Правила финансирования инновационных проектов

Финансирование инновационных проектов

Цели и задачи системы финансирования. Развитие инновационной деятельности как на уровне отдельного предприятия, так и на уровне интегрированных структур и государства в целом предполагает создание стройной и хорошо обоснованной системы финансирования. Только в этом случае могут быть созданы необходимые условия для накопления и маневра финансовыми средствами и возможность их концентрации на ключевых направлениях инновационной политики.

Исходными принципами, на основе и с учетом которых должна строиться система финансирования инноваций, должны выступать:

  • четкая целевая ориентация системы — её увязка с задачей быстрого и эффективного внедрения современных научно-технических достижений;
  • логичность, обоснованность и юридическая защищенность используемых приемов и механизмов;
  • множественность источников финансирования;
  • широта и комплексность системы, т. е. возможность охвата максимально широкого круга технических и технологических новинок и направлений их практического использования;
  • адаптивность и гибкость, предполагающие постоянную настройку как всей системы финансирования, так и её отдельных элементов на изменяющиеся условия внешней среды с целью поддержания максимальной эффективности.

В настоящее время в качестве основных источников средств, используемых для финансирования инновационной деятельности, выступают:

  • бюджетные ассигнования, выделяемые на федеральном и региональном уровнях;
  • средства специальных внебюджетных фондов финансирования НИОКР, которые образуются предприятиями, региональными управленческими органами;
  • собственные средства предприятия (промышленные инвестиции из прибыли и в составе издержек производства);
  • финансовые ресурсы различных типов коммерческих структур (инвестиционных компаний, коммерческих банков, страховых обществ, и т. д.);
  • кредитные ресурсы специально уполномоченных правительством инвестиционных банков;
  • иностранные инвестиции промышленных и коммерческих фирм и компаний;
  • средства зарубежных научных фондов;
  • частные накопления физических лиц.

Бюджетные ассигнования. Важнейшим финансовым источником, обеспечивающим решение крупномасштабных научно-технических проблем, являются средства государственного бюджета.

За счет бюджетных средств выполняются целевые комплексные программы, финансируется деятельность ГНЦ, формируется РФФН, а также Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

Первый из указанных фондов предоставляет средства на безвозвратной основе и ставит своей главной задачей содействие развитию фундаментальных научных исследований и повышение научной квалификации ученых. Для этого фонд организует экспертизу и конкурсный отбор проектов научных исследований, осуществляет финансирование отобранных проектов и контроль за использованием выделенных для них средств. Фонд является некоммерческой организацией и не преследует цели извлечения прибыли. Его средства формируются в рублях, в иностранной валюте, за счет государственных ассигнований, добровольных взносов предприятий, учреждений, организаций, иных источников денежных средств.

Эти деньги используются на субсидии (гранты) для финансирования инициативных проектов фундаментальных научных исследований, проводимых научными коллективами и отдельными учеными; дотации вузам с целью развития их материально-технической базы; выплату стипендий лицам, обучающимся в аспирантуре, а также проходящим стажировку в научных центрах России и зарубежных стран.

Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере призван оказывать финансовую поддержку и способствовать созданию малых наукоемких фирм, инновационных инжиниринговых центров.

Этот фонд является государственной некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность совместно с Миннауки России и Федеральным фондом поддержки малого предпринимательства.

Основными источниками формирования средств этого фонда являются бюджетные ассигнования, добровольные взносы предприятий, учреждений, организаций и граждан, иные поступления от деятельности фонда.

В августе 1995 г. создан Федеральный фонд производственных инноваций. Этот фонд был создан постановлением Правительства РФ в целях государственной поддержки важнейших инновационных проектов по приоритетным направлениям НТП, изучения конкурентоспособных технологий и производств, а также мероприятий по освоению новых видов продукции.

Финансовые средства, предназначенные для фонда, будут выделяться отдельной строкой в Федеральной инвестиционной программе в размере 1,5% государственных централизованных капитальных вложений.

