультимедийных приложений в среде Delphi 3 //»Информатика в образовании», 1998 г., №4

48. Роберт И.В., «Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования», М., «Школа-пресс», 1994 г.

49. Романенко В.В., Автоматизированная система разработки электронных учебников // Материалы конференции «Новые информационные технологии в образовании», Томск, 2000 г.

50. Скаткин М.Н., Проблемы современной дидактики. М.: Педагогика, 1980. — 96 с.

51. Смирнов А.Н. Проблемы электронного учебника // » Математика в школе», 2000 год., №5

52. Соловов A.B., «Проектирование компьютерных систем учебного назначения: Учебное пособие». Самара: СГАУ , 1995 г. 138 стр.

53. Стандарт отрасли информационная технология. Сертификация средств и систем в сфере информатизации . Программные средства учебного назначения. Эргономические требования к составу и значениям характеристик качества и методам их оценки., 1997 г.

54. Сукиасян Э.Р., «Библиотечные каталоги: методические материалы», М.: ИПО Профиздат, 2001 г — 192 с.

55. Талызина Н.Ф., Педагогическая психология, М., «Академия», 1998 г. 288 с.

56. Тестов В.А. «Стратегия обучения математике». М:Технологическая школа бизнеса, 1999. 304 с.

57. Фридман Л.М., Теоретические основы методики обучения математике : Пособие для учителей, методистов и педагогических высших учебных заведений . М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 1998. — 224 с.

58. Христочевский С.А., Электронные мультимедиа учебники и пре-зентации//»Информатика в образовании», 2002 г., №2

59. Цветкова J1.C., Мозг и интеллект: нарушение и восстановление интеллектуальной деятельности, М.: «Просвещение», 1995 г. — 304 с.

60. Эпштейн B.JL, Гипертекст новая парадигма информатики , //Автоматика и Телемеханика, № 11, 1991 г.

61. Chignell Mark Н., Valdez J.Felix, Methods for Assessing the Usage and Usability of Documentation, University of Toronto, 2001 r.

62. Macromedia, Inc., Using Flash MX, First edition, San Francisco, 2002.

Еще по теме:

  • Размеры коллекторов отопления Виды и способы подключения распределительного коллектора отопления Коллектор служит в технологическом и инженерном оборудовании зданий для раздачи жидкостей из основной магистрали по различным контурам и сбора в случае циркуляционного оборота обратно, смешения потоков из параллельных […]
  • Материнский капитал на строительство дома на дачном участке Можно ли использовать материнский капитал на строительство дома Использование материнского капитала на улучшение жилищных условий является одним из способов сделать жизнь своей семьи комфортнее и лучше. В связи с этим многие семьи принимают очень ответственное, но в это же время […]
  • Правила приема продуктов 10 основных правил приема пищи Если хочешь иметь крепкое здоровье, находиться в отличной форме, и показывать на тренировках хорошие результаты, необходимо придерживаться простых и понятных правил, которые помогут перестроить культуру правильного приема пищи, чтобы она приносила […]
  • Чистка реестра лучшая Лучшая программа для очистки + оптимизации + ускорения компьютера. Практический опыт Здравствуйте. Каждый пользователь компьютера мечтает чтобы его «машинка» работала быстро и без ошибок. Но, к сожалению, мечты сбываются не всегда… Чаще всего, приходится сталкиваться с тормозами, […]
  • Коллектор sr20det Тюнинг Nissan Silvia S15 – головки двигателя SR20DET Тюнинг двигателя SR20DET на Nissan Silvia S15 был не самый первый на очереди, хотя куча железа отлежала на полках у меня долгий срок, около года. Ну и пока я где то хорошо не зацепился глушителем Blitz Nur spec C и не дернул за […]
  • Наследование семейное право или гражданское Наследование в гражданском праве Понятие и значение наследования Право наследования гарантируется Конституцией РФ и входит в число основных прав человека (ч. 4 ст. 35). Наследственное право неразрывно связано с правом частной собственности граждан РФ, гарантирует свободу завещания, […]
  • Госпошлина развод 2018 самара Сколько нужно уплатить госпошлины за развод в 2018 году? При единоличном или совместном принятии решения о расторжении брака супруги должны знать, какой является госпошлина за развод в 2018 году при оформлении процесса через суд и через органы ЗАГС. Факторы, влияющие на размер […]
  • Сдать на права 2014 правила Новые правила сдачи на права в 2014 году В ГИБДД нужно будет сдавать три экзамена Новый регламент приема экзаменов в ГИБДД вступит в силу с 1 января 2016 года. Подробнее. В новом формате экзаменов в ГИБДД помимо сдачи двух стандартных этапов: теоретического и практического экзамена, […]