Ликвидация аварийных разливов

Содержание страницы:

Техническая библиотека

Экология, пожарная безопасность, техника безопасности // Ликвидация аварийных разливов нефти ЛАРН

Ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов — необходимые мероприятия, связанные с уменьшением вреда, наносимого экосистемам.

Разлив нефти является одной из самых сложных экологических задач для решения, т.к. нефть содержит одновременно тяжёлые и летучие углеводороды.

Ликвидация, прежде всего, связана с локализацией нефтяных пятен, во избежание дальнейшего увеличения площади загрязнений.

Ликвидация последствий нефтеразливов производится с применением специальных средств, таких как нефтесборочное оборудование, сорбирующие материалы, биопрепараты.

Обычно, планирование действий по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (АРН) проводится в целях предупреждению чрезвычайных ситуаций (ЧС), поддержанию в постоянной готовности сил и средств их ликвидации для обеспечения безопасности населения и территорий, а также максимально возможного снижения ущерба и потерь в случае их возникновения.

Основными задачами планирования мероприятий по предупреждению и ликвидации АРН:

— обоснование уровня возможного АРН и последствий его возникновения;

-установление необходимости и достаточности планируемых мер с учетом состояния возможных источников АРН, а также географических, навигационно-гидрографических, гидрометеорологических особенностей районов возможного АРН;

-осуществление мониторинга окружающей среды и обстановки на опасных производственных объектах и прилегающих к ним территориях;

— определение порядка взаимодействия привлекаемых организаций, органов управления, сил и средств в условиях АРН;

— обоснование необходимости и достаточности сил и средств, необходимых для ликвидации АРН, состоящих из подразделений спасателей, оснащенных спецтехниокй и оборудованием, снаряжением и материалами, аттестованных в установленном порядке ;

— планирование учений и тренировок, мероприятий по обеспечению профессиональной подготовки персонала и повышения его квалификации, создание финансовых и материальных ресурсов, а также поддержание в соответствующей степени готовности спасателей;

— планирование мероприятий по ликвидации последствий АРН, и тд.

Новейшие ледоколы проекта 21900М оснащены оборудованием, позволяющим проводить комплекс работ для нефтегаза на континентальном шельфе, в тч:

— доставку оборудования и участие в проведении операций по ЛАРН;

— обеспечение подводно-технических работ у морских нефтегазо добывающих и буровых платформ,

— прокладку подводных нефте — и газопроводов,

— исследование морского дна,

— проведение поисково-спасательных операций;

— выполнения функций пожарного судна при тушении пожаров на судах, морских платформах.

Ликвидация аварийных разливов нефти

Наш профессиональный аварийно-спасательный отряд «Аварийно-спасательная служба №1» производит ликвидацию и локализацию разливов нефтяных продуктов и нефти, выполняя расширенный комплекс задач с использованием специальных средств и реализацией определенных технических методов. Применение специальных технических средств, чтобы ликвидировать разливы нефти независимо от того, какой характер имеет аварийный разлив нефтяных продуктов и самой нефти. Первоочередные меры по устранению нефтепродуктов, связаны с локализацией пятен нефти, во избежание дальнейшего загрязнения соседних участков и распространения, а также уменьшения площадей загрязнения.

Наше аварийно-спасательное формирование ликвидирует разливы нефти, масел и мазута на суше и воде, включая предприятия нефтеперерабатывающей промышленности, заводы и организации, имеющие отношение к хранению продуктов нефтепереработки. На вооружении службы имеются боновые заграждения, сорбенты, специальные всасывающие установки (ВАУ-1 и др), скимера и пр. Все разливы нефтепродуктов собираются, перекачиваются и утилизируются на полигоне, либо сжигаются при помощи «факел установки». Мы также производим разработку планов по локализации и ликвидации разливов нефтепродуктов любых масштабов. Все наши сотрудники аттестованы на операторов установок по локализации разливов нефтепродуктов и газоспасательные работы. У нас за плечами огромный опыт работ по операциям на нефтепроводах и затонувших судах.

Согласно закону Российской Федерации разливы нефтепродуктов и нефти являются ситуациями чрезвычайными, а последствия их должны быть обязательно ликвидированными.

Локализация разливов сырой нефти и ее продуктов на суше и воде

Средствами ликвидации и локализации разливов нефти и ее продуктов в водных акваториях служат боновые заграждения. Важные функции боновых заграждений: прекращение на водной поверхности растекания нефти, снижение концентрации нефтепродуктов, чтобы облегчить их уборку, а также отвод (траление) нефти от тех районов, которые являются экологически уязвимыми.

Заградительные боны можно разделить на: отклоняющие (нефтеограждающие боны БН) – предназначены для защиты берега от нефти и нефтяных продуктов и их ограждения; сорбирующие боны (БСС) – являются поглотителями нефти и нефтепродуктов; надувные – те, которые позволяют их быстро разворачивать в акваториях; надувные тяжелые – ограждающие у терминала танкер.

