Если правила о-е в корне

Если правила о-е в корне

Правописание о — ё в корне после шипящих? помогите плиз 5 класс у меня иг зачет.

  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение

Abylkan 05.05.2012

Ответы и объяснения

  • МирошкинаАнастасия
  • середнячок

Одно из самых трудных правил , на которое делается очень много ошибок, —
это написание букв О — Е (Ё) в корнях слов после шипящих (щ, ч, ж, ш).
А запомнить его совсем нетрудно:

если буква Ё стоит под ударением и при изменении слова вместо Ё (О)

четко слышится Е , то в корне пишем Ё
(например, щЁлкать — щ Е лкунчик, ш Ё пот — ш Е птать);

в заимствованных словах без ударения пишем О (ш О ссе, ш О колад); исключения составляют следующие слова, в которых под ударением пишется О : крыж О вник, изж О га, ш О рох, заж О р, ж О м, трущ О ба, трещ О тка, ш О в, ш О мпол.

  • Комментарии
  • Отметить нарушение

1. В КОРНЕ СЛОВА под ударением нужно написать Ё в том случае, если в других формах этого слова или в однокоренных словах пишется буква Е: ШЁПОТ (потому что ШЕПЧЕТ), ПЧЁЛЫ (потому что ПЧЕЛА), ЧЁРНЫЙ (потому что ЧЕРНЕТЬ), ЖЁЛТЫЙ (потому что ЖЕЛТЕТЬ), ШЁЛ (потому что ПРИШЕДШИЙ) и т. д. Так пишется большинство корней.
2. Если же проверочное слово подобрать не удается, то после шипящих, в корне, под ударением следует писать О: ШОВ, ШОРОХ, ШОРЫ, ИЗЖОГА, КРЫЖОВНИК, ОБЖОРА, ЧОКАТЬСЯ, ТРУЩОБА. Таких слов не очень много, и их обычно запоминают как исключения.
3. Если перед вами иноязычное по происхождению слово, то необходимо писать О после шипящего согласного в корне под ударением, например: КАПЮШОН, ШОК, ЖОНГЛИРОВАТЬ.

§ 4. Гласные О – Е после шипящих в корне.

ПРАВИЛО‑1. После шипящих в корне под ударением пишется буква е(ё) (соответствует в произношении звуку о ), если в родственных словах или в другой форме того же слова пишется е . При отсутствии таких соотношений пишется о .

ПРИМЕРЫ. Черный – чернеть, черт – черти. Шов, крыжовник.

УПРАЖНЕНИЕ‑1. Перепишите, вставляя пропущенные буквы.

Деш…ва рыба – деш…ва и уха (Русская посл.). Деш…вый сыр бывает только в мышеловке (Неизв.). Объяснение – тщательно переж…ванная логикой успокоительная таблетка (Виктор Гаврилов). Суверенные белок и ж…лток объединяет яичница (Геннадий Малкин). Ж…лудок просвещенного человека имеет лучшие качества доброго сердца: чувствительность и благодарность (А. С. Пушкин). Ирония – предохранительный клапан ж…лчного пузыря (Борис Лесняк). На добрый ж…рнов что ни засыпь, все смелется (Русская посл.). Пощ…чины улучшают кровообращение (А. Давидович). Как ты прич…сана , так тебя и слушают (Янина Ипохорская). От волос у него осталась только расч…ска (Э. Кроткий). Вы выиграли подсч…т голосов, а я – выборы (Анастасий Сомоса). Стоит ли возмущаться тем, что люди бывают ч…рствы , неблагодарны, несправедливы, надменны, себялюбивы и равнодушны? Такими они родились, такова их природа, и не мириться с этим – все равно, что негодовать, зачем камень падает, а пламя тянется вверх (Лабрюйер).

УПРАЖНЕНИЕ‑2. Придумайте и напишите краткое сочинение с приводимыми словами (в каждой паре первое слово – глагол, второе – имя существительное).

Ожёг – ожог. Поджёг – поджог. Поджигать – поджиг.

УПРАЖНЕНИЕ‑3. Вставьте пропущенную букву, выделите однокоренные слова и придумайте с ними краткое сочинение.

Бесш… вный, шок, крыж… вник, маж… рный, прож… рливый, изж… га, трущ… ба, чащ… ба, ч… каться, ч… порный, ш… мпол, ш… ковый, ш… в, ш… рох, ч… кнуться, крыж… венный, трещ… точный, трущ… бный, ч… порность, обж… ра.

