Допрос несовершеннолетнего по уголовному делу

Разъясняем законодательство

Особенности допроса несовершеннолетнего свидетеля

Вопрос: Моего тринадцатилетнего сына вызывают к следователю для допроса в качестве свидетеля по уголовному делу. Есть ли какие-либо особенности допроса детей? Слышала, что допрос несовершеннолетних сейчас фиксируется на видео. Так ли это?

Отвечает помощник прокурора Большесолдатского района Толстая В.Н.: Учитывая, что нередко потерпевшими или свидетелями по уголовным делам являются несовершеннолетние лица, уголовно-процессуальным законодательством закреплены особенности проведения следственных действий с их участием (ст. 191 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Обязательным условием проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, не достигшего возраста шестнадцати лет, а также достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающим в психическом развитии, является участие при производстве указанных следственных действий педагога или психолога. При производстве таких следственных действий также вправе присутствовать законный представитель несовершеннолетнего.

Несовершеннолетним потерпевшему или свидетелю в возрасте до шестнадцати лет при разъяснении их процессуальных прав перед проведением следственного действия разъясняется необходимость говорить только правду. Об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний они не предупреждаются.

Действующим уголовно-процессуальным законодательством действительно предусмотрено обязательное применение видеозаписи или киносъемки в ходе допроса, очной ставки, опознания и проверки показаний с участием несовершеннолетнего потерпевшего либо свидетеля. Вместе с тем, в случае если сам несовершеннолетний потерпевший или свидетель, а также законный представитель возражает против производства видеозаписи или киносъемки, видеофиксация следственного действия не производится.

Здание прокуратуры Курской области 305000, г. Курск, ул. Ленина, 21
схема проезда

Допрос несовершеннолетнего по уголовному делу

В соответствии со ст. 424 УПК РФ, вызов несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, к прокурору, следователю, дознавателю, а также в суд производится через его родителей или других законных представителей, а если несовершеннолетний содержится в специализированном учреждении для несовершеннолетних — через администрацию этого учреждения. Несовершеннолетний подозреваемый или обвиняемый, находящийся под стражей, вызывается через администрацию места содержания под стражей.

Закон ограничивает время непрерывного допроса несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) – двумя часами, а также в течение дня – четырьмя часами.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 51 УПК РФ, участие защитника по уголовным делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними является обязательным. Поэтому в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого участвует защитник, который вправе задавать вопросы своему подзащитному, а по окончании допроса — знакомиться с протоколом и делать замечания о правильности и полноте записи показаний. С момента вступления в дело защитник имеет право не только присутствовать на допросе и знакомиться с протоколом этого допроса, но также знакомиться с протоколом задержания, постановлением о применении меры пресечения, а также во всех следственных действиях, производимых с участием его подзащитного.

Еще одной особенностью производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних является обязательное участие педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего шестнадцатилетнего возраста, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии. Участие указанных специалистов преследует цель оказания необходимой помощи субъекту расследования или рассмотрения уголовного дела в налаживании контакта с несовершеннолетним, а также оказания консультативных услуг по вопросам общения с несовершеннолетними и устранения возможности оказания на несовершеннолетнего незаконного психического воздействия со стороны должностного лица, расследующего либо рассматривающего дело. Обеспечение участия педагога или психолога в допросе несовершеннолетнего подозреваемого либо обвиняемого возложено как обязанность на прокурора, следователя, дознавателя. Данное обеспечение может быть произведено как по инициативе перечисленных лиц, так и по ходатайству защитника. В ходе допроса педагог или психолог вправе с разрешения прокурора, следователя, дознавателя задавать вопросы подозреваемому, обвиняемому, а по окончании допроса — знакомиться с протоколом допроса и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в нем записей. Эти права прокурор, следователь, дознаватель разъясняет педагогу или психологу перед допросом несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, о чем делается отметка в протоколе допроса (ч. 5 ст. 425 УПК).

