Наглядное пособие по медицине

Содержание страницы:

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ, в медицине

НАГЛЯДНЫЕ ПОСОБИЯ — плоскостные и объемные изображения предметов и явлений, специально создаваемые для целей обучения, или производственные и природные объекты в их естественном или препарированном виде. Применяются с целью создания у обучаемых более конкретных, образных представлений об изучаемых предметах, явлениях и событиях и формирования понятий для усвоения отвлеченных связей и зависимостей, а также в сан.-просвет, работе. Н. п. повышают внимание и интерес слушателей к излагаемому вопросу.

Принцип наглядности в обучении был выдвинут впервые еще в 17 в. известным чешским педагогом Ко-менским (J. A. Komensky), к-рый сформулировал «золотое правило»: «все, что. можно, предоставлять для восприятия чувствам. ». К. Д. Ушинский под наглядным обучением понимал такое обучение, к-рое строится не на отвлеченных представлениях, а на конкретных предметах, непосредственно воспринимаемых человеком. Он считал необходимым непосредственное восприятие предмета обучаемым и чтобы под руководством преподавателя «.. .ощущения учащегося превращались в понятия, из понятий составлялась мысль, и мысль облекалась в слово». На современном этапе непосредственное восприятие конкретных предметов должно способствовать тому, чтобы мысль облекалась не только в слово, но и в конкретное действие. Проф. С. И. Архангельский, разработавший основные принципы теории наглядности, считает, что наглядности в учебном процессе принадлежит как бы «архитектурная» роль: придавать элементам знаний очевидный характер.

Наглядный метод пред ематривает использование в целях обучения как реальных предметов, так и наглядных способов, в т. ч. технических средств информации. Н. п. должны соответствовать содержанию учебных программ и учебников (см. Учебники медицинские), методам и приемам обучения, возрастным особенностям обучаемых, а также удовлетворять определенным научным, профессиональным, эстетическим, санитарно-бытовым, техническим и экономическим требованиям. Н. п. весьма разнообразны по своему назначению, содержанию, способам изображения, материалам и технологии изготовления, по методам и приемам использования. Их обычно делят на естественные (натуральные), к-рые наиболее предпочтительны в медицине, и изобразительные.

К естественным Н. п. в медицине относят реальные объекты изучения: непосредственно больной, макро- и микропрепараты, животные, хирургические инструменты, приборы, аппараты, образцы продукции хим.-фарм. промышленности и т. д. Использование этого вида Н. п. может сопровождаться определенными трудностями (недостаточность или отсутствие реальных предметов обучения, ограниченность проведения манипуляций на живом организме и т. д.).

К изобразительным Н. п. относят предметы и явления, изображенные средствами искусства и техники. По способам изображения они могут быть образными (модели, макеты, муляжи, картины и др.) и схематическими, условными, передающими в предмете или явлении самое главное, основное, в определенной логической последовательности, с использованием условных графических знаков, условной раскраски: карты, схемы, диаграммы (см. Графические изображения).

Н. п. делятся на объемные и плоскостные. К объемным Н. п. относятся модели реальных объектов изучения, муляжи, макеты. К объемным относятся также все естественные Н. п. (больной, макро- и микропрепараты и др.).

Любой реальный объект, особенно человеческий организм, является чрезвычайно многообразным и сложным, поэтому при создании модели опускают все несущественное, оставляя лишь главное, что, несомненно, упрощает восприятие.

Модели делятся на две основные группы. Первая группа — вещественные модели, изготовленные из какого-либо материала (гипса, папье-маше, пластмассы, дерева и т. д.) и сохраняющие не только геометрическое подобие с изучаемым объектом, но зачастую и условия, в к-рых действует реальный объект. Такие модели, кроме того, дают возможность отрабатывать в процессе обучения практические умения и навыки. К ним относятся фантомы, на к-рых отрабатываются навыки выполнения мед. манипуляций, напр, модели взрослого человека (цветн. рис. 3), головы новорожденного (цветн. рис. 4), на к-рых проводится отработка реанимационных мероприятий и т. п. Необходимым условием при создании таких Н. п. является близость характеристик моделей к основным характеристикам реального объекта изучения. В преподавании анатомии широко используются разборные и раскрашенные модели различных органов человека (цветн. рис. 1, 2), в преподавании физиологии — модели, позволяющие видеть те или иные физиол, функции («стеклянный человек»).

