Федеральный закон о запрещенных сайтах

Содержание страницы:

Список запрещенных сайтов будет размещен на специальном интернет-портале

Роскомнадзор утвердил временный порядок взаимодействия с провайдерами при формировании списка сайтов с запрещенной информацией на специально созданном портале zapret-info.gov.ru, сообщает пресс-служба ведомства.

Документом определяется также порядок получения доступа к содержащейся в Единой автоматизированной информационной системе «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (ЕАИС реестр). Напомним, положения Федерального закона от 28 июля 2012 г. № 139-ФЗ, предусматривающие создание такого единого реестра сайтов, вступают в силу с 1 ноября текущего года.

Доступ к информации, размещенной в открытой части реестра, обеспечивается гражданам и организациям на безвозмездной основе по адресу www.zapret-info.gov.ru, сообщает Роскомнадзор, который будет вести реестр до определения постоянного оператора. С этого же сайта будут рассылаться уведомления провайдерам, на хостингах которых находятся сайты с запрещенной информацией.

Указанный реестр должен будет содержать, в частности, доменное имя или указатель страницы сайта с запрещенной информацией, реквизиты решения уполномоченного органа о признании информации запрещенной, описание этой информации, сведения о провайдере, даты и время проверок запрещенной информации и ее наличия на сайте.

«По истечении трех суток с момента направления уведомления провайдеру хостинга, в течение которых владелец сайта и (или) провайдер хостинга должны принять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации для удаления запрещенной информации и (или) ограничения доступа к сайту в сети Интеренет, содержащему запрещенную информацию, Роскомнадзор проверяет соответствующее доменное имя и (или) указатель страницы сайта в сети Интернет на предмет наличия запрещенной информации», – устанавливается в документе.

Заключение общественного совета

Федеральный закон № 139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» был принят Государственной Думой 11 июля 2012 года, одобрен Советом Федерации 18 июля 2012 года и вступил в силу с 1 ноября 2012 года.

СМИ окрестили его законом «О черных списках сайтов», поскольку он вводит возможность внесудебной блокировки сайтов в сети Интернет, а также накладывает целый ряд ограничений на распространение информации.

Данный закон ограничивает право на доступ и распространение информации и препятствует реализации права на судебную защиту. Закон противоречит нескольким статьям Конституции РФ, а также Европейской конвенции по правам человека. Введенные законом поправки и новые нормы должны быть отменены

Закон существенно изменил государственную политику по регулированию интернет-пространства. Он создал возможности для внесудебной блокировки интернет-ресурсов по ряду оснований:

распространение детской порнографии;

распространение информации о производстве и употреблении наркотиков;

распространение информации о способах самоубийства и призывов к нему.

В рамках прописанных в данном законе процедур правительством было инициировано создание «Реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет“, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Полномочиями по внесению в реестр сайтов или сетевых адресов были наделены сразу несколько ведомств: Роскомнадзор, Роспотребнадзор и Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН).

Общественно-политический контекст

Развитие интернет-технологий привело к популяризации интернета как инструмента коммуникации и взаимодействия граждан. Рост социальных сетей, возможность неограниченного обмена мнениями и информацией привели к стремительному развитию гражданских сетевых структур и стали важнейшим инструментом реализации права на доступ к информации, свободы выражения мнения в России и по всему миру. Вместе с тем события «арабской весны» и других протестов против авторитарных режимов по всему миру показали опасность, которую представляет нерегулируемый интернет для коррумпированных правительств и диктатур. Поэтому ужесточение государственной политики и стремление к установлению цензуры в интернете являлось реакцией государства во многих странах мира, и Россия не стала исключением.

В ходе протестов в России в 2011–2012 годах существенную роль сыграли социальные сети и независимые СМИ, осуществлявшие оперативное информирование граждан о происходящих событиях и дававших независимую от государства оценку происходящим событиям. Самоорганизация активистов через интернет приводила к успешному противодействию традиционным СМИ, над подавляющим большинством которых к тому времени государство установило контроль. В связи с этим важной мерой в рамках формирования комплексной системы репрессивных институтов в России стало институциональное закрепление возможностей внесудебного ограничения доступа к информации через всемирную сеть.

Под предлогом защиты детей и «традиционных ценностей» Государственная Дума, получившая в тот момент прозвище «бешеный принтер», разработала данный закон. Он не является непосредственно политическим, но между тем именно он стал инструментом, на основе которого в последствии осуществлялось ограничение свободы слова и информации в интернете, в том числе и по политическим основаниям. Можно сказать, что данный закон стал первым серьезным наступлением на свободу информации в российском сегменте сети Интернет.

Дискриминационность закона

Анализ юридической техники и прописанных в законе процедур по ограничению доступа к информации позволяет охарактеризовать закон как неправовой и нарушающий целый ряд важных прав и свобод граждан.

1. Нарушается право на доступ к информации.

Нормы, призванные ограничить доступ к информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей, по существу ограничивают доступ к информации всех категорий населения. Отсутствие закрытого перечня мест, в которых доступ к информации необходимо ограничивать, ведет к фактическому цензурированию всего русскоязычного сегмента сети Интернет под предлогом того, что к этой информации даже теоретически могут получить доступ несовершеннолетние.

Кроме того, категории запрещенной информации, точно так же, как и процедура экспертизы, на наличие запрещенной информации не регулируется. Общество не имеет возможности контролировать порядок проведения экспертизы. Это приводит к произволу органа исполнительной власти, осуществляющего аккредитацию экспертов и экспертных организаций. По существу, Роскомнадзор наделен правом аккредитовать только те экспертные организации и экспертов, решения которых носят заведомо предвзятый характер, или отказывать в аккредитации независимых экспертам.

Отдельную критику вызывает прописанное в законе право блокировать сетевой адрес сайта, на одной из страниц которого размещена запрещенная информация. Это может повлечь за собой блокирование десятков не связанных друг с другом ресурсов, находящихся на одном сетевом адресе. Блокировка всего сайта, в том числе и элементов, не содержащих противоправный контент, также является дискриминационной.

