Правила написания ик ек

Содержание страницы:

Правила написания ик ек

Неударяемые гласные в суффиксах

Правило и примеры правописания суффиксов -ик- и -ек-

Следует различать суффиксы существительных -ик (-ник,-чик) и -ек.

Первый из них сохраняет гласную при склонении, а во втором она является беглой, например:
столик — столика, дворник — дворника, стаканчик — стаканчика, но: ножичек — ножичка, овражек — овражка, барашек —барашка.

В помощь школьнику

Упражнение: раздел морфология, слов 225
Не знаю, случалось ли вам когда-нибудь наблюдать лунную ночь в горах, когда из-за скалы только что прорежется красный диск и по всему ущелью побегут тени и блики, а над рекой разольётся жиденький туман, сквозь который слабо угадываются каменистые берега и чуть-чуть виден тусклый свет чабанского костра,— в такую минуту всё предстаёт перед вами картиной заманчивой и новой. Какая-нибудь паршивая, до крайности облысевшая круча, на которую при дневном свете и смотреть не хочется, теперь выглядит такой скалой, такой великолепной и гордой, что нельзя к ней и приступиться. Невысокий кустарник, такой, что днём, проезжая мимо, никто на него не поведёт и глазом, в лунном же сиянии сделался таким нарядным, закурчавился так пышно, что уже напоминает собой виноградник где-нибудь на берегу Чёрного моря. Сосновый лес на горе темнеет грозной тучей, а поверх этой тучи переливается горячая бронза, пастушья кошара у скалы, самая простая кошара, каких здесь немало, кажется не иначе, как сказочным теремом, приютившимся на красивом взгорье. Но вот наступает утро, на синем-синем небе играет солнце — и обман вмиг исчезает. Нет ни тумана над рекой, ни розовых бликов: всё под ярким светом обрело и обычную форму и должную окраску; и жёлтые, опалённые зноем скалы, и небольшая глиняная круча, изрытая, как оспой, щуровыми гнёздами, и тощий кустарник, и река в глубоких берегах, и серые стволы сосен, и тёмная, обмазанная кизяком кошара — всё, всё было просто и обыденно.
С. Бабаевский, Свет над землёй.
Подчеркни:
написание -тся и -ться в глаголах (6);
наречия (6);
частицы не и ни (8).

Правописание суффиксов существительных

Этот видеоурок доступен по абонементу

У вас уже есть абонемент? Войти

На этом уроке мы рассмотрим правописание суффиксов имен существительных. К суффиксам, написание которых регламентируется определенными правилами, относятся суффиксы -ек- и —ик-, -чик— и —щик-, -ок- и -ек-, -оньк- и -еньк-, -ец- и —иц-. Рассмотрим правила написания этих суффиксов и узнаем о словах-исключениях.

Правописание большинства суффиксов существительных

Большинство суффиксов имён существительных пишутся всегда одинаково (без изменения в разных словах). Пример таких суффиксов:

желта, тиша, прочн, пуста, бегя, болтя

Однако в русском языке существуют суффиксы, правописание которых подчиняется определённым правилам.

Правописание суффиксов -ек- / -ик- (-чик-)

Если при склонении слова гласная из суффикса выпадает, то это суффикс -ек-. А если при склонении существительного гласная не выпадает, а сохраняется, то это суффикс -ик- или -чик-.

Например: ключ ключа

сарай – сарайа

лист – листа

замоч – замоча

Правописание суффиксов —чик- / -щик-

Суффикс -чик- пишется у существительных, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ш. Например, вклад, автомат, смаз, перебеж, разнос.

Суффикс -щик- пишется в существительных, основа которых заканчивается не на: д, т, з, с, ш. Например, фонар, камен, барабан, дрессиров.

Запомнить данные согласные поможет предложение: «Здесь жить!». Слова в этом предложении состоят из необходимых нам согласных.

Правописание суффиксов —ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок-

В суффиксах существительных -ок-, -ек-, -оньк-, -еньк-, -онок- после шипящих и ц под ударением пишется о, согласно произношению. В безударном положении в этих суффиксах после шипящих будет писаться е.

Например: звоноч(суффикс находится в безударном положении, поэтому пишем е); крюч (суффикс находится под ударением, поэтому пишем о), горош, друж, собача, доча.

Правописание суффиксов —ец- / -иц-

Правописание суффиксов -ец- / -иц-зависит от рода существительного, в котором пишется этот суффикс.

Суффикс -ец- пишется у существительных мужского рода, например: красав, брат, мороз.

