Закон о налоговых консультантах

Законопроект о налоговом консультировании поддержан ОП РФ в ходе «нулевого чтения»

Общественная палата РФ поддержала проект федерального закона № 529626-6 «О налоговом консультировании» в ходе прошедших вчера «нулевых чтений». Однако участники слушаний сошлись на том, что для успешного внедрения нового института, в документ необходимо внести ряд изменений. В частности касательно усиления социальной ориентированности законопроекта, усовершенствования порядка аттестации консультантов и стимулирования граждан и организаций к пользованию их услугами.

Напомним, что законопроект предусматривает появление в России налоговых консультантов, которые по итогам квалификационных экзаменов будут обязаны войти в специальную саморегулируемую организацию. В качестве главного достоинства законопроекта позиционируется норма об имущественной ответственности налоговых консультантов за некачественно оказанные услуги.

«В бизнесе по налоговому консультированию сегодня может участвовать каждый гражданин, даже не имея высшего образования или имея высшее химическое, педагогическое, историческое образование. Достаточно курсы пройти. Конечно, очень важно, чтобы бизнесмен или гражданин, обращаясь к налоговому консультанту, был уверен, что получит квалифицированную консультацию. Это невозможно сделать, если не будет имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таких консультантов», – заявил первый заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб, открывая «нулевые чтения».

Артем Кирьянов, член Общественной палаты РФ, председатель исполкома Российского союза налогоплательщиков:

«Одним из главных элементов сегодняшнего законопроекта является социальная сторона. Мы с вами сегодня обсуждаем социально ориентированный законопроект, который позволит гражданам воспользоваться ответственными и квалифицированными услугами налоговых консультантов при взаимоотношениях с государством. Существующий рынок налоговых консультантов ориентирован на юридические лица в основной своей массе. Но с учетом все более сложных задач, которые стоят в налоговой сфере, гражданам необходима помощь. Эта помощь для социально уязвимых слоев должна быть бесплатной, за счет определенных механизмов социальной поддержки со стороны государства».

По мнению старшего инспектора СК РФ Георгия Смирнова, параллельно с принятием законопроекта о налоговом консультировании стоит также ввести институт налогового рескрипта, когда налоговый консультант утверждает в налоговом органе схему оптимизации налогообложения. В дальнейшем сам налогоплательщик, применяющий эту схему, по рекомендации налогового консультанта полностью освобождается от ответственности.

Говоря о недостатках законопроекта, представитель СК РФ указал на тот факт, что согласно документу квалификационный экзамен для налоговых консультантов проводится образовательными организациями высшего образования. По его мнению, здесь имеет место корупционогенный фактор, так как существует много недобросовестных образовательных учреждений.

«Наверное целесообразно, чтобы квалификационный эксзамен проводился комиссией при федеральном органе, которая включает в себя представителей образовательных учреждений», – предложил он.

По мнению директора Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова Кирилла Никитина, в законопроекте необходимо предусмотреть позитивные стимулы для использования налоговых консультантов. Такими позитивными стимулами могут стать более поздняя подача деклараций и более поздняя уплата налогов для тех, кто пользуется услугами налоговых консультантов, приоритетное рассмотрение обращений, подготовленных налоговым консультантом, прописанный статус налогового консультанта в НК РФ, представление интересов налогоплательщика консультантом на основании ордера.

«Люди должны хотеть использовать налоговых консультантов, не потому, что их заставили, не потому, что так теперь положено по закону, а потому что использование налоговых консультантов является важным с точки зрения качества», – пояснил он.

Наряду с этим, перечень профессий, стаж работы по которым достаточен для допуска к квалификационным экзаменам налоговых консультантов, по его мнению, является слишком широким.

«Я не считаю, что мировые судьи, лица, замещающие государственные должности, с высшим экономическим или высшим юридическим образованием имеют какое-то представление о налоговом законодательстве или налоговой практике – вы можете сделать собственные выводы, пообщавшись с такими людьми на элементарные налоговые темы», – заметил Кирилл Никитин.

Кроме того, по его словам, выбор саморегулируемых организаций, как инструмента, обеспечивающего ответственность налоговых консультантов, является достаточно спорным.

