Защита прав потребителей в ссср

Роспотребнадзор

Роспотребнадзор

Из истории потребительского движения

Breadcrumbs

Из истории потребительского движения

В начале XX века для защиты потребительского права в Америке, Англии, а позднее и в других странах стали создаваться лиги покупателей (прообразы нынешних общественных объединений потребителей), основными целями которых были защита от монополизма, повышение правовой грамотности потребителей, формирование потребительской культуры.

Считается, что первой организацией, выступившей в защиту прав потребителей, является Независимая лига потребителей, созданная в 1891 г. в Нью-Йорке.

В 1927 году в США вышла в свет книга «Что стоят ваши деньги». Авторы книги – экономист С. Чейз и инженер-электрик Ф. Дж. Шлинк – раскрыли причины тяжелого положения потребителей. Это был трудный период для Америки: приближалась Великая депрессия, раскручивалась инфляция, на потребительском рынке господствовали монополии. В 1928 году С. Чейз учреждает экспертную организацию «Исследования для потребителей», подтверждая тем самым основное право потребителей – право на качество и безопасность товаров, а в 1936 году он создает «Союз потребителей США», который и в настоящее время является одной из самых крупных и авторитетных общественных организаций Америки. Задачи Союза: экспертиза товаров, просвещение и воспитание грамотного потребителя.

Своеобразным качественным переломом в потребительском движении можно считать создание юристом Р. Нейдером общественного объединения, в уставе которого утверждаются не только экономические, но и политические методы защиты прав потребителей: выдвижение свих кандидатов на выборах, законотворческая работа, пикеты, демонстрации и т.п.

Первой организацией по защите прав потребителей в Европе стал Нидерландский союз потребителей (НСП), который был основан в 1954 г. Затем государственные и общественные структуры по защите прав потребителей стали широко развиваться практически во всех странах Европы, к примеру, Национальный совет потребителей Великобритании (1975г.), Государственная служба защиты прав потребителей в Финляндии (1978г.).

В 1960г. движение потребителей приняло международный характер: была создана международная организация потребительских союзов. Инициаторами ее образования стали США, Англия, Бельгия, Нидерланды, Австрия. Россия тоже является членом данной международной организации.

Официальным признанием необходимости создания системы государственного регулирования потребительских правоотношений можно считать выступление американского Президента Дж. Кеннеди в Конгрессе США 15 марта 1961 г.

В этом выступлении впервые были сформулированы основные права потребителей:

    1) право на безопасность;
    2) право на информацию;
    3) право быть услышанным;
    4) право на здоровую окружающую среду.

С этого времени во многих западных странах стали появляться законы о защите прав потребителей (например, Закон США 1975 г. «О гарантиях при продаже товаров широкого потребления», Закон Франции 1983 г. «О безопасности потребителей. «).

В конце 80-х годов в законодательстве большинства развитых стран в основном сформировались и закрепились права потребителей. Они основываются на международно-правовом документе – Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН «Руководящие принципы для защиты интересов потребителей» от 9 апреля 1985г N 39/248. Резолюция провозглашала права потребителей:

    — на безопасность товаров;
    — на информацию;
    — на выбор товаров;
    — на выражение своих интересов (право быть выслушанным);
    — на удовлетворение основных потребностей;
    — на возмещение ущерба;
    — на потребительское просвещение;
    — на здоровую окружающую среду.

В период до 1991 года в нашей стране права потребителей, которые к тому времени были регламентированы во всем мире, либо вообще не рассматривались, либо не имели механизма непосредственной реализации.

До середины 80-х гг. XX в. в России отношения по защите прав потребителей в основном регулировались нормами гражданского законодательства (например, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «Права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «Права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком»). Указанные нормативные акты регламентировали права, обязанности и ответственность субъектов договорных отношений с участием граждан, но в то же время не были специально направлены на регулирование защиты прав и законных интересов потребителей.

Правовое регулирование торгового обслуживания осуществлялось рядом подзаконных нормативных актов, различными инструкциями, ведомственными и межведомственными правилами, которые иногда в одностороннем порядке навязывали потребителям невыгодные для них условия, ставя в привилегированное положение специализированные организации, обслуживающие население. Достаточно большое количество таких правил в значительной степени ухудшало правовое положение потребителей по сравнению с действующими Основами гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 года и Гражданским кодексом 1964 года.

