При иване грозном были созданы приказы

При иване грозном были созданы приказы

30. Реформы Ивана Грозного

Период правления Ивана IV связывается с его реформами в системе государственного и местного управления.

В 1547 г. Иван Грозный был венчан на царство. С этого момента Россия официально стала монархией. Верховным правителем являлся царь. Венчание на царство стало лишь формальностью к уже значительно возросшей власти государя.

Одновременно власть царя все же ограничивается Боярской думой.

Иван IV ввел особую систему террора – опричнину.

Появился новый высший орган власти (1549 г.) – Земский собор. Это были представительные органы, в которые входила:

1) верхняя палата: царь, Боярская дума, духовенство;

2) нижняя палата: представители от дворянства и верхов посадских людей.

Земские соборы работали не постоянно, они созывались по указу царя. Продолжительность их работы зависела от существа обсуждаемых вопросов.

Инициатива созыва Земского собора могла принадлежать как собственно царю, так и сословиям. Компетенция земских вопросов не была четко установлена. Знаменательны соборы, на которых выбирался царь (16-летний Михаил Романов).

Значительному реформированию подвергся весь государственный аппарат. Была сформирована воеводско-приказная система управления.

Приказы формировались из ранее существовавших дворцовых управлений (конюшенный). Компетенция этих приказов была аналогичной управлениям.

Поместный приказ занимался поместьями служилых дворян, именно с введением этого органа связано формирование новой системы землевладения (поместьев), их правовое положение все более уравнивалось с вотчинами.

Особую группу составляли территориальные приказы (Казанский, Сибирский), введение которых связано с еще одной заслугой Ивана IV – присоединением Казани и Сибири. Особое место в системе приказов занимали военно-административные приказы.

Важное место среди реформ Ивана IV занимает реорганизация армии. Теперь основными войсками были дворянская конница и стрельцы (войска, использующие огнестрельное оружие). Для управления стрельцами был создан специальный Стрелецкий приказ. Военными формированиями (личным составом боярской и дворянской конницы) также ведал Разрядный приказ. Казачьи войска управлялись Казачьим приказом.

В годы правления Ивана Грозного все еще сохранялась система замещения должностей органов власти по принципу местничества, т. е. по родовитости, знатности.

Реформы государственной власти Ивана Грозного затронули и систему суда и следствия. Был сформирован центральный полицейский орган – Разбойный приказ. В его компетенцию входили разработка для местных органов рекомендаций по вопросам борьбы с преступлениями.

Иван IV изменил и систему местного управления (Мало-Пинежская земская уставная грамота). Были введены земские и губные избы, занимавшиеся: первые – вопросами управления уезда, последние – вопросами суда и следствия, за исключением особо тяжких преступлений (разбоя).

Земские и губные учреждения были выборными. Их члены избирались из числа населения, проживающего в уезде (по сословному признаку), а не как это было ранее назначались из центра. Начала зарождаться система местного самоуправления.

Сохранялась центральная власть на местах. В городах были воеводы, которые должны были обеспечить финансовый контроль государства на местах.

Возникновение приказов; перечень главнейших из них

Московский государь, объединивший под своей властью всю северо-восточную Русь, в управлении ею уже не мог обходиться при помощи тех органов, которыми пользовались его предшественники — Московский и другие удельные князья. Такими органами, как уже было сказано в своем месте, в центре государства были управители отдельных отраслей обширного дворцового хозяйства — дворецкий, казначей, стольник, чашник, конюший, ловчий, сокольничий и другие путные бояре, а в уездах и волостях — наместники, волостели и тиуны. Те дела, которые выходили из ведения всех этих правителей, решал сам князь единолично или советуясь с боярами. Органам княжеского управления в удельную эпоху были должностные лица, но не учреждения, не присутственные места с определенным кругом дел, с канцелярией и архивами. С объединением Великой Руси вокруг Москвы усложнились непомерно и увеличились правительственные задачи, и Московскому государю стало уже невозможно обходиться при помощи старых удельных сотрудников, а понадобилось много и других, новых, а главное — невозможно стало править так, как раньше — через лиц, потребовалось создать целые учреждения, присутственные места, бюрократические средоточения. Такие учреждения получили название приказов.

