Заключение по налогам

Налоговый аудит

Обновление: 26 июля 2017 г.

Несмотря на то, что законодательство в рамках проверки достоверности финансовой отчетности организаций не требует обязательного проведения отдельного аудита налогообложения, такой вид ревизии становится все более актуальным. Связано это в основном с большими рисками доначислений в бюджет при проведении проверок налоговыми органами. Рассмотрим особенности налогового аудита.

Аудит начислений и не только

Даже для тех компаний, которые обязаны представлять заключение о достоверности своей бухгалтерской отчетности, такого рода заключение о налоговой отчетности не является необходимым. Однако налоговые риски становятся все более вероятными и ощутимыми.

Поэтому осуществление аудита налогообложения (как в рамках обязательной аудиторской проверки, так и отдельно) необходимо прежде всего компаниям, которые проводят высокорисковые в плане налоговых доначислений операции. Например, экспортно-импортные, льготируемые, не имеющие однозначного толкования в налоговом законодательстве и пр.

Проверка аудиторами правильности исчисления налоговых обязательств необходима также тем организациям, которые работают в условиях совмещения налоговых режимов.

В рамках налогового аудита могут быть выявлены не только те факты, которые привели к появлению потенциальной недоимки в бюджет, но и те, которые сформировали скрытые налоговые резервы в виде переплат. Такое может произойти, когда компания, имея право на льготу, не воспользовалась ею. Например, не применила льготу по налогу на имущество с высокоэффективным энергопотреблением или льготы, предоставленные региональным законодательством.

Цели и этапы аудиторской проверки налогообложения предприятия

В результате проверки аудиторы должны сделать вывод о том, насколько достоверной является налоговая отчетность предприятия, какие ошибки выявлены и какие меры следует принять для их устранения.

Для осуществления этой цели могут быть выделены 3 основных этапа:

  • изучение состояния налогового учета проверяемого предприятия за год или иной период;
  • оценка состояния налогового учета;
  • выработка рекомендаций по минимизации налоговых рисков.

Задачи налогового аудита

Во время осуществления названных этапов проверяющими будут выполняться следующие основные задачи:

  • проверка полноты базы налогообложения по всем уплачиваемым предприятием налогам. При этом могут быть выявлены объекты, не включенные в базу по налогу на имущество, например движимое имущество, полученное от взаимозависимых лиц, или операции, не попавшие в базу по начислению НДС, такие как безвозмездная передача имущества и пр.;
  • проверка базы налогообложения на предмет включения в нее необлагаемых операций. Например, возможно ошибочное включение предприятием в доходы по налогу на прибыль имущества, полученного на пополнение чистых активов, и т.п.;
  • проверка обоснованности применения пониженных или нулевых ставок налогов. При выполнении этой задачи аудиторы могут выявить неправомерность применения сельскохозяйственными или медицинскими организациями ставки 0% по налогу на прибыль или применение такой ставки при получении доходов вне рамок их основной деятельности (доходы от аренды, реализации основных средств, начисления процентов по займам и пр.). Также при выполнении этой задачи проверяется обоснованность применения ставки НДС 0% по экспортным операциям и т.д.;
  • обоснованность и возможность применения льгот по налогам. Здесь необходимо провести проверку с учетом положений не только федерального, но и регионального законодательства;
  • оценка рискованности учетной политики по налогообложению. В рамках этой задачи аудиторы проверят, как часто подход организации к решению той или иной налоговой проблемы отличается от точки зрения контролеров или высших арбитров. Здесь же будут рассмотрены и оценены применяемые методы оптимизации налогообложения;
  • проверка правильности составления налоговой отчетности с учетом всех выявленных фактов и предоставление рекомендаций по ее уточнению;
  • выработка рекомендаций по использованию обнаруженных налоговых резервов.

Все выводы, оценки и рекомендации будут изложены в аудиторском заключении.

Отметим, что возможен аудит правильности исчисления отдельного налога, а не всех уплачиваемых предприятием налогов в комплексе.