В соответствии со ст. 426 УПК РФ, родители и иные законные представители допускаются к участию в уголовном деле по постановлению прокурора, следователя, дознавателя с момента первого допроса несовершеннолетнего в качестве подозреваемого или обвиняемого. При допуске к участию в уголовном деле им разъясняются следующие права:

1) знать, в чем подозревается или обвиняется несовершеннолетний;

2) присутствовать при предъявлении обвинения;

3) участвовать в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, а также, с разрешения следователя, — в иных следственных действиях, производимых с его участием и участием защитника;

4) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;

5) заявлять ходатайства и отводы, приносить жалобы на действия и решения дознавателя, следователя, прокурора;

6) представлять доказательства;

7) по окончании расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме.

Прокурор, следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему подозреваемому, обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые могут оказать на него отрицательное воздействие. Ознакомление с этими материалами законного представителя несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого является обязательным.

В том случае, если у лица, ведущего предварительное расследование, либо у суда имеются основания полагать, что действия законного представителя наносят ущерб интересам несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, он может быть отстранен от участия в уголовном деле (например, законный представитель ведет антиобщественный образ жизни, сам неоднократно судим и т.д.). Об этом прокурор, следователь, дознаватель выносят постановление. В этом случае к участию в уголовном деле допускается другой законный представитель несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого.

Участие в уголовном деле в отношении несовершеннолетних педагога и психолога

Допрос является сложной комплексной проблемой, стоящей на стыке криминалистики, судебной психиатрии, психологии. Порядок допроса несовершеннолетних регламентирован ст.ст.191,425 УПК РФ. В процессе развития подростка происходят серьезные физиологические изменения. Усиленное функционирование гормональной системы повышает нервную возбудимость. Особенности психики проявляются на фоне отсутствия достаточного жизненного опыта, знаний и представлений. Допрашивая несовершеннолетних, следователь должен учитывать особенности их личности. Эффективно и качественно произвести допрос несовершеннолетнего, можно лишь обладая комплексом юридических знаний и подростковой психологии. Одной из характерных особенностей допроса несовершеннолетнего является возможность участия в нем психолога.

В соответствии с ч. 3 ст. 425 УПК РФ в допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста шестнадцати лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно. Однако не регламентирован вопрос о том, когда должен привлекаться педагог, а когда психолог. По моему мнению, для сопровождения несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве необходим именно специалист с психологическим образованием в области психологии личности работающий на стыке психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права.

Не понятен так же и процессуальный статус педагога или психолога. Их участие может быть предусмотрено как в качестве специалиста, так и в качестве эксперта. Но специалист и эксперт имеют совершенно разный процессуальный статус. Если рассматривать участие психолога и педагога как привлечение специалистов, то существует проблема в процессуальном механизме реализации возможностей специалиста. Следователь вправе привлечь к участию в следственном действии специалиста в соответствии с требованиями ч.5. ст. 164 УПК. Порядок его участия в уголовном судопроизводстве определяются статьями 168 и 270 УПК. Отсюда следует, что специалист может быть привлечен только для содействия следователю в проведении следственного действия. О том, в каком порядке специалист помогает следователю или суду решать остальные, названные в ст. 58 УПК задачи , а именно: ставить вопросы перед экспертом и разъяснять вопросы, входящие в его профессиональную компетенцию, — в ст. 168 и 270 УПК ничего не говорится. Поэтому использование специалиста в двух последних направлениях не может осуществляться в форме предусмотренного ст. ст. 168, 164 УПК РФ «участия в следственном действии». При таком участии специалист выступает в большей степени советником и помощником следователя, а полученная при этом доказательственная информация исходит не от специалиста, а от иных объектов. В случае же выяснения вопросов, входящих в профессиональную компетенцию, специалист не сопровождает действия следователя, а противостоит ему как источник информации. По сути — это не что иное, как допрос специалиста. Получается, что УПК РФ разрешает проведение допроса специалиста. Но в стадии предварительного расследования дозволения на производство допроса специалиста вообще нет, а в судебном разбирательстве подобный допрос упоминается лишь в частной норме (ст. 271 УПК РФ) без закрепления порядка его проведения. Многие пытаются представить специалиста как свидетеля, но это не правомерно в связи с тем, что они являются разнородными участниками уголовно-процессуальной деятельности, что подтверждается закреплением статуса каждого в разных статьях УПК РФ (56 и 58), а главное — различным характером приобретенного ими знания. У защитника есть так же право заявлять ходатайства о привлечении того или иного специалиста, сам он не имеет возможности его привлечь в связи с тем, что проведение следственных действий является прерогативой следователя. Но на деле все обстоит иначе и зачастую следователь отвергает специалиста со стороны защиты. Только в суде первой инстанции защитник, на основании ч. 4 ст. 271 УПК, может привлечь избранного им специалиста, но лишь для разъяснения вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию. Но и акт, в котором специалист отвечает на поставленные защитником вопросы – это не процессуальный документ, т.к. он нигде не упомянут а значит не имеет доказательного значения. Он может послужить лишь приложением к ходатайству защитника, его аргументом для назначения следователем, судом экспертизы по делу либо допроса специалиста. Получается, что полноценного использования возможностей специалиста у защиты нет.

