Действие закона по предмету

Субсидиарное действие закона

СУБСИДИАРНОЕ ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — особенности распространения действия закона в зависимости от положения отрасли права. Субсидиарное действие закона означает применение положений закона, относящегося к одной отрасли, для регулирования отношений, входящих в предмет иной отрасли. Например, применение норм гражданского кодекса РФ для регулирования семейных, земельно-правовых, трудовых правоотношений. Принцип субсидиарности действия закона основан также на том, что в рамках той или иной отрасли права в пределах отдельных институтов существует приоритет специальных норм: если в законе содержатся общие положение по тому или иному кругу общественных отношений и в то же время предусмотрены особые специальные нормы, рассчитанные на разновидность этих отношений, то при решении юридических вопросов, касающихся данной разновидности, действуют специальные нормы.

Элементарные начала общей теории права. — Право и закон, М.: КолосС . под общей ред. д-ра юрид. наук, проф. В. И. Червонюка . 2003 .

Смотреть что такое «Субсидиарное действие закона» в других словарях:

Действие закона по предмету — область отношений и круг лиц, на которые распространяется действие закона. Пределы действия нормативного акта по предмету определены тем, на какой предмет или круг общественных отношений распространяются нормы, содержащиеся в данном акте, и к… … Элементарные начала общей теории права

Глава 15. Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц — Глава 15 ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО ПРАВОВЫХ АКТОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно правовых актовВремя действия закона (правовое время) … Элементарные начала общей теории права

Сирия — Сирийская Арабская Республика Государственное устройство Правовая система Общая характеристика Гражданское и смежные с ним отрасли права Уголовное право и процесс Судебная система. Органы контроля Литература Государство на Ближнем Востоке.… … Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник

Гражданское право — Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов. Гражданское право отрасль права, объединяющая правовые нормы, регулирующие имущ … Википедия

Доктрина — (Doctrine) Содержание Содержание 1. как источник права 2. Доктрина в мусульманском праве 3. Доктрина фашизма Философия фашизма Антииндивидуализм и свобода и нация Политическая и социальная доктрина 4. Расовая доктрина 5. Военная доктрина Доктрина … Энциклопедия инвестора

мусульманское право — (шариат, фикх). М. п. возникло вместе с появлением ислама как монотеистической религии и становлением мусульманского государства — халифата. Окончательно сложилось в VII—X вв. В широком смысле М. п. включает как чисто религиозные… … Энциклопедический справочник «Африка»

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА

Словарь финансовых терминов .

Смотреть что такое «ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА» в других словарях:

Действие закона — (англ. effect of law) в теории права обязательность исполнения закона в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга субъектов права. Д.з. во времени начинается с момента вступления… … Энциклопедия права

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — распространенность закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Д.з. во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания нет, то срок его вступления в силу определяется … Юридический словарь

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — обязательность исполнения закона в течение определенного времени (Д.з. во времени), на определенной территории (Д.з. в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов права. Д.з. во времени начинается с момента… … Юридическая энциклопедия

действие закона — распространенность закона во времени, пространстве и по кругу лиц. Д.з. во времени начинается с момента вступления его в силу. Этот момент может быть специально указан в законе. Если такого указания нет, то срок его вступления в силу определяется … Большой юридический словарь

Действие закона — (или иного нормативно правового акта) понятие, определяющее пределы обязательности закона во времени, в пространстве, по кругу лиц. Устанавливается либо общими постановлениями, либо специальными актами применительно к данному закону.… … Большая советская энциклопедия

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — один из общеправовых принципов, означающий, что нормативный правовой акт, вступивший в силу, считается официально действующим до тех пор, пока он не будет официально отменен. Принцип Д. з. выражается прежде всего в установлении определенного… … Энциклопедический словарь конституционного права

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА — обязательность исполнения закона в течение определенного времени (Д.з. во времени), на определенной территории (Д.з. в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, организаций и иных субъектов права. Д.з. во времени начинается с момента… … Энциклопедический словарь экономики и права

Действие закона по предмету — область отношений и круг лиц, на которые распространяется действие закона. Пределы действия нормативного акта по предмету определены тем, на какой предмет или круг общественных отношений распространяются нормы, содержащиеся в данном акте, и к… … Элементарные начала общей теории права

