Изменения в закон 54-фз с 2018 года

Содержание страницы:

С 01.07.2018 Федеральным законом от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» вносятся изменения в отношении приема платежей от физических лиц. Общество осуществляет расчеты с физическими лицами следующими способами: 1) прием наличных денежных средств, оплата банковской картой в пунктах приема денежных средств непосредственно от физических лиц — в расчетах применяется ККТ с функцией «онлайн»; 2) прием платежей организован на сайте Общества — применяется интернет-касса с функцией «онлайн»; 3) через платежных агентов (например, почта), где применяется специальный счет, открытый в кредитной организации с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк» — ККТ не применяется; 4) оплата на расчетный счет Общества, открытый в кредитной организации с использованием системы дистанционного банковского обслуживания «Клиент-банк» — ККТ не применяется, при этом сама кредитная организация принимает денежные средства у физических лиц наличными и с использованием банковской карты, выдавая документ (чек или БСО), который является для кредитной организации распоряжением на перевод денег от физического лица Обществу; 5) поступление денежных средств от физических лиц на расчетный счет Общества через операторов электронных денежных средств; 6) через информационные порталы (ГИС ЖКХ) (платежное поручение). Договоры между Обществом и различными операторами электронных денежных средств не заключены. Каковы технические особенности применения ККТ при расчетах с использованием электронных средств платежа, формирования кассового чека и бухгалтерского учета в данной ситуации?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Законодатель, введя обязанность применять ККТ при осуществлении расчетов с применением электронных средств платежа (далее — ЭСП), не установил конкретных правил применения ККТ в таких случаях. В частности, законодательство не содержит положений, которые прямо устанавливали бы:
— когда должна применяться ККТ (должен быть сформирован кассовый чек) при расчетах с использованием электронных средств платежа. Отметим, что требование о применении ККТ в момент расчета не распространяется на расчеты с применением электронных средств платежа, что, по нашему мнению, следует из текста п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ;
— возможность (или невозможность) применения при расчетах с применением электронных средств платежа (далее — ЭСП) обычной ККТ — т.е. применяемой при осуществлении наличных расчетов и не предназначенной для применения при расчетах ЭСП в сети Интернет (далее — обычная ККТ);
— порядок получения от потребителя его данных (электронный адрес, номер телефона), необходимых для обязательного направления ему организацией кассового чека в электронном виде. Минфин России предлагает устанавливать договоренность с операторами по переводу денежных средств (кредитными организациями в том числе).
По нашему мнению, исходя из совокупности норм Законов N 54-ФЗ и 161-ФЗ, при осуществлении расчетов с применением ЭСП:
1. Для оформления расчетов с применением ЭСП может применяться обычная ККТ, а не только специальная ККТ, предназначенная для расчетов ЭСП в сети Интернет.
2. В случае если организация применяет обычную ККТ (т.е. не предназначенную для применения при расчетах в сети Интернет), то организация может формировать кассовые чеки (применять ККТ) один раз в день, т.е. независимо от времени осуществления расчета с применением ЭСП. Основанием может являться банковская выписка или иной реестр, который организация может самостоятельно составлять (на основе данных, содержащихся в банковской выписке). Кассовые чеки при этом формируются только в электронном виде и не распечатываются.
В случае если применяется специальная ККТ, предназначенная для расчетов ЭСП в сети Интернет, то она позволяет автоматически сформировать кассовый чек на основании данных, представляемых оператором по переводу денежных средств. При этом, по нашему мнению, такая ККТ подходит не для всех видов расчетов ЭСП. Например, при расчетах с применением онлайн-банка (которые Минфин России также относит к расчетам, требующим применения ККТ с 01.07.2018) либо через оператора по переводу денежных средств, с которым у организации не заключен договор.
3. В реквизите «форма расчетов» кассового чека указывается «Электронный».
В то же время неурегулированным остается вопрос — какую именно дату и время указывать в кассовом чеке, сформированном при расчетах ЭСП. А также — каким образом обеспечить установленную п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ обязанность по передаче потребителю в электронном виде кассового чека в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, если покупатель (клиент) не указал их до совершения расчетов.
Обращаем внимание, что каких-либо разъяснений, подтверждающих (или опровергающих) предложенный вариант применения ККТ при расчетах ЭСП, мы не обнаружили. Нормы непосредственно Закона N 54-ФЗ не позволяют прийти к однозначному выводу о порядке применения ККТ при расчетах ЭСП.
В связи с чем рекомендуем обратиться в ФНС России за разъяснениями технической реализации расчетов с применением ЭСП и порядка применения ККТ.
Требование о применении ККТ при осуществлении расчетов ЭСП с 01.07.2018 не повлияет на отражение в бухгалтерском учете расчетов с потребителями. Формирование фискальных документов (кассового чека, чеков коррекции) при осуществлении расчетов ЭСП (т.е. с указанием в них реквизита «Электронный») не должно отражаться в учете организации. В бухгалтерском учете подлежит отражению поступление от потребителей денежных средств на расчетный счет организации.