Приказы частью выросли вокруг прежних должностей удельной эпохи, а частью появились вновь для заведования делами уже чисто государственного значения, для которых в удельную эпоху не было никаких особых должностей. С расширением владений великого князя Московского расширилось и его дворцовое хозяйство, умножилось количество дел у тех лиц, которые им заведовали, и прежде всего у дворецкого. Одному ему и даже с помощником было уже не под силу справляться со всеми делами, и поэтому мало-помалу около него выросло целое учреждение со штатом дьяков и подьячих, с книгами и столбцами, получившее название приказа Большого дворца. Название Большого дворца этот приказ получил в противоположность другим приказам — «дворцам», которым на первых порах поручалось управление делами новоприсоединенных земель и княжеств. Таковы были приказы дворцов Нижегородского, Дмитровского, Ростовского, Тверского и Рязанского. С течением времени, однако, эти дворцы упразднились, и дела их распределены были между другими приказами, в том числе и приказом Большого дворца. Исключение представил приказ Казанского (и Мещерского) дворца, в котором сосредоточено было высшее управление областями царств Казанского, Астраханского и Сибирского. Приказ Большого дворца заведовал содержанием дворца и теми людьми и местностями, которые доставляли это содержание. Таковы были: дворцовые села и разные оброчные имущества, московские ремесленные слободы, работавшие на дворец. Кроме того, в приказе Большого дворца судились те самые лица, которые освобождены были от суда наместников и волостей (преимущественно духовенство) и которых судил сам великий князь или его боярин введеный (дворецкий чаще всего бывал таким введеным, особо уполномоченным боярином). К приказу Большого дворца примкнули и стали к нему в подчиненное положение дворы: Кормовой, Хлебенный и Сытенный. В этих приказах сосредоточилось заведование теми делами, которые в удельное время подлежали ведению стольника и чашника, — около боярина-конюшия вырос в XVI веке приказ Конюший; соответствующие приказы образовались около ловчия и сокольничия. На место казначея удельной эпохи, принимавшего и хранившего княжеские доходы впредь до распоряжения князя, с образованием Московского государства, с увеличением поступлений и расходов и отчетности по ним, возник целый ряд приказов, а именно: приказ Большой казны, который под управлением боярина казначея собирал и хранил преимущественно прямые налоги и ведал судом и управой гостей и торговых людей; ему подчинен был Денежный двор, где чеканилась монета; приказ Большого прихода, который ведал преимущественно таможни, мосты и перевозы, а также московские лавки, которые давали правительству большие доходы; и, наконец, так называемые чети, или четверти, взявшие на себя во второй половине XVI веке в известных районах государства прием и учет прямых (и некоторых косвенных) налогов, в том числе и оброков, заменивших кормы наместников и волостелей, а в связи с этим — и высший суд над податными людьми этих районов (четверти, по-видимому, возникли как ответвления приказа Большой казны и были первоначально столами, или повытьями в этом приказе).

Но особенно творческая работа жизни проявилась в сфере государственного управления в собственном смысле. Для этого управления в удельное время не было никаких центральных органов, помимо князя и его думы. Теперь эти органы вырастают один за другим. Таким образом, возникает особый Посольский приказ, или особая канцелярия при государе и его думе по иностранным делам, которой заведует думный посольский дьяк. В этой канцелярии хранятся получаемые бумаги и изго-товляются отпускаемые, находится целый штат дьяков, подьячих и переводчиков. Образование такого учреждения было вполне естественно. Пока Московский князь был мелким владетелем, у него не могло быть большой и сложной дипломатической переписки. Не так стало, когда этот князь превратился в правителя огромного государства. Уже у Ивана III завязались оживленные отношения с соседями и даже отдаленными государствами Европы, и накопилось несколько ящиков дипломатических бумаг, которые по роду дел назывались немецким, волошским и т. д. и были отданы на хранение казначею. Чем дальше, тем более развивались дипломатические отношения, росла переписка и увеличивалось количество бумаг. В конце концов царь Иван Васильевич приказал в 1565 году построить особую Посольскую избу и сосредоточить в этой избе все делопроизводство по иностранным отношениям и весь архив. Таким же путем возникли и другие канцелярии думы — Разряд и Поместный приказ. В удельную эпоху все служебные назначения делались князем по совету с боярами или единолично. Таких назначений не могло быть особенно много, и потому не возникало надобности в особой канцелярии для записи этих назначений. Иное дело стало, когда под властью Московского князя объединилась вся великая Русь, оказались сотни мест и должностей, которые приходилось замещать, понадобилось давать сотни всяких поручений и т. д. Тут уже нельзя было без записей, без предварительного составления проектов служебных назначений к докладу государю и боярам. Эти записи и эти проекты стали необходимыми в силу требований местничества. Все это вызвало возникновение особой канцелярии при государе и думе — Разряда под управлением думного дьяка. Когда началась усиленная вербовка военнослужащих людей, то понадобилось вести списки этих людей и их денежных и поместных окладов. Это делопроизводство сосредоточилось также в Разряде. Через Разряд же шли различные распоряжения по обороне государства, по ведению военных действий, по управлению некоторыми окраинными городами, имевшими стратегическое значение. Для регистрации и учета земель, которые шли в раздачу военнослужащим людям при государе и думе, возникла третья канцелярия — Поместный приказ под управлением особого, иногда думного, дьяка.

