Законы по цицерону

Український юридичний портал

Марк Туллий Цицерон (106—43 гг. до н. э.) был государствен­ным деятелем, активным политиком, оратором, юристом, филосо­фом, писателем. Он жил в бурный период истории, когда в острой борьбе за власть различных диктаторов, триумвиров, заговорщи­ков Римская республика претерпевала углубляющийся кризис и по тенденции сменялась единовластием императора. Цицерон был убежденным сторонником сохранения и укрепления «сенатской рес­публики», основанной на «заветах предков».

Политико-правовое учение Цицерона сложилось под сильным влиянием греческой философии. Свои основные труды он назвал «О республике» (De republica; чаще переводится «О государстве») и «О законах» (De legibus); оба произведения написаны в форме диалогов. Явное подражание Платону подчеркивается и названия­ми этих произведений, и формой изложения. Но Цицерон — само­бытный мыслитель, не только излагавший ряд идей греческих ав­торов, но и полемизировавший с ними, и, главное, стремившийся выразить в политической и правовой философии острые проблемы своей страны и эпохи, построить практически осуществимую и ак­туальную теорию. Литературное наследие Цицерона обширно. Он писал не только о политике и философии, но и об ораторском ис­кусстве, о природе богов, о благе и зле, оставил сборники своих речей (наиболее знаменита обличительная речь против Катилины). Цицерона нередко упрекали за эклектицизм, за частое изменение взглядов. Тем не менее в истории философии и истории полити­ческих и правовых учений он остался одним из виднейших (если не самым видным) мыслителей Древнего Рима.

Цицерону принадлежит знаменитое определение государства как дела народного (res publica est res populi): «Государство есть достояние народа, а народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собою согласием в вопросах права и общностью интересов».

Это определение имеет ряд существенных достоинств. Во-пер­вых, в понятие государства включено понятие народа как особой общности людей; во-вторых, народ не отождествляется с «демо­сом», способным переродиться в «охлос», а рассматривается как духовная и социальная общность людей, соединенных едиными пред­ставлениями о праве и общими интересами; в-третьих, наконец, право рассматривается не как «веление государства», «признак го­сударственной власти», а как основа объединения народа, «достоя­нием» которого является государство.

В эпоху Цицерона термин «res publica» юридически означал имущество («res»), находящееся в общем, всенародном пользова­нии римской гражданской общины (civitas Romana). Можно заме­тить, что к Римскому государству того времени это определение не подходило хотя бы потому, что границы Римского государства вышли далеко за пределы первоначальной римской общины, а население самого Рима все больше распадалось на враждебные и борющиеся политические группировки, имеющие разные понятия о праве и противоположные интересы.

Тем не менее данное Цицероном определение государства (точ­нее — «республики») оставило глубокий след в истории политичес­кой мысли. Уже христианские авторы, отвергавшие языческую философию, утверждали, что это определение настолько хорошо, что оно подходит только к церкви (см. далее § 5). Политические теоре­тики Нового времени (Боден, Гроций и др.) либо брали это опреде­ление за основу собственного понятия государства, либо именовали республикой правильно устроенное государство, основанное на пра­вовой общности граждан (Кант).

Цицерон придавал важное значение государственному устрой­ству. Причиной объединения людей в государство он называл врож­денную потребность жить вместе. Следуя Полибию, Цицерон писал о видах государственного устройства (монархия, аристократия, де­мократия) и о неизбежности их вырождения: «Все виды государ­ственного устройства, упомянутые выше, легко превращаются в свою порочную противоположность, — вследствие чего царь ока­зывается властелином, оптиматы кликой, народ изменчивой тол­пой». Вслед за Полибием, за сто лет до этого воспевшим Римскую республику, Цицерон пишет о смешанном государственном уст­ройстве как о наиболее стабильном и прочном. «Из трех указанных видов государственного устройства, — писал Цицерон, — самым лучшим является царская власть, но царскую власть превзойдет такая, которая будет образована путем равномерного смешения трех наилучших видов государственного устройства. Ибо желательно, чтобы в государстве было нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенству­ющих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа».