Отсюда можно сделать вывод, что требуется внесение в ст. 58 УПК допрос специалиста, регламентировав его процедуру для предварительного расследования и судебного разбирательства. Необходимо придание действиям защитника то же доказательственное значение, что и результатам привлечения специалиста следователем, т.к. УПК, предполагает равные правомочия сторон в доказывании и, значит, в использовании специальных знаний.

Теперь рассмотрим привлечение психолога и педагога в качестве экспертов.

Необходимость обязательного участия защитника в уголовном судопроизводстве связанным с «несовершеннолетним» о котором говорится в п.2 ч.1 ст.51 УПК, означает признание законодателем того, что несовершеннолетний не способен самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве. Проведения различного рода экспертиз, которые в соответствие со ст.ст.74,80 УПК РФ могут являться самостоятельным средством доказывания, обязательны т.к. помогают защитнику честно, разумно и добросовестно отстаивать права и законные интересы доверителя. ст.196 УПК РФ предусматривает обязательное назначение и проведение следующих видов экспертиз: 1.медицинской (установить:1) причины смерти; 2) характер и степень вреда, причиненного здоровью;) 2. психиатрической, 3. психологической ( 3) психическое или физическое состояние подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве; 4) психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;)

Истинный смысл законодательных предписаний, изложенных в уголовно-процессуальных нормах, заключается, в том, что проведение судебно-психологической (а лучше всего комплексной психолого-психиатрической) экспертизы несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, подсудимых, свидетелей, потерпевших является обязательным по всем уголовным делам несовершеннолетних.

Это вытекает из следующего:

п.2 ч.1 ст.51 и Главы 50 УПК РФ об особенностях производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.

В соответствие с п.3 ст.196 УПК РФ основанием обязательного назначения судебной экспертизы является « сомнение в способности обвиняемого защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве.»

В ч. 2 ст.420 УПК РФ сказано, что производство по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, осуществляется в общем порядке, установленном частями 2 и 3 Кодекса, «с изъятиями, предусмотренными настоящей главой» (50-й главой).

Общий порядок, установленный частями 2 и 3 УПК, — это ст.196 УПК РФ об обязательном назначении и проведении экспертизы. Изъятия же, предусмотренные главой 50 УПК РФ соответствуют Ст. 421 УПК РФ, которая говорит об обстоятельствах подлежащих установлению при предварительном расследовании и судебном разбирательстве по данной категории лиц, наряду (помимо) с обстоятельствами, указанными в ст.73 УПК РФ также: п.2.ч1.ст.421 — «условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности»; Часть 2 этой нормы устанавливает: «При наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливаются также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими».

Следующее изъятие из общих правил предусмотрено в ч.3 ст.425 УПК РФ, согласно которой:

«В допросе несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого, не достигшего возраста 16 лет либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии, участие педагога или психолога обязательно» в ч. 6 говорится о распространении данной нормы и на допрос несовершеннолетнего подсудимого.

Следующее изъятие предусмотрено ч.3 ст.426 УПК РФ, согласно которой:»следователь, дознаватель вправе по окончании предварительного расследования вынести постановление о непредъявлении несовершеннолетнему обвиняемому для ознакомления тех материалов уголовного дела, которые «могут оказать на него отрицательное воздействие»

В связи с тем, что в УПК говорится об особом порядке рассмотрения дел в отношении несовершеннолетних (ч. 2 ст.420 УПК) это бесспорно доказывает — обязательное назначение судебно-психологической экспертизы (комплексной психолого-психиатрической) в отношении всех несовершеннолетних правонарушителей, попавших в сферу интересов правоохранительных органов. Иное понимание закона должно свидетельствовать о поручении работникам правоохранительных органов функций психологов и психиатров, что не приемлемо существующим законодательством.