Заключение

В данной работе рассматривается тема «Налогового учета». В нынешнее экономически нестабильное время, на фоне неплатежей в бюджет, актуальность рассматриваемой темы ощущается наиболее остро.

Из содержания работы можно сделать вывод о том, что налоги в современном цивилизованном обществе являются основной формой доходов государства и необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства.

Проблемы налогообложения постоянно занимали умы экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох. Одним из основоположников теории налогообложения является Адам Смит, который в своей известной книге «Исследование о природе и причинах богатства народов» вывел 4 основные принципы налогообложения, которые актуальны и в наше время.

Совокупность налогов, установленных законодательной властью и взимаемых исполнительными органами, а также методы и принципы построения налогов представляют собой налоговую систему, которая возникла с момента возникновения государства и по мере его развития, менялась, развивалась и совершенствовалась.

Переход России к новым, рыночным условиям потребовал новой налоговой политики, нового налогового законодательства и коренной перестройки налоговой системы. Правительством Российской Федерации разработаны и осуществляются меры по стабилизации социально-экономического положения и выходу из кризиса. В их реализации значительная нагрузка ложится на Госналогслужбу России и органы, с которыми в ходе работы приходится взаимодействовать (органы федерального казначейства, финансовые органы, налоговая полиция, различные регистрирующие и лицензионные органы, таможенные комитеты и другие).

Правильная организация налогового учета способствует увеличения поступления в бюджет налогов, сборов и других обязательных платежей, позволяет вести строгий учет налогоплательщиков, учитывать платежи поступающие от юридических и физических лиц в карточках лицевых счетов, осуществлять контроль за обоснованностью возвратов (зачетов) средств из бюджета, контролировать лицевые счета по налогам физических и юридических лиц, своевременно засчитывать переплату по налогу в счет погашения задолженности по уплате пеней и штрафных санкций по этому же налогу, а также производить своевременно зачет переплаты по одному налогу в счет погашения задолженности по другим платежам данного налогоплательщика.

Хорошо организованный налоговый учет позволяет более объективно рассматривать отсрочки и рассрочки по уплате налогов налогоплательщиками, способствует разрешению споров по вопросам налогообложения в судебном порядке в пользу налоговых органов, позволяет выявлять и исправлять ошибки допущенные при ведении учета налоговых поступлений, путем сверки расчетов и платежей с бюджетом с налогоплательщиками по всем налогам.

Налоговый учет-это бухгалтерский учет налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей, поступающих в бюджет и внебюджетные фонды, он является составной частью народно-хозяйственного бюджета.

Отчетность о поступлении налоговых платежей в бюджет позволяет получать более полную, точную и достоверную информацию о собираемости налогов, сборов, пеней за неуплату платежей и штрафных санкций за нарушение налогового законодательства. Согласно данным учета и отчетности можно рассматривает вопросы действенности взимания некоторых налогов, анализировать целесообразность применения тех или иных установленных ставок по налогам. Таким образом, отчетность способствует поиску путей повышения собираемости налогов.

Налоговая система России практически создается заново, поэтому она еще несовершенна, нуждается в улучшении и в ближайшее время не может быть стабильной.

Система мер по совершенствованию налоговой политики, должна быть направлена:

— на упрощение налоговой системы, т.е. следует максимально упростить все налоговые законы и сам механизм взимания налогов;

— на повышение собираемости налогов и сборов и усилению контроля за их поступлением в бюджет;

— упрощение системы реструктуризации задолженности по платежам в бюджет налогоплательщиков, когда единственным и главным условием проведения реструктуризации должна стать уплата текущих платежей;

ЗАКЛЮЧЕНИЕ по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот по местным налогам 2016 год

от 25.04.2017

Глава Администрации Ажиновского сельского поселения

«25» апреля 2017 года

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по оценке эффективности предоставляемых налоговых льгот

по местным налогам 2016 год

1. Реализация полномочий Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством в отношении местных налогов в 2016 году

Согласно статье 61 Бюджетного кодекса в бюджет поселения зачисляются налоговые доходы от местных налогов, устанавливаемых представительными органами поселений в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах:

1) Земельный налог – по нормативу 100 процентов;

2) налог на имущество физических лиц – по нормативу 100 процентов.