2. Нарушение права на судебную защиту

Фактически согласно процедурам закона сайт или сетевой адрес подвергается блокировке в течение трех дней. При этом в связи с техническими особенностями взаимодействия с провайдером хостинга владелец сайта может даже не получить уведомления о необходимости удалить запрещенную страницу сайта. Кроме того, он вынужден обращаться в суд уже после блокировки и не может предотвратить ее. В данном случае органы исполнительной власти берут на себя функции органов судебной власти, которые не соответствуют их непосредственному предназначению.

3. Нарушение презумпции невиновности

Фактически, обжалуя в суде внесудебную блокировку сайта или сетевого адреса, владельцу сайта приходится доказывать отсутствие запрещенной информации, а не наоборот. Это ставит владельца сайта, пострадавшего от действий государственного органа исполнительной власти, в неравное положение по отношению к нему.

Противоречия с законодательством

В принятом законе усматриваются нарушения части 4 статьи 29, части 2 статьи 54 и части 3 статьи 55 Конституции РФ.

В части 4 Статьи 29 Конституции РФ, которая гласит: «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом», закон приводит к ограничению доступа граждан к легальному, не запрещенному контенту, что является прямым нарушением конституционного права на получение и распространение информации.

В части 2 Статьи 54 Конституции РФ: «Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. » закон, позволяющий блокировать сетевые адреса, на которых, помимо сайтов с запрещенной информацией, размещены другие сетевые ресурсы, фактически вводит коллективную ответственность за правонарушения.

В части 3 статьи 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».

Блокировка сайтов по сетевым адресам приводит к ограничению прав и свобод гражданина, при котором блокируется доступ к информации, не нарушающей права и законные интересы других лиц. Кроме того, отсутствие четко прописанных критериев отнесения информации к той или иной запрещенной категории приводит к злоупотреблению указанным Конституцией допустимым ограничением.

Рассматриваемый Федеральный закон противоречит Европейской конвенции прав человека, в частности, статье 10, которая включает в себя свободу получать и распространять информацию без вмешательства со стороны публичных властей и независимо от государственных границ.

Ситуация, связанная с данным законом, была предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. В определении Конституционного суда РФ от 17.07.2014 № 1759-О Конституционный суд отказал в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Харитонова В. В.

Конституционный суд пришел к выводу, что права и законные интересы владельцев сайтов, доступ к которым оказался ограничен в связи с блокировкой сетевого адреса, оказываются нарушены не решением о включении сетевого адреса в Единый реестр, а ненадлежащими действиями провайдера хостинга. Таким образом, Конституционный суд переложил ответственность за неправомерную блокировку сайтов с органов государственной власти на исполняющих предписание провайдеров, что не соответствует ни логике закона, ни предписанной законом процедуре блокировки.

Данный закон ограничивает право на доступ и распространение информации и препятствует реализации права на судебную защиту. Закон противоречит нескольким статьям Конституции РФ, а также Европейской конвенции по правам человека.

Введенные законом поправки и новые нормы должны быть отменены.

Закон состоит из 4 статей, посредством которых вносятся изменения в Федеральный закон «О Защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Федеральный закон «О связи» и Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Нововведения закона

Несмотря на то, что в названии закона основной упор ставится на изменения, которые он вносит в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», изменения в нем носят технический характер и сводятся к сведению к единообразию ряда терминов, корректировки терминов и процедур по маркировке продукции.

Уточнены требования по информированию зрителей о категории информационной продукции: размер информационного сообщения, порядок его появления и информация, необходимая к размещению.

Введена маркировка информационной продукции по возрастным категориям — 0+, 6+, 12+, 16+, 18+.

Расширен состав инициаторов (заказчиков) экспертизы, в качестве которых теперь могут выступать индивидуальные предприниматели, общественные организации и иные юридические лица, граждане и органы государственной власти и местного самоуправления.

Появилась возможность судебного обжалования результатов экспертизы.

Исчез «метод случайной выборки» в качестве способа выбора экспертов для проведения экспертизы.

Информация об аккредитованных экспертах и экспертных организациях подлежала публикации на сайте уполномоченного государственного органа.

Наиболее значимые с точки зрения наступления правовых последствий, а также риска нарушения прав граждан на доступ и распространение информации влекут за собой изменения, инициированные данным законом в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и защите информации».

Реестр запрещенных сайтов и внесудебные блокировки

Поправки, внесенные законом в ФЗ «Об информации», привели к следующим изменениям в политике государства по отношению к свободе информации и регулировании интернет-пространства.

Наиболее серьезным нововведением анализируемого закона стало создание «Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в сети „Интернет“ и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети „Интернет“, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». В соответствии с данным законом в реестр подлежат включению доменные имена, сетевые адреса и (или) указатели страниц сайтов с запрещенной информацией. К закону было принято Постановление Правительства РФ от 26.10.2012 № 1101, подробно регулирующее вопросы создания, функционирования и ведения реестра запрещенных сайтов. В соответствии с ним все функции по разработке и ведению реестра были переданы Роскомнадзору, однако инициаторами внесения в реестр тех или иных сайтов являлись три ведомства:

Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков является инициатором добавления в черный список сайтов, в которых присутствует информация о способах изготовления и использования наркотических веществ и выращивания наркосодержащих растений.

Роспотребназдор был наделен полномочиями инициировать внесение в реестр сайтов, содержащих информацию о способах совершения самоубийства и призывов к суициду.

Роскомнадзор может вносить в черный список сайты как по предыдущим двум основаниям, так и по основанию наличия на сайте детской порнографии.

Внесение в реестр запрещенных сайтов позволяется производить как по решению суда, так и по усмотрению вышеупомянутых органов исполнительной власти.