При ликвидации и локализации разливов нефти и ее продуктов на суше используются подпорные стенки или обваловывание при помощи тяжелой техники. Благодаря данным мероприятиям удается прекратить распространение нефтяного загрязнения и уменьшить экологический ущерб.

После того, как удалось локализовать разлив нефти, на следующем этапе необходимо ликвидировать разлив.

Сертификаты на ведение аварийно-спасательной деятельности

Будем признательны, если Вы поделитесь этой статьей:

Ликвидация аварийных разливов нефти на море

При проведении научно-исследовательских изысканий, нефтедобывающих работ в море, в районах буровых платформ, несет круглосуточное дежурство аварийно-спасательный флот ООО «Экошельф».

Каждое дежурное судно оснащено специализированным оборудованием и укомплектовано командой квалифицированных специалистов-спасателей.

Первые действия специалистов ООО «Экошельф» во время ликвидации нефтяных разливов направлены на локализацию загрязненного участка. Эти меры предотвращают распространение нефти на новые участки и уменьшают площади загрязнения.

Далее происходит механический сбор нефти с поверхности моря, а при необходимости и диспергирование нефтяной пленки с вертолетов. Механический сбор непосредственно с поверхности моря осуществляется судами-нефтесборщиками, оснащенными скиммерами.

Для защиты береговой линии и очистки побережья выставляются специальные боновые заграждения, которые предотвращают растекание нефти на водной поверхности и увеличивают концентрацию нефти для облегчения цикла уборки.

Вдоль береговой линии также работают скиммеры, вакуумные машины, машины с краном и прочая необходимая техника.

Для хранения собранных с мест разлива нефтепродуктов используются специальные резервуары «Вайкома Стартэнк», «Вайкотэнк».

Используемые специальные технические средства позволяют максимально быстро реагировать на изменяющиеся условия и ликвидировать загрязнения.

В деятельности по несению готовности и ликвидации разливов мы всегда стараемся применить не только свой внутренний, но и мировой опыт, потому что каждый процесс очистки водной или земной поверхности от нефти имеет свои сложности, свои нюансы, к которым мы должны быстро адаптироваться для оперативного и эффективного реагирования.

Соблюдение требований техники безопасности имеет первоочередное значение для Компании «Экошельф» при осуществлении любого вида деятельности!

Неотложные меры и методы ликвидации аварийных разливов нефти. Справка

Спасибо за подписку

Пожалуйста, проверьте свой e-mail для подтверждения подписки

Разливы нефти и нефтепродуктов классифицируются как чрезвычайные ситуации и ликвидируются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 21 августа 2000 года (в редакции от 15 апреля 2002 года) «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», в зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности, во внутренних пресноводных водоемах, выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн нефти и нефтепродуктов на территории объекта;
2. Муниципального значения – разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы муниципального образования либо разлив до 100 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы территории объекта;
3. Территориального значения – разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов в пределах административной границы субъекта Российской Федерации либо разлив от 100 до 500 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы муниципального образования;
4. Регионального значения – разлив от 1000 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив от 500 до 1000 тонн нефти и нефтепродуктов, выходящий за пределы административной границы субъекта Российской Федерации;
5. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов либо разлив нефти и нефтепродуктов вне зависимости от объема, выходящий за пределы государственной границы Российской Федерации, а также разлив нефти и нефтепродуктов, поступающий с территорий сопредельных государств (трансграничного значения).

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:
1. Локального значения – разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
2. Регионального значения – разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
3. Федерального значения – разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Локализация и ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов предусматривает выполнение многофункционального комплекса задач, реализацию различных методов и использование технических средств. Независимо от характера аварийного разлива нефти и нефтепродуктов (ННП) первые меры по его ликвидации должны быть направлены на локализацию пятен во избежание распространения дальнейшего загрязнения новых участков и уменьшения площади загрязнения.

Локализация разливов нефти и нефтепродуктов

Основными средствами локализации разливов нефти и нефтепродуктов в акваториях являются боновые заграждения. Главные функции боновых заграждений: предотвращение растекания нефти на водной поверхности, уменьшение концентрации нефти для облегчения цикла уборки, и отвод (траление) нефти от наиболее экологически уязвимых районов.

В зависимости от применения боны подразделяются на три класса: I класс – для защищенных акваторий (реки и водоемы); II класс – для прибрежной зоны (для перекрытия входов и выходов в гавани, порты, акватории судоремонтных заводов); III класс – для открытых акваторий.
Боновые заграждения также подразделяются на: самонадувные – для быстрого разворачивания в акваториях; тяжелые надувные – для ограждения танкера у терминала; отклоняющие – для защиты берега, ограждений нефти и нефтепродуктов; несгораемые – для сжигания нефти и нефтепродуктов на воде; сорбционные – для одновременного сорбирования нефти и нефтепродуктов.