Оценка эффективности налоговых льгот проводится в целях оптимизации перечня налоговых преференций и обеспечения оптимального выбора объектов для предоставления поддержки в виде налоговых льгот.

Для оценки эффективности налоговых льгот используются следующие критерии:

бюджетная эффективность – влияние налоговых льгот на доходы и расходы местного бюджета;

социальная эффективность – социальные последствия предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот, которые выражаются в изменении уровня и качества товаров, работ, услуг для населения, оказание поддержки незащищенным категориям граждан.

Льготы, установленные на местном уровне, направлены на поддержку социально незащищенных категорий граждан, имеют исключительно социальную направленность, как улучшающие условия жизнедеятельности и повышающие покупательскую способность.

Общая сумма таких льгот составит 63 тысячи рублей.

Льготы, по сути, нацелены на минимизацию расходов граждан Ажиновского сельского поселения, деятельность которых не направлена на получение доходов.

Соотношение недополученных доходов по местным налогам в результате действия льгот, установленных Собранием депутатов Ажиновского сельского поселения (63,0тыс.руб.), к общему объему поступивших налоговых и неналоговых доходов (земельный налог – 1161,0 т.руб., налог на имущество 0 т.руб.) в 2016 году составило 5,4 процента (63,0:1161,0).

В целях повышения эффективности использования имеющихся ресурсов и устойчивого развития Ажиновского сельского поселения, в пределах полномочий Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения, установленных налоговым законодательством, в отношении местных налогов, приняты муниципальные правовые акты

  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015г. № 74 «О земельном налоге»;
  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 28.01.2016г. № 106 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015 № 74 «О земельном налоге»;
  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015г. № 75 «О налоге на имущество физических лиц»;

2. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот

Мероприятия по оценке эффективности льгот по налогам, являющимся доходными источниками бюджета Ажиновского сельского поселения, закреплены постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10..08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями.

Информационной базой Оценки являются:

  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015г. № 74 «О земельном налоге»;
  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 28.01.2016г. № 106 О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015 № 74 «О земельном налоге»;
  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015г. № 75 «О налоге на имущество физических лиц»;

— финансовый отчет МИ ФНС № 13 по Ростовской области по форме №5-МН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по местным налогам за 2015 год», утвержденной приказом ФНС России от 30.11.2010 №ММВ-7-1/[email protected];

2.1. Проведение инвентаризации предоставленных налоговых льгот

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015г. № 74 «О земельном налоге» на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района введён земельный налог.

  • Решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 28.01.2016г. № 106 « О внесении изменений в решение Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 25.11.2015 № 74 «О земельном налоге»;

Налоговые льготы по земельному налогу, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в приложении 1

Решением Собрания депутатов Ажиновского сельского поселения от 251.11.2015г. № 75 «О налоге на имущество физических лиц» на территории Ажиновского сельского поселения введён налог на имущество физических лиц.

Налоговые льготы по налогу на имущество, предоставленные на территории Ажиновского сельского поселения Багаевского района, перечислены в приложении 2.

2.2. Определение объемов недополученных (выпадающих) доходов бюджета Ажиновского сельского поселения, обусловленных предоставлением налоговых льгот

За 2016 год сумма предоставленной льготы по земельному налогу составила 63,0 тыс. рублей, в том числе физическим лицам – 63,0 тысяч рублей,

За 2016 год сумма предоставленной льготы по налогу на имущество физических лиц составит 0 тыс. рублей.