В ряде случаев модели могут быть в уменьшенном или увеличенном виде.

Муляжи — точные, в натуральную величину копии частей тела, предметов, продуктов. В практике обучения и сан.-просвет, работы они незаменимы, напр., в тех случаях, когда требуется продемонстрировать нек-рые проявления тех или иных заболеваний (состояний) при отсутствии соответствующих реальных объектов (поражение отравляющими веществами, лучевое поражение, редкие дерматозы и т. д.).

Макеты — это упрощенные модели, в к-рых объемное изображение оригинала не только уменьшено в размерах, но и может иметь незначительные отклонения от натуры. Разборные макеты нашли широкое применение в преподавании сан.-гиг. дисциплин, организации здравоохранения, судебной медицины и т. д. Изготовленные из пластмасс, дерева, папье-маше и других материалов, макеты позволяют демонстрировать как в целом, так и в разрезе либо в отдельных частях и деталях оборудование и устройство б-ц и других леч.-проф, учреждений, сан.-гиг. устройства и т. д.

Вторая группа — модели, не сохраняющие геометрического подобия с изучаемым объектом и отражающие не столько физические, сколько его функц, характеристики. В этом случае отношение между объектом и моделью строится на основе тождественности связей между элементами объекта или математического аппарата, описывающего эти связи. К такой категории моделей относят диагностические электрифицированные схемы (напр., схемы кровообращения, путей передачи инфекций, движения меченых атомов и т. д.), а также устройства, в к-рых приборы соединены с объемной и полуобъемной схемой (напр., аппараты, имитирующие действие сердца, искусственная почка), дающие возможность показать аппарат и в действии.

К плоскостным Н. п. относят изображения, выполненные на бумаге, картоне, пленке, стекле, фотобумаге и других материалах различными способами — типографским, трафаретным, фотографическим и др. Это учебные таблицы, микротаблицы, схемы, диаграммы (см. Диаграмма), графики, чертежи, фотографии, карты, картограммы (см. Картограмма) и т. д.

Из плоскостных Н. п. наибольшее распространение, особенно для больших аудиторий, получили цветные диапозитивы (слайды), к-рые можно демонстрировать на экране на протяжении всей лекции (занятия) или доклада. Экранные Н. п., звуковые учебные пособия вместе с проекционной аппаратурой, магнитофоном, телевизором и т. д. объединяются в группу технических средств обучения (см.). К ним относятся обучающие машины и другие устройства, применяемые для программированного обучения.

Учитывая, что применяемые в медицине Н. п. в основном статичны, т. е. весьма ограниченно отражают динамические процессы, использование принципа наглядности зачастую имеет в виду именно технические средства, такие, как учебное кино (см. Кинематография в медицине), учебное телевидение (см. Телевидение в медицине), видеозапись и др.

К Н. п. в широком смысле относят также и грампластинки с записью лекций и докладов выдающихся ученых-медиков страны, изданные двумя сериями (19 грампластинок) Главной редакцией Большой медицинской энциклопедии АМН СССР, а также магнитофонные записи.

При создании и использовании наглядных учебных пособий соблюдаются следующие основные требования: Н. п. должны отражать существенные свойства реальных объектов и быть простыми, иметь четкое, контрастное и по возможности яркое изображение, соответствовать размерам конкретной аудитории и быть по возможности однотипными; содержание Н. п. должна оказывать помощь в раскрытии теоретических положений и практических мероприятий, в понимании сущности различных закономерностей и т. д., соответствовать степени научной разработки тех или иных положений, отражать современное состояние науки; Н. п. должны быть краткими, образными, не перегруженными излишней информацией, их фрагментарность не должна противоречить целостности объективного процесса или явления.

В медицине и в сан.-просвет, работе применение Н. п. рекомендуется на всех этапах познавательного и учебного процесса: при сообщении новых знаний и их закреплении, выработке умений и навыков, при выполнении домашних заданий и осуществлении контроля усвоения и др.

