Что такое законы нлп

Законы НЛП. Кратко. Подробно. Понятно. (первых 3 пункта)

направление в психотерапии и практической психологии — основано на технике моделирования (копирования) вербального и невербального поведения людей, добившихся успеха в какой-либо области, и наборе связей между формами речи, движением глаз, тела и памятью.

  1. Подстройка «свой- чужой» — подстраиваться под собеседника, изучаем его повадки, мышления, взгляды. – делать это для того, чтобы собеседник нам доверял, копируя его движения, повторяя его афоризмы , мировоззрение – как бы отзеркалившем его .

тем самым мы становимся для него своим – а следовательно мы можем постепенно подвести человека к изменению его взглядов, поведения. – сначала путем согласования и понимания – затем и его взгляда на мир, ведь в словах собеседника содержится его видение мира, представления себя в нем.

Запомни ! слова- это информация о человеке, используй ее для подстройки и тогда ты сможешь влиять на мышление собеседника.

Упражнение «формы подстройки» :

После того как мы провели некий мостик к собеседнику через подстройку

Высшая форма подстройки, позволяет изменить чувства, мотивы и действия др. человека. – расширять и обгонять его поведение и мышлению – нужно изменить собственное поведение – затем используя его слова и жесты , настроить собеседника на нужный нам лад .

Запомнить ! за 10 сек. Произвести впечатление , чтобы человек доверял, сначала 5 сек подстройка по факторам , затем про разговоре через его призму подвести к нужному нам поведению / мнению.

Как подводить к нужному нам поведению или мнению?

Используем приемы речевых стратегий.

  1. Скрытие команды. Или вежливая просьба.

Пр: «вы могли бы выслушать меня внимательно»

Вместо приказов – вежливая просьба.

  • Вы могли бы…( сделать это).
  • Способны ли вы… ( выполнить это).
  • Могу ли я, вас попросить ….( сделать это).

Упражнение « скрытые команды» .

Приимущество : 1. Внимание фокусируется не на просьбе , а на собственных чувствах собеседника. 2. Нет защитных механизмов. 3. Эффективное влияние на сознательное и бессознательное.

1.Оборот ( согласны ли вы..), 2 наша просьба ( что метод работает)?

Нам нужно, что бы с нами согласились. Пр.: СОГЛАСНЫ ЛИ ВЫ , что методы нлп работают?

Человек дает ответ осознано на певую часть предложения, а вторая часть воздествует на бессознательное.

  • Замечаете ли вы …
  • Знаете ли вы …
  • Понимаете ли вы что…
  • Осознаете ли вы …
  • Согласны ли вы…
  • Помните ли вы …
  • Вспоминаете ли вы …
  • Вы обратили внимание на …
  • Позитивные вопросы.

    « вам нравиться когда вас слушают?»

    Цель: формирование позитивных эмоций у собеседника, для поддержания взаимоотношений.

    2 Подтипа : 1. Метод Сократа «три Да» и « начало вопроса с КАК»

    Да – это утвердительный ответ на поставленный вопрос

    Надо : Задаем собеседнику вопрос ( не менее 3х.) на которые мы точно знаем что он ответит ДА. После 3х «да» задаем ГЛАВНЫЙ ВОПРОС, на который мы ходим получить согласие.

    3 РАЗА СОГЛАСИЕ «ДА» + главный вопрос на который нужно согласие.

    — вам нравиться выглядеть красиво?

    — вы обращаете внимание на качество товара?

    — вы обращаете внимание на цену?

    (главный вопрос) вы согласны, что это украшение сделает вас еще более утонченное?

    Как- это качественный вопрос, и ответ позволяет полноценно воспроизвести происходящее.

    — любые просветление человека, вызывает у него позитивные намерения.

    Важно! Замечание человека превратить в вопрос с «Как»:

    Пример: У нас все равно ничего не выйдет.

    — КАК мы можем использовать все приимущества проекта, чтобы избежать все возможных рисков?

    Пр: Вы плохо выполнили задание.

    — КАК мне впредь избежать недостатков при выполнение задания?

    «Закон Необходимости противоположностей» Брайен Ван дер Хорст

    «Закон Необходимости противоположностей»

    Статья Брайена Ван дер Хорста

    Практичные парадоксы для жизни, а также прочие заметки по поводу иллюзии поражения.
    Эйнштейн завалил экзамены по алгебре. Мерлин Монро не считала, что она красива. Фрейд чувствовал неудобство, если ему приходилось смотреть в глаза другим людям. Карл Роджерс не выносил, когда ему указывали, что следует сделать. Была ли Вирджиния Сатир хоть раз замужем, и были ли у нее дети? Фритц Перлз часто вел себя непоследовательно. Вилл Шютц скучал на семинарах. Ричард Бендлер и Джон Гриндер могли войти в раппорт с любым человеком, кроме. 1

    Когда боги хотят передать людям что-то важное, похоже, что они зачастую выбирают посланников, обладающих кучей недостатков. Возможно, это их способ, которым они пытаются застраховаться от того, что люди перепутают послание с посланником.

    Но что может раздражать больше, чем кто-то, кто не применяет сам на практике то, чему учит? Что зачаровывает более, чем следующее открытие: великий человек, оказывается, — колосс на глиняных ногах. (Примечание переводчика: Колосс Родосский — одно из семи чудес света, статуя на глиняных ногах. Статуя не сохранилась. Колосс упал, потому что ноги из глины не выдержали его тяжести). Что может сделать нас более несчастными, чем столкновение с нашими собственными недостатками?

    О несовершенный человек, гордись своей слабостью! Я думаю, тебя неправильно информировали. Всем нам нужны наши недостатки, ограниченность наших умственных способностей, наша неуверенность, так как все перечисленное играет особую роль. Я называю это законом Необходимого разнообразия. 2

    Я не первый, кто заметил, что люди учат тому, чему сами хотят научиться и чему им необходимо научиться. Кому было бы интересно преподавать, исследовать или работать в той области, которой он уже полностью овладел?

    Пословица гласит: «Тот, кто знает, делает; тот, кто не знает, учит». Это комментарий к моделированию гениев. Сколько гениев оставили свои таланты неизученными, необъясненными? Один из вечных припевов в фольклоре НЛП таков: когда талантливый человек объясняет свои действия, то это обычно имеет мало общего с тем, что он действительно делает. Структура собственного мастерства зачастую невидима для ее обладателя.

    У скольких телесноориентированных терапевтов есть проблемы с собственным позвоночником?

    Сколько психиатров является сумасшедшими?

    Сколько юристов-преступников? Косноязычных писателей? Больных докторов? Неуверенных в себе лидеров?

    Согласно закону Необходимости противоположностей, так и должно быть. Поразмышляйте в этом направлении: если бы Вы знали абсолютно все о какой-то области, все испытали или всем уже поинтересовались, едва ли Вы знали даже то, что знаете. Это было бы частью Вас, как вода для рыбы и воздух для птицы. У Вас бы не было мотивации учиться чему-либо.

    Если бы вы были идеально сбалансированы, то никогда не задумались бы об изучении клинической психологии. Если бы Вы могли общаться великолепно, возможность научиться тому, как общаться, Вас бы не заинтересовала.

