Правило о предложении для детей

Урок русского языка во 2-м классе по теме «Предложение»

Цели:

  • создать условия для усвоения знаний о предложении как единице речи; используя для этого проблемные ситуации, творческие задания;
  • способствовать развитию у школьников самостоятельности и умения преодолевать трудности в учении;
  • содействовать сохранению здоровья через создание комфортных условий на уроке.
  • Оборудование: учебник Полякова, А.В. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. Часть 1 /А.В. Полякова. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2007, компьютер, интерактивная доска, таблицы, карточки, презентация “Физкультминутка для глаз”.

    1. Организационный момент.

    Прозвенел звонок.
    Начинается урок.

    Встали прямо, успокоились, настроились на работу.

    2. Вступительная беседа – актуализация знаний.

    Ребята, вот и закончилось лето, наступила осень. Начался учебный год, вы уже второклассники.

    Расскажите, как вы провели лето. Поделитесь самыми яркими впечатлениями.

    (Дети рассказывают о своём отдыхе)

    Ребята, кто из вас отдыхал у бабушки в деревне? Расскажите.

    А кто ездил на море?

    Мы с вами сейчас разговаривали. Что же это такое?

    Что вы знаете про речь?

    Дети. Речь бывает устная и письменная. Она состоит из предложений.

    3. Работа над новой темой.

    1) Введение в тему.

    Что такое предложение?

    Давайте вспомним, что мы знаем о предложении.

    (Фиксировать на интерактивной доске)

    Дети. Предложение состоит из слов, оно выражает законченную мысль, первое слово в предложении пишется с большой буквы…)

    Какая же тема нашего урока?

    Дети. Вспомнить всё, что мы знаем о предложении, узнать что-то новое.

    А поможет нам в этом учебник русского языка для 2 класса.

    2) Знакомство с учебником.

    Перед вами, ребята, книга (учебник). Рассмотрите её обложку. Кто автор? Как называется? Почему?

    Не секрет, что русский язык считается одним из самых трудных школьных предметов. Знание родного языка даётся вам с детства, вы овладеваете им так же естественно, как дышите и растёте. Но это сложная дисциплина, которая требует большого труда.

    3) Работа над упражнением №1.

    Сколько здесь предложений? Почему?

    Дети. Я прочитал 3 предложения, потому что:

    3 знака препинания – точки.

    3 законченные мысли.

    3 первых слова написаны с большой буквы и стоит в конце 3 точки.

    Вывод. Что же такое предложение?

    4) Работа в тетради.

    Я тетрадь сейчас открою
    И наклонно положу.
    Я от вас, друзья, не скрою
    Ручку я вот так держу.
    Сяду прямо, не согнусь.
    За работу я возьмусь.

    Запишем число. Классная работа.

    Из данного упражнения выпишите второе предложение.

    С чего начнёте работать?

    Вспомним правила списывания предложения. (Приложение 1)

    Дети выписывают предложение.

    Весь текст записать на доску.

    Есть такая игра – кубики. Дети ставят кубики один на другой. Вырастает башня.

    Какое из этих предложений вы списали?

    Дети ставят кубики один на другой.

    Самопроверка. (Интерактивная доска) Проверьте написание предложения, исправьте ошибки.

    Кто списал без ошибок? (Дети поднимают руки)

    Кто допустил при списывании ошибки?

    Поставьте вопрос, о ком, о чём говорится в предложении, что говорится…

    (В этом предложении говорится о детях. Дети что делают? ставят)

    Вывод делают дети. Это главные члены предложения.

    5) Физкультминутка для глаз.

    6) Фонетический разбор.

    Выпишем из предложения слово: кубики – 6 б., 6 зв., 3 сл.

    Дети доказывают, почему 6 букв… .

    Кто играл в кубики? (Дети поднимают руки)

    Какие игры вы ещё знаете?

    Дети. Хоккей, футбол…

    7) Работа над предложениями, записанными на доске.

    Вова ловит Толю.

    Прочитайте. Что записано?

    Дети доказывают. Дополняют друг друга, спорят.

    Дети делают вывод: предложения могут состоять из одного слова или нескольких слов.