Обоснование позиции:
В силу совокупности п. 1 ст. 1.2 и абз. 18 ст. 1.1 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (далее — Закон N 54-ФЗ) всеми организациями и индивидуальными предпринимателями (ИП) при приеме или выплате денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа в обязательном порядке применяется контрольно-кассовая техника (далее — ККТ), за исключением отдельных случаев, перечисленных в ст. 2 этого закона*(1).
Исходя из определения электронных средств платежа (далее — ЭСП), представленных в п. 19 ст. 3 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ «О национальной платежной системе» (далее — Закон N 161-ФЗ), отличительной чертой ЭСП является использование для перевода денежных средств:
— информационно-коммуникационных технологий;
— электронных носителей информации, в том числе платежных карт;
— и иных технических устройств.
Напомним, что ККТ, предназначенная для применения только при осуществлении расчетов ЭСП в сети Интернет, применяется только при указанных расчетах (ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ)*(2).
Мы не обнаружили какой-либо информации об ограничении применения при расчетах, осуществляемых ЭСП (далее — расчеты ЭСП), обычной ККТ (не предназначенной для ее использования для осуществления расчетов с применением ЭСП в сети Интернет). В многочисленных письмах Минфина России, посвященных необходимости применения ККТ при получении оплаты, например, через онлайн-банк или при оплате товара покупателем — физическим лицом посредством платежного поручения через кредитную организацию*(3) финансовое ведомство не указывает на необходимость применения специальных моделей ККТ, предназначенных для расчетов ЭСП в сети Интернет. Отметим, что сведения о моделях ККТ, с указанием об их предназначении для применения только при расчетах в сети Интернет, содержатся в Реестре контрольно-кассовой техники сведений о моделях контрольно-кассовой техники, который ведется ФНС России (ст. 3 Закона N 54-ФЗ).
Обращаем внимание, что требование о применении ККТ в момент расчета не распространяется на расчеты, осуществляемые ЭСП в сети Интернет (исходя из п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ).
Отметим также, что при осуществлении расчетов с использованием электронных средств платежа в сети Интернет фискальные документы не печатаются (абз. 12 п. 1 ст. 4.1 Закона N 54-ФЗ).
Таким образом, расчеты, осуществляемые ЭСП, не требуют:
— применения ККТ в момент расчета;
— выдачи покупателю бумажного чека.