Суффикс -иц- пишется у существительных женского рода, например: красава, метела.

При склонении суффикс -ец- теряет гласную е, например: красава, брата.

А в суффиксе -иц-при склонении гласная и сохраняется, например: нет красавы, нет метелы.

У существительных среднего рода выбор суффикса -ец- / -иц-зависит от ударения.

Если ударение падает на окончание, то в слове среднего рода надо писать суффикс -ец-, например: письм.

Если ударение предшествует суффиксу, то надо писать суффикс -иц-, например: крсле.

Правописание суффиксов -оньк- / -еньк-, стоящих не после шипящих

Суффиксы -оньк- / -еньк-не всегда используются после шипящих.

Суффикс –оньк- пишется у существительных после твёрдых согласных, например: берёза, Лиза, лиса.

Суффикс -еньк- пишется только после мягких согласных или после шипящих, например: Вала, туча, Зоа.

Исключения из этого правила: заа, паа, баи.

От слов мама, папа образуются формы только с суффиксом -еньк-: маменька, папенька. Формы папанька и маманька являются просторечными, а значит, ненормативными.

Написания типа Аннинька, Лизанька, Марфинька, полосынька, встречающиеся в произведениях художественной литературы, являются ненормативными, так как суффиксов -аньк-, -ыньк-, -иньк- в современном русском языке нет.

Правописание гласных в суффиксах существительных, образованных от глаголов

После шипящих под ударением в суффиксах существительных, образованных от глаголов, нужно писать гласную ё. Например: ночёвка, корчёвка.

Домашнее задание

1) Вставьте пропущенные буквы.

В училище готовили шлифов…иков, набор. иков и переплёт…иков.

Смаз. ик смазал колёса вагона.

Фонар…ик зажёг старые фонари.

Извоз…ик перевозит людей.

Камен. ик, стеколь. ик и водопровод…ик ремонтировали дом.

Рез…ик по дереву работал с краснодерев…иком, гранит…иком и облицов. иком.

2) Когда в суффиксах существительных пишется -ек-, а когда -ик- (-чик-)?

3) Вставьте пропущенные буквы.

Замоч…к, письм…цо, солом…нка, монаш…нка, полос…нька, хорош…нький, луж…ца, владел…ца, грузч…к, разносч…к, помощн…к, за…нька, строень…це, плать…це, лис…нька, топл…во, жар…во, докладч…к, рассказ…ц, дружоч…к, подароч…к, мешоч…к, шалаш…к, сарафанч…к, ул…чка (улица), умн…чка, сем…чко, врем…чко, баб…нька, Лиз…нька, Саш…нька, Зо…нька, солн. шко, пер…шко, своячен…ца, плохое здоровь…чко, горл…нка, толстолоб…к, тон…нький, ткач…ство, себялюб…ц.

Список рекомендованной литературы

  1. Русский язык. 6 класс: Баранов М.Т. и др. М.: Просвещение, 2008.
  2. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М.: Дрофа, 2008.
  3. Русский язык. 6 кл.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. М.: Дрофа, 2010.

Рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет

Если вы нашли ошибку или неработающую ссылку, пожалуйста, сообщите нам – сделайте свой вклад в развитие проекта.

Ключик. замочек. ик или ек?

Урок русского языка

Цели. Ознакомить с суффиксами -ек, -ик, со способом действия при выборе суффиксов -ек,
-ик
; повторить и закрепить знания о составе слова.

Оборудование. Учебник «Русский язык», 3-й класс, ч. 1 (авт. Л.М. Зеленина и др. М.: Просвещение, 2003); рисунки для словарной работы и выведения правила; карточки со словами; телевизор, видеомагнитофон, мультфильм «В стране невыученных уроков».

I. Организационный момент

II. Словарно-орфографическая работа

Учитель. Первый этап нашего урока – традиционный. Это словарно-орфографическая работа. Мы ее проводим для того, чтобы писать и говорить правильно, не делать ошибок в словарных словах. Внимание на доску:

– Вставьте недостающую букву, и вы прочитаете слово, с которым мы познакомимся на уроке.

Какое вы прочитали слово? В чем секрет чтения?

Дети. Это слово «яблоко». Оно читается против хода часовой стрелки.

У. Что такое яблоко?

Д. Яблоко – это плод дерева яблони.

У. О многообразии слова «яблоко» расскажет.

Рассказывает подготовленный ученик.