УПРАЖНЕНИЕ‑4. Перепишите, вставляя пропущенные буквы в выделенные иноязычные слова. Попробуйте устно изложить эти афоризмы своими словами.

Слава беговой лошади всегда достается ж…кею (Э. Кроткий). От танкового интернационализма всегда остаются две губительные колеи: ш…винизм и национализм (З. Фаткудинов). Литература, тебя не ш…кирует жизнь? (Виктор Коняхин). Честная жизнь – вот единственная правильная религия (Ш…тландская посл.).

Буквы О, Ё после шипящих

После шипящих ж, ч, ш, щ для передачи ударного гласного О пишется буква о или ё. Выбор написания гласного подчинён правилу и зависит как от местонахождения в слове (корень, приставка, окончание), так и от частеречной принадлежности самого слова.

1. если в родственных словах или

в др. форме слова есть Е: беч ё вка (беч е ва), ш ё лк (ш е лка), щ ё тка (щ е тина), ч ё рный

если в родственных словах нет чередования Е//Ё, пишется О:

ч о каться, ч о порный, ш о рох

2. у глаголов на месте беглого

гласного — Ё: заж ё г (зажгу), подж ё г (подожгу), проч ё л (прочла), ш ё л (шла)

ож ё г (руку), подж ё г (сарай)

у существительных на месте

беглого гласного — О: изж о га (жгу), обж о ра (жрать), княж о н (княжна), ш о в (шва)

ож о г (руки), (подж о г) дома

в суффиксах сущ-х -ок-, -онк-,

-онок-: долж о к, деньж о нки, книж о нка, галч о нок, тысч о нка

4. в суффиксах отглагольных

сущ-х -ёвк-: размеж ё вка, корч ё вка (от корч е вать), ноч ё вка (от ноч е вать)

в суффиксах сущ-ных -овк-

отыменных производных словах): нож о вка, мелоч о вка (мелочь), реч о вка (речевой), хрыч о вка

5. в суффиксах страдат-х причастий

-ённ-: вооруж ё нный, напряж ё нный, прожж ё нный, отреш ё нный, сгущ ё нный → сгущ ё нка *

в суффиксах прилаг-х -ов-: еж о вый, алыч о вый, камыш о вый, холщ о вый

+ — он — с беглым О: смеш о н (смешной)

6. в суффиксах кратких причастий

-ён-: вооруж ё н, напряж ё н, прожж ё н, отреш ё н, освящ ё н

в суффиксах наречий: свеж о , горяч о , хорош о , общ о

7. в отглагольных прилаг-х: жж ё ный, печ ё ный, уч ё ный, суш ё ный,

туш ё ный → туш ё нка **

в окончаниях существительных:

вожж о й, мяч о м, плеч о , Фомич о м, плющ о м

8. в окончаниях глаголов: жж ё т, лж ё шь, стриж ё т, печ ё м, теч ё т

в окончаниях прилагательных:

чуж о го, больш о го

9. в сущ-ных с суффиксом -ёр-: дириж ё р, стаж ё р, ретуш ё р,

дж о нка, дж о уль, маж о р, пиж о н,

анч о ус, харч о , капюш о н, карниш о н, офш о р, ш о к, ш о рты, Щ о рс

  1. Буква О пишется также в словах крыж о вник и трущ о ба, в которых суффиксы -ов- и -об- в современном языке не выделяются.
  2. Буква Ё пишется в предложном падеже местоимения что: о ч ё м, на ч ё м, а также в словах поч ё м, нипоч ё м, прич ё м.
  3. В ряде слов иноязычного происхождения после шипящих ж, ч, ш пишется буква О: ш о фёр, ш о колад, ж о кей, ж о нглёр, ш о тландский, ш о ссе, ш о винизм, леч о , ранч о , капричч о , собственные имена Ш о пен, Ш о стакович, Боккачч о и др. Перечисленные примеры к вышеуказанному правилу относиться не могут, так как гласные после шипящих находятся в безударном положении.
  4. Раньше правильным было написание мелочёвка, плащёвка: эти слова считались исключениями. Сейчас их написание подведено под общее правило и зафиксировано в «Русском орфографическом словаре» РАН под ред. В. В. Лопатина.

