Не уведомление налоговой о ликвидации

Содержание страницы:

Ликвидация ООО в 2018 году: пошаговая инструкция

Ликвидация ООО – процесс достаточно сложный и длительный по времени. Однако, если придерживаться определенных правил, то закрыть организацию можно и самостоятельно, не прибегая к помощи сторонних специалистов.

Прежде чем начинать данную процедуру необходимо знать, что существуют альтернативные способы ликвидации. Возможно, конкретно в вашем случае ООО проще продать или сменить в ней состав учредителей. В такой ситуации организация будет существовать и дальше, но уже без вашего участия.

Пошаговая инструкция по ликвидации ООО в 2018 году

Организация может быть ликвидирована добровольно или по решению суда (все случаи перечислены в ст. 61 ГК РФ). В данной статье рассмотрена добровольная процедура ликвидации ООО.

Процесс добровольной ликвидации ООО состоит из следующих этапов:

  1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии.
  2. Уведомление о начале ликвидации налоговой службы.
  3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации» извещения о ликвидации.
  4. Уведомление о факте ликвидации кредиторов.
  5. Уведомление сотрудников и центра занятости о предстоящем увольнении.
  6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС.
  7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса.
  8. Расчеты по имеющимся у организации долгам.
  9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО.
  10. Подача в ИФНС окончательного пакета документов.

Рассмотрим каждый из вышеперечисленных этапов более подробно:

1. Принятие решения о ликвидации и создание ликвидационной комиссии

Решение о ликвидации принимается на общем собрании участников ООО. Оно должно быть принято единогласно и оформлено в виде протокола общего собрания участников. Если в организации только один участник, то решение о ликвидации принимается единолично, после чего составляется решение единственного учредителя.

Далее необходимо назначить ликвидационную комиссию (в состав которой обычно входят учредители, директор, главный бухгалтер, юрист, другие квалифицированные сотрудники) и выбрать её руководителя.

Стоит заметить, что комиссия может состоять всего лишь из одного человека – ликвидатора. Паспортные данные каждого члена комиссии должны быть внесены в решение (протокол) о ликвидации.

Комиссия или ликвидатор наделяются всеми полномочиями по управлению делами общества. Они представляют организацию в суде и несут ответственность за все действия, совершенные на стадии ликвидации (ст. 62 ГК РФ).

Обратите внимание, начиная с 30 марта 2015 года, функции заявителя в процессе ликвидации должен выполнять руководитель комиссии или ликвидатор (ранее документы должен был подавать один из учредителей или участников ООО).

2. Уведомление налоговой службы и фондов о начале ликвидации ООО

В течение 3-х рабочих дней после принятия решения (протокола) о ликвидации в ИФНС по месту учета необходимо подать:

Спустя 5 рабочих дней после подачи документов налоговая инспекция должна внести запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО находится в процессе ликвидации и выдать вам на руки копию листа подтверждающего внесение данных в государственный реестр.

Обратите внимание, фонды (ПФР и ФСС) уведомлять о факте закрытия ООО больше не нужно. Данную информацию им должна предоставлять налоговая инспекция. Правда, в нашей стране бывает всякое, поэтому данный момент лучше уточнить в ИФНС по месту учета.

3. Публикация в «Вестнике государственной регистрации»

Ликвидировать организацию с долгами перед контрагентами без урегулирования отношения с ними нельзя, поэтому ликвидационной комиссии необходимо опубликовать в СМИ сообщение о планируемом прекращении деятельности ООО.

Изданием, в котором публикуются подобная информация, является «Вестник государственной регистрации». Разместить извещение о ликвидации можно через специальную форму на официальном сайте журнала.

4. Уведомление о закрытии ООО кредиторов

Помимо публикации в «Вестнике» необходимо письменно уведомить своих кредиторов о начале процедуры ликвидации, а также рассказать о порядке и сроках выставления претензий и требований с их стороны (данный срок должен составлять не менее 2-х месяцев).

Специальных требований к оформлению подобных уведомлений не установлено, однако, у вас должны остаться доказательства того, что кредиторы были действительно осведомлены. Ими могут служить заказные письма с уведомлением о вручении или подписи лиц, получивших корреспонденцию (в случае курьерской доставки).

5. Уведомление сотрудников и центра занятости об увольнении

Не позднее, чем за 2 месяца до предстоящего увольнения, необходимо уведомить об этом факте своих сотрудников. Делать это необходимо посредством специального письменного уведомления с пометкой, о том, что увольнение происходит по инициативе работодателя в связи с прекращением деятельности организации.

Письменное уведомление также необходимо предоставить в органы службы занятости. По каждому сотруднику указывается должность, профессия, специальность, квалификационные требования, а также условия оплаты труда.

Центр занятости уведомляется за 2 месяца до увольнения или за 3 месяца, в случае если увольнение является массовым (зависит от региона и специфики деятельности но, как правило, от 15 человек и более).

Увольняемым работникам необходимо будет выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка. Также за ними сохраняется право на получение зарплаты на период трудоустройства (но не более чем за 2 месяца со дня увольнения).

Отчетность за сотрудников

После того, как сотрудники уволены и с ними осуществлен полный расчет, можно направлять отчетность в ПФР (форма СЗВ-СТАЖ), ФСС (форма 4-ФСС) и ИФНС (Единый расчет по страховым взносам). Данные расчеты необходимо сдать до подачи заявления Р16001.

Если процесс ликвидации ООО совпал с окончанием отчетного года, то сначала нужно сдать расчеты СЗВ-СТАЖ и 4-ФСС за прошедший год (в общем порядке), а потом за период с начала года и до подачи заявления о ликвидации Р16001.

Примечание: на последних отчетах в ПФР, ФСС и ИФНС не забудьте поставить отметку на титульных листах – «Прекращение деятельности».

В течение 15 рабочих дней, со дня сдачи последней отчетности в ПФР оплачивается сумма взносов (доплат), если было их начисление.

Кроме этого, с апреля 2016 года был введен новый ежемесячный отчет в ПФР для работодателей по форме СЗВ-М. Указанный отчет нужно предоставлять не позднее 15-го числа следующего месяца.

По компании, находящейся в процессе ликвидации, в случае отсутствия сотрудников, сдается нулевой СЗВ-М, подписанный ликвидатором.