Следует отметить, что в последующих редакциях постановления, в связи с новыми поправками в закон «Об информации», расширился перечень запрещенной к распространению информации, и полномочиями по внесению в черный список была наделена также Федеральная налоговая служба, однако в рамках данного анализа исследуется лишь первый этап ужесточения регулирования интернет-пространства.

Новые требования к владельцам сайтов и провайдерам

С момента вступления закона в силу появились новые требования к провайдерам и владельцам сайтов.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении сайта в реестр провайдер хостинга должен проинформировать владельца сайта о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей запрещенную информацию.

При этом следует отметить, что от владельца сайта необходимо удаление именно интернет-страницы, а не запрещенной информации. Следовательно, вне зависимости от количества запрещенного контента удалению подлежит вся страница.

В течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени или указателя страницы сайта в реестр владелец обязан удалить страницу. В противном случае доступ ко всему сайту будет ограничен.

В случае отказа или бездействия владельца сайта в течение суток провайдер обязан ограничить доступ к сайту.

В данных требованиях присутствует очевидное противоречие: доступ будет ограничен не к запрещенной информации, а ко всему сайту или даже сетевому адресу. При этом не определена процедура уведомления провайдера со стороны оператора реестра ; кроме того, в связи с техническими особенностями администрирования сайтов в сети Интернет многие владельцы сайтов не могут получить информацию в такой короткий промежуток времени, поэтому отведенный срок может рассматриваться как дискриминационный.

При этом в законе прописано право владельца сайта обжаловать решение о включении в реестр в течение трех месяцев.

Определения, данные в законе

«Сайт в сети „Интернет“» — совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается через сеть «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»;

«Страница сайта в сети „Интернет“» (далее также — интернет-страница) — часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет»;

«Доменное имя» — обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в сети «Интернет» в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в сети «Интернет»;

«Сетевой адрес» — идентификатор в сети передачи данных, определяющий при оказании телематических услуг связи абонентский терминал или иные средства связи, входящие в информационную систему;

«Владелец сайта в сети „Интернет“» — лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети «Интернет», в том числе порядок размещения информации на таком сайте;

«Провайдер хостинга» — лицо, оказывающее услуги по предоставлению вычислительной мощности для размещения информации в информационной системе, постоянно подключенной к сети «Интернет».

Анализ правоприменительной практики

Правоприменительная практика данного закона характеризуется непоследовательностью, субъективностью принимаемых решений, стремительным ростом числа заблокированных сайтов.

Одной из отличительных особенностей закона является то, что в рамках исполнения наложенных законом обязательств нарушаются права и свободы граждан, не имевших на своих интернет-ресурсах запрещенной информации. Это связано с тем, что законом предусмотрена блокировка сетевых адресов, при том, что на одном сетевом адресе могут быть размещены десятки не связанных друг с другом интернет-ресурсов.

Анализ решений действий органов государственной власти также позволяет прийти к выводу, что запрещенной к распространению часто признается информация, не содержащая в себе опасности для развития и здоровья детей.

Так, 8 ноября 2012 года в список запрещенных сайтов попал ресурс «Абсурдопедия» за шуточную статью о суициде. Статья была удалена после внесения сайта в реестр.

11 ноября в реестр попадает популярная энциклопедия интернет-культуры «Луркоморье». Позже ресурс из списка исключили, но вскоре он вновь попал в список запрещенных сайтов Роскомнадзора.

В этот же день в реестр попала интернет-библиотека «Либрусек». Весь портал был заблокирован из-за фрагмента «Поваренной книги анархиста» с рецептом «супа из конопли». 13 ноября, после удаления текста, сайт вновь заработал.

В начале апреля 2013 года в реестр были включены 12 статей русской «Википедии». В 2015 году «Википедия» была частично заблокирована отдельными провайдерами из-за конфликта с Роскомнадзором, связанным со статьей по производству наркосодержащего вещества «Чарас». Тот факт, что «Википедия» использовала информацию с официальных источников, таких как сайт ООН, не остановил Роскомнадзор и Черноярский районный суд Астраханской области, и они признали эту информацию запрещенной к распространению в России. В результате краткосрочного конфликта Роскомнадзор отступил, однако он и по нынешний день стремится цензурировать размещенный на Википедии контент.

В разное время в реестр запрещенной информации вносились «ВКонтакте», Facebook, «Хабрахабр», YouTube, Google.

К декабрю 2012 года, по данным проекта «Роскомсвобода», в реестре содержалась 261 запись о заблокированных ресурсах. При этом использование в качестве инструмента для блокировки сетевого адреса привело к тому, что на тот момент уже более 2 000 сайтов было заблокировано незаконно и без оснований, просто по факту размещения на одном сетевом адресе с сайтами, чей контент был признан запрещенным к распространению. В апреле 2013 года мониторинг выявил уже 13 568 неправомерно заблокированных ресурсов, в августе 2013 года — 33 тысячи.

Таким образом, на начало апреля 2016 года по решению Роскомнадзора блокировке подвергалось или подвергается 10 934 интернет-ресурса, при этом в рамках блокировки сетевых адресов неправомерно было заблокировано 29 357 интернет-ресурса, то есть 29 357 (из которых 13 019 заблокированы и на данный момент) интернет-ресурсов подверглись блокировке без наличия на то решения или основания, просто в связи с их размещением на сетевом адресе, который попал под блокировку. Из-за действий Роспотребназдора неправомерно было заблокировано 64 862 интернет-ресурса, в связи с действиями ФСКН — 181 936. Таким образом, до 95% интернет-ресурсов были заблокированы без вынесения решений органов государственной власти и без признания их контента запрещенным к распространению. При этом следует отметить, что, в связи с принятием правок в законодательство о защите детей от вредной информации и добавлением новых категорий информации, запрещенной к распространению на территории РФ, вышеуказанные статистические данные агрегируют блокировки и новых категорий информации.

