Полномочия дознавателя мчс

15.6. Дознаватель

Применительно к органам дознания системы МВД России, федеральной службы безопасности (ФСБ), пограничных органов федеральной службы безопасности, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов (ТО) и воинских частей (соединений и учреждений) иных ведомств, дознаватель — это аттестованный сотрудник государственного учреждения, уполномоченный на осуществление уголовно- процессуальной деятельности после констатации в материале проверки (заявлении, сообщении о преступлении) достаточных данных, указывающих на наличие в деянии признаков объективной стороны состава какого-либо преступления.

Дознаватель осуществляет полномочия органа дознания, которые на него возлагаются начальником органа дознания или его заместителем (ч. 1 ст. 41 УПК). В этой связи он уполномочен: 1)

самостоятельно производить следственные и иные процессуальные действия и принимать процессуальные решения, за исключением случаев, когда в соответствии с УПК для этого требуются получение согласия начальника органа дознания, санкция (согласие) прокурора и (или) судебное решение; 2)

осуществлять иные полномочия органа дознания и (или) дознавателя, прямо предусмотренные УПК.

Закон запрещает возложение полномочий по проведению дознания на то лицо, которое проводило или проводит по данному уголовному делу оперативно-розыскные мероприятия. Между тем такой дознаватель вправе осуществлять проверку заявления (сообщения) о преступлении, неотложные следственные по делам, по которым предварительное следствие обязательно, исполнять поручения и указания следователя.

На органы дознания не распространяются правила процессуальной самостоятельности следователя. При несогласии с письменными указаниями прокурора дознаватель также как и следователь вправе обжаловать их вышестоящему прокурору. Тем не менее, сам факт такого обжалования не приостанавливает выполнения указаний прокурора.

15.7 Соотношение понятий орган дознания, начальник органа дознания, дознаватель

Полномочия конкретного сотрудника, реализующего уголовно-процессуальные права и обязанности органа дознания, разнятся в зависимости от того, является ли он сотрудником учреждения, наделенного правами органа дознания, или всего-навсего подчинен по службе должностному лицу, которое является органом дознания.

По общему правилу под понятием «орган внутренних дел», «орган федеральной службы безопасности», «орган по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ» и т.д., как орган дознания, законодатель понимает сотрудников этого учреждения. Деятельность «служащего — частица деятельности органа, так как любой орган управления представляет собой коллектив (группу) лиц, объединенных задачами и организационной структурой данного органа. Компетенция служащего — частица компетен-

ции органа, в котором он занимает должность» . Однако не у всех

из них равные права и не все они могут в одинаковой мере осуществлять возложенные на орган дознания функции.

Работники, наделенные правами учреждения (сотрудники милиции, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, ФСБ и т. п.), уже по должности в связи с исполнением своих служебных обязанностей в зависимости от вида уголовно-процессуальной деятельности обладают процессуальными правами дознавателя. По ряду учреждений, наделенных процессуальным статусом органа дознания, это положения прямо закреплено в законе.

Вот как выглядит данное положение применительно к статусу сотрудника органа внутренних дел. Сотрудниками органов внутренних дел Российской Федерации являются граждане Российской Федерации, состоящие в должностях рядового и начальствующего состава органов внутренних дел или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, которым в установленном Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации порядке присвоены специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел (ч. 1 ст. 1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста присяги сотрудника орга-

нов внутренних дел Российской Федерации )

Сотрудником органа внутренних дел является любой и каждый сотрудник милиции. Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О милиции» сотрудник милиции выполняет обязанности и пользуется правами милиции, предусмотренными Законом РФ «О милиции». А п. 5 ст. 10 того же закона возлагает на милицию обязанность возбуждать уголовные дела, производить дознание и осуществлять неотложные следственные действия.

Начальник органа дознания возложил на него уголовно- процессуальные полномочия одновременно с назначением на должность (определением его круга должностных прав и обязанностей).

В отличие от дознавателя некоторым работникам других служб учреждений, наделенных правами органа дознания, такие полномочия могут лишь делегироваться начальником органа дознания (его заместителем), или должностным лицом, являющимся

согласно п. п. 2, 3 ч. 1 и ч. 3 ст. 40 УПК органом дознания . Институт делегирования начальником учреждения своим подчиненным процессуальных полномочий имеет большую историю и развит в военных частях (соединениях, военных учреждениях)75. Еще в утвержденном 10 июля 1919 г. Совнаркомом РСФСР Положении о полковых судах начальники гарнизона и коменданты воинских частей поручали производство дознания подчиненным им военнослужащим (п. 29 данного Положения).