Внебюджетные фонды и другие источники негосударственного финансирования. Такие фонды могут создаваться в министерствах, в крупных городах и регионах, а также в рамках концернов. Важнейшими источниками негосударственной системы финансирования инновационной деятельности в настоящее время выступают:

  • собственные средства предприятий;
  • средства, мобилизуемые путем эмиссии ценных бумаг;
  • кредиты коммерческих банков;
  • специализированные и благотворительные фонды;
  • средства инвестиционных компаний, других предприятий и организаций, заинтересованных в скорейшем выпуске новой продукции.

В целом ряде случаев (особенно если речь идет о крупных инновационных предприятиях) внедрение конструктивных и технологических новинок осуществляется за счет собственных средств (фонда развития производства и фонда амортизационных отчислений). Как правило, уставом предприятия предусматривается отчисление в фонд развития производства части прибыли, остающейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов, других обязательных платежей и формирования резервного фонда. Средства фонда развития могут использоваться на обновление и расширение производства * , осуществление научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических проектов и программ освоения новых видов конкурентоспособной продукции, увеличение собственных оборотных средств, а также на другие цели, содействующие укреплению материально-технической базы предприятия. Если собственных средств предприятия недостаточно, а в потенциале организации имеется солидный научно-технический задел, можно прибегнуть к дополнительной эмиссии ценных бумаг (вторичному выпуску акций). Этот путь доступен лишь только предприятиям, которые организованы в форме закрытых или открытых АО. Очень важно, чтобы средства, полученные в ходе размещения акций нового выпуска, использовались эффективно и позволили АО по окончании эмиссии увеличить отдачу на капитал и размер дивиденда на одну акцию. Необходимость финансирования перспективных инновационных проектов — один из факторов, обусловливающих необходимость проведения вторичной эмиссии акций.

Весьма важное место в финансовом обеспечении работы инновационной деятельности предприятия отводится (именно сегодня!) коммерческому кредиту. Этот вид экономических отношений постоянно развивается и все шире использует новые, нетрадиционные формы. В данном случае речь идет о порядке выдачи кредита, способах его погашения, организации банковского контроля за соблюдением договорных условий.

На сегодняшний день практика показывает, что банковский кредит в отличие от бюджетного финансирования позволяет повысить эффективность инвестиционных мероприятий и в целом ряде случаев может оказаться более приемлемым и удобным методом мобилизации денежных средств на длительные сроки, чем выпуск корпоративных акций или размещение облигационных займов.

Финансовый лизинг * . Этот вид финансовых операций находит применение прежде всего тогда, когда решается задача быстрого промышленного освоения крупных технических инноваций * , требующих приобретения дорогостоящих станков, оборудования, ЭВМ, транспортных средств и т. п. Именно здесь получили развитие принципиально новые виды связей между производителем и потребителем сложной продукции, основанные на долгосрочной аренде, или лизинге.

Современный рынок лизинговых услуг — один из наиболее динамичных и постоянно развивающихся. В США, например, на долю лизинга приходится примерно 25-30% в общей сумме капитальных вложений в машины и оборудование.

В современной хозяйственной практике под лизингом понимается «вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору за плату во временное пользование для предпринимательских целей».

С экономической точки зрения операция лизинга во многом схожа с долгосрочным кредитованием на закупку оборудования и других видов основных производственных фондов. Главное преимущество лизинга состоит в том, что при наличии рентабельного проекта предприниматель инновационного предприятия имеет возможность получить оборудование и начать новое производство без крупных единовременных затрат. На сегодняшний день это особенно актуально для начинающих и средних предпринимателей. Современные лизинговые фирмы предоставляют арендатору право выбора поставщика необходимого ему оборудования, размещения заказа и приемки объекта сделки. Соответственно, что одной из наиболее важных проблем, предопределяющих развитие лизинговых отношений, выступает обоснование размеров лизинговых платежей, которые должны быть в равной мере приемлемы для обеих сторон.