Одним из ярких примеров некомпетентности органов исполнительной власти, осуществляющих блокировку сайтов, является судебное разбирательство с компанией Google, связанное с блокировкой ролика о подготовке грима для Хэллоуина. Роспотребнадзор счел этот ролик пропагандой суицида, в связи с чем он оказался в реестре запрещенной информации. Кроме того, в рамках данного судебного разбирательства Роспотребнадзор выпустил крайне ангажированные и политизированные пресс-релизы, в которых упрекал «специалистов с рыночной площади» в противодействии государству и выражал понимание к желанию лиц, «исповедующих „защиту свободы распространения информации“ уехать на постоянное место жительства в другую страну».

Таким образом, анализ правоприменительной практики закона позволяет прийти к выводу о:

Некомпетентности органов государственной власти, уполномоченных инициировать занесение интернет-ресурсов в черный список: огромное число ресурсов, имеющих важное значение для развития интернета, свободного распространения знаний и обмена информацией заносятся в черный список по формальным признакам, результатам некорректно проведенной экспертизы и политическим мотивам.

Отсутствии четко прописанных критериев отнесения того или иного материала к запрещенным к распространению на территории РФ. Это приводит к избирательному правоприменению, манипуляции результатов экспертиз и субъективности при их интерпретации.

Неправовом и дискриминационном характере процедуры внесения в черный список, которая включает в себя блокировку сайтов по сетевым адресам, что, в свою очередь, приводит к нарушению прав владельцев сайтов, не попавших в черный список, но при этом находившихся на одном сетевом адресе, и, соответственно, их блокировке.

Анализ аргументов в пользу закона

Необходимо ограничивать информацию, которая вредит здоровью детей.

Безусловно. Но актуален вопрос, насколько Роскомнадзор, Роспотребнадзор и ФСКН в компетенции решать, какая информация вредит здоровью детей, а какая нет. Как показывает практика, органы государственной власти неадекватно оценивают информацию, зачастую утрируя или подходя формально к оценке контента, что приводит к многочисленным блокировкам ресурсов, не содержащих такой информации. Данный закон в силу некорректности формулировок и процедур позволяет им делать это.

Данный закон соответствует мировой практике.

Безусловно, борьба с детской порнографией в интернете все больше и больше проявляется в мировой практике. Однако большинство нововведений закона является исключительно российской «инновацией», основанной на урывочно и некорректно проинтерпретированном международном опыте. Внесудебные блокировки сайтов и сетевых адресов не являются эффективными методами борьбы.

В 2012 году ЕСПЧ признал, что блокировка сайтов по сетевым адресам является нарушением 10-й статьи Европейской конвенции. Кроме того, Совместная Декларация ООН, ОБСЕ и Организации Американских Государств, принятая в 2011 году, признает, что «принудительное блокирование целиком веб-сайтов, IP-адресов, портов, сетевых протоколов или отдельных разновидностей интернет-ресурсов (например социальных сетей) представляет собой крайнюю меру, аналогичную запрещению газет или вещания, и может быть оправдано лишь при соответствии таких действий международным нормам, например в случаях, когда необходимо защитить детей от сексуального насилия». Таким образом, закон противоречит международным решениям по вопросам государственного регулирования интернета и тенденции развития саморегулируемых обществ, общественного контроля и диалога между интернет-сообществом, бизнесом и государственными органами.

Что и как блокирует Роскомнадзор

Роскомнадзор является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим во внесудебном порядке ограничение доступа к информации в сети Интернет в порядке и на основании статей 15.1 и 15.3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

К основаниям для ограничения доступа, определённым этими нормами, относится распространение:

  • материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних (на основании решения Роскомнадзора);
  • информации о способах изготовления, использования и культивирования наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (на основании решения МВД России);
  • информации о способах совершения самоубийств, призывов к совершению самоубийства (на основании решения Роспотребнадзора);
  • информации с призывами к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка (на основании требования генерального прокурора Российской Федерации или его заместителей).

Ограничение доступа к сайтам в соответствии со статьей 15.1 Федерального закона №149-ФЗ осуществляется также на основании решения суда о признании информации, содержащейся на интернет-ресурсе, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.

Суицидальный контент, детская порнография, наркотики

Роскомнадзор проверяет жалобы на сайты (веб-страницы) и, если признаёт их обоснованным, вносит адрес ресурса-нарушителя в чёрный список, после чего доступ блокируется автоматически: операторы обязаны постоянно сверяться с реестром запрещённых сайтов и отклонять запросы абонентов на доступ к ним.

3,7 тысячи операторов авторизованы в информационной системе Роскомнадзора.

В 2016 году операторов, не обеспечивавших ограничение доступа к запрещённым ресурсам, было более тысячи. В 2017 году их осталось около 60 – 1,6% от общего количества действующих операторов связи.

Источник – “Роскомнадзор”.

Жалобу в Роскомнадзор на содержимое сайта можно подать здесь.

По данным ведомства, в 2017 году 62 тысячи сайтов или страниц сайтов с противоправной информацией были заблокированы таким образом.

Со 112 тысяч сайтов или страниц сайтов противоправная информация добровольно удалена владельцами после уведомлений Роскомнадзора.

Более 48 тысяч интернет-страниц с суицидальным контентом, детской порнографией, запрещённой информацией о наркотиках удалено или заблокировано соцсетью «ВКонтакте» самостоятельно. Помимо этого российские соцсети самостоятельно ограничили доступ к ещё более чем 57 тысячам веб-страниц.

Также Роскомнадзор отмечает необходимость внесудебной блокировки других видов информации, распространяемой в Интернете. Рабочая группа специалистов, сформированная Роскомнадзором, готовит предложения по оперативной блокировке «колумбайн-сообществ» (культивирующих среди подростков школьное насилие. – ред.) и сайтов, пропагандирующих жестокое обращение с животными.

Экстремистская информация и пропаганда терроризма

Сайты с призывами к экстремизму в России стали блокировать без решения суда с 1 февраля 2014 года.