Не стоит забывать и об отчетах по форме 2-НДФЛ и 6-НДФЛ. Прекращение деятельности компании не снимает обязанностей налогового агента. Аналогично отчетности в ПФР и ФСС, 2-НДФЛ и 6-НДФЛ предоставляются за период с начала года и до прекращения деятельности, а если закончился отчетный год, то еще и за прошедший период.

6. Подготовка к возможной выездной проверке из ИФНС

После получения уведомления о ликвидации ООО налоговые органы имеют право (но не обязаны) провести выездную проверку. Причем сделать они это могут независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая проверка.

На практике, данную процедуру налоговая инспекция проводит не всегда, а «нулевые» компании, как правило, не проверяет вовсе. Однако, в любом случае, подготовиться к визиту из ИФНС и навести порядок в денежных расчетах и отчетных документах лучше заранее.

Если решение о выездной проверке уже вынесено, то переходить к следующему этапу ликвидации можно только после окончании проверки и урегулирования всех вопросов, возникших во время её проведения.

7. Составление и подача в ИФНС промежуточного ликвидационного баланса

После того, как опубликованный в «Вестнике» срок для предъявления требований со стороны кредиторов истек (не менее 2 месяцев) необходимо составить промежуточный ликвидационный баланс.

Особых правил по его оформлению не установлено, однако, судебная практика рекомендует составлять баланс по тем же принципам, что и бухгалтерскую отчетность (поэтому самостоятельно решать данную проблему не имея похожего опыта, не рекомендуется).

Промежуточный баланс должен содержать:

  • сведения об имуществе организации;
  • информацию о требованиях, предъявленных кредиторами;
  • результаты рассмотрения требований кредиторов.

После того, как документ будет составлен его необходимо утвердить на собрании учредителей (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение).

Далее, в налоговую инспекцию необходимо предоставить:

Помимо этого во многих ИФНС дополнительно могут потребовать:

В течение 5 рабочих дней после принятия документов налоговая инспекция должна внести соответствующие данные в ЕГРЮЛ и отдать вам копию листа подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

Подача налоговой декларации

Вместе с промежуточным ликвидационным балансом, вы можете сдать налоговую декларацию, но, при условии, что после составления баланса организация больше не планирует проводить налогооблагаемых операций. Если такие операции возможны – декларацию подавайте с окончательным ликвидационным балансом.

Для ликвидируемых ООО последний отчетный год – период с 1 января до даты внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ. Вся отчетность по компании должна быть сдана в срок не позднее даты внесения записи о ликвидации организации.

Налоговые декларации подаются в соответствии с выбранной системой налогообложения, подробнее читайте на этой странице.

8. Расчеты по имеющимся у организации долгам

После того, как промежуточный баланс будет утвержден, ликвидационной комиссии необходимо начать рассчитываться по имеющимся у организации задолженностям.

Согласно ст. 64 ГК РФ долги должны выплачиваться в следующем порядке:

  1. Гражданам, перед которыми ООО несет ответственность за причинение морального вреда или вреда жизни и здоровью.
  2. Работникам по трудовому договору (зарплата и выходные пособия) и по выплате авторских вознаграждений.
  3. Расчеты по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды (налоги, страховые взносы, штрафы и т.д.).
  4. Оставшиеся долги перед другими кредиторами.

Если денежных средств не хватает для погашения всех задолженностей ООО, тогда организации необходимо выставить на публичные торги своё имущество. Если и в этом случае полученная от продажи выручка не покроет все долги компании, тогда ликвидационной комиссии придется обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица.

Если ещё перед началом ликвидации вы точно знаете, что денежных средств и имущества ООО не хватит для погашения всех имеющихся долгов, то лучше сразу обратиться к специалистам по банкротству (так как в проведении этой процедуры есть много нюансов самостоятельно ей заниматься лучше не стоит).

9. Подготовка ликвидационного баланса и распределение активов ООО

Как только все задолженности перед контрагентами, сотрудниками и государством будут погашены, ликвидационной комиссии необходимо составить окончательный ликвидационный баланс, содержащий сведения о тех активах фирмы, которые остались и должны быть распределены между участниками.

Примечание: если активы в окончательном балансе окажутся больше, чем в промежуточном, то налоговая инспекция может запросить разъяснения и даже отказать в ликвидации. Делается это с целью выявления недобросовестных ликвидаторов, которые временно выводят свои активы из ООО, чтобы не выплачивать долги кредиторам.

Окончательный ликвидационный баланс необходимо утвердить на общем собрании участников (единственным учредителем) и оформить соответствующий протокол (решение) об утверждении.

Только после этого активы, оставшиеся после расчетов с кредиторами можно распределить между учредителями (участниками) в соответствии с их долями в уставном капитале организации.

10. Подача в налоговую инспекцию окончательного пакета документов

После прохождения всех вышеперечисленных этапов необходимо подать в ИФНС окончательный пакет документов:

  • заявление по форме Р16001 (нотариально заверенное);
  • окончательный ликвидационный баланс;
  • протокол (решение) об утверждении окончательного ликвидационного баланса;
  • квитанция об оплате госпошлины в размере 800 рублей.
  • справки из фондов подтверждающие отсутствие задолженностей (их сдавать не обязательно, так как налоговая должна самостоятельно запрашивать эти данные в ПФР и ФСС).

В течение 5 рабочих дней после сдачи документов налоговая инспекция ликвидирует ООО, внесет соответствующие данные в ЕГРЮЛ и выдаст вам на руки копию листа, подтверждающего внесение записи в государственный реестр.

После этого останется только: закрыть расчетный счет в банке, уничтожить печать в специализированной организации и сдать оставшиеся документы ликвидированного общества в архив.