В советской мед. школе наглядности обучения отводится большая роль — она органически включается в учебный процесс в сочетании с объяснениями преподавателя. Слово и наглядность в обучении находятся в тесном взаимодействии, а их соотношение может меняться в зависимости от конкретных целей обучения, содержания предмета, наличия Н. п., их качества и т. д. По методам и приемам использования Н. п. делят на пособия, предназначенные для демонстрации на лекции, практическом занятии, уроке, и на пособия для самостоятельной работы обучаемых.

Т. о., преподавание в мед. школе предусматривает широкое использование Н. п., особенно в тех случаях, когда у учащихся нет конкретных представлений об изучаемом предмете или им необходимо отработать какие-либо практические навыки. Выбор того или иного средства наглядности, метода и приема использования его зависит от целей и задач, к-рые предстоит решить в процессе обучения; совр, дидактика требует использования обоснованного комплекса различных методов и средств, в т. ч. и средств наглядности.

В СССР специализированной организацией по производству и реализации медицинских и биол, учебнонаглядных пособий для высших и средних мед. учебных заведений и школ Мин-ва просвещения СССР, а также по поставкам на экспорт является Республиканское промышленно-производственное объединение Медучпособие М3 РСФСР. Н. п. могут быть изготовлены также в учебных заведениях и учреждениях здравоохранения.

Библиография: Активно развивать вузовскую дидактику, Вестн, высшей школы, № 3, с. 13, 1909; А р х а н г e л ь с к и й С. И. Лекции по теории обучения в высшей школе, с. 341, М., 1974; Й л ь и н а Т. А. Педагогика, с. 278, М., 1969; Методические рекомендации к применению учебного фильма в медицинском вузе, М., 1977; Практика и познание, под ред. Д. П. Горского и др., с. 312, М., 1973; Технические средства обучения и наглядные пособия в медицинском вузе, Методические рекомендации, сост. Л. Я. Резников, Л., 1979.

Наглядные пособия — медицина

Демонстрационный комплекс «Медицина. Биоинженерия»

Комплект плакатов «Нормальная анатомия человека» 560х800 мм, 16 шт.

Комплект плакатов «Анатомия центральной нервной системы (часть 1)» 560х800 мм, 16 шт.

Комплект плакатов «Педиатрия. Здоровый ребенок» 560х800 мм, 16 шт.

Комплект плакатов «Педиатрия с детскими инфекциями» 560х800 мм, 16 шт.

Электронные плакаты на CD по курсу «Нормальная анатомия человека» (97 шт.)

Электронные плакаты на CD по курсу «Анатомия центральной нервной системы (часть 1)» (347 шт.)

Электронные плакаты на CD по курсу «Педиатрия. Здоровый ребенок» (59 шт.)

Электронные плакаты на CD по курсу «Педиатрия с детскими инфекциями» (155 шт.)

Учебные пособия по медицине

Купить учебники по медицине для себя

Медицинские знания накапливались на протяжении веков. В наше время доктора способны вылечить многие болезни, которые в прошлом столетии считались смертельными. Однако стать профессиональным медиком совсем нелегко. Ведь количество необходимых для лечения людей знаний должно быть огромным. Эксперты этой области систематизировали всю информацию и изложили ее доступным языком, сформировав таким образом учебники по медицине. С их помощью студенты ВУЗов смогут легче освоить учебную программу. Купить учебное пособие по медицине можно в интернет-магазине Book24. В этом онлайн-каталоге представлена лучшая литература, которая будет полезна не только начинающим медикам, но и профессиональным. Кроме хороших книг вы также получите самые низкие цены, выгодные скидки, консультации специалистов и бесплатную доставку.

Наглядные пособия по медицине

Мы постоянно работаем над расширением представленного ассортимента. Начинающим докторам рекомендуем ознакомиться с основами медицины. Учебник прекрасно раскрывает азы этого дела, легко донося понимание всех терминов. Несмотря на простоту изложенной информации, он будет полезен не только для новичков, но и для профессионалов. Для продвинутых лекарей будет интересна медицина — методические пособия. Разработанные ведущими специалистами, они содержат систематизированную мед информацию, отвечающую на многие сложные вопросы. Наиболее актуальная информация — это неотложная медицина, а также экстренная и общая социальная. Сюда включены основы хирургии, психологии, основы первой помощи. Читайте эту литературу при подготовке к обучению или работе.