Д. Не только плод яблони называют яблоком, но и некоторые другие предметы. Например, тело глаза – глазное яблоко; сердцевина в мишени для стрельбы в цель – яблочко («попасть в яблочко»); рукоятка меча – яблоко; кадык – адамово яблоко; символ императорской власти – державное яблоко.
Многообразие значений слова «яблоко» объясняется тем, что яблоко – один из древнейших плодов на земле, а яблони растут почти повсюду. На Руси яблоко упоминается в летописях XI века. Существует мнение, что слово «яблоко» в древнерусском языке означало «шар».

У. Найдите словарное слово «яблоко» в учебнике на с. 152, напишите его, поставьте ударение, подчеркните и запомните непроверяемую безударную гласную (яблоко).
Найдите среди записей на доске пословицу и фразеологические обороты.

1. Яблоку негде упасть
2. Яблоко раздора
3. Конь в яблоках
4. Как румяное яблочко
5. Яблоко от яблони недалеко падает

Так говорят о лошади, если у нее шерсть с темными круглыми пятнами
Очень красивое
Это то, что приводит к ссоре
Тесно

Д. Пословица записана под номером 5, остальные словосочетания являются фразеологическими оборотами.

У. Объясните смысл пословицы.

Д. Так говорят про того человека, чьи плохие поступки повторяют поведение его отца или матери.

У. Соедините стрелками фразеологизмы с объяснением их смысла.

Ученики по одному выходят к доске и выполняют задание.

– А теперь вспомните все, что мы сказали о яблоке, пофантазируйте и предложите картинки-ассоциации, которые нам помогут в запоминании правильного написания слова «яблоко».

Выслушиваются предложения детей. Учитель предлагает свои варианты.

– Посмотрите на картинки-помощницы и «сфотографируйте» их глазками на память.

Дети выполняют задание.

– Молодцы! Я думаю, что теперь вы не сделаете ошибку в слове «яблоко».

III. Сообщение темы урока

У. Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое-то правило для их написания или нет.

– Запишите эти слова.

– Какие корни в словах ключик, замочек?

У. Выделите в каждом слове суффикс и укажите, ударный или безударный гласный звук в нем.

Д. -ик, -ек. В суффиксе -ик – безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

У. Скажите, совпадает или расходится произношение суффикса с его обозначением на письме?

Д. В слове «ключик» – совпадает, а в слове «замочек» – расходится.

У. Сделайте вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ек,
-ик?

Д. Гласные в суффиксах -ек, -ик надо проверять.

У. Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: «Правописание суффиксов
-ек,-ик«.

IV. Знакомство с новым материалом

У. Чтобы «попасть в яблочко», то есть достигнуть цели урока, можно идти разными путями. Путь 1: взять готовое правило. Путь 2: самим изобрести это правило.
– Каким путем мы пойдем и почему?

Д. Лучше попробовать самим выявить правило, чтобы лучше им овладеть и запомнить его.

У. Хорошо. Итак, мы сами изобретаем правило.
Посмотрите внимательно на данный ряд существительных.

На доске в один ряд прикреплены карточки со словами:

План-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме:
Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Гласные в суффиксах существительных -ЕК- и -ИК-«

Конспект урока разработан с применением ИКТ, тип урока: урок ознаокмления с новым материалом.

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе.

Тема урока: «Гласные в суффиксах существительных – ЕК – и – ИК –».

Тип урока: урок ознакомления с новым материалом с использованием ИКТ.

— обучающие: формирование понятия об условиях выбора гласных в суффиксах существительных –ек – и – ик – ; понятия о закономерностях чередования гласных с нулём звука;

— развивающие: развитие мыслительно-речевой деятельности учащихся, умения анализировать, сравнивать, образного мышления;

— воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.

— дидактические: создать условия для самостоятельного выделения и формулирования учащимися познавательной цели урока, осознанного построения речевого высказывания в устной форме, структурирования знаний;

— учебные: создать условия для усвоения учащимися условий выбора гласных в суффиксах существительных –ек– и – ик –.

Оборудование: карточки для групповой и индивидуальной работы, презентация.

  1. Организационный момент. (слайд № 1)

-Здравствуйте, ребята, садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить то, что вам уже известно об имени существительном.

  1. Актуализация знаний. (слайды № 2 и 3)

— Чтобы проверить, насколько хорошо вы знаете тему: «Имя существительное», предлагаю вам игру «Верно-неверно».