    Прочитаем правило на странице 5.

    Правильно мы сделали вывод?

    О каких играх говорится в этих предложениях?

    Зайка серенький сидит
    И ушами шевелит.
    Зайке холодно сидеть,
    Надо лапочки погреть.
    Зайке холодно стоять,
    Надо зайке поскакать.
    Кто-то зайку напугал,
    Зайка – прыг – и убежал.
    Взялись зайцы за бока,
    Заплясали гопака.
    Прилетели утки,
    Заиграли в дудки.
    Ах, какая красота,
    Заиграли в дудки.

    4. Закрепление пройденного материала. Самостоятельная работа. (Приложение 2)

    1) Прочитайте текст. Сосчитайте, сколько в нём предложений. Запишите.

    Вове завязали глаза. Он водил. Вот Игорь. Он спрятался под столом. Вова схватил Колю. Теперь ты водишь!

    — Как называется эта игра?

    — Сколько предложений? Запишите.

    Самопроверка. (Правильный ответ на доске – 6 предложений)

    Самооценка. Дети работают с карточками.

    Ребята, у каждого из вас есть таблица. Заполните её, пожалуйста. Если вы выполнили задание самостоятельно, то поставьте знак “+” в первом столбике, если с помощью соседа – во втором столбике, если сами не справились – в третьем столбике.

    Картотека по русскому языку (1 класс) по теме:
    Правила русского языка 1 класс ФГОС УМК «Школа России» (Канакина)

    Такой памяткой мы пользуемся уже 2 года. Изучаем правило и добавляем его в свою памятку, очень удобно и все правила всегда можно найти и повторить даже во 2 классе.

    Предварительный просмотр:

    ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА 1 КЛАСС

    ГЛАСНЫЕ Е, Ё, Ю, Я ОБОЗНАЧАЮТ ДВА ЗВУКА, КОГДА:

    • стоят после гласной,
    • стоят в начале слова,
    • стоят после Ь или Ъ знака,

    Буква Е обозначает звуки [Й] [Э].

    Буква Ё обозначает звуки [Й] [О].

    Буква Ю обозначает звуки [Й] [У]

    Буква Я обозначает звуки [Й] [А

    С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ВСЕГДА ПИШУТСЯ :

    • Имена, отчества, фамилии людей,.
    • Названия сёл, городов, морей, рек, озёр, деревень.
    • Клички животных,

    ЖИ-ШИ пиши с буквой И. ( жи знь, ши рма,)

    ЧА-ЩА пиши с буквой А. ( ча сто, пи ща ть)

    ЧУ-ЩУ пиши с буквой У. ( чу лан, про щу )

    — Слова переносятся по слогам, например: кро-вать.

    — Если в словах есть Ь или Ъ, то они остаются на строчке, например: паль-чик, подъ-езд, ко-лье.

    — Если в словах есть Й, то при переносе она не отделяется от гласной, например: шай-ба, лей-ка, лей-ся.

    — В словах с удвоенными согласными одна буква остаётся на строке, другая переносится, например: касс-са, ван-на.

    — Нельзя переносить одну букву и слова с одной гласной, например: ест, пол, лаю, якорь.

    — Не нарушать границу между приставкой и корнем, например: при-сказка, над-пись.

    Слушание, говорение, чтение, письмо – это РЕЧЬ .

    УСТНАЯ РЕЧЬ — это речь, которую мы слышим или произносим.

    ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – это речь, которую мы читаем или записываем.

    ТЕКСТ – это несколько предложений, связанных между собой по смыслу и общей темой.

    ТЕМА ТЕКСТА – о чём говорится в тексте.

    У текста есть заголовок, тема, главная мысль.

    1. Вступление (начало, завязка, зачин).

    2. Основная (главная) часть.

    3. Заключение (окончание, концовка, развязка).

    1. Повествование. ( Что произошло?)

    2. Рассуждение. (Какой?)

    3. Описание. (Почему?)

    ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек.

    В письменной речи слова каждого участника разговора пишутся с красной строки, перед ними ставится тире.

    ВСЁ О ПРЕДЛОЖЕНИИ

    1. Предложение выражает законченную мысль.