Все типы боновых заграждений состоят из следующих основных элементов: поплавка, обеспечивающего плавучесть бона; надводной части, препятствующей перехлестыванию нефтяной пленки через боны (поплавок и надводная часть иногда совмещены); подводной части (юбки), препятствующей уносу нефти под боны; груза (балласта), обеспечивающего вертикальное положение бонов относительно поверхности воды; элемента продольного натяжения (тягового троса), позволяющего бонам при наличии ветра, волн и течения сохранять конфигурацию и осуществлять буксировку бонов на воде; соединительных узлов, обеспечивающих сборку бонов из отдельных секций; устройств для буксировки бонов и крепления их к якорям и буям.

При разливах ННП в акваториях рек, где локализация бонами из-за значительного течения затруднена или вообще невозможна, рекомендуется сдерживать и изменять направление движения нефтяного пятна судами-экранами, струями воды из пожарных стволов катеров, буксиров и стоящих в порту судов.

В качестве локализующих средств при разливе ННП на почве применяют целый ряд различных типов дамб, и сооружение земляных амбаров, запруд или обваловок, траншей для отвода ННП. Использование определенного вида сооружений обуславливается рядом факторов: размерами разлива, расположением на местности, временем года и др.

Для сдерживания разливов известны следующие типы дамб: сифонная и сдерживающая дамбы, бетонная дамба донного стока, переливная плотинная дамба, ледяная дамба.

После того как разлившуюся нефть удается локализовать и сконцентрировать, следующим этапом является ее ликвидация.

Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Существует несколько методов ликвидации разлива ННП: механический, термический, физико-химический и биологический.
Одним из главных методов ликвидации разлива ННП является механический сбор нефти. Наибольшая эффективность его достигается в первые часы после разлива. Это связано с тем, что толщина слоя нефти остается достаточно большой. При малой толщине нефтяного слоя, большой площади его распространения и постоянном движении поверхностного слоя под воздействием ветра и течения механический сбор достаточно затруднен. Помимо этого осложнения могут возникать при очистке от ННП акваторий портов и верфей, которые зачастую загрязнены всевозможным мусором, щепой, досками и другими предметами, плавающими на поверхности воды.

Термический метод, основанный на выжигании слоя нефти, применяется при достаточной толщине слоя и непосредственно после загрязнения, до образования эмульсий с водой. Этот метод применяется в сочетании с другими методами ликвидации разлива.

Физико-химический метод с использованием диспергентов и сорбентов эффективен в тех случаях, когда механический сбор ННП невозможен, например, при малой толщине пленки или когда разлившиеся ННП представляют реальную угрозу наиболее экологически уязвимым районам. Сорбенты при взаимодействии с водной поверхностью начинают немедленно впитывать ННП, максимальное насыщение достигается в период первых десяти секунд (если нефтепродукты имеют среднюю плотность), после чего образуются комья материала, насыщенного нефтью.

В крайних случаях, если пятно движется, например, к заповедным местам, его могут обрабатывать диспергентами. Они представляют собой специальные химические вещества, которые расщепляют нефтяную пленку и не дают ей распространяться. Однако диспергенты негативно влияют на окружающую среду.

Биологический метод используется после применения механического и физико-химического методов при толщине пленки не менее 0,1 мм. Биоремедитация – это технология очистки нефтезагрязненной почвы и воды, в основе которой лежит использование специальных, углеводородоокисляющих микроорганизмов или биохимических препаратов. Число микроорганизмов, способных ассимилировать нефтяные углеводороды, относительно невелико. В первую очередь это бактерии, в основном представители рода Pseudomonas, и определенные виды грибков и дрожжей. При температуре воды 15-25 Сº и достаточной насыщенности кислородом микроорганизмы могут окислять ННП со скоростью до 2 г/кв м водной поверхности в день. При низких температурах бактериальное окисление происходит медленно, и нефтепродукты могут оставаться в водоемах длительное время – до 50 лет.

При выборе метода ликвидации разлива ННП необходимо учитывать следующее: все работы должны быть проведены в кратчайшие сроки; проведение операции по ликвидации разлива ННП не должно нанести больший экологический ущерб, чем сам аварийный разлив.

Устройства для сбора нефти и нефтепродуктов

Для очистки акваторий и ликвидации разливов нефти используются нефтесборщики, мусоросборщики и нефтемусоросборщики с различными комбинациями устройств для сбора нефти и мусора.

Нефтесборные устройства, или скиммеры, предназначены для сбора нефти непосредственно с поверхности воды. В зависимости от типа и количества разлившихся нефтепродуктов, погодных условий применяются различные типы скиммеров как по конструктивному исполнению, так и по принципу действия.

По способу передвижения или крепления нефтесборные устройства подразделяются на самоходные; устанавливаемые стационарно; буксируемые и переносные на различных плавательных средствах.

