Наука о законах развития изучаемых явлений это

Наука о законах развития изучаемых явлений это

26 июняНовые варианты прошедших ЕГЭ по математике: здесь.

5 июня Наши мобильные приложения могут работать оффлайн.
Андроид iOS

− Учитель Думбадзе В. А.
из школы 162 Кировского района Петербурга.

Наша группа ВКонтакте
Мобильные приложения:

Как автор определяет предмет и метод науки? Приведите авторские характеристики предмета и метода. Опираясь на текст и знание курса, приведите классификацию наук в зависимости от предмета исследования. Приведите пример любой конкретной науки и изучаемого ею предмета. (Сначала назовите науку, а затем изучаемый ею предмет).

Прочитайте текст и выполните задания С1-С4.

Наука и научное познание.

Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.

Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.

Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.

Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.

Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом

Правильный ответ должен содержать следующие элементы:

1) Даны ответы на вопросы, допустим:

— Под предметом науки понимается объект исследования, «то, что исследуется»;

— Под методом науки понимаются приемы, способы исследования,«как осуществляется исследование».

2) Приведена классификация наук, например:

По своему предмету науки делятся на:

— естественно-технические (изучают законы природы, способы ее освоения и преобразования);

— общественные (изучают общество, общественные явления, собственно, человека).

3) Приведен пример, допустим:

— физика (изучает неживую природу);

— биология (изучает законы развития живой природы);

— политология (изучает властные отношения в обществе) и т.д.

1. Методологические и теоретические основы психологии

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ,
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
И ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНЫЕ
ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ

  1. Методологические и теоретические основы психологии.
  2. Роль естественно-научных основ психологии.
  3. Закономерности высшей нервной деятельности.

1. Методологические и теоретические основы психологии

Каждая наука, для того чтобы продуктивно развиваться, должна опираться на определенные исходные положения, дающие правильные представления о феноменах, которые она изучает. В роли таких положений выступают методология и теория.

Методология — это учение об идейных позициях науки, логике и методах ее исследования. В свою очередь, теория — это совокупность взглядов, представляющих собой результат познания и осмысления практики жизни, позволяющих строить конкретные рассуждения об изучаемых явлениях и процессах.

Обычно различают три уровня методологии любой науки. Общая методология обеспечивает правильные и точные представления о наиболее общих законах развития объективного мира, его своеобразии и составляющих компонентах, а также месте и роли в нем явлений, которые изучает данная наука. Специальная методология или методология конкретной науки позволяет последней формулировать свои собственные (внутринаучные) законы и закономерности, относящиеся к своеобразию формирования, развития и функционирования тех феноменов, которые она исследует. Наконец, частная методология представляет

собой совокупность методов, способов, приемов и методик исследования конкретной наукой различных явлений, которые составляют предмет и объект ее анализа.

Психологическая наука имеет свою методологию. В качестве общей методологии отечественной психологической науки выступает диалектико-материалистически и подход к пониманию окружающего мира, роли и месту психики и психического в нем. Его основные положения сводятся к следующему:

  • окружающий нас реальный мир материален (состоит из материи);
  • материя первична, а сознание вторично; » материя находится в непрерывном движении, развитии и подчиняется законам: единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные; отрицания отрицания;
  • движение и взаимодействие материи определяет собой качественные характеристики всех явлений объективной реальности и собственно психики;
  • психика есть свойство высокоорганизованной материи, функция головного мозга;
  • сущность психики состоит в отражении воздействий предметов и явлений окружающей действительности;
  • сознание — высший этап развития психики;
  • психика, сознание социально обусловлены;
  • окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции и развития.

Специальной методологией психологии выступают ее методологические принципы:

  • принцип детерминизма,т.е. причинной обусловленности психических явлений, означает, что они опосредуются естественными и социальными условиями и изменяются с изменением этих условий;
  • принцип единства сознания и деятельностиозначает, что сознание и деятельность не противоположны друг другу, но и не тождественны, а образуют неразрывное единство (сознание возникает, развивается и проявляется в деятельности; деятельность выступает как форма активности сознания, а само сознание обеспечивает активный характер деятельности);
  • принцип развитияозначает, что психика может быть правильно понята и адекватно объяснена, если она рассматривается как продукт развития и в процессе этого развития;
  • принцип личностного подходаориентирует исследователей всех индивидуальных и социально-психологических особенностей человека.

Частной методологией психологической науки выступают ее методы (наблюдение, эксперимент, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, опросы, тесты) и методики исследования конкретных психологических явлений. Применение конкретных методов и методик психологической науки регулируется следующими правилами:

  • сущность проявления психических явлений и процессов определяется их конкретными особенностями и свойствами; » существуют специальные методики, способы и приемы исследования конкретных классов и видов психологических явлений и процессов;
  • результаты применения методик психологического исследования поддаются конкретной статистической обработке и обобщению;
  • все научные психологические исследования должны проводиться в соответствии с разрабатываемыми при этом программами и планами.

Кроме того, естественно-научной основой психологии является физиология высшей нервной деятельности — учение о закономерностях высших, наиболее сложных форм функционирования нервной системы, в особенности тех, которые связаны с психическим отражением действительности и работой организма, поведением человека.

Согласно методологии психологической науки психика (психическое) выполняет определенные функции: отражения воздействий окружающей действительности, регуляции поведения и деятельности людей, осознания ими своего места в окружающем мире.