    2. В предложении о ком-то или о чём-то говорится.

    3. Слова в предложении связаны между собой.

    4. В устной речи одно предложение отделяется от другого паузой (остановкой).

    5. На письме одно предложение отделяется от другого точкой, вопросительным или восклицательным знаками, многоточием .

    6. По цели высказывания предложения бывают:

    ПОВЕСТВОВАТЕЛЬНЫЕ (содержат сообщение)

    ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ (побуждают к действию – содержат приказ, призыв, просьбу или приветствие)

    ВОПРОСИТЕЛЬНЫЕ (содержат вопрос).

    7. По интонации предложения бывают

    невосклицательные (.), восклицательные (!), вопросительные (?).

    Все правила по русскому языку в помощь превокласснику

    Правила по русскому языку для 1 класса


    1. Слова в предложении связаны по смыслу. Чтобы из слов получилось предложение, слова нужно изменять.

    2. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставят вопросительный знак, точку или восклицательный знак.

    3. Предложения состоят из главных и второстепенных членов предложения. Главные члены предложения составляют основу предложения.

    4. Произношение — это то, как мы говорим, произносим слово. Написание — это то, как мы должны написать слово.

    5. Звуки, при произношении которых слышится только голос (без шума), а воздух проходит во рту свободно, называются гласными. Гласный звук образует слог. Гласных звуков шесть: [а], [о], [у], [ы], [и], [э]. Букв, обозначающих гласные звуки, 10: а, о, у, ы, и, э, е, ё, ю, я.

    6. В слоге бывает только один гласный звук. В слове столько слогов, сколько в нем гласных звуков: о-сы — [о-сы].

    7. Звуки, при произношении которых воздух встречает во рту преграду (губы, зубы, язык) и слышится только шум — [с] или голос и шум — [з], называются согласными. Согласные звуки обозначаются буквами: б, в, г, д, ж, з, й, к, л, м, н, п, р, с, т, ф, х, ц, ч, ш, щ.

    8. Перенос слов. Переносить слова с одной строки на другую можно только по слогам: ут-ро, кас-са, жур-нал. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на новую строку. Переносите так: ра-дио, ого-род. Буквы -Й- и -ь- при переносе нельзя отделять от стоящих перед ними буквами. Переносите так: чай-ник, строй-ка, маль-чик, крыль-цо.

    В помощь родителям

    9. Один слог в слове произносится сильнее других. Такой слог называется ударным. остальные слоги называются безударными. Знак ударения ставится над буквой, которая обозначает ударный гласный звук. Знак ударения не ставится, если в слове один слог или есть буква -ё-.

    10. Орфограмма — это написание слов по определенным правилам.

    11. Имена, отчества и фамилии людей, клички животных пишутся с большой буквы. Это все имена собственные. Названия улиц, сел, деревень, городов и рек — имена собственные. Они пишутся с большой буквы.

    12. В русской азбуке 33 буквы. Каждая имеет свое место и название. Как правильно они называются:

    Аа (а), Бб (бэ), Вв (вэ), Гг (гэ), Дд (дэ), Ее (е), Ёё (ё), Жж (жэ), Зз (зэ), Ии (и), Йй (й), Кк (ка), Лл (эль), Мм (эм), Нн (эн), Оо (о), Пп (пэ), Рр (эр), Сс (эс), Тт (тэ), Уу (у), Фф (эф), Хх (ха), Цц (цэ), Чч (че), Шш (ша), Щщ (ща), ъ (твердый знак), Ыы (ы), ь (мягкий знак), Ээ (э), Юю (ю), Яя (я).

    13. Буква -ь- (мягкий знак) не обозначает звука. мягкий знак показывает, что согласный звук перед ним произносится мягко: уголь — уго[л′]. Мягкость согласных звуков также обозначается на письме буквами е, ё, и, ю, я, ь (мягким знаком), но только в том случае, если стоят после них: [л′]ев.

    14. Буквы е, ё, ю, я в начале слова или после гласного звука обозначают два звука: е — [й′э], ё — [й′о], ю — [й′у], я — [й′а].