Генпрокуратура, получив и проверив информацию об экстремистском веб-ресурсе, после принятия решения информирует Роскомнадзор, сайт попадает в реестр запрещённых и блокируется обычным порядком.

Также в 2017 году Роскомнадзором по требованию Генпрокуратуры выявлено более 86 тысяч «веб-зеркал» экстремистских ресурсов.

Под определение «экстремистский» подпадают интернет-ресурсы, призывающие к экстремизму, к массовым беспорядкам, к несанкционированным митингам, а также информационные ресурсы зарубежных организаций, признанных в России нежелательными.

Борьба с пиратами

С 1 мая 2015 «антипиратские» нормы федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и IV части Гражданского кодекса распространились на книги, музыку и программное обеспечение, а не только на фильмы, как это было ранее. Решения об ограничении доступа к пиратским интернет-ресурсам принимает Мосгорсуд.

Доступ к сайту могут заблокировать навсегда, если он систематически нарушает право интеллектуальной собственности.

Из числа охраняемых объектов авторских прав пока исключены «фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии».

Сообщить в Роскомнадзор о пиратском ресурсе можно здесь.

В 2017 году более 3,5 тысячи сайтов удалили пиратские копии художественных произведений. Более 300 пиратских ресурсов блокированы.

Источник – “Роскомнадзор”.

По оценке РКН, в 2017 году отечественные фильмы в кинотеатрах посмотрели 54,7 миллиона зрителей. Это на 55,4% больше, чем в 2016 году. Ведомство считает, что рост числа зрителей связан с подавлением распространения в Интернете пиратских копий фильмов.

Источник – “Роскомнадзор”.

С 1 октября 2017 года вступил в силу внесудебный порядок ограничения доступа к веб-зеркалам пиратских сайтов, заблокированных навсегда. Решения о признании сайта копией пиратского интернет-ресурса принимаются в Минкомсвязи России, после чего операторы связи обязаны ограничить доступ к данным сайтам на территории Российской Федерации, а поисковые сервисы — убрать сведения об этих сайтах из поисковой выдачи.

Благодаря этим законодательным нормам в борьбе с пиратством в Интернете навсегда заблокированы более 700 крупнейших пиратских сайтов и более 600 их «зеркал», сообщает Роскомнадзор.

Также в Роскомнадзор можно обратиться с жалобами на материалы порнографического характера (кроме детской порнографии); размещение на сайте сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию заявителя; вредную для детей информацию.

Владельцы ресурсов имеют возможность уточнить основания блокировки сайта и подать заявку о разблокировке интернет-ресурса ([email protected]).

Защита прав субъектов персональных данных

Роскомнадзор является уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных (ПД) и ведет реестр операторов ПД, а также реестр нарушителей прав субъектов ПД.

Факт нарушения законодательства в области ПД должен быть установлен вступившим в законную силу решением суда. Поэтому субъектам персональных данных предлагается следующая схема защиты нарушенных прав в Интернете:

  1. Обратиться к владельцу сайта, на котором размещена информация, нарушающая права субъектов персональных данных, с запросом об удалении незаконно размещённой информации.
  2. Если владелец сайта не удалил эту информацию, следует обратиться в суд.
  3. Если суд удовлетворил иск, вступления решения суда в силу – обратиться в Роскомнадзор, заполнив специальную форму.

По данным Роскомнадзора, в связи с нарушением законодательства о ПД в 2017 году заблокировано 176 интернет-ресурсов:

  • несколько десятков адресно-телефонных справочников, которые предоставляли доступ к личным данным 2/3 более 100 миллионов человек;
  • сайт, разместивший более 11 тысяч обращений (с персональными данными) граждан в государственные органы Российской Федерации.

Также выявляются поддельные сайты «кандидатов на выборные должности», незаконно собирающие персональные данные граждан.

Регулирование VPN-сервисов, анонимайзеров и операторов поисковых систем

С 1 ноября 2017 года в России вступили в силу поправки в федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», которые определяют обязанности для владельцев VPN-сервисов и анонимайзеров, а также операторов поисковых систем по ограничению доступа к информации, распространение которой в России запрещено.

Владельцы таких сервисов обязаны подключиться к федеральной государственной информационной системе (ФГИС) запрещённых сайтов и блокировать ресурсы, доступ к которым ограничен на территории Российской Федерации.

Реестр запрещённых сайтов России

ТОП 10 СКАНДАЛЬНЫХ САЙТОВ ЗАПРЕЩЕННЫХ РОСКОМНАДЗОРОМ / ТОП САМЫХ

Реестр запрещенных сайтов — государственный реестр сайтов, запрещенных к просмотру на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону № 139-ФЗ от 28 июля 2012 года. Законопроект о его создании появился в начале июня 2012 года, закон был принят через месяц, 28 июля, а реестр ведется с 1 ноября 2012 года Роскомнадзором с использованием домена eais.rkn.gov.ru (ранее — zapret-info.gov.ru).

Содержание

[править] Описание

Реестр является закрытым и рассылается только провайдерам, обычные пользователи могут проверить наличие в реестре конкретного URL или IP-адреса. Российские провайдеры обязаны обновлять список и блокировать записанные там сайты: блокировка осуществляется или по URL, или по IP-адресу (в зависимости от оборудования провайдера, разные провайдеры используют разные способы блокировки).

Внесение сайтов в список осуществляется по итогам анализа сайта одним из государственных органов в случае наличия на сайте запрещенной информации:

  • информации о способах изготовления и употребления наркотических веществ; сайты, осуществляющие продажу наркотиков (ФСКН РФ);
  • сведений о способах совершения суицида и призывов к суицидам (Роскомнадзор);
  • детская порнография (порнографические материалы с участием несовершеннолетних или агитация за привлечение несовершеннолетних к съёмке в порно) и материалы, запрещенные для распространения решением суда (Роскомнадзор).
  • сайты являющиеся по мнению прокуратуры экстремистскими, часто таковыми признаются оппозиционные сайты, критикующие власть (Прокуратура РФ).
  • cайты, нарушающие авторские права (Суд).
  • ресурсы порнографического содержания (Суд)
  • ресурсы с объявлениями по предоставлению интим-услуг (Суд)
  • ресурсы с азартными играми, сайты по продаже лекарственных препаратов, алкоголя, поддельных документов.