Действие закона (нормативного акта) — состояние реального функционирования (правового регулирования) закона (нормативного акта): а) в определенном отрезке времени; б) на определенной территории; в) в отношении определенного круга лиц (граждан, организаций, государственных органов).… … Теория государства и права в схемах и определениях

ДЕЙСТВИЕ ЗАКОНА, ИНЫХ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ — обязательность исполнения закона, иного нормативного правового акта в течение определенного времени, на определенной территории (в пространстве) и в отношении конкретного круга лиц, то есть субъектов права. Вступление в силу нормативных правовых… … Юридический словарь современного гражданского права

Действие нормативных актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Главная > Контрольная работа >Государство и право

МОУ ВПО «Институт права и экономики»

Бухгалтерский учет, анализ и аудит

По дисциплине правоведение

На тему: «Действие нормативных актов во времени,

пространстве и по кругу лиц».

I курса гр. БЗ – 10 – 1

доцент Медведев Ю. В.

1. Действие нормативных актов во времени………………………………………..4

2. Действие нормативных актов в пространстве………………………………. 5

3. Действие нормативных актов по кругу лиц……………………………………..6

Список используемой литературы. 8

Нормативный правовой акт — это официальный письменный акт, изданный компетентным органом или принятый всеми гражданами государства в форме референдума, устанавливающий, изменяющий либо отменяющий нормы права. Это наиболее совершенный источник права, создающий основу для четкости, точности и стабильности правового регулирования, укрепления законности, доступности и обозримости правовых предписаний. Он облегчает надзор за исполнением юридических предписаний, их толкование, систематизацию, учет. Ему присуща письменная, строго документированная форма и особый, четко регламентированный процессуальный порядок принятия и опубликования.

Все нормативные акты находятся между собой в строгой иерархической соподчиненности, от которой зависит юридическая сила каждого из них. Акты нижестоящих правотворческих органов должны соответствовать и не противоречить актам вышестоящих органов.

Нормативные акты классифицируются по их юридической силе, определяемой компетенцией и положением издавшего их органа в механизме государства, а также характером самих актов.

конституция — основной закон государства;

подзаконные акты (указы, постановления, инструкции, декреты, ордонансы и др.).

1. Действие нормативных актов во времени.

Определяя границы действия нормативных актов во времени, Г.Ф. Шершеневич был прав, когда писал, что «закон, как норма, определяющая поведение граждан, имеет начальный и конечный моменты своего действия. Вопрос, с какого времени закон начинает применяться и с какого времени его не следует более применять, чрез­вычайно важен в практическом отношении».

Действие закона, равно как и любого другого норма­тивного акта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается с момента утраты им юридической силы.

Что считается «моментом вступления» нормативное правового акта в силу? Как определяется и с чем ассоции­руется этот момент? В государственно-правовой теории и практике разных стран нет единого ответа на эти вопросы.

В одних случаях вступление нормативно-правового акта в силу связывается с датой его принятия или утверж­дения. Таковыми являются, например, нормативные акты (указы, постановления, приказы и др.), принимаемые в тех или иных странах в чрезвычайных или других экстре­мальных ситуациях. Таковыми были в СССР и союзных республиках — субъектах Федерации — постановления Правительства.

В других случаях вступление нормативно-правового акта в силу соотносится с датой его опубликования (обна­родования).

В Италии, например, законы и регламенты каждой из палат Парламента вступают в силу на 15-й день после их опубликования, если в них не предусмотрено иное. Что же касается большинства других нормативных актов, то они вступают в силу с момента их опуб­ликования.

В Российской Федерации, порядок вступления нормативно-правовых актов в силу регулируется Федеральным законом о порядке опубликования и вступления в силу законов РФ (принят ГД РФ 25 мая 1994г.)

В соответствии с ним, в течение 7 дней с момента принятия закона он должен быть опубликован в официальном источнике, каковыми являются — Российская Газета и Собрание Законодательства Российской Федерации. Закон цитируется по тому, как он опубликован в этих официальных источниках. 23 мая 1996 года был подписан Указ Президента РФ «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с ним эти акты должны быть опубликованы в Российской Газете и СЗРФ в течение 10 дней с момента принятия.

Федеральные законы вступают в действие на всей территории Российской Федерации в течение 10 дней, а указы Президента РФ — в течение 7 дней, таким образом и в том и в другом случае, между принятием акта и вступлением его в силу проходит 17 дней.