Организация 16.06.2018 собирается подать уведомление по форме Р-15001 о ликвидации предприятия. На 16.06.2018 задолженности у организации перед ИФНС по налогам нет. 25 июня 2018 года подходит срок платежа за I квартал 2018 года по НДС — 150 тыс. руб. После сдачи налоговой декларации по НДС за II квартал 2018 года сумма, подлежащая уплате в бюджет, составляет 300 тыс. руб. Оплатить налоги не представляется возможным. Когда нужно сдать налоговую и бухгалтерскую отчетности? Может ли ИФНС отказать в ликвидации предприятия?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При наличии непогашенной задолженности по налогам ликвидация юридического лица не может быть завершена. Ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов только после проведения всех расчетов с бюджетом РФ.
Налоговые декларации (расчеты) за полные отчетные (расчетные, налоговые) периоды, в которых организация продолжает существовать, должны представляться в налоговые органы в общем порядке. То же самое касается и бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Заключительная налоговая отчетность за последний налоговый период должна быть сдана в налоговый орган не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для завершения ликвидации (в частности, ликвидационного баланса).
Какие-либо сроки представления обязательного экземпляра последней бухгалтерской (финансовой) отчетности ликвидируемой организацией законодательством не установлены. Поскольку последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность формируется на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица, полагаем, на эту же дату последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность может быть представлена в налоговый орган и в органы госстатистики.

Обоснование вывода:

Общие условия ликвидации

Форма N Р15001 представляет собой уведомление о ликвидации юридического лица (далее — Уведомление), которое оформляется в случае принятия решения о ликвидации юридического лица его участником (участниками) либо органом юридического лица, уполномоченным на то учредительными документами (п. 9.1 Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденных приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/[email protected]). Прежде всего такое Уведомление представляется в регистрирующий орган в связи с принятием решения о ликвидации юридического лица (в разделе 2 уведомления в таком случае отмечается пункт 2.1) в течение трех рабочих дней после даты принятия соответствующего решения (п. 1 ст. 62 ГК РФ, п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», далее — Закон N 129-ФЗ).
На основании указанного Уведомления регистрирующий орган вносит сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и ЕГРЮЛ (пп. «в» п. 7, абзац второй п. 8 ст. 7.1, п. 2 ст. 20 Закона N 129-ФЗ). По результатам регистрации регистрирующий орган выдает лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007, утвержденной приказом ФНС России от 12.09.2016 N ММВ-7-14/[email protected] (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Далее публикуются сведения о принятии решения о ликвидации организации и последовательно осуществляются дальнейшие действия в рамках процедуры ликвидации, в том числе подача уведомления о составлении промежуточного ликвидационного баланса, а также подача документов для внесения записи в ЕГРЮЛ о ликвидации (п. 1 ст. 62, ст. 63 ГК РФ, ст. 20 Закона N 129-ФЗ). Подробнее смотрите материал: Энциклопедия решений. Порядок ликвидации юридического лица.
Иными словами, уведомление о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (о котором, как мы понимаем, идет речь в данном случае), является ее начальным этапом. Для государственной регистрации в связи с ликвидацией в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление по форме N Р16001 (п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидация юридического лица влечет за собой его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке универсального правопреемства к другим лицам и считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 1 ст. 61, п. 9 ст. 63 ГК РФ, п. 6 ст. 22 Закона N 129-ФЗ).
На основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ, налоговые органы снимают с учета в налоговых органах прекратившую деятельность российскую организацию не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения записи в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 84 НК РФ, п. 3.4 Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения ИНН при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц, утвержденного приказом МНС РФ от 03.03.2004 N БГ-3-09/178). Датой снятия организации с учета и исключения сведений из ЕГРН является дата внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица.
При этом одним из обязательных документов, представляемых в регистрирующий орган для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица, является ликвидационный баланс (пп. б п. 1 ст. 21 Закона N 129-ФЗ). В свою очередь, согласно п. 6 ст. 64 ГК РФ ликвидационный баланс составляется только после завершения расчетов с кредиторами. При наличии требований кредиторов утверждение ликвидационного баланса и представление его в регистрирующий орган неправомерно (определения ВС РФ от 29.07.2015 N 306-КГ15-537, от 15.10.2015 N 305-КГ15-7112, постановления Президиума ВАС РФ от 13.10.2011 N 7075/11, от 15.01.2013 N 11925/12, от 05.03.2013 N 14449/12, от 13.05.2014 N 127/14, постановления Арбитражного суда Дальневосточного округа от 07.05.2018 N Ф03-1395/18 по делу N А51-16441/2017, Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 03.05.2018 N Ф02-1544/18 по делу N А58-5391/2017, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.02.2018 N 15АП-21671/17 и др.)*(1).
Таким образом, при наличии непогашенной задолженности по налогам (сборам, страховым взносам) ликвидация юридического лица не может быть завершена*(2).