Осенью 1988г. была предпринята первая попытка разработки и применения специализированного законодательства о защите прав потребителей, которая заключалась в принятии Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей». Этот законопроект большей своей частью посвящался рассмотрению и решению проблем, связанных с качеством товаров и услуг, предоставляемых потребителям, а вот защите их прав был посвящен всего один раздел. В мае 1991 года был принят еще один нормативный акт, регулирующий отношения в данной сфере — Закон СССР «О защите прав потребителей». Однако в связи с известной политической обстановкой в стране и последующим распадом СССР он так и не был введен в действие.

Указанный нормативный акт содержал большое количество положений, которые не были регламентированы гражданским законодательством, а также специальные механизмы реализации всех закрепленных в нем норм, что, несомненно, относилось к достоинствам названного Закона.

В Российской Федерации правовая основа для формирования и реализации политики в сфере защиты прав потребителей была создана с введением в действие 7 февраля 1992 года Закона «О защите прав потребителей». Положениями настоящего Закона закрепляются важнейшие права потребителей, признанные на международном уровне. К ним можно отнести право потребителей на государственную и общественную защиту, право потребителей на объединение в организации потребителей и многие другие права, закрепленные в международно-правовых актах. Закон «О защите прав потребителей» соответствует основным международным стандартам в области защиты прав потребителей.

Законодательство о защите прав потребителей состоит не только из Закона РФ «О защите прав потребителей». Это целая группа нормативных актов и постановлений, речь о которых подробно пойдет в следующей главе.

Соблюдаются ли у нас в стране права потребителей? Да, конечно, но далеко не везде и не всегда.

Контроль выполнения законодательства осуществляет мощная государственная структура: федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека – Роспотребнадзор.

Её территориальные подразделения, наделенные жесткими контрольно-надзорными функциями, расположены почти во всех субъектах федерации, а также во всех бывших административных районах, средних и крупных городах. Сравнительно хорошо отлаженный процесс государственного контроля дает свои результаты. Система регулярных проверок приводит к выявлению сотен тысяч нарушений прав потребителей; тонны недоброкачественных товаров выбраковываются, нарушители подвергаются административным наказаниям, в ход идут многочисленные штрафные санкции.

Но вот в чем парадокс: анализ результатов контроля за многие годы показывает, что количество нарушений прав потребителей, достигнув определенного, довольно высокого уровня, не уменьшается, количество жалоб и заявлений потребителей растет и, самое серьезное то, что не всегда удается снизить уровень поступления на рынок некачественных и опасных для здоровья потребительских товаров, часть из которых даже запрещена к использованию в самих странах-экспортерах.

Никакие государственные контрольные органы и общественные организации не в состоянии осуществлять тотальные и регулярные проверки каждого изготовителя, исполнителя, импортера и продавца — не хватит ни чиновников, ни государственных ресурсов. Необходимо, кроме государственного и общественного контроля усиливать и иные направления, три из которых являются основными: гибкие и своевременные изменения законодательства о защите прав потребителей, широкие мероприятия по обучению, консультированию и информированию потребителей и предпринимателей, а также конструктивное взаимодействие органов власти всех уровней с общественными объединениями потребителей. Хорошо информированный и знающий свои права потребитель, грамотный и добросовестный предприниматель быстрее найдут общий язык и решат возникшие разногласия без надзорных и судебных органов. Тем не менее, правильная организация и активное осуществление контрольно-надзорных мероприятий с применением административных форм воздействия на нарушителей прав и интересов потребителей позволяют резко ограничивать количество нарушений. Кроме того такие меры служат в качестве профилактики нарушений.

Хотим обратить внимание слушателей на следующее обстоятельство. Изучить законодательство о защите прав потребителей в короткий срок настолько, чтобы успешно использовать его во всех многообразных ситуациях, которые создаются на потребительском рынке – это нереально. Однако, если сконцентрировать внимание на основополагающих позициях, которые главным образом определяют правовые возможности потребителя, то это позволит в большинстве случаев научить потребителя грамотно выстраивать свои отношения с продавцом и избегать ошибок и конфликтов. При разработке пособия мы посчитали правильным в методическом отношении выделить: основные права и обязанности потребителей и предпринимателей; последствия нарушения прав потребителей; законодательные сроки реализации прав (требований) потребителей.

