Схема кассационных судов

На Урале могут появиться новые кассационные и апелляционные суды РФ

На следующей неделе Госдума РФ с опозданием примет во втором и третьем чтениях законопроект Верховного суда РФ о реформе национального судоустройства, которая предусматривает создание надрегиональных кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции по аналогии с существующей вертикалью арбитражных судов. Как пишет газета «Коммерсантъ», ко второму чтению частично изменена одобренная первоначально схема мест дислокации новых судов, список пополнят Самарой, Саратовом, Челябинском и Новосибирском.

Согласно первоначальной версии законопроекта, которая была принята Госдумой еще в феврале, кассационные суды должны были появиться в Москве, Санкт-Петербурге, Калуге, Кемерово, Сочи, Пятигорске, Казани, Перми и Владивостоке. Апелляционные суды предлагалось создать в Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и Томске, а также — на выбор — в Воронеже или Иваново, Краснодаре или Сочи. Сейчас, по сообщению на сайте Госдумы, в системе кассационных судов Калугу решено заменить на Саратов, Пермь на Челябинск, Сочи на Краснодар, а Казань — на Самару. При этом в Калуге вместо Иваново или Воронежа будет создан один из апелляционных судов, еще один из пяти таких судов будет размещен в Новосибирске вместо Томска, в конкуренции с Краснодаром победил Сочи.

Кроме того, по инициативе ВС РФ 3-й окружной военный суд в подмосковной Власихе (Одинцово) будет преобразован в апелляционный военный суд, а Западно-Сибирский окружной военный суд в Новосибирске — в кассационный военный суд.

По словам депутата Госдумы от Свердловской области Павла Крашенинникова, все корректировки законопроекта будут обсуждаться в ближайшую пятницу на заседании рабочей группы, а на следующей неделе — комитетом по госстроительству.

Предполагается, что закон вступит в силу в конце июля. После этого будет объявлен конкурс по замещению вакансий председателей новых судов, которые могут быть назначены до конца этого года. Далее начнется передача дел новым судам и формирование их кадрового состава. Полностью реализация реформы, включая размещение судов, заполнение вакансий судей и аппарата и их материально-техническое обеспечение, может быть произойти не раньше чем через год.

Сама идея нового судоустройства, напомним, была одобрена всероссийским съездом судей еще в 2016 году.

Стало известно, где будут располагаться кассационные и апелляционные СОЮ

С инициативой выступили Председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко вместе с депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Авторы предлагают дополнить законопроект об изменениях в системе судопроизводства нормой о новом расположении создаваемых судов.

Всего предлагается создать пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут действовать в пределах судебных округов, предложенных в законопроекте, каждый из которых включает в себя несколько регионов, рассказали «Право.ru» в комитете Думы по госстроительству и законодательству.

«Внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых апелляционных и кассационных судов с учетом региональных особенностей. Предложение было выработано после согласований с Верховным судом», – сообщил один из авторов инициативы Павел Крашенинников.

В апелляционные суды общей юрисдикции будут направляться жалобы на не вступившие в силу акты, принятые в первой инстанции судом, расположенным на территории соответствующего апелляционного округа. Также туда будут попадать на пересмотр дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете.

Предлагается расположить кассационные суды так:

  • Первый кассационный суд – город Саратов;
  • Второй кассационный суд – город Москва;
  • Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;
  • Четвертый кассационный суд – город Краснодар;
  • Пятый кассационный суд – город Пятигорск;
  • Шестой кассационный суд – город Самара;
  • Седьмой кассационный суд – город Челябинск;
  • Восьмой кассационный суд – город Кемерово;
  • Девятый кассационный суд – город Владивосток;
  • Кассационный военный суд – город Новосибирск.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией по отношению к апелляционным судам, судам субъектов, районным судам и мировым судьям на территории соответствующего кассационного округа. Кассационный суд будет рассматривать жалобы и представления на вступившие в силу акты и дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды предлагают разместить так:

  • Первый апелляционный суд – город Калуга;
  • Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;
  • Третий апелляционный суд – город Сочи;
  • Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;
  • Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;
  • Апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Законопроект о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции сейчас также находится на рассмотрении Думы.

/* MOBILE */ @media screen and (max-width: 39.9375em) < #iframeG1H6B2B9A5C3N8H4H < height: 780px; >> /* DESKTOP */ @media screen and (min-width: 40em) < #iframeG1H6B2B9A5C3N8H4H < height: 740px >> /* IPHONE 5 & SE*/ @media screen and (device-aspect-ratio: 40/71) < .iframe_wrapper < margin: 0 -30px >#iframeG1H6B2B9A5C3N8H4H <> > @media only screen and (min-device-width: 320px) and (max-device-width: 568px) < #iframeG1H6B2B9A5C3N8H4H <>>

Закон принят для того, чтобы появилось понимание, кто может сносить самовольную постройку, когда, за чей счет, что делать гражданам, оказавшимся вблизи трубопроводов и т. д., поясняет Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы по госстроительству и законодательству: «Нужно защитить добросовестных владельцев построек, в том числе от излишнего формализма». Такая работа потребовала внести целый ряд поправок в Гражданский кодекс (основные из них представлены в таблице).