Выяснившаяся потребность в создании особого пешего войска — стрельцов — вызвала к жизни и особый Стрелецкий приказ специально для набора и снабжения всем необходимым этого войска. С введением артиллерии возникло и особое специальное учреждение для литья пушек и ядер и заведования артиллеристами — Пушкарский приказ. Такие же специальные учреждения появились и для изготовления холодного оружия — приказы Оружейный и Бранный. В удельную эпоху великий князь сам с боярами разбирал тяжбы и иски, связанные с существованием холопства, важные уголовные и гражданские дела, переходившие к нему прямо в силу так называемых несудимых грамот. Теперь управиться ему со всеми этими делами стало немыслимо, и потому в центре возникают особые приказы для разбора таких дел — Холопий, Разбойный, судные приказы Владимирский. Московский, Дмитровский и Рязанский. Разнообразные отрасли государственного управления вследствие его осложнения получают теперь особые учреждения, которыми заведуют особые лица с дьяками и подьячими. Таким образом, возникают приказы Ямской, который заведует ямской гоньбой и ямщиками во всем государстве; Каменный, который заведует казенными постройками; приказ Книгопечатного дела, Челобитенный с 1550 года (комиссия по принятию прошений на Высочайшее имя) и т. д.

Русская слава

История русской армии и флота с Древней Руси до эпохи Александра I

  • Борьба с Чингисханом и Батыем (XIII в.) (7)
  • Великие люди России (2)
  • Великие правители России (17)
  • Внутренняя и внешняя политика Ивана Грозного (10)
  • Внутренняя политика Петра I (3)
  • Гражданская война ( XVII в.) (6)
  • Древние славяне (2)
  • Искусство Византии (3)
  • Ливонская война (XVI в.) (1)
  • Общее (8)
  • Отечественная война 1812 года (5)
  • Русская история в искусстве (6)
  • Русско-византийские войны (IX-XI в.в.) (14)
  • Русско-германо-шведские войны ( XIII в.) (4)
  • Русско-печенежские войны (X-XI в.в.) (1)
  • Русско-половецкие войны (XI-XIII в.в.) (1)
  • Русско-турецкая война 1877-1878 г.г. (1)
  • Эпоха Александра I (1)
  • Эпоха Екатерины II (2)
  • Приказы Ивана Грозного

    В ночь рождения будущего царя Ивана Грозного разразилась буря, молния зажгла пожары по Москве. Народ посчитал это дурным предзнаменованием. Родился будущий царь в августе 1530 года. В трёхлетнем возрасте Иван потерял отца, в восьмилетнем – мать. К власти пришли «опекуны» – зажиточные бояре, постоянно ведущие между собой борьбу за власть. Вместе с братом Георгием будущий царь терпел лишения и недостатки в самом необходимом: одежде и пище. В 15-летнем возрасте, достигнув совершеннолетия, Иван Васильевич пришёл к власти. В последующие два года он укрепляет свои позиции как государь – ходит в военные походы, женится на Анастасии Романовне Захарьиной, а 16 января 1547 г. принимает титул царя. Но это не означает, что фактически власть принадлежала Ивану IV самодержавно. В этот период активную государственную политику ведут Глинские и митрополит Московский Макарий. Влияние митрополита, который великолепно разбирался в тонкостях русской политики, принесло свой результат: Иван IV никогда в открытую не шёл против церкви. Летом 1547 г. Глинские теряют власть, и пора аристократического правления заканчивается. Молодой царь к тому времени не обладал достаточными навыками для самостоятельного правления государством, и потому в 1549 г. создается «Избранная рада» – прототип современного правительства. «Избранная рада» просуществовала не более 12 лет, проведя реформу центрального управления.

    В. Васнецов «Царь Иван Васильевич Грозный» (фрагмент)

    За это время сформировались система «Изб» (с середины XVI в. – «Приказы»). Приказы – органы центрального управления, обязанности которых были схожи с теперешними министерствами. Каждый приказ отвечал за отдельную отрасль. Например, Посольский приказ курировал дипломатическую службу, внешнюю политику, Разрядный приказ занимался военными делами, службой бояр и их детей, Поместный – управлял сведениями об имениях государевых служащих. Челобитный приказ разбирался с самоуправством и взяточничеством властных структур, также осуществлял контроль над остальными приказами (действительно, этот приказ несколько сдерживал самоуправство властей). Существовали и другие приказы: Разбойный приказ (уголовные дела), Ямской (почтовая служба), Большой (сбор налогов). Были отдельные приказы, осуществлявшие власть над территориями (например, Новгородский приказ управлял Новгородской землёй). Позже были основаны Стрелецкий приказ – он управлял городовыми казаками и стрелецким войском; Пушечный приказ набирал солдат на службу, определял их оклад, отправлял в походы, продвигал по служебной лестнице, наказывал за проступки; Печатный приказ также называли «печатной конторой» – он удостоверял подлинность документов, грамот, указов.

    Земской приказ в Москве

    Также создавались временные приказы, выполнявшие отдельные пожелания царя. Выполнив свои функции, подобные приказы распускались. Число приказов регулярно увеличивалось. Часто полномочия приказов переплетались, и они могли заниматься различными делами.