Названный правовой институт может быть распространен не только на все коллективы, где органом дознания признан соответствующий руководитель (капитан морского судна, руководитель зимовки), но и на учреждения, перечисленные в ст. 40 УПК. Здесь могут иметь место подобного рода отношения между начальником и подчиненными ему сотрудниками, в обязанности которых обычно не входит осуществление уголовно-процессуальной деятельности.

В должностных обязанностях указанной категории сотрудников и в ведомственных нормативных актах, регулирующих их деятельность, о «дознании» нет даже упоминания. Вполне резонно утверждение, что делегирование им уголовно-процессуальных полномочий противоречит положениям, закрепленным названными документами. Однако практика возложения на них процессуальных функций имеет место. Поэтому необходимо рассмотреть особенности их процессуального положения.

Налицо два вида отношений: 1)

между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и сотрудником, в чьи должностные обязанности возложено осуществление функций этого учреждения76; 2)

между руководителем учреждения, наделенного статусом органа дознания, и другим ему подчиненным сотрудником органа

государственной власти (в должностные обязанности которых не

включено осуществление функций учреждения , перечисленного в ст. 40УПК).

Таким образом, существует два вида дознавателей. Они в органах дознания могут обладать неодинаковым правовым статусом. Отличия таких одноименных субъектов уголовного процесса заключаются в следующем.

Дознаватель — сотрудник, обязанный осуществлять функцию органа дознания, вправе без каких-либо ограничений выполнять все действия, возложенные законом на дознавателя, а также часть действий органа дознания — самостоятельно, руководствуясь лишь своим внутренним убеждением. И только при наличии ведомственного положения о необходимости утверждения того или иного постановления у начальника органа дознания выполняет это требование. Тем не менее, отсутствие на вынесенном им постановлении не предусмотренной УПК визы начальника органа дознания не может рассматриваться прокурором как нарушение законности, а тем более судом как основание признания полученных в последствии доказательств недопустимыми.

Сотрудник, которому права органа дознания делегированы, не обладает таким широким объемом полномочий. Он вправе производить лишь строго определенный субъектом, наделившим его частью своих процессуальных прав, (обычно — должностным лицом, которое согласно ст. 40 УПК является органом дознания) круг следственных и иных действий.

То обстоятельство, что руководитель учреждения делегирует свои уголовно-процессуальные полномочия лицу, дает ему основания требовать от этого лица представления для утверждения всех

или некоторых процессуальных постановлений . В приведенной ситуации вынесение решения, право принятия которого предоставлено органу дознания, самостоятельно, без утверждения его начальником, должно быть признано нарушением уголовно- процессуального закона, которое затем может иметь следствием признание полученных в последствии доказательств недопустимыми.

Подобным образом отличается и правовое положение различных должностных лиц органа дознания в зависимости от круга их функциональных обязанностей. Круг полномочий сотрудника, которому права органа дознания делегированы, строго определен распоряжением начальника органа дознания. Сотрудник же, обязанный осуществлять функцию органа дознания, независимо от волеизъяв- ления своего руководителя наделен уголовно-процессуальной правоспособностью.

Полномочия дознавателя мчс

Опубликована в
Сборнике трудов Академии Управления МВД РФ

Полномочия ГПС и «пробелы» законодательства

Принятие нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и передача в соответствии с Указом Президента России Государственной противопожарной службы из структуры МВД в структуру МЧС существенно изменили сложившуюся систему организации расследования преступлений, связанных с пожарами.

В первую очередь это касается определения, какой орган является органом дознания по уголовным делам о пожарах. Согласно п. 4 части 1 ст. 40 УПК РФ к органам дознания относятся органы государственной противопожарной службы, на которые возлагается (ч. 2 ст. 168 УК РФ и ч. 1 ст. 219 УК РФ):
– проведение дознания по уголовным делам, о которых производство предварительного следствия не обязательно;
– выполнение неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно в порядке, установленном ст. 157 УПК РФ.

И здесь возникает вопрос, с какого организационно-управленческого уровня подразделение Государственной противопожарной службы может быть отнесено к органу противопожарной службы и, соответственно, являться органом дознания.

В соответствии со ст. 5 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» в систему Государственной противопожарной службы входят:
– органы управления Государственной противопожарной службой различных уровней – федерального, субъекта Федерации, территориального, специального;
– подразделения Государственной противопожарной службы со своими органами управления.

И кто же из них является органом государственной противопожарной службы Федеральный закон «О пожарной безопасности» в себе не содержит; более того, п. 11 части 4 ст. 6 указанного закона предоставляет право производства дознания по делам о пожарах и о нарушении требований пожарной безопасности должностным лицам органов управления и подразделений Государственной противопожарной службы при осуществлении ими государственного пожарного надзора, что само по себе противоречит и ст. 40 УПК РФ, поскольку должностные лица Государственного пожарного надзора не указаны среди должностных лиц, которым предоставлены полномочия органов дознания, если же считать, что здесь речь идет не об органе дознания, а о дознавателе, то как быть с п. 1 ст. 42 УПК РФ, согласно которого полномочия органов дознания по делам, по которым производство предварительного следствия не обязательно, возлагаются на дознавателя начальником органа дознания или его заместителем, но поскольку нет ясного и однозначного ответа, какое подразделение является органом дознания в системе Государственной противопожарной службы, то невозможно определить, кто же является начальником органа дознания, дознавателем, кто имеет право возбуждать уголовные дела, кто проводить по ним дознание или неотложные следственные действия.