Таким образом, общая сумма выпадающих доходов по местным налогам, в связи с установлением налоговых льгот, в том числе в виде пониженной ставки налога, составит за 2016 год – 63,0 тыс. рублей

2.3. Оценка бюджетной, социальной эффективности предоставленных налоговых льгот

Бюджетная эффективность

Согласно пункта 5 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10.08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями коэффициент бюджетной эффективности рассчитывается по форме:

где: ПБt – объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за оцениваемый период в результате предоставления налоговых льгот;

ПБt-1 — объем потерь бюджета Ажиновского сельского поселения за период, предшествующий оцениваемому, в результате предоставления налоговых льгот;

При значении КБЭПН больше или равно 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

При значении КБЭПН меньше 1,00 бюджетная эффективность налоговых льгот признается недостаточной (низкой).

По земельному налогу физических лиц — КБЭПН = 63,0т.руб.: 63.0 т.руб.= 1

По налогу на имущество физических лиц – КБЭПН = 0т.руб.: 0 т.руб.= 0

Бюджетная эффективность налоговых льгот признается приемлемой (достаточной).

Социальная эффективность

Согласно пункта 6 постановлением Администрации Ажиновского сельского поселения от 10.08.2011г №96 «Об утверждении порядка проведения оценки обоснованности и эффективности предоставляемых (планируемых к предоставлению) налоговых льгот и ставок по местным налогам и сборам» с внесенными в него изменениями оценка социальной эффективности налоговых льгот производится по коэффициенту изменения покупательной способности, рассчитываемому по формуле:

где: Лt – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в оцениваемом периоде;

Лt-1 – сумма налоговой льготы в расчете на одного налогоплательщика в среднем за месяц в периоде, предшествующему оцениваемому;

ПМt – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за оцениваемый период;

ПМt-1 – величина прожиточного минимума в расчете на душу населения за период, предшествующий оцениваемому.

По земельному налогу физических лиц — КПС = (41,0 руб.: 9576 руб) : (41 руб.: 9734 руб)= 0,004 : 0,004 = 1,0 (63,0:128чел :12 мес.=41,0 руб)

По налогу на имущество физических лиц — 0

Социальная эффективность определяется социальной направленностью предоставленных налоговых льгот и признана приемлемой (достаточной), кроме того направлена на повышение уровня жизни населения (поддержка малообеспеченных и социально незащищенных категорий граждан, повышение покупательской способности населения, снижение доли расходов на уплату обязательных платежей).

Обобщенная оценка бюджетной и социальной эффективности

Для всех категорий налогоплательщиков обобщающий коэффициент бюджетной и социальной эффективности налоговых льгот рассчитывается по формуле:

где: КБЭ – коэффициент бюджетной эффективности налоговых льгот;

КСЭ – коэффициент социальной эффективности налоговых льгот.

По земельному налогу физических лиц — КБСЭ = (1,0 +1,0) : 2 = 1,0

По налогу на имущество физических лиц — КБСЭ = (0 +0) : 0 = 0

4. Предложения по сохранению, корректировке или отмене налоговых льгот.

По результатам проведённой оценки эффективности и обоснованности налоговых льгот поземельному налогу и налогу на имущество физических лиц принятые льготы признать эффективными. Чтобы не допустить в дальнейшем ухудшения уровня жизни у социально-незащищенных слоев населения, целесообразно сохранить имеющиеся льготы.

Начальник сектора экономики и финансов Н.А.Дорохина

Дата создания материала: 15-05-2017. История изменений

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений «бегущей строки» см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Экспертное заключение по налоговым вопросам

Для получения мнения эксперта при решении узкой проблемы оптимальным вариантом может быть подготовка экспертного заключения.

У нас нет готовых шаблонных решений. Любое наше экпертное заключение применимо только к индивидуальной ситуации Клиента, поскольку разрабатывается с учетом всех особенностей именно его проблемы и всех нюансов его бизнеса.