По принципу действия – на пороговые, олеофильные, вакуумные и гидродинамические.

Пороговые скиммеры отличаются простотой и эксплуатационной надежностью, основаны на явлении протекания поверхностного слоя жидкости через преграду (порог) в емкость с более низким уровнем. Более низкий уровень до порога достигается откачкой различными способами жидкости из емкости.

Олеофильные скиммеры отличаются незначительным количеством собираемой совместно с нефтью воды, малой чувствительностью к сорту нефти и возможностью сбора нефти на мелководье, в затонах, прудах при наличии густых водорослей и т.п. Принцип действия данных скиммеров основан на способности некоторых материалов подвергать нефть и нефтепродукты налипанию.

Вакуумные скиммеры отличаются малой массой и сравнительно небольшими габаритами, благодаря чему легко транспортируются в удаленные районы, но они не имеют в своем составе откачивающих насосов и требуют для работы береговых или судовых вакуумирующих средств. Большинство этих скиммеров по принципу действия являются также пороговыми.

Гидродинамические скиммеры основаны на использовании центробежных сил для разделения жидкости различной плотности – воды и нефти. К этой группе скиммеров также условно можно отнести устройство, использующее в качестве привода отдельных узлов рабочую воду, подаваемую под давлением гидротурбинам, вращающим нефтеоткачивающие насосы и насосы понижения уровня за порогом, либо гидроэжекторам, осуществляющим вакуумирование отдельных полостей. В этих нефтесборных устройствах также используются узлы порогового типа.

Нефтесборные системы предназначены для сбора нефти с поверхности моря во время движения нефтесборных судов, т.е. на ходу. Эти системы представляют собой комбинацию различных боновых заграждений и нефтесборных устройств, которые применяются также и в стационарных условиях (на якорях) при ликвидации локальных аварийных разливов с морских буровых или потерпевших бедствие танкеров.
По конструктивному исполнению нефтесборные системы делятся на буксируемые и навесные.

Буксируемые нефтесборные системы для работы в составе ордера требуют привлечения таких судов, как: буксиры с хорошей управляемостью при малых скоростях; вспомогательные суда для обеспечения работы нефтесборных устройств (доставка, развертывание, подача необходимых видов энергии); суда для приема и накопления собранной нефти и ее доставки.

Навесные нефтесборные системы навешиваются на один или два борта судна. При этом к судну предъявляются следующие требования, необходимые для работы с буксируемыми системами: хорошее маневрирование и управляемость на скорости 0,3-1,0 м/с; развертывание и энергообеспечение элементов нефтесборной навесной системы в цикле работы; накопление собираемой нефти в значительных количествах.
К специализированным судам для ликвидации аварийных разливов ННП относятся суда, предназначенные для проведения отдельных этапов или всего комплекса мероприятий по ликвидации разлива нефти на водоемах.

По функциональному назначению их можно разделить на следующие типы: нефтесборщики – самоходные суда, осуществляющие самостоятельный сбор нефти в акватории; бонопостановщики – скоростные самоходные суда, обеспечивающие доставку в район разлива нефти боновых заграждений и их установку; универсальные – самоходные суда, способные обеспечить большую часть этапов ликвидации аварийных разливов ННП самостоятельно, без дополнительных плавтехсредств.

Все собранные при ликвидации аварии нефтепродукты и нефтеводяная смесь собираются либо в танкер, либо в специальную емкость, которая в последующем отправляется на переработку.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27 мая 2005 года «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», Минтрансом России должны быть созданы функциональные подсистемы организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов с судов и объектов независимо от их ведомственной и национальной принадлежности как в море, так и на внутренних водных путях.

Для функционирования подсистемы в море приказом Минтранса России создано федеральное государственное учреждение «Государственная морская аварийная и спасательно-координационная служба Российской Федерации» (ФГУ «Госморспаслужба России»), на которое были возложены организация и проведение на море аварийно-спасательных, судоподъемных, водолазных и экспедиционных буксировочных работ, включая ликвидацию аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Функциональная подсистема организации работ по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водных путях с судов до настоящего времени не создана. По этой причине проблемы, относящиеся к сфере действия данной функциональной подсистемы, судовладельцы вынуждены решать самостоятельно.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Как ликвидировать разлив нефтепродуктов и устранить загрязнения?

Аварийные разливы нефти и нефтепродуктов, которые происходят на объектах добычи и переработки, а также при их транспортировке, сильно вредят экологическому состоянию окружающей среды, приводят к существенным убыткам и обладают негативными последствиями социального характера.

В последнее время такие чрезвычайные ситуации участились.

Специалисты объясняют этот факт следующими причинами:

  • увеличение объемов добычи нефти;
  • износ основных средство производства, транспортировки и добычи (например, трубопроводов и танкеров);
  • увеличение количества диверсионных актов со стороны экстремистских организаций.