Ответ на поставленный вопрос актуален не только для МЧС, но и для других правоохранительных органов – МВД, ФСБ, Прокуратуры.

Уголовный кодекс РФ не содержит норм, устанавливающих уголовную ответственность непосредственно за пожар. Однако, расследование пожара, вызванного поджогом с целью уничтожения чужого имущества (ч. 2 ст. 167 УК РФ), относится к подследственности следователей органов внутренних дел. Если же при осуществлении поджога виновный предвидел и желал, либо не желал, но сознательно допускал наступления таких последствий своего деяния, как смерть человека, то содеянное квалифицируется как «убийство» (п. «е» части 2 ст. 105 УК РФ), и, соответственно, расследование осуществляется следователями прокуратуры.

В тех случаях, когда пожар возник вследствие поджога, осуществленного с целью подрыва экономической безопасности или обороноспособности России – (диверсия, ст. 281 УК РФ) – расследование осуществляется следователями органов Федеральной службы безопасности, а расследование поджога, совершенного с целью нарушения общественной безопасности – (терроризм, ст. 205 УК РФ) – относится к подследственности как следователей органов Федеральной службы безопасности, так и следователей органов внутренних дел. Разграничение осуществляется в соответствии с критериями, указанными в Федеральном законе «О борьбе с терроризмом».

А если пожар возник вследствие нарушения правил пожарной безопасности, и это повлекло по неосторожности смерть человека или иные тяжкие последствия (часть 2 ст. 219 УК РФ), то его так же расследуют следователи органов внутренних дел.

Фактически по предмету преступного посягательства – имущественный комплекс; форме вины – умысел прямой или косвенный; субъекту преступления – вменяемое лицо, достигшее 14-летнего возраста (ст. 105, часть 2 ст. 167, ст. 205 УК РФ); способу совершения преступления – поджог (ст. 105, часть 2 ст. 167, ст. 205, ст. 281 УК РФ) криминальные пожары, вызванные поджогами, идентичны и различаются только целями лица, совершившего поджог: причинение смерти человеку, уничтожение чужого имущества, нарушение общественной безопасности, подрыв экономической безопасности России. Но, как правило, эти цели на первоначальном этапе расследования преступления не очевидны, также как не всегда очевидно, что пожар возник вследствие поджога. И здесь возникает вопрос, какой орган должен возбудить уголовное дело и провести на первоначальном этапе расследования неотложные следственные действия по пожару, имеющему признаки умышленного преступления, т. е. признаки поджога, либо повлекшего гибель и травмирование людей, крупный ущерб или иные тяжкие последствия?

Ответ как бы напрашивается сам собой – Государственная противопожарная служба, поскольку в соответствии с п. 4 части 1 ст. 40 УПК РФ ее органы являются органами дознания, и именно ее подразделения первыми прибывают для тушения пожара, первыми обнаруживают признаки преступления и, соответственно, должны первыми реагировать на это в соответствии с УПК РФ.

Однако эта очевидность при ближайшем рассмотрении оказывается мнимой.

С одной стороны, действительно, орган дознания в соответствии с п. 1 части 1 ст. 145, п. 3 ст. 149, частью 1 ст. 157 УПК РФ может по результатам рассмотрения сообщения о преступлении, по которому предварительное следствие обязательно, возбудить уголовное дело, провести по нему неотложные следственные действия и по их окончанию, но не более чем через 10 суток направить уголовное дело прокурору. Фактически об этом же и говорит часть 6 ст. 152 УПК РФ.

Но, с другой стороны, часть 2 ст. 157 УПК РФ не содержит в себе указание на органы государственной противопожарной службы как на органы дознания, наделенные правом производства неотложных следственных действий. Кроме этого органы Государственной противопожарной службы не в состоянии выполнить возложенную на органы дознания частью 4 ст. 157 УПК РФ обязанность по принятию розыскных и оперативно-розыскных мер для установления лица, совершившего преступление, поскольку они не являются в соответствии с Федеральным законом РФ «Об оперативно-розыскной деятельности» субъектами этой деятельности.