1. Отражение воздействий окружающей действительности. Психическое отражение действительности имеет свои особенности:

  • это не мертвое, зеркальное, одностороннее отражение, а процесс, постоянно развивающийся и совершенствующийся, создающий и преодолевающий свои противоречия;
  • при психическом отражении объективной действительности, в ходе которого любое внешнее воздействие (т.е. воздействие
  • объективной действительности) всегда преломляется через ранее сложившиеся особенности психики, через конкретные состояния человека (поэтому одно и то же внешнее воздействие может по-разному отражаться разными людьми и даже одним и тем же человеком в разное время и при разных условиях);
  • психическое отражение — это правильное, верное отражение действительности (возникающие образы материального мира являются снимками, слепками, копиями существующих предметов, явлений, событий).

Субъективность психического отражения, характерное для человека, активное преобразование отражаемого ни в коей мере не отрицают объективную возможность правильного отражения окружающего мира. В реальной жизни человек с помощью психики, отражая воздействия реальной действительности, фиксирует и осмысливает их, формируя в своем сознании реальную картину мира, в соответствии с которой он и действует. Психические же процессы, состояния, образования и свойства людей, обладая определенной гибкостью, позволяют им адаптироваться к складывающимся условиям жизни и деятельности, преобразовывать их в соответствии со своими потребностями и интересами.

2. Регуляция поведения и деятельности. Психика, сознание человека, с одной стороны, отражают воздействия внешней среды, адаптируются к ней, а с другой — регулируют этот процесс, составляя внутреннее содержание деятельности и поведения. Последние не могут не опосредоваться психикой, так как именно с помощью ее человек осознает мотивы и потребности, ставит перед собой цели и задачи, вырабатывает способы и приемы достижения результатов. Поведение же при этом выступает внешней формой проявления психики.

3. Осознание человеком своего места в окружающем мире. Эта функция психики, с одной стороны, обеспечивает правильные адаптацию и ориентацию человека в объективном мире, гарантируя ему эффективное осмысление всех реалий этого мира и адекватное к ним отношение. С другой стороны, с помощью психики, сознания человек осознает себя как личность, наделенную определенными индивидуальными и социально-психологическими особенностями, как представителя конкретного общества, социальной группы, отличающегося от других людей и находящегося с ними в своеобразных межличностных отношениях.

Правильное осознание человеком своих личностных характеристик в то же время помогает ему приспосабливаться к другим людям, правильно строить общение и взаимодействие с ними, достигать общих целей в совместной деятельности, поддерживать гармонию в обществе в целом.

Психология в интересах правильного изучения и анализа исследуемых феноменов имеет собственные взгляды на развитие материального мира и возникновение, совершенствование психического в нем. В процессе развития объективного мира развивалась сама материя и формы ее движения. Этот процесс можно представить в следующем виде.

Первоначально на заре существования нашей Вселенной присутствовало движение элементарных частиц, представлявшее собой движение микрочастиц — протонов, нейтронов, электронов и др. Закономерные количественные изменения во взаимодействии элементарных части ц постепенно привели к возникновению новых частиц, имеющих другие качественные характеристики (атомов).

Так возникло физическое движение — более сложный вид движения, в процессе которого количественные изменения в мире атомов приводят к возникновению молекул различных веществ с новыми качественными особенностями. Например, два взаимосвязанных атома водорода и один атом кислорода образуют молекулу воды.

В результате в окружающем мире стало господствовать уже и химическое движение, включавшее в себя движение и трансформацию молекул, сопровождавшееся сложными химическими процессами. Ученые давно уже доказали, что, например, наша нервная деятельность — это результат совокупности проявления сложных физических и химических реакций в коре головного мозга.

В процессе дальнейшего развития материального мира физико-химические соединения усложняются и становятся разнообразнее, затем при определенных благоприятных условиях на их основе возникает новая форма движения — органического (органическая жизнь), т.е. формирование и развитие живых организмов.

В ходе своего постоянного совершенствования живая природа создала виды животных, в организме которых большого развития достигает нервная система, ставшая материальной основой функционирования психики, а затем настала очередь для

появления человека. Вместе с ним возникает новая форма движения — сознание, с присущими ему качественными особенностями — субъективным отражением объективного мира.

Одновременно с развитием и всесторонним совершенствованием сознания возникает высшая форма движения — общественная жизнь, для которой характерны труд, законы экономического и политического развития общества и другие особенности.

Существуют следующие закономерности взаимосвязи различных форм движения:

  1. Каждая высшая форма движения основывается на более простой форме, без которой она не могла бы возникнуть. Так, любые общественные явления предполагают существование людей, наделенных сознанием; а любой психический процесс требует особым образом организованных нервных процессов и их физиологических субстратов.
  2. Каждая высшая форма движения обладает своими собственными качественными особенностями и закономерностями, которые не могут быть выведены из качественного своеобразия и закономерностей низших форм. Так, общественные движения могут быть объяснены только присущими им самим как общественным явлениям закономерностями и не могут быть выведены из мыслей, желаний, чувств и других психологических характеристик людей, участвующих в общественной жизни.
  3. Каждая высшая форма движения представляет собой сложное единство, в котором присутствуют и все низшие формы.

Наряду с видами движения материи присутствуют и различные виды отражения: физическое, физиологическое и психическое.

1. Физическое отражение — простейший вид отражения, в процессе которого воспроизводятся лишь начальные формы движения материи: элементарного, физического и химического. Говоря другими словами, физическое отражение представляет собой форму существования и результат взаимодействия материи в неживой природе (например, сильный дождь является результатом взаимодействия и движения конкретных физических и химических частиц в атмосферных слоях воздуха).