Такая ситуация привела к тому, что отрицательное влияние разливов нефти и нефтепродуктов на экологию становится все более ощутимым и заметным. При этом быстро оценить масштаб экологического вреда достаточно сложно, так как такие загрязнения разрушают многие естественные взаимосвязи и циклы, а также значительно меняют условия среды обитания попадающих под их воздействие живых организмов, накапливаясь в биомассе.

Современные государства проводят политику, цель которой – предупреждение и максимально быстрая ликвидация аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, в связи с чем способам локализации и устранения последствий таких чрезвычайных ситуаций уделяется повышенное внимание. План ликвидации аварийных разливов включает в себя различные методы устранения загрязнений.

Локализация и ликвидация разливов нефти и нефтепродуктов представляет собой целый комплекс многофункциональных мероприятий с использованием самых разных методик и технических средств. Каким бы ни был характер аварийного разлива ННП (нефти и нефтепродуктов), все мероприятия в первую очередь должны быть направлены на локализацию нефтяной пленки с целью предупреждения её дальнейшего распространения и минимизации размера загрязненной поверхности.

Любой план локализации и ликвидации аварий, связанных с разливом ННП, предусматривает использование разного рода заграждений.

Боновые заграждения

Такие заграждения являются основным средством локализации нефтяных пятен. С их помощью предотвращают растекание ННП по водной поверхности, снижают их концентрацию для облегчения сбора, а также отводят нефть и нефтепродукты от районов, наиболее уязвимых в экологическом плане.

Боновые заграждения делятся на:

  • аварийные заграждения;
  • заграждения с постоянной плавучестью;
  • всплывающие заграждения;
  • огнеупорные заграждения;
  • универсальные.

Вне зависимости от вида, в состав всех боновых заграждений входят:

  1. поплавок, призванный обеспечить плавучесть;
  2. надводная часть, которая препятствует переливанию ННП-пленки через боны (иногда эта часть совмещена с поплавком);
  3. подводная часть (так называемая юбка), которая не позволяет ННП проникать под боны;
  4. балласт (груз), который отвечает за вертикальность бонов на водной поверхности;
  5. тяговый трос, который отвечает за сохранение конфигурации заграждения при сильном ветре и волнении на воде, а также за буксировку заграждения;
  6. соединительные узлы, с помощью которых боны собираются из отдельных частей;
  7. устройства для крепления бонов к буям и якорям, а также отвечающие за их буксировку.

Аварийные надувные боновые заграждения (АБЗ)

Такие заграждения предназначены для локализации нефтяных разливов, которые возникают при авариях судов на внутренних водах (водохранилищах, портовых акваториях, реках и затонах). Их также используют для ограждения судов во время приема топлива и при загрузке нефтеналивных танкеров.

АБЗ представляет собой надувные боны, соединенные между собой замками. Такие замки бывают двух видов: стандартные (внахлест, с помощью четырех болтов) и быстроразъемные, называемые ASTM или, по-другому, «Ласточкин хвост».

Аварийный тип заграждения характеризуется высокой прочностью на разрыв и позволяет буксировать его со скоростью до трех узлов. Такая конструкция также обладает максимальной сопротивляемостью ветру и волнам.

Виды боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП)

Такой вид заграждения используется при локализации разливов ННП в тех же случаях, что и аварийный (см. выше). БПП также прочны на разрыв, их тоже можно буксировать со скоростью до 3-х узлов, им не страшны ни волны, ни ветер. Кроме того, они не поглощают ННП и воду.

Далее приводятся основные характеристики используемых на практике БПП:

  1. БПП-450:
  • Секция в длину – 10, 15 или 20 метров;
  • высота всего бона – 450 миллиметров;
  • высота бона над водой – 160 миллиметров;
  • высота под водой – 290 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 1,7 тонно/силы;
  • вес одного погонного метра – 2,5 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до двух баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 15-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до двух узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,05 метра.

Разлив нефти на море

  1. БПП-600:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 600 миллиметров;
  • высота бона над водой – 200 миллиметров;
  • высота под водой – 400 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 2,6 тонно/силы;
  • вес одного погонного метра – 2,7 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до двух баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,1 метра.
  1. БПП-830:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 830 миллиметров;
  • высота бона над водой – 250 миллиметров;
  • высота под водой – 580 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 3,5 тонна/силы;
  • вес одного погонного метра – 3,5 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до трех баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.
  1. БПП-1100:
  • секция в длину – 10 или 15 метров;
  • высота всего бона – 1100 миллиметров;
  • высота бона над водой – 350 миллиметров;
  • высота под водой – 750 миллиметров;
  • максимальная нагрузка на разрыв балластной цепи – 6,3 тонна/силы;
  • вес одного погонного метра – 5,4 килограмма;
  • материал – износостойкий полиэфир с с нефтехимостойким покрытием из ПВХ;
  • цвет – сигнальный;
  • волновая нагрузка – до четырех баллов;
  • максимальная скорость ветра – до 20-ти метров в секунду;
  • максимально выдерживаемое течение – до трех узлов;
  • температурный режим – от минус 35-ти до плюс 65-ти градусов С;
  • количество буксируемых секций в одной нитке – до 20-ти;
  • максимальная скорость буксировки – три узла;
  • высота слоя ННП, удерживаемого заграждением – 0,15 метра.