1. История возникновения движения в защиту прав потребителей

Родиной движения в защиту прав потребителя является Америка. С 60-х годов ХХ века это движение распространилось из США во многие страны Европы. Оно играет огромную роль как в бизнесе, так и в политике. Термин «консьюмеризм» означает «движение в защиту прав потребителей».

В 60-80 годах ХIХ века прокатились первые компании в целях защиты интересов потребителей от железнодорожных компаний, завышавших цены на перевозку пассажиров и грузов. В результате государство поставило под свой контроль железнодорожные тарифы и создало специальный орган — сенатскую Комиссию по торговле между штатами.

В начале ХХ века идет борьба вокруг законодательства о надзоре за качеством пищевых продуктов и медикаментов, активисты этой компании получили название «разгребатели грязи». В 1899 году появляется Национальная лига потребителей, которая принимала активное участие в компании по «разгребанию грязи». 1935 году создается Союз потребителей, который насчитывает в своих рядах в наши дни свыше 5 миллионов человек. Именно деятели этого Союза первыми призвали к байкоту товаров из фашистской Германии в 30-е годы.

В 60-е годы ХХ века происходит заметный рост активности потребительских организаций. Это было связано с деятельностью Ралфа Нэйдера. Во второй половине 60-х годов он опубликовал книгу «Опасен при любой скорости» (Unsafe at Any Speed), в которой рассказывалось о нарушении стандартов безопасности промышленной корпорацией «Дженерал Моторс», выпускавшей автомобили «Корвер» (Corvair) без достаточного обеспечения их надежности. Эта книга стала сенсацией. Корпорация не согласилась со многими фактами, приведенными в книге, и обвинила Р. Нейдера в клевете. Начался судебный процесс. Р.Нейдер выиграл его и получил от корпорации компенсацию в 280000 долларов. C производства была снята марка этого автомобиля, а впоследствии был принят закон о безопасности автомобилей (Motor Vehicle Safety Act). Полученные деньги от судебного процесса были вложены в движение по защите прав потребителей. Они стали мощной базой для создания новых организаций, занимающихся проблемами потребителей. Р. Нейдер создал Центр, занимающийся исследованием качества продукции различных фирм, достоверности рекламы, стандартов уровня жизни, безопасности конкретных производств для экологической обстановки вблизи них. В этот же период появились несколько «однопроблемных» групп: Центр за безопасность автомобиля, Исследовательская группа по здравоохранению, Центр исследования и действия по телекоммуникациям и др. Эти группы занимаются заявленными в их названиях проблемами, сбором и публикацией материалов, касающихся интересов и прав потребителей. Итоги проводимых исследований публикуются в специальных потребительских изданиях «Multinational monitor» и «Consumer Peport». Стратегия Р.Нейдера предусматривает прямое правительственное регулирование тех областей экономики и социальной сферы, где рыночные силы не имеют полной возможности обеспечивать охрану окружающей среды, безопасность работника на рабочем месте. Вместе со своими многочисленными последователями, прозванными «десантом Нэйдера», он добился принятия федеральных законов о безопасности газопроводов, упаковке пищевых продуктов, о контроле радиационной обстановки и запрещении использования ДДТ (DDT) в качестве пестицида.

В 1968 году многие разрозненные общенациональные и местные общества объединились в Американскую федерацию потребителей, со штаб-квартирой в Вашингтоне. Ее основные цели — координация программ защиты потребителей от низкого качества товаров, высоких цен на продукты питания, медицинские препараты, медицинское обслуживание, электроэнергию и топливо.

Постепенно консьюмеристское движение стало все активнее влиять на политическую жизнь государства. 15 марта 1962 года президент США Дж. Кеннеди направил Конгрессу США «Специальное послание о защите интересов потребителей», в котором провозглашались основные права потребителя: право на выбор; право на безопасность; право быть выслушанным; право на информацию. В послании говорилось о значительной роли потребителя в экономике: без способности граждан потреблять, покупать нет экономического развития, невозможен сбалансированный экономический рост. Организация Объединенных Наций 15 марта объявила Всемирным днем потребителей.

Летом 1962 года по указанию Дж. Кеннеди был учрежден Консультативный совет по делам потребителей, преобразованный в 1971 году в Управление по делам потребителей. В некоторых комитетах Конгресса США (по торговле, банкам и финансам, науке и транспорту и др.) функционируют подкомитеты по проблемам потребителей, которые проводятся с участием заинтересованных лиц и представителей потребительских организаций. По итогам слушаний публикуются отдельными изданиями стенографические отчеты.