    Приказами руководили бояре (современные министры) со своими помощниками – дьяками, которые зачастую и занимались всеми делами. В подчинении приказов также находились подьячие и другие люди.

    Основной каркас приказной системы управления сохраняется до конца XVII века. И всё-таки приказная система органов центрального управления не смогла бороться с основными проблемами власти на Руси – междоусобицами зажиточных бояр.

    Приказы при Иване Грозном и их функции

    Иван Грозный занимает обособленное место среди русских правителей. Помимо его государственной деятельности, большой интерес публики вызывают особенности его личности. Его история становления и правления привлекает внимание историков по сегодняшний день.

    Приказы при Иване Грозном и их функции

    Годы правления Ивана Грозного примечательны тем, что он смог превратить типичное средневековое государство в мировую империю. Со времен его правления не сохранилось ни документов, ни каких-либо достоверных бумаг. Все, что известно в наши дни – истории, рассказанные из уст в уста.

    Как все начиналось?

    Родился в 1530 году в семье князя Василия третьего и Елены Глинской. Спустя 3 года князь Василий умер, и его наследник в столь ранние годы был признан князем Московским. Пока он был маленьким, делами государства ведала Елена Глинская, а воспитанием юного князя занимались дворяне. Но и мать не дожила до того возраста Ивана, когда он смог стать полноценным преемником власти. Она умерла спустя 5 лет после смерти князя Василия. 8-летнему Ивану пришлось самостоятельно осваивать тонкости политики и управления государством, пока от его имени правила семья Шуйских.

    Теперь, спустя несколько веков, специалисты предполагают, что в формировании такой необычной личности со странными наклонностями сыграло свою роль именно детство, окруженное дворовыми интригами и кознями. Согласно неофициальным данным, бывали случаи, когда его друзья были убиты при нем.

    Иван имел необычайную жестокость. Его любимым делом было мучение животных до смерти. Но независимо от особенностей его личности, государственная политика обрела небывалые масштабы, сопровождающаяся многочисленными войнами и кровопролитиями. Но среди его приказов есть и такие, которые вполне могли послужить в пользу народа.

    Методы управления государством

    Иван Грозный отличался тем, что очень часто издавал приказы, а спустя время отменял часть из них. Они распространялись на разные отрасли общественной жизни. Например, приказы для поместий были направлены на ведение учета служивых. Приказы при Иване Грозном разбойного характера служили для расследования преступлений. Разрядные приказы направлялись на дела бояр и их семей. Для организации деятельности почтовой службы был издан Ямской приказ. Вопросы внешней политики решались при помощи Посольского приказа. Это лишь некоторые из изданных им документов. С самого момента правления система приказов при Иване Грозном только расширялась.

    Эти документы были далеки от совершенства. Основной проблемой было то, что излагаемые в них вопросы повторяли друг друга или противоречили. Исполнением приказов занимались бояре.

    1543 год ознаменовался приходом к власти нового князя. Дворяне считали, что подросток Иван только и занят тем, что читает книги. Но его книги таили в себе его основной секрет, который не раскрыт до сих пор. Согласно предположениям, Иван увлекался оккультными знаниями.

    Один из первых приказов при Иване Грозном касался отстранения семьи Шуйских от власти. Позже документ имел продолжение – казнить Шуйских. Следует учитывать, что в это время князю было всего 13 лет. Логическим завершением данного документа было собственное венчание на царство. Так наступила на Руси эпоха Ивана Грозного, которого не зря так прозвали.

    О создании войска

    Одним из важных приказов был документ о создании регулярного стрелецкого войска. Позже становится ясно, что укрепление войска было необходимо для будущих войн. В том же году князь утверждает новую версию Судебника – сборника правил для народа. В нем говорилось, что крестьяне могут переходить от одного владельца к другом только один раз в году. Был отмечен этот день. Дата носит название Юрьев день. Документ относится к 1550 году.

    О создании Рады

    Другой важный приказ во времена Ивана Грозного – документ о создании Рады. В состав правящего органа вошли как представители действующей власти, так и люди из простых слоев населения. Основу составляли приближенные самого князя.

    С этой командой князь проработал последующие 13 лет. Что примечательно, эти годы отмечены в истории самыми благополучными и демократичными.

    Благодаря реформам царя уже в ближайшие годы все отрасли страны выходят на новый уровень. В 1551 году приказы Ивана Грозного и их функции преимущественно выдвигали на первый план интересы народа. Яркий пример – издание указа, где говорилось о необходимости создания учебных заведений во всех регионах страны, начиная с Москвы.

    В том же году вышел другой указ, основной задачей которого являлось собрание его важных приказов в один сборник. Официальным названием документа было «Стоглавый».

    В таком же почетном ряду можно отметить создание Московской епархии. Но это событие произошло чуть позже – в 1555 году.