В какой момент необходимо применять ККТ при расчетах, осуществляемых ЭСП

В письме Минфина России от 02.02.2018 N 03-01-15/6180 указано, что при осуществлении расчета с использованием электронных средств платежа, в том числе исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем ККТ или уполномоченным им лицом, пользователь обязан применять ККТ с момента подтверждения исполнения распоряжения о переводе электронных средств платежа кредитной организацией (смотрите также письма Минфина России от 28.09.2017 N 03-01-15/63180, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675, от 25.08.2017 N 03-01-15/54800, от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15260, от 25.01.2017 N 03-01-15/3480, письмо ФНС России от 02.02.2017 N ЕД-4-20/[email protected]).
При этом чиновники основываются на положении пункта 3 ст. 16.1 Федерального закона от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее — Закон N 2300-1), в соответствии с которым при оплате товаров (работ, услуг) путем перевода денежных средств в рамках применяемых форм безналичных расчетов обязательства потребителя перед продавцом (исполнителем) по оплате товаров (работ, услуг) считаются исполненными в сумме, указанной в распоряжении о переводе денежных средств, с момента подтверждения его исполнения обслуживающей потребителя кредитной организацией (смотрите также письма Минфина России от 12.04.2018 N 03-01-15/24309, от 12.03.2018 N 03-01-15/15008, от 23.01.2018 N 03-01-15/3438).
Однако по нашему мнению, указанная норма Закона N 2300-1 не применяется к правилам применения ККТ.
Дело в том, что в силу ч. 1 ст. 1 Закона N 54-ФЗ законодательство Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники состоит из самого Закона N 54-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, к которым Закон N 2300-1 не относится. При этом в настоящее время нормативным актом, устанавливающим порядок использования электронных средств платежа, является упомянутый выше Закон N 161-ФЗ (ст. 1 Закона N 161-ФЗ).
В частности, Законом N 161-ФЗ установлены правила перевода денежных средств, и в них речь идет не об исполнении обязанности плательщика перед получателем, а об окончательности перевода денежных средств. В этот момент признается исполненным обязательство плательщика перед получателем денежных средств (п. 16 ст. 3 Закона N 161-ФЗ).
Согласно ч. 3 ст. 5 Закона N 161-ФЗ перевод денежных средств осуществляется в рамках применяемых форм безналичных расчетов посредством одного из следующих способов:
— зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;
— выдачи получателю средств наличных денежных средств;
— учета денежных средств в пользу получателя средств без открытия банковского счета при переводе электронных денежных средств (далее — ЭДС).
Исходя из ч.ч. 9 и 10 ст. 5 Закона N 161-ФЗ, окончательность перевода денежных средств (за исключением перевода электронных денежных средств) наступает:
— в случае, если плательщика средств и получателя средств обслуживает один оператор по переводу денежных средств, — в момент зачисления денежных средств на банковский счет получателя средств;
— в случае, если плательщика и получателя обслуживают разные операторы, — в момент зачисления денежных средств на банковский счет оператора по переводу денежных средств, обслуживающего получателя средств, с учетом требований статьи 25 Закона N 161-ФЗ.
Оператором ЭДС является кредитная организация, в том числе небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций, предусмотренная п. 1 части третьей ст. 1 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (часть 1 ст. 12 Закона N 161-ФЗ).
Особенности осуществления перевода ЭДС установлены ст. 7 Закона N 161-ФЗ (подробнее смотрите в материале Энциклопедия решений. Перевод электронных денежных средств). Отметим, что отличительной особенностью ЭДС является отсутствие необходимости открытия банковского счета для осуществления переводов ЭДС. Перевод ЭДС осуществляется на основании распоряжений плательщиков в пользу получателей средств. При этом при таком переводе клиент — физическое лицо может выступать плательщиком в пользу юридических лиц, индивидуальных предпринимателей. Отметим, что перевод возможен между плательщиками и получателем денежных средств, являющихся клиентами одного оператора или нескольких операторов ЭДС (части 7, 8, 8.1, 9 ст. 5 Закона N 161-ФЗ).
Перевод ЭДС осуществляется путем одновременного принятия оператором распоряжения клиента, уменьшения им остатка ЭДС плательщика и увеличения им остатка ЭДС получателя средств на сумму перевода. Если перевод осуществляется с использованием предоплаченной карты (платежной карты без открытия счета) или в установленных законом случаях для перевода денежных средств на банковские счета или выдачи их наличными), электронные денежные средства переводятся в срок не более 3 рабочих дней после принятия оператором распоряжения клиента (п. 26 ст. 3, ч.ч. 10, 11 ст. 7 Закона N 161-ФЗ).
Таким образом, с одной стороны, требование п. 1 ст. 4.3 Закон N 54-ФЗ о применении ККТ «в момент осуществления расчета», по нашему мнению, не распространяется на расчеты, осуществляемые электронными средствами платежа в сети Интернет. Отметим, что Закон N 54-ФЗ не содержит указаний, в какой именно момент должна применяться ККТ при осуществлении расчетов ЭСП.
С другой стороны, согласно п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ кассовый чек должен содержать, кроме прочего, следующие данные — дата, время и место (адрес) осуществления расчета (при расчете в зданиях и помещениях — адрес здания и помещения с почтовым индексом, при расчете в транспортных средствах — наименование и номер транспортного средства, адрес организации либо адрес регистрации индивидуального предпринимателя, при расчете в сети Интернет — адрес сайта пользователя).
Согласно п. 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ пользователь ККТ при осуществлении расчетов с использованием ЭСП, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом, и применением устройств, подключенных к сети Интернет и обеспечивающих возможность дистанционного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом при осуществлении этих расчетов, обязан обеспечить передачу покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме на абонентский номер либо адрес электронной почты, указанные покупателем (клиентом) до совершения расчетов. При этом кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе пользователем не печатается.
При этом, как указано в письме Минфина России 19.04.2018 N 03-01-15/26522, организация или индивидуальный предприниматель не освобождается от обязанности применять ККТ и формировать кассовый чек (бланк строгой отчетности), в случае если покупатель (клиент) не предоставил абонентский номер либо адрес электронной почты пользователю ККТ до момента расчета.
Пункт 5 ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ также не содержит указания, в какой момент необходимо применять ККТ при расчетах ЭСП через Интернет.
Отметим, что требование о безусловной выдаче покупателю кассового чека в момент оплаты содержалось в прежней редакции Закона N 54-ФЗ (п. 1 статьи 5 Закона N 54-ФЗ в редакции, действующей до вступления в силу Закона N 290-ФЗ). В настоящее время, по нашему мнению, обязанность выдавать покупателям (клиентам) в момент оплаты отпечатанные контрольно-кассовой техникой кассовые чеки Закон N 54-ФЗ связывает только с осуществлением наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт (исходя из совокупности положений п. 1 ст. 4.3 и п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ). Так, в п. 2 ст. 5 Закона N 54-ФЗ указано, что пользователи обязаны выдавать (направлять) покупателям (клиентам) при осуществлении расчетов в момент оплаты товаров (работ, услуг) кассовые чеки или бланки строгой отчетности в случаях, предусмотренных Законом N 54-ФЗ. При этом, исходя из положений п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ, применение ККТ именно в момент осуществления расчета требуется для всех расчетов, за исключением расчета, осуществляемого электронными средствами платежа в сети Интернет.
Таким образом, в настоящее время не урегулирован вопрос о моменте применения ККТ при расчетах ЭСП*(4). При этом, по нашему мнению, не будет нарушением Закона N 54-ФЗ применение ККТ при расчетах ЭСП в день поступления денежных средств на расчетный счет организации.