В США было положено начало массовому движению потребителей, ныне объединяющему более 180 общественных и государственных организаций в 72 странах мира.

В США Комиссия по безопасности товаров имеет право потребовать от промышленников или продавцов исправления, замены, изъятия товара, если он не соответствует утвержденным правилам и стандартам.

После второй мировой войны 1939 — 1945 гг. консьюмеризм набирает силу во многих западноевропейских государствах.
(к содержаиию)

2. Движение в защиту прав потребителей в Великобритании, ФРГ, Швеции

Великобритания. В 70-х годах ХХ века было образовано несколько организаций рассматривающих потребительские нужды и проблемы. В 1973 году были созданы Комиссия по ценам, Управление по справедливой торговле, Консультативный комитет по защите интересов потребителей. Двумя годами позже был учрежден особый орган, осуществляющий защиту интересов потребителей на уровне центральной и местной власти, — Национальный потребительский совет. Эта организация играет большую роль в деле просвещения граждан по вопросам потребительской тематики, ежегодно проводит конгрессы потребительских организаций. В этот же период в Великобритании появляются потребительские добровольные организации. В Великобритании есть также специальный потребительский журнал «Which?» («Который?»). В стране созданы консультативные бюро, которые оказывают реальную помощь (дают советы, выдают справки) по многим потребительским проблемам. Помощь в наборе и обучении граждан, работающих в бюро, оказывает Национальная ассоциация таких бюро. Субсидирует Национальную ассоциацию консультативных бюро правительство Великобритании, а на местах финансовую помощь ей оказывают муниципальные власти.

Во многих городах Великобритании действуют также потребительские консультативные центры, в них работают и ведут прием граждан специалисты, связанные с отделами в местных органах власти, занимающимися контролем за соответствием продукции определенным стандартам. В Великобритании есть также и несколько других потребительских организаций: Исследовательский институт по делам потребителей, Национальная федерация потребительских групп, Европейская координирующая потребительская группа, а также Британская ассоциация потребителей.

В государстве создаются, принимаются и функционируют законы реально обеспечивающие права потребителей, например закон о справедливой торговле (1973 г.), о потребительском кредите (1974 г.), о продаже товаров (1979 г.), о финансовых услугах (1986 г.). В 1987 году принят закон о защите потребителей, он приводит законодательство о безопасности товаров и услуг в соответствие с требованиями Европейского Сообщества, а также обеспечивает правовую защиту от поставок недоброкачественных товаров. Закон о безопасности продовольственных товаров (1990г.) усовершенствовал законодательство в этой сфере и включил меры по обеспечению безопасности продуктов и защите потребителей, ввел жесткие санкции против нарушителей.

ФРГ. По потребительским проблемам в федеральных министерствах экономики, сельского хозяйства, здравоохранения функционируют специальные отделы, оказывающие помощь при разработке законов, регулирующих потребительскую сферу. Под председательством министра экономики действует межминистерский Комитет по проблемам потребителей. На уровне земель функционируют потребительские центры, имеющие консультативные бюро во многих городах. Они предоставляют потребителям разнообразную информацию, рассматривают их жалобы и оказывают юридические услуги. Бюджет потребительских центров складывается из субсидий федерального и земельных правительств.

Союз потребителей ФРГ объединяет в себе 30 организаций, занимается защитой прав потребителей в средствах массовой информации на федеральной, европейской и международной арене. Правительство оказывает большую финансовую помощь Союзу: примерно 2/3 его расходов покрываются за счет правительственных субсидий. Во второй половине 70-х годов ХХ века была создана организацию по тестированию товаров «Штифтунг Варентест», занимающаяся сравнительными потребительскими испытаниями товаров и услуг. Ежемесячно эта организация выпускает журнал «Тест», в котором представлены результаты исследования товаров и услуг, осуществляемых в независимых лабораториях. К этому журналу имеется специальное приложение, посвященное финансовым услугам — «Финанс тест». «Тест» один из крупнейших потребительских журналов в Европе — его тираж составляет более 1 млн. экземпляров. Сама организация «Штифтунг Варентест» не проводит испытаний, а размещает заказы на них в компетентных лабораториях по всей Европе. Однако программы испытаний товаров и услуг разрабатывает сама организация и предъявляет к их качеству очень высокие требования. Кроме этого журнала, выпускаются специальные тематические подборки по конкретным товарам или услугам, например, по бытовой технике, автомобилям и т. д. Сведениями из этих изданий пользуются около 80 % жителей ФРГ.