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета.
  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто?, что?
  3. Имена существительные изменяются по родам.
  4. Все имена существительные изменяются по падежам и числам.
  5. К разносклоняемым существительным относятся 10 существительных среднего рода на – мя и существительное «путь».
  6. Несклоняемые существительные имеют для всех падежей одну и ту же форму, а склоняемые 6 форм.
  7. Существительные сирота, задира, забияка, обжора можно отнести и к женскому, и к мужскому роду.
  8. НЕ с существительными пишется слитно, если в предложении есть противопоставление с союзом А.
  9. Если существительное без НЕ не употребляется, то оно пишется с НЕ слитно.
  10. Буква Ч в суффиксе – чик –(-щик-) со значением лица пишется после букв Д-Т, З-С, Ж.

(Учащиеся по очереди выходят к компьютеру и оценивают правильность высказывания)

-Молодцы. Вы успешно справились с работой. А теперь вспомним несколько понятий, необходимых вам для знакомства с новыми суффиксами.

Вопросы фронтального опроса: (слайд №4)

  1. Что такое суффикс?
  2. Как вы понимаете словосочетание «значимая часть слова»?
  3. Какое значение имеют суффиксы существительного– чик – и

-На дом вам было дано задание, один из учащихся выполняя это задание допустил немало ошибок. Я предлагаю вам, помочь этому ученику выполнить работу над ошибками. Посмотрите внимательно на его домашнюю работу. Какие ошибки допустил ученик? Давайте их исправим и объясним правильное написание.

(Учащиеся работают с триггерами.)

  1. Мотивационный этап. (слайд № 6)

— Хорошо, ребята. Видно, что вы домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит сможете помочь еще одному горе-ученику, Виктору Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.

(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)

— Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

— На какой вопрос не смог ответить Витя?

(слайд №7: выводятся слова «ЗАМОЧ?К» и «КЛЮЧ?К»)

— Какова же цель нашего урока?

— Сформулируйте тему сегодняшнего урока и запишите её в свои рабочие тетради.

  1. Изучение нового материала. (слайд №9)

— Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет лингвистическая сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах.

(Класс делится на четыре группы. Каждая группа получает карточку со сказкой и заданием.)

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К:

замоч ЕК , замоч К а, замоч К у, замоч К ом, о замоч К е.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает:

ключ ИК , ключ ИК а, ключ ИК у, ключ ИК ом, о ключ ИК е.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

(по материалам газеты»Русский язык»)

1 группа. Что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в сове?

2 группа. Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

3 группа. Как в науке о языке называется фонетическое явление, которое постоянно происходит с суффиксом – ЕК – ?

4 группа. Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?

— Работа в группах завершена. К каким же выводам вы пришли, познакомившись с лингвистической сказкой?

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)

— А теперь составьте правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

— Проверим выводы, сделанные вами. Откройте учебник и прочитайте правило.

— Как вы считаете, мы сумели помочь Вите? (слайд № 10)

(Просмотр фрагмента мультфильма «В стране невыученных уроков»)

  1. Первичное осмысление и закрепление.

— Жители страны невыученных уроков оставили для Вити ещё несколько заданий. Без нас ему не справиться. Итак, вот первое задание.

Задание. От данных имён существительных образуйте форму Р.п. ед.ч. и проверьте, какую гласную Е или И следует писать в суффиксе на месте пропуска.

— Скажите, ребята, какое значение имеют суффиксы – ЕК – и – ИК –?

Задание. Назовите животных, изображённых на картинках, используя суффиксы – ЧИК –, — ЕК – , – ИК –, и заполните таблицу. Некоторых животных можно назвать по-разному.

-Сравните свою таблицу с образцом. (слайд № 13)

3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных

При правописании суффиксов имён существительных можно выделить несколько типов правил:

1) правописание гласных в суффиксах существительных;
2) правописание согласных в суффиксах существительных.

Поскольку правописание гласных после шипящих и ц в суффиксах существительных было рассмотрено в п. 1.12. Правописание гласных после шипящих, 1.13. Правописание гласных после Ц, в данном пункте этот вид правил не анализируется.

Правописание н и нн в суффиксах существительных, образованных от прилагательных и причастий, см. в п. 3.3.5. Правописание суффиксов имён прилагательных, 3.8.3. Правописание причастий.

1. Правописание гласных в суффиксах существитель­ных.

а) Суффикс -ик пишется, если при склонении гласный сохраняется;

Ключ ик – ключ ик а.

суффикс -ек пишется, если при склонении гласный выпадает.

Замоч ек – замо чк а.

Суффикс -чик всегда пишется с гласным и (суффикса -чек нет в русском языке!);

Залив → залив чик .

б) Суффикс -оньк- пишется после твёрдых согласных, кроме ж, ш ;

Шуба → шуб оньк а.