*, ** — в словах, производных от причастий и прилагательных, сохраняется написание Ё.

Буквы о/ё после шипящих в корне слова

Цели:

предметные:

  • познакомить с орфограммой (вспомнить орфограмму),
  • учить видеть условия выбора орфограммы;
  • развивать умение применять изучаемую орфограмму в тексте;
  • познакомить с этимологией ряда слов с изучаемой орфограммой;
  • повторить изученные орфограммы в корне;

метапредметные:

  • развивать способность к целеполаганию;
  • развивать умение наблюдать, анализировать, делать вывод, конструировать правило самостоятельно;
  • развивать способность к само- и взаимооценке;
  • совершенствовать умение работать с этимологическим и орфографическим словарем;

личностные:

  • развитие логики-аналитического мышления,
  • расширение лексикона детей;
  • развитие творческих способностей;
  • развитие письменной связной речи.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лингвистическая словообразовательная разминка или игра “Третий лишний”.

На этом этапе урока может быть использован любой приём, игровой момент, активизирующий мышление учащихся, создающий мотивацию работы”, “включающий в урок”. Материал заданий может быть связан с изученным материалом или подводить к новой теме.

Пример заданий игры “Третий лишний”. Назовите “третье лишнее” среди данных слов, обоснуйте свое решение:

  • растительность, росточек, вырасти (“Росточек”, так как это слово-исключение в орфограмме “Чередующиеся гласные в корнях раст-ращ-рос);
  • скосить, коса, коснуться (“Коснуться”, так как в корне этого слова орфограмма “Чередующиеся гласные”, а в двух первых – “Безударная гласная, проверяемая ударением”.

Пример задания лингвистической словообразовательной разминки. Отгадайте задуманное слово, если в нем

  • приставка имеет значение “соединение”,
  • корень как в слове “вырастить”,
  • суффикс – частеречный (глагольный), как в слове “прочитать”,
  • окончание указывает на такую форму глагола: настоящее время, 3 л., мн.ч.,
  • постфикс со значением “возвращение действия на предмет”

Задуманное слово – “с-раст-а-ют-ся”.

3. Новый материал.

1) Актуализация изученного материала.

— Какие орфограммы в корне мы повторили и изучили с начала года? Назовите с примерами. (Тот, кто затрудняется, может листать учебник и тетрадь.)

/“Безударные гласные корне”, в том числе “Чередующиеся”,

“Сомнительные, непроизносимые и удвоенные согласные в корне”,

“Буквы И-У-А после шипящих”/

— Какие согласные относятся к шипящим? Почему они так называются?

2) Запись темы. Постановка целей урока.

— А сегодня мы познакомимся или вспомним еще одну орфограмму в корне.

Запишите, пожалуйста, тему урока: “Буквы О\Ё после шипящих в корне слова”.

— Какова цель сегодняшнего урока? (Познакомиться с орфограммой, условиями ее выбора, узнавать слова с орфограммой в предложениях, текстах, уметь объяснить правописание слов с данной орфограммой, научиться правильно писать слова с орфограммой. Кроме того, всегда ставим перед собой задачу узнать на уроке что-то новое, развить полученные умения и навыки.)

— Как можно достичь этих целей? (Работа со словами, предложениями, текстами, содержащими слова с данной орфограммой, наблюдение, сопоставление, формулировка выводов, орфографическая тренировка (письмо) и др.)

3) На доске записаны слова. Проанализируйте их.

Буквы О\Е после шипящих в корне слова

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Программа: на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (базовый уровень) и Программы по русскому языку для 5-9 классов (авторы Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын). Учебник «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях под редакцией Л.М. Рыбченковой.

Алиева Гульсем Джевдетовна- учитель русского языка и литературы

МБОУ «Старокрымская ош №2»

Тип урока. Урок изучения нового материала.

анализировать, перерабатывать и сравнивать информацию (находить общее и отличное, самостоятельно делать выводы и т.д.);

находить орфограмму – букву О, Ё после шипящих под ударением в корне слова, правильно писать слова с изученной орфограммой, различать виды орфограмм с общим опознавательным признаком – наличием шипящего: букв А, У , И после букв шипящих, букв О, Ё под ударением после букв шипящих в корне, непроверяемой буквы безударного гласного в корне, буквы Ь после букв шипящих в конце имён существительных, графически обозначать опознавательный признак орфограмм и условия их выбора.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

II. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.