На последней стадии развития физического отражения в неживой природе возникла элементарная чувствительность (тропизм), проявлявшаяся у начинавших развиваться и совершенствоваться простейших живых организмов в виде приспособления к воздействиям внешней среды на основе присущего им

свойства раздражимости (например, если капнуть в среду простейших живых организмов какой-нибудь едкой жидкости, они сразу же будут разбегаться в разные стороны).

2. Физиологическое (органическое) отражение — более сложный вид отражения, соответствующий органической жизни (органическому движению). На низшей его стадии сформировалась простейшая рефлекторная деятельность животных, которая характеризовалась тем, что:

  • она совершается всегда как ответ на внешнее раздражение;
  • при наступлении раздражения содержание ответного движения, его сила и направленность находятся в полном соответствии с особенностями раздражения.

При этом само отражение представляет собой довольно сложную реакцию живого организма на различные воздействия окружающей среды (например, когда мы приближаемся к змее, она начинает шипеть и изготавливается укусить обидчика).

На высшей стадии органического отражения постепенно сформировались сложные условные рефлексы животных, позволяющие осуществлять предметное восприятие (например, домашние животные всегда знают место, в котором их хозяин оставляет для них еду).

3. Психическое отражение — самый сложный и наиболее развитый вид отражения. На низших его стадиях психика животных достигает самых совершенных форм ее развития, носящих название интеллектуального поведения (например, сложные инстинкты животных).

На высшей его стадии в ходе длительной эволюции уже самого человека сформировались и приняли современную форму сознание и самосознание людей, совершенствовалась специфика их проявления в общественных и экономических отношениях друг с другом. Для этой стадии отражения характерны:

  • отражение как путь познания человеком самого себя, своей деятельности и поведения;
  • отражение как самоконтроль и самовоспитание;
  • отражение как путь познания человеком других людей;
  • отражение как путь познания людьми социальной жизни и социальных отношений.

Человек занимает определенное место и играет конкретные роли в окружающем мире. Более того, будучи наделен психикой и сознанием, он определенным образом относится и к предметам

(явлениям) реальной действительности, и к другим живым существам, и к самому себе, и к другим людям. В связи с этим обычно различают пять его статусов (положений).

1. Человек как вид. Человек — это представитель вполне определенного биологического вида (вида живых существ), отличающийся от других животных конкретными специфическими особенностями и уровнем физиологического и психического развития, наделенный сознанием, способный мыслить, говорить и принимать решения, контролировать свои действия, поступки, эмоции и чувства.

2. Человек как индивид. В понятии человека как индивида выражаются два основных признака:

  • а) это своеобразный представитель других живых существ, продукт фило- и онтогенетического развития, носитель видовых черт;
  • б) это отдельный представитель человеческой общности; выходящее за рамки природной (биологической) ограниченности социальное существо, использующее орудия, знаки и через них овладевающее собственным поведением и психическими процессами.

Оба значения этого понятия взаимосвязаны и описывают человека как существо своеобразное.

Наиболее общими характеристиками индивида являются: целостность и своеобразие психофизиологической организации; устойчивость во взаимодействии с окружающей средой; активность.

В обыденной жизни под индивидом понимают конкретного человека, со всеми присущими ему особенностями.

3. Человек как личность. Каждый человек — это индивид, занимающий определенное место в обществе, выполняющий конкретную общественно полезную деятельность и отличающийся от других индивидов своими, присущими только ему индивидуально- и социально-психологическими характеристиками, т.е. личность. Понятие личности отражает как психофизиологические, так и духовные (нравственные) характеристики человека, включает в себя его индивидуальный опыт развития и совершенствования.

Сегодня психология трактует личность как социально-психологическое образование, которое формируется благодаря общественной жизни и деятельности человека. Человек как общественное существо приобретает новые (личностные) качества,

когда вступает в отношения с другими людьми и эти отношения «образуют» его личность.

4. Человек как субъект деятельности. Человек всегда является субъектом конкретной деятельности, источником познания и преобразования действительности в ее рамках. Деятельность всегда субъективна. Условием ее осуществления и основным продуктом является человек, который всегда вполне определенно относится к окружающему миру. Его сознание обусловлено структурой самой деятельности, направленной на удовлетворение потребностей. Сама же деятельность при этом выступает формой активности человека, позволяющей ему совершенствовать окружающий мир, самого себя, других людей, отношений с ними.

5. Человечество как история развития общества. Человек — продукт развития общества. Развитие человека шло параллельно с развитием общества, с его историей. С другой стороны, люди сами творили и творят историю общества и его экономических отношений. Знание социального, онто- и филогенетического развития людей позволяет познать историю общества.

Психика прошла длительный путь исторического развития, который можно разбить на определенные этапы.

1. Развитие сенсорных процессов животных. На начальном этапе развития психики животных осуществлялись:

  • совершенствование их двигательного аппарата;
  • постепенное формирование их способности дифференцированно отвечать на воздействие внешних и внутренних раздражителей;
  • одновременное развитие органов рецепции — обоняния, зрения, слуха, осязания и др., позволяющих более точно дифференцировать внешние раздражения.

2. Развитие перцептивных процессов животных. На этом этапе:

  • появляется сложная нервная система;
  • наблюдается значительное развитие и усложнение рецепторных процессов, а также усложняется их роль в поведении;
  • совершенствуются центральные отделы нервной системы, позволяющие образовывать связи между анализаторами;
  • появляется предметно-образное отражен недействительности;
  • появляются эмоции.

