Федеральный закон о платежных системах 2014

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ
«О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня, 22 октября, 22 декабря 2014 г.

Принят Государственной Думой 25 апреля 2014 года

Одобрен Советом Федерации 29 апреля 2014 года

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
5 мая 2014 года
N 112-ФЗ

Поправками, в частности, закрепляется понятие «значимая платежная система».

Платежная система признается значимой, если она одновременно отвечает следующим критериям. Российская Федерация, ее граждане, ЦБ РФ прямо или косвенно установили контроль в отношении ее оператора и операторов услуг платежной инфраструктуры (кроме расчетного центра). Применяемые информационные технологии соответствуют устанавливаемым Банком России требованиям.

При этом платежная система ЦБ РФ, платежная система, в рамках которой проходят переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах, признаются национально значимыми.

Введено понятие «иностранная платежная система». Это совокупность организаций, присоединившихся к правилам платежной системы, организованной по зарубежному законодательству, и взаимодействующих по правилам платежной системы. Иностранный банк (кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам участников.

Расширен перечень требований к деятельности оператора услуг платежной инфраструктуры. Они, в частности, не вправе передавать информацию по любому переводу денежных средств, совершаемому в рамках платежной системы на территории России, за рубеж или предоставлять доступ к таким данным с территории иностранного государства (за некоторыми исключениями).

Регламентирован порядок создания и функционирования национальной системы платежных карт. Здесь возможны переводы денежных средств с использованием платежных карт и иных электронных средств платежа, предоставляемых клиентам участниками. Официальный знак обслуживания — графическое обозначение рубля. Оператор такой системы создается в форме ОАО. При образовании компании 100% акций принадлежит ЦБ РФ. Если доля участия последнего сократилась ниже уровня 50% + 1 голосующая акция, то он получает спецправо на участие в управлении оператором. Лицо (группа лиц) не вправе приобретать более 10% акций оператора.

Операторов платежных систем обязали уведомлять ЦБ РФ о введении новых или об увеличении действующих тарифов не менее чем за 120 календарных дней до внесения соответствующих изменений в правила платежной системы. При этом необходимо будет предоставить обосновывающие расчеты.

Введена административная ответственность за неисполнение обязанности по обеспечению возможности оплатить товары (работы, услуги) путем наличных расчетов или с использованием национальных платежных инструментов в рамках национальной системы платежных карт по выбору потребителя.

Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых предусмотрены иные сроки.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых статьей 8 установлены иные сроки вступления их в силу

Текст Федерального закона опубликован на «Официальном интернет-портале правовой информации» (www.pravo.gov.ru) 5 мая 2014 г., в «Российской газете» от 7 мая 2014 г. N 101, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 мая 2014 г. N 19 ст. 2317

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 октября 2014 г. N 319-Ф3

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 173-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон «О национальной платежной системе». Досье

5 мая 2014 г. президент РФ Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в ФЗ «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты РФ», принятый Госдумой 25 апреля и одобренный Советом Федерации 29 апреля.

В целях обеспечения бесперебойности, эффективности и доступности оказания услуг по переводу денежных средств документом предусмотрено создание национальной системы платежных карт (НСПК) с участием Банка России. Кроме того, закон ввел новые требования к платежным системам, выделив из них национально значимые — к ним отнесены платежная система Банка России и система, в рамках которой осуществляются переводы денежных средств по сделкам, совершенным на организованных торгах.

Согласно закону, с 1 июля 2014 г. оператор платежной системы, не являющейся национально значимой (в первую очередь закон коснется платежных систем Visa и MasterCard), должен вносить на спецсчет в ЦБ РФ обеспечительный взнос в размере 25% от среднедневного оборота. Предполагается, что средства должны вноситься ежеквартально в размере 1/4 от общей суммы. Первый транш необходимо перевести до 30 сентября, а полная сумма должна быть выплачена к 1 июля 2016 г., после чего взносы будут корректироваться в зависимости от изменений оборота. До 1 июля 2016 г. операционные центры и платежные клиринговые центры, привлекаемые операторами для осуществления перевода денег, должны быть перенесены на территорию России.

Предполагается, что из обеспечительного взноса будет выплачиваться штраф в том случае, если оператор платежной системы в одностороннем порядке прекратит оказывать услуги участникам системы и их клиентам. Размер этого штрафа составит до 10% обеспечительного взноса за каждый день.