Заключение может быть подготовлено по любому вопросу налогового, гражданского, трудового и даже международного законодательства: от правового анализа рисков заключаемого договора поставки до разработки оптимального варианта повышения уровня заработной платы без увеличения бремени по уплате страховых взносов; от проверки наличия налоговых рисков сложившихся хозяйственных отношений до юридического обоснования правомерности учета при налогообложении прибыли всей суммы уплаченных иностранной компании процентов по договору займа.

Экспертное заключение представляет собой:

Подготовленное нами экспертное заключение может быть использовано, в том числе, для аргументации правомерности действий и защиты от возможных притязаний со стороны контролирующих органов уже на этапе их появления, а также для самостоятельной подготовки в случае необходимости возражений, заявлений и иных актов.

Учитывая, что даже в случае четкого выполнения рекомендаций, содержащихся в экспертном заключении, нельзя полностью исключить возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов, прежде всего налоговых, что, скорее всего, повлечет за собой судебное разбирательство. Стоимость услуг по подготовке экспертного заключения определяется объемом последующего сервиса, предоставляемого нашей компанией:

Учитывая, что в случае возникновения, например, налогового спора, стоимость собственно юридических услуг по налоговым делам любой консалтинговой компанией увеличивается на сумму бонуса — «гонорара успеха» (не менее 3% от суммы удовлетворенных требований), мы предлагаем дополнительный сервис наших услуг:

Стоимость экспертного заключения выше его первоначальной стоимости, при этом мы гарантируем в случае возникновения спорных ситуаций представление интересов Заказчика в налоговых и иных государственных органах, арбитражных судах всех инстанций без включения в стоимость услуг суммы бонуса («гонорара успеха»), рассчитываемой от размера удовлетворенных требований.

Узнать подробности и заказать услугу Вы можете по телефону: (343) 342-02-02

Заключение договоров и налоговые риски: о чем нельзя забывать

В основе договорных отношений налогоплательщиков лежат два стратегически важных вопроса: насколько содержание договора совпадает с его формой и осуществляется ли на практике все то, что предусмотрено договором? В идеале форма и содержание договора должны совпадать, а все написанное в договоре исполняться. Но есть и другие важные детали.

Общие требования к взаимодействию по любой форме договора

Главная проблема, с которой сталкивается налогоплательщик в рамках договорных отношений, — это подтверждение обоснованности налоговой выгоды. Ведь согласно Постановлению Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 налоговая выгода может быть признана необоснованной, в частности, в случаях, когда для целей налогообложения учтены операции не в соответствии с их действительным экономическим смыслом (форма сделки должна соответствовать содержанию) или учтены операции, не обусловленные разумными экономическими или иными причинами (целями делового характера).

В соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 № 53 факт нарушения контрагентом налогоплательщика своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством получения налогоплательщиком необоснованной налоговой выгоды. То есть налоговые проблемы контрагента не являются проблемами налогоплательщика, за исключением двух случаев:

  • Если налоговым органом будет доказано, что налогоплательщик действовал без должной осмотрительности и осторожности и ему должно было быть известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, в силу отношений взаимозависимости или аффилированности налогоплательщика с контрагентом.
  • Если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

Письмо ФНС России от 23.03.2017 № ЕД-5-9/[email protected] обозначило важную проблему — формальный характер сбора налоговыми органами доказательной базы в целях подтверждения фактов получения налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды: «Налоговые органы, не оспаривая реальность осуществления хозяйственной операции с контрагентом, подтвержденной первичными документами, ограничиваются выводами о недостоверности таких документов, основанными только на допросах руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организаций, или на результатах почерковедческих экспертиз».

Впервые письмо ФНС обозначило, что налоговым органам особое внимание необходимо уделять оценке достаточности и разумности принятых налогоплательщиком мер по проверке контрагента. В Письме ФНС РФ от 23.03.2017 N ЕД-5-9/[email protected] подробно описано, как это должно происходить на практике.