Выявление вопросов отставания в психическом развитии, наличия или отсутствия психических расстройств, меры осознания фактического характера и общественной опасности деяния, меры руководства своими действиями, относятся к компетенции специалистов в области психологии личности и психиатрии, без которых участники уголовного судопроизводства не вправе делать свои выводы по данным вопросам. Напомню так же, что дети с задержкой психического развития имеют сохранные возможности интеллектуального развития, но для них характерны нарушения познавательной деятельности в связи с незрелостью эмоционально-волевой сферы, пониженной работоспособностью, недостаточностью ряда высших психический функций. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости. Эти дети психически здоровы и имеют достаточные возможности для нормального умственного развития, но некоторые их особенности, отличающие их иногда от основной массы сверстников, могут снижать способность сознавать истинное значение своих действий и возможность руководить ими.

Отсутствие данных о задержке психического развития может быть по многим причинам, например – ребенок никогда не обращался за медицинской помощью, соответственно и никто не ставил ему диагноза – задержки психического развития. Психически эти дети здоровы!

В связи с тем, что сотрудники правоохранительных органов не являются лицами, которые по действующему законодательству вправе определять: уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего; отставание несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством; мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими; что может оказать на него отрицательное воздействие. Они не могут единолично решать вопрос о приглашении психолога и проведении судебно-психологической экспертизы.

Данная экспертиза должна проводиться на ранних этапах расследования, т.к. её проведение поспособствует и оптимизации судебного производства, психолог сможет помочь следователю установить психологический контакт с несовершеннолетним. Для назначения целесообразной и соразмерной меры наказания имеет существенное значение вывод, который может быть сделан только экспертом-психологом о том, что несовершеннолетний «мог сознавать значение своих действий, но не полностью», «был способен руководить своими действиями, но не в полной мере», имеется ли у несовершеннолетнего признаки не связанного с психическими заболеваниями отставания в психическом развитии, и, если имеются, в чем они конкретно выражаются. Это вытекает из постановления Пленума Верховного Суда РФ № 7 от 14 февраля 2000г. «О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних», которое нацеливает экспертов-психологов на дифференциально-экспертную оценку способности подростков сознавать значение своих действий и руководить ими.

Отсюда вытекают следующие вопросы, от правильного ответа на которые зависят судьбы несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство. На каком основании и насколько правомерны, решения сотрудников правоохранительных органов, в т.ч. и судебных работников, присвоения себе функций специалиста-психолога (психиатра) в уголовном судопроизводстве.

Кто и как без проведения судебно-психологической экспертизы определяет и устанавливает следующие факты:

— «уровень психического развития и иные особенности личности несовершеннолетнего» п.2.ч1.ст.421

— «данные об отставании несовершеннолетнего в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством» ч. 2.ст.421

— «мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими» ч. 2.ст.421

— «могут оказать на него отрицательное воздействие» ч.3 ст.426 УПК РФ

Мне кажется, что практику присвоения себе функций специалиста-психолога (психиатра) в уголовном судопроизводстве сотрудниками правоохранительных органов, и определении назначать или не назначать судебно-психологическую(комплексную психолого-психиатрическую) экспертизу несовершеннолетнего, приглашать или нет психолога для участия в допросе несовершеннолетнего и принятии решении в вопросах, от которых зависит судьба ребенка необходимо признать порочной и не основанной на нормах УПК.

Дознаватель, следователь, судья, прокурор, адвокат а так же педагог не являются специалистами в области психологии личности и не вправе сами отвечать на выше заданные вопросы. И именно этот факт говорит о том, что сопровождение несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых, не достигших возраста шестнадцати лет либо достигших этого возраста, но страдающих психическим расстройством или отстающих в психическом развитии, должны осуществлять ни педагог, ни психолог не имеющий дополнительной подготовки по судебной психологии а именно психолог, который сможет провести судебно-психологическую экспертизу и дать заключение о фактах, которые смогут повлиять на ход дела с образованием в области психологии личности и работающий на стыке психологии, психиатрии, уголовного и гражданского права. Законодательно необходимо определить процессуальный статус участвующих в допросе педагога и психолога. Простое участие педагога или психолога в допросе считаю бессмысленным. В допросе должен принимать участие эксперт, который сможет ответить на вопросы, от которых зависят судьбы несовершеннолетних, вовлеченных в уголовное судопроизводство, а так же назначение целесообразной и соразмерной меры наказания.