БылоСталоПостройка считается самовольнойЕсли возведена без необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правилЕсли возведена без необходимых разрешений или с существенным нарушением строительных норм и правил, установленных на дату создания объектаСнос самовольной постройки: 1) с зарегистрированным правом собственности; 2) которая является жилым домом (многоквартирным, садовым); 3) которая создана до вступления в силу Градостроительного и Земельного кодексовПо решению суда или ОМСУТолько по решению судаАдминистративный снос постройки, которая расположена на частных земляхМожноНельзя, исключение – если сохранение самовольного строения на частной земле создает угрозу жизни и здоровью гражданСнос постройки, права на которую оформлены по «дачной амнистии»МожноМожно, но только с возмещением убытков собственникуМеханизм принудительного изъятия земли у собственника, который не исполнил требование о сносе самовольной постройки в установленный срок.НетЕстьМеханизм приведения самовольной постройки в соответствие установленным требованиямНетЕсть, на это отводится срок от 6 месяцев до 3 лет

По словам Крашенинникова, до настоящего момента отсутствовал комплексный механизм контроля за строительством: требования к нему, способ сноса, гарантии собственникам построек от внесудебного сноса, возмещение убытков, наполнение ЕГРН данными об «особых» зонах, чтобы минимизировать споры о трубах на участках. А перечисленные новеллы позволят сделать механизм признания построек «самовольными» более объективным, усовершенствовать меры противодействия самовольному строительству и установить дополнительную защиту прав граждан и юрлиц на недвижимое имущество, уверен депутат.

Закон № 301924-7 «О внесении изменений в часть I ГК и ст. 22 ФЗ «О введении в действие части I ГК».

Эксперты «Право.ru»: нормы помогут оперативно реагировать на самострои

Дмитрий Некрестьянов, партнер, руководитель практики по недвижимости и инвестициям АБ «Качкин и партнеры», говорит, что изменения последних лет в обсуждаемой сфере существенно снизили порог доказывания для признания постройки самовольной: «Было достаточно любого нарушения градостроительного регламента даже не на время создания объекта, а на дату судебного спора». Действующая редакция ст. 222 ГК оставляет широкий простор принятия решений о внесудебном сносе объектов для ОМСУ, отмечает Денис Литвинов, управляющий партнер «Содружества земельных юристов». Кроме того, существует правовая коллизия между возможностью внесудебного сноса жилого дома, попавшего в зону с особыми условиями использования территорий, и конституционным правом граждан на жилище, добавляет эксперт: «То есть, по сути, сейчас возможна ситуация, при которой гражданина можно без судебного разбирательства лишить единственного жилища, если оно попадает в вышеуказанную зону». С учетом этого позитивно, что закон существенно ограничивает случаи внесудебного сноса, замечает юрист.

В ситуации, когда сведения об ограничении использования участка отсутствовали в публичном доступе на момент выделения земли и выдачи разрешения на строительство либо на момент регистрации права на уже возведённый жилой дом, постройка не должна признаваться самовольной, приветствует это нововведение Литвинов: «Обратное существенно ухудшало бы правовую определенность имущественного оборота». Еще одно позитивное нововведение – установление защитного механизма для добросовестных приобретателей объектов, которые впоследствии признаются самовольными постройками, говорит Литвинов. Одним словом, новые нормы позволят более эффективно и оперативно реагировать на наличие «самоволок», которые мешают местным жителям, не сомневается Екатерина Калинина, старший юрист Noerr: «Сам механизм признания права собственности на самовольные постройки становится более прозрачным и понятным для собственников таких объектов». Но с учетом инертности судебной практики достаточны ли такие изменения, покажет только время, резюмирует Некрестьянов.

Однако не все эксперты единодушны в позитивной оценке обсуждаемых изменений. Литвинов считает спорной новеллу, которая предлагает изымать участок у собственника, не выполнившего решения о сносе самовольной постройки. Юрист объясняет, что на практике возможны случаи, когда размер участка существенно превышает площадь, занятую самовольной постройкой. Так что в этом случае было бы правильнее говорить об изъятии части участка, отнеся затраты на кадастровые работы на собственника земли, полагает Литвинов. Интересен и подход законодателя к самовольным постройкам, которые относятся к имуществу религиозного назначения, обращает внимание юрист: «Эти объекты запретят сносить даже в случаях их прямой угрозы жизни и здоровью граждан в связи с нахождением в зонах с особыми условиями использования». Обоснованность такого решения вызывает сомнения как с точки зрения конституционного принципа равенства всех перед законом и судом, так и с точки зрения безопасности, констатирует Литвинов.

Кроме того, остаётся неразрешенным вопрос – распространяется ли понятие «самовольное строительство» на незавершённые объекты, констатирует Надежда Попова из АБ «Павлова и партнеры». К сожалению, новым законом не урегулировано, в каких случаях возможен только снос, а когда – приведение построек в соответствие установленным требованиям, добавляет Светлана Шлюнько, юрист Dentons. По её мнению, это может привести к злоупотреблениям при принятии соответствующих решений. Но она надеется, что судебная практика выработает подходы к спорному вопросу.