В стране приняты дополнения к законам, касающимся продовольствия; на основе этого усилена инспекция продовольственных товаров. Экологически чистые и качественные продукты, награждаются особой премией, присуждаемой комиссией при министерстве окружающей среды.

Швеция. В этом государстве с 1971 года учреждена должность омбудсмена по защите прав потребителей. Он назначается на конкретный срок законодательной властью государства. Институт омбудсмена был впервые создан в 1810 году в Швеции. Омбудсмен — это служба, предусмотренная конституцией или актом законодательной власти и возглавляемая независимым публичным должностным лицом высокого ранга, которое ответственно перед законодательной властью, получает жалобы от пострадавших лиц на государственные органы, служащих, нанимателей или действует по собственному усмотрению и уполномочено проводить расследование, рекомендовать корректирующие действия и представлять доклады. В течение многих десятилетий это было единичное явление в мире. Практически только после второй мировой войны многие государства признали институт омбудсмена.

На сегодняшний день во многих государствах мира институт омбудсмена стал незаменимой частью правовой системы. Существует множество его модифицированных законодательных форм, среди которых и специальные омбудсменовские службы для защиты прав потребителей. Институт омбудсмена дает возможность преодолевать противоречия между государством и личностью; безусловно, способствует формированию гражданского общества.

Омбудсмен по защите прав потребителей призван обеспечивать соблюдение законов о торговой деятельности и о несправедливых договорных условиях. С 1976 года омбудсмен по защите прав потребителей является и генеральным директором Государственного управления по делам потребителей.

Если возникает какой-либо юридический конфликт, затрагивающий интересы потребителя, то омбудсмен предпринимает попытку разрешить его путем переговоров. Если такого соглашения не достигается, то дело направляется в Коммерческий суд. Коммерческий суд, являясь специальным судебным органом, имеет право запретить предпринимателю использовать определенный вид ограничительной практики, обязать его поставлять товар на соответствующих условиях, предписать максимальную цену, потребовать наложения административного штрафа. Согласно статистике, в Государственное управление по делам потребителей ежегодно поступает около 4 тысяч дел. Однако лишь около 20 дел передаются на слушание в Коммерческий суд. Это свидетельствует о том, что практически все юридические конфликты решаются на основе переговоров, результаты которых удовлетворяют и бизнесменов, и потребителей. Омбудсмен, таким образом выступает своего рода недорогим институтом, который быстро урегулирует споры между гражданами и продавцами (исполнителями, изготовителями).
(к содержаиию)

3. Потребительское движение в России

В 80-х годах ХХ века в бывшем СССР стали зарождаться общества, клубы, ассоциации по защите прав потребителей. В 1987-1988 годы эти общественные организации объединились в Федерацию обществ потребителей, президентом которой был Анатолий Собчак.

К началу 1992 года Федерация преобразуется в Международную конфедерацию обществ потребителей (КонфОП). В ее состав вошли общества потребителей бывших союзных республик СССР — России, Беларуси, Украины, Казахстана, Туркменистана, Таджикистана и др. Представители потребительских организаций от этих республик образуют Координационный совет, который собирается один раз в полгода. В начале 1992 года прошел первый конгресс Конфедерации; теперь он собирается через каждые три года. Базой КонфОПа являются многочисленные общественные потребительские организации, которые были созданы гражданскими инициативами.

Общественные организации по защите прав потребителей подчас тесно сотрудничают с другими объединениями, например, с советами ветеранов Великой Отечественной войны, с организациями инвалидов, клубами автолюбителей, региональными центрами стандартизации, метрологии и сертификации, независимыми экспертизами, государственными органами по защите прав потребителей.

Одной из основных целей КонфОП является предоставление правдивой информации о товарах, работах, услугах, реализуемых на российском рынке; формирование потребительской культуры у всех слоев населения; непрерывное потребительское образование, охватывающее все уровни системы образования учащихся и др.