Цицерон писал, что прочность государства зависит от его уст­ройства и от незыблемости законов — «подобно тому, как магист­ратами руководят законы, так народом руководят магистраты; магистрат — это закон говорящий, а закон — это безмолвный ма­гистрат». Однако, рассуждал Цицерон, не всякие законы и уста­новления могут считаться правом. Справедливости противоречат законы тиранов, законы, установленные в расчете на выгоду. «Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями пер­венствующих людей, приговорами судей, то существовало бы пра­во разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, — если бы права эти могли получить одоб­рение голосованием или решением толпы».

Источник законов и права Цицерон искал в природе человека и общества, так как вне семьи, гражданской общины, государства люди существовать не могут. Вслед за стоиками он рассуждал о божественном законе разума, образующем единую для всех спра­ведливость: «Закон есть заложенный в природе высший разум, — писал Цицерон, — велящий нам совершать то, что следует совер­шать, и запрещающий противоположное. Закон есть решение, от­личающее справедливое от несправедливого и выраженное в соответствии с древнейшим началом всего сущего — природой, с кото­рой сообразуются человеческие законы, дурных людей карающие казнью и защищающие и оберегающие честных».

Нетрудно заметить, что справедливость Цицерон определял как отсутствие несправедливости. Это, действительно, так — Цицерон порицал как несправедливые ряд законов его времени — таковы земельные и хлебные законы некоторых трибунов, обострявшие раскол римской общины, закон, дававший диктатору Сулле право без суда казнить граждан1, любые законы, ослабляющие единство римского народа. Цицерон был убежденным сторонником «сенат­ской республики», основанной на солидарности римского народа: «Наилучшим является государственный строй, оставленный нам предками». Периодом процветания Римского государства, основан­ного на единстве народа, Цицерон считал период примерно от со­глашения патрициев и плебеев (V в. до н. э.) до выступлений крес­тьянства за аграрную реформу (II в. до н. э.). Стремления и смерть трибуна Тиберия Гракха, писал Цицерон, «разделили единый на­род на две части». Это разделение усилилось из-за несогласий в Сенате, из-за диктаторов и мятежных триумвиров.

Жизнь Цицерона закончилась трагично. Блестящий оратор и активный политический деятель периода становления «цезаризма» был казнен по приказу одного из претендентов на высшую власть, вскоре тоже павшего на поле политической борьбы.

Законы по цицерону

12. ИДЕИ ЦИЦЕРОНА О ГОСУДАРСТВЕ И ПРАВЕ

Марк Туллий Цицерон (106-43 до н.э.), древнеримский оратор (сохранились 58 его судебных и политических речей), адвокат, политический деятель, создал труды «О государстве», «О законах», «Об обязательствах». Всего сохранилось 19 трактатов Цицерона по риторике, политике, философии и более 800 писем. Цицерон был сторонником республиканского строя, приходившего в упадок в Риме его времени.

Цицерон вводит в правовой и политический обиход понятие гражданина как субъекта права, понятие государства как правового общения. Цицерон впервые вводит определение государства как дела народного (res publicum), вещи народной, достояния народа. Причем народ в понимании Цицерона – не толпа, а сообщество, образованное на основе согласия всех в понимании права и общего интереса. Государство – правовой союз, правовое общение. Здесь у Цицерона возникает идея правового государства, т.е. государства, основанного на справедливости, а не силе.

В вопросе о возникновении государства Цицерон исходил из совмещения теорий Аристотеля (постепенное вырастание из семьи и селения) и Эпикура (договорная теория): государство возникает естественным путем, но закрепляется договором. Одна из важнейших задач государства – охрана собственности. В основе правильного государства лежит право (правовое государство). Все гражданские сословия в правильном государстве соединяются на условии согласия. Правильное государство прочно охраняет формально-правовое равенство своих граждан.

Социальное неравенство справедливо. Рабство Цицерон оправдывал природой: рабами нужно владеть справедливо, у Цицерона положение раба приближается к статусу наемного работника.

Цицерон различал естественное право (fas как богоданное право) и позитивный закон (jus как человеческое право). (Не)соответствие принимаемых в государстве законов естественному (природному) праву является критерием их (не)справедливости. Законы, существующие в государстве, должны соответствовать установленному в нем строю, традициям и обычаям предков. Свои представления о справедливых законах Цицерон конкретизировал в предлагаемых им проектах законов о религии и о магистратах. Цицероном сформулирован самый лаконичный принцип правового государства: «Под действие закона должны подпадать все».