Допрос несовершеннолетнего по уголовному делу

Ключевые слова: ДОПРОС; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО СВИДЕТЕЛЯ; ДОПРОС НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНЕГО ПОТЕРПЕВШЕГО; INTERROGATION; INTERROGATION OF MINORS; INTERROGATION OF MINOR WITNESSES; THE INTERROGATION OF A MINOR VICTIM.

Допрос является одним из самых распространенных следственных действий для получения доказательств по уголовному делу. В ходе проведения этого следственного действия уполномоченное должностное лицо получает и фиксирует информацию, устно полученную от лица, владеющего этой информацией.

Общие правила допроса регламентированы ст. 187 — 190 УПК РФ, а отдельной статьей Уголовно-процессуального кодекса (ст. 191 УПК РФ) устанавливаются особенности производства допроса лица, не достигшего 18-летнего возраста и являющегося по уголовному делу потерпевшим или свидетелем. Особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей связаны с особенностями возрастной психики несовершеннолетних, отсутствием у них жизненного опыта, а также неспособностью правильно оценить ситуацию, в которой они оказались.

Уголовно-процессуальное законодательство предусматривает не только особенности допроса несовершеннолетнего, но и особенности вызова его на допрос, что урегулировано в ст. 188 УПК РФ.

На практике несовершеннолетние, особенно в возрасте до 14 лет вызываются и допрашиваются в качестве свидетелей лишь в крайних случаях, когда кроме показаний несовершеннолетних, другими способами истину по уголовному делу установить невозможно. Исключение составляют несовершеннолетние потерпевшие.

Следователи, дознаватели, судьи понимают, что вызов и допрос несовершеннолетних может отрицательно повлиять на их психику, именно по этой причине против допросов несовершеннолетних свидетелей часто возражают их родители (законные представители). Поэтому несовершеннолетних и стараются допрашивать только тогда, когда без допроса несовершеннолетнего свидетеля обойтись нельзя.

Закон не предусматривает минимальный возраст, с которого можно допрашивать несовершеннолетнего в качестве потерпевшего или свидетеля. Все зависит от «обстоятельств совершенного преступления, от уровня психического развития несовершеннолетнего, также при решении вопроса о возможности допроса несовершеннолетнего нужно учитывать способность несовершеннолетнего правильно воспринимать события, имеющие значение для расследования и рассмотрения уголовного дела, давать соответствующие действительности показания по делу, объективно и правдиво описывать произошедшие события» [7].

Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации предусматривает следующие особенности допроса несовершеннолетних потерпевших и свидетелей для получения наиболее полных и объективных показаний:

1) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии (ч. 1 ст. 191 УПК РФ);

2) обязательное участие педагога или психолога при допросе потерпевшего, свидетеля, не достигшего возраста 16 лет, либо достигшего этого возраста, но страдающего психическим расстройством или отстающего в психическом развитии по делам о преступлениях против половой неприкосновенности несовершеннолетних участие психолога обязательно (ч.4 ст. 191 УПК РФ);
3) вопрос об участии педагога при допросе свидетеля в возрасте от 16 до 18 лет решается органами предварительного расследования и судом по своему усмотрению);

4) возможность участия законных представителей (родителей, усыновителей, опекунов, попечителей) при допросе несовершеннолетнего;

5) возможность удаления из зала судебного заседания на время допроса несовершеннолетнего того или иного лица, участвующего в деле, или кого-либо из граждан, присутствующих в зале судебного заседания, на основании определения суда.

6) Для участия в допросе приглашается педагог, который не заинтересован в результатах расследования и рассмотрения дела в суде. «Применение видеозаписи или киносъемки обязательно в ходе следственных действий с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля, за исключением случаев, если несовершеннолетний потерпевший или свидетель либо его законный представитель против этого возражает (ст. 191 УПК РФ)» [1, с. 570].