В середине мая 2014 г. аналитики американского банка Morgan Stanley заявили, что размер обеспечительных взносов по новому закону для Visa и MasterCard составит $1,9 млрд и 1 млрд соответственно, без учета затрат на создание процессинговых центров. Как отметили эксперты, чистая выручка MasterCard в России составляет около $160 млн в год, а Visa — $350-470 млн, и платежным системам выгоднее уйти с российского рынка, чем выполнить условия нового законодательства.

19 мая генеральный директор Visa Чарли Шарф (Charlie Scharf) заявил на бизнес-конференции в Берлине, что его платежная система может закрыть бизнес в России, если размер обеспечительного взноса не будет изменен. Исполнительный директор MasterCard Аджай Банга (Ajay Banga), в свою очередь, заявил, что ждет разъяснений от российского правительства. 20 мая, комментируя эти заявления, министр финансов РФ Антон Силуанов рассказал журналистам, что Россия не может отказаться от услуг Visa и MasterCard, так как с ними работают 90% российских пользователей. При этом около 80% транзакций по картам Visa и MasterCard — внутрироссийские.

21 марта 2014 г. из-за наложенных США санкций крупнейшие Visa и MasterCard без уведомления заблокировали операции по картам банка «Россия», его дочерней организации Собинбанк, а также СМП банка. С проблемами в обслуживании карт столкнулись Инвесткапиталбанк и банк «Инвестиционный союз», использующие процессинг СМП банка, а также «Финсервис» и Русский ипотечный банк. 23 марта ограничения были сняты со всех кредитных организаций, за исключением банка «Россия». Однако в апреле уже отдельные санкции были введены против Собинбанка, Инвесткапиталбанка и СМП Банка, после чего операции по картам этих банков были снова заблокированы.

По итогам Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ) 22-24 мая 2014 г. стало известно о компромиссе: Visa и MasterCard обязались в короткий срок (предварительно назывались даты 31 октября 2014 г. и 1 января 2015 г.) обеспечить процессинг внутрироссийских операций на территории России, а правительство России и Центробанк обещали снизить или отменить обеспечительные взносы.

4 июня правительство РФ внесло в Госдуму законопроект «О внесении изменения в статью 825 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», который позволял устанавливать размер обеспечительных взносов правительству при согласовании с ЦБ РФ. 20 июня законопроект был принят Госдумой, а 25 июня — Советом Федерации.

25 июня Минфин РФ опубликовал постановление, позволяющее платежным системам не перечислять до 31 октября 2014 г. обеспечительный взнос. Параллельно MasterCard объявил о проведении тендера на поиск поставщика на обеспечение клиринга, авторизации и расчетов по внутрироссийским операциям.

Федеральный закон РФ «О национальной платёжной системе» (161-ФЗ) 2018

Закон о национальной платёжной системе в последней действующей редакции от 8 июля 2018 года.

Сравнить, что изменилось в текущей редакции по сравнению с предыдущей

! Закон имеет новую редакцию, вступающую в силу 26 сентября 2018 года.
Посмотреть изменения в будущей редакции

Вы можете сравнить редакции данного закона, выбрав даты вступления редакций в силу и нажать на кнопку «Сравнить». Все последние изменения и дополнения откроются перед Вами как на ладони.

Договор-Юрист.Ру постоянно следит за актуализацией кодексов и законов.

Так, например, Закон о национальной платёжной системе имеет будущую редакцию только от 26 сентября 2018 года

Шансов найти более свежую действующую редакцию — нет.

Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ устанавливает основы национальной платёжной системы в Российской Федерации, регулирует отношения в области платёжных услуг и использования электронных средств. Федеральный закон «О национальной платёжной системе» определяет порядок перевода денежных средств, порядок оказания услуг банковскими платёжными агентами, организациями почтовой связи, операторами платёжных систем и определяет действие национальной системы платёжных карт.

Федеральный закон «О национальной платёжной системе» 161-ФЗ обеспечивает функционирование независимой структуры карточных расчётов, независимой от международных платёжных систем, реализацию социальной функции для осуществления различных услуг в электронном виде. Федеральный закон устанавливает порядок получения регистрационного свидетельства для организаций, желающих стать оператором платёжной системы, закрепляет требования к правилам осуществления платежей и основные принципы контроля их деятельности.