Наилучшей из простых форм правления Цицерон считал монархию, а вообще наилучшей – смешанную форму правления (следуя за Полибием). В зависимости от числа правящих он различал три простые формы правления: царскую власть, власть оптиматов (аристократию) и народную власть (демократию). Среди них Цицерон предпочитает монархию, а менее всего благоволит демократии. Лучшая форма правления – Римская республика – плод многовековой эволюции государственных форм.

Правильные формы государства имеют тенденцию вырождения в неправильные: царская власть – в тиранию, власть оптиматов – в олигархию и плутократию, демократия – в охлократию. При этом исчезает государство как таковое, не говоря уже о праве.

ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ИДЕОЛОГИЯ ДРЕВНЕГО РИМА

Политико-правовая идеология Древнего Рима неразрывно связана с эволюцией государства и права, что позволяет условно выделить три периода в се развитии:

1) царский – 754–509 гг. до н.э.;

2) республиканский – 509–27 гг. до н.э.;

3) монархический (императорский) – 27 г. до н.э. – 476 г.

В рамках каждого периода мыслители акцентировали внимание на актуально значимых прикладных проблемах, составлявших наиболее важные вехи в развитии политико-правовой идеологии Древнего Рима.

Учение Цицерона о государстве и праве

Марк Туллий Цицерон (106–43 гг. до н.э.) – знаменитый римский оратор, политический деятель и мыслитель, идеолог рабовладельческой аристократии. Он выражал стремление римской аристократии, напуганной восстаниями рабов и выступлениями плебейских масс, усилить государственную власть, улучшив ее форму, оправдывая при этом возросшее неравенство людей ссылками на законы природы.

Свои политико-правовые воззрения Цицерон, подражая Платону, изложил в диалогах «О государстве» и «О законах», а также в многочисленных политических и судебных речах. В значительной мере политическое и правовое учение Цицерона основывается на заимствованиях из концепций Платона, Аристотеля, стоиков. Однако он внес нечто принципиально новое в историю политической правовой мысли: Цицерон заложил основы юридической традиции (парадигмы) в интерпретации государства и права.

Учение о государстве. В отличие от этико-философской традиции в понимании государства как морального сообщества свободных граждан полиса, созданного для общего блага и справедливости, которую развивали Платон и Аристотель, Цицерон интерпретировал государство как публично-правовую категорию, рассматривая его как «общий правопорядок». Он определяет государство (ves publica) как дело, достояние народа, понимая под народом «нс любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов».

Основой, исходным принципом политического сообщества свободных граждан, созданного для реализации общего интереса, по Цицерону, является не добродетель, а право. Будучи выразителем интересов римской аристократии, Цицерон включал в понятие «парод» не всех свободных, а лишь тех, кто занят благородным умственным трудом. К числу презренных людей он относил ростовщиков, мелких торговцев, владельцев ремесленных мастерских, а также всех трудящихся. С такими людьми, занятыми «грязным делом», у достойных граждан не может быть никаких общих интересов.

Происхождение государства Цицерон рассматривал как естественный процесс, истоки которого лежат в природе человека. Он заимствовал положение Аристотеля о врожденной потребности человека к общению. Природная приверженность людей к общению обусловливает желание упорядочить это общение, взаимодействуя через государство. До него «врожденная потребность жить вместе» реализовалась в семье как первоначальном элементе общества, родовой общине. Только в государстве естественная потребность в общении находит самую совершенную и завершенную форму, поскольку государство по своей сущности есть воплощение того, что по природе есть справедливость и право. Таковым оно становится, если государственная власть вручена мудрецам, способным приблизиться к постижению божественного разума, а люди живут в соответствии с обычаями и традициями отцов.

Однако «врожденная потребность жить вместе» является наиболее важной, но не единственной причиной возникновения государства. Не менее значимой оказывается и потребность в охране частной собственности. Поскольку, по убеждению Цицерона, «частной собственности не бывает от природы», имущественные и социальные различия между людьми возникают не от рождения, а путем завоевания, завладения, на основе соглашения или закона. По этой причине государство является не только результатом врожденной потребности в общении, но и искусственным образованием, «народным установлением». Его цель – защита частной собственности. Так противоречиво уживаются в политическом учении Цицерона природные и социальные факторы происхождения государства.