Кирилл Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC:

«В целом ряде эффективных экономик вопросы ответственности налогового консультанта, вопросы добросовестности, которые подстегиваются этой ответственностью, решены не с помощью СРО, фондов, солидарных или субсидиарных механизмов. Они решены за счет неограниченной имущественной ответственности конкретного налогового консультанта. Без каких либо попыток переложить эти деньги на добросовестных коллег. А в дальнейшем рынок страхования сам по себе решит все необходимые вопросы. И тогда уже для тех консультаций, для которых в силу небольшого размера или неопытности рынки станут недоступны, речь пойдет о добровольном и стимулируемом с помощью законодательства объединении, коллективном страховании».

Также он отметил, что статус организации как налоговой консультации может стать причинной злоупотреблений при размещении государственных заказов. В связи с этим, по его мнению, необходимо установить запрет на включение подобных требований в конкурсную документацию.

Заместитель руководителя центра экспертизы и аналитики проблем предпринимательства «Опоры России» Олеся Сапа, отметила, что необходимо урегулировать вопрос, связанный с толкованием налогового законодательства Минфином России. По ее мнению, фактически подобное толкование является налоговой консультацией, так как соответствующие правовые позиции и рекомендации граждане и организации применяют на практике.

«Минфин России обладает правом толкования налогового законодательства, а это, по сути, услуги налогового консультирования. Однако они исключаются из этого законопроекта, в том числе и в плане ответственности. Мы видим, как иногда у нас даются толкования по тем или иным нормам. При этом госслужба засчитывается в стаж работы по специальности, необходимый для допуска к экзамену по налоговому консультированию. Наверное, это не очень объективно и государственные служащие, которые дают в Минфине России консультации по поводу применения норм налогового законодательства, а также как те, кто работают в налоговых органах, особенно территориальных, должны также нести ответственность за такие консультации», – пояснила она.

В ходе «нулевых чтении» неожиданно дискуссионным оказался вопрос о том, на кого в первую очередь ориентирован данный законопроект. По мнению СК РФ, целевая аудитория законопроекта – это индивидуальные предприниматели и организации. В ОП РФ считают, что закон в первую очередь должен помочь гражданам.

Георгий Смирнов, старший инспектор СК РФ:

«Институт налогового консультирования нельзя анализировать в отрыве от специфики действующего российского законодательства о налогах и сборах. С учетом такой специфики, наверное, этот законопроект будет ориентирован на индивидуальных предпринимателей и консультирование представителей организаций. Специфика российского законодательства о налогах и сборах заключается в том, что по большей части налогов базу рассчитывает не само физическое лицо, а, например, агент или налоговый орган. Для физического лица в России налоговое консультирование в меньшей степени актуально, в отличие от ряда стран, где само физическое лицо исчисляет базу по НДФЛ (в США, странах Европы). Но от этого закон не становится менее актуальным. В настоящее время существует потребность в развитии общественного сознания, правосознания, налогового правосознания населения, формировании понимания того, что налоговая обязанность – это конституционная обязанность».

Кирилл Никитин, директор Центра налоговой политики Экономического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, партнер PwC:

«Наша налоговая система развивается таким же образом, как и все налоговые системы – путем постепенного увеличения обязанностей и доли в доходах консолидированного бюджета налогов граждан (в Москве на первое место в 2013 году вышел НДФЛ, а не налог на прибыль, впервые в России). Мы знаем, что у физических лиц появилась в рамках налога на имущество обязанность информировать налоговиков о наличии у них объектов налогообложения. С этой точки зрения, я не согласен, что законопроект о налоговом консультировании должен фокусироваться на ИП и организациях. Цель должна заключаться в том, чтобы предоставить возможность пользоваться качественными услугами налоговых консультантов, прежде всего, гражданам.

При этом, по мнению руководителя рабочей группы по дорожной карте «Совершенствование налогового администрирования «Агентства стратегических инициатив Бориса Нуралиева, потребность в налоговом консультировании, при котором консультант будет нести имущественную ответственность за принятые решения, есть и у бизнеса, причем даже крупного.

«Еще относительно недавно налоговые декларации подписывал директор и главный бухгалтер. Теперь подписывает один руководитель предприятия, лично несет ответственность. А контроль ставится все жестче. На что руководитель предприятия может сослаться? Кто подтвердит, что он все сделал правильно? В этой ситуации полезно, если будет аттестованный налоговый консультант, которого знает ФНС России, который проходил обучение и будет нести ответственность», – обрисовал ситацию Борис Нуралиев.