Свидетелем может быть любое лицо, которое может правильно воспринимать, хранить в памяти и воспроизводить информацию о тех или иных обстоятельств. В связи с этим в качестве свидетеля можно привлекать и ребенка (лица до 18 лет) при условии, что она достигла уровня развития, который дает ему возможность правильно воспринимать информацию и донести ее до других лиц. Свидетели, потерпевшие, не достигшие возраста 16 лет, об уголовной ответственности за отказ от дачи показаний и дачу ложных показаний не предупреждаются.

Как правило, обычно следователи, дознаватели и суд для участия в допросе несовершеннолетнего приглашают педагогов из учебного заведения, где обучается этот несовершеннолетний. Однако при решении вопроса о привлечении к участию в допросе педагога необходимо учитывать обстоятельства, по которым будет допрошен несовершеннолетний, так как может возникнуть такая ситуация, что в присутствии знакомого педагога несовершеннолетний может «замкнуться», или не дать правдивые показания об известных ему обстоятельствах по уголовному делу. Это бывает, когда потерпевший или свидетель спровоцировали преступление или повели себя не самым лучшим образом.

Например, расследуя уголовное дело по факту разбойного нападения на несовершеннолетнего К., следователь в качестве педагога пригласил классного руководителя потерпевшего. Но следователем не было учтено, что приглашенный им классный руководитель вел в школе секцию рукопашного боя, которую посещал потерпевший и успешно в ней занимался. Во время допроса в присутствии педагога несовершеннолетний потерпевший, пояснил, что на него напали четверо парней, избили и похитили куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Однако, впоследствии в ходе предварительного расследования было достоверно установлено, что на потерпевшего напал один подросток, подкараулив его в подъезде, ударил несколько раз кулаком по лицу и похитил куртку, сотовый телефон и деньги в сумме 150 рублей. Так как в показаниях потерпевшего и обвиняемого были существенные противоречия, то следователь, с целью их устранения, провел между ними очную ставку. В ходе очной ставки потерпевший изменил свои показания, подтвердил показания обвиняемого, пояснив, что преступление совершил один подросток. Когда несовершеннолетнему потерпевшему задали вопрос, почему он в ходе первоначального допроса давал ложные показания, потерпевший объяснил, что ему стыдно было перед педагогом, обучавшему его приемам борьбы за то, что он не смог «постоять» за себя и позволил одному преступнику избить его и завладеть вещами.

К допросу несовершеннолетнего потерпевшего, свидетеля необходимо готовиться очень тщательно. Эта подготовка заключается не только в формулировке вопросов, ответы на которые имеют важное значение по делу. Необходимо тщательно изучить личность допрашиваемого: выяснить условия его жизни, воспитания, состояние психики, умение и способность правильно оценивать ситуацию, излагать сведения об увиденном и услышанном, взаимоотношениях со сверстниками и лицом, заподозренном в совершении преступления. С этой целью необходимо побеседовать, а лучше всего допросить лиц, которые хорошо знают несовершеннолетнего (законных представителей, соседей, педагога и др.) и помогут найти контакт с несовершеннолетним, так как от того, будет установлен контакт с несовершеннолетним или нет, зависит успех допроса, и, иногда и в целом успех расследования уголовного дела.

Для того, чтобы несовершеннолетний свидетель мог быстрее освоиться в новой для него обстановке, привыкнуть к незнакомым людям, разговор лучше начинать с сопровождающим его лицом, с педагогом, постепенно вовлекая в процесс общения и ребенка, как бы уточняя у него то, что говорится о нем. «Чтобы проверить, насколько ребенок освоился с обстановкой, можно спросить его о том, понятно ли ему, где он находится, зачем его сюда привели, что может интересовать следователя (суд)» [2, с. 263].

В ходе допроса следователь, дознаватель, судья должны вести себя с несовершеннолетним предельно корректно. Иногда несовершеннолетние, стремясь показаться старше или скрыть свое волнение, употребляют жаргонные или нецензурные слова. В ходе допроса это надо пресекать и напомнить, что устные сообщения несовершеннолетнего будут занесены в протокол допроса. В то же время, чувствуя, что несовершеннолетний ведет себя скованно, долго думает или вообще не отвечает на поставленные вопросы, или же сильно взволнован, его надо успокоить, поговорить на отвлеченные темы.