За призывы к несанкционированным митингам сайты блокируются по требованию Генпрокуратуры РФ (см. Закон о прокурорских блокировках).

Решение о внесении сайта в Реестр может быть обжаловано владельцем сайта в суде в течение 3-х месяцев.

При этом на деле блокируются и другие, вполне безобидные сайты, например большинство интернет-казино.

В марте 2013 года оказалось, что одним из главных создателей реестра является любимец блоггеров KermlinRussia. [1]

Важной недокументированной (и по-видимому противоречащей закону) особенностью Реестра является то, что если в него попадают страницы крупных популярных сайтов, особенно работающие по протоколу HTTPS, например Википедии, то они потом не блокируются (не вносятся в так называемую «выгрузку» — рассылаемый российским провайдерам список адресов, подлежащих блокировке) — см. Феномен неблокировки Википедии в России. По одной из версий, это делается во избежание общественного резонанса. В итоге такой сайт, как Википедия, просто никак не реагирует на внесение своих страниц в Реестр без каких-либо последствий для себя.

[править] Некоторые резонансные внесения

  • Запрет страницы Абсурдопедии — запрет пародийной страницы Абсурдопедии на Викии, содержащей шуточные способы суицида. Впоследствии страница была удалена, а доступ к Абсурдопедии на Викии (а заодно ещё к нескольким викиям, которые держались на одном из адресов, также попавшем в список) был возобновлён, а поддомен и IP-адрес были исключены из списка.
  • Запрет Луркоморья в России — закрытие нескольких страниц о веществах и внесение IP сайта в запретный список. Некоторые провайдеры заблокировали домен lurkmore.to. Позднее, после простановки заглушки на статьи «Дудка» и «Способы употребления конопли», IP-адрес был исключён из списка, а домен разблокирован (хотя ещё до разблокировки был создан альтернативный гейт).
  • Блокировка Рутрекера в России — закрытие страницы торрент-трекера из-за раздачи книги о способах совершения суицида. Позднее раздача книги была удалена, торрент-файл был удалён также, а сайт был исключен из списка (в тот раз, позднее он уже был окончательно заблокирован за нарушение авторских прав). Содержимое торрента у пользователей хранится невозбранно и продолжает всплывать, только уже по ту сторону сети
  • Была заблокирована онлайн-библиотека lib.rus.ec из-за рецепта «супа из конопли» [2] . 13 ноября2012 года библиотека была исключена из реестра по причине удаления оной книги с сайта [3][4] .
  • Блокировка поддомена изображений имиджборда4chan по IP-адресу и имени поддомена[5][6] . Впоследствии изображение, вызвавшее блокировку, было удалено и поддомен с IP-адресом при повторной проверке был исключён из списка.
  • Внесение YouTube в реестр из-за мультипликационного ролика «идеальный способ самоубийства», размещенного на видеохостинге. Впоследствии видео было заблокировано для просмотра в России «по требованию госорганов», а сайт исключён из списка [7][8] .
  • 5 декабря 2012 года в реестр занесли шуточный комикс «Студии Артемия Лебедева», высмеивающий интернет-цензуру. На рисунке изображен ролик, предлагающий ознакомиться со способами вколоть себе наркотик, совершить самоубийство и заняться педофилией. На следующем слайде показано, что ролик заблокирован, из-за чего (на последнем слайде) незадачливый зритель, успешно справившийся со смертельным уколом и подготовкой к повешению, недоумевает, как же ему теперь приступить к занятиям педофилией: «Я сам не справлюсь». Этим комиксом автор намекает, что наличие или отсутствие информации о том, как совершать суицид и т. п., на самом деле не влияет на возможность совершения этого самого суицида. Кроме того, Роскомнадзор заблокировал комикс, высмеивающий деятельность Роскомнадзора. В течение 7 декабря комикс так и не был удален авторами [9] .
  • 6 декабря2012 года в реестр занесли шуточную инструкцию «Универсальная картинка-макрос для блокирования любого сайта на территории РФ», которую опубликовал у себя в блоге пользователь ljfun . На картинке три шутливых способа совершения самоубийства и употребления наркотиков, а также три обнаженных младенца с подписью «Детский порн» [10] . Картинка осталась доступна на многих других местах, к примеру, в блоге пользователя vovney[11] . В комментарии к картинке приводится «Если раздражают конкуренты, а на ДДОС-набеги нет бюджетов, просто найдите способ повесить им на сайты эту картинку».
  • 11 января2013 года в реестр была внесена запись пользователя ЖЖ Рустема Адагамова, в которой сообщалось об акции самосожжения активиста движения за независимость Тибета, которая была проведена в знак протеста против приезда председателя КНР [12] . В ответ на это пользователи ЖЖ перепостили сообщение Адагамова в своих блогах. 14 января 2013 года администрация Живого Журнала сообщила, что все перепосты запрещённой к распространению на территории России информации также будут заблокированы именно для читателей из России. Для пользователей из других стран сообщения будут доступны без ограничений [13] .
  • 16 января 2013 года стало известно, что 9.01.2013 в реестр был внесён IP-адрес, на котором находится сайт Лаборатории Касперского, при детальном изучении выясняется, что на этом IP находится сразу два домена — kasperskydigital.com и leqalrc.biz, последний из которых как раз и стал «виновником торжества» [14][15] .
