Учет расхода топлива на судне

Учет расхода топлива на судне

Учет расхода нефтепродуктов на судах с помощью ЭВМ (Шпильман Ф.М., Рижская база тралового и рефрижераторного флота) (УДК 681.3:621.431.74.018.3)

С переходом производственных объединений отрасли на новые формы хозяйственного управления требуется более глубокий анализ расходов, связанных с себестоимостью рыбной продукции. Одной из важнейших статей расходов является топливо и масла для энергоустановок судна. Объем затрат на топливо в общем объеме расходов составляет от 8 до 15 %. Существенным рычагом снижения затрат на топливо становится совершенствование учета и нормирование расхода топлива на судах.

Трудно согласиться с мнением, что в связи с переходом судов на аренду или другие прогрессивные формы хозяйствования, нормирование нефтепродуктов и действующая отчетность по ним теряет смысл и суда должны отчитываться только по фактическому расходу.

Действующая в отрасли с 1984 г. методика нормирования расхода топлива на судах проверена опытом работы в производственных объединениях и вполне себя оправдала. К сожалению, на уровне судно — база флота весь учет топлива производится вручную и установить его нормированный расход сложно. Особенно это касается ГСМ для отчета 11 — СН.

Разработанное в отрасли программное обеспечение расчета на ЭВМ потребности топлива дало возможность получить его на уровне объединение — бассейн — министерство. В наиболее затруднительном положении оказались производственные объединения, где на балансе находится большое количество судов.

В настоящее время значительное количество производственных объединений и баз флота отрасли имеют в своем составе отделы АСУП и оснащаются персональными компьютерами. Поэтому автоматизация учета расхода нефтепродуктов на уровне судно — база стала возможной.

В Латрыбпроме сотрудниками отдела теплотехники совместно с программистами разработано программное обеспечение комплекса задач по судовой теплотехнике для ЭВМ СМ в операционной системе ДИАМС — 3. Комплекс задач прошел опытную эксплуатацию и принят в промышленную эксплуатацию.

Основная цель комплекса задач — ведение автоматизированного учета расхода нефтепродуктов на судах, расчет нормированного расхода топлива, моторных и холодильных масел, формирование исходных данных и расчет отчета II — СН на основе информации машинных отчетов судов, расчет потребности топлива. Параллельно решается ряд задач, связанных с судовой теплотехникой. Программой предусмотрены ввод исходных данных, их обработка на ЭВМ и получение выходных данных в диалоговом режиме.

Входной информацией комплекса задач являются месячные машинные отчеты с судов о расходе нефтепродуктов, передаваемые радиограммами с промысла в закодированном виде для ввода в ЭВМ. В результате можно получить более 50 форм расчетов и справочных данных о расходе нефтепродуктов. Машинные отчеты судов — это формализованные карты, где содержится информация о работе судна, двигателей, производстве продукции, климатических условиях, видах лова рыбы, расходе и движении нефтепродуктов.

Вся информация заносится судовыми механиками в принятой кодификации согласно инструкции.

По отзывам плавсостава, машинные отчеты позволили упростить ведение судовой документации по ГСМ, уменьшить ее объем и повысить достоверность данных.

Программное обеспечение комплекса задач по использованию нефтепродуктов поможет решить проблемы производства опресненной воды на судах, движения химических реактивов, присадок по судну за рейс и предприятию, формирования парка дизелей, паровых котлов и опреснителей, а также найти информацию о смешиваемости и взаимозаменяемости моторных масел.

Прошел сравнительно небольшой период с момента внедрения в Латрыбпроме автоматизированного учета расхода нефтепродуктов на судах, но уже ощутимы его преимущества перед традиционным способом учета топлива: это возможность более объективного и оперативного контроля и анализа расхода нефтепродуктов на судах и на предприятии в целом, упрощение и уменьшение объема судовой документации по учету ГСМ, снижение трудоемкости работ по учету и отчетности ГСМ в базах (объединения) при значительном повышении достоверности данных.

Опыт работы показал, что с помощью ЭВМ составление данных для отчета 11-СН за 1989 г. и получение всех данных об использовании ГСМ на судах по объединению и отдельно по предприятиям занимает 2-3 рабочих дня.

По вопросу приобретения и внедрения данного программного обеспечения или разработки данной программы для персонального компьютера можно обращаться по адресу: 226020, Рига, ул. Атлантияс, 7. РБТРФ, отдел теплотехники, телефон 32-47-51.