3. Развитие интеллектуальных действии животных. На этом этапе:

  • появляется способность к интеллектуальному поведению при возникновении препятствий на пути достижения цели;
  • интеллектуальные действия носят примитивный характер и не являются следствием знания объективных законов природы;
  • интеллектуальные действия не занимают главенствующего положения в их поведении;
  • изобретенные способы действий не передаются от одного животного к другому и не являются, таким образом, продуктом видового развития.

4. Физическое и психологическое развитие человека в процессе труда. На этом этапе в процессе труда у человека:

  • руки становятся не только органом движения, но и осязания, помогая человеку познавать важные для процесса труда особенности предметов;
  • появляется способность к мышлению;
  • появляется потребность к общению с другими людьми;
  • появление речи содействовало развитию абстрактного мышления;
  • отражательная деятельность начинает носить сознательный характер.

5. Развитие сознания человека. На этом этапе у человека:

  • появляется способность познавать общее и особенное в окружающей действительности;
  • появляется способность определенным образом относиться к окружающей действительности;
  • появляется способность заниматься творчеством.

6. Развитие самосознания человека. На этом этапе у человека появляются способности:

  • познания себя путем познания других;
  • самопознания путем анализа собственной деятельности и поведения;
  • самоконтроля и самовоспитания.

7. Развитие социального поведения человека. На этом этапе психика и сознание человека достигают совершенства.

1.1. Научные основы экономического анализа

В данном случае замещаемый объект называется оригиналом, а замещающий его объект — моделью. Знания, полученные при изучении модели, в дальнейшем пере-носятся на оригинал методом аналогий. Следует помнить, что выводы по аналогии не всегда могут быть достоверными и по-этому требуют дальнейшего обоснования и проверки.
5
Эксперимент является связующим звеном между теоре-тическими исследованиями и практическими результатами. Эксперимент, как правило, является инструментом подтверждения или опровержения научных теорий.
В процессе аналитико-синтетической деятельности человеческого мозга можно выделить три взаимосвязанные стадии:
наблюдение;
научная абстракция;
формирование новых практических предложений.
В ходе наблюдения создаются знания о внешних сторонах, свойствах и признаках изучаемого объекта. Применительно к экономическому анализу, в ходе наблюдения создаются знания об основных аспектах деятельности предприятия, проявляющиеся в таких показателях, как численность работников, стоимость средств и предметов труда, объём продаж и так далее. Итог наблюдения — описание, фиксация фактов.
На стадии научной абстракции происходит переход от чувственного освоения объектов (констатации фактов) к их рациональному познанию, иными словами, переход от практики к теории (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Взаимосвязь теории и практики
Таким образом, практика даёт исходную информацию, которая обрабатывается мышлением. Результатами мыслительной деятельности являются новые умозаключения.
Экономический анализ базируется на таком понятии, как диалектика, которая понимается как наука о законах развития изучаемых явлений. Баканов М.И. и Шеремет А.Д. в
6 своей «Теории экономического анализа» к основным принципам диалектики, на которых базируется экономический ана-лиз, относят следующие: динамичность явлений, их взаимозависимость и взаимообусловленность, причинно-следственная соподчинённость, проявление необходимости и случайности, переход количества в качество и качества в новое количество и т.д. [9].
Связь политэкономии (экономической теории) и экономического анализа основывается на том, что базой этих наук являются гносеология и диалектика. Принципиальное отличие политэкономии от экономического анализа заключается в том, что первая изучает основы общественного производства и потребления материальных благ на макроуровне в условиях различных общественных формаций, вторую же сле-дует отнести к науке микроуровневой, объектом изучения которой служит непосредственно финансово-хозяйственная деятельность предприятий в сравнительно небольших временных интервалах.

ОТВЕТЫ ПО НМД

Общие представления о науке

Нау́ка определяется как сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективныхзнанийо действительности. Основой этой деятельности является сборфактов, их постоянное обновление исистематизация, критическийанализи, на этой базе,синтезновых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемыеприродныеилиобщественныеявления, но и позволяют построить причинно-следственные связи и, как следствие,прогнозировать. Те теории и гипотезы, которые подтверждаются фактами или опытами, формулируются в видезаконов природыилиобщества.

Наука в широком смысле включает в себя все условия и компоненты соответствующей деятельности:

научные учреждения, экспериментальное и лабораторное оборудование;

методы научно-исследовательской работы;

систему научной информации;

всю сумму накопленных ранее научных знаний.

Выработка нового знания происходит в процессе научного исследования — целенаправленного познания, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов, теорий. Научное исследование опирается на методологию науки – учения о принципах построения, формах и способах научного познания. Наряду с методологией успешность научного исследования во многом зависит от выбора методов исследования, наиболее адекватно соответствующих цели и задачам научной работы.

Специфические особенности научного знания

Во-первых, научное познание руководствуется принципом объективности.

Во-вторых, научное знание, в отличие от слепой веры в мифологии и религии, обладает таким признаком, как рационалистическая обоснованность.

В-третьих, науке свойственна особая системность знания.

В-четвертых, научному знанию свойственна проверяемость

Рассмотрим основные особенности научного познания, или критерии научности:

1. Основная задача — обнаружение объективных законов действительности — природных, социальных, законов самого познания, мышления и др. Отсюда ориентация исследования главным образом на общие, существенные свойства предмета, его необходимые характеристики и их выражение в системе абстракции, в форме идеализированных объектов. Если этого нет, то нет и науки, ибо само понятие научности предполагает открытие законов, углубление в сущность изучаемых явлений. Это основной признак науки, основная особенность.