Такие заграждения используют для ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на внутренних водах в случае быстрых течений (затоны, водохранилища, портовые акватории и реки). Их также применяют для ограждения судов различного назначения при заливе топлива и при погрузках танкеров.

Цилиндрический вид боновых заграждений с постоянной плавучестью (БПП Ц)

В состав БПП Ц входят боны постоянной плавучести, соединяемые между собой замками (либо стандартного типа (внахлест, четыре болта), либо соединениями мягкого типа для крепления секций внутри ленты заграждения).

Такая конструкция также обладает хорошей устойчивостью к волнам и ветру.

Всплывающий тип боновых заграждений (ВБЗ)

При любых операциях с ННП суда всегда огораживают боновыми заграждениями, который ставятся при помощи буксира. Поскольку суда постоянно подходят к причалу и отходят от него, их необходимо постоянно снимать и ставить снова. Применение стандартных типов заграждений подразумевает круглосуточное дежурство как буксира с командой, так и специальной рабочей бригады.

Для того, чтобы облегчить этот процесс, существуют всплывающий тип боновых заграждений. Их ставят один раз и, по мере необходимости, дистанционно выпускают из них воздух. Боны ложатся на дно и не мешают прохождению судов. Как только в них возникает нужда – в них также с берега закачивают воздух, и они всплывают, образуя заданную изначально конфигурацию. Находящийся на дне комплекс имеет длительный срок службы и готов к эксплуатации в любое время дня и ночи в любое время года. ВБЗ можно использовать как в пресной, так и в соленой воде.

Такие заграждения делятся на:

  1. аварийные. Применяются только в экстренных случаях. В каждой секции такого заграждения есть впускные невозвратные и травяще-предохранительные клапаны. По окончании работ по ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов, из каждой секции воздух выпускают с борта плавсредства. Аварийные ВБЗ ставят, как правило, для разделения портовой акватории на секции, а также на входе в порт или нефтеналивной терминал, что позволяет в экстренных случаях предотвратить растекание ННП по всей акватории. Также такие заграждения часто ставятся на реках, в местах, где под водой проходит магистральный нефтепровод. Для быстрого наполнения бонов аварийного БЗ применяются баллоны с высоким давлением;
  2. рабочие. Их применяют постоянно для ограждения танкеров и судов, принимающих топливо. В таких БЗ воздух подается и выпускается дистанционно, поднимая их со дна по мере надобности. В качестве станции газонаполнения используется компрессор с давлением, достаточным для конкретного заграждения.

Вне зависимости от вида, ВБЗ можно ставить как в соленой, так и в пресной воде, на глубине 25-30 метров.

Огнеупорный тип бонового заграждения (ОБЗ)

Используются при термическом способе удаления с водной поверхности нефтяного пятна. Являются многоразовыми.
Применение таких заграждений позволяет сжигать от 600-т до 1800-т баррелей ННП в час.

Кроме того, ОБЗ используют для локализации пожаров, возникающих на поверхности воды. Это позволяет эффективно ликвидировать возгорание на ограниченном участке.

Универсальный вид бонового заграждения (УБЗ)

Представляет собой две автономных оболочки, соединенных между собой и располагающихся вертикально по отношению друг к другу. Одна из оболочек заполняется воздухом, вторая – водой. Воздушная оболочка находится над водонаполняемой, что дает возможность одновременно формировать как надводное заграждение (воздушная часть), так и подводную юбку (водонаполняемая часть).

Принцип работы УБЗ:

  • заграждение разворачивают с установленной на судне – постановщике бонов вьюшки, одновременно заполняя обе оболочки соответствующим содержимым;
  • воздух нагнетается из воздуходувки, вода – из отвода установленного водомета; возможно заполнение оболочек с помощью компрессора или другого источника воздуха, и насоса (пожарного или балластно-осушительного).

В целях облегчения постановки УБЗ при сильных течениях, оболочки, как правило, заполняют раздельно: вначале – воздушную, затем ставят бон на якорь, потом заполняют водобалластную.

После того, как разлив нефтепродуктов локализован, с бонопостановщика спускают специальное устройство – скиммер, у которого есть воздушный привод, питаемый от компрессора на борту судна. Скиммер собирает нефтепродукты в водозаполняемую оболочку. Вода в ней вытесняется нефтью. После окончания сбора заграждение можно буксировать к месту утилизации ННП.