    В своей жизни Вы когда-то решили, что у Вас есть некоторый дефект, недостаток, что-то ненадежное, слабина, упущенная возможность, противоречивое желание или безответная любовь. Великолепно! Лелейте свои недостатки! Это именно тот опыт, который указывает нам, в каком направлении двигаться, что необходимо изучить. Без этих верстовых столбов мы никогда не смогли бы ориентироваться в жизни, не было бы жажды знаний или творчества.

    Все наиболее творческие периоды в истории объединяет одно: боги были слишком человечны. Греки и римляне представляли себе своих создателей ограниченными, жульничающими, несдержанными и деспотичными. Как только люди стали считать богов незримыми, всеведущими, всемогущими и морально непогрешимыми — бац, и на них спустились Темные Века. Периоды Ренессанса характеризуются гуманностью человеческих характеров, способностью потерпеть крах, несовершенством, ошибками, неспособностью к чему-то. Прикосновение человека — скорее, неумелое ощупывание, чем крепкая хватка.

    Мы наблюдали, как за последние два десятка лет множество гуру были повержены в прах, так как их сочли умственно неполноценными. Лидер осознанности Вернер Эрхард, Свами Муктананда, мастер Дзен Ричард Бэйкер Роши даже наших собственных неустрашимых основателей НЛП периодически подозревают в недостаточной моральной или супружеской устойчивости.

    Я не попустительствую никакому из вышеназванных вариантов поведения, и это не извинения за злоупотребление отношением людей. Лично я считаю, что насилие недопустимо, но иногда тоже выхожу из себя. Я просто обращаюсь к склонности людей опровергать и лишать доверия всю дисциплину в целом, потому что несколько несовершенных людей совершили что-то плохое.

    В жизни я научился одной вещи: недостатки можно найти у кого угодно. Возможно, в мире кто-то прямо сейчас думает, что Далай Лама слишком много хихикает, а Мать Тереза придирается. Жизнь — это не поиск недостатков, а нахождение хорошего в людях или направлениях — именно это кажется настоящей задачей человека.

    Многие из нас чувствуют свое поражение в этом задании. Старое НЛП назвало бы этот провал выдумкой отдельно взятого человека. Вы, наверное, никогда не слышали, чтобы собака потерпела неудачу в том, чтобы быть собакой. Кот никогда бы не подумал, что возможна неудача в этом. Вероятно, не существует ни растения, ни простейшего одноклеточного организма или животного, которые считали бы что-то в своей жизни поражением. Конечно, их настигают неудачи, препятствующие получению желаемого и разочарования. Но провал? Я подозреваю, что в природе организмы обычно принимают свой мир как продолжающуюся петлю обратной связи информации о том, что делать дальше.

    Я думаю, что все наши ошибки и недостатки работают на нас подобным же образом, но не только как информация о том, что делать дальше, но и куда идти, что изучить и даже что делать с профессиональной точки зрения.

    Мартин Хейдеггер, философ экзистенционализма, считал, что ошибки, или, как он называл, «аварии», — это то, что создает реальность. Его теория онтологии предполагает, что сущности приходят в бытие через «неготовность к чему-либо. дар бессилия. «, переводящий «непрозрачное в прозрачное» в жизни, которая разрушает общеизвестную реальность, давая возможности для новых прорывов.

    Пожалуйста, обратите внимание, что в этой дискуссии я не пытаюсь продвигать то, что мы называем стратегиями «избегания». То есть вы можете ориентироваться в жизни как по направлению к своим целям, так и прочь от негативных последствий в жизни, которых вы не хотите и которые желаете исключить из своего мира. Хотя это и правда, что в НЛП мы пытаемся направлять людей к их целям — к тому, что существует, а не к тому, чего не существует. Философ-рыбак Эрик Хоффер писал: «Вы никогда не получите достаточное количество того, чего вы действительно не хотите». Если ваша цель — «не быть бедным», у вас могут быть миллионы, а Вы все еще не получите того, чего не хотите.

    Я пытаюсь поддержать сочувствие и понимание к тем людям, которые не всегда сами делают то, о чем говорят. Включая Вас. Несомненно, включая и меня. Похоже, все мы судим сами себя слишком категорично. Мы можем также проявить немного сочувствия к национальным организациям НЛП. Закон Необходимости Противоположностей (ЗНП) гласит: наиболее неорганизованные люди заканчивают тем, что начинают управлять организациями.

    Илья Пригожин, Нобелевский физик-лауреат утверждает в своей «Теории неистощаемых систем», что все живые (неистощающие энергию) системы имеют тенденцию подходить к точке хаоса, распада, перед тем как перепрыгнуть на новый уровень организации.

    Из Закона необходимости противоположностей вытекают сложные последствия. В спиритических традициях Вам бы сказали: «Увидь это и будь этим». Что может дать нам больше радости, чем обнаружение нашей слабости в других?

    Если Вы видите, что кто-то плохо себя ведет, будьте осторожны. Вы замечали, что когда критикуете кого-то, вдруг внезапно Вы обнаруживаете, что 30 минут спустя делаете то же самое? Это физика: если у Вас нет ни малейшего опыта в том, что вызывает у Вас отвращение, Вы не можете заметить это у других людей. Это абсолютно необъяснимо. Я не пытаюсь морализировать, а предлагаю новый способ рассматривать наши личные «дефекты».

    Пока я не совсем знаю, как применить Закон необходимости противоположностей к организациям, но я уже понял, как он применяется к более ограниченным человеческим отношениям. Например, к тому, как люди влюбляются. Я скромно представляю на Ваше рассмотрение свои размышления о применения закона необходимости противоположностей в личных отношениях.

    №1 Первый указатель безопасности
    Как Вы понимаете его в отношениях с другими людьми? Как Вы понимаете, что человек, с которым Вы общаетесь, воспринимает Вас правильно? Вы знаете, что он чувствует себя в безопасности, когда он уничтожает или преуменьшает те Ваши качества, которые прежде больше всего привлекали его в Вас?

    №2 Природа изменений в поведении
    Вы получите то, что хотите от своего возлюбленного. Он(она) научится думать, чувствовать и вести себя по-другому. Ваш любовник совершит именно те изменения в поведении, которых Вы всегда от него хотели: начиная с того, что прекратит ковырять в носу и кончая интересом к НЛО, изучению на практике приемов камасутры со своим следующим партнером.

    №3 Правило поведенческого иммунитета и соответствующей кармы
    «Они никогда со мной этого не сделают». Несомненно, сделают. Вы подцепили ее на вечеринке, на которой она искала, с кем бы познакомиться? Уверен, именно так Вы с ней и расстанетесь. Если кто-то говорит Вам, что он очень плохой человек, поверьте ему. Дело не в том, что он действительно плох, просто поверьте, что у него есть такие варианты поведения, которые будут повторяться снова и снова. Он знает себя гораздо лучше, чем Вы его.

    №4 Парадокс импринтов привлекательности
    Вы выходите замуж или женитесь на том, кто напоминает Вам мать или отца, которых Вы не любили. Скорее всего Вы также будете вести себя подобным образом и поступать наоборот с другим человеком, который важен для Вас. Моя подруга Мари спросила своего друга: «У тебя когда-нибудь были проблемы с матерью?» «Да, — сказал он. — Ты такая же, как она!»

    №5 Закон максимального отвращения
    Вы проявляете в себе именно то, что не хотели бы видеть в других. Вам не нравится, когда кто-то кричит на Вас: «Вы не могли бы говорить немного громче?» Угадайте, что случится дальше?