    Создание военной службы

    Приказы при Иване Грозном в большинстве случаев были направлены на создание новых государственных институтов или на реформу существующих органов. В 1556 году в военной отрасли произошли существенные изменения – военная обязанность стала переходить по наследству.

    Призыв к военной службе начинался с 15 лет. Юноша должен был служить в армии до конца своей жизни. С вышеназванного года военным полагалась земельная доля в размере 50 десятин. Но земля принадлежала военным только на тот срок, при котором он служим в армии.

    Разбойный приказ Ивана Грозного, изданный в том же году, гласил, что воин должен явиться на службу со своими доспехами, конем и оружием.

    К началу 1560 года князь решил приструнить бояр, которые всячески препятствовали ему в делах управления государством. В связи с этим, следующие приказы при Иване Грозном уже касались положений опричнин. Опричнины – группа людей, численностью почти в 6000 человек, которым было позволено многое.

    Основной функцией опричнин было служение князю. По его приказу, некоторые бояре выдворялись из города. У опричников росла власть в городе. Им разрешались набеги в любой город и в любое время с целью грабежа и разбоя.

    Верхом вседозволенности опричникам стал следующий приказ, где говорилось об открытии уличных увеселительных заведений, где наливалось бесплатное вино для них. После набегов в города и села телохранители здесь отдыхали целыми вечерами. Они просуществовали до 1572 года, пока князь сам не издал указ об их упразднении.

    Есть также приказ Ивана Грозного о министерстве – Челобитенный приказ. Согласно документу был создан орган, рассматривающий жалобы от народа на представителей власти. Его управленцем был А. Ф. Адашев, отличающийся хорошей репутацией, достигнутой благодаря честности и принципиальности.

    Тайны библиотеки Ивана Грозного

    Что примечательно, со времен правления Ивана Грозного не сохранились документы и рукописи. Хотя есть достоверные сведения, что он владел солидной библиотекой, куда вход другим людям был запрещен. Задолго до своей смерти он издал приказ, в котором распорядился спрятать его библиотеку в надежном месте. Предполагается, что перед этим он сам разделил ее на две части: «белая» литература и «черные» книги.

    Его современники пишут, что в библиотеке хранились не только книги, но и странные предметы, умеющие выполнять определенные функции самостоятельно. Ученые современности предполагают, что это могли быть изобретения инженеров и ученых того времени.

    Существует также легенда, согласно которой Иван Грозный наложил заклятие на свою библиотеку и сделал так, что ее могут найти только спустя 800 лет после его смерти. В современности уже были попытки отыскать наследие в Кремлевских подвалах, но найти еще никому не удавалось.

    Боярская дума и приказы

    В эпоху последних Рюриковичей выросла значимость важнейшего органа государственного управления России – Боярской думы. Именно в годы правления Ивана III окончательно установился термин «боярин», т.е. член совета при князе. Пока неизвестно, как в точности происходили «пожалования в бояре» при Иване III, но факты, что такая процедура существовала, известны. Именно при Иване III Дума окончательно трансформировалась в представительный орган разных слоев общества (но прежде всего – аристократии). Персонально это реализовывалось двояко: ведущим был фамильно-родовой статус, затем – территориальный.

    При Иване III Дума наконец-то приобрела завершенную структуру. Помимо высшего думного чина функционировали низшие чины – окольничие. Для решения конкретных вопросов Дума организовывала (по распоряжениям великого князя) временные комиссии. Например, когда речь шла о международных переговорах или судебном разбирательстве, нескольким боярам в Москве как высшей судебной инстанции докладывались дела, предварительно разбиравшиеся судьями низшей инстанции.

    Функции и полномочия Думы расширялись по мере усложнения и дифференциации задач государственного управления. Она постепенно превращалась в «соправительствующий» орган при монархе, в ядро «благородной» части общества. В государевом дворе, который при Иване III существенно изменился, она стала его надстрочной частью, определявшей связи этого социального института, т.е. в ней объединялись аристократическая и политическая элиты российского высшего общества. Дума также стала ядром совещательных органов всех уровней, созывавшихся великим князем в канун важнейших событий. Обязательными участниками таких совещаний были представители церкви.

    В XVII в. число членов Думы постоянно увеличивалось. Самый важный и престижный чин – боярский – царь жаловал представителям наиболее знатных родов (из Рюриковичей, Гедиминовичей). Следующим по роду чином был окольничий. Половину из них составляли князья, остальные члены являлись потомками московских бояр. За окольничими следовал третий чин – думные дворяне, в их составе князей не было. В основном они были из рядовых дворян и добивались признания благодаря личным заслугам, верной и долгой службе государю. Думные дворяне являлись дворянско-«демократическим» элементом Боярской думы, так же как и думные дьяки, представлявшие четвертый думный чин. Обычно это были выходцы из дьяков и подьячих, но ими могли стать и дворяне, и представители низших сословий. Думные дворяне и дьяки были опорой царской власти при решении практических вопросов. Они докладывали в Думе приоритетные вопросы, формулировали ее решения.