Достижение согласия в вопросах права и реализации общего интереса зависит от формы государства. Ссылаясь на Аристотеля, Цицерон выделяет «правильные» и «неправильные» формы на основании: 1) способности государства к осуществлению определенной добродетели (цели правления) и 2) того, кто правит (количество правящих).

К правильным формам Цицерон относил: 1) царскую власть, «когда верховная власть находится в руках у одного человека»; при этом «благоволением своим нас привлекают цари»; 2) оптиматы (аристократию), «когда власть находится в руках у выборных», а правление олицетворяет мудрость; 3) демократию, когда «все находится в руках народа», а гражданам свойственна свобода. Им противостоят извращенные, «неправильные» формы: 1) тирания; 2) олигархия; 3) охлократия.

При всех достоинствах каждая из правильных форм страдает недостатками, главные из которых – односторонность, неустойчивость и склонность к вырождению в неправильные порочные формы. Царская власть (монархия), страдающая произволом единовластного правителя, вырождается в тиранию. Правление мудрых и доблестных (оптиматов) превращается в господство клики богатых и знатных (олигархии). Полновластие народа (демократия), «когда все решается по воле народа», приводит к «безумию и произволу толпы» (охлократии). Следует отметить, что уродливые формы правления не представляют собой государство как объединение свободных граждан, поскольку в условиях тирании, клики, охлократии господствует произвол, а не разум и справедливость.

Концепция идеального государства. Предотвратить склонность государства к вырождению и возникновению порочных состояний позволяет «наилучшая» форма – смешанная форма правления, образующаяся путем равномерного сочетания достоинств трех простых форм правления: монархии, аристократии и демократии.

Наиболее устойчивым и совершенным, по мнению Цицерона, является государство, где «было бы нечто выдающееся и царственное, чтобы одна часть власти была уделена и вручена авторитету первенствующих людей, а некоторые дела были предоставлены суждению и воле народа» [1] .

В отличие от утопического идеального государства Платона Цицерон описывает государственный строй, который вполне достижим. В качестве такого реально существующего государства Цицерон рассматривал Римскую республику, в которой монархические начала представлены властью консулов, аристократические – правлением сената, демократические – народным собранием и народными трибунами. Он восхваляет мудрость «отцов» и «дедов», которые осознали «необходимость равномерного распределения прав, обязанностей и полномочий, с тем, чтобы достаточно власти было у магистратов, достаточно влияния у совета первенствующих людей и достаточно свободы у народа».

Идеальное государство (аристократическая сенатская республика) может стать вечным при следующих условиях:

• разделении и взаимном равновесии властей;

• существовании мудрого государственного деятеля (политика);

• наличии идеального гражданина как субъекта государства и права;

• существовании справедливых законов.

Теория мудрого и добродетельного политика, государственного деятеля (речь идет о политической элите) развивалась Цицероном в противовес узурпаторским устремлениям Суллы, Помпея, Цезаря, Антония, Октавиана, стремившихся монополизировать власть в своих руках. В этом выражалась ностальгия по уходящим республиканским институтам, которые уже объективно не могли эффективно управлять огромным государством. Им на смену шла монархия. Назначение мудрого политика (элиты) состоит в том, чтобы «сделать жизнь людей более безопасной и более богатой».

Цицерон наделяет политика (элиту) целым рядом добродетелей:

• мудростью, основанной на знаниях науки о государстве и праве, которая позволяет ему предвидеть неблагоприятные изменения в форме государства и предупредить их;

• стремлением служить общему благу и справедливости;

• решительностью и доблестью в обеспечении всеобщего согласия и правопорядка;

По Цицерону, высшим проявлением добродетели и долга является активное участие граждан в политической жизни. Добродетельное поведение идеального гражданина обусловлено его стремлением неукоснительно следовать справедливости (не причинять вреда чужому имуществу и правам), истине, трудиться для общего блага, защищать отечество.

Заметим, что образцы идеального государства, мудрого политика и идеального гражданина у Цицерона оказываются в прошлом, а не в будущем. Восхваляя Римскую республику времен «отцов» и «дедов», он выражал требования римской аристократии, которая настаивала на реставрации республиканских учреждений и порядков. Однако время республики уже безвозвратно прошло; Рим становился империей с единоличной властью императора и господством бюрократии.