Согласно Федерального закона «О национальной платёжной системе» надзор за деятельностью организаций в национальной платёжной системе полностью возлагается на Центральный Банк России.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 5 мая 2014 года №112-ФЗ

О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации»

(В редакции Федеральных законов Российской Федерации от 28.06.2014 г. №173-ФЗ, 22.10.2014 г. №319-ФЗ, 22.12.2014 г. №432-ФЗ)

Принят Государственной Думой Российской Федерации 25 апреля 2014 года

Одобрен Советом Российской Федерации 29 апреля 2014 года

Внести в Федеральный закон от 27 июня 2011 года №161-ФЗ «О национальной платежной системе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, №27, ст. 3872; 2012, №53, ст. 7592; 2013, №27, ст. 3477; №30, ст. 4084; №52, ст. 6968) следующие изменения:

а) пункт 21 изложить в следующей редакции:

«21) значимая платежная система — платежная система, отвечающая критериям, установленным настоящим Федеральным законом (системно значимая платежная система, социально значимая платежная система, национально значимая платежная система);»;

б) дополнить пунктом 27 следующего содержания:

«27) иностранная платежная система — совокупность организаций, присоединившихся к правилам платежной системы, организованной в соответствии с иностранным законодательством, и взаимодействующих по правилам платежной системы (участники иностранной платежной системы), в соответствии с которыми иностранный банк (иностранная кредитная организация) может выступать в качестве плательщика и получателя средств по переводам денежных средств участников иностранной платежной системы (иностранный центральный платежный клиринговый контрагент).»;

2) в части 5 статьи 15:

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2) осуществлять привлечение операторов услуг платежной инфраструктуры, за исключением случая, если оператор платежной системы совмещает функции оператора услуг платежной инфраструктуры, исходя из характера и объема операций в платежной системе, вести перечень операторов услуг платежной инфраструктуры, обеспечивать бесперебойность оказания услуг платежной инфраструктуры участникам платежной системы, а также информировать Банк России, участников платежной системы о случаях и причинах приостановления (прекращения) оказания услуг платежной инфраструктуры в день такого приостановления (прекращения) в порядке, установленном Банком России;»;

б) пункт 3 дополнить словами «, обеспечивать бесперебойность функционирования платежной системы в порядке, установленном Банком России»;

а) часть 11 изложить в следующей редакции:

«11. При осуществлении перевода денежных средств в рамках платежной системы операторами по переводу денежных средств, находящимися на территории Российской Федерации, должны привлекаться операторы услуг платежной инфраструктуры, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона, находятся и осуществляют все функции на территории Российской Федерации. Положения настоящей части не распространяются на случаи осуществления трансграничного перевода денежных средств.»;

Подпункт «а» пункта 3 статьи 1 данного документа вступает в силу с 1 июля 2016 года

б) дополнить частью 12 следующего содержания:

Ответственность оператора за защищенность платежной системы

Развитие информационных технологий, а также рост количества и качества лиц, злоупотребляющих своими знаниями и способностями в сфере использования платежных систем, влияют на постоянно увеличивающийся объем мошенничества, связанного с незаконным использованием платежных карт (незаконное изготовление дубликатов платежных карт, незаконное снятие денежных средств). Все это стимулирует законодателя к принятию мер по защите платежной системы.

Понятия «национальной платежной системы» и «оператора платежной системы» закреплены соответственно в статьях 3 и 4 Федерального Закона № 161 «О национальной платежной системе» (далее «ФЗ — 161»): «национальная платежная система — совокупность операторов по переводу денежных средств (включая операторов электронных денежных средств), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи при оказании ими платежных услуг в соответствии с законодательством Российской Федерации, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (субъекты национальной платежной системы)», «оператор по переводу денежных средств — организация, которая в соответствии с законодательством Российской Федерации вправе осуществлять перевод денежных средств».

На сегодняшний день, бремя доказывания списания денежных средств со счета потребителя помимо его воли, лежит на владельце платежной карты, что подтверждается судебной практикой, например Кассационным определением Санкт-Петербургского городского суда от 23 июня 2011 г. № 33-9455/2011, Определением Московского областного суда от 12 апреля 2011 г. № 33-6251.Однако с 1 января 2014 года ситуация должна значительно измениться в связи со вступлением в силу ряда положений Федерального Закона № 161 «О национальной платежной системе». В ч. 12 ст. 9 ФЗ – 161, которая вступит в законную силу 01 января 2014, установлена обязанность оператора платежной системы, через которую осуществляется перевод денежных средств, возмещать клиенту сумму операции, совершенной без согласия клиента.