В третьих случаях срок вступления в силу нормативно-правовых актов либо определяется самими актами, или же указывается е других, специально изданных актах для введения их в действие.

В специально изданных актах (постановлениях Прави­тельства, распоряжениях Президента и т.д.) указываются сроки вступления в силу таких, скажем, правовых доку­ментов, как Основы законодательства Российской Феде­рации о нотариате (введены в действие постановлением Верховного Совета РФ от 11 февраля 1993 г.), Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации (ут­верждено постановлением Правительства РФ от 4 ноября 1993 г.), Таможенный кодекс Российской Федерации (введен в действие постановлением Верховного Совета РФ от 18 июня 1993 г.).

Для сложных и важных нормативно-правовых актов срок вступления в силу должен быть более длительным. чем для всех других нормативно-правовых актов. Это обусловлено тем, что для ознакомления и изучения, а в ряде случаев и для принятия предварительных, подгото­вительных мер, связанных с реализацией содержащихся в них правовых положений, требуется гораздо больше вре­мени и усилий, чем это необходимо в отношении менее важных и сложных нормативно-правовых актов.

Немалое значение имеют не только сроки, но и спо­собы «вступления в силу», или «введения в действие», нормативно-правовых актов. В подавляющем большинст­ве случаев в настоящее время нормативно-правовые акты начинают действовать одновременно на всей территории (страны, субъекта федерации, округа и т.п.), на которую они рассчитаны. Но не исключается возможность в случае необходимости и постепенного введения их в действие. В России, Франции, Германии и ряде других стран раньше это была весьма распространенная практика, обусловлен­ная невозможностью (технически, организационно, ввиду отсутствия современных средств связи) обнародования одновременно на всей территории страны принимаемого нормативно-правового акта.

Во Франции, например, длительное время действовал специальный декрет (от 5 ноября 1870 г.), в соответствии с которым каждый вновь изданный закон вступал в силу не одновременно на всей территории страны, а постепен­но, по округам. Причем в каждом округе он начинал действовать лишь через день после поступления по почте в его главный город очередного номера журнала Journal Officiel, в котором излагалось содержание данного акта.

Однако несмотря на то, что во многих странах в силу объективных причин широко была распространена прак­тика постепенного введения в действие закона, преиму­щество все же признавалось за вступлением в силу закона одновременно на всей территории государства. Отмеча­лось лишь одно «неудобство», а именно: при установлении ‘»слишком краткого срока» возникало опасение, что закон или иной нормативный акт вступит в силу раньше, чем с ним будет ознакомлено население. В то же время при слишком длительном сроке введения в действие закона могут появиться негативные последствия такого положения.

Вывод, к которому приходили правоведы того времени относительно преимуществ и недостатков вступления в силу законов одновременно и постепенно, сводился к тому, что «сравнительная ценность той и другой системы обусловливается величиною государства и культурой страны»’. В настоящее время ситуация коренным образом изменилась. Система введения в действие закона одно­временно на всей территории получила повсеместное неоспоримое признание.

Нормативно-правовой акт действует вечно, если иное не предусмотрено законом. Согласно сложившейся практике, утрата им юридической силы происходит в результате следующих обстоятельств.

Во-первых, в результате истечения срока действия за­кона или иного нормативно-правового акта, который заранее указывается в самом акте. Такого рода акты указанием сроков действия издаются, например, при вве­дении чрезвычайного положения на определенной территории и на определенный срок, при создании временных государственных органов, действующих в переходный пе­риод.

Во-вторых, в результате прямой отмены действующего нормативно-правового акта другим актом, изданным ком­петентным государственным органом. В законодательстве некоторых стран в связи с этим дается даже специальное разъяснение, каким образом и в силу каких причин со­вершается отмена законодательных актов. Так, в Декрете «Общие положения о законе» Италии, действующем еще с 1942 года, особо поясняется, что «законы отменяются последующими законами, прямо указывающими на такую отмену, либо вследствие несоответствия старых норм новым, либо вследствие того, что новый закон по-иному регулирует отношения, составляющие предмет прежнего закона».