Оценивая действия налогоплательщика налоговая:

– оценивает обоснованность выбора контрагента;

– исследует вопросы, отличался ли выбор контрагента от условий делового оборота или установленной самим налогоплательщиком практики осуществления выбора контрагентов;

– выясняет, каким образом оценивались условия сделки и их коммерческая привлекательность, деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта;

– анализирует, заключались ли налогоплательщиком сделки преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязательств.

Что может насторожить налоговые органы:

  • отсутствие личных контактов руководства компании-поставщика (подрядчика) и руководства (уполномоченных должностных лиц) компании покупателя при обсуждении условий поставок, а также при подписании договоров;
  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом местонахождении контрагента, а также о местонахождении складских и (или) производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о способе получения сведений о контрагенте (нет рекламы в СМИ, рекомендаций партнеров или других лиц, сайта контрагента). При этом принимается во внимание наличие доступной информации о других участниках рынка идентичных товаров (работ, услуг), в том числе предлагающих свои товары (работы, услуги) по более низким ценам;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о государственной регистрации контрагента в ЕГРЮЛ;
  • отсутствие у налогоплательщика информации о наличии у контрагента необходимой лицензии, если сделка заключается в рамках лицензируемой деятельности.

Какие документы запрашивает налоговая у налогоплательщика:

  • документы и информацию относительно действий налогоплательщика при осуществлении выбора контрагента;
  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Наличие у налогоплательщика перечисленных документов в значительной степени снижает риски возникновения претензий со стороны налоговых органов в плане налоговой выгоды. Проблемы могут возникнуть в том случае, когда у налогоплательщика отсутствует выверенная система проверки контрагента, системный подход.

Алексей Петров, бизнес-тренер по налоговому, финансовому, управленческому консалтингу и ведущий вебинара «Налоговые риски при заключении различных договоров» приводит пример обоснования выбора контрагента:

Неважно, какой контракт вы заключаете, важно — с кем именно вы его заключаете. Взаимоотношения с контрагентами влекут ряд других налоговых аспектов, которые уже не связаны с добросовестностью поставщика. Если есть контракт, значит, он влияет на налоговые обязательства налогоплательщиков.

Когда между двумя организациями сделки осуществляются не по рыночным ценам, возникают две проблемы:

1. если это взаимозависимые лица и сделки признаются контролируемыми, необходимо пересчитать налоговые обязательства исходя из рыночных цен.

  1. 2. для не взаимозависимых лиц с контролируемыми сделками или дял взаимозависимых без контролируемых сделок все равно остается вопрос, что если в результате манипулирования сторонами ценами возникает снижение налоговых обязательств, то возникает необоснованная налоговая выгода.

Документирование договорных отношений

Чтобы не возникало проблем, важно, чтобы реальные отношения с контрагентом выражались заключенными договорами, а также существовало фактическое документирование бизнес-процессов. Если в качестве примера взять договор о поставке, то в нем будет описано взаимодействие между покупателем и поставщиком. В зависимости от поставляемого товара видно, что в рамках договора оформляются и утверждаются заявки на отгрузку товара, утверждается транспортный тариф и многое другое, что свидетельствует о реальном бизнес-процессе, указанном в договоре. Таким образом, если в договоре описаны реальные отношения, то по факту должны оставаться «следы» в виде накладных, договоров, актов и других доказательств реальной деятельности. В данном случае работает следующее правило: чем больше доказательств того, что предусмотренный сторонами в договоре порядок взаимодействия реализовывался, тем больше оснований утверждать, что сделка была.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 18.07.2017) «О бухгалтерском учете», каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учету документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых сделок.

К таким документам предъявляются конкретные требования:

  • наименование;
  • дата составления;
  • наименование экономического субъекта, составившего документ;
  • содержание факта хозяйственной жизни;
  • величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
  • наименование должности лица, совершившего сделку, операцию и ответственного за ее оформление, либо наименование должности лица, ответственного за оформление свершившегося события;
  • подписи лиц, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

Законодательные нововведения

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ ввел новые статьи, связанные с налоговыми выгодами. В частности, в нем говорится о том, что «не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика». По имевшим место сделкам налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога при соблюдении одновременно следующих условий:

  • основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;
  • обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

В данном случае прямо говорится о том, что налогоплательщик должен внимательно смотреть за фактами хозяйственной жизни. И если эти факты выдуманные, то никакого уменьшения налоговой базы не будет. Кроме того, необходимо понимать, что сделка должна быть совершена с лицом, которое может являться стороной договора, то есть необходимо подтверждение полномочий того, с кем заключается сделка.