Хотя согласно «Ответам на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее «Информация ЦБ») такая обязанность заявлена как безусловная, но в ч. 14 ст. 9 ФЗ-161 указано, что для её возникновения клиент должен направить уведомление оператору не позднее дня, следующего за получением от банка информации о совершении такого платежа. Если же оператор не исполняет обязательство, предусмотренное в ч. 4 ст. 9 ФЗ-№161, то возмещение является безусловным.

Вступающие в силу положения ФЗ о «Национальной платежной системе» значительно сократят и сроки возврата похищенных с их счетов денежных средств (30 дней для операций в пределах России и 60 дней по трансграничным переводам).

Операторы платежных систем уже усмотрели чрезмерность вступающих с 01 января 2014 года мер, и в своем вопросе, опубликованном в Информации ЦБ, просили отменить такую жесткую меру, как возврат списанных средств клиента, выбывших со счета без его согласия. Такое желание мотивировано опасением столкнуться со злоупотреблениями со стороны клиентов.

Однако рассматриваемые изменения являются продолжением законодательной имплементации доктрины слабой стороны, выработанной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 23.02.1999 № 4-П, где была выявлена конституционная потребность в защите граждан, как экономически слабой стороны в правоотношениях с кредитной организацией.

С другой стороны нельзя не подчеркнуть и выгоду для операторов платежных систем. Теперь держатели банковских карт, других средств платежей смогут больше доверять таковым, что приведет к их распространению как среди клиентов-потребителей, так и в сфере услуг, оказываемых для них.

С другой стороны, комментируемые изменения значительно повысят заинтересованность операторов в обеспечении максимально возможного уровня безопасности в использовании платежных систем. Таким образом, кредитные организации начнут имплементировать способы аутентификации, позволяющие с большей точностью идентифицировать владельца платежной карты при проведении платежей, с целью минимизировать собственные риски.

Также операторы смогут отказывать в заключении договоров на обслуживание, что является способом обеспечения недопущения злоупотреблений.

Стоит отметить, что в «Ответах на вопросы, связанные с применением отдельных норм Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» ЦБ отмечает, что возможность внесения изменений в статью 9 ФЗ-161 в части снижения уровня ответственности банков может быть рассмотрена только после анализа результатов реализации обсуждаемой нормы.

Необходимо отметить, что в части ответственности оператора за защищенность платежной системы, законодательное закрепление ответственности операторов соответствует сложившейся за последние годы судебной практике (в том числе указанной ранее). Кроме того, закрепление ответственности операторов соответствует мировой практике регулирования рынка платежных услуг.

Ввиду того, что рассматриваемые меры приведут к повышению уровня безопасности, распространенность использования платежных карт возрастет, что благоприятно отразится на количестве агентов, принимающих к оплате электронные средства платежа.

Еще по теме:

  • Фз о трудовых пенсиях комментарии Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ"О трудовых пенсиях в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 14 февраля 2005 г., 3 […]
  • Закон о качестве и безопасности пищевых продуктов 29-фз Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ"О качестве и безопасности пищевых продуктов" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., 10 января, 30 июня […]
  • Федеральный закон 109-фз о миграционном учете Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 109-ФЗ"О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской […]
  • Федеральный закон о санитарно эпидемическом благополучии населения Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ"О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" С изменениями и дополнениями от: 30 декабря 2001 г., […]
  • Закон чаэс пенсии Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (с изменениями и дополнениями) Закон РФ от 15 мая 1991 г. N 1244-I"О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие […]
  • Восстановление сроков обжалования решения суда Восстановление сроков обжалования решения суда Адрес 107140, г. Москва, ул. Краснопрудная 22Б (схема проезда) Телефоны для обращения граждан +7 (495) 785-70-00 Телефон для обращения СМИ +7 (495) 785-70-00 (доб. 180) Факс +7 (499) 266-16-75 Отдел с дислокацией в г. Воронеже 394036, г. […]
  • Постановление по субсидиям на молоко Проект Постановления Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на 1 килограмм реализованного и (или) отгруженного на собственную переработку молока" […]
  • Закон 144-з от 2010 Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской области" (с изменениями и дополнениями) Закон Нижегородской области от 10 сентября 2010 г. N 144-З "Об обеспечении чистоты и порядка на территории Нижегородской […]