Учение о праве: сущность и виды права. Цицерон развивает учение о естественном праве, продолжая традиции стоиков. Понимание права он выводит из идеи мирового, всеобщего закона природы. В его основе лежат принципы человеческой природы, неотъемлемые, вечные и неизменные качества – разум и справедливость, которые составляют естественное право – высший, истинный закон.

Разум и справедливость являются основой согласия людей, объединившихся в государство. Разум означает естественно-правовое требование жить в согласии с природой, что предполагает жить честно и добродетельно, а справедливость как основной принцип естественного права «воздает каждому свое и сохраняет равенство между ними» (т.е. гражданами). По Цицерону, «первое требование справедливости состоит в том, чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью, а затем, чтобы все пользовались общей собственностью как общей, а частной как своей».

Таким образом, понимая естественное право как высший, истинный закон, Цицерон определяет его как «разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая, от преступления отпугивает. » [2] .

Первоначально Цицерон различает естественное право (высший, истинный закон) и писаный закон, т.е. законы и установления государства (в современной терминологии – позитивное право).

Они различаются, прежде всего, по источнику происхождения: «истинный и первый закон, способный приказывать и воспрещать, есть прямой разум всевышнего Юпитера». Естественное право устанавливается природой, а позитивный закон – человеческими решениями и постановлениями. Цицерон замечал, что истинный закон (естественное право) не зависит от мнения и усмотрения людей. Поскольку «если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право разбойничать, право прелюбодействовать, право предъявлять подложные завещания, – если бы права эти люди могли получить одобрение голосованием или решением толпы».

Кроме того, естественное право и писаное право различаются по времени возникновения. Естественное право возникло «раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано». Писаное право, как и государство, является воплощением того, что по природе есть справедливость и право.

Наконец, истинный закон и писаное право обладают различной юридической силой. Естественное право (истинный закон) есть «сила природы», «ум и сознание мудрого человека», «мерило права и бесправия». По этой причине естественное право обладает верховенством над писаным законом. Законы государства должны соответствовать установленному в природе божественному порядку, в противном случае они не имеют законной силы. Соответствие писаных законов естественному праву является критерием и мерилом их справедливости. Цицерон замечал, что «предлагать полную или частичную отмену истинного закона – кощунство; сколько-нибудь ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем» [3] .

Писаное право (позитивное право) составляют законы, традиции и обычаи предков, санкционированные государством, решения сената (сенатусконсульты), приговоры судей, повеления народов. Заслуга Цицерона заключалась в том, что он заложил правовой принцип во взаимоотношения управляющих и управляемых: «Под действие закона должны подпадать все, а не только некоторые, избранные граждане». Таким образом, он стоял у истоков теории правового государства.

Еще одна классификация права связана с характером регулируемых интересов и осуществляется преимущественно внутри позитивного права. Все, что связано с пользой отдельных лиц, регламентирует частное право. Отношения, которые затрагивают интересы государства, регулирует публичное право, а вопросы войны и мира, заключения договоров, соблюдения обязательств находятся в сфере международного права («права народов»), которое включает отдельные положения естественного права.

  • [1]Цицерон М. Т. Диалоги. О государстве. О законах. С. 22.
  • [2]Цицерон М. Т. Диалоги. О государстве. О законах. С. 99.
  • [3]Цицерон М. Т. Диалоги. О государстве. О законах. С. 113.

Законы Цицерона

Реальный словарь классических древностей. Под редакцией Й. Геффкена, Э. Цибарта. — Тойбнер . Ф. Любкер . 1914 .

Смотреть что такое «Законы Цицерона» в других словарях:

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (Leges duodecim tabularum), один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в … Энциклопедический словарь

Законы двенадцати таблиц — Leges duodecim tabularum один из древнейших сводов римского обычного права (5 в. до н. э.) на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст Законов двенадцати таблиц не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Политология. Словарь.