Федеральный закон от 18.07.2017 № 163-ФЗ указывает также и на другой важный аспект: не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным:

  • подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом,
  • нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах,
  • наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций).

Еще один новый документ, на который стоит обратить внимание, — это совместный документ ФНС и Следственного комитета России «Методические рекомендации Следственного комитета России «Об исследовании и доказывании фактов умышленной неуплаты или неполной уплаты сумм налога (сбора)» (Письмо ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/[email protected]). В нем приводится перечень вопросов, которые проверяющие из ФНС должны задавать руководителю: кто несет ответственность за количество и качество поставляемых
товарно-материальных ценностей, услуг, работ; кто принимает первичные документы от поставщика и подписывается
в документе; где происходит принятие товаров, работ, услуг по документу; кто в обязательном порядке должен присутствовать при принятии товаров, работ, услуг. Ответы на все эти вопросы должны содержаться в договоре.

Еще по теме:

  • Исторические условия создания и общая характеристика законов ману ЗАКОНЫ МАНУ – ПАМЯТНИК ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Афоризм, таким образом, выполняет ту же просветительскую роль в существующих правилах праведного и законопослушного поведения, что и тексты дхармашастр или артхашастр, перечисляющие конкретные дхармы. При этом афоризм может охватывать правила и […]
  • Куда подать кассационную жалобу Как подать кассационную жалобу на апелляционное определение суда Даже если апелляционное обжалование не дало своего результата, гражданское дело на этом не заканчивается. В законах предусмотрена третья стадия — кассационная жалоба. Этот этап имеет свои особенности. Например, различные […]
  • Повышение пенсии 1 января 2018 года ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 30 марта 2018 Пенсии по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальные, с 1 апреля 2018 года будут повышены работающим и […]
  • Приборный поиск по закону Наши рекомендации в связи с принятыми поправками "закон о металлоискателях": Согласно новым поправкам запрещено РАЗРУШАТЬ культурный слой старше 100 лет, а также вести поиск АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ предметов. Доказать факт разрушения (именно полного разрушения) культурного слоя почти невозможно, […]
  • Примеры заявления об установлении факта имеющего юридическое значение Заявление об установлении факта, имеющего юридическое значение Если размещенные в рубрике «Особое производство» образцы документов не подходят для разрешения Вашей ситуации, можно воспользоваться общими рекомендациями о том, как составить заявление об установлении факта, имеющего […]
  • Программа по переселению в мурманской области Почти 780 человек из ближнего зарубежья переселились в Мурманскую область в 2017 году Почти 70% из них прибыли из Украины МУРМАНСК, 30 января. /ТАСС/. Почти 780 граждан из стран ближнего зарубежья переселились в 2017 году в Мурманскую область в рамках региональной программы переселения […]
  • Острогожск юрист Онлайн консультация юриста в Острогожске Юрист Острогожск. Задавайте вопросы юристу и получите ответ в режиме онлайн. Консультация юриста (адвоката) в Острогожске (Воронежская область). Для заказа юридических услуг, или консультации адвоката в другом городе, воспользуйтесь формами онлайн […]
  • Купля-продажа земельного участка в общую долевую собственность Договор купли-продажи земельного участка в долевую собственность [дата и место заключения договора прописью] Мы, нижеподписавшиеся: гр. РФ [Ф. И. О.], [число, месяц, год] рождения, паспорт серия [вписать нужное] N [вписать нужное], код подразделения [вписать нужное], выдан [наименование […]