Как отметил заместитель руководителя ФНС России Дмитрий Григоренко, законопроект будет актуален как для граждан, так и для малого бизнеса. По его мнению, основные проблемы связаны именно с незнанием налогового законодательства и соответствующих процедур (по незнанию налоговые правонарушения совершают 99% налогоплательщиков). Именно поэтому существует потребность в консультантах, которые за невысокую плату смогут оказывать необходимые консультации.

«Субъекты малого бизнеса треть деклараций представляют нам с ошибками. Наши действия – мы отправляем их обратно, просим поправить. У нас представлено свыше миллиона уточненных деклараций субъектами малого предпринимательства и гражданами за 2013 год. Это просто работа, но ее можно перевести на предупреждение, чтобы на входе в налоговый орган эта информация была правильной. Мы на сумму в 11 млрд руб. отказали в вычетах физическим лицам за 2013 год. Сама процедура заявления вычетов очень простая. Есть где-то ошибки и неточности, но основная проблема – не та бумажка, не в то время», – пояснил он.

Дмитрий Григоренко, заместитель руководителя ФНС России:

«Зачем нам нужен институт налогового консультирования? Первое – должен появиться интуитивно понятный рынок консультационных услуг, чтобы граждане имели возможности в случае необходимости обратиться за помощью. Второе – снижение коммерческих рисков из-за неспособности просчитать налоговые последствия своих действий. Третье – уменьшение количества ошибок со стороны граждан и малого бизнеса при оформлении налоговой отчетности, налоговых деклараций. Четвертое – стимулирование деловой активности в рамках гарантированной защиты имущественных интересов. Пятое – появление гарантий определенного уровня качества налоговых консультантов».

При этом в ходе «нулевого чтения» отмечалось, что законопроектом ставится задача не адаптирования действующих организаций, занимающихся налоговым консультированием под новые стандарты, а создания системы с нуля.

«Мы этим законопроектом не пытаемся институциализировать ранее существующие отдельные ассоциации, статусы, организации. Мы пытаемся создать новую профессию, новую квалификацию. Все те, кто профессионально будет готов к этой деятельности, в соответствующем порядке смогут приобрести этот статус. Независимо от того, назывались ли они ранее налоговыми консультантами, входили они в те или иные организации, являлись ли они адвокатами, юристами, госслужащими, муниципальными служащими, мировыми судьями или нет», – заметил Кирилл Никитин.

В Госдуму внесен проект закона о налоговом консультировании

Законопроект определяет правовые основы регулирования деятельности по налоговому консультированию. Согласно проекту налоговое консультирование будет включать в себя, в частности, консультирование по вопросам применения налогового законодательства, стратегическому налоговому планированию, составлению и представлению налоговой отчетности и т. д.

Проект определяет права и обязанности налогового консультанта и налоговой консультации, консультируемых лиц, а также закрепляет гарантии независимости налогового консультанта. В частности, проект запрещает истребовать и изымать у налогового консультанта какие-либо документы или сведения, переданные клиентом, за исключением случаев, предусмотренных УПК РФ.

Вводится тайна налогового консультирования, которую по общему правилу будут составлять любые сведения о консультируемом лице, полученные налоговым консультантом или налоговой консультацией.

Для получения статуса налогового консультанта физическому лицу потребуется сдать квалификационный экзамен и вступить в саморегулируемую организацию (СРО) налоговых консультантов. Статус налоговой консультации сможет получить коммерческая организация, созданная для ведения деятельности по налоговому консультированию, являющаяся членом СРО налоговых консультантов, а также имеющая не менее 3 работников, которые являются налоговыми консультантами.

Информация о налоговых консультантах и налоговых консультациях (далее — налоговые консультанты) будет включаться в специальный реестр, который будет вестись уполномоченным федеральным органом. Реестр должен быть опубликован на официальном сайте данного органа.

Налоговое консультирование будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами деятельности в области налогового консультирования, а также Кодексом профессиональной этики налоговых консультантов, утвержденными уполномоченным федеральным органом. Для представления интересов общества при данном органе будет создан Совет по деятельности в области налогового консультирования.

Согласно проекту налоговые консультанты будут нести ответственность за качество своих услуг в размере сумм санкций и пени, вмененных консультируемому лицу вступившим в законную силу решением о привлечении (отказе в привлечении) консультируемого лица к ответственности за нарушение законодательства, если совершение данного нарушения консультируемым лицом было следствием услуг налоговых консультантов.