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (лат. leges duodecim tabularum) один из древнейших (V в. до н.э.) сводов римского обычного права, составленный на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст З.д.т. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Юридическая энциклопедия

ЗАКОНЫ ВЛАСТИ — • Legum latio. В первобытное время греческих государств, как и государства вообще, законы (νόμοι) являются не как нечто сотворенное и переменное, а как прочная власть, обязующая государство, не изменяющаяся и не имеющая определенного… … Реальный словарь классических древностей

ЗАКОНЫ M. ТУЛЛИЯ (ЦИЦЕРОНА) — •Leges Tulliae, законы консула М. Туллия Цицерона, 63 г. до Р. X.: 1) de ambitu (см. это слово); 2) de liberis legationibus, старался уничтожить злоупотребление так называемыми liberae legationes (командировками), но вследствие противодействия… … Реальный словарь классических древностей

ЗАКОНЫ КЛОДИЯ — • Leges Clodiae, законы народного трибуна П. Клодия, 58 г. до Р. X.: 1. frumentaria, см. Largitio; 2. de iure et tempore legum rogandarum (ne quis eo die de caelo servaret, quo cum populoagi posset), уничтожавший закон… … Реальный словарь классических древностей

Законы Туллия — • Leges Tulliae, законы консула М. Туллия Цицерона, 63 г. до Р. X.: 1. de ambitu (см. Амбитус); 2. de liberis legationibus, старался уничтожить злоупотребление так называемыми liberae legationes (командировками), но… … Реальный словарь классических древностей

ЗАКОНЫ ДВЕНАДЦАТИ ТАБЛИЦ — (лат leges duodecim labularum) один из древнейших (V в. до н.э.) сводов римского обычного права, составленный на 12 досках таблицах (отсюда название). Текст З.д.т. не сохранился и реконструируется на основе упоминаний и ссылок, содержавшихся в… … Энциклопедический словарь экономики и права

ЗАКОНЫ МЕССИЯ — • Leges Messiae, трибуна К. Мессия, 57 г. до P. X.: 1. предложение о возвращении из изгнания Цицерона. Cic. р. red. in sen. 8, К. Фабриций внес это предложение в народное собрание, см. Lex Fabricia, Закон Фабриция; 2. de … Реальный словарь классических древностей

Детство и молодость Цицерона — Детство и молодость Цицерона первая из цикла статей о жизни и деятельности Марка Туллия Цицерона. Содержание 1 Цицерон в Арпине 1.1 Малая родина 1.2 Семья Цицерона … Википедия

Учение Цицерона о естественном праве и писаном законе

Цицерон продолжал развитие идеи о естественном праве. В его объяснении – это закон, основанный на разуме, соответствующий природе и одинаковый для всех людей. Естественное право, согласно Цицерону, возникло раньше всех писаных законов, поскольку устанавливается природой, а не человеческими решениями. Между тем, говоря о естественных правах любого человека, Цицерон, оправдывал институт рабства.

Поскольку право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями, поэтому основное требование при установлении законов: законы должны соответствовать справедливости и праву, ибо последние не зависят от мнения и усмотрения людей. Закон, устанавливаемый людьми не должен нарушать порядок в природе.

Существует соответствие или несоответствие человеческих законов природе и естественному праву, которое выступает как критерий и мерило справедливости или несправедливости.

Большое значение придавал созданию введения (преамбулы) к закону, которая необходима для укрепления божественного авторитета закона, так как закону свойственно не только принуждать какого- либо силой, но и убеждать людей в необходимости исполнять закон, следовать закону.

При создании законов считал, что необходимо опираться на два положения: традиция и универсализм законотворчества:

а) законы должны соответствовать установленному в государстве строю, традициям и обычаям предков;

б) законы должны, исходя из общих основ человеческой природы, носить универсальный характер: «… мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких».

в) сформулировал правовой принцип: «под действие закона должны подпадать все».

В отличие от учения:

Аристотеля, сформулировавшего этическое понимание государства, Цицерон предложил юридическое определение государства;

Платона, для которого государство есть идея, воплощенная в жизнь, Цицерон рассматривает государство как конкретную историческую и правовую реальность;

Полибия, который говорил о смешанной форме правления государства, как очередной форме власти, Цицерон предполагал вечное существование смешанного правления.

4.3. Римские юристы о праве и его видах.

Римское правоведение ведет свое начало из жреческого сословия. Молитвы, магические заклинания послужили первоосновой для формирования правовой формулы. В начале III в до н.э. был создан свод религиозных и правовых формул, созданных жрецами. С этого времени начинается период становления светского правоведения. «Золотой век» — время расцвета юридической мысли приходится на II век — начало III в. В этот период работали известные юристы: Цельс, Помпоний, Гай, (II в.); Ульпиан, Модестин, Папиниан (конец II в.- III в. н.э.).