Осенью 1992 года совместно с организацией по тестированию товаров ФРГ «Штифтунг Варентест» КонфОП организовал выпуск специализированного потребительского журнала «Спрос», который в России является популярным потребительским изданием. Немецкая организация оказывало большую помощь молодому изданию, представляла для публикаций результаты собственных испытаний, обучала персонал и даже поддерживала материально. Независимое издание для потребителей «Спрос» помогает потребителю конкретными знаниями по материалам независимых испытаний разнообразных товаров — продуктов питания, бытовой техники и электроники, товаров для детей, одежды, обуви и др. товаров, производимых в России и ввозимых на ее территорию из-за рубежа. В этом издании можно найти экспертные оценки новинок рынка, анализ прецедентов, возникающих по обе стороны прилавка, а также обоснованную антирекламу. На страницах журнала идет диалог потребителя с чиновниками государственных учреждений разных уровней — представителями антимонопольных управлений, милиции, судов, банков, торговых и санитарных инспекций и т. п. В настоящее время тираж этого издания неуклонно повышается.

С 1994 года КонфОП проводит сравнительные потребительские испытания, является членом международной организации «International Testing» («Международные организации»). Члены этой организации постоянно обмениваются результатами многих испытаний, а некоторые испытания проводят совместно. В процессе совместных испытаний происходит сравнение товара, реализуемого в разных странах, в том числе производимые одной фирмой.

Конфедерация ведет активную разъяснительную политику, она издает большое количество материалов (статьи, книги, брошюры, буклеты, методическая литература и т. д.), способствующих потребительскому просвещению граждан и оказывающих реальную помощь общественным объединениям по защите прав потребителей. Подготовленные материалы Конфедерации регулярно публикуются на страницах многих региональных изданий и столичных, например в «Вечерней Москве», «Неделе», «Курантах», «Деловом мире» и других. У КонфОп была и своя газета — «Честное слово». В защиту прав потребителя», но, к сожалению, из-за финансовых трудностей она прекратила свое существование.

КонфОП продолжает выпускать «Вестник потребительского движения», в котором обобщается положительный опыт защиты прав потребителей и рассказывается об интересных делах, происходящих в обществах — членах КонфОП. Основной задачей «Вестника» является организация регулярного информационного пространства между членами Конфедерации.

КонфОП тесно сотрудничает с зарубежными организациями потребителей и является членом Международной организации союзов потребителей.

Наряду с просветительской деятельностью, практически все организации потребителей имеют в своем составе юридических консультантов или правовую службу, которые дают консультации гражданам, оказывают помощь в разрешении конфликтов между продавцом (изготовителем, исполнителем) и потребителем, отстаивают интересы потребителей в судах.

Сейчас потребительским организациям принадлежит одна из главных ролей в деле пропаганды потребительских знаний среди всех слоев российского общества, решения проблемы безопасного производства, в пропаганде идей рационального потребления, в поиске гармоничного решения проблемы взаимодействия и взаимовлияния человека и окружающей среды.
(к содержаиию)

ЗАКОН СССР от 22.05.1991 N 2184-1 «О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»

22 мая 1991 года N 2184-1

СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК

О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Настоящий Закон определяет общие правовые, экономические и социальные основы защиты прав граждан — потребителей продукции.
Для целей настоящего Закона применяются следующие понятия:
«продукция» — товары, работы, услуги;
«потребитель» — гражданин, использующий, приобретающий, заказывающий либо имеющий намерение приобрести или заказать продукцию для личных бытовых нужд;
«изготовитель» — предприятие, организация, учреждение или гражданин — предприниматель, производящие товар для реализации;
«исполнитель» — предприятие, организация, учреждение или гражданин — предприниматель, выполняющие работы для потребителя или оказывающие ему услуги;
«продавец» — предприятие, организация, учреждение или гражданин — предприниматель, реализующие товар потребителю по договору купли — продажи;
«договор» — соглашение между потребителем и продавцом (исполнителем) о качестве, сроке, цене и других условиях купли — продажи, выполнения работ, оказания услуг;
«государственный стандарт» — государственный стандарт Союза ССР, республиканский стандарт, строительные нормы и правила, государственная фармакопея и временные фармакопейные статьи на лекарственные средства;
«нормативно — техническая документация» — государственный стандарт, стандарт предприятия, технические условия, технические описания, рецептуры и другая документация, закрепляющая требования к качеству продукции.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Законодательство о защите прав потребителей

Законодательство о защите прав потребителей состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных законодательных актов Союза ССР и республик.
Права потребителей и механизм их реализации могут регулироваться постановлениями Кабинета Министров СССР и правительств республик лишь в случаях, прямо указанных в настоящем Законе и иных законодательных актах.
Законодательные акты Союза ССР и республик о защите прав потребителей не могут ограничивать права потребителей и снижать гарантии их защиты по сравнению с установленными настоящим Законом.