Таким образом, органы Государственной противопожарной службы, произведя осмотр места пожара и возбудив уголовное дело по преступлению, по которому производство предварительного следствия обязательно, и не произведя иных неотложных следственных действий, а передав дело прокурору, нарушают требования п. 3 ст. 149 и частей 1 и 3 ст. 157 УПК РФ, а произведя неотложные следственные действия, нарушает положения части 2 ст. 157 УПК РФ, что впоследствии дает возможность стороне защиты сделать в соответствии со ст. 75 УПК РФ заявление о недопустимости доказательств, полученных в ходе производства неотложных следственных действий, органам дознания, не уполномоченным на производство этих действий.

Также следует иметь в виду, что в подавляющем большинстве дознаватели Государственной противопожарной службы не имеют необходимой юридической подготовки и не нацелены на фиксацию в ходе следственных действий следов, указывающих на лицо, совершившее преступление (следы рук, ног, транспортных средств и т.д.).

Ярким примером, иллюстрирующим возникшую правовую проблему, является расследование уголовного дела по факту поджога жилого дома на две семьи в г. Истре Московской области в сентябре 2002 г.

При наличии признаков поджога уголовное дело по пожару было возбуждено отделом Государственной противопожарной службы по г. Истре только на 9 день, при этом следственно-оперативная группа УВД г. Истры, естественно, на место преступления не выезжала, следовательно, своевременно не были организованны оперативно-розыскные мероприятия по установлению и задержанию поджигателей «по горячим следам». Само уголовное дело поступило в Следственное управление УВД г. Истры фактически через месяц после пожара, поскольку в соответствии с п.3 ст. 149 и частью 3 ст. 157 УПК РФ было направлено органом дознания прокурору. Трижды в течение года различные инстанции, в т.ч. и суд г. Истры, в порядке ст. 125 УПК РФ отменяли постановления о приостановлении предварительного следствия за неустановлением лица, подлежащего привлечению к уголовной ответственности в качестве обвиняемого (п.1 часть1 ст. 208 УПК РФ), но пробелы, допущенные на первоначальном этапе расследования, так заполнить и не удалось.

В настоящее время уголовное дело приостановлено по тому же основанию. В данном факте нет ничего примечательного, десятки тысяч уголовных дел приостанавливаются по всей России за неустановлением обвиняемого. Однако в сгоревшем доме проживала семья, три члена которой из пяти являются участниками боевых действий, в т.ч. и в Чеченской республике. Потерпевшие от пожара справедливо рассудив, что если:
– поджог дома осуществлен, когда в нем находились люди, и тем самым их жизнь была поставлена под угрозу;
– поджог, как и взрыв, является способом осуществления терроризма;
– лица (два человека), совершившие поджог, не установлены;
– мотивом поджога может являться месть за участие в в боевых действиях против чеченских боевиков;
– полное уничтожение дома огнем, в результате чего семья осталась без крова (тяжкие последствия);
– применение насилия со стороны поджигателей (немотивированное избиение) к гражданину, проживавшему на второй половине дома, —
то, следовательно, есть все основания полагать, что данное преступление содержит признаки террористической акции на основании ст. 52 Конституции России и ст. 17 Федерального закона РФ «О борьбе с терроризмом» подали в суд иск о возмещении вреда, причиненного террористической акцией за счет средств бюджета Московской области.

Выход из создавшегося положения, при котором орган дознания лишь возбуждает уголовное дело и не создает реальных предпосылок для его успешного расследования, видится в следующем:
Внесение в закон РФ «О пожарной безопасности» в соответствии с УПК РФ изменений в части определения органов Государственной противопожарной службы, наделенных полномочиями органов дознания;
Внесение в часть 2 ст. 157 УПК РФ дополнения о том, что органы Государственной противопожарной службы имеют право проводить неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, сопряженных с пожарами;
До внесения изменений в часть 2 ст. 157 УПК РФ совместным приказом министров МВД, МЧС и Генерального прокурора обязать органы Государственной противопожарной службы при обнаружении на пожаре признаков преступления, по которому предварительное следствие обязательно в соответствии с п.3 части 1 ст. 145 УПК РФ, передать по подследственности сообщения о пожаре и в соответствии с частью 3 ст. 145 УПК РФ принять меры по сохранению следов преступления.

Представляется, что в этом случае нецелесообразно в соответствии с п. 2 ст. 176 УПК РФ производить осмотр места происшествия (пожара) силами органов Государственной противопожарной службы, поскольку помимо следов горения, признаков поджога, нарушения правил пожарной безопасности необходимо обнаружить, закрепить и изъять следы, указывающие на лицо, совершившее преступление.

Очевидно, что в осмотре места пожара работники государственной противопожарной службы могут (должны) участвовать в качестве специалистов (ст. 58 УПК РФ).