Римские авторы отразили принципиально новую, отличную от древнегреческой социально- историческую и политико-правовую реальность: кризис полисной системы, достаточно высокое развитие отношений частной собственности и права, превращение Рима в мировую державу и т.д. Все это нашло свое выражение:

в создании права как науки. Римское государство держалось не только на силе и принуждении. Римляне отделили писаное право от неписаной морали и обычаев, римляне придумали правовой принцип. Характерные черты римского права – его универсализм и систематичность, подробная детализация.

в создании самостоятельной науки – юриспруденции; римские юристы разработали целый комплекс юридических дисциплин;

в делении писаного права на частное и публичное. Римский юрист Ульпиан определил частное право как право, служащее интересам отдельного лица; публичное право, как право, служащее интересам государства.

в существовании двух источников права:

а) древнейшие римские законы (законы XII таблиц);

б) юридическая деятельность самих римских юристов, которые не боялись сформулировать новое начало в праве, но не путем отмены старого закона или обычая, а обходным движением. Эта особенность делала римское право, постоянно развивающимся институтом античности.

в образовании такого понятия как «международное право». В ранний период римской истории правами римлян могли пользоваться только римские граждане. По мере роста империи, римское гражданство потеряло свои узконациональные черты. Для свободных граждан, не римлян по происхождению, создается особая система частного права – «право народов», которое обосновывает Цицерон, говоря о праве народов, как части естественного права международного общения.

Творческое наследие Цицерона и древнеримских идей в целом, оказало большое влияние на всю последующую человеческую культуру. Политико-правовые идеи находились в центре внимания христианских мыслителей, они получили свое развитие в эпоху Возрождения, и особым интересом пользовались у французских просветителей.

Как повлияли исторические условия на формирование политико-правовых воззрений Древнего Рима? Приведите примеры.

Какое определение государству дал Цицерон? У истоков, какой политико-правовой идеи стоит данное определение государства?

Что нового в теоретическое наследие политико-правовой мысли привнесли римские юристы?

Задание 1. Прочитав высказывания Цицерона, определите характерные черты римского права:

«мы издаем законы не для одного только римского народа, но и для всех народов, честных и стойких духом»;

следует установить «не только для магистратов меру их власти, но и для граждан меру их повиновения»;

Задание 2. Этот закон Цицерон называл истинным. Как он называется? Какой принцип лежит в основе этого закона?

«Истинный закон – это разумное положение, соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая; запрещая от преступления, отпугивает; оно, однако, ничего, когда это не нужно, не приказывает честным людям и не запрещает им и не воздействует на бесчестных, приказывая им что-либо или запрещая. Предлагать полную или частичную отмену закона – кощунственно; сколько-нибудь его ограничивать его действие не дозволено; отменить его полностью невозможно, и мы ни постановлением сената, ни постановлением народа освободиться от этого закона не можем»;

Этот закон «возник раньше, чем какой бы то ни было писаный закон, вернее, раньше, чем какое-либо государство вообще было основано»;

«Если бы права устанавливались повелениями народов, решениями первенствующих людей, приговорами судей, то существовало бы право предъявлять подложные завещания, если бы права эти могли получать одобрение голосованием или решением толпы»;

Задание 3. Платон, Аристотель и Цицерон дали свое понимание государства. Определите для каждого из них соответствующую формулировку государства.

Государство – это единый организм, который можно уподобить человеческому телу, каждый орган которого по-своему важен и необходим. Удовольствия и скорби в этом организме являются общими для всех граждан, так как «государство есть ни что иное как увеличенная фотография нашей души; эта гигантография в широких измерениях воспроизводит все, что есть в нашей душе, психэ…Государство возникает тогда, когда любой из нас не «авторхичен», т.е. не самодостаточен, и нуждается в помощи многих других, ближних и дальних».

Государство – продукт естественного развития. В этом отношении оно подобно таким естественно возникшим первичным общениям, как семья и селение. Но государство – высшая форма общения, обнимающая собою все остальные общения….Человек по своей природе существо политическое, и в государстве (политическом общении) завершается генезис этой политической природы человека.

«Народ не любое соединение людей, собранных вместе каким бы то ни было образом, а соединение многих людей, связанных между собой согласием в вопросах права и общностью интересов»

Задание 4. Сравните две точки зрения: А.Ф. Лосева и Гегеля. Что общего в этих высказываниях по оценке римского права? О каких характерных особенностях римского права говорят философы?