2. На основе знания законов функционирования и развития исследуемых объектов наука осуществляет предвидение будущего с целью дальнейшего практического освоения действительности. Нацеленность науки на изучение не только объектов, преобразуемых в сегодняшней практике, но и тех, которые могут стать предметом практического освоения в будущем, является важной отличительной чертой научного познания.

3. Существенным признаком научного познания является его системность, т. е. совокупность знаний, приведенных в порядок на основании определенных теоретических принципов, которые и объединяют отдельные знания в целостную органическую систему. Знания превращаются в научные, когда целенаправленное собирание фактов, их описание и обобщение доводится до уровня их включения в систему понятий, в состав теории.

4.Для науки характерна постоянная методологическая рефлексия. Это означает, что в ней изучение объектов, выявление их специфики, свойств и связей всегда сопровождается —осознанием методов и приемов, посредством которых исследуются данные объекты.

5.Непосредственная цель и высшая ценность научного познания — объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами, но, разумеется, не без участия живого созерцания и внерациональных средств. Отсюда характерная черта научного познания — объективность, устранение неприсущих предмету исследования субъективистских моментов для реализации «чистоты» его рассмотрения.

6.Научное познание есть сложный, противоречивый процесс производства, воспроизводства новых знаний, образующих целостную развивающуюся систему понятий, теорий, гипотез, законов и других идеальных форм, закрепленных в языке — естественном или (что более характерно) искусственном: математическая символика, химические формулы и т. п. Научное знание не просто фиксирует свои элементы в языке, но непрерывно воспроизводит их на своей собственной основе, формирует их в соответствии со своими нормами и принципами. Процесс непрерывного самообновления наукой своего концептуального арсенала — важный показатель (критерий) научности.

7.В процессе научного познания применяются такие специфические материальные средства, как приборы, инструменты, другое так называемое «научное оборудование», зачастую очень сложное и дорогостоящее. Кроме того, для науки в большей мере, чем для других форм познания, характерно использование для исследования своих объектов и самой себя таких идеальных средств и методов, как современная логика, математические методы, диалектика и др.

8.Научному познанию присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов. Вместе с тем здесь немало гипотез, догадок, предположений, вероятностных суждений и т. п. Вот почему тут важнейшее значение имеют логико-методологическая подготовка исследователей, их философская культура, постоянное совершенствование своего мышления, умение правильно применять его законы и принципы.

3. Характеристика науки как вида деятельности

Наука – это вид деятельности человека, заключающийся в сборе данных об окружающем мире, затем в их систематизации и анализе и, на основании вышеперечисленного, синтезе новых знаний. Также в сфере науки находится выдвижение гипотез и теорий, а также их дальнейшее подтверждение или опровержение с помощью экспериментов.

Цель научной деятельности — дать человеку объективное систематическое знание о мире, вскрыть объективные причины и законы мироздании.

Структура любой деятельности состоит из трех основных элементов: цель, предмет, средства деятельности. В случае научной деятельности цель – получение нового научного знания, предмет – имеющаяся эмпирическая и теоретическая информация, релевантная подлежащей разрешению научной проблеме, средства – имеющиеся в распоряжении исследователя методы анализа и коммуникации, способствующие достижению приемлемого для научного сообщества решения заявленной проблемы

Субъект и объект познания

В научном познании отражается внешний мир. Познающая и практически действующая реальность называется субъектом познания. Это может быть человек, группа людей или общество в целом. Объект познания — та часть материи, которая включе­ на в познавательную деятельность субъекта. Материя включает два атрибута — вещество и движение, уже поэтому необходи­ мо уточнять то, на что направлено внимание субъекта. В связи с этим вводится понятие предмет исследования — им могут быть отдельные части объекта (вещество), какие-либо свойства, про­ цессы. В этом смысле у какого-либо объекта существует множе­ ство сторон рассмотрения, предметов исследования.

Физическая культура как объект познания

Виды научных исследований

Вид научного исследования — способ и технология научного познания, определяемая его особой целью. В любой науке, независимо от ее предметной специфики и дисциплинарной организации, имеют место три основных вида научных исследований: фундаментальные, прикладные и опытно-конструкторские (рис. 3.9, ЗЛО).

Фундаментальные исследования (ФИ) — исследования, предполагающие открытие новых свойств, отношений и законов объективного мира. Они могут иметь как теоретический, так и экспериментальный характер.

Прикладные исследования (ПИ) — исследования, в основе которых — применение результатов фундаментальных исследований для создания и расчета полезных моделей.

Опытно-конструкторские разработки (ОКР) — исследования, имеющие своей целью применение результатов фундаментальных и прикладных исследований для создания материальных моделей, их практического испытания и доведения опытного образца до стадии серийного производства.

Виды научных исследований:

Фундаментальное исследование, предпринятое главным образом, чтобы производить новые знания независимо от перспектив применения.

Прикладное исследование, направлено преимущественно на применение новых знаний для достижения практических целей, решения конкретных задач.

Монодисциплинарное исследование проводится в рамках отдельной науки.

Междисциплинарное исследование требует участия специалистов различных областей и проводится на стыке нескольких научных дисциплин.

Комплексное исследование проводится с помощью системы методов и методик, посредством которых ученые стремятся охватить максимально (или оптимально) возможное число значимых параметров изучаемой реальности.

Однофакторное или аналитическое исследование направлено на выявление одного, наиболее существенного, по мнению исследователя, аспекта реальности.

Поисковое исследование, направлено на определение перспективности работы над темой, отыскивание путей решения научных задач.