    №6 Ряд взаимных интересов
    Длительное время спустя, после того как Вы расстались с кем-то, Вас начинает интересовать то, что Вам надоедало в нем или в ней, когда Вы были влюблены. Если Ваш партнер увлекался астрологией, несколько лет спустя в Вас вдруг просыпается интерес к астрологии или к рисованию, если он был художником, к экзистенциальной философии, если она ей увлекалась.

    Мои ложные друзья все время говорили мне: «Я не хочу, чтобы у меня были негативные мысли». Существует множество НЛПеров, которых я сильно раздражаю, потому что они считают, что мы должны быть непременно оптимистичными относительно чего угодно. Они верят в то, что недостатки, ошибки и неудачи не существуют.

    По моему мнению, они существуют и приносят много пользы. Будучи неспособными думать о том, чего не существует, думать о тех ситуациях, которых мы хотим избежать, мы никогда не приблизимся к будущему. Вам необходим тип мышления с подобной структурой для того, чтобы иметь возможность наш прошлый и настоящий опыт трансформировать в вымышленный — в миссию, видение и так далее, то есть в то, что Вы хотите делать дальше.

    Возможно, все это так же просто, как Инь и Ян. Для того чтобы увидеть свет, Вам нужна тень. Если все в темноте, то Вы ничего не увидите. Если все залито белым светом, Вы также ничего не увидите. «У каждой картинки есть своя тень, каждый портрет — это игра света и тени», — поет Джонни Митчелл.

    В заключение скажу про такие эстетические качества, которые японцы называют «ваби», что переводится как «деталь с изъяном, создающая элегантное целое».

    «Для многих людей, воспринимающих мир через современные понятия об эмоциональности, красота воспринимается как технологическая глянцевость, гладкость, симметрия, совершенство, растиражированное на конвейере, обычно ассоциирующееся со спортивным автомобилем или небоскребом», — пишет Говард Рейнгольд в своей книге «У них для этого есть мир».

    «Высоко ценимые японские чайные чашки, стоимость которых у коллекционеров может доходить до десятков тысяч долларов, могут быть очень простыми, сделанными грубо, ассиметрично или примитивно раскрашенными. Нет ничего необычного в том, чтобы найти в них трещину. Трещина — прекрасный, отличительный, эстетичный недостаток, характеризующий дух момента, когда создавался этот объект, выделяющий его среди всех других моментов в вечности. Может быть, это та самая отличительная черта, которая заставляет коллекционера воскликнуть: «У этой чашки есть ваби!«

    Лелейте свои недостатки: у каждого из нас, я считаю, есть свой большой ваби.

    назад 1 Фрейд создал такую терапию, в которой ему не ПРИХОДИЛОСЬ смотреть людям в глаза: они лежали на кушетке. Карл Роджерс дал начало «Терапии, центрированной на человеке», дающей клиентам минимум советов, просил пациентов принимать решения с точки зрения собственной реальности. Вирджиния Сатир — известный семейный психотерапевт. Фритц Перлз, основатель психотерапии гештальта, выступал за целостность и логичность. Вилл Шютц создал группу «Калифорния Энкаунтер» (Общество Анонимных алкоголиков).

    назад 2 Закон необходимого разнообразия — это правило в электронике и автоматике, которое гласит, что наиболее гибкий элемент системы контролирует всю систему целиком. В НЛП это пресуппозиция о том, что выбор лучше, чем отсутствие выбора.

    Перевод Иголкиной Инны

    Статья опубликована в Вестнике НЛП № 10 Центра НЛП в Образовании

    Щит от манипуляций, или 12 природных законов йоги

    Йога учит многим вещам. Не каждому нужно садиться на шпагат или расслабляться в шавасане, но уметь противостоять манипуляциям — очень полезный навык. В йоге есть 12 природных законов, которые просто созданы для защиты от манипуляторов.

    Вы знаете, чем отличаются занятия йогой от пилатеса? Если очень упрощённо, то лишь выражением лица. Асаны из йоги и статические упражнения из пилатеса мало чем отличаются друг от друга. Значительные отличия в состоянии сознания. В йоге любая поза, даже когда твоё тело скручено буквой зю, должна выполняться с умиротворённым любопытством, можно даже сказать, с удовольствием, но никак не с усилием. Возможно, поэтому у многих адептов этого учения такой простой взгляд на жизнь. Йогами трудно манипулировать. Их тело и сознание гармоничны.

    Не у каждого есть время и желание, чтобы загонять себя в рамки учения или религии под названием йога. Но вот чему точно стоит поучиться каждому, так это взглядам на жизнь. Они просты и сформулированы гуру йоги Ар Сантэма в виде 12 природных законов. Их можно отлично использовать в борьбе с большинством манипуляций.