    15. Мы пишем буквосочетания жи и ши с буквой — и. Это нужно запомнить.

    16. Мы пишем буквосочетания ча и ща с буквой — а, чу и щу с буквой -у. Это также нужно запомнить.

    Обучающие материалы школьникам

    17. В буквосочетаниях ЧК, ЧН, ЩН мягкий знак не пишется.

    18. Согласные звуки бывают звонкие и глухие. звонкие произносятся с голосом и шумом, глухие — с шумом. Звонкие и глухие согласные составляют пары:

    Есть непарные звонкие [р], [л], [м], [н].

    Непарные глухие: [ц], [ч], [щ], [х].

    19. В конце слов парные согласные звуки произносятся глухо. Чтобы правильно обозначить парные согласные звуки в конце слова, их нужно проверить. Для этого надо изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный: слолБ — стол[БЫ].

    20. Наша речь состоит из предложений. Предложения состоят из слов. Слова в нашем языке делятся на группы, или части речи: имена существительные, имена прилагательные, глаголы, предлоги и другие части речи.

    21. Слова могут называть людей и зверей, вещи, явления природы, действия и качества. К ним можно поставить вопрос КТО? или ЧТО? В грамматике такие слова называются именами существительными. Имя существительное — это часть речи.

    22. Слова, которые обозначают признаки предметов, — это имена прилагательные. Имя прилагательное — это часть речи.

    23. Слова, которые обозначают действия предметов, — это глаголы. Глагол — это часть речи.

    24. Слова НА, В, ОТ, ОБ, ПО, ИЗ, К, У, ЗА, О, ПОД, НАД, С — предлоги. Предлоги служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся ОТДЕЛЬНО от других слов. Предлог — это часть речи.

    Правило о предложении для детей

    Расскажите, пожалуйста, о правильной структуре предложения: с чего оно должно начинаться и чем заканчиваться.

    В качестве примера приведите правильное и неправильное предложения.

    Не раз слышала такое мнение, что начинать предложение со: чтобы, их, или, числительных, — неправильно, а правильно начинать с подлежащего и сказуемного. Но ведь когда пишешь логически связный текст, не всегда получается такая структура.

    Посмотрите на любой текст, который вам интересно и приятно читать. Проанализируйте порядок слов в предложениях. Вы увидите, что у каждого автора свои представления о порядке слов, и все имеют право на существование. Я не верю, что какая-то правильная структура подойдет для любой ситуации.

    В самом простом случае повествовательное предложение действительно начинается с подлежащего и сказуемого:

    • Дизайн-бюро Артёма Горбунова занимается дизайном информационных сайтов и интранетов, проектированием пользовательских интерфейсов компьютерных программ, приборов и предметов.

    Но пять таких предложений подряд — скучно. Структуру и длину предложений стоит варьировать:

    В художественном или публицистическом тексте в начале предложения логично задать место и время действия, то есть начать с обстоятельства:

    • Утром 1 января Марина начала новую жизнь.

    Чтобы сделать текст напряжённее, писатель нагородит обстоятельств и сложноподчинённых конструкций до того, как сдаст подлежащее и сказуемое:

    • Задолго до того, как его комнату перевернут вверх дном агенты « Креста», задолго до его шествия через рыночную площадь, когда его, побитого и опустошённого, с цепями на руках, проведут под вой грязной толпы, задолго до его прощальной речи перед расстрелом, и тем более задолго до того, как картинку с его казни расхватают все телеканалы, Саава проснётся ярким солнечным утром под белой, всё ещё хрустящей простынёй, и попросит апельсинового сока.

    То же, но из Маркеса, и проще:

    • Пройдёт много лет, и полковник Аурелиано Буэндиа, стоя у стены в ожидании расстрела, вспомнит тот далекий вечер, когда отец взял его с собой посмотреть на лёд.

    В новостной журналистике принято после заголовка и введения давать суть новости. Это может быть подлежащее, дополнение или обстоятельство. Причём начало статьи сразу отвечает на вопрос, который возникает у читателя после заголовка и введения:

    • Пенсии воровали еноты
    • В Перми найдены виновники махинаций со счетами Пенсионного фонда.
    • Двенадцать енотов-полоскунов задержала пермская полиция вчера утром в зоопарке по подозрению в финансовых махинациях и хищении пенсий на сумму 14 миллиардов рублей.