Порядки прошлого века

А вот в 90-е годы добиться легализации самовольных построек получалось достаточно легко, по крайней мере, бизнесменам. О популярной в то время схеме на примере столичного региона рассказывал «Комсомольской правде» глава департамента торговли и услуг Москвы Алексей Немерюк: «Город на пять лет выделял предпринимателю землю под установку некапитального нестационарного объекта. Коммерсант ставил павильон, быстренько обкладывал его кирпичом. Все это согласовывал или вообще не согласовывал как какие-то фасадные работы». После этого заказывалось некое экспертное заключение в одном из проектных институтов, в котором писалось, что возведенный объект является капитальным сооружением. Потом коммерсант получал от специалиста Бюро технической инвентаризации дополнительную документацию. Со всеми перечисленными бумагами приходили в регистрационную палату, где ему выдавали свидетельство на право собственности, поясняет Немерюк.

Когда через пять лет город требовал убрать объект, то предприниматель ссылался на полученный документ о праве собственности. Судиться в такой ситуации властям тоже было бесполезно, говорит глава департамента торговли и услуг Москвы: «Свидетельство выдано три года назад, и срок исковой давности истек, поэтому все свободны». При этом суд подтверждал, что «самострой» появился незаконно, но законодательство того времени не позволяло принимать какие-то меры, подчеркивает Немерюк.

Решения от законодателя и правоприменителя

Тем не менее постепенно судебная практика стала решать существовавшие проблемы с незаконно построенной «самоволкой». Самым главным в этой связи стало совместное постановление Пленумов ВАС и ВС № 10/22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав». В п. 26 этого документа указано, что «отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку». Вместе с тем в п.5 Обзора практики от 9 декабря 2010 года № 143 ВАС разъяснил: наличие государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества само по себе не является основанием для отказа в удовлетворении иска о сносе этого объекта как самовольной постройки.

У Верховного суда последний объемный обзор на обсуждаемую тему вышел весной 2014 года («Судебная практика по делам, связанным с самовольным строительством»). В документе ВС задал вектор рассмотрения подобным спорам. Во-первых, разъяснил, что право собственности на самовольное строение, возведенное гражданином без необходимых разрешений на арендованном им участке, можно признать при определенных условиях. Таковыми являются: предоставление участка в аренду именно для строительства соответствующего объекта недвижимости, отсутствие существенных нарушений градостроительных и строительных норм и правил и, если сохранение спорного строения не нарушает прав и законных интересов других лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан. Во-вторых, действующим законодательством не предусмотрена возможность признать право собственности на часть объекта самовольной постройки. И, в-третьих, в случае самовольной пристройки дополнительных помещений к первоначальному объекту недвижимости интересы собственника можно защитить, признав право в целом на собственность в реконструированном виде, а не на пристройку к первоначальному объекту. Под такой случай подпадает даже пристроенный балкон, что ВС отдельно подчеркнул в определении № 18-КГ17-198.

Но наиболее существенно правовые «пробелы» 90-х годов решил законодатель. В 2015 году ст. 222 ГК дополнили п. 4, который регламентировал условия и порядок сноса самовольной постройки органом местного самоуправления (ОМСУ). Новелла позволила властям избавляться от самостроев в административном (внесудебном) порядке. Это возможно в случаях, если объект возвели на земле, которую не предоставили в установленном порядке для этих целей. А постройка расположена «в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ) или на участке общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения». Руководство столичного региона тут же воспользовалось нововведением и за два года в пять этапов снесло 385 объектов. Владельцы некоторых из этих помещений пытались обжаловать решение московских властей в судебном порядке, но безрезультатно. Верховный суд признал законным постановление правительства столицы от 8 декабря 2015 года «О мерах по обеспечению сноса самовольных построек на отдельных территориях города Москвы» № 829, на основании которого и демонтировали здания предпринимателей. А Конституционный суд не нашел нарушений в самой норме, которая допускает внесудебный снос самовольных построек местными властями.

Новые апелляционные и кассационные суды на интерактивной карте

10 июля Госдума приняла во втором чтении законопроекта поправки о новом расположении апелляционных и кассационных судов, которые предлагается создать в ходе судебной реформы. Законопроект предусматривает пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут охватывать судебные округа, которые включают в себя по несколько регионов. Новое расположение учитывает региональные особенности и было выработано после согласований с Верховным судом, пояснил «Право.ru» Павел Крашенинников, один из авторов инициативы.

Если кассационный суд в Москве будет «свой», то по апелляции она будет относиться ко второму округу (Санкт-Петербург). Этот город – единственный, в котором расположатся и апелляционный, и кассационный суды. Москву и Московскую область предполагается расположить в разных округах. Апелляционный суд для области будет находиться в Калуге. Южные субъекты объединены в третий апелляционный округ со «столицей» в Сочи. Самарская область, Пермский край и Татарстан попадут в юрисдикцию нижегородского суда. Суд из Санкт-Петербурга будет рассматривать жалобы на решения судов не только Северо-Западного региона и Москвы, но и части уральских областей – Свердловской, Челябинской и Тюменской. Омская область, Красноярский край и все области вплоть до Дальнего Востока отданы в ведение новосибирского апелляционного суда.

Карта апелляционных округов, актуальная на 10 июля 2018 года, когда состоялось второе чтение в Госдуме.

Девять кассационных судов объединяют регионы уже по-другому. Северо-Запад по прежнему в ведении санкт-петербургского суда. К подсудности московской кассации предполагают отнести несколько центральных областей. Московская область наряду с Воронежской и Нижегородской попадет под юрисдикцию суда в Саратове. Южные регионы «поделят» между Краснодаром и Пятигорском. Татарстан и Башкортостан окажутся в ведении самарского суда, а Пермская, Свердловская, Тюменская области – в юрисдикции челябинского. Часть Сибири, включая Новосибирскую область и Красноярский край, включены в кассационный округ со «столицей» в Кемерове. Якутия и дальневосточные регионы отданы под юрисдикцию владивостокского суда.