Используется презентация на этапах актуализации, постановки проблемы и открытия новых знаний

1. – Запишите слова группами в зависимости от орфограммы (слова представлены на слайде с помощью компьютера):

Ночь, чаща, круча, дрожь, роскошь, луч, ключ, жизнь, шило, пустошь, щавель, чудо.

Слова должны быть записаны в два столбика с орфограммой «Буква Ь после шипящих в конце имён существительных» и «Буквы И , У , А после шипящих». (Это материал, изученный в начальных классах.)

2. Проверка проводится с помощью следующего слайда:

– Какие группы у вас получились? Сравните их с группами слов на слайде. Озаглавьте каждую группу по виду орфограммы. Подчеркните названные орфограммы.

– Что объединяет эти слова? (Общий опознавательный признак орфограмм – наличие буквы шипящего.)

– Обозначьте в словах этот опознавательный признак.

– Назовите условия выбора орфограмм.

– На основе графических обозначений сформулируйте правила.

3. – Назовите слово, при произнесении которого нужно знать орфоэпическую норму. ( Щавель .)

– С какой особенностью произношения связана эта норма? (С ударением.)

– Опираясь на подобранный дома материал, проведите самопроверку домашнего задания.

Несколько человек записывают на доске по 3–4 слова из своих личных орфоэпических мини­словариков, не делая никаких дополнительных обозначений (это слова, в которых возможны ошибки в произношении или ударении). Остальные учащиеся читают их вслух, при необходимости объясняются орфоэпические особенности данных слов.

Владеть приёмами анализа и систематизации материала.

Соблюдать в практике речевого общения орфоэпические нормы.

III. Постановка проблемы (основного вопроса урока).

Ученики читают материал и выполняют задания под рубрикой «Определяем основной вопрос урока». (Этот материал представлен в презентации, в этом случае работа проводится при закрытых учебниках.)

При подходе к проблеме важно зафиксировать ещё раз опознавательный признак орфограммы – наличие буквы шипящего, а также новый вид орфограммы, так как есть возможность выбора буквы гласного О или Ё под ударением. Это и служит основой постановки проблемного вопроса: какую букву – О или Ё – нужно писать под ударением после буквы шипящего? Проблемный вопрос можно записать на доске, а после этого сравнить с формулировкой в учебнике.

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать проблему урока.

3. Искать пути решения проблемы.

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

IV. Изучение нового материала.

1. На слайде с помощью компьютера предлагается материал для наблюдения (два столбика слов из упр. 59), используются вопросы и задания перед упр. 59.

2. Далее учащиеся самостоятельно (можно в парах) по заданию после текста упр. 59 подбирают и записывают в тетрадях однокоренные слова к словам 1­го столбика, устанавливают закономерность замены буквы Ё на Е в корнях однокоренных слов:

и существительные щёлка – щель.

Затем устанавливают невозможность подобной замены при подборе однокоренных слов во 2­м столбике, делают вывод о написании буквы Ё или О после букв шипящих в корне и сравнивают с формулировкой в учебнике.

Отдельно проводится работа с графическими моделями орфограммы.

Перерабатывать и преобразовывать информацию (текст, схема, модель).

V. Развитие учебно­языковых, речевых умений и правописания.

1. Выполнение упражнений для первичного развития умений.

Упр. 60 – развивается умение объяснять условия выбора орфограммы – буквы Ё, О после букв шипящих в корне слова, ориентируясь на мнемоническое правило (заучивание слов­исключений), а также подбор (устно) однокоренных слов с Е.

Выборочное списывание с графическим обозначением условий выбора орфограммы.

Упр. 61 – развивается умение писать букву О или Ё в корне слова после букв шипящих, а также слова с ранее изученными орфограммами – буквами гласных, согласных, Ь.

Можно провести как предупредительный диктант.

Упр. 62 – развивается «обратное» умение – подбирать и писать слова с орфограммой –буквой Ё после буквы шипящего в корне на основе приведённых однокоренных слов с Е в корне.

Упр. 63 – развивается лексическое умение – соотносить слово с изученной орфограммой и его лексическое значение, совершенствуются орфографические умения – писать слова с орфограммой – буквой О или Ё после буквы шипящего в корне, а также устно и графически обозначать условия выбора этой орфограммы.