Учет расхода топлива судна

«Портал-Дон-02» представляет собой контрольно-диагностический комплекс, включающий в себя судовой датчик расхода топлива и позволяющий, благодаря отслеживаю использования дизельного топлива на судне, значительно сократить затраты топлива.

Комплекс состоит из следующих компонентов:

  1. центральный контроллер;
  2. панель оператора;
  3. антенна GPS/ГЛОНАСС;
  4. антенна GSM-связи;
  5. периферийные комплекты потребителя дизельного топлива:
    • периферийный контроллер/судовой расходомер,
    • судовые датчик расхода топлива;
    • судовые температурные датчики и др.

Центральный контроллер «Портал» принимает данные от периферийных контроллеров и спутников системы GPS/ГЛОНАСС и GSM-связи, сохраняет полученные сведения в журнале и передает данные на удаленный сервер по каналу GSM-связи.

Количество периферийных комплектов определяется числом потребителей топлива на судне. Периферийный контроллер (судовой расходомер) обеспечивает получение сигналов от датчиков расхода топлива судна, вычисление расхода и разности расхода топлива по обоим каналам.

Все перечисленные компоненты обеспечивают диспетчеру возможность своевременно получать такие данные, как:

  • количество израсходованного каждым потребителем дизельного топлива;
  • навигационные показатели, включая координаты, скорость и направление судна;
  • температура масла, давление масла, температура охлаждающей жидкости и т.п.

Благодаря получению отчетов о расходе топлива судна, отслеживанию текущего состояния двигателей и визуализации данных на панели оператора диспетчер сможет вовремя принимать решения. Комплекс обеспечивает экономию топлива и быструю окупаемость. Благодаря исключению влияния человеческого фактора при учете расходования дизельного топлива, обеспечивается возможность избежать искажения данных.

Контрольно-диагностический комплекс «Портал-Дон-02» сертифицирован Российским морским регистром судоходства (РМРС) и Российским Речным Регистром (РРР). Сертификат РМРС выдан 23 апреля 2013 года и действителен до 23 апреля 2016 года. Сертификат РРР выдан 2 июля 2013 года и действителен до 2 июля 2018 года.

Судовая система контроля расхода топлива

Преимущества контроля и учета расхода топлива на судне

Уменьшение доли расходов на топливно-энергетического ресурсы (ТЭР) в совокупности постоянных затрат судоходных компаний сейчас считается животрепещущей темой. За последние годы на отечественном рынке появилось несколько типов судовых систем контроля расхода топлива. Это связано с тем, что установка подобных систем обеспечивает судовладельцу ряд преимуществ, включая следующие:

  • Экономия горючего, а значит и средств судовладельца, увеличивает производительность всей судоходной компании в целом и ее конкурентоспособность на современном динамично развивающемся рынке;
  • Улучшение топливно-энергетического баланса судна подразумевает понижение себестоимости перевозок и дает возможность судоходной компании вести технически и финансово грамотную политику в области эффективного использования горючего на судне;
  • Внедрение передового судового контрольно-диагностического комплекса, такого как «Портал-Дон-02», позволяет обеспечить учет ТЭР и дает значительную его экономию;
  • Судовая система контроля расхода топлива дает возможность учитывать количество израсходованного горючего за конкретные эксплуатационные промежутки времени (рейс, навигация);
  • Система позволит оценить фактически израсходованное количество горючего потребителями и повысит эффективность разработки обновленных норм по потреблению на основании показаний судового контрольно-диагностического комплекса.

Исходя из вышеизложенного, недоступность непрерывного замера расхода горючего на относительно длинных отрезках пути также не дает возможность действенно применить и корректно оценить целый ряд технических и организационных мероприятий, направленных на экономию топлива на флоте. Все это указывает на необходимость установки современной системы контроля расхода топлива.

КДК «Портал-Дон-02»

Судовой контрольно-диагностический комплекс «Портал-Дон-02» является многофункциональной судовой системой и используется не только для контроля и учета расхода топлива, но и для удаленной диагностики работы дизелей и ГЛОНАСС/GPS-мониторинга флота.