    1. Тебе надо — ты и делай.
      Каждый раз, когда в разговоре звучит слово «надо», когда речь идёт о долге или обязательствах, стоит задавать вопрос «Кому это надо?». Манипуляторы любят умалчивать о том, что желаемое нужно в первую очередь им. Например, фраза родителей «Тебе надо найти работу», очищенная от манипуляций, будет звучать так: «Мне надо, чтобы ты прекратил сидеть у меня на шее и пошёл работать». А пока отроку не надо идти работать, ему удобно сидится на шее.
    2. Не обещай. Если обещал — выполни.
      Вспомните, как часто под давлением других людей вы давали необдуманные обещания. Манипулятор будет специально подталкивать вас давать необдуманные обещания, а потом эксплуатировать ваше чувство вины. Просто не обещайте, но если уж пообещали — выполните. Тогда в следующий раз подумаете дважды, прежде чем брать на себя лишние обязательства.
    3. Не просят — не лезь.
      Часто бывает, что мы, руководствуясь благими намерениями, делаем только хуже. Нас просто не просили о помощи. Потом наши усилия воспринимаются как должное. Ещё хуже, когда вместо одного человека просит другой. Помогая в такой ситуации, мы нарушаем ещё и закон «Тебе надо — ты и делай». Если же вам кажется очевидным, что человек нуждается в помощи, воспользуйтесь возможностью узнать у него, готов ли он принять её именно от вас. Вдруг девушка, у которой застрял каблук в сливной решётке, подстроила это специально, чтобы познакомиться вон с тем симпатичным парнишкой. А вы, бука, взяли и всё испортили. Могли же хотя бы спросить.
    4. В просьбе не отказывай.
      Любая просьба предполагает благодарность. Манипуляторам свойственно давать пустые обещания или забывать об услугах. Выполняйте просьбу, но не стесняйтесь попросить об ответной услуге. Возможно, даже заранее.
    5. Живи настоящим (а не прошлым и не будущим).
      Один из самых важных законов, с моей точки зрения. Он помогает легко разрушать манипуляции сравнения с тобой в прошлом. Нам никогда не хочется быть хуже самого себя, этим часто пользуются другие люди. Например, манипуляция «Раньше ты таким не был», легко разрушается «Раньше было раньше». Обещания сладкого будущего, посулы половины от шкуры неубитого медведя моментально прекращаются после вопроса «Так это будет потом, а что сейчас конкретно вы предлагаете?».
    6. Не западай.
      Как часто мы привязываемся к человеку, предмету или занятию? Насколько эта привязанность может быть сильна, не ставя наше душевное равновесие под угрозу? Для каждого свой ответ на этот вопрос. Только помните: с помощью этих эмоциональных связей вас легко шантажировать. Не позволяйте вашим близким становиться домашними террористами, не западайте.
    7. Не ставь цель (цель должна служить маяком).
      Для меня это был самый странный закон. Для меня важно быть целеустремлённым. Для осознания его мудрости мне потребовалось некоторое время. Именно поэтому я предпочитаю его формулировку с дополнением про маяк. Если цель поставлена неправильно, то после её достижения наступает опустошение. Скорее всего, эта цель навязана вам извне. Поэтому всегда задавайте себе или людям, вдохновляющим вас на свершения, вопрос «А что потом?». Приведу в качестве примера еще одну из любимых фраз всех родителей: «Тебе надо получить высшее образование». А что потом? Быть риелтором, торговым консультантом или начинать свой бизнес можно и без высшего образования.
    8. Не мешай.
      Самый гениальный из всех законов. Им можно и нужно пользоваться и в отношении себя, и в отношении других людей. Фраза «Не мешай, пожалуйста» способна творить настоящие чудеса. Главное — сказать её прежде, чем вы начнёте испытывать раздражение.
    9. У природы нет плохой погоды.
      Закон с наибольшим философским потенциалом. Он учит использовать любую возможность, в том числе и свои промахи. Его по-разному формулируют в других системах. Например, в НЛП он звучит так: «Не бывает поражений, бывает только обратная связь». Так многие окружающие будут рады напомнить вам о ваших неудачах или пожаловаться на то, как всё плохо вокруг. С помощью этого подхода легко влиять на ваше настроение. В таких случаях помните: не бывает плохого или хорошего, есть только ваше отношение.
    10. Не осуждать, не критиковать.
      Порой очень тяжело сдержаться и не покритиковать других людей. Только критика никому не нужна — ни вам, ни окружающим. Помните об этом. Когда вас в очередной раз будут осуждать, выслушайте, но не критикуйте в ответ. Вот моя обойма вопросов для таких судей: «И что из этого следует?», «Как ты предлагаешь поменять эту ситуацию?», «Почему ты считаешь, что только твоя оценка ситуации правильная?». А лучше просто не берите дурного в голову, а тяжёлого — в руки.
    11. Не передавай информацию, не сделав её своей (опытом, навыком, умением).
      Этот закон — самый важный для авторов на Лайфхакере. Если вы не проверяете ту информацию, которую распространяете дальше, то вы превращаетесь в сплетницу. Вашим словам перестают верить. Этим с радостью воспользуются ваши недруги. Общаясь с другими людьми, уточняйте, как именно они проверили информацию, которую они вам сообщают. Большинство её вообще никак не проверяют, становясь жертвой подковёрных игр или политической пропаганды.
    12. Везде и всегда спрашивай разрешение.
      Закон из области этикета. Его использование не только застрахует вас от лишних усилий, но и создаст вам имидж вежливого человека. Только спрашивайте с внутренней уверенностью, иначе будете выглядеть, как вечно сомневающийся чудак. Кстати, этот закон я невольно использовал, предлагая спрашивать о том, нужна ли человеку помощь. Точно так же связаны и другие законы друг с другом, создавая тем самым ментальный щит от манипуляций. Пользуйтесь им с улыбкой, так же как при выполнении асан.

    Что такое законы нлп

    Базовые модели НЛП

    Периоды профессионального роста

    Задумывались ли вы о том, каким способом люди хотят развиваться, обучаться, делать карьеру, достигать профессиональных успехов? Ставя цели, люди формируют ожидания. Вот вы, например, что ожидаете от этого проекта? Вы хотите научиться чему-то новому или Вы здесь по какой-то другой причине?

    В жизни, бизнесе нам часто приходится начинать что-то новое, обучаться. Знание о моделях и принципах встраивания навыков в опыт позволяет быстро и эффективно достигать профессионального роста.

    Одна из рассматриваемых моделей — «круг обучения». Обучение — это непрерывный и постоянный процесс балансирования между получением новой информации и приспосабливанием уже имеющихся знаний к новой информации. Можно выделить четыре стадии в круге обучения между первоначальным знакомством с новым материалом (навыками, концепциями и пр.) и компетентностью.

    1. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ — у вас нет навыка, информации, и вы не знаете о его отсутствии или вообще о возможности существования такого. Когда вы осознаете недостаток навыка, вы переходите во вторую стадию.
    2. СОЗНАТЕЛЬНАЯ НЕКОМПЕТЕНТНОСТЬ — вы знаете, что у вас не хватает навыка. Осознание своей некомпетентности может замотивировать вас на приобретение недостающего навыка. Это также может породить чувства неуверенности и дискомфорта, которые мешают обучению.
    3. СОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — вы знаете, что входит в структуру и содержание, и с этого момента, как правило, начинаете практиковаться.
    4. БЕССОЗНАТЕЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ — когда навык полностью интегрирован, встроен в ваше поведение и вам даже не надо задумываться. Бессознательная компетентность характеризует мастерство.

    На определенных этапах обучения можно проследить некоторые периоды и переходные точки профессионального роста. Рассматривая повышение уровня профессиональной компетентности на примере участников, прошедших обучение на семинарах, можно проследить его динамику.

    График периодов профессионального роста:

    Начиная обучаться новому навыку (уровень сознательной некомпетентности), люди строят относительно обучения определенные ожидания. Обучаясь на семинаре (см. период 1) и связывая полученные знания со своим опытом, они сознательно начинают приобретать новые навыки или улучшать старые, формируя более эффективные стратегии поведения, сравнивая с ожиданием (см. период 2). Если ожидания оправдываются, то на эмоциональном подъеме новые стратегии начинают активно использоваться в профессиональном и других контекстах. Иногда, в случае отсутствия постоянной обучающей среды или возможностей использования полученных навыков, возникает процесс регрессии. Кажется, что новым способом результат достигается гораздо медленнее. Барьер преодоления — это критический период регресса, уровень сознательной некомпетентности потому, что в этот момент часто опускаются руки и вероятность сдаться велика. В этой точке люди часто начинают думать: «Я так не смогу, это не работает». Тогда они возвращаются к старой стратегии, первоначальной компетенции, дающей хоть какой-то результат, не пытаясь продвинуться дальше (см. период 1). Кто-то начинает искать новые альтернативы (см. период 3-4), которые, возможно, будут ошибочными или вообще перестают заниматься развитием. Об этом принципе важно помнить, если вы действительно хотите управлять изменениями.

    Когда человек методом проб и ошибок достигает первичной стабильности навыков (см. период 4), добиваясь успеха, раз за разом, у него вырабатывается определенная стратегия, неизменно приводящая к результату в его профессии, и соответственно оттачивается его мастерство (см. период 5). Человек испытывает радость от успеха, потому что его ожидания сбылись. Разумеется, новая стратегия часто пробуждает новый уровень бессознательной компетентности. Осознание результатов дает возможность интегрировать полученные в результате семинара знания и навыки, на более комплексном, новом уровне вырабатываются дополнительные эффективные стратегии. Это влечет за собой быстрый профессиональный рост обучающихся (точка запуска синергетического эффекта), резко возрастает мастерство (см. период 6).