    Укрепляя свою власть, великие князья стремились ослабить значение боярской аристократии. Например, из Боярской думы выделилась «Ближняя дума» – более узкая группа верных князю людей, с которыми он решал самые важные задачи. В 1547–1560 гг., т.е. в годы правления Ивана Грозного, действовала «Избранная рада». Именно она осуществила судебную, военную и земскую реформы, тем самым оттеснив на некоторое время Боярскую думу от решения актуальных вопросов законодательства и управления. На рис. 1.2 приведена структура военного управления, демонстрирующая разделение функций военного управления между Боярской думой и «Избранной радой».

    Рис. 1.2. Организационная структура военного управления при Иване Грозном

    Дума «заседала» (собиралась) в столице или вне ее, когда царь ездил по подмосковным имениям или монастырям, и обычно разбирала наиболее важные вопросы, касавшиеся войны и мира, принятия нового закона и введения новых налогов; осуществляла общее руководство приказами; принимала решения по вопросам организации армии; решала земельные вопросы. Ею были утверждены Судебники 1497 и 1550 гг.

    Судебник 1497 г. содержит сведения о превращении приказов из личных поручений в учреждения: «Он предписывал судить боярам и окольничим, а на суде у них быть дьякам» (у каждого судьи имелся секретарь – дьяк соответственно с канцелярией). В этом Судебнике отмечено и отношение приказов к верховной власти: дело, превышавшее компетенцию судьи и требовавшее законодательного решения, докладывалось великому князю как носителю законодательной власти.

    Судебник конкретно обозначил начало возникновения первых приказов, переход от «управления посредством лиц к управлению посредством учреждений».

    После смерти Ивана IV значение Боярской думы еще больше выросло. Наиболее заметную роль она играла во время польской интервенции и крестьянской войны XVII в., т.е. в Смутное время.

    Установив в 1613 г. новую правящую династию Романовых, вотчинники-бояре и помещики-дворяне в правление царей Михаила Федоровича (1613–1645 гг.) и Алексея Михайловича (1645–1676 гг.) предприняли меры по дальнейшему укреплению государственной власти. В XVII в. окончательно установилась самодержавная власть государя всея Руси, но Боярская дума (орган боярской аристократии) по-прежнему оставалась важнейшим элементом государственной системы управления и вместе с царем выполняла функции верховной власти по вопросам законодательства, управления и суда. Царь Алексей Михайлович Романов, несмотря на функционирование «Ближней думы» и «Приказа тайных дел», по всем основным вопросам советовался с Боярской думой (рис. 1.3). Мелкие вопросы Боярская дума решала без участия царя.

    По мере того как Московское княжество превращалось в Великорусское государство усложнялись и управленческие задачи. Потребовалась перестройка главных органов управления, и началась она с дворцовых ведомств. Поначалу эти учреждения представляли собой разовые или временные правительственные поручения. Каждое из них управлялось «боярином введенным», которому князь поручал вести («приказывал») известную часть своего дворцового хозяйства. Эти единоличные поручения главных приказчиков постепенно учащались, поэтому потребовались постоянные присутственные учреждения. С начала XVI в.

    Рис. 1.3. Структура государственного управления при функционировании Боярской думы

    с увеличением числа задач, которые решали в приказах, у бояр появились помощники «для письма» – «подьячие». Они работали в особом помещении – канцелярии, называвшейся «избой» или «двором». Именно она и является прообразом наших современных министерств. Процесс образования «изб», «дворов», – канцелярий продолжался несколько десятилетий, до середины XVI в.

    Появление многих приказов было вызвано усложнением управленческих задач, по некоторые создавались вследствие централизации управления (например, «Разбойный» и «Холопий приказы»). К концу XVI в. приказы представляли собой уже разветвленную структуру московской власти и включали несколько десятков учреждений этого типа.

    Приказ возникал тогда, когда «боярину введенному» требовалась особая канцелярия, управленческие задачи становились разнообразнее и появлялась нужда в письменном делопроизводстве. Так, ведомство удельного дворецкого превращалось в приказ Большого дворца, ведомство боярина-конюшего – в «Конюшенный приказ» и т.д. Но помимо приказов, которые возникали из прежних дворцовых ведомств, появлялись и новые, аналогов которым при дворце великого князя или удельных князей раньше не было. Создание этих приказов определялось потребностями общественной жизни. С одной стороны, возникали задачи, которые не укладывались в прежние рамки дворцового хозяйства; с другой – все сильнее ощущалась потребность сосредоточить в «центре» государственные дела, которые прежде решали областные правители. Например, увеличившиеся масштабы внешних отношений обусловили появление «Посольской избы» (позже – приказа), участившиеся военные действия и увеличившаяся численность служилого класса – «разряда» («Разрядного приказа»). С развитием служилого, поместного и вотчинного землевладений возникла потребность в создании «Поместного приказа» [1] .