По мнению депутата, внесшего законопроект, его принятие повысит общий уровень правовой и экономической грамотности, а также качественно улучшит взаимодействие между налогоплательщиками и налоговыми органами.

Палата налоговых консультантов разработала законопроект «О налоговом консультировании»

Палата налоговых консультантов вынесла на обсуждение законопроект о налоговом консультировании. Зачем нужен этот закон? Чем работа налогового консультанта отличается от работы аудиторов и налоговых адвокатов? Об этом рассказал «Российской газете» Дмитрий Черник — президент Палаты налоговых консультантов, которая уже несколько месяцев раюотает над законопроектом.

Основные принципы законопроекта о налоговом консультировании следующие. Во-первых, он устанавливает, что такое налоговое консультирование и кто может быть налоговым консультантом. Во-вторых, перечисляются вопросы ответственности налогового консультанта, а также этические нормы, которые нами уже разработаны. В-третьих, фиксируется статус общественной организации, которая как профессиональный регулятор рынка станет методическим и методологическим органом в сфере налогового консультирования.

Налоговый консультант — это человек, который связывает интересы налогоплательщика и интересы государства. Давая рекомендации налогоплательщику, он помогает планировать, оптимизировать и в какой-то степени минимизировать налоги. Но при этом он не должен нарушать законы. Поэтому эти люди должны быть уполномочены государством на проведение такой работы.

Государство формирует определенные требования к налоговому консультанту. Они могут касаться образования, опыта работы, обязательности и уровня сложности квалификационных экзаменов по утвержденным программам. Отвечая определенному набору требований, он получает квалификационный аттестат, подтверждающий право заниматься предпринимательской деятельностью в сфере налогового консультирования. По аналогии с мировым опытом регулирования рынка налогового консультирования сегодня эту деятельность обеспечивает общественная организация — Палата налоговых консультантов.

Налоговое консультирование сегодня регламентируется Гражданским кодексом, определяющим, что любая консультационная услуга возмездна. А также налоговым законодательством. По сути дела, закон нужен для того, чтобы защитить налогоплательщика от недостаточно квалифицированного, недобросовестного налогового консультанта.

Налоговое консультирование — это абсолютно самостоятельный вид деятельности, близкий, но не совпадающий по предмету, по способам реализации ни с аудитом, ни с юридическим консультированием. Задача аудитора — оценить уже существующее финансовое состояние организации, ее отчетность, бухгалтерский учет. А налоговый консультант должен смотреть вперед.

Что касается юристов, то здесь отличие заключается в том, что налоговому консультанту, кроме права, необходимо знать экономику, бухучет, особенности исчисления отдельных налогов и так далее. Работа налогового консультанта шире, чем у юриста или адвоката, и несколько иная, чем у аудитора.

О налоговых консультантах

Как известно, НК – один из самых запутанных кодексов. Он написан сложным языком, и изменения в него вносятся более чем часто. Поэтому без налоговых консультантов порой не обойтись. Но закона о таких специалистах пока нет, закрепить статус налоговых консультантов должен ФЗ, проект которого был внесен весной прошлого года в Госдуму.

В декабре Общественная палата в ходе так называемых «нулевых чтений» поддержала проект закона «О налоговом консультировании». Однако участники мероприятия решили, что документ нуждается в доработке. Напомню, согласно законопроекту, в стране должны появиться консультанты, которые будут нести имущественную ответственность за некачественно оказанные услуги. «В бизнесе по налоговому консультированию сегодня может участвовать каждый гражданин, даже не имея высшего образования», – отметил в ходе слушаний первый заместитель Секретаря Общественной палаты Владислав Гриб. Он заявил, что очень важно, чтобы бизнесмен или гражданин, обращаясь к налоговому консультанту, был уверен, что получит квалифицированную помощь. По его мнению, это невозможно сделать, если не будет имущественной ответственности членов саморегулируемой организации таких консультантов.

Непростая судьба

Законопроект был внесен в Госдуму еще в мае прошлого года. Однако в конце июня депутаты решили перенести его рассмотрение на неопределенный срок. «Движение» по законопроекту произошло лишь в декабре, когда Общественная палата провела уже упомянутые выше «нулевые» чтения. Напомню, что возможность появления подобного закона обсуждается в профессиональных кругах уже более 10 лет. Еще в 2004 году в Госдуму был внесен подобный документ, который так и не был принят.