Первую часть задания ученики выполняют коллективно устно (к слову подбирается толкование и наоборот – сначала читается толкование, потом ученики называют слово).

На слайде с помощью компьютера или на доске записаны два предложения:

Мальчик нечаянно ожёг руку. К счастью, ожог был несильный.

Вопросы и задания к ним:

Назовите два одинаково звучащих слова. ([ажок].)

Сравните их написание. Что необычного заметили?

Как связаны эти слова с темой урока? (После букв шипящих под ударением гласные звуки обозначаются разными буквами.)

П. – Как называются такие слова? (Омофоны – имеют только одинаковое звучание, а пишутся по­разному.) Предположите, почему слова пишутся по­разному. В чём их различие? (Разная часть речи, член предложения.)

Сравните свои предположения со справкой в рамке «Запомни и различай!».

Предложения записываются с доски, делаются графические обозначения (см. в рамке).

Какой частью речи является слово ожог со значением «обожжённое место на ткани организма» в упр. 63?

Какую букву после буквы шипящего вы напишете?

б) Самостоятельное осложнённое списывание слов из упр. 63 с графическим обозначением условий выбора изученной орфограммы. Взаимопроверка.

2. Развитие умений не смешивать изученную орфограмму с орфограммой – буквой безударного гласного после буквы шипящего в корне слова.

На доске записаны слова: ш_ссе, ш_колад, Ш_тландия, ш_фёр, ж_нглёр.

Какой опознавательный признак объединяет эти слова? (Наличие шипящего перед гласным.)

Можно ли сказать, что перед нами слова с орфограммой – буквой О/Ё после буквы шипящего в корне слова? Почему?

Чем отличаются эти слова от слов с изученной орфограммой из упр. 60–63? (Выбор написания – О или А (а не Ё), безударное положение гласного.)

Какие бы буквы вы вставили в эти слова? Почему?

Проверим себя. Прочитайте правило на с. 48 (после упр. 63), а также слова под рубрикой «Запомни».

Как называется эта орфограмма? (Непроверяемые буквы гласных в корне слова.)

Следует обратить внимание учащихся на графическое обозначение – знак ударения в словах.

Как вы думаете, почему это правило включено в §6? (Здесь есть два сходных условия выбора с орфограммой О/Ё – это написание после букв шипящих в корне слова.)

Осложнённое списывание слов с доски с графическим обозначением условий выбора орфограммы – непроверяемой буквы безударного гласного в корне слова.

Еще по теме:

  • Неустойка за просрочку договор подряда Неустойка за просрочку договор подряда Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, пенсии Главная Взыскание […]
  • Работа с проживанием чита Работа с проживанием чита ДАС-групп Профешнл. • Чита Рабочие-строители с проживанием Старшая медсестра в пансионат (с проживанием) Гросс/год: 45 000 руб. Сторож - разнорабочий группа компаний • Чита Электромонтажник (вахта) Гросс/год: 85 000 руб. Водитель категории B, C, D, E Логистик […]
  • Написать наследство на квартиру Образец завещания на квартиру на 2017 год Документальное закрепление последней воли может помочь при распределении собственности составителя. Какими особенностями обладает этот юридический документ? Как грамотно составить и оформить бумагу? Как завещать квартиру? Существуют ли нюансы, о […]
  • Сколько стоит страховка на машину на ваз 2106 Узнай сколько стоит полис ОСАГО на твою машину в 2018 году Легковые автомобили Легковые такси Маршрутные автобусы Автобусы Автобусы > 16 мест Грузовые авто Грузовые авто > 16 тонн Тракторы и стоит. техника Мотоциклы Троллейбусы Трамваи Сначала выберите […]
  • Увольнение при непрохождении испытательного срока Увольнение не прошедшего испытательный срок В ст. 71 ТК РФ сказано, что если работник не прошёл испытательный срок, работодатель может его уволить. Однако есть несколько особенностей увольнения на испытательном сроке по инициативе работодателя. Работодатель обязан подтвердить […]
  • Социальные законы и закономерности функционирования Социальные законы и закономерности функционирования Новости Учеба Расписание Конспекты Сессия О нас Студенты Преподаватели Авторы Общение Гостевая книга Форум Другое Библиотека Газеты Ссылки Понятие социальных законов Социальные […]
  • Исковое заявление о возмещение материального ущерба работником Исковое заявление о возмещение материального ущерба работником Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации Иском о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]