Главные особенности финансового лизинга, отличающие его от оперативного лизинга (проката), возвратного лизинга и ряда других его форм, сводятся к следующему:

  1. Участие третьей стороны — производителя или поставщика объекта лизинговой сделки.
  2. Объектом лизинга выступает, как правило, новое оборудование, целенаправленно приобретаемое для нужд лизингополучателя.
  3. Объекты лизинговых сделок отличаются высокой стоимостью.
  4. Продолжительность лизингового соглашения обычно близка сроку службы объекта сделки.
  5. После завершения срока договора лизингополучатель имеет одну из следующих возможностей:
    • приобрести объект сделки;
    • заключить новый договор на меньший срок и по льготной ставке;
    • вернуть объект сделки лизинговой компании.

Укрепление банковской системы нашей страны и дальнейшее совершенствование налогового законодательства могут способствовать увеличению объема лизинговых операций, а значит, расширению и укреплению технического и технологического базисов производства.

Правила финансирования венчурных проектов

Правила венчурного финансирования проектов Технопарком «Саров».

Цель данной программы: финансирование проектов на стадии завершения НИОКР — доведении продукта до серийной стадии.

(Венчурное финансирование — это вложение капитала в обмен на долю компании, находящейся на стадии startup, в расчете на рост капитализации профинансированной компании в будущем и получение высокой прибыли при продаже этой доли по прошествии определенного времени.)

К отбору на финансирование допускаются проекты, заявителями которых являются любые юридические и физические лица, зарегистрированные на территории РФ и планирующие реализовывать проект (полностью или частично) на территории Технопарка «Саров».

Для участия в отборе Проект должен:

1. Соответствовать критериям инвестиционной привлекательности:

  • наличие предпринимательской команды, способной развивать компанию в условиях быстрого роста и ограниченных ресурсов
  • наличие интеллектуальной собственности (патенты, авторские права, свидетельства или ноу-хау).
  • направленность проекта на создание нового вида продукции (работ, услуг) или повышение ее технического уровня, внедрение новых и совершенствование применяемых технологий.
  • значительные перспективы коммерциализации продуктов проекта и потенциал роста компании на предполагаемом рынке.
  • наличие четкой стратегии развития компании, плана использования инвестиционных средств и стратегии выхода Технопарка Саров из проекта.
  • привлекательная стоимость сделки, обеспечивающая базу для высокой доходности проекта к моменту выхода Технопарка Саров.

2. Находиться на стадии start-up: Есть — опытный образец. Цель – промышленный образец, мелкосерийное производство. (предпочтительно)

Кроме того при подготовке проекта необходимо учитывать что:

  • объем инвестиций/со-инвестиций Технопарка Саров составляет до 10 млн. руб.

(Итоговая сумма инвестиций может варьироваться и окончательно утверждается Советом Директоров АО «Технопарк «Саров» в каждом конкретном случае.)

  • со-финансирование является желательным, но не обязательным требованием для принятия проекта к финансированию. Технопарк Саров совместно с инициаторами проекта обязан приложить максимальные усилия по привлечению внешних соинвесторов, как частных, так и институциональных (в т.ч. институтов развития).
  • срок выхода Технопарка Саров из проекта через 2-3 года после начала его реализации (предпочтительно).
  • внутренняя норма доходности (IRR) должна быть не менее 40%.

Регламент рассмотрения проекта предполагает:

  • первичный отбор инновационных проектов на соответствие критериям данного регламента;
  • переговоры с инициаторами инновационных проектов;
  • техническая, юридическая, бизнес и финансовая экспертиза инновационного проекта;
  • рассмотрение проекта на Инвестиционном комитете -1 (формат ИК-1);
  • устранение замечаний ИК-1, подготовка пакета документов к заседанию ИК-2, подготовка условий сделки, проведение дополнительных экспертиз (финансовой, налоговой, юридической и др.);
  • одобрение проекта на заседании Инвестиционного Комитета -2 (формат ИК-2);
  • одобрение проекта на Совете Директоров АО «Технопарк «Саров»;
  • заключение инвестиционного соглашения и иных договоров;
  • осуществление инвестиций;
  • реализация проекта
  • выход Технопарка Саров из проекта путем продажи доли/акции в проектной компании инвестору следующего уровня или менеджменту компании-заявителя.