Особенности оформление кассового чека при расчетах ЭСП

Напомним, что к числу обязательных реквизитов, которые в общих случаях должны содержаться в кассовом чеке, относятся в том числе (п. 1 ст. 4.7 Закона N 54-ФЗ):
— дата, время и место (адрес) осуществления расчета;
— форма расчета (наличные денежные средства и (или) электронные средства платежа), а также сумма оплаты наличными денежными средствами и (или) электронными средствами платежа. Отметим, что исходя из положений Приказа ФНС России от 21.03.2017 N ММВ-7-20/[email protected] (далее — Приказ), которым утверждены дополнительные реквизиты фискальных документов (Приложение 1) и форматы фискальных документов (Приложение 2), обязательные к использованию, кассовый чек (БСО) должен содержать указание, что оплата осуществлена электронными средствами платежа. Исходя из таблицы 4, 5 Приложения 2 при осуществлении расчета ЭСП в чеке указывается форма расчета «ЭЛЕКТРОННЫМИ» (тэг 1081).
Обязательными реквизитами кассового чека также являются:
— абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя (клиента) в случае передачи ему кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме или идентифицирующих такие кассовый чек или бланк строгой отчетности признаков и информации об адресе информационного ресурса в сети Интернет, на котором такой документ может быть получен;
— адрес электронной почты отправителя кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме в случае передачи покупателю (клиенту) кассового чека или бланка строгой отчетности в электронной форме.
Порядок получения организацией этих данных (отметим, что они относятся к персональным в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ «О персональных данных», что требует соблюдения требований этого закона) Законом N 54-ФЗ для расчетов ЭСП не установлен. Например, в письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 Минфин России предлагает договариваться с кредитным учреждением о запросе последним данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению.
В связи с неполнотой существующих разъяснений государственных органов и отсутствием опубликованной судебной практики по данному вопросу рекомендуем обратиться за разъяснениями в ФНС России (п. 1 ст. 7 Закона N 54-ФЗ, п. 1, пп. 5.1.6, пп. 6.3 Положения о Федеральной налоговой службе (утв. постановлением Правительства РФ от 30.09.2004 N 506)).
Как неоднократно указывал Минфин России (письма от 21.04.2017 N 03-01-15/24312, от 16.03.2017 N 03-01-15/15261 и N 03-01-15/15260, от 01.03.2017 N 03-01-15/11618), по вопросам технической реализации расчетов с применением ЭСП целесообразно обращаться в ФНС России.

Особенности бухгалтерского учета

Требование о применении ККТ при осуществлении расчетов ЭСП с 01.07.2018 не повлияет на отражение в бухгалтерском учете расчетов с потребителями. При осуществлении оплаты с применением ЭСП денежные средства поступают организации на ее расчетный счет. В связи с чем, в силу абзаца 5 п. 6 ПБУ 1/2008 «Учетная политика», устанавливающего необходимость отражения в учете фактов хозяйственной деятельности исходя из их экономического содержания и условий хозяйствования, факт применения ККТ при фактическом получении денежных средств на расчетный счет не означает необходимость учета этих средств на счете 50 «Касса».