    Вкратце расскажем, как те же законы работают и в бизнесе. Возьмем компанию, пытающуюся улучшить свою производительность, внося изменения в менеджмент. Если компания набрала хороших сотрудников, то с этим связываются определенные надежды и ожидания. Люди начинают прикладывать чуть больше усилий, и скрытая прежде бессознательная компетентность организации начинает проявляться. Ощутимые, зримые улучшения поощряют людей к дальнейшему совершенствованию. Ожидания и предвкушения успеха в будущем сметают рамки и пределы, и в некоторых случаях достигается значительный успех в деятельности компании. Впоследствии, однако, наступает момент насыщения. Ситуация, кажется, не только не улучшается, но как будто ухудшается. Внезапно эйфория проходит и появляется сознательная некомпетентность. Вслед за наступающим разочарованием люди начинают хвататься за прошлое, желая выждать и посмотреть, что будет. Усилий прикладывается меньше, производительность компании падает. Производительность продолжает снижаться. Далее люди, борющиеся за обучение новым возможностям, необходимым для достижения нового уровня интеграции, могут начать думать: «Это слишком сложно. Не понимаю, зачем мне это учить. Это никогда не было частью моей работы прежде. И, возможно, ничего не изменится».

    Достигнута кризисная точка. Уверенность в новом способе управления падает, все попытки ободрения звучат фальшиво и воспринимаются как манипуляция. Когда уверенность совсем утеряна, все возвращается на круги своя.

    С другой стороны, если барьер преодолевается, то уверенность поддерживается, и новое решение может быть найдено, и новая компетентность выработана. У компании начинается период взлета — производительность соответствует ожиданиям.

    Подумайте о том, на каком этапе профессиональной компетенции Вы находитесь? Какие точки по «указанному маршруту» Вами уже пройдены и что Вы ожидаете в будущем? Задумайтесь, как будут разделяться Ваши действия, если Вы обучаетесь или преподаете?

    Каждая научная и прикладная область знаний имеет свой язык описания и аксиоматический аппарат. Подходы, методология НЛП, принципы работы НЛП-консультанта базируются на приведенных ниже постулатах, выраженных в метафорической форме.

    Для того чтобы проверить эффективность любой пресуппозиции, действуйте так, как если бы она была истинной. Посмотрите на мир сквозь ее «фильтр», сделайте на время одним из ваших убеждений.

    Наилучший способ выяснить, полезна ли какая-то вещь или идея, — это использовать ее.

    • Карта не территория. У каждой личности — своя собственная карта мира.
    • Жизнь и мышление — системные процессы.
    • Разум и тело — части одной и той же кибернетической системы.
    • Самый тонкий элемент системы определяет ее стабильность.
    • Чтобы описать систему, необходимо выйти за ее пределы.
    • Весь наш жизненный опыт закодирован в нашей нервной системе.
    • Субъективный опыт состоит из образов, звуков, чувств, вкусовых ощущений и запахов.
    • Люди стремятся во всем найти смысл.
    • Смысл коммуникации заключается в той реакции, которую она вызывает.
    • Не бывает поражений — бывает только обратная связь.
    • Любое поведение представляет собой наилучший выбор, доступный на данный момент.
    • Намерение любого поведения — позитивно.
    • Каждый из нас обладает всеми ресурсами, нужными для достижения собственных целей.
    • Каждый создает свою собственную реальность.
    • Если хотя бы один человек умеет делать что-либо эффективно, то этому могут научиться другие.
    • Вселенная, в которой мы живем, дружелюбна и изобильна.

    Раппорт — динамическое состояние, возникающее между двумя и более людьми во время коммуникации, характеризующееся увеличением согласованности взаимодействия людей, повышением их взаимопонимания и сопровождающееся чувством глубокого доверия друг к другу. Метафорой раппорта может служить эффект резонанса. В момент, когда частоты двух независимых источников колебания начинают совпадать, амплитуда их колебаний резко возрастает. Так и в общении людей: если какие-либо «параметры» (их может быть достаточно много) двух человек начинают совпадать, то эффективность их коммуникации возрастает многократно.

    Раппорт легко устанавливается между людьми, достаточно долго существующими вместе (члены семьи, близкие друзья), так как за долгое время общения они выработали свой эффективный стиль взаимодействия. Наблюдая за людьми, находящимися в раппорте, вы можете заметить, что многие их поведенческие паттерны (жесты, позы, дыхание, голосовые характеристики и др.) совпадают. Известно, что иногда после долгих лет совместной жизни муж и жена начинают быть похожими друг на друга. Что же касается индивидуумов, которые могут легко и быстро входить в раппорт с незнакомыми людьми, то раньше мало кто мог дать точное сенсорное описание алгоритма их поведения в этот момент. Таких людей называли «прирожденными эффективными коммуникаторами» и считали их умение «быстро входить в контакт» скорее врожденным качеством, чем развиваемой способностью.

    В результате наблюдений за эффективными коммуникаторами было замечено, что, вступая в разговор, они начинали неосознанно повторять некоторые элементы поведения своего партнера. Через несколько минут уже трудно было понять, кто из партнеров повторяет действия другого, а кто является инициатором этих действий. Беседа же при этом становилась достаточно легкой, наполнялась взаимопониманием и доверием. Трудно сказать, что же возникает в самом начале между партнерами по эффективной коммуникации: синхронизация их поведения или чувство доверия и взаимопонимание (то есть раппорт).

    Так как жизнь современного делового человека (учителя, врача, продавца, бизнесмена, политика и др.) насыщена общением с самыми разными людьми, то очень многое в успехе его деятельности может зависеть от умения быстро входить в раппорт. Переводя фокус своего внимания на технологическую сторону коммуникации, человек может развивать свои способности в установлении раппорта.

    Установление раппорта происходит через две последовательные фазы: подстройку и ведение.

    В связи с тем, что установление раппорта сопровождается синхронизацией ряда элементов у партнеров по коммуникации, то первое, что можно сделать — это не ждать, пока синхронизация наступит сама, а влиять на этот процесс. Для этого можно использовать подстройку. При этом вы берете активную роль на себя и позволяете вашему партнеру оставаться самим собой, чем сильно облегчаете начало общения. Вы начинаете сами синхронизироваться с партнером, то есть подстраиваться под его «параметры» общения. Это дает вам сразу несколько позитивных результатов. С одной стороны, ваш партнер бессознательно воспринимает такое поведение как ваш шаг ему навстречу. С другой стороны он бессознательно начинает видеть (слышать) в вас «свое отражение»,а кому человек доверяет больше, чем себе? Итак, таким путем вы сможете достаточно легко синхронизироваться с вашим партнером, а это означает, что вы оба будете взаимодействовать как единая система из двух элементов.

    Если вам удалось хорошо синхронизироваться с вашим партнером и объединиться в единую систему, то, по законам систем, при изменении одного элемента в системе для сохранения ее целостности должны измениться и другие ее элементы. Поэтому если на этапе ведения вы измените что-нибудь в своем поведении, то ваш партнер последует за вами, чтобы сохранить синхронизацию («резонанс ваших физиологий»). В итоге вы сможете повести вашего партнера в выбранном вами направлении, причем таким путем, что ему это будет удобно и легко.

    Эта стадия взаимодействия характеризуется тем, что уже трудно установить, кто является ведущим, а кто ведомым. Оба партнера действуют настолько слаженно, что буквально «предугадывают» изменения друг у друга или изменяются практически одновременно. Неудивительно, что два человека, долго работающие вместе, иногда и «думают одинаково».