Внедрение судового КДК «Портал-Дон-02» на судно обеспечит выполнение следующих задач:

  • формирование топливных отчетов в любое время за любой отчетный период;
  • получение данных по расходу топлива каждого потребителя горюче-смазочных материалов за желаемый период,
  • определение расхода топлива с привязкой к прохождению судна контрольных точек благодаря осуществлению ГЛОНАСС-мониторинга;
  • анализ технического состояния конкретного дизеля за определенный период;
  • оповещение о выходе показателей за допустимые пределы;
  • обеспечение безаварийной эксплуатации дизелей благодаря отслеживанию технического состояния двигателей в реальном времени;
  • визуализация данных на панели оператора для диагностики работы дизелей и наблюдения за расходом горючего.

Преимущества КДК «Портал-Дон-02»

Несомненным преимуществом судовой системы контроля расхода топлива «Портал-Дон-02» является отсутствие влияния человеческого фактора при учете горюче-смазочных материалов, что исключает возможность искажения данных. Достоверность получаемых данных также обеспечивается высокой точностью приборов учёта, погрешность которых не превышает 1%.

Благодаря использованию судовой системы контроля расхода топлива «Портал-Дон-02» обеспечивается возможность планирования ТО отдельных узлов и агрегатов, а также оперативного принятия решений по устранению неполадок.

Комплексная судовая система контроля расхода топлива помогает своевременно выявить технические неисправности, когда потребители горючего на судне функционируют нормально по внешним признакам, а аналитические данные сигнализируют о несбалансированной работе механической или эклектической части. Судовой контрольно-диагностический комплекс дает точные данные при широком диапазоне температур. При установке данной системы появляется возможность экспорта данных судовладельцу. При этом информация считывается легко, не требуется дополнительная расшифровка данных.

К преимуществам использования судовой системы контроля расхода топлива относится и то, что контрольно-диагностический комплекс является частью комплексной системы удаленного мониторинга, гарантирующей абсолютную защищенность от вмешательства в техническую и электронную схему системы. Команда не может «обмануть» систему, она является для него закрытой, и любые попытки вмешательства станут известны судовладельцу. В итоге у судовладельца появляется реальные данные о расходе горючего, что дисциплинирует команду.

Таким образом, только комплексная система контроля расхода топлива — такая, как контрольно-диагностического комплекса «Портал-Дон-02» — даст возможность судовладельцу вести объективный и всесторонний учет работы каждого потребителя топлива на судне, своевременно проводить замену запчастей, сократить расходы на ремонт, техобслуживание и топливо в целом, создать дисциплинированную и ответственную команду.

Учет расхода топлива на судне

Основные правила проведения сюрвейерских работ

Определение количества топлива на судне (Bunker Survey)

Задание на определение количества топлива на судне заказчик обычно выдает при вводе или выводе судна из чартера. В этом случае замеры должны выполняться с особой тщательностью, поскольку результаты инспекции напрямую связаны с оплатой денежных средств.

При определении количества топлива в объеме «Draft Survey», особенно при длительной стоянке судна, следует, наряду с замерами топлива, выполнять замеры запасов смазочного масла, котельной, сточных и фекальных вод, проверить отсутствие воды в льялах машинного отделения и туннеля гребного вала, обратив внимание на возможность значительного изменения их количества в процессе грузовых операций судна вследствие бункеровки, сдачи на берег загрязненных вод, протечек и т. п.

Bunker Survey включает следующие операции:

  • ознакомление с судовой документацией;
  • выполнение замеров танков;
  • определение количества топлива по результатам замеров;
  • определение расхода и запаса топлива на момент входа или выхода судна из чартера;
  • оформление акта.

Ознакомление с судовой документацией выполняется с целью:

  • выяснить количество, расположение и назначение всех танков и цистерн судна, предназначенных для хранения, отстоя и расходования топлива по сортам, расположение мерительных труб, наличие иных способов замера топлива. Для этого используют чертеж «танк-план» и другую документацию;
  • ознакомиться с калибровочными таблицами, выяснить наличие в них поправок на дифферент судна и их размерность;
  • по документам последней бункеровки выяснить сорта принятого топлива, их плотность, судовые запасы топлива перед бункеровкой;
  • ознакомиться с машинным журналом, расходами топлива по сортам на ходу и стоянке, аккуратностью ведения его учета;
  • желательно ознакомиться с актом предыдущего Bunker Survey, обратив внимание на дату его выполнения, приведенный перечень танков, плотности топлива и его количество.

Выполнение замеров и расчет количества топлива.