В-третьих, в результате замены действующего норма­тивного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила поведения. Юридическая сила прежнего акта утрачивается в момент введения в действие нового акта. Например, в связи с принятием новой Кон­ституции Российской Федерации, вступившей в силу «со дня официального ее опубликования по результатам все­народного голосования», а именно, 23 декабря 1993 г., одновременно прекратилось «действие Конституции (Ос­новного Закона) Российской Федерации — России, при­нятой 12 апреля 1978 года, с последующими изменениями и дополнениями » ( Раздел второй Конституции 1993 года).

В связи с рассмотрением вопроса о границах действия нормативных актов во времени необходимо рассмотреть такое понятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимается распространение действия закона на все те случаи жизни и общественные отношения, которые имели место до вступления его в силу.

По общему правилу, законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. В практическом плане это означает, например, применительно к России, что в случае возникновения, скажем, имущественного спора или совершения правонарушения применяется тот закон, который действовал во время возникновения спора или совершения противоправного деяния. Презумпция непризнания обратной силы закона действует не только в России, но и в других странах. Например, законодательство Италии предусматривает, что «закон предписывает лишь на будущее: он не имеет обратной силы». Непризнание обратной силы закона способствует стабилизации общества и государства, уверенности каждого гражданина в надежности принадлежащих ему свобод и прав, укреплению законности и правопорядка.

Исключением являются только те случаи применения уголовного закона, которые предусматривают смягчение ответственности за определенные деяния или же вообще ее устранение. В некоторых случаях обратная сила закона признается в гражданском и семейном праве. Однако об этом должно быть прямое указание в законе.

2. Действие нормативных актов в пространстве

Другим немаловажным аспектом действия правового акта является его действие в пространстве. Он позволяет определить пространственные пределы действия закона, сделать различие между актами различных государств, законом государства и международным актом, наконец, между общегосударственной и локальной нормами.

В первую очередь введем понятие территории государства. Это — часть территории земного шара, находящаяся под суверенитетом определенного государства, составными частями которой являются сухопутные, водные, подземные и воздушные пространства, а также приравненные к ней объекты [Советский юридический словарь. С. 369].

В целом можно подразделить правовые акты на общегосударственные, действующие на всей его территории, на действующие на части территории и на международные, распространяющиеся на ряд государств. Следует сказать, что международные договоры не могут приниматься государством без его согласия; тем самым соблюдается государственный суверенитет. Договор, как правило, принимается согласно установленной процедуре законодательным органом и вступает в силу как часть правовой системы государства. В Конституции РФ, например, говорится о месте договора: при том, что “Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу”, “если международным договором… установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора” [Конституция Российской Федерации, ст. 15, п. п. 1, 4 *]. Это означает, что в Российской Федерации такой договор по своей юридической силе стоит всего порядком ниже Основного закона. Таким образом, соблюдаются начала суверенитета. При этом международные договоры России “являются составной частью ее правовой системы” [Там же, п. 4 *]. Аналогичные нормы содержатся, например, в Основном законе ФРГ: “Общие нормы международного права являются составной частью права Федерации” [Конституции буржуазных государств. — М., 1982, с. 179]. Таким образом, можно говорить о включении международного права в право конкретных государств и действии напрямую на их территории как “родного”.

К правовым актам, действующим на всей территории данного государства, в первую очередь можно отнести конституцию (при ее наличии), а также законы, в которых не оговаривается действие на каких-либо определенных территориях. В качестве примера можно привести Конституцию РФ. К правовым актам, действующим на определенной территории, можно отнести отдельные положения законов, относящиеся к определенной территории (например, в случае федерации — к ее субъекту), собственные акты отдельных территориальных единиц (например, субъектов федерации), акты местного самоуправления и локальные нормы права. Действуют повсеместно акты толкования, если касаются повсеместно действующих законов, договоры, если в них самих не оговорена определенная территория действия, индивидуальные правовые акты, если в них прямо или по смыслу не заложено какое-либо ограничение по пространству