    Думайте о функции предложения. В разделе « Решение проблем» какой-нибудь инструкции читатель будет искать свою проблему, поэтому формулировку проблемы ставим в начало:

    Наводим порядок слов в английских предложениях. В схемах и примерах

    Рубрика: Грамматика

    Приветствую, дорогой читатель.

    Уверена, что если я спрошу вас, чем отличается порядок слов в предложении в английском языке от его русского собрата, то вы мне толком рассказать не сможете. Ну, может некоторые из вас. Поэтому сегодня я буду раскладывать все ваши знания по полочкам, таблицам и схемам.

    В чем заключается основное различие

    Чтобы было понятно все, как для детей, давайте рассмотрим сразу простые примеры. С этого начинают все, как взрослые на различных курсах, так и дети во 2 классе.

    Если в русском языке мы с предложением можем делать все, что захотим, то в английском с этим возникнут сложности. Например:

    Кот залез на дерево.
    На дерево залез кот.

    Но посмотрите, что будет, если мы подобное сделаем с английским вариантом:

    The cat broke the window. — Кот разбил окно.
    The window broke the cat. — Окно разбило кота.

    Видите, различие получается существенное и, в какой-то степени, комичное. А причина в том, что в английском языке порядок слов твердый, и изменениям поддается ох как недобровольно!

    Как правильно составлять предложение

    Стандартный порядок слов простого предложения следующий:

    1. На первом место стоит подлежащее.
    2. За ним следует сказуемое.
    3. После этого идет дополнение.
    4. И, в конце, обстоятельство.

    Давайте разберемся на примерах:

    Mother is a doctor. — Мама — врач.

    Mother — это подлежащее; тот, кто выполняет основное действие. Оно идет на первом месте.
    Is — это сказуемое. Оно всегда идет после подлежащего.
    Doctor — это дополнение.

    Давайте посмотрим еще некоторые примеры.

    I (подлежащее) like (сказуемое) coffee (дополнение) in the morning (обстоятельство). — Я люблю кофе по утрам.

    We (подлежащее) do (сказуемое) the job (дополнение) well (обстоятельство). — Мы хорошо выполняем работу.

    We bought a beautiful car last week. — На прошлой неделе мы купили красивую машину.
    I have a concert tomorrow evening — Завтра вечером у меня концерт.

    А что делать с показателями времени? — спросите вы. На что я отвечу: они могут стоять как в начале, так и в конце предложения.

    I (подлежащее) drink (сказуемое) coffee (дополнение) in the morning (показатель времени). — Я пью кофе по утрам.

    In the morning (показатель времени) I (подлежащее) go (сказуемое) jogging (дополнение). — По утрам я хожу на пробежку.

    Чтобы вы лучше запомнили это правило, у меня есть для вас таблица, которая поможет быстро освежить знания в любой момент.

    А что делать с вопросами

    Для тех, кто уже учится в 5 классе, самой частой ошибкой становится неправильное формирование вопросов.(проходите по ссылке, чтобы узнать обо всем подробнее)

    Порядок слов в вопросительном предложении зависит от типа предложения, с которым вы сталкиваетесь. Если вопрос общий, то есть, требует только ответа «да» или «нет», то слова пойдут в следующем порядке:

    1. Вспомогательный глагол (например, Is, Are, Do, Did, Does, Was, Were, Has, Have, Will и т.д.).
    2. Далее идет подлежащее.
    3. За ним следует основной глагол.
    4. После чего используется все остальные части предложения.

    Is (вспомогательный глагол) John (подлежащее) a student (дополнение)? — Джон студент?

    Do (вспомогательный глагол) you (подлежащее) drink (основное глагол) water (дополнение) in the morning (обстоятельство времени)? — Ты пьешь воду по утрам?

    Was (вспомогательный глагол) he (подлежащее) reading (основное глагол) a book (дополнение) last evening (обстоятельство времени)? — Он читал книгу вчера вечером?