Законопроект предусматривает имущественную ответственность консультанта в размере сумм санкций и пени, вмененных лицу, получившему услугу. Однако не понятно, как будет реализовано это положение на практике.

Если чиновники законопроект все же утвердят, в стране появятся налоговые консультанты. Как сказано в пояснительной записке к документу, в настоящее время пользователями таких услуг являются, в основном, крупные и средние организации. Физические лица в массе своей вообще не осведомлены о существовании налогового консультирования как такового. Закон призван устранить, в том числе, и этот пробел.

Итак, как же новая норма определяет фискальное консультирование? Согласно документу это – «деятельность, осуществляемая налоговыми консультантами или налоговыми консультациями по оказанию консультационных услуг в сфере отношений, регулируемых законодательством». Она будет в себя включать, в частности: оказание помощи по вопросам применения НПА о налогах и сборах, иного законодательства, регулирующего правоотношения, участником которых являются, в том числе, фискалы; стратегическое налоговое планирование для граждан и компаний, оценку налоговых рисков, а также подготовку рекомендаций по ведению учета, объектов налогообложения, порядку применения льгот, вычетов; составление и представление отчетности; подготовку документов в ФНС; представление интересов консультируемых лиц в Службе, органах государственной власти и местного самоуправления; информирование об изменениях в законодательстве.

Главные моменты

В законе закреплены права и обязанности налогового консультанта, а также лиц, которым они оказывают услугу. Специалисты будут обязаны хранить в тайне любую информацию о клиенте, которая стала им известна.

Для того чтобы получить статус консультанта, претенденту нужно будет сдать квалификационный экзамен и вступить в соответствующую саморегулируемую организацию. А такой сможет стать не любая компания, а лишь та, которая создана для ведения деятельности по налоговому консультированию, является членом СРО налоговых консультантов, а также имеет не менее 3 консультантов в штате. По крайней мере, такие требования предъявляет к претендентам законопроект. Конечно, в ходе обсуждения документа и его принятия, в него еще могут быть внесены изменения.

Не понятно, как будет происходить сама консультация. Возможно, специалистам придется писать заключения по аналогии с аудиторскими и потом проверять, правильно ли заказчик выполнил все указания.

Но это еще не все. Законопроект предусматривает имущественную ответственность консультанта в размере сумм санкций и пени, вмененных лицу, получившему услугу. Однако непонятно, как будет реализовано это положение на практике. Ведь консультант никогда не настаивает на применении, он лишь раскрывает клиенту несколько вариантов, описывая достоинства и риски каждого. То есть, получается, что реально применить эту ответственность можно будет тогда, когда консультант, например, неправильно заполнил за клиента декларацию или другой документ.

Разработчики законопроекта считают, что его принятие повысит общий уровень правовой и экономической грамотности, а также качественно улучшит взаимодействие между плательщиками налогов и ФНС. Но тут опять же, пока не понятно, о каком взаимодействии идет речь.

А консультанты кто?

В настоящее время в договорах на оказание услуг редко фигурирует словосочетание «налоговый консультант» в качестве одной их сторон. Чаще заключается простой договор оказания услуг. Хотя в настоящее время статус именно налогового консультанта получить можно. Для этого достаточно пройти курсы при Палате налоговых консультантов. Такой статус позволяет специалисту выделиться на рынке, удачливее и быстрее устроиться на работу.

Однако о самих консультантах сегодня не упоминает ни один закон. То есть, пока такой статус – это своего рода «бонус», подтверждение квалификации и знаний специалиста, но не больше. Когда закон все же примут (если примут), именовать себя налоговыми консультантами смогут только лица, сдавшие экзамен и вступившие в СРО. Есть опасение, что такие требования вытеснят аудиторов из налоговой сферы. Или последним придется сдавать еще один экзамен, вступать еще в одну саморегулируемую организацию.

Кроме прочего, не понятно, как будет происходить сама консультация. Возможно, специалистам придется писать заключения по аналогии с аудиторскими и потом проверять, правильно ли заказчик выполнил все указания. Иначе как доказать, что консультант советовал клиенту сделать определенный шаг, который привел к санкциям против него? Пока вопросов больше, чем ответов. Поэтому вынуждена согласиться с депутатами: законопроект «сырой» и его нужно доработать. Следует продумать его положения не в отрыве от действительности, а применительно к ней. Остается только надеяться, что в этом году чиновники документ доработают и Госдума закон примет.