Это нужно знать каждому.
Актуальные проблемы погорельцев
в российской печати:

Полномочия, задачи, функции

Полномочия, задачи, функции

Управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России

по Республике Татарстан

Управление надзорной деятельности

В своей деятельности Управление руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, приказами и другими нормативно-правовыми актами МЧС России, ГУГПС МЧС России, ПРЦ по делам ГО, ЧС и ЛПСБ МЧС России (далее – ПРЦ), ГУ МЧС РФ по Республике Татарстан.

Управление в своем штате имеет отделы: отдел государственного пожарного надзора (ОГПН), отдел нормативно-технический, лицензирования и сертификации (ОНТЛиС), отдел административной практики (ОАП), отдел дознания (ОД), отдел организации надзора и контроля в области ГО, защиты населения территорий от ЧС, а также территориальные отделы (отделения) НД по муниципальным образованиям Республики Татарстан.

Основные функции управления НД:

организация и осуществление Государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

осуществление контроля за пожарной безопасностью товаров (работ, услуг);

проведение дознаний по делам о пожарах и по делам о нарушениях правил пожарной безопасности;

осуществление взаимодействия с другими надзорными органами, ведомственной, муниципальной, частной и добровольной пожарной охраной и координация их деятельности;

контроль выдачи (изъятия) специальных разрешений и заключений на регистрацию организаций и подразделений, выполняющих услуги в области пожарной безопасности, а также изготовление, испытание и сертификацию продукции на пожарную безопасность;

выдача заключений о противопожарном состоянии объектов юридическим лицам и предпринимателям на право осуществления лицензируемых видов деятельности;

надзор за выполнением условий лицензирования организациями, осуществляющими деятельность в области пожарной безопасности;

осуществление государственного статистического учета пожаров в Республике Татарстан;

рассмотрение и согласование в части соблюдения требований пожарной безопасности градостроительной и проектно-сметной документации на строительство, капитальный ремонт, реконструкцию, расширение и техническое переоснащение предприятий, зданий, сооружений и других объектов при обоснованных отступлениях от действующих требований пожарной безопасности;

разработка проектов законодательных и иных нормативно – правовых актов Республики Татарстан по вопросам пожарной безопасности и внесение их на рассмотрение органам государственной власти Республики Татарстан;

взаимодействие с надзорными органами, министерствами и ведомствами Республики Татарстан.

оценка возможности выполнения работ по предупреждению и тушению пожаров, монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений соискателями лицензий;

проведение мероприятий по проверке работоспособности средств противопожарной автоматики и выполненных огнезащитных работ на эксплуатируемых объектах;

надзора за обеспечением пожарной безопасности на объектах, введенных в эксплуатацию по завершении строительства (реконструкции).

Отдел государственного пожарного надзора

планирование мероприятий по надзору;

организация и осуществление Государственного пожарного надзора на территории Республики Татарстан (в том числе в отношении органов местного самоуправления, объектов Универсиады 2013 года);

взаимодействие с надзорными органами, министерствами и ведомствами Республики Татарстан, их информирование о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора;

участие в разработке проектов законодательных и нормативных актов по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов и населенных пунктов республики;

разработка на основе анализа обстановки с пожарами мероприятий по предупреждению пожаров и гибели людей на них;

организация и проведение аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов надзорной деятельности, обобщение полученной от подчиненных территориальных отделов (отделений) информаций по учету и анализу, предусмотренных нормативно-правовыми актами МЧС России;

взаимодействует с ведомственной пожарной охраной, Татарским республиканским отделением общероссийской общественной организации «Всероссийское добровольное пожарное общество» и содействует укреплению различных видов пожарной охраны республики, в том числе добровольной;

пропаганда мер пожарной безопасности.

Основные функции:

координация деятельности территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности по производству приёма, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях, осуществлению дознания по делам, по которым производство предварительного следствия необязательно, выполнению неотложных следственных действий по уголовным делам, по которым производство предварительного следствия обязательно;

контроль за обеспечением законности в деятельности территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности при приеме, регистрации и проверке сообщений о преступлениях и иных происшествиях и производстве дознания органами дознания ГПН ФПС.

Отдел государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций

организует и проводит государственный надзор за соблюдением установленных требований в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности субъектами надзора (на объектах защиты) в соответствии с установленной компетенцией;

организует работу экспертного совета Главного управления МЧС России по субъекту РФ по вопросам гражданской обороны и защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера;

осуществляет в пределах компетенции контроль за исполнением требований федерального законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте;

разрабатывает и представляет в установленном порядке предложения по реализации государственной политики и проекты документов по организации и осуществлению надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

разрабатывает организационно-планирующие документы, определяет порядок учета объектов контроля (надзора);

организует и осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, организациями, а также должностными лицами и гражданами установленных требований в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

организует и осуществляет плановые и внеплановые проверки выполнения установленных требований в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти Республики Татарстан, муниципальных образованиях и организациях;