Статья 2. Применение законодательства о защите прав потребителей одной республики на территории другой республики

1. Законодательство о защите прав потребителей одной республики применяется на территории другой республики согласно следующим правилам:
к отношениям, вытекающим из осуществления потребителем прав на информацию, качество продукции, обмен товара надлежащего качества, а также прав потребителя в случае продажи ему товара ненадлежащего качества и при нарушении условий договора о выполнении работ и оказании услуг, применяется закон места совершения сделки, если иное не предусмотрено соглашением сторон;
к отношениям, вытекающим из осуществления потребителем права на безопасность жизни и здоровья, а также к обязательствам, возникающим из причинения вреда продукцией ненадлежащего качества, применяется закон места рассмотрения спора, а по ходатайству потребителя — закон места причинения вреда.
2. Если межреспубликанским соглашением (договором) предусмотрены иные правила применения законодательства одной республики на территории другой республики, применяются правила межреспубликанского соглашения (договора).

Статья 3. Международные договоры

Если международным договором, в котором участвует СССР, установлены иные правила, чем те, которые содержатся в законодательстве Союза ССР о защите прав потребителей, то применяются правила международного договора.

История возникновения законов о защите прав потребителей

Потребительское право – комплексная отрасль права, состоящая из норм различных отраслей права (гражданского, административного, уголовного), регулирующих отношения по защите и удовлетворению моральных, материальных и иных ценностей граждан.

В западноевропейских государствах еще в 30-е годы создавались так называемые «лиги покупателей», безусловно, лиги покупателей стали прообразом нынешних обществ потребителей.
Основной целью таких организаций, как в прошлом так и в настоящем является оказание воздействия на изготовителей и продавцов товаров потребления и услуг.

В прежние времена лиги покупателей составляли определенные списки, куда заносили добросовестных предпринимателей, соблюдавших определенные принципы во взаимоотношениях с потребителем. Что несомненно являлось стимулом для других торговцев, поскольку речь шла о деловой репутации, которую создавало общественное мнение, и вследствие о прибыльной торговли. Однако, только общественного давления было явно недостаточно.

Официально подтверждающее необходимость государственного регулирования взаимоотношений в сфере обслуживания и удовлетворения потребностей граждан считается выступление Президента США Дж. Кеннеди в Конгрессе США вначале 60-х, целью которого являлось облачить в нормативную форму прямое вторжение в договорные отношения сторон для защиты потребителей, как одной из сторон подобных сделок.

В следствии чего были сформулированы четыре основных принципа, некоторые из которых стали постулатами современного законодательства о защите прав потребителей:
1. Право на безопасность, что подразумевает гарантию безопасности для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а так же то, что товар не причинит вред имуществу потребителя при обычных условиях его использования, хранении, транспортировки и утилизации .
2.Право на информацию, что гарантирует потребителю достоверную и полную информации о любом приобретаемом товаре. Безусловно, с правом на потребительскую информацию связано право на выбор, поскольку информация – критерий правильного выбора.
3. Право быть услышанным, что означает, гарантию каждого потребителя право на свободу слова, убеждения и выражение их. Это право включает свободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми законными средствами.
4. Право на здоровую окружающую среду, что подразумевает право каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу.

Этот принцип так же стал основополагающим для иных международных и государственных нормативно правовых актов, в частности, таких как Конституция РФ, Всеобщая декларация прав человека.

В 70-е годы в рамках Комиссии ЕС был создан «Консультативный комитет по защите прав потребителей», а приблизительно через 10 лет, в 80-е годы, Генеральной Ассамблеей ООН в качестве резолюции были одобрены Руководящие принципы для защиты интересов потребителей, которые послужили основой для потребительского законодательства большинства стран, в них вошли такие принципы как:

  • право на выбор;
  • право на безопасность;
  • право быть выслушанным;
  • право на информацию;
  • право на потребительское образование;
  • право на удовлетворение базовых потребностей;
  • право на качество;
  • право на возмещение ущерба.