Состав материалов, предоставляемых на ИК-1:

  • Презентация проекта в формате Power Point.
  • Краткий паспорт проекта в формате Word*.
  • Финансовая модель проекта в формате Excel, содержащая расчет показателей эффективности проекта на срок не менее 5 (пяти) лет, прогнозный баланс, отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств по проекту.

*- при необходимости резюме проекта (краткий бизнес-план)

Состав материалов, предоставляемых на ИК-2:

  • Материалы в соответствии с рекомендациями и замечаниями ИК-1.
  • Презентация проекта в формате Power Point.
  • Бизнес-план проекта, содержащий описание бизнес-модели, описание продуктов и услуг проекта, краткое описание технологической части проекта, описание ОИС, маркетинговый анализ, финансовую часть, описание структуры сделки, описание стратегии выхода Технопарка Саров из проекта, оценку рисков, описание команды проекта.
  • Условия финансирования и юридическая схема реализации проекта (term sheet) , заверенные подписями уполномоченных представителей каждой из заинтересованных сторон сделки.

Технопарк осуществляет инвестиции в хозяйственную деятельность компании, реализующей инновационный проект на условиях, предусмотренных в конкретном Инвестиционном соглашении.

Т.о. после получения одобрения Совета Директоров Технопарка на финансирование проекта, Инициаторам необходимо

А) создать юридическое лицо – Проектную компанию (в случае, если оно еще не создано).

Б) юридически оформить на Проектную компанию права на объекты интеллектуальной собственности (ОИС), необходимые для реализации проекта.

Технопарк в обмен на вложенные инвестиции получает, обговоренную с Инициаторами, долю Проектной компании.

Выход Технопарка из проекта осуществляется путем продажи доли/акции Проектной компании инвестору следующего уровня или менеджменту компании-заявителя.

Помимо непосредственного финансирования научно-технической деятельности венчурного проекта, Технопарк осуществляет пост-инвестиционное сопровождение проекта и содействует скорейшей коммерциализации продукции и услуг, полученных в ходе его реализации.

Финансирование инновационных проектов

Главная > Реферат >История

1 Источники и формы финансирования инноваций………………………. 5

2 Инновационная деятельность как объект инвестирования…………………9

3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов………………………………………………………………………………12

Современный научно-технический прогресс немыслим без интеллектуального продукта, получаемого в результате инновационной деятельности. Инновация представляет собой материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания, управления и т.п. Процесс создания, освоения и распространения инноваций называется инновационной деятельностью или инновационным процессом.

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне организации. Инновационный менеджмент имеет большое значение для развития инновационной деятельности фирм и нормального функционирования их в условиях рыночной экономики. В настоящее время слабым звеном организационно — экономического механизма управления национальной экономикой является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрения последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразной высококачественной продукции и услугах.

Особенность современного этапа инновационной деятельности – образование в крупнейших организациях научно – технических комплексов, объединяющих теоретические разработки и процесс производства. Создание целостных научно-производственно-сбытовых систем объективно закономерно, обусловлено научно-техническим прогрессом и потребностями рыночной ориентации организации. Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

Объект контрольной работы – инновационная деятельность.

Предмет контрольной работы – финансирование инновационной деятельности.

Цель работы – полное изучение финансирования инновационной деятельности.

В процессе реализации цели выделяют следующие задачи

1 Изучить источники и формы финансирования инноваций.

2 Рассмотреть инновационную деятельность как объект инвестирования.

3 Изучить возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

В контрольной работе были использованы следующие методы: эмпирический, метод анализа и синтеза

1 Источники и формы финансирования инноваций

Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности. В развитых странах финансирование инновационной деятельности осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Для большинства стран Западной Европы и США характерно примерно равное распределение финансовых ресурсов для НИОКР между государственным и частным капиталом.