Критическое исследование проводится в целях опровержения существующей теории, модели, гипотезы, закона и пр. или для проверки того, какая из двух альтернативных гипотез точнее прогнозирует реальность. Критические исследования проводятся в тех областях, где накоплен богатый теоретический и эмпирический запас знаний и имеются апробированные методики для осуществления эксперимента.

Уточняющее исследование. Это самый распространённый вид исследований. Их цель — установление границ, в пределах которых теория предсказывает факты и эмпирические закономерности. Обычно, по сравнению с первоначальным экспериментальным образцом, изменяются условия проведения исследования, объект, методика. Тем самым регистрируется, на какую область реальности распространяется полученное ранее теоретическое знание.

Воспроизводящее исследование. Его цель — точное повторение эксперимента предшественников для определения достоверности, надежности и объективности полученных результатов. Результаты любого исследования должны повториться в ходе аналогичного эксперимента, проведенного другим научным работником, обладающим соответствующей компетенцией. Поэтому после открытия нового эффекта, закономерности, создания новой методики и т.п. возникает лавина воспроизводящих исследований, призванных проверить результаты первооткрывателей. Воспроизводящее исследование — основа всей науки. Следовательно, метод и конкретная методика эксперимента должны быть интерсубъективными, т.е. операции, проводимые в ходе исследования, должны воспроизводиться любым квалифицированным исследователем.

Разработка — научное исследование, внедряющее в практику результаты конкретных фундаментальных и прикладных исследований.

С гносеологической точки зрения классификации наук мо­ гут быть объективными и субъективными. С методологической точки зрения принципы классификации делятся на внешние, когда науки располагаются в определенной последовательно­ сти, и внутренние, органически связывающие науки между со­ бой как описание объективно существующей реальности — ма­ терии.

Общая классификация науки строится на диалектическом единстве законов развития и объективности. Наиболее общие законы развития диалектически увязывают принципы истори­ ческого, логического и гносеологического.

Эмпирический и теоретический уровни познания

Понятие эмпирического знания употребляется как в широком, так в узком значениях. В широком значении под эмпирическим понимается обыденное знание, которое накапливается в ходе развития человеческой практики. В современной же методологии науки эмпирическое исследование понимается более узко, — как определённый этап получения научного знания, которое добывается на основе целенаправленного наблюдения и эксперимента.

Главной целью эмпирического познания является получение данных наблюдения и формирование фактов науки, на основе которых затем строится эмпирический базис научного знания и развивается система теоретических построений.

эмпирический уровень познания складывается из следующих основных шагов:

Подготовка эмпирического исследования.

Получение исходных данных.

Формирование научных фактов, на основе полученных данных.

Первичная рациональная обработка научных фактов (систематизация, классификация и обобщение) с целью установления эмпирических зависимостей.

Эмпирический уровень познания. На эмпирическом (опытном) уровне познания используются главным образом методы, опирающиеся на чувственно-наглядные приемы и способы познания, такие, как систематическое наблюдение, сравнение, аналогия и т.д. Здесь накапливается первичный опытный материал, который требует дальнейшей обработки и обобщения. На данном уровне познание имеет дело с фактами и их описанием. Вся научная информация основана на наблюдениях и подвергается объективной проверке. Непосредственные наблюдения ограничиваются только ощущениями, полученными от пяти органов чувств. Эти данные можно проверить, поскольку наши органы чувств могут обманываться и предоставлять нам неверную информацию. К сожалению, сами по себе эмпирические факты и обобщения мало что объясняют. Чтобы это понять, нужно пойти дальше и перейти с эмпирического на теоретический уровень познания. Теоретический уровень познания. Только на этом уровне становится возможным формулирование законов, являющееся целью науки. Для этого нужно уметь увидеть за многочисленными, часто совершенно непохожими внешне фактами, именно существенные, а не просто повторяющиеся свойства и характеристики предметов и явлений. Главная задача теоретического уровня познания заключается в том, чтобы привести полученные данные в стройную систему и создать из них научную картину мира. Для этого отдельные чувственные данные складываются в одну целостную систему — теорию. Но при построении теории используются другие, более высокие методы познания —теоретические. Теоретический уровень познания обычно расчленяется на два типа — фундаментальные теории и теории, которые описывают конкретную область реальности. Так, механика описывает материальные точки и взаимоотношения между ними, а на основе ее принципов строятся различные конкретные научные теории, описывающие те или иные области реального мира. При всех различиях между эмпирическим и теоретическим уровнями познания нет непреодолимой границы: теоретический уровень опирается на данные эмпирического, а эмпирическое знание не может существовать без теоретических представлений, оно обязательно погружено в определенный теоретический контекст.

Теория (рассмотрение, исследование) — совокупность умозаключений, отражающая объективно существующие отношения и связи между явлениями объективной реальности. Таким образом, теория — это интеллектуальное отражение реальности. В теории каждое умозаключение выводится из других умозаключений на основе некоторых правил логического вывода. Способность прогнозировать — следствие теоретических построений. Теории формулируются, разрабатываются и проверяются в соответствии с научным методом.

Понятие о методологии научного исследования

Стадии теоретического исследования

Задачи теоретических исследований:

— обобщение результатов исследования и нахождение общих закономерностей путем обработки и интерпретации опытных данных;

— распространение результатов исследования на ряд подобных объектов без повторения всего объема исследований;

— изучение объекта, недоступного для непосредственного исследования;

— повышение надежности экспериментального исследования объекта (обоснование параметров и условий наблюдения, точности измерений).