Налоговые обязанности организации, находящейся в процессе ликвидации

1. Исходя из пп. 4 п. 3 ст. 44 НК РФ ликвидируемая организация перестает быть плательщиком налогов (сборов) только после проведения всех расчетов с бюджетом РФ. Порядок таких расчетов регламентируется ст. 49 НК РФ. Как следует из п. 1 этой статьи, обязанность по уплате налогов, сборов, страховых взносов (пеней, штрафов) (далее обобщенно — налоги) в случае ликвидации исполняется ликвидационной комиссией. Для уплаты налогов используются денежные средства ликвидируемой организации, в том числе вырученные от реализации ее имущества. Если указанных средств окажется недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) общества в пределах и порядке, установленном законодательством РФ (п. 2 ст. 49 НК РФ).
Стоит отметить, что требования кредиторов ликвидируемого юридического лица удовлетворяются в очередности, определенной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения (п. 5 ст. 63 ГК РФ). Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица) (п. 2 ст. 64 ГК РФ). Расчеты по налогам находятся в третьей очереди требований кредиторов (после требований граждан по выплате выходных пособий, оплате труда, по возмещению вреда жизни и здоровью и т.д.) (п. 3 ст. 49 НК РФ, п. 1 ст. 64 ГК РФ).
2. После подачи Уведомления и до момента внесения записи о ликвидации в ЕГРЮЛ организация в общем порядке исполняет обязанности налогоплательщика (плательщика страховых взносов, налогового агента), в частности уплачивает налоги и представляет соответствующие налоговые декларации (расчеты) (п.п. 1, 3.4 ст. 23, п. 3 ст. 24 НК РФ).
Каких-либо особенностей или исключений в части представления текущих деклараций (расчетов) организацией, находящейся в процессе ликвидации, положениями НК РФ не предусмотрено. Налоговые декларации (расчеты) за полные отчетные (расчетные, налоговые) периоды, в которых организация продолжает существовать, должны представляться в налоговые органы в общем порядке в установленные НК РФ сроки (п.п. 1, 6 ст. 80 НК РФ). То же касается и уплаты текущих налоговых платежей.
К примеру, в рассматриваемой ситуации организация, подав Уведомление 16 июня 2018 года, обязана до 25 июня 2018 года уплатить очередной платеж по НДС за 1 квартал 2018 года (150 тыс. руб.). Кроме того, не позднее 25 июля 2018 года налогоплательщиком должна быть представлена налоговая декларация по НДС за 2 квартал 2018 года, а НДС за этот налоговый период должен быть уплачен равными долями (по 100 тыс. руб.) не позднее 25 июля, 25 августа и 25 сентября 2018 года (с учетом п. 1 ст. 63 ГК РФ исходя из предположения, что до последней даты процедура ликвидации не будет завершена) (п.п. 1, 5 ст. 174 НК РФ)*(3).
3. Некоторые особенности необходимо учитывать лишь в отношении деклараций (расчетов), представляемых ликвидируемой организацией за последний налоговый (расчетный) период.
Согласно п. 3 ст. 55 НК РФ при прекращении организации путем ликвидации последним налоговым периодом для такой организации является период времени с 1 января календарного года, в котором прекращена организация, до дня государственной регистрации прекращения организации в результате ликвидации. Аналогичное правило применяется и в отношении тех налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал (например, НДС, акцизы) (п. 3.2, п. 3.4 ст. 55 НК РФ).
Учитывая, что ликвидация организации влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам, а специальные сроки представления в налоговые органы отчетности за последний налоговый период в случае ликвидации НК РФ не установлены, все обязанности налогоплательщика организация должна исполнить до дня внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации. А значит, заключительная налоговая отчетность должна быть сдана в налоговый орган не позднее дня представления в регистрирующий орган документов для завершения ликвидации (в частности, ликвидационного баланса). На эту дату также должны быть погашены все налоговые обязательства, в том числе возникшие за последний налоговый период. Отметим, что п. 1 ст. 45 НК РФ предоставляет налогоплательщику право исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Например, предположим, что процедура ликвидации завершена в сентябре 2018 г. (допустим, на 16 сентября 2018 года в ЕГРЮЛ будет внесена запись о ликвидации организации). В таком случае последним налоговым периодом, в частности, по НДС, будет являться 3 квартал 2018 года (период с 1 июля по 15 сентября 2018 года включительно), в отношении налога на прибыль — период с 1 января по 15 сентября 2018 года. А значит, не позднее подачи ликвидационного баланса организации необходимо будет представить в том числе заключительную налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2018 года и годовую налоговую декларацию по налогу на прибыль за последний налоговый период.
Подробнее смотрите материал: Энциклопедия решений. Отчетность ликвидируемых организаций, представляемая в налоговые органы, ФСС и ПФР.

Бухгалтерская отчетность

Обязанность представлять в налоговый орган по месту нахождения организации годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года возложена на налогоплательщиков, обязанных вести бухгалтерский учет, пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ. Кроме того, обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности представляется в орган государственной статистики по месту государственной регистрации (также не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода) (ч.ч. 1, 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее — Закон N 402-ФЗ)).
Исходя из ч. 2 ст. 1, ч. 3 ст. 6 Закона N 402-ФЗ ликвидируемая организация обязана вести бухгалтерский учет, включающий в себя и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, до даты прекращения деятельности в результате ликвидации. В общих случаях отчетным годом является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно (ч. 1 ст. 15 Закона N 402-ФЗ). Поэтому в случае, если ликвидация, начатая в 2018 году, не будет завершена до окончания текущего года, организации надо будет представить годовую бухгалтерскую отчетность за 2018 год в налоговый орган и в органы госстатистики в общем порядке.
Особенности составления последней бухгалтерской (финансовой) отчетности при ликвидации юридического лица определены ст. 17 Закона N 402-ФЗ, ч. 3 которой предусматривает составление последней бухгалтерской (финансовой) отчетности на дату, предшествующую дате внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. При этом отчетным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в ЕГРЮЛ внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи (ч. 1 ст. 17 Закона N 402-ФЗ). Из чего можно сделать вывод, что последняя бухгалтерская отчетность при ликвидации приравнивается к годовой отчетности.
Вместе с тем какого-либо особого порядка (включая сроки) представления обязательного экземпляра последней бухгалтерской (финансовой) отчетности законодательством по бухгалтерскому учету, равно как и положениями НК РФ, не установлено. Однако и оснований для её непредставления лицами, обязанными составлять бухгалтерскую отчетность, также не предусмотрено.
Отсюда можно сделать вывод, что последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность ликвидируемого юридического лица должна быть представлена в налоговый орган и в органы госстатистики, причем формально — в день её составления (что не противоречит установленному сроку «не позднее трех месяцев после окончания отчетного года»). Ранее для представления последней бухотчетности нет оснований, а на следующий день (в момент внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица) организация утрачивает правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ).
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 4 ст. 17 Закона N 402-ФЗ последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность составляется на основе утвержденного ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в ЕГРЮЛ записи о ликвидации юридического лица. При этом ликвидационный баланс (как и промежуточный ликвидационный баланс) не является той формой бухотчетности, которая представляется в налоговый орган в соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ (смотрите также письма Минфина России от 04.03.2015 N 03-02-07/1/11378, от 17.12.2014 N 03-02-07/1/65223). Эти документы предусмотрено представлять в регистрирующий орган в рамках процедуры ликвидации, но не в рамках исполнения обязанностей налогоплательщика.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Выездная налоговая проверка при ликвидации юридического лица;
— Энциклопедия решений. Уплата налогов при ликвидации юридического лица.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Лазарева Ирина

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————
*(1) Подробнее смотрите в материале: Энциклопедия решений. Формирование промежуточного ликвидационного и ликвидационного баланса.
*(2) В случае недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов или при наличии признаков банкротства юридического лица ликвидационная комиссия обязана обратиться в арбитражный суд с заявлением о банкротстве юридического лица, если такое юридическое лицо может быть признано несостоятельным (банкротом). Требования кредиторов в случае прекращения ликвидации юридического лица при возбуждении дела о его несостоятельности (банкротстве) рассматриваются в порядке, установленном Федеральным законом от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п.п. 3, 4 ст. 63 ГК РФ).
*(3) Как минимум, срок заявления требований кредиторами ликвидируемой организации не может быть менее двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации (п. 1 ст. 63 ГК РФ). Поэтому процесс ликвидации может быть завершен не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22 Закона N 129-ФЗ). При этом предельный срок ликвидации законодательно не установлен.