  • Блогохостинг lj.rossia.org был дважды внесен в реестр запрещенных сайтов. Обе записи в реестре сделаны 8 февраля2013 года из-за двух постов пользователя how_to, представляющих собой фрагменты рассказа с элементами детской порнографии. [16]
  • 28 марта 2013 года в адрес руководства социальной сети Facebook было направлено уведомление о внесении одной из страниц этой сети в реестр [17] .
  • 5 апреля 2013 года в прессе появились сообщения о том, что страница Википедии о курении каннабиса была внесена в реестр. Согласно закону, Википедия в трёхдневный срок должна удалить данную страницу со своего ресурса [18] . Википедисты с воодушевлением восприняли данное уведомление и начали усиленно дорабатывать статью, за 5 апреля в неё было внесено более 100 правок. В итоге страница была исключена из реестра, однако уже 7 мая возвращена в него.
  • 24 мая 2013 года СМИ сообщили о том, что в реестр внесенасоциальная сетьВконтакте[19][20] . Позднее в официальном Твиттере Роскомнадзора появилось сообщение о том, что соцсеть была внесена в реестр ошибочно [21] .
  • 15 ноября 2013 года, по сообщению многих информагентств [22][23] , в России (внести в Единый реестр запрещенных сайтов) сеть Google Plus, где пользователь из Бийска с ником Золотой Парень разместил свой стандартный пост о методах самоубийства. Вскоре пост был удалён, сайт не стали блокировать [24] .
  • 27 декабря 2013 года Роскомнадзор внёс в свой реестр сайт Rutracker.org[25] .
  • 13 марта2014 года произошел запрет ряда российских оппозиционных сайтов — заблокированы Грани, Каспаров.Ru, Ej.ru (за призывы к проведению митингов). Также в реестр попал блог Алексея Навального в Живом Журнале.
  • Генеральная прокуратура РФ с 5 по 12 октября 2014 инициировала блокировку 9 блогов «Живого журнала» за репосты записи Оксаны Вёльвы с призывами привлечь к уголовной ответственности депутата Ставропольской краевой думы от партии «Единая Россия» Айдына Ширинова. [26]
  • 13 октября 2014 года в реестр попал Lj.rossia.org («Тифаретник») по решению суда (информация с antizapret.info) и стал блокироваться российскими провайдерами.
  • 11 июня 2014 Роскомнадзор внес сайт sportswiki.ru в реестр запрещенных сайтов. [27][28][29] Решение было принято Пензенским судом [30] в связи с описанием анаболических препаратов и эффекта канабиса (даже несмотря на то, что статьи были сразу удалены). [31] Судебное решение получил генеральный директор компании по производству БАДов Елистратов Д. Г. [32] 12 ноября в реестр внесен домен sportwiki.to, при этом нежелательной информацией были признаны статьи из популярных учебников по фармакологии [28] .
  • 25 июня 2015 — повторно заблокирован Архив Интернета за материал «Одиночный джихад в России: теория и практика партизанского сопротивления» [33] .
  • 25 августа 2015 Роскомнадзор в исполнение решения суда попытался заблокировать страницу Чарас из русской Википедии, что привело к кратковременной блокировке Википедии в России. Чтобы заблокировалась только одна страница, несмотря на HTTPS, была предпринята попытка блокировки путём подмены сертификатов провайдерами. Но так как в Википедии применяется HSTS, блокирующий открытие страницы при подмене сертификата, то из-за подмены сертификата стал недоступен весь сайт. Как только это выяснилось, страница была тут же (через несколько часов) исключена из Реестра под предлогом, что она уже отредактирована и не содержит нарушений. [34] Из-за блокировки русской Википедии у некоторых провайдеров стали недоступными сразу все сайты Фонда Викимедиа.
  • 28 августа 2015 Роскомнадзор заблокировал сайт Last.fm за песню «Убей мента», внесенную в Федеральный список экстремистских материалов. Кроме непосредственно самой запрещенной страницы, в Реестр внесен весь домен last.fm и его IP-адрес. Это означает, что операторам связи Роскомнадзор дал возможность ограничивать доступ не только к самой запретной музыкальной композиции, но и ко всему сайту. [35]
  • 4-5 февраля 2016 года Роскомнадзор (РКН) внёс в чёрный список очередные 9 URL с сайта Лотоса (ariom.ru). Две страницы запрещены из-за упоминания фраз на «олбанском» языке: «выпить йаду» и «убицца ап стену», что экспертами расценено как «описание способов совершения самоубийства» (реестровая запись 101194РИ). Ещё одна картинка запрещена из-за текста, в котором упоминаниется «бритва Оккама»: Роскомнадзор счел, что это ещё один способ совершения самойубийства. [36]
  • 29 июля2016 годаРоскомнадзор уведомил о внесении в Реестр страницы русской Викитеки, на которой размещен текст «Протоколов сионских мудрецов», мотивируя, что брошюра с соответствующем названием по решению суда находится в Федеральном списке экстремистских материалов. В русской Викитеке текст «Протоколов…» вынесли на удаление. [37] Данное внесение резонансное в том числе потому, что при ее блокировке будет заблокирована и русская Википедия тоже (они на одном IP). «Свой ход» сделал и Роскомнадзор, заявив в фейсбуке, что Угроза блокировки Википедии — это пиар-миф, авторство которого принадлежит руководителям НП «Викимедиа Ру»[38] , косвенно подтвердив в соответствии с Феноменом неблокировки Википедии в России, что Викитека блокироваться не будет [39] . Представляет интерес, что аутентичный текст книги с текстом «Протоколов…» из Российской государственной библиотеки есть в общем доступе на сайте РГБ. [40]
  • Блокировка материалов о взятках.