Например, выяснить, чем увлекается подросток, поговорить с ним на тему его увлечения. При этом следователь, дознаватель, судья могут шутить, допускать шутливые, меткие определения, которые употребляются среди подростков определенного возраста, давая тем самым возможность подростку быстрее освоиться. Когда подросток освоится, необходимо приступать к допросу.

Перед началом допроса следователь, дознаватель, судья должны представиться, объяснить цель допроса, объяснить важность допроса, объяснить несовершеннолетнему, что от правдивости его показаний зависят результаты расследования и рассмотрения дела в суде. Подросток должен понять, что его показания действительно имеют большое значение для расследования и рассмотрения уголовного дела.

В ходе допроса необходимо тщательно формулировать вопросы, они должны быть понятными и недвусмысленными, нельзя во время допроса подсказывать несовершеннолетнему или делать внушения, например: «Это ты должен помнить… Надо вспомнить… Ты не мог забыть о том, что…» [2, с. 263]. Естественно, нельзя задавать наводящие вопросы (ч. 2 ст. 189 УК РФ). «Задавая вопросы. следователь, дознаватель, судья должны убедиться в том, что несовершеннолетний правильно их понимает. Если станет очевидным, что несовершеннолетний не понял вопроса, его необходимо повторить, но в другой постановке. Иногда имеет смысл разделить вопрос на части. При этом необходимо уточнить, понятны ли вопросы» [2, с. 263].

Во время допроса необходимо употреблять общепринятые термины и понятия. Лучше, если несовершеннолетний будет давать показания в форме рассказа. Нужно учитывать, что не все несовершеннолетние, в силу возраста и или развития могут последовательно излагать показания, они могут, прерываться, сбиваться, вновь возвращаться к началу допроса. Вот здесь следователю, дознавателю, судье надо быть предельно внимательным, доброжелательным, не высказывать недовольства затянувшимся допросом. Если будет видно, что несовершеннолетний устал, есть смысл прервать допрос, сделать перерыв, поговорить на отвлеченные темы, затем продолжить допрос.

«В результате проведенных исследований и изучения ряда уголовных дел с участием несовершеннолетних, было установлено, что одна из распространенных и серьезных ошибок, допускаемых следователями, заключалась в том, что они не усматривали различий между допросом взрослого и несовершеннолетнего, а тем более малолетнего. В протоколе допроса показания ребенка излагались языком взрослого человека, вопросы формулировались без учета особенностей его психологии, допрос производился без необходимого изучения личности несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля» [3, с. 276 — 277].

«Допрос несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля в возрасте до семи лет не может продолжаться без перерыва более 30 минут, а в общей сложности — более одного часа, в возрасте от семи до четырнадцати лет — более одного часа, а в общей сложности — более двух часов, в возрасте старше четырнадцати лет — более двух часов, а в общей сложности — более четырех часов в день (ч. 1 ст.191 УПК РФ)» [1, с. 543].

При допросе несовершеннолетних потерпевших необходимо учитывать, что они, как и все потерпевшие, заинтересованы в результатах расследования, ведь им причинен моральный, имущественный или физический вред. В момент совершения преступления они были в возбужденном состоянии, и поэтому могли необъективно воспринимать происходившее, ведь они не думали о том, что надо запомнить приметы преступника, действия, которые он совершал, а думали о том, как защититься от преступника.

«Сложность представляют допросы несовершеннолетних потерпевших и свидетелей по половым преступлениям, так как они в большинстве случаев не обладают культурой и знаниями для описания этих видов преступлений. Кроме того, при допросе они испытывают чувство неловкости, стыда. Более того, они могут скрыть или не рассказать о некоторых фактах совершенного преступления. Поэтому следователь и педагог, психолог должны помочь правильно изложить свои показания» [5, с. 48].

Очень важно на «начальной стадии допроса сформировать у допрашиваемого интерес к предстоящему разговору, желание говорить. При этом можно сказать ребенку, что от него ждут помощи и она крайне необходима, однако вести себя в подобной ситуации следует достаточно осторожно, чтобы не акцентировать его внимание на чем-то конкретном, что интересует следствие (суд).

В подобных ситуациях допрашиваемый, особенно малолетний свидетель, может прибегнуть к вымыслу, чтобы его оставили в покое либо чтобы заслужить одобрение взрослых» [5, с. 48].