Уведомление о ликвидации юридического лица

Обновление: 2 августа 2017 г.

Как и начало прекращение деятельности ЮЛ подлежит государственной регистрации. Ликвидация является одной из форм прекращения деятельности. Сведения о ликвидации юридического лица подлежат опубликованию в установленном порядке после представления в налоговый орган соответствующего уведомления и решения о ликвидации.

Уведомление о ликвидации юридического лица

После принятия решения о ликвидации его учредители (участники) в течение трех рабочих дней информируют об этом налоговый орган путем направления уведомления по форме N 15001 и решения о ликвидации. На основании представленных документов налоговый орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что в отношении ЮЛ начат процесс ликвидации.

Требования к заполнению формы уведомления о ликвидации юридического лица

Опубликование сведений о ликвидации ЮЛ

Сведения, подлежащие опубликованию, вносятся налоговым органом в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц и размещаются в сети Интернет в течение пяти рабочих дней после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ.

Процедура ликвидации

Учредители (участники) ЮЛ выбирают и утверждают лиц, ответственных за процедуру его ликвидации — ликвидационную комиссию или ликвидатора, о чем указанные лица уведомляют налоговый орган.

Лицо, ответственное за ликвидацию, принимает меры к поиску кредиторов ликвидируемого ЮЛ, их письменному уведомлению о принятом решении и публикации сообщения о ликвидации в Вестнике государственной регистрации. В сообщении должна быть указана информация о порядке и сроке заявления требований к ликвидируемому ЮЛ его кредиторами. Указанный срок не может быть меньше двух месяцев.

По истечении установленного в сообщении срока, лицо, ответственное за ликвидацию, составляет промежуточный ликвидационный баланс, который должен содержать информацию об имуществе ликвидируемого ЮЛ, предъявленных ему требованиях и результатах их рассмотрения судом или лицом, ответственным за ликвидацию.

Лицо, ответственное за ликвидацию, уведомляет налоговый орган об утверждении промежуточного ликвидационного баланса. Указанное уведомление не может быть направлено в налоговый орган ранее:

  • истечения срока, предусмотренного для заявления требований кредиторами;
  • даты вступления в законную силу судебного решения по заявлению, содержащему требования, предъявленные к ликвидируемому ЮЛ;
  • даты вступления в силу решения налогового органа, принятого по итогам налоговой проверки ликвидируемого ЮЛ.

После выплаты ликвидируемым юридическим лицом долгов, лицо, ответственное за ликвидацию, составляет ликвидационный баланс. Форма указанного баланса законом не утверждена. Такой баланс может быть представлен в форме бухгалтерского и должен быть как и промежуточный баланс утвержден учредителями (участниками) ЮЛ.

Окончание ликвидации юридического лица

Лицо, ответственное за ликвидацию, информирует налоговый орган о завершении процедуры ликвидации, представляя следующие документы:

  • заявление о ликвидации юридического лица по форме N 16001;
  • ликвидационный баланс;
  • квитанцию, подтверждающую уплату госпошлины;
  • документ, подтверждающий подачу установленных сведений в орган ПФР.

Ликвидация ЮЛ считается законченной, а его деятельность прекращенной после внесения записи в ЕГРЮЛ. После занесения указанной записи налоговый орган публикует сообщение о ликвидации организации.

Ликвидация компании: пошаговая инструкция

Ликвидация организации — один из немногих законных способов прекращения ее деятельности. Ее проведение возможно, только если у компании нет серьезных долгов, которые она не сможет погасить. При наличии значительных долгов процедура ликвидации может ­перейти в более затратную процедуру банкротства. Еще недавно официальная ликвидация была не так востребована: как правило, ее заменяла фиктивная продажа бизнеса или реорганизация. Но обновленное законодательство подталкивает компании сделать выбор в пользу именно официальной процедуры.

Основной причиной, по которой руководство многих прекративших свою деятельность организаций не спешило их ликвидировать, выступала проводимая в обязательном порядке налоговая проверка. На практике результаты такой проверки даже у организации, которая считает, что в ее учете все в порядке, могут быть самыми неожиданными, и возможные доначисления налогов могут поставить компанию на грань банкротства.

Поэтому многие выбирали альтернативные варианты закрытия — смену участников и директора на новых лиц или прекращение деятельнос­ти компании в результате реорганизации.

Однако с принятием Федерального закона от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 67-ФЗ) любые схемы альтернативной ликвидации с участием номинальных директоров (независимо от наличия каких-либо проблем с законом у закрывающихся компаний) стали уголовно наказуемыми, в связи с чем постепенно возрастает спрос на официальные способы закрытия отработавших организаций.

Рассмотрим процедуру ликвидации последовательно по этапам и выделим важные нюансы, на которые нужно обратить внимание при ее проведении.

Этап 1.
Принятие решений о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), уведомление регистрирующего органа

Этот этап объединяет несколько действий, которые можно либо рассрочить во времени, либо провести одновременно:

1) принятие решения о ликвидации;

2) уведомление регистрирующего органа о принятии решения о ликвидации (в течение трех рабочих дней после принятия названного решения — п. 1 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»);

3) принятие решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора;

4) уведомление регистрирую­щего органа о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора.

При этом согласно п. 1 ст. 92 ГК РФ для добровольной ликвидации ООО необходимо единогласное решение участников.

Ликвидатором можно назначить любое лицо, в том числе не имеющее никакого отношения к организации. При этом ликвидатор — это не просто человек, который проводит необходимые регистрационные процедуры, посещая нотариу­са и регистрирующий орган. С момента назначения ликвидатор получает полномочия по управлению делами юридического лица и несет весь груз ответственности за деятельность компании в период ликвидации: за все процедуры перераспределения и списания задолженности, по всем учетным решениям — всю административную и уголовную ответственность, в том числе за грубые нарушения порядка ведения бухгалтерского учета (п. 4 ст. 62 ГК РФ). Кроме того, он несет субсидиарную ответственность по обязательствам организации-должника. Таким образом, статус ликвидатора очень ответственен и не так прост, как кажется.