Преимущества универсальных боновых заграждений:

  1. их удобно хранить на складе, транспортировать и ставить;
  2. в таких БЗ нет балластной цепи, что значительно снижает вес конструкции и позволяет увеличить длину одной секции до 250-ти метров;
  3. нет нужды в дополнительных емкостях для сбора разлившейся нефти; выполняющая роль балласта водонаполняемая оболочка одновременно служит для сбора ННП.

Для локализации разливов ННП на земляных поверхностях используются различные типы дамб, с обваловками и траншеями для организации отвода нефтепродуктов. Выбор типа дамбы зависит от того, насколько велик розлив, характера местности, времени года и прочих факторов.

Дамбы бывают сифонными, сдерживающими, бетонными с донным стоком, переливные плотинные и ледяные. После локализации начинается непосредственная ликвидация разлива нефти и нефтепродуктов.

Методы ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов

Основными методами ликвидации разлива нефти и нефтепродуктов являются:

  1. механический;
  2. физико-химический;
  3. термический;
  4. биологический.

Механический метод

Этот способ является одним из основных, применяемых в настоящее время. Наиболее эффективно его применение в самом начале разлива (в первые его часы) поскольку толщина нефтяного слоя в этот момент – наибольшая. Отделение ННП от воды сильно затрудняется, если толщина слоя маленькая, площадь распространения пятна – большая, и сам слой постоянно перемещается под действием течения и ветра. Механическая очистка также затруднена в портовых акваториях и на верфях, поверхность воды которых сильно загрязнена разного рода мусором, досками и щепой.

Для успешного применения этого способа необходимо, чтобы технические характеристики применяемых средств соответствовали условиям конкретного разлива.

Основными достоинствами механического сбора ННП являются:

  • высокая эффективность работ;
  • возможность собирать самые разные виды ННП;
  • всесезонность.

Стоит отметить, что на месте механического сбора все равно на воде остаётся тонкий слой нефти или нефтепродуктов.

В качестве технических средств для механического сбора применяются специальные суда-нефтесборщики или скиммеры.

Суда-нефтесборщики представляют собой самоходные плавсредства, которые самостоятельно осуществляют сбор нефти и нефтепродуктов.

Скиммеры собирают нефть непосредственно с водной поверхности. По способу своего крепления и передвижения они делятся на переносные и стационарные, а также на самоходные и буксируемые. По принципу своего действия скиммеры делятся на гидродинамические, вакуумные, , олеофильные и пороговые.

Устрание загрязнений физико-химическим способом

Этот метод подразумевает использование разного рода диспергентов и сорбентов. Он эффективен тогда, когда нет возможности применить механический способ сбора, к примеру, из-за слишком тонкого нефтяного слоя или если ННП несут реальную угрозу районам, уязвимым с экологической точки зрения.

Ликвидация аварийных разливов нефти

Применение диспергентов

Диспергенты – это особые химические вещества, которые используются как катализаторы процесса естественного рассеивания ННП. Цель их применения – облегчение удаление разлившегося пятна до того, как оно доберется до экологически уязвимого места.

Диспергенты используют в экстремальных условиях, когда механически удалить разлив – сложно или невозможно (например, на глубинах более десяти метров, если температура воды ниже пяти градусов C или температура окружающего воздуха ниже, чем десять градусов C).

Применение диспергентов применяется при оперативной ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов. Их использование возможно в комплексе с другими техническими средствами.

Основной недостаток диспергентов – их высокая токсичность и ограничения применения в зависимости от температуры.

Сорбенты бывают тканевыми, порошкообразными и боновыми. Вступая во взаимодействие с водной средой, они сразу начинают впитывать в себя нефть и нефтепродукты. При их средней плотности сорбенты максимально насыщаются за первые десять секунд сбора. После этого на поверхности воды остаются легко собираемые комки нефтенасыщенного материала.

Основные достоинства – их можно применять вне зависимости от условий окружающей среды, а также минимальные затраты на их хранение и доставку до места ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов.

Сорбенты можно применять совместно с любыми бонами постоянной плавучести. Их применяют не только при уже случившейся аварии, но и для предупреждения оной, например, их рассыпают вокруг морских добывающих платформ и вблизи нефтеналивных комплексов. Эти элементы способны впитывать все нефтяные загрязнения, удаляя при этом даже радужную пленку.

Установления сорбирующих боновых заграждений на реках, где нет судоходства, значительно улучшают их экологию.

Сорбирующие боны ставятся также с целью защиты берегов от нефтяных разливов, используются для сорбции ННП в условиях закрытых водоемов, применяются на ТЭЦ (в выпускных коллекторах), для локализации утечек на палубах нефтеналивных танкеров и на нефтяных хранилищах.

Целесообразно их применять как дополнительный рубеж в комплексе с боновыми заграждениями других видов.

Ликвидация последствий разлива ННП термическим способом

Суть этого метода заключается в выжигании разлившегося слоя ННП.