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ткач Ольга

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Отметим, что положения п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ, в соответствии с которыми ККТ не применяется в случаях, указанных в данной норме, не распространяется на пользователей, не являющихся кредитными организациями. То есть у них остается обязанность по применению ККТ, в том числе в случае осуществления расчетов ЭСП с применением устройств, указанных в п. 1 ст. 2 Закона N 54-ФЗ.
*(2) Минфин России разъясняет, что для применения при оплате товаров или услуг в сети Интернет с использованием электронных средств платежа, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя с продавцом, необходима специальная онлайн-касса (письма от 19.01.2018 N 03-01-15/2776 и N 03-01-15/2774, от 08.09.2017. N 03-01-15/57970, от 04.09.2017 N 03-01-15/56675).
Отметим, однако, что из данных разъяснений не очевидно, должна ли такая специальная онлайн-касса быть предназначена только для расчётов в сети Интернет (п. 1 ст. 4.3 Закона N 54-ФЗ), или могут существовать специальные модели ККТ, предназначенные одновременно для расчётов в сети Интернет, и для наличных расчетов.
В письме ФНС России от 26.09.2017 N ЕД-4-20/[email protected] отмечается, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрены ограничения для применения одной ККТ при осуществлении стационарной торговли и расчетов в сети Интернет. В то же время указывается на ряд обстоятельств, накладывающих серьёзные ограничения на такое применение.
*(3) ФНС России со ссылкой на позицию Минфина России (письма от 15.08.2017 N 03-01-15/52356, от 28.04.2017 N 03-01-15/26324) подчеркивает, что Законом N 54-ФЗ не предусмотрено исключений в отношении необходимости применять ККТ при осуществлении оплаты электронными средствами платежа через кредитную организацию, в том числе посредством платежного поручения (письма ФНС России от 30.08.2017 N АС-4-20/17256, от 06.07.2017 N ЕД-3-20/[email protected]).
В письме от 15.08.2017 N 03-01-15/52356 представители Минфина России, в частности, отметили, что ККТ применяется в случае оплаты товаров (работ, услуг) покупателями (клиентами) — физическими лицами (с учетом исключения, указанного в п. 9 ст. 2 Закона N 54-ФЗ) посредством подачи поручений (распоряжений) кредитному учреждению о переводе денежных средств в пользу организации (ИП). В этом случае организация (ИП) направляет кассовый чек на указанные покупателем до момента оплаты абонентский номер либо адрес электронной почты (далее — данные покупателя), кроме случаев, когда у организации (индивидуального предпринимателя) отсутствует возможность получения указанных данных покупателя. При этом организацией (индивидуальным предпринимателем) должны быть приняты все меры для получения данных покупателя. Одной из таких мер может являться достижение договоренности с кредитным учреждением о запросе данных покупателя при подаче покупателем (клиентом) распоряжения кредитному учреждению.
По нашему мнению, внесение покупателем (клиентом) наличных денежных средств в кассу банка с передачей банку платежного поручения на перечисление денежных средств продавцу не равнозначно расчету наличными деньгами, осуществляемому между продавцом и покупателем. В рассматриваемой ситуации наличные денежные средства принимает не продавец, а банк, расчет же производится в безналичном порядке путем зачисления денежных средств на банковский счет продавца. Не используются в этом случае и электронные средства платежа, поскольку покупатель обращается в банк лично, а не составляет распоряжение о переводе денежных средств с использованием информационно-коммуникационных технологий, электронных носителей информации, в том числе платежных карт, а также иных технических устройств.
При таких обстоятельствах у продавца нет обязанности применять ККТ при получении оплаты от покупателя. К аналогичному выводу можно прийти и в отношении такого способа оплаты, как перевод с банковского счета физического лица путем личного обращения в обслуживающий физическое лицо банк.
*(4) Следует отметить, что в целях устранения неопределенности относительно обязанности организаций и индивидуальных предпринимателей применять ККТ в зависимости от ряда способов оплаты товаров (работ, услуг) Госдумой принят в первом чтении проект федерального закона N 344028-7, согласно которому под расчетами понимается, в частности, прием или выплата денежных средств в наличной и безналичной формах за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги.
При этом данным проектом предполагается, что при осуществлении расчетов в безналичной форме, исключающих возможность непосредственного взаимодействия покупателя (клиента) с пользователем или уполномоченным им лицом (кроме случаев, установленных законопроектом), кассовый чек (бланк строгой отчетности) должен быть сформирован не позднее рабочего дня, следующего после дня поступления денежных средств на расчетный счет пользователя, но не позднее момента передачи товара, момента начала выполнения работы или оказания услуги (письмо Минфина России от 12.04.2018 N 03-01-15/24309).

Закон об онлайн-кассах с 2018 года (закон 54-ФЗ) – как продвигается кассовая реформа?