Согласно законопроекту, новые апелляционные суды будут вышестоящими по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам и т. п. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете. Кассационные суды являются вышестоящими по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, излагается в проекте закона. Экстерриториальность станет залогом независимости и самостоятельности новых судов, оптимизирует нагрузку на них, полагает Верховный суд, который и внес предложение на рассмотрение Думы.

С текстом законопроекта «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно ознакомиться здесь.

Ирина Николаевна* закончила юридический колледж, затем – один из ведущих юрвузов страны, два года отработала секретарем в суде, девять лет – помощником, а затем была назначена мировым судьей. Спустя три с лишним года, в октябре 2017 года, она получила должность в одном из районных судов. Там она рассматривает гражданские дела.

Суд, в котором работает Ирина Николаевна, несколько лет назад переехал в новое, большое, отдельно стоящее здание. Теперь у каждого судьи есть свой просторный зал заседаний (несколько из них оборудованы системой видео-конференц-связи), личный кабинет и отдельная совещательная комната, у сотрудников прокуратуры – комната прокуроров, у других участников процесса – помещения для свидетелей и медиаторов. Однако фактически мало что используется по назначению. Свидетельская оказалась завалена какими-то вещами, а комната для медиации превращена в комнату для ознакомления с делами. «После 1 января 2011 года, когда заработал закон о медиации, в суде появился такой медиатор. Он активно рекламировал свои услуги, однако, насколько мне известно, ни одно дело не было разрешено с его помощью. Сейчас медиатор раз в неделю проводит у нас в суде бесплатные консультации, но я сомневаюсь, что к нему часто обращаются», – рассказала судья. Отдельными совещательными комнатами обычно тоже не пользуются – в большинстве из них еще нет компьютеров, а значит, напечатать решения там невозможно. И только в комнате прокуроров кипит работа – там все необходимое оборудование установлено, а на столах разложены документы. «Хотя многие помещения суда не используются, все равно работать в таком здании – одно удовольствие. До переезда судьи разрешали дела прямо в своих кабинетах», –рассказала судья.

Все залы и коридоры нового суда – в видеокамерах, которые ведут непрерывную запись, отображаемую на мониторах судебных приставов. Звук не записывается, поэтому каждому судье выдали персональный диктофон – для ведения аудиопротоколирования. За самими служителями Фемиды наблюдают через камеры персональных компьютеров, но эта запись уже не для приставов, она хранится на сервере и просматривается, только если в этом возникает необходимость.

Кабинеты судей – это табу, посетителям запрещено туда заглядывать. «Сейчас рядовые судьи вообще не ведут прием граждан – это запрещено. Принимает только председатель суда и его заместители», – рассказала Ирина Николаевна. Однако к секретарям и помощникам граждане обращаются постоянно: то сообщить о своем присутствии, то ознакомиться с материалами дела, то задать вопрос, то забрать повестку. За 20 минут, пока судья находилась в совещательной, к секретарю заглянули четыре посетителя.

Секретари и помощники – отдельная боль для каждого судьи. «В федеральном суде зарплата секретаря с минимальным опытом работы составляет около 12 000 руб., помощника – до 15 000 руб. В конце года или перед праздниками им могут выдать небольшую премию. В мировых судах зарплата секретарей и помощников (они там называются руководителями аппарата суда) почти в два раза больше. Еще один плюс – многим из них государство оплачивает обучение. Тем не менее на таких условиях никто работать не хочет, почти в каждом суде есть свободные вакансии. Мне повезло: у меня и помощник, и секретарь. Правда, секретарь сейчас на экзаменах, и помощник работает за двоих», – рассказала судья.

В 2016 году Пленум Верховного суда предлагал выделить судебную службу как особый вид государственной и даже подготовил соответствующий законопроект. В нем прописано, что сотрудники аппарата получат особые социальные гарантии, но главное – более высокий заработок. Однако комиссия Кабмина по законопроектной деятельности дала отрицательный отзыв на законопроект (см. «Правительство против появления «судебных чиновников»). С февраля 2017 года документ находится на рассмотрении профильного думского комитета по госстроительству и законодательству под председательством Павла Крашенинникова и еще не прошел ни одного чтения в Госдуме (см. «Глава Суддепа рассказал, как решить проблему комплектования судов»).

Время работы суда: с понедельника по четверг с 09:00 до 18:00, в пятницу – с 09:00 до 16:45, суббота и воскресенье – выходные. Ирина Николаевна признается: «С момента назначения федеральным судьей я забыла об отдыхе, за все время ни разу больничный не брала. Не то, чтобы нагрузка у мировых и федеральных судей разная, – нет, примерно одинаковая. Но из-за того, что теперь я рассматриваю дела других категорий, приходится тратить много времени на изучение законодательства и практики. Полгода назад у меня вообще ни на что времени не хватало, сейчас стало полегче. Уверена, еще через полгода я уже буду все успевать».