осуществляет в установленном порядке контроль за накоплением, хранением и использованием в целях гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств;

осуществляет в установленном порядке контроль за поддержанием в готовности защитных сооружений гражданской обороны и иных объектов гражданской обороны;

осуществляет в установленном порядке, совместно с должностными лицами Ростехнадзора контроль за выполнением мероприятий по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцами опасных объектов за причинение вреда в результате аварии на опасных объектах;

осуществляет контроль за готовностью технических систем оповещения;

осуществляет взаимодействие при проведении надзора с органами государственного надзора в других сферах деятельности;

осуществляет рассмотрение в установленном порядке обращений, жалоб граждан и юридических лиц;

участвует в информировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и населения о принимаемых и принятых мерах в области гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

участвует в подготовке докладов, отчетов, информационно-статистических и других материалов по вопросам, отнесенным к компетенции отдела;

участвует в согласовании нормативных правовых и методических документов территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти Республики Татарстан в части, касающейся компетенции отдела;

участвует в проведении мероприятий, организуемых другими структурными подразделениями Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, в соответствии с утвержденными планами;

проводит мероприятия по защите сведений, составляющих государственную тайну, служебной информации ограниченного доступа в пределах своей компетенции;

участвует в решении других задач, возлагаемых на управление НД, в части, касающейся компетенции отдела.

Отдел административной практики

разрабатывает и реализует меры по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности, исполнению законодательства, улучшению взаимодействия территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан с правоохранительными органами в работе по проверке сообщений об иных происшествиях, а также повышению профессионального уровня должностных лиц территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан;

участвует в изучении и отборе руководящих кадров, комплектовании квалифицированными кадрами, организации профессиональной подготовки должностных лиц территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, проведении семинаров и занятий по повышению уровня организации работы;

участвует в инспектированиях, контрольных проверках, комплексных и целевых выездах в территориальные отделы (отделения) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан с целью оказания практической помощи в исполнении требований законодательства и нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов МЧС России, изучения осуществляемой ими деятельности, фактического исполнения законодательных и иных нормативных правовых актов;

рассматривает жалобы и заявления физических и юридических лиц по делам об административных правонарушениях, вырабатывает меры по улучшению этой работы;

рассматривает жалобы граждан, заявления должностных лиц, публикации и выступления в средствах массовой информации по вопросам деятельности должностных лиц территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан, вырабатывает меры по улучшению этой работы;

вносит начальнику УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан и руководителям территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан предложения по устранению недостатков, выявленных в работе территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности УНД ГУ МЧС России по Республике Татарстан и дознавателей ГПН ФПС, повышению эффективности проверки сообщений об иных происшествиях;

осуществляет в установленном порядке взаимодействие с управлениями, отрядами, отделами аппарата ГУ МЧС России по Республике Татарстан, аппаратом и подразделениями ГПС ГУ МЧС России по Республике Татарстан, Прокуратурой Республики Татарстан, Министерством внутренних дел по Республике Татарстан и другими надзорными органами по вопросам предупреждения, выявления, пресечения нарушений обязательных требований в области пожарной безопасности;

ведет государственный статистический учет пожаров (загораний) и последствий от них в Республике Татарстан, государственное статистическое наблюдение за физическими и юридическими лицами, осуществляющими деятельность по добыче угля, сланцев, нефти, подземной добыче руд и нерудного сырья, рыболовству, эксплуатации железнодорожного подвижного состава (кроме ОАО РЖД), портами, пароходствами, авиационными предприятиями и компаниями на территории Республики Татарстан; контролирует обстановку с пожарами на территории Республики Татарстан.

Отдел при реализации возложенных на него задач и функций осуществляет взаимодействие и обмен информацией с правоохранительными и надзорными органами, а так же территориальными органами Росстата по вопросам, относящимся к его ведению.

Отдел в процессе своей деятельности поддерживает через отдел пропаганды и общественных связей связь с общественными объединениями, средствами массовой информации.

Отдел нормативно-технический, лицензирования и сертификации

осуществляет федеральный государственный пожарный надзор непосредственно, а также в лице федеральных государственных инспекторов соответствующих отделов (отделений) управления надзорной деятельности;

руководит и контролирует работу курируемых территориальных отделов (отделений) управления надзорной деятельности по организации и осуществлению государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на обслуживаемой территории;

ведет самостоятельно учет сведений и анализ деятельности территориальных отделов (отделений) управления надзорной деятельности, обобщают полученную от подчиненных территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности информацию по учету и анализу, предусмотренных нормативно-правовыми и нормативными актами МЧС России;

организует и осуществляет функции федерального государственного пожарного надзора по приемке под надзор принятых в эксплуатацию объектов;