Принципы организации финансирования должны быть ориентированы на множественность источников финансирования и предполагать быстрое и эффективное внедрение инноваций с их коммерциализацией, обеспечивающей рост финансовой отдачи от инновационной деятельности. На сегодняшнее состояние инновационной деятельности и инвестиционного климата в России далеко от идеала. На сегодняшний день уменьшившиеся объемы государственного финансирования, нехватка собственных средств у предприятий и отсутствие стратегического мышления у их руководителей не восполняются притоком частного капитала. По видам собственности источники финансирования делятся на:

— государственные инвестиционные ресурсы (бюджетные средства, средства внебюджетных фондов, государственные заимствования, пакеты акций, имущество государственной собственности);

— инвестиционные, в том числе финансовые, ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков. На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

— собственные средства бюджетов и внебюджетных фондов;

— привлеченные средства государственной кредитно-банковской и страховой систем;

— заемные средства в виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

— собственные средства (прибыль, амортизационные отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно свободные основные и оборотные средства);

— привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления;

— заемные средства в виде бюджетных, банковских и коммерческих кредитов.

Важным финансовым источником различных форм инновационной деятельности являются бюджетные ассигнования, за счет которых выполняются целевые комплексные программы, приоритетные государственные проекты. Бюджетные ассигнования формируют российский фонд фундаментальных исследований, а также на долевой основе финансируют федеральный фонд производственных инноваций и пр.

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности, принятые в мировой практике, представлены на рисунке 1 [4]

Получатели заемных средств

Преимущества использования формы

Сложности использования формы в условиях нашей страны

Правительства иностранных государств. Международные финансовые институты. Предприятия и организации РФ

Правительство Российской Федерации

Возможность государственного регулирования и контроля инвестиций

Нецелевой характер финансирования. Рост внешнего и внутреннего государственного долга. Увеличение расходной части бюджета

Акционерное (корпоративное) финансирование

Коммерческие банки. Институциональные инвесторы

Вариабельность использования инвестиций у корпорации (предприятия)

Нецелевой характер инвестиций. Работа только на рынке ценных бумаг, а не на рынке реальных проектов. Высокий уровень риска инвестора

Правительства. Международные финансовые институты. Коммерческие банки. Отечественные предприятия. Иностранные инвесторы. Институциональные инвесторы

Инвестиционный проект. Инновационный проект

Целевой характер финансирования. Распределение рисков. Гарантии государств — участников финансовых учреждений. Высокий уровень контроля

Зависимость от инвестиционного климата. Высокий уровень кредитных рисков. Неустойчивое законодательство и налоговый режим

Рисунок 1 Организационные формы финансирования

Как видно из приведенной выше таблицы, доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции. Для успеха проекта рекомендуется применять устоявшуюся, отработанную технологию, выпускать продукцию, ориентированную на достаточно емкий и проверенный рынок.

Высоки шансы получения финансирования и у инноваций — имитаций, в том числе усовершенствующих, дополняющих, замещающих и вытесняющих базовую модель.

Таким образом, успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки.

2 Инновационная деятельность как объект инвестирования

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли.

Если в качестве инвестора выступает сам инициатор инновации, то при принятии решения об инвестировании он исходит из внутренних ограничений, к которым в первую очередь относятся цена капитала, внутренние потребности производства (объем необходимых собственных средств для реализации производственных, технических, социальных программ), а также внешние факторы, к которым относится ставка банковских депозитов, цена привлеченного капитала, условия отраслевой и межотраслевой конкуренции.

Руководство компании — инноватора сталкивается, как минимум, с одной альтернативой инвестиций — вложить временно свободные средства в банковские депозиты или государственные ценные бумаги, получая гарантированный доход без дополнительной высокорисковой деятельности. Поэтому доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Таким образом, цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Что касается влияния конкуренции на определение внутренней нормы прибыли, то, устанавливая норму прибыли по средним значениям рентабельности ее необходимо соизмерять с масштабами производства. Это связано с тем, что средняя отраслевая доходность может быть выше, чем производственная рентабельность инноватора. Иногда крупные компании умышленно занижают цены, обеспечивая достаточный объем прибыли значительными объемами продаж.