Этапы теоретических исследований:

— анализ сущности процессов, явлений,

— формулирование гипотезы исследования,

— построение (разработка) модели процессов, явлений,

— проведение математического исследования,

— анализ теоретических решений,

Стадии проведения теоретических исследований:

Оперативная. Она включает:

— проверку возможности устранения технических противоречий,

— оценку возможных изменений в среде, окружающей объект,

— анализ возможности переноса решения задачи из других отраслей знания

— применение «обратного решения».

2. Синтетическая. Она включает:

— определение влияния изменения одной части объекта на построение других его частей,

— определение изменений других объектов, работающих совместно с данными,

— оценка возможности применения найденной идеи при решении других задач.

3. Аналитическая. Она включает:

— определение идеального конечного результата,

— выявление помех и причин, мешающих получить идеальный результат,

— определение условий, обеспечивающих получение идеального результата.

Примеры теоретических методов научного исследования

Собственно теоретические методы опираются на рациональное познание (понятие, суждение, умозаключение) и логические процедуры вывода. К числу этих методов относятся:

анализ — процесс мысленного или реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения);

синтез — соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое;

классификация — объединение различных объектов в группы на основе общих признаков (классификация животных, растений и т.д.);

абстрагирование — отвлечение в процессе познания от некоторых свойств объекта с целью углубленного исследования одной определенной его стороны (результат абстрагирования — абстрактные понятия, такие, как цвет, кривизна, красота и т.д.);

формализация — отображение знания в знаковом, символическом виде (в математических формулах, химических символах и т.д.);

аналогия — умозаключение о сходстве объектов в определенном отношении на основе их сходства в ряде других отношений;

моделирование — создание и изучение заместителя (модели) объекта (например, компьютерное моделирование генома человека);

идеализация — создание понятий для объектов, не существующих в действительности, но имеющих прообраз в ней (геометрическая точка, шар, идеальный газ);

дедукция — движение от общего к частному;

индукция — движение от частного (фактов) к общему утверждению.

Теоретические методы требуют эмпирических фактов. Так, хотя индукция сама по себе — теоретическая логическая операция, она все же требует опытной проверки каждого частного факта, поэтому основывается на эмпирическом знании, а не на теоретическом. Таким образом, теоретические и эмпирические методы существуют в единстве, дополняя друг друга. Все перечисленные выше методы — это методы-приемы (конкретные правила, алгоритмы действия).

Более широкие методы-подходы указывают только на направление и общий способ решения задач. Методы-подходы могут включать в себя множество различных приемов. Таковы структурно-функциональный метод, герменевтический и др. Предельно общими методами-подходами являются философские методы:

метафизический — рассмотрение объекта в покос, статике, вне связи с другими объектами;

диалектический — раскрытие законов развития и изменения вещей в их взаимосвязи, внутренней противоречивости и единстве.

Анализ и синтез в научном исследовании

Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия и моделирование. Изучение предмета связано с конкретизацией общего представления о нем. Надо его расчленить (мысленно или физически) на составляющие части, а затем изучить их, выделяя свойства и при­знаки, прослеживая связи и отношения, а также выявляя их роль в системе целого. После этого части можно объединить в единый предмет и составить себе конкретно-общее представление, то есть такое представление, которое опирается на глубокое знание внутренней природы пред­мета. Эта цель достигается с помощью таких операций, как анализ и синтез. .Анализ — это расчленение целостного предмета на составляю­щие части с целью их всестороннего изучения. Синтез — это соединение ранее выделенных частей предмета в единое целое.

Общелогические методы применяются преимущественно на теоретическом уровне научного исследования, хотя некоторые из них могут применяться и на эмпирическом уровне. Какие же это методы и в чем их сущность?

Одним из них, широко применяемым в научном исследовании, является метод анализа (от греч. analysis — разложение, расчленение) — метод научного познания, представляющий собой мысленное расчленение исследуемого объекта на составные элементы с целью изучения его структуры, отдельных признаков, свойств, внутренних связей, отношений.

Анализ дает возможность исследователю проникать в сущность изучаемого явления путем расчленения его на составляющие элементы и выявлять главное, существенное. Анализ как логическая операция входит составной частью во всякое научное исследование и обычно образует его первую стадию, когда исследователь переходит от нерасчлененного описания изучаемого объекта к выявлению его строения, состава, а также его свойств, связей. Анализ присутствует уже на чувственной ступени познания, включается в процесс ощущения и восприятия. На теоретическом уровне познания начинает функционировать высшая форма анализа — мысленный, или абстрактно-логический анализ, который возникает вместе с навыками материально-практического расчленения предметов в процессе труда. Постепенно человек овладел способностью предварять материально-практический анализ в мысленный анализ.

В каждой области знания есть как бы свой предел членения объекта, за которым мы переходим к иному характеру свойств и закономерностей. Когда путем анализа частности изучены, наступает следующая стадия познания — синтез.

Синтез (от греч. synthesis — соединение, сочетание, составление) — это метод научного познания, представляющий собой мысленное соединение составных сторон, элементов, свойств, связей исследуемого объекта, расчлененных в результате анализа, и изучение этого объекта как единого целого.

Синтез — это не произвольное, эклектическое соединение частей, элементов целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Результатом синтеза является совершенно новое образование, свойства которого не есть только внешнее соединение этих компонентов, но также результат их внутренней взаимосвязи и взаимозависимости.

Анализ фиксирует в основном то специфическое, что отличает части друг от друга. Синтез же вскрывает то существенное общее, что связывает части в единое целое.