Сегодня назначено 15 дел: с 09:40 до 16:30 с перерывами 20–30 минут между каждым. В 08:50 судья уже была на работе: проверяла протоколы и знакомилась с вновь поступившими материалами. «Мне за последние несколько дней передали на рассмотрение 110 новых исков – это из-за того, что многие судьи сейчас уходят в отпуск. Всего у меня в производстве около 250 дел», – сообщила Ирина Николаевна. По ее словам, 200 дел – это привычная картина: «У всех судей такая нагрузка». При этом в течение пяти дней со дня поступления иска суд должен принять его к производству, а до истечения двух месяцев – рассмотреть и разрешить (ст. 133, 154 ГПК).

В ближайшее время у судьи запланирован трехнедельный отпуск: «Но поехать куда-нибудь вряд ли получится: недели две точно буду отписывать решения. Я всегда выношу резолютивки, а уже потом готовлю полный текст. Мне кажется, все так делают». На изготовление мотивированного решения суду дается еще пять дней (ч. 2 ст. 199 ГПК).

Многие типовые решения пишут помощники, но тут все зависит от их квалификации и нагрузки. Дела посложнее судьи оформляют сами. На написание мотивировочной части решения, по словам судьи, может уйти от 10 минут до нескольких дней в зависимости от сложности дела: «Во время рассмотрения спора я карандашом на полях ставлю всякие галочки, крестики и прочие понятные только мне обозначения, чтобы, ориентируясь на них, потом быстрее отписать решение. Но если со дня оглашения прошло уже много времени, обстоятельства все равно забываются, и потом приходится заново изучать материал». Этим судья обычно занимается по пятницам и во внерабочее время: «Я стараюсь не назначать дел на пятницу – этот день занят утренним совещанием у председателя, которое длится от получаса до часа, и оформлением решений. Плюс секретарям и помощникам тоже нужно время, чтобы привести в порядок материалы дел, оформить протоколы заседаний, напечатать повестки и запросы. Пятница для этого идеально подходит». Но иногда и этот день оказывается занят – каждые полтора-два месяца необходимо ездить на совещания и обучающие семинары в вышестоящий суд.

Ровно в 09:40 судья появилась в зале и огласила решение – само дело было рассмотрено днем ранее. Затем началось предварительное слушание. Объявление состава суда, зачитывание прав, заявление ходатайств и дача пояснений заняли в среднем 15–20 минут. В этот день было несколько предварительных заседаний, остальные дела рассматривались по существу. Как правило, по каждому спору приходило около двух-трех человек, многие выступали без представителей, свидетелей не приводили, вели себя достаточно спокойно, от участия в прениях отказывались. По пяти делам на стороне ответчика был один и тот же человек – представитель страховой компании, которая находится на территории, подсудной этому суду.

В среднем каждое заседание длилось 20–30 минут, вынесение и оглашение решения – еще столько же. «Вообще, все индивидуально. Если я для себя уже поняла, какое будет решение, то могу удалиться в совещательную комнату на 3–5 минут – этого времени обычно достаточно, чтобы напечатать резолютивку. А вот если дело сложное, могу и час провести за изучением всех обстоятельств», – говорит Ирина Николаевна. После того, как она оглашала решения, кто-то из участников процесса благодарил за справедливый суд, другие интересовались, куда и в какой срок можно подать жалобу.

Сразу по нескольким делам пришлось объявлять пятиминутные перерывы – адвокаты никак не могли рассчитать и озвучить сумму требований. «Не так давно в гражданском процессе появилась возможность объявлять перерывы. Это очень удобно. Теперь я объявляю перерывы для примирения сторон, уточнения позиции по спору, предоставления дополнительных документов или когда мне самой нужно время для того, чтобы изучить законодательство по рассматриваемому вопросу», – рассказала Ирина Николаевна. За время перерывов она успевала выполнять какие-то небольшие дела, например, подписывать запросы и исполнительные листы.

С 13:00 до 13:45 обед, который у судьи занял около получаса – благо, столовая находится прямо в здании. Она открыта для всех, и судьи здесь обедают бок о бок с посетителями, однако ни в какие разговоры не вступают.

После обеда отправление правосудия продолжилось. Несмотря на активную работу в течение всего дня, график рассмотрения дел потихоньку сдвинулся, и последнее заседание началось минут на 40 позже, чем планировалось. В 17:50 из зала вышли последние участники процесса. Всего за день из 15 дел 9 было разрешено с вынесением решения, 2 – прекращено, 1 – приостановлено в связи с назначением экспертизы, 1 – отложено и по двум назначено основное заседание. Ни одного мотивировочного решения написано не было.

Домой судья ушла ближе к 19:00, заявив, что сегодня можно закончить и пораньше. В этот день она отработала 10 часов.

В России появились новые суды

В итоговой редакции утвердили пять апелляционных судов общей юрисдикции, девять кассационных и по одному кассационному и апелляционному военному суду. Кассационные суды разместят в Саратове, Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Пятигорске, Самаре, Челябинске, Кемерове и Владивостоке, а военный – в Новосибирске. Апелляционные суды закрепятся в Москве, Санкт-Петербурге, Сочи, Нижнем Новгороде и Новосибирске. В Московской области (г. о. Власиха) заработает апелляционный военный суд.

Для просмотра интерактивной карты апелляционных судов нажмите на картинку.

В первоначальной версии законопроекта о судах фигурировали другие города – так, первый кассационный суд общей юрисдикции предлагали разместить в Калуге (в итоге его переместили в Саратов), а шестой – в Казани, откуда он переехал в Самару.