3 июля 2018 года приняты изменения в 54-ФЗ о применении контрольно-кассовой техники с 2018 года – последние новости подтверждают, что поправки вступят в силу с 1 января 2019 года.

Расскажем, какие изменения были внесены в ФЗ-54 про онлайн-кассы. Текст закона можно скачать в конце статьи.

Применение онлайн-касс

Закон об онлай-кассах вступил в силу еще в прошлом году. Именно в 2017 году были внесены глобальные изменения в законодательство о применении кассовой техники. В целях обеспечения большей прозрачности денежных операций и расчетов были введены онлайн-кассы (неофициальное, но общепринятое название).

Что такое онлайн-касса?

Это аппарат, которые оснащен подключением к Интернету и способен передавать информацию в виде фискальных документов и кассовых чеков в налоговую и клиенту в электронном виде. Делается это посредством специального оператора. Список операторов, получивших разрешение на работу с ККТ и обработку фискальных данных, размещен на сайте ФНС РФ.

Внедрение онлайн-касс происходит постепенно, переход на их использование предусмотрен в несколько этапов, и в 2018 году запланирован очередной этап. При этом законодатель не установил обязательную замену аппаратов, если их можно модернизировать. Другой вариант – приобрести новую ККТ с гарантией, что она уже соответствует не только требованиям закона, но и новейшим техническим разработкам, например, производства компании «Атол». В интернет-магазине компании есть дешевые модели, цена которых не превышает 14 000 рублей.

Обзор основных изменений

Актуальные для 54-ФЗ изменения 2018 года по онлайн-кассам «Консультант-плюс» уже опубликовал в виде специального обзора (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_89735/b20437fb8e93b24ec7e6d38a0fc14eafee11ea36/#dst100017), который позволят оценить их масштаб.

Далее приведем таблицу основных изменений с кратким анализом поправок.

— оплата в терминалах услуг перевозки пассажиров;

— при применении электронных средств платежа в вендинговых аппаратах (кроме оплаты подакцизной продукции, товаров, подлежащих маркировке, технически сложных товаров)

Настоящие поправки предусматривают, что ряд индивидуальных предпринимателей, применяющих патентную систему налогообложения, освобождаются от ККТ, в случае, если клиентам выдается отвечающий всем требованиям кассовый чек.

Исключение из этого правила есть, они перечислены в пункте отдельно, но, например, сдавать в аренду объекты можно без применения ККТ

В новой редакции перечислены случаи, когда предприниматели и организации освобождены от применения ККТ (в основном, случаи касаются применения автоматических устройств). Сроки перехода на онлайн-кассы не подверглись изменению.

Онлайн-касса для ИП на ЕНВД в 2018 году – последние новости

Изначально, в ранней редакции ФЗ-54, был предусмотрен переход на онлайн-кассы в два этапа:

  • первый – до 01.07.2017г. для всех хозяйствующих субъектов, применяющих основную и упрощенную систему налогообложения;
  • второй – до 01.07.2018г. для ИП, использующих патентную систему и хозяйствующих субъектов, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Однако многие предприниматели и организации оказались не готовы к столь быстрым изменениям. Поэтому второй этап был подразделен на два подэтапа и части налогоплательщиков дана отсрочка до 01.07.2019г.

Вообще, норма о применении контрольно-кассовой техники с 01.07.2018 для ИП на ЕНВД содержится в ФЗ-290 от 03.07.2016г. Те же правила были установлены данным нормативным актом в отношении ИП, применяющих патентную систему налогообложения. Однако 27.11.2017г. в этот закон были внесены поправки ФЗ-337.

Схематично суть подэтапов в письме с разъяснениями ФНС РФ от 03.04.2018г. определена так:

  • до 01.07.2018г. переходят на онлайн-кассы субъекты, работающие в сфере малой торговли и общепита с привлечением наемной силы;
  • до 01.07.2019г. — ИП и организации, оказывающие услуги населению и осуществляющие торговлю без привлечения наемных работников.

Кто переходит с 01.07.2018г?

Разберем более детально, кто переходит на онлайн-кассы в 2018 году в соответствии с действующим законодательством. В уже упомянутом письме ФНС РФ указаны эти категории налогоплательщиков:

  • юридические лица и ИП, работающие с привлечением наемной силы, в сфере общественного питания и реализующие товары при помощи автоматизированных систем;
  • компании, уплачивающие единый налог на вмененный доход и работающие в сфере торговли и общепита;
  • ИП, заключившие трудовые договоры с работниками, на ЕНВД и ПСН.

Кому предоставлена отсрочка?