Для его эффективного применения необходимо соблюдение следующих условий:

  • толщина плёнки нефти/нефтепродукта – не менее 3-х миллиметров;
  • скорость ветра не более 35-ти километров в час;
  • наличие безопасного расстояния по направлению ветра – в пределах 10 километров от места предполагаемого сжигания.

Достоинства этого способа:

  • быстрота ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов;
  • использование минимального количества техсредств;
  • минимальные материальные затраты.

Стоит отметить, что применение термической методики требует соблюдения повышенных противопожарных мер.

Основным недостатком такого способа считается то, что неполное сгорание нефти или нефтепродуктов приводит к выделению в атмосферу стойких веществ канцерогенного характера.

Для локализации пламени при термическом удалении разлившегося слоя используют ОБЗ (см. выше).

Устранение загрязнений биологическим способом

Он используется после того, как применены механический и физико-химический методы. Толщина удаляемого слоя должна быть не меньше 0,1 миллиметра.

Суть этой методики заключается в процессе биоремедитации, который представляет собой очистку загрязненных ННП воды или почвы с помощью специальных микроорганизмов или препаратов, окисляющих углеводородные соединения.

Количество живых микроорганизмов, которые могут ассимилировать углеводородные соединения, довольно мало. В основном это – бактерии рода рода Pseudomonas, а также некоторые виды дрожжей и грибков. Как правило, такие микроорганизмы – жесткие аэробы.

Разновидностей подхода к такой очистке – два:

  • локальная стимуляция биоценоза в почве;
  • применение отобранных особым образом микроорганизмов.

Первый подход основан на способности некоторых микроорганизмов изменять свой видовой состав под действием условий окружающей их среды.

Наибольшая эффективность этого метода достигается в первые сутки их применения. Если температура воды находится в пределах от 15-ти до 25-ти градусов С, и она достаточно насыщена кислородом, то окисление ННП с помощью микроорганизмов проходит со скоростью 2 грамма на один квадратный метр поверхности в сутки. Чем ниже температура – тем медленнее происходит бактериальное окисление. Иногда ННП могут сохраняться в водоемах до полувека.

Таким образом, план по предупреждению и ликвидации разливов нефтепродуктов должен включать в себя все необходимые мероприятия, наиболее подходящие под конкретные условия загрязнения.

Еще по теме:

  • Приказ 180 минздрав Приказ 180 минздрав МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГРУППЫ "ЗДРАВООХРАНЕНИЕ" Во исполнение приказа Министерства образования Российской Федерации от 16.05.2002 N 1799 […]
  • Пени облагается налогом Пени облагается налогом не должны, санкция за нарушение условий сделки сама по себе не связана с получением выручки от реализации товаров (работ, услуг), поэтому НДС не облагается Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 февраля 2008♫г. N♫11144/07 Открытое акционерное […]
  • Внезапная проверка материальных ценностей Акт проверки материальных ценностей в системе судебного департамента Последние публикации 16 Августа 2018 В Курганской области налоговая служба начала публиковать через специальный сервис в интернете сведения о налогоплательщиках, раньше считавшиеся налоговой тайной. Чем этот ресурс […]
  • 5 правил хорошего самочувствия 5 простых правил хорошего самочувствия 1. Если вам плохо, не стоит делать вид, что вам хорошо. Позвольте себе похандрить, поплакать, попереживать. Найдите для этого время. Задайте себе вопрос: "Мне плохо, потому что что?" Услышьте, чего вам не хватает и что приносит боль. Проговорите и […]
  • Материнский капитал сколько дают за 2 ребенка Получение материнского капитала на 2 ребенка Одним из самых существенных инструментов материальной поддержки молодых российских семей является материнский капитал на второго ребенка. Этот вид государственной помощи выдается на всей территории страны по единым правилам, которые […]
  • Сколько выплачивают за осаго Страховщики запутались в максимальной выплате по ОСАГО Сколько заплатит страховая компания при попадании в ДТП: 160 тыс., 320 тыс. руб. или 400 тыс. руб.? Сравни.ру нашел ответ на этот незамысловатый вопрос. Обязательное страхование гражданской ответственности автомобилистов преследуют […]
  • Гост метрологическая экспертиза конструкторской документации 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ И ЗАДАЧИ 1.1. Метрологическая экспертиза конструкторской и технологической документации проводится с целью обеспечения эффективности измерений при контроле изделий в процессе их разработки, изготовления, эксплуатации и ремонта. 1.2. Метрологическая экспертиза […]
  • Куда обращаться за пенсией за выслугу лет ЧТО ВАЖНО ЗНАТЬ О НОВОМ ЗАКОНОПРОЕКТЕ О ПЕНСИЯХ Государственная пенсия за выслугу лет назначается федеральным государственным служащим, военнослужащим, космонавтам и работникам летно-испытательного состава. Куда обратиться Граждане могут обратиться за назначением пенсии в любое время […]