В следующем варианте правок в Калуге решили разместить первый апелляционный суд общей юрисдикции, однако в итоге в этом городе новых судов не оказалось вовсе: суд перенесли в столицу. Редакция расположений учитывала региональные особенности и была выработана после согласований с Верховным судом, рассказывал Павел Крашенинников. Перенос апелляционного суда в Москву связали с тем, что в столице лучшая материально-техническая и кадровая база, учли также транспортную доступность.

Верховный суд предполагал, что закон вступит в силу уже 1 июля, однако принять его удалось только к 30 июля.

Для просмотра интерактивной карты кассационных судов нажмите на картинку.

Компетенции

Новые апелляционные суды будут пересматривать дела, которые по первой инстанции разрешают суды субъектов (Верховные суды республик, областные, краевые суды). В их же ведении окажутся споры по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Новые апелляционные суды будут вышестоящими судебными инстанциями по отношению к действующим на территории верховным судам республик, областным судам и прочим. Так, например, 4-й апелляционный суд общей юрисдикции (Нижний Новгород) будет вышестоящей инстанцией для соответствующих судов Мордовии, Татарстана, Самарской, Пензенской, Ульяновской и других областей (зеленая штриховка на карте).

Кассационный суд общей юрисдикции по аналогии рассматривает дела в качестве суда кассационной инстанции и по новым или вновь открывшимся обстоятельствам. Он будет являться вышестоящей судебной инстанцией по отношению к действующим на территории соответствующего судебного кассационного округа федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям.

Помимо основных судов, закон позволяет создать постоянные судебные присутствия по другому адресу. Это поможет обеспечить доступность правосудия для тех, кто живет в отдаленных районах.

Судебные составы

И кассационные, и апелляционные суды будут возглавлять председатели сроком на шесть лет. Они смогут занимать должность не более двух сроков подряд. Если на сегодня (30 июля) судья уже исчерпал лимит, то возглавить новые суды он сможет лишь на один срок. Такое же правило действует для заместителей председателей. Предельный возраст пребывания в должности главы суда ограничен 76 годами.

В состав кассационного суда общей юрисдикции входит президиум, коллегии по гражданским, административным и уголовным делам. В президиум суда входит председатель, его заместитель и другие судьи, количественный и персональный состав утверждает пленум Верховного суда. Аналогичные требования и условия установлены для апелляционных судов.

«Введение в федеральных апелляционных и кассационных судах должностей председателя суда, заместителя председателя суда, судей предлагается за счет сокращения должностей судей в судах областного звена», – сообщается в финансово-экономическом обосновании к проекту. Аналогичная ситуация произойдет с гражданским штатом.

Из судов областного звена уволят 362 гражданских служащих в случае с апелляционными судами, и еще 1362 – с кассационными. Из-за введения апелляционных судов, согласно предварительным подсчетам, переведут 91 судью, еще 90, по предположению законодателя, откажутся от перевода. В кассационных судах с переводом продолжат работу 362 судьи, а 361 судья уволится в случае отказа от перевода. В случае увольнения гражданским служащим выплатят четыре оклада, судьям выплатят годовую зарплату. В случае переезда судьи и его семьи из бюджета выделят по 100 000 руб.

В итоге из-за реформы сократят 1724 гражданских служащих. Предполагается, что 451 судья откажется от переезда и уволится по собственному желанию, такие расчеты приведены в финансово-экономическом обосновании к проекту.

«Мы ожидаем, что деньги для создания этих судов могут понадобиться только по одной статье – не все судьи (занимающиеся сейчас апелляциями и кассациями) захотят работать в новых судах, и по действующему законодательству они должны будут получить компенсации, общие расходы составят около 3 млрд руб. Но это предположительная сумма, мы ещё не знаем, сколько точно судей не захотят работать в новых судах», – комментировал председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев.

Кассационные и апелляционные суды должны начать работу не позднее октября 2019 года, решение о дате примет пленум Верховного суда. Судей в новые образования назначат уже в середине октября этого года.

Теперь жалобы и протесты на вступившие в законную силу постановления по делу об административном правонарушении будут рассматривать кассационные суды общей юрисдикции. «Вступившие в законную силу постановление по делу об административном правонарушении, решения по результатам рассмотрения жалоб, протестов правомочны пересматривать председатели кассационных судов общей юрисдикции (кассационного военного суда), их заместители либо по поручению председателя или его заместителей судьи указанных судов», — предлагается формулировка новой редакции закона. «Реализация положений законопроекта позволит четко определить и обеспечить инстанционность пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях, разграничив полномочия по рассмотрению жалоб, протестов на вступившие в законную силу акты между кассационными судами общей юрисдикции (кассационным военным судом) и Верховным Судом РФ», — поясняет законодатель.

Также подчеркивается, что передача полномочий по таким делам кассационным судам общей юрисдикции поможет сформировать единство судебной практики. Отмечается, что изменения не будут иметь негативного влияния на доступ к правосудию «поскольку пересмотр вступивших в законную силу постановлений, решений по делам об административных правонарушениях осуществляется в письменной форме без проведения судебных заседаний».

Законопроект № 494643-7 «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях» (в связи с созданием кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции)»

Судей будут понижать в классе при существенном нарушении закона о статусе судей или Кодекса этики. Пониженный судья должен будет остаться в нем на весь срок (по закону судья обязан отработать в каждом классе определенное количество лет) и только потом сможет пройти переаттестацию. При этом наказание будет сниматься через год, то есть спустя год пониженный судья будет считаться непривлекавшимся к дисциплинарной ответственности, если он за этот год не совершил нового проступка.