Знания в методичках довольно сложны для восприятия, поскольку в описании используется много терминов. Особого внимания заслуживаем медицина катастроф. Учебное пособие рассчитано на тех медиков, которым предстоит работать в горячих точках планеты. Спасение человеческих жизней там намного сложнее, поскольку порой отсутствует подходящая аппаратура. Также в этом разделе можно найти книги о военной технике. Знания о медицинских экипажах и автомобилях необходимо для более качественного выполнения своих обязанностей. В наше мирное время не наблюдается серьезных войн. Однако врачам, работающим в сфере криминалистики, требуется понимание судебной медицины. Учебники по ней вы найдете здесь. Они содержат много теоретической информации, которая была систематизирована ведущими мед специалистами. Несмотря на это, книги довольно легки для понимания и практики. Также предлагаем приобрести издания о мануальной терапии, что будут актуальны для женщин.

Пособия по медицине в интернет-магазине Book24

Воспользуйтесь всеми преимуществами покупок через интернет. Вы сможете уделить достаточно внимания выбору книги, ознакомлению с отзывами о ней, узнаете правила доставки, подберете подходящую вам акцию и скидки. Мы сделали все, чтобы купить учебное пособие по медицине для студентов было недорого. И хотя слишком дешевые книги мы не предлагаем, поскольку заботимся о надлежащем уровне качества, цены на литературу минимальные. Наш сервис доступен всем жителям Украины (Киева и других городов) и позволяет купить книги любого жанра. В интернет магазине Book24 легко заказать выбранные книги по доступной стоимости с доставкой в Харьков, Львов, Запорожье, Днепр, Киев. Мы проводим продажу с доставкой к вам домой или в отделение почты. Перед покупкой вы можете ознакомиться с фото содержимого книги. После заказа оставляйте отзывы о нашей команде.

АЛЬБОМ (учебно-наглядное пособие для студентов медицинских колледжей)

Успейте воспользоваться скидками до 60% на курсы «Инфоурок»

Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Краснокаменский медицинский колледж»

Рецензент: Постникова О.В., преподаватель высшей квалификационной категории ГПОУ «КМК»

Альбом (учебно-наглядное пособие для студентов медицинских колледжей) / О.И. Бажко – Краснокаменск: ГПОУ «КМК», 2018. – 16 с.

Альбом содержит наглядные материалы с поясняющим текстом в помощь студентам и преподавателям при изучении профессиональных модулей программ подготовки специалистов среднего звена по реализуемым специальностям ГПОУ «КМК», а также при освоении дополнительных образовательных программ.

Использование данного пособия позволит студентом более глубоко изучить различные виды пункций, а в дальнейшем поможет медицинским работникам более качественно оказывать специализированную помощь по уходу за пациентами после пункции.

Составитель: О. И. Бажко – преподаватель профессионального модуля Выполнение работ по профессии Младшая медицинская сестра по уходу за больными ГПОУ «КМК».

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….……………. 15

Пункция (лат. punctio — укол) — медицинская процедура, прокол стенки сосуда (чаще вены), полости или какого-либо органа с лечебной или диагностической целью. Часто производится с обеими целями сразу.

Диагностическая пункция позволяет ввести рентгеноконтрастное вещество, взять ткани на анализ или проконтролировать давление в сердце или мощных сосудах.

С помощью лечебной пункции можно ввести в полость или орган медикаменты, выпустить излишки газа или жидкости.

Роль медсестры при пункциях:

подготовить кабинет, инструменты, перевязочный материал, дезинфицирующие средства;

убедиться, что согласие пациента получено, оформить направление;

транспортировать или сопровождать больного в кабинет;

по окончании процедуры провести обработку инструментов;

наблюдать за состоянием пациента после обследования в течение суток;

об ухудшении состояния пациента доложить врачу;

результат исследования подклеить в историю болезни.