До начала производства замеров необходимо сделать выравнивание крена судна, если он имеется, снять осадку судна и предупредить старшего механика о том, что недопустимы перекачки топлива; в процессе производства замеров клапаны на топливоперекачивающей системе должны быть закрыты. Не должны производиться перекачки балласта и грузовые операции, вызывающие крен или изменение осадок судна; проверить нулевой отсчет измерительной рулетки, определить поправку на длину ее наконечника; при замерах бункера обычно наконечник рулетки опускается до днища танка и измеряется «высота залива» топлива, но иногда для тяжелых топлив применяют метод «замера пустот» — «ULLAGE From TOP», т. е. измеряют высоту недолива топлива до верха танка. При замерах уровня топлива по мерительным стеклам их запорные краны должны быть открыты, а указатели поплавков должны после встряхивания возвращаться в исходное положение

При измерении легких топлив на ленту рулетки в месте, соответствующем высоте уровня, рекомендуется нанести тонкий слой легкого масла или консистентной смазки.

В случае необходимости определения наличия в топливных танках отстоев воды наконечник рулетки смазывается водочувствительной пастой. Уровень и количество воды определяются по границе изменения цвета пасты.

Измерения температуры топлива при замерах бункера обычно не выполняются. Принимается, что температура топлива в донных танках, без подогрева, близка к температуре забортной воды, в цистернах машинного отделения — к температуре машинного отделения. Расходные и отстойные цистерны тяжелого топлива, оборудованные подогревом, обычно имеют термометры. Необходимо выполнить замеры топлива во всех танках, перечисленных в судовой документации, включая те, которые по заявлению старшего механика пустые.

Для повышения точности определения объема топлива данные калибровочных таблиц необходимо интерполировать и по уровню топлива, и по дифференту судна. Сюрвейер должен знать порядок пересчета паспортной плотности топлива в плотность, соответствующую его температуре при замерах. Иногда на судах пользуются не метрической системой единиц. В расчетах можно ее сохранит, но окончательные веса топливе должны быть даны в метрических тоннах.

Определение количества топлива на момент ввода или вывода судна из чартера.

При заказе Bunker Survey в объеме «ON HIRE» или «OFF HIRE» фрахтователь, как указывалось выше, иногда требует представить данные о количестве бункера на момент входа или выхода судна из чартера, когда оно находилось или будет находиться в позиции, указанной в чартере. В этом случае нужно определить количество топлива, израсходованного судном за промежуток времени между входом или выходом из чартера и выполнением задания и затем вычесть или прибавить его к полученным результатам. Если судно уже совершило этот переход, то расход топлива за указанный период зафиксирован в машинном журнале. Но, используя данные машинного журнала, нужно произвести их оценку и показать, что они реальны, т. е. соответствуют фактической работе судна. Если судну еще предстоит такой переход, то расход топлива определяется расчетом, который согласуется с капитаном. В паспорте на топливо, выдаваемом при бункеровке, его удельный вес обычно приводится при температуре 15°С, а иногда при температуре бункеровки. Для пересчета паспортного значения удельного веса dt0 при температуре t0 на удельный вес dt при температуре замера t используется известная формула:

Таблица значений температурного веса топлива:

Контроль водного транспорта

Группа компаний «Технодар» предлагает судоходным компаниям и судовладельцам комплексные решения по оснащению любых речных и морских судов грузового, пассажирского, специального и вспомогательного флота системами контроля расхода топлива и мониторинга водного транспорта. Использование современной системы учета топлива позволит Вам повысить эффективность деятельности Вашего предприятия, сократив издержки на ГСМ и эксплуатацию транспортных средств.

Схема работы

Все судовые потребители топлива (главные двигатели, вспомогательные двигатели, котлы и т.д.), по которым нужна информация, оборудуются датчиками расхода топлива (расходомерами). Для получения максимально полной информации о работе водного транспорта могут подключаться дополнительные датчики (оборотов двигателя, температуры топлива, давления и пр.).

Головное устройство системы — терминал-регистратор или бортовой контроллер, размещаемый в судовой рубке, собирает информацию с установленных датчиков и спутников ГЛОНАСС/GPS, сохраняет собранные данные во внутренней памяти и передает их в зашифрованном виде посредством сотовой или спутниковой связи на внешний сервер базы данных.

Пользователи системы контролируют деятельность судов с помощью онлайн-доступа к накопленным данным через сеть интернет.

Решаемые задачи

Контроль судов: отслеживание их местоположения, маршрута, скорости и режима деятельности в любой момент времени.

Контроль деятельности любых потребителей топлива (главные двигатели, вспомогательные, котлоагрегаты, дизельгенераторы и т.д.).

Контроль расхода жидкого топлива.