осуществляет федеральный государственный пожарный надзор, государственный надзор в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на объектах, критически важных для национальной безопасности страны, других особо важных пожароопасных объектах и особо ценных объектах культурного наследия России;

анализирует состояние пожарной безопасности в Республике Татарстан;

по распоряжению начальника управления надзорной деятельности направляет должностных лиц отдела для проведения мероприятий по надзору объектов;

контролирует организацию работы организаций, предприятий и учреждений Республики Татарстан по пропаганде мер пожарной безопасности;

организует и осуществляет функции федерального государственного пожарного надзора по проверке и регистрации деклараций пожарной безопасности;

организует учёт объектов, на которых проводится независимая оценка рисков (аудит пожарной безопасности);

организует и осуществляет функции федерального государственного пожарного надзора в рамках предоставленных законодательством полномочий за деятельностью организаций, осуществляющих независимую оценку рисков;

по поручению Приволжского регионального центра МЧС России организует и осуществляет проверки возможности выполнения соискателями лицензий (лицензиатами) лицензионных требований при осуществлении лицензируемого вида деятельности;

организует и осуществляет контроль за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований;

осуществляет работу по выдаче заключений о противопожарном состоянии объектов юридическим лицам и предпринимателям на право осуществления различных видов деятельности, при необходимости готовит материалы в лицензионные центры и комиссии Республики Татарстан по приостановке действия и аннулировании лицензии на право осуществления лицензируемого вида деятельности;

организует контроль по проверке организаций, осуществляющих производство и (или) поставку либо реализацию продукции, подлежащей подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, документа (сертификата или декларации соответствия) либо копии документа, заверенной в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, подтверждающего соответствие этой продукции требованиям технических регламентов;

одновременно в ходе проведения мероприятий по контролю состояния пожарной безопасности организует и осуществляет надзор за выполнением установленных требований в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также в области гражданской обороны;

руководит и контролирует работу территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности по организации и осуществлению федерального государственного пожарного надзора, государственного надзора в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на обслуживаемой территории;

ведет самостоятельно учет сведений и анализ деятельности нижестоящих органов надзорной деятельности, обобщают полученную от подчиненных территориальных отделов (отделений) надзорной деятельности информацию по учету и анализу, предусмотренных нормативно-правовыми актами МЧС России;

информирует органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности населенных пунктов, организаций и объектов надзора на соответствующей территории;

ведет в установленном порядке производство по делам об административных правонарушениях в области пожарной безопасности, гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

принимает меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае выявления в результате мероприятия по контролю административного правонарушения и дает предписания об устранении выявленных нарушений;

участвует в проведении аттестации государственных инспекторов по пожарному надзору на соответствие их установленным квалификационным требованиям;

рассматривает и подготавливает заключения нормативно-технического совета УНД Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по представляемым инженерно-техническим решениям и специальным техническим условиям по противопожарной защите строящихся, реконструируемых объектов, для которых отсутствуют нормативные требования пожарной безопасности;

проводит работу с письмами и обращениями юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, рассматривает поступающие письма, жалобы и заявления должностных лиц и граждан, обеспечивает правильное разрешение поставленных в них вопросов, обобщает критические замечания и предложения, содержащиеся в письмах и заявлениях, разрабатывает и реализует меры по устранению характерных недостатков;

по указаниям ДНД МЧС России, ПРЦ МЧС России, начальника Главного управления, начальника управления надзорной деятельности рассматривает и вносит предложения в проекты законодательных, нормативно-правовых и нормативных актов Российской Федерации и Республики Татарстан по вопросам обеспечения пожарной безопасности объектов защиты и населенных пунктов;

проводит мониторинг применения требований пожарной безопасности;

обеспечивает разработку и реализацию единой политики Главного управления МЧС России по Республике Татарстан и его подразделений в области осуществления функции по приемке под надзор принятых в эксплуатацию объектов;

осуществляет взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, в том числе с органами государственного контроля (надзора), органами исполнительной власти Республики Татарстан, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями, по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

информирует в установленном порядке органы государственной власти, органы местного самоуправления о состоянии пожарной безопасности вновь введенных в эксплуатацию объектов нового строительства, капитального ремонта и реконструкции;

участвует в проведении федерального государственного пожарного надзора за соблюдением требований пожарной безопасности органами местного самоуправления;

совместно с заинтересованными министерствами, ведомствами и организациями участвует в разработке мероприятий по обеспечению пожарной безопасности отраслей экономики;

планирует командировки сотрудников отдела;

в соответствии с планом работы организует и проводит инспекторские, контрольные и целевые проверки организации надзорной деятельности курируемых городских (районных) отделов (отделений) надзорной деятельности управления надзорной деятельности, составляет по результатам проверки акты об устранении имеющихся в их деятельности недостатков, являющиеся обязательными для исполнения;