суффикс -еньк- – после мягких согласных и ж, ш .

Заря → зор еньк а, душа → душ еньк а.

Запомните написание: ба и ньки, за и нька, па и нька;

в) В существительных среднего рода суффикс -ец(о) пишется, если ударение падает на окончание;

суффикс -иц(е) пишется, если ударение падает на основу;

В существительных мужского рода суффикс -ец- пишется, если при склонении гласный выпадает.

Гор ец – гор ц а.

г) Сочетание суффиксов -ич- + к- пишется в существительных, образованных от существительных с суффиксом -иц- ( ц чередуется с ч );

Пугов иц а → пугов ичк а.

В остальных случаях пишется уменьшительный суффикс -ечк- .

Им ечк о, Ман ечк а.

Безударного суффикса -ячк- в русском языке нет (!);

д) сочетание суффиксов -ин- + к- пишется в существительных, образованных от существительных женского рода с суффиксом -ин- ;

Горош ин а → горош инк а.

Сочетание суффиксов -ен- + к- пишется в уменьшительных существительных, образованных от существительных на -ня и -на , у которых в множественном падеже родительного падежа мягкий знак не пишется.

Сос на – сосе н → сос енк а; басн я – басе н → бас енк а.

Суффикс -енк- пишется в некоторых существительных женского рода.

2. Правописание согласных в суффиксах существительных.

а) суффикс -чик пишется в словах, основа которых оканчивается на д, т, з, с, ж ;

Разве д чик , счё т чик , расска з чик .

суффикс -щик пишется в словах, основа которых оканчивается на другие согласные;

Пи ль щик , ато м щик .

б) перед суффиксом -чик к, ц, ч заменяются на т .

Каба к → каба т чик ; разда ч а → разда т чик .

Упражнение к теме «3.2.5. Правописание суффиксов имён существительных»

Читайте также другие темы раздела 3 «Морфология. Орфография»:

Еще по теме:

  • Правила гри в хованки Правила гри в хованки Хованки - одна з найпопулярніших ігор для дітей. Діти різного віку люблять цю гру. У неї грали ще наші бабусі, і будуть грати наші внуки. Існує повір`я, що ця гра зародилася в Англії. З приходом весни дорослі виходили в поля, луки, ліси і шукали там «сховалися» […]
  • Which who правило 5 главных правил употребления относительных местоимений в английском Изучая английский язык, нельзя обойти важную тему относительных местоимений. Их употребление в контексте придаточных предложений имеет ряд интересных нюансов, которые вам будет полезно узнать. Какие бывают относительные […]
  • Теоретическая механика законы Лекции и примеры решения задач механики Теоретическая механика Теоретическая механика – наука об общих законах механических взаимодействий между материальными телами, а также об общих законах движения тел по отношению друг к другу. Механическое взаимодействие между материальными телами […]
  • 10 правил поведения для школьников Официальный сайт Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения школы №1 г.Кулебаки Нижегородской области Правила поведения в школе 1.1 Учащийся приходит в школу за 15-20 минут до начала занятий, чистый и опрятный, снимает в гардеробе верхнюю одежду, занимает […]
  • 1 статьи 318 ук рф Статья 318 УК РФ. Применение насилия в отношении представителя власти 13 января 2015 Петербургский правовой портал подводит итоги ушедшего года. На этот раз - курьезы, которых было немало. Мы отобрали для вас самые запоминающиеся. 7 декабря 2010 18 ноября 2010 8 ноября 2010 27 октября […]
  • Отзывы о заговорах на возврат мужа Как вернуть любимого человека молитвами? Действенный заговор, чтобы вернуть любимого. Советы, отзывы Разлука сама по себе неприятна. А когда навек расстаются любящие сердца, нет предела горю и отчаянию. Порой кажется, что мир померк, заря никогда уже не осветит горизонт радостным […]
  • Изменения в закон о политических партиях Опубликованы изменения в закон "О политических партиях" Закон о внесении изменений в федеральный закон №95-ФЗ "О политических партиях" от 11 июля 2001 года опубликован 4 апреля 2012 года в "Российской газете". Таким образом, поправки вступают в действие уже со среды. Минимальная […]
  • Правила проведения экспертизы товаров Правила проведения экспертизы товара Мы живем в такое время, когда рынок наполнен товарами разного ассортимента, при этом данные товары не всегда соответствуют безопасности и качеству, предъявляемые к товарам. Что же делать, если Вы приобрели товар ненадлежащего качества, а дефект […]