Контроль соблюдения графика и маршрута движения.

Контроль грузов и экипажа.

Оперативное реагирование на нештатные ситуации.

Эффект от использования системы контроля расхода топлива и мониторинга водного транспорта

Повышение эффективности использования судов и логистических операций.

Сокращение расходов на топливо и эксплуатацию судов.

Оптимизация норм расхода топлива.

Повышение производительности труда и оптимизация численности персонала.

Снижение затрат на ремонт и техобслуживание.

Повышение безопасности транспортных средств, грузов и экипажей.

Повышение рентабельности и конкурентоспособности вашего предприятия.

Возможности системы контроля расхода топлива и мониторинга транспорта «BoatWatch»

Отображение актуальной информации о деятельности ваших судов на электронной карте в режиме реального времени.

Представление собранных данных (расход топлива, обороты двигателя, скорость, маршрут и т.д.) за любой период времени в виде треков, удобных настраиваемых отчетов и наглядных графиков, с возможностью печати и экспорта в csv, xls, pdf и другие популярные форматы.

Онлайн-доступ к системе мониторинга и учета расхода топлива через веб-интерфейс в любом месте и в любое время – Вы можете контролировать ваш транспорт, где бы вы ни находились. Все что Вам нужно — это компьютер, планшет или любое другое устройство с выходом в интернет.

Своевременное информирование о важных событиях, происходящих с судном (прохождение контрольных отметок, простой, отклонение от маршрута, срабатывание датчиков) с помощью SMS, email или всплывающих уведомлений в браузере.

Возможность учёта погодных и метеорологических факторов при планировании и принятии решений благодаря поддержке множества различных карт и дополнительных слоев.

Возможность ведения с помощью системного веб-интерфейса судового журнала, журнала событий и журнала техобслуживания.

Мониторинг технических параметров судна с применением SCADA-системы.

Еще по теме:

  • Как будет формироваться пенсия в баллах ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Накопительная пенсия - это ежемесячная пожизненная выплата пенсионных накоплений, сформированных за счет страховых взносов работодателей и дохода от их инвестирования. Накопительная пенсия может формироваться у граждан 1967 года рождения и […]
  • Какой налог на бмв 5 Особенности налога на бмв х5 Транспортный налог (или так называемый налог на автомобили) стал одним из самых обсуждаемых вопросов среди автовладельцев. Главным образом это вызвано изменением тарифов, по которым рассчитывается этот налог. С каждым годом тарифы растут, и владельцы […]
  • Образец письма сверки по налогам Заявление на акт сверки с налоговой: образец Актуально на: 14 апреля 2017 г. Заявление на акт сверки с налоговой: образец В рамках сверки с налоговой по расчетам налогоплательщика в части налогов, сборов и страховых взносов сведения, имеющиеся у ИФНС, сверяются с данными организации или […]
  • Правила покупки квартиры у застройщика Покупка квартиры у застройщика - порядок действий Покупка квартиры – очень ответственный шаг, и здесь нельзя действовать наобум. Все шаги должны быть четко спланированы и идти поэтапно. Только так можно гарантировать получение квартиры в собственность и безопасное вложение собственных […]
  • Страховка что такое дго Расширенное ОСАГО или ДСАГО (ДоСАГО, ДАГО) Лимит ответственности ОСАГО «по железу» составляет 400 000 рублей. Но что если ущерб в результате аварии превышает это значение? В такой ситуации разницу придётся оплатить виновнику аварии, если только он не купил заблаговременно полис ДСАГО […]
  • Бланк вмененный налог для ип Образец заявления на ЕНВД для ИП (2018) Смотрите также: Единый налог на вмененный доход — один из популярных режимов налогообложения среди индивидуальных предпринимателей. О том, кто и когда может перейти на него, и как написать заявление о переходе на ЕНВД, читайте в […]
  • 3 виды и цель уголовного наказания Понятия цели и виды уголовного права Главная > Контрольная работа >Государство и право ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ НОВГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯРОСЛАВА МУДРОГО Институт машиностроения ( ФИТ ) Кафедра теории и истории государства и права. по дисциплине […]
  • Правило пользования с газовыми приборами Правило пользования с газовыми приборами В настоящий момент прием заявок ведет диспетчер: Горячая линия с руководителем подробнее >> Новый дом в управлении подробнее >> Энергосбережение и ОДН (Телекомпания "ТВС") подробнее >> Применение повышающих коэффициентов подробнее >> Найди […]