    Сенсорные репрезентативные системы

    Сенсорная репрезентативная система (с.р.с.) — это система, состоящая из сенсорного анализатора, воспринимающего и совершающего первичную обработку поступающей информации от внешних или внутренних раздражителей, и нейронных путей, передающих эту информацию в закодированном виде в соответствующие зоны коры головного мозга для окончательной переработки и использования поступившей информации.

    С.р.с. являются своего рода «фильтрами» восприятия. Они определяют тот спектр восприятия реального мира, который физиологически доступен человеку (в визуальной системе: 380-680ммк; в аудиальной системе: 20-20000Гц; в кинестетической системе: запах многих вредных веществ человек ощущает только тогда, когда их ПДК (2) превышена в несколько раз ).

    Так как каждая с.р.с. напрямую связана с операциями получения, переработки, организации, хранения и вывода информации, то, используя их в той или иной последовательности, человек создает свою собственную репрезентацию (отражение) реального мира (другими словами — субъективную модель мира).

    От направленности нашего внимания зависит то, в каких комбинациях используются сенсорные репрезентации для кодирования/записи происходящих вокруг нас процессов и событий. Известно, что сознательно человек может воспринимать 7±2 единицы информации одномоментно (3), и разные люди по-разному «распределяют» этот резерв восприятия между с.р.с. Следовательно, тот «фильтр», через который пройдет больше битов информации в единицу времени, и обеспечит, в конечном итоге, полноту и характер (визуальный, аудиальный, кинестетический) «сенсорной записи».

    Таким образом, люди будут иметь предпочтения в способах получения и работы с информацией, выделяя среди трех с.р.с. одну, наиболее часто и тонко используемую и, следовательно, вносящую наибольший вклад в репрезентацию мира. Такая с.р.с. называется ведущей.

    Люди опираются на ведущую с.р.с. как в поведении, так и в речи, а также организуют с ее помощью свои стратегии мышления. Людей с ведущей визуальной р.с. называют визуалами, с ведущей аудиальной р.с. — аудиалами, с ведущей кинестетической р.с. — кинестетиками.

    По способу обработки информации визуальная, аудиальная и кинестетическая р.с. сильно различаются. Визуальная р.с. — равнонаправленная и одновременная, аудиальная р.с. — пошаговая, последовательная, кинестетическая р.с. — аналоговая и селективная.

    (1) — Эти две С.Р.С. обычно объединяют с Кинестетической репрезентативной системой.

    (2) — Предельно Допустимая Концентрация.

    (3) — Миллер Дж. Магическое число семь плюс или минус два. — В: Инженерная психология. Москва, 1965.

    Данная тема в современном НЛП является одной из центральных, так как определяет закономерности в рассмотрении субъективных процессов человеческого опыта, вносит структуру в их описание и логику взаимосвязей и соподчинения, таким образом напрямую позволяя определять критерии оценки в работе любого НЛП-консультанта. Тема «Логических уровней» была разработана Робертом Дилтсом как обобщение идей, выдвинутых крупнейшими философами настоящего столетия Грегори Бейтсеном и еще ранее Бертраном Расселом. В данной парадигме НЛП удачно сочетает строгий логический подход к познанию Б. Рассела, основанный на выделении логических типов в информации, и экологичный взгляд Г. Бейтсона на обучение живых существ на основе построения субъективных моделей, балансирующих между структурой и спонтанностью в познании.

    Давно замечено, что почти во все времена своего существования человек стремился установить и организовать различного рода иерархии (социальные, ценностные, познавательные и т.д.), являясь «существом предпочитающим». Задумывались ли вы, что является источником этих иерархий: природа или человек? Кто определил, что человек является вершиной эволюции, а лев — царем зверей? В то время, как известно, что в среде интенсивного радиоактивного заражения выживают только такие «низшие» существа, как тараканы. Когда мы говорим о важности или соподчиненности, полезно определить, что является критерием, по которому устанавливаются такие связи. Существует ли он объективно или в субъективном мире человека? На наш взгляд, более объективно было бы считать, что большая часть существующих вокруг нас иерархий — это конструкции, порожденные самим человеком, его психикой как проекции собственной самоорганизации. В организме человека существуют естественные иерархии на различных уровнях, например, на нейрофизиологическом уровне: Центральная Нервная Система — Иммунная система — Эндокринная система — Системы внутренних органов — отдельные Органы и так далее до организации конкретной клетки. В этой последовательности явно проявляется соподчинение и нелинейность взаимосвязи указанных элементов. Аналогичная организация свойственна и для сенсорного уровня. Создавая собственные репрезентации относительно этого мира, человек делает их различными по значимости, выделяя среди них более важные и менее важные.

    Проявление иерархичного устройства психики человека было бы закономерным искать прежде всего в процессах познания и обучения уже с первых шагов взаимодействия человека с окружающим миром. Это впервые сделал Г. Бейтсон, выделив «Логические уровни обучения», на основании которых он описывал соподчинение элементов опыта человека. Виспользуя усовершенствованную Р. Дилтсом модель Логических уровней, процесс накопления жизененного опыта можно кратко описать следующим образом:

    С момента рождения человек попадает в богатейшую среду предметного мира, мгновенно получая информацию данного класса о вещах, людях, контекстах. Пробуя взаимодействовать с окружением, человек обучается разным вариантам поведения, которые достаточно быстро обобщаются в мыслительные и поведенческие стратегии и способности. Проявляя различные способности, человек начинает формировать систему веры и убеждения относительно масштабов своих возможностей и границ личного опыта, устанавливая при этом особые ценностные предпочтения. Обобщая приобретенный опыт, человек учится осознавать себя в соотношении с другими людьми, определяя свою самость, неповторимость, то есть собственное «Я» как целое. И затем на определенном этапе человек формирует свое представление о собственном назначении во взаимосвязи с семьей, обществом, планетой, Вселенной на основе представления о личностном своеобразии.

    Р. Дилтс более широко распространил модель Логических уровней, применяя ее к пониманию закономерностей процессов обучения, построения субъективного мира человека, коммуникации и т.д.

    Применительно к ней действует более общий закон, сформулированный Б. Расселом для определения взаимоотношения между классами информации различных логических уровней, иначе — «Закон Пирамид»: «Изменение, происходящее на более низком Логическом уровне, почти никогда (очень редко) не приводит к изменениям на более высоком Логическом уровне; а изменение, происходящее на более высоком Логическом уровне, почти всегда приводит к изменениям на более низких Логических уровнях».

    Закон «Логических уровней» очень важен с точки зрения НЛП для выбора способов работы с клиентом.