осуществляет контроль выполнения планов по устранению недостатков, выявленных в ходе проверок;

своевременно готовит предложения в планы работы управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, разрабатывает планы работы отдела и осуществляет контроль за их выполнением;

обеспечивает своевременное и качественное выполнение задач и функций, возложенных на отдел, а также поручений вышестоящих начальников;

осуществляет делопроизводство в соответствии с утвержденной номенклатурой дел Главного управления МЧС России по Республике Татарстан;

координирует и контролирует плановые мероприятия городских (районных) отделов (отделений) надзорной деятельности УНД Главного управления МЧС России по Республике Татарстан для обеспечения контроля за выполнением требований пожарной безопасности на сданных в эксплуатацию объектах и формирование соответствующих контрольно-наблюдательных дел;

оказывает консультацию по исполнению государственной функции и иным вопросам, входящим в компетенцию органов надзорной деятельности МЧС России;

разрабатывает и осуществляет меры по совершенствованию работы отдела, повышению профессионального мастерства сотрудников городских (районных) отделов (отделений) надзорной деятельности УНД Главного управления МЧС России по Республике Татарстан;

обеспечивает законность в деятельности отделов и отделений надзорной деятельности УНД Главного управления МЧС России по Республике Татарстан;

участвует в решении вопросов, связанных с обеспечением социальной защиты личного состава отдела.

в период проведения мероприятий гражданской обороны выполняет функциональные обязанности в соответствии с инструкциями, имеющимися в рабочей папке начальника УНД Главного управления МЧС России по Республике Татарстан.

При осуществлении своих функций отдел взаимодействует и поддерживает рабочие связи с:

органами лицензирования, органами по сертификации и испытательными лабораториями, аккредитованными в Системе сертификации продукции и услуг в области пожарной безопасности и системе сертификации ГОСТ-Р, с территориальными органами Госстандарта России и органами по контролю за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг);

управлениями и отделами аппарата Главного управления МЧС России по Республике Татарстан, отделами (отделениями) надзорной деятельности управления надзорной деятельности Главного управления МЧС России по Республике Татарстан по вопросам лицензионной работы в области пожарной безопасности и контроля за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними;

Федеральными и республиканскими органами исполнительной власти по вопросам лицензионной работы в области пожарной безопасности и контроля за соответствием требованиям пожарной безопасности производства и реализации товаров (работ, услуг), подлежащих обязательному подтверждению соответствия требованиям пожарной безопасности, а также за изготовителями (поставщиками) веществ, материалов, изделий и оборудования, в технической документации на которые в обязательном порядке указываются показатели их пожарной опасности и меры пожарной безопасности при обращении с ними.

Еще по теме:

  • С 1 января 2018 года пенсия по инвалидности Пенсия инвалидам с 1 января 2018 года, последние новости, прибавка: скоро пройдет повышение Не так давно министр труда и социальной защиты Максим Топилин выступил с заявлением о том, что в следующем году правительство будет повышать пенсии для всех категорий граждан. Повышения ожидают и […]
  • 762 приказ рк Приказ Министерства экономического развития РФ от 27 ноября 2014 г. № 762 “Об утверждении требований к подготовке схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории и формату схемы расположения земельного участка или земельных участков на […]
  • Иро рб приказ об аттестации Управление образования Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан НИМЦ Структура, сотрудники Дошкольное образование ФГОС Аттестация Аттестация руководителей Аттестация педагогических работников Объявления Образцы заполнения документов […]
  • Приказ о приёме в школу учащегося ГБОУ Школа №45 ул. Маршала Новикова, д.8, корп.2 лит А 395 26 91 - секретарь Достижения Сведения об образовательной организации Образование Ученикам и родителям Сотрудники Для учителей Доступная среда Безопасность Вопросы-ответы Прием в первый класс Прием […]
  • Приказ 2075 от 2010 года Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2014 г. N 1601 "О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в […]
  • Объект посягательства на собственность § 1. Собственность как объект уголовно-правовой охраны и объект преступного посягательства В российском уголовном праве в качестве объекта воздействия традиционно рассматривается некоторая совокупность общественных отношений (социальных благ, интересов), которые нуждаются в […]
  • Какие изменения ожидаются в пенсиях ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Повышение страховых пенсий и социальных выплат С 1 января 2018 года проведена опережающая индексация страховых пенсий на 3,7%, что выше показателя прогнозной инфляции за 2017 год. В результате индексации фиксированная выплата в составе […]
  • Приказы минэкономразвития 628 Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. N 628 "Об утверждении формы декларации об объекте недвижимости и требований к ее подготовке" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ Министерства экономического развития РФ от 13 декабря 2010 г. N 628"Об […]