    Во главе каждого приказа стоял начальник-судья, назначавшийся из членов Боярской думы: бояр, окольничих, думных дворян, думных дьяков. Одновременно шел процесс бюрократизации феодальной верхушки – думных чинов. Если в 1613 г. думные чины возглавляли лишь треть приказов, то к 1680-м гг. – уже четыре пятых общего их числа. Некоторые думные чины управляли сразу несколькими приказами.

    С созданием приказов появилась необходимость и в соответствующем делопроизводстве, требовавшем канцелярских навыков и опыта. Начальник приказа подчас ими не обладал, поэтому в помощники ему назначались дьяки. Дьякам в приказах подчинялись подьячие – служители из дворян и детей приказных людей.

    Приказы подчинялись только царю (а в его отсутствие – Боярской думе). Все приказы, кроме «Разрядного», по значимости были равны, функционировали от имени и по поручению царя и взаимодействовали между собой. Исключение составлял «Разрядный приказ», который был закреплен за Думой и считался главным. Поэтому он имел право рассылать собственные указы в другие приказы.

    При Иване IV административная деятельность приказов не была отделена от судебной. В штате приказов состояли специальные служащие: дети боярские, надельщики, денщики и другие низшие служащие, в обязанности которых входило привлечение к суду, содержание под стражей, наложение взысканий и назначение наказаний.

    Крупные приказы подразделялись на столы, а столы – на повытья.

    Размещался приказ обычно в избе, которая отапливалась глиняными печами, а двери и слюдяные окна были утеплены сукном или войлоком. Сосновые столы и скамейки составляли интерьер. Документы хранились в лубяных и осиновых коробках. При некоторых приказах была тюрьма для тех, кто ждал суда или отбывал наказание.

    Приказы имели троякое происхождение: одни вышли из дворцовых ведомств; другие образовали для решения новых государственных задач; третьи создавали из-за необходимости сосредоточить важнейшие государственные дела в центре.

    Возникали приказы постепенно, по мере появления соответствующей потребности и усложнения управленческих задач. Распределение дел между ними было недостаточно формализовано. Основанием для увеличения числа приказов являлось главным образом соображение «практического удобства». Историк Ключевский отмечал, что имелись четыре приказа по гражданским судебным делам: Московский, Владимирский, Дмитровский и Рязанский. Однако судебные дела слушались и в других приказах.

    Все приказы делились на две группы:

    – общегосударственные: «Посольский», «Разрядный», «Поместный», «Холопий», «Большого прихода»;

    – территориальные: Казанский дворец, управлявший Казанским, Астраханским и Сибирским [2] ханствами; Новгородский (Нижегородский); Тверской; Владимирский; Галицкий; Костромской; Устюжский [3] .

    Общегосударственными проблемами занимались: «Посольский приказ», руководивший внешними сношениями; «Поместный приказ», регулировавший служилое землевладение; «Разбойный приказ», разрешавший важнейшие уголовные дела по всей стране; приказы «Большой казны» и «Большого прихода», руководившие государственным хозяйством и финансами.

    «Посольский приказ» занимался развитием международных связей, ведал делами иноземной торговли и судил иноземцев за торговые и другие дела. Он же занимался выкупом и обменом пленных. В 1649 г. для этого даже был установлен новый налог, который стал поступать в этот приказ.

    «Разрядный приказ» координировал деятельность служилых людей всего государства. Он составлял их списки с указанием окладов денежного и поместного жалования, назначал на военную и гражданскую службы, раздавал жалование и награды [4] . После присоединения к России южных территорий «Разрядный приказ» превратился в территориальный. Города, построенные в XVII в., полностью находились в его управлении. Он ведал судом и доходами, регулировал деятельность служилых людей всех чинов.

    «Каменный приказ» занимался постройками крепостей, церквей, дворцов и т.п. «Печатный приказ» хранил государевы печати и собирал печатные пошлины. Дворцовые владения во всем государстве управлялись приказом «Большого дворца». Несколько приказов: «Казна», приказ «Большого прихода» и др. – заведовали сбором налогов. «Холопий приказ» вел учет и контроль над сделками с холопами.

    Военными делами руководили сразу несколько приказов: «Разрядный» – ведал обороной страны и поместным войском; «Стрелецкий» – ведал стрельцами; «Пушкарский» – ведал артиллерией; «Рейтарский» – полками нового строя; «Оружейный» – производством холодного и ручного огнестрельного оружия.

    В группе судебных приказов центральное место занимал «Разбойный приказ» (позже был переименован в «Сыскной»), занимавшийся уголовными делами и в целом общественной безопасностью страны. В 1701 г. он был упразднен, а в 1730 г. вновь создан. В подчинении этого приказа были губные старосты, осуществлявшие административно-полицейские функции в уездах.