    Проявление Логических уровней в языке

    «В лесу было много грибов, хвойные и лиственные деревья, большое озеро, птицы, жаркий костер, брезентовая палатка, прохладный вечер» — это ОКРУЖЕНИЕ. «Мы собрались, развели костер, сели вокруг большого костра, приготовили вкусную уху, пели песни, много разговаривали и разными вещами занимались» — это ПОВЕДЕНИЕ. «Я могу выучить много иностранных слов», Я могу больше водки выпить», «Я могу ночью не спать», Я дальше копьё бросаю», «Я быстрее читаю», «Я лучше анекдоты рассказываю» — это СПОСОБНОСТИ. «Если я не буду ходить на лекции, то я никогда не сдам экзамен»; «Ты не пришел вовремя — значит ты меня не уважаешь»; «Я не могу выучить английский язык, потому что в моем окружении нет носителя языка» — это УБЕЖДЕНИЯ. «Самое важное на земле — это творить добро«; «Порядочность — вот что отличает хорошего бизнесмена» — это ЦЕННОСТИ. «Я — директор школы«; «Я — отец семейства«; «Я — учитель«; «Я — курильщик«; «Я — человек, открытый ко всему новому» — это ЛИЧНОСТНОЕ СВОЕОБРАЗИЕ.

    Одним из важных инструментов в арсенале НЛП-консультанта является модель описания эффективных стратегий (планирования, переговоров, развития организации, продаж и т.д.), известная как модель Т.О.Т.Е (Миллер, 1960). Аббревиатура Т.О.Т.Е. в переводе с английского расшифровывается, как: Тест-Операция-Тест-Выход. Использование этой модели помогает консультанту более точно распределить внимание между целью и средствами ее достижения.

    Модель Т.О.Т.Е. позволяет динамически описывать процесс достижения цели и выделять ключевые технологические элементы в этом процессе. Одно из базовых утверждений этой модели заключается в том, что цель достижима только при наличии ее точного описания. Иначе говоря, цель должна быть сформулирована настолько конкретно, чтобы ее можно было «увидеть», «услышать» и «почувствовать». В противном случае мы можем сколь угодно долго расходовать ресурсы организации на воплощение поставленной цели и при этом не заметить момента ее достижения. Игнорирование выработки четких свидетельств реализации цели может обернуться неудовлетворенностью полученными результатами, так как они вряд ли когда-нибудь полностью совпадут с Вашими ожиданиями. Или же выяснится, что все затраченные усилия не только не привели Вас к желаемой Цели, но, наоборот, увели Вас в противоположном направлении.

    В результате проведенных в НЛП исследований было выявлено, что многие успешные и гениальные люди, которые в кратчайшие сроки могли реализовывать самые невероятные проекты, обладали уникальными стратегиями создания цели. Например, Уолт Дисней при работе с целью буквально рисовал внутренний «фильм» о ней. Он мог во всех ракурсах и деталях рассмотреть то, чего он хочет достичь, будь то мультфильм, структура организации или «Диснейленд». Он мог заранее представить, какие слова он хотел бы услышать от сотрудников, заинтересованных потребителей, критиков. Дисней позволял себе мысленно очутиться в том времени, в котором ожидал реализации цели, и «прочувствовать ее изнутри», определив, что будет для него сигналом достижения результата.

    Короткий пример начала работы с Целью:

    Все выше описанное является функцией первого Теста в модели Т.О.Т.Е.

    Следующий важный технологический элемент в стратегии достижения цели — наличие достаточного выбора Операций (шагов, действий), которые приближают нас к ней. Чем больше разнообразие, состав и последовательность выполнения шагов, тем больше гибкость всей системы в продвижении к цели. Например, в случае невозможности реализации какого-то конкретного действия всегда можно выбрать альтернативное действие.

    Еще один элемент, являющийся сердцем любой самоорганизующейся системы (человек, семья, организация, общество), — это петля обратной связи. Постоянно получаемая обратная связь позволяет замечать, на сколько каждый конкретный шаг приближает нас к цели или, наоборот, уводит от нее. Наличие этой обратной связи дает возможность адаптироваться к изменениям условий внешнего мира и своевременно реагировать на возникающие в процессе реализации цели сложности. В модели Т.О.Т.Е. петля обратной связи реализована во втором Тесте. Его функция заключается в постоянном сравнении того, что Вы получаете в результате каждого действия, с представлением Вашей цели. Отсюда следует, что кроме критериев достижения цели полезно иметь промежуточные критерии, которые, как вехи, будут указывать верное направление (например, подпись одной из сторон, заключающих договор). Итак, если итог сравнения на втором Тесте неудовлетворителен (цель еще не достигнута), Вы можете вернуться на этап Операций и выбрать другое действие или подкорректировать предыдущее. Если же итог сравнения удовлетворителен, т. е. в результате Ваших действий реальность совпала с описанием цели, то Вы можете завершить процесс ее достижения. Но так как после достижения цели человек не может просто «отключиться», как если бы он нажал кнопку «Выкл.», то очень важно уметь вовремя переключиться на другой процесс. Иначе стратегия может зациклиться. Например, заключив договор, человек может еще долго продолжать думать об альтернативных вариантах его формулировки и все время ощущать незаконченность процесса. За своевременный переход от одного процесса к другому отвечает точка — Выход.

    Список вопросов, помогающих выделить каждую точку модели Т.О.Т.Е. при формулировании Цели:

    1. Какова Ваша цель? (формулировка цели).
    2. Как Вы ее представляете? В каких образах, словах и звуках, ощущениях и действиях?
    3. Почему для Вас важна эта цель? Какие убеждения и ценности ее поддерживают?
    4. Что Вы будете делать для достижения Вашей цели: во-первых, во-вторых…?
    5. Как Вы будете знать, что движетесь в выбранном направлении? Что Вы будете видеть, слышать и чувствовать в процессе достижения цели? Какие промежуточные результаты Вы выделите в этом процессе?
    6. Какие трудности и вызовы могут встретиться Вам на пути достижения цели? Как бы Вы хотели на них реагировать?
    7. Как Вы узнаете, что достигли Вашей цели? Что Вы увидите, почувствуете и услышите, когда цель будет достигнута? Как Вы поймете, что процесс завершен?

    Позиции восприятия — тройственное описание

    Кроме разделения информации на сенсорные составляющие и распределения ее по определенным иерархиям, человеку (а, точнее, его мозгу) также свойственно различать информацию относительно 3-х позиций восприятия. Три позиции восприятия позволяют различать, какая часть информации принадлежит лично человеку, какая часть информации принадлежит другим людям и объектам, а какая часть информации наиболее объективна, то есть она применима ко многим объектам.

    Один из важных компонентов, позволяющий осуществлять позиционные переходы, это механизм ассоциации-диссоциации. Итак, рассмотрим поочередно каждую из трех позиций восприятия.

    1 позициявосприятие мира из вашей личной карты. Оценка события со своей собственной точки зрения, основанная на вашей системе ценностей. Внешний мир вашими глазами. 1-я позиция восприятия — это ассоциация с самим собой. Когда вы говорите о себе, пользуйтесь местоимениями первого лица: «Я слушаю», «Я чувствую».

    2 позициявосприятие мира из карты другого человека. Оценка события с точки зрения другого человека, основанная на его системе ценностей; внешний мир чужими глазами. 2-я позиция — это ассоциация с другим человеком (объектом). Когда вы ассоциируетесь с кем-то и реагируете на то, как вы выглядите, пользуйтесь местоимениями второго лица: «Ты. «, «Ты выглядишь». Когда мы хотим, чтобы другой человек перешел в нашу позицию восприятия (для него — во 2-ю позицию), то обычно говорим: «Попробуй встать на мое место», «Посмотри на это моими глазами». И наоборот, когда мы сами хотим оказаться во 2-й позиции, то говорим: «Будь на моем месте Вася, он бы…», «Будь я Леной, я бы…».