Законом № 67-ФЗ в ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) внесены изменения, вступившие в силу с 31 марта 2015 г. (подробнее об изменениях см. «ЭЖ», 2015, № 12, с. 07; № 15, с. 09). Теперь законом определено, что заявителем при подаче уведомления о принятии решения о ликвидации является руководитель компании. Ранее большинство регистрирующих органов придерживались позиции, что на первом этапе ликвидации заявителем должен выступать участник. При подаче уведомления о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора) заявителем теперь является руководитель ликвидационной комиссии или ликвидатор (п. 3 ст. 20 Закона о госрегистрации).

Вариант одновременной подачи уведомления о принятии решения о ликвидации и уведомления о принятии решения о назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора в законе прямо не преду­смотрен, однако, по логике, в этом случае заявителем должен быть председатель ликвидационной комиссии или ликвидатор организации, так как согласно п. 4 ст. 62 ГК РФ с момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. ФНС России в ответ на наше интернет-обращение подтвердило эту позицию.

Однако следует отметить, что действующая форма уведомления о ликвидации не предусматривает указания в качестве заявителя руководителя компании. Поэтому для минимизации рисков при регистрации первого этапа ликвидации (принятие решения о ликвидации), на наш взгляд, целесообразно подать до­кумен­ты одновременно с принятием решения о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора), тогда заявителем однозначно будет являться руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор).

При этом ­МИФНС № 46 по г. Москве в ответ на наш запрос высказала мнение, что в связи с противоречием действующей формы уведомления обновленному законодательству в части группировки заявителей допустимо на первом этапе ликвидации (при подаче уведомления о ликвидации) выступить заявителем участнику или общему собранию участников в лице одного из них (избранного собранием). При заполнении листа формы Р15001 на заявителя в первом случае отмечается п. 1 или п. 2 (учредитель (участник) — физлицо или юрлицо), а во втором — п. 3 (орган, принявший решение о ликвидации).

На этом этапе в регистри­рующий орган подается:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001, в котором выделяется п. 2.1 — принятие решение о ликвидации и п. 2.2 — формирование ликвидационной комиссии (назначение ликвидатора);
  • оригинал решения (решений) о ликвидации и о формировании ликвидационной комиссии (назначении ликвидатора).

Уведомлять какие-либо еще госорганы и организации не требуется: территориальная инспекция и фонды узнают о начавшейся ликвидации автоматически.

Этап 2.1.
Публикация сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации»

Публикацию сообщения о ликвидации и о порядке и сроке заявления требований кредиторами можно провести теперь только после представления в регорган уведомления о ликвидации. Всю необходимую информацию о процедуре публикации можно найти на сайте «Вестника государственной регистрации»: www.vestnik-gosreg.ru. Сейчас эта процедура стала проще, необходимые для подписания до­кумен­ты формируются в формате PDF автоматичес­ки, доступна ­онлайн-оплата пуб­ликации. Кроме того, до­кумен­ты можно сдать в многочисленных офисах агентов. До­кумен­ты для «Вестника» подписывает ликвидатор (ст. 63 ГК РФ).

Публикацию можно заказать, не дожидаясь получения до­кумен­тов в регистрирующем органе, после того, как в онлайн-базе появится информация о том, что регистрация прошла успешно. Если подать до­кумен­ты до 14:00 среды, то публикация пройдет на той же неделе, если пос­ле среды, то на следующей неделе. Стоимость составляет около 2000 руб. за объявление*.

* На сегодняшний день публикацию можно заказать только после внесения записи в ЕГРЮЛ о начале ликвидации (необходим лист записи или выписка с этими сведениями). Если подать документы до 14:00 среды, то публикация пройдет на следующей неделе.

Этап 2.2.
Смена банковской карточки

Формально после принятия решения о назначении ликвидатора и после регистрации этого факта в ­ЕГРЮЛ директор компании теряет право подписи на банковских до­кумен­тах, однако банк не сменит банковскую карточку, пока не увидит лист записи ­ЕГРЮЛ или новую выписку. Это нужно иметь в виду при планировании дальнейших действий.

Этап 3.
Увольнение сотрудников

Нумерация этого этапа условная, так как закон не содержит указания на конкретные сроки: можно увольнять сотрудников по основанию ликвидации компании в любой момент, независимо от течения этапов ликвидации — после принятия решения о ликвидации и до наступления этапа 7, когда потребуется сдавать сведения об уволенных работниках в Пенсионный фонд России. Так как у ликвидируемой организации нет правопреемников, уволить нужно всех работников, включая ­руководителя.

Сообщение в службу занятости. О предстоящем увольнении работников в связи с ликвидацией организации работодатель обязан уведомить органы службы занятос­ти за два месяца до начала мероприятий по увольнению, то есть до начала расторжения трудовых договоров (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.91 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»). Форма сообщения — произвольная, но в различных субъектах могут быть свои требования. Например, в Москве есть утвержденная форма «Сведения о высвобождаемых работниках» (приложение к приказу ДТ и ЗН г. Москвы от 07.02.2011 № 96). До­кумен­ты подаются в ГКУ ЦЗН г. Москвы по округу, к которому принадлежит территориальная налоговая.

Список представляемых до­кумен­тов в разных регионах и отделениях также может отличаться. В Москве требуется:

  • письмо на имя директора территориального ГКУ ЦЗН г. Москвы;
  • сведения о высвобождаемых работниках;
  • копия информационного письма Росстата.

Если ликвидация предприя­тия может привести к массовым увольнениям, то уведомить органы службы занятости нужно за три месяца до начала соответствую­щих мероприятий. Причем увольнение в связи с ликвидацией считается массовым, если в организации работают 15 и более человек. Кроме того, увольнение работников в количестве 1% общего числа работающих в течение 30 календарных дней в регионах с общей численностью занятых менее 5000 человек также приводит к массовому высвобождению работников.

За неподачу такого сообщения ст. 19.7 КоАП РФ преду­смотрен штраф:

  • для руководителя — в размере от 300 до 500 руб.;
  • для организации — в размере от 3000 до 5000 руб.

На практике за неподачу таких сообщений, как правило, не штрафуют, однако этот факт может стать весомым аргументом при рассмотрении трудового спора в суде. ­Поэтому лучше это сообщение подать.