    Но в языке есть еще и специальные вопросы, на которые нужны полноценные ответы. Отличие в этом случае заключается только в том, что перед вспомогательным глаголом появляется еще и вопросительное слово (what, when, who, whom, where, which, whose).

    What (вопросительное слово) were (вспомогательный глагол) you (подлежащее) doing (основное глагол) last evening (обстоятельство времени)? — Что ты делала вчера вечером?

    Who did you call yesterday? — Кому ты звонил вчера?

    When did you see her for the last time? — Когда ты видел ее в последний раз?

    Чтобы запомнить информацию намного лучше, вот для вас схема, которая, я надеюсь, поможет вам быстрее освоить правило.

    Ну что же, мои дорогие, единственное, что мне остается вам сказать — это практика, упражнения и еще больше английского. Только при постоянной практике и постоянном совершенствовании языка можно добиться хороших результатов. Ведь мы находимся еще в самом начале пути, который может стать для вас отправной точкой в прекрасный мир английской речи.

    Чтобы лучше разобраться в теме, рекомендую вам ознакомиться с английскими временами, так как в правилах вы найдете очень много примеров предложений и вопросов. При этом, поймете, как образуются предложения в разных временах.

    Я уверена, что многим из вас было бы интересно получать еще больше полезной информации и тем для совершения следующих шагов. Поэтому я и создала подписку на рассылку моего блога, где я делюсь самой актуальной и полезной информацией. Подписывайтесь и совершенствуйтесь день за днем.

    Еще по теме:

    • Сколько федеральных законов о бухгалтерском учете Новый Федеральный Закон "О бухгалтерском учете" Статьи по теме: Оформление операций в бухучете в 2014 году Правильное оформление хозяйственных операций – одна из краеугольных проблем, как бухгалтерской практики, так и налогообложения. Ведь в НК РФ одним из важнейших условий принятия к […]
    • Правило десятикратных затрат это Пояснения к понятию начальная грамотность Однажды в одной дискуссии обрывком прозвучала фраза … правило десятикратных затрат…. Не будем гадать, к какой области знаний она принадлежит. Когда начинаешь размышлять на эту тему и находишь собственные примеры из практики, то правило начинает […]
    • Штраф за отсутствия допог Статья 12.21.2 КоАП РФ - Нарушение правил перевозки опасных грузов 1. Перевозка опасных грузов водителем, не имеющим свидетельства о подготовке водителей транспортных средств, перевозящих опасные грузы, свидетельства о допуске транспортного средства к перевозке опасных грузов, […]
    • Образец льготной справки о стаже Подтверждение льготного стажа для пенсии СПРАВКАУточняющая особый характер работы или условий труда,необходимые для назначения досрочной трудовой пенсии по старостии подтверждающая постоянную занятость в особых условиях труда Выдана […]
    • Правила рассмотрения заявления в полицию Как контролировать (сопровождать) рассмотрение вашего заявления в полиции На самом деле, сопровождение заявления, направленного в полицию, полезно не только непосредственному заявителю, но и фигуранту, в отношении которого указанное заявление направлено. Под сопровождением […]
    • Нотариальная надпись нотариуса Письмо Федеральной нотариальной палаты от 8 ноября 2016 г. № 4135/03-16-3 О взыскании долгов по исполнительной надписи нотариуса 25 октября 2016 года в Федеральной нотариальной палате с участием представителей банковского сообщества, Министерства юстиции Российской Федерации и […]
    • Страхование жизни ргс правила Период «охлаждения» ПАО СК «Росгосстрах» уведомляет, что согласно требованиям Указания ЦБ РФ от 20.11.2015 №3854-У «О минимальных (стандартных) требованиях к условиям и порядку осуществления отдельных видов добровольного страхования» (период «охлаждения») изложенный ниже порядок […]
    • Как оформить карточку для пенсии Можно ли оформить в Пенсионном Фонде заявление на перечисление пенсии не на социальную карту? Вопрос: Я выписала Социальную карту для перечисления на неё пенсии. Получила её, а на следующий день поняла, что хочу отказаться от перечисления пенсии на карту, и хочу продолжать получать […]