Марина Скудутис, для журнала «Расчет»

Помогайте вашему бизнесу развиваться

Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>

Если у Вас есть вопрос — задайте его здесь >>

Читайте также по теме:

Практическая энциклопедия бухгалтера

Все изменения 2018 года уже внесены в бератор экспертами. В ответе на любой вопрос у вас есть всё необходимое: точный алгоритм действий, актуальные примеры из реальной бухгалтерской практики, проводки и образцы заполнения документов.

Проект Федерального закона «О налоговом консультировании»

версия для печати

Комментарии:

1. На мой взгляд, квалификационный экзамен, аналогичный экзамену кадастровых инженеров, проводимый УФНС, например, был бы уместнее. Обучение и экзамен в вузе — бессмысленная трата денег, времени, и полное отсутствие гарантий результата, ибо не сдать в универе невозможно, тем более за собственный счет. Экзамен КИ дает гораздо более серьезный фильтр.

2. Непонятно разграничение консультанта и консультации. Зачем мне оплачивать обучение троих консультантов, если можно от одного давать заключение, устроив его в организацию? И ответственность в любом случае несет консультант, а не его работодатель. Впрочем, я не уверена, что это дефект, т.к. установленные в законе об оценочной деятельности ограничения перестали работать лет пять назад.

3. необходимы самостоятельные способы защиты своих прав налоговым консультантом. Потому что сейчас возможна следующая ситуация: консультант проконсультировал, ФНС не с той ноги встала, сказала, что все неправильно, на основании, скажем требования, предъявила санкции ко взысканию. Консультант выплатил, а ФНС не права. Консультант в этом случае остается беззащитным, т.к. формальных оснований отказать в его требованиях к ФНС более чем достаточно. Либо взыскание санкций только на основании решения суда.

4. У нас в разных районных налоговых две разные религии. Я работала с тремя регионами — вообще разброд и шатание. У меня не раз возникал вопрос, как бы их к общему знаменателю привести, и консультация «в среднем, как должно» может иногда дать неожиданный результат в одной-двух налоговых из выборки. Некий механизм взаимодействия и взаимного контроля должен быть разработан, возможно, не этим законом, но определенные полномочия для СРО и Совета необходимо предусмотреть.

Редакция от 2013 г. вызывает у меня серьезную озабоченность. Я во многом повторю уже озвученные мысли, но мне это кажется необходимым.
Во-первых, авторы плохо владеют русским языком. Разве может носитель русского языка сказать: «деятельность налогового консультирования»? Налоговое консультирование – это сфера деятельности, оно не владеет никакой деятельностью. Родительный падеж! Можно найти и другие ошибки подобного рода.
Во-вторых, определения разбросаны по всему закону. Определение налогового консультирования дано в статье 1, а налоговых консультантов – в статье 5. В статье 1 дается многословная отсылка к статье 5. Определение понятию «налоговый риск» в законе отсутствует.
В-третьих, сами определения несколько странные. Если следовать им буквально, то консультант по налогам и сборам – это физическое лицо, а налоговый консультант – это юридическое лицо. Что такое «частный практик» и как можно работать «в составе» организации мне не понятно.
В-четвертых, я не согласен с одним из утверждений в концепции Палаты. Надо отдавать себе отчет в том, что у нас есть прямой конфликт с представителями «смежной» профессии, а именно с аудиторами. Они могут заниматься налоговым консультированием и очень активно этим занимаются. Реальность такова, что эти два вида деятельности сейчас идут рука об руку. При этом аудиторы не сдают экзамен по дисциплине «методика налогового консультирования» и часто (не всегда) не обладают достаточным опытом в области консультирования, так как основная работа у них в другом заключается. Если к аудиторским организациям не будут предъявляться дополнительные требования в связи с налоговым консультированием, то принятие закона не имеет никакого смысла!
В-пятых, возмездная основа налогового консультирования вызывает вопросы. Почему я не могу создать некоммерческую организацию, которая будет бесплатно консультировать малоимущих граждан.
В-шестых, количество принципов сократилось с восьми до двух. Налоговая служба не считает необходимым придерживаться принципа добросовестности и конфиденциальности. Что такое «добровольность налогового консультирования»? Никто не обязан консультироваться? Кстати, все эти принципы нужно вынести либо в кодекс этики, либо в отдельный стандарт.
В-седьмых, раз уж речь пошла о стандартах. В законе не указано, кто их разрабатывает и принимает. Боже, упаси нас от стандартов Налоговой службы! С разработкой стандартов профессиональное сообщество может справиться и самостоятельно, а вмешательство Налоговой службы, мягко говоря, будет неуместным. Командно-административная система не должна воскреснуть.
В-восьмых, давайте разберемся: страховать ответственность – это право или обязанность? Сейчас право. Зачем закреплять в законе такие очевидности?
При обсуждении восьмой статьи хорошо бы снизить количество часов на повышение квалификации. Многовато!
Вывод: проще переписать закон с нуля, чем править существующую редакцию.