    Координировал деятельность всех приказов Большой московский разряд. Он сообщал приказам распоряжения великого князя (государя), вносил в Боярскую думу предложения, которые попадали к великому князю (царю), минуя другие приказы.

    С каждым годом число приказов увеличивалось, а их функции все больше переплетались, порой их трудно было разграничить. Это усложняло государственное управление. Время от времени проводились локальные реформы: слияние приказов, корректировка их функций и т.п., но это не устраняло всех возникавших недоразумений.

    По подсчетам Ключевского в XVII в. в стране насчитывалось 15 приказов, одновременно занимавшихся военным управлением, не менее 10 – государственным хозяйством, до 13 – дворцовым. К концу XVII в. общее число приказов составляло 80–90, но постоянно функционировали лишь около 40.

    Итак, приказная система государственного управления сформировалась в основном во второй половине XVI в. Частично утраченное в Смутное время, она восстановила свое могущество уже в первой половине XVII в. [5] Действовали приказы обычно на основе национальных традиций и не регулировались специальными законами. Со временем они накопили опыт и разработали приемлемые приемы (методы) управления государственными делами.

    Расширение числа выполняемых функций потребовало создания разовых учреждений – временных приказов. В отличие от постоянных приказов они учреждались для решения только «разовых» задач.

    Развитие приказной системы сопровождалось увеличением численности чиновников: за 50 лет XVII в. с 1640 по 1690 г. она выросла в 4 раза.

    В начале XVIII в. приказы нередко уже дублировали друг друга по направлениям работы. Их число превышало 50, поэтому возникла потребность в создании новых органов центральной исполнительной власти.

    • [1] Первые приказы появились в первой половине XVI в., но их массовое возникновение произошло в период деятельности «Избранной рады».
    • [2] В 1637 г. для управления сибирскими землями был организован Сибирский приказ, в который поступал ясак – налог мехами или деньгами.
    • [3] Пять последних территориальных приказов иногда называли четвертями.
    • [4] Аналогичные задачи в отношении служилых людей исполняли возникшие позже Пушкарский и Стрелецкий приказы.
    • [5] Сложное финансовое положение страны в первые годы после Смуты потребовало активной деятельности приказов, выполнявших финансовые функции и отвечавших за сбор налогов. Поэтому в 1621 г. прежде всего был образован приказ «Большой казны», в 1655 г. – учрежден приказ «Счетных дел».

    Еще по теме:

    • Повторение законов сохранения Урок физики по теме "Законы сохранения в механике". 10-й класс Презентация к уроку Загрузить презентацию (100,6 кБ) Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас […]
    • Юрисдикция международного суда оон Юрисдикция международного суда оон Информация Компетенция Международного Суда Компетенция Международного Суда определена в главе II (статьи 34-38), а также в главе IV (статьи 65-68) Статута Суда. Эти главы Статута устанавливат границы компетенции Международного Суда. Во-первых, […]
    • Закон о работе водителей Особенности учета рабочего времени водителей автомобилей Профессия водителя связана с управлением автотранспортными средствами и, следовательно, безопасностью дорожного движения. Как известно, транспорт является средством повышенной опасности, и водители, управляя транспортным средством, […]
    • Приказ минприроды 536 ГК Рустехэксперт При оказании услуг мы гарантируем соблюдение профессиональных и этических норм принятых в профессиональном сообществе. Анализ приказов Минприроды №536 и №541 Одна из актуальных проблем в области обращения с отходами - паспортизация отходов. Зачастую в этой сфере […]
    • Доход предпринимателя на едином налоге Включаются ли в доход ФЛП ЕН проценты, полученные от банка за пользование средствами на счете (депозитном, текущем)? У налоговиков спросили: включаются ли в доход ФЛП ЕН проценты, полученные от банка за пользование средствами на счете (депозитном, текущем)? В ответе специалисты ГФСУ […]
    • Штраф прислали на работу Пришел исполнительный лист: что делать дальше? Исполнительными документами, на основании которых работодатель обязан производить удержания из заработной платы сотрудников, по закону являются: исполнительные листы, выданные на основании судебных актов; судебные приказы; нотариально […]
    • О доплате к пенсии выборным должностным лицам Глава IV. Социальные гарантии для выборного должностного лица местного самоуправления Статья 16. Гарантии трудовых прав выборного должностного лица местного самоуправления 1. Срок полномочий выборного должностного лица местного самоуправления, работающего на постоянной основе, […]
    • Можно ли подать на алименты если ребенку 18 лет Алименты после 18 лет в России Многим матерям приходится растить детей от неудачных браков в одиночку. Даже алименты, поступающие от бывшего мужа, не всегда удовлетворяют потребности детей. А когда ребенку исполнится 18 лет, они и вовсе прекращаются. Закон о выплате алиментов после 18 […]