В качестве примера закона, действующего на определенной территории, можно взять закон о введении на какой-либо территории чрезвычайного положения. Такого рода акты исходят, как правило, от центральной власти и не подпадают под юрисдикцию субъекта федерации (если государство — федеративное. В случае унитарного государства о собственном законодательстве отдельных территорий не может идти речи). Правовой акт субъекта федерации — его устав (конституция — в случае республики), акты (решения), принятые законодательным органом субъекта в соответствии с уставом (например, решения Новосибирского областного Совета Депутатов). Как указано в Конституции РФ, субъекты федерации вне полномочий федерации и вне пределов совместного ведения федерации и ее субъектов обладают всей полнотой власти. Органы местного самоуправления (муниципалитеты, районные и поселковые советы и т. д.) издают акты, регулирующие “решение… вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью” [Конституция Российской Федерации. Ст. 15, п. 4. *]. Наконец, локальные нормы действуют в пространстве согласно с функциями, осуществляемыми организацией. Замечено, что территория для локальных норм важна постольку, поскольку на ней ведется трудовая деятельность, и в соответствии с этим в самих нормах предприятий координаты пространства указываются как “рабочее место”, “строительная площадка”, “территория завода” и так далее [См.: Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права. — Известия вузов. Правоведение. 1987, № 1, с. 29].

Действие правовых актов в пространстве ограничено территорией государства. Международные договоры применяются, но как часть системы права данного государства. По юридической силе они подчиняются основному закону, но, как правило, являются верховенствующими по отношению к законам. Законы, в свою очередь, распространяют свое действие на всю территорию государства, хотя могут действовать и на определенной территории государства. В федерациях субъекты выпускают свои правовые акты по предметам своего ведения; эти законы действуют только на территории данного субъекта. Кроме того, правовые акты вправе издавать органы местного самоуправления (действуют на территории поселения либо на ее части) и организации (действуют на территории т. н. рабочего места).

3. Действие нормативных актов по кругу лиц

Основным правилом можно назвать следующее: правовой акт распространяет свое действие на всех лиц, находящихся на территории его действия. Пространственно ограниченные акты распространяются на лиц, находящихся на определенной территории, а конституция распространяется на каждого гражданина на всей территории государства.

Действию закона подлежат не только граждане данного государства, но и иностранцы и лица без гражданства, находящиеся на государственной территории. В данном случае закон распространяется и на них. Однако существует исключение из этого правила для лиц, обладающих экстерриториальностью, то есть внеземельности. Он действует в отношении некоторых иностранных граждан, в частности, дипломатов. Согласно ему иностранцы несут ответственность за совершенные правонарушения по законам родной страны. Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства не могут участвовать в ряде правоотношений, например, служить в армии и т. д. Признак территории достаточно условен и для граждан данного государства. Скажем, российские граждане за границей подчиняются не только законам страны пребывания, но и российским законам: например, они должны быть приписаны к определенному призывному участку в России, имеют право избирать и быть избранными в Российской Федерации и т. д. С другой стороны, некоторые правовые акты распространяются только на определенных лиц. Например, уголовная ответственность за воинские преступления распространяется только на военнослужащих. Специальный характер могут носить и отдельные подзаконные нормативные акты. Действие локальных норм ограничено кругом работников предприятия. В индивидуальном правовом акте круг субъектов оговаривается особо.

Правовые акты действуют по кругу лиц на всех граждан на территории данного государства. Он может также распространяться на иностранных граждан и лиц без гражданства за исключением лиц, обладающих экстерриториальностью. Также правовые акты могут действовать только на определенную группу, категорию лиц, либо, в случае индивидуального правового акта, на конкретно указанных лиц. Таким образом, главных оснований действия закона по кругу лиц два: по принадлежности к государству и по принадлежности к какой-либо определенной группе лиц, на которую распространяется действие данного акта.

Итак, основными пределами действия правовых актов являются действие во времени, в пространстве, по предмету и по кругу лиц. Действие во времени является наиболее сложным видом действия. Оно включает в себя приобретение и утрату юридической силы, действие обратное, немедленное и ультраактивное (“переживание”). Однако существует мнение, что эту концепцию необходимо пересмотреть; выделяют обратное, немедленное и перспективное виды действия для нового нормативного акта, досрочное, немедленное прекращение действия и “переживание” — для старого. В пространстве действие правовых актов может быть ограничено границами государства, что не исключает с одной стороны правовых актов, действующих на части его территории, и международных договоров — с другой. При этом международные договоры обязательно включаются в правовую систему государства — участника и не может противоречить его Основному закону. По предмету нормативные акты подразделяются на общие (несущие наиболее общие нормы), отраслевые (регулирующие определенный род общественных отношений) и специальные (регулирующие определенный вид общественных отношений в рамках рода). Наконец, действие акта по лицам состоит в действии на всех граждан данного государства (для Конституции, например), на определенные категории граждан и на определенных, указанных в правовом акте лиц. Также акты действуют по кругу лиц на лиц без гражданства и граждан иных государств, оказавшихся на территории государства (но не действуют на лиц, обладающих экстерриториальностью).