Внешний инвестор, определяя норму прибыли инновационного проекта, руководствуется альтернативными вложениями средств. При этом соизмеряется риск вложений и их доходность: как правило, инвестиции с меньшим риском приносят инвестору меньший доход. Поэтому принятие решения о финансировании инновации инвестор согласует со своей финансовой стратегией (склонность к риску, неприятие риска). Риск инвестиций в финансовые инструменты оценивают финансовые менеджеры. Инвесторы, принимающие решение о финансировании инновационных проектов, уровень риска учитывают как надбавку к ожидаемой норме прибыли.

Величина этой надбавки может варьировать в очень широких пределах и в значительной степени зависит как от характера проекта, так и от личностных особенностей лиц, принимающих решения об инвестировании.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

В процессе реализации инновационного проекта осуществляется операционная деятельность, инвестиционная деятельность и финансовая деятельность. Все виды деятельности связаны с типовыми рисками любого инвестиционного проекта. К специфическим рискам инновационных проектов можно отнести: научно-технические риски; риски правового обеспечения проекта; риски коммерческого предложения.

При принятии решений о финансировании того или иного инновационного проекта инвестор учитывает целый комплекс факторов, среди которых ведущая роль отводится ожидаемому уровню доходности на вложенный капитал. Ожидаемый уровень доходности складывается из трех основных компонентов: цены капитала (соответствует уровню чистой доходности альтернативных проектов вложения финансовых средств), уровня премии за риск и ожидаемого уровня инфляции.

Эмпирически установлена зависимость: чем на больший успех рассчитывает предприниматель в будущем, тем к большим затратам он должен быть готов в настоящем.

3 Возможности привлечения донорского финансирования инновационных проектов

Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

В качестве одной из возможностей привлечения донорского финансирования инновационной деятельности можно выделить бюджетные ассигнования. Правительством предусмотрено выделение средств федерального бюджета на финансирование высокоэффективных инвестиционных проектов при условии размещения этих средств на конкурсных началах. При этом в зависимости от направления инновационного проекта формы и размеры бюджетных инвестиций имеют существенные различия.

Право на участие в конкурсе имеют коммерческие высокоэффективные инновационные проекты, связанные в первую очередь с развитием экономики, по которым инноватор вкладывает не менее 20% собственных средств и срок окупаемости которых не превышает двух лет. Проекты на конкурс предоставляются в Министерство экономики РФ и должны содержать: бизнес-план и заключения государственной экологической экспертизы, государственной вневедомственной или независимой экспертизы.

Еще одной альтернативой для финансирования инновационного проекта является грант. Грант (grant) — средства, безвозмездно передаваемые спонсором организации или частному лицу для осуществления конкретного инновационного проекта.

В России существуют и работают как свои национальные, так и международные донорские организации. Каждый донор работает по своим правилам, с которыми надо считаться и уважать, поскольку речь идет о предоставлении денег и инвестор заботится о том, чтобы они не были потрачены впустую.

У каждой донорской организации существуют свои приоритеты, которые могут включать определенные направления деятельности, предпочтительные типы грантозаявителей, а также региональные предпочтения.

Еще одна трудность заключается в том, что усиливается конкуренция за получение доступа к донорским источникам финансирования, поскольку зачастую средства фондов-грантодателей являются единственным источником поступления новых финансовых средств для многих инновационных проектов.

Ни одна из организаций не получает от фондов-грантодателей средства на реализацию своих программ автоматически, только потому, что является хорошей организацией, делающей важное дело. Чтобы получить грант, необходимо проделать большую работу.

Начинайте процесс поиска грантовых средств в следующей последовательности:

1 Определяются цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности, а также объем необходимых ресурсов и выделение тех, что уже имеются.

2 Поиск возможных источников донорского финансирования.

3 Предварительно отбираются доноры, которых может заинтересовать проект.