Процедура увольнения работников. Всех работников организации нужно персонально и под роспись предупредить о предстоящем увольнении по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Уведомление составляется в свободной форме, вручается лично или направляется почтой (заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения). Факт ознакомления с уведомлением подтверждается подписью на копии уведомления или в специальном журнале и т.п. Отказ работника расписаться в получении уведомления должен быть отражен в акте, иначе есть риск восстановления сотрудника на работе с выплатой среднего заработка за все время с момента неправомерного увольнения.

При наступлении даты увольнения, указанной в уведомлении, трудовой договор с работником расторгается. При увольнении работнику выплачивается выходное пособие в размере среднего месячного заработка, и за ним сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух, а в некоторых случаях — не свыше трех месяцев с момента увольнения (ч. 1 и 2 ст. 178 ТК РФ), с зачетом выходного пособия.

Важно: если работник был уволен по п. 1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а организация из ­ЕГРЮЛ не исключена, то работник может быть восстановлен на ­работе.

Этап 4.
Инвентаризация имущества, выявление дебиторов и кредиторов и их информирование, урегулирование задолженности

На этом этапе ликвидационная комиссия (ликвидатор) выявляет кредиторов компании (которые письменно уведомляются о ликвидации должника), принимает меры к получению дебиторской задолженности, проводит инвентаризацию имущества. При наличии задолженности по налогам уведомить о ликвидации необходимо также налоговые органы. Для удовлетворения требований кредиторов возможно проведение переуступки дебиторской задолженности. Урегулирование задолженности продолжается вплоть до утверждения ликвидационного баланса.

Этап 5.
Налоговая проверка

Нумерация этого этапа, как и этапа, связанного с увольнением, также условная. Дело в том, что налоговая проверка может начаться в любое время с момента подачи уведомления о принятии решения о ликвидации юридического лица.

При этом территориальный налоговый орган может также вынести решение о нецелесо­образности налоговой проверки (в случае если ликвидируемая организация имеет небольшие обороты по счетам). Налоговая проверка при ликвидации проводится независимо от того, когда проводилась предыдущая проверка. Период проверки — не более трех календарных лет, предшествующих году вынесения решения о проведении проверки (п. 11 ст. 89 НК РФ).

Порядок проведения выездной налоговой проверки и оформления полученных результатов в случае ликвидации организации не отличается от стандартного (глава 14 НК РФ). По общему правилу, она не может продолжаться более двух месяцев, но этот срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Также обращаем внимание на изменения, внесенные законом № 67-ФЗ в Закон о госрегистрации: теперь нельзя перейти к составлению промежуточного ликвидационного баланса до момента окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу акта по ее результатам.

Этап 6.
Промежуточный ликвидационный баланс и уведомление регистрирующего органа

Ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс (далее — ПЛБ):

  • после окончания срока предъявления требований кредиторами (два месяца с момента публикации в «Вестнике государственной регистрации»);
  • не ранее вступления в силу решения суда по требованиям к компании;
  • после окончания выездной налоговой проверки и вступления в силу акта по ее результатам.

ПЛБ содержит сведения о составе имущества ликвидируе­мой компании, перечне требований, предъявленных кредиторами, результатах их рассмотрения, а также о перечне требований, удовлетворенных вступившим в законную силу решением суда, независимо от того, были ли такие требования приняты ликвидационной комиссией (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

На этом этапе в регистри­рующий орган подается:

  • уведомление о ликвидации юридического лица по форме Р15001 (на титульном листе отмечается п. 2.3 — составление промежуточного ликвидационного баланса);
  • промежуточный ликвидационный баланс (так, московский регистрирующий орган требует предоставления этого до­кумен­та с декабря 2014 ­г.).

Заявителем выступает ликвидатор (руководитель ликвидационной комиссии).

Действующим законодательством не утверждены обязательные формы промежуточного и ликвидационного балансов (ПЛБ и ЛБ). Поэтому их оформляют в произвольной письменной форме либо на бланках обычного бухгалтерского баланса с соответствующими пометками («Промежуточный ликвидационный баланс» или «Ликвидационный баланс»), либо в альтернативной форме (указывая только информацию об имуществе, требованиях кредиторов и результатах их рассмотрения). ПЛБ и ЛБ утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявший решение о ликвидации (п. 2 ст. 63 ГК РФ).

Этап 7.
Сдача персонифицированной отчетности в Пенсионный фонд России

В течение месяца с даты утверждения промежуточного ликвидационного баланса компании необходимо сдать отчетность по персонифицированному учету в ПФР, предоставив сведения о работавших в ней и уволенных в связи с ликвидацией застрахованных лицах (абз. 5 п. 2 ст. 9 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в сис­теме обязательного пенсионного страхования»). Практика показывает, что для беспрепятственной ликвидации желательно также пройти сверку с Пенсионным фондом, чтобы выявить все долги (в том числе по до­кумен­там) и успеть своевременно их закрыть.

Этап 8.
Удовлетворение требований кредиторов (продолжение этапа 4)

Федеральный закон от 05.05.2014 № 99-ФЗ «О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» внес изменения в очередность удовлетворения требований кредиторов, установленную п. 1 ст. 64 ГК РФ. Теперь текущие расходы на процедуру ликвидации гасятся за пределами очередей (как при банкротстве, в так называемую «нулевую очередь»). Согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ выплата денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленной ст. 64 ГК РФ, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов третьей и четвертой очереди, выплаты которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов. Порядок реализации имущества установлен Федеральным законом от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».

Если и после этого заявленные требования кредиторов и задолженность перед бюджетом не будет погашена, то ликвидация должника осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (п. 4 ст. 63 ГК РФ).

Однако нужно иметь в виду, что банкротство будет ини­циировано только в случае, если сумма требований к должнику превышает 300 000 руб. (п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятель­ности (банкротстве)»).

Этап 9.
Составление ликвидационного баланса и представление до­кумен­тов в регистрирующий орган

На финальном этапе, по завершении расчетов с кредиторами, формируется ликвидационный баланс. Как и ПЛБ, его должны утвердить учредители (участники) или орган, принявший решение о ликвидации (п. 6 ст. 63 ГК РФ), — для ООО это общее собрание участников (подп. 12 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Форма баланса так же, как и форма ПЛБ, не утверждена.