В связи с обилием законов и иных нормативных актов между ними часто возникают столкновения — коллизии. У законодателя в таком случае есть выбор — оставить только одну из коллидирующих норм, поручив ей, таким образом, регулятивные полномочия, или воспользоваться коллизионной нормой. В зависимости от регулируемых коллизий различают четыре вида коллизионных норм: темпоральные (иначе — временные), пространственные, иерархические (иначе — субординационные) и содержательные.

Как говорилось, проблема действия правовых актов во времени сейчас весьма актуальна. Актуальность ее будет только повышаться. В наследство от СССР России досталась масса самых различных актов, часть которых не потеряла своего действия и поныне. Множество самых различных актов предстоит принять в соответствие с Конституцией. И для каждого значимого юридического акта необходимо решить вопрос о границах его действия. Вне сомнения, что построить по-настоящему демократическое общество нельзя без упорядоченной и развитой правовой системы. Развитие происходит все интенсивней, и все чаще встает проблема упорядочения. Постепенно создаются нормативные акты, оговаривающие те или иные моменты действия правовых актов: вступление в силу и ее утрата, немедленное, ретроактивное и ультраактивное действие и т. д. Представляется, что итогом станет единый закон, детально регулирующий все проявления действия всех правовых актов. Такой закон уже в силу своей системности и определенности окажет положительное влияние, способствуя правильному, упорядоченному развитию и, что особенно важно, применению права.

Список используемой литературы

Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). — Информационная система “Кодекс” (состояние на 17 января 2000 года).

Основной закон Федеративной Республики Германия/Конституции буржуазных государств: Учеб. пособие. — М.: Юрид. лит., 1982. — С. 170 — 232.

Семейный кодекс Российской Федерации. — Новосибирск: Ред. газеты “Закон и жизнь”, 1996. — 60 с.

Уголовный кодекс РСФСР. — М.: Государственное издательство юридической литературы, 1950. — 256 с.

Федеральный закон “О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания” (с изменениями на 22 октября 1999 года). — Информационная система “Кодекс” (состояние на 17 января 2000 года).

Алексеев С. С. Государство и право. Начальный курс. — М., Юридическая литература, 1993. — 176 с.

Архипов С. И. Понятие и юридическая природа локальных норм права//Известия вузов. Правоведение. — Л., 1987, № 1. — С. 29 — 34.

Венгеров А. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов. — М., Новый Юрист, 1998. — 624 с.

Юридический энциклопедический словарь/Гл. ред. А. Я. Сухарев; ред. кол.: М. М. Богуславский, М. И. Козырь, Г. М. Миньковский и др. — М.: Сов. энциклопедия, 1984. — 415 с.

50.Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. — alekssandrs Jimdo-Page!

1. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по кругу лиц

Нормативные акты имеют временные, пространственные и субъектные пределы своего функционирования.

Действие нормативного акта во времени обусловлено вступлением его в силу и утратой силы. Согласно ст. 6 Федерального закона «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания», «федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней после их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу».

Здесь важно учитывать принцип, согласно которому закон обратной силы не имеет, т.е. он не должен распространяться на те отношения, которые уже существовали до момента вступления его в юридическую силу.

Придание закону обратной силы возможно в двух случаях:

1) если в самом законе об этом сказано;

2) если закон смягчает или вовсе устраняет ответственность.

Нормативные акты утрачивают свою силу (прекращают действие) на следующих основаниях:

· по истечении срока действия акта, на который он был принят;

· в связи с изданием нового акта, заменившего ранее действующий (косвенная отмена);

· на основании прямого указания конкретного органа об отмене данного акта (прямая отмена).

Действие нормативного акта в пространстве определяется территорией, на которую распространяются властные полномочия органа, его издавшего. Под территорией Российской Федерации понимается ее сухопутное и водное пространство внутри государственных границ, воздушное пространство над ними, недра. К ней относится также территория российских дипломатических представительств за рубежом, военные и торговые суда в открытом море, воздушные корабли, находящиеся в полете за пределами страны.