В соответствии с законом предоставлена отсрочка перехода на онлайн-кассы до 01.07.2019г. для следующих категорий налогоплательщиков:

  • юридические и физические лица на ЕНВД, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • индивидуальные предприниматели на патентной системе налогообложения, кроме тех, которые осуществляют розничную торговлю и работают в сфере общественного питания;
  • ИП на ПНС и «вмененке», оказывающие услуги общественного питания и ведущие розничную торговлю без наемных работников;
  • ИП и компании, не заключившие трудовые договоры, осуществляющие продажу товаров через автоматы;
  • юрлица и физлица, оказывающие услуги населению (кроме осуществляющих деятельность в сфере общественного питания и заключивших трудовые договоры с работниками).

Таким образом, этими категориями налогоплательщиков не применяются онлайн-кассы с 1 июля 2018 года. Изменения для ИП и юрлиц из категории «льготников» вступят в силу с отсрочкой – с 1 июля 2019 года. Не стоит забывать, что по требованию клиента данные субъекты предпринимательской деятельности обязаны выдать заменяющий чек ККТ документ: квитанцию или товарный чек.

Внесенные изменения касаются всех предпринимателей и хозяйствующих субъектов в РФ, они актуальны на всей территории страны, а не только в Москве и Санкт-Петербурге.

Кому не нужно переходить на онлайн-кассы?

Список видов деятельности, при осуществлении которой нет нужны применять онлайн-кассы, перечислен в ст. 2 54-ФЗ:

  • операции в банкоматах и устройствах, которые передают поручения по переводу денег
  • торговля в газетно-журнальных киосках, если газеты и журналы занимают не менее 50% товарооборота, а сопутствующие товары из списка, который утвердили местные власти
  • продажа ценных бумаг
  • продажа билетов водителем или кондуктором в транспорте
  • обеспечение питанием в школах и детских садах
  • розничная торговля непродовольственными товарами на рынках, ярмарках и выставках без обустроенных торговых мест, кроме товаров из распоряжения правительства от 14.04.2017 N 689-р
  • разносная торговля, кроме технически сложных товаров и скоропортящихся продуктов
  • торговля в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив
  • торговля из автоцистерн квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, сезонная торговля вразвал овощами и фруктами, в том числе картофелем и бахчевыми культурами
  • прием стеклопосуды и утильсырья, кроме металлолома, драгметаллов и камней.
  • ремонт и окраска обуви
  • изготовление и ремонт металлической галантереи и ключей
  • присмотр и уход за детьми, больными, престарелыми и инвалидами
  • продажа изделий народных художественных промыслов, если сам изготовил
  • вспашка огородов и распиловка дров
  • услуги носильщиков на вокзалах, в портах и аэропортах
  • сдача индивидуальным предпринимателем в аренду (наем) своих жилых помещений

Правило о налоговом вычете на онлайн-кассы

Федеральный закон №349-ФЗ от 27.11.2017г. внес очередные изменения в часть вторую Налогового кодекса РФ. На этот раз законодатели решили предоставить определенные преференции индивидуальным предпринимателям, перешедшим на использование онлайн-касс. Теперь ИП, применяющие ЕНВД или ПСН, перешедшие на онлайн-кассы и вовремя зарегистрировавшие их в налоговой, наделены правом на уменьшение суммы обязательных к уплате налогов.

Предоставляемый в соответствии с законом налоговый вычет, может достигнуть 18 000 рублей на каждый экземпляр кассы, в эту суммы можно включить не только расходы по покупке самого аппарата ККТ, но также и фискального накопителя, необходимых программ, настройке и приведение техники а рабочий режим. Индивидуальные предприниматели — плательщики ЕНВД для того, чтобы воспользоваться данным правом, должны предоставить декларацию, а обладатели патента — заявление. В этих документах ИП обязательно должны указать сведения о моделях и регистрационных номерах касс, суммы расходов по их приобретению.

Ответственность за нарушения

Неприменение ККТ или использование аппаратов с нарушениями законодательных требований преследуется по закону. Этим правонарушениям посвящены ч. 2-4 ст. 14.5 КоАП РФ. Размер штрафа за отсутствие ККТ зависит от суммы расчета, произведенного без ККТ и составляет:

  • для физических лиц – от 1/4 до 1/2 (но менее 10 000 рублей быть не может);
  • для юридических лиц – от 3/4 до 1 (но не менее 30 000 рублей).

Повторное совершение данного правонарушения, если в совокупности сумма расчетов без ККТ составила миллион и более рублей, карается дисквалификацией от одного до двух лет для должностных лиц, а деятельность виновных предпринимателей и организаций вообще может быть приостановлена на срок до 90 суток.