А.Ф. Лосев: «Уже одного такого грандиозного и всемирно-исторического явления, как римское право, вполне достаточно для того, чтобы подтвердить эту характеристику римского чувства социальной жизни. На свете не было другого права, которое бы так превратило живые человеческие отношения в голое вычисление, в алгебру; и чтобы создать эту рационалистическую громаду, нужны были века пластичного, то есть схематического, ощущения социальной жизни. Только всенародный опыт безличной социальности так рассудочно и с такой беспощадной, свирепой, с такой нечеловеческой логикой мог воспроизвести живое общение личностей в виде схем, в виде самоочевидных выводов, в образе математически точно решаемых алгебраических уравнений, в виде римской юриспруденции или римской военной науки, получивших с тех пор мировое значение вплоть до настоящего времени»;

Гегель: «Рим с самого начала был чем-то искусственным, насильственным…Государство, которое только что образовалось и основано на насилии, должно быть поддерживаемо насилием. Из такого происхождения вырастает не нравственная связь, достойная свободных людей, а вынужденная субординация …в то время как в эллинском полисе людей связывало множество незримых нитей, что порождало внутреннее единство общины и неформальный, конкретный характер права, в Римском государстве, напротив, господствовали формализм, внешняя регламентация и стремление к систематизации всей жизни на основе нескольких абстрактных принципов».

Задание 5. Прочитайте тексты с высказываниями римских юристов. Что понимали под «правом» римские юристы?

— Цельс: «Право есть искусство добра и справедливости»;

— Ульпиан: «Изучающему право надо, прежде всего, узнать, откуда происходит слово jus; оно получило свое название от justitia (правда, справедливость)…»;

— Павел: « «право» означает то, что всегда является справедливым, каково есть естественное право».

Еще по теме:

  • Налог на квартиру льготы детям Ребенок-инвалид и налог на имущество Обязанность по уплате налога Платить налог должны лица, признаваемые плательщиками данного налога (ст. 19 НК РФ). Согласно ст. 400 НК РФ плательщиками налога на имущество физических лиц являются граждане, обладающие правом собственности на имущество, […]
  • Мигранты налоги 2018 Работники-мигранты «на патенте»: разбираем отдельные НДФЛ-ситуации Независимо от срока пребывания в РФ, доходы иностранцев, работающих по патенту, облагаются НДФЛ по ставке 13% п. 3 ст. 224, п. 1 ст. 227.1 НК РФ . Как известно, работодатели, у которых трудятся иностранцы, получившие […]
  • 414 приказ мчс Приказ МЧС России от 1 августа 2016 г. № 414 "О внесении изменения в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, утвержденные приказом МЧС России от 15.12.2002 № 583” (не вступил в силу) Внести изменение в Правила эксплуатации защитных сооружений гражданской обороны, […]
  • Место выплаты пособия на погребение Как получить пособие на погребение в 2018 Пособие на погребение является частью социальной помощи, которая выделяется гражданину РФ , взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего. Особенности оформления пособия на погребение будут рассмотрены нами в данной статье. Кто […]
  • Правила для модниц Как носить трикотаж в 2017-м: три правила для модниц Фотогалерея: Как носить трикотаж в 2017-м: три правила для модниц С чего стоит начать подготовку к осеннему сезону? Конечно же, с трикотажа. Проводим ревизию прошлогодних запасов, составляем список нужных обновок, меряем и подбираем […]
  • Газпром подать жалобу Горячая линия Газпром Телефон горячей линии Газпром Для клиентов, сотрудников и акционеров нефтегазодобывающей компании Газпром работает несколько горячих линий, по которым можно задать вопросы касаемо ее деятельности. По телефону 8 800 200 68 28 можно задать вопросы и получить […]
  • Ревизорро написать жалобу Шоу «Ревизорро» оштрафовали почти на 700 тысяч рублей 4 октября 2016 13:34 22 Передача вышла в эфир, когда "Ревизорро" вела еще предшественница Ольги Романовской Фото: телеканал "Пятница!" Еще в декабре прошлого года Арбитражный суд Москвы одобрил иск ресторана быстрого питания «Роял […]
  • За каждый день просрочки алиментов За каждый день просрочки алиментов Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Формула и […]