P.S.: стратегия, о которой пишет Александр Николаевич, не обладает одним очень важным качеством: практичностью. Стратегия должна включать в себя план действий на обозримую перспективу «крупными мазками», а не теоретическую разработку вопроса.

Комментарий к «Стратегия развития налогового консультирования
в Российской Федерации»
Согласен с Александром Николаевичем. В свою очередь у меня
К пункту 1.1. Общие положения. В анализе действующего рынка услуг по налоговому консультирования не хватает системности. Почему-то аудиторы выделены в самостоятельную категорию налоговых консультантов. Может быть потому, что именно аудиторы объединены в саморегулируемые организации, в отличии от других налоговых консультантов — физических лиц, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, на практике занимающихся налоговым консультированием.
Так же хотелось бы обратить внимание на то, что сообщество налоговых консультантов не является хаотично-разобщенными. А после прочтения этой части Стратегии формирует прямо-таки пессимистический взгляд на рынок налогового консультирования в России. Между тем , более 10 лет как начали работать объединения налоговых консультантов. И самой первой структурой , взявшейся за объединение налоговых консультантов в профессиональное сообщество, является Палата налоговых консультантов http://www.palata-nk.ru/ г.Москва . Более того, ПНК совестно с ведущими ВУЗами России , практически «с нуля», создала систему обучения и переподготовки налоговых консультантов. В Палате создаются корпоративные стандарты деятельности налоговых консультантов. Палата является членом Европейской конфедерации налоговых консультантов. Кроме ПНК , в настоящее время в России существует ряд профессиональных сообществ, объединяющих специалистов данной квалификации в своих рядах. Наиболее значимыми для налоговых консультантов на сегодняшний день являются: МОО «Международная федерация консультантов» (г. Санкт-Петербург); НП «Палата налоговых консультантов Северо-Западного региона»; МОО «Палата налоговых консультантов Южного региона» (г. Ростов-на-Дону). Существуют также объединения подобного типа в Москве, Перми и т.д. www.palata-yug.irnd.ru
В Стратегии просто необходимо использовать и проанализировать опыт действующих профессиональных объединений консультантов, начиная уже с самого их создания. Кстати, все они созданы в организационно-правовой форме некоммерческих организаций. Наработаны бесценные методики и практический опыт в проведении аккредитации образовательных организаций, осуществляющих профессиональную переподготовку и повышение квалификации налоговых консультантов; в проведении аттестации прошедших обучение претендентов; разрабатываются и совершенствуются программы обучения и методические рекомендации по программам, и т.п.
Существенным недостатком Стратегии является не учет этого богатого опыта, попытка представить ситуацию и начать развивать рынок налогового консультирования «с чистого листа»
К пункту 2.2. Основные принципы Стратегии. В стратегии перечисляются и расшифровываются «Основные принципы Стратегии развития налогового консультирования: преемственность, системность, целостность, последовательность, социальная и государственная направленность.» Может быть более логически верным было бы говорить о принципах деятельности по налоговому консультированию, а не о принципах Стратегии, как некоего документа. Но суть не в этом.
К сожалению , впервые читаю о принципе государственной направленности, но положим , имеет место таковой быть. Тем более, что его содержание автором Стратегии раскрывается. Про такую характеристику принципа , как «устойчивое налоговое пространство» ничего не могу сказать, не специалист по таким теоретическим вопросам. Но из других характеристик : «придание системе налогового консультирования законодательного уровня, четко очерчивающего права и обязанности налоговых консультантов, их ответственность, а также права, обязанности и ответственность СРО налоговых консультантов; круг учреждений, занимающихся вопросами подготовки профессиональных налоговых консультантов и научной разработкой образовательных программ обучения и переподготовки; определение роли и места государственного контроля за деятельностью по налоговому консультированию (прозрачность, проверяемость, ответственность)» усматривается достаточно жесткое регламентирование деятельности по налоговому консультированию. А с учетом тех организационных структур, которые предполагается создать согласно законопроекту «О налоговом консультировании» , когда уполномоченным органом будет являться ФНС РФ, при котором предлагается создание Совета по деятельности в области налогового консультирования; разработка и утверждение порядка создания и работы Объединенной квалификационной комиссии и т.п., явно прослеживается желание авторов Стратегии подчинить деятельность налоговых консультантов непосредственно ФНС.
Но послужит ли подчинение налоговых консультантов ФНС общему благу – достижению разумного компромисса между налогоплательщиками и налоговыми органами? Либо напротив , усилит только позиции налоговой службы, в ущерб законным интересам налогоплательщиков. Ведь по существу налоговые консультанты могут стать «левой рукой» налогового ведомства, наряду с его «правой рукой» — территориальными органами ФНС на местах.
Потому предложил бы не торопиться с включением принципа государственной направленности в Стратегию. Нужно пообсуждать и само понятие принципа, и его детализацию через набор определений.
К пункту 4. Предлагается традиционный набор мероприятий, но сугубо первоначальный, международного взаимодействия и сотрудничества. Практика действующих объединений налоговых консультантов ушла далеко вперед. Палата налоговых консультантов не просто автономно взаимодействует с международными объединениями налоговых консультантов, а является их авторитетным участником.