4 Налаживание контакта с представителями выбранного донора.

5 Составление предварительной заявки на финансирование и предоставление ее в донорскую организацию.

6 Ожидание получения подтверждения интереса донора к проекту.

7 Предоставление окончательного пакета заявки донору.

В практике встречаются случаи, когда заявка, которая готовилась в течение нескольких месяцев и уже была рекомендована к финансированию филиалом донорской организации в России, по неизвестным причинам в итоге так и не была профинансирована. Так что потенциальный интерес донора еще не говорит о том, что удастся получить грант. Сбор информации о донорских организациях является очень важной частью процесса получения гранта. Необходимо собрать как можно больше информации о потенциальных грантодателях.

При выборе донорской организации Вам необходимо учесть следующие моменты:

1. Большинство грантодателей ограничивает свою деятельность определенными регионами, странами. Но в силу того, что иностранные фонды сравнительно недавно начали свою деятельность на территории России и число таких организаций постоянно растет, не следует абсолютно исключать те из них, которые раньше никогда еще не выдавали грантов России.

2. Фонды в основном финансируют проекты строго определенной тематики либо, по крайней мере, ограничивают типы мероприятий, которые они готовы финансировать.

3. Как правило, спонсоры ограничивают и тип получателя гранта, как-то, например: индивидуальный исследователь, студент, неправительственная экологическая организация и т.д.

4. Некоторые крупные грантодатели, имеющие представительства в России (фонды Сороса, Евразия и др.), как правило, принимают заявки, написанные по-русски. Другие грантодатели (например, фонд Ноу-Хау, ТАСИС и др.), могут потребовать заявки на русском и английском.

Подобная общего плана информация обычно содержится в любом описании деятельности фонда и является доступной. Ее может быть недостаточно для того, чтобы определить, точно ли вам подходит тот или иной фонд, но ее вполне хватит, чтобы выделить те из них, где проект не пройдет.

Каждая донорская организация обычно указывает наиболее приемлемую к себе форму обращения. Некоторые фонды требуют представления полной заявки, другие предпочитают встретиться или побеседовать по телефону с потенциальными заявителями. Но большинство доноров, как правило, предлагает прислать запрос с кратким изложением проекта и описанием заявителя.

Каждый фонд работает по своим правилам и предоставляет финансирование после рассмотрения конкурсной комиссией заявок определенного образца. В практике предпринималось множество попыток создания унифицированных форм заявок. Все они позволяют собрать большую часть информации, требуемой для подачи заявок в большинство фондов. Но отметим, что все унифицированные или типичные формы заявок касаются заявок на финансирование общественной деятельности. Заявки же на финансирование научной деятельности, как правило, более специфичны.

Успех инновационной деятельности в значительной степени определяется формами ее организации и способами финансовой поддержки. Источниками финансирования инновационной деятельности могут быть предприятия, финансово-промышленные группы, малый инновационный бизнес, инвестиционные и инновационные фонды, органы местного управления, частные лица и т.д. Все они участвуют в хозяйственном процессе и тем или иным способом способствуют развитию инновационной деятельности.

Основные организационные формы финансирования инновационной деятельности: дефицитное, акционерное и проектное. Доступными формами финансирования инновационной деятельности для отдельных предприятий являются акционерное финансирование и проектное финансирование.

В подавляющем большинстве случаев финансируются проекты, обеспечивающие выпуск высококачественной, конкурентоспособной продукции.

При принятии решения о реализации нововведения инвестор сталкивается с проблемой определения нижней границы доходности инвестиций, в качестве которой, как правило, выступает норма прибыли. Доходность инновационных проектов должна превосходить ставку по банковским депозитам и доходность предъявленных к погашению государственных ценных бумаг. Цена капитала определяется как чистая доходность альтернативных проектов вложения финансовых средств.

Инновационные риски (риски инновационных проектов) связаны с инновационной деятельностью, главной целью которой является обеспечение конкурентоспособности за счет реализации инноваций. Инновационный риск является результатом совокупного действия всех факторов, определяющих различные виды рисков: научно-технических, экономических, политических, предпринимательских, социальных, экологических и др.