По общему правилу свидетель, не достигший возраста 16 лет, по окончании его допроса удаляется из зала судебного заседания. Однако суд вправе признать необходимым присутствие в судебном заседании свидетеля в возрасте до 16 лет после его допроса, например, при предположении о том, что не исключены его повторный допрос об известных ему фактах, очная ставка с другими свидетелями для исследования письменных, вещественных доказательств и т.д.

Как показала следственная практика, несовершеннолетние потерпевшие, находясь в неадекватном психическом состоянии под влиянием пережитых угроз, шантажа, насилия, нередко уклоняются от дачи показаний. Будучи подвергнуты актам насилия и угроз со стороны преступников, подростки вообще могут утратить доверие ко всем взрослым, включая в их число и сотрудников правоохранительных органов. Кроме того, несовершеннолетним свойственна повышенная внушаемость, которая выражается, «с одной стороны, в склонности подростка к неосознаваемому подчинению требованиям других лиц (взрослых, старших по возрасту сверстников) и, с другой — в податливости его постороннему воздействию, благодаря которому подросток сознательно рассказывает не то, что помнит, а то, что ему говорили и хотят от него услышать старшие» [6, с. 433].

В заключение необходимо отметить, что допрос несовершеннолетнего представляет сложность не только с точки зрения процессуальных особенностей, но и с точки зрения психологии.

Поэтому следователь (дознаватель) должен обладать навыками психолога, чтобы установить психологический контакт с допрашиваемым, в ходе допроса получить наиболее полные и соответствующие действительности сведения.

Еще по теме:

  • Как сдавать налоги по ип Отчетность ИП на УСН без работников УСН (упрощенная система налогообложения) — самый распространенный специальный режим уплаты налогов, который предусмотрен для малого и среднего бизнеса. Авансовый платеж по налогу платится по итогам первого квартала, полугодия и девяти месяцев, а сам […]
  • Налог на земли промназначения Земли промышленного назначения: категории, характеристики, нюансы использования В какой-то момент своего существования люди стали покидать крошечные мастерские и взялись за строительство фабрик и заводов. Современные производственные комплексы могут занимать площади, сравнимые с […]
  • Приказ на списание бланков строгой отчетности в школе образец Как составить приказ о списании удостоверения? Вопрос-ответ по теме мне нужен образец положения о комиссии по списанию удостоверения, как его составить, что там должно быть, если можно то срочно, спасибо Комиссия должна проверить все использованные и испорченные бланки, их количество и […]
  • Подача исковых заявлений в электронном виде Как подать документы в суд в электронном виде? Порядок подачи документов в Верховный Суд Российской Федерации, арбитражные суды и суды общей юрисдикции изменился в 2017 году. Граждане и юридические лица могут подавать обращения (исковые заявления, ходатайства, жалобы и другие документы) […]
  • Бланк заявление на загранпаспорт нового образца образец заполнения ОБРАЗЦЫ ЗАПОЛНЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЙ НА ОФОРМЛЕНИЕ ЗАГРАНПАСПОРТА В МФЦ Последнее обновление информации: 30.03.2017 Во всех центрах государственных и муниципальных услуг «Мои Документы» Санкт-Петербурга можно оформить заграничный паспорт сроком на 5 лет («старого образца»). Подать документы […]
  • Возраст молодёжи по закону Молодежи нужен новый закон ОП Кемеровской области провела общественную экспертизу соответствующего проекта закона Общественная палата Кемеровской области провела общественную экспертизу проекта федерального закона «О молодежи и государственной молодежной политике в Российской […]
  • Налог на прибыль организаций амортизация имущества Налог на прибыль организаций амортизация имущества АМОРТИЗИРУЕМОЕ ИМУЩЕСТВО - НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ В бухгалтерском учете амортизация представляет собой процесс перенесения по частям стоимости основных средств и нематериальных активов по мере их физического или морального износа на […]
  • Ставка единого социального налога в 2018 году Страховые взносы в 2018 году С января 2017 года фонды передали эстафету по учету страховых взносов ФНС. Как изменился расчет взносов, куда их нужно платить и как отчитываться — расскажем в данной статье. В 2016 году стало известно, что на смену страховым взносам придет новый единый […]