Исследователь мысленно расчленяет предмет на составные части для того, чтобы сначала обнаружить сами эти части, узнать, из чего состоит целое, а затем рассмотреть его как состоящий из этих частей, уже обследованных в отдельности. Анализ и синтез находятся в диалектическом единстве: наше мышление столь же аналитично, сколь и синтетично.

Анализ и синтез берут свое начало в практической деятельности. Постоянно расчленяя в своей практической деятельности различные предметы на их составные части, человек постепенно учился разделять предметы и мысленно. Практическая деятельностьскладывалась не только из расчленения предметов, но и из воссоединения частей в единое целое. На этой основе постепенно возникал мысленный анализ и синтез.

В зависимости от характера исследования объекта и глубины проникновения в его сущность применяются различные виды анализа и синтеза.

1. Прямой или эмпирический анализ и синтез — применяется, как правило, на стадии поверхностного ознакомления с объектом. Этот вид анализа и синтеза дает возможность познать явления изучаемого объекта.

2. Элементарно-теоретический анализ и синтез — широко используется как мощное орудие познания сущности исследуемого явления. Результатом применения такого анализа и синтеза является установление причинно-следственных связей, выявление различных закономерностей.

3. Структурно-генетический анализ и синтез — позволяет наиболее глубоко приникнуть в сущность изучаемого объекта. Этот вид анализа и синтеза требует вычленения в сложном явлении таких элементов, которые представляют самое главное, существенное и оказывают решающее влияние на все остальные стороны изучаемого объекта.

Стадии эмпирического исследования

1. Проработка проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели.

2. Разработка инструментария (чаще всего это анкета).

3. Сбор первичных данных и их обработка.

4. Теоретический анализ, интерпретация и объяснение данных в соответствии с выдвинутой гипотезой. В заключении следуют практические рекомендации.

Сегодня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию.

Эмпирические методы исследования

Основой эмпирических методов являются чувственное познание (ощущение, восприятие, представление) и данные приборов. К числу этих методов относятся:

наблюдение — целенаправленное восприятие явлений без вмешательства в них;

эксперимент — изучение явлений в контролируемых и управляемых условиях;

измерение — определение отношения измеряемой величины к

эталону (например, метру);

сравнение — выявление сходства или различия объектов или их признаков.

Прямое наблюдение. В прямом наблюдении исследователь имеет дело непосредственно со свойствами изучаемого объекта.

Косвенное наблюдение. В отличие от прямого косвенное наблюдение представляет собой восприятие не самого объекта, а тех следствий, которые он вызывает. Анализируя эти следствия, логическим путём раскрывают природу изучаемого объекта.

Непосредственное наблюдение. Непосредственным наблюдением (несмотря на некоторую многозначность этого термина) называют такое наблюдение, которое осуществляется непосредственно органами чувств человека, без использования каких-либо вспомогательных средств. Такое наблюдение широко использовалось на первых шагах развития естественных наук.

Опосредствованное (или приборное) наблюдение. Опосредствованным или приборным наблюдением называется такое наблюдение, которое осуществляется с помощью технических средств. Этот вид наблюдения является одним из основных средств познания в современной науке.

Еще по теме:

  • Мастика правила работы Как работать с кондитерской мастикой Кондитерская мастика – это универсальное средство для украшения тортов, выпечки и других кулинарных изделий. Ее можно использовать как для обтяжки, так и для создания украшений (лепестков, листиков, фигурок и др.). Как выбрать мастику Мастику можно не […]
  • Увольнение по статье пример Увольнение по статье пример В настоящем обзоре судебной практики приведены судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения трудовых споров между работником и работодателем о законности расторжения трудового договора по инициативе работодателя, восстановлении на работе, изменении […]
  • Единый реестр налогоплательщиков рф ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) Оглавление ЕГРН (Единый государственный реестр налогоплательщиков) - реестр, в котором содержатся сведения об организациях и физических лицах, учет которых осуществляется в налоговых органах по основаниям, установленным Налоговым […]
  • Новости белоруссии закон Новости белоруссии закон Национальным центром правовой информации выпущены новые печатные издания 17 Августа 2018 Вышел в свет новый номер научно-практического журнала «Право.by» № 3 [53] 2018 25 Июня 2018 Республиканский конкурс «Лучший публичный центр правовой информации» 25 […]
  • Ст 291 ч2 ук рф Статья 291 УК РФ. Дача взятки 23 ноября 2017 2 ноября 2017 27 января 2017 26 декабря 2016 12 октября 2016 Обсуждение статьи Вопросы по статье Работал в магазине и попался на проверку полиции и продал алкоголь несовершеннолетнему. С работы сразу уволили. 3,5 месяца никто не звонил и […]
  • Кбк для усн 6 в 2018 году уплата налога УСН в 2018 году – КБК для уплаты налога Ежедневно в бюджет поступает огромное количество средств, внесенных плательщиками для уплаты всевозможных налогов, штрафов, взносов, пеней. И с каждым еще столько же платежных поручений. Чтобы их было легче распределить между фондами и […]
  • Правила авиаперелетов россия Правила авиаперелетов россия Многие пассажиры летают на самолетах довольно редко, поэтому у них периодически возникают вопросы, касающиеся покупки билетов, регистрации в аэропорту, особенностей бортового питания, перевозки детей и т.п. В этом разделе мы постарались дать подробные и, в то […]
  • Восстановление сроков обжалования решения суда Восстановление сроков обжалования решения суда Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. Воронеже 394036, г. […]