В ликвидационном балансе вся предъявленная задолженность должна быть погашена, а нереальная к погашению задолженность — списана.

В регистрирующий орган на этом этапе сдается:

  • заявление о государственной регистрации юридичес­кого лица в связи с его ликвидацией по форме Р16001 (заявитель — только ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии);
  • ликвидационный баланс (некоторые регорганы просят с отметкой территориальной ­ИФНС, но в законе такого требования нет);
  • справка из ПФР (можно не предоставлять с 1 июля 2011 г. в соответствии с новой редакцией Закона о госрегистрации, однако из-за проблем с программным обеспечением лучше эту справку сдать, чтобы финальный этап ликвидации не растянулся вследствие ожидания ответа от ПФР);
  • квитанция об оплате гос­пошлины (800 руб.).

Решение о составлении и утверждении ликвидационного баланса можно не предоставлять, в законе такого требования нет.

Стоит также отметить, что на момент представления формы Р16001 у компании не должно быть долгов по налогам. Регистрирующий орган будет запрашивать сведения из территориальной ­ИФНС и может отказать в регистрации при наличии даже минимального долга.

Если по истечении двух месяцев с момента опубликования сообщения о ликвидации в «Вестнике государственной регистрации» все требования кредиторов организации урегулированы, отсутствуют судебные разбирательства и вынесено решение о нецелесообразности проведения налоговой проверки организации, то одновременно с промежуточным ликвидационным балансом можно сдать в регистрирующий орган финальный пакет до­кумен­тов (ликвидационный баланс).

Этап 10.1.
Снятие с учета в фондах

Снятие с учета компании в фондах происходит автоматически.

Этап 10.2.
Закрытие счета в банке

Ликвидатор подает заявление по форме, установленной банком, с указанием причины закрытия счета.

Этап 10.3.
Передача до­кумен­тов в архив

В завершение процедур до­кумен­ты по личному составу работников рекомендуется сдать в архив (распоряжение Правительства РФ от 21.03.94 № 358-р).

Положения этого до­кумен­та носят рекомендательный характер и не нашли закрепления в Законе о госрегистрации, в связи с чем в настоящее время у регистрирующих (налоговых) органов нет правовой основы для осуществления контроля за обеспечением сохранности до­кумен­тов по личному составу юридических лиц. Тем самым, требовать справку о сдаче до­кумен­тов в архив они не вправе.

Однако обязанность сдать до­кумен­ты в архив установлена законом.

При ликвидации негосударственных организаций, в том числе в результате банкротства, образовавшиеся в процессе их деятельности и включенные в состав Архивного фонда Российской Федерации архивные до­кумен­ты, до­кумен­ты по личному составу, а также архивные до­кумен­ты, сроки временного хранения которых не истекли, передаются ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим в упорядоченном состоянии на хранение в соответствующий государственный или муниципальный архив на основании договора между ликвидационной комиссией (ликвидатором) или конкурсным управляющим и государственным или муниципальным архивом. При этом ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляю­щий организует упорядочение архивных до­кумен­тов ликвиди­руемой организации, в том числе организации, ликвидируемой в результате банкротства (п. 10 ст. 23 Федерального закона от 22.10.2004 № 125-ФЗ «Об архивном деле в РФ»).

За нарушение правил хранения до­кумен­тов предусмотрена административная ответственность (ст. 13.20, 19.7 КоАП РФ).

Этап 10.4.
Уничтожение печати

Уничтожить печать можно самостоятельно, с оформлением по итогам процедуры акта в произвольной форме.

Бухгалтерская и налоговая отчетность сдается в обычном режиме

Вся бухгалтерская и налоговая отчетность (декларации и отчеты по взносам) продолжают сдаваться на протяжении всей процедуры ликвидации вплоть до внесения в ЕГРЮЛ финальной записи о прекращении деятельности юридического лица. Сдача промежуточного и ликвидационного балансов на эти процессы не влияет, так как они не считаются отчет­ностью в бухгалтерском смысле.

Еще по теме:

  • Виды трудовых исков Трудовой спор Трудовое право Предмет трудового права Функции трудового права Субъекты трудового права Принципы трудового права Источники трудового права Понятие трудовых споров При исполнении трудовых обязанностей работник имеет право защищать свои трудовые права, […]
  • Пенсия муниципального служащего возраст ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Подписка на новости Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail. 16 мая 2018 Отделение ПФР по г. Москве и Московской области напоминает, что с 2017 года ежегодно увеличивается возраст выхода на пенсию […]
  • Ликвидация это экономика Ликвидация фирм – прекращение деятельности юридического лица Общеизвестно, что ликвидация фирм – это форма правового, экономического и финансового прекращения деятельности юридического лица. При этом не происходит передача прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим […]
  • Работа с проживанием чита Работа с проживанием чита ДАС-групп Профешнл. • Чита Рабочие-строители с проживанием Старшая медсестра в пансионат (с проживанием) Гросс/год: 45 000 руб. Сторож - разнорабочий группа компаний • Чита Электромонтажник (вахта) Гросс/год: 85 000 руб. Водитель категории B, C, D, E Логистик […]
  • Вакансии домработницы с проживанием в москве Работа Домработница с проживанием Москва Домработница с проживанием Опыт работы горничной. Условия: График работы: с проживанием: 5/2 или 6/1 или 10/3 Или накопительные выходные Полный пансион. Очень хорошая семья. . Домработница с проживанием Домработница с проживанием Наличие […]
  • Правило в корне после шипящих под ударением Правило в корне после шипящих под ударением После шипящих в корнях слов под ударением пишется ё (е), если есть формы слова или однокоренные слова с е в безударной позиции: шёлк – шелк а , шелков и стый. Если таких слов нет, то пишется о: шов, крыжовник. В суффиксах существительных […]
  • Налоги виды налогов в рк Законодательство Казахстана База данных "Законодательство Казахстана" содержит законы, кодексы, постановления, указы, правила, инструкции и другие документы на русском языке. Налоговая система Казахстана Общие сведения Налоговое законодательство Республики Казахстан основывается на […]
  • Плакат правило дружбы Плакат в школьный уголок. "Правила дружбы" Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок» Сечень Татьяна Германовна 118 16.11.2017 Номер материала: ДБ-870853 Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта. Не […]