Картошкин Алексанлр.
Налоговый консультант,
Руководитель юридического департамента АК «Атомик-Аудит»

Еще по теме:

  • Бланк заявления на паспорт в 14 лет 2018 Заявление на получение паспорта РФ впервые в 14 лет Когда ребенку исполняется четырнадцать лет, его главным документом становится паспорт вместо свидетельства о рождении. Каждому подростку, который достиг 14 лет, является гражданином России и проживает на территории РФ, необходимо […]
  • Налог с продажи квартиры льготы для пенсионеров Налог с продажи квартиры для пенсионеров в 2018 году — новый закон Многие люди пенсионного возраста, которые не имеют постоянного места работы и решают продать какой-то из принадлежащих им на праве собственности недвижимый объект, задаются вопросом: как начисляется налог с продажи […]
  • Характер наследования наследственной изменчивости Побиологии.рф Наследственность и изменчивость — фундаментальные свойства живых организмов Представления о том, что для живых существ характерны наследственность и изменчивость, сложились еще в древности. Было замечено, что при размножении организмов из поколения в поколение […]
  • Виды трудовых исков Трудовой спор Трудовое право Предмет трудового права Функции трудового права Субъекты трудового права Принципы трудового права Источники трудового права Понятие трудовых споров При исполнении трудовых обязанностей работник имеет право защищать свои трудовые права, […]
  • Могу ли подать на алименты находясь в браке Вопрос, волнующий многих женщин: можно ли подать на алименты, находясь в браке? Содержание: Кроме того, что с каждым годом количество расторгнутых браков, к сожалению, неумолимо растет, на самом деле в сфере семейных отношений существуют и более трудные проблемы. Некоторые пары по […]
  • Полномочия субъектов рф в сфере финансовой деятельности по конституции 13.2. Полномочия органов власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления по формированию бюджетов В соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и призваны самостоятельно (т. е. […]
  • Исковое заявление о признании лица утратившим право на жилое помещение Исковое заявление о признании утратившим право пользования жилым помещением. Адвокат по жилищным вопросам. Юридическая консультация адвоката по жилищным вопросам. Возможность признать члена семьи нанимателя или самого нанимателя утратившим право пользования жилым помещением предусмотрена […]
  • Как оформить авансовый отчет пример Авансовый отчёт — что это такое? Стабильная работа любой организации зависит от её автономности. Практически любой работник организации должен быть знаком с понятием авансовых денежных средств, выдаваемых под отчет. Аванс выдаётся сотрудникам для разных целей, но в основном цель выдачи […]