«Мера позволит применять дифференцированный подход и устанавливать соразмерную ответственность в зависимости от конкретных обстоятельств», – сказал депутат Павел Крашенинников.

Новое наказание вступит в силу с 1 сентября 2019 года.

Текст закона опубликован на официальном портале.

Новые суды создают для обеспечения объективности и независимости судопроизводства на экстерриториальной основе. Суды создадут по аналогии с арбитражной моделью, они будут действовать в составе президиума, коллегий по гражданским, административным, уголовным делам и по делам военнослужащих.

В компетенцию кассационных судов войдет рассмотрение дел в качестве суда кассационной инстанции по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу судебные акты, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. Апелляционные суды рассмотрят дела по жалобам и представлениям на не вступившие в силу судебные акты, принятые в первой инстанции, а также дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам на территории соответствующего судебного апелляционного округа.

Также законопроект ограничивает количество сроков работы председателей судов общей юрисдикции и их заместителей – не более двух сроков подряд. Документ увеличивает предельный возраст пребывания в должности зампредам КС и ВС – до 76 лет. Такая же мера введена для председателей арбитражных судов округов и создаваемых кассационных инстанций.

Теперь документ должен подписать Владимир Путин, закон вступит в силу сразу же.

Размер должностного оклада председателей пяти новых апелляционных и девяти кассационных судов составит 90% от оклада главы Верховного суда Вячеслава Лебедева, первый зампред – 86%, зампреды – 85%. Председатели судебных коллегий апелляционных и кассационных СОЮ будут получать 83% от оклада председателя ВС, а рядовые судьи – 82%. Размер ежемесячных денежных поощрений составит 2,2 должностных оклада для судей и 2,3 оклада – для его вышестоящих коллег. Точно такие же коэффициенты по премиям предусмотрены для всех судей, кроме тех, кто трудится в высшей судебной инстанции.

Кроме того, документ также уточняет нормы представительства судей в органах судейского сообщества, обеспечивающие равное представительство судов всех уровней – в том числе и вновь создаваемых. В частности, судьи апелляционных и кассационных СОЮ войдут в Высшую квалификационную коллегию судей (ВККС). Вместе с тем полномочия действующего состава ВККС сохранятся до истечения их срока полномочий.

«Внесение указанных изменений будет способствовать реализации принципа единства статуса судей Российской Федерации», – уверен Верховный суд, который и предложил законодательную инициативу, одобренную депутатами единогласно.

Законопроект № 494700-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» доступен на сайте Госдумы.

10 июля Госдума приняла во втором чтении законопроекта поправки о новом расположении апелляционных и кассационных судов, которые предлагается создать в ходе судебной реформы. Законопроект предусматривает пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут охватывать судебные округа, которые включают в себя по несколько регионов. Новое расположение учитывает региональные особенности и было выработано после согласований с Верховным судом, пояснил «Право.ru» Павел Крашенинников, один из авторов инициативы.

Если кассационный суд в Москве будет «свой», то по апелляции она будет относиться ко второму округу (Санкт-Петербург). Этот город – единственный, в котором расположатся и апелляционный, и кассационный суды. Москву и Московскую область предполагается расположить в разных округах. Апелляционный суд для области будет находиться в Калуге. Южные субъекты объединены в третий апелляционный округ со «столицей» в Сочи. Самарская область, Пермский край и Татарстан попадут в юрисдикцию нижегородского суда. Суд из Санкт-Петербурга будет рассматривать жалобы на решения судов не только Северо-Западного региона и Москвы, но и части уральских областей – Свердловской, Челябинской и Тюменской. Омская область, Красноярский край и все области вплоть до Дальнего Востока отданы в ведение новосибирского апелляционного суда.Внимание! В третьем чтении были поправки: Апелляция переедет из Калуги в Москву: принят закон о судебной реформе

Карта апелляционных округов, актуальная на 10 июля 2018 года, когда состоялось второе чтение в Госдуме.

Последняя версия правок: «Апелляция переедет из Калуги в Москву: принят закон о судебной реформе».

Девять кассационных судов объединяют регионы уже по-другому. Северо-Запад по прежнему в ведении санкт-петербургского суда. К подсудности московской кассации предполагают отнести несколько центральных областей. Московская область наряду с Воронежской и Нижегородской попадет под юрисдикцию суда в Саратове. Южные регионы «поделят» между Краснодаром и Пятигорском. Татарстан и Башкортостан окажутся в ведении самарского суда, а Пермская, Свердловская, Тюменская области – в юрисдикции челябинского. Часть Сибири, включая Новосибирскую область и Красноярский край, включены в кассационный округ со «столицей» в Кемерове. Якутия и дальневосточные регионы отданы под юрисдикцию владивостокского суда.

Интерактивная карта кассационных округов (в третьем чтении не менялась)

Согласно законопроекту, новые апелляционные суды будут вышестоящими по отношению к верховным судам республик, краевым (областным) судам и т. п. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете. Кассационные суды являются вышестоящими по отношению к федеральным судам общей юрисдикции и мировым судьям, излагается в проекте закона. Экстерриториальность станет залогом независимости и самостоятельности новых судов, оптимизирует нагрузку на них, полагает Верховный суд, который и внес предложение на рассмотрение Думы.