Действие нормативных актов в пространстве зависит от:

· уровня государственного органа, принявшего данный акт;

· юридической силы акта.

Нормативные акты распространяют свое действие :

· на территорию своей страны (как правило, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные акты высших органов государственной власти и управления);

· на территорию субъекта Федерации (акты органов государственной власти и управления субъекта РФ, которые не могут отменять или приостанавливать на своей территории действие законов общефедеральных органов);

· на территорию, указанную в самом нормативном акте;

· на локальную территорию (предприятия, учреждения, организации).

С вышеизложенными проблемами тесно связано действие акта по кругу лиц. На территории России нормативные акты действуют в отношении всех ее граждан, государственных органов, общественных организаций, иностранцев, лиц без гражданства. Вместе с тем существуют специальные нормативные акты, распространяющиеся только на отдельные категории граждан или должностных лиц (военнослужащих, пенсионеров, милиционеров, студентов, преподавателей, госслужащих, врачей, избирателей, депутатов, судей, прокуроров, ветеранов войны, многодетных матерей и т.д.).

Здесь важно иметь в виду и принцип гражданства, согласно которому граждане России, где бы они ни находились, обязаны соблюдать российские законы. Если гражданин России совершил преступление на территории другого государства, он несет уголовную ответственность по законам России, даже если это деяние не является преступлением в той стране, где он его совершил.

Действие нормативных актов РФ ограничено (в основном в вопросах юридической ответственности) в отношении сотрудников дипломатических представительств иностранных государств и членов их семей.

Еще по теме:

  • Бланк заявления на трактор Как составить договор купли-продажи трактора (образец)? Договор купли-продажи трактора (образец) поможет обывателю максимально ускорить процесс оформления сделки по покупке-продаже специализированного транспортного средства. В этой статье мы опишем особенности заключения договора […]
  • Манга наказание фей Манга Фейри Тейл Если не работает, попробуйте выключить AdBlock Вы должны быть зарегистрированы для использования закладок Информация о манге В королевстве Фиоре признанные маги объединены в множество гильдий, но для молодой «небесной волшебницы» Люси Хартфилии существует только […]
  • Львы высокое разрешение Львы высокое разрешение Издавна, из всех знакомых человеку животных, именно львы (лат. Panthera leo) внушали людям наибольшее уважение. Львов почитали и называли царями зверей, которым приписывали такие качества как благородство, верность и храбрость. Древние египтяне считали льва […]
  • Составить жалобу на тсж Жалоба на ТСЖ Предыдущая статья: Устав ТСЖ Следующая статья: Закон о ТСЖ ТСЖ (товарищество собственников жилья) является законным представителем собственников квартир, расположенных в многоквартирном доме. Цель создания организации – удовлетворение возникающих потребностей ее […]
  • Закон про державний бюджет україни приймається Закон про державний бюджет україни приймається 1. ОРГАНІЗАЦІЙНІ ЗАСАДИ СКЛАДАННЯ ТА ЗАТВЕРДЖЕННЯ ДЕРЖАВНОГО БЮДЖЕТУ УКРАЇНИ 2. ЗАТВЕРДЖЕННЯ МІСЦЕВИХ БЮДЖЕТІВ СПИСОК ВИКОРИСТАНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 1. Організаційні засади складання та затвердження Державного бюджету України Кабінет Міністрів […]
  • Правила бега по кругу Правила бега по кругу Соревнования по беговым видам легкой атлетики проводятся как на стадионе (зимой — в манеже), так и в лесу, в парке — кросс, а также по шоссе. Бег на дистанциях до 110 м проводится по прямой беговой дорожке, на остальных дистанциях по кругу. Стадион для бега […]
  • Правила постановки точки с запятой Правила постановки точки с запятой 1. Если части сложносочиненного предложения значительно распространены (часто это сложные предложения смешанного типа — с сочинением, подчинением и бессоюзной связью) и имеют внутри себя запятые, то между такими частями ставится точка с запятой : Всё […]
  • Можно ли заверить копию исполнительного листа Как заверить исполнительный лист, не обращаясь к нотариусу? Хочу узнать р/с должника (юр. лицо) в налоговой. Исполнительный лист выписан на физ.лицо. Может ли физлицо, указанное в исп. листе, заверить копию исп. листа каким либо способом, кроме как у нотариуса? Ответы юристов (2) Вам […]