Для организации и управления финансированием инновационной деятельности существуют так называемые донорские организации, которые могут быть как фондом, частным лицом, так и государственным учреждением или компанией и которые безвозмездно предоставляют средства для осуществления конкретного инновационного проекта.

Балабанов, И. Т. Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие для вузов / И. Т.Балабанов.- ПИТЕР, 2001. — с.304.- ISBN 5-31800054-1.

Инновационный менеджмент [Текст]: учебное пособие / под ред. Л. Н. Оголевой. — М.:ИНФРА-М, 2001. — с.238. — ISBN5-16-000546-3.

Медынский, В. Г. Реинжиниринг инновационного предпринимательства [Текст] / В.Г.Медынский.- М.: ЮНИТИ, 1999.- с.414.- ISBN 5-238-00021-0.

Морозов, Ю. П. Инновационный менеджмент [Текст] / Ю.П.Морозов.- М.: ЮНИТИ, 2000.- с.446.- ISBN 5-238-00197-5.

5. Фатхутдинов, Р. А. Инновационный менеджмент [Текст] /

Р. А.Фатхутдинов.- М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2000.- с.615.- ISBN 5-87-057-151-01.

Еще по теме:

  • Пенза вакансии юриста Пенза вакансии юриста Юридический центр приволжского округа • Пенза Юрист Юрист Юрист по ДТП / Автоюрист Юрист Юрист Этажи федеральная компания • Пенза Юрист Юрист Кузькин Денис Владимирович • Пенза Юрист Юрист Юрист-правовед Юридический центр приволжского округа • Пенза Юрист […]
  • Закон сохранения энергии опыты I. Механика Тестирование онлайн Закон сохранения энергии Полная механическая энергия замкнутой системы тел остается неизменной Закон сохранения энергии можно представить в виде Если между телами действуют силы трения, то закон сохранения энергии видоизменяется. Изменение полной […]
  • Дам займ под залог квартиры Взять деньги в долг под залог недвижимости Компания «М-Инвестор» предлагает выгодные для клиента условия по получению денег в долг под залог недвижимого имущества. Выдача кредитов для нашей компании – одно из важных и основных направлений работы. Солидный опыт на рынке финансовых […]
  • Пенсия в 47 Новости Общество Медведев предложил существенно повысить пенсионный возраст с 2019 года Переходный период для мужчин будет длиться до 2028 года, для женщин – до 2034 года. Глава правительства подчеркнул, что возраст выхода на пенсию в нашей стране давно нуждался в пересмотре, и сейчас […]
  • Статья 290 уголовного кодекса рф с комментариями Ст. 290 УК РФ с комментариями Статья 290 УК РФ. Получение взятки - размещена в Особенной части Десятого раздела Тридцатой Главы Уголовного Кодекса РФ. Весьма актуальная в настоящее время статья состоит из шести частей текста с двумя примечаниями. Рассмотрим вкратце о чём говорится в ст. […]
  • Квитанция на оплату госпошлины развод Оплата госпошлины за развод — размер госпошлины при разводе Процедура прекращения брака предполагает исполнение сторонами некоторых обязательных правил. Во-первых, это касается порядка подачи документов в уполномоченный орган. Во-вторых, сторонам нужно оплатить все установленные […]
  • Закон о защите окружающей среды рф Федеральный закон "Об охране окружающей среды" (7-ФЗ) 2018 Закон об охране окружающей среды в последней действующей редакции от 31 декабря 2017 года. Новые не вступившие в силу редакции закона отсутствуют. Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу […]
  • Решение по заявлению об усыновлении ребенка УСЫНОВЛЕНИЕ В РОССИИ Интернет-проект Министерства образования и науки РФ Департамент государственной политики в сфере защиты прав детей Как усыновить ребенка Шаг 1. Подготовка документов для получения заключение о возможности быть усыновителями Граждане Российской Федерации, желающие […]