  • Ещё 14 июня2016 года по решению Федеральной налоговой службы (ФНС) в реестр была внесена страница поисковикаGoogle по причине того, что на ней стояла ссылка с переадресацией на сайт букмекерской компании, внесённый в реестр [41] . 22 июня2017 года она попала в выгрузку, хотя в реестре были две взаимоисключающие записи (по одной доступ надлежало блокировать, а по другой — нет), и по предписанию Роскомнадзора сайт был заблокирован несколькими провайдерами. [42][43][44][45] . Аналогичные проблемы до этого случались также с другими «добропорядочными» сайтами (в том числе с «Одноклассниками», «ВКонтакте», Facebook, Telegram, Booking.com, Mail.Ru). Позднее в тот же день информация о записи о Гугле с рекомендацией к блокировке была убрана из реестра [46] , но провайдеры восстановили доступ к поисковику (а некоторые — ещё и к отдельным сервисам, вроде почты и YouTube, попавшим под ту же блокировку) к вечеру 22 июня (ТТК-Западная Сибирь — к 15:00 UTC / 18:00 MSK).

[править] Методы преодоления

Популярным способом просмотра страниц из запретного списка для жителей России является включение режима Turbo в браузере Opera. Также помогает использование прокси-серверов за пределами России, например anonymouse.org, Tor или I2p. На сайте Rublacklist существует подробный обзор различных методов [47] .

В январе 2016 года пресс-секретарь Роскомнадзора Вадим Ампелонский эфире телеканала «РБК» сказал, что в целом ведомство спокойно относится к наличию инструментов обхода блокировок ресурсов: прокси-серверов, анонимайзеров, VPN, и пользоваться всем этим не противозаконно. [48] Тем не менее, в своем сообществе в социальной сети «ВКонтакте» представители ведомства заявили, что будут на неделю блокировать пользователей, которые размещают информацию о способах обхода блокировок. [49]

[править] Интересные факты

Некоторые провайдеры (вроде Ростелекома) блокируют определенные сайты самовольно, при этом ссылаясь на реестр запрещенных сайтов. Так, к примеру, был заблокирован анонимайзер kalapura.com.

[править] Цитаты

Дело доходило до феерического абсурда, когда анонимные эксперты Роскомнадзора признавали Бритву Оккама орудием самоубийства (трижды, Карл, трижды!), запрещали неологизмы «выпить йаду» и «убицца ап стену», или устойчивое выражение «лучше сразу застрелиться». Формально эти фразы теперь навсегда запрещены на территории РФ (см. реестровую запись 101194РИ и 99461РИ). Запрет может быть отменен через суд, но кто в здравом уме пойдет судится с государственным органом за легализацию фразы «выпить йаду»?

29 января 2016 года был признан запрещенной в РФ информацией скриншот из газеты Правда Первоисточник Роскомнадзору известен и жив до сих пор, равно как и 700 перепостов этого текста на других сайтах. Это хрестоматийный случай, о котором можно напоминать всякий раз, когда РКН будет вносить в «черный список» очередную глупость.

В разное время под блокировку попадали и Хабрахабр, и Википедия, и Youtube, и Github, и CloudFlare, и Лурк, и Роскомсвобода. Навечно заблокированы крупнейшие торрент сайты, а также информационные ресурсы связанные с тематикой биткойна. Всех бед уже не перечислить, а процесс лишь набирает скорость и масштаб.

[править] Юмор

Задача ведомства — сделать так, чтобы о наркотиках можно было прочитать только на сайте ФСКН.

А когда будет реестр реестров запрещенных сайтов?

Вот никогда не заходил ни на порнхаб, ни на юпорн. Но раз их сам Роскомнадзор запретил — значит, качественные сайты, можно юзать.

Еще по теме:

  • По закону гука при малых деформациях По закону гука при малых деформациях Закон пропорциональности удлинения пружины приложенной силе был открыт английским физиком Робертом Гуком (1635-1703г.) Научные интересы Гука были столь широки, что он часто не успевал доводить свои исследования до конца. Это давало повод к острейшим […]
  • Пенсия инвалида 2 группы при достижении пенсионного возраста Размер и особенности начисления пенсии для инвалидов 2 группы В силу целого ряда внешних и внутренних факторов политического и экономического характера, стремительно растущей инфляции отечественной валюты, на данный момент в России наблюдается тенденция, не позволяющая существенно […]
  • Улучшает условия проживания Улучшает условия проживания Тюменские скалолазы защитят честь страны на чемпионате мира Деревня Нариманова переживает второе рождение В Тюменском районе в разгаре уборочная Казахские машиностроители приедут в Тюмень с деловой миссией Крупнейший в России завод по сортировке мусора […]
  • Образец заявления на принятие на работу 2018 Заполняем заявление о приеме на работу: образец 2018 Без документов трудоустроиться не получится При устройстве на работу будущий работник должен предъявить все требующиеся по закону документы (подробнее об этом см., «Документы, требуемые при трудоустройстве сотрудника»). Перечислим […]
  • Законы рк Об образовании Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III Статья 17. Образовательные программы технического и профессионального образования Сноска. Заголовок статьи 17 с изменениями, внесенными Законом РК от 13.11.2015 № 398-V (вводится в действие по истечении десяти […]
  • Расчёт при увольнении декретницы Увольнение после отпуска по уходу за ребенком Согласно действующему законодательству руководство предприятия, на котором трудится служащая в положении обязано предоставить ей после родов оплачиваемый декретный отпуск. После завершения декретного отпуска женщины зачастую остаются дома, […]
  • Налог на владение тремя квартирами Сколько нужно владеть недвижимостью, чтобы продать ее без налога? Согласно Налоговому Кодексу, если Вы владели квартирой (или другой недвижимостью) больше минимального срока, то Вы освобождаетесь от налога при ее продаже (а также необходимости подавать налоговую декларацию). При этом […]
  • Новое в законе об обороне 12 важных изменений законодательства в мае 2017 года В текущем месяце вступает в силу 133 принятых к настоящему времени федеральных акта. Портал ГАРАНТ.РУ обобщил нововведения, важные как для всех россиян, так и для представителей бизнеса. 1. Установлены квалификационные требования к […]