Рисунок 1 – Люмбальная п ункция и игла Бира

Люмба́льная (спинномозговая) пу́нкция (поясничный прокол, спинномозговая пункция, поясничная пункция) — введение иглы в субарахноидальное пространство спинного мозга на поясничном уровне. Проводится с целью диагностики состава спинномозговой жидкости, а также с лечебной или анестезиологической целью.

В лечебных целях процедуру выполняют для выведения наружу ликвора и нормализации его циркуляции; для контроля состояний, связанных с гидроцефалией; для санации ликвора при менингите. Кроме того, при помощи люмбальной пункции возможно введение лекарственных препаратов, например, антисептиков, антибиотиков и других.

  • Бажко Ольга Игоревна
  • 65
  • 11.05.2018

Номер материала: ДБ-1577770

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Благодарность за вклад в развитие крупнейшей онлайн-библиотеки методических разработок для учителей

Опубликуйте минимум 3 материала, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную благодарность

Сертификат о создании сайта

Добавьте минимум пять материалов, чтобы получить сертификат о создании сайта

Грамота за использование ИКТ в работе педагога

Опубликуйте минимум 10 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Свидетельство о представлении обобщённого педагогического опыта на Всероссийском уровне

Опубликуйте минимум 15 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данное cвидетельство

Грамота за высокий профессионализм, проявленный в процессе создания и развития собственного учительского сайта в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 20 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Грамота за активное участие в работе над повышением качества образования совместно с проектом «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 25 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную грамоту

Почётная грамота за научно-просветительскую и образовательную деятельность в рамках проекта «Инфоурок»

Опубликуйте минимум 40 материалов, чтобы БЕСПЛАТНО получить и скачать данную почётную грамоту

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Еще по теме:

  • Пленум верховного суда по гибдд Постановление Верховного Суда РФ от 21 июля 2015 г. N 9-АД15-9 Суд отменил ранее принятые судебные постановления и прекратил производство по делу о привлечении заявителя к административной ответственности в связи с отсутствием состава административного правонарушения Судья Верховного […]
  • Практика європейського суду з прав людини як джерело права Практика європейського суду з прав людини як джерело права Верховною Радою України 17.07.1997 рaтифіковано Європейську конвенцію про захист прaв людини і основоположних свобод (далі – Конвенція), якою передбачено право на життя, на свободу та особисту недоторкaність, право на […]
  • Закон действующих для реакций Закон действующих для реакций В 1865 г. профессор Н.Н. Бекетов впервые высказал гипотезу о количественной взаимосвязи между массами реагентов и временем течения реакции: ". притяжение пропорционально произведению действующих масс". Эта гипотеза нашла подтверждение в законе действующих […]
  • Смешные странные законы Самые смешные законы США, которые вам надо знать Хотите узнать, в каком штате США официально запрещено продавать дырку от пончика, а где вас могут оштрафовать за слишком хмурый вид? Читайте нашу статью, знакомьтесь с самыми нелепыми законами США и учите слова на английском языке. Штат […]
  • Сайт гибдд штрафы липецк Узнать штрафы гибдд липецк 20.03.2014 | автор: Ayan | Штрафы гибдд мопеды | Просмотров: 262 Быстрая загрузка: Узнать штрафы гибдд липецк Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим […]
  • Есв фоп налог ЕСВ (единый социальный взнос) для единщиков (предпринимателей на упрощенной системе налогообложения) Использование упрощенной системы налогообложения не освобождает плательщиков единого налога (так называемых единщиков) от уплаты единого социального взноса, так как согласно п.4 части […]
  • Законом гаусса Законом гаусса Эта теорема представляет собой только следствие закона Кулона и принципа суперпозиции электрических полей. Вот её формулировка: Поток вектора напряжённости электрического поля через замкнутую поверхность в вакууме равен алгебраической сумме электрических зарядов, […]
  • Найти закон движения тела Найти закон движения тела Версия системы:7.48 (19.08.2018) Общие новости: 13.04.2018, 10:33 Последний вопрос:17.08.2018, 14:32 Последний ответ:19.08.2018, 10:10 Последняя рассылка:18.08.2018, 22:45 РАЗДЕЛ • Физика Консультации и решение задач по физике. [администратор […]