    3 позициявосприятие мира из более широкой карты. Оценка события с точки зрения нейтрального\беспристрастного\независимого\объективного наблюдателя, выходящая за рамки убеждений и предположений первой и второй позиций. 3-я позиция — это не просто диссоциация от события, это возможность выйти за границы карт 1-й и 2-й позиции на более обширное пространство. При рассказе о себе (1-я позиция) или о другом (2-я позиция) употребляются местоимения третьего лица: «Он думает», «Он хочет», «Она хочет», «Они не согласны» и т.д. 3-я позиция — это широкий взгляд со стороны. Если при диссоциации мы просто смотрим на себя со стороны, сохраняя свои привычные критерии оценки, то из 3-ей позиции мы смотрим на себя как на элемент системы (участника группы, один из объектов), что позволяет нам уделять максимум внимания взаимоотношениям (связям), которые сложились в этой системе.

    Каждый человек время от времени бессознательно совершает переходы по всем трем позициям восприятия. Но так же, как у человека существует предпочитаемая сенсорная репрезентативная система восприятия, существует и предпочитаемая позиция восприятия.

    Модель S.C.O.R.E.
    (симтомы-причины-результат-ресурс-эффекты)
    Модель сбора информации в НЛП на основе системного мышления

    (c) Р. Дилтс, Т. Эпштейн, 1987 год

    Ключевым моментом эффективного решения проблем является определение проблемного пространства. Взаимоотношения, ценности, восприятия и убеждения — все вносит свой вклад в проблемное пространство.

    До того, как начать искать решение, полезно осознать, что составляет проблемное пространство. Основной принцип поиска решения гласит: мы не можем решить проблему, мысля так же или имея тот же способ, в котором создавалась проблема. Словами Альберта Эйнштейна: «Наш разум, создав проблемное пространство, возможно, не покажет нам выхода оттуда».

    Что есть проблема? Что превращает нечто в проблему? Какие важные элементы определяют проблемное пространство?

    Прежде всего, важно осознать, что если у вас нет цели, вы не стремитесь к результату — нет и проблемы. Если вы не хотите перемен — вы остаетесь в том же состоянии и проблем не возникает. На самом деле, часто задаваясь целью, мы автоматически создаем проблему. Проблема — это различие между вашим сегодняшним (настоящим) состоянием и желаемым, а также теми задачами, с которыми вам надо справиться, чтобы достичь желаемого состояния.

    Итак, проблемное пространство определяется взаимоотношениями между целью или результатом, симптомами, возникающими при достижении результата, причинами этих симптомов и будущими ожидаемыми эффектами от этих результатов. Для поиска ресурса, который поможет эффективному «лечению» отдельного симптома, важно знать причины симптома, желаемых результата и эффектов.

    Навыки системного мышления можно применить для определения любого элемента пространства модели S.C.O.R.E. В дополнение к нахождению потенциальных ресурсов и альтернатив системное мышление определяет результаты, предвосхищает эффекты, определяет и измеряет симптомы и обнаруживает причины.

    а. Симптомы — типичные, наиболее заметные и осознаваемые аспекты существующей проблемы или проблемного состояния; такие, например, как замешательство или конфликты.

    б. Причины — это основные элементы, отвечающие за создание и поддержание симптомов. Как правило, они менее очевидны, чем порождаемые ими признаки. Это жесткие способы восприятия ситуации или устаревшие убеждения, ведущие к конфликту или замешательству.

    в. Результат — это конкретные цели или желаемые состояния, которые должны прийти на смену симптомам (например, принятие и применение новой политики и технологии).

    г. Ресурсы — это основные элементы, ответственные за устранение причин симптомов и поддерживание желаемых результатов; средств и альтернатив общения. Они, как правило, отвечают на вопросы где, когда, что, как, почему и кто изменит прежние политику и технологии.

    д. Эффекты — это более долгосрочные следствия достижения конкретного результата, такие, как усовершенствование и повышение продуктивности, прибыльности или качества работы, ожидавшееся как следствие изменения политики или технологии.

    При определении этих элементов проблемы и пространства решений системное мышление может быть применено для: 1) сбора информации у человека, группы, коллектива; 2) фокусирования на разных аспектах проблемного пространства; 3) принятия различных перспектив и позиций восприятия; 4) создания множественного описания проблемы и ее потенциального решения.

    1. Что является симптомом проблемы?
    2. Какова причина симптома этой проблемы?
    3. Какого результата вы хотите? Или какую цель достигаете, решив эту проблему?
    4. Каким будет долгосрочный эффект от достижения этой цели?
    5. Какие ресурсы помогут устроить причину проблемы?
    6. Какие ресурсы помогли бы достичь результата?

    (c) 1999 den skurida, M.A.NLP
    Центр НЛП в Образовании

    | В начало страницы | | На основную страницу |

    Еще по теме:

    • О социальной поддержке многодетных семей в тамбовской области закон Закон Тамбовской области от 7 апреля 2014 г. N 393-З "О внесении изменений в статью 3 Закона Тамбовской области "О социальной поддержке многодетных семей в Тамбовской области" (принят Тамбовской областной Думой 28 марта 2014 г.) Закон Тамбовской области от 7 апреля 2014 г. N 393-З"О […]
    • Законом n 306-фз Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ"О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" С […]
    • Нотариусы подольск карта Нотариусы Подольска: места расположения, телефоны, время работы Иметь сведения, о том, где находятся нотариусы Подольска, если вы живете именно в этом городе, крайне важно. Ведь, их услуги сейчас необычайно необходимы. Например, нотариусы по наследственным делам в Подольске – […]
    • Пункте 63 приказа мвд no 185 Приказ №185 ГИБДД — отменили или нет? Отмена 185 Приказа Статья обновлена 12 Октября 2017 года после вступления в силу нового Приказа и обновления Администратвиного регламента МВД. Новость об изменениях в Приказе №185 МВД всколыхнула интернет. И на сегодня данная новость приобрела самые […]
    • Переводчик с русского на английский для споров на алиэкспресс Объявление Поделиться интересной темой Репутация: 58757 Влияние: 598 Сообщений: 6659 С нами с 15.12.13 Карманный разговорник AliExpress. Словарь стандартных фраз для общения с продавцами на Aliexpress. Небольшая памятка для покупателя: русско-английский словарик […]
    • Право на адвоката в налоговой Федеральная палата адвокатов обратилась в Генпрокуратуру из-за письма ФНС о налоговом контроле Федеральная палата адвокатов (ФПА) обратилась в Генпрокуратуру из-за письма Федеральной налоговой службы (ФНС), в котором говорится, что присутствие адвокатов на допросах руководителей компаний […]
    • Корни с чередованием клон клан правило Корни с чередованием. Все правила Чередование, зависящее от букв в суффиксе или корне Правило I. Корни с чередованием И//Е Если за корнем стоит суффикс А, то в корне пишем букву И, но если суффикса А нет, то в корне пишется буква Е. -бир-а // -бер- (со бИр ать — за бЕр ёшь) -пир-а […]
    • Гражданские правовые споры это разногласия Гражданско-правовые споры Самый распространенный вид споров – гражданско-правовые споры. Несмотря на то, что жилищные споры, семейные споры выделяются в отдельную категорию дел в силу своей специфики, они также относятся к гражданско-правовым отношениям и в том числе регулируются […]