Менее серьезные наказания предусмотрены за нарушение правил использования ККТ: контролирующие органы могут ограничиться вынесением предупреждения, если правонарушение малозначительное, или наложить штраф:

  • на должностных лиц — от 1 500 до 3 000 рублей;
  • на юридических лиц — от 5 000 до 10 000 рублей.

Как идет переход на онлайн-кассы?

Второй этап кассовой реформы успешно стартовал в июле 2018 года. По оценкам экспертов ФНС РФ, 01.07.2018г. на онлайн-кассы должно было перейти порядка 950 000 хозяйствующих субъектов. На 30.06.2018г. было известно, что уже установили требуемое оборудование или готовятся это сделать в ближайшее время 600 000 из них.

Предприниматели не торопятся следовать предписаниям закона, при этом информационные агентства на основании опросов делают вывод, что около 15% респондентов среди представителей бизнеса вообще не знают о такой обязанности. 32% заявили, что не будут покупать необходимую технику. Такие данные предоставлены Национальным агентством финансовых исследований. У многих вопрос приобретения онлайн-касс не решен потому, что предприниматели надеялись на отсрочку или отмену закона, ведь это отвечает целям экономии средств. Однако теперь неисполнение закона грозит штрафами.

По оценкам оператора фискальных данных ofd.ru, на покупку и установку оборудования в целом на втором этапе будет потрачено около 31 миллиарда рублей. Затраты одного предпринимателя, при этом составят в среднем от 29 до 37 тысяч рублей. Однако многое зависит от вида деятельности. Например, установка некоторых необходимых программ складского и производственного учета, позволяющих обеспечить детализацию счета на предприятиях общественного питания, обойдется и в 100 000 рублей.

Часть потраченных средств предприниматели могут вернуть законным способом. Второй этап перехода на онлайн ККТ слабо освещается в прессе, наблюдается нехватка информации, поэтому многие не знают о предоставлении налогового вычета, а ведь затраты можно существенно снизить (до 18 000 рублей на каждый аппарат).

Еще по теме:

  • Сколько платят алименты на содержание жены Алименты на содержание матери ребенка Согласно нормам российского семейного законодательства (актуального на начало 2018 года) супруги обязаны поддерживать друг друга материально. Но часто бывает так, что муж отказывается это делать. Еще более кощунственна такая ситуация, когда у женщины […]
  • Федеральный закон счета фактуры СТАТЬЯ 169. СЧЕТ-ФАКТУРА. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (НК РФ) Раздел VIII. ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ Глава 21. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ Статья 169. Счет-фактура 1. Счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия покупателем предъявленных продавцом товаров […]
  • Как платить ип налоги с доходов Налогообложение ИП Обновление: 24 июля 2017 г. Один из самых важных вопросов при начале ведения бизнеса – налогообложение ИП. Предприниматели, особенно начинающие, сталкиваются со многими вопросами, и незнание порядка налогообложения может привести к штрафам за неуплату налогов. […]
  • Разрешение для айфона 6 Особенности экрана iphone 6 Iphone 6 – это революционная модель, которая повлекла за собой немало сюрпризов. Стоит отметить, что айфон уже приятно удивил своим качеством и функциональностью. Это, кажется, оценили все, кто приобрел данную модель. Сегодня спрос на айфон растет невиданными […]
  • Проверка декларации по налогу на прибыль 2014 Проверяем декларацию по налогу на прибыль организаций Проводится ли камеральная проверка в случае, если декларация не была представлена в налоговый орган? Узнайте из "Энциклопедии решений. Налоги и взносы" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный доступ на 3 дня! Недавно ФНС […]
  • Как оформить резолюцию на документе Отметки на документе Отметки на документе Все этапы обработки прохождения и исполнения документа фиксируются отметками, помогающими определить, где он находится в данный момент и какова стадия его исполнения. Отметка о поступлении документа в организацию При поступлении документа на нем […]
  • Приказ 240 пожарной охраны Приказ МЧС России от 29.07.2014 N 392 "О внесении изменений в Порядок привлечения сил и средств подразделений пожарной охраны, гарнизонов пожарной охраны для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ, утвержденный приказом МЧС России от 05.05.2008 N 240" (Зарегистрировано […]
  • Сочинение я и моя будущая профессия юрист Профессия юрист сочинение Я надеюсь, что в будущем я стану юристом. Прежде чем выбрать ее я долго думала и размышляла над тем, какую именно профессию мне выбрать. Юрист – одна из самых сложных и важных профессий нашего времени. Он помогает оправдать невиновного человека, раскрыть […]