С текстом законопроекта «О внесении изменений в федеральные конституционные законы в связи с созданием кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции» можно ознакомиться здесь.

С инициативой выступили Председатель Госдумы Вячеслав Володин и глава и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко вместе с депутатом Павлом Крашенинниковым и сенатором Андреем Клишасом. Авторы предлагают дополнить законопроект об изменениях в системе судопроизводства нормой о новом расположении создаваемых судов.

Всего предлагается создать пять апелляционных и девять кассационных судов. Они будут действовать в пределах судебных округов, предложенных в законопроекте, каждый из которых включает в себя несколько регионов, рассказали «Право.ru» в комитете Думы по госстроительству и законодательству.

«Внесенная поправка предлагает новое расположение создаваемых апелляционных и кассационных судов с учетом региональных особенностей. Предложение было выработано после согласований с Верховным судом», – сообщил один из авторов инициативы Павел Крашенинников.

В апелляционные суды общей юрисдикции будут направляться жалобы на не вступившие в силу акты, принятые в первой инстанции судом, расположенным на территории соответствующего апелляционного округа. Также туда будут попадать на пересмотр дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам. «По судебным актам, принятым в первой инстанции районным судом или мировым судьей, апелляционная инстанция остается прежней», – рассказали в комитете.

Предлагается расположить кассационные суды так:

Первый кассационный суд – город Саратов;Второй кассационный суд – город Москва;Третий кассационный суд – город Санкт-Петербург;Четвертый кассационный суд – город Краснодар;Пятый кассационный суд – город Пятигорск;Шестой кассационный суд – город Самара;Седьмой кассационный суд – город Челябинск;Восьмой кассационный суд – город Кемерово;Девятый кассационный суд – город Владивосток;Кассационный военный суд – город Новосибирск.

Кассационные суды будут вышестоящей инстанцией по отношению к апелляционным судам, судам субъектов, районным судам и мировым судьям на территории соответствующего кассационного округа. Кассационный суд будет рассматривать жалобы и представления на вступившие в силу акты и дела по новым и вновь открывшимся обстоятельствам.

Апелляционные суды предлагают разместить так:

Первый апелляционный суд – город Калуга;Второй апелляционный суд – город Санкт-Петербург;Третий апелляционный суд – город Сочи;Четвертый апелляционный суд – город Нижний Новгород;Пятый апелляционный суд – город Новосибирск;Апелляционный военный суд – городской округ Власиха Московской области.

Законопроект о создании кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции сейчас также находится на рассмотрении Думы.

Еще по теме:

  • Штрафы с камер спб Камеры видеонаблюдения гибдд Список видеокамер ГИБДД в Санкт-Петербурге Видеокамеры ГИБДД установлены на следущих улицах: 1. Ленинский / Народного ополчения. 2. Кубинская / Благодатная. 3. Ташкентская / Митрофаньевское. 4. Лиговский / 2-ая советская. 5. Лиговский / Ульяны Громовой. 6. […]
  • Жалоба на гипермаркет окей Жалобы на ОКей Добрый день. Была в магазине Окей на дмитровском шоссе 163 а и столкнулись с таким хамским отношением директора к подопечным,она кричала так матам На них что уши вяли. Это . Полный текст жалобы здраствуйте такой случий хожу в магасин окей Санкт-Петербург ул типаного и […]
  • Сроки рассмотрения гражданского дела судом Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел Статья 154. Сроки рассмотрения и разрешения гражданских дел См. комментарии к статье 154 ГПК РФ Информация об изменениях: Федеральным законом от 28 июня 2009 г. N 128-ФЗ в часть 5 статьи 154 настоящего Кодекса внесены […]
  • Оценка рисков на судне Об учете оценки риска при проектировании и эксплуатации судов и шельфовых сооружений в ледовых условиях Введение. Будем считать, что термин “оценка риска” охватывает все области, представляющие интерес для специалистов, занимающихся проектированием плавучих и стационарных сооружений в […]
  • Прием на работу иностранцев по патенту с 2018 года Трудоустройство иностранных граждан в России в 2018 году Тенденция к привлечению наемных специалистов из зарубежья не теряет своей популярности из года в год. Особенности приема на работу иностранцев прописаны в конкретных законодательных актах, четкое соблюдение которых неукоснительно […]
  • Кбк по уплате налогов в 2018 году КБК 2018-2019 Содержание С 30 ноября 2016 года заплатить налоги за организацию сможет "иное лицо"(т.е. кто угодно). Но при этом - это лицо не может требовать возврат уплаченных сумм. Спецрежимы Для платежей: Налог УСН(упрощенка): КБК УСН доходы - 182 1 05 01011 01 1000 110, КБК УСН […]
  • Чем отличается разрешение на временное проживание от вид на жительство В чем разница между РВП и видом на жительство Поток мигрантов в РФ значителен. Многие приезжают учиться или работать. Некоторые категории иностранных граждан оформляют законные отношения с россиянами. Миграционное законодательство четко регламентирует порядок пребывания иностранных лиц […]
  • Закон 115 фз п4 ст13 Новый порядок уведомлений государственных органов о привлечении и использовании иностранных работников 15.12.2014 Напоминаем вам, что с 1 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 24.11.2014 N 357-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон N 115-ФЗ от 25.07.2002 "О правовом […]