В России же на тот период времени защита прав потребителей была недостаточно развита, регулирующие нормы, отвечающие принципам защиты прав потребителей содержались в основном в гражданском законодательстве, в частности, ст. 246 ГК РСФСР 1964 г. «права покупателя в случае продажи ему вещи ненадлежащего качества», ст. 364 ГК РСФСР «права заказчика в случае нарушения договора подрядчиком».

Однако, классическое гражданское законодательство в полном объеме не было способно регулировать отношения по защите моральных, материальных и иных ценностей граждан. Что послужило причиной для внесения изменений в нормативные документы и приведения их в соответствие с международными стандартам в этой области.
Первой вехой в законодательстве, тогда еще Советского государства, в решении вопросов правового регулирования в сфере охраны прав потребителей явилась разработка проекта Закона СССР «О качестве продукции и защите прав потребителей», а Закон СССР «О защите прав потребителей» положил начало реализации прав потребителя.
Однако, закон так и не вступил в силу, в связи с распадом СССР, хотя долгое время этот, не вступивший в законную силу, нормативно правовой акт оставался моделью нормотворчества в этой сфере для стран-участников СНГ. В 1992 году был принят Закон «О защите прав потребителей», что дало возможность российским гражданам реализовать свои права, закрепленные в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН.

Принятый Закон Верховным Советом Российской Федерации «О защите прав потребителей» стал одним из первых норм, имеющих прямое отношение к преобразованию гарантий защиты прав граждан на удовлетворение потребностей в области обеспечения безопасной и качественной продукции.
Закон так же содержит определенные принципы нормирования качества продукции, гарантийных и других сроков, в сфере информирования о качестве о продукции, ответственности за нарушение прав потребителей и пр.

На современном этапе развития норм в области защиты прав потребителей включают в себя определенный ряд нормативных актов, как законов, так и постановлений Правительства, регулирующие потребительские правоотношения и охватывающее все отрасли права.
Кроме того, начиная с 1961 г.,15 марта отмечается как Всемирный день защиты потребителей.

Еще по теме:

  • Пособие безработного в рк Пособие по безработице в Казахстане Экономика Казахстана очень медленно поднимается после проблем конца XX века. Любые экономические потрясения относят на несколько шагов назад. Но уже достигнуты некоторые успехи, и уровень безработицы постепенно сокращается. Официальные данные По […]
  • Эконом закон Экономические законы Экономические законы Среди экономических законов особое значение имеют законы: Закон конкуренции Под конкуренцией понимается соперничество предприятий, выпускающих одинаковую продукцию, с целью привлечения потребителей именно к своей марке. Конкуренция является одной […]
  • Закон наиболее тесной связи в мчп Закон наиболее тесной связи в мчп 7. Закон наиболее тесной связи (lex connectionis fermitatis) Закон, с которым правоотношение наиболее тесно связано, выступает как дополнительная формула прикрепления по сравнению с законом автономии воли и регулирует круг договорных правоотношений. […]
  • Эргономика правила Законы эргономики и правила композиции кухни Для людей, не обладающих профессиональными знаниями в области дизайна интерьера, строительство кухни — настоящая «китайская грамота». Из множества элементов необходимо создать целостную композицию, которая гармонично впишется в пространство. […]
  • Ростов на дону нотариус чернов Город Ростов на Дону входит в число городов-миллионеров на территории России. Как правило, численность крупных городов России напрямую связана с их географическим положением, определившим и дальнейшее политическое и экономическое развитие. Для Ростова-на-Дону ключевым моментом стало […]
  • Как происходит передел собственности Передел собственности Передел собственности (или просто передел) — выражение, появившееся в российской политике и СМИ в 1991 году накануне массовой приватизации и характеризующее, то, к чему эта приватизация приведет. Состоит из слов «передел» (сродни — «чёрный передел») и […]
  • Налоги и финансы понятия Финансы, сущность и понятие Финансы – особая форма экономических отношений по поводу образования, распределения денежного дохода и накоплений предприятий и работников, создания централизованных и децентрализованных фондов. Термин «finansia» возник в торговых городах Италии в XIII в. В […]
  • Уголовный закон и уголовная политика Уголовная политика Понятие уголовной политики. Политика (от греч. politik) означает искусство управления государством, в том числе в каком-либо определенном виде деятельности. Самые ранние упоминания об уголовной политике относятся к первой четверти XIX в. и содержатся, в частности, в […]